Сыновья микояна анастаса. Анастасий: значение и история имени, судьба и характер. Обучение в духовной семинарии

Имя: Анастас Микоян (Anastas Mikoyan)

Возраст: 82 года

Деятельность: революционер, государственный и полетический деятель

Семейное положение: вдовец

Анастас Микоян: биография

Фигура Анастаса Микояна воспринимается неоднозначно. Часть ученых приписывают этому человеку причастность к страшным репрессиям и расстрелам, другие же почитают Микояна, как опытного руководителя. Как бы то ни было, личность Анастаса Микояна как кремлевского долгожителя, революционера и свидетеля эпохи, безусловно, заслуживает внимания.

Детство и юность

Биография Анастаса Микояна началась в армянском селе под названием Санаин. Будущий революционер родился в семье плотника. С детства мальчик проявлял способности к обучению, поэтому после окончания начальных классов был отправлен в Тифлис, в духовную семинарию. Считалось, что это лучшая школа в Закавказье, которая, к тому же, была доступна не только обеспеченным семьям.


Примечательно, что многие революционеры и политические активисты того времени оказались выходцами из стен духовных семинарий: , Николай Добролюбов, даже .

Еще во время учебы Анастас Микоян заинтересовался идеями большевиков. Юноша проштудировал доступную марксистскую литературу и в 1915 году присоединился к большевицкой партии. Спустя год, в 1916-м, Анастас Микоян окончил семинарию и решил продолжить учиться в высшей духовной академии в армянском городе Эчмиадзине.

Революция и партийная служба

Окончить академию Анастасу Микояну так и не удалось. Политические события в стране с головой захватили молодого человека: началась февральская революция. Микоян стал одним из идейных лидеров и организаторов революционного движения в Эчмиадзине.


После событий февраля Анастас Микоян продолжил вести пропагандистскую работу в Баку и Тифлисе и даже стал секретарем Тифлисского парткомитета. Организаторские и лидерские способности молодого революционера нашли себе применение. Некоторое время спустя Микоян возглавил бакинский большевистский обком.

В 1919 году Анастаса Микояна вызвали в Москву - активные и целеустремленные большевицкие лидеры были нужны столице. В Москве Микоян присоединился к ВЦИКу. Некоторое время спустя Микоян возвратился на Кавказ и получил назначение на пост уполномоченного Реввоенсовета и руководителя Губкома. В 1920 году революционера ждало новое назначение: сам Сталин настоял на том, чтобы пост секретаря Юго-Восточного отдела ЦК перешел к Микояну.


Политическая карьера Анастаса Микояна стремительно шла вверх. Уже в 1922 году революционера назначили секретарем бюро ЦК в Ростове-на-Дону, а спустя еще два года Микоян уже занимал пост секретаря крайкома большевистской партии Северо-Кавказского округа.

В 1926 году Микоян стал кандидатом в члены Политбюро страны. По некоторым сведениям, на этом настаивал Иосиф Сталин, следивший за деятельностью талантливого руководителя. В том же году Микоян стал преемником на посту народного комиссара внешней и внутренней торговли Советского Союза. Помимо прочего, это назначение дало Микояну право распродавать историческое наследие страны, хранившееся в музеях, для пополнения государственной казны.


Примечательно, что Анастас Микоян оказался прогрессивным руководителем: в 1936 году политик даже посещал Соединенные Штаты, чтобы ознакомиться с передовыми подходами к технологиям в пищевой отрасли. Многие новшества в этой области оказались позаимствованы Микояном из-за границы. Именно за подобные достижения именем Микояна был назван московский мясокомбинат.

Кроме того, Микояну принадлежит идея бороться с недостатком продовольствия в некоторых областях не дотациями, а качественным повышением уровня колхозов и промышленности. Подобный подход, несомненно, дал позитивные результаты. Однако, в то же время, есть сведения, что по указу Микояна были репрессированы многие работники пищевой промышленности.


С 1938 года Микоян занимал пост члена Верховного совета БАССР (Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики), а в 1941 возглавил организацию продовольственного и вещевого обеспечения Красной армии.

Не обошлось и без покушений: в 1942 году Анастаса Микояна пытались застрелить непосредственно на Красной площади. Позже выяснилось, что преступником был Савелий Дмитриев, дезертировавший красноармеец.

В 1943 году достижения Анастаса Микояна отмечены наградой государственного уровня. За заслуги в области поставок снабжения военным Микояну присвоили почетное звание Героя Соцтруда, а также орден и медаль «Серп и молот».


Спустя несколько лет, в 1943-м, Анастас Микоян попадает в немилость к Иосифу Сталину. Вождь принимает решение снять Микояна с постов министра торговли и зампреда совета министров. Ситуацию спровоцировал протест Микояна против депортации ингушей и чеченцев. Революционер посмел выступить с критикой воли самого Сталина, что, разумеется, не понравилось Иосифу Виссарионовичу. Так Анастас Микоян оказался в опале.

После кончины вождя оба поста были возвращены Микояну, а в 1957-м политик уже считался близким поверенным . От имени Никиты Сергеевича Микоян вел переговоры с американскими политиками, а также общался с на тему урегулирования российско-кубинского сотрудничества.


С 1964-го по 1965-й Анастас Микоян возглавлял Президиум верховного совета страны, занимая, по сути, главную государственную должность. Однако уже в 1965 году политика отправили в отставку, мотивируя решение солидным возрастом Микояна: Анастасу Ивановичу как раз исполнилось 70 лет. Пост Микояна достался Николаю Подгорному.

Примечательно, что за Микояном сохранили членство в ЦК и Президиуме верховного совета. В том же году Анастаса Микояна наградили последним, шестым по счету, орденом Ленина.

Личная жизнь

Семья Анастаса Микояна была большой. Жена революционера, Ашхен Туманян, подарила супругу пятерых сыновей. Старший, Степан Микоян, служил летчиком-испытателем. Сын Степана, Александр, стал рок-музыкантом.


Второй сын Анастаса Микояна, Владимир, также стал военным летчиком. Владимир Анастасович погиб во время боя под Сталинградом.

Алексей Микоян, третий сын Анастаса Микояна, также выбрал судьбу военного летчика. Сын Алексея, Стас, известен как талантливый музыкант и продюсер. Внук Анастаса Микояна взял творческий псевдоним , отдав таким образом дань уважения собственной матери, Нами Арутюновой.


Третий сын Микояна, Вано, работал военным инженером-конструктором. Вано Микоян подарил отцу внучку Ольгу.

Младший из детей Анастаса Микояна, Серго, не присоединился к братьям в военной карьере, выбрав путь историка и публициста.

Смерть

В последние годы жизни Анастас Микоян отошел от государственных дел. Революционер скончался 8 апреля 1966 года. Могила Микояна расположена на московском Новодевичьем кладбище. На могиле, помимо традиционного фото, можно увидеть эпитафию, написанную на армянском языке.


