Старославянские поселения. Славянские поселения. Поселения славян. Поселения древних славян. Воронеж asdf. Ближайшие населенные пункты

Древнейшие поселения

Поселения, свойственные тому или иному народу, как и жилища, изменяются и развиваются в зависимости от географической среды, от плотности населения и от стадии общественного развития, переживаемой данным народом. И конечно, надо учитывать «освящённые временем» традиции, зачастую сохраняющие очень древние формы, уже, казалось бы, не соответствующие изменившимся условиям жизни.

Согласно археологическим данным, в первой половине I тысячелетия нашей эры предки славян почти не строили укреплений. Большинству селений более чем достаточной защитой служили труднопроходимые леса и болота. Как пишут историки, древние племена облюбовывали подходящий солнечный склон у берега реки или озера – и строились, не особо опасаясь внешних врагов. Об основных принципах выбора места для поселения рассказано в одноимённой главе.

Древнее поселение Березняки. III–V века

Раскапывая поселения славян, живших когда-то в днепровской лесостепи, учёные натолкнулись на остатки множества полуземлянок, примерно на метр вкопанных в землю. Расчищая их, исследователи пришли к выводу, что перед ними скопление индивидуальных домов, соединённых внутренними переходами – своего рода полуподземными крытыми коридорами. Казалось, была найдена блестящая иллюстрация к сообщению византийского автора, писавшего, что местные жители устраивали в своих жилищах много выходов на случай неожиданной опасности. Такие поселения стали называть «ульями», их описания можно встретить в научной и научно-популярной литературе, издаваемой в нашей стране в 30 – 40-е годы ХХ века. И лишь потом выяснилось, что это ошибка. Дополнительные исследования выявили: не было сложной системы переходов, не было «улья». То, что приняли за коридоры, ведшие из дома в дом, на поверку оказалось остатками полуземлянок, выкопанных в разное время и перекрывавших одна другую…

В глубокой древности предки славян действительно жили родовыми «гнёздами», то есть маленькими поселениями, в каждом из которых обитал один род – большая семья из нескольких поколений (о нём подробно рассказано в разделе «Мой род – моя крепость»). Первоначально все члены рода – по мнению учёных, человек пятьдесят-шестьдесят во главе со старейшиной – жили в одном большом доме, который одновременно служил и хлевом, и складом, и мастерской, и хозяйственным помещением. Понятно, что площадь его была велика – около 500 квадратных метров. Такие дома в разное время строили (а кое-где и сейчас ещё строят) все народы Земли. Однако жизнь не стояла на месте: к началу нашей эры значение индивидуальной семьи внутри рода существенно возросло, отдельные семьи стали строить собственное жильё, покидая клетушки внутри большого дома, так что постепенно тот потерял функцию основного жилища, оставшись «общинным домом» для собраний и совместных работ, а жилые дома и хозяйственные постройки располагались вокруг.

Древнее, «гнездовое» поселение. VI–VIII века

К концу I тысячелетия нашей эры родовая замкнутость таких поселений постепенно ослабевает. Некоторые члены рода отделяются совсем, покидают насиженные места. Они уходят осваивать новые земли, основывать свои поселения (о том, как это делалось, рассказано в главе «Выбор места для селения»). С другой стороны, в прежних родовых посёлках появляются чужие, пришлые люди – «родовая» община постепенно превращалась в «соседскую»…

По мнению археологов, уже в VIII–IХ веках поселения северных славянских племён – кривичей, ильменских словен – приобретают черты, свойственные старорусской северной деревне. Большинство таких поселений было невелико – две-три избы, встречались и деревни-«однодворки». Существовали, однако, и более крупные.

