Основные принципы ораторского искусства. Основные правила ораторского искусства

Политик, ежедневно выступающий перед многотысячной публикой, называет себя оратором. Продавец овощей на рынке разговаривает лишь с сотней людей в день, заявляя о себе как о простом трудяге. В ком из этих людей отображается ораторское искусство? На первый взгляд все очевидно.

Однако есть нюанс: месяц подходит к концу — время выводить статистику. Политик оказался в конце выборных списков. Рыночный торговец повысил месячный доход на 15%. Кто теперь кажется более красноречивым? В чем проявляется настоящая сила ораторского выступления и как стать успешным спикером с нуля?

Что такое ораторское искусство

Ораторское искусство — это мастерство убеждения, влияния на публику. Оно включает в себя красноречие, актерские навыки и психологические приемы. Особенности такой сферы изучаются риторикой.

Учения об ораторстве взяли свое начало еще в Древней Греции. Они развивались и в других античных государствах — Индии, Египте, Китае. Однако именно Эллада уделяла больше времени и внимания такой теме. На втором месте по степени изучения этой области по праву оказалась Римская империя.

Главные цели ораторства

  • донести информацию, до слушателей;
  • огласить свое мнение, идею по поводу актуальной проблемы;
  • защитить собственное мнение;
  • вступить во взаимодействие с обществом, узнать его;
  • переубедить в чем-то;
  • побудить аудиторию на действия;
  • пропиарить себя.

Во многих ситуациях главным ключом к успеху выступающего служит его уверенность в себе. Чтобы переубедить слушателей в собственной точке зрения, спикеру важно самому верить в свою идею или умело делать вид. Истинные эмоции и порывы, актерское мастерство или действенное самовнушение крайне важны для ритора.

Основы ораторского искусства

Радислав Гандапас — популярный в странах СНГ специалист по лидерству, ораторству, бизнес-тренер, автор книги “Камасутра для оратора”. В ней он утверждает, что публика 60% своего внимания обращает на то, как спикер держится, подает себя, 30% — как говорит и лишь 10% — о чем рассказывает. Это доказывает, что ораторское искусство — комплексная техника. Она включает много факторов. Для успеха выступления потребуется освоить сразу несколько основ.

Голос и речь

У успешного спикера голос звучит ровно, в средней громкости. Однако перепады в тембре не менее важны, так как они делают речь более интересной, избавляют от монотонности. Важно научиться играть со своей интонацией под стать смысловым поворотам в выступлении. Четкое, всем понятное проговаривание слов — еще один значащий элемент. Как улучшить свою дикцию:

  • декламировать стихотворения, отрывки из пьес или прозы;
  • изучать скороговорки (особенно “Лигурию”);
  • применить метод Демосфена (тренировал речь на берегу моря с галькой во рту. Камни усиливали четкость произношения, а шум волн имитировал звуки толпы);
  • заниматься с логопедом;
  • использовать артикуляционную гимнастику;
  • тренировать дыхание.

Тон оратора — один из главных рычагов управления толпой. Психика напрямую связана с речевым аппаратом. Если выступающий не уверен в себе, его голос это выдаст. Спикер будет запинаться, заикаться, мямлить, зажевывать слова. Однако у этой связи двусторонний эффект. Если ритор постарается взять под контроль свой тон, он сам не успеет заметить, как уверенность вернется к нему.

Внешность

“Встречают по одежке…” — в мастерстве публичных монологов эта поговорка особенно актуальна. Однако деловой костюм — далеко не универсальный вариант. Выбор одежды зависит от четырех особенностей:

  • повода и темы выступления;
  • социального статуса, настроения слушателей;
  • ситуации, обстановки, в которой выступает спикер;
  • способа подачи информации (комический, серьезный, драматический).

Футболка и шорты на деловых переговорах выглядит так же нелепо, как и строгий костюм у промоутера, раздающего приглашения на детский праздник.

Однако в любом случае лучше подбирать аккуратный, чистый, выглаженный наряд. То же касается гигиены. Чистые зубы, умытое лицо без следов сна, драки или похмелья, укладка, легкий макияж, ухоженные усы и борода действуют на людей гораздо лучше, чем неопрятность.

Язык тела

Мимика, жесты, поза — в них выражается харизма, необходимая для эффектной речи. Степень их экспрессивности подбирается под каждое выступление индивидуально. На детском празднике жестикуляция и смена выражений лица наиболее подвижны, активны. При защите научной работы эмоциональный наплыв придется обуздать. Что касается поз, крайне желательно, чтобы они выражали уверенность, настойчивость. Несколько советов:

  • следить за осанкой, держать спину ровно;
  • контролировать физическое напряжение, чтобы оно было умеренным, не зажимало в тиски;
  • расправить плечи;
  • держать голову слегка приподнятой;
  • заранее подобрать хороший ракурс, помня об освещении, акустике, “рабочей стороне” лица;
  • держать руки на виду, не пряча их в карманы или еще хуже — за спину;
  • научиться унимать дрожь в статическом положении.

Смысл

Смысловой нагрузке выступления уделяется только 10% внимания. Однако слушатели платят за семинары, чтобы услышать полезную информацию, а не тонну воды вперемешку с эмоциями. По этой причине суть также играет роль. Вот что хочет получить публика:

  • четко сформулированный тезис;
  • актуальность проблемы, ее причины;
  • возможные результаты бездействия;
  • варианты решения трудности;
  • аргументы в пользу конкретного хода;
  • основания отказа от других способов действия;
  • итоги применения поданной идеи, метода.

Выступление продумывается с учетом всех этих пунктов. Если хотя бы на одно из перечисленных положений не дать осмысленного ответа, возможен провал. Либо речь будет бесполезной для аудитории, либо оратор поставит себя в неловкое положение, не зная, что ответить на вопросы слушателей после выступления.

Влияние на эмоции

Просто список фактов — это сухо. Аргументы настраивают на раздумья, занимая мысли на несколько минут, часов, дней. И только информация сплетенная с переживаниями запоминается на недели, месяцы, годы. Сведения легче запомнить, если с ними ассоциируются какие-то чувства.

Один из лучших способов такого влияния — интрига. Как ее можно создать:

  • неожиданно рассказать провокационный факт;
  • озвучить данные, которые кажутся невозможными (например, “я — бессмертен”, объясняя это после паузы тем, что оставил след на земле и теперь навсегда останется в памяти потомков);
  • загадать загадку, но пообещать назвать ее ответ в конце;
  • сказать, что зрители смогут получить то, что хотят, уже к концу мероприятия (если это действительно возможно хотя бы частично);
  • огласить об открытии тайны;
  • сообщить утверждение, спросить у публики, согласна ли она с ним, а затем предложить выяснить это вместе;
  • заинтриговать сюрпризом;
  • организовать ситуацию соперничества.

Взаимодействие с публикой

Люди любят разговаривать и слушать о себе. Даже публичное признание собственных ошибок, недостатков неосознанно вызывает удовольствие. Но как выступающему это использовать, если слушателей так много, и они разные?

Аудитория подчиняется эффекту толпы, поэтому она действует слаженно и превращается в единый механизм. К тому же, всех людей, которые пришли на запланированный семинар, объединяет интерес к оглашенной теме. Это значит, что публика сплочена. Образно говоря, она соединяется в одну личность. И она тоже любит слушать о себе. Как установить с ней контакт:

В Древней Греции оратору требовались только его мастерство и возвышение, чтобы обступивший народ мог его видеть. Сейчас же другое время. Ораторское искусство перешло на новую ступень развития, улучшились технологии, а публика стала более капризной. Чтобы заинтересовать аудиторию, современному спикеру потребуется больше наглядности в виде:

  • видеозаписей, презентаций;
  • аудиозаписей, музыкального сопровождения;
  • схем, таблиц, графиков;
  • конкретных примеров из жизни;
  • моделей, прототипов, макетов;
  • разыгрывания реальных ситуаций;
  • брошюр, флаеров, буклетов.