Памятник на могиле Анастаса Микояна

После смерти революционера снят документальный фильм под названием «Анастас Микоян: кремлевский долгожитель». В съемках картины участвовали сыновья Микояна Степан и Серго (Сергей). События фильма переносят зрителя в ту страшную эпоху, когда происходило становление новой власти и нового государства.

Память

Именем Анастаса Микояна были названы:

  • Московский мясокомбинат (затем - фирма «Микоян»)
  • Всесоюзный институт табака и махорки
  • ВНИИ холодильной промышленности
  • Киевский технологический институт пищевой промышленности
  • Государственный театр юного зрителя (Ереван)
  • Село Микояновка (сейчас поселок Октябрьский)
  • Поселок Микоянабад в Таджикистане (сейчас Кабадиен)
  • Поселок Микоян в Армении (сейчас Ехегнадзор)
  • Хутор Микоян в Ростовской области (сейчас Таловый)
  • Улица Микояна в городе Запорожье

Советские истребители МиГи известны во всем мире. Почему они так называются и кто является авиаконструктором, который изобрел эти самолеты? Артем Микоян (1905-1970) - советский авиаконструктор, брат знаменитого политического деятеля СССР Анастаса Микояна, - и инженер-авиаконструктор Михаил Гуревич являются создателями этих истребителей. А их название произошло от слияния первых букв фамилий авторов с союзом "И". В статье расскажем о жизни и деятельности первого из них. Читателям будет небезынтересно узнать, каким образом стал авиаконструктором Артем Иванович Микоян.

История жизни: детство

В 1905 году в далеком горном селении Санаин, которое находилось в Борчалинском уезде Тифлисской губернии, входящей в Российскую империю (сегодня Санаин - район города Алаверди, Армения), родился мальчик, которого назвали Анушаваном. Его семья была многодетной: он был самым младшим ребенком плотника Ованеса Нерсесовича Микояна, который работал на местном медеплавильном заводе, и Талиды Отаровны - домохозяйки. В деле воспитания малыша участвовали и старшие дети, в особенности брат Анастас - в будущем известный политический, партийный и государственный деятель СССР. Итак, Микоян Артем Иванович - авиаконструктор - свое детство провел в горах, где любил наблюдать за полетом орлов, паривших высоко в небе. Где-то с 5 лет он помогал старшим пасти коз и сопровождал стадо в горы.

Образование

Начальное образование Артем Микоян получил в сельской школе Санаина, которая располагалась в одноименном древнехристианском монастыре - центре армянской культуры в данном регионе. После внезапной кончины отца семейства Талида Отаровна решила определить младшего сына в приходскую армянскую школу в городе Тифлисе. Он ее окончил в 1918 году. После этого он вернулся в родное село и, как и старший брат, увлекся революционной деятельностью, вступил в ряды комсомола и даже был назначен руководителем местной комсомольской ячейки. Через несколько лет Анастас Микоян получил должность секретаря Юго-Восточного бюро Центрального Комитета КП. Сразу после назначения он зовет младшего брата к себе в Ростов.

Трудовая деятельность

Переехав в Россию, Артем Микоян поступил в фабрично-заводскую школу "Красный Аксай", где стал учиться на токаря, а затем устроился на работу на местный завод. Далее он попал в железнодорожные мастерские. Какое-то время он оттачивал свое мастерство, однако осознавал, что это не может быть его призванием.

Одним словом, Артем Микоян, биография которого представлена в этой статье, жаждал знаний и, чтобы получить их, решил отправиться в Москву. Здесь он устроился на - самое первое в СССР электротехническое предприятие. Именно здесь он сменил свое имя Анушаван на Артем, а отчество Ованесович - на Иванович.

Он так увлекся своей работой, что даже не находил времени для поступления в какой-нибудь вуз. Зато на заводе он получал другое, жизненное образование и набирался ценного во всех отношениях опыта. В Москве Артем снимал угол у дворника и спал в буквальном смысле под умывальником.

А в это время его старший брат Анастас уже занимал высокий пост в правительстве страны, однако младший не позволял себе обратиться к нему с просьбой обеспечить его жильем. В их семье это было не принято: каждый стремился к самостоятельности и не досаждал просьбами другому. Артем лишь написал Анастасу, что он в Москве, устроился на работу и у него все в порядке.

Служба в армии

В конце 1928 года А. Микоян был призван в ряды Красной армии и был направлен в город Ливны, а затем, к собственному удовольствию, получил направление в Военную Иваново-Вознесенскую школу в городе Орле. После завершения срочной службы ему предложили остаться в училище и получить военное образование, однако он отказался от этого и вернулся к своим прежним занятиям. Но на этот раз уже на заводе "Компрессор".

Призвание

С данного завода он уже смог поступить в Военно-воздушную академию, названную именем Н. Жуковского. Наконец-то он приблизился к мечте своего детства. В годы Первой мировой войны в его родном селении совершил аварийную посадку французский самолет. Деревенские мальчишки, среди которых был и Анушаван, побежали посмотреть на гигантскую птицу-машину. Маленький Ануш (так его коротко называли близкие) завороженно следил за тем, как француз-механик копался в летающей машине, и даже рискнул подобраться поближе. А тот, увидев горящие глаза мальчугана, подозвал его ближе и позволил посмотреть "внутренности" чудо-птицы.

Вплоть до того, как он попал в Военно-воздушную академию, мечта о самолетах не покидала его. И вот он уже студент единственного в стране учебного заведения, где можно обучиться профессии авиационных инженеров. Будучи учащимся третьего курса академии, еще раз утвердился в своем желании Артем Микоян: авиаконструктор - это та специальность, которой он хочет заниматься всю свою жизнь. В 1935 г. он проходил производственную практику в университете города Харькова. Здесь его впервые включили в состав конструкторского бюро, и он смог принять участие в процессе конструирования самолета, причем экспериментальной модели ХАИ-1.

Самостоятельная работа: дебют в качестве конструктора

По возвращении из Харькова Артем Микоян загорелся желанием заняться собственным проектом - изготовлением нового самолета при использовании старого авиационного мотора, который ему передал инженер Шитиков. Вместе со своими приятелями Павловым и Самариным Артем спроектировал модель спортивного летного аппарата. Однако дальше этого они не смогли пойти, поскольку не было ни денег, ни оборудования. Зато они представили чертежи этого самолета на проводимый Осоавиахимом всесоюзный конкурс. К удовольствию ребят, их проект был признан лучшим, и в этой связи членами жюри было решено дать возможность молодым конструкторам построить показательные экземпляры данной летной машины.

