Структура общества его основные элементы. Соц. структура общества и ее основные элементы. Раздел III Социальная сфера общественной жизни

Общество как целостная система состоит из множества подсистем. Структурная природа общества – это внутренне строение общества, отражающее многообразие его элементов (частей), обеспечивающее его целостность и динамизм.

Структура общества состоит из социальных общностей, социальных групп, социальных институтов и организаций, социальных ценностей и норм.

Социальная структура общества является базисной при изучении всех процессов и явлений в общественной жизнедеятельности, так как изменения социальной структуры является основным показателем изменения социальной системы общества.

Понятие «социальная структура» имеет несколько трактовок. Чаще всего этот термин используют для того, чтобы разделить общество на разные социальные группы, системы устойчивых связей между ними, а также, чтобы определить внутреннюю структуру определенных социальных общностей.

Существует горизонтальное и вертикальное измерение общества. Элементами горизонтальной структуры будут являться общности, а вертикальной – социальные группы, слои.

Выделяют два основных уровня структурной организации: 1) микроструктуру, 2) макроструктуру.

Микроструктура означает устойчивые связи в малых группах (трудовой коллектив, студенческая группа и т.д.). Элементами структурного анализа при этом выступают индивиды, социальные роли, статусы, групповые нормы и ценности. Микроструктура существенно влияет на процессы социальной жизни, такие как социализация, формирование общественной мысли.

Макроструктура – это характерный для данного общества состав классов, слоев, этнических групп и социальных категорий, совокупность устойчивых отношений между ними и особенность их структурной организации. Основными аспектами макроструктуры общества являются социально-классовая, социально-профессиональная, социально-демографическая, социально-территориальная и социально-этническая подструктуры.

Социальная структура – упорядоченная совокупность индивидов, социальных групп, общностей, организаций, институтов, объединеных связями и отношениями , отличающихся между собой положением в экономической, политической, духовной сферах их жизнедеятельности.

Другими словами, это внутреннее устройство общества, которое состоит из упорядоченных элементов, взаимосвязанных между собой: индивидов, социальных групп, социальных слоев, классов, сословий, социальных общностей (социально-этнических, социально-профессиональных, социально-демографических, социально-территориальных).

Cоциальная общность – это группа людей, которые объединена устойчивым взаимодействием. К ним можно отнести семью, нацию, государство, класс, профессиональные и возрастные группы, трудовые и учебные коллективы, различного рода неформальные объединения. (П. Штомпка).

Существуют различные концепции создания социальных общностей. Одна из них предложена американским социологом Джорджом Хомансом, который считал, что люди во взаимодействии друг с другом пытаются достичь блага, и чем значимее благо, тем больше человек предпринимает усилий для объединения с другими людьми. Рассматривая коллективное поведение с точки зрения предварительных установок (преддиспозиций), социолог Гордон Олпорт выдвинул теорию, согласно которой новый социальный субъект формируется посредством конвергенции предрасположенностей , т. е. единства оценок, ценностей , придаваемых значений, стереотипов , которыми обладают члены формирующейся общности. Он теоретически доказал, что в основе зарождения новой общности лежат и сходство эмоций, и рациональные предпочтения люде й.

Социальная связь - это связующие элементы социальной структуры, обеспечивающие единство и системную целостность социальных объектов от семьи и группы до общества, государства и человечества в целом. Общество как целостная система представляет собой сложное сочетание различных видов связей между его элементами. Существует определенная совокупность факторов, определяющих характер социальных связей. Эти факторы подразделяются на природно-биологические, психолого-рациональные и социально-институциональные.

Социальные общности различаются по ряду признаков: по содержанию, по степени устойчивости, по размерам. По содержанию общности разделяются на территориальные (жители города, села), этнические (этнос, нация), демографические (дети, родители, молодежь), профессиональные (врачи, шахтеры), классовые (классы, сословия).

По размерам общности могут быть большие, средние и малые. Большие общности или группы существуют в масштабах страны в целом (нации, классы слои, профессиональные объединения). Средние общности – группы, существующие на уровне территориальных округов , больших предприятий (жители района, сотрудники крупного предприятия). Малые общности – группы, объединяющие людей непосредственными связями (семья, бригада, учебный класс).

По устойчивости общности разделяются на кратковременные, средней устойчивости и устойчивые. Кратковременные общности – группы, образующиеся стихийно и на период от нескольких минут до нескольких часов (люди в очереди, театральные зрители, пассажиры). Средней устойчивости общности – группы, объединяющиеся организованно и на период от нескольких лет до нескольких десятилетий (студенческая группа, учебный класс, трудовой коллектив). Устойчивые общности – группы, складывающиеся исторически или в результате социальных процессов и существующие от нескольких десятилетий до нескольких тысячелетий (нации, классы). Все они видоизменяются, возникают и уничтожаются в зависимости от социальных изменений и потребностей.

Популяция - это совокупность организмов одного вида, длительное время обитающих на одной территории

Статистические группы – Совокупность людей, схожих между собой с какой-либо точки зрения и отличающихся с этой точки зрения от других, называется статистической категорией или статистической группой. Женщины, студенты, рабочие, пенсионеры, блондины, поляки, жители Кракова и т.п. - все это статистические категории.

Совокупность людей, схожих между собой в плане отличительных черт, общественно важных, значимых, ценимых в данной местности и в данное время, представляет собой уже нечто большее, чем статистическая группа. Такая общность является уже результатом не только чисто арифметической операции сложения, она проистекает из реального сходства жизненной ситуации, подобия интересов и шансов. Она также воспринимается и рассматривается всеми и повсюду как проявление важного, существенного сходства. В отличие от статистической категории мы будем вести речь в таком случае о социологической категории . Студенты, рабочие, молодежь - все это примеры таких категорий, ибо из принадлежности к таким общностям (группам, коллективам) вытекает нечто весьма важное для их членов - во все общем восприятии сразу ощущается, что члены таких групп имеют между со бой нечто общее, мы спонтанно воспринимаем их вместе как определенную общность, занимающую свое место в классификации.

Когда к общей жизненной ситуации, сходному общественному положению членов той или иной группы добавляется развитое сознание (осознание этого сходства и общности), или, иначе говоря, групповая идентичность, перед нами предстает уже нечто большее, чем социологическая категория. Это уже не некая общность, выявленная и зафиксированная посторонними наблюдателями (например, социологами), а группа, общность которой субъективно пережита «изнутри» самими ее членами. Поэтому такую группу мы называем социальной категорией . В социологии мы говорим также в таком случае о появлении субъективной социальной связи. Такая субъективная связь может быть отражением каких-либо объективных обстоятельств, в которых оказывается данная группа, или каких-нибудь характерных черт, присущих ее членам.

Социальная группа - это общность людей, между которыми существуют объективная, субъективная и поведенческая связи.

