Способы восприятия информации человеком. Восприятие и представление информации — Гипермаркет знаний Виды информации по способу передачи и восприятия

Информация (от лат. informatio, разъяснение, изложение, осведомлённость) - сведения о чём-либо, независимо от формы их представления.

В настоящее время не существует единого определения информации как научного термина. С точки зрения различных областей знания данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Например, понятие «информация» является базовым в курсе информатики, и невозможно дать его определение через другие, более «простые» понятия (так же, в геометрии, например, невозможно выразить содержание базовых понятий «точка», «луч», «плоскость» через более простые понятия). Содержание основных, базовых понятий в любой науке должно быть пояснено на примерах или выявлено путём их сопоставления с содержанием других понятий. В случае с понятием «информация» проблема его определения ещё более сложная, так как оно является общенаучным понятием. Данное понятие используется в различных науках (информатике, кибернетике, биологии, физике и др.), при этом в каждой науке понятие «информация» связано с различными системами понятий.

История понятия

Слово «информация» происходит от лат. informatio, что в переводе обозначает сведение, разъяснение, ознакомление. Понятие информации рассматривалось ещё античными философами.

До начала промышленной революции, определение сути информации оставалось прерогативой преимущественно философов. В XX веке вопросами теории информации стали заниматься кибернетика и информатика.

Классификация информации

Информацию можно разделить на виды по различным критериям:

по способу восприятия :

по форме представления :

по назначению :

по значению :

  • Актуальная - информация, ценная в данный момент времени.
  • Достоверная - информация, полученная без искажений.
  • Понятная - информация, выраженная на языке, понятном тому, кому она предназначена.
  • Полная - информация, достаточная для принятия правильного решения или понимания.
  • Полезная - полезность информации определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объёма возможностей её использования.

по истинности :

Что такое актуальная информация?

Еще одной отличительной особенностью данного понятия являются его свойства. К атрибутам информации относят ее качество, количество, новизну, ценность, достоверность, сложность и способность компрессироваться. Каждый из этих показателей можно измерить. Также важное свойство понятия «информация» - это ее актуальность.

Не все данные будут соответствовать этому показателю. Истоки слова «актуальность» прослеживаются в латинском языке, где оно толковалось как «современный», «важный в теперешний момент», «злободневный». Особенность этого качества состоит в том, что оно может быть утрачено при появлении более свежих данных. Этот процесс происходит сразу и полностью либо постепенно и частями.

Актуальная информация - это данные, находящиеся в состоянии, которое соответствует действительности. Будучи устаревшими, они теряют свою ценность.

Значение термина в различных областях знания

Философия

Традиционализм субъективного постоянно доминировал в ранних философских определениях информации, как категории, понятия, свойства материального мира. Информация существует независимо от нашего сознания, и может иметь отражение в нашем восприятии только как результат взаимодействия: отражения, чтения, получения в виде сигнала, стимула. Информация нематериальна, как и все свойства материи. Информация стоит в ряду: материя, пространство, время, системность, функция, и др. что есть основополагающие понятия формализованного отражения объективной реальности в её распространении и изменчивости, разнообразии и проявленности. Информация - свойство материи и отражает её свойства (состояние или способность взаимодействия) и количество (мера) путём взаимодействия.

С материальной точки зрения информация - это порядок следования объектов материального мира. Например, порядок следования букв на листе бумаги по определенным правилам является письменной информацией. Порядок следования разноцветных точек на листе бумаги по определенным правилам является графической информацией. Порядок следования музыкальных нот является музыкальной информацией. Порядок следования генов в ДНК является наследственной информацией. Порядок следования битов в ЭВМ является компьютерной информацией и т. д. и т. п. Для осуществления информационного обмена требуется наличие необходимых и достаточных условий.

Необходимые условия:

  1. Наличие не менее двух различных объектов материального или нематериального мира.
  2. Наличие у объектов общего свойства, позволяющего идентифицировать объекты в качестве носителя информации.
  3. Наличие у объектов специфического свойства, позволяющего различать объекты друг от друга.
  4. Наличие свойства пространства, позволяющее определить порядок следования объектов. Например, расположение письменной информации на бумаге - это специфическое свойство бумаги, позволяющее располагать буквы слева направо и сверху вниз.

Достаточное условие одно:

Наличие субъекта, способного распознавать информацию. Это человек и человеческое общество, общества животных, роботов и т. д.

Различные объекты (буквы, символы, картинки, звуки, слова, предложения, ноты и тп.) взятые по одному разу образуют базис информации. Информационное сообщение строится путем выбора из базиса копий объектов и расположение этих объектов в пространстве в определенном порядке. Длина информационного сообщения определяется как количество копий объектов базиса и всегда выражается целым числом. Необходимо различать длину информационного сообщения, которое всегда измеряется целым числом, и количество знаний, содержащегося в информационном сообщении, которое измеряется в неизвестной единице измерения.

С математической точки зрения информация - это последовательность целых чисел, которые записаны в вектор. Числа - это номер объекта в базисе информации. Вектор называется инвариантом информации, так как он не зависит от физической природы объектов базиса. Одно и то же информационное сообщение может быть выражено буквами, словами, предложениями, файлами, картинками, нотами, песнями, видеоклипами, любой комбинацией всех ранее названных. Чем бы мы ни выражали информацию - изменяется только базис, а не инвариант.

В информатике

Предметом изучения науки информатика являются именно данные: методы их создания, хранения, обработки и передачи. А сама информация, зафиксированная в данных, её содержательный смысл интересны пользователям информационных систем, являющимся специалистами различных наук и областей деятельности: медика интересует медицинская информация, геолога - геологическая, предпринимателя - коммерческая и т. п. (в том числе специалиста по информатике интересует информация по вопросам работы с данными).