Личная жизнь

Конец 30-х был удачным для Микояна не только в плане карьеры, но и на личном фронте. Он познакомился с прекрасной девушкой Зоей Лисициной на дне рождения у своего друга Геворга Аветисяна. Между ними завязалась симпатия, которая в дальнейшем переросла в любовь. После того, как его выбор одобрила семья, Артем Оганесович женился на Зое Ивановне, и тогда молодой семье была выделена комната в коммунальной квартире на улице Кирова. Туда и переехала к ним жить Талида Отаровна. Позже в своих воспоминаниях Анастас Микоян писал о невестке, что она прекрасно вписалась в их армянскую семью, была очень доброй и покладистой, уважала армянские традиции. Кстати, она была сотрудницей ТАСС.

Дальнейшая деятельность

А. Микоян после окончания университета был направлен в качестве научного сотрудника в конструкторское бюро. Его руководителем стал известный авиаконструктор Николай Поликарпов. Тот уже был знаком со смоделированным Микояном самолетом, который к этому времени уже был построен, назывался "Октябренком" и использовался в учебных целях в Осоавиахиме. Он рассматривал Артема как многообещающего авиаконструктора и включил его в работающую над истребителем И-15 группу.

Поликарпов вскоре понял, что Микояну можно доверить не только процесс усовершенствования уже существующих моделей, но и разработку новых. Именно в этой группе Артем Иванович познакомился с Гуревичем, который впоследствии станет соавтором знаменитых во всем мире МиГов. Однако работа над ними началась только после того, как А. Микояна назначили руководителем конструкторского бюро завода № 1 Осоавиахима. Вот здесь-то он и смог в полную меру работать над реализацией своих замыслов.

Артем Микоян: МиГ - лучший из лучших

То, что он сумел создать, стало настоящим прорывом в истории советской авиации. МиГ-1 стал первым летательным аппаратом, который когда-либо испытывался в натуральную величину в аэродинамической трубе. А это означало, что сроки можно намного сократить, а динамику самолетов - значительно улучшить. И все это было констатировано во время первого же полета. Все испытатели пришли к общему мнению, что данный самолет по своим показателям превосходит все ранее существующие. Однако Артем Микоян - авиаконструктор (фото его вы видите в статье) - не стал ограничиваться уже созданным и вскоре разработал более совершенную модель, которая была названа МиГ-3. Именно он и стал самым массовым самолетом в советской авиации.

Великая Отечественная война

Тем не менее во время войны выяснилось, что наши МиГи по некоторым параметрам уступают немецким самолетам. И тогда Микоян принялся за усовершенствование изобретенного им летательного аппарата. В 1942 году он уже предлагает более мощную модель самолета с двигателем АМ-29. Несмотря на то что ее признали лучшей, сам Микоян понял, что у поршневых самолетов нет будущего и нужно придумать что-то совершенно новое. И тогда он пришел к тому, что советской авиации нужны самолеты с реактивными двигателями. Однако осуществить этот замысел ему удалось только после окончания войны, хотя их разработки были сделаны в тяжелые военные дни. В 1946 году построенный им МиГ-9 стал первым серийным реактивным истребителем СССР.

В мирное время

В 1947 году Микояном был создана еще одна модель — МиГ-15. Ее испытания были произведены в Корее во время боевых действий в 1950—1953 гг. Он был признан лучшим истребителем 40-х годов. И дело было не только в улучшенном двигателе, но и в стреловидной форме крыльев. Явным преимуществом этого самолета также было катапультируемое кресло пилота. Долгое время МиГ-15 оставался основным самолетом Его стали называть «самолет-солдат».

В качестве заключения

Последующие годы А. Микояном были разработаны новые и более усовершенствованные модели самолетов. Его имя стало известно во всем мире. Последней моделью, разработанной им, был МиГ-21, хотя созданный на основе его разработок МиГ-25 в 1975 году установил мировой рекорд, который до сих пор не удалось побить. Артем Микоян ушел в отставку в звании генерал-полковника. Дважды он был удостоен звания Героя соцтруда. Скончался выдающийся авиаконструктор в декабре 1970 года. На стене дома, где он жил, была установлена

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. Артем Иванович Микоян (имя при рождении - Анушаван Ованесович Микоян) родился 5 августа (23 июля по старому стилю) 1905 г. в селении Санаин Борчалинского уезда Тифлисской губернии Российской империи (ныне - в черте г. Алаверди, область Лори, Армения). Отец, Ованес Нерсесович Микоян (1856-1918) - работал на медеплавильном заводе; мать - Талида Отаровна Микоян (1867-1960), была домохозяйкой. Старший брат - Анастас Микоян (1895-1978), советский государственный и политический деятель.

Начальное двухклассовое образование получил в сельской школе. После смерти отца в 1918 г. переехал в Тифлис (ныне - Тбилиси, Грузия), где продолжил обучение в армянской школе. В 1923 г. в Ростове-на-Дону поступил в школу фабрично-заводского ученичества при заводе "Красный Аксай", был учеником токаря.

В ноябре 1925 г. переехал в Москву, где до 1928 г. проработал токарем на заводе "Динамо".

В декабре 1928 г. призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), проходил срочную службу в г. Ливны (ныне в Орловской обл.), в августе 1929 г. переведен в Иваново-Вознесенскую военную школу в Орле (впоследствии - Орловское бронетанковое училище).

В 1930-1931 гг. - секретарь парткома на заводе "Компрессор" (Москва). В 1931 г. попал в число "парттысячников" (коммунистов-производственников, посланных на учебу в вузы), был направлен в Военно-воздушную академию РККА имени профессора Н.Е. Жуковского (ныне - Военно-воздушная инженерная академия имени Н. Е. Жуковского, Москва).

В 1935 г. направлен на производственную практику в Харьков, где построил вместе с другими слушателями академии свой первый легкий самолет "Орленок", удостоенный высокой оценки Центрального аэроклуба.

22 октября 1937 г. защитил дипломный проект и получил звание военного инженера-механика ВВС РККА. Назначен военным представителем на Государственный авиационный завод номер 1 (ГАЗ номер 1, ныне в составе ОАО "Дукс"), куда вскоре было переведено конструкторское бюро (КБ) Николая Поликарпова.

В 1938-1939 гг. - начальник бюро по серийным истребителям в КБ Поликарпова.

В марте-декабре 1939 г. - заместитель начальника КБ ГАЗ номер 1.

8 декабря 1939 г. назначен руководителем нового опытного-конструкторского отдела (ОКО), организованного на том же заводе.

В 1940 г. - главный конструктор ГАЗ номер 1. С этого же года его заместителем стал авиаконструктор Михаил Гуревич (1893-1976).

В ходе Великой Отечественной войны, с августа 1941 г. по март 1942 г., в составе ОКО находился в эвакуации в Куйбышеве (ныне - Самара).

В марте 1942 г., после возвращения из эвакуации, был назначен директором и главным конструктором ОКБ-155 (с 1967 г. - Московский машиностроительный завод "Зенит"), созданного на базе ОКО.

