Проекционные методы исследования. Большая энциклопедия нефти и газа


Использование проекционного метода направлено на исследование скрытых мотивов покупок определенных товаров, осуществленных потребителями. Участникам обсуждения предлагается спроецировать себя на определенную ситуацию, а затем ответить на некоторые вопросы. Примером такого метода является предоставление участникам незаконченного предложения, которое они должны завершить. Например, Семья Сидоровых никогда не покупает импортный шоколад, потому что... Респондент должен поставить (спроецировать) себя на место Сидоровых, осознать данную ситуацию, а затем закончить фразу. Два последних метода ниже будут рассмотрены подробнее.  

Ниже кратко будут охарактеризованы следующие методы качественных исследований глубинное интервью , анализ протокола , проекционные методы и физиологические измерения.  

При использовании проекционных методов респонденты помещаются в определенные имитируемые ситуации в надежде на то, что они выскажут такую информацию о себе, которую невозможно получить при проведении прямого опроса, например, относительно потребления наркотиков, алкоголя, получения чаевых и т.п. Можно выделить следующие конкретные методы, входящие в состав проекционных методов ассоциативные методы, испытание при  

Что означает определение проекционный в названии проекционный метод  

В состав проекционных методов входят следующие  

Объяснить суть проекционных методов исследования и сравнить между собой разные их виды.  

Это один из видов проекционных методов, когда человеку предлагается какой-либо предмет, а потом его просят сказать о том, что в первую очередь на ум.  

Проекционный метод, когда респондента придумать окончание придуманной ситуации.  

Проекционный метод, когда респондентам предлагают ряд незаконченных предложений и придумать концовку.  

Проекционный метод, при респондента дать ответ в виде истории, диалога или описания ситуации.  

Проекционный метод, при котором респонденту показывают рисунок и историю, описывающую этот рисунок.  

Заканчивая обсуждение проекционных методов, мы рассмотрим их преимущества, недостатки и способы применения.  

Проекционный метод, когда в устной или визуальной форме респонденту на рассмотрение ситуацию. Он же, в свою очередь, должен определить, о чем думает третье лицо в данной ситуации.  

Преимущества и недостатки проекционных методов  

Применение проекционных методов  

Проекционные методы применяются реже, чем неструктурированные прямые методы (фокус-группы и глубинные интервью). Исключением, пожалуй, является метод словесных ассоциаций , который используют для проверки наименований торговых марок, а иногда для  

Проекционные методы следует применять, когда необходимую информацию нельзя получить, используя прямые методы сбора данных.  

Проекционные методы следует применять в поисковых исследованиях для получения начальных сведений о предмете исследования.  

Учитывая сложность их применения, проекционные методы не должны использоваться непродуманно.  

Что собой представляет проекционный метод  

В каких случаях следует применять проекционный метод  

Проекционные методы решения  

Заметим, что каждый шаг методов второго порядка требует решения вспомогательного вариационного неравенства. Если текущее приближение близко к решению и якобиан V F(x) положительно определен , отображение Fk вспомогательной задачи сильно монотонно. Таким образом, для ее решения можно опираться на рассмотренные ранее проекционные методы.  

Существует два вида проекционных методов линейные и нелинейные.  

Линейные проекционные методы  

Фокус-группы и глубинные интервью представляют собой прямые методы сбора информации , когда респондентам говорят о настоящих целях проводимого исследования или поставленная задача становится очевидной в ходе опроса. Проекционные методы отличаются тем, что с их помощью маркетологи пытаются скрыть цель Проекционный метод te hnique) - это неструктурированная, косвенная форма опроса, побуждающая респондентов высказывать свои скрытые мотивы, убеждения, отношения или чувства относительно обсуждаемой проблемы, т.е. как бы извлекать их из глубин сознания, демонстрируя (проецируя) исследователю , В такого рода исследовании респондентов просят объяснить поведение остальных людей, а не свое собственное. Пытаясь сделать это, респонденты непроизвольно выражают свои собственные убеждения, отношения и чувства по поводу той или иной Таким образом, анализируя ответы респондентов, можно определить их позицию по данному вопросу. При этом задаются преднамеренно неопределенные, нечеткие и неоднозначные вопросы. Чем двусмысленнее тем больше люди раскрывают свои эмоции, потребности, мотивы, отношения и ценности. Примером может служить работа в клинической на которой основаны проекционные методы . Так же как и в психологии, они подразделяются на ассоциативный, завершающий, структурный и

