Реформы сервия туллия и их значение. Возникновение государства в Древнем Риме. Нужна помощь по изучению какой-либы темы


Таким образом, в Древнем Риме родовое общество превратилось в замкнутую патрициальную общину среди многочисленной, бесправной, но несущей все обязанности массе плебеев. Жестокое долговое право вызывало недовольство у беднеющей части плебеев, которые в условиях возрастающей численности рабов становятся все более опасной силой для римской общины. Эти недовольства породили классовую борьбу плебеев за равноправие с членами римской общины.

Римский плебс стремился получить доступ к разделам земли общественного поля, которое принадлежало всей римской общине. Общественное поле увеличивалось за счет земель, отобранных римлянами у побежденных народов (отнималось от 1/3 до 2/3 всей земли). Однако только патриции могли оккупировать, т.е. занимать, земли общественного поля. Чтобы получить такое же право оккупации плебеи должны были добиться равенства с патрициями в политических правах. Кроме того, они требовали отмены долговой кабалы, ограничения процента ростовщиков.

Таким образом, борьба плебеев с патрициями в экономическом отношении была борьбой за землю. В V-IV вв. до н.э. плебеи вступили в длительную борьбу за равенство с патрициями в экономическом и политическом отношении. Эта борьба вызвала в середине IV в. до н.э. проведение реформ, приписываемых предпоследнему царю Древнего Рима Сервию Туллию.

    Реформы Сервия Туллия

Сервий Туллий – шестой рекс по римской исторической традиции, родился 13 августа в городе Корникуле, принадлежавший латинянам, разрушенном впоследствии римскими войсками под предводительством Тарквиния Приска. В бою погиб отец будущего царя - Спурий Туллий, а его мать Окрисия, женщина знатного происхождения, возможно даже царица, попала в плен к римлянам. Там она вошла в расположение к Танаквиль - жене римского царя. Рождение Сервия Туллия окружено легендами. Согласно мифологическому преданию, уже в детском возрасте проявилось его божественное происхождение. Однажды, когда мальчик спал, увидели, что вокруг его головы пылает пламя. Испуганные слуги принесли воду, чтобы затушить огонь, но мудрая царица Танаквиль велела не будить ребенка, пока он сам не проснется. И, действительно, огонь пылал, не обжигая, и исчез, когда маленький Сервий открыл глаза. Танаквиль, уведя мужа в уединенную комнату, объяснила ему, что этот огонь - знамение, посланное богами. Оно свидетельствует о том, что мальчик в минуту грозной опасности может стать их спасителем. Поэтому следует дать ему не то обычное воспитание, которое получают все дети, а тщательно заботиться о нем, развивая ум и доблесть. Так и было сделано, и Сервий Туллий стал юношей действительно царственного ума и высоких достоинств. По всем этим причинам и отдано было ему предпочтение перед остальными знатными юношами Рима, которые могли претендовать на руку царской дочери. Тарквиний Приск отдал ему в жёны свою вторую дочь. Любимец царя, Сервий Туллий, пользовался и у народа и у сенаторов величайшим уважением. После убийства Тарквиния Приска сыновьями Анка Марция, Танаквиль сумела привести Сервия Туллия, своего любимца, к власти.

Военные успехи Сервия Туллия в его борьбе с этрусскими городами принесли ему огромную добычу и любовь народа, поскольку он проявил себя как доблестный военачальник, вполне достойный высокого сана царя римлян. Водворив мир в своих владениях и обезопасив их границы, Сервий Туллий приступил к упорядочению внутренней жизни римских граждан. Царь Сервий Туллий учел, что большое число свободных, но бесправных людей, недовольных своим положением, может представлять значительную опасность для интересов государства. Он продумал и провел в жизнь новое устройство римского общества на основе территориального и имущественного принципов.

Подобно всем своим предшественникам, Сервий стремился ограничить влияние родовой знати в обществе и добился этого. За ним числятся важнейшие установления. Во-первых, он поделил всю римскую территорию на 4 городских и 17 сельских округов, которые назвал трибами. Поскольку принадлежность к этим округам приобрела для людей большое значение, принадлежность к трем древним племенным трибам перестала приниматься во внимание. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся её старосте. Несколько позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос. Разделение населения по трибам, в которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о появлении в организации общественной власти в Риме территориального, а не кровнородственного принципа ее действия. По территориальным округам Сервий установил ежегодную перепись населения. Технически это выглядело так: каждый человек – мужчина, женщина, ребенок – вносил в казну соответствующую плату по месту своего проживания, делался взнос и за родившегося и за умершего. Таким образом учитывалась динамика населения по полу и возрасту. Собранные взносы составляли часть общеримской казны. А главная ее часть состояла из налогов. Налоговые взносы собирались и раньше. Но Сервий Туллий сделал их регулярными и дифференцированными.

Затем Сервий провел еще одну реформу. Она проводилась как военная, однако социальные последствия ее вышли далеко за пределы только военного дела, оказав решающее значение в образовании древнеримского государства. Первоначально римское войско было преимущественно патрицианским. Плебеи не входили в военную организацию. Вследствие этого возникло разное несоответствие между поселением Рима и количеством выставляемых им воинов. А захватническая политика требовала увеличения войск и расходов на ведение войн. Необходимость привлечения к военной службе плебеев стала очевидной. Поэтому Сервий Туллий учредил имущественный ценз. Главы всех римских семей, будь то коренные жители, насильственные переселенцы, или добровольные пришельцы, должны были явиться к царю и под присягой сообщить о состоянии своей семьи, о том, сколько земли, скота, рабов и прочего добра они имеют, какие доходы получают. В зависимости от имущества римские мужи зачислялись в цензовые разряды (впоследствии их стало шесть). В соответствии с уровнем достатка люди, уже независимо от принадлежности к родам и куриям, призывались в армию. Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии – сотни. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Позднее с появлением в IV в. до н.э. денег (ассов) (асс – медная монета, первоначально весом в 1 фунт), была введена денежная оценка имущества. После ценза были проведены очистительные священнодействия и установлен пятилетний срок для следующего ценза.

Беднейшие слои населения, неимущие, не входили ни в один из разрядов и получили название пролетариев (от латинского proles - потомство). Этим названием подчёркивалось, что всё их имущество и богатство состояло только в потомстве.

Число выставляемых центурий

Имущественный ценз в ассах

Имущественным положением определяло и место воинов в строю легиона. Самые богатые граждане I разряда служили в коннице и назывались всадниками. Остальные члены этого класса должны были иметь полное тяжелое вооружение пехотинца и стоять в первых рядах легиона. Граждане других классов занимали место в задних рядах.

Воины I разряда носили панцирь (lorica), шлем (galea), поножи (ocrea), круглый щит типа clipeus, а из наступательного оружия (tela) - копье (hasta) и меч (gladius или mucro).Такое полное вооружение в целом соответствует типу так называемого гоплитского снаряжения. Располагались воины 1-го разряда в передовых рядах поиска. Воины 2-го разряда уже были освобождены от панциря, а вместо круглого гоплитского щита имели продолговатый щит типа scutum. В бою им отводят место во втором ряду боевых порядков. Третий разряд по сравнению со вторым не имел поножей, а 4-й носил щиты scutum, мечи и по два копья - длинную hasta и метательный дротик verrutum; Ливий отрицает наличие у них даже щита и меча (I. 43. 6). В бою 4-й разряд занимал последнюю боевую пинию. Воины же 5-го разряда вооружались только пращами и метательными камнями. Они дислоцировались вне строя в качестве вспомогательных отрядов легковооруженных.

I класс выставлял 80 центурий пехотинцев и 18 центурий всадников, следующие три класса - по 20 центурий пехотинцев и, наконец, V класс выставлял 30 центурий легковооружённых пехотинцев. Кроме того, выставлялось ещё 5 нестроевых центурий: две ремесленников, две музыкантов и одна из пролетариев. Всего было 193 центурии, из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий.

Центурии каждого из пяти разрядов делились на две части: одна из них, старая, куда входили римляне от 45 до 60 лет, предназначалась для гарнизонной службы; другая - войны от 16 до 45 лет - младшая, предназначалась для боевых походов.

Реформа имела также большое политическое значение. Центурия становится теперь не только военной, но и политической единицей. Оставив за собраниями по куриям решение лишь некоторых, связанных с религиозными установлениями, вопросов, Сервий Туллий перенес все важнейшие дела в собрания по центуриям. Таким образом, он ввел новый вид народных собраний – центуриатные комиции. Эти собрания были выражением воли римского народа: они выбирали высших должностных лиц – консулов, преторов, цензоров, разбирали уголовные дела, решали вопросы объявления войны и заключения мира. Созывались центуриатные собрания верховными должностными лицами 2 раза в год вне черты города, на Марсовом поле. Магистрат ставил перед собранием решавшийся вопрос, распоряжался проведением голосования. Вначале голосование происходило внутри центурии, причём каждая центурия имела один голос, проходя маршем, каждая центурия подавала свой голос. После чего особый счетчик подсчитывал число центурий, голосовавших «за» и «против». Голосование прекращалось, как только становилось известно абсолютное большинство. Поскольку центурий состоятельных разрядов было много больше, чем центурий, включавших людей победнее, голосование всегда оказывалось в пользу богатых, хотя и не обязательно родовитых. Самые богатые римляне, преимущественно патриции, - всадники и центуриаты 1 разряда, обладали 98 голосами, что обеспечивало им перевес в решении любых вопросов. Однако патриции преобладали в центуриатных собраниях не как таковые, в силу своих родовых привилегий, а как наиболее состоятельные землевладельцы. Поэтому и плебеи могли попасть и уже попадали в эти центурии. Следовательно, плебеи вышли из своего изолированного положения по отношению к римской общине. Таким нехитрым образом было положено начало господству богатых и знатных, независимо от того, были ли они патрициями или плебеями.

