Особенности психодиагностики в профессионально-психологическом консультировании. Использование психодиагностики в психологическом консультировании

Вопросы:

1. Особенности использования методов психодиагностики в процессе консультирования.

2. Анализ речи клиента в целях психодиагностики причин его затруднений.

Вопрос 1. Особенности использования методов психодиагностики

В процессе консультирования

Использование методов психодиагностики в процессе консультирования целесообразно в том случае, если они способствуют повышению познавательного интереса клиентов и их интереса к самим себе, обусловливают достижение инсайта и терапевтические эффекты, обеспечивают отслеживание динамики изменения личности в трудной жизненной ситуации и оценку эффективности психологической помощи.

В целях получения достоверных представлений о клиенте консультант

может применять диагностику трёх уровней:

1) симптоматического , т.е. выявлять особенности клиента, не указывая на

их причины и место в структуре личности;

2) этиологического - определять причины социально-психологического

неблагополучия;

3) типологического - она позволяет охарактеризовать место и значение полученных данных в целостной динамической картине личности. Возможно изучение личности клиента методами психодиагностики всех трёх уровней, однако следует руководствоваться принципом целесообразности и критериями эффективности оказанной помощи, иначе психодиагностика превратится в злоупотребление временем жизни клиентов.

Стоит отметить, что диагностическая функция - одна из важнейших функций психолога, которая выполняется им в соответствии с национальными стандартами РФ «Социальное обслуживание населения»: «Качество социальных услуг. Общие положения» ГОСТ Р 52142-2003, «Основные виды социальных услуг» ГОСТ Р 52143-2003, «Контроль качества социальных услуг» ГОСТ Р 52496-2005. В них установлено, что психологическая диагностика и обследование личности клиента является одним из видов социальных услуг, определено назначение этой услуги, указаны критерии контроля их качества. «Психодиагностика и обследование личности должны по результатам определения и анализа психического состояния и индивидуальных особенностей личности клиента, влияющих на отклонения в его поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми, дать необходимую информацию для составления прогноза и разработки рекомендаций по проведению коррекционных мероприятий» (ГОСТ Р 52142-2003, п. 4.4.2.).



Специфика этого вида социальных услуг заключается в упорядочении сбора информации о клиентах с помощью самих клиентов и по их заказу, процесса её обработки и сообщения «заказчикам».

Прежде, чем применять методы психодиагностики, психологу важно определить, на какой стадии готовности находится клиент. Готов ли он добровольно, откровенно и искренне к самоисследованию. Кроме того, клиенту необходимо разъяснить, что психолог несёт ответственность за достовер­ность информации и форму её сообщения клиенту, за конфиденциальность полученной информации (в связи с тем, что в ней имеют место персональные данные клиента). Кли­ент сам определяет отношение к этой информации и сам принимают решение о том, как её использовать.

В целях психодиагностики в консультировании могут применяться тесты достижения, интеллекта, креативности, личностные - они выявляют установки, ценностные ориентации, отношения; эмоциональные, мотивационные и межличностные свойства, типичные формы поведения; ситуационные тесты или тесты действия; «чисто» социально-психологические тесты - социометрия, тесты диагностики коммуникативной компетентности, различных сторон общения, взаимоотношений между людьми и др.

Кроме стандартизированных тестов, могут использоваться проективные тесты, различные виды опроса (интервью и анкетирование); биографический метод (анализ событий жизненного пути клиента, свидетельств и др.); метод анализа продуктов деятельности (анализ рисунков, творческих работ).

Социально-психологическая диагностика личности и малых групп представлена Н.П. Фетискиным, В.В. Козловым, Г.М. Мануйловым (2002).

Актуальный психодиагностический инструментарий дан в работе «Основы

социально-психологических исследований» (под ред. А.А. Бодалёва, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. – М.: Гардарики, 2007.- С.99-131).

Методики диагностики социально-психологических особенностей личности (методика личностного дифференциала, диагностика уровня социальной фрустрированности (Л.И. Вассерман), диагностика уровня самооценки, диагностика волевого потенциала личности, психологическая типология личности (К.Г. Юнг), диагностика мотивационной структуры личности (В.Э. Мильман), диагностика мотивации достижения (А. Мехрабиан);

Методики диагностики групповой психологии (диагностика групповой мотивации (И.Д. Ладанов, определение индекса групповой сплочённости Сишора, изучение сплочённости группы, методика изучения психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру), диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе, диагностика уровня развития малой группы, тест Б.Д. Парыгина «Климат»;

Методики диагностики коммуникативных характеристик личности и группы (диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер), диагностика коммуникативно-характерологических особенностей личности, исследование коммуникативно-характерологических тенденций (тест Т. Лири), диагностика коммуникативной толерантности (В.В. Бойко), диагностика межличностных отношений (А.А. Рукавишников), диагностика манипулятивного отношения;

Методики диагностики кризисных состояний, отклоняющегося поведения и конфликта (типологии диагностики личностных деформаций, определение психического выгорания (тест А.А. Рукавишникова), диагностика профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой), определение уровня конфликтоустойчивости, диагностика ролевого конфликта в деятельности руководителя (С.И. Ерина), диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации, самооценка конструктивного поведения в конфликте, диагностика личностной агрессивности и конфликтности (Е.П. Ильин, П.А. Ковалёв), диагностика комплекса неполноценности, диагностика форм агрессивного поведения, определение уровня депрессии (Т.И. Балашова), диагностика неуправляемой эмоциональной возбудимости (В.В. Бойко), диагностика уровня личностной невротизации (В.В. Бойко).

Как отмечают авторы второго труда, современная практическая социально-психологическая диагностика обращается к использованию нетрадиционных для отечественной социальной психологии методов и методик (например, это визуальная психодиагностика, методики изучения жизненного пути личности, моделирование (построение сценария), метод фокус-групп и др.). «Практика заставила перейти к экспересс-методикам, компьютерным вариантам, компактным, но информационно ёмким методикам» (2007. С.119).

Названные методы диагностики используются в целях обследования личности клиента, определения её социально-психологических качеств и свойств, социально-психологического типа личности, характера межличностных отношений, особенностей поведения в трудных жизненных ситуациях, характеристик тех социальных групп, куда клиент включился по мере расширения социализации, а также для отслеживания динамики происходящих изменений.

В ряде случаев индивидуальное психологическое консультирование предусматривает процедуру оформления «социальной истории» клиента, т.е. требует сбора информации об особенностях его личности и образа жизни, о социальных ролях, ценностях и стереотипах поведения.

«Социальная история клиента » оформляется на основе следующих данных:

1. Идентификация: имя, адрес, возраст, дата рождения, место проживания, религия; семейное положение: сведения о супруге, детях, близких родственниках; образование, место работы.

3. Индивидуальность.

При описании индивидуальности клиента пригоден опыт Г. Олпорта и С.А.

Будасси, учитывающих:

1. Физическое функционирование : а) общий контакт: поведение, двигательный стиль, направленность общения, особенности речи; б) гностическая область: память, внимание, мышление; в) эмоциональные проявления (тимосфера): общий эмоциональный настрой, наблюдаемые эмоциональные реакции; г) мотивационное управление: общая направленность, возможности целеполагания.

