Системы. Системные принципы. Системный подход. Сопоставление комплексного и системного подходов. Системный подход в управлении

Системное решение проблем Лапыгин Юрий Николаевич

1.2. Базовые понятия системного подхода

Под системой чаще всего понимают целостное множество взаимосвязанных элементов, обладающее свойствами, отличными от свойств элементов, образующих это множество.

Из определения можно выделить ряд свойств системы. Система – это совокупность элементов . При определенных условиях они могут рассматриваться, в свою очередь, как системы. Например, брошюра представляет собой совокупность страниц, каждая из которых состоит из таких элементов, как абзацы, текст, рисунки, таблицы.

Наличие связей (взаимосвязей) между элементами, которые закономерно определяют интегративные свойства системы, отличает ее от простого конгломерата и выделяет как целостное образование из окружающей среды. Так, если страницы текста склеить или скрепить металлическими скобами в определенном порядке, они будут восприниматься как единое целое – брошюра.

Связями между элементами обеспечивается функционирование системы как единого целого. Связь – перенос материальных, энергетических или информационных компонентов из одного объекта в другой. Это функциональная характеристика элемента, в то время как отношение – структурная характеристика.

Связи делятся на внутренние (когда такой перенос компонентов происходит между элементами системы) и внешние (когда выход одной системы становится входом в другую).

В рамках системных исследований понятие «связь» имеет наибольшее значение, так как в процессе взаимодействия элементов в системе устанавливаются алгоритмы их совместного функционирования.

Например, рекурсивная связь устанавливает причинно-следственную связь между различными параметрами в экономической системе. Синергическая связь в теории систем определяет результат совместных действий взаимосвязанных элементов как общий эффект, который превышает сумму эффектов, получаемых от каждого независимого элемента. Циклическая связь рассматривается как сложная обратная связь между элементами в системе, определяющая ее полный жизненный цикл, например в процессе производства какого-либо изделия. Обратная связь является основой саморегуляции, развития систем, приспособления их к изменяющимся условиям существования.

Среда – сфера, ограничивающая структурное образование системы (например, человек, берущий в руки брошюру). Среда есть все то, что воздействует на систему, но неподконтрольно ей. Воздействие среды на систему – входные воздействия, или входы (перелистывание страниц брошюры человеком). Воздействие системы на среду – выходные воздействия, реакция системы, или выходы (воздействие брошюры на зрение, обоняние, осязание читателя). Сложное взаимодействие системы и среды как ее окружение определяется понятиями система и надсистема . Так, человек, читающий вслух брошюру, представляет собой информационную систему, являющуюся надсистемой по отношению к брошюре.

Для того чтобы выработать наиболее объективное отношение к термину «система», необходимо выделить наиболее общие свойства, которые характеризуют понятие «система»:

1) наличие элементов, которые могут быть описаны атрибутами (свойствами самих элементов);

2) наличие разного вида связей между элементами, которые определяют степень их организации в целом (функциональные свойства);

3) наличие отношений между элементами, которые определяют уровни иерархии в строении целого образования (свойство соотношения) – например, брошюра как часть информационной системы;

3) наличие цели существования системы, которая определяет целесообразность ее существования в окружающей среде (цель существования брошюры – передавать информацию);

4) наличие языка описания состояния и функционального поведения системы (свойство изоморфизма, многообразия средств описания – например, рисунки, таблицы, буквы, символы).

Понятие «элемент» системы применяется в системных исследованиях для определения способа отделения части от целого. В данном смысле элемент выступает как своеобразный предел возможного разделения системы на «элементарные» составляющие, которые позволяют наилучшим способом разобраться и понять закономерности функционирования каждой части системы в целостном образовании.

Состав элементов и способ их объединения определяют структуру системы. Формально ее часто представляют в виде графа, где вершины соответствуют элементам системы, а дуги – их связям. Особое место среди структур разных типов занимают иерархические структуры. Так, структура брошюры представляет собой смысловые взаимосвязи между частями ее содержания, демонстрирующие логику изложения текста.

Под развитием системы понимается такое ее состояние, которое обеспечивает развитие свойств связей и отношений в рамках организационной структуры в продолжительном временном периоде, с учетом воздействия факторов внешней среды: пометки читателя на полях брошюры, например.

Системы противятся изменениям , потому что их части взаимосвязаны. Но их изменения могут быть внезапными, очень быстрыми и эффективными. Если понять систему, то можно найти ее уязвимые места. Небольшое воздействие на них может стать причиной значительных изменений. Это – принцип рычага , который используют, например, студенты на экзамене, аккуратно вырывая нужную страницу из брошюры в процессе подготовки ответа на вопрос билета.

Из книги Этим надо воспользоваться автора Словцова Ирина

Базовые различия Мой брат-математик, с которым мы вместе написали книгу «Может, хватит болеть, или Способ экстремального выживания», всякий раз, когда я произношу фразу «я читала, что…», просит уточнить первоисточник. Я думаю, что желание знать точный «адрес» интересного

Из книги Теория управления: Шпаргалка автора Автор неизвестен

57. ВОЗМОЖНОСТИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА. РАЗНОВИДНОСТИ СИСТЕМНЫХ СВЯЗЕЙ. ЭНТРОПИЯ Возможности системного подхода: позволяет решить задачи, связанные с управлением социально-экономическими процессами, помогает предвидеть результаты принятых решений и снижать риск и

Из книги Новая рыночная ниша. От идеи к созданию нового востребованного продукта автора Бадьин Андрей Валерьевич

58. ЭТАПЫ И ПРИНЦИПЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА Системный подход в управлении рассматривает управленческую деятельность как систему, т. е. как совокупность элементов, взаимодействующих между собой во времени и пространстве.

