Профессиональный стандарт для педагогов. Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования

07.12.2016

Уважаемые коллеги! Юрист профсоюза ответил на многие ваши вопросы, но он не может делать это на постоянной основе. В обязательном порядке мы консультируем только членов профсоюза. Поищите ответ на ваш вопрос в тексте статьи и среди комментариев, а если у вас совсем особый случай, напишите нам по электронной почте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , мы постараемся ответить в течение недели.

Чаще всего нам поступают вопросы о возможности преподавать не тот предмет, который значится в дипломе об образовании. Ответ на него содержится в разделе 5 «Основные последствия введения профстандартов». Вам нужно посмотреть, относится ли полученная вами специальность к укрупненной группе специальностей согласно Общероссийскому классификатору.

Сроки введения профстандартов

С 1 января 2017 г. вступает в силу Приказ Минтруда от 18 октября 2013 г. № 544н, которым утверждается профессиональный стандарт «Педагог» («педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)»). Это означает, что работодатели (руководители образовательных учреждений) обязаны применять его при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

Пока известно о двух приказах Минтруда, которые переносят сроки введения профстандаров в образовательной сфере: приказ № 745 от 15.12.2016 г. «О внесении изменения в профстандарт «Педагог» (которым переносится дата вступления в силу на 01.09.2019) и приказ Минтруда от 26.12.2016 № 835н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (которым переносится вступление профстандарта на 01.01.2018). Приказы, по всей видимости, не прошли регистрацию в Минюсте, поэтому найти их текстов в правовых базах пока не удалось.

Вместе с тем, Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 устанавливает до 1 января 2020 г. переходный период для всех профстандартов. Таким образом, до начала 2020 г. работодатель в соответствии с утверждённым им планом перехода на профстандарт осуществляет выбор того документа, который подлежит применению в образовательном учреждении. К концу переходного периода планы должны быть реализованы, а все педагогические работники образовательного учреждения должны соответствовать требованиям профстандарта.

Он относится к преподавателям в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе, системе специального образования и обучения.

Профстандарт «Педагог» НЕ относится к педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, тьюторам, методистам.

Ответственность за неприменение профстандарта

Ответственность за несоблюдение требований профстандартов установлена ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». В соответствии с положениями статьи ответственность за однократное нарушение установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб., а для юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб. При повторном нарушении на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет. Для юридических лиц штраф увеличивается до 50 000 - 70 000 руб.

Особенность используемой терминологии

Под квалификацией работника в ст. 195.1 ТК РФ понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. В свою очередь профессиональный стандарт является характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Министерство труда и социальной защиты РФ координирует разработку стандартов (п. 2). Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда (п. 25).

Приказом Минтруда от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» утверждено описание девяти уровней квалификации работников. К педагогическим работникам применяются 5 уровень (для воспитателей) и 6 уровень (для учителей).

Для каждой трудовой функции в профстандарте используется кодовый номер. Он состоит из двух составляющих: буквенного обозначения и цифрового. Буква означает обобщённую трудовую функцию, а цифра - трудовую функцию. Трудовая функция, в свою очередь, включает в себя три составляющих: трудовые действия, необходимые знания и необходимые умения. Таким образом, новые требования к деятельности педагогических работников вместо прежнего Единого квалификационного справочника будут устанавливаться в описании трудовой функции в профстандарте.

Основные последствия введения профстандартов

С введением профстандартов преподаванием соответствующих предметов и дисциплин смогут заниматься только те работники, которые обучались по соответствующим направлениями. Однако, не совсем понятно, что должно пониматься под «направлением». Некоторые специалисты предполагают, что под направлением следует понимать точное соответствие направления подготовки и преподаваемой дисциплины (физик сможет преподавать только физику, но не информатику). Другие же указывают, что под направлением понимается укрупнённая группа в понимании Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1059 и Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1061. То есть лицо, получившее образование в области математики сможет вести все дисциплины, соответствующие математическим и естественным наукам, а именно математику, физику, информатику и т. д. Поскольку в соответствии с п.4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 12 сентября 2013 г. N 1059 г. Москва «Об утверждении Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки» профессии, специальности и направления подготовки, относящиеся к одной профессиональной области, при формировании перечней объединяются в укрупнённые группы профессий, специальностей и направлений подготовки. (См. Общероссийский классификатор специальностей по образованию. Образование будет соответствовать преподаваемому предмету, если находится с ним в одной укрупненной группе. Укрупненная группа обозначается в классификаторе 2-м и 3-м знаками.)