Правильно используя вспомогательные средства, ритор достигнет большего эффекта в своем выступлении.
Ораторское искусство требует богатых знаний, отточенных навыков. Оно не зависит от материального положения, социального статуса. Если красноречие не было заложено природой, тогда это мастерство осваивается тяжелым трудом. Но даже человеку с хорошими задатками придется работать. Можно собирать тысячи слушателей, которые забудут о прослушанной речи уже через пять минут после ее окончания. А можно выступить перед восемью людьми и сподвигнуть их всех на действия. И именно в этом заключается высшее мастерство оратора.

П Л А Н

Общее понятие о риторике.

Предмет, функции и законы ораторского искусства.

Роль ораторского искусства в профессиональной деятельности юриста.

Общее понятие о риторике

Нет ни одной области человеческих знаний, человеческой деятельности, для которых плохая, запутанная, бестолковая и многословная профессиональная или бытовая речь исполнителя была бы благом.

Каждый человек должен уметь точно, кратко и красочно выражать свои мысли. Умение говорить хорошо необходимо всем, но особенно деловым людям: депутатам, министрам, руководителям, ученым, журналистам, а также родителям, студентам, наконец, просто собеседникам. Именно этому и учит учебный предмет, который называется риторика, ораторское искусство или красноречие.

Можно с достаточной степенью уверенности утверждать, что если бы все студенты и учащиеся любых учебных заведений страны хотя бы в малой степени овладели риторикой как учебной дисциплиной, то общий показатель культуры в Украине поднялся бы, как минимум, на один балл за счет того, что логичность, краткость ответа и достоинство отвечающего в момент речи подчеркнули бы знание предмета, владение ситуацией, знание основ теории и практики заданного вопроса, даже общий кругозор говорящего.

Конкретно владение данным предметом поможет каждому человеку:

Нанимаясь на новую работу, уметь рассказать свою биографию начальнику так, чтобы тому сразу захотелось немедленно принять говорящего в число своих сотрудников;

Рассказывая новому коллективу свою биографию, заявить о себе как о человеке, с которым интересно и приятно говорить;

Получив от руководителя задание на выполнение срочной работы, сделать ее и отчитаться о ней так, чтобы тот издал приказ о немедленном поощрении;

Выступив в суде в любом качестве, убедив судей принять решение в вашу пользу, заявить о себе как знающем свой предмет юристе.

Что же такое риторика? Энциклопедии и словари отвечают на этот вопрос примерно так: риторика – теория ораторского искусства, теория красноречия, наука об умении говорить красиво, хорошо, так, как нужно в данном случае.

Ритор – оратор в Древней Греции и в Древнем Риме, а примерно с III в. до н.э. – еще и учитель практического красноречия в ораторской школе.

Поскольку риторика – одна из древнейших наук в истории человечества, она имеет свое название не только на греческом, но и на латинском языке: «риторика» - по-гречески, «элоквенция» - по –латыни. Когда-то оба эти названия были идентичны, и их знали все гимназисты. Словарь В.Даля дает такое определение оратора – «речистый человек, краснослов, мастер говорить, проповедник». Современные словари толкуют его как личность, профессионально занимающуюся искусством красноречия; как лицо, произносящее речь; как человека, имеющего дар говорить; как «глашатай».

Таким образом, «Риторика», или «Основы ораторского искусства» - это фактически один и тот же учебный курс, который до 1917 г. был обязательным предметом во многих учебных заведениях Российской империи, а теперь с большим или меньшим успехом восстанавливается в учебных планах высших учебных заведениях Украины.

Риторика объединяет в себе признаки науки, поскольку в ней есть строгие правила, которые должен соблюдать всякий, кто хотел бы освоить ее азы. Но в риторике сосредоточены и начала подлинного искусства, потому что никакие правила не могут гарантировать успешный результат для каждого вновь начинающего оратора.

Как учебный предмет риторика состоит из четырех частей: истории, теории, практики и техники.

Как наука риторика содержит пять разделов:

Нахождение материала для последующего выступления (инвенция);

Расположение материала в наилучшем для конкретной речи порядке, соблюдение логичности и последовательноти в изложении тезисов (диспозиция или композиция);

Выражение, под которым понималось учение об ораторских стилях (элокуция и орнамента);

Запоминание, под которым понималось стремление заучить текст выступления наизусть (мемориа);

Произнесение речи, как правило, в условиях судебного заседания (акция или исполнение).

Ораторское искусство является прикладной дисциплиной, которая представляет собой комплекс знаний, умений навыков оратора в подготовке и произнесения убедительной речи.

Риторика имеет связи с такими науками:

- с логикой – рассуждение, доказательство, аргументация, законы тождества, достаточного обоснования;

- с философией – мораль, нравственные проблемы; добро и зло, счастье и страдание, мировоззренческие проблемы;

- с политикой – проблемы власти и свободы, собственности, общественных отношений, войны и мира;

- с юриспруденцией – права человека, судебная практика;

- с филологией – язык, его средства, стили, выразительность речи, литература, поэтика, жанры, театр.

Виды риторики:

Педагогическая риторика.

Педгогическая риторика реализуется в двух сферах: педагогике, т.е. используется как средство для достижения педагогических целей, и собственно в риторике как методике развития риторических способностей. Педагогическая риторика – это наука и искусство общения преподавателя со студентами в процессе обучения.

Юридическая риторика.

Юридическая риторика – это комплекс знаний по подготовке юриста к произнесению публичной судебной речи сообразно требованиям уголовно-процессуального закона; как умение построить объективно аргументированное рассуждение, формирующее научно-правовые убеждения, как умение воздействовать на правосознание людей.

Военная риторика.

Военная риторика – это специализированная речевая культура военно-профессиональной среды, направленная на освоение военной культуры, адаптацию новых поколений к непривычным условиям жизни и деятельности военнослужащих при помощи особенных технологий речевого воздействия на коммуникативном и поведенческом уровнях. Она функционирует в военно-профессиональной среде с целью достижения определенных социальных результатов в области обеспечения безопасности государства. Цель военной риторики – подготовить солдата для боя.

Дипломатическая риторика.

Дипломатическая риторика своим предметом изучения избирает общение государств через своих специальных представителей. Дипломатия как совокупность форм, методов и средств, используемых для осуществления внешней политики государства, и дипломаты как государственные служащие, призванные вести официальные дела между правительствами, менялись в ходе общественного развития. Однако при этом неизменной оставалась сущность дипломатии как отражения природы данного общества и государства.

Политическая риторика.

С античных времен риторику считают инструментом управления в политической системе общества. По Аристотелю, общественное государственное устройство есть прежде всего речевая организация общества. Технологию политической риторики, обеспечивающей речевое взаимодействие личности, общества и государства, определяет государство путем институционализации свободы слова, гласности. Основными документами политической риторики являются правовые акты – конституция, законы, указы, постановления, инструкции, приказы. Государство устанавливает право голоса, т.е. круг лиц, которые имеют право своей речью влиять на политические дела.