Из книги Кумыки. История, культура, традиции автора Атабаев Магомед Султанмурадович

Поселения кумыков Прежде, чем на Кумыкской равнине появились города, основными поселениями кумыков, как, впрочем, и других народов Дагестана, были селения. Они носили в своём названии привязку к месту расположения. Так, у северных кумыков их названия оканчивались на юрт

Из книги Курс русской истории (Лекции XXXIII-LXI) автора Ключевский Василий Осипович

Сельские поселения Если вы станете изучать сельское крестьянское население по поземельным описям XVI в., это население с внешней стороны представится вам в таком виде. Вокруг села с церковью, состоящего из 4-10 крестьянских дворов, редко более, а иногда только из барской

Из книги История русской армии. Том второй автора Зайончковский Андрей Медардович

Военные поселения Цели и задачи создания военных поселений? Отзывы современников о состоянии дел в поселениях? Холерные бунты? Ликвидация Николаем I военных поселений Имя Аракчеева стало особенно ненавистным из-за создания военных поселений. М. А. Фонвизин в своих

автора Фор Поль

Сельские поселения Если виды сельских жилищ представляются нам весьма разнообразными, то и расположение их не менее прихотливо. В Греции, занимавшей некогда обширное географическое пространство, было немало и крупных поселений, и рассеянных по холмам и долам одиноких

Из книги Повседневная жизнь Греции во времена Троянской войны автора Фор Поль

Торговые поселения Если ахейцам не было нужды вновь отправиться на войну или в грабительский поход, некоторые из них мало-помалу оседали в чужих краях, предпочтительнее - в каком-нибудь порту или процветающем городе. Сначала возникало небольшое «отделение торговой

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Древнейшие поселения в Двуречье Влияние условий географической среды на ход исторического развития народов Двуречья имело весьма относительный характер. Географические условия Двуречья за последние 6–7 тысячелетий почти не изменились.Однако если в настоящее время

Из книги Русская земля. Между язычеством и христианством. От князя Игоря до сына его Святослава автора Цветков Сергей Эдуардович

Сельские поселения С конца VIII в. сельское жилище становится выразителем этнической индивидуальности народов Европы. У поморских славян получает распространение тип дома неправильной формы с врезанным в него входом под нависающим портиком, позднее унаследованный

Из книги Славянские древности автора Нидерле Любор

Из книги Генеральный план «Ост» [Правовые, экономические и пространственные принципы обустройства на Востоке] автора Мейер-Хетлинг Конрад

I. СЕЛЬСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ Общие положенияОстававшиеся в течение столетий спорными Восточные области окончательно присоединены к Рейху силой немецкого оружия. Отныне первостепенной задачей Рейха становится превращение этих территорий в кратчайший срок в полноценные

Из книги Галлы автора Брюно Жан-Луи

РАЗБРОСАННЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ Подчеркнуто сельский образ жизни галлов объясняет их значительное отставание в урбанизации; также он объясняет природу их жилищ, - разбросанных, иногда до крайности. Особенно у белгов. Две эти характерные черты галльского поселения отмечены

автора Тодд Малькольм

ПОСЕЛЕНИЯ Римлян поражало заметное различие в поселениях германцев и кельтов. В Германии не было больших, похожих на города поселков, которые можно было бы сравнить с оппидумами галлов и кельтов - обитателей Центральной Европы. Еще маловероятнее в этих землях было

Из книги Варвары. Древние германцы. Быт, Религия, Культура автора Тодд Малькольм

СКАНДИНАВСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ До сих пор мы рассматривали в основном Нидерланды и северную Германию. Что же происходило в Скандинавии? Письменные источники ничего не говорят о существовавших там условиях, но, к счастью, результаты умелых раскопок в Дании и Швеции дали

Из книги Модернизация: от Елизаветы Тюдор до Егора Гайдара автора Маргания Отар

Из книги Россия: народ и империя, 1552–1917 автора Хоскинг Джеффри

Военные поселения Помимо представления об идеальном конституционном порядке, Александр имел и два альтернативных варианта общественного устройства, доставшихся в наследство от отца и привлекших его особое внимание после войны с Наполеоном.Первый вариант состоял в

Из книги Александр I автора Хартли Джанет М.

