Страны в которых есть рабство. Финансовое рабство в современном мире. Причины и признаки. Прекращение работорговли и отмена рабства

философские науки

  • Саханина Екатерина Александровна , бакалавр, студент
  • Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
  • КАПИТАЛИЗМ
  • РАБСТВО

В данной статье рассматривается вопрос о существовании рабства в современном обществе, о его формах и методах воздействия на человека. Её основная идея заключается в том, что как бы мы не пытались бороться с ним, в капиталистическом обществе его существование неизбежно.

  • Специфика и авторская методика оценки эффективности электронных бизнес-коммуникаций
  • Социально-философский анализ национального самосознания

В настоящее время мы в большей степени ощущаем воздействие каких-либо социальных факторов на нашу жизнь, делая ее излишне сложной. Общество пренебрегает духовными благами, предпочитает что-то материальное, которое, по их мнению, принесет куда больше пользы. Так, одни начинают работать в ненавистной компании, берут кредиты, становясь хроническими должниками. Другие тратят приличные суммы на одежду из бутиков, гаджеты и тусовки в ночных клубах. Поэтому такую зависимость людей можно прировнять к рабству. Но рабская система появилась еще в древнем мире.

Рабство в мире существовало задолго до того, как появилось государство под названием «Древний Рим». Вот что мы читаем об истории рабства в одном из широко известных за рубежом энциклопедических словарей: «Рабство появляется с развитием сельского хозяйства приблизительно 10 000 лет тому назад. Люди стали использовать пленников на сельскохозяйственных работах и заставляли их работать на себя. В ранних цивилизациях пленные долго оставались главным источником рабства. Другим источником являлись преступники или люди, которые не могли заплатить своих долгов. Рост промышленности и торговли способствовал еще более интенсивному распространению рабства. Возник спрос на рабочую силу, которая могла бы производить товары на экспорт. И потому рабство достигло пика своего развития в греческих государствах и Римской империи. Рабы выполняли здесь основные работы. Большинство из них трудилось в рудниках, ремесленном производстве или в земледелии. Другие использовались в домашнем хозяйстве в качестве слуг, а иногда врачей или поэтов. В древнем мире рабство воспринималось как естественный закон жизни, который существовал всегда. И лишь немногие писатели, и влиятельные люди видели в нем зло и несправедливость».

В современном мире рабство не исчезло, оно всё ещё существует, принимая разные формы: экономическое, социальное, духовное и другие виды. Кроме того, некоторые государственные структуры охраняют формы современного рабства и определяют их как «благо».

На мой взгляд, актуальность данной темы заключается в том, что в современном мире человек чувствует себя все менее свободным в личностном самоопределении, ввиду существующей так называемой «долговой экономики», жестко навязываемых идеологических норм, традиций культуры и морали. Поэтому важно понять, что от нас зависит в этой ситуации, и дать ей адекватную оценку.

На сегодняшний день рабство имеет совершенно иные признаки. Оно ушло в подполье, т. е. стало нелегальным, или приобрело формы, позволяющие ему сосуществовать с современными законами.

Рабство - система общественных взаимоотношений, при которой допускается нахождение человека (раба) в собственности у другого человека (господина, рабовладельца, хозяина) или государства. Помимо прямого рабства, т. е. физического, существую также другие его формы: «экономическое», «социальное», «наемное», «капиталистическое», «непрямое», «духовное», «долговое» и т.п.

Например, «социальное» рабство в современном мире разделило общество на классы богатых и бедных. Так как попасть в класс богатых очень сложно, в нем можно если только родиться, то многие люди становятся заложниками своего положения, бросая все свои силы на достижения уровня этого класса.

«Духовное рабство»в современном мире характеризуется тем, что люди часто сталкиваются с депрессиями, психологическими расстройствами, что заставляет их замкнуться в себе, то есть стать рабом своего сознания.

Но наиболее подробно мы рассмотрим «экономическое рабство». Это зависимость человека от экономических факторов как форм рабской системы. Причинами развития экономического рабства служат капиталистическая система. Современный капитализм и различные формы рабства представляют собой увеличение капитала и присвоение продукта, которое произвёл работник.

Никто не ставит под сомнение, что мы сегодня живем при капитализме (наши власти, правда, не любят слово «капитализм», заменяя его совершенно бессмысленным словосочетанием «рыночная экономика») и поэтому современная экономика держится на том, что каждый выполняет свою работу: кто-то управляет, а кто-то выполняет грязную работу - это ли не пример рабовладельческих отношений?

Современному человеку, работающему по договору найма, порой некогда задумываться об аналогиях и сравнивать себя с рабом Древнего Рима. Более того, если ему намекнуть на подобную аналогию, он может обидеться. Особенно, если человек занимает какую-то руководящую должность, если у него есть автомобиль, квартира и другие атрибуты современной «цивилизации». Конечно, есть и различия между классическим рабомДревнего Рима и современным наемным работником. Например, первый получал миску с едой, а второй получает деньги, чтобы купить эту миску. Первый не может перестать быть рабом, а последний обладает «привилегией» перестать быть рабом: то есть быть уволенным.

Несмотря на то, что работа, которую выполняют люди, оплачивается, и, казалось бы, они перестают зависеть от кого-либо, на самом деле является мифом, так как большую часть полученных за свою работу средств они тратят на различные платежи и налоги, которые потом уходят в бюджет государства.

Не стоит забывать и тот факт, что мы живем в обществе современной «цивилизации», поэтому каждый человек хочет «жить красиво», соответствовать всем стандартам современной «элиты» не зависимо от того какой у него доход. Но оставшейся части средств порой не хватает для удовлетворения этих потребностей. Тогда вход включается механизм экономики вынуждения и люди начинают брать кредиты, все больше и больше погружаясь в долговую яму.

Такое явление как инфляция не редкость и, казалось бы, она объяснима, но рост цен при отсутствии роста зарплаты рабочего обеспечивает скрытое незаметное ограбление. Все это заставляет среднестатистического человека все ниже и ниже опускаться на колени, приклоняясь перед современной буржуазией, делая из него самого настоящего раба.

Таким образом, можно сделать вывод, что какие времена бы не настали, в условиях капиталистической цивилизации всегда будет место рабству. Общество никогда не будет свободно полностью. Человек всегда будет ограничен в своих возможностях, всегда будет тот, кто подчиняет, и кто подчиняется. Будь то проблемы в его сознании или политика государства, в котором он живет, проблемы на работе или в социальной жизни, во всех этих сферах человек подвергается скрытому рабству.

Список литературы

  1. Катасонов В.Ю. От рабства к рабству. От Древнего Рима к современному Капитализму, издательство «Кислород», 2014. – 166с. ISBN: 978-5-901635-40-7
  2. Катасонов В.Ю. Капитализм. История и идеология «денежной цивилизации» / Научный редактор О.А.Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2013. – 1072с.ISBN 978-5-4261-0054-1

Все мы наслышаны об эпохе западного рабства, когда в течение нескольких веков европейская цивилизация варварским способом выстраивала свое благополучие на костях бесплатной рабской силы. В России были совсем иные порядки, и той жестокости, которая господствовала в от Англии до Польше никогда не было.

Предлагаю Вашему внимание не большой экскурс в историю русского крепостничества. После прочтения у меня возник только один вопрос: «а было ли рабство в России?» (в классическом понимании этого слова).