Теперь мы должны сделать еще один шаг на пути к все более сложным социальным общностям. Здесь речь идет о таких контактах и взаимодействиях между членами группы , которые, повторяясь и становясь регулярными, могут переродиться в нормативно регулируемые. Тогда между членами группы складываются такие социальные отношения, которые содержат некий императив взаимных обязательств и прав, при этом определяются социальные позиции, занимаемые членами такой группы, а с этими позициями увязываются и свойственные им роли. Как мы помним, это означает, что появилась социальная организация.

Описанные выше шесть разновидностей социальной общности можно представить в виде таблицы, которая наглядно показывает, насколько каждая последующая разновидность богаче по содержанию, соответствует большему числу критериев, выражает более сложное проявление социальной действительности.

Эту таблицу можно прочитать двояко. С одной стороны, просто как инструмент типологии разных, более простых и более сложных, общественных явлений, а с другой -как схему постепенной кристаллизации, усложнения социальной общности, проходящей последовательные стадии от популяции через статистическую группу, социологическую категорию до социальной группы и социальной организации. И наоборот, как процесс раз рушения, деконструкции, распада организаций и групп, как бы расплывающихся в категориях (социальной, социологической, статистической) и исчезающих в популяции.

Социальная группа – относительно устойчивая совокупность людей, объединенных общими интересами, ценностями, нормами сознания и поведения, взаимодействующая определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

Классификация социальных групп.

По характеру взаимоотношений между членами группы можно выделить первичные и вторичные группы.

Первичная группа состоит из небольшого числа людей , взаимодействующих на основе непосредственных личных связей (семья, группа друзей, влюбленные, исследовательская группа и т.д.). Впервые понятие “первичная группа” применил к семье Чарльз Кули (1909). Впоследствии социологи стали применять данный термин к группе, в которой сформировались тесные личные отношения.

Вторичная группа образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные связи, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. В таких группах основное значение придается не личностным качествам, а их умению выполнять определенные функции (профессиональной подготовке). В них четко определены роли, ее члены мало знают друг о друге, редко устанавливаются эмоциональные отношения. Но и в этих обезличенных вторичных группах на основе неформальных связей образуются первичные группы.

В зависимости от уровня структуры общества можно выделить макросоциальные и микросоциальные группы.

К макросоциальным группам относятся первобытное человече-ское стадо, род, племя, народ, нация, семья, классы и человечество.

В зависимости от числа социальных функций они делятся на гло-бальные и парциальные.

Глобальные социальные группы (первобытное человеческое стадо, род, племя, народ, нация, человечество) самодостаточны

Парциальные социальные группы (семья, сословия, классы) могут существовать только в рамках глобальных групп.

К микросоциальным группам относятся социальные агрегации и квазигруппы, взаимодействие в которых носит случайный характер и от-сутствует социальный контроль.

Агрегация – некоторое количество людей, собранных в определен-ном пространстве (на остановке, площади и т.д.) и не осуществляющих сознательного взаимодействия.

Квазигруппы – спонтанные неустойчивые группы, взаимодействие в которых носит непреднамеренный, случайный, однообразный характер, низкий уровень социального контроля (аудитории, толпы, социальные круги).

По степени принадлежности к ним людей социальные группы микроуровня могут разделяться на ингруппы и аутгруппы.

Ингруппа – некоторое множество групп, к которыми человек чувствует свою принадлежность (определяет как «мои») и с членами которой себя идентифицирует. Это могут быть «моя семья», «моя кампания», «моя профессиональная группа» и т.д.

Аутгруппа – группы, к которым человек себя не относит (определяет их «не мы») и не идентифицирует себя с его членами.

По отношению личности к группе выделяют следующие группы:

Референтная группа – такая социальная группа, которая служит для личности эталоном , образцом, своеобразным стандартом для оценки своего положения и поведения. В жизни каждого человека может быть одна или несколько референтных групп, они могут меняться на протяжении всей жизни. Личность может принадлежать к ней, идентифицировать себя с ней, может и не быть ее членом, но стремится попасть в нее. 58

Антиреферентная социальная группа – это группа ценности, нормы, поведение которой личность не приемлет, отвергает и даже борется с ней.

По объему различают большие, средние и малые социальные группы.

Большие группы – это устойчивая совокупность значительного количества людей, действующих совместно в социально-значимых ситуациях и функционирующие в масштабах общества: профессиональные, этнические, демографические. Члены данной группы могут быть разъединены в пространстве, прямые контакты могут нарушаться, однако связь не прерывается. Отношения внутри группы регулируются через посредника (организацию).

Средние группы – это сравнительно устойчивые объединения, работающие на одном предприятии или проживающие на одной территории (жители города, деревни, района).

Малая социальная группа – это немногочисленная группа (несколько десятков человек и меньше), члены которой обычно связаны дружескими отношениями, при этом между ними происходят непосредственные личные контакты, а отношения регулируются неформальными институтами.

Социальные институты являются одним из ключевых элементов социальной структуры. Институт (от лат. institutum – установление, учреждение) означает относительно устойчивые формы организации общественной жизни, регулирующие и обеспечивающие устойчивость социальных отношений.

Социальные институты появляются в обществе как не планируемые продукты социальной жизни. Процесс формирования различных типов социальной деятельности в качестве социальных институтов называется институционализацией, которая состоит из нескольких этапов:

1. Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий.

2. Формирование общих целей.

3. Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок.

4. Появление процедур, связанных с нормами и правилами.

5. Институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие и практическое применение.

6. Установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях.

7. Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Ни одно современное общество не может существовать без социальных институтов, которые являются символом порядка в обществе и организованности социальных связей.

Питирим Сорокин рассматривал социальные и институты как механизмы социального тестирования, селекции и распределения индивидов в обществе. Сорокин показал, как различные институты выполняют роль своеобразных социальных лифтов, перемещающих людей вверх и вниз.

Говоря о социальной институализации Толкотт Парсонс, различал три группы социальных институтов: реляционные (определяющие ролевую структуру общества), регулятивные и культурные. Процесс институционализации – это интеграция стандартизированных ожиданий с разными формами социального контроля – материального, духовного и административного. Культура, ценности играют не только основополагающую роль в процессах институционализации сами по себе, но как бы и санкционируют всю правовую систему. А вот Роберт Мертон: Функции - те наблюдаемые следствия, которые служат саморегуляции данной системы. Дисфункции - те наблюдаемые следствия, которые ослабляют саморегуляцию данной системы или её приспособление к среде.

Основные признаки социальных институтов


  1. Особый тип регламентации взаимоотношений и взаимодействия между людьми. Механизмы регулирования в социальных институтах носят жесткий и обязывающий характер, что обеспечивает регулярность , четкость и предсказуемость функционирования социального института.

  2. Четкое распределение функций, прав и обязанностей участников институционализированного взаимодействия.

  3. Деперсонализация (обезличенность) требований к членам социального института.

  4. Профессионализация выполнения функций, обеспечивающая эффективность социального института.

  5. Наличие средств и ресурсов.

  6. Наличие учреждений и органов управления. Наличие четкой статусно-ролевой структуры.

  7. Система санкций, обеспечивающая поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

  8. Культурные символы, которые в предельно концентрированной форме создают представление об институте, его образ (название, символика, гимн, сооружения и т.д.).