Системология

Работа с информацией связана с преобразованиями и всегда подтверждает её материальную природу:

  • запись - формирование структуры материи и модуляции потоков путём взаимодействия инструмента с носителем;
  • хранение - стабильность структуры (квазистатика) и модуляции (квазидинамика);
  • чтение (изучение) - взаимодействие зонда (инструмента, преобразователя, детектора) с субстратом или потоком материи.

Системология рассматривает информацию через связь с другими основаниями: I=S/F, где: I - информация; S - системность мироздания; F - функциональная связь; M - материя; v - (v подчёркнутое) знак великого объединения (системности, единства оснований); R - пространство; T - Время.

В физике

Объекты материального мира находятся в состоянии непрерывного изменения, которое характеризуется обменом энергией объекта с окружающей средой. Изменение состояния одного объекта всегда приводит к изменению состояния некоторого другого объекта окружающей среды. Это явление вне зависимости от того, как, какие именно состояния и каких именно объектов изменились, может рассматриваться как передача сигнала от одного объекта другому. Изменение состояния объекта при передаче ему сигнала называется регистрацией сигнала.

Сигнал или последовательность сигналов образуют сообщение, которое может быть воспринято получателем в том или ином виде, а также в том или ином объёме. Информация в физике есть термин, качественно обобщающий понятия «сигнал» и «сообщение». Если сигналы и сообщения можно исчислять количественно, то можно сказать, что сигналы и сообщения являются единицами измерения объёма информации.

Одно и то же сообщение (сигнал) разными системами интерпретируется по-своему. Например, последовательно длинный и два коротких звуковых (а тем более в символьном кодировании -..) сигнала в терминологии азбуки Морзе - это буква Д (или D), в терминологии БИОС от фирмы AWARD - неисправность видеокарты.

В математике

В математике теория информации (математическая теория связи) - раздел прикладной математики, определяющий понятие информации, её свойства и устанавливающий предельные соотношения для систем передачи данных. Основные разделы теории информации - кодирование источника (сжимающее кодирование) и канальное (помехоустойчивое) кодирование. Математика является больше чем научной дисциплиной. Она создает единый язык всей Науки.

Предметом исследований математики являются абстрактные объекты: число, функция, вектор, множество, и другие. При этом большинство из них вводится акcиоматически (аксиома), то есть без всякой связи с другими понятиями и без какого-либо определения.

Информация не входит в число предметов исследования математики. Тем не менее, слово «информация» употребляется в математических терминах - собственная информация и взаимная информация, относящихся к абстрактной (математической) части теории информации. Однако, в математической теории понятие «информация» связано с исключительно абстрактными объектами - случайными величинами, в то время как в современной теории информации это понятие рассматривается значительно шире - как свойство материальных объектов.

Связь между этими двумя одинаковыми терминами несомненна. Именно математический аппарат случайных чисел использовал автор теории информации Клод Шеннон. Сам он подразумевает под термином «информация» нечто фундаментальное (нередуцируемое). В теории Шеннона интуитивно полагается, что информация имеет содержание. Информация уменьшает общую неопределённость и информационную энтропию. Количество информации доступно измерению. Однако он предостерегает исследователей от механического переноса понятий из его теории в другие области науки.

«Поиск путей применения теории информации в других областях науки не сводится к тривиальному переносу терминов из одной области науки в другую. Этот поиск осуществляется в длительном процессе выдвижения новых гипотез и их экспериментальной проверке.» К. Шеннон.

В юриспруденции

Правовое определение понятия «информация» дано в федеральном законе от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Статья 2): «информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».

Федеральный закон № 149-ФЗ определяет и закрепляет права на защиту информации и информационную безопасность граждан и организаций в ЭВМ и в информационных системах, а также вопросы информационной безопасности граждан, организаций, общества и государства.

В теории управления

В теории управления (кибернетике), предметом исследования которой являются основные законы управления, то есть развития систем управления, информацией называются сообщения, получаемые системой из внешнего мира при адаптивном управлении (приспособлении, самосохранении системы управления).

Основоположник кибернетики Норберт Винер говорил об информации так:

"Информация - это не материя и не энергия, информация - это информация". Но основное определение информации, которое он дал в нескольких своих книгах, следующее: информация - это обозначение содержания, полученное нами из внешнего мира в процессе приспосабливания к нему нас и наших чувств .

- Н. Винер Кибернетика, или управление и связь в животном и машине; или Кибернетика и общество

Эта мысль Винера дает прямое указание на объективность информации, то есть её существование в природе независимо от сознания (восприятия) человека.

Объективную информацию современная кибернетика определяет как объективное свойство материальных объектов и явлений порождать многообразие состояний, которые посредством фундаментальных взаимодействий материи передаются от одного объекта (процесса) другому, и запечатлеваются в его структуре.

Материальная система в кибернетике рассматривается как множество объектов, которые сами по себе могут находиться в различных состояниях, но состояние каждого из них определяется состояниями других объектов системы. В природе множество состояний системы представляет собой информацию, сами состояния представляют собой первичный код, или код источника. Таким образом, каждая материальная система является источником информации.

Субъективную (семантическую) информацию кибернетика определяет как смысл или содержание сообщения. (см. там же) Информация - это характеристика объекта.

Дезинформация

Дезинформацией (также дезинформированием) называется один из способов манипулирования информацией, как то введение кого-либо в заблуждение путём предоставления неполной информации или полной, но уже не нужной информации, или полной, но не в нужной области, искажения контекста, искажения части информации.

Цель такого воздействия всегда одна - оппонент должен поступить так, как это необходимо манипулятору. Поступок объекта, против которого направлена дезинформация, может заключаться в принятии нужного манипулятору решения или в отказе от принятия невыгодного для манипулятора решения. Но в любом случае конечная цель - это действие, которое будет предпринято.

