Правописание суффиксов существительных чик щик ек. Слово с суффиксом "чик": правила написания и примеры. Следует ли ставить «мягкий знак»

Орфограмма: Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-): правописание суффиксов имён существительных, имён прилагательных, глаголов и наречий.

1. Правописание суффиксов имён существительных

Суффиксы -чик/-щик. Суффикс -чик пишется после корней, оканчивающихся на д, т, з, с, ж, суффикс -щик - в остальных случаях (разведчик, метчик, образчик, подписчик, перебежчик, носильщик, сменщик).

Суффиксы -ек/-ик. Суффикс -ек пишется, если при склонении слова гласный в суффиксе выпадает; суффикс -ик пишется, если при склонении слова гласный в суффиксе сохраняется (замочек - замочка, ключик - ключика).

Суффиксы -ец/-иц. Суффикс -ец пишется:

  • в существительных мужского рода (братец, делец, хлебец);
  • в существительных среднего рода, когда ударение падает на окончание (письмецо, пальтецо).

Суффикс -иц- пишется:

  • в существительных женского рода (улица, мыльница, мельница);
  • в существительных среднего рода, когда ударение падает на основу (платьице, строеньице).

Суффиксы -ичк-/-ечк-. Суффикс -ичк- пишется в существительных женского рода, образованных от существительных на -иц- (луковица - луковичка, рукавица - рукавичка). Суффикс -ечк- пишется в словах, образованных от существительных не на -иц — (нянечка, лукошечко, Танечка).

Суффиксы -ышк-/-ушк-/-юшк- . Суффикс -ышк- пишется в существительных среднего рода (после него пишется окончание -о) (зёрнышко, солнышко, донышко). Суффикс -ушк- пишется в существительных мужского и женского рода (дедушка, девушка, соловушка). Суффикс -юшк- пишется в словах всех трёх родов (полюшко, долюшка, дядюшка).

Суффикс -инк-(-ин- + -к-)/-енк-. Суффикс -инк- пишется в словах, образованных от существительных с суффиксом -ин- (соломина - соломинка, рябина - рябинка). Суффикс -енк- пишется в уменьшительных формах существительных на -на, -ня , у которых в Р. п. мн. ч. не пишется на конце мягкий знак (блесна - блёсен - блесенка, башня - башен - башенка ), а также в словах беженка, неженка, француженка, черешенка и т. п.

2. Правописание суффиксов имён прилагательных

Суффиксы -ив-/-ев-, -еват-/-евит- . Суффикс -ив- пишется под ударением, -ев- в безударном положении (красивый, спесивый, строевой, молодцеватый). Исключения : милостивый, юродивый.

Суффиксы -ов- и -ев-. После шипящих и ц под ударением пишется суффикс -ов- , без ударения - суффикс -ев- (парчовый, перцовый, камышовый, ключевой, концевой, ковшевой, вещевой).

Суффиксы -чив-/-лив-. Всегда пишутся с и (приветливый, переменчивый).

Суффиксы -к- и -ск-. Суффикс -к- пишется:

  • в качественных прилагательных, которые имеют краткую форму (резкий - резок, низкий - низок);
  • в прилагательных, образованных от существительных с основой на к, ч, ц, суффикс -ск- упрощается в к; звуки к, ч чередуются с ц (ненец - ненецкий, казак - казацкий, ткач- ткацкий). Исключения: узбек - узбекский, Углич - угличский).

Суффикс -ск- сохраняется в относительных прилагательных с основой на согласные д, т, з, с (матросский, французский, братский, городской) и с основой на согласные г, к, х, которые часто чередуются (Онега - онежский).

3. Правописание суффиксов глаголов

  1. В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в неопределённой форме перед -ть (видеть - видел, облегчить - облегчила, принять - приняло).
  2. В неопределённой форме глагола и в форме прошедшего времени пишутся суффиксы -ова-, -ева- , если в 1-м лице глагол оканчивается на -ую, -юю (рисую - рисовать).
  3. Если в 1-м лице глагол оканчивается на -ываю, -иваю без ударения на а , то суффикс -ыва-, -ива- сохраняется (раздумывать - раздумываю, заканчивать - заканчиваю).

Суффикс существительных -чик (-щик)

В суффиксе существительных -чик (-щик)

ч

щ

после букв: д, т, з, с, ж

объез д ч ик

в остальных случаях:

бараба н щ ик

Опознавательный признак орфограммы – стечение согласных.

Задание 1. Вставь суффикс, объясни орфограмму.

Камен….…., водопровод…….., барабан…..…, полиров………, сбор………, газет…….…, рассказ……….., стеколь………., бетон…….…, вагон………. .

