Перечислить признаки глагола у деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия

Орфоэпическая минутка.

Произносите правильно.

идЯ, клевещА, крОя, мОя, ненавИдя, отрЁкшись, отчАявшись, по­нЯв, принЯв.

Морфологический разбор деепричастия (с. 192-193).

V. Упражнения на закрепление изученного.

Выполнение упражнений 300, 302 письменно, 301 - устно. Упражнение на различение деепричастий и наречий (знаки препинания не стоят):

(1)Вскочив он стукнулся головой о низкий потолок. (2)Пуля взвизг­нув отскочила рикошетом. (3)Он пишет стоя. (4)Стоя легче забро­сить мяч в корзину. (5)Отец похлопал любя сына по плечу. (б)Перед командиром надо стоять вытянувшись. (7)Подтянувшись он легко достал верхнюю перекладину ворот. (8)Ты всегда читаешь лежа. (9)Эти дети играя добились больших успехов. (10)3а городом пылал дымясь огонь большого костра.

(Ответы: 1, 2, 4, 7, 9, 10 - обособляем одиночные дееприча­стия; 3, 5, 6, 8 - наречия не обособляются.)

Учащиеся записывают устойчивые сочетания (деепричастия, перешедшие в наречия):

Судя по всему, не переводя духа, немного погодя, откровенно говоря, собственно говоря, полагая важным, не считая нужным, по­путно отмечая, засучив рукава, сломя голову.

Работа с таблицей 19.

Таблица 19

Задание: заменить глагол деепричастием, поставить знаки пре­пинания, деепричастный оборот выделить графически.

1. Возчик (отворотиться) от меня угрюмо сидел на облучке.

2. Море играет маленькими волнами (украшать) их багро­вой пены.

3. Офицер (соблазниться) хорошей погодой велел оседлать своего коня.

4. В небе неподвижно стоят ястребы (распластать) крылья.

5. Партизан (сидеть) на завалинке разбирает наган.

6. Джигит (оседлать) коня выехал из аула.

7. Пастухи (сгонять) животных в одно место громко щелкают кнутами.

9. Подросток трусливо (вбирать) голову в плечи побежал к лошади.

VI. Итог урока.

Домашнее задание:

2. Упражнение 303.

УРОК _________ Дата_____________________



ТЕМА: НАРЕЧИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПРАВОПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ.

Цель: повторить разряды наречий, степени сравнения и пра­вописание наречий.

Ход урока.

I. Опрос - повторение знаний о наречиях

Вспомните морфологические признаки наречий.

На какие разряды по значению делятся наречия?

Какие формы степеней сравнения образуют наречия?

II. Работа по теме:

Выполнение упражнения.

Сколько наречий в предложении? Запишите предложение, найдите наречия, определите их разряд. Подчеркните на­речия как члены предложения:

В кустарнике, в сухом медовом сене неутомимо, неустанно, еще громче, чем ранним утром, звенят кузнечики.

Работа с учебником.

Чтение и обсуждение § 54.

Выполнение морфологического разбора наречия из предло­жения.

Мы стали говорить тише и вскоре замолчали.

Закрепление сведений о морфологических свойствах наречий.

Тест.

1. Выберите и отметьте характеристики, относящиеся к на­речию.

а) наречие - это служебная часть речи;

б) в предложении наречия бывают обстоятельствами, ска­зуемыми, определениями;

в) наречие - это самостоятельная часть речи;

г) наречия не изменяются;

д) наречие объясняет предмет;

е) наречие обозначает признак действия и признак при­знака.

2. Найдите и укажите наречия.

а) сплошной; ж) брошь;

б) сплошь; з) навзничь;

в) мелочь; и) далекий;

г) отрежь; к) далеко;

д) полночь; л) удали;

е) спрячь; м) далек.

3. Определите группу наречий меры и степени.

а) вдвоем, немного, издали; г) громко, сверху, вчера;

б) очень, втрое, совсем; д) сослепу, накануне, назло

в) чересчур, наверху, всегда; е) крайне, почти, наверху.

4. Найдите словосочетание, в котором употреблено наречие цели.

а) оскорбили нарочно; в) работали дружно;

б) шли наугад; г) вернулись невзначай.

5. Определите значение наречий в каждом из предложений:

Внезапно он понял.

а) причины; в) цели;



Трижды он приходил к нему.

б) времени; г) образа действия.

Он относился к нему по-товарищески.

