Момент стабильным социально экономическим. Стабильность социально-экономического развития административно-территориальных образований. Источники социального напряжения

II. Экономическая нестабильность.

Рынок не всегда стабилен. Периоды нестабильности чреваты инфляцией, безработицей, другими тяжелыми социальными последствиями. В то же время нестабильность может быть на руку части компаний. Сам рынок, конечно, постепенно стабилизируется, но на это может уйти довольно много времени. Государство не может полностью устранить рыночные колебания, но в состоянии их сгладить, снизить социальную напряженность.

В развитии экономики государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму.

III. Незаинтересованность рынка в решении социальных и глобальных проблем .

Рынок не станет заниматься социальными проблемами, так как это не приносит никакой выгоды. Только государство может за счет налогов выплачивать пособия, пенсии и т.д.

Рынок не способствует сохранению не воспроизводимых ресурсов, защиты окружающей среды, не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству (рыбные богатства океана). Рынок всегда был ориентирован на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги.

Всегда существовали такие виды производства, которые «отторгает» рыночный механизм. Прежде всего это производство с длительным сроком окупаемости капитала, без которых общество не может обойтись, а результаты которых нельзя соизмерить в денежной форме: фундаментальная наука, поддержание обороноспособности страны, охрана правопорядка, поддержание занятости населения на необходимом уровне, содержание нетрудоспособных, организация образования, здравоохранение, создание и поддержание нормального функционирования общеэкономической структуры (денежное обращение, таможенный контроль и др.).

Неравенство доходов и богатства порождается рыночным механиз­мом повсеместно и ежечасно. Сам этот механизм совершенно не наце­лен на преодоление слишком больших различий в благосостоянии граж­дан.

Изменить ситуацию можно лишь путем регулирования доходов и бо­гатства. Решить столь сложную задачу под силу только государству. Ведь это требует создания мощных систем перераспределения доходов и ре­ализации иных форм социальной политики в масштабах всей страны.

Таким образом, в условиях смешанной экономической системы государство берет на себя решение нескольких задач (рис. 1):

1) устранение последствий, порождаемых слабостями (несовершенством) рынка;

2) смягчение неравенства доходов и богатства за счет их частичного перераспределения.

Кроме того, необходимость государственного регулирования экономики обусловливается:

Обеспечением целостности территориального пространства хозяйствования;

Наличием естественных монополий;

Ограниченностью определенных ресурсов;

Созданием и поддержанием развитой инфраструктуры, особенно в условиях России;

Рисунок 1. Экономические функции государства

Обеспечением достоверности информации;

Обеспечением баланса экономических интересов субъектов хозяйствования;

§ правовым обеспечением функционирования рыночного механизма. Правовая защита производителей и потребителей является важнейшей функцией государства.

Прежде всего, должно быть обеспечено право собственности. Собственник, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, будет опасаться ее отчуждения и не сможет использовать в полную силу творческий и материальный потенциал. Большое внимание обычно уделяется антимонопольному регулированию. Высчитывается возможность отдельных фирм диктовать свои цены на рынке и навязывать другие условия сделок, и определяются меры борьбы с этими явлениями.

В случае с естественными монополиями государство может прибегнуть к установлению/фиксированию цен на товары такого монополиста.

Государство также стремится предотвратить нечестные методы ведения конкурентной борьбы, так называемую разрушительную или деструктивную конкуренцию . Например, может быть введен запрет на демпинг , то есть продажу товара по бросовым ценам обычно с целью вытеснения соперников с рынка. После ухода с рынка конкурентов фирма, занимающаяся демпингом, увеличивает свою рыночную долю и поднимает цены для получения сверхприбыли.

Практически во всех государствах мира существуют законы, защищающие исключительные права (авторские, изобретательские), что тоже можно отнести к мерам обеспечения честной конкуренции. Доходы от произведений, изобретений должны получать их создатели. В России пока процветает нарушение авторских прав.

Очень важное значение имеют и законы, посвященные защите прав потребителей, так как их интересы и интересы предпринимателей далеко не всегда совпадают. Актуален вопрос защиты потребителей и в России.

Качество многих товаров, а также уровень обслуживания не всегда находится на высоком уровне;

§ тем, что не все отношения между людьми находятся в пределах рынка. Так, освоения дальнего космоса, мирового океана требуют очень больших затрат, но они находятся за пределами рынка и регулируются государствами.

Государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государ­ственными учреждениями с целью приспособления существующей со­циально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйство­вания.

Другими словами государственное регулиро­вание экономики – это целенаправленный координирующий про­цесс управленческого воздействия правительства на отдельные сег­менты внутренних и внешнего рынков посредством микро- и мак­роэкономических регуляторов в целях достижения экономического роста и стабильности экономической системы.

К объектам регулирования относятся национальная и международная экономика, отдельные сектора, отрасли и регионы, где возникают проблемы, не разрешаемые посредством рыночных регуляторов.

Субъектами регулирования выступают центральные (федеральные), региональные и муниципальные органы управления.

Шовгенов Тембот Муратович
Адыгейский государственный университет
[email protected]

Аннотация

Формирование устойчивой социально-экономической системы должно базироваться на принципах устойчивого развития. Следует отметить тот факт, что сложившаяся в России экономическая ситуация, действующие механизмы формирования финансово-экономической базы регионов и муниципальных образований - все это противодействует реализации стратегий устойчивого развития. В статье рассматриваются разные подходы к оценке устойчивости социально-экономических систем.

Ключевые слова

социально-экономическая система, устойчивое развитие, регион, муниципальные образования, стратегия, устойчивость

Рекомендуемая ссылка

Шовгенов Тембот Муратович

Основные аспекты устойчивости региональных социально-экономических систем// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал . ISSN 1999-2645 . — . Номер статьи: 1107. Дата публикации: 2007-09-29 . Режим доступа: https://сайт/article/1107/

Shovgenov Tembot Muratovich
Adyghe State University
[email protected]

Abstract

The formation of a stable socio-economic system should be based on the principles of sustainable development. It should be noted the fact that the current economic situation in Russia, the existing mechanisms of financial and economic base of regions and municipalities - all oppose the implementation of sustainable development strategies. The article discusses different approaches to assessing the sustainability of socio-economic systems.

Keywords

socio-economic system, sustainable development, region, municipalities, strategy, sustainability

Suggested Citation

Shovgenov Tembot Muratovich

Key aspects of the sustainability of the regional socio-economic systems. Regional economy and management: electronic scientific journal. . Art. #1107. Date issued: 2007-09-29. Available at: https://сайт/article/1107/


Российский регион — это сложная многоуровневая структура, обладающая внутренней динамикой и являющаяся важнейшим элементом национальной экономики. Для региональных экономических систем характерно сочетание социальной, экономической, экологической, информационной и других составляющих, наличие множества сложных элементов, большого числа разнообразных связей, циркуляция больших потоков материальных, финансовых и информационных ресурсов. В России, являющейся федеративным государством, ключевыми являются проблемы экономической самостоятельности, безопасности и устойчивого развития регионов.

К социально-экономическим системам относят мировое сообщество, союзы государств, государства, административные единицы внутри государства, отрасли хозяйства, отдельные предприятия, группы людей.

Теория устойчивости социально-экономических систем , будучи производной от некоторых других ветвей знания (кибернетики, теории систем и др.), вобрала в себя ряд междисциплинарных категорий. Среди них «система», которая характеризуется иерархией организованных подсистем, движением отдельных частей и, в совокупности, развитием, наличием или недостатком ресурсов развития. Важным понятием является «структура», под которой понимают части одной системы, определенным образом вступающие во взаимоотношения. В каждой системе имеется потенциал (ресурс, капитал), способствующий ее развитию. Развитием называют изменения, происходящие в системе, принимающие структурную, качественно-количественную форму, либо это изменения, отражающие характер функционирования. Социально-экономическая система способна эволюционизировать из одного вида в другой, в частности в такой, при котором потребленные ресурсы восстанавливаются, воспроизводятся, заменяются на другие, минимизируется их расходование, если невозможно продолжить развитие без невозобновляемых ресурсов.