Поиск информации

Современность представляет собой безграничный океан данных, в котором ежедневно требуется находить то, что будет удовлетворять наши запросы. С целью структуризации процесса поиска информации даже была создана отдельная наука. Ее отцом считается американский учений Кельвин Мауэрс. Информационный поиск, согласно определению исследователя, - это процесс выявления в неопределенном количестве документов тех, которые смогут удовлетворить наши информационные потребности, то есть содержат необходимые данные.

Алгоритм действий включает в себя операции по сбору, обработке и предоставлению запрашиваемых сведений. Для эффективного поиска информации нужно следовать следующему плану:

  • сформулировать запрос (сведения, которые мы хотим найти);
  • найти вероятные источники необходимых данных;
  • выбрать нужные материалы;
  • ознакомиться с полученным массивом знаний и оценить проделанную работу.

Данный алгоритм способен облегчить образовательный процесс и подготовку к написанию научных статей. Он был создан путем осознания автором того, что информация - это безграничное пространство вокруг нас. И извлечение необходимых данных возможно только при условии систематизации своих усилий.

Сбор и хранение информации

В зависимости от поставленных целей данные и сведения можно подвергать различным операциям. Сбор и хранение - одни из них.

Работа с информацией возможна только после тщательного поиска. Этот процесс имеет название сбор данных, то есть накопление с целью обеспечения достаточного количества для дальнейшей обработки. Данный этап работы с информацией считается одним из самых важных, ведь от него зависят качество и актуальность данных, с которыми придется иметь дело в последующем.

Фазы сбора сведений:

  • первичное восприятие;
  • разработка классификации полученных данных;
  • кодирование объектов;
  • регистрация результатов.

Следующим этапом в работе с информацией является обеспечение ее сохранности для последующего пользования.

Хранение данных - это способ налаживания их обращения в пространстве и времени. Этот процесс зависит от носителя - диск, картина, фотография, книга и т.д. Срок хранения тоже дифференцируется: школьный дневник нужно хранить на протяжении учебного года, а билет в метро - только во время поездки.

Информация - это то, что существует только на определенном носителе. Поэтому процессы сбора и хранения можно считать ключевыми в работе с ней.

>>Восприятие и представление информации

Основные темы параграфа:

  • восприятие информации;
  • информация и письменность;
  • языки естественные и формальные;
  • формы представления информации.

Восприятие информации

Человек воспринимает из окружающего мира с помощью своих органов чувств; их пять: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание.

Большая часть информации поступает к нам через зрение и слух. Но и запахи, и вкусовые и осязательные ощущения тоже несут информацию. Например, почувствовав запах гари, вы узнали, что на кухне сгорел обед, о котором забыли. На вкус вы легко узнаете знакомую пищу, оцениваете количество сахара или соли в блюде. На ощупь, т. е. через контакт с кожным покровом, вы узнаете знакомые предметы даже в темноте, оцениваете температуру внешних объектов. Таким образом, существуют разные восприятия информации человеком, связанные с разными органами чувств, через которые она поступает:

Через зрение мы получаем информацию в виде изображения;
через слух воспринимается информация в звуковом виде;
через обоняние воспринимается информация в виде запахов;
через вкус - информация от вкусовых ощущений;
через осязание - информация в виде тактильных ощущений.

Можно сказать, что органы чувств являются информационными каналами между внешним миром и человеком. При утрате одного из таких каналов (например, зрения или слуха) усиливается информационная роль других органов чувств. Известно, что незрячие люди острее слышат, для них возрастает значение осязания.

Информация и письменность

Полученную информацию человек может запомнить или записать, а также передать другому человеку. В какой форме это происходит?

Чаще всего люди общаются между собой в устной или письменной форме, т. е. разговаривают, пишут письма, записки, статьи, книги и т. п. Письменный текст состоит из букв, цифр, скобок, точек, запятых и других знаков. Устная речь тоже складывается из знаков. Только эти знаки не письменные, а звуковые. Лингвисты их называют фонемами. Из фонем складываются слова, из слов - фразы. Между письменными знаками и звуками есть прямая связь. Ведь сначала появилась речь, а уже потом - письменность. Письменность для того и нужна, чтобы зафиксировать на бумаге человеческую речь. Отдельные буквы или сочетания букв обозначают звуки речи, а знаки препинания - паузы, интонацию.

Очень интересна история письменности! Письменность, которой пользуемся мы и большинство европейских стран, называется звуковой. То, что было сказано выше, относится к звуковой письменности. А вот китайская письменность называется идеографической. В ней один значок (его часто называют иероглифом) обозначает слово или значительную часть слова (рис. 1.1). А японское письмо называется слоговым. Там один значок обозначает слог.

Самая же древняя форма письменности, которая идет от первобытных людей, называется пиктографической. Одна пиктограмма - это рисунок, который обозначает понятие или даже целое сообщение (рис. 1.2). Пиктографическая символика часто используется и сегодня. Например, всем вам знакомые дорожные знаки - это пиктограммы.

Языки естественные и формальные

Человеческая речь и письменность тесно связаны с понятием «язык». Конечно, имеется в виду не орган речи, а способ общения между людьми. Разговорные языки имеют национальный характер. Есть русский, английский, китайский, французский и другие языки. Лингвисты их называют естественными языками. Естественные языки имеют устную и письменную формы.

Кроме разговорных (естественных) языков существуют формальные языки. Как правило, это языки какой-нибудь профессии или области знаний. Например, математическую символику можно назвать формальным языком математики; нотную грамоту - формальным языком музыки.

Язык - это знаковый способ представления информации. Общение на языках - это процесс передачи информации в знаковой форме.

Формы представления информации

Итак, информацию человек представляет с помощью различных языков. Можно привести примеры разных способов знакового представления информации, заменяющих речь. Например, глухонемые люди речь заменяют жестикуляцией. Жесты дирижера передают информацию музыкантам. Судья на спортивной площадке пользуется определенным языком жестов, понятным игрокам.

Другой распространенной формой представления информации является графическая форма. Это рисунки, схемы, чертежи, карты, графики, диаграммы. При изучении многих школьных предметов вы активно пользуетесь такой графической информацией. Наглядность графической информации облегчает понимание заложенного в нее содержания.