Из книги Fast-менеджмент. Управлять – это просто, если знаешь как автора Нестеров Федор Федорович

59. УПРАВЛЕНИЕ С ПОЗИЦИИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА Управление с позиции системного подхода -осуществление совокупности воздействий на объект, выбранных из множества возможных воздействий на основании информации о поведении объекта и состоянии внешней среды для достижения

Из книги Настольная книга по внутреннему аудиту. Риски и бизнес-процессы автора Крышкин Олег

2.3. Базовые потребности Ничто не происходит без причин. В основе любой деятельности человека лежит какая-то потребность. Она является движущей силой, определяющей поступки человека во всех ситуациях. В том числе и в ситуациях, связанных с процессом

Из книги Записки профайлера автора Гусева Евгения

Базовые понятия Базовые понятия формируют основу образа мышления руководителя. Они выполняют такие же функции, как фундамент для здания, и обладают теми же признаками: фундамент не видно со стороны, но без него здание не будет стоять. И чем выше мы собираемся построить

Из книги Геймшторминг. Игры, в которые играет бизнес автора Браун Санни

Из книги Системное решение проблем автора Лапыгин Юрий Николаевич

Из книги E-mail маркетинг для интернет?магазина. Инструкция по внедрению автора Ефимов Алексей Борисович

Из книги Сознательный капитализм. Компании, которые приносят пользу клиентам, сотрудникам и обществу автора Сисодиа Раджендра

1.1. Становление системного подхода Все, что начинается хорошо, кончается плохо. Все, что начинается плохо, кончается еще хуже. Закон Паддера Метафоризация слова «система» была начата еще Демокритом (460–360 гг. до н. э.). В своих рассуждениях он отмечал, что речь состоит из

Из книги Универсум. Общая теория управления автора Масликов Владислав Иванович

1.3. Суть системного подхода Говорят, истина лежит между двумя противоположными мнениями. Неверно! Между ними лежит проблема. Иоганн Вольфганг Гёте Потребность в использовании системного подхода обострилась в связи с необходимостью управления объектами, имеющими

Из книги Реклама. Принципы и практика автора Уэллс Уильям

Базовые способы подписки Форма регистрации/заказа Если на вашем сайте предусмотрен личный кабинет, где пользователь может отслеживать заказы, накапливать скидку и редактировать персональные данные, проверьте, снабжена ли форма регистрации в таком кабинете

Из книги Исполнение: Система достижения целей автора Боссиди Ларри

Из книги автора

3.5. Базовые структуры управления Общим явлением для всех рассмотренных процессов является то, что любые универсумные элементы являются управляемыми. Причём, в зависимости от своего положения в модульной сетке универсума, создаваемые ими структуры обладают

I. 1. 1. Краткая характеристика системного подход. В настоящее время

системный подход все шире применяется в психологии накапливается опыт построения

системных описаний объектов исследования. Необходимость системного подхода

обусловлена укрупнением и усложнением изучаемых систем, потребностями

управления большими системами и интеграции знаний.

"Система" - слово греческое, буквально означает целое,

составленное из частей. В другом значении ϶ᴛᴏ порядок, определенный

планомерным, правильным расположением частей и их взаимосвязями. Отметим, что термин

"системный подход" охватывает группу методов, с помощью кᴏᴛᴏᴩых

реальный объект описывается как совокупность взаимодействующих компонентов.

Эти методы развиваются в рамках отдельных научных дисциплин,

междисциплинарных синтезов и общенаучных концепций. Применение системного

подхода в психологии стимулируется также успехом частных системных теорий

в других областях знания, развитием кибернетики и общественных концепций.

Системный подход будет ϲʙᴏего рода реакцией на бурный и длительный процесс

дифференциации в науке. Но ϶ᴛᴏ не означает, что системный подход -

синоним интеграции. Системный подход - единство интеграции и

дифференциации при доминировании тенденции объединения.

Мир, в кᴏᴛᴏᴩом мы живем, един. Единство его состоит в материальности.
Все

явления и процессы действительности взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Объективными формами существования материального субстрата будут

пространство и время. Не стоит забывать, что важнейшая особенность нашего мира заключается в

неравномерности распределения в пространстве и времени вещества, энергии

и информации (разнообразия) Кстати, эта неравномерность пробудет в том, что

компонентны материального субстрата (элементарные частицы, атомы, молекулы

и т. д.) группируются, объединяются в относительно обособленные в

пространстве и времени совокупности. Процесс объединения имеет

диалектический характер, ему противостоит процесс разъединения,

дезинтеграции. Но факт существование объединений на всех уровнях

организации материи говорит о доминировании интеграции над дезинтеграцией.

В неживой природе факторами интеграции будут физические поля, в живых

объектах - генетические, морфологические и другие взаимодействия,

обществе - производственные, экономические и другие отношения.

Принцип всеобщей взаимообусловленности явлений фиксирует факт объединения

отдельных объектов природы в более крупные образования, что обнаруживается

на все уровнях ее организации. По϶ᴛᴏму указанный принцип может

рассматриваться в качестве одного из методологических оснований системного

Общими задачами системных исследований будут анализ и синтез систем. В

процессе анализа система выделяется из среды, определяется ее состав,

структуры, функции, интегральные характеристики (ϲʙᴏйства), а также

системообразующие факторы и взаимосвязи со средой. В процессе синтеза

создается модель реальной системы, повышается уровень абстрактного

описания системы, определяется полнота ее состава и структур, базисы

описания, закономерности динамики и поведения. Системный подход

применяется к множествам объектов, отдельным объектам и их компонентам, а

также к ϲʙᴏйствам и интегральным характеристикам объектов.

Описания объектов как систем - системные описания - выполняются те же

функции, что и другие прочие описания: объяснительную и предсказательную.

Но главная их функция состоит в интеграции информации об объекте.

"...Задачей системных исследований будет прежде всего выработка

ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей теоретико-познавательной технологии изучения явлений как

систем и познания системности самого мира" .