Что ж, и в нашей стране издревле существовали подневольные люди – холопы. В эту категорию попадали военнопленные, неоплатные должники, осуждённые преступники. Были «закупы», получившие определенную сумму денег и поступившие в услужение, пока её не отработают. Были «рядовичи», служившие на основании заключённого договора. Хозяин имел право наказывать нерадивых, сыскивать беглых. Но, в отличие от европейских стран, не был властен над жизнью даже самого распоследнего из холопов. В Киевской Руси правом смертной казни располагали удельные и великие князья. В Московской Руси – сам государь с боярской думой.

В 1557 – 1558 годах, в то же самое время, когда в Англии обращались в рабство десятки тысяч согнанных с земли крестьян, Иван Васильевич Грозный издал ряд указов, ограничивших холопство. Прижал ростовщиков, принудительно снизил проценты займов до 10 % годовых. Запретил обращать в неволю за долги служилых людей (дворян, детей боярских, стрельцов, служилых казаков). Их дети, ставшие холопами за долги родителей, освобождались сразу, а взрослые могли подавать иски о возвращении в свободное состояние. Государь защитил подданных и от насильственного порабощения. Отныне человека можно было считать холопом только на основании «кабалы», особого документа, оформленного в земском учреждении. Царь ограничил неволю даже для пленных. На них тоже требовалось оформить кабалу установленным порядком. Дети «полоняника» считались свободными, а сам он освобождался после смерти хозяина, не передавался по наследству.

Но отметим, что отождествлять термины «холоп» и «раб» в целом было бы некорректно. Холопами являлись не только работники, но и ключники – управляющие княжеским, боярским, царским имением. Были военные холопы, составлявшие личные дружины бояр и князей. Они приносили присягу хозяину и служили ему, но при этом теряли юридическую самостоятельность. То есть, данный термин определял личную зависимость человека.

Кстати, в обращениях к царю «холопями» именовали себя отнюдь не все люди, а только служилые – от рядового стрельца до боярина. Священнослужители писали царю «мы, богомольцы твои». А простонародье, крестьяне и посадские – «мы, сироты твои». Обозначение «холопи» не было самоуничижением, оно выражало реальные отношения между монархом и данной общественной группой. Те, кто находился на службе, и впрямь выступали в отношении государя не свободными: он мог послать их сегодня туда, завтра сюда, дать какой-то приказ. По форме обращения духовных лиц видно, что и царь им обязан помогать: они же поддерживают государя своими молитвами. А обращение «сироты» указывает, что к простонародью монарх стоит «вместо отца», обязанного заботиться о своих чадах.

Но доля холопов в русском населении и в экономике была крайне незначительной. Обычно их использовали только в домашнем хозяйстве. А крепостного права в нашей стране долгое время вообще не существовало. Крестьяне были свободными. Если не нравится, могли уйти от землевладельца в другое место, уплатив «пожилое» (определённую плату за пользование избой, инвентарём, участком земли – в зависимости от местности и срока проживания). Великий князь Иван III определил единый срок для таких переходов – за неделю до Юрьева дня и неделю после Юрьева дня (с 19 ноября по 3 декабря).

И только в конце XVI века ситуацию изменил Борис Годунов. Он был по натуре «западником», силился копировать зарубежные порядки и в 1593 году подтолкнул царя Федора Иоанновича принять указ об отмене Юрьева дня. А в 1597 году Борис издал закон, установивший 5-летний сыск беглых крестьян. Мало того, по этому закону любой человек, прослуживший по найму полгода, становился вместе с семьёй пожизненными и потомственными холопами хозяина. Это ударило и по городской бедноте, мелким ремесленникам, породило массу злоупотреблений и стало одной из причин грянувшей Смуты.

Закон Бориса о холопстве вскоре был отменён, но крепостное право сохранилось после Смуты, было подтверждено Соборным Уложением Алексея Михайловича в 1649 году. Сыск беглых установили уже не в 5 лет, а бессрочный. Но стоит подчеркнуть, сам принцип крепостничества на Руси очень отличался от западного. Определённым статусом обладал не человек, а земля! Были волости «черносошные». Живущие здесь крестьяне считались свободными и платили подати государству. Были боярские или церковные вотчины. А были поместья. Они давались дворянам не насовсем, а за службу, вместо оплаты. Через каждые 2–3 года поместья перевёрстывались, могли отойти к другому владельцу.

Соответственно, крестьяне обеспечивали помещика, вотчинника или трудились для церкви. Они «прикреплялись» к земле. Но при этом могли полностью распоряжаться собственным хозяйством. Могли завещать его по наследству, подарить, продать. И тогда уже новый владелец вместе с хозяйством приобретал «тягло» по уплате податей государству или содержанию помещика. А прежний освобождался от «тягла», мог идти куда угодно. Мало того, даже если человек убежал, но успел нажить хозяйство или вступить в брак, русские законы защищали его права, категорически запрещали разлучать его с семьёй и лишать собственности.

В XVII веке в России были закрепощены не более половины крестьян. Вся Сибирь, Север, значительные области на юге считались «государевыми вотчинами», крепостного права там не было. Цари Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович признавали и самоуправление казачьих областей, закон «с Дона выдачи нет». Любой беглый, попавший туда, автоматически становился свободным. Права крепостных и холопов защищали сельская община, Церковь, они могли найти защиту у самого царя. Во дворце существовало «челобитное окно» для подачи жалоб лично государю. Например, крепостные князя Оболенского пожаловались, что хозяин заставлял их работать в воскресенье и «матерно лаял». Алексей Михайлович за это посадил Оболенского в тюрьму, а деревню отобрал.

В Европе, кстати, взаимоотношения между слоями общества куда как отличались, из-за этого случались недоразумения. Датским высокородным послам, возвращавшимся из Москвы, показалось, что русские мужики их медленно везут, их принялись подгонять пинками. Ямщики искренне удивились такому обращению, выпрягли возле Нахабино лошадей и заявили: они едут жаловаться царю. Датчанам пришлось просить прощения, задабривать русских деньгами и водкой. А жена английского генерала, поступившего на службу в Москву, возненавидела служанку, решила зверски расправиться с ней. Виноватой себя не считала – мало ли, знатная дама попыталась убить свою холопку! Но в России подобное не допускалось. Приговор царя гласил: учитывая, что жертва осталась жива, преступнице «всего лишь» отсечь руку, вырвать ноздри и сослать в Сибирь.

Положение крепостных стало ухудшаться при Петре I. Прекратились переделы поместий между дворянами, они превращались в постоянную собственность. А вместо «подворного» налогообложения было введено «подушное». Причём каждый помещик начал платить налоги за своих крепостных. Соответственно, выступал владельцем этих «душ». Правда, именно Пётр одним из первых в Европе, в 1723 году, запретил в России рабство. Но крепостных его указ не коснулся. Мало того, Пётр начал приписывать целые деревни к заводам, и заводским крепостным приходилось куда тяжелее, чем помещичьим.

Беда пришла при Анне Иоанновне и Бироне, когда в России распространились законы о крепостных из Курляндии – те самые, где крестьян приравнивали к рабам. Вот тогда-то и началась печально известная розничная торговля крестьянами.