2. Интеллектуальное функционирование - интеллектуальный уровень развития, информативность, познавательный стиль, созидательность и творчество, характеристики и отзывы окружающих, ориентации в познании.

3. Эмоционально-экспрессивное функционирование - темперамент (меланхолик, сангвиник, холерик, флегматик); характерные черты: сензитивность, стеснительность, завистливость, самолюбие, пунктуальность, ригидность, наличие – отсутствие чувства юмора, шизоидность, интравертность - экстравертность; совесть, эмоциональная агрессия - стабильность, эмпатия; директивность, спонтанность, автономность, инициативность; доминирующие эмоциональные реакции, оптимизм - пессимизм, депрессия, ярость, тревожность, страх.

4. Социальное функционирование . Интерперсональные образные реакции: толерантность, доверие, доброжелательность, враждебность и т.д. Социальный статус, ролевые концепты, паттерны поведения: ребенок, муж-жена, родственник, бабушка-дедушка; социо-экономический статус; кризисные индивидуальные жизненные циклы; социальные роли: норма - социальная девиация; компетентность в решении проблем, роли в решении проблем: активный лидер, «гармонизатор», «слуга», «жертва», индивидуальные проблемные ситуации; «Я»-концепция: самоидентификация, самопринятие, самоуважение, самосознание, социальная и личностная конгруэнтность, самоидентификация нормы, конформизм, девиации, заблуждения, отчуждения и т.д. (Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю., 1999. - С.338-355).

Целостный субъект-субъектный феноменологический подход к анализу проблем клиента предполагает применение клинико-психологического метода, синтезирующего наблюдение, естественный эксперимент и специальные приёмы психологической коррекции.

Для психолога-консультанта важны те методы социально-психологической

диагностики, в которых диагностические возможности соче­таются с просветительскими, развивающими и коррегирующими воздействиями.

Примечание. Подборка диагностического инструментария

*См. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. - СПб.: Речь, 2008.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

Представления психологов-консультантов о том, нужна ли им психодиагностика и как они могут ее использовать в своей практической работе, разнообразны, но в целом довольно скептичны. Одна из причин этого - отсутствие интереса к подобным вопросам со стороны специалистов по психодиагностике, которые (в отличие, например, от тех, кто работает в детской или организационной психологии), как правило, не считают своей непосредственной задачей проблемы адаптации психодиагностики к конкретным практическим задачам и ситуациям психологического консультирования. В результате психолог-консультант имеет в своем распоряжении набор качественных инструментов при отсутствии четкого представления о том, зачем они ему нужны. Поэтому набор остается невостребованным, или используется недостаточно эффективно, или вообще не по назначению.

К преимуществам, которые дает психодиагностика при решении практических задач в процессе оказания психологической помощи можно отнести:

Объективность данных, их относительная независимость от личного опыта и впечатлений психолога. Данные психодиагностики могут подтвердить эти представления, а могут и противоречить им, что должно стать серьезным основанием для их проверки, а возможно и пересмотра.

Быстрота получения информации. Психодиагностические методики создаются для того, чтобы за сравнительно краткий промежуток времени (обычно от нескольких минут до часа) сформировать целостное представление о клиенте и (или) выявить его психологические особенности, существенные для оказания психологической помощи. Дополнительные возможности по высвобождению времени психолога на проведение тестирования и обработку результатов обеспечивает компьютерное тестирование.

Возможность дополнительной оценки. Основная исходная информация психодиагностического исследования содержится в бланке теста или протоколе, заполненном психологом. Эта информация как правило гораздо богаче и объективнее, чем, к примеру, записи психотерапевтической сессии. С этими данными психолог может обратиться за помощью или консультацией к коллегам, а также вернуться с ним на любом этапе работы с клиентом, если возникнет потребность в их повторном анализе или переосмыслении.

Возможность получения надежных и достоверных результатов. Надежность обеспечивается, в частности, тем, что определение характеристик клиента происходит по результатам его ответов на десятки, а то и сотни специально отобранных вопросов, тогда как при беседе психолог часто делает выводы на основе меньшей по количеству и более фрагментарной информации. Достоверность результатов обеспечивается возможностью проверки искренности клиента.

психодиагностика личностный консультирование

1. МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

Для понимания возможностей психодиагностики имеет принципиальное значение то, какие методы использует психолог в своей работе - тестовые или экспертные. Тестовые методы предполагают использование тестов как относительно кратких стандартизованных испытаний, позволяющих дать количественную и качественную оценку психологических особенностей человека. Стандартизованное испытание подразумевает наличие стандарта процедуры проведения тестирования, обработки его результатов и их содержательной оценки, который задается разработчиком теста, а от пользователя требуется строгое его соблюдение. Основными атрибуты качественного теста являются: стандартный тестовый материал, ключи для обработки, тестовые нормы, сведения об основных характеристиках теста - валидности и надежности, которые позволят пользователю оценить качество теста и его соответствие задачам исследования, а также основы интерпретации, пользуясь которыми можно «перевести» количественный показатель испытуемого в описание его психологических особенностей.

В отличие от тестовых методов, экспертные (клинические) методы не предполагают стандартизации. Процедура их проведения и анализа задана не так жестко. Их результатом является качественная оценка психологических особенностей испытуемого. Как правило, экспертные методы предполагают развернутое взаимодействие между психологом и испытуемым. Они позволяют дать углубленное целостное описание психики человека, дают возможность гибко адаптировать процедуру психодиагностического исследования к индивидуальным особенностям конкретного клиента. Однако при работе с экспертными методами следует учитывать, что они, как правило, не имеют жесткой схемы анализа и интерпретации результатов, и поэтому эффективность их применения зависит от опыта и интуиции психолога. Чем меньше опыт применения методики, тем меньше информации она дает психологу, тем больше вероятность неправильных выводов.

Таким образом, работа психолога в рамках тестового или экспертного подхода принципиально различается по своей «идеологии». Оба они могут дать богатую информацию практическому психологу, для чего необходимо четко представлять, с каким методом - тестовым или экспертным - и с помощью какого подхода психолог работает. Однако на практике это происходит далеко не всегда, и поэтому с тестами работают как с экспертными методами, произвольно меняя процедуры и не заботясь о проверке качества теста, а от экспертных методов ожидают строгости и однозначности результатов, реально возможных только при работе с тестами.

Т.В.Барлас приводит некоторые сравнительно простые экспертные методики, которые могут быть использованы психологами-консультантами в их практической работе:

Проективная методика неоконченных предложений, восходящая к ассоциативному эксперименту Юнга, предполагает завершение испытуемым фраз, начало которых произносит психолог;

Методика личностного дифференциала предназначена для изучения самооценки, а также межличностного восприятия и межличностных отношений. Испытуемому предлагается оценить себя или какого-то человека с помощью набора из 21 пары прилагательных. При анализе методики представляют интерес как отдельные оценки, так и три интегральных показателя, получивших название Оценка, Сила, Активность;

Методика «Психологическая время» предназначена для структурированной самооценки жизненного пути и планов на будущее. Она предусматривает выполнение испытуемым всех или некоторых из нижеперечисленных заданий. В процессе их выполнения испытуемый дает необходимые с его точки зрения комментарии.