Военные поселения Решая проблемы крестьян (в основном, государственных) Александр основывал так называемые военные поселения. Идея не была совершенно новой для России. Казачьи войска традиционно выступали в роли защитников южных границ страны, выполняя те же функции,

Из книги Космическая битва империй. От Пенемюнде до Плесецка автора Славин Станислав Николаевич

Во второй половине I тысячелетия н. э. в Среднем Поднепровье складывается Древнерусское государство, центром которого стал город Киев. Именно тогда - в VII-IX веках - славянские племена Поднепровья начали активно расселяться по Восточно-Европейской равнине, вступая в тесные контакты с балтекими и финскими народами, издревле жившими на берегах Верхнего Днепра и его левобережных притоков, Верхней Волги, Оки и в более северных районах. При тесном общении с другими народами в культуре славян формировались признаки, которые впоследствии и определили облик восточнославянских племен из летописи Нестора. На рубеже VIII-IX веков восточнославянские племена заселили берега Дона и Воронежа.

Со времени последних сарматских вторжений минуло почти четыре столетия. И судя по известному сегодня археологическому материалу, славяне заселяли свободную территорию, которая отвечала их хозяйственным интересам (не исключено, что уже в самое ближайшее время буду) обнаружены поселения и могильники конца IV - начала VIII вв., которые позволят заполнить имеющиеся пустоты в истории нашего края). Памятники этого времени известны на территории Белгородской и Курской областей.. Поселения свои они устраивали в местах труднодоступных для незваных гостей. Ведь буквально в нескольких десятках километров располагались земли Хазарского каганата, его замки и крепости. В IX веке уже давали о себе знать печенеги, вторгавшиеся в южнорусские степи.

По реке Воронеж на высоком правом берегу, изрезанном балками и логами, нетрудно и сейчас заметить следы древних поселений. Хорошо видны округлые ямы - остатки жилищ, различных хозяйственных построек. Для защиты от неприятеля использовались не только естественные крутые склоны мысов, но и специально сооруженные со стороны плато укрепления - валы и рвы. Они как бы отделяли само поселение от прилегающей территории.

Такие городища можно обнаружить в местах, известных многим воронежцам. Над дачным поселком Рыбачье расположено довольно большое городище, на площади которого несколько сот округлых западин от жилищ; вверх по течению реки на так называемой Белой горе еще одно городище. У села Чертовицкое также имеется славянское укрепленное поселение; далее идет древнее славянское поселение у села Ста-роживотинное и так вплоть до Липецка, в центре которого на высокой горе в X веке располагалось славянское городище.

Если же от впадения реки Воронеж в Дон мы поплывем вниз по течению, то наше внимание вновь привлечет высокий правый берег реки с балками и оврагами. Здесь, на берегах Дона, славяне остановились в своем продвижении на юго-восток, создав многочисленные укрепленные поселения. Надо сказать, что древние укрепления и земляные валы были достаточно сложными и мощными сооружениями.

Раскопки укреплений - работа не всегда благодарная, поскольку требует больших физических усилий и, как правило, не приносит каких-либо эффективных находок. Зато конечный результат дает очень много интересных сведений для характеристики социально-политической истории исследуемого поселения. Это прекрасно понимала А. Н. Москаленко, когда руководимая ею археологическая экспедиция Воронежского университета подвергла раскопкам валы и рвы на многих городищах донских славян. И оказалось, что более южные поселения, т. е. в непосредственной близости от мира кочевников, откуда можно было постоянно ждать угрозы, имели более крепкие и надежные укрепления.

Городище у хутора Титчиха в Лискинском районе Воронежской области, расположенное на высокой горе, что в народе зовется «Трудень» и с которой открываются необозримые пространства донского левобережья, является, пожалуй, самым южным форпостом славян на Дону. Чтобы сделать это место еще более неприступным, склоны горы-мыса подрезали, усилив их крутизну. Подняться со стороны реки или по склонам оврагов, которые ограничивают мыс, на территорию поселения на высоте почти 90 метров, да еще конному воину, какими были кочевники, практически невозможно. Оставалось одно уязвимое место - там, где мыс переходит в поле и где сейчас возвышается вал, вдоль которого тянется ров. Как же выглядели укрепления в древности, когда на горе Трудень раздавалась древнерусская речь? Об этом помогли рассказать археологические раскопки вала и рва.