Весьма спорным является мнение о том, что учителя начальных классов не смогут работать воспитателями в дошкольных учреждениях и наоборот без дополнительной переподготовки. Во-первых, профстандарты устанавливают одинаковые требования к образованию и обучению воспитателя и учителя. Во-вторых, различия между педагогической деятельностью по реализации программ дошкольного образования и реализации программ начального школьного образования касается лишь различных трудовых функций и уровней квалификации.

Следует отметить, что в соответствии с Приказом Минтруда от 5 августа 2016 г. № 422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог» внесены изменения в требования к образованию и обучению. Теперь для учителя это высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. А для воспитателя: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки», либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Таким образом, требования были приведены в соответствие с Единым квалификационным справочником. Таким образом, распространённое мнение о том, что учитель обязан иметь образование или проходить переподготовку в области педагогических наук не соответствует последней версии требований профстандарта.

Значительная часть деятельности, которая раньше фиксировалась в Положениях о стимулировании и дополнительно поощрялась, теперь является обязательной трудовой функцией педагога и должна оплачиваться из оклада. Так, теперь преподаватель обязан владеть такими компетенциями как работа с одарёнными детьми, девиантными детьми, с теми, для кого русский язык не является родным, а также компетенциями в области инклюзивного образования. Педагог должен уметь взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами, социальными работникам, а также обладать ИКТ навыками.

В какие локальные нормативные акты будут внесены изменения в процессе введения профстандартов?

Положение об аттестации (в связи с вступлением в силу ФЗ «О независимой оценке квалификации» и необходимостью проводить аттестацию в соответствии с требованиями профстандартов);

Положение об обучении (в связи с изменением трудовых функций педагога);

Положение о премировании (о стимулировании) (в связи с изменением трудовых функций педагога и появлением у него среди обязательных функций тех, за которые раньше предполагались стимулирующие выплаты);

Положение о структурных подразделениях;

Штатное расписание (в связи с требованиями к квалификациям педагогов-предметников, преподавателей начальной школы, русского языка, математики);

Должностные инструкции (в связи с изменением трудовых функций);

Трудовые договоры (в связи с изменением трудовых функций и оплаты труда).

Можно ли уволить сотрудника, который не соответствует профстадартам?

Положения трудового законодательства не позволяют уволить сотрудника просто так. Если он не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить (при наличии) другую должность.

Также работодатель может отправить работника на профессиональную переподготовку. В соответствии со ст. 196 ТК РФ подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Следует отметить, что Министерством образования и науки РФ совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки РФ издано письмо № 08-415 от 23 марта 2015 г. «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образования», в котором, в частности, указывается, что «Работодатель не вправе обязывать работников осуществлять ДПО за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры». Вместе с тем, данное письмо не является нормативным актом и не носит обязательного характера.

Если работник отказывается от перевода на другую должность или прохождения переподготовки, то до января 2020 г. с работником ничего сделать не могут. Вместе с тем, с окончанием переходного периода все работники, находящиеся на должностях педагогических работников должны соответствовать требованиям профстандарта. Таким образом, с января 2020 г. работника могут направить на независимую оценку квалификации для получения сертификата соответствия (ФЗ «О независимой оценке квалификации» вступает в силу с 01 января 2017 г.).

Независимая оценка квалификации, в случае осуществления её по направлению работодателя, проводится за счёт работодателя центром оценки квалификаций. Конкретный порядок проведения оценки утверждается Постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 N 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена». В тридцатидневный срок соискателю выдаётся свидетельство о квалификации (в случае успешного прохождения экзамена) или заключение о прохождении квалификационного экзамена (в случае неуспешного прохождения экзамена). В настоящий момент свидетельства о квалификации носят бессрочный характер.

Таким образом, если по результатам независимой оценки квалификации работник получил свидетельство о соответствии, то он не может быть уволен из организации на основании несоответствия профессиональным стандартам. При этом, не следует смешивать понятия «аттестации на соответствие занимаемой должности» и «аттестацию на соответствие профессиональному стандарту». В случае, если педагог не пройдёт независимую оценку квалификации, то о может быть уволен по ст. 81 ч. 3 «вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации».

