Николай Алексеевич Клюев. «Старообрядец» - Тайны смертей русских поэтов. Николай Клюев: О Николае Клюеве: Есенин С. Из писем. Из стихотворений

Рейтинг: / 0

ПлохоОтлично

Елизавета Гришанова

Сергей Есенин и Николай Клюев: трагедия двух судеб

Сергей Есенин и Николай Клюев были поэтами «новокрестьянского» направления в литературе XX в. Поэты дружили между собой, их творческие взаимоотношения складывались непросто.



Сергей Есенин и Николай Клюев. 1916 г. Фото: сайт

Они неоднократно посвящали друг другу поэтические произведения. У них было много общего - во-первых, они родом из губерний: Николай Клюев из Олонецкой, Сергей Есенин - из Рязанской, и, приехав в Петербург и выступая в литературных салонах, они бросали вызов столичному обществу, появляясь на публике в косоворотках и кафтанах. Во-вторых, их связывает трагедия, которая произошла в их жизнях из-за разочарования в советской власти.

Начало пути

Сергей Есенин и Николай Клюев в первый раз встретились в Петербурге, в который приехали из своих губерний. На молодого поэта Сергея Есенина, родившегося в 1895 году, оказывал сильное творческое и идеологическое влияние Николай Клюев, который был на 11 лет старше. Он способствовал развитию в творчестве молодого поэта народных, религиозных и крестьянских мотивов.


Сергей Есенин с товарищами, 1913 г. Фото: сайт

Как сказано в разных источниках, Сергей Есенин и Николай Клюев встретились или в 1914, или в 1915 г. Во всяком случае, в воспоминаниях костромского художника Ефима Честнякова, ученика Ильи Репина, написано: «Видел Есенина и Клюева, 1914 г., осень…» Максим Горький в очерке о Есенине пишет: «Впервые я увидал Есенина в Петербурге в 1914 году, где-то встретил его вместе с Клюевым. Он показался мне мальчиком пятнадцати - семнадцати лет».

Официальные источники утверждают, что Клюев с Есениным встретились в 1915 году, опираясь на письмо, которое молодой поэт из Рязанской губернии написал Клюеву в Олонецкую. В этом письме говорится: «Я тоже крестьянин и пишу так же, как и Вы, но только на своём рязанском языке. Стихи у меня в Питере прошли успешно. Из 60 принято 51». Познакомил поэтов Сергей Городецкий, русский и советский поэт: он общался с Есениным и рассказал ему о Клюеве. И молодой поэт написал Клюеву письмо.


Сергей Есенин и Николай Клюев. 1915-1916 г. Фото: сайт

В начале литературного пути Сергей Есенин и Николай Клюев шли рядом друг с другом. В 1923-м г. Есенин, уже зрелый поэт, написал о Клюеве: «Учитель он мой…», несмотря на то, что к тому времени между ними уже возникли разногласия.

В стихотворении Есенина, написанном в 1917 г. «О Русь, взмахни крылами» есть такие строки:

«От Вытегры до Шуи
Он избродил весь край
И выбрал кличку - Клюев,
Смиренный Миколай».

В свою очередь, Николай Клюев в этом же году писал о Есенине в стихотворении «Оттого в глазах моих просинь»:

«Ждали хама, глупца непотребного
В спинжаке, кулаками в арбуз, -
Даль повыслала отрока вербного
С голоском слаще девичьих бус».

Литературная жизнь в столице

Сергей Есенин и Николай Клюев стали близкими приятелями: они вместе читали стихи в редакции «Ежемесячного журнала», наносили визиты Александру Блоку, печатались в газете «Биржевые ведомости», ходили к художнику Владимиру Юнгеру, который изобразил одного и другого, успешно устраивали в Петрограде «крестьянские» поэтические вечера.

Коллекционер Фёдор Фидлер писал в дневнике: «Оба восхищались моим музеем и показались мне достаточно осведомлёнными в области литературы. Видимо, Клюев очень любит Есенина: склонив его голову к себе на плечо, он ласково поглаживал его по волосам».


Л.О. Повицкий, Сергей Есенин и Сергей Клычков, 1918 г. Фото: сайт

В 1915 году было образовано объединение новокрестьянских поэтов «Краса», в которое из поэтов, помимо Николая Клюева и Сергея Есенина, вошли Александр Ширяевец и Сергей Клычков. Термин «новокрестьянские поэты», появившийся в 1910-х - 1920-х гг. в литературоведении, принадлежит историку русской поэзии, книговеду Ивану Розанову и критику Василию Львову-Рогачевскому.


Сергей Есенин и Сергей Городецкий, 1915 г. Фото: сайт

Объединение «Краса» преобразовалось в литературно-художественное сообщество «Страда», которое появилось на квартире Сергея Городецкого. Сердцем «Страды» являлись Сергей Есенин и Николай Клюев, но также в него входили и другие «народные» поэты. «Страда» выпустила сборник, куда входило стихотворение Сергея Есенина «Тёплый ветер». В 1916 году поэты приехали в Москву, где выступали перед публикой в колоритных национальных нарядах, так подчёркивая народный стиль своей поэзии.


Владимир Маяковский. Фото из открытых источников

Футурист Владимир Маяковский, известный поэтический антагонист Есенина, в своей статье «Как делать стихи?» не без иронии писал: «Есенина я знал давно - лет десять, двенадцать. В первый раз я встретил его в лаптях и в рубахе с какими-то вышивками крестиками. Как человек, уже в своё время относивший и отставивший жёлтую кофту, я деловито осведомился относительно одёжки:

- Это что же, для рекламы?

Есенин отвечал мне голосом таким, каким заговорило бы, должно быть, ожившее лампадное масло. Что-то вроде:

- Мы деревенские, мы этого вашего не понимаем… мы уж как-нибудь… в исконной, посконной…

Уходя, я сказал ему на всякий случай:

- Пари держу, что вы все эти лапти да петушки-гребешки бросите!

Его увлёк в сторону Клюев…»

Маяковский оказался прав: с наступлением революции Сергей Есенин сменил «простой крестьянский» имидж не только в одежде, но и в творчестве.

О разногласиях между Есениным и Клюевым

Николай Клюев был настолько привязан к Сергею Есенину, что, когда тот в Москве завёл роман с женщиной, он умолял молодого поэта не ходить к ней.

Клюев хотел, чтобы Есенин по-прежнему оставался русским народным поэтом с чистой душой, всячески старался уберечь его от негативного влияния наступавшего «безбожного» времени, когда в умах бродили революционные настроения. Однако время всё же повлияло на молодого амбициозного поэта: он с отвращением отнёсся к привязанности Клюева.

В 1916 году Есенина призвали на военную службу. Клюев, несмотря на то, что молодой поэт понемногу начал от него отдаляться, написал письмо штаб-офицеру, полковнику Дмитрию Ломану - «Полковнику Ломану о песенном брате Сергее Есенине моление». Он просил, чтобы Есенина зачислили в санитарный поезд, а не забирали на фронт. Дмитрий Ломан, будучи просвещённым человеком, внял просьбе и зачислил поэта в Царскосельский полевой военно-санитарный поезд.


Сергей Есенин среди персонала военно-полевого поезда № 143. 1916 г. Фото: сайт

Николай Клюев в это время сблизился с певицей Надеждой Плевицкой, исполнявшей русские народные песни, гастролировал вместе с ней по городам России.

Есенин в 1917 году уезжает в родное село - Константиново, и затем в течение 6-ти лет не видится с Николаем Клюевым, который предчувствовал нравственное падение своего единомышленника.