Участвовал в разработке истребителей И-153 (1938), И-180 (1938). Совместно с Михаилом Гуревичем и Владимиром Ромодиным (1901-1975) создал истребитель И-200/МиГ-1 (1940, аббревиатура составлена из первых букв фамилий Микояна и Гуревича) и его модификацию МиГ-3 (1940); руководил разработкой истребителя МиГ-7 (1941), дальнего истребителя сопровождения ДИС-200/МиГ-5 (1941), высотного истребителя-перехватчика И-224 (1944), истребителя И-250/МиГ-13 (1945) и др.

В послевоенные годы совместно с Михаилом Гуревичем разрабатывал скоростные и сверхзвуковые фронтовые реактивные самолеты, среди которых истребители МиГ-9 (1946), первый советский серийный истребитель со стреловидным крылом МиГ-15 (1947), МиГ-17 (1950), опытные истребители Е-2 (1955) и Е-5 (1956), первый советский серийный сверхзвуковой истребитель МиГ-19 (1954), первый советский многоцелевой истребитель третьего поколения МиГ-21 (1956), высотный истребитель-перехватчик МиГ-25 (1964) и первый советский истребитель с изменяемой стреловидностью крыла МиГ-23 (1967).

В 1950-1970 гг. - депутат Верховного Совета СССР.

Генерал-майор инженерно-технической службы (1946), генерал-лейтенант инженерно-технической службы (1957).

Дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1957), лауреат Ленинской (1962) и шести Сталинских премий (1941, 1947, 1948, 1949, 1952, 1953). Кавалер шести орденов Ленина, ордена Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны I-й степени, двух орденов Красной Звезды, награжден медалями.

Был женат на Зое Ивановне Микоян (в девичестве Лисипина, 1915-2000). Дочери - Наталья (р. 1936, преподаватель) и Светлана (р. 1939, востоковед). Сын - Ованес (р. 1949, авиаконструктор, сотрудник Российской самолетостроительной корпорации "МиГ").

В 1971 г. Московскому машиностроительному заводу "Зенит" было присвоено имя А.И. Микояна (ныне - Инженерный центр "ОКБ им. А.И. Микояна" в составе АО "РСК "МиГ"). Бронзовый бюст установлен в черте г. Алаверди (Армения). Мемориальная доска установлена в Москве по адресу ул. Серафимовича, д. 2 ("Дом на набережной"), где проживал авиаконструктор, в Хорошевском районе Москвы также есть улица Авиаконструктора Микояна (с 2006 г.).

http://tass.ru/info/2164377

Жизнь как «Миг»

Как Артём Микоян создал легенду мировой авиации

Артём-Анушаван

Если сегодня провести опрос в различных странах мира о том, какая российская авиационная марка более всего известна, то с уверенностью можно сказать, что победит «МиГ».

Советские, а затем и российские «МиГи» заслужили уважение врагов. В элитных подразделения ВВС США распространена нашивка с надписью «Убей МиГа!» Подобное признание дорого стоит, тем более, что за свою карьеру «МиГи» на практике доказали, что они сами могут убить любого, кто встанет на их пути.

История появления знаменитой марки была непростой, как и жизнь её создателя, советского авиаконструктора Артёма Микояна.

Артём Иванович Микоян родился в бедной крестьянской семье в горном селении Санаин Борчалинского уезда Тифлисской губернии 5 августа 1895 года. Привычное русскому уху имя-отчество «Артём Иванович» появилось позднее, а при рождении будущий создатель авиатехники являлся Анушаваном Ованесовичем.

Старший брат Артёма Анастас Микоян стал революционером, а впоследствии видным советским государственным политическим деятелем. Именно про него была сложена знаменитая поговорка «От Ильича до Ильича без инфаркта и паралича».


Анастас Микоян

Токарь на партийной работе

Окончив два класса сельской школы, в 1918 году 13-летний Артём переехал в Тифлис, к родственникам, где продолжил обучение в армянской школе. Революционный настрой старшего брата сказался и на Артёме: в 1921 году он, приехав в родное село, создал в нём первую комсомольскую ячейку.

В 1923 году Анастас Микоян, работавший в Ростове-на-Дону, позвал младшего брата к себе. В Ростове Артём работал на заводе сельскохозяйственных машин токарем, одновременно продолжая учёбу в вечерней школе. В 1925 году Микояна-младшего приняли в партию.

В том же году Артём отправился в Москву, имея рекомендательное письмо от старшего брата, к Екатерине Сергеевне Шаумян, вдове Степана Шаумяна, одного из расстрелянных 26 бакинских комиссаров, которого Микоян-старший хорошо знал. Первое время в Москве Артём, устроившийся токарем на завод «Динамо», жил у Екатерины Шаумян.

В 1928 году Артёма Микояна рекомендовали на партийную работу, назначив секретарём партийной организации Октябрьского трамвайного парка. В те далёкие времена, однако, партийная деятельность не освобождала от службы в армии, и в декабре 1928 года Микоян отправился проходить срочную службу.

После возвращения из армии Артём Микоян стал секретарём парторганизации завода «Компрессор».

В авиацию по разнарядке

Вся эта деятельность была очень далека от авиации и авиастроения. Но жизнь молодого партфункционера кардинально изменилась после того, как в январе 1931 года IX Всесоюзный съезд ВЛКСМ принял постановление о шефстве комсомола над Военно-Воздушным флотом.

Авиаотрасли нужны были новые кадры, и тысячи молодых коммунистов и комсомольцев были направлены на обучение в соответствующие вузы.

Ответственный, дисциплинированный и работоспособный Артём Микоян был рекомендован для поступления в Военно-воздушную академию имени Жуковского.

Было бы сильным преувеличением сказать, что для Микояна это была мечта всей жизни. К тому же, ему явно не хватало образования. Но если партия сказало «надо», то задачу нужно было выполнить. После прохождения подготовительных курсов Артём Микоян сдал вступительные экзамены.

Учился Микоян с полной самоотдачей, не жалея себя. Помимо программы обучения в академии, он освоил прыжки с парашютом.

В 1935 году Микоян проходил производственную практику в Харькове, в КБ местного авиационного завода. По возвращении вместе со своими однокурсниками Самариным и Павловым Микоян сконструировал лёгкий самолёт «Октябрёнок» - это была первая самостоятельная работа будущих авиаинженеров.

Молодой специалист

22 октября 1937 года Артём Микоян защитил дипломный проект и покинул академию в звании военного инженера-механика ВВС РККА.

Молодой специалист был назначен военным представителем на Государственный авиазавод № 1, где зарекомендовал себя как отличный специалист.

Но от отличного инженера-механика до авиаконструктора большая дистанция. В феврале 1939 года на авиазавод № 1 было переведено конструкторское бюро одного из ведущих специалистов той поры Николая Поликарпова.