Подведем итог разговору о формах представления информации.

Формы представления информации человеком:

Текст на естественном языке в устной или письменной форме;
графическая форма: рисунки, схемы, чертежи, карты, графики, диаграммы ;
символы формального языка: числа, математические формулы, ноты, химические формулы, дорожные знаки и пр.

Коротко о главном

Человек воспринимает информацию из внешнего мира с помощью всех своих органов чувств. Органы чувств являются информационными каналами, связывающими человека с внешним миром.

Язык - это знаковая форма представления информации. Языки бывают естественными и формальными.

Человек сохраняет информацию или обменивается ей с другими людьми на естественных языках, формальных языках, в графической форме.

Письменность - важнейший способ сохранения и передачи информации. В истории человечества сформировались следующие формы письменности: звуковая, слоговая, идеографическая, пиктографическая.

Вопросы и задания

1. Какую роль в информационной деятельности человека выполняют органы чувств? Перечислите все органы чувств человека.
2. Почему восприятие вкусов и запахов можно назвать приемом информации?
3. Как читают незрячие люди? Какие органы чувств при этом задействованы?
4. Чем отличается чтение нот от прослушивания музыки с точки зрения формы принимаемой информации?
5. Грамотный музыкант способен услышанную музыку записать нотами. Какое преобразование формы музыкального произведения он при этом производит? Опишите ситуацию обратного преобразования.
6. Какую роль выполняют языки в информационной деятельности человека?
7. Что такое естественные языки, формальные языки?
8. Какие существуют формы письменности?
9. Попробуйте с информационной точки зрения объяснить такой феномен: ощущение человеком вкусов и запахов во сне.

И. Семакин, Л. Залогова, С. Русаков, Л. Шестакова, Информатика, 8 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов

Наибольшая библиотека рефератов, планирование уроков информатики , материалы для подготовки к урокам информатики, ответы на тесты , изучай информатику 8 класс бесплатно

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Какая наука изучает типы восприятия и зачем это нужно? Неужели лишь для того, чтобы блеснуть перед друзьями эрудированностью и знанием умных словечек? Как применить эти знания на практике? Все эти вопросы возникают каждый раз, когда мы натыкаемся в просторах интернета на тесты по определению типа восприятия. Это модная новинка, которая скоро забудется? Нет, друзья, нет так уж и свежо это течение.

Что такое тип восприятия?

Первые мысли об особенностях восприятия встречаются в трудах философов античности. Приблизительно в VI в. до н. э. мыслители начали замечать разницу в восприятии своих учеников и описывать свои наблюдения. Трактовались эти различия по-разному, но начало было положено.

Необходимо заметить, что до XVIII в. человек рассматривался учеными как часть социума, что понятно и логично. Подход к изучению психологии личности и развитие теории, которая начала допускать принцип личной выгоды у человека и оценку всех явлений, исходя из их полезности и приятия отдельным индивидом, у психологов Бентама и Смита. Это момент стал переломным и наконец-то повернул взгляды ученых в правильном направлении.

В XIX–XX вв. начался период развития социальной психологии. Исследователи впервые начали проводить лабораторные эксперименты. Именно этот период дал четкое понимание о различиях восприятия людей. Создавались тесты, цель которых была определить способы восприятия человеком информации. Сейчас изучением этих тонкостей занимается целая наука, которая называется «Соционика».

Как определяются типы восприятия?

Существуют специальные тесты. Любопытства ради, Вы имеете возможность пройти один из этих тестов прямо в интернете. Издана масса книг, которые рассказывают о типах восприятия в том числе. Как правило, в них напечатаны простенькие тесты, которые с некоторой долей вероятности определяют, к какому типу восприятия Вы ближе. Для людей, которые поставили перед собой цель разобраться в своих способностях и особенностях восприятия, работают психологи. Тесты на тип восприятия, которые проводит специалист, наиболее достоверны и всеобъемлющи. Отсюда вытекает абсолютно логичный вопрос: «Зачем это нужно?»

Для того, чтобы понять полезность этих знаний, необходимо вспомнить об особенностях каждого типа восприятия и поработать с примерами. Для начала необходимо сказать, что чистые типы в плане восприятия встречаются крайне редко. Речь идет о предрасположенности.

Эти люди воспринимают мир в большинстве случаев через глаза. Это абсолютно не значит, что визуалы не воспринимают звуки, запахи и тактильные ощущения. Для них зрительные образы несут больше информации и лучше воспринимаются. Итак, Вы прошли тест и определили свою принадлежность к визуалам. Что дальше? Использовать эту особенность в саморазвитии. Каждый из нас чему-то учится. Необходимость усваивать новую информацию возникает каждый день.

Человек, который механически исполняет уже выученные и доведенные до автоматизма действия, начинает деградировать. Дети учатся в школе. Как помочь маленькому визуалу? Научить рисовать картинки во время освоения материала. Зрительные образы, которые связаны с определенной информацией, останутся у него навсегда. Взрослый визуал должен выполнять инструкции начальства, от этого напрямую зависит Ваш карьерный рост. Рисуйте схемы, именно этот способ поможет Вам понять, как наиболее эффективно выполнить поставленную задачу.

Эти представители рода человеческого лучше воспринимают информацию на слух. Как это использовать? Малышам необходимо читать вслух. Школьники-аудиалы будут учиться лучше, если информация в большинстве подается не через печатный текст, и устно. Как работать взрослому аудиалу? Проговаривайте с начальством и коллегами поставленные перед Вами задачи. Для Вас бумажка с инструкцией менее эффективна, чем непосредственное общение. В последние годы аудиалам был преподнесен великолепный подарок – аудио-книги. Кстати, это еще один из способов определить свою принадлежность к этому типу. Больше нравится этот способ обучения? Пользуйтесь на здоровье!