Юрий Варламов, юрист МПРО «УЧИТЕЛЬ»


Известному российскому психотерапевту А.М. Кашпировскому принадлежат следующие слова: «Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся». Эта фраза могла бы стать эпиграфом нового законопроекта, который призван обозначить требования к педагогам - представителям одной из важнейших профессий современного общества. Образовательная сфера в России продолжает оставаться полигоном для тестирования самых разных методик и технологий. Но где, как не в ней, приходится наиболее оперативно реагировать на столь стремительно меняющиеся условия жизни?

В 2013 году Министерство труда начало разработку профессионального стандарта педагога - свода правил, норм и требований, которые предназначались работникам всех без исключения учебных заведений. Изначально в документе планировалось сформулировать положения, касающиеся уровня профессиональной подготовки учителя, личных качеств педагога и наиболее оптимальных методик работы. 18 октября 2013 года Министерство издало Приказ №544н «Об утверждении профессионального стандарта педагога (воспитателя, учителя)», в котором устанавливалась следующая задача: до 1 января 2015 года окончательно доработать и внедрить профессиональный стандарт, который бы соответствовал самым передовым требованиям и учитывал современные реалии.

В процессе разработки документа рабочая группа столкнулась с большими сложностями, заставившими перенести издание профессионального стандарта педагога на 2 года. Однако это время специалисты решили использовать с максимальной пользой: новые стандарты начали тестировать на нескольких десятках опытных площадок (учебных заведений), охватив тем самым 43 субъекта страны. Первые полученные результаты показали улучшение основных показателей образовательной деятельности: возросший уровень подготовки учащихся и, как следствие, более высокие баллы на ЕГЭ, улучшение условий труда педагогов, отличные отзывы родителей - всё это только утвердило специалистов в решении ввести профессиональный стандарт с 1 января 2017 года.

Профессиональный стандарт педагога с 1 января 2017 года: скачать текст

На нашем сайте можно нормативного документа под названием «Профессиональный стандарт педагога (воспитателя, учителя)», который уже в январе 2017 года поступил для ознакомления во все образовательные учреждения страны. Следует отметить, что обретение им юридической силы фактически будет означать установление новых требований к представителям сферы образования, к методам их работы, порядку подтверждения квалификации педагогическим работниками и т. д.

Адаптция к стандарту деятельности педагога

Профессиональный стандарт педагога разрабатывается уже на протяжении 3 лет, 2 из которых специалисты посвятили тестированию новых норм и требований. В структуре нормативного документа, вступившего в силу с 2017 года, прослеживается чёткое разделение правил на три основополагающих сферы:

  1. Обучение. Педагогически работник обязан безупречно владеть своим предметом и использовать в своей работе наиболее передовые образовательные методики.
  2. Воспитание. Любой педагог являет примером для подрастающего поколения, что предопределяет обретение демонстрацию соответствующих качеств.
  3. Развитие. Обязанность педагога - научить учиться, объяснить пользу и необходимость саморазвития и самообразования, как непременных составляющих любого образовательного процесса.

Как показала практика, первый раздел не вызывает особых сложностей для понимания и постепенной адаптации педагогических работников к сформулированным требованиям. Два оставшихся не столько более сложны, сколько тяжелы для реализации. Фактически они расширяют компетенцию педагогического работника до уровня универсального специалиста, имеющего навыки учителя, психолога, дефектолога, детского терапевта. Это такой своеобразный «школьный врач», который знает, как справиться с проблемными детьми, как найти подход к каждому ученику, как донести до него требуемую информацию, как определить его потенциальные возможности и т. д. Здесь нужно напомнить, что сегодня в школах активно сокращаются узкие специалисты (дефектологи и психологи), а проводится данная работа в рамках «оптимизации штатного расписания сотрудников образовательных учреждений и изыскания средств на увеличение размера оплаты их труда».