Оборонительные укрепления Титчихинского городища (реконструкция)

Выяснилось, что там, где сейчас находится вал, были деревянные оборонительные конструкции, опоясывающие поселение со стороны плато. В земляном валу обнаружены их остатки. Материалы раскопок, письменные источники, открытия, сделанные на других памятниках, и, конечно же, творческая фантазия самого археолога, основанная на реальных конкретных фактах, позволяют представить, какими были укрепления тысячу лет назад.

Когда в IX веке славяне оказались на горе «Трудень» и решили построить здесь свои первые жилища, вероятно, не было необходимости в мощных деревянных оборонительных стенах, да и сил для этого не хватало. Ведь первых поселенцев было не так много. И мыс со стороны поля сначала огородили невысоким земляным валом, перед которым выкопали неглубокий ров. Возможно, на вал и поставили деревянную стену. Лишь позднее, примерно в начале X века, с ростом внешней опасности (набеги кочевников) потребовалось усилить укрепления, да и сам поселок значительно расширился, переступив границы первоначального вала и рва.

Перед тем как строить новые деревянные укрепления, вся растительность на валу - кустарники, небольшие деревья, а также старые деревянные стены были сожжены, вероятно, для уплотнения фундамента. Затем по всей длине вала (около 130 м) были сооружены деревянные четырехстенные срубы высотой более 3 метров, засыпанные внутри землей на всю высоту. Площадь каждого из срубов составляла примерно 2X2 метра. С наружной стороны линия срубов также была присыпана землей. Верхняя площадка тщательно выровнена, а наружная стена, выведенная над площадкой, служила своеобразным бруствером для защитников поселка, которые во время опасности размещались на верхней площадке сруба. Сквозь отверстия, проделанные в наружной стене, защитники наблюдали за противником. В старый ров вдоль всей линии срубов был поставлен частокол из массивных дубовых бревен, заостренные концы которых выступали из земли на значительную высоту, а впереди линии частокола был вырыт новый, более глубокий ров с крутыми склонами. Таким образом, поселение на горе «Трудень», превращенное в крепость, имело все основания считаться неприступным (рис.).

Противника встречали не только стрелами, но и всем, что могло служить целям обороны. В летописи рассказывается, что когда в 1159 году был осажден Киев, дружинники говорили князю: «Можем бо брань борити с ними из града; все бо у нас оружие есть: и камень, и дерево, и колья, и вар». Так защищался крупный город, так защищались и мелкие древнерусские городки, к каким принадлежало поселение на горе «Трудень».

К линии оборонительных срубов, заполненных землей, с внутренней стороны примыкали деревянные сооружения в виде срубов, но уже без земляной засыпки, сверху перекрывавшиеся деревянной крышей. Каково было их назначение? Они не являлись постоянными жилищами, поскольку в яих не обнаружены ни печи, ни очаги для обогрева и приготовления пищи. Возможно, именно в этих наземных срубных постройках укрывались женщины, дети, старики, а все взрослое мужское население должно было стоять наверху срубов, заполненных землей, и защищать поселение. В мирное время постройки служили местом, где останавливались купцы со своими товарами из Волжской Болгарии, Хазарского каганата, Средней Азии и других дальних и ближних мест. Бывали здесь и славянские купцы из древнерусских городов, направлявшиеся в Саркел либо в Итиль - торговые и ремесленные центры Хазарии.

За оборонительными стенами укрывался обычный славянский поселок, каких было разбросано на огромных пространствах Восточно-Европейской равнины многие сотни. Какими мы представляем себе первые поселения славян на берегах Дона и Воронежа? Попробуем перенестись на 1000 лет назад... Жители поселка, купцы и просто путники могли пройти на территорию поселения только через специально сооруженные ворота или въезды. Они устраивались с одной из сторон мыса, на котором располагалось поселение. В крупных городах, правда несколько позже, ворота делались каменными, сооружались над-вратные церкви, а в мелких безымянных городках въезды были гораздо проще. Через рвы перекидывались мосты, которые в случае опасности, как говорит летописец, «переметывали» или «отсекали» (разрушали), а потом вновь восстанавливали.