Эти люди более ярко воспринимают ощущения, касания, переживания. Как это использовать в повседневной жизни? Воспринимать информацию эмоционально и привязывать ее к определенному ощущению. Вы можете на протяжении длительного времени объяснять кинестетику свою точку зрения, приводя логические доводы, но ничего не добьетесь. Ему необходимо пощупать, прочувствовать и пропустить информацию через эмоции. Эту особенность необходимо использовать. Вы кинестетик? Связывайте новые знания с ощущениями, которые умеете вызывать в воображении.

Информация воспринимается через цифры, логическое осмысление, четкие доводы. Эта категория встречается редко. Хотя, если быть до конца честными, в последние годы психологи заметили, что люди подобного типа начали рождаться чаще. С чем это связано? Пока четкого ответа у специалистов нет. Тесты определяют расположенность, но не исключено, что эти люди представляют новый этап эволюции человечества. Как жить, если Вы дискрет? Искать логику во всех проявлениях внешнего мира, строить цепочки, рисовать схемы. Это поможет понять глубокую суть непонятных и нелогичных, на первый взгляд, вещей.

Итак, тестируйте себя, друзья. Если Вам необходимо серьезно разобраться со своими способностями и научиться их использовать с максимальной пользой – обращайтесь к психологу. Тестов для определения особенностей восприятия разработано очень много, они помогут узнать себя получше.

еУМЙ ОЕФ РПОЙНБОЙС НЕЦДХ МАДШНЙ... (ФЙРЩ ЧПУРТЙСФЙС ЙОЖПТНБГЙЙ)

рПОСФШ ДТХЗПЗП ЮЕМПЧЕЛБ ЪБЮБУФХА ВЩЧБЕФ ПЮЕОШ УМПЦОП, ДБЦЕ ЕУМЙ НЩ ЗПЧПТЙН У ОЙН ОБ ПДОПН СЪЩЛЕ.чУЕ МАДЙ РП УЧПЕК РТЙТПДЕ ПУПВЕООЩЕ, Х ЛБЦДПЗП ЕУФШ УЧПЕ ЧПУРТЙСФЙЕ ДЕКУФЧЙФЕМШОПУФЙ Й УЧПЕ ПФОПЫЕОЙС Л ЬФПК ДЕКУФЧЙФЕМШОПУФЙ.пДОП Й ФПЦЕ УПВЩФЙЕ НЩ ЧПУРТЙОЙНБЕН РП-ТБЪОПНХ, ПВТБЭБЕН ЧОЙНБОЙЕ ОБ ТБЪОЩЕ ЧЕЭЙ Й ОБЫБ ПФЧЕФОБС ТЕБЛГЙС ФБЛ ЦЕ ТБЪМЙЮОБ. ч ТЕЪХМШФБФЕ ЙЪ-ЪБ ТБЪОПЗП ЧПУРТЙСФЙС ЧПЪОЙЛБАФ ЛПОЖМЙЛФОЩЕ УЙФХБГЙЙ. иПТПЫП ЕУМЙ МАДСН ИЧБФБЕФ ФЕТРЕОЙС Й ЦЕМБОЙС ТБЪПВТБФШУС Ч ЧПЪОЙЛЫЕН ЛПОЖМЙЛФЕ, ОП ПВЩЮОП МЕЗЮЕ РТПУФП ПВЙДЕФШУС Й ПУФБЧЙФШ ЧУЕ ЛБЛ ЕУФШ. оП ЪДЕУШ ОБДП РПНОЙФШ П ФПН, ЮФП ЮЕМПЧЕЛ ЙЪОБЮБМШОП ПФУФБЙЧБЕФ УЧПЙ ЙОФЕТЕУЩ Й РТБЧБ, Б РТЕДОБНЕТЕООП ЛПЗП-ФП ПВЙДЕФШ УФТЕНЙФУС ПЮЕОШ НБМП МАДЕК.

йЪ-ЪБ ЮЕЗП ФБЛПЕ РТПЙУИПДЙФ? чУА ЙОЖПТНБГЙА, ЛПФПТХА ЮЕМПЧЕЛ РПМХЮБЕФ ЙЪЧОЕ НПЦОП ТБЪДЕМЙФШ ОБ УМЕДХАЭЙЕ ЧЙДЩ:

1. чЙЪХБМШОБС

2. чЛХУПЧБС

3. пВПОСФЕМШОБС

4. бХДЙБМШОБС

5. фБЛФЙМШОБС

ъБ ЧПУРТЙСФЙЕ ФПК ЙМЙ ЙОПК ЙОЖПТНБГЙЙ, Х ЮЕМПЧЕЛБ ПФЧЕЮБЕФ ПРТЕДЕМЕООЩК ПТЗБО. фБЛ ОБРТЙНЕТ РТЙ ЧПУРТЙСФЙЙ ЧЙЪХБМШОПК ЙОЖПТНБГЙЙ ЪБДЕКУФЧПЧБОЩ ЗМБЪБ, РТЙ ЧЛХУПЧПК СЪЩЛ, РТЙ ПВПОСФЕМШОПК ОПУ, РТЙ ЧПУРТЙСФЙЙ БХДЙБМШОПК ЙОЖПТНБГЙЙ - ХЫЙ, Б РТЙ ФБЛФЙМШОПК - ЛПЦБ. лБЛ РТБЧЙМП Х ЮЕМПЧЕЛБ Ч УЙМХ ЕЗП ЖЙЪЙПМПЗЙЮЕУЛПК ПУПВЕООПУФЙ, ЛБЛПК-ФП ПТЗБО ТБЪЧЙФ ВПМШЫЕ, Б ЛБЛПК-ФП НЕОШЫЕ. й ФБЛ НПЦОП ЧЩДЕМЙФШ ПУОПЧОЩЕ ФЙРЩ МАДЕК РП УРПУПВХ ЧПУРТЙСФЙС ЙОЖПТНБГЙЙ:

1. чЙЪХБМЩ

2. бХДЙБМЩ

3. лЙОЕУФЕФЙЛЙ

4. дЙЗЙФБМЩ.