Молодой поэт настолько проникся атеистическим духом советской власти, что в нетрезвом состоянии однажды написал на стенах Страстного монастыря бранные слова. Есенин стал городским поэтом-бунтарём, который - поначалу - в революции увидел надежду для народа. В его ранней поэме «Иорданская голубица», написанной в 1918 году, есть такие строки:

«Небо - как колокол,
Месяц - язык,
Мать моя - родина,
Я - большевик».

Николай Клюев испытывал неприязнь к интеллигенции и городским поэтам, которых он презрительно называл «дворянчиками» - у него была идея выступать от лица народа и крестьян. Физически тяжёлый крестьянский труд в творчестве он всегда ставил над «городским», интеллектуальным.

В 1916–1917 годах Клюев развивает в своей поэзии фольклорные, религиозные, крестьянские мотивы: всё отчётливее звучит в его творчестве тема «мужицкого» труда, православия, «избяного рая», духовного противостояния Запада и Востока:

«Сгинь Запад, Змея и Блудница -
Наш суженый - отрок Восток!»



Николай Клюев. Фото: galandroff.blogspot.ru

Пришедшую советскую власть Клюев сначала принял с восторгом. В 1918 году он написал такие стихи, как «Коммуна», «Товарищ», а затем выпустил поэтический сборник «Ленин». Как считал поэт, советское правительство должно было заботиться о сохранении народной духовной культуры, неразрывно связанной с православием.

Но большевистский атеизм шёл вразрез с представлениями Клюева.

По воспоминаниям одного из сотрудников ЧК, Николай Клюев стал в 1918-м г. членом партии, а в 1920-м году был исключён из неё за религиозные убеждения и, в частности, за то, что собирал старинные иконы и торговал ими.

В 1924-м году Сергей Есенин пишет стихотворение-эпиграмму «На Кавказе», где есть саркастические, язвительные строки о Николае Клюеве:

«И Клюев, ладожский дьячок,
Его стихи как телогрейка,
Но я их вслух вчера прочёл,
И в клетке сдохла канарейка».

Эти строки подлили масла в огонь: их с удовольствием смаковали литературные критики, комсомольские поэты, редакции журналов.

Ведь Николая Клюева, которого в 1923 году арестовали по ложному доносу, и так начали травить по инициативе Льва Троцкого, который в статье «Революция и литература» негативно отозвался о поэте, назвав его «эгоистично-свободолюбивым мужиком, пронёсшим свою мужичью душу через буржуазную выучку».

В 1922 году Клюев написал Есенину письмо с просьбой о помощи. Ведь после ареста Клюев нуждался в деньгах: его стихотворения плохо печатали. Есенин обратился к советскому литературоведу и критику Разумнику Иванову-Разумнику, и в Петрозаводск отправили за подписью Анатолия Луначарского телеграмму с просьбой помочь живущему в нищете Клюеву.


Николай Клюев, Сергей Есенин, Всеволод Иванов, 1924 г. Фото: сайт

Сергей Есенин и Николай Клюев увиделись опять осенью 1923 года в Петербурге, а затем приехали в Москву, где жили в коммунальной квартире на Большой Никитской. Они снова стали появляться на публике. Клюев познакомился с Айседорой Дункан.

В ноябре Клюев вернулся в Петербург, и в печать вышли его революционные стихи и сборник «Ленин».

Гибель Есенина и Клюева

Сергей Есенин в последние годы жизни пребывает в депрессивном настроении. Он стал разочаровываться в советской власти, замечая, что она не соответствует тем идеалам, о которых говорилось в самом её начале.

В 1923–1924 годах он пишет поэму «Страна негодяев», в которой обличает пороки представителей новой власти. Свои убеждения он выражает в образе центрального персонажа: бандита Номаха - он придерживается анархистских, бунтарских взглядов и не признаёт никакую власть. Эта поэма была лебединой песней Сергея Есенина. «Страну негодяев» опубликовали в журнале «Новый мир» в 1926 году уже после смерти Есенина: согласно официальной версии он покончил собой в гостинице «Англетер» 28 декабря 1925 года.


Комната в «Англетере», где Есенин покончил жизнь самоубийством.

Снимок сделан сразу после трагедии, 1925 г. Фото: сайт

Известие о смерти Есенина Клюев поначалу принял спокойно, но затем не выдержал и заплакал. По воспоминаниям очевидца, он сказал: «Я говорил Серёженьке и писал к нему: брось эту жизнь. Собакой у твоего порога лягу. Ветру не дам на тебя дохнуть. Рабом твоим буду…» До конца жизни Клюев с теплотой вспоминал Есенина.

Николай Клюев посвятил памяти поэта стихотворение «Плач о Сергее Есенине», на которое в 1927 года комсомольский поэт Александр Безыменский написал резкую критическую статью «О чём они плачут?» Антагонист Есенина Владимир Маяковский в статье «Как делать стихи?» написал: «Конец Есенина огорчил, огорчил обыкновенно, по-человечески».


Снимок Николая Клюева из следственного дела. Фото: e-libra.ru

Второй раз Николай Клюев по 58-й статье был арестован 2 февраля 1934 года, а после суда 5 марта сослан в Западную Сибирь, в Колпашево Нарымского округа, где вынужден влачить нищенское, голодное существование: у него даже не было тёплой одежды. Он писал письма - в том числе Сергею Клычкову, Максиму Горькому, во ВЦИК в надежде, что кто-нибудь поможет смягчить его положение, и его перевели в Томск.

В 1937 году наступила пора массовых расстрелов. К пунктам 58-й статьи, по которой Клюев был осуждён и сослан, прибавились «расстрельные» пункты. Клюева обвинили в принадлежности к сектантскому «Союзу спасения России», в действительности не существовавшему, и 23 октября 1937 года, после своего дня рождения, поэт был расстрелян.

Ревизор.ru
27.03.2018

Прочитав однажды до предела субъективные рассуждения Ю.Айхенвальда о своей поэзии, Александр Блок под свежим впечатлением от них написал:

«Как можно критику, серьезному, быть столь импрессио-нистичным, столь порхающим с предмета на предмет, столь не считающимся о простейшими историко-литературными приемами?

Зачем так безбожно путать хронологию, например?

Я бы, если бы собрался писать статью, поинтересовался узнать точнее подробности внешние, но в корне меняющие дело».

Без восстановления внешних (но в корне меняющих дело) подробностей нельзя обойтись и при рассмотрении такой непростой проблемы, как внутренние творческие связи Сергея Есенина и Николая Клюева . Подступы к ее анализу уже были осуществлены. Здесь будет идти речь о некоторых аспектах этой проблемы более детально, в том числе с привлечением неизвестных и малоизвестных документальных источников.

Первый сборник «Скифы» с этими стихами Клюева вышел в свет всего на полмесяца раньше того момента, когда в редакцию Скифов» поступили есенинские стихи для второго сборника. Однако подготовка первого «скифского сборника началась еще осенью 1916 года. Поэтому есть все основания полагать, что Есенин знал посвященное ему клюевское сочинение до его публикации, ибо написано оно было (как уже упоминалось)» в 1916 году. В этом произведении Клюев дал поэтические характеристики себе и Ьсенину. О том же есть строки и в есенинском послании - но какая большая разница во взглядах поэтов друг на друга и на себя самих...


Оттого в глазах моих просинь,
Что я сын Великих озер.
Точит сизую киноварь осень
На родной беломорский простор.

На закате плещут тюлени,
Загляделся в озеро чум...
Златороги мои олени -
Табуны напевов и дум...