Как уже отмечалось выше, юридическая риторика – это комплекс знаний по подготовке юриста к произнесению публичной судебной речи сообразно требованиям уголовно-процессуального закона и иного процессуального законодательства; как умение построить объективно аргументированное рассуждение, формирующее научно-правовые убеждения, как умение воздействовать на правосознание людей.

Содержание судебной речи играет не меньшую роль, чем искусство в ее построении. Искусство судебного оратора проявляется в умении построить судебную речь так, чтобы привлечь внимание судей и удержать его в продолжение всего выступления, в умении полно и объективно проанализировать обстоятельства преступления и причины его совершения, дать глубокий анализ личности подсудимого и потерпевшего, выстроить систему опровержений и доказательств, сделать правильные правовые и процессуальные выводы и убедить в этом судей и аудиторию. Фундаментом всего этого должно служить знакомство с делом во всех его мельчайших подробностях.

П Л А Н

Тема « Судебная речь»

П Л А Н

Виды судебной речи.

Виды судебной речи.

В судебном заседении при рассмотрении уголовных, гражданских, административных, хозяйственных дел можно выделить такие основные виды судебной речи:

1.Обвинительная речь прокурора по уголовным делам в суде первой инстанции.

2.Речь прокурора в уголовном деле в случае отказа от обвинения в суде первой инстанции.

3.Защитительная речь адвоката в уголовном деле в суде первой инстанции.

4.Речь адвоката – представителя потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика.

5.Речь подсудимого в свою защиту.

6.Речь потерпевшего и его представителя.

7.Речь гражданского истца и гражданского ответчика или их представителей (в рамках уголовного дела).

8.Речь прокурора и адвоката по гражданским делам в суде первой инстанции.

9.Речь прокурора и адвоката по административным делам.

10.Речи прокурора и адвоката по уголовным делам в судах второй инстанции.

11.Речи истца и ответчика или их представителей по гражданским делам.

12.Речи третьих лиц или их представителей по гражданским делам.

13.Речи уполномоченных органов государственного управления, профсоюзов, предприятий, учреждений и организаций, их объединений по гражданским делам.

14.Речи представителей общественных и трудовых коллективов по гражданским делам.

15.Речи лиц, привлекаемых к административной ответственности и их представителей.

16.Речь потерпевшего по административному делу.

17. Защитительная речь близких родственников, опекунов или попечителей подсудимого по уголовным делам.

18.Речь адвоката (представителя стороны) при ведении хозяйственного дела в хозйственном суде.

19.Речь прокурора при поддержании иска в хозяйственном суде.

Так, ст.47 Кодекса административного судопроизводства Украины предусмотрен состав лиц, участвующих в деле. Это- стороны, третьи лица, представители сторон и третьих лиц. Ст.56 определен перечень лиц, которые могут быть представителями.

Разделом 4, ст.ст.18,20,26,27,28,29,30 Хозяйственного процессуального кодекса также определен перечень лиц, участвующих при рассмотрении хозяйственных дел.

Главой 4 «Участники гражданского процесса», ст.ст.26,30,34,35,38-40,45 Гражданско-процессуального кодекса определен перечень лиц, которые участвуют в рассмотрении гражданских дел.

Согласно уголовно-процессуального кодекса участниками являются подсудимый, потерпевший, прокурор, защитник и др. лица.

П Л А Н

Культура судебной речи.

Речевой имидж оратора.

Культура судебной речи.

Культура речи человека играет важную роль в процессе речевой коммуникации, в одну из задач которой входит желание произвести хорошее впечатление на собеседника, т.е. позитивная самопрезентация. По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его духовного и интеллектуального развития, о его вутренней культуре.

В обиходном значении культуру речи понимают часто как «красивую» речь, содержащую изысканные слова и выражения. Иногда можно услышать: «Она так культурно отвечает» или «Он выражается некультурно». Однако это понятие более объемно и содержательно.

А что такое культура речи?

Культура речи в лингвистике понимается как мотивированное употребление языкового материала, как использование языковых средств, оптимальных для достижения коммуникативных задач в определенной ситуации.

Другими словами, культура речи – это умение правильно говорить и писать, а также употреблять слова и выражения в соответствии с целями и ситуацией общения.

Основными критериями культуры речи являются:

1.Правильность.

Правильность – это соблюение языковых норм. Правильной является речь, которая согласуется с нормами языка – произносительными, грамматическими, стилистическими, без употребления жаргонных, диалектных и просторечных слов.

Речевой имидж оратора.

Умение слушать является одним из главных показателей культуры человека. Существуют три категории ораторов: одних можно слушать, других нельзя слушать, третьих нельзя не слушать. То, что мы говорим, в значительной мере предопределяет, будут ли нас слушать или даже не смогут не слушать нас.

Для хороших ораторов мнение о них составляется по внешним данным во время выступления. Во всяком случае, хорошая речь на добрую четверть воспринимается чисто зрительным путем. Слушатели присматриваются к оратору: как он стоит, какое у него выражение лица, какая походка, что он делает с руками. Слушатели хотят знать, что он представляет сам по себе. Движымые любопытством, они хотят сразу составить мнение об ораторе – положительное или отрицательное – и, сами того не сознавая, хотят решить, будут ли их симпатии на стороне оратора и воспримут ли они то, что он им скажет.

Выступить публично – это значит дать слущателю возможность познакомиться с вами, как говорится, и на радость, и на горе. Если не на радость, если внешние данные не только не помогут, а скорее навредят, то, надо думать, вы еще не овладели всем необходимым для публичного выступления.

Рассмотрим элементы речи, которые способствуют положительному речевому имиджу оратора: внешность, манера, поза, жесты .

1.Внешность.

Известно такое выражение «С лица не воду пить…». С неказистой внешностью оратору приходится только мириться. Да и вовсе не нужно быть красивым, чтобы в своем деле оказаться на должной высоте. Но когда придется встать и взять слово, вы должны быть уверены, что ваш внешний вид отвечает требованиям обстановки и слушателей.

Не допускайте эксценричности в одежде: и без того все взоры будут устремлены на вас. Мужчины должны быть чисто выбритыми, освободиться от ненужных вещей, оттопыривающих карманы. Женщинам рекомендуется оставлять дома кричащие украшения. Скромность в одежде предпочтительнее назойливого шика. Не вызывайте удивления и зависти – это помешает слушать, что вы говорите.

2.Манеры.

Надлежащие манеры оратора имеют более существенное значение, чем внешность. Подумайте, как отреагируют слушатели, когда оратор стоит в застывшей позе, устремив взгляд в потолок или погрузившись в кипу заметок, один вид которых вызывает у слушателя содрогание. Оратор – живой человек, а не говорящий автомат.

Вы должны овладеть умением создать дружескую и вместе с тем деловую атмосферу. Вы должны быть скромны и в то же время воодушевлены своими убеждениями. Неважно, робели ли вы перед слушателями, внушали ли им недоверие; ваше прямое дело – наладить с ними контакт.

Небесполезны в этом отношении такие указания:

1.Как только предоставят слово…

Перед тем как выступить, следует, конечно, ознакомиться с условиями помещения. Отметьте, каково расстояние между вашим местом и другими участниками процесса. Это поможет выбрать громкость, интонацию речи. Не суетитесь. Не перебирайте на ходу ваши заметки, не застегивайте пиджак или жакет, не приводите в порядок прическу, не поправляйте галстук. Обо всем этом надо думать заранее.

С другой стороны, не начинайте речь, пока не займете удобное и устойчивое положение. Примите нужную позу сразу. Не смотрите вниз на ноги или руки и тем более не смотрите сразу в записи. Свою речь начинайте с обращения к суду.