Верховное командование в армии осуществляя орган патрицианской знати - сенат. Сенат играл огромную роль в объявлении войны и всех делах, связанных с ведением войн, распределял командование между магистратами, награждал полководцев, определял необходимый военный контингент, выделял средства на ведение войны и т.д. Магистры получали верховное командование от центуриатных комиций (преторы, консулы) либо от сената. Они воплощали институт верховного командования. Все главные римские магистры, согласно реформе Сервия Туллия, были связаны с военным ведомством: квесторы ведали военными расходами; цензоры, проводя ценз, определяли воинскую и налоговую повинность граждан. Офицеры делились на высших и низших. Низшие офицеры были, по указанию Сервия Туллия, командирами центурий. Они выдвигались на эту должность из простых легионеров и, как правило, не достигали более высоких постов. Высшее офицерство составляли военные трибуны, легаты, квесторы и начальники конницы. Военные трибуны принадлежали к сенатскому или всадническому сословию и обычно начинали этой службой свою политическую карьеру. В каждом легионе было по шесть трибунов. Легаты, непосредственные помощники главнокомандующего, назначались сенатом и сами были сенаторами. Они командовали легионами или их соединениями. Освобождались от воинской повинности пехотинцы, прослужившие не менее 16-20 лет (участники - 16-20 походов), и всадники, прослужившие не менее 10 лет.

Создав новое войско вместо прежних родовых ополчений, Сервий укрепил свою власть и принизил родовую знать, которая этим ополчением командовала. А чтобы еще больше подавить ее, царь провел серию земельных конфискаций и наделил землей бедняков. Его демократический облик связывается в традиции с учреждением празднества Сатурналий. Они справлялись в течение недели в декабре после жатвы, когда можно было отдохнуть и повеселиться. Посвящались они богу Сатурну, который, по древним поверьям, прибыл из Греции, когда в Италии правил Янус (оба были потом обожествлены). Сатурну приписывается усовершенствование земледелия, за чем последовало всеобщее благоденствие, "золотой век". В память о нем во время Сатурналий пировали все вместе без разбора – и богатые, и бедные, и свободные, и невольники и господа даже прислуживали своим рабам.

Упорядочив таким образом внутренние дела государства, Сервий Туллий решил достичь усиления Рима среди остальных племен мирным путем. Он взял за образец прославленный на весь мир как одно из чудес света знаменитый храм Артемиды Эфесской, построенный сообща всеми государствами Азии. Восхваляя перед всеми, с кем он старался поддерживать дружеские отношения, пример подобного согласия и общего почитания божества, Сервий Туллий добился того, что в Риме общими силами был воздвигнут храм богини Дианы на Авентине за пределами городской стены и посвящен Диане – любимой общелатинской богине, имевшей знаменитое святилище у Немейского озера близ города Ариция. Строительство храма в плебейском районе означало благосклонность к плебеям и было заявкой Сервия на господство в латинском мире. Таким путем Сервию Туллию удалось добиться признания главенства Рима в Лациуме, из-за чего ранее возникали вооруженные столкновения.

Сервий удачно воевал, приобретая для Рима новые земли. Уделял он внимание и городскому благоустройству. Площадь города была расширена, возведены мощные укрепления – вал, ров и оборонительная стена, начали также сооружать храмы древнему женскому божеству Матери Матуте и богине удачи – Фортуне. Форум замащивался, дома вытеснили с улиц хижины. Рим становился настоящим городом, а Сервий из племенного вождя превращался в царя государства. Кем бы ни был Сервий по происхождению, правление его включено в традиции этрусской династии.

Сервию Туллию приписывается денежная реформа (он первый в Риме начал чеканить серебряную монету). Он всеми способами содействовал росту благосостояния общества: по примеру Солона в Афинах он выкупал бедняков из рабства и освобождал клиентов от патрональной зависимости. Поэтому Сервия Туллия считали «народным» царём. Особенно его память чтили плебеи.

Однако формальное включение плебеев в состав единой с патрициями общины не решало вопроса о средствах производства – о земле. Как бы то ни было, Сервий царствовал в Риме (578–535 гг. до н.э.) и был выдающимся правителем. При нем завершились те общественные политические процессы, которые привели Рим от разлагавшегося первобытного строя к государству и цивилизации. В античной традиции запечатлен портрет Сервия Туллия как великого реформатора и народолюбца.

Заключение

Таким образом, важное социальное значение реформ Сервия Туллия состояло в том, что они заложили основы новой организации римского общества не только по родовому, а по имущественному и территориальному признакам. Реформы Сервия создали новое государственное устройство, которое положило начало становления римского государства. Публичная власть сосредоточилась в руках военнообязанных граждан. Тем не менее, родовой строй еще не был сокрушен окончательно. Организация власти, основанная на родовом строе, продолжала существовать рядом с организацией, основанной на территориальном и имущественном признаках, причем только постепенно, в течение 200 лет она вытеснила родовую организацию. Это происходило в ожесточенной борьбе плебеев с патрициями, которая особенно обострялась после свержения последнего рекса. Первой большой победой плебеев было принятие законов XII таблиц (451-450 гг. до н.э.) – эти законы, общие для патрициата и плебса, должны были защитить плебеев от произвола патрициев, закрепить частную собственность, рабство. Устанавливалось равенство патрициев и плебеев перед законами гражданского и уголовного права. Позднее были приняты законы, по которым допускались браки между патрициями и плебеями, за долги отвечало имущество должника, а не он сам, плебеи могли занимать государственные должности, в том числе и жреческие.

Список источников

    История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А - М.: Издательская группа НОРМА- ИНФРА М, 1998. - 480 с.

    Римляне ранней Республики. Маяк И.Л. / М.: Изд-во МГУ, 1993. - 160 с.

    Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. ИПФ «Воронеж». 1993 г. – 608с.

    Государство и право Древнего Рима. Бирюков Ю.М. М.: изд-во ВПА, 1969г., 105 с.

    История Древнего мира: Ч. II Греция и Рим. / под ред. Бокщанина А.Г. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 431 с.

    Классовая борьба в Древнем мире. А.М.Малеваный, Е.А.Чиглинцев, А.С.Шофман./ под ред. Жигунина В.Д. – Издательство Казанского университета, 1987. – 112 с.

    Римское право. Иво Пухан, Миряна Палнак-Акимовская. Римское право (базовый учебник) под ред. В.А.Томсинова. – М.:ИКД «Зерцало» - М, 2003 – 448 с.

Древнего Рима , что позволило...
  • Древний Рим (11)

    Реферат >> История

    2011г. Особенности государственного строя Древнего Рима в царский период Общественные... Древнего Рима в царский период Общественные отношения Древнейшее поселение Рима ... Первые реформы "военной демократии" провел Сервий Туллий . Все свободное население Рима ...

  • Государственный и общественный строй Древнего Рима

    Курсовая работа >> Исторические личности

    2.1 Общественный строй древнейшего Рима . Патриции 2.2 Клиенты 2.3 Плебеи 2.4 Борьба плебеев с патрициями. Реформа Сервия Туллия Заключение Список... . Борьба плебеев с патрициями. Реформа Сервия Туллия По мере роста Рима число плебеев увеличивалось гораздо...

  • Политико-правовые учения в Древнем Риме

    Реферат >> Государство и право

    Жизни Древнего Рима за долгое время. Саму историю Древнего Рима принято... права. Эта борьба привела к реформам Сервия Туллия , шестого римского царя. В результате... Политические и правовые учения в Древнем Риме Римские авторы в своих построениях теоретически...

  • Растущее богатство и мощь верхушки родовой знати, конфликт между патрициями и плебеями обусловили проведение предпоследним римским царем важных реформ. Сервий Туллий в середине VI века до н. э. разделил все население Рима на пять разрядов.

    В I -й разряд вошли граждане, владеющие имуществом на сумму 100 и более тыс. ассов 1 Или земельным участком свыше 20 югеров.

    II-й разряд - имущество на сумму 75 тыс. и более ассов или 15-20 югерами земли.

    III-й разряд - имущество на сумму от 50 до 75 тыс. ассов или 10-15 югерами земли.

    IV-й разряд - имущество на сумму от 25 до 50 тыс. ассов или 5-10 югерами земли.

    V-й разряд - имущество от 11 до 25 тыс. ассов или менее 5 югеров земли.

    Каждый имущественный разряд обязан был выставлять определенное количество военных подразделений - центурий; следовательно, центурия была в первую очередь военной, но одновременно политической и податной единицей.