Что было, то было. Известны и бесчинства Дарьи Салтыковой. Были уже не времена Алексея Михайловича, и барыне 7 лет удавалось скрывать преступления. Хотя можно отметить и другое: ведь двое крепостных все-таки сумели подать жалобу Екатерине II, началось следствие, и маньячка была осуждена на пожизненное заключение в «покаянной» камере Ивановского монастыря. Вполне адекватная мера для психически ненормальной.

«Освобождение крестьян». Художник Б. Кустодиев.

Впрочем, Салтычиха потому и стала «пресловутой», что в нашей стране только одна она докатилась до зверств, довольно распространённых на тех же американских плантациях. Да и законы, ограждающие имущественные права крепостных, в России никто не отменял. В 1769 году Екатерина II издала указ, призывающий крестьян заводить частные промыслы, для этого требовалось купить за 2 руб. особый билет в мануфактур-коллегии. С 1775 года такие билеты выдавались бесплатно. Предприимчивые крестьяне пользовались этим, быстро сколачивали состояния, выкупались на волю, а потом принялись скупать и сёла у своих помещиков. Крепостное право стало расшатываться. Уже в правление Николая I постепенно готовилась его отмена. Хотя упразднил его только Александр II в 1861 году.

Вслед за Колумбом океан стали пересекать корабли работорговцев.

Но ещё раз подчеркнём: для XVIII – XIX веков подобные явления оставались обычными. Англия, которую традиционно изображают самой «передовой» державой, в 1713 году, после войны за испанское наследство, считала главным выигрышем отнюдь не завоевание Гибралтара, а «асьенто» – монополию на продажу африканцев в Латинскую Америку. Работорговлей активно промышляли и голландцы, французы, бранденбуржцы, датчане, шведы, курляндцы, генуэзцы. Общее количество рабов, вывезенных из Африки в Америку, оценивается в 9,5 млн. человек. Примерно столько же вымерло в пути.

Французская революция в 1794 году громогласно отменила рабство, но реально оно процветало, французские корабли продолжали торговать невольниками. А Наполеон в 1802 году восстановил рабство. Он, правда, заставил упразднить крепостное право в Германии (чтобы ослабить немцев), но в Польше и Литве сохранил – здесь его опорой были паны, зачем их обижать?

Великобритания упразднила рабство в 1833 году, Швеция в 1847 году, Дания и Франция в 1848 году – не так уж сильно опередили Россию. Кстати, при этом не лишне помнить, что сами по себе критерии «свобод» никак не являются показателями благоденствия. Так, в 1845 году в Ирландии не уродился картофель. Крестьян, не способных из-за этого уплатить ренту, стали сгонять с земли и разрушать их фермы. За 5 лет от голода умерло около миллиона человек! Случалось ли что-нибудь подобное в крепостнической России? Никогда…

Но это так, к слову пришлось. Если вернуться к хронологии отмены рабства, то выясняется, что далеко не все западные державы в данном отношении обогнали русских. Некоторые отстали. Нидерланды отменили его в 1863 году, США в 1865 году, Португалия в 1869 году, Бразилия в 1888 году. Причём у голландцев, португальцев, бразильцев, да и в американских южных штатах рабовладение принимало куда более жестокие формы, чем русское крепостничество.

Не лишне вспомнить и о том, что в американской войне Севера с Югом северян поддерживала Россия, а южан – Англия. И если в США рабство оказалось ликвидированным, то в 1860 – 1880-е годы его широко практиковали землевладельцы в Австралии. Здесь охотой за невольниками активно занимались морские капитаны Хейс, Льювин, Пиз, Бойс, Таунс, доктор Мюррей. В честь Таунса даже был назван город Таунсвилл. Подвиги этих «героев» состояли в том, что они обезлюживали целые острова в Океании, громили и захватывали в плен жителей, набивали в трюмы и привозили на австралийские плантации.

Между прочим, даже в самой Англии первый полноценный юридический акт, официально запретивший рабовладение и крепостное право и признавший их преступлением, был принят… три года назад! Это «Закон о коронерах и правосудии», вступивший в силу 6 апреля 2010 года. Так чего уж тогда на русских пенять?

Да, тяжело трудились крестьяне России, а жили бедно, однако и рабами не были, ибо государева власть защищала их человеческие права на жизнь и не насилие над ними. Неволя в основном была экономическая и та, что крестьянин был приписан к земле конкретного помещика, на которой он жил и должен был ему отрабатывать положенный оброк, это и не давало крестьянину материально подняться. Эти тяжелоносимые помещечьи бремена, возлагаемые на крестьян, а в городе на рабочих (несколько иная ситуация) и накопили в душе народа революционный потенциал, который легко сумели подпалить посулами лучшей жизни большевики.

Быт крестьянина примерно 18-19 век

На сегодняшний день рабство официально отменено во всех странах мира. Последней страной, отменившей позорный рабский труд, является Мавритания. Соответствующий запрет был введён в июле 1980 года. Однако в США, в некоторых штатах, официальное рабство юридически не было отменено вплоть до начала XXI века. Лишь в феврале 2013 года последний такой штат Миссисипи запретил эту постыдную практику, ратифицировав 13 поправку к конституции США.

Однако официальная отмена рабства вовсе не означает, что данная проблема перестала существовать. На начало второго десятилетия XXI века в мире по разным оценкам насчитывалось от 20 млн. до 40 млн. рабов. Тут следует заметить, что торговля людьми по доходности занимает 3-е место после наркотиков и оружия. А раз денежные потоки огромные, то всегда найдутся желающие урвать свой кусок.

Что представляет собой рабство в наши дни? Это работорговля, принудительный труд взрослых и детей, долговая кабала. К рабству также относятся принудительные браки. А какие факторы способствуют процветанию рабства? Здесь можно указать нищету и слабую социальную защиту населения. Следует также учитывать менталитет людей, живущих на определённой территории, исторически сложившиеся традиции и обычаи. Ниже перечисляются страны, где есть рабство.

Количество рабов в разных странах мира в тыс. человек по данным "Вашингтон Пост"

Мавритания

В Мавритании по разным оценкам насчитывается от 150 тыс. до 680 тыс. рабов. И это, несмотря на официальную отмену рабства. Статус раба в этой стране передаётся из поколения в поколение. Рабовладелец распоряжается не только взрослыми людьми, но и детьми. Рабы трудятся на сельскохозяйственных полях и выполняют работу по дому. В то же время надо отметить, что в городах рабов стало гораздо меньше, чем раньше. А вот в сельской местности рабский труд пока процветает.

Индия

В Индии предположительно насчитывается до 15 млн. рабов. Их эксплуатируют в самых разных отраслях. Широко практикуется детский труд. Но несовершеннолетние граждане не только работают на полях и убираются в домах. Детей заставляют заниматься попрошайничеством и проституцией. Немалый процент занимает и долговая кабала, охватывающая миллионы граждан.

Непал

Непал считается одним из крупнейших источников рабов. Рабский труд широко распространён на кирпичных заводах, где подневольные люди занимаются обжигом кирпича. В этой стране насчитывается порядка 250 тыс. рабов. Многие из них имеют долговые обязательства перед работодателями. В Непале широко практикуется детский труд. Дети работают на шахтах и заводах.