Перевод……..…, буриль………, разнос………, портфель…..…, пулемёт…..…, уголь………, набор…….…, компьютер………, забастов………, зачин………. .

Задание 2. Образуй от данных слов существительные

-Чик-, -щик- : баня, бетон, гонки, рассказывать, перевозить, грузить, возить, переводить, учет, шифровать, часы, резать, кровля, переплетать, забой, летать, наводить, дрессировать, перебегать, регулировать, обходить, корректировка.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Заполни таблицу. Поставь знак «+» в соответствующем столбце.

Примеры

-чик-

-щик-

рассказ..ик

заказ..ик

лет..ик

барабан..ик

совет..ик

экскаватор..ик

развед..ик

камен..ик

стеколь..ик

буфет..ик

перебеж..ик

перепис..ик

Задание 4. Вставь пропущенные буквы, объясни свой выбор графически.

захват…ик объед…ик

экскаватор…ик зачин…ик

ракет…ик инструменталь…ик

заказ…ик режиссер – постанов…ик

попут…ик совет…ик

Задание 5. Найди в тексте слова с изученной орфограммой (с суффиксы -чик (-щик), обозначь суффикс в этих словах.

1. Около полуночи подводчики и Егорушка опять сидели вокруг небольшого костра (Ч.) 2 Объездчик слушал со вниманием и соглашался. (Ч.) 3. Жили на свете два верных дружка, два пулеметчика, два смельчака. (А. Барто.) 4. Летчики увидели над горизонтом тревожные взмахи голубых лучей прожекторов. (В. Ставский.) 5. Грузчики шли бесконечной вереницей по трапу… (Кат.)

II. 1. Шарманщик на ходу привычным движением плеча поправил на спине шарманку и вытер вспотевшее лицо. (Купр.) 2. Хозяин оставил меня на попечение татарина-банщика. (П.) 3. Под окном стучит молоточком чеканщик Гоголев. (М. Г.) 4. На валу каменщики таскали кирпич и чинили городскую стену. (П.) 5. Между офицером и денщиком установились простые, доверчивые отношения. (Купр.) 5. Пришел фонарщик с лестницей, два тусклые фонарика на площади задул. (И.)

III. 1. Пахнет маляр скипидаром и краской. Пахнет стекольщик оконной замазкой. (М.) 2. По званию Яков - черпальщик на бумажной фабрике. (Т.)

Задание 6. Выпиши слова: с суффиксом чик в одну колонку, с суффиксом -щик - в другую.

Фрол Евсеевич ездит на извозчике в издательство за рукописями, а наборщики и печатники переводят те рукописи в книги. (Прилеж.) 2. К вечеру летчик увидел вертолет над сопками. 3. Из города приезжали скупщики. Они были проворные, ловкие, плутоватые, расчетливые. (Сераф.) 4. На Камчатке множество горячих источников, часто они бьют фонтанчиками. (Михайл.) 5. Объездчик очнулся от мыслей и встряхнул головой. (Ч) 6. В окопчике спал мальчик. (Кат.)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7. Тест.

Вопрос № 1

Укажи правильный ответ:

В суффиксе существительных чик (щик) после букв д-т, з-с и ж пишется буква ч
В суффиксе существительных чик (щик) после букв д-т, з-с и ж пишется буква щ
В суффиксе существительных чик (щик) после букв д-т, з-с и ж пишется буква ж
В суффиксе существительных чик (щик) после букв д-т, з-с и ж пишется буква ц

Вопрос № 2

В каком слове на месте пропуска нужно писать букву щ?

развед...ик
перебеж...ик
груз...ик
фонар...ик

Вопрос № 3

В каком слове на месте пропуска нужно писать букву ч?

груз...ик
фасов...ик
часов....ик
танцов...ик

Вопрос № 4

В каком слове на месте пропуска не нужно писать букву щ?

съём...ик
прицеп...ик
арматур...ик
лёт...ик

Вопрос № 5

В каком слове на месте пропуска не нужно писать букву ч?