    Первый разряд выставлял 80 центурий, второй, третий и четвертый - по 20; пятый - 30; таким образом, всего насчитывалось 170 классных центурий. С учетом внеклассных центурий их общее количество составляло 193.

    Во вновь возникших народных собраниях по центуриям Каждая центурия имела один голос.

    Благодаря этому обстоятельству большинство было заранее обеспечено за наиболее состоятельными гражданами: всадники и граждане первого разряда составляли в сумме 98 центурий, т. е. уже больше половины от 193. При их единодушии мнение граждан остальных разрядов уже не имело практического значения и поэтому их голоса даже не всегда подсчитывались.

    Каждые 5 лет производилась новая оценка имущества граждан и осуществлялось их перераспределение по разрядам и центуриям. Вся эта работа завершалась торжественным религиозным обрядом, сопровождаемым очистительными жертвоприношениями.

    Кроме того, все население было разделено на территориальные округа - Трибы .

    Всего было учреждено 4 городских и 17 сельских триб. Во главе трибы стоял выборный староста; его главная обязанность заключалась в сборе податей и налогов. В народных собраниях, которые стали созываться по трибам, каждая триба также имела один голос.

    Население древнеримского государства-полиса составили две основные группы: собственно римские граждане, так называемые патриции, и их общественные антагонисты - плебеи. Первые были полноправными гражданами и потомками знатнейших римских родов, происхождение вторых не ясно и спорно. Несомненно только то, что они стояли вне племенной организации и поэтому не могли принимать участия в управлении общиной. Но плебеи были лично свободны, несли военную службу наравне с патрициями, платили налоги.

    Для исторического этапа перехода от царства к республиканскому правлению характерны были некоторые пережитки родоплеменной организации. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию. Курии образовывали общее Народное собрание римской общины, решающее вопросы смертной казни, объявления войны. Дела непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира входили в компетенцию римского совета старейшин - Сената. Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий царю. Были острые конфликты, касающиеся политических прав плебеев, что привело к коренным реформам. Самой первой среди них и самой важной была реформа, которую историческая традиция приписывает рексу Сервию Туллию. Время ее осуществления - VI в. до н. э.

    Плебейский элемент был допущен в Народное собрание, сделался частью римского народа. Было произведено деление граждан на пять имущественных разрядов. К первому разряду были отнесены патриции и плебеи, имущество которых оценивалось 8 100 тыс. ассов; ко второму разряду - в 75 тыс. ассов, к третьему - в 50 тыс. ассов и т. д. В особый разряд были выделены так называемые всадники. Стоимость их имущества превышала 100 тыс. ассов. Каждый разряд выставлял определенное количество военных единиц - центурий: первый разряд - 80, второй, третий и четвертый - по 20, пятый - 30. Одну-единственную центурию составили граждане, которые не имели имущества. Их называли пролетариями. В Народном собрании граждане выстраивались и голосовали по центуриям. Каждая из них имела один голос. Город был разбит на четыре территориальных округа - трибы. Каждая триба имела некоторые политические права и самоуправление.

    Реформа Сервия Туллия была важной уступкой плебеям. Спор между богатством и знатностью происхождения окончился в пользу богатства.

    Заслуживает упоминания так называемый Лициниев закон, который предоставил плебеям право на италийскую землю. Был установлен максимальный размер частного землевладения - 500 югеров. Римское гражданство утрачивалось с продажей в рабство за долги или преступление, а также вследствие ссылки или изгнания. Политическое полноправие не означало еще полноправия гражданского, т. е. права распоряжения имуществом. Римским гражданином становился и отпущенный на волю раб. Но он не мог замещать выборных должностей и вследствие питаемого к нему недоверия служить в армии. Голосовал он только в собрании своей трибы.

    Реформа Сервия Туллия проводилась как военная реформа, однако социальные последствия ее вышли далеко за пределы только военного дела, оказав решающее значение в образовании древнеримской государственности. Возникновение римской государственности Древний Рим первоначально представляя собой родовую общину, превратившуюся затем в рабовладельческий город-государство подчинивший весь Апеннинский полуостров. Со временем Рим стал могущественной державой.

    Мощный удар родовой организации патрициев был нанесен в середине VI века до н. э. реформой Сервия Туллия, шестого рекса по римской исторической традиции. Она проводилась как военная реформа, однако социальные последствия ее вышли далеко за пределы только военного дела, оказав решающее значение в образовании древнеримского государства.

    Важное социальное значение реформы Сервия Туллия состояло в том, что она заложила основы новой организации римского общества не только по родовому, а по имущественному и территориальному признаку.

    Таким образом, в VI-V в. в. до н. э. имущественная разница в Риме нашла отражение в его военной организации. Участие того или иного гражданина в защите общинной собственности и в совместном распоряжении её зависело от величины принадлежащего земельного участка. На данном этапе публичная власть сосредоточилась в руках военнообязанных граждан.

    Источники: radnuk.info, otherreferats.allbest.ru, be5.biz, 5ballov.qip.ru, otvet.mail.ru

    Призрак женщины

    Сообщения о призраках далеко не всегда связаны со старинными замками и дворцами. Иногда места их появления носят...

    Ставр Годинович

    На пиру у Владимира - Красна Солнышка заезжий боярин Ставр похваляется своей молодой женой. За оскорбительный тон этой...

    Гай Юлий Цезарь - наука побеждать

    Гай Юлий Цезарь родился в Риме в 102 или 100 году до нашей эры, родом он был...

    8. Царский период в истории Рима. Реформы Сервия Туллия, их политическое значение.

    «Царский» период (8-6 века до н. э.)

    Его условно называют «царским». Легенды говорят о семи римским царях. В этих легендах много вымысла, но есть и рациональное содержание: разделение общества на знатных и незнатных, земледелие. Это период разложения родового строя, складывания государства. Отцовский патриархальный род – основная общественная единица. Таких родов насчитывалось 300. Род делится на семьи. Каждая семья ведёт своё хозяйство. По мере ослабления родовых связей значение семей возрастает, выделяются отдельные семьи. Семья – фамилиа. Патерфамилиос – отец семейства. Его власть была неограниченной, в том числе и над рабами, которые входили в состав семьи (рабов было немного, рабство было патриархальным). Каждые 10 родов объединялись в курию, 10 курий объединялись в трибы. Три трибы – популюс романос, т.е. римский род. Деление такое, по предположению некоторых историков, делалось в военных целях. Одна из точек зрения по вопросу о социальном составе римской общины. Поначалу все полноправные члены римской общины назывались «патриции» (т.е. «имеющие отцов»). Со временем (уже в «царский» период), с развитием хозяйства, с участившимися войнами происходило расслоение меду родами, внутри родов. В них выделялись знатные семьи. Только членов этих знатных семейств стали называть «патриции». Патриции противопоставляли себя всем остальным (популюс).

    Незнатные (или обедневшие) роды оказывались в зависимости от этих знатных родов, искали у них помощи, покровительства. Становились клиентами (послушными) патрициев. Патриции -> патроны (покровители). Расслоение на патрициев и клиентов. Некоторые чужестранцы становятся клиентами. Клиент входил в родовую организацию патрона, обязан был следовать за ним на войну, выполнять какие-либо работы, оказывать почтение. Патрон обязан был защищать клиента (перед судом), поддерживать. В законах двенадцати таблиц «Пусть предан будет богам подземным патрон, который подведёт\даст в обиду своего клиента».

    Возрастало население Рима за счёт завоевания соседних <латинских> округов, за счёт переселенцев. Они были вне 300 родов. Их стали называть плебеями (покорённое население, переселенцы в Рим). Плебеи были лично свободными, могли иметь земельную собственность, должны были нести службу, могли сами заключать сделки, моли выступать в суде самостоятельно, от своего имени. Не могли вступать в брак с патрициями, не могли участвовать в политической жизни, в управлении общины, не могли получать свою долю земли при дележе завоёванных земель. Среди плебеев тоже была имущественная дифференциация. Есть в этом обществе и рабы, но рабство неразвитое, патриархальное.

    Сервий Туллий :

    1. Включил плебеев в состав римского народа.

    2. Всех граждан он разделил на 5 имущественных разрядов (по имущественному цензу):

    А) те, кто имел доход не менее 100 000 асов

    Б) Люди с имуществом в 75 000 асов

    В) 50 000 асов

    Г) 25 000 асов

    Д) 12 500 (по некоторым сведениям 11 000) асов

    Е) Пролетарии (считалось, что единственным их богатством является их потомство - proles)

    Цели деления:

    1) Военная. Каждый разряд должен был выставлять определённое количество центуриев (сотен)

    А) 80 центурий тяжеловооружённой пехоты + 18 центурий конницы

    Б, В, Г) По 20 центурий тяжеловооружённой пехоты

    Д) 30 центурий легковооружённой пехоты

    Е) 1 центурия (из них комплектовались слуги) (пять не вооружённых центурий: две - ремесленников, две - музыкантов ит.п. и одна из неимущих, которых называли пролетариями.)

    Таким образом, всего было 193 центурии.

    2) Политическая. Центурии стали не только военными, но и политическими единицами. По центуриям стали проводиться народные собрания (центуриатные комиции). К центуриатным комициям переходят функции куриатных комиций.

    Привилегия знатности вытесняется привилегией богатства.

    3. Деление населения по территории.