Пакистан

Подневольным трудом в Пакистане занимается около 2 млн. человек. В основном это люди, попавшие в кабалу из-за долгов. Такая кабала может длиться десятки лет и передаваться из поколения в поколение, так как должники трудятся за гроши. В стране широко практикуется детский труд. Причём возраст детей находится в пределах от 5 до 15 лет. В основном несовершеннолетние занимаются производством кирпича.

Бенин

Говоря о странах, где есть рабство, нельзя не упомянуть и Бенин. Там около 80 тыс. человек вынуждены заниматься принудительным трудом. Эти люди трудятся на хлопковых полях, в фермерских хозяйствах, работают на карьерах, в частных домах и уличными торговцами. Широко практикуется продажа детей.

Гамбия

В Гамбии людей заставляют заниматься попрошайничеством. Много рабов трудится в частных домах. В стране рабами часто становятся дети. Это в первую очередь касается беспризорников и сирот, а также учащихся медресов. В медресах учатся дети из бедных семей, и учителя нещадно эксплуатируют их, заставляя попрошайничать. Если ребёнок приносит мало денег, то его бьют. Таких несчастных детей в стране насчитывается около 60 тыс.

Габон

В Габоне самый высокий уровень жизни в Африке, поэтому туда везут детей из других регионов жаркого континента. Девочки при этом занимаются бытовым рабством, а для мальчиков находят физический труд. Нередким явлением являются браки с детьми. Молодёжь из соседних стран едет в Габон, чтобы заработать, но часто такие юноши и девушки становятся рабами. Молодых девушек продают в богатые семьи, где их делают служанками. Среди самих же граждан Габона рабов нет.

Кот-д’Ивуар

Страны, где есть рабство, не ограничиваются вышеперечисленными государствами. Оно также распространено в Кот-д’Ивуар, где производят огромное количество какао. В этой отрасли занято не менее 40 тыс. детей, работающих в условиях настоящей каторги. Помимо этого, около тысячи детей трудятся на небольших частных фермах, выполняя самую разную тяжёлую работу. Чем больше рабов, тем больше какао-бобов, а, следовательно, больше и денег. Поэтому рабский детский труд широко практикуется в этом государстве.

Гаити

Всего на Гаити живёт порядка 10 млн. человек. Из них 200 тыс. человек являются рабами. Самый распространённый вид подневольного труда – это когда детей задействуют в домашнем хозяйстве. Нещадной эксплуатации подвергаются до 500 тыс. подростков. А чтобы они хорошо работали, на них воздействуют физически и эмоционально.

Итак, мы рассмотрели страны, где есть рабство. Но перечень далеко не полный. Рабов можно найти и в Европе, и США, и Австралии, и Гонконге и других внешне благополучных странах. Подневольный труд даёт большие выгоды рабовладельцам, а моральные и нравственные аспекты при этом вообще не учитываются. Этой проблеме может противостоять только грамотное законодательство и желание всех людей на корню уничтожать подобное негативное явление, позорящее «венец природы» .

«Нам запретили разговаривать друг с другом, называть свои имена и упоминать, откуда мы. То и дело заходили какие-то мерзкие, уродливые мужики и тащили девушек в комнаты, а иногда насиловали у нас на глазах. Орали на них, приказывали двигаться по-всякому, изображать возбуждение, стонать... Сопротивлявшихся били. Тех, кто упорно не подчинялся, на три дня запирали в тёмном подвале с крысами, лишая пищи и воды. Одна девушка отказалась от анального секса, и той же ночью владелец привёл пятерых мужчин. Они держали её на полу и по очереди насиловали анальным способом прямо перед нами. Она кричала и кричала, а мы все плакали».

Это подлинные воспоминания девушки по имени София о так называемых «дрессировочных полигонах» в Сербии, записанные канадским журналистом Виктором Малареком. В подобные места свозят девушек из разных стран, чтобы сломать их волю, уничтожить личность и научить «премудростям» интимных услуг.

Ни одна из будущих «жриц любви», попавших в сербский секс-лагерь, не выбирала свою участь сама. Многотысячные ряды секс-рабынь регулярно пополняются во всём мире тремя основными способами:

  • «Метод влюблённого парня» (или «брачные агентства»)
  • Приглашение на хорошую работу
  • Похищение

Мечта о лучшей жизни

«Жертвами становятся, как правило, девочки-подростки, юные и беззащитные, которые влюбляются в контрабандистов старше себя. Девушек привлекают «Мерседесы» и «Ауди», на которых разъезжают сутенёры».

Так сотрудница общественного центра Casa Bridget Клэр Мелинте объясняет, почему в Румынии и других странах Восточной Европы не спадает, а год от года только увеличивается мощная волна траффикинга - торговли людьми - с целью сексуальной эксплуатации.

Большую часть проституток, работающих по принуждению в Европе, составляют девушки с европейского востока: из Румынии, Болгарии, Польши, Чехии, а также с Украины. Уроженки этих стран часто идут в секс-индустрию и на добровольной основе, однако тех, кто изначально мечтал лишь о хорошей жизни без торговли собой, также легко заманить.

Как правило, сутенёры и контрабандисты едут за своим «товаром» в отдалённые уголки Восточной Европы. В той же Румынии сейчас, в XXI веке сохранилось множество деревень, где нет Интернета и телевидения, а воду приходится возить из колодца на ослике или в ручной тележке.

Никаких секретов - всё дело в низком уровне жизни и страстном желании юных девушек и девочек вырваться из капкана нищеты. Работорговцу достаточно приехать в деревню на иномарке, позвенеть перед местными «лолитами» золотой цепью и покрутиться в дорогом пиджаке - и половина дела сделана.

Иногда в сделку сразу включается «покупатель»:

«Всё очень просто. Допустим, я привожу вам цыпочку, дальше ваш ход как покупателя. Например, вы богатый парень чёрт знает откуда. Глупая девчонка заглотнёт приманку в три секунды: вы навешаете ей лапшу на уши, и она ваша. Дальше дело техники, ведь вы в своей стране», - так бывший румынский сутенёр и контрабандист описывает типичную «сделку».

Если свозить девушку в город и отвести в ресторан, шансы становятся почти стопроцентными. Букет цветов и один ужин - и будущую проститутку не придётся похищать и запугивать. Она сама соберёт вещи и убежит из дома. А когда граница останется позади, у одинокой девочки без денег и документов (которые, как известно, тут же отбирают) просто не будет выбора.

Цена рабыни

«Утром и днём у меня было 15 клиентов, а вечером и до следующего утра они приводили ещё 20», - так 26-летняя Михаэла из Румынии описывает свой обычный «рабочий день» в интервью журналисту BBC. Михаэлу продавали в рабство три раза, причём в последний, третий раз её продал собственный парень, отец её маленькой дочки.

Средний возраст секс-рабынь при первой продаже - 20 лет. Чем моложе девушка, тем выше она ценится, но не каждый сутенёр рискнёт связываться с несовершеннолетними. Когда замученная женщина «доходит до ручки», сутенёр часто принимает решение перепродать её - пока она не сбежала или не наложила на себя руки.

Стоимость девушки, по словам работорговца, давшего анонимное интервью «Евроньюз», зависит от «качества товара». Это может быть 800 евро, а может - 2-3 тысячи. Сутенёры довольно внимательно следят за психологическим состоянием жертвы. В определённый момент бесконечные запугивания перестают действовать, и девушка может сделать что угодно - особенно если представится подходящий случай. Так, например, румынке Михаэле помог сбежать сердобольный клиент.