Системный подход позволяет усмотреть общность психических явлений с

другими явлениями объективной действительности. Материал опубликован на http://сайт
Это дает возможность

"переноса" идей и взаимного обогащения, "усиления" наук,

Главный объект психологии - человек. Стоит заметить, что он будет целостным объектом

восприятия и познания. Сому, психику и личность человека также можно

рассматривать как целостные объекты. Объединение и объективация знаний

базируются на теории целостных объектов, будь то статистические или

динамические системы.

Системный подход не самоцель. В каждом конкретном случае его применение

должно давать реальный, вполне ощутимый эффект. Системные описания служат

средством решения многих теоретических и прикладных задач, встающих сегодня

перед психологами. В теоретическом плане эта интеграция и систематизация

психологических знаний, устранение избыточности в накопленной информации и

сокращение объема описания, выявление инвариантов психологических знаний,

преодоление недостатков локального подхода, уменьшение субъективизма в

интерпретации психических явлений. Системный подход позволяет усматривать

пробелы в знаниях о данном объекте, обнаруживать их неполноту, определять

задачи научных исследований, в отдельных случаях - путем интерполяции и

экстраполяции - предсказывать ϲʙᴏйства отсутствующих частей описания.

В прикладном плане ϶ᴛᴏ задачи психодиагностики, проектирования и

управления автоматизированными системами, повышения эффективности

процесса обучения, совершенствования психологического образования.

Системные методы позволяют представить учебную информацию в более активном

для восприятия и запоминания виде, дать более целостное описание предмета

науки и перейти впервые в изложении психологии от активного пути к

индуктивно-дедуктивному.

I. 1. 2. Разновидности системного подхода. Существует несколько

разновидностей системного подхода: комплексный, структурный, целостный.

Необходимо определить объем данных понятий. Комплексный подход предлагает

наличие совокупности компонентов объекта или применяемых методов

исследования. При ϶ᴛᴏм не принимаются во внимание ни отношения между

объектами, ни полнота их состава, ни отношения компонентов в целом.

Решаются главным образом задачи статики: количественного соотношения

компонентов и подобные. Структурный подход предлагает изучение состава

(подсистем) и структур объекта. При таком подходе еще нет соотнесения

подсистем (частей) и системы (целого) Декомпозиция систем на подсистемы

производится не единым образом. Динамика структур, как правило, не

рассматривается. При целостном подходе изучаются отношения не только между

частями объекта, но и между частями и целым. Декомпозиция целого на части

единственна. Вот к примеру, принято говорить, что "целое - ϶ᴛᴏ то, от

чего ничего нельзя отнять и к чему ничего нельзя добавить". Целостный

подход предлагает изучение состава (подсистем) и структур объекта не

только в статике, но и в динамике, т. е. он предлагает изучение поведения и

эволюции систем.

Любую систему можно рассматривать как систему большей системы. Это

правильное по существу положение оставляет, однако, в тени тот факт, что

последовательность систем оказывается неоднородной: различные объекты

(системы) обладают различной функциональной и структурной обособленностью

и целостностью. К примеру, и клетка, и орган, и организм могут

рассматриваться как системы. Но клетка и организм обладают по сравнению с

органом значительной большей способностью к независимому функционированию.

По϶ᴛᴏму целостный подход применим не ко всем системам (объектам) а только

к таким, кᴏᴛᴏᴩым ϲʙᴏйственна высокая степень функциональной независимости.

I. 1. 3.
Стоит отметить, что особенности системного подхода в психологии. Системное

исследование предполагает определенный выбор объекта и формулировку задачи

в терминах системного подхода. выбор объекта конкретного исследования -

дело нелегкое, так как требует выделения в сложной организации человека

обособленной подсистемы, обладающей относительной функциональной и

структурной самостоятельностью. Это необходимое условие для получения

системного описания объекта. примерами могут служить сенсорная организация

человека, психомоторная организация, интеллект и т. п. Более крупные

образования (сома, психика, личность) трудны для индивидуального

экспериментального исследования и могут стать объектом либо комплексного,

либо теоретического исследования.

При этом выбор функционально и структурно обособленного объекта -

необходимое, но еще недостаточное условие для получения хорошего

системного описания. Стоит сказать, для выбранного объекта нужно подыскать такой

"срез" исследования, для кᴏᴛᴏᴩого нужно указать и экспериментально

изучить полный набор характеристик. В случае если ϶ᴛᴏго не сделать, то описание

неизбежно становится локальным.

Постановка задач в терминах системного подхода предполагает получение

ответов на вопросы о составе объекта, функции объекта, его структуре.

Системой называется совокупность элементов любой природы, между кᴏᴛᴏᴩыми

существуют определенные отношения. Множество элементов, из кᴏᴛᴏᴩых

образована система, называется ее составом. Множество можно разбивать на

подмножества и на элементы, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно различают макросостав и

микросостав. Структурой системы называется постоянная часть отношений,

характерных для компонентов системы. Отношения определяют ограничения на

сочетания элементов различных множеств или одного и того же множества.

Объектам множества могут быть ϲʙᴏйственны отношения различных видов,

следовательно, в одной системе может быть несколько структур. Любая

систем существует в некᴏᴛᴏᴩой среде. Соответствие между средой и системой

называется функцией системы. Систем может выполнять одну или несколько

функций. Постоянные суммарные характеристики состава и отношений между

компонентами системы называются ее ϲʙᴏйствами.

классов дополнительно описываются также и другими понятиями. При

комплексном методе исследования в психологии можно выделить следующие

этапы: определение области исследования; обоснование необходимости его

проведения; подбор методик; организацию последовательно-параллельного их

применения; выбор формы представления полученных данных.

От слова "система" можно образовать другие слова:

"системный", "систематизировать",

"систематический". в узком смысле под системным подходом будем

понимать применение системных методов для изучения реальных физических,

биологических, социальных и других систем. Системный подход в широком

смысле включает, кроме того, применение системных методов для решения

задач систематики, планирования и организации комплексного и

систематического эксперимента. К системным методам психологии принадлежат:

генетический, лонгитюдный, аналитический (расчленение и различение),

синтетический (выделение общего и объединение), индуктивный и дедуктивный,

композиционный. Стоит заметить, что они применимы также к процессу исследования и к

представлению результатов исследования.