а) причины; в) меры и степени;

б) времени; г) образа действия.

6. Найдите ошибку в определении значения наречия.

а) пошел утром (времени); б) жил поблизости (места);

в) задел умышленно (причины); г) совершенно не узнал (меры и степени);

д) громко запел (меры и степени).

7. Укажите группу указательных наречий.

а) туда, где-то, нигде; в) там, оттуда, тогда;

б) всюду, издалека, везде; г) кое-где, где-нибудь, негде.

8. В каждой строке отметьте отрицательные наречия.

а) тут, где, негде, где-то;

б) там, ничуть, зачем-то, тогда;

в) зачем, когда, куда, никуда.

4. Правописание наречий.

Учащиеся обращаются к материалу учебника (с. 198-202, § 55) и составляют конспект по теме «Слитное, дефисное и раздельное правописание наречий».

Урок по русскому языку

Морфологические признаки деепричастия.

Признаки глагола и наречия у деепричастия

Цели: познакомить ребят с глагольными и наречными признаками деепричастия; учить находить деепричастия в тексте, определять постоянные и непостоянные признаки деепричастий.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Учащиеся читают предложения, отмечая, что основное и добавочное действия относятся к одному и тому же слову.

2. Повторение.

– Найдите среди данных слов деепричастия:

Сидели, стоящий, сидевший, сидя;

Радовались, радуясь, радующиеся, порадовавшись;

Бросился, бросившись, бросившийся, броситься, бросая.

3. Запись на доске (замените подчеркнутые глаголы деепричастиями).

И случилось так: с Павлом поравнялся рыжеусый конвоир; Корчагин неожиданно бросился к нему и схватил винтовку, резким движением пригнул ее к земле.

Штык с лязгом скребнул о камень.

Петлюровец не ожидал нападения, на миг оторопел, но сейчас же рванул винтовку изо всех сил. Навалился всем телом, Павел удержал ее. Бабахнул выстрел. Пуля ударилась о камень и взвизгнула , отскочила рикошетом в канаву.

(По Н. Островскому.)

– Заменив глаголы деепричастиями, мы получили отрывок из романа Николая Островского «Как закалялась сталь». Надеюсь, вы еще раз убедились, что с помощью деепричастий гораздо живописнее дорисовывается движение лица (предмета).

III. Объяснение нового материала.

1. Орфографическая диктовка.

ПОГОНЯ

Отставая от рыси на пять-шесть прыжков, неслась стая. Вожак, высокий и широкогрудый, бежал впереди. То подкидывая задние ноги к самой груди, то разжимаясь, как пружина, и распластываясь в полете над сугробом, он мчался, распустив свой крупный и длинный хвост по ветру. Серая со светло-рыжим отливом шкура его топорщилась на загривке, стремительно перекатываясь по его узловатым и мощным мускулам.

(В. Потиевский.)

2. Беседа по вопросам.

– Найдите в тексте деепричастия.

– Укажите глаголы, обозначающие основное действие.

– Выпишите словосочетания с деепричастиями.

– Изменяются ли деепричастия по родам, числам, падежам? Спрягаются ли они?

– Какая еще самостоятельная часть речи не изменяется? (Наречие.)

– От каких глаголов образованы данные деепричастия?

– От глаголов какого вида?

– Какие признаки деепричастий постоянные? А какие – непостоянные?

3. Чтение материала § 26 (с. 77).

Признаки глагола и наречные признаки деепричастия.

– Что общего имеют и чем различаются деепричастия и глаголы?

– А деепричастия и наречия?

– Какова синтаксическая роль деепричастия в предложении?

IV. Закрепление.

1. Выборочный диктант.

Из предлагаемого текста выпишите деепричастия, определите их морфологические признаки, выделите формообразующие суффиксы.

…Пароход снова бухал и дрожал, окно каюты горело, как солнце. Бабушка, около меня, чесала волосы и морщилась, что-то

Говорила она, как-то особенно слова, и они мягко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые, крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коже щек, все лицо казалось молодым и светлым.

…До нее я как будто спал, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить, сплела все в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком – это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, крепкой силой для трудной жизни.

(М. Горький, «Детство».)

2. Выполните синтаксический разбор второй части последнего предложения текста.

Это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни.

Указать на неизученную пунктограмму.

3. Запишите текст, подчеркните деепричастия.

Текст проецируется на экран.