Устойчивость социально-экономической системы значительно отличается от технической, физической устойчивости. Поскольку главной характеристикой в ней выступает не некоторое равновесное состояние и способность возвращаться к нему в случае возмущающих воздействий, или сохранение заданной траектории движения в случае противодействующих сил, а способность эффективно использовать, автономно видоизменять ресурсы своего развития, непрерывно наращивать показатели своего положительного изменения, не увеличивая или минимизируя затраты базовых, невозобновляемых ресурсов.

Формирование устойчивой социально-экономической системы должно базироваться на принципах устойчивого развития , основными из которых являются:

    улучшение качества жизни;

    гарантированное здоровье людей;

    удовлетворение основных жизненных потребностей как населения, так и будущих поколений;

    борьба с бедностью;

    рациональные структуры производства и потребления;

    рациональное природопользование;

    сохранение экосистем, защита климата и озонового слоя;

    обеспечение экологической безопасности;

    устранение всех форм насилия над человеком и природой (предупреждение войн, терроризма и экоцида);

    глобальное партнерство.

В теории устойчивого развития можно выделить несколько подходов к оценке устойчивости социально-экономических систем. В качестве первого подхода можно определить методику расчета показателя «Истинных накоплений «(Genuine saving), разработанного исследователями Всемирного Банка для оценки устойчивости экономики. Он определяет благосостояние страны в более широком плане, чем национальные счета. Цель показателя — представить «стоимость чистого изменения в целом спектре активов, которые важны для развития: производственные активы, природные ресурсы, качество окружающей среды, человеческие ресурсы и иностранные активы». Коррекция валовых внутренних сбережений производится в два этапа. На первом этапе определяется величина чистых внутренних сбережений (NDS) как разница между валовыми внутренними сбережениями (GDS) и величиной обесценивания произведенных активов (CFC). На втором этапе чистые внутренние сбережения увеличиваются на величину расходов на образование (EDE) и уменьшаются на величину истощения природных ресурсов (DRNR) и ущерба от загрязнения окружающей среды (DME): GS=(GDS-CFC)+EDE-DRNR-DME.

Подход Genuine Saving имеет преимущества над многими другими типами национальных расчетов, поскольку дает странам единые, ясные, позитивные или негативные цифры. Постоянные отрицательные результаты могут быть интерпретированы как факт того, что страна идет по неустойчивому пути, что повлечет негативные эффекты в долгосрочной перспективе.

Следующий подход к оценке устойчивости предложен Йельским и Колумбийским Университетом для Всемирного Экономического Форума в Давосе — Расчет индекса устойчивости Окружающей Среды Environmental Sustainability Index . Значение индекса рассчитывается по 22 индикаторам. Каждый индикатор определяется усреднением 2-5 переменных, всего выделено 67 переменных. Формально все переменные получают равный вес при расчете индекса, поскольку отсутствуют общепризнанные приоритеты в ранжировании экологических проблем. В «десятку» наиболее устойчивых стран вошли Финляндия, Норвегия, Канада, Швеция, Швейцария, Новая Зеландия, Австралия, Австрия, Исландия, Дания и США.

Заслуживает внимания методика расчета Индекса устойчивого экономического благосостояния (Index of Sustainable Economic Welfare ), рассчитанный в 1989 г. Коббом и Дэли (США) и представленный европейским странам (Германии в 1991г., Великобритании в 1994 г., Австрии, Шотландии, Дании и Нидерландам). Он представляет собой размер ВВП на душу населения, скорректированный на сумму затрат на социально-экономические и экологические факторы. Разработка этого индекса — это попытка построения агрегированного монетарного индекса, напрямую сравнимая со стандартами национальных счетов с учетом важных моментов, которые отрицаются в других методах из-за их высокой агрегированности. При расчете ISEW учитываются такие переменные как стоимость загрязнения воды, воздуха, шумового загрязнения, потеря сельскохозяйственных земель, компенсации будущим поколениям за потерю невозобновляемых источников энергии и т.д.

В ряде стран, таких как США, Великобритания, Дания, Португалия и других, для оценки устойчивости социально-экономических систем используется целая система показателей-индикаторов. Одна из самых полных по охвату систем индикаторов устойчивого развития была разработана Комиссией по устойчивому развитию ООН (UN CSD) в 1996 г. Были выделены четыре области: социальная, экономическая, экологическая и институциональная. Отбор индикаторов осуществлялся по схеме: давление, состояние, реакция. Первоначальный список включал 134 индикатора, затем этот список был уменьшен до 60 и добавилась классификация по темам.

Широкое признание в мире получила система экологических индикаторов Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР). Модель ОЭСР выявляет причинно-следственные связи между экономической деятельностью и экологическими и социальными условиями и помогает политикам и общественности увидеть взаимосвязь этих сфер и выработать политику для решения этих проблем.

Обилие терминов, описывающих понятие «устойчивого развития», при всей широкой палитре толкований сходятся в том, что оно учитывает необходимость учета и соотношения текущих и перспективных жизненных потребностей. Начавшаяся в середине 90-х годов в России мода на разработку региональных (и даже муниципальных) программ устойчивого развития, сохраняется до сих пор. В этих программах целевые установки имеют, как правило, региональную конкретизацию и непосредственно ориентированы на использование имеющихся предпосылок для стабилизации и улучшения социально-экономического положения соответствующих территорий. При этом практически открытым остается вопрос о показателях и критериях региональной устойчивости. Рекомендованные Минэкономразвития методики определения уровня социально-экономического развития регионов (с целью выявления асимметрии социально-экономического положения исследуемых административно-территориальных образований – АТО не устраняют дефекта универсального подхода, и требуют адаптивной корректировки. Следует отметить тот факт, что сложившаяся в России экономическая ситуация, действующие механизмы формирования финансово-экономической базы регионов и муниципальных образований — все это противодействует реализации стратегий устойчивого развития. Здесь воспроизводится «эгоистичная» модель поведения не отдельного человека, а территориального сообщества людей. Регионы вынуждены интенсифицировать эксплуатацию природных ресурсов как единственного, в некоторых случаях, источника формирования бюджета.

Таким образом, для продвижения России к устойчивому развитию необходима разработка и реализация последовательной и эффективной экономической, инвестиционной, экологической и региональной политики. Переход к устойчивому развитию — сложный и долговременный процесс, который затрагивает фактически весь комплекс проблем долгосрочного развития как страны в целом, так и её отдельных регионов.

Библиографический список:

  1. Adams R., Perfomans indicators for sustainable development, Accounting and Business, April, 1999.
  2. Meadows D.H., Meadows D.L., Randers J., Behrens W.W. The limiting to growth. N.Y.: Potomac, 1972.
  3. Бобылев В. Информационная и методологическая основа для расчета эколого-экономических индикаторов, МГУ, 2000.

References:

  1. Adams R., Perfomans indicators for sustainable development, Accounting and Business, April, 1999.
  2. Meadows DH, Meadows DL, Randers J., Behrens WW The limiting to growth. N.Y.: Potomac, 1972.
  3. V. Bobylev Information and methodological basis for the calculation of ecological and economic indicators , MSU, 2000.

    Понятие и виды социальных изменений.

    Структура и механизмы социальных изменений.

    Факторы социальных изменений.

    Социальное развитие и социальный прогресс.

    Социальная стабильность .

1 . Социальные изменения – это различные перемены, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях и обществах, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами. Такие изменения могут осуществляться: на уровне межличностных отношений; на уровне организаций и институтов, на уровне малых и больших социальных групп, на социетальном и глобальном уровнях.

Выделяются четыре вида социальных изменений.

1. Изменения, касающиеся структур различных социальных образований, или структурные социальные изменения. Таковы, например, изменения в структуре семьи, в структуре любой другой общности - малой группы, профессиональной, территориальной, класса, нации, общества в целом, изменения в структурах власти, в структурах социокультурных ценностей и др. К этому виду изменений относятся также структурные изменения социальных институтов, социальных организаций и др.