Системный подход - направление философии и методологии научного познания, в основе которого лежит исследование объектов как систем.

Особенность системного подхода в том, что он ориентирован на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

Понятие "системный подход" (от англ. - systems approach) стало широко употребляться в 1960 - 1970 гг., хотя само стремление к рассмотрению объекта исследования как целостной системы возникло еще в античной философии и науке (Платон, Аристотель). Идея системной организации знания, возникшая в античные времена, формируется в средние века и получает наибольшее развитие в немецкой классической философии (Кант, Шеллинг). Классический образец системного исследования - "Капитал" К. Маркса. Воплощенные в нем принципы изучения органичного целого (восхождение от абстрактного к конкретному, единство анализа и синтеза, логического и исторического, выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия, синтез структурно-функциональных и генетических представлений об объекте и т.п.) явились важнейшим компонентом диалектико-материалистической методологии научного познания. Теория эволюции Ч. Дарвина служит ярким образцом применения системного подхода в биологии.

В XX в. системный подход занимает одно из ведущих мест в научном познании. Это связано в первую очередь с изменением типа научных и практических задач. В целом ряде областей науки центральное место начинают занимать проблемы изучения организации и функционирования сложных саморазвивающихся объектов, границы и состав которых не очевидны и требуют специального исследования в каждом отдельном случае. Исследование таких объектов - многоуровневых, иерархических, самоорганизующихся биологических, психологических, социальных, технических - потребовало рассмотрения этих объектов как систем.

Возникает целый ряд научных концепций, для которых характерно использование основных идей системного подхода. Так, в учении В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере научному познанию предложен новый тип объектов - глобальные системы. А. А. Богданов и ряд других исследователей начинают разработку теории организации. Выделение особого класса систем - информационных и управляющих - послужило фундаментом возникновения кибернетики. В биологии системные идеи используются в экологических исследованиях, при изучении высшей нервной деятельности, в анализе биологической организации, в систематике. В экономической науке принципы системного подхода применяются при постановке и решении задач оптимального экономического планирования, которые требуют построения многокомпонентных моделей социальных систем разного уровня. В практике управления идеи системного подхода кристаллизуются в методологических средствах системного анализа.

Таким образом, принципы системного подхода распространяются практически на все сферы научного знания и практики. Параллельно начинается систематическая разработка этих принципов в методологическом плане. Первоначально методологические исследования группировались вокруг задач построения общей теории систем (первая программа ее построения и сам термин были предложены Л. Берталанфи). В начале 1920-х гг. молодой биолог Людвиг фон Берталанфи начал изучать организмы как определенные системы, обобщив свои взгляды в книге "Современная теория развития" (1929). Он разработал системный подход к изучению биологических организмов. В книге "Роботы, люди и сознание" (1967) ученый перенес общую теорию систем на анализ процессов и явлений общественной жизни. В 1969 г. вышла очередная книга Берталанфи "Общая теория систем". Исследователь превращает свою теорию систем в общедисциплинарную науку. Предназначение этой науки он видел в поиске структурного сходства законов, установленных в различных дисциплинах, исходя из которых можно вывести общесистемные закономерности.

Однако развитие исследований в этом направлении показало, что совокупность проблем методологии системного исследования существенно превосходит рамки задач общей теории систем. Для обозначения этой более широкой сферы методологических проблем и применяют термин "системный подход", который с 1970-х гг. прочно вошел в научный обиход (в научной литературе разных стран для обозначения этого понятия используют и другие термины - "системный анализ", "системные методы", "системно-структурный подход", "общая теория систем"; при этом за понятиями системного анализа и общей теории систем закреплено еще и специфическое, более узкое значение; с учетом этого термин "системный подход" следует считать более точным, к тому же он наиболее распространен в литературе на русском языке).

Можно выделить следующие этапы в развитии системного подхода в XX в. (табл. 6.1).

Таблица 6.1. Основные этапы в развитии системного подхода

Период

Исследователи

Л. А. Богданов

Всеобщая организационная наука (тектология) - общая теория организации (дезорганизации), наука об универсальных типах структурного преобразования систем

1930-1940-е гг.

Л. фон Берталанфи

Общая теория систем (как совокупность принципов исследования систем и набор отдельных эмпирически выявленных изоморфизмов в строении и функционировании разнородных системных объектов). Система - комплекс взаимодействующих элементов, совокупность элементов, находящихся в определенных соотношениях друг с другом и со средой

Развитие кибернетики и проектирование автоматизированных систем управления. Винер открыл законы информационного взаимодействия элементов в процессе управления системой

1960-1980-е гг.

М. Месарович, П. Глушков

Концепции общей теории систем, обеспеченные собственным математическим аппаратом, например, модели многоуровневых многоцелевых систем

Системный подход не существует в виде строгой методологической концепции, являясь скорее совокупностью принципов исследования. Системный подход - это подход, при котором исследуемый объект рассматривается как система, т.е. совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. В соответствии с общей теорией систем объект рассматривается как система и одновременно как элемент более крупной системы.

Изучение объекта с позиции системного подхода включает следующие аспекты:

  • - системно-элементный (выявление элементов, составляющих данную систему);
  • - системно-структурный (изучение внутренних связей между элементами системы);
  • - системно-функциональный (выявление функций системы);
  • - системно-целевой (выявление целей и подцелей системы);
  • - системно-ресурсный (анализ ресурсов, требуемых для функционирования системы);
  • - системно-интеграционный (определение совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих ее целостность и отличных от свойств ее элементов);
  • - системно-коммуникационный (анализ внешних связей системы со внешней средой и другими системами);
  • - системно-исторический (изучения возникновения системы, этапов ее развития и перспектив).

Таким образом, системный подход - это методологическое направление в науке, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов - систем разных типов и классов.