Фокус-группы и глубинные интервью представляют собой прямые методы сбора информации, когда респондентам говорят о настоящих целях проводимого исследования или поставленная задача становится очевидной в ходе опроса. Проекционные методы отличаются тем, что с их помощью маркетологи пытаются скрыть цель исследования. Проекционный метод (projective technique) - это неструктурированная, косвенная форма опроса, побуждающая респондентов высказывать интервьюеру) свои скрытые мотивы, убеждения, отношения или чувства относительно обсуждаемой проблемы, т.е. как бы извлекать их из глубин сознания, демонстрируя (проецируя) исследователю, В такого рода исследовании респондентов просят объяснить поведение остальных людей, а не свое собственное. Пытаясь сделать это, респонденты непроизвольно выражают свои собственные мотивы, убеждения, отношения и чувства по поводу той или иной ситуации. Таким образом, анализируя ответы респондентов, можно определить их позицию по данному вопросу. При этом задаются преднамеренно неопределенные, нечеткие и неоднозначные вопросы. Чем двусмысленнее ситуация, тем больше люди раскрывают свои эмоции, потребности, мотивы, отношения и ценности. Примером может служить работа в клинической психологии, на которой основаны проекционные методы. Так же как и в психологии, они подразделяются на ассоциативный, завершающий, структурный и экспрессивный методы. А теперь подробно о каждом из них.

Ассоциативные методы

При использовании ассоциативных методов (association tecnique) человеку показывают какой-либо предмет, а потом его просят сказать о нем то, что в первую очередь приходит на ум. Наиболее известный из них - метод словесных ассоциаций (word association), когда респонденту показывают по одному слову из списка, и он должен подобрать к нему слово, которое первым приходит на ум. Слова, касающиеся темы опроса, разбросаны по всему списку и называются тестовыми словами. В списке много нейтральных слов, написанных, чтобы не было пустых мест. Такие слова скрывают истинную цель исследования. Вот несколько слов из исследования "Выбор универмага": "местоположение", "парковка", "посещение магазина", "качество" и "цена". Каждый ответ стенографируется и отвечать нужно быстро, поэтому легко установить, кто из респондентов сомневается или думает (больше трех секунд). Ответы записывает интервьюер, а не респондент. При этом он дает то время на ответ, которое необходимо респонденту, чтобы его записать.

Таким образом ассоциативная методика опроса позволяет респондентам раскрыть свои внутренние чувства относительно интересующей исследователя темы. Ответы анализируются на основании подсчетов числа повторов слов-ассоциаций; секунд, потерянных перед тем как ответить; респондентов, которые вообще не смогли подобрать ассоциации к словам в пределах отведенного периода времени. Людей, которые вообще не смогли ответить, оценивают как слишком эмоциональных респондентов, чьи эмоции мешают им при ответе на вопросы. Часто ассоциации разделяют на благоприятные, неблагоприятные или нейтральные. Дальше показано, как на примере подробных ответов можно установить скрытые чувства и отношение человека относительно исследуемого вопроса.

Существует несколько вариантов проведения стандартного метода словесных ассоциаций, а именно респондентов могут попросить назвать не одно, а первые два, три или четыре слова, которые приходят на ум. Этот метод также находит применение в контрольных тестах в отличие от метода свободной ассоциации. В контрольных тестах респондентов могут спросить: "Какие универмаги приходят вам на ум в первую очередь, когда речь идет о высококачественных товарах?" Более подробную информацию можно получить, применив завершающие методы, которые являются естественным продолжением методов ассоциации.

Методы завершения ситуации

В методах завершения ситуации (completion tecniques) респондента просят придумать завершение придуманной ситуации. Обычно в маркетинговых исследованиях применяют методы, где от респондента требуется закончить предложения или придумать окончание какой-либо истории.

Завершение предложения. Метод завершения предложения (sentence completion) чем-то напоминает словесную ассоциацию. Вниманию респондентов предлагают незаконченные предложения и просят придумать концовку, используя те слова и фразы, которые первыми приходят в голову.

В сквозном примере "Выбор универмага" показано одно преимущество данного метода над методом словесной ассоциации. Когда есть целые предложения - респондентам легче ориентироваться. Метод завершения предложений в отличие от словесной ассоциации позволяет получить больше информации об эмоциях респондентов. Однако он не маскирует намерения исследователя также хорошо, как метод словесных ассоциаций, и поэтому многие из респондентов могут догадаться о целях исследования. Окончание абзаца - один из видов метода завершения предложения, когда респондент придумывает окончание абзаца, который начинается с интересующей исследователя фразы. Расширенная версия методов "завершение предложения" и "окончание абзаца" - это метод "завершения истории".