лёт...ик
смаз...к
ростов...ик
пулемёт...ик

Вопрос № 6

Укажите ряды слов, в которых на месте пропуска пишется буква ч:

камен...ик, уклад...ик
сортиров...ик, пулемёт...ик
барабан...ик, газет...ик
перебеж...ик, уклад...ик

Вопрос № 7

Укажите ряды слов, в которых на месте пропуска пишется буква щ:

забастов...ик, набор...ик
застрель...ик, воз...ик
буриль...ик, разнос...ик
болель...ик, прокат...ик

Вопрос № 8

Укажите лишнее слово:

стакан...ик
лимон...ик
сбор...ик
разнос...ик

  • образовательная – отработка навыка способа действия при выборе написания в существительных суффикса –чик- или –щик-; отработка навыка способа действия при написании суффиксов –ек- или –ик-; отработка навыка правильного выбора О-Е в суффиксах существительных после шипящего;
  • воспитательная – выработка навыка взаимодействия в группе;
  • развивающая – развитие внимания, орфографической зоркости, слуховой и моторной памяти.

ЗНАТЬ: об образовании существительных с помощью суффиксов –ок-, -ек- -онок-, -ик-, -чик-, -щик- и условиях выбора в них гласных о-е, е-и.

УМЕТЬ: применять способ действия для правильного написания суффиксов –чик-, -щик-; владеть способом действия при выборе суффиксов –ек-, -ик-; применять правильно правило при выборе о-е в суффиксах существительных после щипящего.

ХОД УРОКА

Учитель. У нас сегодня урок-взаимообучение. Вы будете работать в 4-х группах. Каждый член группы будет иметь свой номер и свою тему (на изучение тем отводится 2 урока). Мы рассмотрим 3 темы:

Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик (-щик). Орфограмма № 33

Гласные в суффиксах существительных –ек и –ик. Орфограмма № 34

Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных. Орфограмма № 35

Чтобы учащимся был понятен ход урока, воспользуюсь орг. схемой урока:

1) организационный момент (3 минуты)

4-й этап – все эксперты возвращаются в основные группы и выполняют задания (7 минут)

5-й этап - все эксперты переходят из основных групп в рабочие, чтобы проверить правильность выполнения задания(при появлении спорных моментов, можно обратиться за консультацией к учителю или воспользоваться контрольной карточкой); все эксперты возвращаются в основные группы для взаимопередачи тем. (5 минут)

в основных группах происходит взаимопередача тем. (5 + 20 минут)

7) у выполнение самостоятельной работы каждым учеником. (15 минут)

8) Rf рефлексия (заполнение учащимися последней графы таблиц) (5 минут)

условные обозначения:

У - учитель

у - ученик

э1, э2, э3 - эксперты

Основные группы

Рабочие группы

1 ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.

Когда учащимся понятен ход урока и они видят его в перспективе, понимают чем они будут заниматься на уроке, можно начинать работу….

2 ЭТАП Учащиеся работают в основных группах по 3 человека в каждой (всего 4 группы) Учащиеся под номером один получают карточку –помощник9показан порядок работы каждого ученика) и учебное задание:

КАРТОЧКА – ПОМОЩНИК для № 1

ИНСТРУКТИВЕАЯ КАРТА

1) Самостоятельно поработай с т/м на стр.97. Прочитай предложенный Т/М под *, ответь на вопросы

2) Прочитай правило (орфограмму № 33), обрати внимание на графическое обозначение орфограммы.

3) Составь о/к или схему орф. № 33 для лучшего понимания (при затруднении обратись к учителю)

КАРТОЧКА

Спишите. Вставьте согласные Ч или Щ. Объясните свои действия. Выделите суффиксы.

Морожен...ик, буфет...ица, копиров...ица, груз...ик, коптиль...ик, фонар...ик, сбор...ик, разнос...ик, спор...ик, обман...ик, буриль...ик, перебеж...ик, зелен...ик, аппарат...ик, перепис...ик, 6ан...ик, вязаль...ик.

1. Этап. По команде учителя вернись в свою рабочую группу для обучения остальных членов группы. Взаимопередачу изученных тем начинают первые номера.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА

  1. Покажи, где находится правило в учебнике, предложи товарищам прочитать его самостоятельно, пересказать правило в паре друг другу.
  2. Продиктуй свою карточку членам группы(записывают, комментируя свои действия).

7. Этап.

КАРТОЧКА-ПОМОЩНИК для № 2

1. Этап. Внимательно слушай учителя!

2. Этап. Получи своё учебное задание. Отметь задание в контрольной карточке.

ИНСТРУКТИВЕАЯ КАРТА

1)Самостоятельно поработай с т/м на стр.100.

2) прочитай правило (орфограмму № 34), обрати внимание на графическое обозначение орфограммы.

3)Составь о/к или схему орф. № 34 для лучшего понимания (при затруднении обратись к учителю)

4)Будь готов к работе в группе по обсуждению изученной орфограммы.