Психодиагностика не отделена непреодолимой преградой от психотерапевтических техник. Точно также, как любые психотерапевтические вмешательства имеют диагностический аспект, психодиагностические методики имеют психотерапевтический потенциал и могут использоваться для решения различных задач психологической помощи:

а) Структурирование начального контакта. Данная функция психодиагностики значима, если клиент с трудом идет на контакт или не склонен говорить о своих проблемах. В подобной ситуации выполнение психодиагностической методики может стать способом структурировать процесс взаимодействия с клиентом. Экспертные методики, предполагающие такое взаимодействие, в подобной ситуации уместнее тестовых. В частности, для этого особенно хорошо подходят методики, посвященные самоописанию и оценке прошлого опыта.

б) Повышение доверия. Данную задачу удается выполнить, если при обсуждении результатов психодиагностического обследования клиент слышит то, что он расценивает как верное, интересное, важное для него и вместе с тем, неочевидное, такое, о чем, по представлению клиента, нельзя догадаться на основе предшествующего взаимодействия. Если это удается, клиент убеждается: психолог действительно понимает его и является компетентным специалистом, что увеличивает доверие и способствует формированию позитивных ожиданий. Для этой задачи лучше всего подходят рисуночные проективные методы, в которых для неспециалистов связь рисунка и интерпретации малоочевидна, а также личностные опросники.

в) Углубление представления клиента о себе, которое может происходить на разных этапах психодиагностического обследования. Во-первых, уже отвечая на многочисленные вопросы о самом себе, клиент как правило начинает более пристально и внимательно оценивать себя, задумываться о своих проблемах ("Как жаль, что в жизни никто не задает таких вопросов", - сказал однажды молодой человек, закончив отвечать на вопросы теста). Во-вторых, новая для клиента информация, получаемая на основе многих экспертных методик, настолько очевидна, что не нуждается или почти не нуждается в комментариях психолога. Иногда для самостоятельной интерпретации клиента достаточно задать наводящий вопрос или обратить его внимание на какой-то ответ или противоречие. И наконец, самую обширную информацию о себе клиент получает, когда ему сообщают о результатах исследования. Форма обсуждения результатов, полнота их изложения определяется конкретной ситуацией, однако если психодиагностика была проведена, то обратная связь клиенту должна быть предоставлена обязательно.

г) Создание и укрепление мотивации для психологической помощи. Уяснение и обсуждение проблем, выявленных с помощью психодиагностики, позволяет клиенту вместе с психологом определить цели и задачи совместной работы. Наиболее актуально использование психодиагностики для создания мотивации в двух ситуациях. Первая из них возникает, когда клиент, частично осознавая свои проблемы, еще не пришел к решению о необходимости психологической помощи. В этом случае может возникнуть запрос на тестирование, психологически более приемлемый для клиента, который на самом деле является замаскированным запросом на оказание помощи. Обсуждение результатов психодиагностики и выявленных проблем может помочь клиенту принять решение об обращении к психологу-консультанту или психотерапевту. Вторая ситуация возникает, когда клиент приходит не по своей инициативе и не предъявляет никаких проблем. В этом случае также имеет смысл выявить проблемы с помощью психодиагностического обследования и обсудить их с клиентом.

Психодиагностическое обследование, как и другие формы деятельности психолога, должно проводиться в соответствии с этическими нормами. Эти положения таковы.

1. Добровольность участия в психодиагностическом обследовании, которая подразумевает не только формальное согласие испытуемого, но и осознание им целей и задач исследования, а также того, как будут использоваться его результаты. Для обследования детей до 16 лет необходимо согласие их родителей.

2. Конфиденциальность информации. Результаты могут быть сообщены третьим лицам только с согласия испытуемого. Эта норма имеет следующие ограничения.

Обследование, которое проводится в интересах организации (школа, предприятие, суд и др.) подразумевает ознакомление заранее оговоренного круга лиц из организации с результатами. Однако испытуемый должен быть поставлен в известность об этом до того, как он даст согласие на обследование.

Родители имеют право на информацию о результатах своих детей.

Профессиональная тайна может быть нарушена в рамках требований законодательства.

3. Ограничение распространения психодиагностических методик - профессиональные методики должны распространяться только среди специалистов, которые могут обеспечить их квалифицированное применение, и не попадать в руки недостаточно компетентных людей и потенциальных испытуемых.

4. Достаточная квалификация пользователей психодиагностических методов

5. Психопрофилактическое изложение результатов психодиагностического обследования предполагает такой способ их изложения, который не наносит вреда самооценке испытуемого и не имеет иных нежелательных последствий.

Рекомендации и требования, касающиеся заключения для испытуемого по результатам психодиагностического обследования, часто достаточно противоречивы и не содержат внятных указаний на способы преодолеть эти противоречия. Многие из подобных вопросов и противоречий могу быть разрешены, если руководствоваться тезисом о том, что заключение для испытуемого по результатам психодиагностического обследования - это «особая форма психотерапевтического сообщения» (Тобиас, 2003) и следовательно при его проведении следует руководствоваться принципами и правилами психологического консультирования и психотерапии. Если немного изменить терминологию, то станет понятно, что вопросы, на которые трудно найти ответы в рамках психодиагностики, достаточно разработаны в психологическом консультировании (Алешина, 1999; Кочюнас, 1999). Так, если считать заключение вариантом консультирования, станет очевидно, что устный вариант в подавляющем большинстве случаев является предпочтительнее, чем письменный (вряд ли консультант будет рассматривать вариант письменного консультирования, если возможно очное). Если мы будем рассматривать информацию психодиагностического заключения как вариант интерпретации, то станет понятно, что далеко не вся информация может быть донесена до испытуемого/ клиента (интерпретация может быть дана, лишь если она уместна и может быть принята клиентом). При этом до начала взаимодействия с испытуемым невозможно точно предвидеть его реакцию на сообщаемую информацию и следовательно неясно, какую часть этой информации можно будет донести до испытуемого. Поэтому сообщение результатов обследования должно быть диалогичным и гибким; психолог должен быть готов изменить его содержание в зависимости от реакции испытуемого.

При обсуждении информации, которая может затрагивать достаточно серьезные личностные проблемы и конфликты, уместно использовать техники вопроса и «мягкой» конфронтации (Ягнюк, 2000). Вопрос дает возможность не представлять подобную информацию как непререкаемую истину, но скорее как одну из возможностей. К примеру: «Результаты теста показывают, что вы….. Что вы по этому поводу думаете?».

При психодиагностическом обследовании достаточно часто выявляются противоречия, которые могут отражать реальные конфликты и проблемы в жизни испытуемого. Техника «мягкой» конфронтации позволяет представить имеющееся в результатах обследования противоречие без развернутой интерпретации, предоставив испытуемому возможность самостоятельно дать интерпретацию, или задуматься над проблемой, или же обесценить результаты, используя психологические защиты. В последнем случае, скорее всего, последующая интерпретация противоречия психологом нецелесообразна.