    Вводится деление на 4 городские трибы и 17 сельских

    Утверждается государство.

    Особенность образования государства в Риме

      Борьба плебеев с патрициями ускорила процесс образования государства (вмешательство инородного элемента)

    Эти реформы были определённой уступкой плебеям. Но до уравнения плебеев с патрициями было ещё далеко.

    В 509 г. был изгнан седьмой рекс Тарквиний. С этого времени устанавливается республика. Она существовала до I века до н. э.

    Эволюция общественного строя.

    Римское общество не сразу стало рабовладельческим.

    В V-IVвеках до н. э. рабство было слабо́, и лишь кIIIвеку до н. э. рабство стало сильным в результате завоеваний.

    Плебеи стали добиваться общественной земли. Каждый раз после успешного похода римляне у побежденных часть земли забирали и делили её между коренными римлянами. Плебеи к ней доступа не имели. Численность плебеев возрастает → земельная пустота становится ещё более невыносимой, плебеи нередко из-за долгов попадали в рабство.

    Цели плебеев:

      Добиться доступа к <общегосударственной>земле

      Добиться общих государственных должностей

    В 494 г. до н. э. введена специальная должность – плебейский трибун. Он избирался на плебейских народных собраниях из числа плебеев. Эти собрания проходили по трибам. Он имел право наложить вето на постановление Сената или другого должностного лица.

    В 450 г. до н. э. приняты законы XIIтаблиц. Создана комиссия из 10 человек.

    445 г. до н. э. – законы Каннулея, которые разрешили браки плебеев с патрициями.

    367 г. до н. э. – законы Лициния и Секстия. Они состояли из трёх частей:

    1. Земельные владения патрициев на общинную землю (патер публикус) ограничивались 500 югерами земли. Излишки распределились между плебеями.

    2. Смягчалось???

    3. Плебеи допускались к <общим государственным должностям>

    326 г. до н. э. – закон Петелия, запрещающий долговое рабство.

    300 г. до н. э. допуск плебеев в состав жреческих коллегий.

    287 г. до н. э. – плебейские собрания получили право принимать законы, обязательные для всех.

    К третьему веку до н. э. борьба плебеев и патрициев завершилась их уравнением в правах и уничтожением вообще такого деления. На первый план выходит деление на рабов и рабовладельцев. В середине и второй половине Республики Рим становится классической рабовладельческой республикой.

    Рабовладельцы:

      Нобели – крупнейшие землевладельцы и рабовладельцы.

      Всадники – торгово-денежная аристократия

    Нобели всадников старались к высшим должностям не допускать.

    Источники рабства: 1) войны, 2) пиратство, 3) естественный прирост (по матери), 4) торговля.

    Труд рабов использовался в сельском хозяйстве, горном деле, домашнем хозяйстве.

    Раб являлся вещью, с которой рабовладелец мог сделать всё что угодно.

    Между рабами и рабовладельцами стоял класс мелких производителей – плебс.

    Реформа, приведшая к образованию Римского государства, связывается с именем предпоследнего (шестого) рекса Сервия Туллия и условно датируется VI в. до н.э. Как время проведения этой реформы, так и ее авторство вызывает у многих исследователей серьезные сомнения. Весьма вероятно, что реформа не явилась итогом одномоментного государственно-правового мероприятия, но представляет собою результат целого комплекса разновременно произошедших изменений.

    Как уже было отмечено выше, система управления древнейшего римского общества базировалась на принципах родовой организации и была рассчитана только на коренных членов римской общины - патрициев.

    Позднейшие переселенцы-плебеи, не входившие в систему патрицианских родовых связей, тем самым были полностью исключены из общественно-политической жизни. Не принимая участия в решении общественных дел, они не несли в полном объеме и общегражданских обязанностей, прежде всего, военной и податной. Такое положение могло быть терпимым до тех пор, пока преобладающим большинством оставались патриции, а удельный вес плебейского элемента в общей массе населения и в сфере экономических отношений был невелик. Однако по мере того, как плебеи стали играть все большую роль в повседневной жизни древнеримского общества, их изолированное положение за рамками римской общины превращалось во все большую общественно-политическую аномалию.

    Было бы, конечно, неправильно думать, что эта реформа была задумана и проведена как реформа политическая, прежде всего, как это представляли себе позднейшие римляне. Наиболее важной практически и наиболее вразумительной для патрициев стороной отмеченной выше общественной аномалии было то обстоятельство, что одни патриции несли на себе всю имущественную и личную тяготу воинской повинности. Целый значительный класс населения оставался в этом последнем отношении совершенно неиспользованным. Вследствие этого возникало полное несоответствие между действительным населением Рима и количеством выставляемого им войска. А между тем потребности обороны и растущие завоевательные стремления Рима требуют все большего и большего напряжения всех его личных сил. Представлялось поэтому желательным, прежде всего как-нибудь привлечь всю массу плебеев к участию (личному и имущественному) в несении воинской повинности. И действительно, вся так называемая реформа Сервия Туллия есть по основной идее своей реформа воинская и податная.

    Достигнуть указанной цели можно было только радикальным изменением самого основного фундамента этих повинностей, заменив принцип происхождения вместе с его родовой и куриальной организацией народа и войска принципом имущественной состоятельности каждого.

    Реформа, во-первых, состояла в организации территориальных триб, которые как - административные единицы должны были заменить три старые родовые трибы. Количество триб в нашей традиции колеблется. Городских, во всяком случае, было четыре: палатинская, субуранская, эсквилинская и коллинская. Цифры сельских триб даются разные: от 16 до 26.

    Далее Сервии Туллий разделил все свободное население Рима -- и патрициев, и плебеев -- на 5 имущественных разрядов или классов (classis). В первый класс зачислялись лица, обладавшие состоянием не меньше 100 тыс. ассов,* во второй -- 75 тыс. ассов, в третий -- 50 тыс., в четвертый -- 25 тыс. и, наконец, в пятый -- 12,5 тыс. (по Дионисию), или 11 тыс. (по Ливию) ассов. Те, у кого состояние было меньше, стояли «ниже класса» (infra classem) и назывались, «proletarii» (от слова «proles» -- «потомство»), т. е. люди, которые имели только детей. Другое название их -- capite censi (оцененные головой). Каждые 5 лет производилась новая оценка имущества граждан, и осуществлялось их перераспределение по эрядам и центуриям. Вся эта работа завершалась торжественным религиозным обрядом, сопровождаемым очистительными жертвоприношениями.

    Имущественным положением определялось место воинов в строю легиона (ополчения). Самые богатые граждане I класса служили в коннице и назывались «всадниками» (equites). Остальные члены этого класса должны были иметь полное тяжелое вооружение пехотинца (шлем, панцирь, поножи, щит, копье и меч) и стоять в первых рядах легиона. Граждане других классов соответственно имели облегченное вооружение, занимая место в задних рядах. Воины V класса являлись в строй легко вооружёнными, а люди, стоявшие infra classem, в строю вообще не служили. Допущение плебеев в войско требовало наделения их некоторыми политическими правами. Это было сделано Сервием Туллием посредством организации новой формы народного собрания, в котором должны были участвовать оба сословия. Оно называлось «центуриатным собранием» или «центуриатными комициями». Центурия (сотня), будучи военной, тактической единицей, вместе с тем стала и голосующей единицей, таким образом, что граждане сначала голосовали в каждой центурии отдельно, а затем вопрос решался большинством центурии (каждая имела один голос) Ковалев С. История Рима. Курс лекций

    По законам Солона все коренное население Аттики делилось на четыре разряда, в зависимости от получаемого дохода. Доходы измерялись медимнами -- мерой сыпучих (зерно) и жидких (вино, оливковое масло) тел. Деньги не получили еще тогда большого распространения. По законам Солона люди, получавшие доход, превышавший 500 мер продуктов сельского хозяйства, зачислялись в высший, первый, разряд и назывались пятисотмерниками; получавшие свыше 300 мер дохода относились ко второму разряду и назывались всадниками; те, кто имел до 200 мер дохода, составляли третий разряд и назывались зевгитами; наконец, к четвертому разряду относилось все остальное малоимущее и неимущее население (феты.) Рабы не входили в состав народа и никаких прав не имели. Деление афинских граждан по величине их имущества сильно подрывало значение родовых порядков. Знатность происхождения теперь уже не имела прежнего значения. Главную роль стала играть частная собственность: кто больше имел, тот и попадал в высший разряд. Правда, и участие граждан в управлении Афинами зависело теперь только от принадлежности к тому или иному имущественному, разряду, установленному Солоном.