  9. Кодексы поведения, стандарты и нормы ролевого взаимодействия.

  10. Идеология как важнейший культурный комплекс, поддерживающий влияние института, оправдывающий и объясняющий всю его деятельность.

С появлением людей началось их объединение в племена и роды, из которых спустя тысячи лет сформировались народы и общества. Они стали заселять и осваивать планету, ведя вначале кочевой образ жизни, а затем, осев в наиболее благоприятных местах, организовали социальное пространство. Дальнейшее наполнение его объектами труда и жизнедеятельности людей стало началом возникновения городов-полисов и государств.

На протяжении десятков тысяч лет формировалось и развивалось социальное общество, чтобы обрести те черты, которые оно имеет сегодня.

Определение социальной структуры

Каждое общество проходит свой путь развития и формирования основ, из которых оно состоит. Чтобы понять, что такое социальная структура, следует учитывать, что это сложная взаимосвязь функционирующих в ней элементов и систем. Они составляют своеобразный скелет, на котором и стоит общество, но при этом он имеет тенденцию видоизменяться, в зависимости от условий.

В понятие социальной структуры входят:

  • элементы, ее наполняющие, то есть различные типы общностей;
  • социальные связи, воздействующие на все ступени ее развития.

Социальная структура состоит из общества, разделенного на группы, слои, классы, а также на этнические, профессиональные, территориальные и другие элементы. При этом она является отражением взаимоотношений между всеми ее членами, основанных на культурных, экономических, демографических и остальных типах связей.

Именно люди, создавая не произвольные, а постоянные отношения друг с другом, формируют понятие социальной структуры как объекта с устоявшимися взаимосвязями. Таким образом, человек не полностью свободен в своем выборе, являясь частью этой структуры. Он ограничен социальным миром и сложившимися в нем отношениями, в которые он вступает постоянно в различных сферах своей деятельности.

Социальная структура общества – это его каркас, внутри которого находятся различные группы, объединяющие людей и выдвигающие некоторые требования к их поведению в системе ролевых отношений между ними. Они могут иметь некоторые рамки, которые нельзя нарушать. Например, человек, работая в коллективе, где не предъявляли жестких требований к внешнему виду сотрудников, попав на другую работу, где они есть, будет их выполнять, даже если ему это не нравится.

Отличительные особенности социальной структуры – это наличие реальных субъектов, создающих в нем те или иные процессы. Ими могут быть как отдельные индивидуумы, так и различные слои населения и социальные общности, независимо от их размера, например рабочий класс, религиозная секта или интеллигенция.

Строение общества

В каждой стране формируется свой общественный строй с присущими ему традициями, нормами поведения, экономическими и культурными связями. Любое подобное общество имеет сложное устройство, основанное на взаимоотношении его членов и взаимосвязях между кастами, классами, слоями и прослойками.

Его составляют большие и маленькие социальные группы, которыми принято называть объединения людей, сплоченных едиными интересами, трудовой деятельностью или одинаковыми ценностями. Крупные общности выделяются по размерам доходов и способам его получения, по социальному статусу, образованию, роду деятельности или другим признакам. Некоторые ученые называют их «стратами», но чаще встречаются понятия «слой» и «класс», например рабочие, которые составляют самую большую группу в большинстве стран.

Общество во все времена имело четкую иерархическую структуру. Например, еще 200 лет назад в некоторых странах существовали сословия. Каждому из них соответствовали свои привилегии, имущественные и социальные права, которые были закреплены законодательно.

Иерархическое разделение в таком обществе действует по вертикали, проходя через все имеющиеся виды связей – политику, экономику, культуру, профессиональную деятельность. По мере того как оно развивается, в нем меняются группы и сословия, а также внутренняя взаимосвязь их членов. Например, в средневековой Англии обедневший лорд был более уважаем, чем очень богатый торговец или купец. Сегодня в этой стране чтят старинные знатные семейства, но больше восхищаются успешными и богатыми бизнесменами, спортсменами или людьми искусства.

Гибкая общественная система

Общество, в котором нет кастовой системы, является мобильным, так как его члены могут переходить из одного слоя в другой как по горизонтали, так и по вертикали. В первом случае социальный статус человека не меняется, например, он просто переходит с одной должности на аналогичную на другой работе.

Переход по вертикали подразумевает повышение или понижение социального или финансового статуса. Например, человек со средним достатком занимает руководящий пост, дающий доходы, намного превышающие прежние.

В некоторых современных обществах существует социальное неравенство, в основе которого лежат финансовые, расовые или социальные различия. В подобных структурах одни слои или группы обладают большими привилегиями и возможностями, чем другие. Между прочим, некоторые ученые считают, что неравенство – это естественный процесс для современного общества, так как в нем постепенно возникает большое количество людей, отличающихся выдающимися способностями, талантами и лидерскими качествами, которые и становятся его основой.

Типы социальных структур древнего мира

Формирование общества в течение всей истории развития человечества напрямую зависело от разделения труда, уровня развития людей и социально-экономических отношений между ними.

Например, во времена первобытнообщинного строя социальная структура общества определялась по тому, насколько представители племени или рода были полезны остальным его членам. Больных, стариков и калек не содержали, если они не могли внести хоть какой-то посильный вклад в благополучие и безопасность общины.

Другое дело - рабовладельческий строй. Хотя он делился всего на 2 класса – рабов и их хозяев, само общество составляли ученые, торговцы, ремесленники, армия, художники, философы, поэты, крестьяне, жрецы, учителя и представители других профессий.

На примере Древней Греции, Рима и ряда стран Востока можно проследить, как формировалось социальное общество того времени. У них были хорошо развиты экономические и культурные связи с другими странами, а слои населения четко разделялись на представителей различных профессий, на свободных и рабов, на власть имущих и законников.

Типы социальных структур от средневековья до наших дней

Что такое социальная структура феодального общества, можно понять, проследив развитие европейских стран того периода. Она состояла из 2 классов - феодалов и их крепостных, хотя общество так же делилось на несколько сословий и представителей интеллигенции.

Сословия – это социальные группы, занимающие свое положение в системе экономических, правовых и традиционных связей. Например, во Франции было 3 сословия – светское (феодалы, знать), духовенство и самая большая часть общества, в которую входили свободные крестьяне, ремесленники, купцы и торговцы, а позже - буржуазия и пролетариат.

У капиталистического строя, особенно современного, более сложная структура. Например, возникло понятие среднего класса, в которое раньше входили буржуа, а сегодня это и торговцы, и предприниматели, и высокооплачиваемые служащие и рабочие, и фермеры, и представители малого бизнеса. Принадлежность к среднему классу определяется уровнем дохода его членов.

Хотя в эту категорию входит большая часть населения в высокоразвитых капиталистических странах, наибольшее влияние на развитие экономики и политики имеют представители крупного бизнеса. Отдельно находится сословие интеллигенции, особенно творческой, научно-технической и гуманитарной. Так, многие артисты, писатели и представители других интеллектуальных и творческих профессий имеют доход, свойственный крупному бизнесу.