Учитывая общность психологического консультирования и беседы по результатам психодиагностического обследования, можно выделить следующие желательные особенности рекомендаций.

Если испытуемый ориентирован на получение рекомендаций, то желательно предоставить ему рекомендации, даже если психолог расценивает готовность клиента к их выполнению как низкую, с целью избежать выраженного разочарования и негативной оценки психодиагностического обследования в целом; в подобных случаях рекомендации следует формулировать в как можно более общем виде.

Если есть такая возможность, беседу следует завершить, сообщив о том, что испытуемый может при желании вновь обратиться к психологу для повторного обсуждения результатов, частичного или полного повторения обследования или за психологической помощью. Эта возможность нередко оказывается востребованной.

Эффективность психодиагностических процедур, сопоставимая по эффективности с психотерапевтическим воздействием, в последнее время считается важным аспектом диагностики и оценки. Показано, что обратная связь по результатам тестирования является более эффективной (уменьшение симптоматики дистресса, увеличение самооценки), чем сессия поддерживающей психотерапии такой же продолжительности, причем позитивный эффект сохранялся в течение двухнедельного срока (Finn, Tonsager, 1992). Выделяются следующие виды позитивных эффектов, которые оказывает беседа по результатам диагностики (Finn, Butcher, 1991)

Повышение самооценки

Уменьшение одиночества и чувства изолированности

Увеличение надежд

Уменьшение симптоматики

Улучшение понимания себя

Увеличение мотивации к получению психологической помощи и к более активному участию в психотерапии, если она уже проводится.

По данным Т.В.Барласа, по результатам проведения психодиагностического обследования с последующей беседой отмечается ряд положительных эффектов (по данным катамнеза, от 4 месяцев до двух лет после проведения обследования)

1.Выраженные изменения к лучшему жизненной ситуации. Случаи, когда причинная связь между обследованием и происшедшими изменениями очевидна, достаточно редки. Однако происшедшие в результате психодиагностического обследования изменения могут быть столь разительны, что могут оцениваться как «самая удачная и элегантная психотерапия, которую я когда-либо совершал» (Corsini, 1984). Приведенный им пример удивителен еще и тем, что заключение психолога по результатам тестирования состояло всего из одной фразы (о высоком IQ), которая изменила жизнь человека. Интерпретация испытуемым (заключенным в тюрьме) этой фразы «вызвала полнейшее изменение в представлении о себе и привела к изменениям в поведении и в его чувствах относительно себя самого и окружающих».

Достаточно часто в катамнезе после психодиагностического обследования встречаются упоминания явных изменений к лучшему жизненной ситуации - уменьшение конфликтов в семье, улучшение межличностных отношений, служебные успехи и пр. - однако достаточных оснований для того, чтобы считать эти изменения следствием проделанной совместно с психологом работы как правило нет, хотя и исключать такую возможность не стоит.

2. Принятие решений на основе результатов психодиагностического обследования. Гораздо чаще, чем принятие новых решений на основе полученной при психодиагностическом обследовании информации и ее обсуждения с психологом, результатом проведенной работы является укрепление уверенности в решении, фактически принятом еще до обследования, но в котором клиент сомневался, или выбор из нескольких вариантов решения.

3. Повышение самооценки (словами испытуемых, «укрепление веры в себя», «повышение уверенности в себе») отмечается большинством испытуемых в качестве результата психодиагностического обследования и является по нашим данным наиболее выраженным эффектом обследования.

Основными факторами, определяющими эффективность психодиагностического обследования, причем в некоторых случаях большую, являются:

Самоанализ, который происходит в процессе ответов на вопросы психодиагностического обследования и дает возможность задуматься над темами и проблемами, над которыми клиент раньше не думал, получить ценную информацию даже без обсуждения результатов

Наглядность информации, получаемая в результате психодиагностического обследования, ее представление в виде чисел, графиков и пр., возможность сравнить свои результаты со статистической нормой.

Объективность тестов: их результаты часто воспринимаются испытуемыми как более значимая и достоверная информация, чем слова психолога.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, если представить психодиагностическое заключения для испытуемого/клиента как вариант психологического консультирования, то можно предложить следующие рекомендации по его проведению:

При сообщении испытуемому результатов обследования следует руководствоваться теми же принципами, что и при проведении психологического консультирования; в частности, следует воздерживаться от действий и сообщений, от которых психолог воздерживается при проведении консультирования.

Заключение должно быть устным

Заключение должно строиться как диалог

Полнота сообщаемой испытуемому информации определяется в процессе беседы.

При проведении беседы желательно использовать принципы деноминализации, контекстуализации и позитивной реинтерпретации:

1) Принцип деноминализации - переформулирование терминов, характеризующих особенности испытуемого, из существительных или прилагательных в глаголы (к примеру, вместо «вы - экстраверт» можно сказать «вы обычно легко и свободно общаетесь»). Принцип помогает избежать восприятия информации психолога как «диагноза».

2) Принцип контекстуализации - указание на содержание ситуаций, в которых могут наблюдаться черты личности (вместо «вы испытываете трудности в общении - «вы испытываете трудности, общаясь с незнакомыми людьми, или в большой компании, где вы на виду»). Принцип помогает избежать представления о том, что трудности, связанные с особенностями испытуемого, являются всеобъемлющими и подстерегают его всегда и везде.

3) Принцип позитивной реинтерпретации - замена отрицаний в определении поведения человека на утверждения (вместо «вы не можете сосредоточиться, когда вокруг шумно» - «для работы вам нужна тишина»). Принцип позволяет избежать представления об ограниченных возможностях клиента и фатальном отсутствии у него тех или иных качеств.

Вместе с тем, следует признать, что психодиагностическое обследование как правило предполагает единственную встречу с психологом по результатам обследования, в ходе которой у клиента обычно отсутствует осознанная мотивация к самоизменению: он настроен скорее на получение информации и (или) рекомендаций. Поэтому в большинстве случаев психодиагностическое обследование не может привести к выраженным изменениям. Чаще всего испытуемый в первую очередь воспринимает ту информацию, которая не противоречит его Я-концепции и соответствует его жизненным планам. В противном случае информация не воспринимается адекватно и (или) искажается.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барлас, Т.В. Психодиагностика в психологическом консультировании: задачи и подходы / Журнал практической психологии и психоанализа, 2003.- №1.

2. Барлас, Т.В. Психодиагностическое обследование: Потенциал для консультирования и психотерапии / Ежегодник по психотерапии и психоанализу 2012 / отв. ред. К. В. Ягнюк, 2012. - С.150-166.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Психодиагностика в психологическом консультировании. Методы психологического тестирования и сферы их применения. Организация и проведение исследования социально-психологических факторов профессиональной адаптации сотрудников фирмы, анализ результатов.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2015

    Роль беседы в психологии и психологическом консультировании, основные этапы ее реализации. Особенности ведения беседы в психологическом консультировании. Приемы ведения беседы в психологическом консультировании: специальные вопросы и уточняющие техники.