3. Этап. По команде учителя первые номера из каждой рабочей (исходной) группы приглашаются в первую экспертную группу, вторые – во вторую, третьи – в третью для обсуждения изученного материала. ПРИНИМАЙ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В РАБОТЕ ГРУППЫ. Внеси необходимые исправления в свою схему или о/к. если в этом есть необходимость.

4. Этап. По команде учителя вернись на своё прежнее место для работы с карточкой.

КАРТОЧКА

Спишите. Вставьте гласные Е или И. Объясните свои действия.

Арбуз...к - ..., горош...к - ..., бараш...к - ..., аппарит...к - ..., бегемот...к - .... сыноч...к - ..., грибоч...к - ..., берет...к - ..., височ...к - ..., билет...к - .... блокнот...к - ..., брат... к - ..., внуч...к- .... самолет...к - ....

5. Этап. По команде учителя первые номера из каждой рабочей (исходной) группы приглашаются в первую экспертную группу, вторые – во вторую, третьи – в третью для проверки выполненного тобой задания. При возникновении спорных вопросов обратись к учителю.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА

  1. Доступно расскажи изученную тобой орфограмму другим членам группы.
  2. Убедись, что они правильно поняли тебя.
  3. Предложи им самим составить о/к или схему на изучаемую орфограмму.
  4. покажи, где находится правило в учебнике, предложи товарищам прочитать его самостоятельно, пересказать правило в паре друг другу.

7. Этап. Когда взаимопередача тем будет завершена, выполни самостоятельную работу, применив полученные знания.

Стадия рефлексии. Заполнение таблицы.

КАРТОЧКА-ПОМОЩНИК для № 3

1. Этап. Внимательно слушай учителя!

2. Этап. Получи своё учебное задание. Отметь задание в контрольной карточке.

ИНСТРУКТИВЕАЯ КАРТА

1) Самостоятельно поработай с т/м на стр.101.

2) прочитай правило (орфограмму № 35), обрати внимание на графическое обозначение орфограммы.

3) Составь о/к или схему орф. № 35 для лучшего понимания (при затруднении обратись к учителю)

4) Будь готов к работе в группе по обсуждению изученной орфограммы.

3. Этап. По команде учителя первые номера из каждой рабочей (исходной) группы приглашаются в первую экспертную группу, вторые – во вторую, третьи – в третью для обсуждения изученного материала. ПРИНИМАЙ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В РАБОТЕ ГРУППЫ. Внеси необходимые исправления в свою схему или о/к. если в этом есть необходимость.

4. Этап. По команде учителя вернись на своё прежнее место для работы с карточкой.

КАРТОЧКА

Спишите. Вставьте гласные Е или О. Объясните свои действия.

боч...к, бараш...к, снеж...к, барсуч...нок, веноч...к, башмач...к, височ...к, бельч...нок. береж...к, песоч...к, бож...к, внуч...к, списоч...к, платоч...к, пастуш...к.

5. Этап. По команде учителя первые номера из каждой рабочей (исходной) группы приглашаются в первую экспертную группу, вторые – во вторую, третьи – в третью для проверки выполненного тобой задания. При возникновении спорных вопросов обратись к учителю.

6. Этап. По команде учителя вернись в свою рабочую группу для обучения остальных членов группы. Взаимопередачу изученных тем начинают первые номера.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА

Доступно расскажи изученную тобой орфограмму другим членам группы.

2. Убедись, что они правильно поняли тебя.

3. Предложи им самим составить о/к или схему на изучаемую орфограмму.

4. Покажи, где находится правило в учебнике, предложи товарищам прочитать его самостоятельно, пересказать правило в паре друг другу.

Продиктуй свою карточку членам группы(записывают, комментируя свои действия).

7. Этап. Когда взаимопередача тем будет завершена, выполни самостоятельную работу, применив полученные знания.

Стадия рефлексии. Заполнение таблицы.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Закрепление орфограмм № 33,34,35

Налад…ик, приказ…ик, овраж…к, воротнич…к, петуш…к, стаканч…к, домен…ик, пенёч…к, амбар…к, прыж…к, сверч…к, кладов…ик, друж…к, сплав…к, учет…ик.

УРОВЕНЬ “3”

Спишите, графически обозначьте изученные орфограммы.

УРОВЕНЬ “4”

Запишите слова в три столбика по видам изученных орфограмм. Графически обозначьте изученные орфограммы.

УРОВЕНЬ “5”

А) выпишите словосочетания “глаг. + сущ.”. Графически обоснуйте правописание.

  1. Послышался рож…к стрелочника.
  2. Дина его тянет руч…нками за рубаху изо всех сил.
  3. Мальчик был любимц…м у всех.
  4. Внуч…к вышел поиграть в песоч…к.