Еще одним типом социальной структуры является социалистический строй, в основе которого должны лежать равные права и возможности для всех членов общества. Но попытка построения в Восточной, Центральной Европе и в Азии развитого социализма привела многие из этих стран к бедности.

Позитивным же примером можно назвать общественный строй в таких странах, как Швеция, Швейцария, Нидерланды, и других, в основе которых находятся капиталистические отношения с полной социальной защитой прав его членов.

Составные части социальной структуры

Чтобы понять, что такое социальная структура, необходимо знать, какие элементы входят в ее состав:

  1. Группы, объединяющие людей, связанных общностью интересов, ценностей, профессиональной деятельностью или целей. Чаще они воспринимаются окружающими как сообщества.
  2. Классы – крупные социальные группы, имеющие свои финансовые, экономические или культурные ценности, основанные на свойственном им кодексе чести, манере поведения и взаимодействия их представителей.
  3. Социальные слои – промежуточные и постоянно изменяющиеся, появляющиеся или исчезающие общественные группы, не имеющие явно выраженной связи со средствами производства.
  4. Страты – это социальные группы, ограниченные по какому-либо параметру, например профессии, статусу, уровню дохода или другому признаку.

Эти элементы социальной структуры определяют состав общества. Чем их больше, тем сложнее его конструкция, тем четче прослеживается иерархическая вертикаль. Деление общества на различные элементы заметно по отношению людей друг к другу, в зависимости от критериев, присущих их классу. Например, бедные не любят богатых из-за их финансового превосходства, тогда как последние презирают их за неумение зарабатывать деньги.

Население

Система различных видов общностей, имеющих прочные внутренние связи между их членами – вот что такое социальная структура населения. Жестких критериев, разделявших в них людей, не существует. Это могут быть как основные, так и неосновные классы, слои, прослойки внутри них и общественные группы.

Например, до прихода советской власти на Украину большую часть ее населения составляли ремесленники и крестьяне-единоличники. Треть представляли помещики, зажиточные крестьяне, торговцы и рабочие, тогда как служащих было крайне мало. После коллективизации население страны уже состояло всего из трех слоев – рабочих, служащих и крестьян.

Если рассмотреть исторические этапы развития стран, то отсутствие среднего класса, а именно предпринимателей, представителей малого бизнеса, свободных ремесленников и зажиточных фермеров, приводило их к обнищанию и резкому экономическому контрасту между слоями общества.

Формирование «середняков» способствует подъему экономики, возникновению целого класса людей с совершенно другим менталитетом, целями, интересами и культурой. Более бедная прослойка благодаря им получает новые виды товаров и услуг, рабочие места и более высокие зарплаты.

Сегодня в большинстве стран население состоит из политической элиты, духовенства, технической, творческой и гуманитарной интеллигенции, рабочих, ученых, фермеров, предпринимателей и представителей других профессий.

Понятие социальной системы

Если для мудрецов, живших 2500 лет назад, этот термин значил упорядоченность жизни в государстве, то сегодня социальная система – это сложное образование, в состав которого входят первостепенные подсистемы общества, например экономическая, культурно-духовная, политическая и общественная.

  • Экономическая подсистема подразумевает регулировку человеческих отношений в решении таких вопросов, как производство, распределение, использование или обмен материальных благ. Она должна решать 3 задачи: что производить, как и для кого. Если одна из задач не выполняется, то рушится вся экономика страны. Так как окружающая среда и потребности населения постоянно меняются, то экономическая система обязана подстраиваться под них, чтобы удовлетворить материальные интересы всего общества. Чем выше уровень жизни населения, тем больше у него потребностей, а значит, экономика данного общества функционирует лучше.
  • Политическая подсистема связана с организацией, установлением, работой и изменением власти. Основным ее элементом является социальная структура государства, а именно ее правовые институты, например суды, прокуратура, избирательные органы, арбитраж и другие. Основной функцией политической подсистемы является обеспечение социального порядка и стабильности в стране, а также быстрое решение жизненно важных проблем общества.
  • Социальная (общественная) подсистема отвечает за процветание и благосостояние населения в целом, регулируя взаимоотношения различных его классов и слоев. Сюда входит здравоохранение, общественный транспорт, коммунальные услуги и бытовое обслуживание.
  • Культурно-духовная подсистема занимается созданием, развитием, распространением и сохранением культурных, традиционных и нравственных ценностей. К ее элементам относятся науки, искусства, воспитание, образование, мораль и литература. Ее основные обязанности – воспитание молодежи, передача духовных ценностей народа новому поколению, обогащение культурной жизни людей.

Таким образом, социальная система – это основополагающая часть любого общества, которая отвечает за равномерное развитие, процветание и безопасность его членов.

Социальная структура и ее уровни

В каждой стране есть свои территориальные деления, но в большинстве из них они примерно одинаковы. В современном обществе уровни социальной структуры распределяются на 5 зон:

  1. Государственная. Она отвечает за принятие решений, касающихся страны в целом, ее развития, безопасности и международного положения.
  2. Региональное социальное пространство. Касается каждого региона в отдельности с учетом его климатических, экономических и культурных особенностей. Оно может быть самостоятельным, а может зависеть от вышестоящей государственной зоны в вопросах дотаций или перераспределения бюджета.
  3. Территориальная зона – это небольшой субъект регионального пространства, имеющий право на выборы в местные советы, на формирование и использование собственного бюджета, на решение вопросов и задач местного уровня.
  4. Корпоративная зона. Возможна только в условиях рыночной экономики и представлена хозяйствами, ведущими свою трудовую деятельность с формированием бюджета и местного органа управления, например акционеров. Она подчиняется территориальной или региональной зонам по законам, сформированным на государственном уровне.
  5. Индивидуальный уровень. Хотя и находится внизу пирамиды, является ее основой, так как подразумевает личные интересы человека, которые всегда находятся выше общественных. Потребности индивидуума могут иметь широкий спектр желаний – от гарантированной достойной зарплаты до самовыражения.

Таким образом, формирование социальной структуры всегда основывается на элементах и уровнях ее составляющих.

Изменения в структуре общества

Каждый раз, когда страны переходили на новый уровень развития, их структура менялась. Например, изменение социальной структуры общества времен крепостного права было связано с развитием промышленности и ростом городов. Многие крепостные уходили работать на заводы, переходя в сословие рабочих.

Сегодня подобные изменения касаются оплаты и производительности труда. Если еще 100 лет назад физический труд оплачивался выше, чем умственный, то сегодня все наоборот. Например, программист может получать больше, чем высококвалифицированный рабочий.

Любое общество предстает не как нечто однородное и монолитное, а как внутренне расчлененное на различные социальные группы, слои и национальные общности. Все они находятся между собой в состоянии объективно обусловленных связей и отношений - социально - экономических, политических, духовных. Более того, только в рамках этих связей и отношений они и могут существовать, проявлять себя в обществе. Это обусловливает целостность общества, его функционирование как единого социального организма, суть которого раскрывали в своих теориях О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, Т. Парсонс, Р. Дарендорф и др.