2. Изменения, затрагивающие социальные процессы или процессуальные социальные изменения. Так, мы постоянно наблюдаем изменения, происходящие в сфере социальных взаимодействий и взаимоотношений различных общностей; общностей, институтов и организаций; общностей, институтов, организаций и личностей. Это - отношения солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности, которые постоянно находятся в процессе изменений.

3. Изменения, касающиеся функций различных социальных систем, институтов, организаций. Их можно назвать функциональными социальными изменениями.

4. Изменения в сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности, или мотивационные социальные изменения. Очевидно, что характер потребностей, интересов, мотиваций в поведении и деятельности индивидов, общностей, различных групп не остается неизменным.

Все эти виды изменений тесно связаны между собой: изменения одного вида с необходимостью влекут за собой изменения других видов. Вместе с тем следует иметь в виду, что соотношение социальных изменений с другими изменениями - культурными, экономическими и т.д. - имеет весьма сложный характер. Изменения в одной сфере общества не ведут автоматически к изменениям в других сферах.

2. По характеру, внутренней структуре, степени влияния на общество социальные изменения можно подразделить на две большие группы - эволюционные и революционные. Первую группу составляют изменения частичные и постепенные, осуществляющиеся как достаточно устойчивые и постоянные тенденции к увеличению или уменьшению каких-либо качеств или элементов. Они могут приобретать восходящую или нисходящую направленность.

Эволюционными по своему характеру могут быть все четыре описанных выше вида изменений - структурные, функциональные, процессуальные и мотивационные. В случае сознательной организации эволюционные изменения приобретают, как правило, вид социальных реформ. Но они могут быть и сугубо стихийным процессом.

Эволюционные изменения отличаются специфической внутренней структурой и могут быть охарактеризованы как некоторый кумулятивный процесс, т.е. процесс постепенного накопления каких-то новых элементов, свойств, в результате чего изменяется вся социальная система. Сам же процесс накопления, в свою очередь, может быть разделён на две составляющие: формирование инноваций (новых элементов) и их отбор. Инновация - это зарождение, появление и укрепление новых элементов. Отбор - осуществляющийся стихийно или сознательно процесс, посредством которого в системе сохраняются одни элементы нового и отбраковываются другие.

Инновация есть комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства для удовлетворения человеческих потребностей, а также сопряженные с этим новшеством изменения в социальной и вещественной среде. К социальным нововведениям относятся экономические, организационные, культурные, к вещественным - продуктные, технологические и др.

В настоящее время нововведение рассматривается как определенная стадия процесса социального изменения. В феномене нововведения выделяются следующие элементы: а) само новшество; б) новаторы, т.е. те, кто его создает; в) распространители; г) оцениватели, восприемники.

Революционные социальные изменения отличаются от эволюционных существенным образом: во-первых, потому что они - в высшей степени радикальные изменения, предполагающие коренную ломку социального объекта, во-вторых, потому что они - не частные, а общие или даже всеобщие изменения и, наконец, в-третьих, они, как правило, опираются на насилие.

Циклические социальные изменения представляют собой более сложную форму социальных изменений, по существу включающую эволюционные и революционные изменения, восходящую и нисходящую тенденции. Кроме того, в этом случае имеются в виду не отдельные единичные акты каких-либо перемен, а определенный ряд изменений, который в совокупности образует цикл.

Известно, что многие социальные институты, общности, классы и даже целые общества изменяются по циклической схеме.

Особую сложность картине циклических социальных изменений придает то обстоятельство, что разные структуры, явления и процессы в обществе имеют циклы разной продолжительности. Так что в каждый данный момент истории мы имеем одновременное сосуществование социальных структур, явлений, процессов, находящихся на разных ступенях развития своего цикла. Этим в значительной степени определяется далеко не простой характер взаимодействия между ними, взаимные несоответствия, несовпадения и конфликты.

Особое внимание специалистов привлекает циклический характер социальных изменений на сравнительно больших отрезках времени - в несколько десятков лет, в частности, теории длинных волн. Выдающийся вклад в разработку этих теорий внес русский экономист Н.Д. Кондратьев К настоящему времени большие циклы (длинные волны) зафиксированы другими исследователями на большом материале экономических и социальных показателей. В основе механизма длинных волн разные авторы называют: процесс распространения нововведений, смену лидирующих отраслей экономики, смену поколений людей, долговременную динамику нормы прибыли и др. Большинство ученых рассматривают феномен длинных волн не только как экономический, но и социальный, исторический и социально-психологический. В результате сложилось следующее его понимание: большие циклы (длинные волны) - это периодические повторения характерных социальных, экономических, технологических ситуаций. Эти характерные ситуации регулярно повторяются примерно через каждые 25-50 лет. Они почти синхронны для большинства ведущих развитых стран.

3. Можно утверждать, что источниками социальных изменений могут быть и экономические, и политические факторы, а также факторы, находящиеся внутри сферы социальных структур и отношений общества. К последним можно отнести взаимодействие между разными социальными системами, структурами, институтами, а также общностями на уровне групп, классов, партий, наций, целых государств.

Особо следует выделить технологические и идеологические факторы в качестве источников социальных изменений.

Наиболее очевидным влияние технологических факторов на социальную жизнь стало со времени промышленной революции XVII-XVIII вв. С одной стороны, научно-технические нововведения вели к консолидации и интеграции внутри различных общностей - социальных и профессиональных групп, классов, а также изменили характер взаимоотношений между ними, обострили конфликты и борьбу как между группами и классами, так и между государствами. С другой стороны, новая техника беспрецедентно расширила возможности общения, обмена информацией и культурными ценностями, по существу, изменила весь характер коммуникаций между людьми, явилась той базой, на которой сформировалась вся система массовой информации. Новое качество приобрели такие процессы, как горизонтальная и вертикальная социальная мобильность, все социальные перемещения.

Существеннейшим фактором социальных изменений в разных странах мира в последние два-три столетия стала идеология. Все социальные изменения, обусловленные социально-экономическими и политическими причинами, имеют идеологический характер. И чем более фундаментальные изменения происходят, тем более заметна в них роль идеологии. Ведь идеология есть определенная совокупность идей и представлений, которая выражает интересы классов, других социальных групп, всего общества, объясняет сквозь призму этих интересов социальную реальность и содержит директивы (программы) для действия (поведения), по своей сущности идеологии не могут быть нейтральны по отношению к социальным изменениям. С помощью идеологии социальные группы и классы либо требуют таких изменений, либо сопротивляются им.

Роль идеологии заметна тогда, когда осуществляются более глубокие преобразования, и менее заметна, когда осуществляются сравнительно мелкие, неглубокие перемены.

В XX в. наука стала напрямую влиять на выработку программ социальных изменений, путей и способов их реализации, принятие управленческих решений в передовых странах, и у социальных наук появились новые социальные функции, связанные с определением конкретных социальных проблем, их анализом и выработкой рекомендаций по их практическому решению. Эти функции выполняет так называемая социальная инженерия, осуществляющая практическое упорядочивание, рационализацию сфер хозяйства, бизнеса, социальных и других отношений. Особую значимость социальные науки приобрели в преобразовании сферы организации и управления (государственного, муниципального, внутрифирменного и т.д.), системы принятия решений.

4. Социальное развитие как реальный процесс характеризуют тремя взаимосвязанными чертами - необратимостью, направленностью и закономерностью. Необратимость означает постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен; направленность - ту линию или линии, по которым совершается накопление; закономерность - не случайный, а необходимый процесс накопления таких перемен. Принципиально важная характеристика социального развития - время, в течение которого оно осуществляется. Еще важнее то, что только с течением времени выявляются основные черты социального развития. Результатом процесса социального развития является новое количественное и качественное состояние социального объекта, что может выражаться в повышении (или понижении) уровня его организации, изменении места в общественной эволюции и др. История развития социальных общностей, структур, институтов, их эволюция, их происхождение и отмирание - неотъемлемая составная часть предмета социологии как науки.

