Социология как наука кратко. Основные понятия социологии. Области изучения и существующие дилеммы

Функции социологического знания

Идея родилась во Франции в середине XVIII века. Она (Фр.) перенесла за короткий срок 3 революции -это предпосылки для изучения общества и его изменения. Так же повлияло развитие естествознания: если люди научились понимать законы природы, значит можно изучить законы развития общества.

Проект социологии у Конта подразумевал, что общество - особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам. Практический смысл социологии - участие в совершенствовании общества, которое в принципе поддается такому совершенствованию. Могут быть найдены познавательные инструменты, позволяющие выявить законы развития общества.

Проект социологии был результатом соединения 4х фундаментальных идей, развивавшихся в течение столетий:

    идея общества

    идея естественного закона

    идея прогресса

    идея метода (познавательный инструмент)

Термин функция в социологии подразумевает:

    назначение элемента системы по отношению к ней как к целостности

    зависимость, при которой изменения в одной части системы оказываются зависимыми от изменений в другой ее части, или от изменения системы в целом.

Функции социологии:

Теоретико-познавательная . Подразумевает, что социология - область научного знания, т.е. отлична от обыденного знания, теологических представлений, идеологии и представляет знание специализированное, объективное, доказательное. Это знание связано с использованием специального языка и специальных методов установления фактов и передаваемое посредством образования.

Практически-преобразовательная (в т.ч. организационно-управленческая, прогностическая, адаптационная). Подразумевает использование социологического знания в различных областях соц. практики, в т.ч. во взаимном приспособлении индивида и соц. среды.

Мировоззренческая. Подразумевает, что соц. знание, как и социально-гуманитарное знание в целом, способствует оценочной деятельности человека, т.е. выработке его ориентации в обществе, его отношения к себе и к другим.

Общая характеристика предметной области социологии.

Объект науки - то, на что направлено изучение, некая часть внешней реальности, выбранная для изучения (для социологии - общество).

Специфика социологии в том, что она изучает общество как целостность.

Предмет науки (предметная область) - те стороны, связи, отношения объекта, которые изучаются данной наукой.

Поиски предмета социологии на протяжении всей истории ее развития могут быть связаны с вопросом "Как возможно общество?". Многообразие ответов на этот вопрос представлено в многообразии социологических концепций.

Макс Вебер (начало XX века), немецкий социолог, сказал, что главная задача социологии - отыскание смысла человеческих действий. Он стал основоположником "понимающей социологии". Задача - понимание социологических действий людей.

Социология - область научного знания, связанная с изучением соц. взаимодействия и его результатов (соц. отношений и институтов, соц. общностей и личностей, а также самого общества, как целостности).

Специфика социологического объяснения.

Она связана с определенным подходом к объяснению человеческих (социальных) действий и их результатов. Объяснение социологического типа можно свести к объяснению поведения людей, различиями в культурной принадлежности и различным положением в социальной структуре.

Культурная принадлежность связана с усвоенными целями, нормами поведения, языком, идентификацией.

Идентификация - отождествление человеком себя с какой-то общностью.

Местоположение действующих в соц. структуре связано с формальными и неформальными стандартами ресурсов, доступных человеку (например, директор и секретарша). Т.о., с точки зрения социологии, люди действуют таким образом потому, что принадлежат к определенной культуре и потому, что обладаю определенными ресурсами для этого. Социологические объяснения связывают действия индивидов с развитием общества в целом.

Система социологического знания.

Система - упорядоченная определенным образом совокупность элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторую целостность.

Основные признаки соц. систем:

    качественная определенность

    выделенность относительно среды существования

    гетерогенность (неоднородность состава), т.е. наличие некоторого множества составных частей в целом.

    наличие интегральных свойств, в которых проявляется зависимость частей и целого.

Система социологического знания в качестве элементов включает:

    социальные факты , т.е. обоснованные знания, полученные в результате описания определенных фрагментов реальности. Установлению соц. фактов служат такие элементы социологического знания как:

    общие и специальные социологические теории (например теория стратификации, теория культурного релятивизма и т.д.) Задача этих теорий - решить вопрос о возможностях и пределах познания общества в определенных аспектах. Эти теории развиваются в рамках определенных теоретико-методологических направлений: макро или микро социологий, функционализма или символического интеракционизма...

    отраслевые социологические теории , например экономическая социология, социология семьи, социология города. Их задача - дать описание отдельных сфер жизни общества, обосновать программы конкретных социологических исследований, обеспечить истолкование эмпирических данных.

    методы сбора и анализа данных служат созданию эмпирической базы и первичному обобщению эмпирических данных (массовый опрос, наблюдения, анализ документов, эксперимент). Выбор метода исследования зависит от спецификации объекта и задач исследования, например настроения избирателей можно изучать с помощью опроса избирателей, опроса экспертов или глубинного интервью с типичным избирателем. Соответственно методу избирается метод анализа данных.

Социология как наука об обществе

Прежде всего, необходимо выяснить: что такое социология как наука выяснить структурные компоненты и уровни социологических знаний; определить основные функции социологии.

Социология - молодая наука, которая изучает наиболее сложный, изменчивый объект - человеческое общество, его структуру, законы развития, поведение человека. Это и наука, формирует и утверждает взгляд на гражданское общество как взаимосвязанную целостность, которая постоянно находится в состоянии изменчивости и развития. Именно эта наука выясняет место и функции каждого социального явления и процесса, дает людям нужны ориентиры, помогает понять обстоятельства жизни, которые их окружают в безграничном процессе человеческих отношений. Физики, химики, биологи, кажется, знают тайны Вселенной, а социологи продолжают спорить о том: что такое общество, которое оно, почему постоянно меняется, усложняется, приобретает новые формы?

Проявления действия социологической науки мы нередко наблюдаем, она для нас не вполне новым феноменом. В последнее время стали очень популярными опрос населения по различным проблемам. С одной стороны, с развитием рыночных отношений не только в экономической сфере, но и в других (политика, культура и т. Д.) Происходит стремительный процесс появления социальных заказов на подобного рода исследований. их можно отнести к сфере маркетинговых исследований (товарный маркетинг, политический, социальный). Хотя и большинство такого рода "исследований" достаточно мало имеет общего с социологией, применяет только ее инструментарий. Это своего рода рекламные и маркетинговые мероприятия многих фирм и компаний, часто проводятся на недостаточном профессиональном уровне, чем и дискредитируют эту науку.

Но не только "социологическим опросам" определяется и определяется эта наука. Социология включает в себя «теорию» общества, выступает как теория и методология всех других общественных и гуманитарных наук. Все общественные науки, которые изучают различные аспекты жизни и деятельности общества, всегда содержат в себе так называемый "социальный аспект", то есть закономерности, которые исследуются в той или иной сфере общественной жизни, реализуются через деятельность людей. Социологию определяют как универсальную науку об обществе. Техника и методика изучения деятельности людей, методы социального измерения, разработанные социологией, необходимы и используются всеми другими общественными науками. Кроме того, сложилась целая система исследований, проводимых на стыке социологии и других наук. Эти исследования получили название "социальных исследований" (социально-экономические, социально-политические, социально-демографические и др.). (Таким же образом построена структура отраслевой социологии »).

Социология имеет много общего с различными общественными и другими дисциплинами. С одной стороны, она отражает социальную философию и историю философских учений, с другой стороны - она, на первый взгляд, очень много имеет общего с журналистикой (именно о методах сбора информации) и психологией. Иногда ее трудно отличить от статистики, демографии, математики. Для тех, кто впервые сталкивается с ней, оно так и выглядит.