Многие славянские поселения в бассейне Дона значительны по площади и имели по нескольку десятков жилищ. На территории городища у хутора Титчиха (на горе «Трудень») и сейчас еще видны остатки более ста жилищ. Конечно, не все они существовали одновременно, многие сооружались в связи с ростом населения и образованием новых семей. Некоторые из них по мере разрушения приспосабливались под хозяйственные постройки или просто под свалки мусора и отходов. Они очень интересны для археологов: в них, как правило, много различных находок.

Раскопки показали, что жилища-полуземлянки представляли собой прямоугольные котлованы, углубленные в землю до 1,5 метра, а чаще всего и меньше (рис. 50). Высота их была не менее 2 метров, часть постройки возвышалась над землей. Площадь- 12-16, реже до 25 квадратных метров. Стены котлована обшивали деревом, деревянная конструкция продолжалась и выше, переходя в крышу, которая чаще всего была двухскатной и покрывалась соломой, землей, а иногда обмазывалась глиной, которую слегка обжигали, чтобы не размокла под дождем или снегом (рис.).

Обязательная принадлежность славянского жилища - печь, которая служила и для обогрева дома, и для приготовления пищи. Печи делали из разного материала: камня, глины, глины с камнем, а иногда из материкового останца, который сохраняли при выкапывании котлована постройки. Но какой бы ни была печь, она всегда находилась в одном из углов жилища. Проникнуть в такой «дом» можно было или по ступенькам в стене котлована, или по приставной лесенке. Вход в жилище располагался напротив печи. Дело в том, что полуземлянки отапливались по-черному и дым выходил через дверь. Если бы печь была рядом с входом, то вместе с дымом уходило бы и тепло.

Славянское жилище (реконструкция).

Арабский писатель Ибн-да Русте в своем труде «Книга драгоценностей» писал: «В земле славян холод бывает до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, который покрывает деревянной остроконечной крышей, какие видим у христианских церквей, и на крышу эту накладывает землю. В такие погреба переселяются со всем семейством и, взяв несколько дров и камней, раскаляют последние на огне докрасна, когда же раскаляются камни до высшей степени, поливают их водой, отчего распространяется пар, нагревающий жилье до того, что снимают уже одежду. В таком жилье остаются До самой весны» (Известия о хозарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и руссах Ибн-Даста. Издал, перевел и объяснил Д. А. Хвольсон. СПб., 1869, с. 33).

О чем писал средневековый писатель? О жилищах? А может быть, о бане? Ведь трудно представить, чтобы в жилом доме раскаленные камни поливали водой и паром обогревались. В таком случае камни должны быть обнаружены если не во всех полуземлянках, то, во всяком случае, во многих из них. А они встречены лишь в единичных случаях. Вероятно, в описании нашли отражение в совокупности и жилое сооружение, и баня, которые, безусловно, были у восточных славян. И в сознании средневекового наблюдателя-иноземца и те, и другие постройки соединились в одно целое. Но в то же время сведения Ибн-да Русте поражают точностью наблюдения и конкретностью описания.

Жить в славянском жилище, вероятно, было не очень просто. Низкая крыша, земляной пол, редко покрывавшийся деревом, дым и копоть, теснота: вместе с людьми зимой находился молодняк скота - таков был повседневный быт славянского населения. Правда, в летнее время становилось легче. Рядом с домом под легким навесом сооружали временные печи из камня, в доме стены очищали от сажи, копоти, осевшей толстым слоем за долгие зимние месяцы, вход в дом был открыт, внутри сухо, светло. Пройдет еще не одно столетие, пока полуземлянки сменятся просторными наземными срубными домами, появятся дымоходы, более удобные печи и многие другие усовершенствования славянского жилища. А до тех пор полуземлянка на протяжении многих веков верой и правдой служила славянам.

Костёнковско-борщевский комплекс стоянок каменного века - палеолитические стоянки древнего человека, обнаруженные в районе села Костёнки в Хохольском районе Воронежской области. Памятники ориньякской культуры сосредоточены здесь на очень небольшой территории: 25 стоянок разного времени (в том числе 10 многослойных) занимают площадь 30 кв. км.