    курсовая работа , добавлен 24.08.2012

    Психологическое консультирование; практические задачи и значение психодиагностики. Аспекты изучения личностной индивидуальности: исследование пары на этапе планирования семьи с помощью тестов, неформализованных методик; итоги наблюдения и взаимодействия.

    курсовая работа , добавлен 04.10.2011

    Психодиагностика: понятие, цели. Классификация методов психологического исследования по Б.Г. Ананьеву. Характеристика методик, которые применяются для психодиагностики курсантов. Оценка коммуникативных способностей в процессе первичной профконсультации.

    реферат , добавлен 21.10.2009

    Сущность психодиагностики. Задачи научной и практической психодиагностики. Методы вычисления коэффициента корреляции. Создание количественных и качественных методов психодиагностики. Модели оценки личности. Пихологические основы взаимодействия в обществе.

    тест , добавлен 10.12.2011

    Исследование особенностей диагностической работы организационного психолога. Характеристика практики оказания действенной психологической помощи людям. Изучение значимости психодиагностических методик, применяемых в психологическом консультировании.

    курсовая работа , добавлен 08.10.2012

    Место и роль психодиагностики в системе научного знания. Методики и принципы психодиагностики. Теория психоанализа З. Фрейда, теория отчуждения Э. Фромма, трансакционный анализ личности Э. Берна. Конструирование и проблемы достоверности теста, опросника.

    курсовая работа , добавлен 03.02.2010

    Предмет и принципы психодиагностики в медицине, менеджменте, криминалогии. Основные методы психодиагностики: операционализация, верификация; их классификация. Понятие личности в психологии. Тесты как вид психодиагностики. Многофакторные тест-опросники.

    контрольная работа , добавлен 06.12.2007

    Особенности развития отечественной психодиагностики. Требования, предъявляемые к квалификации психодиагноста. Понятие надежности теста как устойчивости к действию побочных факторов. Подходы и психодиагностические методики в сфере диагностики интеллекта.

    реферат , добавлен 12.02.2017

    Сбор информации об человеческой психике как цель психологической диагностики, ее развитие и становление в России и зарубежных странах. Истоки истории психодиагностики, возникновение экспериментальной психологии. Работы по психологическому тестированию.

Программа профессиональной переподготовки
«Психологическое консультирование и психодиагностика личности»

Руководитель программы. Кандидат психологических наук, доцент .

Контакты. Тел. +7 985 615-89-93.

Цель программы. Подготовка высококвалифицированных психологов-практиков, сочетающая достаточно высокий теоретический уровень с умениями анализировать и решать на практике широкий круг проблем: личные, межличностные, семейные, сексуальные, детские, родительские и др.

Преподаватели. Ядром преподавательского состава являются ведущие профессора и доценты факультета психологии МГУ. Для проведения практических занятий привлекаются известные в России и за рубежом специалисты-практики в сфере психотерапии, психоанализа, психодиагностики и других своевременных направлений психологической помощи.

Слушатели программы. Лица, имеющие высшее образование, желающие получить систематизированные знания и навыки для работы в центрах психологической помощи, в области частной практики, в медико-психологических центрах и сфере консультативных услуг широкого профиля.

Выдаваемый документ. Диплом о прохождении профессиональной переподготовки в МГУ, дающий право на ведение профессиональной деятельности в сфере психологического консультирования и психодиагностики личности.

Сроки обучения. Объём программы - 702 ак. часа. Продолжительность обучения - 2 учебных года (4 учебных семестра). Занятия проводятся 3 раза в неделю. Время занятий: в рабочие дни с 18:30 по 21:40, суббота - в дневное время. Начало занятий с 1 октября.

Оплата. Стоимость обучения в 2018/2019 учебном году составляет 500 000 рублей за два года обучения. Оплата обучения производится по семестрам строго в соответствии с указанной стоимостью без взимания какой-либо дополнительной оплаты со слушателей за образовательные услуги, не предусмотренные договором с МГУ.

Условия приёма. По результатам собеседования. Собеседование проводится строго по записи с 27 августа по 1 октября 2018 года в рабочие дни с 15:00 до 19:00.

Перечень документов: паспорт и его ксерокопия, диплом о высшем образовании и его ксерокопия, две фотографии 3х4. Если было изменение фамилии или имени после получения диплома о высшем образовании необходим документ, подтверждающий этот факт.

Учебный план.

Наименование дисциплин

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Лекции

Практические занятия

Семестр 1
Общая психология личности
Психология характера и индивидуальных различий
Возрастная психология и психология развития
Психологическая помощь в истории культуры
Основы психодиагностики и тестологии
Семестр 2
Концепции и методы психологического консультирования и психотерапии
Семейная психотерапия
Практикум по психодиагностике: личностные тесты и опросники
Проективные рисуночные методики психодиагностики
Юнгианский психоанализ
Психология детско-родительских
отношений
Семестр 3
Общая психопатология
Гуманистическая психотерапия
Клиническая психология
Практикум по семейной психотерапии
Введение в психотерапевтическую
практику
Семестр 4
Гештальт-терапия
Психотерапия пищевой зависимости
Введение в сексологию
Практикум по индивидуальному консультированию
Нейропсихология
Основы психосоматики
Дипломная работа

ИТОГО:

Итоговая аттестация: защита дипломной работы.

Использование психодиагностики в психологическом консультировании

Специфика индивидуальной консультативной деятельности связа­на с проведением диагностического обследования, на основе которого затем будет составлена программа помощи. Подчеркнем, что речь идет о помощи индивидам, не имеющим патологических нарушений, т. е. находящимся в рамках медико-биологической нормы, но встрети­вшимся с какими-либо трудностями ипроблемами психологического плана. Это могут быть проблемы:

♦ детей (неуверенность в своих силах, негативизм, страхи и пр.);

♦ учащихся (школьная дезадаптация, неуспеваемость, отклоня­ющееся поведение);

♦ взрослых (утрата смысла жизни, низкая самооценка, конфликт­ные отношения с окружающими, нарушение детско-родительских
отношений).

Психодиагностика в консультировании представляет собой реальное взаимодействие психолога-консультанта и клиента. Поэтому важней­шими методами являются наблюдение за поведением клиента и беседа с ним на разговорном житейском языке. Правильность психологиче­ского заключения зависит не только от того, насколько удачно подо­браны диагностические методики, но и от того, насколько успешно личное взаимодействие психолога с клиентом.

Психологический диагноз должен быть адекватным задачам, вста­ющим в консультативной практике. Поэтому нельзя считать доста­точным выявление психологических характеристик индивида с помо­щью специальных методик. Они должны рассматриваться в контексте целостного процесса развития индивида, в свете особенностей его он­тогенеза, определяющих его специфические трудности и проблемы.

Использование психодиагностики для решения проблем, относящихся к сфере трудовой деятельности

Применение психодиагностики для решения проблем, относящихся к сфере трудовой деятельности касается в первую очередь следующего:

♦ профессионального отбора;

♦ организации профессионального обучения;

♦ профессионального консультирования.

Для их решения необходимо научное представление о такой психо­логической категории, как психологическая пригодность к профессии. К. М. Гуревич определил ее как свойство личности, о котором можно судить по двум критериям :

*по успешности овладения профес­сией и

*по степени удовлетворенности человека своим трудом.