Перейдем же к обзору структуры социологических знаний.

Первое подразделение - социологическая теория - дает общее представление о социологии как науке, определяет ее предмет, структуру и круг основных задач, то есть функций, определяется место социологии в системе общественных наук и ее практическая значимость. Далее начинается изучение общества по формированию отдельной личности и ее "погружения" в океан общественной жизни. Все это можно отнести к социализации личности, приобретение (освоение) ею социальных признаков и черт, которые помогают человеку жить и действовать в обществе. Рассматривается взаимосвязь личности, общества и культуры. Большое внимание уделяется и механизма социальных и межиндивидуальных взаимоотношений - социальным связям и отношениям, институциональным связям как наиболее необходимых и главных.

В разделе о социальных общности и социальной структуре идет речь об особенностях создания и функционирования групп, общностей, а также о механизме ее конфигурации и ранжирования по каждому. Социальная стратификация и социальная мобильность являются основными измерениями развития общества. Кроме того, социология объясняет и различные процессы и явления, которые происходят как в сфере поведения групп, так и в достаточно больших общностях и характеризует многообразие общественного развития.

Хотя социология - как самостоятельная наука - появилась в конце ХVШ - начале XIX в., Она считается довольно молодой и относительно недавно ее начали широко внедрять в образовательную сферу общества. Знания об обществе зарождались с давних времен. В своих философских размышлениях мыслители и Античности, и Средневековья достаточно много уделяли внимания изучению общественной жизни. Однако это знание мало достаточно мировоззренческий, мистический характер и не содержало элементов научности, "истинности". Только с формированием нового класса - буржуазии, с новыми общественными отношениями, знания об обществе начало приобретать тех элементов, на которых и базируется современная общественная наука. Именно этот аспект и изучает история социологии. Раздел истории становления и развития социологии содержит данные о возникновении, основные этапы развития и исторические формы и направления социологического знания. История социологии изучает то, как знания об обществе виокреслюються с многомерности человеческого опыта и приобретают форму эмпирически (практически) обоснованной научной теории. История социологии делится на несколько подразделов, где описываются:

■ становления социологии как науки;

■ основные течения и направления развития социологии в XIX и XX вв.;

■ развитие мировой социологии XX в., Основные современные парадигмы;

■ основные направления развития российской и отечественной социологической мысли.

Достаточно весомым разделом в структуре социологического знания является методология социологического исследования и методы сбора и анализа социологической информации, где дается изложение о:

■ программирования социологического исследования, его этапы и процедуры;

■ организацию, процедуры и особенности исследования;

■ основные методы сбора информации (опрос: анкетный, интервью, экспертное, метод наблюдения; эксперимент; социометрические и психологические методики, метод анализа документов и др.).

Именно в этой области социология напоминает журналистику и наиболее сталкивается со статистикой и математикой.

Последний подразделение в структуре социологического знания повествует об отраслях и направлениях развития социологии. Социология делится на отдельные пидтеории, которые изучают основные формы и виды деятельности людей, теории, возникающие на границе социологии и других дисциплин. В дальнейшем нашем курсе всего внимания уделяется изучению социологии труда, быта, экономической социологии, социологии политики, общественных движений, общественного мнения, социологии права, социологии воспитания и др.

Социология в переводе с латыни означает "наука об обществе" или "учение об обществе», или, иначе говоря, вся общественная наука (обществоведение). Социология - наука о законах становления и развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей. На первый взгляд, социолог изучает индивиды и группы. Но это не совсем так. Он изучает связи, которые создают эти различные группы. Индивид и группа - это совокупность связей, особых, социальных, которые порождают сложные социальные структуры: лицо, общество, культуру, государство, право, мораль, науку, семью и т. Д.

Таким образом, социология - это универсальная, всеобщая наука об обществе. Конечно, объектом изучения многих наук является человек, его деятельность (экономическая, историческая, политическая, культурологическая, психологическая, демографическая и др.), Общество в целом, но все они изучают общество только в определенной сфере отношений (экономических, политических, культурных и т.п.). Социология изучает общество как целостный организм во всех взаимосвязанных структурах и сферах.

Социология имеет свой чисто социологический подход, отличный от вышеуказанных наук, а именно: общество рассматривается как функционирующая система во всех сферах, проявлениях жизни. Эта система имеет структуры, институты, включает в себя общественные группы, действия конкретных лиц, которые имеют свои цели, интересы и потребности. При таком подходе человек - не какой-то абстрактной моделью.

Как и любая наука, социология обладает собственным предметом и конкретными методами исследования и занимает в системе научного знания четко определенное место. Она является универсальной всеобщей, всеобъемлющей наукой о человеке.

Объектом социологического познания является современное общество (данная реальность, которая является определенным фрагментом объективного мира).

Предмет социологии - это связи и отношения между людьми. Предмет изучения социологии, как и любой науки, - это не просто какое-то явление или процесс объективного мира, а результат теоретического обоснования, это воспроизведение эмпирической реальности на абстрактном уровне путем выявления существенных закономерных связей и отношений этой реальности. Ряд социологов (в частности, известный польский ученый Ян Щепанський) считает, что предметом социологических исследований является явления и процессы возникновения различных форм общественной жизни, структуры и разновидности различных форм человеческих общностей, силы, которые объединяют и разрушают эти общности, изменения и преобразования, что в них происходят. Зарубежные авторы по-разному высказываются относительно предмета социологии, но наиболее общепринятым является понимание, что социология - это научное исследование общества и социальных отношений, и оно опирается на данные или факты реального мира. По мнению отечественных социологов, социология как наука изучает реальную общественное сознание, во всем ее противоречивом развития - деятельность, поведение людей, которые выступают как воплощение потребностей, интересов, ценностей, знаний, установок, зафиксированных в реальной сознания, и условия, в которых развиваются и осуществляются реальная сознание, деятельность и поведение людей.

Социология изучает общественные системы в их функционировании и развитии. Общество настолько сложный объект, одной науке его изучить не под силу. Внутренний мир человека изучает психология. Поведение человека в непосредственной среде изучает социальная психология - стык социологии и психологии. И, конечно, социальный психолог способен объяснить причины изменений в общественной жизни. В зависимости от сферы деятельности человека, каждая общественная наука изучает эту сферу: политика - политическая наука, экономику - политическая экономия, культурное развитие - культурология, правовую деятельность - правовые науки, историческое развитие - история и т. Д. Но в этих науках есть нечто общее, а именно: они изучают деятельность человека, общества.

Представители различных наук по-разному воспринимают один и тот же объект. Так, если взять семью или любую организацию, коллектив как объект анализа, то, скажем, экономиста, прежде всего, будет интересовать ее бюджет - доходы-расходы; юриста - права и обязанности каждого члена семьи или коллектива; демографа - дитнисть, поло-возрастная структура семьи; психолога - разные типы личности, мотивы; политолога - восприятие политических процессов, отношение к ним и т. д. И только социолог возьмет все эти факторы во внимание в их совокупности и поставит ключевое фундаментальный вопрос: "какая сплоченность этой группы, как и почему она существует?". Социология рассматривает такую группу как систему, целостный организм с разных позиций.

Специфика социальных отношений заключается в том, что они выступают существенным аспектом всех видов общественных отношений: экономических, политических, идеологических и т. Д. В отличие от большинства наук, изучающих отдельные подструктуры общества, отдельные виды отношений, социология изучает общество как целостность, как целостный функционирующий социальный организм, развивается.

Понятие "общество" на бытовом уровне ассоциируется с понятиями: страна, государство, общество. Но эти понятия следует различать. Страна - это часть мира или территория, очерченная определенным рубежом, которая пользуется государственным суверенитетом. Государство - это политическая организация данной страны, которая требует определенного типа режима власти. Общество - социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура.