Можно встретить двоякое понимание системного подхода: с одной стороны, это рассмотрение, анализ существующих систем, с другой - создание, конструирование, синтез систем для достижения целей.

Применительно к организациям под системным подходом чаще всего понимают комплексное изучение объекта как единого целого с позиций системного анализа, т.е. уточнение сложной проблемы и ее структуризация в серию задач, решаемых с помощью экономико-математических методов, нахождение критериев их решения, детализация целей, конструирование эффективной организации для достижения целей.

Системный анализ используется как один из важнейших методов в системном подходе, как эффективное средство решения сложных, обычно недостаточно четко сформулированных проблем. Системный анализ можно считать дальнейшим развитием идей кибернетики: он исследует общие закономерности, относящиеся к сложным системам, которые изучаются любой наукой.

Системотехника - прикладная наука, исследующая задачи реального создания сложных управляющих систем.

Процесс построения системы состоит из шести этапов:

  • 1) системный анализ;
  • 2) системное программирование, которое включает определение текущих целей: составление графиков и планов работы;
  • 3) системное проектирование - реальное проектирование системы, ее подсистем и компонентов для достижения оптимальной эффективности;
  • 4) создание программ математического обеспечения;
  • 5) ввод системы в действие и ее проверка;
  • 6) обслуживание системы.

Качество организации системы обычно выражается в эффекте синергии. Он проявляется в том, что результат функционирования системы в целом получается выше, чем сумма одноименных результатов отдельных элементов, составляющих совокупность. На практике это означает, что из одних и тех же элементов мы можем получить системы разного или одинакового свойства, но различной эффективности в зависимости от того, как эти элементы будут взаимосвязаны, т.е. как будет организована сама система.

Организация, представляющая собой в наиболее общей абстрактной форме организованное целое, является предельным расширением любой системы. Понятие "организация" как упорядоченное состояние целого тождественно понятию "система". Понятием же, противоположным "системе", является понятие "несистема".

Система - это не что иное, как организация в статике, т.е. некоторое зафиксированное на данный момент состояние упорядоченности.

Рассмотрение организации как системы позволяет систематизировать и классифицировать организации по ряду общих признаков. Так, по степени сложности выделяют девять уровней иерархии:

  • 1) уровень статической организации, отражающий статические взаимоотношения между элементами целого;
  • 2) уровень простой динамической системы с заранее запрограммированными обязательными движениями;
  • 3) уровень информационной организации, или уровень "термостата";
  • 4) самосохраняющаяся организация - открытая система, или уровень клетки;
  • 5) генетически общественная организация;
  • 6) организация типа "животных", характеризующаяся наличием подвижности, целенаправленным поведением и осведомленностью;
  • 7) уровень индивидуального человеческого организма -"человеческий" уровень;
  • 8) социальная организация, представляющая собой разнообразие общественных институтов;
  • 9) трансцендентальные системы, т.е. организации, которые существуют в виде различных структур и взаимосвязей.

Применение системного подхода для изучения организации позволяет значительно расширить представление о ее сущности и тенденциях развития, более глубоко и всесторонне раскрыть содержание происходящих процессов, выявить объективные закономерности формирования этой многоаспектной системы.

Системный подход, или системный метод, представляет собой эксплицитное (явно, открыто выраженное) описание процедур определения объектов как систем и способов их специфического системного исследования (описания, объяснения, предсказания и т.д.).

Системный подход при исследовании свойств организации позволяет установить ее целостность, системность и организованность. При системном подходе внимание исследователей направлено на его состав, на свойства элементов, проявляющиеся во взаимодействии. Установление в системе устойчивых взаимосвязи элементов па всех уровнях и ступенях, т.е. установление закона связей элементов, есть обнаружение структурности системы как следующая ступень конкретизации целого.

Структура как внутренняя организация системы, отражение ее внутреннего содержания проявляется в упорядоченности взаимосвязей ее частей. Это позволяет выразить ряд существенных сторон организации как системы. Структура системы, выражая ее сущность, проявляется в совокупности законов данной области явлений.

Исследование структуры организации - важный этап познаний многообразия связей, имеющих место внутри исследуемого объекта. Это одна из сторон системности. Другая сторона состоит в выявлении внутриорганизационных отношений и взаимоотношений рассматриваемого объекта с иными составляющими систему более высокого уровня. В связи с этим необходимо, во-первых, рассматривать отдельные свойства исследуемого объекта в их соотношении с объектом как целым, а во-вторых, раскрыть законы поведения.

С некоторой долей условности все определения понятия «система» можно разделить на три группы.

Определения, принадлежащие к первой группе, рассматривают систему каккомплекс процессов, явлений и связей между ними, которые существуют объективно, независимо от наблюдателя .

Определения второй группы рассматривают системукак инструмент, способ исследования процессов и явлений . Наблюдатель, имея перед собой цель, конструирует систему как некоторое абстрактное отображение реальных объектов.

Третья группа определений представляет компромисс между двумя первыми. Система здесь -искусственно создаваемый комплекс элементов (людей, процедур, технологий, научных теорий и т.п.), предназначенный для решения сложной организационной, технической, экономической задачи. Следовательно, наблюдатель не только выделяет систему из среды, но и создает, синтезирует ее.

Рассмотрим основные понятия теории систем, к которым наряду с системой в первую очередь следует отнести такие категории, как «среда», «элемент», «связи», «структура».

Под системой чаще всего понимают целостное множество взаимосвязанных элементов, обладающее свойствами, отличными от свойств элементов, образующих это множество.

Среда есть все то, что воздействует на систему, но неподконтрольно ей. Воздействиесреды на систему называют входными воздействиями, или входами; воздействиесистемы на среду - выходные воздействия, реакция системы, или выходы.

С учетом определения среды можно дать следующее определение системы. Система - это целостное структурное образование, выделяемое исследователем из окружающей среды на основе единства функционирования множества взаимосвязанных объектов в качестве элементов, обладающих определенными свойствами, связями и отношениями.