Каким должен стать современный педагог, чтобы соответствовать новому профстандарту? Сумеют ли учителя адаптироваться к новым правилам работы? Тестирование профессионального стандарта показало, что переход на новые условия происходит не всегда безболезненно, но результат того стоит. Отныне специалисту сферы образования придётся относить такие обязательные качества, как:

  • универсальная образованность,
  • максимальная информированность (компетенция),
  • эрудиция,
  • прогрессивность (креативность),
  • гибкий подход,
  • безупречный внешний вид и пр.

Мнение учителей

Все без исключения педагоги - и молодые, и уже опытные - понимают всю важность и своевременность перехода образовательной сферы на новый качественный уровень. Развитие информационных технологий, новые научные вызовы и возможности обучения - это требует постоянного совершенствования образовательных процессов. При этом на фоне своей прогрессивности педагог обязан оставаться образцом интеллигентности, чуткости, доброты и настоящего сопереживания успехам своих подопечных.

Вместе с тем, тестирование обнажило серьёзные проблемы: учителя жалуются на отсутствие благоприятных условий для выполнения требований нового профессионального стандарта. Речь идёт о сильно возросших нагрузках, тогда как уже сегодня многим из них приходится работать на 1,5-2 ставки. По их словам, это помешает уделять должное внимание каждому ученику, реализуя требование индивидуального подхода. Так же остро стоят вопросы материального обеспечения школ: оснащение учебных аудиторий и кабинетов вычислительной техникой, организация быта школьников и др.

Российские педагоги встретят 2017 год с новым профессиональным стандартом

С 1 января 2017 года на территории России вводится профстандарт педагогов. Он коснется всех типов образовательных учреждений. Документ принят вместо малоэффективных квалификационных справочников и должностных инструкций. Профстандарт, утвержденный приказом Минтруда РФ от 18 октября 2013 года, стал следствием изменений Трудового кодекса, которые в ст. 195 ч.1 закрепили понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация».

Что такое профстандарт педагога?

Профессиональный стандарт педагога - основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя. На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.

Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.

Сразу после утверждения стандарта началось его обсуждение и апробация, к которой подключились 43 субъекта федерации. В них на базе образовательных учреждений созданы стажировочные площадки. Глава Минобрнауки Д. Ливанов поспешил успокоить учителей, что профстандарт будет вводиться после окончательной готовности и не станет сюрпризом для педагогического сообщества.

По этой причине внедрение основополагающего документа было отложено на два года. Чиновник подчеркнул, что к процедуре апробации желательно привлекать максимально возможное число практикующих педагогов и , избегая при этом роста бюрократизации и «бумажной» работы. Оплата труда работников образовательных учреждений должна основываться на качестве выполнения требований стандарта, подчеркнул Д. Ливанов.

Структура профстандарта для педагогов в 2017 году

За основу профстандарта взята система педагогической деятельности, включающая обучение, воспитание и развитие. Первые два раздела вполне понятно и объективно отражают требования к учителю, который на высоком уровне должен знать свой предмет и обязан владеть методическими техниками и приемами для того, чтобы донести его содержание до каждого ученика.

Более сложным для понимания профессиональным педагогическим сообществом выглядит раздел развитие, ставящий педагога в ситуацию, когда вместе с узкими специалистами - логопедом, школьным психологом он должен выявлять и решать возникшие проблемы учащихся, круг которых очень широк. Ситуацию осложняют суровые реалии, связанные с массовым сокращением школьных врачей, психологов, дефектологов по причине оптимизации штатного расписания с целью изыскания дополнительных средств для увеличения зарплат учителей.

Для чего нужен профессиональный стандарт педагога?

Авторы документа надеются, что он сумеет повысить интерес и увеличить ответственность учителей за результаты педагогической деятельности. Изменятся принципы обучения и переподготовки кадров для приведения данной процедуры в соответствии с требованиями профстандарта. Профстандарты с 2017 года будут применяться в качестве:

  1. Независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников.
  2. Средства реализации стратегии развития образовательной среды.
  3. Инструмента роста качества российского образования.
  4. Фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами.
  5. Механизма рекрутирования педагогических кадров для работы в образовательных организациях.

Говоря об оценке результатов педагогического труда, министр подчеркнул, что она должна учитывать образовательные достижения обучающихся. Но неправильно опираться только на них. Каждый педагог работает в реальных социально-экономических условиях с детьми, имеющими свои психологические и интеллектуальные особенности. Для любого ребенка важен его конкретный результат в рамках движения по индивидуальной образовательной траектории. Грамотно и корректно дать оценку этим достижениям сможет лишь само педагогическое сообщество.