Итак, предметом изучения социологии является общество как целостный организм, его свойства, стороны, социальные механизмы его функционирования и развития. Общество - это продукт взаимодействия людей, и цель социолога - получить достоверную истинную картину его, выявить и изучить современные имеющиеся и потенциальные общественные проблемы с целью их дальнейшего решения. Современное общество - это, своего рода, система, которая состоит из отдельных уровней социальных групп и их связей, и рассматривается с таких позиций:

■ фундаментальный уровень формирования организации общества - это человечество в целом, которое составляет свои интересы как единая цивилизация;

■ социальные институты - устойчивые, организованные формы совместной деятельности людей;

■ классы, группы, общности, слои, круги;

■ уровень отдельного индивида, личности, поскольку для социологии сама личность является предметом изучения - как субъект и объект социальных отношений.

Все они связаны с различными сферами общественных отношений (экономической, политической, культурной и т.д.).

На рис. 1 показано социальные уровне общества в сферах общественных отношений.

Рассматривая предмет и объект социологии, мы употребили термин "социальное", что выступает корнем всей социальной науки. Как следует его понимать? Как уже указывалось, социология выделяет и изучает социальные отношения между людьми и группами, действующими в данной сфере. Социальная группа представляет собой связь индивида и общества. Один и тот же индивид входит в различные социальные группы, нации, трудовой коллектив и т. Д. Он занимает в них разное положение и выполняет различные роли. Перераспределение и комбинирования статусов и ролей осуществляется благодаря специфической, а качества, "обладателем" и "носителем" которой является индивид - личность. Суть последней, как известно, характеризуется совокупностью социальных отношений. Отсюда следует, что, рассматривая социальную сферу, социология рассматривает вместе с тем и личность, его потребности, интересы, ценности, позиции, ее многочисленные связи с другими индивидами, его образ жизни. А социальная связь - это первая и необходимое условие существования общественной жизни. Наличие взаимодействия людей, взаимоотношений, взаимодействующих групп является основой для "построения" определение термина "социальное".

"Социальное" означает не что иное, как определенное качество, характеристику, которая определяет и идентифицирует взаимодействие различных обобществленных людей, способ этого взаимодействия. Каждый из нас в процессе жизнедеятельности является носителем многих характеристик, ролей, которые проявляют, идентифицируют человека. Каждый человек выполняет множество функций, прав, обязанностей в отношении друг к другу. Так, например, возьмем близкую для нас категорию «студент». Это одна из характеристик определенного лица. На первый взгляд, звучит обобщенно, абстрактно, но: это может быть студент "нашего" вуза, экономического вуза, столичного вуза, престижного вуза (по всех остальных вузов). Кроме того, "студент" для кого-то сыном или дочерью, братом или сестрой, отцом или матерью, младшим или старшим, представителем определенной национальности, работником какого-то учреждения, спортсменом, болельщиком, специалистом в определенной области, членом определенной организации и т. др. Таким образом, он проявляет себя благодаря этим характеристикам в деятельности в отношении к другим людям.

"Социальное" - от латинского "socialis" - совместный, товарищеский, общественный, - центральная категория социологии. Это понятие служит для определения сути общественной жизни, отражение специфики социальной формы движения материи. В широком смысле, социальное означает все то, что принадлежит к обществу вообще, в отличие от природного. В узком смысле, социальное означает сторону общественных отношений, из которых состоит общество и касается отношений людей друг к другу и к обществу. Если прибегнуть к более глубокому раскрытию этих значений, то следует сказать, что категория социальное отражает особую объективную и субъективную реальность, которая создается людьми непосредственно через бытие в сообществах. Эта реальность сочетает в себе черты, действия, поступки людей, взаимоотношения между ними, кстати, нормы, ценности, знаки, символы, смыслы и их значения.

Можно выделить несколько основных черт, характеризующих специфику социального:

■ это общее качество, которое присуще различным группам индивидов и является результатом интеграции ими тех или иных качеств общественных отношений;

■ оно отражает взаимное положение индивидов и их групп;

■ оно является результатом совместной деятельности различных индивидов, проявляется в их общении и взаимодействии;

На основании вышеприведенного можно дать такое определение социологии: это - наука о тенденции, законы функционирования и развития социальных систем (человек в деятельности как система, общие групповые организационные действия людей как система, процессы и явления в глобальном обществе как система). (Но ни трактовки социологии не является исчерпывающим, ключевым, вследствие характерного для нее разнообразие концепций и направлений).

Надо добавить, что социология, изучая общественную жизнь в тех или иных его формах и сферах, не ограничивается описанием и объяснением процессов социального развития. Она анализирует и указывает пути планомерной, целенаправленного воздействия на эти процессы. В этом выражается практическая направленность социологической науки, то есть ее обращенность к конкретным социальным проблемам, которые подлежат разрешению путем социального планирования и социального управления. Этот специфический "управленческий" ракурс социологической науки выражается в выработке научно обоснованных прогнозов и практических рекомендаций.

1. Предмет и функции социологии

2. Социальный институт: сущность, качества, виды, функции

3. Понятия социального статуса

4. Социально-территориальные общности. Проблемы социологии города

Список использованной литературы

1. Предмет и функции социологии

Социология относится к сравнительно молодым наукам. У нее есть конкретный родоначальник - французский ученый Огюст Конт. В 30-е гг. 19 в. естественные науки (физика, химия, зоология) находились в состоянии бурного развития, делались крупные открытия. Конт первым поставил перед научной общественностью важную проблему. Познавая живой и неживой мир с помощью научных методов, исследователи накопили множество всесторонних фактов об эволюции живого мира, о металлах, газах, и массе других природных явлений, но до сих пор не было науки, которая бы бесспорно научными методами изучала само человеческое общество. Конт предложил создать такую науку (первоначально назвал ее социальной физикой), которая подобно физике должна изучать общество, накапливая факты, убедительно позволяющие делать правильные выводы. Чуть позже Конт предложил другое название – социология (социо – общество, логос – слово, знание, наука).

Он считал, что главным методом, инструментом, с помощью которого ученые будут изучать общество - наблюдение, сравнение (в том числе историческое сравнение) и эксперимент. Он надеялся, что социология поможет правительству правильно, учитывая все последствия проводимых реформ, и в целом управлять обществом.

Предметом социологии Конт считал общество, общественную жизнь, связи между группами людей, различными учреждениями, созданными людьми для управления, для наилучшего распределения. Социология времен Конта превратилась в ведущую науку об обществе. Сегодня существуют десятки наук, изучающих общество, те или иные стороны жизни общества: экономика, демография, этика, философия, культурологи, история и т.д. Родственными дисциплинами являются история, философия, демография, этнология, - все они изучают общество с позиций его устройства, развития и функционирования, но каждая схватывает лишь свой ракурс: философия раскрывает общие законы устройства, развития и функционирования общества; история дает конкретную картину реализации этих законов в их движении от прошлого к настоящему; демография и этнология изучает конкретные народы и культуры в их историческом развитии и конкретизирует эти общие законы в структуре общества. Многие разделы теоретической социологии сопоставимы с философскими реконструкциями. При анализе таких понятий социологии, как, например: общество, культура, цивилизация, класс и т.д., очень трудно провести границу между философскими и социологическими ракурсами.

В организационной структуре социологии как науки существуют три независимых уровня:

Уровень фундаментальных исследований, задачей которого является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы;

Уровень прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных проблем на основе существующих фундаментальных знаний, имеющих практическую ценность;

Социальная инженерия – уровень практического внедрения научных знаний.