Психологическая пригодность к профессии - это соответствие психологических особенностей работника требованиям профессии, которое формируется в процессе профессиональной деятельностии определяется наличием комплекса профессионально важных ка­честв индивида, обеспечивающих успешное выполнение профес­сиональной деятельности.

В зависимости от того, какова природа этих качеств, К. М. Гуревич предложил выделить два типа профессий.

Первый тип -с абсолютной профессиональной пригодностью ; эти деятельности требуют важных индивидуальных черт, имеющих природное происхождение (задатков). К ним можно отнести профес­сии в области искусства и такие, где нужна специальная выражен­ность свойств нервной системы. Профессионально важные качества в такой работе носят некомпенсируемый характер, поэтому для них необходим профессиональный отбор кандидатов, которые обладают нужными природными свойствами. По отношению к профессиям пер­вого типа основное назначение психодиагностики - профессиональ­ный отбор.

Профессии второго типа -с относительной профессиональ­ной пригодностью ; они не ставят для желающих работать в них инди­видов непреодолимых преград (в виде особых природных качеств). Пригодность к профессиям второго типа может быть сформирована у любого человека на базе разнообразных индивидуальных черт. Поэто­му отбор здесь не нужен. Психодиагностика по отношению к работаю­щим в этих профессиях (или кандидатам на работу в них) нужна для выявления и оценки степени сформированности профессионально важных качеств, требующихся для эффективной работы в данной сфе­ре деятельности. Диагностическое обследование проводится в этом случае для того, чтобы помочь индивиду сформировать свою профес­сиональную пригодность, а также свой индивидуальный стиль дея­тельности, который помог бы ему овладеть профессией, преодолеть те функциональные ограничения, которые обнаружились в результате такой работы психолога.

Профориентация и профконсулътирование проводятся в тех случа­ях, когда перед человеком стоит проблема выбора профессии, а он не знает, на чем остановиться, что ему больше подходит. При проведении такой работы следует помнить о двух типах профессий. Собственно диагностика здесь должна быть в первую очередь направлена на оцен­ку и выявление склонностей, профессиональной мотивации клиентов. Использование методов беседы и опросников позволяет судить о том, чем охотнее всего и подолгу занимается индивид. Психологам извест­но, что точность прогноза уровня профессионализма в выбираемой профессии по этому фактору намного выше, чем на основе индивиду­ально-психологических свойств.

В процессе профориентации и профконсультирования психологиче­ская диагностика предоставляет специалисту следующие возможности:

1) обсуждение совместно с клиентом некоторых параметров его инди­видуальности с точки зрения наличия и уровня развития необхо­димых и полезных для избираемой профессии психологических особенностей. Это важно для выработки стратегии формиро­вания профессиональной пригодности, индивидуального стиля
деятельности, организации профессионального обучения;

2) выяснение :

Уровня и характера осведомленности индивида;

Особенности его социального окружения (в частности, професс­иональную принадлежность близких людей);

Планов родителей относительно профессионального будущего их ребенка и др.

Консультирование проводится в свете всей разнообразной инфор­мации, в результате чего клиент должен самостоятельно и осознанно сделать свой выбор. Этот итог работы есть следствие принятия инди­видом активной позиции относительно своего будущего. Последнее связано с тем, что человек с помощью специалиста приходит к отчет­ливому пониманию своих склонностей, интересов, индивидуальных черт, а также к знанию профессий, условий труда в них, характера про­фессиональных учебных заведений, потребности общества в этих про­фессиях и пр.

Анализируя аргументы "за" и "против" диагностики в психологическом консультировании, можно утверждать, что одинаково неприемлемы обе крайние точки зрения. Диагностика - составная часть процесса психологического консультирования, при котором мы стремимся к более глубокому пониманию клиента. От первой до последней встречи, как клиент, так и консультант находятся в процессе поиска. Даже отказываясь от строгих рамок диагностики, консультант должен задать себе вопросы:

· Что происходит сейчас в жизни клиента?

· Что ожидает клиент от консультирования?

· Каковы потенциальные возможности и ограничения клиента?

· Как далеко и глубоко следует заходить в консультировании?

· Какова основная психодинамика в жизни клиента?

Отвечая на эти вопросы, консультант узнает о желаемом результате клиента и возможностях достижения целей консультирования. В этом смысле диагностика является перманентным процессом, продолжающимся столько же, сколько и консультирование.

Диагноз должен отражать стиль жизни клиента, помогать консультанту планировать стратегию и тактику своей деятельности, эффективно прогнозировать ее результаты и в то же время во избежание серьезных ошибок не упускать из виду реальную патологию в поведении клиента.

Специфика индивидуальной консультативной деятельности связана с проведением диагностического обследования, на основе которого затем будет составлена программа помощи. Подчеркнем, что речь идет о помощи индивидам, не имеющим патологических нарушений, т. е. находящимся в рамках медико-биологической нормы, но встретившимся с какими-либо трудностями и проблемами психологического плана. Это могут быть проблемы:

Детей (неуверенность в своих силах, негативизм, страхи и пр.);
- учащихся (школьная дезадаптация, неуспеваемость, отклоняющееся поведение);

Взрослых (утрата смысла жизни, низкая самооценка, конфликтные отношения с окружающими, нарушение детско-родительских отношении).

Психодиагностика в консультировании представляет собой реальное взаимодействие психолога-консультанта и клиента. Поэтому важнейшими методами являются наблюдение за поведением клиента и беседа с ним на разговорном житейском языке. Правильность психологического заключения зависит не только от того, насколько удачно подобраны диагностические методики, но и от того, насколько успешно личное взаимодействие психолога с клиентом.

Психологический диагноз должен быть адекватным задачам консультирования. Поэтому нельзя считать достаточным выявление психологических характеристик индивида с помощью специальных методик. Они должны рассматриваться в контексте целостного процесса развития индивида, в свете особенностей его онтогенеза, определяющих его специфические трудности и проблемы.


Не секрет, что многие психологи-консультанты испытывают затруднения в процессе тестирования клиентов. Еще большее количество психологов, ориентированных на применение стандартных психодиагностических методик в своей практической деятельности, допускают ошибки, связанные с нарушением принципов консультирования.

Действительно, консультирование и тестирование клиентов направлены на решение разных задач, которые выполняют практические психологи. Цели психологического консультирования и тестовой диагностики могут противоречить друг другу. Методы тестирования и консультирования требуют от психологов разных профессиональных знаний и навыков. Наконец, в какой-то мере они выражают различные подходы при обслуживании клиентов, разные профессиональные убеждения, связаны с неодинаковыми профессиональными ценностями и критериями.

Однако, различия между консультационной и диагностической идеологией относительны. Цели и средства консультирования являются более общими в предоставлении психологических услуг клиентам по сравнению с тестированием. Применение психодиагностических тестов представляет собой частный случай в работе с клиентами и должно быть подчинено задачам консультирования. Кроме стандартизированных тестовых методик в консультировании в качестве диагностических используются методы наблюдения, интервью. Причем, все они могут и должны быть направлены на помощь клиенту в решении его психологических проблем. Но это требует высокого уровня профессиональной квалификации и ответственности.