Новые задачи современного педагога

Профстандарты вводят для педагогов и воспитателей с 2017 года пять видов квалификации. Каждый из них предъявляет особые требования к компетенции учителя, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач.

В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. К примеру, для проведения полноценной воспитательной работы учитель обязан овладеть 18 умениями и навыками, а для полноценного развития ученика даже двадцатью. Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач. При этом педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.

Поэтому в профстандарте уделяется пристальное внимание работе учителей по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающихся. Красной нитью проходит обладание ИКТ-компетентностью, которая дифференцируется на три уровня:

  1. Общепользовательская.
  2. Общепедагогическая.
  3. Предметно-педагогическая.

Разработчики профессионального стандарта избавились от долго существовавшего технократического подхода в анализе результатов учителя. В нем прописан ряд положений, ориентированных на более гуманные критерии оценки, отражающие уровень профессиональной компетенции. Например, готовность к работе с детьми, имеющими различный уровень развития или умение общаться с обучающимися на основе уважения их личности.

Проблемы внедрения профстандартов для педагогов

Опытные педагоги отмечают, что в отечественной школе не созданы благоприятные условия для выполнения требований профстандарта в 2016-2017 году. Серьезной проблемой выступает недостаточная материальная база и дефицит узких специалистов - тьюторов, психологов, дефектологов.

Школы нуждаются в создании доступной среды для всех обучающихся, которая немыслима без удобного подъезда к зданию, пандусов, специально оборудованных туалетов, приспособленных мест в столовой. Многие учителя вынуждены работать на 1,5 - 2 ставки и при таких условиях на индивидуальный подход к каждому ученику рассчитывать очень сложно.

Специальность учителя одна из самых важных в российском обществе. В его обязанности входит воспитание и развитие наших детей, поэтому и требования к нему должны быть соответствующие. Однако если раньше преподавателю было достаточно просто выполнять должностную инструкцию, то в ближайшее время требования к нему будут регулироваться новым документом.

В чем суть новых требований

Идея создать профстандарт педагога возникла в 2013 году. Тогда же возник и документ, который стал основой будущего проекта. Основатели отразили в нем требования, необходимые преподавателю в современных условиях. Они касались:

  • личностных характеристик;
  • подготовки на профессиональном уровне;
  • методов обучения учащихся.

Министерство труда 18.10.13 издало Приказ No544н о доработке документа и его тестовой проверке в ряде учебных заведений РФ. Окончательное утверждение изменений было намечено на 01.01.2015. Однако, со временем ведомство решило продолжить тестовый режим еще на два года.

Профстандарты для педагогов проверялись в сорока трех регионах России. Они прошли широкое обсуждение в педагогических коллективах всей страны. Проанализировав результаты экспериментального внедрения новых требований, разработчики проекта пришли к выводу, что профстандарт педагога существенно улучшает все показатели образовательного процесса, такие как:

  • баллы ЕГЭ;
  • уровень обучения;
  • условия преподавания.

По каждому из этих критерий были достигнуты существенные результаты. Поэтому, Минтруда принял решение о его внедрении с 2017 года.

Таким образом, теперь каждому преподавателю будет необходимо подтверждать свою квалификацию, согласно нового документа. Кроме этого, они обязаны использовать в своей деятельности новые положения. Утвержденный правительством РФ документ, Минтруда разошлет всем учебным заведениям страны до 01.01.17 года.

Профстандарт педагога — структура

Он разрабатывался с учетом требований, которые необходимы в современных условиях. Сегодня работник просвещения должен обладать:

  • универсальной образованностью;
  • информированностью;
  • эрудицией;
  • компетенцией;
  • прогрессивностью.

Кроме этого, педагогу необходимо уметь находить общий язык с разными детьми, независимо от их способностей и развития. Также будет уместно, если он сумеет проявлять уважение к личности учащегося и будет видеть его возможности. Преподаватель сегодня должен во всем показывать пример подрастающему поколению, начиная с личной жизни и внешнего вида и, заканчивая своими профессиональными данными.