В качестве элемента системы рассматривается объект, относительно самостоятельный и не подлежащий дальнейшему расчленению на том или ином уровне рассмотрения, выполняющий определенные функции, находящийся во взаимосвязи с другими объектами, составляющими систему.

Разделение объектов на элементы и системы относительно. Каждая система может быть представлена как элемент системы большего масштаба (суперсистемы), а элемент в свою очередь можно рассматривать в качестве относительно самостоятельной системы.

Выделение элементов в очень сложных системах опосредуется расчленением системы на подсистемы, которые представляют собой относительно самостоятельные части системы, подлежащие дальнейшему расчленению.

Понятие «элемент системы» применяется в системных исследованиях для определения способа отделения части от целого.

Элементами системы могут быть как подсистемы, так и ее компоненты в зависимости от тех свойств, которыми обладает выделенный элемент системы.

Понятие «подсистема» подразумевает выделение относительно независимой части системы, которая сама обладает свойствами объекта-системы. К ним можно отнести наличие структурной целостности, подцелей функционирования и коммуникативности с другими подсистемами (элементами). Сама подсистема должна состоять из неоднородных элементов, т.е. обладающих разными свойствами.

Функционирование системы как единого целого обеспечивается связями между элементами.

Связь - это перенос материальных, энергетических или информационных компонентов из одного объекта в другой. Связь - это функциональная характеристика элемента, а отношение -структурная.

Принято понятие «связь» отождествлять с динамичным состоянием элементов, которое определяется целями функционирования и методами управления в процессе установления связи.

Понятие «отношение» характеризуется статикой строения самого элемента, т.е. его структурой. В теории логики принято «отношение» рассматривать как соотношение, соподчинение одного свойства элемента другому. Такое соотношение тоже основывается на разных видах связей, например в микроэлементах. Понятие «отношение» можно рассматривать как «связи строения» элемента.

Связи делятся на внутренние - когда такой перенос компонентов происходит между элементами системы, и внешние -когда выход одной системы становится входом в другую.

Такую связь принято называть прямой связью (например, поставки ресурсов организации). Помимо нее существует еще и обратная связь. Прямая связь обеспечивает передачу воздействия, информации с выхода одного элемента на вход другого, а обратная ~ с выхода некоторого элемента на вход того же элемента.

Понятие «связь» определяется как проявление свойств коммуникации самого элемента с его окружением. Связь осуществляется на основе закона обмена энергией, информацией и веществом в процессе динамического развития самого элемента. Понятие «связь» описывает степень ограничения свободного развития самого элемента. Все элементы любой системы всегда вступают во взаимодействие друг с другом, теряя при этом некоторые из своих свойств. Наличие свойств связей у элемента (коммуникации) обеспечивает его жизнедеятельность.

Следовательно, понятие «связь» определяет функционально-процессуальную характеристику системы, а понятие «отношение» - функционально-структурную характеристику.

В рамках системных исследований понятие «связь» имеет наибольшее значение, так как в процессе взаимодействия элементов в системе устанавливаются алгоритмы их совместного функционирования.

По своему характеру связи могут быть положительными, отрицательными и гармонизированными.

Под положительной связью понимается результат взаимодействия элементов, в процессе которого не нарушается внутренняя структура самих элементов, и этот результат дает импульс к дальнейшему развитию элементов и всей системы.

Под отрицательной связью понимается результат взаимодействия элементов, в процессе которого происходит разрушение как самого элемента, так и всей системы.

Под гармонизированной связью понимается устойчивое динамическое состояние развития элементов в результате их взаимодействия.

В системах различной природы всегда существуют разные виды связей, за счет которых обеспечивается сохранение целостного образования.

Состав элементов и способ их объединения определяют структуру системы. Формально ее часто представляют в виде граф, где вершины соответствуют элементам системы, а дуги - их связям. Особое место среди структур разных типов занимают иерархические структуры.

Как было отмечено, понятие «отношение» в качестве внутренней связи между элементами системы логически связано с понятием «структура».

Понятие «структура» означает строение, расположение, порядок. Структура отражает взаимосвязи и взаимоотношения между элементами системы, которые устанавливают порядок ее строения. Структуру системы принято описывать видом связей и отношений (иерархия связей) между ее элементами. Структура описывает внутреннее строение (состояние) системы. Структуры могут быть как статические, так и динамические. Одна и та же система может быть описана разными видами структур в зависимости от аспектов и стадий исследования или проектирования в пространстве и времени.

Структуры систем могут описывать состояние системы, ее поведение, условия ее равновесия, устойчивости и развития.

Под состоянием системы принято понимать ее описание в определенный момент времени как «статичной фотографии». В таком состоянии все элементы имеют статичные входные и выходные параметры.

Потребность в использовании системного подхода в управлении обострилась в связи с необходимостью управления объектами, имеющими большие размеры в пространстве и во времени в условиях динамичных изменений внешней среды.

Интерес к системному подходу объясняется тем, что с его помощью можно решать задачи, не решаемые традиционными методами.

Системный подход позволяет строить многофакторные модели, характерные для социально-экономических систем, к которым относятся организации, и формирует системное мышление, необходимое их руководителям, что повышает эффективность принимаемых решений.

При рассмотрении системного подхода как метода исследования организаций следует учитывать то обстоятельство, что объект исследования всегда многогранен и требует всестороннего, комплексного подхода, поэтому к исследованию следует привлекать специалистов разного профиля. Всесторонность в комплексном подходе выражает частное требование, в системном же подходе она представляет собой один из методологических принципов.

Для системного подхода характерна формальная строгость, которой нет у комплексного подхода. Системный подход рассматривает исследуемые организации как системы, состоящие из структурированных и функционально организованных подсистем (или элементов). Комплексный подход используется не столько в отношении объектов с позиций целостности, сколько для разностороннего рассмотрения исследуемого объекта. Признаки и свойства этих подходов приведены в табл. 1.2.