Завершение истории. В случае с методом завершения истории (story completion) респондентам предлагают отрывок истории, который нацеливает внимание человека на определенную тему, но не намекает на окончание. Концовку нужно придумать самому, как показано в нижеследую щемпримере.

Придуманное респондентом окончание истории покажет его отношение к потраченному в магазине времени и то, насколько он эмоционален при посещении магазина.

Вопрос 71.

Методы проведения личных интервью

Личные интервью относятся к методам проведения опроса, т.е. к количественным методам исследования.

1.Проведения опроса на дому у респондента :

Плюсом этого метода являются:

Обратная связь

Возможность разъяснений

Возможность использования визуальных материалов и демонстрации образцов продукции

Комфортность для потребителя

2.Опрос должностных лиц на рабочем месте : Интервью берется в офисе касательно товаров и услуг производственного назначения. Для этого необходимо выявить лиц, имеющих отношения к закупкам, получить их согласие на интервью и назначить время. Используется самые квалифицированные интервьюеры.

3.Опрос в торговом центре («перехват») : интервьюеры находятся на входе или в специально выбранных местах ТЦ, случайным образом отбирают респондентов, опрашивают их на месте или в специально отведенном месте. Лучше взять больше интервью в одном месте, чем увеличивать количество мест, где берется интервью.

Преимущества работы с большими базами :

а. не меняется число квалифицированных интервьюеров, работающих на проекте

б.увеличивается число представителей выборки, опрашиваемых на одном объекте

в.уменьшаются реальные издержки (на разъезды, транспортировку, телефон, изготовление образцов, видеоматериалов)

г.уменьшается время инструктажа интервьюеров.

4.Метод перехвата во время совершения покупки : исследователь незаметно наблюдает за тем, как покупатель выбирает продукт и сразу после совершения покупки берет интервью.

«+»минимальный разрыв во времени между выбором и опросом

«-» трудность доступа в магазин, невозможность опроса тех, кто мог оказать влияние на покупателя

5 Омнибус : это регулярно (еженедельно, ежемесячно, ежеквартально) проводимое МИ в форме опроса, в который включается блоки вопросов нескольких заказчиков. При этом снижаются затраты, т.к. они делятся между несколькими заказчиками. Стоимость МИ определяется на основе числа задаваемых вопросов. Не требует много времени. Используются для отслеживающих исследований и исследований результативности маркетинговых мероприятий «до и после».

Преимущества личных интервью:

Возможность снижения процента отказов;

Возможность разъяснения сложных вопросов;

Возможность использования демонстрационных материалов;

Высокая степень гибкости

Возможность использования при отсутствии списков.

Недостатки:

Высокая стоимость;

Сложность проведения;

Большие затраты времени.


Вопрос 72.

Проекционные методы исследований

Проекционный метод - это неструктурированная, косвенная форма опроса, побуждающая респондентов высказывать интервьюеру свои скрытые мотивы, убеждения, отношения или чувства относительно обсуждаемой проблемы, т.е. как бы извлекать их из глубин сознания, демонстрируя исследователю.

Такие методы используются, если есть основания полагать, что респонденты не могут или не хотят дать значимые ответы. Это касается таких вопросов как причины совершения поступков, формирование различных взглядов, вопросы о том, что означает для человека покупка, владение и использование продукта.

Эти методы основаны на том, что представление человеку нечеткого стимула формирует восприятие им этого стимула и реакцию на него. Чем более нечетким и неоднозначным является стимул, тем больше люди проявляют свои эмоции, взгляды, ценности, потребности.

1. Словесная ассоциация : респондентов просят назвать одно слово или фразу, которая приходит на ум после того, как исследователь назовет своё слово или фразу. Список слов должен включать нейтральные элементы (например, небо), случайным образом перемешанные со словами, обозначающими объект интереса исследователя.

Анализ ответов осуществляется по следующим направлениям:

Частота, с которой то или иное слово получает ответ;

Время, которое проходит перед тем, как дается ответ;

Число респондентов, которые не отвечают на предложенное слово в течении разумного времени.

Слова и идеи полученные в ходе исследования оцениваются группой респондентов (как правило, по 5-ти бальной шкале), как то или иное слово соответствует бренду(от «полностью соответствует» до «полностью не соответствует»). Метод полезен при исследовании реакции на возможные наименования бренда и рекламные лозунги.