Николай Поликарпов, ученик знаменитого Игоря Сикорского, был человеком непростым, конфликтовавшим с властью, имевшим за плечами отменённый смертный приговор по обвинению во вредительстве. Одновременно его называли «королём истребителей», поскольку именно его машины составляли основу довоенной истребительной авиации СССР.

Поликарпов обратил внимание на Микояна, выделявшегося своей работоспособностью, желанием вникать в самые сложные нюансы и выдвигать собственные предложения. Поликарпов поручил Микояну заняться работой над истребителем И-153 «Чайка». Началось всё с испытаний стрелкового оружия на трёх головных машинах проекта, но дальше молодой инженер всё больше занимался работой над совершенствованием самолётов, порой выходя за пределы тех поручений, которые получал от Поликарпова.

С чего начинался МиГ

В ходе этих работ Микоян близко сошёлся с главой отдела группы общих видов КБ Поликарпова Михаилом Гуревичем. Так начал формироваться тандем конструкторов, который впоследствии стал известен на весь мир.

Мы подходим к самому щекотливому моменту в биографии Артёма Микояна. В 1939 году, в то время, как Николай Поликарпов был в заграничной командировке, руководство авиазавода № 1 принимает решение о создании Опытно-конструкторского отдела, куда вошла часть специалистов КБ Поликарпова. Начальником ОКО стал Артём Микоян, его заместителем - Михаил Гуревич. Новой структуре передали разработку перспективного истребителя И-200, работы над которым начинали в КБ Поликарпова. Впоследствии проект И-200 превратился в МиГ-1 - первую разработку нового КБ.

Многие историки авиации полагают, что Поликарпова попросту ограбили, забрав перспективный проект и большое количество специалистов из его КБ. При этом говорят о том, что Артём Микоян использовал связи старшего брата, чтобы обеспечить решение в свою пользу.

Есть и другой взгляд на вещи. Начиналась Вторая мировая война, и ни у кого не было сомнений в том, что в неё неизбежно будет втянут и СССР. Стране требовалось обновление авиапарка, причём ВВС нуждались в самой современной технике. Модели Поликарпова, которые в тот момент находились в стадии высокой готовности, отставали от задач текущего дня. Советское руководство стремилось к достижению результата, двигаясь сразу по нескольким направлениям. Перспективные разработки были поручены целой плеяде авиаконструкторов - Яковлеву, Лавочкину, Петлякову, Ильюшину, Туполеву и другим. Тандем Микояна и Гуревича также сумел убедить в готовности в кратчайшие сроки создать современный самолёт с высокими характеристиками.

Как бы то ни было, в декабре 1939 года новое КБ стало реальностью.

Проверка войной

5 апреля 1940 года новый советский скоростной истребитель МиГ-1 совершил свой первый полёт. Самолёт успешно прошёл испытания и был принят в серийное производство. Всего было произведено около 100 машин.

Машина создавалась в чрезвычайно сжатые сроки, что неизбежно влекло за собой наличие недостатков. У МиГ-1 была неудовлетворительная статическая продольная устойчивость из-за задней центровки. Самолёт легко попадал в штопор и с трудом выходил из него. Утомляемость лётчика была больше, чем на других самолётах.

Большую часть недостатков удалось устранить в МиГ-3, ставшем модификацией первой машины.

На высоте свыше 7000 км МиГ-3 развивал наивысшую для серийных самолётов того времени скорость в 640 км в час. Самолёт имел потолок высоты в 12 тысяч метров, что позволяло успешно бороться с самыми высотными самолётами противника. С декабря 1940 по 1941 годов было произведено свыше 3000 МиГ-3, которые принимали активное участие в Великой Отечественной войне.

Однако вскоре стало ясно, что МиГ-3 - не самый совершенный истребитель. Основные воздушные бои происходили на малых высотах, где МиГ был недостаточно маневренным. В результате потери самолётов этого типа были весьма значительны.

В итоге МиГ-3 был передан силам ПВО, где он стал идеальной машиной для охоты за высотными разведчиками и бомбардировщиками.

На МиГ-3 одержал свою первую победу над «Мессершмиттом-109» один из самых знаменитых советских асов Александр Покрышкин.

Первенец реактивной эры

Критики Микояна и Гуревича, вновь вспоминая об «обворованном» Поликарпове, говорят о том, что после «поликарповского» МиГ-1 конструкторы долго не могли создать успешный самолёт.

Тут, однако, надо сказать, что подобный период случается в истории любого КБ. Как у каждого врача есть собственное кладбище из пациентов, которых не удалось спасти, так и у любого авиаконструктора есть «кладбище проектов», не вышедших в серию.

В конце Великой Отечественной войны КБ Микояна включилось в работы по созданию реактивной авиации. 24 апреля 1946 года в небо поднялся первый советский турбореактивный истребитель МиГ-9.

МиГ-9 и Як-15 стали первыми машинами, с которых начался переход ВВС СССР на реактивную технику.

МиГ-9 приживался непросто. Во-первых, первенец реактивной авиации был далёк от совершенства и сложен в управлении. Во-вторых, он требовал от техников совсем иных подходов к обслуживанию. И в-третьих, как ни смешно звучит, лётчики его попросту побаивались, поскольку в их понимании самолёт без винта летать не мог.

Тем не менее, все эти трудности удавалось преодолевать.


МиГ-9

«Лучший самолёт в мире»

Сам Артём Микоян работал на износ. Начиная с МиГ-1, его жизнь была похожа на бесконечную гонку со временем. При работе над МиГ-9 конструктор получил инфаркт, но вернулся в строй уже через два месяца.

30 декабря 1947 года свой первый полёт совершил истребитель МиГ-15. В отличие от «девятки», при разработке которой использовались трофейные немецкие двигатели, новая машина была абсолютно новым и крайне удачным проектом.

Настолько удачным, что ещё долгие годы ветераны немецкого авиастроения будут спорить друг с другом, ища в МиГ-15 следы своих старых разработок. Эксперты, однако, считают эти потуги несерьёзными - МиГ-15, несомненно, советская разработка.

Не склонный к комплиментам Андрей Туполев заметил: «МиГ-15 был лучший самолёт, бесспорно, лучший самолёт в мире!».

Во время Корейской войны МиГ-15 «деклассировал» все западные модификации самолётов, противостоявшие ему, заставив выставить против него новейшую американскую разработку F-86 «Сейбр». Однако яростное сражение с «Сейбрами» МиГ-15 также выиграл, после чего марка «МиГ» стала главным противником и кошмаром американских асов.

МиГ-15 стал самым массовым реактивным самолётом в истории самолётостроения, всего было выпущено свыше 15 000 машин. Он стоял на вооружении ВВС 40 стран мира и окончательно был выведен из эксплуатации лишь в 2006 году.