Таблица 1.2

Сопоставление комплексного и системного подходов

Характеристика подхода

Комплексный подход

Системный подход

Механизм реализации установки

Стремление к синтезу на базе различных дисциплин (с последующим суммированием результатов)

Стремление к синтезу в рамках одной научной дисциплины на уровне новых знаний, носящих системообразующий характер

Объект исследования

Любые явления, процессы состояния, аддитивные системы

Только системные объекты, т.е. целостные системы, состоящие из закономерно структурированных элементов

Междисциплинарный учитывает два или более показателя, влияющих на эффективность

Учитываются все показатели, влияющие на эффективность

Понятийный аппарат

Базовый вариант, нормативы, экспертиза, суммирование, отношение яд ля выражения критерия

Тенденция развития, аналитически зависимые, отличные от отношений проверки критерия, выбор оптимальной формы

Принципы

Отсутствуют

Системности, иерархии, обратной связи, гомеостазиса

Теория и практика

Теория отсутствует, а практика неэффективна

Системология – теория систем, системотехника - практика, системный анализ - методология

Общая характеристика

Организационно - методический (внешний), приближенный, разносторонний, взаимосвязанный, взаимообусловленный, предтеча системного подхода

Методологический (внутренный), ближе к природе объекта, целенаправленность, упорядоченность, организованность как развитие комплексного подхода на пути к теории и методологии объекта исследования

Характерные особенности

Широта охвата проблемы при детерминированности требований

Широта охвата проблемы, но в условиях риска и неопределенности

Развитие

В рамках существующих знаний многих наук, выступающих обособленно

В рамках одной науки (системологии) на уровне новых знаний системообразующего характера

Результат

Экономический эффект

Системный (эмерджентный, синергический эффект)

Разделение системы на части (на элементы) может быть выполнено в различных вариантах и неограниченное число раз. Важные факторы здесь - стоящая перед исследователем цель и тот язык, на котором производится описание исследуемой системы.

Системность заключается в стремлении исследовать объект с разных сторон.

Введение с.3

1. Менеджмент как сложная система. с.4

2. Сущность системного подхода с.7

3. Системный подход в решении управленческих задач. с.11

Заключение с.20

Список литературы с.21

Введение

Системный подход - это довольно новый подход, до сих пор исследователи еще не могут полностью оценить истинное воздействие данной школы на теорию и практику управления. Тем не менее, уже сейчас можно сказать, что его влияние велико и, кажется, будет расти в будущем. По словам профессоров Розенцвейга и Каста, теория систем обеспечила дисциплину управления основой для интеграции концепций, разработанных и предложенных более ранними школами. Многие из этих более ранних идей, несмотря на то, что они не могут рассматриваться как полностью правильные, имеют большую ценность. На системной основе вероятно можно будет синтезировать новые знания и теории, которые будут разрабатываться и появляться в будущем.

Однако, теория систем сама по себе еще не говорит руководителям, какие же именно элементы организации как системы особенно важны. Она только говорит, что организация состоит из многочисленных взаимозависимых подсистем и является открытой системой, которая взаимодействует с внешней средой. Эта теория конкретно не определяет основные переменные, влияющие на функцию управления. Не определяет она и того, что в окружающей среде влияет на управление и как среда влияет на результат деятельности организации. Очевидно, что руководители должны знать, каковы переменные организации как системы, для того чтобы применять теорию систем к процессу управления.

В данном реферате мы рассмотрим сущность системного подхода в решении управленческих задач.

1. Менеджмент как сложная система

Сложной системой называется такая система, которую можно представить иерархической совокупностью неоднородных подсистем. Неоднородность подсистем означает, что каждая из входящих в систему подсистем имеет собственный язык описания (4).

Признаком сложности системы является возможность разделения ее на подсистемы по разным основаниям. Например, если за основание принять ресурсы, то предприятие можно рассматривать как сложную систему, состоящую из материально-вещественной, финансовой и кадровой подсистем; содержание направлений менеджмента - производственной, финансовой, маркетинговой подсистем и подсистемы управления персоналом; элементы структуры управления - службы, цехи, участки, бригады, рабочее место.

Сложная система обладает иерархической структурой, то есть может быть представлена совокупностью подсистем постоянно уменьшающегося уровня сложности вплоть до элементарных подсистем, выполняющих в сложной системе базовые элементарные функции. Процесс представления системы в таком виде называется декомпозицией. Примером может служить представление управления экономикой страны как совокупностей подсистем, отраслей, объединений, предприятий, цехов, участков, бригад, рабочих мест.

Характерным свойством сложных систем является целостность. Она отражает специфику их функционирования и сложность анализа систем. Целостность показывает, что изменения, возникшие в элементе какой-либо подсистемы, вызовут изменения в функционировании всей системы. Изучение таких систем затрудняется тем, что в них действует большое количество разнородных факторов, приводящих к разным по природе процессам. В литературе можно также встретить такие определения как «диффузная система», «плохо организованная система», «слабострукту-рированная система». Все они относятся к сложным системам.

Управление и менеджмент, как его составная часть, является сложной открытой системой, для каждой из подсистем которой характерным является наличие собственных механизмов функционирования. В разных подсистемах эти механизмы не одинаковы, но связаны между собой и взаимообусловлены. В решении вопросов управления очень важным является четкое определение границ между подсистемами для каждого уровня управления. Эти границы определяются целями и задачами подсистем, содержанием производственной деятельности, кадровым составом и особенностями структуры управления.

Технология управления как средство достижения целей не может быть общей для всех подсистем сложной системы. В рамках решения общей цели системы механизмы управления подсистем не одинаковы. Они зависят от структуры подсистем, особенностей проявления их переменных, влияния факторов внешней среды на элементы подсистемы. Это означает, что рассмотрение технологии менеджмента станет объективно отражать сущность процессов управления только тогда, когда эти технологии имеют конкретный адресат, обозначенный границами анализируемой подсистемы (4, с. 89).