Социальная структура общества представляет собой совокупность тех связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических, духовных условий их жизнедеятельности.

В основе развития социальной структуры общества лежат общественное разделение труда и отношения собственности на средства производства и его продукты.

Общественное разделение труда обусловливает появление и дальнейшее существование таких социальных групп, как классы, профессиональные группы, а также большие группы, состоящие из людей города и деревни, представителей умственного и физического труда.

Отношения собственности на средства производства экономически закрепляют эту внутреннюю расчлененность общества и складывающуюся внутри него социальную структуру. Как общественное разделение труда, так и отношения собственности являются объективными социально - экономическими предпосылками развития социальной структуры общества.

На большую роль разделения труда в жизни общества, в появлении разнообразных видов деятельности людей, развитии материального производства и духовной культуры обоснованно указывали в свое время О. Конт и Э.Дюркгейм, русские мыслители М.И. Туган - Барановский, М.М. Ковалевский, П. А. Сорокин и др. Развернутое учение о роли общественного разделения труда в историческом процессе, содержится в социально - экономической теории марксизма, которая раскрывает также роль отношений собственности в этом процессе.

К основным элементам социальной структуры общества можно отнести: классы, которые занимают различное место в системах общественного разделения труда, отношений собственности на средства производства и распределения общественного продукта. С таким их пониманием согласны социологи разных направлений; жителей города и деревни; представителей умственного и физического труда; сословия; социально - демографические группы (молодежь, женщины и мужчины, старшее поколение); национальные общности (нации, народности, этнические группы).

Почти все элементы социальной структуры неоднородны по составу и в свою очередь делятся на отдельные слои и группы, предстающие как самостоятельные элементы социальной структуры с присущими им интересами, которые они реализуют во взаимодействии с другими субъектами.

Так что социальная структура в любом обществе достаточно сложна и является предметом внимания не только социологов, но и представителей такой науки как социальное управление, а также политиков и государственных деятелей. Важно понять, что без уяснения социальной структуры общества, без четкого представления о том, какие социальные группы внутри него существуют и каковы их интересы, т.е. в каком направлении они будут действовать, нельзя сделать ни шагу вперед в руководстве обществом, в том числе и области экономики, социальной, политической и духовной жизни.

Таково значение проблемы социальной структуры общества. К ее решению необходимо подходить на основе глубокого понимания социальной диалектики, научного обобщения исторических и современных данных общественной практики.

Рассматривая предмет социологии, мы обнаружили тесную связь трех фундаментальных понятий социологии - социальной структуры, социального состава и социальной стратификации. Структуру можно выразить через совокупность статусов и уподобить ее пустым ячейкам пчелиных сот. Она располагается как бы в горизонтальной плоскости, а создается общественным разделением труда. В примитивном обществе мало статусов и низок уровень разделения труда, в современном - множество статусов и высок уровень организации разделения труда.

Но как бы много ни было статусов, в социальной структуре они равны и связаны и связаны друг с другом функционально. Но вот мы заполнили пустые ячейки людьми, каждый статус превратился в большую социальную группу. Совокупность статусов дала нам новое понятие - социальный состав населения. И здесь группы равны друг другу, они также расположены горизонтально. Действительно, с точки зрения социального состава, все русские, женщины, инженеры, беспартийные и домохозяйки равны.

Однако мы знаем, что в реальной жизни неравенство людей играет огромную роль. Неравенство - это критерий, при помощи которого мы можем разместить одни группы выше или ниже других. Социальный состав превращается в социальную стратификацию - совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев, в частности, бедных, зажиточных, богатых. Стратификация - это определенным образом «ориентированный» состав населения.

В социологии выделяют четыре главных измерения стратификации - доход, власть, престиж, образование. Они исчерпывают круг социальных благ, к которым стремятся люди. Точнее сказать, не самих благ, а каналов доступа к ним.

Таким образом, социальная структура возникает по поводу общественного разделения труда, а социальная стратификация - по поводу общественного распределения результатов труда, т.е. социальных благ. А оно всегда неравное. Так возникает расположение социальных слоев по критерию неравного доступа к власти, богатству, образованию и престижу.

1. Социальная структура общества и ее элементы.

2. Социальные отношения и типы социальных структур.

3. Социальная стратификация.

4. Социальная мобильность.

5. Актуальные проблемы развития социальной структуры современного казахстанского общества.

1. Социальная структура общества и ее элементы.

Любое общество предстает не как нечто однородное и монолитное, а как внутренне расчлененное на различные социальные группы, слои и национальные общности. Все они находятся между собой в состоянии объективно обусловленных связей и отношений – социально – экономических, политических, духовных. Более того, только в рамках этих связей и отношений они и могут существовать, проявлять себя в обществе. Это обусловливает целостность общества, его функционирование как единого социального организма, суть которого раскрывали в своих теориях О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, Т. Парсонс, Р. Дарендорф и др.

Социальная структура общества представляет собой совокупность тех связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических, духовных условий их жизнедеятельности.

В основе развития социальной структуры общества лежат общественное разделение труда и отношения собственности на средства производства и его продукты.

Общественное разделение труда обусловливает появление и дальнейшее существование таких социальных групп, как классы, профессиональные группы, а также большие группы, состоящие из людей города и деревни, представителей умственного и физического труда.

Отношения собственности на средства производства экономически закрепляют эту внутреннюю расчлененность общества и складывающуюся внутри него социальную структуру. Как общественное разделение труда, так и отношения собственности являются объективными социально – экономическими предпосылками развития социальной структуры общества.

На большую роль разделения труда в жизни общества, в появлении разнообразных видов деятельности людей, развитии материального производства и духовной культуры обоснованно указывали в свое время О. Конт и Э.Дюркгейм, русские мыслители М.И. Туган – Барановский, М.М. Ковалевский, П. А. Сорокин и др. Развернутое учение о роли общественного разделения труда в историческом процессе, содержится в социально – экономической теории марксизма, которая раскрывает также роль отношений собственности в этом процессе.

К основным элементам социальной структуры общества можно отнести:

классы, которые занимают различное место в системах общественного разделения труда, отношений собственности на средства производства и распределения общественного продукта. С таким их пониманием согласны социологи разных направлений; жителей города и деревни; представителей умственного и физического труда; сословия; социально – демографические группы (молодежь, женщины и мужчины, старшее поколение); национальные общности (нации, народности, этнические группы).

Почти все элементы социальной структуры неоднородны по составу и в свою очередь делятся на отдельные слои и группы, предстающие как самостоятельные элементы социальной структуры с присущими им интересами, которые они реализуют во взаимодействии с другими субъектами.

Так что социальная структура в любом обществе достаточно сложна и является предметом внимания не только социологов, но и представителей такой науки как социальное управление, а также политиков и государственных деятелей. Важно понять, что без уяснения социальной структуры общества, без четкого представления о том, какие социальные группы внутри него существуют и каковы их интересы, т.е. в каком направлении они будут действовать, нельзя сделать ни шагу вперед в руководстве обществом, в том числе и области экономики, социальной, политической и духовной жизни.