Социальный прогресс - это совершенствование социального устройства общества и культурной жизни человека. Оно предполагает такую направленность социального и вообще всего развития, для которой характерен переход от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным.

В целом развитие человеческого общества идет по линии нарастания прогрессивных социальных изменений. Важно отметить такие показатели, как улучшение условий труда, обретение человеческой личностью большей свободы, политических и социальных прав, усложнение задач, стоящих перед современными обществами, и увеличение технических, социальных и иных возможностей их решения.

Но социальный прогресс имеет противоречивый характер. Чаще всего приходится сталкивать­ся с такими социальными структурами и процессами, в эволюции которых прогресс может быть зафиксирован, но осуществляется очень противоречиво. Помимо понятия прогресса существует еще и понятие регресса. Это - развитие от высшего к низшему, от сложного к простому, деградация, понижение уровня организации, ослабление и затухание функций, застой. Существуют и так называемые тупиковые линии развития, приводящие к гибели тех или иных социокультурных форм и структур.

Противоречивый характер социального прогресса обнаруживается прежде всего в том, что развитие многих социальных структур и процессов ведет одновременно к их прогрессу в одних отношениях и к регрессу в других.

Одним из важных критериев социального прогресса является его гуманистический смысл. Недостаточно говорить о социальных изменениях, в том числе о социальном развитии, только как об объективно совершающихся процессах. Не менее важны и другие их стороны - обращенность к человеку, группам, обществу в целом, что неизбежно приводит к пониманию их человеческого смысла - ведут они к благосостоянию человека, его процветанию или к снижению уровня и ухудшению качества его жизни.

5. Проблема стабильности имеет не только научное, но и крайне актуальное практическое значение, поскольку в условиях социальной нестабильности возникают массовые представления о том, что стабильность общества, уверенность людей в своем будущем тождественны неизменности социальных систем и структур. Но социальная стабильность не является синонимом неизменности, неподвижности социальных систем и отношений. В обществе такая неподвижность есть, как правило, признак не стабильности, а застоя, что рано или поздно ведет к неустойчивости, социальной напряженности, в итоге - к нестабильности.

Социальная стабильность - это воспроизводство социальных структур, процессов и отношений в рамках определенной целостности самого общества. Причем это воспроизводство не есть простое повторение предыдущих ступеней, а с необходимостью включает в себя и элементы изменчивости.

Стабильное общество - это общество, развивающееся и, в то же время, сохраняющее свою устойчивость, общество, с отлаженным процессом и механизмом социальных изменений, сохраняющими его стабильность и исключающими такую политическую борьбу, которая ведет к расшатыванию устоев общества. Поэтому стабильное общество в полном смысле слова - это демократическое общество.

Таким образом, стабильность в обществе достигается не за счет неизменности, неподвижности, а за счет умелого осуществления назревших социальных изменений в нужный момент и в нужном месте.

Социальная стабильность обусловлена существованием механизмов социального контроля, т.е. совокупности методов, посредством которых общество стремится повлиять на поведение людей с целью поддержания необходимого порядка. Среди условий социальной стабильности выделяются факторы, относящиеся к социально-классовой структуре общества, его стратификации. Среди них - наличие в обществе достаточно обширного, так называемого среднего класса, обладающего средними для данного общества доходами, частной собственностью средних размеров. Наличие такого класса обусловливает существование и укрепление центристских политических сил, способных привлечь на свою сторону наиболее активные слои населения.

Тревожным фактором потенциальной нестабильности общества является наличие значительной прослойки люмпенов. Эта прослойка, особенно при условии ее количественного роста и слияния с криминальными элементами, может выполнять самую дестабилизирующую роль.

Социальная стабильность в значительной степени зависит и от стабильного состояния политической системы общества, прежде всего государства, взаимодействия исполнительной, законодательной и судебной власти.

В укреплении политической стабильности важная роль принадлежит такому фактору общественной жизни, как консенсус относительно основополагающих ценностей между основными политическими партиями, общественными движениями, представителями всех ветвей власти. Потребность в консенсусе наиболее отчетливо выявляется в переходные периоды, когда общественное согласие может сыграть и действительно играет решающую роль.

Понятие социальной стабильности. Проблема стабильности имеет не только научное, но и крайне актуальное практическое значение, поскольку в условиях социальной нестабильности возникают массовые представления о том, что стабильность общества, уверенность людей в своем будущем тождественны неизменности социальных систем и структур, что всякие изменения ведут только к ухудшению материального положения людей, их благосостояния и тем самым подрывают основу стабильности всего общества. В действительности социальная стабильность не является синонимом неизменности, неподвижности социальных систем и отношений. В обществе такая неподвижность есть, как правило, признак не стабильности, а застоя, рано или поздно ведет к неустойчивости, социальной напряженности, в итоге - к нестабильности.

В научно-социологическом смысле социальная стабильность - это воспроизводство социальных структур, процессов и отношений в рамках определенной целостности самого общества. Причем это воспроизводство не есть простое повторение предыдущих ступеней, а с необходимостью включает в себя и элементы изменчивости.

Стабильное общество - это общество, развивающееся и в то же время сохраняющее свою устойчивость, общество с отлаженными процессом и механизмом социальных изменений, сохраняющими его стабильность, исключающими такую политическую борьбу, которая ведет к расшатыванию устоев общества. Важно учитывать еще одно обстоятельство. Стабильными могут быть какое-то время и авторитарные, и тоталитарные общественные системы. Однако исторический опыт многих стран показывает, что в конце концов такие системы «взрываются», становятся средоточием социальных раздоров, конфликтов и общей нестабильности. Поэтому стабильное общество в полном смысле слова - это демократическое общество.

Таким образом, стабильность в обществе достигается не за счет неизменности, неподвижности, а за счет умелого осуществления назревших социальных изменений в нужный момент и в нужном месте. Можно сказать, что социальные изменения являются необходимым условием и элементом социальной стабильности, более того, известная неустойчивость, подвижность (как отсутствие закостенелости) просто обеспечивают стабильность.

Согласно современным синергетическим представлениям, неустойчивость в принципе является фундаментальной характеристикой всего мироздания. Это вполне относится и к обществу. При этом под неустойчивостью следует понимать не социальный хаос, а незаконченность, незавершенность в каждый данный момент социальной эволюции, возможность и необходимость социальных изменений в любой точке социального бытия и непредсказуемость конкретной направленности, времени и места возникновения этих изменений.

Факторы социальной стабильности. Стабильность общества обеспечивается целой совокупностью факторов и механизмов, относящихся к различным сферам его жизнедеятельности - экономической, социальной, политической, правовой, нравственной, духовной. Прежде всего социальная стабильность обусловлена существованием механизмов социального контроля, т.е. совокупности методов, посредством которых общество стремится повлиять на поведение людей с целью поддержания необходимого порядка. Существует множество форм контроля, большинство которых мы даже не замечаем. Каждое общество имеет специфическую систему контроля, по крайней мере делает акцент на различных видах контроля. Простейший его вид - взаимный контроль, когда один член группы дает отпор другому за плохое поведение. Такой контроль - непосредственный и взаимный - осуществляется при отсутствии посредников (милиции, полиции, суда и т.д.). Специфической формой социального контроля выступают также традиции и обычаи. Например, обычаи - это определенные обязательные групповые процедуры, которые складываются постепенно без участия какой-либо конституированной власти. Однако нередко обычаи обладают такой силой воздействия на людей, какой не обладает и конституированная власть.

Некоторые другие виды контроля связаны с системой санкций, которые варьируются от индивидуального неодобрения и осуждения до официального наказания в форме штрафов, заключения под стражу. Большинство обществ основывается на разветвленной системе контроля, в которой физическая сила является самым последним средством. Существующие виды контроля тесно взаимосвязаны, и если один ослабляется, то другой сразу же заменяет его.