Очевидно, что в неумелых, нечестных или недобрых руках диагностические данные могут причинить серьезный ущерб интересам, здоровью или достоинству клиента. Особенно это касается результатов тестирования, поскольку стандартизация тестов создает иллюзию их простоты и доступности.

Рассмотрим ряд вопросов, связанных с диагностикой в консультировании.

В каких случаях целесообразно психологическое тестирование?

Тестовые методики для диагностики индивидуальных особенностей интеллекта, личности, межличностных отношений и психического состояния человека традиционно используются в сфере образования, здравоохранения, занятости, бизнеса, семейного консультирования. Это и измерение профессиональных склонностей и способностей, диагностика профпригодности, профориентация, отбор и расстановка кадров, помощь в самоусовершенствовании, оценка психического здоровья, выявление критических состояний и отклоняющегося поведения, контроль эффективности коррекционных воздействий, оценка работоспособности, прогнозирование трудностей в обучении, подбор совместимых лиц для групповой работы, анализ стиля руководства, определение психологического климата, предупреждение конфликтов.

Что мешает применению тестирования в психологическом консультировании?

Корректное использование психодиагностических методик является одним из условий повышения эффективности работы психолога. Сомнения некоторых психологов по поводу целесообразности использования психологических тестов в практической работе с клиентами вызваны возможностью возникновения ряда психологических барьеров, как со стороны психолога, так и со стороны клиента.

Клиент может опасаться раскрытия собственных личных качеств или неправильного использования результатов тестирования. Кроме того, он может пассивно и потребительски относиться к процессу консультирования.

В свою очередь, психолог может считать, что стандартизированная процедура психологического тестирования мешает установлению неформального контакта с клиентом. Он также может недостаточно доверять результатам тестирования из-за того, что в своей практике сталкивался с тестами сомнительной надежности или имеет не слишком четкое представление об их конструкции. Наконец, он может просто недостаточно хорошо владеть используемой психодиагностической методикой или не иметь в своем личном распоряжении тестов, подходящих для решения конкретной задачи.

Когда использование тестирования в консультировании не требуется?

Иногда психологи считают, что применение стандартных психометрических средств необходимо лишь в процессе научного исследования, а в практической работе полагаются на свой опыт общения с клиентом. Такой подход к решению психологических задач в ряде случаев может быть оправдан, поскольку тестирование требует определенных затрат времени и сил, а также дополнительной квалификации психолога.

Консультационные ситуации можно разделить на три класса по продолжительности и глубине работы с клиентом:

1). Краткосрочное консультирование, направленное на решение частных проблем клиента,

2). Длительное консультирование, ориентированное на личностные изменения клиента,

3). Консультирование большого количества клиентов в условиях дефицита времени.

В случаях работы с клиентом, требующих оперативного реагирования психолога, стандартные тесты еще не требуются, и психолог может использовать консультационные приемы без учета индивидуальных особенностей клиента или ориентироваться на его поведенческие признаки, проявляющиеся в ходе консультативной беседы.

В случаях длительной и углубленной индивидуальной работы с клиентом тесты могут уже не потребоваться, поскольку близкий контакт и непосредственное знакомство уже дают психологу необходимую диагностическую информацию о клиенте.

Однако в случаях массовой работы с большим потоком клиентов не использовать преимущества тестовой психометрической технологии вряд ли целесообразно.

Что дает тестирование в консультировании?

Во-первых, ряд тестовых методик позволяет глубже разобраться в личности клиента. Стандартные методики предохраняют психолога от встречной проекции, приписывания клиенту собственных проблем и представлений.

Во-вторых, использование стандартных методик позволяет использовать богатый опыт разработчиков и других пользователей тестов.

В-третьих, использование статистически репрезентативных тестовых норм и количественных показателей позволяет сопоставлять результаты различных клиентов и прослеживать изменение их состояния в ходе психологической работы, оценивая ее эффективность.

В-четвертых, экономичность тестов позволяет автоматизировать их на компьютере освобождая тем самым от значительной части рутинной деятельности и, давая возможность решать более сложные и неотложные задачи.

Кроме того, при правильном использовании психологическое тестирование:

Позволяет с достаточной степенью объективности выявить психологические особенности и состояние клиента,

Помогает установить контакт, присоединиться к клиенту,

Может облегчить формирование и поддержание доверия клиента,

- является источником материала для структурирования беседы ,

Дает возможность оптимизировать активность и состояние клиента,

- может служить средством воздействия на клиента.

Какие тесты могут использоваться в консультировании?

В зависимости от целей и условий консультирования могут использоваться самые разнообразные тестовые методики, которые можно условно разделить на экспресс-методы, методы углубленной и глубинной диагностики.

Психологические экспресс-тесты отличаются:

Компактностью и экономичностью,

Простотой, возможностью проведения тестирования неспециалистом и самотестирования,

Возможностью выявления групп риска по тем или иным психологическим критериям,

Преимущественной ориентацией на диагностику склонностей клиента.

Тесты для углубленной психологической диагностики характеризуются:

Максимальной валидностью и надежностью,

Универсальностью и широким спектром оценочных возможностей, избыточностью получаемой информации,

Удобством для группового и компьютерного тестирования,

Возможностью диагностики способностей.

Наконец, методики глубинной психологической диагностики:

Позволяют выявлять скрытые или скрываемые мотивы, отношения и представления клиента, содержание его сознания и бессознательной сферы,

Связаны с идеографическим описанием личности, основанным на измерении индивидуального субъективного смысла различных понятий для человека,

Как правило, требуют использования специальных компьютерных программ.

Что требуется от психолога для использования тестирования?

Эффективное использование стандартизированных психодиагностических средств требует от психолога овладения навыками проведения конкретных тестовых методик, знания содержания диагностических показателей и умения их интерпретировать, умения планировать психодиагностическое обследование клиента в соответствии с его запросами и ожиданиями, содержанием изучаемой проблемы и объективными условиями работы. Для решения нестандартных задач психолог должен не просто быть подготовлен для пользования существующими стандартными тестовыми методиками, но и уметь разрабатывать и применять новые методы, анкеты, тесты, в том числе автоматизированные варианты таких методик. Базой для такой деятельности являются знания в области измерения и шкалирования, статистической обработки данных, информатики и компьютерной техники.

Какие ошибки встречаются при использовании психологических тестов в консультировании?

1. Выбор неадекватных тестовых методик.

Эти ошибки связаны с выбором и использованием тестов, непригодных для решения поставленных задач, не соответствующих требуемому уровню валидности, надежности. В качестве примеров можно привести:

Использование 16-факторного личностного опросника Кеттелла для оценки профессиональной пригодности, выявления противопоказаний к той или иной профессии,

Использование методики Люшера для диагностики психологических особенностей личности и др.

Недостаточные знания психометрических свойств методик,

Субъективная привлекательность или внешняя эффектность методик,

Стремление сэкономить время или силы за счет применения экспресс-тестов.

2. Принятие неправильных диагностических решений.