Утвержденный правительством РФ документ обладает четкой структурой, которая имеет три основных направления, связанных с:

  • обучением;
  • воспитанием;
  • развитием.

Разделы, связанные с двумя первыми направлениями содержат педагогические требования, касающиеся знаний предмета, владения нужными приемами и донесения знаний до каждого ученика.

Третье направление, пожалуй, самое сложное, так как оно кардинально увеличивает компетенцию педагога. Предполагается, что современный учитель, например математики или физики может обладать навыками психолога или другого врача. В таком случае он может рассчитывать на существенную прибавку к зарплате, если конечно подтвердит свою квалификацию в смежной области.

Вот так можно представить будущие квалификационные уровни:

Разработчики проекта ввели последний раздел в связи с решением Правительства уменьшить число узкопрофильных специалистов (дефектологов, терапевтов, психологов) в соответствии с программой оптимизации учебных организаций. Таким образом, руководство старается изыскать средства для повышения зарплаты преподавателей. Теперь у педагогов появилась возможность воспользоваться моментом и неплохо заработать, освоив новую близкую к преподавательству специальность, тем более, что правительственные чиновники уже анонсировали возможные зарплаты учителей.

Зачем нужны профстандарты для педагогов

Целью нововведения является формирование в обществе нового взгляда на преподавательскую деятельность. Понятно, что он по-прежнему должен:

  • иметь высокий уровень образованности;
  • быть интеллигентным, добрым, чутким и внимательным к учащимся;
  • понимать проблемы своих подопечных.

Нынешний преподаватель в условиях развития технологий, новых возможностей в IT сфере должен постоянно совершенствоваться, осваивать новые формы подачи учебного материала и уметь выйти за рамки чисто преподавательской специализации. В этих условиях, новые профстандарты для педагогов помогут быстрее превратить обычного учителя в универсального специалиста, ориентирующегося во многих областях современного мира. Такому преподавателю будет легче донести ученику не только о важности образования, как такового, но и о необходимости постоянного совершенствовании своих знаний.

Понятно, что все это произойдет не сразу и с 01.01.17-18 годов все педагоги не станут магами. Однако планка требований уже поднята и задача всех учителей как можно быстрее достичь высот, отвечающих нашему времени. От этого зависит успех и продвижение нашей страны.

Что думают педагоги

В течении тестового периода создатели документа собрали множество материала, подтверждающего эффективность стандарта. В то же время обсуждение новых требований показало, что не все положительно относятся к новшеству. Некоторые педагоги намекали на недостаточное обеспечение учебных заведений для реализации новых задач, а также на большие нагрузки, которые испытывают преподаватели уже сейчас. Давно известный факт, что многие преподаватели находятся на двух ставках, поэтому ни о каком индивидуальном подходе в работе с учеником не может быть и речи.

Заключение

Повсеместный ввод новых требований повлечет за собой массовую переаттестацию учителей, а это займет большое количество времени. Кроме этого Министерство труда не разработало четкой методики проведения проверки. Согласно новым требованиям, ее должна проводить независимая комиссия. Преподавателя, который не дотянул до необходимого уровня, могут уволить. И здесь возникает вопрос, если учебное заведение не смогло обеспечить развитие педагога, то кто в этом виноват? Разве комиссия может уволить его? Например, стандарт обязывает учителя владеть информационными технологиями и применять их в работе. Почему Минтруда не ответил, что делать учителям, в школах которых не слышали про компьютерные классы. В общем, как утверждают многие специалисты документ еще достаточно «сырой». Быстрее всего, его полное внедрение отложат до 01.01.18 года.

Скачать утвержденный может потребоваться как при разработке должностных инструкций, так и для выработки критериев оценки при приеме на работу представителей этой профессии.

Из статьи вы узнаете:

Когда может потребоваться скачать бесплатно профессиональный стандарт педагога

Должностная инструкция с учетом профстандарта педагога учителя: скачать

Скачайте документы по теме:

Утвержденный профессиональный стандарт педагога можно на нашем портале, в нем, по сравнению с действующими на сегодняшний день едиными квалификационными справочниками, дано более полное описание квалификационной характеристики с учетом современных требований образовательного уровня и рынка труда. Требования, сформулированные профстандартом, учитывают взаимозависимость между уровнем знаний педагога, его умениями, профессиональными навыками и опытом работы.

