Тема дружбы в русской лирике. Сочинение — Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина. Поздняя "дружеская" поэзия

Поэзия раскрывает нам сущность и основы бытия, улавливает биение пульса жизни, показывает нам невидимые нити и связи явлений, посвящает нас в сокровенные замыслы творческой силы. В сфере человеческой жизни поэзия следит за развитием каждого в отдельности чувства.

Переходя в область человеческих отношений, поэзия указывает нам всевозможные комбинации этих отношений. Столь значимые свойства поэзии тесно переплетаются с личностью автора. Поэт должен обладать тонкой и нежной организацией, чуткой, способной воспринимать еле заметные впечатления и доводить их до ясного сознания. Этим свойством в полной мере обладал Пушкин. Его поэтической душе открыто было всё прекрасное, как от природы, так и от жизни человеческой.

Первые доступные и осуществимые права человека, его сердца, это права на дружбу и любовь. Тема дружбы – одна из самых ярких, существенных в лирике поэта.

«Не слава предо мною,
Но дружбою одною
Я ныне вдохновлен…
Мой друг, я счастлив ею…»
(Из послания «Городок»)

Поэт был счастлив своими друзьями. Среди житейских бурь он находил в них утешение, заступничество и нравственную поддержку.

«О, дружба, нежный утешитель
Болезненной души моей!..
Ты сердцу возвратила мир;
Ты сохранила мне свободу,
Кипящей младости кумир!»
(Эпилог к «Руслану и Людмиле»)

С особым, дружеским чувством Пушкин относился к своим товарищам по воспитанию, друзьям юности, о которых до самых последних дней сохранил самые лучшие воспоминания.

В стихотворении «Товарищам» он писал:

«Недолго, милые друзья,
Нам видеть кров уединенья
И царскосельские поля…
(из стихотворенья «Прощанье»)

Каждому предоставил он особое будущее, в соответствии с наклонностями: кому, «спрятав под кивер ум», быть военным, кому «любящему не честь, а почести» добиваться «милостей у вельмож», а себе «верному сыну счастливой неги» (именно так звучала фраза в ранних записях), оставляет свободу жить по своей воле, предаваясь вдохновению. Время, которое провел Пушкин в Лицее, для него дорого. Там развился его поэтический талант, там он встретил друзей. Особенно близок был ему Дельвиг, которого он любил и уважал. Воспитанники, удаленные от столицы, между собой сблизились и на всю жизнь остались друзьями. В альбом Пущину он писал:

«Ты вспомни быстрые минуты первых дней,
Размолвки дружества и сладость примиренья…
Что было и не будет вновь…
Ты вспомни первую любовь…»

С теплым, дружеским чувством расстался поэт со своими друзьями, из которых к одному, к поэту Кюхельбекеру в стихотворении «Разлука» он обращает своё напутственное слово:

«Святому братству верен я.
И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?),
Пусть будут счастливы все, все твои друзья!»

В понятие «дружба» поэт вкладывал особый смысл. Для него дружба – это и «беседы прежних лет», и «пророческие споры», и источник сил и вдохновения, а также награда за страдания.

В стихотворении «Мое завещание друзьям» поэт пишет:

«Друзья! вам сердце оставляю
И память прошлых красных дней…»

Тема истинной и ложной дружбы для Пушкина разграничена. В двадцатые годы 19 века у него появляются следующие строки:

«Мне вас не жаль, неверные друзья,
Венки пиров и чаши круговые…»

Появляется и пронизанное пессимизмом короткое стихотворение под названием «Дружба».

«Что дружба? Легкий пыл похмелья,
Обиды вольный разговор,
Обмен тщеславия, безделья
Иль покровительства позор».

Но всё-таки, на протяжении всего творческого пути поэта, дружба для него значила очень многое. Дружба – это когда ты не одинок в свой жесткий век.

Дружба с Чаадаевым, одним из видных русских мыслителей, особо ценилась Пушкиным. «Пушкин гордился моей дружбой, — писал Чаадаев, — он говорил, что я спас от гибели его и его чувства, что я воспламенял в нем любовь к высокому…»

В послании к Чаадаеву поэт писал:

«Ничто не заменит единственного друга:
Ни музы, ни труды, ни радости досуга.
Ты был целителем моих душевных сил;
О, неизменный друг…»
(из послания «Чаадаеву»)

Наиболее пронзительно и полно выражены взгляды поэта на тему дружбы в стихотворении «Во глубине сибирских руд…».

«Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас»

Произведения на тему дружбы в лирике Пушкина, представленные в разные временные периоды, имеют неодинаковые тональности: мажорные и минорные. И это не удивительно. Жизнь менялась. А вместе с ней менялись и взгляды поэта на те или иные чувства и события.