2.Выражение лица.

Случалось ли вам когда-нибудь заглянуть в застекленную дверь в аудиторию и понаблюдать за лицом оратора во время речи? Вы его не слышите, но разве нельзя правильно оценить силу его выражений? Если слушатели действительно заинтересованы, они будут смотреть на лицо оратора. Лицо оратора должно быть серьезно. Но следите за собой. Может случиться, что благодаря умственному напряжению вы начнете хмуриться или, мысленно витая где-то в пространстве, примете отчужденный вид. Для этого крайне необходимо практиковаться перед зеркалом. Изучайте свое лицо. Произносите фразы, насыщенные различными эмоциями – печалью, радостью и т.д., наблюдая за тем, чтобы мимика тоже принимала в этом участие.

3.Контакт со слушателями.

Речь является действенным общением только тогда, когда в сознании оратора сам он, слушатели и слова сольются в нераздельном единстве. Для этого не нужно окидывать взглядом стены, опускать глаза на пол и поднимать их к потолку, рассматривать рукит, уткнуться в заметки. Не нужно нервно перескакивать с одного на другое, как застенчивый ребенок, старающийся выскользнуть из комнаты, полной гостей. Но ничто не приводит окружающих в такое смущение, как пустой взгляд, т.е. манера смотреть на людей, как в пустое пространство. Однако наличие зрительного контакта вовсе не означает, что нужно все время смотреть на всех и каждого.

Но дело не только в технических приемах, имеющих целью наладитьсвязь со слушателями. Факт почти необъяснимый, но если вы действительно обращаетесь к людям, они это чуствуют.

Поза.

Далеко не всегда и не все ораторы знают как правильно стоять. Но понаблюдайте за собой Упражняйтесь в манере правильно стоять, пока не появится привычное ощущение устойчивости, равновесия, легкости и подвижности всей позы. Рекомендуется такая поза: ноги расставлены на 15-20 см. в зависимости от роста; упор неодинаков на обе ноги; колени гибки и податливы; в плечах и руках нет напряжения; руки не притиснуты плотно к грудной клетке; голова и шея несколько выдвинуты вперед по отношению к грудной клетке, гудь выставлена, живот подтянут, но не настолько, чтобы это мешало свободе дыхания.

Жесты.

Рассмотрим их с таких позиций:

А) Сущность и назначение жеста.

Все мы жестикулируем, в большинстве случаев даже не отдавая себе в этом отчета. Обычно считается, что жесты заключаются в движениях рук и кистей, и действительно, это самые выразительные и бросающиеся в глаза жесты. Но и любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов тоже жест.

Почти невозможно говорить с увлечением и убежденно без неуловимого сложного сочетания движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Таким образом, в жестикуляции нет ничего не свойственного всем и каждому и присущего только одним профессиональным ораторам. Восприимчивость к жестикуляции руками глубоко заложена в сознании каждого из нас. В сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание. Поэтому нужно заниматься работой над жестами.

Б) Виды жестов.

Жесты бывают выразительными, описательными, указывающими, подражательными.

Выразительные жесты – это жесты, которые сопровождают самые сильные, кульминационные места речи. Они могут подчеркивать идеи умиротворения, поощрения, похвалы, утешения и т.д.

Описательные жесты – жесты, с помощью которых можно показать движение – быстрое и медленное, прямое и закругленное – и даже дать представление о движении в отвлеченном смысле слова, например о тенденции роста, падения; описать разительный контраст в объеме двух книг, когда руками показать приблизительно их размеры и т.д.

Указующие жесты – самые простые. Обычно они состоят в указании рукой или пальцем местоположения или направления.

Ораторы, обладающие артистической жилкой, часто с большим эффектом пользуются подражательными жестми. Однако, на наш взгляд, использование подражательных ждестов, в судебной аудитории, неуместно.

В) Правила пользования жестами.

При жестикуляции пользуйтесь следующими правилами:

1.Жесты должны быть непроизвольны.

2.Жестикуляция не должна быть непрерывной

3.Управляйте жестами.

4.Вносите разнообразие в жестикуляцию.

5.Жесты должны отвечать своему назначению.

Таким образом, в общении оратора с аудиторией играет роль не только голос, но и весь его внешний облик. Хорошее общее впечатление от внешности оратора, его манер, позы, жестов крайне необходимо для успеха речи. Но здесь есть и своя отрицательная сторона. Внешние данные могут отвлечь внимание от содержания речи. Это возможно, если манеры и приемы оратора не будут помогать лучшему выражению идей, которыми он делится со слушателями, и, следовательно, не станут служить своему прямому назначению.

Лучшая черта во внешнем облике оратора – корректность. Неотъемлемые качества хороших ораторских манер – непринужденность, воодушевление, уверенность и дружеский тон.

Тема «Подготовка судебной речи»

П Л А Н

1. Общие требования подготовки к публичному выступлению.

2. Особенности подготовки судебной речи.

1.Общие требования подготовки к публичному выступлению.

Умение выступать в публичных аудиториях является одной из важных особенностей деятельности работников органов государственной власти, органов местного самоуправления,субъектов хозяйствования, представителей общественных организаций.

Многие люди от природы имеют дар устного выступления. Они могут произносить речи экспромтом, без видимых усилий, легко говорят в любой момент, доставляя удовольствие себе и слушателям.

Но не каждый наделен способностями выдающегося оратора. Многих пугает сам факт появления на публике. Этой боязнью страдают даже люди, вполне уверенные в себе в других ситуациях. Многих беспокоит необходимость выступлений, и они стремятся, чтобы их ораторские способности соответствовали их профессиональному мастерству в других сферах деятельности. Они искренне хотят выразить свои мысли наилучшим образом, но им трудно это сделать.

Однако при наличии соответствующей тренировки и опыта любой человек может произнести речь, которую положительно оценят и запомнят слушатели. Подготовка таких речей требует работы и знания.

Цицерон, характеризуя речь оратора, сказал «Нет ничего важнее в говорении, чем склонить слушателя на сторону оратора, и для этого слушатель должен быть так потрясен, чтобы им больше руководило сильное душевное волнение или экстаз, чем сила разумного суждения. Ведь люди судят гораздо чаще под влиянием ненависти, любви, страсти, раздражения, скорби, радости, надежды, страха, заблуждения, и вообще какого-нибудь душевного движения, чем сообразно с истиной, с предписаниями, с правовыми нормами и с законами».

Существуют 4 основных способа подготовки публичной речи.

1.Експромт – выступление без подготовки.

2.План-конспект – подготовка детального плана, в котором каждый пункт сопровождается коротким изложением идей выступления.

3.Написание текста – готовится текст выступления, который потом полностью зачитывается.

4.Заучивание напамять - выступление заучивается напамять и оглашается без использования каких-либо записей.

Опытные риторы используют все эти способы, но идеалом считают выступление без записей.

Начинающим ораторам рекомендуется иметь под рукой полный текст выступления, поскольку выступая перед широкой аудиторией, ему необходимо следить за многими вещами: состоянием своей одежды, дыханием и голосом, жестами, мимикой и т.п. Вряд ли начинающий ритор будет думать еще и над содержанием речи и формулированием мыслей. Только оратор с большим опытом может осмелиться провозгласить речь перед большим количеством слушателей без предварительно подготовленного текста.

Подготовка к выступлению имеет такие стадии:

Обдумывание темы.

2.Обработка и письменное оформление темы , т.е. составление конспекта, плана, написание текста.