От Вытегры до Шуи
Он избродил весь край
И выбрал кличку - Клюев,
Смиренный Миколай.

Монашьи мудр и ласков,
Он весь в резьбе молвы,
И тихо сходит пасха
С бескудрой головы.

А там, за взгорьем смолым,
Иду, тропу тая,
Кудрявый и веселый,
Такой разбойный я...

Ясно видно, что в своем ответе Клюеву Есенин отстаивал как собственную творческую индивидуальность, так и право а мнение о Клюеве-поэте, не совпадающее с тем, что думал ро себя он сам. И по существу, отдавая такое стихотворение в печать, Есенин начинал уже не словесную (как бывало и ранее), но публичную - хотя и почтительную по форме - полемику с Клюевым .

Второй сборник «Скифы» вышел в свет между 13 и 21 декабря 1917 года. Узнав о его содержании вскоре после выхода книги, Есенин немедленно написал полное упреков письмо к редактору «Скифов» Иванову-Разумнику с отказом от дальнейшего сотрудничества в «скифских» сборниках. Это - теперь широко известное - письмо, впервые опубликованное более тридцати пяти лет назад, уже не раз служило базой для построения тех или иных концепций, носящих преимущественно негативный характер по отношению к адресату письма и к другим поминавшимся в нем людям, в том числе к Клюеву . Представляется, однако, что вопрос,- почему же письмо, адресованное Иванову-Разумнику, человеку, к которому, по словам В.С.Чернявского, Есенин именно в то время (конец 1917 года) «относился с большим уважением и любовью, с которым неизменно встречался по делам практическим и душевным», неожиданно оказалось столь резким по тону,- до сих пор не имеет удовлетворительного ответа.

Попытаемся найти его, обратясь к «внешним подробностям» (Блок). Вот некоторые события октября-декабря 1917 года, связанные с именем Есенина . В октябре он написал поэму «Пришествие», а в ноябре,- поэму «Преображение», первую из которых посвятил Андрею Белому, а вторую - Иванову-Разумнику. Обе поэмы стали известны и тому, и другому практически сразу же после их написания. 22 ноября прошел вечер поэзии Есенина в Тенишевском училище, вступительное слово на котором произнес В.С.Чернявский. С текстом этого выступления Есенин ознакомился за несколько дней до вечера, и, по словам Чернявского, "Сергею... особенно по душе был анализ соприкосновения его поэзии со стихами Клюева и выводы в пользу полной самобытности Есенина . «Вот дурной! Да пойми сам, что ты лучше всех меня понимаешь».

Лето и начало осени 1918 года прошли у Есенина в Константинове в напряженной творческой работе. Но писал он тогда не только стихи. Л.И.Кашина свидетельствует, что Есенин читал ей «Ключи Марии» «на пароходе, когда ехали в Москву - сентябрь-октябрь 1918 года». И действительно, рукопись первой части трактата «Ключи Марии» имеет авторскую дату: сентябрь 1918. Вчитываясь в это произведение теперь, понимаешь, что предпосланный его тексту (хотя позже и снятый) эпиграф из Клюева не случаен - ведь в этих заметках немало мыслей и рассуждений, связанных с тем уже минувшим к тому времени прошлым, когда «апостол нежный» пестовал молодого поэта и его музу.

В современных исследованиях проделано много по выявлению литературных источников, которыми пользовался (или мог пользоваться) Есенин при написании «Ключей Марии». Обоснованно указывалось при этом на труды Афанасьева, Буслаева, Стасова, Садовникова и т.д. (их перечень см.: V, 334). И в то же время В.Г.Базанов в своей обстоятельной работе на эту тему замечает с оттенком недоумения: «...Афанасьева Есенин вовсе не упоминает. Удивительно и то, что о Буслаеве, которому Есенин столь многим обязан, в «Ключах Марии» говорится между строк и в полемическом тоне».

Одним из обстоятельств, ввиду которых Есенин - на этот раз даже в пределах одного сочинения - опять изменил свою оценку Клюева как поэта на противоположную, следует считать выход в свет в октябре 1918 года новой книги Клюева «Медный Кит»25. Этот сборник получил свое название по небольшой одноименной поэме, впервые здесь опубликованной. Клюев упоминает в ней «Инонию», включив есенинский образ (наряду с чапыгинским «Белым скитом» и знаменитой на Руси Почаевской лаврой) в весьма своеобразную развернутую метафору:

Я верю вам, братья Есенин, Чапыгин,-
Трущобным рассказам и ветру-стиху:
Инония-град, Белый скит - не Почаев,
Они - наши уды, Почаев же - трость...

Вызывающе фаллическая окраска, приданная здесь «граду Инонии», сама по себе вряд ли вывела бы Есенина из равновесия - ведь почти сразу же после этого Клюев заговорил о чтимых русскими православных святых в тоне, казалось бы, тогда столь близком богоборствующему «пророку Есенину Сергею»:

Всепетая Матерь сбежала с иконы,
Чтоб вьюгой на Марсовом поле рыдать
И с Псковскою Ольгой, за желтые боны,
Усатым мадьярам себя продавать.
О горе! Микола и светлый Егорий
С поличным попались: отмычка и нож...

То новая Русь - совладелица ада,
Где скованы дьявол и Ангел Тоски.

Думается, именно совокупность процитированных фрагментов «Медного Кита» (по существу, явившегося клюевским ответом на «Инонию») стала одним из внутренних стимулов следующей фазы «откола» Есенина от Клюева . Из внешних же его причин назовем знакомство Есенина с Мариенгофом, которое состоялось осенью того же года и привело - уже в январе 1919 года - к выработке и публикации имажинистской «Декларации», содержащей некоторые переклички с третьим разделом «Ключей Марии».

Клюеву , судя по всему, не довелось тогда же узнать о новом «уходе» Есенина от него - в феврале 1919 года он вернулся из Петрограда в Вытегру и затем около девяти месяцев не переписывался со своими столичными знакомыми. Лишь в октябре-ноябре 1919 года он написал Миролюбову:

Никто из братьев, друзей и знакомых моих в городах не нашел меня добрым словом, окромя Вас. На что Сергей Александрович Есенин , кажется, ели с одного куса, одной ложкой хлебали, а и тот растер сапогом слезы мои 2S. В ту пору на клюевские письма Есенин действительно не отвечал.

Однако встреча с новыми для него клюевскими стихами состоялась - примерно тогда же Есенин знакомится с клюевским двухтомником «Песнослов», выпущенным в свет во второй половине 1919 года, и, конечно, читает посвященный ему цикл из четырех стихотворений во второй книге этого издания. Первым и третьим из них были, соответственно, «Оттого в глазах моих просинь...» и «Елушка-сестрица...»; об обстоятельствах, сопутствовавших их докнижным публикациям, мы уже говорили выше. Второе же («Изба - святилище земли...») и четвертое («Бумажный ад поглотит вас...») до «Песнослова» в печати не появлялись. Стихотворение Есенина «Теперь любовь моя не та...» с посвящением Клюеву , обнародованное в 1920 году29, явилось откликом на клюевскую книгу: в этом убеждают очевидные параллели и менее явные переклички строк (и даже рифм) послания Есенина не только с не известными ему ранее стихотворениями клюевского цикла, но и с другими стихами второй книги «Песнослова».