Лето прощалось с землей, медлило перед разлукой, топчась на месте, ласково и внимательно озираясь вокруг. Днем было жарко, но к вечеру резко посвежело, и крупные звезды снижались к самой крыше, сверкая острым льдистым блеском. Казалось, от их дыхания холодеет воздух, зябко ежатся деревья, и травы по утрам сгибаются под матовыми дробинами грузной росы, и резные листья берез грустно шелестят, охваченные по краям вкрадчивой тишиной.

(Ф. Нестеров.)

– Найдите в тексте приемы олицетворения.

– Определите и графически покажите, к каким глаголам присоединяются деепричастия.

– Одновременно ли происходит действие глагола и деепричастия, или они идут друг за другом?

– Объясните постановку знаков препинания в последнем предложении.

– Разберите слово охваченные по составу, а затем – как часть речи.

– Обозначьте вид деепричастий, выделите основы и формообразующие суффиксы.

V. Подведение итогов урока.

– Назовите признаки глагола и наречия у деепричастия.

– Изменяются ли деепричастия?

– Назовите формообразующие суффиксы деепричастий, которые вам стали известны на уроке.

Домашнее задание: § 26 (полностью), с. 77, составить тест «Третий лишний» по нахождению деепричастий и определению их морфологических признаков.


Учитель русского языка и литературы БОУСОШ №38 ст. Нововеличковской Динского района Краснодарского края Магомедгаджиева Хадижат Тавакаловна

Урок русского языка

Класс 7

Тема урока: Деепричастие. Признаки глагола и наречия у деепричастия

Цел и:

Учебные -

- дать понятие о деепричастии; познакомить с грамматическим значением деепричастия;

Познакомить ребят с глагольными и наречными признаками деепричастия;

Учить находить деепричастия в тексте, определять постоянные и непостоянные признаки деепричастий.

Развивающие-

Формировать орфографические умения и навыки;

Продолжать развивать устную и письменную речь.

Воспитательные-

Воспитывать любовь к родному слову, к русской литературе.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Запись даты и классной работы

3. Определение и формулирование темы урока.

Ребята, о какой части речи мы говорили на предыдущих уроках? (Причастие) В начале разговора о причастии упоминалась сходная с ним по звучанию часть речи.

Какая? (Деепричастие )

Какие цели мы поставим сегодня перед собой? (познакомиться с темой «Деепричастие», с его грамматическим значением, с глагольными и наречными признаками )

Что вы можете сказать о деепричастии? (Артем)

(Часть «дее-» означает близость этой части речи к действию, то есть к глаголу. Подберем слово, в которое тоже входит «дее-»: дееспособный, то есть способный к действию. Можно сказать, что деепричастие способно к действию. Оно обозначает добавочное действие.)

4. Объяснение нового материала

Сравним два предложения (запишем их в тетрадях) (Запись на доске учащиеся переписывают в тетради)

Маки осыпа лись и роняли на землю лепестки.

Маки осыпа лись, роняя на землю лепестки.

Какое из этих предложений точнее, выразительнее?

Как выражены действия в этих предложениях?

(В первом предложении – однородными сказуемыми – осыпались и роняли. Во втором – сказуемым осыпались и добавочным действием роняя. Употребление однородных сказуемых не совсем точно: понятно, что одно сказуемое подразумевает другое, второе кажется излишним.)

Какой делает картину предложение с добавочным действием(более образной, дополняет ее, добавляет выразительности.)

Какое слово указывает на добавочное действие,выраженное новой для нас частью речи? –Как она называется?

Чтобы правильно употреблять деепричастия, надо узнавать их! Проверим себя!

5. Закрепление

1.Чтение текста (проецируется на экран; распечатанный, кладется на парты перед учащимися). (Читает ученик)

СКАЗКА О ПУГОВИЦЕ (СЛАЙД 1)

Шел человек по дороге и потерял Пуговицу. Падая, черноокая Пуговка сильно ударилась о землю. Сморщила от боли лицо, закрыла глаза и, покружившись на месте, закатилась под камешек.

«Неплохое жилье, – осмотревшись по сторонам, сказала Пуговка, – солнце не печет, ветер не холодит, дождик не мочит».

Тут проезжал мимо велосипед. Объезжая на дороге кочку, переднее колесо наскочило на пуговкин камешек, а заднее проехало прямо по Пуговице.

Раздался треск. Кузнечики, гревшиеся у обочины, высоко подпрыгнули от испуга. А на дороге лежала Пуговка. Она уже не сияла от счастья, как раньше.