Сочинение

Тема дружбы проходит через все творчество Пушкина, начиная с лицейского периода и заканчивая последним годом жизни. Пафос дружеской лирики лицейского периода состоит в составлении некоей оппозиции классицистическим ценностям. Лирика Пушкина этого периода насыщена анакреонтической тематикой, которая состоит в воспевании эпикурейских ценностей. В стихотворении «Пирующие студенты» поэтизируется веселая пирушка, воспевается вино и радости беззаботного дружеского общения:

* Скорее скатерть и бокал!
* Сюда, вино златое!

В этом послании, как и во всех остальных посланиях лицейского периода, Пушкин призывает всех саоих друзей оставить волнения и заботы света и присоединиться к интимному кругу друзей, объединенных призывом: «Блажен, кто веселится в покое, без забот…» Покой, беззаботное веселье, шумный пир друзей - вот что составляет, по мнению поэта, человеческое счастье. Как и поэты-сентименталисты, Пушкин ставит чувство дружбы выше общественных и государственных благ:

* И станут самые цари
* Завидовать студентам!

Самое ценное в дружбе Пушкин видит в сердечности и искренности друзей. Чувство сердечной привязанности к своим друзьям Пушкин пронесет через всю свою жизнь, оно присутствует даже в гражданской лирике петербургского периода.

Поэтам-декабристам дружба виделась как союз людей, одержимых одной идеей. Пушкин в своей гражданской лирике не приемлет такой сугубо практический взгляд, и чувство дружбы в его стихах в этот период выглядит иначе, чем у декабристов. Высокая цель не должна исключать наслаждение дружеским общением, даже наоборот, дружба становится опорой и поддержкой в гражданском служении долгу и Отечеству. Соединение интимного чувства дружбы, равно как и любви, с высокими гражданскими чувствами отражено в стихотворении «К Чаадаеву». Поэт призывает адресата к высокой цели не только как политического единомышленника, но и как друга, что подчеркнуто обращениями типа: «мой друг», «товарищ, верь…».

В этот же период Пушкин начинает разрабатывать в своих стихах тему свободы, и дружба становится как бы «третьим компонентом» в ряду «любовь и тайная свобода». В стихотворении «Послание к кн. Горчакову» дружеское общение становится как бы почвой этой свободы. Но друзья не вечны, дружеские пиры происходят все реже и реже, наступает разочарование и в гражданских идеях. Пушкин уезжает в южную ссылку, где оказывается целиком охвачен романтическими настроениями. Дружеская лирика в этот период творчества поэта очень своеобразна, романтик не ищет общения с друзьями, он порывает со своим прошлым. Всю малочисленную дружескую лирику этого периода отчетливо характеризует стихотворение «Дружба». Мотив этого стихотворения затем подхватит Лермонтов, и это станет лейтмотивом его лирики.

У Пушкина теперь друзьями становятся море и горы, но с ними поэт не может быть на равных, хотя и говорит о шуме моря, прощаясь с ним, что этот шум - «как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час». Уже само по себе стихотворение «К морю» является прощальным. Романтизм в набросках поэта сменяется философичностью и тонким лиризмом. Тема внутренней свободы выбора каждого человека звучит и в дружеской лирике поэта. Дружеские чувства не зависят от политики, в них мы вольны.

В стихотворении «19 октября 1827», написанном на годовщину открытия лицея, Пушкин говорит о том, что он по-прежнему помнит о всех своих друзьях, где бы они ни были. Для него они все равны - и те, кто на «царской службе», и те, кто в «мрачных пропастях земли». «Я гимны прежние пою», - признается поэт в стихотворении «Арион». Пушкин остается по-прежнему верен своим друзьям-декабристам’ и поддерживает их в трудный для них час своим знаменитым посланием в Сибирь «Во глубине сибирских

* Друзья мои, прекрасен наш союз!
* Он, как душа, неразделим и вечен,

Восклицает Пушкин в стихотворении «19 октября». Но в этом стихотворении, написанном к лицейской годовщине, уже четко просматривается тема одиночества. Поэту невыразимо больно и грустно оттого, что с ним сейчас нет его друзей.Эти настроения все больше завладевают Пушкиным, и каждое последующее «19 октября» окрашено в более мрачные тона. Пораженный смертью Дельвига, Пушкин пишет: «И мнится, очередь за мной…» Стихотворение «Чем чаще празднует Лицей…» тоже наполнено грустью.