Среди факторов социальной стабильности выделяются факторы, относящиеся к социально-классовой структуре общества, его стратификации. Среди них - наличие в обществе достаточно обширного так называемого среднего класса, обладающего средними для данного общества доходами, частной собственностью средних размеров. Наличие такого класса обусловливает существование и укрепление центристских политических сил, способных привлечь на свою сторону наиболее активные слои населения. И наоборот, недостаточное влияние, аморфность центристских группировок может служить общим фоном, на котором инициативу захватывают экстремистские круги, что, в свою очередь, ведет к политической и социальной напряженности, обостряет борьбу политических сил и тем самым усиливает риск нестабильности.

Тревожным фактором потенциальной нестабильности общества является наличие значительной прослойки люмпенов. Эта прослойка, особенно при условии ее количественного роста и слияния с криминальными элементами, может выполнять самую дестабилизирующую роль. Причем предвидеть направление ее разрушительных действий практически невозможно. Поэтому уберечь общество от люмпенизации, от активных действий экстремистских политических сил - одно из важнейших направлений сохранения его спокойствия и стабильности.

Социальная стабильность в значительной степени зависит и от стабильного состояния политической системы общества, прежде всего государства, взаимодействия исполнительной, законодательной и судебной власти. В этом отношении одним из защитных механизмов стабильности может стать развитие многопартийности. Конечно, при отсутствии необходимого законодательства, регулирующего взаимоотношения между партиями и властными структурами (парламент, исполнительная власть), при отсутствии или недостатке общей культуры, а особенно культуры межпартийной политической борьбы, многопартийность может служить и фактором дестабилизации общественной жизни, Но в принципе многопартийность - это один из защитных механизмов стабилизации общества. Она защищает общество прежде всего от тоталитаризма и диктатуры. При этом ареной и средоточием борьбы различных политических партий, организованных политических групп является парламент.

В укреплении политической стабильности важная роль принадлежит такому фактору общественной жизни, как консенсус относительно основополагающих ценностей между основными политическими партиями, общественными движениями, представителями всех ветвей власти. Такой консенсус, с одной стороны, выступает отражением более широких и масштабных ориентаций социальных групп и слоев, а с другой стороны, в свою очередь, способствует укреплению подобных ориентаций. Поэтому чем более в обществе доминируют такие ориентации, тем стабильнее, устойчивее само общество в целом, тем более прочны в нем демократические устои. Потребность в консенсусе наиболее отчетливо выявляется в переходные периоды, когда общественное согласие может сыграть и действительно играет решающую роль.

Однако ни в теории, ни на практике нельзя отождествлять, смешивать демократический консенсус с тоталитарным единомыслием. Последнее не терпит инакомыслия, допускает безграничное господство мыслей лишь главного действующего лица, верховного правителя. Разнообразие мнений здесь не допускается. Демократический же консенсус предполагает обязательное наличие плюрализма мнений и представлений у различных общественных движений, политических партий, ветвей власти, социальных групп и слоев. Здесь богатство мнений служит методом, способом отыскания наиболее правильных, эффективных, оптимальных решений, а не источником примитивных раздоров и пропагандистской полемики.

Контрольные вопросы

1. Какие изменения являются социальными?

2. В чем заключаются плюсы и минусы значимых моделей социально-исторических изменений?

3. Каковы основные черты эволюционных и революционных социальных изменений? Чем от них отличаются циклические социальные изменения?

4. Каков механизм воздействия технологических изменений на социальные?

5. Что объединяет и в то же время разделяет такие понятия как «социальные изменения», «социальное развитие», «социальный прогресс»?

6. Как взаимосвязаны социальные изменения и социальная стабильность?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образование

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

Социально-экономический факультет

Кафедра экономики, экономико-математических методов и информатики

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Макроэкономика»

Проблемы социальной стабильности в национальной экономике

Студентка Самохова Е.А.

2 курса ЭКН группы Б14

Преподаватель Кобылина Е.В.

Обнинск - 2016 г.

Введение

Глава 1. Понятие социальной стабильности. Показатели стабильности

1.1 Социальная стабильность как фактор развития экономики

1.2 Основные показатели социальной стабильности

Глава 2. Проблемы социальной стабильности в российской экономике

2.1 Основные социальные показатели российской экономики

2.2 Основные угрозы социальной стабильности и пути их решения

Заключение

Список литературы

Введение

Любое общество в той или иной степени принимает меры для своего развития и совершенствования. Происходят различные изменения в отраслях народного хозяйства. Реформация затрагивает все сферы: экономическую, социальную, политическую, культурную и т.п. Одним из ключевых понятий, характеризующих состояние экономики до и после изменений, является понятие социальной стабильности.

Под социальной стабильностью в широком смысле этого слова можно понимать устойчивость общественных институтов. То есть социальная стабильность - это способность институтов реагировать на неблагоприятные проявления в экономике с наименьшими потерями.

Проблема социальной стабильности в современных условиях стоит особенно остро. Российская экономика переживает сейчас не самый лучший период- сказываются последствия экономических санкций и нестабильность на нефтяном рынке. Именно это усугубляет старые и порождает новые социальные проблемы - например, рост цен и падение реальных доходов граждан.

Еще одной угрозой является нестабильность реального сектора экономики, и это также и социальная угроза. Закрытие предприятий порождает и закрытие рабочих мест, то есть люди оказываются без источников доходов.

Именно поэтому государство должно контролировать экономико-социальную сферу, не допуская ее чрезмерных колебаний. Меры, которые должны принимать властные органы могут касаться материальной поддержки, поиском в трудоустройстве (например, различные переквалификации на базе государственных центров занятости). Все это должно выполняться с одной целью: обеспечить человека работой (как основным источником дохода). Замечено, что такие отрицательные социальные проявления как преступность, пьянство, наркомания порождаются по большей части в обществе, пораженном кризисными явлениями в экономике. В качестве примера можно привести нестабильность в экономике переходного периода (в экономике 1990-х), когда ситуация была близка к социальному взрыву (события в Москве в 1991 и 1993 гг.). Здесь же отметим и события августа 1998 г., когда случился дефолт, и население обеднело фактически в 2 раза.

Основной целью курсовой работы является анализ социальной стабильности российской экономики, и основных угроз, которые проявляются или могут проявиться в будущем. В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:

Рассмотреть понятие «социальная стабильность» и показать, как оно связано с состоянием национальной экономики;

Разработать систему показателей, которые наиболее явственно отражают состояние социально-экономической среды;

Проанализировать данные о показателях российской экономики, установить возможные пределы их вариации;

Сформулировать основные угрозы, которые могут возникнуть социальной стабильности с указанием возможных последствий;

Представить основные пути нормализации социально-экономической обстановки с современных условиях.

Объектом исследования в курсовой работе является российская экономика и ее основные показатели. Предмет исследования- факторы, влияющие на социальную стабильность и степень их влияния.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования позволяют выделить основные показатели социальной стабильности и с помощью различных экономических инструментов оказывать на них влияние. Таким образом, это своего рода методические указания при статистических исследованиях.

При написании курсовой работы использовались следующие материалы: учебные пособия по экономической теории и социально-экономической статистике, научные статьи на тему социальной стабильности, материалы интернет - источников.

Структура курсовой работы: введение, 2 главы, заключение и список использованной литературы.

Глава 1. Понятие социальной стабильности. Показатели стабильности

1.1 Социальная стабильность как фактор развития экономики

Социальную стабильность многие исследователи ассоциируют с понятием неизменности. Возникают представления о том, что стабильность общества - это неизменность социальных систем. Любое изменение влияет отрицательным образом и ведет к уменьшению общественного благосостояния.

