Солоухин мститель герои. Сочинение по рассказу В. А. Солоухина «Мститель. Какие пословицы подходят к рассказу Солоухина «Мститель»

Главный герой рассказа Владимира Солоухина «Мститель» — деревенский школьник. Однажды осенью вместе с одноклассниками он принимал участие в уборке картофеля на школьном огороде. Мальчишки придумали веселую игру: они накалывали на прутья комки земли и старались бросить их как можно дальше.

В какой-то момент игры герой рассказа почувствовал сильный удар по спине. Он обернулся и увидел, как его приятель Витька убегает прочь с толстым прутом в руке. Школьник обиделся на друга и решил ему отомстить. Он придумал, что позовет Витьку в лес и там его поколотит.

Через несколько дней школьник подошел к своему другу и стал звать его в лес, чтобы пожечь там костер. Витька сначала с недоверием отнесся к предложению приятеля, которого он обидел. Но тот сумел убедить Витьку в своем дружелюбии и мальчишки отправились в лес.

По пути к лесу герой рассказа все время ждал удобного момента, чтобы поколотить своего обидчика. Но такой момент никак не наступал. То они раскапывали гнездо шмеля, то находили полянку с грибами, которые можно было запечь на огне.

Найденные в лесу рыжики отвлекли школьника от планов мести. Разжигание костра и поджаривание на нем грибов увлекло ребят настолько, что настроение главного героя стало улучшаться. Потом приятели отправились на речку, чтобы отмыться от сажи и выпить чистой речной воды.

Обиженный, глядя на Витьку, пытался разжечь в себе злость и вражду, но у него ничего не получилось. Он решил не колотить своего обидчика, и на душе у него от этого решения стало легко. Домой мальчишки вернулись добрыми приятелями.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Солоухина «Мститель» заключается в том, что обида – не лучший способ реагирования на проблему. Обида, искусственно взращиваемая в душе человека, разрушает, в первую очередь, его самого. Герой рассказа сумел преодолеть свою обиду и сохранил добрые отношения с приятелем.

Рассказ Солоухина «Мститель» учит не копить в себе обиды и не строить планы мести, а решать проблемы мирным путем.

В рассказе мне понравился главный герой, деревенский школьник, который сумел побороть свою обиду и отказался от мести, сохранив добрые отношения с приятелем Витькой. Нормальному, хорошему человеку не так-то легко взять и отомстить. У такого человека нет посыла к ненависти. Все же лучше откровенно поговорить, подобрать такие слова, чтобы собеседник понял. Тот, кто замышляет месть, растравляет свои раны, которые иначе уже давно бы исцелились и зажили.

Какие пословицы подходят к рассказу Солоухина «Мститель»?

Месть — это дорога в пропасть, у которой нет дна.
Всякому своя обида горька.
На обиженных воду возят.
У мести нет чести.

Владимир Алексеевич Солоухин современный писатель, автор многих замечательных произведений о природе и искусстве. В ряде его рассказов хорошо представлен мир детства, показано формирование личности современного человека. Название рассказа «Мститель» привлекает своей загадочностью. Первая мысль, возникающая у читателя, скорее всего, о том, что в сюжете скрыты какая-то интрига, обман и месть за этот обман. Можно предположить, что далее начнется детективная история. Читатель фантазирует, представляя развязку сюжета, видит себя на месте мстителя, творящего добро и одновременно наказывающего зло.

Но что мы видим: история не о неуловимых мстителях, сюжет проще, но рассказ читается с не меньшим интересом. Главные герои - школьники, учащиеся одной школы, одного класса. Один из них Витька Агафонов, другой, судя по повествованию от первого лица, - автор. Этот рассказ - воспоминание детства с последующим переосмыслением. В основе новеллы лежит конфликт-интрига. Работая на пришкольном участке, ученики «веселились», насаживая комья земли на гибкие прутья и бросая слепленные шарики в воздух. Один комок, брошенный Витькой, возможно нечаянно, а может, и специально, попадает рассказчику в спину. С этого момента начинается внутренний конфликт. Героем овладевают обида, злость, а затем в его сознание закрадывается мысль о мести.

К счастью, дети могут вовремя остановить себя. Они боятся отвечать за свои поступки перед взрослыми. Отчасти поэтому умысел рассказчика не осуществляется. Возможно, герою было тяжело ударить по спине человека, который доверял ему. Тем более ударить по спине было бы не по-мужски. Потерпевший отказывается от возмездия, он сумел простить обидчика и тем самым облегчил себе жизнь. «Мне делается легко от приятного решения не бить Витьку. И мы заходим в село как лучшие дружки-приятели».

Рассказ Солоухина "Мститель", краткое содержание (для читательского дневника) которого мы рассматриваем, рассказывает о двух школьниках. На первый взгляд, это просто детский рассказ, но как он поучителен!

Удар в спину

В один теплый и солнечный день школьников отправили сажать картошку на школьном участке. Ребята, довольные возможностью отвлечься от арифметики, с восторгом принялись за дело. Конечно, занимались они не только картошкой. Любимым занятием стало формирование шариков из комьев земли. Насаживая их на длинный прутик, ребята их бросали. Шарики летели на удивление далеко. Развлекался таким образом и наш герой, имени которого автор не называет.