Социология, развиваясь, усложнялась. Возникло разделение на теоретическую и эмпирическую. Кроме того, возникло понятие конкретной, прикладной социологии. Конкретная социологическая дисциплина изучает не общество как таковое, а его часть, например, социология семьи - семью, социология культуры – культуру. Во всех этих исследованиях социология выступает как научная система, т.к. основной целью является получение научного знания об обществе в целом или об отдельных его фрагментах. Прикладная социология исследует не общие социологические проблемы, а специфические. Например, в прикладных исследованиях не строится общая социологическая теория семьи, а могут исследоваться специфические проблемы молодой семьи. Кроме того, выделяется практическая социология, которая уже выходит за рамки социологии как науки и приобретает сугубо практический характер. Например, сбор оперативной информации по тем или иным вопросам текущей жизни (политики, экономики, культуры и т.д.). Таким образом, социология представляет собой сложную систему знания, каждый элемент которой конкретизирует общее представление о предмете науки, методах исследования и способах его оформления. Предметом социологии является изучение общества или его отдельных фрагментов через призму их социальной организации, социальных связей и отношений, на базе чего раскрываются общие законы функционирования социальных объектов и строятся прогнозы о перспективах их развития.

Функции социологии. Многообразиесвязей социологии с жизнью общества, ее общественное предназначение определяются, в первую очередь, функциями, которые она выполняет. Одной из важнейших функций социологии, как и всякой другой науки, является познавательная. Социология на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает, прежде всего, прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы социального развития общества. Этому служат как фундаментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методологические принципы познания социальных процессов и обобщающих значительный фактический материал, так и непосредственно эмпирические исследования, поставляющие этой науке богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни.

Характерной чертой социологии является единство теории и практики. Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем. В этом плане на первое место выступает прикладная функция социологии, в рамках ко торой проявляется ряд ее других функций. Социологические исследования дают конкретную информацию для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами. Без этой информации возрастает возможность появления социального напряжения, социальных кризисов и катаклизмов. В подавляющем большинстве стран органы исполнительной и представительной власти, политические партии и объединения широко используют возможности социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах общественной жизни. В этом проявляется функция социального контроля.

Практическая направленность социологии выражается и в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем. В этом проявляется прогностическая функция социологии. Особенно важно иметь такой прогноз в переходный период развития общества. В этом плане социология способна: 1) определить, каков диапазон возможностей, вероятностей, открывающихся перед участниками событий на данном историческом этапе; 2) представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбранных решений; 3) рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты, а также долговременные последствия и т. д.

Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Социальное планирование развито во всех странах мира, независимо от социальных систем. Оно охватывает самые широкие области, начиная от определенных процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран и кончая социальным планированием жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов.

Социология, несмотря на личные установки ученых-социологов, выполняла и продолжает выполнять идеологическую функцию. Результаты исследований могут использоваться в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими определенных социальных целей. Социологическое знание зачастую служит средством манипулирования поведением людей, формирования определенных стереотипов поведения, создания системы ценностных и социальных предпочтений и т. д. Но социология может служить и улучшению взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства близости, что в конце концов способствует совершенствованию общественных отношений. В этом случае говорят о гуманистической функции социологии.

2. Социальный институт: сущность, качества, виды, функции

Общество как целостная система представляет собой сложное сочетание различных видов связей, которые в свою очередь распадаются на экономические (производственные финансовые, торговые, потребительские, и т.д.), политические, правовые, культурные и т.д. Так Конт пытался представить социальную структуру (статику в его терминологии) как сложный организм, в котором устанавливаются особые связи от семьи до системы религии и государства. Многие социологи 19 и 20 вв. как на западе, так и в России считали главным объектом исследований социальные институты. Они обосновывали приоритетность изучения социальных институтов тем, что фактически все многообразие взаимоотношений и социальных связей, складывающихся в обществе, как между индивидуумами, так и между группами, реализуются через социальные институты.

В обществе функционируют сотни социальных институтов, имеющие различные типологию, однако чаще всего социальные институты подразделяются на группы по сферам деятельности этих институтов. Выделяют: социально-политические, социально-экономические, социально-культурные институты, а также институт семьи с примыкающими институтами брака, развода.

Для поддержания общественного порядка и обеспечения стабильности социальных связей и взаимодействия социальных групп и общества в целом существует система социального контроля, важной частью которого являются социальные институты. Социальными институтами являются: государство, политические партии, армия, суд, семья, право, мораль, религия, образование и т.д. Чаще всего понятие социального института употребляется для обозначения всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации социальных связей и отношений. А сам процесс стандартизации и формализации социальных связей называется – институционализация. Возникновение социальных институтов в обществе было связано, прежде всего, с объективной потребностью общества в специальном регулировании в сфере социальных отношений и связей. Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных индивидов, социальных групп и иных общностей и призван организовать их совместную деятельность с целью удовлетворение тех или иных социальных потребностей. Так, институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения и связи между полами, поколениями и конкретными индивидами.

Социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся своей структурой, интегрированностью их элементов. С точки зрения социальных связей основными элементами социальных институтов выступают системы ценностей, норм, идеалов и образцов деятельности и поведения людей. Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в определенное русло стремления, устанавливает способы достижения целей и удовлетворения потребностей, разрешает конфликты, возникающие в повседневной жизни – т.е. упорядочивает социальные связи. Тем самым, обеспечивая состояние равновесия и стабильности в рамках того или иного общества. Между людьми возникают самые разные отношения и связи, но лишь те из них обретают статус социального института, которые характеризуются устойчивостью. Обязательность, неизбежность определенных видов взаимоотношений и связей, их повторяемость на протяжении длительного промежутка времени приводит к тому, что эти отношения приобретают характер одинаковых, определенным образом оформленных отношений, т.е. они становятся организованными. Социальные институты любой формы лишь тогда сформируются, когда все общество или его часть имеет потребность в формировании данного института.

С точки зрения организации различаются формальные и неформальные институты. Деятельность формальных институтов и все социальные связи внутри этих институтов основаны на строго установленных предписаниях (к ним относятся право, устав, инструкции). Такими институтами являются государство, суд, армия). Формальные институты играют огромную роль в современном обществе с точки зрения социальных связей. Не менее важную роль, особенно в сфере межличностного общения в малых группах, играют неформальные институты. Например, если отношения в армии регламентируются уставом и правилами, то отношения в группе ровесников собравшихся провести досуг устанавливаются специфическими «правилами игры», т.е. нормами, позволяющими разрешать возникающие конфликты. Но правила во втором случае нигде не зафиксированы в виде правил и устава. В неформальных институтах социальный контроль осуществляется с помощью норм, зафиксированных в общественном сознании, традициях, обычаях. Именно этим определяются связи между индивидами и группами в неформальных институтах, и часто это более эффективные средства, чем нормы права или другие формальные правила.

В разные исторические времена на передний план выходили разные социальные институты: в первобытнообщинном обществе семья играла особую роль, в феодальном обществе базовым институтом являлась религия, в советском обществе - политические институты и прежде всего партия, в капиталистическом обществе ведущая роль принадлежит экономическим институтам. Гармоничная и сбалансированная система социальных институтов, обеспечивающих основные потребности общества и, прежде всего, необходимые связи и регулирование поведения людей, важнейшее условие сохранения и развития общества. Во время революционных или быстрых социальных изменений многие традиционные институты либо прекращают свою деятельность, либо адаптируются к новым условиям и задачам. Но формирование новых институтов требует времени, в итоге люди сталкиваются с трудностями неурегулированности новых социальных отношений и связей, поддержания общественного порядка в каких-то областях жизни. Такие переходные периоды, когда общество сталкивается с дезорганизацией традиционных социальных институтов, Дюркгейм назвал аномией.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ.