МиГ-15

«У меня нервная работа»

Новые разработки, осуществлявшиеся под руководством Артёма Микояна, только подтвердили неслучайность успеха МиГ-15. Достигший скорости звука Миг-17, первый серийный советский сверхзвуковой истребитель МиГ-19, один из самых массовых и успешных истребителей мира МиГ-21. Последними работами Артёма Микояна стали истребитель с изменяемой в полёте стреловидностью крыла МиГ-23 и истребитель-перехватчик МиГ-25.

Достижения конструктора были по достоинству оценены государством. Генерал-полковник инженерно-технической службы Артём Микоян был дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда, награждён шестью орденами Ленина, отмечен шестью Сталинскими и одной Ленинской премией.

Все эти успехи и награды давались тяжелейшим трудом и в буквальном смысле стоили здоровья. Начиная с 1962 года, Микоян стал всё чаще болеть, но даже в больнице постоянно думал над новыми проектами.

В августе 1970 года конструктору исполнилось 65 лет - возраст далеко ещё не преклонный. Но огромные нагрузки и перенесённый инфаркт дали о се6е знать. Однажды старший брат Анастас Микоян заметил: «Артём, как рано ты поседел!». Младший брат улыбнулся и заметил: «А у меня, Анастас, такая работа. Нервная работа!»

9 декабря 1970 года после операции на сердце Артём Иванович Микоян скончался. Его похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.

Андрей Сидорчик

http://www.aif.ru/society/history/zhizn_kak_mig_kak_artem_mikoyan_sozdal_legendu_mirovoy_aviacii

21 октября 1978 года в Москве, не дожив несколько недель до своего 83-летия, умер советский государственный и политический
деятель Анастас Микоян.
Анастас Иванович, родившийся на севере Армении и закончивший духовную академию в Тифлисе, занимал в советском государстве самые ответственные посты на протяжении пятидесяти пяти лет. Из них 54 года - Микоян член ЦК КПСС и 40 лет - член Политбюро ЦК КПСС. Больше него на руководящей работе прожил только Ворошилов. Он начал свою деятельность в годы правления Владимира Ильича Ленина, а закончил при Леониде Ильиче Брежневе.
В разные периоды своей деятельности Микоян руководил торговлей внутри страны, внешней торговлей, снабжением, пищевой промышленностью, а так же в последние годы своей деятельности был главой Советского государства - Председателем Президиума Верховного Совета СССР. В силу столь долгого пребывания в высших “коридорах советской власти” многие воспринимают Микояна лишь как символ политической непотопляемости (“прошел путь от Ильича до Ильича”), забывая о том, что Анастас Микоян был неутомимым тружеником, талантливым организатором, тонким дипломатом.

Предлагаем вам подборку любопытных фактов
об этом удивительном человеке.



1. Микоян в возрасте 30 лет стал самым молодым членом Политбюро и наркомом СССР - ни до ни после никто не занимал в столь “юном” возрасте таких высоких постов в стране.


2. Когда перед страной встала острая проблема нехватки валюты Микоян ее быстро решил - он организовал продажу произведений искусства из коллекций Эрмитажа, Пушкинского музея, драгоценностей конфискованных у царской семьи и дворянства, мебели из дворцов и редких книг. Продавали много лет, оптом и по умеренным ценам.


3. В 1942 году машину Микояна перепутал с машиной Сталина красноармеец Савелий Дмитриев, решившийся на покушение “вождя народов”. Савелия, устроившего целый уличный бой удалось остановить только с помощью двух гранат - тяжело ранив. Микоян не пострадал.


4. Умному руководству Микояна страна обязана быстрому развитию пищевой промышленности. Для этого он слетал в США, подучился, закупил оборудование и, буквально в месяцы, наладил производство колбас, сосисок, консервов, сахара, печенья, конфет, табака, хлеба, котлет.


5. Микоян очень любил мороженное и сделал все, чтобы его много и качественно производили в стране, эти однобокие усилия не ускользнули от всевидящего Сталина, он как-то сазал: “Ты, Анастас Иванович, такой человек, которому не так коммунизм важен, как решение проблемы изготовления хорошего мороженого”.


6. В конце 30-х годов вышла первая поваренная книга в Советском Союзе - детище Анастаса Ивановича. К каждому разделу им лично было написано предисловие, где главное место отводилось, конечно, нравоучениям тов. Сталина. Например, перед разделом “Рыба”, было рассказано читателям, как: “… однажды товарищ Сталин задал мне вопрос: “А продают ли у нас где-нибудь живую рыбу? Не знаю. - говорю, - наверное, не продают”. Товарищ Сталин продолжает допытываться: “А почему не продают? Раньше бывало”. После этого мы на это дело нажали и теперь имеем прекрасные магазины, главным образом в Москве и Ленинграде, где продают до 19 сортов живой рыбы...”.


7. Микояном были введены в СССР знаменитые “рыбные дни”. Случались они каждый
четверг - во всех общепитах, образовательных и государственных учреждениях на обеды подавали исключительно рыбные блюда - для разгрузки.


8. Микоян - один из первых людей в стране, кто понимал выгодность рекламы. Он привлекал к написанию коротких зазывальных строчек известных поэтов и развешивал на стенах домов сначала плакаты, а потом и вывески из неона: “Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы”, “А я ем повидло и джем”, “Нужен вам гостинец в дом? Покупай донской залом”.
Самодеятельные артисты воспевали в стихах микояновский комбинат и даже поставили спектакль “Изобилие”. В нем под музыку звучали такие слова:

Мы, советские колбасы,
Широко проникли в массы.
Нас сто двадцать пять сортов,
Ждем мы только ваших ртов...


9. Сталин регулярно приглашал членов Политбюро отужинать к себе на дачу. Он заводил патефон и приглашал всех танцевать. Чего делать никто не умел, но, не смея отказаться, пытались переступать с ноги на ногу, не попадая в такт. Единственный кто всегда лихо отплясывал - Микоян, при чем, под любую музыку и всегда один и тот же танец - лезгинку.


10. Во время одного из перелетов Микояна в Америку у самолета “Боинг” загорелись оба двигателя. В салоне началась паника. Микоян летел с сыном и с группой советских экспертов. У Анастаса Ивановича, не раз смотревшего смерти в лицо, не дрогнул ни один мускул. Он сказал: “Будьте мужчинами”, и продолжал дальше обсуждать рабочие темы. Вероятность гибели самолета была огромной - справиться с ситуацией удалось чудом и не сразу.


11. Неординарность его натуры неизменно вызывала восхищение у западных политиков. Посол США в СССР Уолтер Беделл Смит охарактеризовывал его как “умного и мудрого в масштабе всего мира маленького армянина”, его предшественник Аверелл Гарриман считал Микояна “единственным человеком в Кремле, с которым можно разговаривать”, Канцлер ФРГ Конрад Аденауэр говорил: “Микоян великий дипломат, одновременно наилучший экономист. Если на сегодня мы имеем экономические связи с СССР, то этим мы обязаны усилиям и умной дипломатии Микояна”. “Советским ликвидатором узких мест", - называли его иностранные обозреватели. И это были не пустые слова. Какая бы деликатная внешняя проблема ни возникала, ею, как правило, занимался Микоян. И решал он ее со знанием дела и успехом.
В 1962 году во время чреватого третьей мировой войной Карибского кризиса именно на Микояна было возложено тяжелое бремя переговоров между СССР, США и Кубой. И он ценой огромных усилий успешно завершил свою миссию. В результате было достигнут договор о вывозе с острова советских ракетных установок средней дальности и ненападении США на Кубу.