Ядром группы новокрестьянских поэтов были Н. А. Клюев (I884-1937), С.А. Есенин (1885- 1925), П. В. Орешин (1887—1938), С. А. Клычков (1889—1937). Еще в группу входили П. Карпов, А. Ширяевец, А. Ганин, П. Радимов, В.Наседкин, И. Приблудный. При всем различии творческих индивидуальностей их сближало крестьянское происхождение, неприятие городской жизни и интеллигенции, идеализация деревни, старины, патриархального уклада жизни, стремление "освежить" русский язык на фольклорной основе. С. Есенин и Н. Клюев предпринимали попытку объединиться с "городскими" писателями, которые, по их мнению, сочувственно относились к «народной» литературе (А. М. Ремизов. И. И. Ясинский и др.). Созданные ими в 1915 году литературно-художественные общества «Краса», затем «Страда» просуществовали несколько месяцев. После революции большинство новокрестьянских поэтов оказались невостребованными в жизни и литературе со своей поэтизацией связи человека с миром живой природы, им пришлось стать свидетелями ломки традиционных крестьянских устоев. Клюев, Клычков, Орешин были репрессированы и расстреляны как кулацкие поэты.

Итак, «новокрестьянская группа» просуществовала недолго, распалась она вскоре после Октябрьской революции. Поэты родом из деревни — С. Клычков, Н. Клюев, С. Есенин и др. — писали о своей «малой» родине с любовью и болью, пытались повернуть всех к милому их сердцу патриархальному, деревенскому укладу. Исследователи отмечают созвучие настроений в творчестве Клычкова и Есенина, при этом С. Клычкова считают предшественником С. Есенина.

Ниже представлены биография и творчество двух известных новокрестьянских поэтов - Николая Алексеевича Клюева и Сергея Антоновича Клычкова.

Николай Алексеевич Клюев

Клюев Николай Алексеевич (1884—1937) был наиболее зрелым представителем новокрестьянской поэзии. С. Есенин однажды сказал о Клюеве: «Он был лучшим выразителем той идеалистической системы, которую несли все мы».

Родился будущий поэт в крестьянской семье. Отец его служил урядником, мать, Прасковья Дмитриевна, происходила из семьи старообрядцев. Она, «былинщица, песельница», обучала сына «грамоте, песенному складу и всякой словесной мудрости.

Печататься Н. Клюев начал с 1904 года; с 1905 года приобщился к революционной деятельности, распространял прокламации Всероссийского крестьянского союза в Московской и Олонецкой губерниях. Был арестован, после освобождения вновь возвратился к нелегальным занятиям. Революционные идеалы Н. Клюева были тесно связаны с идеями христианской жертвенности, жаждой страдания за «сестер» и «братьев» «с молчаливо-ласковым лицом». В 1907 году началась переписка Н. Клюева с А. Блоком, который сыграл значительную роль в судьбе начинающего поэта.

А. Блока занимали вопросы взаимоотношений интеллигенции и народа, очевидно, поэтому он с интересом отнесся к крестьянскому поэту (как и к С. Есенину), познакомил его с современной литературой, способствовал публикации его стихов в журналах "Золотое руно", "Бодрое слово" и др. Н.А. Клюев изучил идеи теоретиков русского символизма — А. Белого, Вяч. Иванова, Д. Мережковского о «народной душе», «новом религиозном сознании», "мифотворчестве" и как бы откликнулся на неонароднические искания, взял на себя роль «народного» поэта, певца "красоты и судьбы" России.

В 1911 году вышел первый сборник его стихов "Сосен перезвон" с посвящением А. Блоку и с предисловием В.Я. Брюсова. Стихотворения этого сборника высоко оценили С. Городецкий, В. Брюсов; Н. Гумилев. Высшая ценность для поэта — народ. Герои — люди близкие к природе, Богу. Поэт с болью пишет о страданиях мужика.

Выступая от лица народа, Николай Алексеевич клеймил интеллигенцию, предсказывал появление новых сил, идущих на смену разрушающейся культуре. В стихах Н.А. Клюева главная тема — возвеличивание Природы и обличение "железной цивилизации", "города" (как и в поэме C. Есенина «Сорокоуст») и «людей ненуждающихся и ученых» ("Вы обещали нам сады"). Знаток и собиратель фольклора. Н. Клюев один из первых предпринял попытку перейти в стихах на стилизованный язык народной поэзии, используя такие жанры, как песня, былина. Сборник Н. Клюева «Лесные были» состоял в основном из стилизаций народных песен («Свадебная», «Острожная», «Посадская» и др.). Вослед ему С. Есенин написал сборник «Радуница».

Н. Клюев приветствовал свержение самодержавия. В стихотворении «Красная песня» он ликовал по поводу этого события.

Весной 1917 года вместе с С.А. Есениным он выступал на революционных митингах, собраниях. После Октябрьской революции Н. Клюев прославлял советскую власть, «мучеников и красноармейцев» и даже... красный террор: «Убийца красный — святей потира...». Ему казалось, что революция свершилась в интересах крестьянства, что придет «мужицкий рай».

В 1920-е годы поэт пребывал в растерянности... Он то воспевал, то оплакивал "погорелую", навсегда уходящую в прошлое "деревню-сказку" (поэмы «Заозерье», «Деревня», «Погорельщина»).

В поэме "Погорельщина" изображена эпоха Андрея Рублева, но в произведение проникли и современные Н. Клюеву ритмы, фразы. Лирический герой встречается как с историческими, так и с внеисторическими образами. В строках, посвященных современной ему деревне, звучат боль и страдание, — поэт отмечает утрату духовных ценностей, распад русской деревни.

В 1934 году Клюев был арестован, а в 1937 году расстрелян.

Сергей Антонович Клычков

Клычков Сергей Антонович (1889—1937) появился на свет в Тверской губернии, в старообрядческой семье. С. Клычков был связан с революционной молодежью, в декабрьском восстании 1905 года выступал на стороне пролетариата. Первый поэтический успех ему принес сборник "Потаенный сад". В его ранней поэзии отмечается романтическое мироощущение деревни и неприятие крестьянским поэтом «индустриальной» цивилизации. Прибежищем поэта становится сказочный «потаенный сад», время действия отнесено в далекое патриархальное прошлое — в "золотой век". Образ деревни, который рисует поэт, неустойчив, реальность оборачивается фантазией.

Предчувствие перемен наполняет его стихи грустью. Клычкова называли певцом таинственного: природа у него одушевлена, заселена русалками, лешими, колдуньями и другими сказочными героями.

Легко почувствовать связь поэзии С. Клычкова с народными песнями, особенно лирическими и обрядовыми. Рецензенты его первых книг сопоставляли творчество Клычкова с творчеством Н. Клюева. Однако мироощущение Клычкова было иным, поэтому в его произведениях отсутствовали революционно-бунтарские настроения; практически не встречалось резких напалок на «город», «интеллигенцию», что было характерно для новокрестьянской поэзии. Родина, Россия в поэзии Клычкова — светлая, сказочная, романтическая.

Последний сборник поэта назывался «В гостях у журавлей». С. Клычков занимался переводами грузинских поэтов, киргизских эпосов. В 1930-е годы его назвали идеологом «кулачества». В 1937 году репрессировали и расстреляли.

Использованы материалы книги: Литература: уч. для студ. сред. проф. учеб. заведений / под ред. Г.А. Обернихиной. М.: "Академия", 2010

(Начало знакомства)

"Учитель он был мой..." - вспоминал Есенин в 1923 году * . В автобиографической заметке, написанной в год смерти, поэт замечает: "...Блок и Клюев научили меня лиричности". Влияние Клюева на Есенина - факт бесспорный и подтверждается рядом свидетельств, исходящих от современников ** . Связь между поэтами не прерывалась до самой смерти Есенина. Широко известно его признание: "С Клюевым у нас завязалась, при всей нашей внутренней распре, большая дружба, которая продолжается и посейчас..." Слова эти относятся к 1922 году.