2. Тест на завершение : респонденты предлагают незавершенное и/или необдозначное предложение. Предложение обычно формируется от 3 лица. Предложения могут непосредственно касаться интересующего объекта или процесса. Такой тест может быть расширен, и тогда респонденту будет предложено завершить историю, которая излагается в виде рассказа или рисунка.

3. Интерпретация рисунка : респонденту показывают неоднозначную картинку и просят ее описать. Исследователь анализирует содержание описания для определения чувств, реакции, которые вызваны данной картинкой.

4. Проецирование на 3 лицо : у респондента спрашивают что по его мнению подумал бы другой человек или как отреагировал бы на ситуацию. Это позволяет наблюдать как человек в некоторой степени проецирует свои взгляды на 3 лицо.

Др. вариант – респонденту предлагают список покупок или действий человека и он должен этого человека описать.

5. Ролевые игры : респондент играет роль, часто предлагается роль продавца. Его просят продать продукт потребителю, который начинает высказывать возражения. Ответы респондента на эти вопросы позволяют определить его собственные взгляды.

6. Метод кейсов : представляет собой тщательное описание и анализ отдельной ситуации. Данные для анализа обычно получают в ходе глубинных интервью с лицами, имеющими отношения к ситуации, но также используются вторичные данные.

ПРОЕКЦИОННЫЕ МЕТОДЫ

методы отыскания приближенного решения операторного уравнения в заданном подпространстве, основанные на проектировании уравнения на нек-рое (вообще говоря, другое) подпространство. П. м. являются основой построения различных вычислительных схем решения краевых задач, в том числе метода конечных элементов и метода коллокации.

Пусть L- , область определения D(L).к-рого лежит в банаховом пространстве X, а область значений R(L) - в банаховом пространстве Y. Для решения уравнения

Lx = y (1)

проекционным методом выбирают две последовательности подпространств { Х п }и {Y n },

а также проекторы Р п, проектирующие Yна Y n . Уравнение (1) заменяется приближенным

В случае X=Y , X n =Y n , n =1; 2, . . . П. м. (2) принято называть методом Галерки на (иногда последний метод трактуется более широко, см. Галер-кина метод ).

Имеет место сходимости П. м. для линейных уравнений (для случая конечномерных подпространств Х n и Y n ). Пусть Lлинеен и переводит D (L).на R(L).взаимно однозначно, причем D(L).и R(L).плотны в Х и Y соответственно; подпространства Х п и Y n конечномерны, dimX n =dim Y n , n=1, 2, . . ., а проекторы Р п ограничены равномерно по п, то есть || Р n || c=const, n=1, 2, . . . Тогда следующее условие а) равносильно набору условий б) и в):
а) начиная с нек-рого п= п 0 существует единственное х п уравнения (2) и ||Lx n -y|| . 0 при любом ;

б) подпространств LХ п предельно плотна в Y, т. е. расстояние d(y, LХ n ).О при для ;

в) , где .

Быстрота сходимости при соблюдении условий б) и в) характеризуется неравенством

В случае, когда пространства Xи Y гильбертовы, а Р п и Q n - ортопроекторы, проектирующие Y соответственно на Y n и LX n , условие в) равносильно условию

в") , где q n =|| Р n -Q n || - раствор подпространств Y n и LX n ;вместо (3) получается оценка

В случае Y n =LX n (метод наименьших квадратов) q n =0, n=1, 2, . . ., и критерием сходимости является условие б).

Теорема дает условие сходимости невязки ||L х п -у||. Если L -1 ограничен и , то из сходимости невязки следует самих приближении х п к решению x=L -1 y у равнения (1). Из теоремы можно извлечь удобный критерий сходимости метода Галеркина; для метода Галеркина - Петрова следует дополнительно наложить условие типа в").

Пусть l - линейная ограниченная , а а - билинейная ограниченная на действительном гильбертовом пространстве Н(или полуторалинейная в случае комплексного Н). Допускается, что апредставима в виде , так что

а билинейная форма bвполне непрерывна, т. е. слабые сходимости в Нвлекут за собой сходимость ( форм а, не обязательна). Пусть поставлена задача: найти такое, что

Метод Галеркина решения задачи (4) заключается в следующем. Выбирают какие-нибудь (замкнутые) подпространства , n=1, 2, . . ., и находят такое, что

Имеет место следующая теорема: пусть {H n } предельно плотна в H, выполнены наложенные выше на аусловия, и задача (4) имеет единственное решение (равносильное условие: однородная задача отыскания ииз условия имеет лишь тривиальное решение u=0); тогда задача (5) при всех достаточно больших пимеет единственное решение и с оценкой

где О п - ортопроектор, проектирующий Нна H n , с=const.