12. Во время изнурительных переговоров между Советским Союзом, США и Кубой, которые привели к разрешению чреватого Третьей мировой войной Карибского кризиса. Кастро до последней минуты не соглашался убирать советские ракеты из своей страны. В самый острый момент переговоров в Москве умерла жена Микояна. Фидель передал Микояну, что самолет для отлета в Москву готов. Микоян посмотрел на него и сказал: “Я никуда не уеду”, - потом отошел к окну - хотел скрыть катящиеся по щекам слезы. Для кубинского лидера это не осталось незамеченным, и свое согласие на снятие ракет он дал.
В очередной свой приезд в Советский Союз Фидель Кастро пожелал непременно встретиться с Анастасом Ивановичем. А в ЦК ему сказали, что Микоян уже на пенсии и встречаться с ним нецелесообразно.


13. Микоян был единственным членом Политбюро, кто не участвовал в заговоре о смещении Никиты Сергеевича. За что его невзлюбил Брежнев, и при первой же возможности выдворил на почетную пенсию. Почет оказан был на словах. А на деле, Анастаса Ивановича лишили многих привилегий и выселили с дачи, где он проживал безвыездно почти половину века. Прикрепили его к партийной организации завода “Красный пролетарий”, куда он регулярно ходил на партийные собрания и конференции. Однажды, партийная организация попросила выступить Микояна в научно-исследовательском институте, где директором работал знаменитый советский ученый П. Капица. Когда Анастас Иванович зашел в переполненный зал, никто хлопать не стал. Очевидно, что люди были настроены почти враждебно. Это нисколько не смутило Микояна. Не поднимаясь на кафедру и не прибегая к помощи шпаргалок, он повел с залом дружеский, полный необычных, неслыханных фактов разговор. О том, какие нелепые проблемы возникали в организации торговли и снабжения в 30-е годы, о трагических репрессиях в среде ученых, об опасном Карибском кризисе 60-х - когда две сверхдержавы были на гране войны, и Микоян жил в небе между Москвой, Гаваной и Вашингтоном, по личному заданию Хрущева вступив в тайные переговоры с Кеннеди, чтобы предотвратить войну. О том, как проходили похороны Кеннеди, куда он был приглашен как представитель СССР. Зал был заворожен. Когда Анастас Иванович выступление закончил, люди встали и устроили Микояну овацию.

Семья Анастаса Микояна. Стоят (слева направо): Артем (младший брат), Анастас, Ашхен (жена), Гай (брат Ашхен). Сидят: сыновья Владимир,
Степан, Серго, Алексей, Вано


14. У Анастаса Микояна было пятеро детей: Степан, Владимир (1924-1942), Алексей (1925-1986), Вано, и Серго (1929-2010). Четверо из них по примеру дяди - легендарного авиаконструктора Артема Микояна посвятили себя авиации (Степан стал генерал-лейтенантом ВВС, Героем Советского Союза; Владимир - летчиком-истребителем, погиб в воздушном бою; Алексей - военным летчиком, генерал-лейтенантом; Вано - авиаконструктором), а пятый, Серго, стал историком.
Интересная подробность: троих из сыновей Микоян нарек именами бакинских комиссаров (Степана - в честь - Шаумяна; Алексея - в честь Джапаридзе, которого все называли Алешей; Вано - в честь Ивана Фиолетова, известного на Кавказе как Вано). Серго назвал в честь Орджоникидзе, Владимира - в честь Ленина.


15. Микоян свои воспоминания наговаривал на магнитную ленту. И немного записывал. Сразу после его смерти в квартиру пришли сотрудники Института марксизма-ленинизма с мандатом на изъятие архива. И вынесли все в неизвестном направлении. Американский советолог А. Улам, как-то, написал о еще живущем Микояне: “Размышляя об искусстве политического продвижения, мы обращаемся обычно к примеру Талейрана. Но Талейран был дилетантом, а не профессионалом по сравнению с Микояном… когда Микоян умрет, мы можем быть уверены, что его убитые горем коллеги будут нервозно и тщательно изучать каждый лоскуток бумаги, который он оставит”.

С Нами МИКОЯН мы встретились 29 марта в день рождения Лаврентия БЕРИИ. С этим человеком у Нами Артемьевны, мамы музыканта Стаса НАМИНА, невестки «всережимного министра» Анастаса МИКОЯНА, связано множество личных воспоминаний. Сначала он был ее кумиром, а потом, после смерти отца - первого секретаря обкома партии Грузии, стал злейшим врагом.
Феликс МЕДВЕДЕВ

Как-то в конце 50-х годов мы с мужем и его отцом Анастасом Микояном отдыхали в Сухуми и он захотел показать мне дачу Берии. Анастас не знал, что здесь прошло мое детство, а мне не хотелось говорить. Жили мы скромно. Мама, Ксения Преклонская, выросшая в доме деда, генерала медицинской службы, растила меня по-спартански, никакого баловства, никакой «частной собственности» - я должна была дарить любимые игрушки детям, приходившим в гости. В сентябре мы ездили отдыхать в Гагры, где обычно отдыхал Берия, в ту пору первый секретарь Компартии Грузии, и большинство номенклатурных сотрудников. Семья Берии приглашала нас жить в свой дом. Я дружила с его сыном Серго. Эти солнечные, голубые на зеленом фоне спокойно-счастливые дни живут в моей памяти. Отец, дядя, их коллеги - все они были примерно одного возраста - плавали, играли в волейбол, теннис. Берия был во главе всех затей. Даже я, маленькая девочка, с восторгом смотрела, как он плавал дальше всех в бурном море, лучше всех играл в волейбол. Он, по-видимому, привлекал каким-то неясным магнетизмом, внутренней силой. Очень увлекался фотографированием, много снимал меня.

В Гаграх в самые сильные волны садился в байдарку, брал меня с собой, несмотря на мольбы женщин: мамы, тети, своей жены - и мы уходили вдаль, взлетая на волнах. Страха у меня не было - особенно рядом с ним. Он часто разговаривал со мной, называл меня «профессором», я мечтала о такой же собаке, как у него, и у меня появился доберман-пинчер, которого я тоже назвала Джильда.
- Наверное, уже в то время не было секрета, что Лаврентий Павлович - большой поклонник слабого пола?
- Совсем наоборот. Жена Берии, Нина Теймуразовна, была удивительной женщиной: красивая, стройная, холеная, она носила длинные брюки, мазалась на пляже ореховым маслом, чтобы загар был ровным. Он очень трогательно, насколько это приемлемо на Кавказе, к ней относился и ни за какими юбками не бегал. В 1936 году Берия построил себе дом в Тбилиси на улице Мачабели - конструктивизм в лучшем виде, красота и разумность решения, строгий вкус. Откуда у него было такое чувство красоты, проявлявшееся в сдержанной элегантности комфорта?!