    Дела по управлению страной решало теперь народное собрание, затем специально созданный Солоном Совет четырехсот, а также различные должностные лица. В народном собрании принимали участие все граждане четырех разрядов, включая малоимущих и неимущих фетов, но доступ в Совет четырехсот и к занятию государственных должностей был для фетов закрыт. Самые высшие должности -- архонтов и казначеев -- могли занимать только граждане первого разряда. На остальные должности могли избираться и всадники, и зевгиты. Народное собрание не решало всех дел в государстве, но все же его роль была велика, особенно при избрании должностных лиц. Однако вопросы, поступавшие для решения в народное собрание, всегда предварительно обсуждались на Совете четырехсот. Рабы, как класс угнетенный и не имевший прав афинского гражданства, никогда доступа в народное собрание не имели. Не имели права участвовать в народном собрании и афинские женщины. Наиболее народный характер имел созданный Солоном суд -- новая гелиэя, в которой могли участвовать все граждане, достигшие 30 лет. Избрание членов суда производилось по жребию. При этом не имело значения, к какому имущественному классу принадлежит человек. Гелиэя следила за деятельностью должностных лиц, охраняя интересы афинского народа. Но рабов не защищала и гелиэя. Войско в Аттике теперь строилось тоже не по родам, фратриям и филам, как было когда-то, а по имущественным признакам. Граждане первых двух разрядов служили в коннице, зевгиты составляли тяжеловооруженную пехоту, а феты -- отряды легковооруженных воинов или команды кораблей. Изменения, происшедшие при Солоне, подорвали господство родовой знати. Но власть не перешла к народу.

    Таким образом, можно сделать выводы, что реформы Солона и Сервия Туллия заложили основы будущих государств. Общее в данных реформах можно отметить разделения населения по имущественному цензу. Положение человека больше не определялось знатностью его рода, а количеством его доходов и размеров имущества (в частности земли). Это обеспечило более большую вертикальную мобильность населения, позволяя незнатным людям добиться занятия государственных должностей, увеличения их влияния в обществе.

    Современные ученые отмечают, что для Рима был характерен принцип геометрического равенства (объем прав равен объему обязанностей), а для демократических Афин принцип арифметического равенства (все граждане равны в политическом отношении независимо от их обязанностей перед полисом) Косарев А.И. Римское право. М., 1986

    Пожалуй, ни один римский деятель не вызывал столь противоречивых оценок, не пользовался такой популярностью и не обладал такой таинственностью, как шестой римский царь Сервий Туллий. Традиционные даты его правления - 578-534 гг. до н. э. По преданию, он был сыном пленницы-рабыни Окризии из городка Корникул. Этим объясняли его имя Сервий (от лат. servus - «раб») и латинское происхождение. Иные римские авторы стремились «облагородить» его, изображая мать знатной женщиной, избавленной от рабства и взятой в царский дом, где она и родила мальчика. Как бы то ни было, Сервий Туллий воспринимался потомками как царь-народолюбец Плебеи считали его своим первым заступником и чтили его память, Легенда рассказывает, что патриции составили заговор против Сервия Туллия и убили его.

    Став царем после гибели Тарквиния Древнего, Сервий Туллий успешно воевал с этрусками. При нем в Риме на Авентине, где жили плебеи, был выстроен храм Дианы, любимой общелатинской богини. Этим латины признали Рим главою латинских городов. Сервий окружил Рим новыми стенами, охватившими кольцом мощных укреплений новые холмы и районы города. Эти границы сохранились вплоть до I в. н. э. Рим становится настоящим городом, а Сервий из племенного вождя превращается в царя государства (см. Маяк, 1993. С. 17). Но главным делом его жизни стала реформа римского войска и всего общественного устройства, вошедшая в историю как центуриатная реформа.

    До сих пор среди исследователей не утихают споры о времени и причинах проведения царем Сервием Туллием военной реформы, о сущности порожденного ею центуриатного строя и ее роли в генезисе раннеримского государства.

    Римское куриатное ополчение - от Ромула до Сервия Туллия

    Со времен Ромула (VIII в. до н. э.) в Риме на стадии перехода римской общины от первобытного строя к государственному исторически сложились 30 курий и 3 родовые (гентильные) трибы (Liv. I. 43; Dionys. II. 7-16; Plut. Rom. 20; Cic. Resp. II. 8. 14; Serv. Ad Aen. V. 360). Причем фиксация при Ромуле количества административно-родовых единиц (ячеек) определялась прежде всего военными потребностями. Ибо именно по 30 куриям комплектовалось пешее войско, а по трем гентильным трибам - конница (подробнее см.: Токмаков, 1998. С. 51 и след.). Поэтому пресловутые «реформы Ромула» явились важнейшим шагом на пути создания раннеримской военной организации и знаменовали завершение этапа конституирования органов и традиций так называемой «военной демократии», которую считать высшей стадией развития родового строя.

    В ранний царский период курия как относительно замкнутое и прочное объединение родов являлась догосударственным образованием (Altheim, 1951. S. 89, 199; Ferenczy, 1976. P. 29; De Francisci, 1956. P. 176, 485 ff). Она формировалась на той стадии развития общества, когда отдельный род перестал удовлетворять потребностям своих членов, прежде всего военным и сакральным. Исходя из этого уязвимо отождествлять римскую курию и греческую фратрию, которая типологически относится к родовой организации. И. Л. Маяк полагает, что в период после правления Ромула римские курии представляли собой лишь подобие фратрии (Маяк, 1983. С. 99 и след.; Маяк, 1993. С. 10, 71). Они были генетически связаны с фратрией, отмечает исследовательница, но отличались тем, что включали только мужчин. Поэтому более корректной оказывается этимология курии от слова coviria, т. е. «союз мужей». Эта этимология отражает древность возникновения курий из «мужских союзов», которые зафиксированы этнологами у многих народов на этапе перехода от материнского рода к отцовскому. Подчеркивает она и первоначально поенную ипостась курий.

    Но следует иметь в виду, что Рим пережил эту стадию уже ко времени эпохи Ромула. Как уже сказано выше, при нем курии превратились в структурные ячейки родоплеменной общины и в базу формирования общинного ополчения. Следовательно, они стали более широким понятием, чем coviria. А уже ко времени позднего царского периода в VII-VI вв. до н. э. римские курии превратились в замкнутые объединения патриархальных родов. Источники насчитывают 300 таких родов. Внутри них постепенно стали обособляться отдельные фамилии.

    Каждая курия обладала своей территорией (пагом), общинной землей, которая регулярно перераспределялась между отдельными родами и фамилиями. Полноправные члены курий - патриции - были спаяны внутренней родовой дисциплиной, обладали общими куриатными сакральными культами и включали всех членов родов, в том числе клиентов, но с особым положением способных носить оружие мужчин. Именно они формировали куриатные комиции, состоявшие из военнообязанных. При этом очевидна не только родовая, но и военная направленность курий. Поэтому скудость сведений традиции о родовом устройстве курий в эпоху республики сбивает с толку многих исследователей. Можно сказать, что курии в период от Ромула до Сервил Туллия возродились в качестве союзов мужей-воинов, но уже на иной основе, с другими, ранее несвойственными ей, а именно военными и религиозными целями и в условиях развертывания генезиса государства.

    В этой связи становится понятнее как феномен живучести курии и куриатных комиций в эпоху республики, так и постоянный пере вод термина «курия» греческим автором Дионисием Галикарнасским как «фратрия и центурия». Суть в том, что в курии совпадали понятия «воин» и «сородич». Поэтому в досервианский период (до VI в. до н. э.) курию правомерно рассматривать в качестве неразрывного, органического единства базиса комплектования куриатного ополчения и одновременно войсковой единицы. Именно она определяла структуру и способ построения воинских сил.

    Принятые в роды и курии чужеземцы легко становились патрициями. Скажем, род знатного сабинянина Атта Клавза, переселившегося уже в начале V в. до н. э. в Рим, был принят в курию и «гражданство» (in civitatem) и получил землю в паге Клавдия (Арр. Rom. I. 12; Dionys. V. 49.3). А сам глава рода под именем Аппий Клавдий был избран в сенат и стал основателем патрицианского рода Клавдиев.

    Итак, курии реально формировали и конституировали в сакрально-правовом отношении общину до реформы Сервия Туллия, а в некоторых аспектах и после нее. Благодаря своим внутренним тесным родовым связям курии обеспечивали быстрое и бесконфликтное комплектование военного ополчения, а также верность общинников военному вождю - царю (rex). Посредством принятия специального куриатного закона о вручении военачальнику высшей военной власти - империя - курии санкционировали (давали согласие) осуществление им своих полномочий. Одним из главных условий, ускорявших процесс слияния новых родов со старыми в единый Populus Romanus Quiritium, было равное участие всех членов курий в войске и народном собрании (комициях). Войско, таким образом, играло важную роль в вызревании единой римской общины.

    В заключение отмечу, что куриатный способ комплектования войска в период царей имел как сильные, так и слабые стороны. К сильным сторонам относится простота набора непостоянных по численности куриатных отрядов и их лояльность общине и вождю. Каждый воин-общинник в бою ощущал локоть своих сородичей (причем не только в фигуральном смысле). Он был крепко связан не столько военной, сколько родовой дисциплиной. Слабые стороны проявлялись в отмеченном выше естественном стремлении родового коллектива к замкнутости. Кроме того, кровнородственный принцип построения войска сужал приток в него свежих, дополнительных сил. По справедливому замечанию И. Л. Маяк: «…при пополнении курий могла учитываться и численность самого рода, его мужского боеспособного населения. В силу того, что комплектование войска шло от курии, было не так важно то, сколько в нее входит родов, как то, сколько в совокупности этих родов насчитывается мужчин» (Маяк, 1983. С. 258).