Итак, в конце жизни, пережив «бурь порыв мятежный», Пушкин опять возвращается к лицейской теме, но теперь она звучит по-другому. Верна мысль критика о том, что «лицей становился в сознании Пушкина идеальным царством дружбы, а лицейские друзья - идеальной аудиторией его поэзии», хранителями культа дружбы, тему которой Пушкин пронес почти через все свое творчество. В стихотворении, написанном в 1836 году, поэт с грустью вспоминает:

* Была пора: наш праздник молодой
* Сиял, шумел и розами венчался,
* И с песнями бокалов звон мешался,
* И тесною сидели мы толпой…
* …Теперь не то…

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен...
А. С. Пушкин

Величайший русский поэт Александр Сергеевич Пушкин получил образование в привилегированном учебном заведении - Царскосельском лицее. Молодые люди из знатных дворянских семей не только изучали там разнообразные науки и готовились к службе на благо родины. В Лицее проходило становление их личностей, характеров, формирование мировоззрения, взглядов, идеалов. Именно в Царском Селе у Пушкина завязались те дружеские отношения, которые он пронёс через всю свою жизнь. В Лицее Пушкин познакомился с И. И. Пущиным, который стал его лучшим другом. Ему посвящены многие известные произведения поэта.
Стихотворение «Товарищам» - одно из ранних творений Пушкина, посвящённых теме дружбы. Лирический герой обращается к товарищам по Лицею. Перед каждым из них открыты разнообразные жизненные дороги. Будущее представляется прекрасным и беспечным. Но эта радость омрачена скорым расставанием.
Разлука ждёт нас у порогу,
Зовёт нас света дальний шум,
И всякий смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум.
Кого-то ждёт карьера военного, кого-то - государственного деятеля. Лирический же герой просит друзей не торопиться, он хочет, насколько это возможно, продлить моменты юности. Торжественность происходящего подчёркивает «высокая» лексика, (слова «кров», «думы», «почести» и т. д.). Однако это не лишает произведение лёгкого авторского юмора.
Иной, под кивер спрятав ум,
Красиво мёрзнет на параде,
А греться едет в караул...
Сам же лирический герой выбирает поэтическую стезю, чтобы воспевать свободу.
Одно из самых известных произведений Пушкина, посвящённых лучшему другу, - стихотворение «И. И. Пущину», созданное в 1826 году. Его появление связано со ссылкой поэта в село Михайловское. Находясь в деревне, практически в одиночестве, вдали от литературной и общественной жизни, Пушкин особенно скучал по своим друзьям. Пущин оказался первым, кто навестил опального поэта в его изгнании. Для Пушкина эта встреча очень много значила. В результате явились знаменитые строки.
Стихотворение написано в жанре послания, поэтому его отличают повышенная эмоциональность, выразительные эпитеты, обращения к адресату.
Мой первый друг, мой друг бесценный!
Ссылка стала для лирического героя тюрьмой, «заточеньем». Однако стихотворение, несмотря на грустную предысторию, окрашено радостным и светлым настроением. Чувства одиночества и отчаяния изгнанного поэта сменяются радостью от встречи с близким человеком. В его сознании проносятся воспоминания о счастливых, безмятежных лицейских днях.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он затонете
Лучом лицейских ясных дней!
Конец стихотворения вселяет надежду на скорую встречу старых друзей.
Друзья всегда занимали особое место в сердце Пушкина. Дружба помогала поэту не потерять надежду даже в самых трудных жизненных ситуациях.

Тема дружбы и образы друзей в лирике Пушкина.

Лирика занимает значительное положение в творчестве великого русского поэта А.С. Пушкина. Писать лирические стихотворения он начал в Царскосельском Лицее, куда был отдан на обучение возрасте двенадцати лет. Здесь, в Лицее, из курчавого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин. Все в лицее его вдохновляло. И впечатления от искусства и природы Царского Села, и веселые студенческие пирушки, и общение со своими верными друзьями. Общительный и умевший ценить людей, Пушкин имел много друзей, много писал о дружбе. Дружба для него была той силой, которая соединяет людей в крепком союзе на всю жизнь.

Почти во всех стихотворениях, которые относят к лирике дружбы, можно увидеть образы друзей Пушкина, которые оставались верны ему и не забывали о нем в течение всей жизни. Это И.И. Пущин, А.А. Дельвиг и В.К. Кюхельбекер.

Иван Иванович Пущин – первый лицейский друг Пушкина, сам прекрасный человек, умный добрый, справедливый, общительный, честный и мужественный. Пущин навсегда остался для поэта таким -- “первым”, “бесценным”. Именно ему посвящены многие известные стихи Пушкина. Так пишет он о посещении его в Михайловском Пущиным

Поэта дом опальный,

О Пущин мой, ты первый посетил;

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его лицея превратил.

Вместе с Пущиным как бы приходят к Пушкину воспоминания о лицее.