Это не совсем верно. Социальная неизменность является скорее признаком застоя, но никак не признаком стабильности. Застойные явления только в краткосрочном периоде имеют стабильный характер, однако порождающиеся застоем проблемы рано или поздно приводят к резкому изменению в обществе, как правило, разрушительному. В 60-70-е годы прошлого столетия такая ситуация наблюдалась в СССР. Были заморожены цены на многие группы товаров (под лозунгом «стабильных цен») в результате чего в конце 70-х цены на товары перестали соответствовать затратам на их производство. Это привело к сокращению производства (особенно легкой и пищевой промышленности) и дефициту товаров. Дальнейшие события стали прямым доказательством того, что застой рано или поздно приводит к социальному взрыву- население, уставшее от застойного состояние погрузилось в состояние перестроечное. История показывает, к чему это привело: распад СССР и многолетний кризис отечественной экономики.

В социологии выделяют следующие уровни социальной стабильности:

1) 1-й уровень - внутренняя стабильность социальных систем (институтов, организаций и т.п.). Например, стабильность банковской системы, как одного из основных экономических институтов, или стабильность фондового рынка и т.д.

2) 2-й уровень - стабильность взаимосвязей институтов и социальных систем. Например, если нарушена взаимосвязь между политической и экономической системой, то это будет влиять и на все остальные общественные институты. Примером могут служить события Великой Депрессии 1929-1933 гг., когда правительства ряда стран полностью потеряли управление над экономикой, что привело к обострению всех социальных проблем

3) 3-й уровень - социальная стабильность (от слова society-общество), то есть стабильность всего общества в целом. Эта стабильность будет включать экономическую, политическую, культурную, социальную стабильность на уровне всего общества.

Таким образом, стабильное общество - это общество развивающееся, и в то же время, сохраняющее свою устойчивость. В нем налажен механизм взаимосвязей между институтами, а также исключены возможности различных социальных взрывов. Отсюда следует, что чем выше благосостояние каждого человека в отдельности, тем выше стабильность общества.

Выделим основные политические факторы стабильности общества (поскольку именно от политиков зависит принятие решений во всех сферах, в том числе и в экономической):

1) Стабильное общество должно быть демократическим. Некоторое время стабильность могут сохранять общества с тоталитарным режимом правления (пример, который мы рассматривали выше), однако это скорее застойность, нежели стабильность.

2) Преобладание закона является одной из ключевых характеристик стабильного общества. Это достаточно логично, поскольку термин, противоположный стабильности - это анархия или беззаконие, которая порождается различными социальными взрывами (революции, бунты, восстания и т.п.)

3) Между властью и обществом должен быть консенсус, то есть власть должна быть легитимной. Доверие к власти на различных уровнях является одним из условий социальной стабильности. Если к власти доверия нет(как, например, в 1990-х) то ни о какой стабильности речи быть не может.

4) Основой стабильного развития является многопартийная система (причем, не только на бумаге). Замечено, что в наиболее развитых странах (США, Великобритания, Германия) действует многопартийная система при острой конкуренции 2-3 политических партий. Отсутствие конкуренции создает монополию власти одной партии, что с одной стороны, вызывает недовольство некоторых слоев населения, а с другой - убивает все стимулы к продуктивной работе. К сожалению, ситуация в России близка ко второму варианту. Монополия одной партии не позволяет принять некоторые необходимые (особенно в современных условиях) решения (мы рассмотрим их ниже).

1.2 Основные показатели социальной стабильности

Рассмотрим основные показатели, которые используются при анализе социальной стабильности. Отметим, что классификация показателей может быть различной к рассмотренной. Данная классификация была предложена экономистами и социологами из Института социально-политических исследований РАН. Ученые выделили следующие показатели и их критические значения:

1) Фактор дифференциации населения по доходам или соотношение доходов 10% самой богатой части населения к доходам 10% самой бедной части населения. Установлено и предельное критическое значение 10:1. Однако помимо этого показателя следует отметить и другие важнейшие показатели, которые используются в большинстве стран:

Децильный коэффициент дифференциации доходов населения, который показывает во сколько раз минимальные доходы среди 10% самого богатого населения, превышают максимальные доходы среди 10% самого бедного населения. Децильный коэффициент дифференциации рассчитывается по формуле (1):

Коэффициент фондов определяется соотношением между средними доходами в десятой и первой децильных группах (2):

Среднедушевой доход 10% населения, имеющего минимальный доход, и 10% населения самой богатой его части соответственно.

2 приведенных выше коэффициента как раз позволяют судить об отношении доходов самых богатых к доходам самых бедных.

Коэффициенты дифференциации доходов населения относятся к системе оценок Парето-Лоренца-Джини, которая широко используется в зарубежной экономической и социальной статистике. Итальянский экономист В. Парето (которого мы уже отмечали выше) статистическими методами установил, что между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная связь, известная как «аксиома 20-80»: 20% населения имеют 80% всех суммарных доходов, и наоборот, 80% населения имеют оставшиеся 20% доходов.

Идею В. Парето продолжил и развил в своих трудах американский экономист О. Лоренц, который предложил отображение основной идеи Парето на графике, получившем название «кривой Лоренца» (рис.1):

Рассмотрим подробнее график кривой Лоренца. Если распределение доходов равномерно, то графически это отображается биссектрисой. Кривая Лоренца показывает неравномерное распределение доходов. Причем чем более она вогнута, тем сильнее дифференциация.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис. 1 Кривая Лоренца

Напомним, что выпуклость и вогнутость функции определяется второй производной этой функции. Таким образом, если кривая Лоренца с вершиной (0;0) представляет собой полином второй степени (проще говоря, возрастающую часть параболы), то ее формула имеет вид ax 2 +bx, а вторая производная равна 2а. Следовательно, определяющим фактором дифференциации в функции Лоренца является коэффициент а.

Для характеристики неравенства в доходах Лоренц ввел коэффициент локализации (3):

доля доходов и доля населения i-группы.

Геометрически, о неравенстве доходов свидетельствует площадь фигуры, расположенная под биссектрисой на графике кривой Лоренца. Обозначим за х - население, у - доход. Тогда по формуле Ньютона-Лейбница (4):

Если кривая Лоренца представлена полиномом второй степени, то дифференциация доходов и значение коэффициента Лоренца зависит от коэффициентов а и b в формуле параболы.

По кривой Лоренца рассчитывается самый распространенный коэффициент при анализе доходов населения - коэффициент концентрации доходов Джини. Геометрически, это отношение только что найденной нами площади фигуры к площади всего треугольника. Если учитывать, что стороны прямоугольника равны 1, то его площадь равна 0,5, отсюда коэффициент Джини равен (5):

В более общем виде коэффициент Джини рассчитывается как (6):

где - доля населения с доходом выше, чем его максимальный уровень в i-группе,

Доля доходов i-группы в общей сумме доходов населения, исчисленные нарастающим итогом.

2) Вторым фактором, выделенным в ИСПИ РАН, является уровень безработицы. Безработица подразделяется на 3 категории. Первые две из них относятся к естественной безработице, т.е. присутствующей всегда на рынке труда.

Фрикционная безработица связана с выбором нового места работы при увольнении со старого по различным причинам и может продолжаться от 1 до 3 месяцев. Наличие фрикционной безработицы связано с динамичностью рынка труда, который приближенно работает по законам спроса и предложения. Работник, который нашел новое, более оплачиваемое место работы, при прочих равных условиях устроится на него. Период времени с увольнения со старого места работы и устройством на новое и составляет фрикционную безработицу;

Структурная безработица связана с технологическими изменениями в производстве и связана с переподготовкой кадров для новых условий работы или поиском новой работы в случае невозможности переобучения. Некоторые экономисты обобщают эти два типа безработицы, считая, что они относятся к естественному уровню и неизбежны;

Циклическая безработица связана с колебаниями экономических циклов и проявляется в период спада или депрессии. Причина циклической безработицы - это падение уровня производства и как следствие, уменьшение спроса на труд со стороны предприятий. Циклическая безработица характеризует экономический рост, поэтому выделяется в отдельную категорию.