    Тем самым военная мощь курии и общины в целом ставилась в зависимость от естественного воспроизводства мужского населения. В ранний царский период, когда римская община еще не достигла своих демографических пределов и была открыта для принятия новых родов из соседних покоренных племен, эти отрицательные стороны еще были скрыты. Но в VII в. до н. э., как явствует из данных письменной традиции, образование новых курий и сравнительно легкое принятие новых родов в уже существующие сходят на нет (см. тему 5), и вскоре тормозящая роль куриатного принципа формирования войска особенно ярко проявилась при столкновении римлян в конце VII и в VI в. до н. э. с таким сильным народом, как этруски. Этруски, как известно, ушли в своем развитии дальше римлян и создали мощную военную фаланговую систему. Противостоять ей римскому куриатному ополчению оказалось не под силу.

    Проблема изменения устаревшего типа комплектования войска была решена римлянами не путем трансформирования старой куриатной системы, а созданием совершенно иной военной организации, Эту миссию выпало осуществить шестому римскому царю Сервию Туллию.

    Реформа Сервия Туллия по данным традиции

    Источники сообщают, что Сервий Туллий после длительных войн с этрусками провел обширные преобразования. Прежде всего, он учредил ценз, по определению Цицерона, «установление, полезнейшее для такого государства, которому судьбой назначено стать великим» (Cic. Resp. II. 31. 38). Он произвел податную перепись населения и разделил его на пять цензовых разрядов (классов) в зависимости от величины имеющегося имущества у каждого способного носить оружие жителя (подробнее см.: Токмаков, 1998 а. С. 83-87). Изложение реформы подробно дано Ливием (I. 43-46), Дионисием Галикарнасским (IV. 16-22), Цицероном (Resp. II. 21, 38), Дионом Кассием (56.10; Zonar. 13), Авлом Геллием (N. А. VI (VII). 13).

    Первый разряд включал тех, чье имущество оценивалось в 100 тыс. ассов (по Геллию - в 125 тыс. ассов). Ко второму классу относились лица, располагавшие состоянием в 75 тыс. ассов, к 3-му - 50 тыс., к 4-му - 25, и, наконец, к 5-му - обладавшие всего лишь 11 или 12,5 тыс. ассов. Граждане, не сумевшие наскрести даже такой суммы, именовались пролетариями и capite censi. Как явствует из названия, первые в качестве ценза предъявляли свое потомство (proles), а вторые оценивались просто по головам (caput).

    Каждый имущественный разряд выставлял для нужд войны определенное количество центурий пехотинцев: 1-й класс формировал больше всех центурий - 80; 2-й, 3-й и 4-й - по 20, а 5-й класс - 30 центурий. Кроме того, в центуриатную систему традиция включает ряд центурий явно нестроевых, которые фактически находились вне деления на разряды. Это две центурии ремесленников, приданные 1-му или 2-му классу. В этом сведения Ливия (I. 43. 3) и Дионисия (IV. 17. 3) не совпадают. Также две центурии горнистов и трубачей (cornicines и tubicines) были добавлены к 4-му или 5-му классу. Помимо центурий пехоты, было сформировано 18 центурий конницы, которые составили особый, привилегированный корпус всадников (equites). При этом к шести сдвоенным древнейшим центуриям Тициев, Рамнов и Луцеров, учрежденным еще Ромулом и удвоенным Тарквинием Древним, были добавлены 12 новых центурий, независимых от родоплеменного принципа комплектования. Таким образом, всего по реформе Сервия Туллия было создано 193 центурии, включая отдельную центурию пролетариев, отстраненных от поенной службы.

    Но источники выделяют еще одну особенность Сервианского устройства, а именно: деление центурий каждого разряда поровну по возрастам. Военнообязанные общинники от 18 до 46 лет входили н центурии юниоров (младших), а пожилые, старше 46 лет, образовывали центурии сениоров (старших). Кроме того, членам каждого разряда предписано было определенное вооружение, количество которого с уменьшением величины ценза убывало. Это определяло место пехотинцев в боевых порядках войска.

    Так, воины 1-го разряда носили панцирь (lorica), шлем (galea), поножи (ocrea), круглый щит типа clipeus, а из наступательного оружия (tela) - копье (hasta) и меч (gladius или mucro).Такое полное вооружение в целом соответствует типу так называемого гоплитского cснаряжения. Располагались воины 1-го разряда в передовых рядах поиска. Воины 2-го разряда уже были освобождены от панциря, а вместо круглого гоплитского щита имели продолговатый щит типа scutum. В бою источники отводят им место во втором ряду боевых порядков. Третий разряд по сравнению со вторым не имел поножей, а 4-й носил щиты scutum, мечи и по два копья - длинную hasta и метательный дротик verrutum; Ливий отрицает наличие у них даже щита и меча (I. 43. 6). В бою 4-й разряд занимал последнюю боевую пинию. Воины же 5-го разряда вооружались только пращами и метательными камнями. Они дислоцировались вне строя в качестве вспомогательных отрядов легковооруженных.

    Центурии различных разрядов были, несомненно, разной величины. Ведь еще Цицерон и Дионисий Галикарнасский обоснованно сомневались, могли ли самые богатые граждане в те времена составить целых 80 центурий по 100 человек каждая, т. е. 8 тыс. человек? Явно также, что центурии сениоров должны быть малочисленнее юниоров, так как немного людей в то время доживало до старости, Кроме того, Цицерон (Cic. Resp. И. 22. 40) определенно свидетельствует, что в каждой центурии 2-5-го классов состояло больше людей, чем во всем первом разряде.

    Реформа Сервия Туллия вводила также новое территориальное деление Рима. Теперь он разделялся не по прежним трем родовым трибам, которые были объединениями курий и их сельских владений — пагов, а по территориальным трибам. Они объединяли всех жителей того или иного региона, а не только членов курий. Ливий сообщает о создании четырех городских триб и оговаривается, что они не имели никакого касательства ни к распределению по центуриям, ни к их числу (Liv. I. 43. 13). Количество сельских триб при Сервии не известно. Но по мере расширения римской территории (ager publicus) к концу IV в. до н. э. число всех триб достигло 35.

    Новое разделение граждан и войска вызвало к жизни и новый тип народного собрания - по центуриям, а не по куриям, как раньше. Таким образом, превосходство в количестве центурий обеспечивало всадникам и членам 1-го разряда преимущество при решении любых политических вопросов. Это бросалось в глаза уже древним авторам и приводило их к выводу, что Сервий Туллий таким способом «перехитрил народ», предоставив ему формальные политические права, но на деле исключив народ от участия в управлении общественными делами (Liv. 1.43. 10; Dionys. IV. 20-21; VIII. 82; X. 17; Cic. Resp. II. 22.39-40).

    Однако причины такого положения источники трактуют по-разному. Скажем, Дионисий (IV. 20. 2-3) рассуждает, что в куриатном собрании все были равны и беднейшие граждане имели равный голос с богатейшими, а поскольку последних было мало, все дела решали численно превосходящие их бедняки. Поэтому, по мнению Дионисия, Сервий Туллий перевел преимущество голосов от бедных к богатым, установив неравное количество центурий в имущественных классах. Тит Ливий (I. 43. 10) выражает ту же мысль более изящно: Сервий Туллий переложил с бедных на богатых военные тяготы, ибо богатых было меньше, а служить им приходилось отныне чаще вследствие распределения по большему количеству центурий. Наконец, Цицерон (Cic. Resp. II. 22. 40) проясняет суть данного нововведения, при котором, с одной стороны, никто не лишался права голоса в народном собрании, а с другой - при голосовании наиболее влиятельными оказывались те, кто был наиболее заинтересован в том, чтобы государство находилось в наилучшем состоянии.

    Иными словами, политический вес членов того или иного разряда в центуриатных комициях источники напрямую связывают с их правом и одновременно обязанностью нести военную службу в общинном ополчении. Регулярность же военной службы, в свою очередь, определялась величиной ценза. Дионисий Галикарнасский (IV. 19. 3-4) дает этому стройное обоснование. Оно сводится к тому, что: 1) лучший воин тот, кто владеет собственностью, ибо он заинтересован в эффективной защите ее, а значит, и всей общины; 2) так как тот, кто чаще служит, несет и большие по сравнению с другими расходы и подвергается большей опасности, то он должен и получить наибольшее влияние в государстве; 3) наконец, все эти опасности службы компенсируются большей долей в военной добыче. Не будем забывать, что военная добыча включала главным образом не столько награбленное имущество - оно в те времена было более чем скромным, - сколько отнятую у врага треть территории, которая поступала в фонд общественной земли (ager publicus).

    Изложенные вкратце данные римской письменной традиции показывают, что Сервианская конституция в том виде, в каком она зафиксирована в источниках, охватывала все стороны жизни и общественного устройства римлян и именно поэтому возникают сомнения в том, могла ли она явиться плодом деятельности одного, даже очень неординарного лица.

    Аутентичность данных традиции о Сервианской реформе

    Современная историография преодолела гиперкритическое отношение к римской письменной традиции об архаическом Риме. Но даже самые благожелательно настроенные ученые убеждены, что в том виде, в каком Сервианская реформа предстает в описаниях римских и греческих авторов, либо никогда не существовала на практике, либо сложилась только в III в. до н. э. Тем не менее воссоздание первоначального устройства Сервианской конституции важно, так им к не только повышает степень доверия к традиции, но и влияет на ракурс изучения всей раннеримской истории.