* (С. Есенин. Собрание сочинений в 5-ти томах, т. V. М., 1968, стр. 248. )

** (См., например, воспоминания В. С. Чернявского "Первые шаги" в сб. "Воспоминания о Сергее Есенине". М., "Московский рабочий", 1965, стр. 137-149. "...влияние Клюева на Есенина в 1916 году было, во всяком случае, огромно" (стр. 147). Однако влияние это до настоящего времени почти не изучено. Сложная литературная проблема "Есенин-Клюев" подменяется либо описанием их личных отношений, развивавшихся весьма неровно, либо анализом их идейных разногласий, зачастую мнимых. )

Публикуемые ниже письма Клюева к Есенину дополняют публикацию Н. Хомчук "Есенин и Клюев (по неопубликованным материалам)" * . История знакомства обоих поэтов, начавшегося заочно в 1915 году, предстает теперь в более полном и отчасти новом освещении.

* ("Русская литература", 1958, № 2, стр. 154-168. )

Посредником в знакомстве Есенина и Клюева был С. М. Городецкий. Есенин не раз указывал, что именно Городецкий свел его с Клюевым: "Городецкий меня свел с Клюевым, о котором я раньше не слыхал ни слова". Сохранилось первое (и, видимо, единственное за 1915 г.) письмо Есенина к Клюеву от 24 апреля 1915 года, которое и послужило толчком к завязавшейся вслед за этим переписке между двумя поэтами. Вот его полный текст:

"Дорогой Николай Алексеевич!

Читал я Ваши стихи, много говорил о Вас с Городецким и не могу не писать Вам. Тем более тогда, когда у нас есть с Вами много общего. Я тоже крестьянин и пишу так же, как и Вы, но только на своем рязанском языке. Стихи у меня в Питере прошли успешно. Из 60 принято 51. Взяли "Северные записки", "Русская мысль", "Ежемесячный журнал" и др. А в "Голосе жизни" есть обо мне статья Гиппиус под псевдонимом Роман Аренский, где упоминаетесь и Вы * . Я хотел бы с Вами побеседовать о многом, но ведь "через быстру реченьку, через темненький лесок не доходит голосок". Если Вы прочитаете мои стихи, черканите мне о них. Осенью Городецкий выпускает мою книгу "Радуница". В "Красе" ** я тоже буду. Мне очень жаль, что я на этой открытке ничего не могу еще сказать. Жму крепко Вашу руку. Рязанская губ., Рязан. у., Кузьминское почт, отд., село Константинове, Есенину Сергею Александровичу".

** ("Краса" - объединение писателей в Петрограде в 1915 году. В состав "Красы" входили помимо Клюева и Есенина С. Городецкий, С. Клычков, А. Ширяевец и др. Группа окончательно распалась в конце октября 1915 года. )

Письма Клюева к Есенину за 1915 год сохранились не полностью. Так, слишком долгий (в полтора месяца) разрыв между письмами № 1 и № 2 (по нашей нумерации) и первые строки из письма № 2 ("Что же ты, родимый, не отвечаешь на мои письма? Мне бы хотелось узнать, согласен ли ты с моим пониманием твоих стихотворений...") заставляют предположить, что утрачено важное письмо Клюева с разбором есенинских стихов, написанное, скорей всего, в июне 1915 года.

Среди публикуемых материалов особый интерес представляет "программное" письмо (№ 3) * . Клюев, который в 1915 году был вполне зрелым и сложившимся человеком, знакомит Есенина со своими взглядами. В их основе - неприятие современной цивилизации, воплощением которой для Клюева служит город. "Машине" и "железу", "угольному аду" поэт противопоставляет живую природу и деревенский быт, урбанистической культуре - культуру народно-крестьянскую, выразителем и даже пророком которой он в те годы считал себя. Город, по мнению Клюева, слишком оторван от первооснов бытия, от "матери-природы" и созидательного труда. Антитеза "деревня - город" прослеживается и во многих стихотворениях поэта; в них, как и в письме к Есенину, звучит неприкрытый вызов, который Клюев бросает в лицо "городской" литературе - "поэтам-книжникам", по его терминологии (ср., напр.: "Я видел звука лик и музыку постиг, даря уста цветку, без ваших ржавых книг!" **).

* (Отрывки из него уже не раз цитировались отдельными исследователями. См., напр.: Е. Наумов. Сергей Есенин. Личность, творчество, эпоха. Л., Лениздат, 1969, стр. 47-48. )

** (Николай Клюев. Песнослов. Книга вторая. Пг., Лит.-изд. отд. Нар. ком. по прос, 1919, стр. 132. )

Лишь в деревне, в непосредственной близости к земле, где, по мнению поэта, человек и природа едины, может родиться подлинное искусство, которое для Клюева - плод естественного, полнокровного и органически целостного бытия. Этой естественности и требует Клюев от своего младшего собрата по перу: "Быть в траве зеленым и на камне серым - вот наша с тобой программа..." С аналогичными проповедями Клюев обращался в те годы и к другим поэтам, близким ему по происхождению и по духу (Клычков, Ширяевец) * . Его влияние на них, как и на молодого Есенина, было чрезвычайно сильным ** .

* (Заключительная часть публикуемого письма к Есенину (№ 3) перекликается, например, с отрывком из письма к А. В. Ширяевцу (конец 1914 г.): "Как ненавистен и черен кажется весь так называемый Цивилизованный мир и что бы дал, какой бы крест, какую бы голгофу понес - чтобы Америка не надвигалась на сизоперую зарю, на часовню в бору, на зайца у стога, на избу-сказку..." (Институт Мировой литературы им. А. М. Горького, Архив, ф. 178, оп. I, ед. хр. I). )

** (В письме к В. С. Миролюбову Ширяевец пишет 18 марта 1914 г.: "Из современных народных поэтов это (Клюев.- К. А.) самый выдающийся, самый самобытный. Я стараюсь поступать по его указаниям, но все равно таким сильным, как он, мне никогда не быть".- Рукописный отдел Института русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР (далее - ИРЛИ), Архив, ф. 185, оп. I, ед. хр. 1265, л. 7-8. )

В то же время поэт-олончанин яростно ополчается на некоторых современных ему петербургских литераторов. Клюев стремится уберечь юного Есенина от влияния Северянина. С другой стороны, он весьма скептически относится к русофильски настроенным писателям типа 3. Гиппиус или С. Городецкого. Народнические искания, широко распространившиеся в кругах русской интеллигенции в начале столетия, усилились в годы первой мировой войны.

В сочувствии к нему со стороны С. Городецкого и круга Мережковского - Гиппиус Клюев проницательно разгадал "барско-интеллигентское, напыщенное и презрительное" отношение к народу. Важно подчеркнуть, что клюевская неприязнь к петербургской интеллигенции во многом имеет социальную подоснову. Резким и гневным выпадом против "так называемого русского общества" звучит замечание Клюева о том, что "салтычихин и аракчеевский дух до сих пор не вывелся...". Клюев как бы обнажает перед Есениным пропасть, отделяющую, по его мнению, крестьянского писателя от писателя - "барина". Различие между ними, согласно Клюеву, классовое. Убедительным подтверждением этому может служить обращенное к Есенину слово "товарищ" * .