Под социальным институтом принято понимать исторически сложившиеся, устойчивые, получившие определенную формализацию взаимоотношения людей. Раскрывая это понятие, мы фиксируем основные черты, присущие социальным институтам. Во-первых, им присущи более или менее длительные исторические процессы формирования. Если мы рассматриваем наиболее типичные социальные институты, играющие важную роль в любом современном обществе, то они подтверждают данную особенность.

Социальные институты начали складываться еще при переходе от первобытного общества к первым цивилизациям. Первые цивилизации характеризовались именно наличием таких институтов, как, например, государство, образование, армия. А само государство, так или иначе, формой власти (монархия, республика). Разумеется, государство проделало за это время длительный путь и современное отличается от древних. Однако основные атрибуты государства – власть, законы, армия в измененном виде – существуют и сейчас. Деньги как экономический институт так же существуют, пройдя путь от черепков, золотых монет до современных форм, не утрачивая своих функций – быть основным платежным средством. Наконец, один из самых древних социальных институтов, семья, исторически пройдя путь развития, изменения существует и в настоящее время. Из этого вытекает другая характерная черта социальных институтов – устойчивое социальное взаимодействие. Между людьми возникают самые разные отношения, но лишь те из них обретают статус социального института, которые характеризуются устойчивостью.

Обязательность, неизбежность определенных видов взаимоотношений, их повторяемость на протяжении длительного промежутка времени приводит к тому, что эти отношения приобретают характер одинаковых, определенным образом оформленных отношений, т.е. они становятся организованными. Социальные институты любой формы лишь тогда сформируются, когда все общество или его часть имеет потребность в формировании данного института.

Для того, чтобы социальные институты выполняли свои функции, необходимо чтобы они обладали средствами, которые можно структурировать в 3 категории:

1. Правовые средства – необходимые законы, правила, политические права и обязанности, регламентирующие действия людей в рамках этого социального института. Например, в любой стране существует обязанность родителей обучать детей в системе институтов образования с какого-либо возраста;

2. Материальные условия, средства, с помощью которых реализуются социальные институты. Например, для вышеприведенного примера – это здания школ, вузов, обеспеченность оргтехникой, наглядным учебным материалом и т.д.;

3. Моральные условия, складывающиеся в обществе, средства, обеспечивающие общественную поддержку социальным институтам. Дети идут в школу, после её окончания – на подготовительные курсы, затем в университет не потому, что их заставляют, а потому, что осознают необходимость образования для достижения успеха в жизни, для материальной обеспеченности жизни, для более высокого престижа.

Наличие 2 или 3 видов средств присуще любому социальному институту.

Таким образом, можно сформулировать характерные черты социальных институтов:

Историчность. Они возникают исторически, как ответ на потребность общества, в качестве какой-то функции, устойчивой связи;

Устойчивость; а если тот или иной институт со временем отмирает, то он существует достаточно долго (веками, эпохами), удовлетворяя какую-либо потребность или выполняя функцию;

Функциональность, т.е. он выполняет важную общественную функцию;

Наличие материальных средств, необходимых для выполнения функций, для которых он создан.

3. Понятия социального статуса

Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение с помощью понятий «социальный статус» и «социальна роль». Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным или интегральным. Часто бывает, что этот главный статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне, знаках профессиональной принадлежности, и т.д.), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.д.).

В социологии под социальным статусом понимают оценку объективного положения человека или социальной группы в иерархической системе социальной стратификации. И обычно термин используется, когда говорят о повышении, улучшении положения личности или группы, или наоборот, о снижении.

Социальный статус это объективная и всесторонняя характеристика положения человека в социальной системе, или, как аргументировал Сорокин: «Социальный статус – это место в социальном пространстве». Каждый индивид занимает в обществе одно, самое главное место, и имеет один главный или генеральный статус, это есть оценка его положения в обществе в целом. Но человек объективно включен в различные группы и общности и вместе с ними он также занимает определенное место в обществе, причем в раках какой-то группы или общности его статус место могут быть различными. Главный статус определяется в первую очередь его родом деятельности, потому что в общественном сознании любой род деятельности характеризуется доходом, следовательно, его материальными возможностями. Но есть и другие статусы и положения, которые тоже важно учитывать.

Смелзер приводил такой пример. Для американца расовая принадлежность имеет большое значение. Для нас – меньшее. Статус может иметь этническую окраску. Есть статус главы семьи. Человек включен в массу систем, взаимосвязей и взаимозависимостей и обладает разными статусами. Каждый статус, и главный и неглавный, предполагает определенное поведение человека, которое от него ожидают в соответствии с его статусом. Чем больше человек включен в общественную жизнь, тем больше у него статусов. Кроме деления статусов на главные и неглавные существует еще 2 типа статусов: предписанный и приобретенный. Предписанный – статус, который получает человек при рождении (нередко к предписанным может относиться и социальное положение, хотя социальное положение человека нередко меняется с возрастом). Но большинство статусов являются приобретенными. Это – семейное положение, профессиональное, в том числе, и главный статус. Как правило, люди стремятся приобрести статус более высокий, чем они имеют.

Если рассматривать формализованный статус, то в нем поведение, действия человека заранее определены инструкциями, правилами, законами (прежде всего профессиональный статус, гражданский и т.д.). Есть профессии и виды деятельности, где высока степень формализации. Есть статусы совершенно неформализованные (статус неформального лидера в малых группах).

В любом статусе, а особенно в профессиональном, человек вступает в разные отношения с людьми, в разные структуры, и это называется социальными ролями. Некоторые статусы предполагают даже ролевой набор, совокупность ролей, которые играет человек в рамках своего статуса.

Каждый статус предполагает от одной до многих ролей, и любой человек имеет несколько статусов, играет еще большее количество социальных ролей. Социальная роль, как и социальный статус, вызывает определенное ожидание окружающих к вашему поведению, и вы действуете в соответствии в рамках этого ожидания.

Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и устойчивые характеристики личности (мужчина, женщина, юноша, старик и т.д.). Профессионально-должностной статус – это базисный статус личности для взрослого человека. В нем фиксируется социальное, экономическое и профессиональное положение – например, банкир, адвокат, инженер.

В любом статусе, а особенно в профессиональном, человек вступает в разные отношения с людьми, в разные структуры, и это называется социальными ролями. Социальная роль - это совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус включает обычно несколько ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором.

Каждый статус предполагает наличие у индивида от одной до многих ролей, но любой человек имеет несколько статусов и играет еще большее количество социальных ролей. Социальная роль, как и социальный статус, вызывает определенное ожидание окружающих к вашему поведению, и вы действуете в соответствующих рамках этого ожидания. На роли, которые играет каждый человек, сказывает влияние целый ряд обстоятельств:

Ожидание окружающих,

Личные качества,

Традиции, специфичные особенности, складывающиеся в разных социальных группах и общностях.

Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Парсонсом. Он считал, что любая роль описывается пятью основными характеристиками:

Эмоциональной – одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности;

Со способом получения роли – одни предписываются, другие завоевываются;

Масштабом – часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая размыта;

Формализацией – действие в строго установленных правилах либо произвольно;

Мотивацией – на личную прибыль, на общее благо и т.д.

Любая роль характеризуется некоторым набором этих пяти свойств.

Ролевые требования (предписания, положения и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса.

Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер личности, т.е. поведение человека не укладывается в чистую схему. Оно является результатом уникального истолкования роли конкретным человеком.

социология институт статус общность город

4.Социально-территориальные общности. Проблемы социологии города

К. Поппер относил к поселенческим общностям и городские, и сельские общности. Социальные проблемы этих общностей разнообразны. Между людьми, проживающими в разных типах населенных пунктов (прежде всего в городе или селе) существуют весьма значительные соц. различия с точки зрения возможностей профессиональной деятельности, комфортности жизни, престижности. Поскольку в разных поселениях проживают из поколения в поколение длительное время, то постепенно складывается общность живущих там людей, у которых в тесной связи с природно-климатическими, экономическими и социальными условиями складываются общие традиции, ценности, формируется специфика языка и культуры. Формируется поселенческая общность, объединяющая людей этими общими качествами. Важнейшими системообразующими признаками общности являются устойчивые связи экономические, социальные, политические, духовные, и др.

Именно эти связи и отношения выделяют эту пространственную организацию людей и отличают ее от других. Отношения и связи между людьми в различных сферах (экономической, политической и социальной) существенно отличаются, например, в городе и селе, в столичном большом городе и маленьком провинциальном городке, т.е. территориальная общность обуславливается формой расселения людей. В социологии такие формы расселения, как город, село выступают сложными территориальными образованьями, объединяющими природный, материально-вещественный комплекс и территориальную общность людей.

В современных условиях город и село существуют как исторически сложившиеся территориальные общности людей, воплотившие огромные качественные изменения. Город – исторически конкретная социально-пространственная форма существования общества, возникшая вследствие общественного разделения труда, т.е. отделения ремесла от сельского хозяйства. В городе сосредоточено население, которое занято не в сельском хозяйстве, а на производстве и в непроизводственной сфере (здравоохранение, образование, наука, банковская сфера и т.д.). По мере развития производства население городов становится более разнообразным, увеличивается численность и плотность населения на довольно ограниченной территории. Городская общность рассматривается как сложная структура различных социальных слоев. Пространственная организация города чаще всего представляется в виде концентрированных зон, каждая из которых принадлежит особой социальной общности, слою. В современных условиях пространственный анализ города применяется для изучения социальной сегрегации, т.е. отделения части населения, а также различных общественных слоев и этнических групп в городах (яркие примеры – район Гарлем, место жительство негритянского населения Нью-Йорка или центр Москвы – престижное место жительства высокопоставленных чиновников, бизнесменов). Американский социолог Вирт считал, что численность, плотность и неоднородность населения находят свое выражение в особой городской культуре, которая характеризуется:

Преобладанием анонимных, деловых, кратковременных контактов в межличностном общении;

Снижением значимости территориальной общности;

Затуханием соседских связей;

Уменьшением роли семей;

Повышением социальной мобильности.

Село (деревня) – исторически конкретная социально-пространственная сфера существования общества, возникшая вследствие общественного разделения труда, то есть отделения ремесла от сельскохозяйственного производства. Село – место сосредоточения населения, преимущественно занятого сельскохозяйственным трудом, существенно отличается от города. Для села характерны преимущественно малая плотность населения, небольшое число жителей в каждом населенном пункте. Для села характерно подчинение характера и цикла труда циклам природы. Селу свойственны малое разнообразие трудовой деятельности и досуга, неравномерность трудовой занятости, более тяжелые условия труда и быта, большая слитность труда и быта, напряженность и трудоемкость работы в домашних условиях, в подсобном хозяйстве. В селе крепки семейные связи, преобладают гомогенные семьи, отсутствует анонимность общения, социальные роли формализованы слабо, все люди подконтрольны сельской социальной общине. В жизни сельских жителей велика роль традиций, обычаев, местных авторитетов. Ритм менее напряжен, чем в городе, человек испытывает меньшую психологическую нагрузку.

Социология города – раздел социологии, исследующий генезис, сущность и общие закономерности развития и функционирования города как целостной системы. В качестве предмета социологии выступает город как поселенческая общность. Социология города разрабатывает проблемы:

Определение места города в обществе и системе расселения,

Основные причины появления и факторы, влияющие на развитие города,

Определение основных подсистем города и установление их взаимосвязей,

Социальная структура населения,

Особенности городского образа жизни,

Особенности городской культуры,

Характер, направленность, циклы воспроизводства городских подсистем и города в целом,

Связи с окружающей средой,

Социальная природа урбанизации,

Социальная и культурная роль крупных городов.

Социология рассматривает город как компонент социального организма всего общества, составляющую часть конкретно-исторического общества, элемент его структуры.

Социология города, в рамках которой тоже есть несколько разделов, анализирующих характер города, определяющих его тип и то, как этот город влияет на положение и жизнь людей в них. Города бывают малые (до 100 тыс.), средние (до 500 тыс.), и крупные. Существует отдельная статистика городов-миллионеров и городов-гигантов (Москва, Нью-Йорк, Токио). Чем больше город, тем более широкий выбор возможностей работы, отдыха, жилья он предоставляет. С другой стороны, крупные города усиливают темп жизни в них, напряженней. Транспортные проблемы становятся все актуальней, повышается уровень анонимности проживания. Города также делятся на столичные и периферийные. У каждого типа свои особенности. Столичные – более ориентированы на мировые образцы культуры, жилья, коммуникаций, общения. Периферийные – более консервативны, бедны.

В современном обществе преобладает миграция из села в город. В результате переезда в город большая часть сельского населения овладевает более сложными специальностями и переходит в более высокие социальные слои. Исследование поселенческих общностей пришло к выводу о том, что по мере развития общественного прогресса постоянно происходит повышение роли городов, нарастает процесс урбанизации. Урбанизация – процесс повышения роли города в развитии общества. Главное содержание урбанизации состоит в особых городских отношениях, охватывающих социально-профессиональную и демографическую структуру населения, его образа жизни, культуру, размещение производительных сил, расселение.

Список использованной литературы

1. Вебер М. Основные социологические понятия / Пер. с нем. М.И. Левиной // Вебер М. Избранные произведения - М., 1990.

2. Зиммель Г. Социальная дифференциация. // Тексты по социологии ХIX – XXвеков. Хрестоматия. – М., 1994

3. Кон И.С. Позитивизм в социологии. – М., 1964.

4. Ковалевский М.М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. М., 1989.

5. Кули Ч.Х. Общественная организация. Изучение углубленного разума. //Тексты по социологии ХIX – XX веков. Хрестоматия. – М., 1994.

6. Вебер М. Наука как призвание и профессия / Пер. с нем. А.Ф. Филиппова, П.П. Гайденко // Вебер М. Избранные произведения - М., 1990.

7. Сорокин П. «Кризис нашего времени.» /Сорокин П. «Человек. Цивилизация. Общество.», - с.498.

8. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М„ 1991.

9. Дюркгеим Э. Ценностные и «реальные» суждения // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

10. Дюркгейм Э. Социология и социальные науки // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995

Когда возникла социология?

Я думаю, что социология возникла, когда французский философ Огюст Конт ввёл понятие «социология», заменив им «социальную физику», и высказал мысль о законах статики и динамики, отражающих социальные процессы. Хотя конечно же изучением развития социальных процессов, поиском закономерностей в социальных процессах мудрейшие люди занимались с древних времён, но именно в XIX веке в связи с успехами науки в области естествознания социология оформилась как наука, именно в середине XIX века становилась всё более популярной идея о том, что наука способна найти решения социальных проблем с помощью почти математически-точных методов . Тогда и возник термин «социология», дабы отличить новую науку от «социальной физики» и других гуманитарных наук .