3.Критический анализ готового выступления , т.е. все аргументы «за» и «против».

4.Кратковременное «отступление» от темы , т.е. необходимо чтобы она отложилась в памяти, окончательно выкристализировалась, претерпела определенных изменений и т.п.

5.Произнесение речи, т .е. выступление.

Нельзя рассчитывать на успех, если ритор не умеет логически выстроить материал, связать основные идеи своего выступления, приведенные факты, в единое целое, если он не умеет полно и всесторонне осветить тему, не умеет учитывать основные особенности будущей аудитории, чтобы сразу же вступить с нею в контакт. Поскольку контакт обеспечитывается не в момент появления ритора перед слушателями, а тогда, когда он только начал обдумывать свое выступление, представляя свою будущую аудиторию, выбирая способы влияния на нее и определяя ее возможную реакцию.

Начинать подготовку необходимо с конкретизации темы выступления, определения круга вопросов, который необходимо охватить. Для начала необходимо выбрать один-два аспекта или вопроса. Очень важно иметь т.н. «резервные знания», материалов всегда должно быть на 1/3 больше того, что планируется сказать. Дейл Карнеги, которому принадлежит термин «резервные знания», писал, что они придают особенной уверенности, возникает чувство, которое трудно описать, - Вы будете настроены позитивно.

Обдумывая будущее выступление, необходимо разбить его в мыслях на тематические блоки (их должно быть 3-4): вначале скажу про это, затем про то, еще об этом, наконец расскажу про это…

К выступлению необходимо готовиться не за 1 день, а за несколько. Необходимо делать перерывы в подготовке, готовить выступление блоками – так его лучше запомнить.

После обдумывания необходимо приступать к подготовке конспекта речи. Конспект – это краткое письменное изложение содержания чего-нибудь: лекции, статьи, монографии, раздела учебника и т.п..

Конспектировать нужно не сразу. Целесообразно вначале получить общее представление о теме. Готовясь к выступлению, во-первых , необходимо делать краткие записи изученного, т.е. идет процесс нагромождения фактического материала. Во-вторых , необходимо составить перечень фактов, которые можно использовать в своей речи. В-третьих , необходимо выбрать самое основное и составить перечень главных пунктов выступления. Между ними нужно оставить место, чтобы потом вписать второстепенные вопросы.

В-четвертых , вычеркните все лишнее, не относящееся к выступлению. В-пятых , составьте план выступления: вступление, основная часть, выводы. Вступление и выводы необходимо сформулировать наиболее четко. Напишите полностью вступительные и заключительные фразы. В-шестых, разработайте план основной части речи, проследите, чтобы был логический переход от одной мысли к другой.

Как пользоваться конспектом? Риторы обычно пользуются своими записями по разному. Наиболее оптимальный вариант, когда конспект написан на небольших листах, чтобы их можно было взять в руки, изредка заглянуть в них.

Публичные выступления происходят в различных формах: доклад, лекция, беседа, встреча за круглым столом, выступления в судебных процессах и т.п.

Любое выступление имеет структуру, строится по определенным правилам. Существуют некоторые общие принципы, которые следует иметь ввиду, когда разрабатывается структура публичной речи:

Принцип последовательности.

Не перескакивайте от одной темы к другой, излагайте материал последовательно.

Принцип целенаправленности.

Выступление композиционно необходимо строить так, чтобы слушатели воспринимали его в такой последоательности: проблема – тема – тезис – аргумент – цель выступления.

Проблема – это мысль, идея, которые заслуживают обсуждению той или иной группой людей.

Тема – аспект проблемы, которая будет обсуждаться.

Аспект – одна из сторон рассматриваемого явления, или определенная точка зрения, которая охватывает одну из сторон явления.

Тезис - высказывание главной мысли ритора.

Аргументы – это факты, которые приводятся для обоснования тезиса.

Цель выступления – обвинить или оправдать подсудимого, обосновать исковые требования или опровергнуть их и т.п.

Принцип наращивания усилия.

Темп речевого действия на слушателей должен нарастать от начала до конца. Этого можно достичь с помощью размещения материлов за значимостью аргументов, фактов, эмоционального накала и т.п.

Принцип результативности.

Выступление всегда должно иметь выводы: призыв к какому-либо действию, определенные рекомендации и т.д.

Начало выступления для ритора имеет очень важное значение, поскольку от него зависит:

а) преодолеет ритор волнение, успокоится и приобретет уверенность;

б) сумеет установить контакт со слушателями;

в) заинтересует слушателей, привлечет их внимание;

г) сумеет сжато изложить тему выступления.

Вступление не должно быть слишком серьезным, слишком сухим, слишком долгим. Цель вступления состоит еще и в том, чтобы сжато пояснить содержание задачи речи и указать на определенные вопросы, на которых автор собирается остановиться.

Основа выступления – это схема его основных положений, которая заполняется деталями. Как упорядочиваются мысли, тезисы? Лучше всего идти от простого к сложному. Ритор постоянно должен следить, что все, о чем он говорит, понятно слушателям.

Еще один метод упорядочивания – соблюдение хронологической последовательности. Внимание слушателей необходимо привлекать с самого начала. Однако интересные мысли следует держать в запасе, чтобы время от времени усиливать свое влияние на слушателей.

Ритор может развивать свои мысли по-разному: пояснять, описывать, рассказывать, доводить. В выступлении можно использовать все четыре формы изложения.

Окончание выступления состоит из двух частей:

а) обобщение главных мыслей;

б) обязательное подведение итогов, подчеркивание целей, призыв к выполнению определенных действий.

О приближении окончания выступления слушателей необходимо проинфорировать. Это обостряет их внимание – они захотят послушать обобщение и итоги речи. Речь необходимо заканчивать в течение 2-3 минут. Психологи рекомендуют примерно 10-12% общего времени посвятить вступлению, 4-5% - окончанию, а остальное – основной части. Никогда не заканчивайте свое выступление словами «Вот и все, что я Вам хотел сказать».

2.Особенности подготовки судебной речи.

Публичная речь – прежде всего устная речь, она охватывает довольно разнообразные по цели и содержанию речевые жанры.

Выступление на собрании, диспуте, митинге, отчетный доклад, научное сообщение, обвинительная и защитительная речь в суде, лекция на правовую тему – все это разновидности публичной речи, которая носит характер размышлений, сопоставлений; в ней рассматриваются, анализируются и оцениваются различные точки зрения, имеющиеся по данному вопросу, формулируется позиция оратора.

Разновидностью публичной речи является судебная монологическая речь, произносимая прокурором и адвокатом в судебных прениях. В силу ситуативно-тематических факторов она стоит несколько обособленно: по тематике, а тем более по цели, смысловой направленности она отличается от других жанров публичной речи.

Прежде всего, судебная речь ограничена сферой применения: это официальная узкопрофессиональная речь, произносимая только в суде; ее отправителями могут быть только прокурора и адвокат, позиция которых определяется их процессуальным положением.

Каждая публичная речь включает в себя «предмет» и «материал». Предмет – это определенная сторона, часть действительности, которую характеризует оратор, материал – это сведения, дающие основание говорить конкретно об избранном предмете. Предметом судебной речи является то деяние, за которое подсудимый привлекается к уголовной ответственности. Материал – обстоятельства, связанные с конкретным происшествием, факты, доказательства.

Тематика судебной речи строго ограничена материалами рассматриваемого дела, речь отличается большей конкретностью, чем любая публичная речь.