Таково значение проблемы социальной структуры общества. К ее решению необходимо подходить на основе глубокого понимания социальной диалектики, научного обобщения исторических и современных данных общественной практики.

Рассматривая предмет социологии, мы обнаружили тесную связь трех фундаментальных понятий социологии – социальной структуры, социального состава и социальной стратификации. Структуру можно выразить через совокупность статусов и уподобить ее пустым ячейкам пчелиных сот. Она располагается как бы в горизонтальной плоскости, а создается общественным разделением труда. В примитивном обществе мало статусов и низок уровень разделения труда, в современном – множество статусов и высок уровень организации разделения труда.

Но как бы много ни было статусов, в социальной структуре они равны и связаны и связаны друг с другом функционально. Но вот мы заполнили пустые ячейки людьми, каждый статус превратился в большую социальную группу. Совокупность статусов дала нам новое понятие – социальный состав населения. И здесь группы равны друг другу, они также расположены горизонтально. Действительно, с точки зрения социального состава, все русские, женщины, инженеры, беспартийные и домохозяйки равны.

Однако мы знаем, что в реальной жизни неравенство людей играет огромную роль. Неравенство – это критерий, при помощи которого мы можем разместить одни группы выше или ниже других. Социальный состав превращается в социальную стратификацию – совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев, в частности, бедных, зажиточных, богатых. Стратификация – это определенным образом «ориентированный» состав населения.

В социологии выделяют четыре главных измерения стратификации - доход, власть, престиж, образование. Они исчерпывают круг социальных благ, к которым стремятся люди. Точнее сказать, не самих благ, а каналов доступа к ним.

Таким образом, социальная структура возникает по поводу общественного разделения труда, а социальная стратификация – по поводу общественного распределения результатов труда, т.е. социальных благ. А оно всегда неравное. Так возникает расположение социальных слоев по критерию неравного доступа к власти, богатству, образованию и престижу.

2. Социальные отношения и типы социальных структур . Взаимосвязь существующих в обществе социальных групп и общностей людей отнюдь не статическая, а скорее динамическая, она проявляется во взаимодействии людей по поводу удовлетворения их потребностей и реализации интересов. Это взаимодействие характеризуется двумя основными факторами: 1) самой деятельностью каждого из субъектов общества, направляемой определенными побуждениями; 2) теми общественными отношениями, в которые вступают социальные субъекты ради удовлетворения своих потребностей и интересов. Эти отношения весьма разнообразны. В широком смысле все общественные отношения можно назвать социальными, т.е. присущими обществу.

Социальные отношения выступают как специфические отношения, существующие наряду с экономическими, политическими и другими. Они складываются между субъектами, в том числе между социальными группами, по поводу удовлетворения их потребностей в соответствующих условиях труда, материальных благах, улучшении быта и досуга, получении образования и доступа к предметам духовной культуры, а также в медицинском обслуживании и социальном обеспечении.

Важнейшей стороной функционирования социальной сферы жизни общества является совершенствование возникающих здесь социальных отношений между людьми.

В зависимости от уровня развития разделения труда и социально – экономических отношений исторически складывались различные типы социальных структур.

Социальную структуру рабовладельческого общества составляли классы рабов и рабовладельцев, а также ремесленники, торговцы, землевладельцы, свободные крестьяне, представители умственной деятельности – ученые, философы, поэты, жрецы, учителя, врачи и т.д.

Социальная структура феодального общества представляла собой взаимосвязь основных классов – феодалов и крепостных крестьян, а также сословий и различных групп интеллигенции. Особое место занимают сословия. Сословия – это социальные группы, мест о которых в обществе определяется не только положением в системе социально- экономических отношений, но также сложившимися традициями и правовыми актами. Этим определялись права, обязанности и привилегии таких сословий, как светские феодалы и духовенство.

Сложную социальную структуру имеет капиталистическое общество, особенно современное. В рамках его социальной структуры взаимодействуют прежде всего различные группы буржуазии, так называемого среднего класса и рабочих. Особенную роль играет средний класс. В него включаются мелкие и средние по уровню доходов предприниматели, фермеры, торговцы, высоко оплачиваемые рабочие и служащие. К среднему классу относят большинство населения индустриально развитых капиталистических стран исходя из уровня его доходов.

Опыт строительства социалистического общества в странах Центральной, Восточной Европы и Азии выявил основные направления развития его социальной структуры. Основными ее элементами считались рабочий класс, кооперативное крестьянство, интеллигенция, сохранившиеся в некоторых из этих стран слои частных предпринимателей, а также профессиональные и демографические группы и национальные общности.

3. Социальная стратификация. Под социально-стратифированной структурой общества понимается (по Харчевой) многомерное, иерархически организованное социальное пространство, в котором люди различаются (группируются) в зависимости от степени обладания властью, собственностью, социального статуса, соответствующих ценностных ориентацией.

Т. Парсонс под социальной стратификацией понимает дифференцирующее ранжирование индивидов данной социальной системы. Это способ рассмотрения индивидов как занимающих более низкое или более высокое социальное положение друг относительно друга в некоторых социально важных аспектах.

Э. Гидденс определяет стратификацию как структурные неравенства между различными группами людей, каждая из которых различается объемом и характером социальных привилегий.

В учебнике по социологии американских ученых Л. Блума, Ш. Бонжона, Д. Брума дается следующее определение социальной стратификации: «Система разного уровня благ, власти и престижа».

Н. Смелзер выводит сущность понятия «социальная стратификация» из понятия «неравенство». Под последним он понимает условия, при которых люди имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть и престиж. Соответственно, стратификация связана со способами, с помощью которых неравенство передается от одного поколения к другому; при этом формируются различные слои общества.

По мнению П. Бергера, классификация общества может базироваться на самых разнообразных критериях, представлять самые разнообразные преимущества, которые выступают в виде привилегий (в смысле доступа к материальным вещам и услугам), власти (в понимании М. Вербера, который видел в ней вероятность добиваться своего даже вопреки сопротивлению других) и престижа. Для зачисления людей в ту или иную категорию можно использовать различные критерии – физическую силу, возраст, пол, происхождение, экономические успехи, благосклонность короля или вердикт оракула.

Основанием стратификации, по мнению многих социологов, является социальное неравенство . Р. Дарендорф выделяет следующие формы неравенства :

    естественное разнообразие внешности, характера, интересов;

    естественное неравенство умов, талантов и сил;

    социальная дифференциация принципиально равноценных позиций;

    социальная стратификация по престижу и богатству как ранговое упорядочивание социального статуса, т.е. существует неравенство индивидуальное и социальное.

Р. Дарендорф в своей работе «Современное положение теории социальной стратификации» отмечает, что в социологической литературе можно выделить следующие подходы к причинам социального расслоения (неравенства):

    Дэвис и Мур утверждают, что расслоение универсальным образом необходимо, чтобы «внушить подходящим индивидам желание занять определенные позиции и, когда они уже окажутся на этих позициях, - желание выполнять связанные с ними обязанности». Неравенство, по их мнению, необходимо, т.к. стимулирует продвижение людей на престижные социальные позиции.