б) добавьте к словам суффиксы –чик или –щик. Запишите слова соответственно в две колонки.

Перевд…, перевоз…, настрой…, учёт…, перенос…, скуп…, упаков…, прогуль…, подряд…, бунтов…, набор…

В) Исправьте ошибки, графически обозначьте орфограмму.

Магнитек, лужочик, натюрмортек, огурчик, орешек, пакетек, парашютек, паравозик.

ЛИСТ ВОПРОСОВ

(для организации работы в группе по уяснению изучаемого материала)

НА ПОНИМАНИЕ;

Я правильно понял, что...?

Я не совсем понял, что...?

Я не согласен с тем, что...?

Как можно сказать другими словами...?

Прошу ещё раз повторить...?

Приведи пример того, как...?

В чём заключается основная мысль сказанного?

ВЫРАЖЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ;

Я не знаю, какая буква пишется в слове...

Я знаю, какая буква пишется в слове..., но не знаю, почему.

Я не могу применить правило к данному слову.

Я не уверен в том, что...

ОФОРМЛЕНИЕ ОТВЕТА;

Я считаю, что...

Я предполагаю, что...

Так как..., следовательно,...

Если..., то...

Хочу сказать, что...

Хочу обратить внимание на...

Рассмотрев данный пример, я пришёл к выводу, что

Можно сделать вывод, что...

Как организуется задание по карточкам.

Каждый из №/№ 1,2,3 работает над своей карточкой, затем сев для работы в рабочие группы, учащиеся проверяют задание по цепочке, читая по одному слову из карточки и объясняя правописание суффиксов или гласных в суффиксах существительных. При выявлении каких-либо несоответствий в ответах, члены группы могут воспользоваться контрольной карточкой или консультацией учителя.

Как организуется самостоятельная работа учащихся.

Работаю по системе ИОСО (индивидуально ориентированная система обучения), поэтому предлагаю учащимся разноуровневые задания

При выполнении разноуровневых заданий нужно исходить из следующего:

  • каждому ученику должен быть предоставлен выбор уровня сложности;
  • ученик должен понимать, что даже при отличном выполнении задания уровня “3” он может рассчитывать только на “3”;
  • если ученик не справился с заданием своего уровня (даже если это уровень “5”), то его работа должна быть оценена “2” (что, возможно, жестоко, но зато приучает ребенка нести ответственность за свой выбор);
  • нельзя допускать списывания, поэтому после того как дети определили уровень сложности, рекомендуется рассадить их по уровням (если вариант задания только один) или раздать варианты таким образом, чтобы не было возможности списать;
  • учащимся, не освоившим даже уровень “3”, нужно предложить тренировочную карточку, содержащую не только задание, но и правило
  • работа с разноуровневыми заданиями не должна быть стихийной или разовой, к ней нужно заранее готовиться, но, самое главное, ее результаты нужно обязательно анализировать. Для этого можно завести на каждого ученика одну папку (файл), в которой будут храниться все его работы в течение года, на папку можно приклеить контрольный листок

Дата_____________________________________

Систематически предлагая учащимся разноуровневые задания, я постепенно подвожу их к осознанному восприятию четвертной и годовой оценок, что немаловажно (ребенок должен постепенно привыкать к своей итоговой оценке, она не должна быть следствием случая).

Организация работы в группах

На данном уроке работают основные группы из 3 человек и рабочие группы из 4 человек.

Список групп заранее составлен и вывешен, там же указано место сбора каждой группы. Состав группы контролирует учитель.

При работе в рабочей группе распределены роли:

  • Координатор деятельности группы
  • Журналист (задает уточняющие вопросы, которые помогают группе лучше выполнить задания, см. лист с вопросами)
  • Регистратор (записывает результаты работы)
  • Активный слушатель (старается пересказать своими словами то, о чём только что говорил кто-либо из членов группы, помогая сформулировать мысль)

АНАЛИЗ УСВОЕННОСТИ МАТЕРИАЛА УЧАЩИМИСЯ.

Ф.И. о/к, вызвавший наибольший интерес № орф.

для с/раб.