Судебная речь менее информативна, т.к. она не содержит новых, не известных суду фактов, в ней уже известная из судебного следствия информация рассматривается с точки зрения обвинения и защиты.

Подготовка судебной речи – важная составляющая профессиональной деятельности юриста. Существуют общепризнанная структура судебной речи, которая отражает как процессуальные требования, так и судебную практику. К основным элементам судебной речи относятся:

Изложение фактических обстоятельств дела;

Анализ и оценка доказательств, которые признаны судом как таковые;

Анализ причин и условий, которые способствовали правонарушению;

Вывод о мере наказания и исковых требованиях, т.е. модель судебного решения;

Заключительная часть, имеющая в основном оценочно-этический характер.

В этой структуре приведены лишь те элементы, которые отображают специфику судебной речи, без учета тех, которые характерны любой публичной речи, о которых мы говорили ранее, а именно: вступление, основная часть, заключение и т.п.

Составляя судебную речь, необходимо исходить из необходимости выделения четырех последовательных этапов подготовки:

Аналитический этап.

На этом этапе определяется целевое назначение избранной процессуальной роли. Важным является общетеоретический анализ предмета судебного рассмотрения. Он содержит две задачи: во-первых, общее знакомство с материалами дела; во-вторых, изучение теории вопроса, т.е. изучение нормативно-правовых актов, актов официального или доктринального толкования норм, материалов, обобщающих судебную практику. Без теоретической определенности судебная речь становится театральной, а судебный процесс фарсом. Вместе с тем, судебная речь не должна превращаться в изложение реферата с той или иной проблемы правоведения. Правовая доктрина не признается источником права, однако обращение к ней будет полезным при отсутствии или неоднозначности официальных толкований тех или иных положений закона, которые должны быть применены при рассмотрении дела. Наличие доктринального толкования усиливает аргументированность речи.

Стратегический этап.

На этом этапе необходимо определить участников судебного процесса, цель выступления, попытаться сделать прогноз на ход процесса, его возможные варианты. Главным итогом этого этапа является план выступления с выдвижением основного тезиса.

Тактический этап.

Многие профессии людей, что связаны с постоянным произношением речей, не могут обойтись без знания особого вида науки, как искусство красноречия. Можно смело утверждать, что ораторство наиважнейший рычаг культуры. Зная основы ораторского искусства, добиваются успеха в построении своей карьеры.

Публичное выступление сегодня рассматривают как своеобразное направление в науке и искусстве, ведь оно способно воздействовать как на ощущения, так и на мысли человека, менять его мировоззрение.

Такое понятие, как ораторское искусство признают направлением творческой деятельности публичного выступления, в котором наилучшим образом сочетаются, как риторика, так и приемы актерского мастерства и психологические техники, способствующие убеждению.

Каждый попадал в ситуации, когда для убеждения в своей позиции только слов недостаточно. Основы красноречия в таких ситуациях играют важную роль при достижении цели или доказательстве правильности своей позиции. Сегодня искусство убеждения играет важную роль.

Под ораторским искусством понимают вид диалога, который обращается к группе слушателей с четкой целью убедить и дать определенное понятие указанной проблемы. Сперанский писал: «красноречие есть дар потрясать души, переливать в них страсти и сообщать им образ своих понятий».

Факты о зарождении ораторства

Первое внимание искусству ораторства начали уделять еще в античной Древней Греции. История ораторского искусства возникла намного раньше. Но именно жители Эллады придавали такому искусству значение и определенное понятие. Чтобы добиться правильной и интересной для собеседника постановки речи многие философы использовали различные приемы.

Например, Демосфен набил полный рот камней и репетировал на берегу моря, пытаясь говорить громче прибоя. В основу этой науки положены принципы убеждения и эффективности речи.

Среди известных трудов Аристотеля, есть работа под названием «риторика», которая посвящена именно искусству красноречия.

Все достижения в искусстве ораторства древности переняли маститые теоретики средневековья. Для завоевания внимания и любви публики они использовали различные приемы, среди которых:

  • расположение;
  • нахождение;
  • запоминание.

Среди великих ораторов этого времени значатся Мартин Лютера, Фома Аквинский, Пьер Абеляра. Их цитаты и высказывания остались в истории и актуальны и сегодня.

История ораторского искусства имеет особые черты в каждом из государств. Иногда красноречие было направлено на достижение особых целей, убеждение. Ораторское искусство в России имело еще одно дополнительное назначение: используя красноречие, можно привести человека к добру.

Риторика и ораторство сегодня

В основе современного ораторского искусства лежат дисциплины. Это философия, психология, лингвистика, эстетика, риторика, этика. Они между собой тесно связаны. Четкая связь прослеживается в трио риторика-грамматика-логика:

  • знание риторики дает связность и последовательность мыслей в речи;
  • грамматика проявляется в правильном использовании слов и их форм;
  • логика обеспечивает основательность и смысловую связность речи.

С давних времен основой успеха считалась правильная речь. Подтверждали такие мысли и известные философы и ученые, например, Аристотель утверждал: «красноречие есть работница убеждения». Это утверждение справедливо и сейчас. Ведь достижения в построении карьеры во многих сферах деятельности зависит от способности уговаривать и убеждать своих покупателей, коллег и клиентов. Сегодня, как и раньше, ораторы уделяют значение следующим умениям:

  • моделировать интонации и тембр голоса в соответствии со сложившейся ситуацией;
  • правильность интонаций при произношении фраз;
  • улучшение культуры речи в целом.

При выборе профессии всегда стоит помнить, что ораторы не рождались с заложенным талантом, умение говорить и произносить убедительные речи следует постоянно тренировать и изучать существенные моменты и основные правила.

Риторика – наука, которая располагается на равных с химией или физикой, и, приложив усилия, можно ее освоить каждому человеку. Осилить основы ораторского искусства может каждый человек, а вот применять их на практике, вставляя нужные слова и цитаты, наверное, только целеустремленный и талантливый. Такая наука по силам всем.

Виды ораторства

Ораторское искусство и культура никогда не отличалось своей однородностью. В различные времена в зависимости от профессии и эпохи оно имело разные формы ораторства.

Современное учение ораторского искусства воспринимается как отдельная наука и классифицирует ее по признакам и подразумевает проявления и формы. Некоторые разделяют устные речи на монологические и диалогические речи, а некоторые подразделяют такое искусство на эмоциональные и рациональные выступления.

Существует классификация на роды и виды ораторского искусства в зависимости от сфер деятельности, в которой оно применяется. Каждая такая категория объединяет разные стили и виды речи, в зависимости в какой сфере жизни оно будет использовано. Одно понятно, что для общества важно ораторское искусство, как социальное явление.

Красноречие подразделяется на:

  • Социально-политическое красноречие, которое включает политические и дипломатические речи, доклады, что связаны с политикой, экономикой и социальной жизнью общества.
  • Академическое красноречие. В эту группу входят лекции, доклады и сообщения, которые разработаны для донесения слушателям познавательной и научной информации. Презентация научных работ выдерживается в определенном стиле.
  • Судебное красноречие представляет обвинительную и судебную речь. Такого типа ораторское искусство юриста залог его карьеры.
  • Социально-бытовое ораторское искусство включает поздравительные, юбилейные или поминальные речи.
  • Богословно - церковное искусство представлено проповедями в соборах и церквях.

Данная классификация отражает в полной мере искусство ораторства существующего мира, но это далеко не полная классификация. Роды и виды ораторского искусства в обществе представлены существенным списком.