    Тумин и Ронг доказывали, что расслоение следует рассматривать в связи с господством, а именно – так, что системы расслоения помогают тем, кто господствует.

    Симсон доказывает, что социальное расслоение есть экономический феномен, происходящий из взаимодействия предложения и спроса при распределении персонала и социальных позиций.

    Дарендорф и Лепсиус пишут, что расслоение есть результат неодинакового расслоения позиций по отношению к господствующим ценностям.

Более подробно рассмотрим концепцию Г. Ленски, сформулированную в работе «Власть и привилегия». По его мнению, социальные структуры состоят из видов деятельности, которые гарантируют физическое выживание индивида в обществе и видов деятельности за рамками потребления и выживания, т.е. в сфере экономических социальных излишков. Первые структуры являются сферой функциональной координации и кооперации, последние – областью господства и принуждения. Усилия, направленные на физическое выживание, большого неравенства не вызывают, в отличие от распределения излишков, которое порождает как неравенство, так и конфликты. Излишки растут по мере того, как развивается технологическая основа общества; а вместе с возникающими излишками сложнее, проблематичнее и отчетливее закрепляются по позициям системы расслоения.

Главными элементами социальной стратификации в современном обществе являются (по мнению Т. Парсонса), являются:

    принадлежность к родственной ячейке. Принадлежность к ней может определятся как рождением, так и браком, и т.п.;

    личные качества, т.е. особенности человека, которые отличают его от других людей и которые могут рассматриваться как основание для того, чтобы оценивать его выше других: пол, возраст, личная привлекательность, ум, сила и пр.;

    достижения, т.е. рассматриваемые как ценность результаты действий индивидов;

    владение, т.е. принадлежащие индивиду предметы, которые характеризуются тем, что их можно передавать;

П. Сорокин полагал, стратификация в обществе может быть трех видов: экономическая, политическая и профессиональная . Это означает, что необходимо разделять общество по критериям дохода (богатства, т.е. накопления), по критериям влияния на поведение членов общества, по критериям, связанным с успешным использованием социальных ролей, наличием знаний, умений, навыков и интуиции, которая оценивается и вознаграждается со стороны членов общества.

Наиболее влияние на становление концепции стратификации оказал Карл Маркс. Он полагал, что все социальные явления детерминированы экономикой . К. Маркс утверждал, что при любом экономическом строе есть господствующий класс, владеющий1 средствами производства, класс угнетенных, работающий на собственников. Первые, эксплуатируя вторых не платят им полную стоимость их труда, продают произведенный пролетариями продукт дороже, чем стоит его производство, тем самым создается прибавочная стоимость, которую буржуазия использует по своему усмотрению. Рабочие, как мы видим, повержены эксплуатации и отчуждению от своей подлинной природы, т.е. они не способны выразить себя через работу и испытать какое-либо удовлетворение от нее, тем самым это ограничивает их творческий потенциал, лишает жизнь смысла. С течением времени происходит поляризация классов: буржуазия и пролетариат находятся в оппозиции друг другу. Имея общего «врага», проводя вместе большую часть времени на заводах, пролетариат становится однородным, и появляются общие классовые интересы, что приводит к классовому конфликту.

Тот класс, которому принадлежат средства производства, контролирует через них экономику и осуществляет политику государства, т.е. он является правящим классом.

Рассмотрим более подробно когда-то популярную, а ныне преданную забвению теорию классов К. Маркса и Ф. Энгельса. Класс, по мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, это группа людей, определяемая по отношению к средствам производства, по месту в системе общественного разделения труда. Классическое для марксистской теории определение классов дал в своей работе «Великий почин» В. И. Ленин: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда. Классы – это такие группы людей, из которых одна может присваивать себе труд другой благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства ». Сформулированная на основе этого подхода концепция социальной структуры общества сводится к следующим положениям:

    социальная структура общества складывается из трех основных элементов – классов, общественных прослоек и социальных групп;

    «ядро» социальной структуры общества составляют классы, определяемые по отношению к средствам производства (собственники и неимеющие собственности), а именно классы эксплуататоров (рабовладельцы, феодалы, буржуазия) и эксплуатируемых (рабы, крестьяне, пролетариат);

    образование классов является, прежде всего, порождением экономических отношений – классы образуются в результате общественного разделения труда (прежде всего на умственный и физический) и возникновения частной собственности;

    процесс образования классов, согласно К. Марксу и Ф. Энгельсу, протекал двумя основными путями – путем выделения в родовой общине эксплуататорской верхушки (родовой знати и состоятельных людей) и путем обращения в рабство плененных иноплеменников, а соплеменников – в долговую кабалу;

    владение или не владение средствами производства определяет роль классов в системе организации общественного труда (управляющие и управляемые), с системе политической власти (господствующие и подчиненные), их имущественное положение (богатые и бедные, т.е. пауперы);

    борьба эксплуататорских и эксплуатируемых классов, разрешающаяся в форме революций, служит движущей силой общественного развития;

    при этом, помимо основных общественных классов, тесно связанных с господствующим способом производства (эксплуататоров и эксплуатируемых), марксистская теория выделяет т.н. неосновные классы – это либо остатки прежних классов (дворяне при капитализме), зарождающиеся новые классы (торговая буржуазия при феодализме), либо классы, переходящие из формации в формацию (крестьянство);

    помимо классов, в структуре общества выделяют общественные слои (или прослойки) – т.е. промежуточные или переходные общественные группы, не играющие решающей роли в системе социально-экономических отношений: т.н. мелкая буржуазия (ремесленники, торговцы) и интеллигенция;

    интеллигенция, в свою очередь, делится на пролетарскую, мелкобуржуазную.

Макс Вебер, подобно К. Марксу, определял общественный класс людей по его экономической власти, но в отличие от К. Маркса выделял и другие факторы, влияющие на формирование отношений неравенства. Например, общественное положение (социальный престиж и принадлежность к определенным политическим кругам), по его мнению, является важной характеристикой для человека в обществе. Он назвал это статусом.

Вебер впервые закладывает в основу классового разделения систему стратификации, существующую в данное время. Он разделял класс собственников и «торговый класс», разбивал на несколько классов рабочий класс (в зависимости от вида собственности предприятия, на котором они работают). М. Вебер доказывает, что любой человек имеет возможность повысить свои статус.

П. Бергер предлагает такое определение класса: «Класс – это группа людей, привилегии которой проистекают из ее роли в производственном процессе и которую отличает общие интересы и общие культурные особенности ». Классовое общество, по его мнению, - это такое общество, в котором доминирует классовая форма стратификации. Классовая система создает ситуацию, при которой, по крайней мере, в принципе, только экономические успехи определяют материальные привилегии, доступные определенной личности. При таком положении можно предположить, что и другие преимущества, особенно престиж и власть, могут быть приобретены аналогичным путем.