Но чаще, конечно, клиентам нет никакого дела до переживаний проституток. В борделях благополучной Швейцарии трудится огромное количество наложниц из Румынии, Болгарии, Чехии, Польши, а также с Филиппин и из Таиланда.

Работа как приманка

Другой простой способ сманить новую проститутку в бордель - предложить ей работу. Тысячи девушек едут в другие страны работать нянечками, сиделками, официантками, аниматорами, собирать урожай ягод и фруктов, делать «медицинский» массаж. Молоденькие «работницы» часто до последнего не понимают, что «щедрое предложение» имеет двойное дно.

Пермячка Людмила однажды летом решила совместить приятное с полезным - отдохнуть в пригороде солнечного Мадрида и заработать немного денег. Некое «турагентство» предлагало идеальный вариант: за неделю отдыха в Испании 28-летняя россиянка платит 1200 евро, а затем отправляется на уборку урожая и лично, собственными руками зарабатывает 2000 евро. Выгода, вроде бы, налицо - бесплатный отдых за границей и 800 евро на руки. И неважно, что летит она по туристической визе - в Испании, очевидно, никто не хочет платить лишние налоги!

В аэропорту Люду встретил «работодатель» на авто. Девушку отвезли на загородную виллу, где заперли в комнате ещё с тремя россиянками. После этого ей выдали «униформу» из секс-шопа, отобрали паспорт и перечислили новые обязанности.

Похожая ситуация произошла у 18-летней жительницы Казахстана в 2016 году. Только тут не было никакого «турагентства» - в Королевство Бахрейн девушку пригласила знакомая. Обещала работу массажистки без сексуального подтекста, и юная карагандинка «клюнула».

В результате, девушка попала в квартиру на одном из последних этажей небоскрёба без права выхода наружу. Работа оказалась вполне определённой, но с массажем была связана лишь косвенно.

Мнение израильского гангстера

Обе истории закончились хорошо. Уроженка Караганды смогла отправить журналистам несколько видеороликов, которые вскоре появились в Интернете. После появления этих роликов представители посольства Казахстана в Саудовской Аравии связались с полицией Королевства Байхрейн. Девушку освободила полиция.

А пермячка Людмила сбежала с «виллы удовольствий» сама, вместе с ещё одной соотечественницей Еленой. До города россиянки добрались автостопом, однако полицейские, к которым они бросились за помощью, едва не сдали их обратно сутенёрам. Тогда девушки обратились в посольство России. Там им помогли вернуться домой.

При этом, работорговцы уверены, что едущих «на заработки» девушек подводит глупость:

«Какой же надо быть тупицей, чтобы думать, что тебя отправляют за границу работать официанткой или танцовщицей в клубе. Это кретинизм!» - заявил знаменитый израильский сутенёр, наркоторговец и контрабандист Людвиг (Леонид) Файнберг.

Гангстер Файнберг родился в Одессе, эмигрировал в Израиль, оттуда - в США, а «закончил» в панамской тюрьме. В Панаме он поставлял клиентам «лучших девочек из Колумбии и России». И, по его словам, в современном мире нет ничего проще, чем купить или продать женщину в рабство.

Магия вуду на службе сутенёров

Есть и «тёмная» сторона сексуального рабства в Европе и других частях «просвещённого мира». Помимо восточноевропейских стран и Азии, секс-рабынь поставляют в Старый Свет из Африки. Рекордсменом по траффикингу можно считать Нигерию.

Молодые нигерийки едут за границу, как и все, в надежде на лучшее будущее. Они хотят получить образование или хотя бы приличную работу в Европе, чтобы больше не нуждаться и «жить по-человечески». Многие мечтают помогать семье. Но проституткам-рабыням, в самом лучшем случае, достаётся лишь 10% заработка. Гораздо чаще они работают за еду и побои.

В нигерийской работорговле заправляют женщины - их называют «мадам». А основой траффикинга здесь является, как ни странно, магия вуду. Нигерийцы безоговорочно верят в силу жреца и уверены: если после ритуала пойти против воли своего «хозяина» случится нечто жуткое.

Жрецы вуду берут у девушек «пробы»: волосы с лобка, менструальную кровь и обрезки ногтей. Эти частички тел используются при проведении ритуала, который якобы привязывает девушку к мадам. Теперь у нигерийки нет выхода - либо работа, либо неописуемо страшно наказание. Это может быть безумие, тяжёлая болезнь или даже смерть.

Подробности из жизни нигериек рассказала в интервью австрийскому изданию Die Presse Джоан Райтерер - африканка, которая едва не попалась на «удочку» работорговцев. Правда, из неё хотели сделать не проститутку, а «мадам», но карьера сутенёрши женщину не прельстила.

Сейчас Джоан живёт в Вене и возглавляет организацию Exit, которая занимается жертвами африканской работорговли.

Одна из самых страшных особенностей торговли людьми в Африке состоит в том, что человека могут продавать несколько раз. Девушки, сбежавшие из борделей и вернувшиеся домой, легко могут снова попасть в кабалу. Их семьям угрожают порой годами, и часто эти угрозы подтверждаются насилием. Так что нередко нигерийки попадают в бесконечный цикл сексуального рабства, побегов и возвращения.

Рынки невольников

В наше время в мире есть места, которые можно назвать «рынками рабов» - и ничуть не ошибиться в определении. Один из таких рынков, где продают девушек в сексуальное рабство, располагается в Боснии и носит название «Акапулько».

Как рассказывает в своей книге журналист Виктор Маларек, женщин там продают «как скот». Рабынь абсолютно голыми выставляют у дороги, чтобы потенциальные покупатели могли выбрать себе товар по вкусу, не выходя из авто. Будущий хозяин может потрогать товар руками, проверить зубы и только после этого решить, стоит ли тратить деньги.

Рабов продают и на специальных аукционах в ночных клубах. В таких заведениях девушки выходят на сцену с номерами в руках. После дефиле «товар» также можно потрогать и рассмотреть поближе.

Рынки невольников процветают в Сирии, где приверженцы ИГИЛ* активно занимаются продажей девочек и девушек в сексуальное рабство. Об этом рассказал генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш на заседании Совета Безопасности ООН в марте текущего года. По словам Гутерриша, экстремисты пытаются сделать торговлю людьми «законной» и даже проводят своего рода мастер-классы, на которых объясняется, где и как раздобыть заложниц, по какой цене их продавать и как эксплуатировать.

Мальчики для состоятельных господ

Впрочем, не всегда сексуальной эксплуатации подвергаются только женщины. Мальчики, не достигшие подросткового возраста, также востребованы в качестве секс-рабов в определённых кругах. В Афганистане, к примеру, есть древняя традиция - «бача бази». Так называют мальчиков-танцовщиков, которых влиятельные мужчины используют для сексуальных утех.

Иногда мальчиков похищают, но довольно часто их просто продают родственники, в том числе - родители. Детей одевают в женскую одежду и заставляют танцевать на праздниках, а после - ублажать хозяина всеми возможными способами.

Когда мальчик достигает зрелости, его просто выгоняют на улицу. Ни к чему не приспособленный юноша, как правило, становится изгоем, нищим и попрошайкой.