* (Рассуждения и оценки Клюева в его письмах к Есенину, а также ряд иных материалов, включая и стихотворения поэта, опровергают бытующую поныне точку зрения, будто Клюев всячески подлаживался под своих покровителей и лишь им в угоду наряжался "мужиком". Н. Хомчук, например, утверждает, что Клюев приноравливался "к пресыщенному вкусу своих покровителей, твердо усвоив приемы лубочного мужичка-травести" ("Русская литература", 1958, № 2, стр. 156). Это - одна из легенд о Клюеве, вызванная отчасти тем, что Клюев, во многом зависевший от петербургских поэтов, не порывал с ними отношений и умел расположить их в свою пользу. Истоки этой легенды следует искать в недостоверных мемуарах Г. Иванова "Петербургские зимы" (Париж, 1928). )

В начале октября 1915 года в Петрограде происходит первая встреча поэтов. О ней свидетельствует С. Городецкий: "Клюев приехал в Питер осенью (уже не в первый раз). Вероятно, у меня он познакомился с Есениным <...> Клюев, конечно, овладел молодым Есениным, как овладевал каждым из нас в свое время. Он был лучшим выразителем той идеалистической системы, которую несли все мы. Но в то время как для нас эта система была литературным исканием, для него она была крепким мировоззрением, укладом жизни, формой отношения к миру. Будучи сильней всех нас, он крепче всех овладел Есениным <...> Клюев оставался первым в группе крестьянских поэтов. Группа эта все росла и крепла. В нее входили, кроме Клюева и Есенина, Сергей Клычков и Александр Ширяевец. Все были талантливы, все были объединены любовью к русской старине, к устной поэзии, к народным песенным и былинным образам. Кроме меня, верховодил в этой группе Алексей Ремизов и не были чужды Вячеслав Иванов и художник Рерих <...> Даже теперь я не могу упрекнуть эту группу в квасном патриотизме, но острый интерес к русской старине, к народным истокам поэзии, к былине и частушке был у всех нас. Я назвал всю эту компанию и предполагавшееся ею издательство "Краса". Общее выступление было у нас только одно: в Тенишевском училище - вечер "Краса". Выступали: Ремизов, Клюев, Есенин и я. Есенин читал свои стихи, а кроме того, пел частушки под гармошку и вместе с Клюевым - страдания. Это был первый публичный успех Есенина..." *

* (С. Городецкий. О Сергее Есенине.- В сб. "Воспоминания о Сергее Есенине"... М., "Московский рабочий", 1965, стр. 169. Объективный анализ отношений, завязавшихся между Клюевым и Есениным в 1915 году, дает В. А. Вдовин в статье "Некоторые замечания о вступлении Сергея Есенина в литературу" - "Научные доклады высшей школы", филологические науки, 1965, № 2, стр. 129-142. Исследователь указывает на ряд ошибок и неточностей, допущенных в нашей науке в отношении Н. А. Клюева, в частности в работах Н. Хомчук и Е. Наумова (стр. 139-141). См. также его статью: "Есенин и литературная группа "Краса".- "Научные доклады высшей школы", филологические науки, 1968, № 5, стр. 66-80. )

Выступление в Тенишевском училище, о котором рассказывает Городецкий, состоялось 25 октября 1915 года. За четыре дня до этого Есенин и Клюев выступали в редакции "Ежемесячного журнала", издатель которого, В. С. Миролюбов, был с 1907 года знаком с Клюевым и покровительствовал ему. 19 ноября и 10 декабря Есенин и Клюев читали свои стихи в литературно-художественном обществе "Страда", сменившем "Красу". Такие совместные выступления, инициатором которых, как видно из публикуемых писем, был именно Клюев, проводились в конце 1915 года неоднократно. Для Клюева эти публичные чтения были чрезвычайно важны. Согласно воспоминаниям И. Маркова, Клюев "ревностно отстаивал право на существование специфической крестьянской поэзии" * . Обладая развернутой и достаточно последовательной программой, Клюев пытался организационно сплотить своих единомышленников (что подтверждают и воспоминания Городецкого), и хотя реального объединения достичь не удалось, все же выступления крестьянских поэтов в конце 1915 года, особенно Клюева и Есенина, привлекли к себе внимание публики и вызвали определенный общественный резонанс.

* (И. И. Марков. О Сергее Есенине.- В сб. "Есенин и русская поэзия". Л., "Наука", 1967, стр. 323. )

Публикуемые письма дают, кроме того, возможность проследить историю издания "Радуницы". Как явствует из ряда источников, публикация этого сборника была намечена в издательстве "Краса". Однако издательство это существовало лишь в проекте: организовать его так и не удалось. Тогда Есенин решил отдать первый сборник своих стихов в издательство "Лукоморье", отношения с которым у него завязались уже в апреле 1915 года * . Ясно, что решающую роль здесь также сыграл Городецкий, который сотрудничал тогда в журнале "Лукоморье" и только что выпустил в одноименном издательстве книгу своих стихов "Четырнадцатый год". Двадцатилетний Есенин, еще слабо ориентировавшийся в политических группировках России, не учитывал, что Товарищество А. С. Суворина "Новое время", которому принадлежало "Лукоморье", было для всей передовой России символом реакционной правительственной печати. Понятно, что Клюев, непримиримый к официозности и далекий от квасного патриотизма, счел своим долгом вмешаться. Он убедил Есенина порвать с "Лукоморьем" - "кандальным отделением Нового Времени" - и рекомендовал своего питомца издателю М. В. Аверьянову ** . В издательстве Аверьянова и вышла "Радуница" (1916). Есенин по этому поводу вспоминает: "Он отыскал мне издателя М. В. Аверьянова, и через несколько месяцев вышла моя первая книга "Радуница". Тем самым Клюеву удалось нейтрализовать влияние, которое оказывали на Есенина и Городецкий, и иные литераторы *** . Помогая Есенину, Клюев боролся за него "Лепил я твою душеньку, как гнездо касатка",- напишет он сам позднее **** .

* (В. В. Базанов считает, что сборником, предназначавшимся для "Лукоморья" был "Авсень" (а не "Радуница"). Впоследствии, согласно В. В. Базанову, Есенин сам отказался от издания своих стихов в "Лукоморье" (В. В. Базанов. Материалы к творческой биографии Сергея Есенина.- "Русская литература", 1972, № 1, стр. 167-176). )

** (В издательстве М. В. Аверьянова Клюев выпустил свою книгу "Мирские думы" (вышла в январе 1916 года). Переговоры Клюева с Аверьяновым начались в сентябре 1915 года. )

*** ("Н. А. Клюев внушал Есенину мысль о необходимости беречься салонных литераторов и поспешил объявить его петроградские увлечения ложными" (В. А. Вдовин. Некоторые замечания о вступлении Сергея Есенина в литературу... стр. 141). )

**** (Николай Клюев и П. Н. Медведев. Сергей Есенин. Л., "Прибой", 1927, стр. 6. )

Разумеется, влияние Клюева на Есенина не всегда было благотворным... Тем не менее их дружба - значительное событие в русской поэзии XX века. Она продолжалась более 10 лет, вызвав к жизни целый ряд стихотворений, в которых поэты обращаются друг к другу, и завершилась в 1926 году трагическим "Плачем о Есенине".

Письма Клюева к Есенину печатаются с оригиналов, хранящихся в Центральном Государственном архиве литературы и искусства СССР (ф. 190, оп. 1, ед. хр. 111).

Милый братик, почитаю за любовь узнать тебя и говорить с тобой, хотя бы и не написала про тебя Гиппиус статьи и Городецкий не издал твоих песен. Но, конечно, хорошо для тебя напечатать наперво 51 стихотворение.