Могила отца пропала

- Кто, кроме вас, гостил на его даче?
- Как-то раз в Гагры приехал Сталин. Оставив дочь с нами, детьми, он отправился ужинать с мужчинами. Наутро уехал. Дочь Светлану оставили - с шофером и машиной, в которой был телефон, это было для нас необычно и странно, до сих пор не могу поверить, что в то время были мобильные телефоны. Летом 1937-го моего отца назначили заместителем председателя Совнаркома Грузии, и мы переехали в Тбилиси. Отец сделался молчалив, замкнут - время романтического задора, дружеских встреч и общения прошло. Существовали только приказы сверху.
Однажды отец не выходил из своей комнаты целые сутки. Он что-то писал в кабинете, мы с мамой и годовалой сестренкой Ниной были в спальне. Помню, как в ночь на 30 октября 1937-го отец позвал меня, мы сели на тахту, на столе лежали бумаги и ружье. Он поцеловал меня и сказал: «Что бы ни случилось, верь в партию». Ночью я проснулась от оглушительного странного звука. Это был выстрел. Папа вышел на веранду, взял зеркало, чтоб не промахнуться, и выстрелил в себя. Тут же раздался стук в дверь, вошли какие-то люди, они унесли его, он был еще жив. Я и сейчас слышу его голос: «Кися, прости, прости...» Это - маме. Утром в дверь постучали, я открыла - на пороге стоял сотрудник НКВД, он сказал мне: «Девочка, пойди скажи маме, что твой папа умер». Я пошла к маме в спальню.

Она вышла в слезах, измученная и беспомощная. Он сказал: «Девочка пусть пойдет в школу, а вы можете с какой-нибудь родственницей поехать со мной, похоронить мужа». Когда я вернулась из школы, мама была уже дома - в своем черном шелковом нарядном платье с белым девичьим кружевным воротничком она лежала на папиной тахте, без сил и заплаканная. Марго, ее двоюродная сестра, сидела рядом, с красными воспаленными глазами. Они молчали. Маме было 25 лет. На другой день мама и Марго пошли на могилу отца, но могилы больше не было, только груда кирпичей, какие-то рытвины и больше ничего. От папы остались две открытки, написанные мне, тогда восьмилетней девочке, и музыкальная шкатулка, игравшая «О, sole mio». Вот и все. В нашем доме все дети лишились родителей. О Берии дома не говорили и в его семье после гибели отца мы больше не бывали.
- Известно, почему застрелился ваш отец?
- Да. Берия как-то при подчиненных отца произнес: «Партия не может вам больше доверять».
Кстати, Берию я видела в Тбилиси еще один раз. Однажды весной 1938-го я спешила на урок ритмики, была в одних трусиках. На перекрестке улиц Лермонтовской и Мачабели резко затормозил «роллс-ройс». Блеснуло пенсне - Берия, сидевший, как обычно, рядом с шофером, холодным голосом спросил меня: «Нами, почему ты не в платье? Если у тебя нет платья, пусть мама придет ко мне». Машина проехала дальше, я рассказала маме, она заплакала. В следующий раз мы встретились с ним через 15 лет.

Я бы его застрелила

- К этому времени вы уже были снохой Анастаса Микояна. Наверное, Берия очень удивился?
- После самоубийства моего отца не объявили врагом народа. Это спасло нам жизнь. А судьба сложилась так, что в 1950 году я вышла замуж за Алексея Микояна. Его отец, будущий Председатель Президиума Верховного Совета СССР, был тогда депутатом Верховного Совета СССР от Армении, приезжая в республику, останавливался у нас в доме. А когда мы бывали в Москве, он приглашал нашу семью к себе. С одним из его сыновей, Алешей, у меня начался роман. Он меня покорил обаянием и молодцеватой выправкой летчика. Я вышла за него замуж, стала жить в их семье в Кремле. Как-то я с коляской, в которой лежал мой трехмесячный сын, гуляла в Кремле, по Коммунистической улице. Обычно там никто из правительства не появлялся. И вдруг из-за угла, мимо окон парикмахерской, где сейчас построен стеклянный Дворец Съездов, в ярком теплом шарфе стремительной походкой вышел Берия. На глазах блестело знакомое мне с детства, а всей стране по портретам зловещее пенсне. Пронзительный, цепкий взгляд встретился с моим. О моем замужестве он знал от своей семьи и, конечно, узнал меня. До встречи оставалось метров десять, я подумала: «Наконец-то». Если бы был револьвер, я бы выстрелила, а тогда, взволнованная, я напряглась, готовясь сказать ему все. Вдруг шагов за пять до меня он резко повернулся и пошел обратно.

КЛАН МИКОЯНОВ

У АНАСТАСА МИКОЯНА БЫЛО ПЯТЕРО СЫНОВЕЙ
* Старший сын Степан - Герой Советского Союза, летчик-испытатель. Принимал участие в испытании «Бурана». Сейчас генерал-лейтенант авиации в отставке.
* Второй сын Володя - летчик-истребитель, погиб в сентябре 1942 года в воздушном бою.
*Алексей , муж Нами, - летчик-истребитель, ушел в отставку генерал-лейтенантом.
* Иван во время войны был механиком у братьев, позже стал крупным военно-авиационным инженером.
* Младший, Сергей , окончил МГИМО, был главным редактором журнала «Латинская Америка». Сейчас живет в США, но работает в Институте мировой экономики и международных отношений Российской академии наук.
* Брат Анастаса Микояна Артем считается основателем фирмы «МиГ», сама эта аббревиатура составлена из первых букв фамилий его и другого выдающегося конструктора - Михаила Гуревича.

КСТАТИ
В СССР про Анастаса Микояна ходила поговорка: «От Ильича до Ильича без инфаркта и паралича». То есть от Ленина до Брежнева. Таким образом народ намекал на его способность удержаться во власти при любом режиме.

СПРАВКА
* Имя Нами придумал ее отец, учившийся в НАМИ (Научном автомобильном и автомоторном институте).
* Брак Нами и Алексея Микояна сложился не очень удачно. Бравый генерал увлекся другой женщиной. Анастас, очень любивший сноху, даже угрожал разжаловать его в полковники, но семью спасти не удалось. После развода Нами вышла замуж за заместителя министра культуры Кухарского.
* Сын Нами и Алексея Стас Намин стал известным рок-музыкантом и продюсером. Имя матери он сделал своим псевдонимом.