Аналогичная традиция есть и в Индии. С одной маленькой поправкой - несовершеннолетних мальчиков-рабов здесь ещё и кастрируют. Позже они входят в отдельную касту евнухов, самую презираемую и бесправную в стране.

Родить чтобы продать

Об этом страшно думать, но в бедных странах Азии родители довольно часто продают собственных детей, чтобы свести концы с концами. Достаточно вспомнить нашумевший фильм «Мемуары гейши», главная героиня которого стал постигать искусство гейш после того, как её и сестру продал отец.

Но чаще проданную девочку ждёт гораздо менее весёлая судьба, чем героиню фильма Роба Маршалла. Детей - как мальчиков, так и девочек - часто продают родители в Таиланде, Камбодже и той же Индии. Об этом, к слову, прекрасно осведомлены многие секс-туристы, предпочитающие несовершеннолетних, а также туристы нетрадиционной ориентации. В эти страны они едут специально за «свежими впечатлениями».

Трудовое рабство

Очень часто детей используют не только для проституции, но и для тяжёлого труда. Экономия на оплате труда позволяет сделать товар дешевле, а производство - чрезвычайно выгодным для его хозяина.

Рабов для тяжёлой работы продают, покупают и активно используют по всему миру. Самые распространённые сферы труда, где можно найти попавших в неволю людей - строительство и сельское хозяйство. Есть и особо жуткие места, откуда живым вернуться невозможно.

Например, в Бразилии нередко похищают людей, чтобы отвезти их в чащу Амазонских джунглей. Там здоровые мужчины сгорают за 2-3 года: им приходится трудиться на пережигании гигантских эвкалиптов в древесный уголь. Углежогам некуда бежать, они не могут связаться с полицией - остаётся только трудиться и умирать.

Активно похищают людей в таких странах, как Китай, Судан, Новая Гвинея, Зимбабве, Конго, а также Белоруссия, Молдова, Литва и Украина. На территории этих государств ежегодно пропадает более 50 тысяч человек - их похищают с целью продажи в рабство.

Большинство рабов когда-то были свободными людьми, которые и не помышляли, что с ними может случиться такой кошмар. Но это реальность - любой «галантный незнакомец» с цветами или «свой парень», предлагающий работу, может оказаться работорговцем. И в мире до сих пор достаточно мест, где нет вай-фая и не действует закон. А значит - нужно быть всегда начеку.

*Запрещённая в России экстремистская организация.

Маргарита Звягинцева

УДК 316.34:326:342.721

ЛИНЬКОВА О.М. Сущность современного рабства

Статья посвящена исследованию особенностей современного рабства. Автор показывает, насколько актуальна проблема рабства в условиях современного социально-политического и социально-экономического кризиса, а также раскрывает сущность современного рабства. Выделены и описаны основные формы современного рабства, а именно: трудовое, долговое, рабство по контракту, физическое, военное, призывное, пенитенциарное, религиозное, сексуальное. В статье раскрывают причины и многообразные последствия возникновения и распространения современного рабства.

Ключевые слова: рабство, торговля людьми, трудовая эксплуатация, трудовое рабство, долговое рабство, рабство по контракту, физическое рабство, военное рабство, призывное рабство, пенитенциарное рабство, религиозное рабство, сексуальное рабство.

История знает не так много общественных явлений, столь многогранных, противоречивых и вместе с тем таких устойчивых, как рабство.

Когда заговариваешь о рабстве как о современном социальном явлении, обычная реакция собеседника - удивление: ведь все это было давно, в эпоху рабовладения. Иначе говоря, в нашем сознании со словами «рабы» и «рабство» обычно ассоциируются рабовладельческие отношения в древнем мире или практиковавшееся в ХУ1-Х1Х вв. использование вывезенных из Африки невольников на плантациях Нового света. Считается, что окончательно рабство прекратило свое существование в конце XIX века, когда в 1888 году последняя рабовладельческая страна - Бразилия -предоставила свободу своим невольникам. Отдельные обнаруженные факты рабовладения и работорговли приписывали либо криминальным группировкам, либо связывали с социально-экономической отсталостью некоторых африканских и азиатских стран. Действительно, во многих из них рабство продолжало официально существовать вплоть до 40-50-х годов ХХ века. Например, в Непале, где правительство отменило рабство только под нажимом мировой общественности, или в Мавритании, где рабство отменялось много раз. Последний раз это произошло в 1980 году, когда пра-

вительство этой страны постановило, что рабство в стране закончилось и больше не существует. Конвенция о запрещении рабства была подписана ещё в 1926 году, а в 1956 году была заключена Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работоторговли, а также институтов и обычаев, сходных с рабством1.

Казалось бы, проблема рабства давно потеряла свою актуальность. Сегодня принято считать, что рабства в мире нет. Однако утверждение, что в современном либеральном обществе рабство невозможно, - это просто миф. Многие, возможно, поспорят с этим. Но если мы будем внимательны ко всему, что нас окружает, то мы увидим процветающее рабство. Например, посмотрим на новый супермаркет, на стройке которого и днем и ночью работают мужчины из бывших союзных республик, заедем на любую автомойку, где круглосуточно нас обслуживают подростки с затравленными глазами, практически во всех газетах мы видим объявления о сексуальных услугах... Список примеров может быть очень длинным. Если мы зададим вопрос, кто же эти люди, согласные работать, а главное, работающие в таких условиях, то ответ будет один -это рабы. Это современное рабство, тщательно скрываемое, изощренное и оттого еще более жестокое и унизительное, не-

жели в глубокой древности, в эпоху рабовладения, о которой мы знаем из школьных учебников. О современных рабах почти не пишут в газетах, о них умалчивают государственные правозащитные организации, о них практически ничего не знают люди в Европе и Америке, Австралии и России. Однако в современном мире, несмотря на все декларации прав человека, рабство существует, причем в гораздо больших масштабах, чем в древности, и в более уродливых формах, поскольку официально это явление даже не признается, а потому прав современные рабы не имеют никаких.

Масштабы и формы современного рабства достаточно широки и глобальны. Точное количество современных рабов в мире неизвестно. Современные исследования предлагают широкий диапазон оценок характера и масштабов современного рабства. В 2005 году ООН пришла к выводу, что каждый год в рабство попадают около 700 тысяч человек, Госдепартамент США/Department of State годом позже назвал схожую цифру - от 600 до 800 тысяч человек. Организация Human Rights Watch считает, что реальное число ежегодно продаваемых в рабство людей достигает 800-900 тысяч. По оценкам Центра Безопасности Человека /Human Security Centre (ныне действует при Университете Саймона Фрэзера /Simon Fraser University в Ванкувере, Канада), ежегодно в рабство продается до 4 миллионов человек. Международная Организация Труда\ International Labour Organisation в 2006 году опубликовала доклад, согласно которому принудительным (то есть фактически рабским) трудом в мире занимаются 12,3 миллиона человек. Есть еще более шокирующие оценки. Эксперты организации Anty-Slavery утверждают, что в современном мире насчитывается до 200 млн. рабов2. Однако наиболее точные цифры приводит известный американский социолог исследователь проблемы рабства Кевин Бейлз. По его мнению, на сегодняшний день в мире насчитывается до 27 миллионов человек, находящихся на положении рабов. Рабский неоплачиваемый труд составляет определенную долю в современной глобальной экономике, причем долю немалую. По подсчетам международ-

ных правозащитных организаций, годовой доход, приносимый рабами своим владельцам, колеблется в пределах 13-15 миллиардов долларов США. Но хотя непосредственное значение рабского труда в современной мировой экономике может показаться небольшим, недооценивать его не стоит. Прежде всего потому, что он отнюдь не изолирован от мира границами отдаленных районов отсталых стран, а интегрирован в мировую экономику. Рабы создают товары, которые экспортируются во многие страны мира, а услугами сексуальных рабынь пользуется огромное количество мужчин в самых разных частях света.