    Наиболее беспощадной критике в науке подвергаются следующие элементы традиции: 1) денежное исчисление ценза имущественных разрядов; 3) изначальное число учрежденных Сервием 193 центурий. Иначе говоря, в конечном счете сама структура центуриатной организации. Поэтому, чтобы выяснить цель и сущность реформы, нам нужно рассмотреть аргументы «за» и «против».

    Отрицание исчисления ценза в деньгах обычно опирается на уверенность в том, что экономика Рима VI-V вв. до н. э. носила исключительно натуральный характер. Действительно, археологические раскопки показывают, что так называемые «тяжелые ассы» (aesgrave) имели хождение с IV в. до н. э. (Crawford, 1976. Р. 197-200; Gj erst ad, 1972. S. 181; Ridley, P. 1975. P. 161 ff.). Но учтем, что до них употреблялись «сигнированные ассы» (aes signatum), которые и сейчас находят в археологических слоях VIII-VI вв. до н. э. Их тщательно исследовал Эмилио Перуцци в труде «Деньги в раннем Риме» (Peruzzi, Р. 1985. Р. 65 sq.; 207-228; Richard, 1978. P. 389 ff.). Сигнированные ассы представляли собой кусочки меди с отпечатками так называемой «сухой ветви» (а проще, рыбьего хребта). Есть экземпляры не только V, но даже середины VI в. до н. э. (Маяк, 1993. С. 109-110).

    Нет у нас оснований Не доверять и сообщениям традиции. Так, Плиний Старший прямо указывал: «Сервий Туллий первым чеканил ассы» (…primus signavit aes) (N. H. XXXIII. P. 3,43; XVIII. 12). А по сведениям Исидора (Orig. XVI. 18. 10) и Иоанна Лида (De Mens. I. 17), чеканка в Риме монеты началась уже при Нуме Помпилии, хотя эти данные и вызывают некоторые сомнения.

    Более того, в качестве средства платежа ассы хорошо известны Законам XII таблиц середины V в. до н. э. В них упоминаются хозяйственные штрафы в 25 ассов (Tav. II. 1; VIII. И; Gai. Inst. IV. 14-15) и сделки суммой свыше 1 тыс. ассов (Plin. N. Н. XVII. 1. 7). Заметим, что в V в. до н. э. консулов нередко привлекали к суду за плохое командование войсками и приговаривали к денежным штрафам. А такие сведения обязательно заносились в государственные фасты, поэтому им можно доверять. Например, консул Менений в 476 г. до н. э. заплатил штраф в 2 тыс. ассов (Liv. II. 52. 5); консул Марк Постумий - в 10 тыс. ассов, а Гай Семпроний в 420 г. - в 15 тыс. «тяжелых ассов» (Liv. IV. 41. 10; 44; V. 12; Dionys. X. 49. 6). Обратим внимание, что Ли« вий употребляет именно этот архаичный термин - aes grave (Liv. IV, 41.10; 44. 10; V. 12.1). Ливий говорит также о либральных ассах, которые в виде военного налога в 406 г. до н. э. везли на телегах сенаторы (Liv. IV. 60.6; Gai. Inst. 1.122). Столь точная и аутентичная характерно гика разновидностей ассов свидетельствует в пользу достоверности сообщений Ливия, а также в пользу широкого хождения медных ассов в эпоху ранней Республики. Малочисленность же археологических находок ассов вполне объяснима тем, что они использовались не только в виде средства платежа, но и в качестве мер веса (aes librum, римский фунт в 327,5 г), об учреждении которых именно Сервием Туллием сообщает Аврелий Виктор (Vir. ill. VII. 8). С введением в 269 г. до н. э. чеканки серебряной монеты: сестерциев (2,5 третичного асса) и денариев (10 третичных ассов) - старые медные деньги могли постепенно пойти в переплавку.

    Обращает на себя внимание и тот факт, что с середины V в. до н. э. судебная пеня начинает взиматься в виде не скота, а металлических денег (законы 454 и 430 гг. до н. э. - Liv. III. 31. 6; Cic. Resp. II. 35. 60; Fest. P. 220; 229; 508 L; Gell. XI. 1; XX. 1. 12). Поэтому считать экономику Рима того времени натуральной некорректно. Современные исследования (De Martino. 1958. P. 7 ff.; 43-47; Маяк. 1993. С. 109-110) доказывают высокий уровень развития в Риме ремесла и торговли и дают нам полное основание утверждать, что уже в VI-V вв. до н. э. Рим продвинулся далеко вперед по пути развития товарного хозяйства. Об этом свидетельствуют прочные экономические связи Рима с Этрурией и греческими колониями Кампании, в расчетах с которыми широко использовались греческие монеты, а также договор 509 г. до н. э. о торговле между Римом и Карфагеном. В настоящее время достоверность этого договора уже не вызывает сомнений. Замечу так-же, что все латинские источники, включая самые поздние, исчисляют Сервиев ценз в ассах. Но в эпоху поздней Республики ассы превратились в мелкую разменную монету. Отсюда следует, что источники опирались на древнюю традицию и дотошно воспроизводили потерявшие уже свой смысл реалии архаической эпохи.

    Мы имеем все основания полагать, что на первом этапе эволюции реформы Сервия Туллия ценз проводился на основе оценки общего состояния общинника, включая земельный надел, количество скота и другого движимого имущества. Можно согласиться с мнением Т. Моммзена, что чисто денежное исчисление ценза началось только со времени реформы цензора Аппия Клавдия Цека в 312 г. до н. э. (Моммзен, 1994. С. 291; Mommsen, 1876. II. S. 375). Но учтем, что до этого времени по эквиваленту имущества общинника в ассах определялся военный налог (трибут). В VI-IV вв. до н. э. трибут был взносом гражданина на приобретение себе оружия согласно его месту в боевых порядках войска. Приобреталось оружие скорее всего централизованно и хранилось в государственном казнохранилище - эрарии. Оттуда оно выдавалось гражданам по мере призыва их на военную службу.

    Подчеркнем, что с самого начала существования центуриатной системы за основу классификации ее членов брался самый простой критерий - способность гражданина-ополченца вооружать себя самостоятельно. Поэтому важно было не имущество как таковое, а количество и качество оружия, которое военнообязанный человек был в состоянии приобрести. А поскольку такая способность была обусловлена степенью состоятельности индивида, то она закономерно со временем в качестве производной компоненты стала закладываться в ценз. По-видимому, законченный вид этот процесс приобрел с упорядочением процедуры проведения цензов и учреждением специальной магистратуры цензоров в 443 г. до н. э.

    Таким образом, цензовая классификация сервианских разрядов при ближайшем рассмотрении оказывается достаточно адекватным воспроизведением древними авторами реалий начала проведения реформы Сервия Туллия. А считающиеся обычно самыми недостоверными и модернизированными списки вооружения разрядов обнаруживают свою практическую значимость и тесную взаимосвязь с цензом общинника.

    Что касается широкого употребления гоплитского оружия в Центральной Италии и в Этрурии, то можно привести в качестве примера чернофигурную керамику из Тарквиний, где изображены шеренги воинов в шлемах греческого типа, с круглыми щитами во главе с трубачом, а также одиночные воины и всадники в полном гоплитском вооружении с круглыми щитами и длинными копьями. К IV в. до н. э. относится известная статуэтка двух воинов, несущих третьего, раненного товарища. Все они в шлемах с продольными гребнями, подъемными забралами, поднятыми вверх нащёчниками, панцирями греческого типа с наплечниками и поножами. Обильные археологические материалы из Рима и Лация принадлежат к VII-VI вв. до н. э. и доказывают распространение в то время всех элементов гоплитского вооружения, включая панцири, круглые щиты, шлемы и т. д.

    Главным признаком гоплитского строя является повышение внимания к защитному вооружению и прежде всего щиту. Примером такого щита служит бронзовый щит диаметром около 1 м, найденный на Эсквилине. Он датируется первой половиной VII в. до н. э. Аналогичные щиты найдены в Цере. Шведский археолог Эйнар Гьёрстад обнаружил в Риме бронзовый шлем полусферической формы с выгнутыми краями без следов гребня, вызывающий ассоциации с и русскими шлемами греческого типа из Северной Италии. Причем подобные шлемы (горшкообразной или полукруглой формы с ободком по нижнему краю) были известны еще в VIII в. до н. э. Об этом свидетельствует фреска из Питекузы, где видна шеренга воинов с круглыми щитами, двумя копьями и в шлемах. Такие шлемы имели обычно либо плюмаж в центре, либо поперечный гребень (Peruzzi. 1970. Vol. VII. P. 72,77. Tav. XVI; Muller-Karpe, 1962. S. 55,89. Taf. 20); Залесский, 1959. С. 62). Кстати, прослеживается характерное сосуществование в Лации археологических находок двух типов шлемов: круглых коринфского типа, т. е. гоплитских, и горшкообразных, италийских, которые П. Коннолли справедливо атрибутирует воинам, вооруженным щитами «скутум» (Connolly, 1981. Р. 94-102). Наконец, к периоду правления «этрусской династии» в Риме относятся находки Э. Гьёрстадом панциря VI в., представляющего собой, скорее, нагрудник прямоугольной формы со слегка вогнутыми внутрь краями, усиленными бронзовым обручем, с орнаментом в виде концентрических кругов (Gjerstad, 1953. Vol. II. P. 180, 185, 218, 203, 227, 230, 232, 237, 241, 254-265). Нагрудники круглой формы или в виде фалер, нашитых на кожаный панцирь, обнаруживают и сейчас и Лации и Центральной Италии. Многочисленны находки наконечников копий листовидной и трехгранной формы для ближнего боя с раструбами для насадки на древко. Они отождествляются с копьями (hasta), применяемыми в фаланге, и идентичны по форме копьям, изображенным на этрусской керамике. Разнообразны виды мечей: от широких рубящих мечей (mucro) и длинных колюще-рубящих мечей с слегка загнутым концом лезвия (spatha) до коротких мечей галльского типа (gladius) и кинжалов (pugnio).