№ изучаемых орфограмм Орф. , вызвавшие затруднения. Оценка за с/раб.
33 34 35 33 34 35
1. Андреев А. * 34 4 5 + + * 4
2. Артамонов А. 33 4 4 + + ! 3
3. Баранов С. ** 35 4 4 + + + 4
4. Васильева Ю. 34 5 5 * + + 4
5. Заверюха Д. ** 33 4 4 + + + 4
6. Иванов Д. * 33 5 5 + + + 5
7. Литвинов С. 35 3 4 + + + 3
8. Мельникова О. 35 4 3 + + + 4
9. Новомодный В *** 33 5 5 + + + 5
10. Пасечник В. ** 34 4 5 + + + 5
11. Попова М. 33 4 5 + + + 5
12. Смолина Н. * 35 5 4 + + + 5
13. Фадеев Д. * 34 5 5 + + + 5

Орф. усвоил, всё понятно;

* орф. усвоил, но хотел бы ещё поработать;

С орф. не разобрался, нужна помощь.

В графе “№ изучаемых орфограмм” учащиеся выставляли оценки за качество передаваемых орфограмм.

Всего в классе 13 человек

Выполняло самостоятельную работу 13 человек

Общая успеваемость: 100%

Качество успеваемости: 84,6%

Цели урока: познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в существительных суффиксов -чик, -щик ; научить применять этот способ действия для правильного написания суффиксов -чик, -щик ; обратить внимание учащихся еще на одну функцию суффикса -чик – уменьшительное значение; обогатить словарный запас учащихся.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя.

– Ребята! Мы с вами сегодня продолжим наше знакомство с удивительным, огромным миром суффиксов. Этим морфемам в нашем языке доверена трудная, но интересная работа, так как они образовывают новые слова, обогащают наш язык. Каждый суффикс имеет свое определенное значение, учит нас видеть характер слов.
Но изучение суффиксов можно сделать более интересным, разнообразным, если мы в течение урока будем помогать друг другу, вместе решать сложившиеся ситуации.
Сначала за помощью к вам хочу обратиться я. Мне надо правильно написать слово переписчик . (На доске перепис…ик ). Я не знаю, какую букву мне выбрать в суффиксе. Вы мне не подскажете? (Заслушиваются варианты ответов .)
Так какую же выбрать букву: ч или щ? Какую орфографическую проблему вы обнаружили?

– Произношение не соответствует написанию.

– Над решением этой проблемы мы и будем сегодня работать. Мы должны дойти до истины, потому что наша основная задача – это научиться грамотно писать.

II. Изучение нового материала.

– Откройте тетради, запишите число, тему “Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных -чик (-щик) ”.
А теперь, ребята, давайте образуем при помощи суффиксов -чик, -щик слова. Я вам буду читать лексические толкования слов, а вы – образовывать слова. Ответы будем записывать на доске.

  1. Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике – разведчик .
  2. Солдат, обслуживающий пулемет – пулемётчик .
  3. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь – смазчик .
  4. Тот, кто перебежал к врагу, изменник – перебежчик .
  5. Работник, который занимается приёмом чего-нибудь – приёмщик .
  6. Лицо, имеющее подписку на какое-нибудь подписное издание – подписчик .
  7. Рабочий, работающий посменно с другим – сменщик .

– Вот какие слова мы образовали: и с буквой ч , и с буквой щ в суффиксе. Буквы разные, а что общего в этих словах, в этих суффиксах?
Эти суффиксы образуют существительные со значением лица, обозначают людей какой-либо профессии, специальности, по роду их занятий.
Значение суффиксов определили. А орфографическую проблему еще не решили. Еще раз внимательно посмотрите на эти слова и попробуйте ответить на вопрос: когда в суффиксах существительных -чик, -щик пишется буква ч , когда – щ ? Может быть, вы заметили какую-нибудь закономерность? (Заслушиваются варианты ответов .)

– Давайте проверим, правильно ли вы ответили. (Открывается таблица № 1 .)

Таблица № 1

– Итак, делаем вывод: в суффиксе существительных -чик (-щик) после букв д, т, з, с, ж пишется буква ч ; в остальных случаях пишется буква щ . Опознавательный признак орфограммы – согласной – стечение согласных.
А теперь обратимся к началу урока: какую же букву мы пишем в слове перепис…ик ? Почему?

III. Закрепление изученного.

– Давайте проверим то, как мы поняли новую тему. Для этого у доски выполним упражнение 197. (Учащиеся работают парами, пишут слова, графически обозначая условия выбора изучаемой орфограммы).
Ребята, а сейчас представьте, что вы корреспонденты и должны написать ко Дню строителя статью о новостройках нашего села. О людях какой профессии вы напишете? Какие слова с суффиксами -чик, -щик вам в этом помогут? (Учащиеся за определенное время составляют небольшие тексты, используя, примерно, следующие слова: каменщик, стекольщик, паркетчик, электросварщик, бетонщик, экскаваторщик, крановщик, водопроводчик и объясняют правописание суффиксов ).
Следующее упражнение выполняем устно. Даны пары слов. Сравните эти слова: один и тот же суффикс или разные суффиксы имеются в этих парах существительных? (Учащиеся читают и разбирают следующие пары слов: сарайчик – грузчик, магазинчик- летчик, стульчик – объездчик, карманчик – подписчик ).