Среди самых востребованных современных групп ораторства можно выделить красноречие, которое используется на радио и телевидении, рекламу, выступления политиков и дипломатов, ответы на пресс-конференциях и так далее. Не зная правила и понятие каждой группы, невозможно составить эффективное выступление. Культура и умение ведения разговора в таких случаях очень важны. В их основе всегда лежит риторика и культура разговора.

Ораторство и карьера

Как уже отмечалось, владение теорией ораторского искусства, играет роль в построении карьеры и продвижении по служебной лестнице. Знать такие правила полезно для любого человека, который работает в современных компаниях. Начиная от менеджера и заканчивая генеральным директором. Человек должен при деловом общении правильно и грамотно говорить, на это масса причин.

Менеджер компаний тратит массу времени на деловые переговоры с клиентами, а также с работниками других компаний и коллегами. Почему уходит столько времени?. Человек не может правильно, четко и лаконично донести нужную мысль и тратит много времени на объяснения. А ведь, зная основы ораторского искусства, можно быстро и четко донести мысль, и не нарушить взаимопонимания в коллективе из-за простого недопонимания.

Также стоит отметить, что у молодых руководителей иногда не складываются отношения с подчиненными по простой причине. Он не владеет основами этики и эстетики общения, вызывая шквал недовольств среди работников. Ораторское искусство, культура ведения диалога и риторика им обязательно для организации работы в коллективе подчиненных. Простые правила необходимы.

Существует масса ситуаций, с которыми сталкивается каждый работник офисов в течение рабочего дня, когда важно владение красноречием:

  • Выступление на заседаниях руководства с отчетом о проделанной работе или докладом. Графическая презентация результатов поддерживается понятной речью и объяснением. От произведенного впечатления зависит успех конкретной фирмы.
  • Доклад на совещании среди своих работников. От того, как хорошо работники умеют озвучивать задачи и формулировать мысли, зависит продуктивность работы и скорость принятия целесообразных решений. Презентация и доклад должны быть понятными и четкими.
  • Спонтанное деловое общение. Человеку на протяжении рабочего дня предстоят постоянные деловые беседы, кроме запланированных мероприятий. Разговоры стоит вести, как с клиентами компании, так и с работниками внутри коллектива. Культура и умение ведения таких бесед всегда сказывается на карьере. Руководители любят коммуникабельных, образованных и умеющих грамотно общаться работников, а не владея такими навыками можно с легкостью потерять работу.
  • Собеседование. При трудоустройстве огромную роль играет первое впечатление, а его важной составляющей считается умение говорить о себе, и культура речи.

Как видно, рядовые ситуации, которые связаны с деловым общением, требует от человека навыков правильной и грамотной реи, и красноречия. Но ведь огромное число профессий без ораторского искусства не существуют, и успех людей, выбравших такие специальности, зависит от владения ораторскими навыками.

Не владея ораторским искусством, успеха не добьется ни один юрист. Для него очень важно обладать умениями и навыками, которые помогут правильно, грамотно и лаконично излагать свою позицию, особенно во время судебной дискуссии. Значение имеет правильный эмоциональный окрас. Ораторское искусство юриста считается залогом его карьеры.

Хитрости и тонкости ораторского искусства

Все знают, что риторика предлагает секреты ораторского искусства, которые помогаю лучше воздействовать на аудиторию, чтобы добиться поставленных целей перед выступлением.

  • Выступление перед аудиторией не следует делать длительным и утомительным (это не касается лекций и других научных докладов). Информацию излагают четко и кратко. В среднем длина речи должна не превышать 20 минут.
  • Удержать и привлечь внимание помогает несложная хитрость из риторики, которая заключается в создании некоторой интриги. В начале выступления можно привлечь внимание словами «как-то раз я…» или «у меня как-то случилось так». Такие цитаты вызовут в глазах аудитории интерес к выступлению и оратору. Это наука. Неудивительно, что ораторы считались интриганами.
  • Несмотря на серьезность предстоящего выступления, научные термины или точные факты стоит всегда разбавлять легким юмором. Здесь важно знать меру, такие шутки не стоит делать плоскими или вульгарными, перед ними стоит цель поднять настроение слушателям.
  • Основополагающим моментом в выступлении считается эмоциональность. Риторика и культура разговора выделяет ей особую роль. Правильное ее применение это сложная наука, ведь если проявления эмоций покажутся слушателям наигранными и неестественными, то аудитория такому доклад не поверит, и человек не будет им внушать доверие.
  • Большое значения в выступлении играет молчание в нужный момент, пауза после высказанной полностью мысли. Такие моменты помогают слушателю включить мышление и задуматься над полученной информацией. Такой хитростью пользуются в моменты, когда сбился, чтобы собраться с мыслями и продолжить. Наука о красноречии рассказывает о таких моментах, и значимости их применения.
  • Полученная теория ораторского искусства и риторики всегда подкрепляется практическими навыками. При желании стать востребованным оратором и научиться произносить убедительные и грамотные речи. Не стоит отказываться от ситуации выступать публично даже, если слушателями являются родственники и гости за столом.

В заключение следует отметить, что ораторское искусство и риторика важны для каждого человека, как наука. Культура речи, ее правильность и грамотность помогают не только в работе, но и постоянном общении.

Ораторское искусство – это один из самых ценных навыков, который поможет Вам лаконично, красиво и без особых проблем донести к собеседнику свою точку зрения. Есть люди, которые от природы ораторы, им только дай тему и можно часами слушать. Но что делать тем, кто хочет овладеть данными умениями, а природа врожденных способностей не дала?
Ораторское искусство, как и любой другой навык, можно развивать, тренировать, усовершенствовать. В данной статье мы дадим 6 полезных советов, благодаря которым вы сможете развить в себе невероятные способности, и уже менее чем за месяц свободно выступать на публике, концентрируя внимание слушателей на своей речи.

1. Что вызывает наибольшие трудности у начинающих ораторов? Как правило, это недостаточный запас слов и ограниченный лексикон. Решение простое, нужно говорить, говорить и еще раз говорить. Делать это можно у себя дома. Берите любой предмет, который увидите – фен, ваза, сковородка, в общем не важно, что это будет. А далее на протяжении 5-и минут постарайтесь про него рассказать, охарактеризовать все особенности данного предмета, пояснить какой он чудесный и необходимым. Сначала будет тяжело, но со временем вы легко справитесь с данной задачей. Когда увидите, что пяти минут становится мало, то увеличьте время, рассказывайте 10, 20, 30 минут. Я знал людей, которые без особых проблем могли говорить часами на заданную тему, при этом никогда не повторяться в фразах и своих мыслях.

3. Темп речи – еще одна особенность, которую стоит освоить. Следите за тем, как вы говорите. Слишком быструю речь слушатель может не разобрать, а медленная вгоняет в скуку. Старайтесь выдерживать паузы, выделять нужные места интонациями, поднимать и понижать голос, тем самым привлекая внимание аудитории.

4. Рассказывать дома о предметах – это хорошо, но для того, чтоб оттачивать мастерство ораторского искусства, нужно больше общаться с живыми людьми. Легче всего оттачивать ораторское искусство студентам. Вы имеете доступ к выступлениям перед своей группой, причем во время выступления можете отследить реакцию, поведение аудитории, их настроение и желание слушать.

5. Ваша речь не должна быть сухой. Старайтесь время от времени использовать поговорки, цитаты известных людей, а также юмор. Кстати, юмор играет очень большую роль. Умение вовремя и метко пошутить – это качество хорошего оратора, который может без проблем держать свою аудиторию, а в нужный момент снять накопившиеся напряжение.