лБЦДЩК ЙЪ ЬФЙИ РПДФЙРПЧ ЙНЕЕФ УЧПЙ ПУПВЕООПУФЙ Ч ЧПУРТЙСФЙЙ НЙТБ Ч ГЕМПН. чЙЪХБМЩ Ч ВПМШЫЕК УФЕРЕОЙ ЧПУРТЙОЙНБАФ НЙТ ЮЕТЕЪ ЪТЕОЙЕ. йН ОТБЧСФУС ЧУЕ ФП, ЮФП ТБДХЕФ ЗМБЪ, МХЮЫЕ ЪБРПНЙОБЕФУС ХЧЙДЕООБС ЙОЖПТНБГЙС, ЮЕН ОБРТЙНЕТ ХУМЩЫБООБС. чЙЪХБМЩ МАВСФ ЛТБУЙЧП ПДЕЧБФШУС, Б РТЙ ЪОБЛПНУФЧЕ У ЮЕМПЧЕЛПН Ч РЕТЧХА ПЮЕТЕДШ ПВТБЭБАФ ЧОЙНБОЙЕ ОБ ПДЕЦДХ Й ЧОЕЫОЙК ЧЙД.

бХДЙБМЩ ОБПВПТПФ ЧПУРТЙОЙНБАФ ЙОЖПТНБГЙА ЮЕТЕЪ ЪЧХЛЙ. мАВСФ УМХЫБФШ НХЪЩЛХ Й БХДЙПЛОЙЗЙ, ЗПТБЪДП ВПМШЫЕ ЮЕН ЮЙФБФШ ЙМЙ УНПФТЕФШ ЛЙОП. бХДЙБМЩ ЗПТБЪДП ВПМЕЕ ПВЭЙФЕМШОЩ, ЮЕН ЧЙЪХБМЩ, ЧЕДШ ВПМШЫЙК ПВЯЕН ЙОЖПТНБГЙЙ РПУФХРБЕФ Л ОЙН ЮЕТЕЪ ЪЧХЛЙ. у МЕЗЛПУФША НПЗХФ ХВЕДЙФШ ЮЕМПЧЕЛБ Ч УЧПЕК РТБЧПФЕ Й ЛБЛ РТБЧЙМП ХНЕАФ ИПТПЫП ЙЪМБЗБФШ УЧПЙ НЩУМЙ.

дМС ЛЙОЕОУФЕФЙЛПЧ НЙТ - ЬФП ЙИ ПЭХЭЕОЙС. пОЙ ЧПУРТЙОЙНБАФ ЙОЖПТНБГЙА ЮЕТЕЪ РТЙЛПУОПЧЕОЙС Й ЮХЧУФЧБ. ьФП МАДЙ ДЕКУФЧЙС, Б ОЕ УМПЧБ. дМС ОЙИ ЧБЦОП ЧУЕ РПЮХЧУФЧПЧБФШ, ПОЙ ПЮЕОШ РПДЧЙЦОЩ Й УФТЕНСФУС ПВЯСФШ ОЕПВЯСФОПЕ. йОЖПТНБГЙА ЙЪ ЧОЕЫОЕЗП НЙТБ, ПОЙ ЛБЛ ВЩ РТПРХУЛБАФ ЮЕТЕЪ УЕВС.

дЙЗЙФБМЩ ЧУФТЕЮБАФУС ПЮЕОШ ТЕДЛП, НЙТ ПОЙ ЧПУРТЙОЙНБАФ ЮЕТЕЪ МПЗЙЮЕУЛПЕ ПУНЩУМЕОЙЕ. йН ЧБЦОЩ ЧЕЭЙ, ЛБЛЙНЙ ПОЙ ЕУФШ РП УХФЙ, Б ОЕ ФЕ ЛБЛЙНЙ ПОЙ ЛБЦХФУС У ФПК ЙМЙ ЙОПК РПЪЙГЙЙ. пОЙ ЧУЕ РПДЧЕТЗБАФ ФЭБФЕМШОПНХ БОБМЙЪХ ЮЕТЕЪ УМПЧБ. рТЙ ЬФПН НПЗХФ ВЩФШ ЪБЛТЩФЩНЙ ПФ ЧОЕЫОЕЗП НЙТБ.

лПОЕЮОП, УМПЦОП ОБКФЙ ЮЕМПЧЕЛБ У ПРТЕДЕМЕООЩН СТЛП ЧЩТБЦЕООЩН ФЙРПН ЧПУРТЙСФЙС ЙОЖПТНБГЙЙ, ЪБЮБУФХА Ч ЛБЦДПН ЙЪ ОБУ РТЙУХФУФЧХЕФ ОЕРПЧФПТЙНПЕ УПЮЕФБОЙЕ УРПУПВПЧ ЧПУРТЙСФЙС ЙОЖПТНБГЙЙ. оП ЛБЛПК-ФП ЙЪ ОЙИ ВХДЕФ ЧЩТБЦЕО ВПМЕЕ СТЛП. дМС ФПЗП, ЮФП ВЩ РПОСФШ ЮЕМПЧЕЛБ ЙМЙ ЮФП ВЩ ПО ВПМЕЕ ЛПТТЕЛФОП РПОСМ ЧБУ, ОЕПВИПДЙНП ПРТЕДЕМЙФШ Л ЛБЛПНХ ФЙРХ ЧПУРТЙСФЙС ЙОЖПТНБГЙЙ ПО ПФОПУЙФУС? й ЕУМЙ ЮЕМПЧЕЛ ЧБУ ОЕ РПОЙНБЕФ, НПЦЕФ ЕНХ ОБДП РТПУФП ВПМЕЕ РПДТПВОП ЧУЕ ТБУУЛБЪБФШ, РПЛБЪБФШ ОБЗМСДОП, ДБФШ РТПЮХЧУФЧПЧБФШ ЙМЙ РТПУФП ТБЪМПЦЙФШ ЧУЕ РП РПМПЮЛБН? й ФПЗДБ ЧЪБЙНПРПОЙНБОЙЕ ВХДЕФ ДПУФЙЗОХФП.