В современной западной социологии принято различать два подхода к определению класса – субъективный и объективный. Субъективный основан на принципе «самоидентификации», т.е. на самозачислении индивида в тот или иной класс. Объективный подход основан на критериях, независимых от мнения индивида. В зарубежной социологической литературе выделяют два таких критерия:

    характер деятельности (труда);

    величина доходов.

Наряду с ними учитываются и другие критерии, тесно связанные с первыми двумя и из них вытекающие:

    образовательный уровень;

    квалифицированный уровень;

    должностной уровень;

    особенности ценностных ориентаций и трудовой мотивации;

    качество жизни;

    стандарты потребления.

Скачать полностью (18.58 Кб)

Работа содержит 1 файл

Скачать Открыть

социология про общество.docx

- 21.52 Кб

1)Понятие общества

Общество – группа людей, создавшаяся благодаря целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности, причём члены такой группы не объединены столь глубоким принципом, как в случае подлинной общности.Общество покоится на конвенции, договоре, одинаковой направленности интересов. Индивидуальность отдельного человека гораздо меньше изменяется под воздействием его включённости в общество, чем в зависимости от включённости в общность. Часто под обществом подразумевают сферу, лежащую между индивидом и государством.

После попыток объяснения сути понятия «общество» в древности(Аристотель) и в средние века (Августин и Фома Аквинский) вопрос этот стал, в особенности 1 18 века политико-философской проблемой, исчёрпывающее решение которой пытался дать Конт в своей социологии; поэтому общество стало предметом рассмотрения и центральным пунктом новой науки – социологии.

В самом широком понимании общество изучаемое социальной философией, выступает как социальность вообще, как социум, или особый род бытия в мире.

Существуют различные толкования общества: субъектное, которое рассматривает общество как особый самодеятельный коллектив людей; деятельное, которое полагает, что обществом следует считать не столько сам коллектив, сколько процесс коллективного бытия людей; организационное,которое рассматривает общество как институциональную систему устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами.

Общество как предельно широкое понятие для обозначения той части материального мира, которая обособилась от природы и определённым образом взаимодействует с нею. Это обособление состоит в следующем: в отличие от стихийных природных сил в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по своим собственным, не зависящим от человека и общества законам. В этом смысле обществом называют совокупность всех форм объединения и способов взаимодействия людей как между собой, так и с природным окружающим их миром.

Это последнее определение рассматривается в этой работе как основное.

2)Структура и исторические типы обществ.

Понятие структуры употребляется и в ином, более широком смысле как

совокупность элементов и их взаимосвязей. В этом случае понятие структуры,

по существу, отождествляется с понятием целого, так как, например,

«элементарные» частицы и атомы, молекулы и другие предметы и явления,

будучи целостными образованиями, именуются как материальные структуры.

Структура - это упорядоченность, организованность системы. Естественно

поэтому, что существенной характеристикой структуры является мера

упорядоченности, которая в самой общей форме, в кибернетическом смысле,

выступает как степень отклонения от состояния ее термодинамического

равновесия. Социальные системы стремятся повышать степень упорядоченности,

собственного функционирования и развития.

В применении к обществу как системе структура выступает как внутренняя

организация общества или его отдельных звеньев. Структура общества - это

совокупность общественных отношений. Структурой обладают обшество в целом и

любая конкретная подсистема в его рамках. Причем всякая конкретная система

в рамках «глобального» целого - общества - обладает своей специфической

структурой, организацией, которая является конкретизацией более общей

структуры, структуры, господствующей в обществе.

Поскольку главным компонентом любой общественной системы являются

люди, то основным элементом ее структуры, если можно так выразиться, ее

центральным звеном являются отношения людей, прежде всего производственные

отношения. Люди, однако, действуют в различных сферах общественной жизни -

экономической, социально-политической, духовной, семейно-бытовой. Отсюда

наличие специфических структур для конкретных сфер целостного общества -

экономической структуры, социально-политической структуры, структуры

духовной жизни, структуры быта и семенной жизни. Каждая из них обладает

своими особенностями, которые несут печать качественной природы общества и

определяются прежде всего господствующими в нем формами собственности.

Структура общественной системы выступает но только как отношения

людей друг к другу. Отношения различных сфер общественной жизни -

экономической и социально-политической, экономической и духовной, отношения

других общественных сфер - это тоже элементы структуры.

Элементами структуры могут быть и отношения вещей. При этом нельзя

забывать, конечно, что вещи имеют социальную природу. Структура, например,

такой системы, как предприятие, заключает в себе и определенную связь,

порядок расположения машин, механизмов, взаимосвязь технологических

процессов и т. д.

Структура проявляется и в отношениях людей к вещам, в частности к

средствам, производства, то ость в формах собственности, которые

представляют собой важнейший элемент структуры общества. Она может

выступать и как отношения людей к идеям. Это процесс выработки, восприятия,

распространения идей теми или иными группами людей, классами и т. д. Имеют

место и отношения идей к идеям, связь идей различного рода и т. д. К

примеру, общественное сознание как система идей обладает определенными

формами, они, эти формы,- наука, политические идеи, искусство и др.-

находятся в определенной связи, отношениях.

Структура есть и отношение людей к процессам- экономическим,

политическим и др., соотношение различных процессов в обществе, скажем

революции и реформ, экономических и социально- политических процессов и т.

Основные элементы структуры общества

Первым необходимым элементом социальной деятельности являются живые

человеческие индивиды-субъекты деятельности, с которыми связаны её пусковые

и регуляторные механизмы.

Вторым элементом является объект социальной деятельности. Объекты

социальной деятельности можно разделить на два класса:

1. Вещи, "орудия" с помощью которых люди оказывают воздействие на

окружающий их реальный мир. С помощью этих вещей люди

осуществляют адаптивную деятельность, приспосабливаясь к среде

путем её вещественно- энергетической переделки,

целенаправленного преобразования.

2. Символы, знаки (книги, картины, иконы, и др.). Эти предметы

служат не непосредственному изменению реальности, а изменению

наших представлений о мире. Они воздействуют на наше сознание,

стремления, цели, и через них, опосредованно, воздействуют на

отличную от сознания реальность. Функция символов - воплощать

в себе особым образом закодированную информацию, служить

средством её хранения, накопления, передачи, позволяющей людям

согласовывать цели своей коллективной деятельности.

Необходимость символов связана с тем, что любые идеи, образы,

чувства, призванные повлиять на поведение людей, могут сделать

это, и лишь в том случае обретут некоторую "телесную оболочку"

становясь материальными проводниками, "перевозчиками

Если вещи служат прямым орудием адаптации, то символы обеспечивают

целенаправленность человеческой деятельности.

3)Социальная структура общества.

Социальная структура и социальные институты. В социологии понятие социальная структура (упорядоченные в одно целое отдельные части общества) трактуется в широком и узком смыслах.
В узком смысле социальная структура - это социальная стратификация, т.е. распределение в иерархическом порядке групп и слоев, выделенных по какому-либо признаку (экономическому, политическому, профессиональному и др.).