– Эти примеры доказывают, что суффикс -чик имеет еще одно значение: уменьшительное.

– А сейчас, ребята, я хочу вам рассказать об этом суффиксе небольшую сказку.

Давным-давно жил-был суффикс Чик. Он был такой добрый, ласковый, что все слова, к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых, как и сам суффикс. У суффикса Чик была еще одна особенность: он умел уменьшать слова. Вместо мощного КОЛОКОЛА получался чудно звенящий КОЛОКОЛЬЧИК. Даже большой зрелый ОГУРЕЦ превращался в изящный ОГУРЧИК. А также суффикс Чик образовывал и образует слова, обозначающие людей какой-нибудь специальности, профессии. Например, из корня Лет Чик образовывал – ЛЕТЧИК, из слова ПЕРЕПЛЕТ – ПЕРЕПЛЕТЧИК. Сейчас суффикс Чик уже немолодой. Но он по-прежнему старательно работает и помогает людям. (Используется таблица № 2 .)

Таблица № 2

– Следующие задания – выборочный диктант и работа с индивидуальными карточками – еще раз проверят насколько хорошо вы поняли сегодняшнюю тему.

IV. Выборочный диктант.

-щик: сборщик, шарманщик, сварщик

-чик: (со значением лица) заказчик, советчик, попутчик

-чик: (с уменьшительным значением) диванчик, кафтанчик, стаканчик

V. Работа с индивидуальными карточками.

Карточка № 1.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффикса.

Камен…, водопровод…, барабан…, полиров…, сбор…, газет…, рассказ…, стеколь…, бетон…, вагон…

Карточка № 2.

Перевод…, буриль…, разнос…, портфель…, пулемёт…, уголь…, набор…, компьютер…, забастов…, зачин…

– А сейчас, ребята, я вам сыграю на гитаре и спою отрывки из разных песен, а вы попробуйте на слух определить значения изученных сегодня суффиксов.

Барабан был плох. Барабанщик – бог.
Ну, а ты была вся лучу под стать.
Так легка, что могла
Ты на барабане танцевать.

На Тихорецкую состав отправиться.
Вагончик тронется, перрон останется.
Стена кирпичная, часы вокзальные.
Платочки белые /3 раза.
Платочки белые, глаза печальные.

Фонтан черёмухой покрылся.
Бульвар французский был в цвету.
“Наш Костя, кажется влюбился,” –
Кричали грузчики в порту.

VI. Выводы.

– Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали? Как мы её решили? Для чего надо знать значения суффиксов? Какую роль играют в языке суффиксы?

VII. Домашнее задание.

Выучить орфограмму. Выполнить упражнение 199 – письменно, 200 – устно.

Какие слова с суффиксом -чик-, -щик- вы знаете? Ответить на поставленный вопрос сможет практически каждый человек. Хотя есть и такие люди, которые путаются в постановке данных морфем. В связи с этим представленную статью мы решили посвятить именно этой теме.

Общие сведения

С суффиксом -чик- нередко употребляются в письме с такой морфемой, как -щик-. Следует отметить, что это грубейшая ошибка. Ведь существует строгое правило в русском языке, которое прямо указывает на то, в каком случае следует писать букву «ч», а в каком - «щ».

Особенности суффикса

Как следует писать и говорить: «переписщик» или «переписчик»? Далеко не каждый знает правильный ответ на этот вопрос. Однако специалисты утверждают, что такая лексическая единица имеет суффикс -чик-. Следовательно, правильно требуется писать «переписчик». Хотя во время произношения необходимо использовать только первый вариант.

Основное правило

Как видите, суффикс -чик-, а также суффикс -щик- могут довольно легко вызывать множество сомнений по поводу их написания в тексте. Именно поэтому специалисты рекомендуют запомнить то правило русского языка, которое объясняет выбор определенной морфемы. Для тех, кто его не знает, представим его прямо сейчас.

Если основа оканчивается на такие согласные буквы, как «т», «ж», «д», «с» и «з», то после них требуется писать только суффикс -чик-. Для того чтобы данное правило стало более понятным, приведем несколько наглядных примеров:


Как видите, большинство из представленных слов обозначают те или иные профессии. С суффиксом -чик- также употребляются такие лексические единицы, которые образуют названия лиц по их принадлежности к определенному месту жительства и национальности.