Ученые, конечно, утверждают, что это все культурные слои. Но забудьте про слои где есть более-менее однородные толщи глины. Это слои образовались в очень короткое время в геологическом масштабе. Признаки катастрофы подписаны на фото.

Вид на музей и на территорию, где производились раскопки

Верхнепалеолитическая стоянка древнего человека на территории Владимирской области. Стоянка находится на восточной окраине Владимира в месте впадения одноимённого ручья в реку Клязьма, в километре от Боголюбово.

Предполагаемый возраст 25 тысяч лет. Сунгирь - одна из самых богатых и исследованных стоянок древнего человека: в ходе раскопок, которые велись почти 30 лет, было сделано около 70 тысяч археологических находок.

Толстые глиняные слои, отложившиеся за короткий период, похоронившие селение, которые ученые считают за культурные слои.

Реконструкция облика человека из захоронения

А при реконструкции облику людей (кроманьонца) зачем-то зачем-то понадобилось придать обезьянние черты (я про среднюю реконструкцию).

Группа палеолитических стоянок на реке Сейм у села Быки Курчатовского района Курской области. Возраст 21000-14000 лет назад. Исследовались в 1978 году Г. В. Григорьевой и в 1994-1999 годах А. А. Чубуром. Обнаружены следы капитальных утеплённых и лёгких наземных жилищ, многочисленные каменные и костяные изделия, произведения первобытного искусства.

План поселения Быки (24 тыс. до н.э.). Во врезке сверху слева – план г. Аркаим в том же масштабе. Справа – статуэтка Макоши из Авдеева (22 тыс. до н.э.).

На балке Кобяковской, на правом берегу Дона, вблизи от Аксайского автомобильного моста через р. Дон.

Вид Кобякова городища с реки Дон

Находки, сделанные при раскопках:

Амулеты из египетского фаянса

Импортная краснолаковая посуда I-II в. н.э.

Материалы кобяковских поселений свидетельствуют по официальному взгляду о гибели этой культуры, скорее всего, в результате военного столкновения. А может быть, и природной катастрофы?

Майданецкое (уточненный ракурс). План поселения 4 тыс. до н.э. 1 – контуры жилищ, 2 – контуры предполаемых жилищ и хозяйственных ям. 3 – хозяйственные ямы? 4 – береговая низина.

Плотность застройки различна – от 7 до 11 жилищ на гектар, вероятное число комплексов – до 2000 в Майданецком и 2700 в Тальянках (это уровень числа усадеб позднесредневекового Новгорода). Основу застройки составляли двухэтажные жилищно-хозяйственные комплексы.

Реконструкция протогорода Майданецкое

Поселения-гиганты трипольцев в Буго-Днестровском междуречье, площадь которых поражает своими размерами: Тальянки - 450 гектаров, Майданецкое - 250 гектаров. Даже по средневековым временам – это площадь крупных городов. Благодаря геомагнитной съемке было обнаружено, что они насчитывали от 1500 до 2800 зданий, расположенных концентрическими кругами, которые заселяли от 6 до 25 тысяч жителей.

Трипольская культура - это поселения Небелевка, Гордашевка, Песчаная. Наиболее ранним памятником здесь является Тальное-1… Очевидно, несколько более поздним памятником являются Доброводы («протогород» тоже площадью до 300 га). Затем здесь, на расстоянии всего 11 км друг от друга возникают два поселения-гиганта: Тальянки и Майданецкое. Всего в 7 км от Майданецкого обнаружено два небольших поселка – Тальное-2 и Тальное-3, синхронные с ним. Аналогичный куст из трех поселений, синхронный Тальянкам, найден у с. Мошуров. Список можно продолжить менее масштабными селениями.

Обратите внимание – у поселения такого масштаба нет оборонительных сооружений: валов, стен. Значит, не было внешней угрозы. И очень часто поселения такого масштаба становились городами. А их открыли уже десятки. Не успели? Что-то прервало их жизнь?

Информации, а тем более фотоматериала на эту тему крайне мало. Понятно, ведь это отодвигает нашу историю скифов, русов далеко вглубь времен. Это не нужно знать обывателям и школьникам. Еще предложу версию, что многие эти археологические культуры не такие древние. А делает их древними катаклизм, который погрузил все под толстые слои глины, песка. Как видно на срезе в Костенках – встречается даже вулканический пепел. Когда до ближайшего вулкана – тысячи километров.