Социология как наука зародилась и оформилась в качестве научной дисциплины в XIX веке. Она вобрала в себя лучшие достижения человеческой мысли об обществв и блаодаря применению конкретно-научных методов продвинула наши знания дальше. В ряду творцов научной социологии выделяютсся О. Конт, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер. С них открывается собственно научный период истории социологии.

Огюст Конт (), давший имя социологии, начал творить чуть раньше Маркса. Поэтому он выразил в своём творчестве идеалы прогресса, политической и экономической свободы, надежду на то, что с помощью науки можно решить все социальные проблемы. На вопрос о том, как вылечить больное общество, Конт отвечал просто: надо создать такую же точную и объективную науку об обществе, каким является естествознание. Именно эту науку он назвал социологией.

Социология после трудного становления приобрела наконец-то статус самостоятельной науки именно во времена Огюста Конта. На этом пути были и открытия, и надежды, и разочарования, маленькие победы и крупные поражения, ибо долгие годы догматический стиль мышления, боязнь нововведений сдерживали ее развитие. Но, несмотря на все противоречия, социологическая мысль продолжала развиваться.

Термин “социология” в буквальном смысле слова означает “наука об обществе” или “учение об обществе”. Впервые его употребил Огюст Конт, крупнейший французский ученый, живший в 19 веке. В главных своих сочинениях - “Курс позитивной философии” и “Система позитивной политики” - он высказал рациональную идею о необходимости всестороннего анализа общественных явлений. То, что О. Конт большое внимание уделял познанию не столько сущности, сколько явления, стало основанием для возникновения позитивистских взглядов и концепций, получило дальнейшее развитие в трудах его последователей.

Постепенно объектом изучения становилась все большая группа вопросов, характеризующих состояние сознания человека, его поведение и отношение к происходящим в обществе процессам, профессиональное, национальное и региональное их звучание.

В настоящее время среди проблем, ставших ведущими для социологии, являются: социальное положение человека в обществе и группе, социальная структура, участие в управлении, “человеческие отношения”, общественное мнение, межличностное общение и другие вопросы, связанные с конкретной исторической и социально-экономической ситуацией. Таким образом, социология возникла в ответ на потребности общественного развития.

Когда употребляется понятие “формирование личности” , то имеется в виду единство объективных и субъективных условий, определяющих процесс становления и развития человека. Конечно, только при учете влияния всей совокупности общественных отношений в сочетании с субъективной деятельностью классов, общественных организаций и самого человека можно говорить о многостороннем воздействии на личность и соответственно формировать ее развитие.

Понятие “развитие личности” характеризует последовательность и поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении личности. Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека определенного представления об окружающем его мире. Хотя воспитание и учитывает влияние внешней среды, однако оно воплощает те усилия, которые осуществляют социальные институты.

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком ответственных поручений, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе говоря, социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом.

Поэтому я считаю, что основы современной науки социологии были заложены выдающимся французским учёным 19 века Огюстом Контом.

Социоло ́ гия (от лат. socius - общественный; др.-греч. λόγος - наука) - это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.

По определению Энтони Гидденса, социология - это «изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ». По определению Ядова В.А., социология - это наука о функционировании общества, о взаимоотношениях людей.

Основной целью социологии является «анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия».

Вследствие разнообразия подходов, характерного для современного состояния данной дисциплины, «ни одно определение социологии не является полностью удовлетворительным».

Основоположник «социологии»

Основоположником социологии принято считать французского философа Огюста Конта (1798-1857). В своей важнейшей работе «Курс позитивной философии» (в 6-ти томах - 1830-1842), в опубликованном в 1839 г. 3-ем томе он впервые использовал термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной основе.

Истоки понимания причин возникновения социологии как самостоятельной науки об обществе неразрывно связаны с философской системой позитивизма, который, в свою очередь, возник на волне бурного развития естествознания (физики, химии, биологии) в конце XVIII - начале ХIХ вв.

Позитивизм по-своему трактовал понятие научного знания, считая научным только такое знание, которое основано на опыте. Именно эта претензия поставить учение об обществе на научную основу и явилась тем отправным фактом, который привел к формированию и развитию социологии.

Как же конкретно обосновывает О. Конт необходимость и возможность появления этой новой науки?

В системе О. Конта обоснование осуществляется на основе сформулированного им закона о трех последовательных стадиях интеллектуального развития человека и общества: теологической, метафизической, позитивной.

На первой, теологической стадии развития человеческого ума, которая продолжалась до 1300 г., человек объяснял все явления как результат действия многочисленных сверхъестественных сил. Такое знание об окружающем мире, с точки зрения позитивизма нельзя считать научным.

На второй, метафизической стадии, продолжавшейся, по мнению О. Конта с 1300 по 1800 г., люди отказываются от апелляции к сверхъестественному и пытаются всё объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций. Такое знание не может считаться научным, так как не опирается на эмпирически наблюдаемые данные. Задача второй стадии - критическая. Разрушая прежние представления, она подготавливает третью стадию - позитивную, или научную.

Суть новой стадии, которая началась с 1800 г., заключается в коренном преобразовании мыслительных ориентиров.

На этой стадии человек перестает оперировать абстрактными сущностями, отказывается раскрывать причины явлений и ограничивается наблюдением за явлениями и фиксированием постоянных связей, которые могут устанавливаться между ними. Только такое знание, полученное в результате наблюдения связей между явлениями, знание опытное, наглядное, легко проверяемое и может быть названо подлинно научным.

О. Конт стремился к органическому синтезу наук, при котором их законы, хотя и связаны иерархически, не сводятся к простым законам физики. Он классифицировал науки по нескольким основаниям:

Историческому (по времени и последовательности возникновения);

Логическому (от абстрактного к конкретному);

По сложности предмета исследования (от простого к сложному);

По характеру связи с практикой.

Классификация социологии:

Теоретическая социология - социология, ориентированная на объективное научное исследование общества в целях получения теоретического знания. Необходима для адекватной интерпретации социальных явлений и поведения людей. Без данных эмпирической социологии теоретическая социология становится неаргументированной.

Эмпирическая социология - это совокупность методических и технических приемов для сбора первичной социологической информации. Эмпирическую социологию называют также социографией. Такое наименование представляется более точным, поскольку оно подчеркивает описательный характер этой дисциплины. Основная её функция - изучение общественного мнения и разных социальных процессов, описание отдельных частных сторон жизни общества. Эмпирическая социология обречена на ошибки без теоретической социологии.

Наука подразделяется намакросоциологию имикросоциологию .

Макросоциология акцентирует внимание на типичных образцах поведения, которые дают возможность понимания общества в целом. Основными структурными элементами в обществе с точки зрения макросоциологии выступают семья, экономические и политические институты, образование, религия. Главный интерес для макросоциологических теорий представляет собой изучение крупных закономерностей в развитии общества, взаимоотношения между основными элементами общественной системы и изменение этих отношений.

Основные концепции: Эмиль Дюркгейм (Структурный функционализм), Т. Парсонс (Структурный функционализм), К. Маркс (Теория социального конфликта), Н. Луман (Теория социальных систем), Р. Дарендорф (системный конфликт).

Дюркгейм разработал четкую концепцию предмета социологии - считается классиком теории социологического метода (подход - «социальный реализм»).

Принципы социологии

Общество - часть объективной реальности, включенной в общий порядок природы и имеющей свои специфические законы.

Общество первично по отношению к составляющим его людям.

Изучаемые социологией социальные факты объективны и не зависимы от человеческого произвола.

Предметом социологии являются социальные факты, существующие вне индивида и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой.