Важно запомнить

Теперь вам известно, какие в русском языке существуют слова с суффиксом -чик- были представлены выше). Однако для правильного написания упомянутых лексических единиц следует знать не только вышеописанное правило. Ведь довольно большое количество людей совершают и такие ошибки, как:

  • раздача + суффикс -чик- будет «раздаччик»;
  • кабак + суффикс -чик- будет «кабакчик»;
  • добыча + суффикс -чик- будет «добыччик» и проч.

Следует особо отметить, что это неверное словообразование. Однако и на этот счет в русском языке имеется отдельное правило, которое звучит следующим образом: перед суффиксом -чик- такие буквы, как «ц», «к» и «ч» заменяются на букву «т». Приведем наглядный пример:


В каких случаях ставится суффикс -щик-?

Теперь вам известно о том, в каких случаях следует писать слово с суффиксом -чик-. Однако в русском языке нередко встречаются и такие лексические единицы, в которых применяется морфема -щик-. Как и в предыдущем случае, такой суффикс может ставиться в именах существительных, которые образуют собой названия лиц мужского пола, имеющих ту или иную профессию, занимающихся определенным родом занятий, а также принадлежащих к какой-либо национальности или месту жительства.

Также морфема -щик- пишется в том случае, если основа имени существительного заканчивается на другие согласные буквы, отличные от вышепредставленных («т», «ж», «д», «с» и «з»). Приведем наглядный пример:


Иноязычные слова

Как было сказано выше, слово с суффиксом -чик- пишется в том случае, если основа имени существительного оканчивается на следующие буквы: «т», «ж», «д», «с» и «з». Тогда напрашивается вопрос о том, почему в некоторых лексических единицах используется морфема -щик-, даже если ее основа имеет на конце букву «т». Следует особо отметить, что это не слова-исключения, а лишь иноязычные формы.

Таким образом, некоторые лексические единицы, которые перешли в русской язык с иностранного, могут образоваться при помощи суффикса -щик-, даже если на конце имени существительного стоит буква «т». Но это лишь в том случае, если иноязычное слово оканчивается на 2 согласные. Приведем наглядный пример:

  • процеНТ - процентЩИК;
  • асфалЬТ - асфальтЩИК и пр.

Следует ли ставить «мягкий знак»?

О том, когда пишется слово с суффиксом -чик-, а когда с суффиксом -щик-, мы выяснили. Однако во время написания таких имен существительных нередко возникает и такой вопрос: требуется ли ставить перед морфемой -щик-? Ведь довольно большое количество людей часто пишут представленные слова следующим образом:

  • зачинЬщик;
  • бетонЬщик;
  • табунЬщик;
  • фонарЬщик и проч.

С чем это связано? Дело в том, что согласная «щ» представляет собой мягкую букву, и она нередко так смягчает звук, что некоторые люди пишут перед ней «ь». Однако это неправильно. Ведь в русском языке и на этот счет существует свое правило. Оно гласит, что мягкий знак следует писать в именах существительных только после «л». Приведем наглядный пример:

  • кровельщик;
  • стекольщик;
  • плательщик;
  • прядильщик;
  • пильщик;
  • бурильщик;
  • носильщик;
  • угольщик;
  • кровельщик;
  • строгальщик и проч.

Различай суффиксы

Слово с суффиксом -чик- следует писать только в том случае, если основа имени существительного оканчивается на такие буквы, как «т», «ж», «д», «с» и «з». Но как же тогда объяснить правописание таких лексических единиц, как калачик, диванчик, кирпичик ключик мальчик, пальчик, огурчик стульчик, мячик и пр.? Дело в том, что во всех представленных словах суффиксом выступает не -чик-, а -ик-. Что касается буквы «ч», то она является либо отдельным суффиксом, либо входит в корень. Именно поэтому такие лексические единицы не подпадают под вышеописанные правила. Более того, данная морфема является чередующейся (-ик-/-ек-). И чтобы проверить ее написание, следует просклонять основное слово. Таким образом, суффикс -ек- ставится в тех лексических единицах, при склонении которых гласная буква «е» выпадает. Приведем пример:


Что касается суффикса -ик-, то он пишется в тех словах, при склонении которых буква «и» сохраняется. Приведем пример:

  • диванчик - диванчика;
  • мальчик - мальчика;
  • калачик - калачика;
  • огурчик - огурчика;
  • кирпичик - кирпичика;
  • ключик - ключика;
  • стульчик - стульчика;
  • пальчик - пальчика;
  • личико - личика;
  • мячик - мячика и проч.