Глубокая неровная трещина проходила по самому ее сердцу.

(Ф. Нестеров.)

2. Беседа по вопросам.(вопросы даются на группу)

– О чем этот текст, какова главная мысль сказки?

– Найдите слова, обозначающие действия, которые совершала Пуговка.

– Уберите эти слова из предложений. Что получилось? Можно ли понять смысл сказанного?

– Как вы считаете, какое из этих слов обозначает основное действие, а какое – добавочное?

– На какие вопросы отвечают слова, обозначающие добавочное действие?

– А от какой части речи к ним задаются вопросы?

– Есть ли при словах, обозначающих добавочное действие, зависимые слова? Назовите их.

– Можно ли изменить слова, обозначающие добавочные действия?

(Хорошо! Молодцы!)

Мы работали с текстом, отвечали на вопросы. А теперь откроем учебник на стр.77 и прочитаем правило в рамочке.

3.Соберем кластер и сделаем графическую запись правила в тетрадь.

Какая часть речи совершает основное действие? – глагол .

4. Запишите выражения. Найдите деепричастия, укажите основное действие-глагол.

Комментированная проверка по презентации

(СЛАЙД 2)

К какой части речи относятся и деепричастия, и глагол?(И деепричастия, и глаголы относятся к существительному Пуговка .)

Ребята! Как вы думаете, для чего нужны деепричастия в художественных произведениях

1.Устное выполнение упражнения 159 ,назвать главные члены предложения, указать слова, обозначающие основное и добавочное действия.

2. Ребята, перед вами необычное стихотворение английского поэта Роберта Саути «Лодорский водопад». (СЛАЙД 3)

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре.

Что в этом стихотворении показалось необычным?

На что похоже само стихотворение образно?

Кто из вас видел настоящий водопад? Слышал его шум?

Какие слова в стихотворении помогли это сделать? Попробуем обойтись без них.

Какую же роль они играют? (Дорисовывают основное действие, делают речь более точной, яркой, выразительной, живописной)

Какой можно сделать вывод? Используя деепричастия как дополнительные действия, автор показывает зрительные и слуховые представления, чем достигает более полного и правильного изображения водопада.

Исследовательская работа .

Итак, приступим к исследованию темы «Деепричастие как самостоятельная часть речи Перед вами картинка: папа-глагол, мама – наречие, ребёнок – деепричастие. Почему они вместе? (СЛАЙД 4)

А теперь послушайте сказку « Отцы и дети». (Инсценирование сказки.

Действующие лица- Глагол, Наречие, Деепричастие)

Жила-была семья: папа-глагол, мама-наречие и дочка деепричастие. Все дети в той или иной мере повторяют своих родителей. Деепричастие- не исключение. От Глагола Деепричастие унаследовало основу. Как и Глагол, Деепричастие управляет падежом существительного, имеет ряд общих с ним грамматических категорий (вид и возвратность), а также сходный с глагольным вопрос (что делая? что сделав?) .
С Наречием Деепричастие роднит его способность оставаться неизменяемым, что бы ни происходило вокруг. Кроме того, Деепричастие откликается на вопросы Наречия (как? каким образом?) , а в предложении является, как и Наречие, обстоятельством и обозначает цель, причину, место, время, образ действия.
Но все дети, вырастая, стремятся к самостоятельности. Вот и Деепричастие туда же.
– Я вполне самостоятельная часть речи! Требую соответствующего отношения и места в системе знаменательных частей речи! – громогласно заявляет Деепричастие, шокируя родителей.
– Что ты, что ты! Ты всего лишь одна из моих форм! – настаивает Глагол. – Наречие, ну скажи же хоть что-нибудь!
Но Наречие молчит. Оно не вмешивается в дела языковые, оно всегда неизменно и постоянно. И свою неизменяемость оно ценит превыше всего...
Извечный спор отцов и детей. Вечная проблема самостоятельности и независимости...

Давайте вспомним морфологические признаки глагола и наречия

(СЛАЙД 5)

- На чьей стороне мы в этом споре: глагола, наречия или деепричастия? Давайте выберем общие черты деепричастия.

Самостоятельная работа по учебнику.

Давайте обратимся к учебнику и проверим наше предположение.

Прочитайте самостоятельно материал о деепричастии и составьте рассказ об этой части речи. (стр.76)

Проверьте себя (СЛАЙД 6)

Подведение итогов урока

О какой части речи мы сегодня говорили?