С полным списком археологических культур России можно ознакомиться списку археологических культур России заселяли они не только европейскую часть современной России, но и всю Сибирь и Дальний Восток. Но об этом в следующий раз...

Поселения, свойственные тому или иному народу, как и жилища, изменяются и развиваются в зависимости от географической среды, от плотности населения и от стадии общественного развития, переживаемой данным народом. И конечно, надо учитывать "освящённые временем" традиции, зачастую сохраняющие очень древние формы, уже, казалось бы, не соответствующие изменившимся условиям жизни.
Согласно археологическим данным, в первой половине I тысячелетия нашей эры предки славян почти не строили укреплений. Большинству селений более чем достаточной защитой служили труднопроходимые леса и болота. Как пишут историки, древние племена облюбовывали подходящий солнечный склон у берега реки или озера – и строились, не особо опасаясь внешних врагов. Об основных принципах выбора места для поселения рассказано в одноимённой главе.


III–V века

Раскапывая поселения славян, живших когда-то в днепровской лесостепи, учёные натолкнулись на остатки множества полуземлянок, примерно на метр вкопанных в землю. Расчищая их, исследователи пришли к выводу, что перед ними скопление индивидуальных домов, соединённых внутренними переходами – своего рода полуподземными крытыми коридорами. Казалось, была найдена блестящая иллюстрация к сообщению византийского автора, писавшего, что местные жители устраивали в своих жилищах много выходов на случай неожиданной опасности. Такие поселения стали называть "ульями", их описания можно встретить в научной и научно-популярной литературе, издаваемой в нашей стране в 30 – 40-е годы ХХ века. И лишь потом выяснилось, что это ошибка. Дополнительные исследования выявили: не было сложной системы переходов, не было "улья". То, что приняли за коридоры, ведшие из дома в дом, на поверку оказалось остатками полуземлянок, выкопанных в разное время и перекрывавших одна другую...
В глубокой древности предки славян действительно жили родовыми "гнёздами", то есть маленькими поселениями, в каждом из которых обитал один род – большая семья из нескольких поколений. Первоначально все члены рода – по мнению учёных, человек пятьдесят-шестьдесят во главе со старейшиной – жили в одном большом доме, который одновременно служил и хлевом, и складом, и мастерской, и хозяйственным помещением. Понятно, что площадь его была велика – около 500 квадратных метров. Такие дома в разное время строили (а кое-где и сейчас ещё строят) все народы Земли. Однако жизнь не стояла на месте: к началу нашей эры значение индивидуальной семьи внутри рода существенно возросло, отдельные семьи стали строить собственное жильё, покидая клетушки внутри большого дома, так что постепенно тот потерял функцию основного жилища, оставшись "общинным домом" для собраний и совместных работ, а жилые дома и хозяйственные постройки располагались вокруг.


Древнее, "гнездовое" поселение.
VI–VIII века

К концу I тысячелетия нашей эры родовая замкнутость таких поселений постепенно ослабевает. Некоторые члены рода отделяются совсем, покидают насиженные места. Они уходят осваивать новые земли, основывать свои поселения. С другой стороны, в прежних родовых посёлках появляются чужие, пришлые люди – "родовая" община постепенно превращалась в "соседскую"...
По мнению археологов, уже в VIII–IХ веках поселения северных славянских племён – кривичей, ильменских словен – приобретают черты, свойственные старорусской северной деревне. Большинство таких поселений было невелико – две-три избы, встречались и деревни-"однодворки". Существовали, однако, и более крупные.

Организуется славянская община-экопоселение.

Среди нас есть родовой знахарь, который будет обучать всех членов общины. Место уже найдено, план действий проработан. Все необходимые знания есть: строительство, земледелие, скотоводство по специальным древним технологиям.