Современные рабовладельцы - это преступники, которые используют различные виды трудовой деятельности незащищенных слоёв населения, нарушая их права на достойную жизнь.

В основном проблема современного рабства исследуется юристами. В своих исследованиях они касались правового аспекта торговли людьми, современного проявления трудовой эксплуатации, использования труда несовершеннолетних и т.п.3. Однако, становясь все более и более актуальной, эта проблема в настоящее время не оставила равнодушными и социологов, философов, психологов. Цель написания данной работы заключается в исследовании современного рабства как одной из социальных проблем, а также в выяснении его основных форм, причин и последствий.

В Конвенции, подписанной в Женеве 25 сентября 1926 года, рабство рассматривается как «положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности». Известный социолог Э. Гидденс определяет рабство как крайнюю форму неравенства, при которой одни люди являются в буквальном смысле слова собственностью других4. Согласно мнению международных правозащитных организаций, современное рабство определяется на основе трех основных критериев:

1) деятельность человека контролируется с помощью насилия или угрозы применения насилия;

2) человек находится в данном месте и занимается данным видом деятельности против своей воли и не может изменить ситуацию по собственному желанию;

3) за работу человек получает ничтожную плату либо вообще ее не получает5.

Современные рабовладельцы наживаются на людях, которые не имеют ни социальной, ни правовой защиты. Жертвами современного рабства могут оказаться люди всех национальностей и культур. Никто в современном мире не застрахован от рабства. Рабом может стать как гражданин из развивающихся стран с низким экономическим развитием, так и граждане высокоразвитых цивилизованных государств Европы и США.

Итак, мы видим, что рабство никуда не исчезает, а просто принимает разнообразные формы. Основа рабства - полный контроль одного человека над жизнью и судьбой другого - сохраняется во всех новых проявлениях рабства. Стоимость же современного раба значительно понизилась. В некоторых странах мира раба можно купить менее чем за $100 или обменять на козу (!). По оценкам организации Free the Slaves, в 1850 году на американском Юге среднестатистический раб продавался за сумму, равную $40 тыс, с учетом изменения покупательной способности доллара США. Ныне там же «раба» можно «купить» за $120, и это приносит рабовладельцам значительную прибыль.

К основным условиям, порождающим современное рабство, можно отнести: социальную дезорганизацию, экономический кризис, политическую нестабильность.

Говоря подробнее, следует указать следующие причины возникновения современного рабства.

1) Социально-политические: войны, стихийные бедствия, политическая или этническая борьба способствуют обнищанию большинства людей и принуждают их работать в рабских условиях за ничтожную плату. Часто люди из-за перечисленных условий переезжают в другие страны, чтобы избежать бедности. Но и там им редко сопутствует удача, беженцы еще легче становятся «добычей» современных рабовладельцев.

2) Социально-экономические: демографический взрыв в странах третьего мира практически исчерпал имеющиеся ресурсы и привел к росту предложения рабочей силы и падению ее цены. Модернизация и глобализация мировой экономики также поспособствовали невиданному обогащению элит и растущему обнищанию большинства населения. Вынужденный переход к рыночному сельскому хозяйству, потеря общей земли, а также политика правительств, которые занижали доходы фермеров ради дешевого хлеба для горожан, привели к банкротству миллионы крестьян и вытеснению их с земли, подчас в рабство.

3) Социально-правовые: эти причины опираются на коррумпированность власти и правоохранительных органов, отсутствие законов, направленных на борьбу с рабством, низкий уровень правосознания людей, их юридическую безграмотность, отсутствие достаточного количества бесплатных юридических консультаций, а также пассивность правоохранительных органов в решении проблем, связанных с торговлей людьми, защитой их прав и т.д.

Итак, мы видим, что в современном мире численность потенциальных рабов настолько велика, что предложение превышает спрос, тем самым снижая их цену. Дешевизна является одной из главных отличительных черт современного рабства. Помимо этого признака Кевин Бэйлз приводит и другие отличия современного рабства от традиционного:

1) уклонение от оформления права собственности;

2) очень высокий уровень прибыли;

3) переизбыток потенциальных рабов;

4) краткосрочные отношения;

5) легкая заменяемость рабов;

6) этнические различия не имеют значения.

Таким образом, современное рабство существенно отличается от рабства прошлых веков. Не существует одной-един-ственной формы рабства, так же как не существует одной-единственной формы брачных отношений. Люди изобретательны и адаптивны, а потому метаморфозы людской жестокости и форм эксплуата-

ции бесконечны. Современные формы рабства многочисленны и разнообразны. Мы выделим самые распространенные из них.

1) Трудовое рабство. Эта форма наиболее близка к традиционному рабству. Человек захватывается, либо рождается, либо продается в постоянное рабство, при этом часто оформляются права собственности. При таком рабстве люди работают в основном в сельском хозяйстве, на стройках, в сфере услуг, выполняя самую тяжелую, неквалифицированную работу. Подобная форма рабства встречается повсеместно, но чаще всего в Северной и Западной Африке и некоторых арабских странах. В России трудовое рабство практикуется у цыган и северокавказских народов. Разъезжая по стране в поисках работы, многие так называемые «бомжи» попадают в самое настоящее рабство в аулы северокавказских республик или к цыганам, где их заставляют делать грязную домашнюю работу, ухаживать за скотом или работать в огородах, при этом ничего не платя и держа впроголодь на положении рабов. Трудовое рабство неразрывно связано с другой не менее ужасающей формой - торговлей людьми.

2) Торговля людьми приобрела в последние годы глобальные масштабы. По оценкам ООН, людей продают в рабство (похищают, завлекают обманом и т.п.) в 127-ми странах мира, в 137-ми государствах эксплуатируются иностранные жертвы торговцев людьми6. В 11-ти государствах отмечен «очень высокий» уровень активности похитителей людей, среди них Россия, Украина, Беларусь, Молдова и Литва. В Армении, Грузии, Казахстане и Узбекистане этот уровень «высокий». 10 государств являются излюбленным местом переправки современных рабов; в их числе США, Израиль, Турция, Италия, Япония, Германия, Греция. Торговля людьми является распространенной и все более широкой практикой. Набор людей для целей экономической или сексуальной эксплуатации осуществляется с использованием насилия, обмана или принуждения. Торговец осуществляет контроль и право собственности путем:

Принуждения жертв работать вопреки своей воле;

Управления свободой их передвижения, например, вследствие конфискации их паспортов и невыплаты заработной платы (при наличии таковой);

Определения места и времени работы и уровня оплаты (при наличии таковой);

Использования таких практик, как, например, ритуалы вуду, предусматривающие применение обета молчания, избиений и изнасилования.