В иерархическую структуру централизованного управления отраслями производства входят разные органы управления: министерства, управление объединением, управление предприятием, управление службами, участками и т. д. Несмотря на то, что организационная система этих Органов имеет одну и ту же структуру (см. рис.), содержание компонентов систем и механизмов реализации управления существенно различаются.

Например, руководители в каждой из них (организационной системе министерства, оргсистеме объединения, предприятия и т. д.) имеют разные полномочия и в соответствии с ними выполняют разные должностные функции (министр, управляющий, начальник участка и др.). Состав подчиненных, глубина и масштабность решения технологических вопросов, формы, методы и средства управления, используемые этими руководителями в своей работе также у них не одинаковы.

Как вся сложная организационная система, так и каждая из организационных подсистем ее пирамиды являются открытыми. С одной стороны, функционирование каждой из подсистем детерминировано директивными воздействиями вышестоящей, с другой - действием многочисленного числа внутренних и внешних факторов. Это многообразие условий и факторов, особенности технологии, структуры управления, кадрового состава, средств коммуникации, профессиональной культуры руководителя в большинстве своем определяют специфику деятельности управленческих органов, уникальность и неповторимость даже, казалось бы, родственных предприятий.

То есть, с позиций системного подхода менеджмент не может быть представлен в виде четко сформулированных правил и рецептов деятельности для руководителей всех уровней управления одновременно. Анализ и проектирование технологий имеет многофакторный характер. По сути своей, каждой конкретной управленческой ситуации могут соответствовать одна или несколько технологий, использование которых, позволит получить тот или иной результат. Количество вариантов решения задач всегда больше числа этих задач. Руководитель должен уметь ориентироваться в них, правильно распределить прерогативы, найти из множества решений то, которое в данной ситуации окажется наиболее эффективным.

2. Сущность системного подхода

Системный подход - это направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем (13, с. 67).

Системный подход способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их изучения.

Важнейшие принципы системного подхода (системного анализа): 1) процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей; 2) необходимо рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения; 3) необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели; 4) цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы (программы); 5) восхождение от абстрактного к конкретному; 6) единство анализа и синтеза, логического и исторического; 7) выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия и др.

Как мы уже говорили в первом параграфе данной работы, система - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. При определении понятия системы необходимо учитывать теснейшую взаимосвязь его с понятиями целостности, структуры, связи, элемента, отношения, подсистемы и др. Основные системные принципы: 1) целостности (принципиальная несводимость) свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого; зависимость каждого от его места, функций и т.д. внутри целого; 2) структурности (возможность описания системы через установление ее структуры, т.е. сети связей и отношений системы; обусловленность поведения системы не только поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры); 3) взаимозависимости структуры и среды (система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим активным компонентом взаимодействия); 4) иерархичности (каждый компонент системы в свою очередь может рассматриваться как система, а исследуемая в данном случае система представляет собой один из компонентов более широкой, глобальной системы); 5) множественности описания каждой системы (в силу принципиальной сложности каждой системы ее адекватное познание требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы).

Рассмотрим элементы принципа "черный ящик" системного подхода (см. рис.)

При применении системного подхода на основе маркетинговых исследований сначала формируются параметры выхода - товара или услуги: что производить, с какими показателями качества, с какими затратами, для кого, в какие сроки, кому продавать и по какой цене. На эти вопросы ответы даются одновременно. Выход должен быть конкурентоспособным по нормативам (13, с. 71).

Затем определяются параметры входа: какие нужны ресурсы и информация для процесса. Потребность в ресурсах и информации прогнозируется после изучения организационно-технического уровня производства системы (уровня техники, технологии, организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (политической, экономической, технологической, социально-демографической, культурной среды страны и инфраструктуры данного региона).

Обратная связь является коммуникационным каналом от потребителей системы ("выхода") к изготовителю товара и поставщикам ("входа") системы. При изменении требований потребителей к товару, параметров рынка, появлении организационно-технических новинок "вход" системы и сама система должны отреагировать на эти изменения и внести соответствующие изменения в параметры функционирования,

Для обеспечения конкурентоспособности товара необходимо чтобы: 1) результаты маркетинговых исследований гарантировали высшие мировые достижения к моменту поставки товара потребителю (другими словами - должен быть высококачественный прогноз параметров "выхода" системы; 2) "вход" системы был отличного качества; 3) внешняя среда способствовала нормальному протеканию процессов в системе и 4) организационно-технический уровень системы смог переработать качественный "вход" системы в качественный "выход".

В данном примере в виде системы может выступать любая фирма, ее подразделение, отдел, машина и т.д. Для обеспечения высокого качества "выхода" системы сначала необходимо обеспечить высокое качество "входа", а затем высокое качество процесса и внешней среды. Если, например, качество "входа" машиностроительного предприятия удовлетворительное, то какие бы ни были на предприятии технология, оборудование, кадры и т.д., качество "выхода" тоже будет удовлетворительным. Если качество "входа" отличное, а качество процесса удовлетворительное, то и качество "выхода" будет удовлетворительным, то есть оценка качества "выхода" равна низшей оценке предыдущих элементов. При этом, сначала формируются требования к "выходу" системы, затем - к "входу" и внешней среде и только потом - к процессу. Другими словами - прежде чем предъявлять требования к коллективу, изучите качество поступающих документов, информации, внешнюю по отношению к коллективу среду, т.е. отработайте "вход" системы, отрегулируйте (если это возможно) отношения с внешней средой и только потом приступайте к повышению качества процесса (16, с. 119).

Применяя системный подход, структуру дерева показателей эффективности товара можно изобразить в следующем виде.

Дерево показателей эффективности каждого вида товара имеет свои особенности и его построение представляет огромную трудность. Вместе с тем, построение дерева показателей позволит значительно повысить качество системы менеджмента.

Таким образом, системный подход - главный принцип построения, функционирования и развития любых систем (объектов).