    Необходимо затронуть еще один аспект. Одно из течений в историографии связывает реформу Сервия Туллия с якобы прямым завоеванием Рима этрусками в конце VII в. до н. э. и установлением и нем правления так называемой «этрусской династии». Под ней подразумевают царей Тарквиния Древнего, Сервия Туллия и Тарквиния Гордого. Хотя, замечу, Сервий в традиции считается однозначно из латинского рода. Этрускам же приписывают превращение римского родового военного вождя в абсолютного царя-владыку с династическими тенденциями (Beloch, 1926. S. 227 u folg.; Meyer, 1923. S. 22; Rostovtzeff, 1930. Т. 2. S. 21-24; Snodgrass, 1937. P. 118; Th0msen, 1980. P. 200 ff.; Stary, 1981; Нетушил, 1916. С. 31; Pareti, 1952. Vol. 1. P. 300 ff.). Например, X. Скаллард полагал, что в VI в. до н. э. Рим не только находился под сильным политическим, экономическим и религиозным влиянием этрусков, но и был физически захвачен ими и превращен в важную базу на Тибре для обеспечения дальнейшей экспансии этрусков в Лации и Кампании. Он высказывает убеждение, что это завоевание привело к хозяйственному подъему и социальному прогрессу Рима (Scullard, 1976. Р. 172). В последние десятилетия эта точка зрения превалирует в западной историографии. Так, французская исследовательница Кр. Сонье, анализируя археологический материал о вооружении, отмечает синхронность его развития (особенно гоплитского) в Риме и в Этрурии во второй половине VII-VI в. до н. э. На этом неоднозначном основании она приписывает формирование войска нового типа в Риме этрускам, хотя в вопросе о завоевании более осторожна (Saulnier, 1980. Р. 94, 104-105).

    Подобные теории, кстати, не подкрепленные ни материалом источников, ни серьезными археологическими данными, встречали основательные возражения в отечественной историографии. Например, еще полвека назад Н. Н. Залесский в специальном исследовании «Этруски в Риме» убедительно доказал, что этрусский элемент в римской правящей верхушке был уравновешен многочисленной знатью латинского и сабинского происхождения (Залесский, 1958. С. 97, 107). А. А. Ельницкий также полагал, что цари этрусской династии, внеся этрусские традиции в римское общество, уже находящееся на пороге образования государства, лишь ускорили происходившие в нем процессы складывания социальных классов, но отнюдь не создали искусственно, не навязали насильно эти процессы (Ельницкий, 1958. С. 142-156).

    Можно привести и обоснованное мнение Франческо Де Мартино. Он обращал особое внимание на взаимосвязь политического и экономического развития Рима и убедительно продемонстрировал, что досервианский Рим уже подошел в своем развитии к порогу возникновения государства, но остановился на нем (De Martino, 1958, P. 34-74).

    Уязвимость версии об этрусском завоевании Рима наглядно проявляется в том, что Рим никогда не заключал военных или политических союзов с этрусскими городами. Наоборот, наиболее интенсивно воевал с ними «коренной», так сказать, этруск Тарквиний Древний, длительные кампании вел с ними сам Сервий Туллий. Безусловно, реальность и степень подчинения Рима этрускам так и останется проблемой дискуссий вследствие скудности источников. Но гораздо существеннее не то, был или не был Рим под властью этрусков, а то мощное культурно-психологическое воздействие, которое оказывала развитая этрусская цивилизация на юный, но уже задиристый Рим. При этом Рим, очевидно, и в расцвете своего могущества испытывал по отношению к ней некий комплекс неполноценности.

    Подводя итог, можно отметить следующее. Реформа Сервия Туллия по своим целям, изначально прежде всего военным, и методам проведения (при полном соблюдении всех древних сакрально-правовых обрядов) полностью соответствует реалиям социально-политического и экономического развития римской общины в середине VI в. до н. э. Она явилась дерзким, но назревшим способом разрешить сгустившиеся к тому времени противоречия родоплеменного коллектива: замкнутость родовых ячеек общины - курий и гентильных триб, прекращение пополнения населения за счет «свежей крови» переселенцев-плебеев, которое вело к нарушению управляемости общиной и резкому снижению базы ее вооруженных сил. Куриатное ополчение окончательно доказало свою отсталость и невозможность быстрого восполнения потерь в живой силе. Все это приводило к утрате положения Рима среди окружающих племен и народов и нарастанию внешней угрозы. Решить проблемы перехода Рима от родоплеменного общества эпохи «военной демократии» к государственному строю можно было лишь на качественно иной основе. Тем более что именно к середине VI в. до н. э. в Риме уже вовсю шло формирование «среднего класса» из зажиточных землевладельцев как коренных членов курий, так и бесправных плебеев (см. тему 6).

    Выполняя частную задачу реформирования военной организации и расширения ее состава, реформа Сервия Туллия взорвала родовые устои и положила начало объединению в едином гражданском коллективе патрициев и плебеев. Именно их борьба стала, на мой взгляд, движущей силой формирования в Риме гражданского общества и государства, причем особого типа, разновидности античного полиса - civitas. Введение организованного по сословно-цензовому принципу гоплитского войска, где тяжеловооруженные состоятельные общинники получали преимущество независимо от родового происхождения, явилось одним из важнейших признаков формирования государства полисного типа.

    Принятие индивида в военную организацию автоматически вводило его в состав гражданства и давало право участвовать в обсуждении дел не только самого войска, но и всей общины. Само центуриатное собрание, будучи собранием войска, объективно заняло место собрания всей civitas. Именно в нем воплотилось военно-политическое единство раннереспубликанской общины, ибо оно объединило патрициев и плебеев в одних цензовых разрядах и центуриях независимо от сословной принадлежности. Поэтому реформирование войска означало неизбежно и переустройство всего общества, а введение территориального деления первоначально для чисто военных целей знаменовало переход от гентильной организации к полисной.

    Однако данное положение привело к сохранению в Риме после реформы Сервия куриатной организации, что отнюдь не означало половинчатость реформы Сервия по сравнению, скажем, с законодательством Солона и Клисфена в Афинах, ибо она и не ставила перед собой цели подрыва господства родовой аристократии. Но сам факт существования куриатной организации в качественно иной центуриатной системе породил объективное противоречие, которое являлось источником и побудительным мотивом развития «борьбы сословий», - между юридическим равенством патрициев и плебеев в военной организации и пропастью в социально-политическом и родовом отношениях (см. далее темы 6-7).

    В этой связи приходится подвергнуть сомнению доминирующую в историографии точку зрения на центуриатную систему как на утверждение тимократии (Botsford, 1909. Р. 33; Staveley, 1972. Р. 128; Gjerstad, 1966. Р. 28; Bleicken, 1975. S. 43; Saulnier, 1980. P. 107; D’Agostino, 1990. P. 80; Fugmann, 1990. S. 273). Тимократия трактуется обычно как обладание гражданином суммой политических прав пропорционально его состоянию. Действительно, в раннем Риме больший ценз давал общиннику преимущества в участии в центуриатных комициях. Но, во-первых, это преимущество проистекало из чисто военных нужд комплектования тяжеловооруженной боеспособной фаланги, а во-вторых, оно проявлялось главным образом в праве активно участвовать в голосовании, практически не влияя на его результат.

    Коренным отличием центуриатной системы от тимократической греческой являлось то, что органы управления ею формировались как раз не по принципу ценза, а на основе принадлежности к патрицианскому сословию. Плебеи, даже входящие в 1-й имущественный разряд (классис), не могли занять высшие магистратуры, особенно связанные с обладанием империем и правом ауспиций, несмотря на все свое состояние. Ярким примером этого служит эпизод со всадником Спурием Мелием (см. темы 8, п. 1 и 15, п. 3).

    Подобное положение сохранялось до реформ Лициния-Секстия (367 г. до н. э.). При этом даже после допущения плебеев к высшим магистратурам (консулярному трибунату и консулату) им приходилось настаивать на юридическом выделении квот для плебеев. С другой стороны, патриций не мог стать плебейским трибуном иначе как перейдя в сословие плебеев путем усыновления. Таким образом, в центуриатной конституции, игнорирующей сословный принцип в комплектовании военных сил, в политической сфере доминировал именно сословный, а не тимократический принцип.