рТЙНЕТОЩЕ ЖТБЪЩ ДМС РТЙЧМЕЮЕОЙС ЧОЙНБОЙС ЮЕМПЧЕЛБ Й ДПУФЙЦЕОЙС ЧЪБЙНПРПОЙНБОЙС РП ФЙРХ ЧПУРТЙСФЙС ЙОЖПТНБГЙЙ:

  • бХДЙБМ
    • рПУМХЫБК, ЛБЛ ЪЧХЮЙФ
    • ъЧХЮЙФ ЪБНБОЮЙЧП
    • ъЧХЛЙ, ТБДХАЭЙЕ УМХИ
  • чЙЪХБМ
    • рПУНПФТЙ, ЛБЛ РТЕЛТБУОП
    • чУЕ ЧЩЗМСДЙФ РТПУФП ЪБНЕЮБФЕМШОП
    • фП, ЮФП С ЧЙЦХ ЧЩЗМСДЙФ ЧРЕЮБФМСАЭЕ
  • лЙОЕУФЕФЙЛ
    • ч ЬФПН ЮХЧУФЧХЕФУС ТХЛБ РТПЖЕУУЙПОБМБ
    • ьФП ЧЩЪЩЧБЕФ УБНЩЕ СТЛЙЕ ЬНПГЙЙ
    • зПЧПТСФ, ЬФП РПФТСУБАЭЕ
  • дЙЗЙФБМ
    • тБУУХЦДБС ЪДТБЧП, НПЦОП РТЙКФЙ Л ЧЩЧПДХ
    • уМЕДХС МПЗЙЛЕ, ЬФП ЮЕФЛП ЧЙДОП
    • аМЙС рП

      [email protected]

Восприятие информации человеком

04.04.2015

Снежана Иванова

Восприятие – это процесс отражения в сознании личности явлений и предметов в сумме их свойств, состояний, компонентов.

Жизнь современного человека трудно представить без информации. Средства массовой информации буквально изобилуют всевозможными событиями, которые могут заинтересовать личность. На сегодняшний день нет недостатка информации в какой – либо области; напротив, наблюдается ее переизбыток. Люди часто путаются в одних и тех же понятиях, поскольку информация об одном и том же предмете может быть противоречивой. Поэтому, чтобы разобраться в сложном вопросе, иногда приходится изучить кучу различных позиций.

Восприятие – это процесс отражения в сознании личности явлений и предметов в сумме их свойств, состояний, компонентов. Данный процесс тесно связан с органами чувств, поскольку мы получаем любую информацию посредством участия зрительных, слуховых и иных ощущений.

Процесс восприятия информации представляет собой высокоорганизованную внутреннюю работу, в которой участвуют все психические процессы: внимание, воображение, память, мышление. Для того, чтобы поступающая в мозг информация лучше усваивалась, ее необходимо осознавать или осмысливать. Восприятие как раз и выполняет функцию своеобразного проводника между новой информацией и ее осознанием.

Восприятие информации человеком происходит на нескольких уровнях. Все они, так или иначе, затрагивают органы чувств и связаны с познавательными процессами.

Каналы восприятия информации

Под каналами восприятия понимают преобладающую направленность в сторону одного органа чувств, которая обеспечивает лучшее усвоение поступающей информации. Стоит учесть тот фактор, что у каждого человека доминирует своя индивидуальная направленность. Кому – то для усвоения достаточно один раз прочитать материал, другому необходимо прослушать лектора на эту же тему и т.д.

  • Визуальный канал. Направлен на усвоение информации путем большего сосредоточения на зрительных образах. У человека, которого преобладает данный канал восприятия, отмечается высокая способность усваивать информацию через чтение. В данном случае личности достаточно прочитать материал, и информация прочно «закрепится» в мозге. Нет необходимости пересказывать прочитанное или делиться с окружающими. Если информация сама по себе носит противоречивый характер, вызывает дополнительные вопросы, провоцирует спор, то у индивида может возникнуть потребность подробно ознакомиться с разными мнениями для того, чтобы сформировать свою точку зрения.
  • Аудиальный канал. Направлен на усвоение информации путем концентрации преимущественно на слуховых образах. Если преобладает данный канал восприятия, у человека отмечается высокая способность к запоминанию через прослушивание нужного материала. Студенты, у которых доминирует аудиальный канал, прекрасно усваивают предложенную информацию во время лекции и могут дома ничего не учить – все и так легко улеглось в голове, так что не осталось лишних вопросов! Если возникают сложные моменты, материал сложный и непонятный, такая личность обычно стремится сразу уточнить важные детали и разобраться на месте, задав лектору соответствующие вопросы.
  • Кинестетический канал. Направлен на усвоение информации путем сосредоточения преимущественно на физических ощущениях. Кинестетическое восприятие тесно связано с органами осязания, поэтому такому человеку во время разговора обязательно требуется прикасаться к собеседнику. Запах, вкус тоже имеют для этой личности первостепенное значение – она более всего внимательна к деталям и собственным чувствам. Если вы спросите человека, что с ним происходит, он сможет в красках описать свои эмоции, распознать их подлинные проявления.
  • Дигитический канал. Направлен на усвоение информации путем концентрации на абстрактно – логических образах. Такой человек склонен во всем искать смысл, раскладывать свои знания «по полочкам». Дигиталу крайне важно знать, с какой целью он выполняет то или иное действие и что из этого последует. Он обладает способностью прогнозировать ситуацию, а потому склонен к планированию и глубокому анализу происходящих событий. Чаще всего, дигиталы по жизни занимаются научной деятельностью.