И тут он почувствовал сильный удар в спину. Это Витька Агафонов ударил одноклассника таким шариком по спине и со всех ног бросился бежать. Герою стало невообразимо обидно. Даже плакать захотелось. Нет, не от боли. Зачем же так, в спину, а главное - за что?! Ведь дрались они с Витькой в последний раз два года назад.

Вендетта

Он начал планировать месть. Решил пригласить Витьку в лес жечь теплинку и там отдубасить. По уху съездить, а потом в нос? Или по спине дать сзади, как и он?

Когда на следующей перемене наш герой подошел к Витьке с предложением, тот сразу насторожился. Решил, что его ждет драка. Но одноклассник уверил, что давно забыл про обиду. Витька поверил и расплылся в радостной улыбке. Его доверчивость немного покоробила героя.

Прогулка по лесу

Итак, мальчишки пошли в лес. Витька наслаждался природой, а наш герой только и думал о мести. Прикидывал, по какому месту треснуть друга. А чтобы огонь мести не угасал, герой рассказа Солоухина "Мститель" (в кратком содержании это отражено) постоянно подпитывал его обидой. Мальчик все обдумывал, как и когда ударить обидчика.

Внезапно Витька увидел шмеля, который вылетел из норки. Глаза у него сразу загорелись. Мальчик предположил, что в норке может быть мед. И наш герой снова отложил акт возмездия.

Мальчишки вырезали лопатки и начали рыть. Намучившись с твердым грунтом, наконец добрались до мягкой земли. Но никакого меда там не оказалось. Что там делал шмель - осталось загадкой для ребят.

На опушке Витька заприметил грибы. Рыжики росли густо и были очень красивы. Мальчик тотчас предложил сбегать за солью, чтобы поджарить их на костре. Вот обед был бы!

Наш герой подумал, что о мести придется забыть на некоторое время.

У Витькиной матери удалось украсть несколько куриных яиц. Ребята закопали их в ямку, и на этом месте начали разводить теплинку. Думали, что яйца от жара огня запекутся и будут очень вкусными. Мальчики собрали хворост. Постепенно костер разгорелся небольшим, но стойким пламенем. Огонь выплясывал, словно девушка на танцах.

Герой рассказа Солоухина "Мститель", краткое содержание которого мы рассматриваем, даже подумал, что Витька вовсе не так плох, как он думал. Но треснул-то он его за что между лопаток?

Ребята собрали рыжики, когда костер разгорелся. Витька насаживал на прутик свой первый рыжик, и его спутник подумал, что это идеальный момент для свершения мести. Но решил отложить ее. Рыжиков хотелось сильнее, чем мстить. Мальчик просто не хотел признаваться себе, что давно перестал злиться на Витьку и желание мстить пропало.

Грибы оказались очень вкусными. И так как соль еще не закончилась, ребята решили собрать еще рыжиков. Наконец они, довольные, наелись. Но наш герой не мог насладиться отдыхом в полной мере - его мысли были заняты предстоящей местью.

Прощение

Герой рассказа Солоухина "Мститель", краткое содержание которого мы обсуждаем, понимает, что время мести пришло. Он отчаянно ищет, как можно продлить этот замечательный день. И приглашает Витьку на речку, смыть сажу.

И вот мальчики отправились домой. Витька доверчиво идет вперед, и его спутник понимает, что очень трудно ударить человека в спину. Он больше не чувствует злости и обиды. Он решает спустить Витьке с рук утренний удар. Вот если это повторится - уж он ему задаст!

На душе нашего героя неожиданно становится легко.

Этот легкий, но поучительный рассказ был написан прекрасным детским писателем - В. Солоухиным. "Мстителя" в интересно будет прочитать не только детям, но и их родителям.

Обида - это тяжелый камень, который несет тот, кто ее испытывает. И лишь избавившись от него, он имеет возможность чувствовать легкую, ничем не замутненную радость. Ведь счастье зависит только от нас.

Класс: 11

Цель: Через исследование событий помочь осмыслить конфликт рассказа.

Задачи.

Образовательная:

  • знакомство с творчеством В. Солоухина;
  • самостоятельное осмысление учащимися событий в их взаимосвязи, характеров героев.

Развивающая:

  • р азвитие навыков критического мышления, мотивации выбора решения;
  • обогащение опыта эмоциональных переживаний учащихся;
  • развитие устной и письменной речи учащихся, умение работать с таблицей.

Воспитательная: воспитание думающих, отвечающих за свои поступки людей, умеющих радоваться победе над самим собой.

1. В. Солоухин. Рассказ “Мститель” - не дочитывать до конца 2 абзаца.

2. Тип урока - углубление и корректировка восприятия произведения в процессе его анализа.

4. Вид - развитие критического мышления.

5. Методы обучения - аналитически – оценочный, поисковый.

6. Формы работы учащихся - работа в парах; работа с таблицей и художественным текстом, выразительное чтение, беседа.

7. Самооценка, взаимооценка.