Собираем людей, чтобы переехать из мегаполисов и жить в общине на земле, земли уже выкуплены.
Места в глуши, красивые. Тупиковая дорога, ближайшая деревня в 6 км; так как там никто не живёт уже лет 20 - земля отдохнувшая, очистившаяся, грибов море, река рядом.

ВНИМАНИЕ: выкупили землю - Владимирская область, Вязниковский район, близ деревни Гуляиха - заповедные места, чистейшие, тишайшие, заезжаем ранней весной - требуется больше активных, ответственных, решительных единомышленников! А то большинство: "да нет, ну я не знаю, ну я с радостью бы, но позже, через годик, у меня то, у меня сё.." - так человек сам себя закапывает в могиле под названием мегаполис.

Самое сложное это начало, создание, организация общины. Вот где особенно нужна помощь! Русичи, будьте активны! Присоединяйтесь!

Землю мы не распродаём - ОНА НЕ ПРОДАЁТСЯ - земля - общинная собственность и никакой нарезки на личные гектары не будет! Делается это для того, чтобы не расшатывать единение общины, если какой "умник" начнёт сепаратистские настроения.
Решения в общине принимаются единогласием, кругом.

Мы не принимаем в поселение сыроедов, анастасийцев.

Читать полностью

Стена поселения

28.05.2012 - 14:57

Мы хотим помочь тем людям, которые хотят понять что такое настоящая славянская община живущая на земле.
Коротко о нас. Мы уже переехали на свою землю. У нас лесов 15 Га - выкупили. У нас несколько полей для сельско-хозяйственной деятельности - 150 Га, различная сельхоз техника. Мы взяли в аренду 30 км. речки Вондух.
И мы хотим вытащить вас из ада городов хотя бы на время.
Чтобы люди приехали, посмотрели на славянский общинный уклад жизни, полное отсутствие индивидуализма, где человек ни в чём не нуждается. Он трудится на радость себе и природе во славу славяно-арийских богов.
Мы приглашаем всех славян приехать к нам в гости и потрудиться совместно со всеми членами общины на благо создания нового общества, где будет отсутствовать частная собственность.
И кому понравится и кто зарекомендует себя с положительной стороны, того мы с радостью примем в наши ряды.
Звоните 8-920-968-03-48.
http://belovodye.ucoz.ru

25.02.2012 - 15:58

А также, в связи с тем, что очень много непонятливых и ленивых что даже просто по телефону позвонить не могут - прошу, ответы на часто задаваемые вопросы:

Сводная информация

Статус Поселение строится Позиционирование Община-экопоселение Обновление от 13 Июнь 2012 На сайте с 24 Февраль 2012

Условия вступления

Присоединятйтесь к нашему коллективу!

Местоположение

Россия, Владимирская область, Владимирская область, Вязниковский район, близ деревни Гуляиха на берегах священной реки Вондух.

Возможность для приезда

Можно ставить палатки

Как добраться до поселения?

Увидеть нас могут только те, кто зряч...
Другие же видят просто поле и речку.

О коллективе

Участники

Образ поселения, устав, правила

Живя на природе, мы организуем новый центр будущей возрождающейся культуры Руси изначальной, т.е. далее мы будем вытаскивать людей из мегаполисов и селить их вокруг нашего поселения.
Мы берём на себя цивилизаторскую миссию возрождения, а не просто хотим свалить в глушь, чтоб кайфовать там в одиночестве - развитие не возможно без общества, а общинность есть суть славянской цивилизации.

Инфраструктура

Дороги до поселения

Дороги внутри поселения

Ближайшие населенные пункты

Коммуникации

Сотовая связь Вода Есть общественные родники Газопровод Электричество

Общий дом

Общего дома нет

Образовательные учреждения

Школа

Расстояние до школы

Природа

Участки с какой лесистостью присутствуют

  • Без древесной растительности
  • С отдельными древесными растениями возрастом до 5-7 лет
  • С отдельными взрослыми деревьями
  • Со взрослым лесом

Есть, значительный

Типы лесов

  • Лиственный лес
  • Хвойный лес
  • Смешанный лес

Рельеф местности

  • Ровные поля
  • Овраги и обрывы

Водоемы (менее часа ходьбы)

  • Река, подходящая для плавания на лодках