Если что имеешь сказать мне, то пиши немедля, хотя меня и не будет в здешних местах, но письмо твое мне передадут. Особенно мне необходимо узнать слова и сопоставления Городецкого, не убавляя и не прибавляя их. Чтобы быть наготове и гордо держать сердце свое перед опасным для таких людей, как мы с тобой, соблазном. Мне много почувствовалось в твоих словах, продолжи их, милый, и прими меня в сердце свое.

Что же ты, родимый, не отвечаешь на мои письма? * Мне бы хотелось узнать, согласен, ли ты с пониманием моим твоих стихотворений: я читал их в Голосе жизни ** и в Еж-ем Журнале *** ... Читал ли ты в № 20 Голоса жизни мои стихи и что про них скажешь? **** Я очень люблю тебя, Сережа, заочно - потому что слышу твою душу в твоих писаниях - в них жизнь, невольно идущая. Мир тебе и любовь, милый. Адрес: Мариинское почтовое отделение, Олонецкой губ., Вытегорского уезда, Николаю Клюеву.

* (В письме к В. С. Чернявскому, написанному приблизительно в это же время, Есенин замечает: "Писал Клюев, но я ему все отвечать собираюсь" (V, 59). )

** (В еженедельнике "Голос жизни" (№ 17, 22 апреля 1915, стр. 13) было напечатано четыре стихотворения Есенина: "Гусляр" ("Темна ноченька, не спится..."), "Пахнет рыхлыми драченами...", "Богомолки" ("По дороге идут богомолки..."), "Рыбак" ("Под венком лесной ромашки..."). )

*** (В "Ежемесячном журнале" (№ 6, 1915, стр. 6) опубликованы следующие стихотворения Есенина: "Троицыно утро, утренний канон...", "Девичник", "Сыплет черемуха снегом...", "Я надену красное монисто...". О них Клюев пишет Миролюбову 22 июля 1915 года: "Какие простые неискусные песенки Есенина в юньской книжке - в них робость художника перед самим собой и детская, ребячья скупость на игрушки-слова, которые обладателю кажутся очень серьезной вещью (ИРЛИ, ф. 185, оп. 1, ед. хр. 617, л. 10). )

**** (В "Голосе жизни" (№ 20, 13 мая 1915, стр. 14-15) было напечатано шесть стихотворений Клюева: "Рыжее жнивье как книга...", "Памяти матери", "В овраге снежные ширинки...", "Уже хоронится от слежки...", "Судьба-старуха нижет дни...", "На темном ельнике стволы берез...". Все эти стихотворения вошли впоследствии в "Песнослов". )

Любящий тебя светло.

Остаюсь в ожидании, я живу в большой скорби.

Голубь мой белый, ты в первой открытке собирался о многом со мной поговорить и уже во втором письме пишешь через строчку и то вкратце - и на мои вопросы не отвечаешь вовсе.

Я собираюсь в Петроград в конце августа, и ты, может быть, найдешь что-либо нужным узнать про тебя, но я не знаю, что тебя больше затрагивает, и наберу мелочей, а нужное и полезное тебе упущу. Ведь ты знаешь, что мы с тобой козлы в литературном огороде и только по милости нас терпят в нем и что в этом огороде есть немало колючих кактусов, избегать которых нам с тобой необходимо для здравия как духовного, так и телесного. Особенно я боюсь за тебя: ты как куст лесной щипицы * , который чем больше шумит, тем больше осыпается. Твоими рыхлыми драченами ** объелись все поэты, но ведь должно быть тебе понятно, что это после ананасов в шампанском *** . Я не верю в ласки поэтов-книжников и не лягать их тебе не советую. Верь мне. Слова мои оправданы опытом. Ласки поэтов - это не хлеб животный, а "засахаренная крыса" **** , и рязанцу и олончанину это блюдо по нутру не придет, и смаковать его нам прямо грешно и безбожно. Быть в траве зеленым и на камне серым - вот наша с тобой программа, чтобы не погибнуть. Знай, свет мой, что лавры Игоря Северянина никогда не дадут нам удовлетворения и радости твердой, между тем как любой петроградский поэт чувствует себя божеством, если ему похлопают в ладоши в какой-нибудь "Бродячей собаке", где хлопали без конца и мне и где я чувствовал себя наинесчастнейшим существом из земнородных. А умиляться тем, что собачья публика льнет к нам, не для чего, ибо понятно и ясно, что какому-либо Кузьмину ***** или графу Мон-те-тули не нужно лишний раз прибегать к шприцу с морфием или с кокаином, потеревшись около нас. Так что радоваться тому, что мы этой публике заменили на каких-либо полчаса дозу морфия - нам должно быть горько и для нас унизительно. Я холодею от воспоминаний о тех унижениях и покровительственных ласках, которые я вынес от собачьей публики. У меня копилось около двухсот газетных и журнальных вырезок о моем творчестве, которые в свое время послужат документами, вещественными доказательствами ого барско-интеллигентского, напыщенного и презрительного взгляда на чистое слово и еще того, что салтычихин и аракчеевский дух до сих пор не вывелся даже среди лучших из так называемого русского общества.

* (Шипица - шиповник. )

** (Одно из четырех стихотворений Есенина, опубликованных в № 17 "Голоса жизни" (22 апреля 1915 г.), начиналось со слов: "Пахнет рыхлыми драченами". )

*** ("Ананасы в шампанском" - сборник стихотворений И. Северянина (М 1915). )

**** ("Засахаренная Крыса" - альманах футуристов (СПб. 1913). )

***** (М. А. Кузьмин (1875-1936) - поэт, прозаик, переводчик. )

Я помню, как жена Городецкого в одном собрании, где на все лады хвалили меня, выждав затишья в разговоре, вздохнула, закатила глаза и потом изрекла: "Да, хорошо быть крестьянином". Подумай, товарищ, не заключается ли в этой фразе все, что мы с тобой должны возненавидеть и чем обижаться кровно. Видите ли - не важен дух твой, бессмертное в тебе, и интересно лишь то, что ты, холуй и хам-смердяков, заговорил членораздельно. Я дивлюсь тому, какими законами руководствовались редакторы, приняв из 60-ти твоих стихотворений 51-но. Это дурная примета, и выразить, вскрыть такую механику можно лишь фабричной поговоркой "За горло, и кровь сосать", а высосавши, заняться тщательным анализом оставшейся сухой шкурки, чтобы лишний раз иметь возможность принять позу и с глубокомысленным челом вынесть решение: означенная особь в прививке препарата 606-ть не нуждается, а посему изгоняется из сонма верных.

Мне очень приятно, что мои стихи волнуют тебя,- конечно, приятно потому, что мы оттулева, где махотка, шелковы купыри и щипульные колки * . У вас ведь в Рязани - пироги с глазами,- их ядять, а они глядять. Я бывал в вашей губернии, жил у хлыстов в Даньковском уезде, очень хорошие и интересные люди, от них я вынес братские песни ** . Напиши мне, как живешь, какое ваше село - меня печалили рязанские бесконечные пашни - мало лесов и воды, зимой все как семикопеечным коленкором потянуто. У нас на Севере - воля, озера гагарьи, ельники скитами украшены... О, как я люблю свою родину и как ненавижу америку, в чем бы она ни проявлялась. Вот нужно ехать в Питер, а я плачу горькими слезами, прощаясь с рекой окуньей, с часовней на бору, с мошничьим *** перелетом, с хлебной печью... Адрес мой: Петроград, Фонтанка, № 149, кв. 9. К. А. Расщепериной **** . Бога ради, не задержи ответ. Целую тебя, кормилец, прямо в усики твои милые.