Со временем, когда вы расширите свой словарный запас, и начнете применять все полученные знания на практике, вы заметите, как изменилась ваша речь, как собеседник внимательно вслушивается в каждое сказанное слово, как аудитория пристально следит за вашими высказываниями и фразами.


Что такое ораторское мастерство? Это искусство публичных выступлений с целью убедить слушателя в той или иной мысли при помощи сочетания различных техник. Само искусство риторики зародилось еще в Древней Греции и Древнем Риме и претерпело множество изменений под давлением сменяющихся эпох.

Неизменным остается значение риторики для жизни человека. Ораторское мастерство, в первую очередь, учит тому, как быть уверенным в себе и как вселять эту уверенность в слушателей. Хорошие ораторы достигают желаемых высот на любом поприще, будь то собственный бизнес или преподавательская карьера.

Риторика открывает многие двери на пути к новым возможностям, однако становление оратора происходит не за один день. Для того чтобы овладеть этим искусством, необходимо обучение риторике, которое можно пройти самостоятельно или в профильных классах. В данной статье рассмотрены основные столпы искусства риторики.

Первый тренинг посвящен письменной речи. Подготовка ораторской речи перед выступлением является основой, на которой строится искусство ораторского мастерства. Тщательно проработанная речь – уже полшага на пути к успешному выступлению. Итак, работа над речью обычно проводится в несколько этапов.

  • Для начала необходимо провести сбор информации и ее доскональное изучение. Очень важно обращаться к нескольким источникам для того, чтобы рассмотреть вопрос с разных сторон. Оратора должна отличать хорошая осведомленность не только во всех актуальных новостях, но и в основных тенденциях всех сфер жизни человека. Уделите изучению информации достаточное время. В завершение этого этапа нужно произвести структурирование собранной информации.
  • Далее при работе над речью оратор должен подумать о том, как привлечь свою аудиторию. Речь оратора всегда имеет своей целью то или иное воздействие на слушателя. При подготовке к выступлению необходимо изучить публику, ее интересы, манеру общения и прочее. Успех выступления измеряется тем, был достигнут необходимый эффект или нет. Чтобы достичь его, необходимо говорить на понятном публике языке о том, что ей интересно.
  • Обучение риторике заключается еще и в выстраивании цели своего выступления. Бесцельное разглагольствование перед публикой – удел демагога. Такие речи не привлекают необходимую аудиторию. Именно поэтому нужно научиться ставить во главу своего выступления ту или иную острую проблему, которую необходимо решить. Ее решение – и есть цель выступления, объединяющая аудиторию и оратора.
  • Публика доверяет тому оратору, который раскрывается перед ней как личность. Поэтому очень важно включать в речь свои собственные мысли по обсуждаемому вопросу. Мало кто станет слушать оратора, не имеющего своей четкой позиции. Для этого и необходимо пропустить через свой опыт и свое мировоззрение всю собранную информацию и сформировать свою собственную позицию.

Ораторское искусство это, прежде всего, умение готовить речь так, чтобы она захватила внимание целевой аудитории.

Не менее важно правильно подготовиться к самому выступлению.

Подготовка к выступлению

Правила ораторского искусства гласят, что любое выступление должно быть хорошо спланировано.

Хотя оратору необходимо быть готовым также и к спонтанной речи. Для подготовки ораторского выступления обычно применяется следующая схема.

  • В первую очередь, нужно отказаться от выступления по бумажке. Можно оставить на бумаге только план и короткие пометки о важных моментах, которые необходимо упомянуть. Таким образом, основную часть речи лучше выучить. Именно поэтому ораторские навыки включают в себя отличную память, которую необходимо регулярно тренировать.
  • Обучение ораторскому мастерству заключается также в том, чтобы следовать структуре выступления. Это придает речи логичность и целостность. Необходимо четко ограничить вступление, основную часть и заключение. Желательно уделить особое внимание именно вступлению, так как в этот момент начинает формироваться отношение публики к оратору.
  • Рекомендуется заранее продумать организационные вопросы выступления, то есть по возможности ознакомиться с площадкой для выступления, обсудить с организаторами технические моменты относительно работы микрофонов, приготовить воду и т.д.
  • Ораторские навыки включают в себя не только различные способности к выступлениям, но и умение хорошо выглядеть. Оратор всегда должен выглядеть опрятно, так как внешний вид – это первое, на что обращает внимание публика.

Ораторское искусство, учит привлекать людей и вести их за собой, что практически необходимо для многих профессий. Однако отличным оратором не рождаются, поэтому обучение риторике актуально с давних времен и по сей день.

Приемы хорошего оратора

Ораторские приемы – что это? Это всем известные хитрости, которые оратор использует для того, чтобы сделать речь доступной для аудитории и чтобы повысить усвояемость информации. Таких приемов огромное множество. Ниже представлены два базовых ораторских приема.

  1. Сравнение. Часто речь оратора изобилует абстрактными описаниями, которые сложно представить в уме. Так как информация лучше воспринимается, когда она получает образную проекцию в сознании, оратор прибегает к сравнениям, которые делают абстрактное более материальным. Для передачи определенного настроения оратор иногда применяет скрытые сравнения – метафоры.
  2. Повтор. Все знают выражение «Повторение – мать учения». Искусство ораторства часто обращается к этой поговорке, потому что чем чаще человек получает одну и ту же информацию, тем прочнее она закрепляется в его сознании. Для оратора очень важно донести до слушателя главную мысль своего выступления, в чем ему помогает уместное повторение ключевой мысли.

Помимо сравнения и повтора, правила ораторского искусства также советуют обращаться к аллегориям, риторическим вопросам, призывам, гиперболам, иронии и другим средствам речевой выразительности.

Техника речи

Выступление перед аудиторией – это своего рода физическая работа. Ораторы знают, что это часто дается непросто. Ораторское мастерство и искусство речи требует от выступающего работы над техникой произнесения речи, которая включает в себя следующие аспекты.

Дыхание

Во время активной речи темп дыхания человека изменяется: вдох становится короче, а выдох длиннее. Правила ораторского искусства требуют выполнения специальных упражнений для постановки речевого дыхания. Оратору во время вдоха требуется больший объем воздуха, а также его более экономичный расход в процессе речи. Кроме того, на ровность дыхания оказывает влияние волнение, от которого нужно учиться избавляться.

Громкость

Ораторское мастерство и искусство речи заключается в способности управлять собственным голосом. Оратор должен одинаково хорошо говорить громко и тихо в зависимости от ситуации. Также в пределах одного выступления необходимо выделять основную информацию при помощи изменений тона голоса.

Дикция

Понятная речь – четкая и чистая. Чтобы добиться правильного произношения звуков и слогов, ораторы тщательно следят за работой своего артикуляционного аппарата и регулярно тренируют свою дикцию при помощи скороговорок.

Темп

Риторика ораторское искусство склоняется к среднему темпу произнесения речи. Оратор не должен стрелять словами как из пулемета, равно как и не должен растягивать слова. Как правило, в процессе обучения и с приобретением опыта оратору удается найти наиболее комфортный для себя и для слушателя темп речи.

Интонация

Интонационные изменения делают речь яркой, живой и более доступной для восприятия. Тренировать интонацию помогает выразительное чтение художественной литературы вслух.

Любое начинание, на первый взгляд, кажется сложным, однако не стоит бояться. При правильном подходе и усердном обучении можно овладеть любым ремеслом и искусством – даже таким требовательным, как риторика.