8. Художественный программный текст, таблица “Стратегия

критического мышления”.

9. “Обучение жизненно – важным навыкам”, Н. П. Майорова, Е.Е. Чепурных, С.М. Шурухт. С.- П., Образование – культура, 2002 год.

План урока.

1. Вступительное слово - 2-3 мин.

2.Беседа с классом - 4 мин.

3. Аналитическая работа по тексту - 20- 22 мин.

4. Выразительное чтение рассказа - 4 мин.

5. Рефлексия - 6-7 мин.

6. Вывод - 3 мин.

7. Итог - 2 мин.

8. Д/з. - 1 мин.

Ход урока

Детство не только яркая,
но и очень ответственная пора.
В. Солоухин

Вопросы к уроку: (запись на доске)

На что похожа месть?

Почему рассказ назван “Мститель”?

I. Слово учителя о писателе. (Используется вступительная статья учебника литературы)

II. Беседа с классом.

Какого цвета ваше настроение? / учащихся на партах цветные лепестки из бумаги, они приклеивают их на общий лист в виде цветка. Значение цветов дети уже знают. Если нет - есть возможность сейчас об этом поговорить/.

(Значение цветов: Синий - умение сопереживать, жёлтый – изменчивость, красный – воля к победе, зелёный – упорство, способность к критическому анализу, фиолетовый – желание нравится, коричневый – отсутствие удовлетворённости, чёрный – болезненность переживаний, белый – ожидание изменений.)

Какие ассоциации вызывает у вас слова месть, мститель? (Месть - намеренное причинение зла с целью отомстить за обиду)

Знакомо ли вам чувство, которое испытывает герой в начале рассказа?

Бывали ли в вашей жизни подобные ситуации? Каким был их финал?

Работа с эпиграфом

Согласны ли вы с высказыванием Солоухина о роли детства в жизни человека?

III. Аналитическая работа по тексту (с применением таблицы “Стратегия критического мышления”) - работа в парах.

1. Выделите в тексте проблему

(Внутренний конфликт: желание отомстить – нежелание бить доверчивого приятеля, т.е. детская обида - умение прощать, принять правильное, мудрое решение).

2. Опишите проблему

Вспомогательные вопросы:

Кто из героев вам более симпатичен?

Почему? Каковы герои?

  1. Витька. Потому что он наблюдателен, находчив, с ним интересно, он многое умеет, доверчив.
  2. Рассказчик. Потому что он, хоть и обидчив, но горд, не любит плакать, не умеет бить беззащитного, умеет принимать правильные решения, умеет видеть красоту простых вещей.)

Итак:В чём проблема героя?

(Рассказчик хочет отомстить за обиду, но всё время отодвигает, оттягивает этот момент.)

3. Определение вариантов решения проблемы

(А) побить Б) простить)

4. Решение проблемы

Вспомогательные вопросы:

Какой из вариантов, на ваш взгляд, наилучший? Почему? (Простить, потому что при мысли о мести у Витьки “под ложечкой начинает ныть и сосать”. Он радуется любой отсрочке мести.)

Как поступили бы вы?

Что лежало в основе плана мести героя? (Обман)

Назовите этапы решения проблемы рассказчиком. (1. Обида. 2. “Злодейский замысел”. 3. Искусственное разжигание обиды. 4. Интерес к предложениям Витьки. 5. Общие интересы.)

IV. Выразительное чтение рассказа до конца

5. Рефлексия

Был ли финал рассказа неожиданным для вас?

Что помогло тебе принять решение, близкое к авторскому? (Почему ты ошибся?)

Почему рассказ назван “Мститель”? (В названии звучит авторская ирония: несочетаемость грозного названия и финальной фразы: “Мне делается легко и приятно от принятого решения не бить Витьку” …)

Довольны ли вы таким финалом? (Выбор решения - важный момент в жизни каждого человека. Правильный выбор нужно учиться делать с детства. Витька - молодец. Он помог разобраться в своих чувствах рассказчику, который может теперь себя уважать.)

Изменился ли цвет вашего отношения к героям? Наклейте лепестки нового цветка.

Чем он отличается от прежнего? Почему?

Сделайте комплимент тому ученику, чьи ответы вам понравились больше всех (3-4 уч-ся)

Д/з: Дать ответ на вопрос: На что похожа месть?

Какие уроки извлёк рассказчик из этой истории?

Стратегия решения проблем
(приёмы критического мышления)

Шаг Содержание работы с текстом Мои наблюдения
1. Выделите в тексте проблему (Какой главный вопрос должны решить герои?)
2. Опишите её. (Выявите суть вопроса). Какой важной информацией снабдил вас автор?
3. Определите варианты подходов к решению проблемы. (Каковы, на ваш взгляд, два главных способа выхода из создавшейся ситуации?)
4. Действуйте. (Предложите решение.) Какой из выбранных вами способов наилучший? Почему?
5. Сделайте вывод:

2) Что помогло вам принять решение (информация в тексте, собственные дополнительные знания)

3) Что помешало (невнимательно читал, не проанализировал ситуацию, не хватило фантазии, знаний, собственного опыта.)?