На какие вопросы отвечает деепричастие?

Какие признаки глагола имеет?

Какие признаки наречия имеет?

Чем выражается в предложении?

Чтение стихотворения о деепричастии

Деепричастием себя называю,
Добавочное действие обозначаю,
На вопросы ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ? КАК? Я всегда отвечаю,
Совершенного и несовершенного вида бываю,
Сказуемое – глагол поясняю.
В предложении обстоятельством себя являю .

А теперь выполним тестовую работу

Итоговый тест

1. Какое из слов не является деепричастием ?

2. Какое из слов является деепричастием ?

а) быстро;

а) говорил;

б) весело;

в) смеясь;

в) улыбался;

3. Найдите слова с ударением на третьем слоге

а) балуясь;

а) облегчив;

б) черпая;

б) прибыв;

в) углубившись.

в) закупорив.

4. Подберите синоним к фразеологизмам

а) сломя голову;

а) не разгибая спины;

б) засучив рукава.

б) положа руку на сердце.

(СЛАЙД 7) (Проверь себя!)

Рефлексия

Оценивание учащихся. Благодарю вас, ребята, за сотрудничество и прощу подумать о том, как прошел для вас урок.

(СЛАЙД 7)

Домашнее задание: (творческое задание) 1) написать стихотворение (текст) с использованием деепричастий;

2) составить тест «Третий лишний» по нахождению деепричастий и определению их морфологических признаков;

3) выполнить всем упр.160

Деепричастия образованы от глаголов

  1. вид . Деепричастия сохраняют вид того глагола, от которого они образованы. Например, сравним:
  • совершенный: (что сделать ?)~ прыгнуть~ (что сделав? ) прыгнув~
  • несовершенный: (что делать ?)~ прыгать~ (что делая?) прыгая ~
  1. Деепричастия могут быть возвратными и невозвратными . Например:
  • Возвратные причастия: ~умываясь, ~разрушаясь, ~улыбнувшись .
  • Невозвратные причастия: ~умыв, ~разрушая, ~развеселив .
  1. переходными и непереходными :
  • Переходные деепричастия обозначают добавочное действие, которое переходит на другой предмет. Показатель переходности – вопрос что ? винительного падежа. Например:

узнав (что ?), разобрав (что ?), слушая (что ?)

  • Непереходные деепричастия обозначают добавочное действие, которое не переходит на другой предмет. Например:

Прилетев , рассыпаясь, прибежав .

  1. зависимые слова, как и глаголы. Например:

Желать (чего?) счастья – желая (чего?) счастья ;

Говорить (как?) тихо – говоря (как?) тихо

Не раздельно . Например:

Не выучив наизусть, не открывая крышку, не раздумывая ответить.

В данных примерах не- с деепричастиями пишется раздельно.

Но если деепричастие без не — не употребляется, то пишется слитно. Например:

Ненавидя.

Деепричастия имеют признаки наречия .

  1. Так же как и наречие, деепричастие – это неизменяемая часть речи.
  1. обстоятельства , характеризуя добавочное действие, относящееся к основному действию, выраженному глаголом-сказуемым. При этом и основное, и добавочное действие совершает одно и то же лицо или предмет. Например:

Приближаясь , увидел он рощу зеленую.

В данном предложении основное действие выражает глагол-сказуемое увидел . Добавочное действие выражено деепричастием приближаясь . Увидел когда ? Приближаясь . Это обстоятельство. Основное и добавочное действия совершает одно лицо. В предложении это подлежащее он .

Повторим

Деепричастия образованы от глаголов и сохраняют некоторые их морфологические признаки.

  1. Деепричастия, как и глаголы, имеют вид . Деепричастия сохраняют вид того глагола, от которого они образованы.
  2. Деепричастия могут быть возвратными и невозвратными .
  3. Как и глаголы, деепричастия могут быть переходными и непереходными .
  4. Дееричастия могут иметь при себе зависимые слова, как и глаголы.

Не с деепричастиями, как и с глаголами, пишется раздельно . Но если деепричастие без не — не употребляется, то пишется слитно .

Деепричастия также имеют признаки наречия .

  1. Как и наречие, деепричастие – это неизменяемая часть речи.
  2. Деепричастие в предложении выступает в роли обстоятельства , характеризуя добавочное действие, относящееся к основному действию, выраженному глаголом-сказуемым.