Безработица имеет ряд негативных влияний на социально-экономическое состояние общества. Из них можно выделить:

Использование не в полном объеме производственного потенциала страны и снижение темпов ее экономического развития

Снижение жизненного уровня лиц, оставшихся без работы, и как следствие, девиантные социальные проявления - преступления, суициды и т.п.

Увеличение налоговой нагрузки на занятую часть населения вследствие требования к обеспечению безработных и выплату им пособия

Утрату квалификации лицами, долгое время остававшимися безработными. Отсутствие долгое время рабочей практики ведет к тому, что человек начинает отставать от технологических изменений в сфере своей специальности и испытывает еще большие трудности в поиске работы, поскольку не обладает достаточной на данный момент времени квалификацией

Другие негативные социальные проявления, которые можно отнести уже не к отдельному человеку, а обществу в целом.

Критическим значением уровня безработицы признается уровень в 8-10%. Основные показатели, которые рассчитываются при анализе безработицы это:

Индекс экономической активности может быть измерен как отношение числа экономически активного населения в возрасте от 15 до 72 лет к общему числу населения. Индекс экономической активности показывает обеспеченность национальной экономики трудовыми ресурсами (3):

Структура занятого экономически активного населения по возрасту. В свете намечающейся нехватки трудовых ресурсов молодого возраста данный показатель имеет важнейшее значение. Данный показатель также является долевым (4):

3) Важнейшее значение для определения социальной стабильности имеет уровень инфляции. Можно даже доказать, что первые два фактора напрямую зависят от уровня инфляции. Кривая Филипса, которая отражает взаимосвязь между безработицей и инфляцией, носит весьма условный характер (рис. 2):

Однако, кривая Филипса является теоретической моделью. В случае сильных колебаний экономики возникает стагфляция - это повышение и безработицы, и инфляции. Также уровень инфляции позволяет переводить все показатели из номинальных в реальные - например, реальный рост заработной платы, прожиточного минимума и т.п.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис. 2. Кривая Филипса

Мы рассмотрели основные показатели, которые играют ключевую роль в определении социальной стабильности. Следует отметить, что приведенные показатели могут иметь тесную взаимосвязь (корреляцию) друг с другом. Анализ показателей (в соответствии с приведенными выше критическими значениями), позволяет формулировать выводы о социальной стабильности и основных угрозах. Например, если уровень инфляции и безработицы высок (от 15%), то имеет место стагфляция, которая свидетельствует о глубоком системном кризисе и опасна возможными социальными взрывами.

социальный стабильность национальный экономика

Глава 2. Проблемы социальной стабильности в российской экономике

2.1 Основные социальные показатели российской экономики

Для расчета показателей дифференциации населения по доходам представим основные данные в табличной форме (таблица 1):

Таблица 1

Доходы населения и их доля за 2008-2015 гг.

Все население

от 2 000,1 до 3 000,0

от 3 000,1 до 5 000,0

от 5 000,1 до 7 000,0

от 7 000,1 до 9 000,0

от 9 000,1 до 12 000,0

от 12 000,1 до 15 000,0

от 15 000,1 до 20 000,0

от 20 000,1 до 25 000,0

от 25 000,1 до 30 000,0 2)

от 30 000,1 до 35 000,0 3)

от 35 000,1 до 40 000,0 4)

от 40 000,1 до 50 000,0 5)

от 50 000,1 до 60 000,0 6)

свыше 60 000,0

Рассмотрим, как увеличился за 2008-2015 гг. средний уровень заработной платы (а, следовательно, и доходов населения). Поскольку среднее значение колеблется в районе 25 тысяч рублей, то отобразим на рисунке 3 динамику повышения лиц с доходами в 20000-25000 рублей на душу населения:

Рис. 3. Динамика изменения доли доходов населения от 20000 до 25000 р.

Однако представленный график отображает изменение среднедушевого дохода без учета уровня инфляции, это всего лишь рост номинальных доходов. Поэтому в следующей таблице взвесим числа с учетом инфляции. Данные о росте скорректируются (таблица 2):

Таблица 2

Скорректированные значения таблицы 1

Как видно из представленной таблицы, количество людей со средним доходом в 20-25 тысяч рублей увеличилось с 4,3% до 10,51%. Таким образом, можно говорить о положительной динамике роста среднедушевых доходов в реальном измерении. Следовательно, если рассматривать среднедушевой доход как показатель стабильности, то поскольку он вырос, то социальная стабильность также укрепилась.

Одним из показателей, которые выделяют ряд западных ученых при анализе социальной стабильности, является показатель «среднего класса»- какой % экономически-активного населения может быть к нему отнесен.

Действительно, средний класс представляет собой людей, с доходами, с которыми они могут удовлетворить не только минимальные потребности. В развитых странах минимальная планка для входа в средний класс составляет 2000 тысячи долларов (евро) на человека. Если не брать во внимание падение курса рубля, установив фиксированное значение в 35 рублей=1 доллар, тогда к среднему классу могут относиться люди с доходами свыше 60000 рублей, доля которых, как мы видим из таблицы, весьма незначительна и составляет всего 7,1%. Учитывая, что в данную категорию включены люди и с очень высоким доходам(которые явно не позиционируют себя как средний класс), то остается и того меньше (около 3%). Таким образом, если ассоциировать нашу экономику с развитыми странами (доля среднего класса в которых составляет до 30%), то в России его просто нет. Все же если подходить к этому вопросу с другой стороны, позиционируя нашу страну как «страну с развивающейся экономикой», по примеру БРИКС, то значение в 35000 рублей вполне можно считать планкой для входа в средний класс. Отбрасывая 3% населения со сверхдоходами, найдем примерное количество людей среднего класса в России: S=28.2, что в принципе является достаточно хорошим показателем.

Произведем группировку по квантилям: в первую группу отнесем людей с самыми низкими доходами и рассчитаем их долю от совокупного дохода, в пятую- с самыми высокими доходами и рассчитаем их долю. В таблице 3 отобразим данные за 2000-2014 гг. с расчетом децильного коэффициента фондов и коэффициента Джини.

Таблица 6

Динамика за 2000-2014 гг., коэффициенты дифференциации

Первая группа

Вторая группа

Третья группа

Четвертая группа

Пятая группа

Дец.к/ф фондов

К/ф Джини

Представим в таблице 4 значение коэффициента Джини в европейских странах:

Таблица 4

Коэффициент Джини в европейских странах

Самый низкий коэффициент Джини в Швеции и Норвегии- странах, занимающих одно из лидирующих положений по уровню жизни населения. При этом, как видно из представленной таблицы, в странах постсоветского пространства(Беларусь, Украина), коэффициент также не сильно отличается от среднеевропейских показателей. Забегая немного вперед, отметим, что в России на протяжении достаточно долгого периода времени коэффициент Джини превышает значение в 0,4. Главная причина этому - приватизация 90-х годов. Представим динамику коэффициента Джини на рис.4:

Из расчета коэффициента Джини можно сделать вывод- расслоение общества по доходам налицо и имеет устойчивый характер. Это отрицательно сказывается на социальной стабильности.

Перейдем к рассмотрению динамики безработицы. Отобразим основные данные в таблице 5:

Таблица 5

Занятость населения в РФ в 2008-2013 гг.

Экономически активное население в возрасте 15-72 лет, тыс. чел.

Уровень, в %

Занятые в экономике

безработные

Экономической активности

занятости

безработицы

Как видно из представленной таблицы, количество безработных среди экономически активного населения за 2013 год составляет 5,5%. При этом велика вариация данного показателя. В 2014 году можно ожидать рост безработицы, который, однако, вряд ли будет выходить за критическое значение в 10%. Вывод: если рассматривать социальную стабильность по занятости, то ее уровень достаточно приемлем.

В таблице 6 представим уровень инфляции за 2008-2014 гг.

В 2014 гг. отметился резкий рост уровня инфляции(до 11,36%), что было связано с падением курса рубля и резким повышением цен на все группы товаров. Динамика носит отрицательный характер, поскольку население РФ воспринимает инфляцию как основной показатель стабильности(памятуя о событиях 90-х г.).