В применении к краевым задачам для уравнений эллиптич. типа в качестве Н, как правило, выбирается энергетич. главной части соответствующего дифференциального оператора.

Лит. : Красносельский М. А. [и д р.], Приближенное решение операторных уравнений, М., 1969.

Г. М. Вайникко.


Математическая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . И. М. Виноградов . 1977-1985 .

Книги

  • Проекционные итерационные методы решения уравнений и вариационных неравенств с нелинейными операторами теории монотонных операторов: Монография , Фонарёв А.А.. Исследуются проекционные итерационные методы, сочетающие в себе проекционный метод и итерационный процесс, для отыскания решений нелинейных уравнений и вариационных неравенств в нормированных…
  • Проекционные итерационные методы решения уравнений: Монография , Фонарев А.. Исследуются проекционные итерационные методы, сочетающие в себе проекционный метод и итерационный процесс, для отыскания решений нелинейных уравнений и вариационных неравенств в нормированных…

Пусть дано дифференциальное уравнение с линейными краевыми условиями

Будем искать приближенное решение этой краевой задачи в виде суммы

где - некоторая непрерывная функция, удовлетворяющая неоднородным краевым условиям (1.2), а - какая-то система линейно независимых функций, удовлетворяющих однородным краевым условиям

и, кроме того функции при образуют в классе функций c2, удовлетворяющих условиям (1.4), полную систему.

Заметим, что свойство полноты понимается следующим образом.

Обозначим через G класс функций y(x), принадлежащих c2 (то есть дважды непрерывно дифференцируемых на ) и удовлетворяющих граничным условиям (1.4). Говорят, что система функций полна в классе G, если для любого и любой функции можно указать такое n и такие параметры, что имеет место неравенство

Это означает, что для любой допустимой функции найдется такая функция, которая на будет сколь угодно точно приближать функцию y(x) вместе с ее производными y"(x) и y""(x).

Докажем, что если для некоторой функции F(x) и полной системы функций выполняется соотношение ортогональности

то функция. Для этого из полной системы последовательной ортогонализацией построим полную ортогональную систему:

причем, иначе были бы линейно зависимы. Разлагая по новой системе функцию F(x), найдем

Подставляя это разложение в соотношение ортогональности (1.5), придем к равенству

Вычислим последний интеграл:

Таким образом, уравнение (1.6) принимает вид

Полагая здесь k=1, получим, и так как, то. Полагая k=2, получим, и так далее. Следовательно, все коэффициенты в разложении функции F(x) равны нулю и поэтому F(x) тождественно равна нулю, что и требовалось доказать.

Возвращаясь теперь к задаче (1.1), (1.2), видим, что если бы мы нашли такую функцию y(x), удовлетворяющую условиям (1.2), и чтобы было ортогонально при любых, то это означало бы, что, и задача (1.1), (1.2) была бы решена. Если же ортогональность есть только при, то в разложении по системе входят и более старшие коэффициенты, то есть.

Метод Галеркина состоит в том, что решение задачи (1.1), (1.2) ищется в виде (1.3), причем требуют ортогональности к функциям полной системы для k=1,2,…,n , то есть

Это дает алгебраическую систему уравнений для определения коэффициентов ak. Найдя из нее коэффициенты, получим приближенное решение.

Если оператор L(U) нелинейный, то система (1.7) тоже будет нелинейной и решение ее весьма затруднительно. Если же оператор L(U) линейный, то система (1.7) также будет линейной и можно решать задачу с большим числом коэффициентов.

В методе Галеркина функция должна удовлетворять краевым условиям (1.2). Поэтому можно выбрать в виде

и коэффициенты найти как решение системы уравнений

Таким же образом отыскиваются функции. Выберем, например, полную систему в виде многочленов последовательных степеней:

Коэффициенты найдем из однородных краевых условий (1.4)

при всех k=1, 2, .., n.

Так, для k=1 и условия (1.4а) принимают вид:

В этой системе из двух уравнений три неизвестных: , и. Одну из них можно выбрать произвольно, положив, например, . Аналогично отыскивают коэффициенты для k=2,..,n.

Для простых условий вида y(a)=A, y(b)=B то есть функции можно вычислять по правилу

Отметим, что при нелинейном краевом условии вида, например, линейная комбинация (1.3) с произвольными коэффициентами ak уже не будет удовлетворять этому краевому условию. Поэтому метод Галеркина применим только к задачам с линейными краевыми условиями, хотя допустим и нелинейный оператор L.