Задачи социологии - понять, что побуждает людей жить сообща, почему для них стабильный социальный порядок выступает наивысшей ценностью и какие законы управляют межличностными отношениями; предложить правительству конкретные рекомендации по устройству современной жизни.

Концепция О. Парсона «Структурный функционализм»

Высокоабстрактное, жёстко кодифицированное теоретическое построение, претендующее на универсальное объяснение социальной реальности;

Социология занимается изучением функций, выполняемых социальными институтами, и социальным действием индивидов, которые занимают определённое место в социальной структуре общества (статусы) и исполняют предписанные общественными нормами и ценностями социальные роли;

Тесная связь между статикой и динамикой, социальной системой и социальной структурой.

Общество в структурном функционализме - любое социальное явление, учреждение или институт рассматриваемые с точки зрения их вклада в развитие общества; функционально взаимосвязанные переменные.

Требования к обществу:

Общество должно быть приспособлено к среде.

У общества должны быть поставлены цели.

Все элементы общества должны быть скоординированы.

Ценности в обществе должны сохраняться.

Концепция Николаса Лумана

Общество, как всеохватывающая социальная система, конституируется различением себя от окружающего мира, к которому относятся системы сознания (индивиды), система мозга и физические системы. Отграничив себя от окружающего мира, общество способно оперировать замкнутым образом и, поскольку, единственной подлинно-социальной операцией выступает коммуникация, то оперативная замкнутость выражается в том, что одна коммуникация подсоединяется к другой коммуникации. Смысл есть медиум, посредством которого происходит такое подсоединение. Однако само общество неоднородно и дифференцируется на ряд подсистем, таких как: функциональные подсистемы (массмедиа, политика, наука и прочее), системы интеракций лицом к лицу, а также системы организаций. Каждая функциональная подсистема обособляется через кодирование коммуникаций: через да - редакции и нет - редакции, заложенные в смысле. Так, каждая функциональная подсистема стремится включить в себя коммуникации, специфичные только для себя, но, одновременно с этим, исключить коммуникации иного рода. Наука, к примеру, существует благодаря коду истина / ложь, поэтому в ней любое истинное утверждение может подсоединяться исключительно к другому истинному утверждению. Коммуникация как таковая есть триединство информации, сообщения и понимания (осознания различения между информацией и сообщением).

Микросоциология

Микросоциология обращает своё внимание, прежде всего, на поведение индивидов, на мотивы и смыслы, которые люди вкладывают во взаимодействие. Именно те смыслы, которые люди вкладывают в своё взаимодействие с другими людьми, с точки зрения микросоциологии, и влияют на процесс возникновения и развития общества.

Теории разрабатывали: Макс Вебер (Понимающая социология), Д. Хоманс, П. Блау (Теория социального обмена), Д.Г. Мид (Интеракционизм), А. Щюц (социальная феноменология), Г. Гарфинкель (этнометодология).

Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией». Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Поэтому в социологии находят своё отражение всё многообразие идей и мировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т. е. всё многообразие человеческой культуры.

В отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам или, в его терминах, к наукам о культуре, которые как по методологии, так и по предмету составляют автономную область знания. Все научные категории – только конструкции нашего мышления. «Общество», «государство», «институт» - это просто слова, поэтому им не следует приписывать онтологических характеристик. Единственно реальным фактом общественной жизни является социальное действие. Всякое общество представляет собой совокупный продукт взаимодействия конкретных индивидов. Социальное действие – атом общественной жизни, и именно на него должен быть направлен взгляд социолога. Действия субъектов рассматриваются как мотивированные, имеющие смысл и ориентацию на других, эти действия можно анализировать с помощью расшифровки смыслов и значений, которые придают субъекты этим действиям. Социальным действием, пишет Вебер, считается действие, которое по смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на них.

PAGE_BREAK--

То есть, Вебер выделяет 2 признака социального действия:

Осмысленный характер;

Ориентация на ожидаемую реакцию других лиц.

Интеракционизм (interactionism; interpretivism; от англ. interaction - «взаимодействие») - методологический подход, объединяющий нескольких различных направлений в общественных науках:

Символический интеракционизм

Социальный конструктивизм

Этнометодология

Основоположником парадигмы интеракционизма был чикагский учёный Джордж Герберт Мид (1863-1931), примыкавший к течению американского прагматизма. Мид указывал на лежащую в основе взаимодействия людей ориентацию участников коммуникации на мнение других/другого.

Общение - это «обмен символами», где необходимо принимать роль другого или других (референтной группы; «генерализованный другой»).

Воззрения Мида были развиты Гербертом Блумером в теорию символического интеракционизма.

Методы социологии

Теоретические концепции - основа для эмпирических исследований. В исследованиях социология использует качественные и количественные методы. Качественные основаны на микросоциологических концепциях и используют для получения информации понимание и интерпретацию. Количественные - это статистические и математические методы.

Как фундаментальная наука, социология объясняет социальные явления, собирает и обобщает информацию о них. Как прикладная наука, социология позволяет прогнозировать социальные явления и управлять ими.

Социология считается молодой наукой, которая ещё находится в процессе становления. Существует множество отраслей социологии, их число продолжает расти. С социологией также тесно связаны такие науки, как психология, политология, культурология, антропология, и другие гуманитарные дисциплины.

Функции социологии

В обществе социология выполняет ряд функций, которые по критерию «теория - практика» можно разделить на две группы: теоретико-познавательные и управленческо-преобразовательные. В каждой группе в качестве примера назовём по две конкретные функции

Познавательная функция означает возможность социологии раскрыть ход и причины какого-либо социального явления или процесса и рассказать об этом окружающим. Свое органическое продолжение она находит в прогностической функции, которая говорит о способности социологии предсказывать (просчитывать) развитие данного процесса или явления в будущем.

Прогностическая функция социологии может быть реализована в нескольких формах:

а) Социальное проектирование - разработка конкретной модели социального процесса или социальной системы (подсистемы) с чётко заданными параметрами и спецификой функционирования. Т.е. это стремление дать четкий, имеющий строгие границы, количественно и качественно выдержанный социальный прогноз.

б) Социальное конструирование - общее мыслительное построение нового социального объекта безотносительно к конкретно заданным параметрам и нормативам. Т.е. это создание своего рода «математической модели» развития некоего типичного социального явления или процесса, где параметры можно изменять (конструировать).

в) Социальное планирование - разработка целевых комплексных программ развития отдельных сфер общественной жизни (жилье, здравоохранение, свободное время) на предприятии, в регионе, государстве в целом.

Управленческая функция означает, что выводы, рекомендации, предложения социологов, их оценки состояния социального объекта могут стать основанием для выработки и принятия управленческих решений. Однако следует понимать, что поскольку социологическая наука не имеет властных полномочий, то она не может нести полной ответственности за характер и направление управленческого решения.

Организационно-технологическая функция - результаты исследования социологов представляются не только в виде теории, но и в виде рекомендаций, предложений, методик, социальных технологий. Социальная технология - это программа преобразовательной деятельности и сама деятельность на основе этой программы, призванная в корне изменить ситуацию.

Кроме того, следует назвать еще одну функцию социологии, которая присутствует при реализации каждой из перечисленных функций. Это идеологическая функция или функция ценностного ориентирования . Дело в том, что социология, имеющая дело непосредственно с интересами людей, не может полностью абстрагироваться от своих собственных оценок изучаемых явлений.

Учёные-социологи, имея свои мнения и суждения, представляя информацию, прогнозируя дальнейший ход событий, предлагая методики преобразовательной деятельности, ориентируют людей на следование определённым ценностям.