2.2 Основные угрозы социальной стабильности и пути их решения

Рассмотрим основные угрозы социальной стабильности РФ и возможные пути их решения:

1) Высокий уровень расслоения населения по доходам(коэффициент Джини 0,41), соотношение между доходами самых богатых к самым бедным 15:1. Эти показатели выходят за уровень допустимых значений. Недовольство населения подобным положением дел весьма заметно, хотя они и не выражают его в открытой форме. Напомним, что различные социальные взрывы имели в своем зародыше корень неравенства: так было и во время Французской революции 1792 г., так и во время Октябрьской революции в России 1917 г.

К сожалению, государство эту проблему понимает, однако путей к ее разрешению пока не предпринимается. Во всех развитых странах введена прогрессивная шкала налогообложения - если человек имеет большой доход, то и налог должен быть соответствующим. Полученные в бюджет дополнительные средства можно направлять на увеличение заработных плат работникам социальной направленности. Таким образом, эта мера соответствует двум целям: повышению доходов бюджета (которые сократились из-за снижения цен на нефть) и частичному устранению социального расслоения. Следует стремиться, в ближайшей перспективе, снизить коэффициент Джини хотя бы до 0,35.

2) Второй угрозой социальной стабильности является инфляция, которая в 2014 году впервые за 5 лет превысила 10% и составила 11,36%, причем это официальные цифры - цены на товары первой необходимости поднялись на 20-30%. Также впервые за 5 лет рост заработной платы в реальных величинах оказался отрицательным. Угроза социальной стабильности при такой высокой инфляции очевидна - население недовольно ростом цен и снижением уровня жизни.

Государство должно контролировать сегмент рынка, связанный с продажей основных социально-значимых товаров. Повышение цен может быть не связано с ростом издержек, а быть следствием недобросовестности предпринимателей, которые на «общей кризисной волне» решили получить необоснованно высокую прибыль. Поэтому контролирующие органы должны вести постоянный мониторинг розничных точек, пресекая подобные попытки.

Заключение

Обеспечение социальной стабильности в обществе является одной из первостепенных задач для органов власти. Социальная стабильность означает устойчивость общественных институтов и взаимосвязей к неблагоприятным проявлениям в экономике. Чтобы дать понятию стабильности математическую базу, введен ряд показателей, которые ее характеризуют. Это:

1) Показатели дифференциации доходов населения. К ним относятся:

Отношение доходов 10% самой богатой части населения к 10% доходов самой бедной части населения;

Коэффициент Джини, который наиболее часто используется для анализа дифференциации по доходам.

2) Уровень безработицы

3) Уровень инфляции

При анализе приведенных выше коэффициентов было установлено: угрозы социальной стабильности существуют и имеют весьма реальную вероятность. Прежде всего, это высокое расслоение населения по доходам: отношение доходов самых богатых к доходам самых бедных составляет 15:1. При этом коэффициент Джини превышает значение в 0,4, при общемировом уровне в 0,25-0,3. Отметим, что даже в странах постсоветского пространства (Белоруссия, Украина, Казахстан) нет такого сильного неравенства.

Неблагоприятные экономические факторы также порождают и рост уровня инфляции, который жители России всегда воспринимают с опасением. Отметим, что неблагоприятное влияние внешних факторов будет сохраняться в течение достаточно продолжительного времени, отсюда государство должно искать способы для сглаживания отрицательных последствий. Например, нами был предложен вариант введения прогрессивной шкалы налогов, который позволяет разрешить сразу несколько противоречий.

В конце работы отметим: при кажущейся социальной стабильности, проблемы в российской экономике достаточно серьезны, чтобы в любой момент времени эту стабильность нарушить. Подталкивающих факторов история знает немало. Поэтому основной задачей властей является налаживание основных показателей, таких как коэффициент Джини и уровень инфляции. В ближайшие 2 года планкой этих значений могут служить цифры в 0,35 и 8% соответственно.

Список использованной литературы

1. Амосова В.В., Гукасьян Г.М. Экономическая теория / В.В. Амосова, Г.М. Гукасьян. - М.: Эксмо, 2014. - 736 с.

2. Грязнова А.Г., Соколинский В.М. Экономическая теория: учебное пособие / А.Г. Грязнова, В.М. Соколинский. - М.: Кнорус, 2014. - 464 с.

3. Елисеева И.И. Общая теория статистики: учебник / И.И. Елисеева, М.М. Юзбашев. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2013.- 655 с.

4. Журавлева, Г.П. Экономическая теория. Макроэкономика: Учебник / Г.П. Журавлева, Н.А. Поздняков, Ю.А. Поздняков. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 440 c.

5. Киселева Е.А.: Экономическая теория. - М.: Деловая литература, 2011.-365

6. Мелкумов, Я.С. Социально-экономическая статистика: Учебное пособие / Я.С. Мелкумов. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 236 c.

7. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика / Н.Г. Мэнкью. - Спб.: Питер, 2014. - 560 с.

8. Статистика: учебник для бакалавров / ред. Л.И. Ниворожкина. - М.: Дашков и К: Наука-Спектр, 2011. - 415 с.

9. Прикладная статистика. Основы эконометрики: Учебник для вузов: В 2-х т. - Т. 1. Айвазян С.А., Мхитарян В.С. Теория вероятностей и прикладная статистика. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 656 с.

10. Яковенко И.Г. Риски социальной трансформации российского общества: культурологический аспект. - М.: Прогресс-Традиция, 2010.-188 с.

11. Яковлева, А.В. Экономическая статистика: Учебное пособие / А.В. Яковлева. - М.: ИЦ РИОР, 2011. - 95 c.

12. Материалы официального сайта Росстата

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Виды валютных систем, их характеристика и взаимосвязи. Анализ воздействия динамики валютного курса на состояние экономики страны. Пути сохранения устойчивости курса и стабильности национальной валюты Республики Беларусь. Сущность и виды валютных курсов.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2015

    Теории структурных реформ национальной экономики. Инфраструктура экономики: виды и значение для национальной экономики. Показатели системы национальных счетов. Общее экономическое равновесие. Основные макроэкономические показатели России за 2011 год.

    курсовая работа , добавлен 10.05.2012

    Изучение сущности, целей и основных направлений социальной политики в рыночной экономике. Специфика и проблемы развития социально ориентированной модели национальной экономики Республики Беларусь. Численность занятых и уровень безработицы в государстве.

    курсовая работа , добавлен 19.07.2014

    Понятие национальной экономики, ее цели, структура и виды. Система макроэкономических пропорций. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики Республики Беларусь, ее современное состояние, проблемы и главные достижения.

    курсовая работа , добавлен 07.01.2016

    Понятие национальной экономики, ее характерные признаки, цель и структура. Предпосылки ее становления и развития в РБ, результаты функционирования основные направления роста. Особенности белорусской модели социально-ориентированной рыночной экономики.

    курсовая работа , добавлен 07.01.2015

    Понятие национальной экономики. Национальная экономика является исторически сложившейся системой общественного воспроизводства страны. Система показателей национальной экономики. Международная экономика и ее показатели. Динамика иностранных инвестиций.

    реферат , добавлен 08.10.2008

    Сбалансированность бюджетной системы как предпосылка макроэкономической стабильности. Факторы ограничения развития российской экономики. Прогноз экономического развития на 2007-2010 гг. Направления макроэкономической политики Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 29.04.2012

    Понятие национальной экономики, ее цели и структура. Показатели социально-экономического развития Республики Беларусь. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики. Основные направления экономического роста государства.

    курсовая работа , добавлен 17.09.2014

    Структура национальной экономики: сущность, понятие и виды. Геополитическое и экономическое положение России, административно-территориальное устройство. Проблемы и пути развития территориальной структуры национальной экономики РФ на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2010

    Цели и структура национальной экономики, предпосылки ее становления, функционирования и развития в Республике Беларусь. Исследование состояния национальной экономики государства в условия мирового финансово-экономического кризиса.