Перечисленные каналы восприятия являются ведущими, но кроме них имеются и другие: вкусовой, обонятельный, семантический и т.д. В соответствии с представленными особенностями каждого из каналов в психологии выделяют следующие виды восприятия информации: зрительный, слуховой, осязательный, речемыслительный . Каждый из перечисленных видов полностью соотносится с выше обозначенными каналами восприятия информации.

Свойства восприятия

  • Предметность. Характеризуется направленностью на внешний мир. Человек всегда сосредоточивает свое внимание на таких вещах, которые находят отражение в окружающем пространстве. Это не обязательно могут быть предметы и явления, но также абстрактные понятия. В любом случае происходит глубокое умственное сосредоточение на том или ином предмете: обыденном, художественном или научном.
  • Целостность. В отличие от ощущения, которое отражает отдельные свойства предметов и явлений окружающего мира, восприятие составляет его общий образ. Он складывается из совокупности различных ощущений и формирует целостное представление о том или ином предмете.
  • Структурность. Необходимо отметить, что восприятие человека устроено таким образом, что обладает способностью систематизировать материал в определенном порядке, то есть, из общего потока поступающей информации выделять только ту, что окажется полезна в данном случае.
  • Константность. Под этим свойством понимается относительная постоянность воспринимаемой информации при различных условиях. Так, например, формы предметов, их величина, цвет представляются человеку одинаковой при разных жизненных условиях.
  • Осмысленность. Человек не просто воспринимает предметы и явления, он делает это осмысленно, целенаправленно, предвидя определенный результат и стремясь к нему. Так, например, студенты слушают лекцию для того, чтобы успешнее сдать зачет или экзамен, посещают занятия по художественной культуре для самообразования. Во всяком своем действии личность стремится поступать осмысленно, потому что иначе и не может совершаться никакая деятельность.

Сложные формы восприятия информации

Под формами восприятия информации понимают некоторые категории, имеющие в своей основе размышления и направленность на поиск истины.

  • Восприятие пространства. Каждый из нас весьма индивидуально подходит к восприятию пространства. Если нас перенести в другое место, мы не сможем сразу сориентироваться, пока не выработаем тактику поведения и не поймем, как лучше себя вести. Один человек способен сориентироваться в меняющихся условиях иначе, чем другой и у каждого свое собственное восприятие.
  • Восприятие времени. У каждого из нас есть свои биологические часы, которые напоминают о необходимости предпринимать определенные действия. Есть распространенная теория о «совах» и «жаворонках». Одним трудно просыпаться утром, они могут бодрствовать днем, другим необходимо рано вставать и также рано ложиться. Если обратиться к человеку на улице с вопросом «Который час?», большинство сейчас же начнут искать часы, чтобы вам ответить. Между тем, внутри себя всякий примерно знает, сколько времени на данный момент. Именно поэтому становится возможным процесс планирования любых дел, прогнозирование различных ситуаций еще до того, как они произойдут в реальности.
  • Восприятие движения. Впечатления движения создаются сугубо индивидуально. Кому – то достаточно наклонить вперед голову, принять соответствующее положение корпуса, чтобы создалась иллюзия того, что происходит перемещение в пространстве. Восприятие движения фиксируется мозгом и осознается личностью за счет вестибулярного аппарата и собственных мыслей, субъективных настроений.
  • Восприятие преднамеренное и непреднамеренное. Данные формы отличаются друг от друга участием сознания в восприятии каких – либо объектов. Иначе их еще можно назвать непроизвольным и произвольным. В первом случае восприятие осуществляется за счет внешних обстоятельств, которые привлекли внимание человека, а во втором им руководит сознание. Преднамеренное восприятие характеризуется четкой целью, обозначенными задачами, ясной структурой и последовательностью в выполнении всех необходимых шагов.

Особенности восприятия информации

Каждый человек подходит к восприятию одних и тех же событий и явлений очень индивидуально. Ведь один увидит в происходящем для себя благословение, а другой сочтет в данных обстоятельствах для себя наказание. Кроме того, люди различаются еще и по ведущим каналам восприятия информации. Если кому – то необходимо прочитать изучаемый материал, то другому очень важно его прослушать на слух.

Для визуала крайне важно, чтобы вся информация находилась в поле его зрения. Замечательно, если имеется возможность ознакомиться с материалом посредством чтения. Только тогда, когда визуал увидит, как выглядит то, что ему нужно запомнить, он способен по – настоящему воспринимать.

Для аудиала всегда лучше единожды услышать материал, чем несколько раз его читать. Это тот тип восприятия, когда сказанное живьем слово приобретает колоссальное значение. Людям, имеющим ведущий аудиальный канал восприятия, всегда легче усваивать информацию на лекциях или участвовать в семинарах.

Отличительной особенностью кинестетиков является природная потребность все трогать руками. Иначе не может пойти процесс целостного восприятия. Только с помощью эмоций, подкрепляемых взаимодействием с людьми или предметами, они познают окружающую реальность. Как правило, такие люди очень эмоциональны и подвержены различным направлениям деятельности. Весьма много среди них художников, музыкантов, скульпторов, то есть к ним относятся те, кто способен проживать целую жизнь при соприкосновении с предметами и даже творить собственную реальность.

Дигиталы склонны к глубокому анализу происходящих событий. Это по сути своей настоящие мыслители и философы. Для них новая информация должна обязательно являться предметом абстрактно – аналитического мышления, плодом серьезной внутренней работы, связанной с логическим выстраиванием сложных конструкций. Познать истину – их главная цель.

Таким образом, способы восприятия информации существуют самые различные. Все вместе они создают гармоничную и целостную картину мира, в которой приветствуется полнота многообразия. Необходимо развивать все каналы восприятия, но делать это с опорой на ведущий вид. Тогда любая деятельность человека будет успешной, приведет его к новым открытиям и свершениям.