Эти ошибки могут возникать вследствие неверной интерпретация диагностических показателей. Например, могут быть сделаны:

Выводы о чертах и типе характера личности при "пограничном профиле" методики MMPI,

Суждение о наличии отклонений от нормы при значении какого либо фактора личностного опросника Кеттелла равном 8 или 9 стенам,

Заключение о различии в уровне развития интеллекта у двух клиентов по методике Р. Амтхауэра при разнице IQ менее 5 баллов.

Подобные ошибки могут объясняться:

Недостаточным уровнем знаний о диагностируемых явлениях,

Переоценкой степени точности и объективности применяемых методик.

3. Некорректное сообщение результатов психологической диагностики клиенту.

Передача клиенту заключения по результатам тестирования в письменном виде или в виде компьютерной распечатки .

К сожалению, некоторые психологи выдают клиентам на руки письменные заключения по результатам диагностики. Это можно рассматривать как грубую ошибку. Из того, что консультант говорит клиенту вслух, клиент, как правило, запомнит только то, что поймет, с чем согласится или не согласится. Информация, которая может нанести психологический вред, забудется или переработается. Кроме того, только в процессе беседы психолог в состоянии проконтролировать полученный эффект и может при необходимости его откорректировать. Напротив, когда клиент постоянно возвращается к своим данным и перечитывает заключение, результаты могут быть непредсказуемы. Иногда после этого клиентов приходится в буквальном смысле лечить.

Эти ошибки могут быть вызваны:

Затруднениями при устном изложении результатов диагностики,

Стремлением сэкономить время и силы на сообщении результатов тестирования,

Просьбами клиента.

Изложение результатов тестирования без предварительной работы с клиентом.

Иногда психологи торопятся сообщить тестовые результаты клиенту. Между тем, сообщение результатов тестирования требует предварительного знакомства с клиентом, установления контакта, выявления запросов, снятия излишнего эмоционального напряжения. Результаты тестирования должны проверяться с помощью беседы, наблюдения и использования дополнительных источников информации. Игнорирование проблем и запросов клиента, его состояния и индивидуальных особенностей, отсутствие обратной связи, категоричность выводов:

Как правило, воспринимаются клиентом как давление на него,

Могут приводить к потере контакта, недоверию клиента, его сопротивлению независимо от точности полученных результатов,

Препятствует пониманию и принятию клиентом сообщаемой информации,

Мешают клиенту принять активное участие в решении своих проблем и сотрудничать с консультантом,

Не удовлетворяют потребностей клиента в безопасности, контакте и уважении.

Причинами подобных ошибок могут быть:

Отсутствие знаний о процессе и принципах консультирования,

Стремление поскорее закончить работу с клиентом, избавиться от него.

Использование некорректного языка описания и принципов понимания личности.

Традиционные представления характеризуют личность как совокупность постоянных свойств, качеств, черт, проявляющихся безотносительно к содержанию и специфике ситуации.

Это выражается в употреблении таких терминов, как: тревожность, агрессивность, сдержанность, уверенность в себе, способность к самоконтролю, ответственность, невнимательность и т.п. Клиенту часто говорится, какой он (упорный, замкнутый, осмотрительный). Его осведомляют, чем он характеризуется, какими качествами обладает (педантичностью, упрямством, раздражительностью и т.п.). Это может подкрепить у клиента иллюзию постоянства собственной личности, невозможности изменения поведения, отсутствия выбора поступков в зависимости от ситуации.

При этом клиенту редко сообщается, в каких условиях, когда и где (в ситуациях угрозы, в процессе принятия решения, при знакомстве и т.п.) проявляются указанные качества. Игнорирование условий проявления качеств личности, отсутствие указаний на контекст, в котором они обнаруживаются, может вводить клиента в заблуждение относительно глобальности, обобщенности этих качеств. Клиенту косвенно дается понять, что он такой всегда и везде.

Наконец, клиент часто получает информацию о том, чего ему не хватает, какими способностями он не обладает, что он не умеет или не может делать. Кроме того, иногда сообщения ограничиваются отрицательными результатами тестирования, свидетельствующими о недостатках, проблемах, затруднениях, без определения позитивных качеств, сильных сторон, способностей клиента.

В результате такой подачи информации у клиента может создаваться представление об отсутствии альтернатив в выборе поведения, ситуаций, ресурсов. Клиент может лишиться надежды на изменения и возможность решения проблем. Таким образом, психолог может сослужить плохую службу клиенту, если будет говорить, какой клиент есть и кем он не является. Самое худшее, что может произойти в подобном случае, это то, что клиент может в это поверить.

Более выраженным психокоррекционным потенциалом характеризуется представление о личности как о совокупности способов реагирования человека в различных ситуациях. В этом случае черта понимается как способ поведения или переживаний человека в определенном классе ситуаций. Любая черта личности может быть определена как способность человека, как позитивное качество, дающее возможность приспособления человека к определенным обстоятельствам. Например, педантичность может быть сформулирована как стремление к порядку и точности в своих делах. Тревожный человек может быть описан как человек, способный испытывать чувство страха и беспокойства в ситуациях, которые он воспринимает как угрожающие. Человек, характеризующийся притворством, умеет изображать чувства, которые он на самом деле не испытывает, когда ему нужно воздействовать на других людей. Невнимательные люди могут отвлекаться от того, чем они занимаются, и переключаться на более интересные и привлекательные дела.

Для того чтобы корректно охарактеризовать личность клиента, можно использовать следующие принципы рефрейминга личностных черт:

1). Принцип деноминализации - переформулирование терминов, характеризующих черты личности, из существительных или прилагательных в глаголы. В соответствии с принципом деноминализации психолог говорит не о том, каким является клиент или какими качествами обладает, а о том, что он делает или чувствует.

2). Принцип контекстуализации - указание на содержание ситуаций, в которых могут наблюдаться черты личности. В соответствии с этим принципом психолог говорит о том, когда и где человек ведет себя тем или иным образом.

3). Принцип позитивной реинтерпретации - замена отрицаний в определении поведения человека на утверждения, не содержащие частицу "не". Позитивная реинтерпретация предполагает отказ психолога от употребления выражений "не может", "не умеет", "не способен", предполагающих представление об ограниченных возможностях клиента и отсутствие тех или иных качеств.

Например, в соответствии с принципами рефрейминга личностных черт нерешительного человека можно представить как человека, медленно, но тщательно принимающего решения в ситуациях выбора. Непослушный человек может быть определен как человек, который умеет отказаться от выполнения требований других людей и действовать по-своему.

Использование рефрейминга личностных черт может помочь клиенту:

Более точно и правильно понять свои собственные психологические особенности или особенности других людей, по-новому оценить качества личности, обнаружить неожиданные достоинства,

Расширить представления о возможностях выбора того или другого способа поведения в определенных обстоятельствах,

Ориентироваться в различных ситуациях, выбирать ситуации, наиболее соответствующие его возможностям.

Другие ошибки.

Психологическая диагностика, в том числе тестирование, может быть эффективным средством профессиональной деятельности психолога-консультанта. Однако использование психодиагностических тестов предъявляет повышенные требования к уровню квалификации специалиста.