3) Долговое рабство - самая распространенная форма рабства в современном мире. Человек становится залогом за деньги, полученные в долг, но продолжительность и характер зависимости не определены, и работа не уменьшает суммы первоначального долга. Долг может распространяться и на последующие поколения, закабаляя потомков должника. В случае неуплаты долга могут захватывать и продавать детей в дальнейшую долговую зависимость. Право владения не оформляется, но существует тотальный физический контроль над порабощенными работниками. Долговое рабство наиболее распространено в Индии и Пакистане.

4) Рабство по контракту. Оно ярко демонстрирует, как можно использовать современные трудовые отношения для того, чтобы замаскировать новые формы рабства. Обычно предлагаются контракты, гарантирующие занятость на каком-нибудь предприятии или фабрике, но, когда рабочих привозят на место работы, они обнаруживают, что превращены в рабов. Контракт используется как приманка, чтобы придать рабству вид легитимных рабочих отношений. Контрактное рабство можно найти во всем мире, наиболее часто оно практикуется в Юго-Восточной Азии, Бразилии, некоторых арабских странах.

Рабство по контракту существует и в России. На положении рабов в России фактически оказываются строительные рабочие, прибывающие в Москву и ряд других крупных городов из провинции и бывших союзных республик. Многие безработные в надежде поправить свое материальное положение обращаются в кадровые агентства и другие фирмы, суля-

щие им большие деньги за «вахтовые работы» в Москве или на Крайнем Севере. Там они оказываются на положении рабов, трудясь по 12 часов и ютясь в ужасающих условиях в вагончиках-бытовках, в цехах или на строящихся объектах. Зарплату им платят гораздо меньшую, чем обещали, или вообще не платят ничего.

Помимо вышеперечисленных форм современного рабства, которые являются самыми распространенными в мире, существуют и другие легко идентифицируемые формы порабощения.

5) Физическое рабство. Эта форма является одной из самых жестоких и антигуманных. Источниками этого рабства являются физически неполноценные люди, которых заставляют заниматься попрошайничеством.

6) Сексуальное рабство характеризуется абсолютным контролем одного лица над другим и не всегда связано с каким-либо финансовым вознаграждением. Оно включает:

Эксплуатацию проституции, когда проститутка систематически передает свой заработок третьим лицам;

Принудительное занятие проституцией вопреки воле человека;

Принудительные браки и продажа жен - недавно возникшая форма сексуальной эксплуатации, связанная с оповещением через средства массовой информации о женщинах, готовых вступить в брак, так называемых невестах по почтовому заказу, которые впоследствии становятся рабынями мужей.

Раньше главными поставщиками секс-рабынь были азиатские страны - Таиланд и Филиппины. После распада СССР роль основных поставщиков женщин стали играть бывшие республики Союза: Украина, Беларусь, Латвия и Россия. В последние 10 лет сотни тысяч женщин были вывезены из Центральной и Восточной Европы и республик бывшего СССР для занятия проституцией в более чем 50 стран. К еще одной разновидности сексуального рабства можно отнести и привлечение детей в порноиндустрию. Под страхом насилия детей заставляют сниматься в порнофильмах, заниматься проституцией.

7) Военное рабство. В это рабство попадают мужчины для участия в вооруженных конфликтах. Сюда же относится рабство, поддерживаемое правительством. В сегодняшней Бирме широко распространены захват и удержание в рабстве гражданских лиц правительством и армией. Десятки тысяч мужчин, женщин, детей используются как носильщики в ходе военных кампаний против местных жителей или как рабочие в правительственных строительных проектах. В данном случае вновь мотивом выступает экономическая выгода: не столько получение прибыли, сколько снижение транспортных или производственных расходов в ходе военной кампании.

8) Призывное рабство - рабство, когда командиры, пользуясь своим положением, используют солдат как рабов. Такое явление больше всего распространено на территории бывшего СССР - солдаты выполняют неуставные задачи, при этом командиры получают материальное вознаграждение. Нередко случается, что солдата продают в рабство, а документально его объявляют пропавшим без вести или дезертиром.

9) Пенитенциарное рабство - это совершенно новая форма рабства. Оно встречается везде. Это форма заключается в использовании труда заключенных. Пенитенциарное рабство очень выгодно, так как лица, находящиеся в местах лишения свободы, лишь частично являются гражданами государства (права «изымаются» на время исправления), что, в свою очередь, позволяет дешево и безвозмездно использовать рабочую силу.

10) Религиозное рабство в основном сопровождается вовлечением людей в различные религиозные секты. Люди продают свое имущество, жилье и все деньги отдают «духовным» руководителям, чтобы стать полноправными членами секты. В дальнейшем они превращаются в бесправных рабов, полностью подчиняющихся воле своих так называемых «духовных» наставников. В некоторых странах в силу обычаев девочки и молодые женщины становятся ритуальными рабынями во искупление грехов, совершенных членами их

семей. Например, в Нигерии, Гане, Того, Бенине женщин передают местным шаманам, для которых они готовят еду, убирают, удовлетворяют сексуальные потребности до тех пор, пока шаманы не освободят их, обычно после рождения нескольких детей.

Порабощением можно назвать и такие случаи, как использование людей в качестве доноров для трансплантации органов и тканей, принудительная беременность и вынашивание детей, фиктивное усыновление7.

К основным последствиям современного рабства следует отнести ухудшение здоровья индивида, пострадавшего от рабства. Раздражительность, бессонница, депрессивное состояние и посттравматические стрессовые расстройства представляют собой общие психологические проявления среди жертв рабства. Антисанитарные и стесненные условия проживания в сочетании с плохим питанием способствуют появлению множества неблагоприятных факторов, угрожающих здоровью, таких как различные виды чесотки, туберкулез и другие инфекционные заболевания. Рабство может привести к распространению болезней, передающихся половым путем, включая ВИЧ/СПИД. Поэтому, несмотря на то, что эти люди далеки от социума, их эксплуатация влияет на общее здоровье населения.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что современное рабство не только представляет собой проблему нарушения прав человека и национальной

безопасности, но и влечет за собой серьезные последствия для здоровья нации.

Подводя итоги, следует сказать, что современное рабство является одной из нерешённых проблем в современном обществе. Среди причин, порождающих современное рабство, самыми актуальными до сих пор остаются социально-политические, социально-экономические и социально-правовые причины. Решение в первую очередь проблем бедности, а также социальной и правовой защищённости населения позволит, на наш взгляд, минимизировать эту проблему.

1 Конвенция о рабстве [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ russian/documen/convents/ convention_slavery.htm

2 Доклад Государственного департамента США о торговле людьми 2007 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www crime.vl.ru.228.10.2008 г. Загол. с экрана.

3 Макаров С.Н. Реализация международно-правовых обязательств по борьбе с рабством и работорговлей в уголовном законодательстве России: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. 208 c.

4 Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС. 1999. С. 196-197.

5 Ванчугов В.В. Современное рабство. [Электронный ресурс]. Режим доступа http:// www.humanities.edu.ru/db/msg/80132

6 Доклад «Торговля Людьми: Глобальные Закономерности» / Trafficking in Persons: Global Patterns был опубликован в 2006 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www crime.vl.ru.228.10.2008 г. Загол. с экрана.

7 Мизулина Е.Б. Торговля людьми и рабство в России: международно-правовой аспект. М.: Юристъ, 2006.