* (Махотка - глиняный горшок, кринка; купырь - растение; щипульник - шиповник. Все эти слова и выражения употреблены Есениным в стихотворениях, опубликованных в "Голосе жизни" (№ 17, 1915). )

** ("Братские песни" - сборник стихов Клюева (М., 1912). )

*** (Мошник - глухарь, тетерев. )

**** (Клавдия Алексеевна Расщеперина - сестра Н. А. Клюева. )

Н. Клюеву

Милый мой! Я получил твое письмо и рад ему несказанно. Я пробуду в Петрограде до 20 сентября, хорошо бы устроить с тобой где-либо совместное чтение моих военных песен * и твоей белой прекрасной Руси ** .

* ("Военные песни", или "Песни о войне" - цикл стихов Н. Клюева 1914-1915 годов, который он предполагал издать отдельной книгой. Большая часть их вошла затем в сборник "Мирские думы". )

** (Имеется в виду поэма Есенина "Русь", впервые опубликованная в журнале "Северные записки" (№ 7-8, 1915); в этой поэме затронута тема войны. )

Жду на это ответ.

Я получил твою открытку, но как быть? Я смертельно желаю повидаться с тобой - дорогим и любимым, и если ты - ради сего - имеешь возможность приехать, то приезжай немедля, не отвечая на это письмо. Я пробуду здесь до 5 октября.

Я слышал, что ты хочешь издать свою книгу в "Лукоморье" - это меня убило: преподнести России твои песни из кандального отделения Нового Времени.

Непростая, двусмысленная дружба Сергея Есенина и Николая Клюева началась еще на заре творческого пути великого русского поэта. Тогда еще совсем юному Сергею приходилось очень несладко. Его молодая Муза не находила признания в доступной для начинающего стихотворца среде. В Москве его стихи были никому не нужны. Есенин пытался печататься хотя бы в «Рязанском вестнике», но и его редактора совсем не впечатлило это предложение.

Кардинальные перемены в жизни

Постоянные неудачи, непонимание и отсутствие признания, к которому молодой поэт так стремился, ужасно угнетало. Своей первой жене, Анне, он нередко сетовал на горькую судьбу. Да она и сама видела, как гнетет мужа его тяжелое положение. Сергей первый раз женился довольно рано. В 20 лет уже стал отцом. Неспособность найти свое место в жизни толкнула его уехать из Москвы, которая никак не желала принимать молодого поэта.

Есенин решил попытать счастья в Петрограде, где тогда жил и работал сам Александр Блок. Оставив жену Анну и маленького сынишку в Москве, Сергей отправился в северную столицу. Сразу же по приезду он явился к Блоку и прочел ему свои творения. Более зрелый и умудренный опытом поэт с большой приязнью отнесся к своему юному собрату по перу, подписал ему книгу и дал рекомендательное письмо к Сергею Городецкому.

Чтобы пробиться, везде нужны связи

Городецкий тоже был поэтом, восхищался всем исконно русским, так что Есенин был вполне в его формате. Но возвышенный, витавший в облаках Блок не знал о личных пристрастиях Городецкого. Тот был бисексуалом и вращался, главным образом, в кругу людей нетрадиционной ориентации. Очень многие представители богемы в начале XX века предавались всевозможным сексуальным экспериментам. Сергей Есенин, голубоглазый красавец со светлыми вихрами, произвел на Городецкого неизгладимое впечатление. Вдобавок он принес с собой рукописи стихов собственного сочинения, которые по простоте душевной обернул каким-то старым деревенским платком. Эта деталь сразила Городецкого наповал. Он пригласил Есенина к себе жить и лично помогал ему продвигать стихи в питерские журналы.

Знакомство с Клюевым

Благодаря Городецкому Сергей Есенин стал вхож во многие поэтические салоны Петрограда, в том числе, и в салон Мережковских. Именно в это время и произошло его знакомство с Николаем Клюевым. Последний был ярым последователем хлыстовства, писал велеречивые стихи в деревенском стиле и был бескомпромиссным любителем мужчин.

К Сергею он сразу же воспылал безудержной страстью. Достаточно почитать стихи Клюева того периода, чтобы понять, насколько сильно он был влюблен в Есенина. В своих письмах он постоянно осыпает молодого человека ласкательными именами и пишет ему разные нежности: «голубь мой белый», «светлый братик», «целую тебя… в усики твои милые» и пр.

Он посвящает Сергею несколько стихов, насквозь пропитанных эротизмом и любовным томлением. Обращается к нему «Тебе, мой совенок, птаха моя любимая!» («Плач о Сергее Есенине» Н. Клюев). Чтобы ни на минуту не расставаться с возлюбленным, Клюев селит Есенина у себя дома на Фонтанке и оказывает ему всяческое покровительство.

А была ли любовь?

Благодаря помощи Клюева Сергею Есенину удалось не только избежать военной службы, но и стать широко известным в самых блестящих литературных салонах дореволюционного Петрограда. На одном из благотворительных вечеров молодой поэт был даже представлен императорской особе. Все это время Клюев безудержно ревновал Есенина к любым его увлечениям. Сергей вспоминал, что стоило ему куда-то выйти за порог дома, как Николай садился на пол и выл.

Это ужасно тяготило амбициозного поэта, который не питал к невзрачному мужчине почти на 10 лет его старше никаких чувств. И все же 1,5 года они были вместе. Потом грянул 1917 год, и пути разошлись. Образ крестьянского стихотворца в косоворотке стал неактуален, поэтому Есенин тут же сменил имидж. Он стал имажинистом и бесшабашным хулиганом. Клюев больше был не нужен, и Есенин без малейшего сожаления бросил своего покровителя.

После первого же знакомства в 1915-ом с Есениным Федор Сологуб сказал, что его «крестьянская простота» наигранная, насквозь фальшивая. Федор Кузьмич со свойственной ему проницательностью сумел прочитать в глубине души молодого поэта неистовую жажду признания и славы. Этого не смог разглядеть Николай Клюев. За что и поплатился. Он очень тяжело переживал расставание со своим «ненаглядным Сереженькой». Боль утраты насквозь пронизала лирику Клюева в тот период:

Ёлушка-сестрица,
Верба-голубица,
Я пришел до вас:
Белый цвет Сережа,
С Китоврасом схожий,
Разлюбил мой сказ!

Он пришелец дальний,
Серафим опальный,
Руки - свитки крыл.
Как к причастью звоны,
Мамины иконы,
Я его любил.

И в дали предвечной,
Светлый, трехвенечный,
Мной провиден он.
Пусть я некрасивый,
Хворый и плешивый,
Но душа, как сон.

Сон живой, павлиний,
Где перловый иней
Запушил окно,
Где в углу, за печью,
Чародейной речью
Шепчется Оно.

Дух ли это Славы,
Город златоглавый,
Савана ли плеск?
Только шире, шире
Белизна псалтыри -
Нестерпимый блеск.

Тяжко, светик, тяжко!
Вся в крови рубашка...
Где ты, Углич мой?..
Жертва Годунова,
Я в глуши еловой
Восприму покой.

Но едва ли сам Сергей испытывал хоть каплю тех же чувств. Его цель была достигнута – теперь стихи Есенина издавались. Клюев помог ему преодолеть безвестность и остался в прошлом. Теперь впереди была слава, вино, поэзия и женщины.