Самые важные изменения этой весны!


  • В работе кадровиков произошли важные изменения, которые надо учитывать в 2019 году. Проверьте в формате игры, все ли нововведения вы учли. Решите все задачи и получите полезный подарок от редакции журнала «Кадровое дело».

  • Читайте в статье: Зачем кадровику проверять бухгалтерию, нужно ли сдавать новые отчеты в январе и какой код утвердить для табеля в 2019 году

  • Редакция журнала «Кадровое дело» выяснила, какие привычки кадровиков отнимают много времени, но при этом почти бесполезны. А некоторые из них даже могут вызвать недоумение у инспектора ГИТ.

  • Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.

  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.

Поэтому не случайно профессиональный стандарт педагога , работающего в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, который можно скачать бесплатно на этом портале, был разработан и утвержден первым.

Если требуется профессиональный стандарт педагога утвержденный скачать, необходимо уточнить, какой именно из этих регламентов вам нужен. К настоящему времени утверждено несколько профстандартов в области педагогической деятельности, они представлены в таблице.

Для чего нужно скачать бесплатно профессиональный стандарт педагога

После того, как вы сможете профессиональный стандарт педагога скачать бесплатно на нашем портале, можно будет ознакомиться и с его положениями. В каждом из этих стандартов выделены наборы обобщенных трудовых функций, характеризующих ту или иную должность. Возможные наименования этих должностей, приведенные в профстандарте , обязательны для применения всеми без исключения работодателями, если должность предполагает предоставление компенсаций и льгот или наличие ограничений, устанавливаемых федеральными законами.

Важно! Применение профессионального стандарта педагога обязательно, поскольку требования к квалификации педагогов установлены статьями 46 и 52 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

А на основании ст.195.3 ТК РФ, если ТК РФ или федеральным законом установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения его работы, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

В профстандарте дается подробное описание трудовой функции работника, занимающего ту или иную должность. Для каждой из них приведен перечень конкретных действий и обязанностей, а также требования к тому, какими знаниями и умениями должен обладать сотрудник, занимающий данную должность.

Скачав утвержденный профессиональный стандарт педагога, вы сможете, зная какими знаниями и умениями обладает работник, без труда определить с какой трудовой функцией он справится, какую должность он сможет занять. Поэтому профессиональный стандарт педагога может применяться работодателем для:

формирования кадровой политики, подбора и управления персоналом. В том числе при разработке должностных инструкций , составлении штатного расписания, условий трудовых договоров при определении трудовой функции;

составления программ развития и обучения сотрудников, при проведении аттестационных мероприятий и оценке эффективности их трудовой деятельности. В этих случаях требованиями профстандарта руководствуются, определяя, какие именно навыки работы, опыт и знания нужны специалисту, чтобы выполнять оговоренные должностные обязанности;

тарификации работ и присвоения тарифных разрядов, определяющих уровень оплаты труда с учетом специфики труда и управления в конкретной организации.

Профессиональный стандарт педагога утвержденный скачать нужно будет и тем специалистам, которым поручена разработка образовательных программ и программ повышения квалификации педагогических работников как на федеральном, так и местном уровнях. Эти регламенты, разработанные с участием экспертов практиков, в наибольшей степени отражают реальную потребность системы образования в специалистах, уровень квалификации которых соответствует самым современным требованиям. Применение профстандартов педагогов в процессе обучения студентов позволят подготовить профессионалов самого высокого уровня.

Применение профессиональных стандартов в практике педагогической деятельности поможет:

  • повысить уровень квалификации сотрудников и привести его в соответствие современным требованиям;
  • повысить качество образования при одновременном повышении производительности труда;
  • снизить затраты на поиск персонала и его дальнейшее обучение;
  • установить четкие критерии соответствия работника занимаемой должности ;
  • конкретизировать потребность в дальнейшем обучении и повышении квалификации сотрудников;
  • своевременно и с наибольшей степенью эффективности повышать уровень квалификации педагогического состава, поддерживать его на неизменно высоком уровне.

Конечно, скачать утвержденный профессиональный стандарт педагога потребуется и самим учителям, преподавателям, воспитателям. Изучив требования, изложенные в этом документе, каждый работник сможет самостоятельно.