Пущину же посвящены стихотворения, написанные поэтом в Лицее, например, “Воспоминание”, в котором поэт называет его “мой брат по чаше”, описывает веселую студенческую пирушку. Истинно дружеские чувства к Пущину выражает поэт в стихотворении-поздравлении, которое так и называется “К Пущину” и которое было написано к его дню рождения. “Любезный именинник”, “О Пущин дорогой”, “Друг сердечный” – вот эпитеты которыми характеризует друга Пушкин. Это не просто стихотворение-поздравление, здесь поэт показал свои взаимоотношения с Пущиным.

…Прибрел к тебе пустынник

С открытою душой;

С пришельцем обнимися –

Но доброго певца

Встречать не суетися

С парадного крыльца.

Он гость без этикета,

Не требует привета

Прими ж его лобзанья

И чистые желанья

Сердечной простоты!

Они давно и крепко дружны, поэтому Пушкин не просит для себя парадного приема: “он гость без этикета, не требует привета”, ему этого не нужно, он и так знает, как к нему относится Пущин, да и кроме того, суетливые, парадные приемы часто бывают неискренними…

Однако Пушкин и его друзья все совершенно разные, так что же объединяет друзей? Стихотворение “Пирующие студенты” содержит в себе ответ на этот вопрос. В нем дружба воспевается как счастливый, но минутный союз вольности, радости, освобождения от всех уз, в том числе и от тягот учения, от “холодных мудрецов”. Юному поэту важно, чтобы все его друзья объединились в порыве беззаботной радости. Энергия брызжет из него, он подтрунивает над друзьями, рисуя их шутливые образы, здесь показан и Пущин: “Товарищ милый, друг прямой”, и Дельвиг:

Дай руку Дельвиг, что ты спишь?

Проснись, ленивец сонный!

Ты не под кафедрой лежишь,

Латынью усыпленный.

И Кюхельбекер:

Писатель, за свои грехи

Ты с виду всех трезвее;

Вильгельм, прочти свои стихи,

Чтоб мне заснуть скорее!

Лицей навсегда остался в памяти Пушкина как колыбель вольномыслия и свободолюбия, как "лицейская республика", сплотившая лицеистов в “святое братство”. Да, именно “Святое братство” -- вот что для Пушкина дружба в лицейские годы, а чем же она стала для него по прошествии лет?

Стихотворение “19 октября”, посвящено дню открытия лицея. Пушкин написал его потому, что в 1925 году находился в южной ссылке и не смог приехать и встретиться с друзьями. Восемь лет прошло с того момента, как Пушкин вышел из ворот Лицея, но не забыл он своих друзей, он грустит о том, что не смог отпраздновать с ними эту знаменательную дату: “Печален я: со мною друга нет…” И здесь поэт дает характеристики своим друзьям, схожие с теми, которые можно увидеть в его лицейских стихотворениях: Дельвиг – “…сын лени вдохновенный…”, Кюхельбекер – “…брат родной по музе, по судьбе…”. Как не забыл Пушкин каждого из своих друзей в отдельности, так не забыл он и их компанию:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, не разделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Куда бы нас не бросила судьбина,

И счастие куда б не повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Но время не проходит бесследно, редеет круг лицеистов, их все меньше и меньше: “…увы, наш круг час от часу редеет…”, и Пушкин начинает размышлять уже и о смерти:

Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;

Невидимо склоняясь и хладея,

Мы близимся к началу своему…

Последняя для Пушкина лицейская годовщина отмечена сти­хотворением “Была пора: Наш праздник молодой Сиял, шумел и розами венчался...” (1836). В сущ­ности, начало его - это обобщен­ный образ стихотворения “Пирую­щие студенты”, но написан он уже свободной рукой мастера. В сти­хотворении сопоставлены начало и конец жизни, одушевление и ти­шина. Время меняет и чувства, и облик людей. Но поэт утверждает, что “недаром... промчалась чет­верть века”. Стихотворение, про­низанное рефреном “Вы помни­те. ..”, восстанавливает историче­скую панораму века.

Припомните, о други, с той поры,

Когда наш круг судьбы соединили,

Чему, чему свидетели мы были!

Игралища таинственной игры,

Металися смущенные народы;

И высились и падали цари;

И кровь людей то Славы, то Свободы,

То Гордости багрила алтари.

Дружба в этом стихотворении - единство поколения перед лицом истории, совместно прожитый век, с его тревогами, победами, иллюзиями, падениями и взлетами.

Наиболее подходящими для заключения здесь, я считаю слова В.Г. Маранцмана: “Итак, дружба для поэта оказывается спасительной потому, что при всей суровости судьбы возможны “дни соединений”. Дружба – это признание другого человеческого характера, другого пути, это душевная щедрость, а не самоутверждение”.

1. Значение дружбы в жизни поэта.
2. Лицейский период творчества.
3. Период южной ссылки.
4. Болдинская осень.
5. Лицей — идеальное царство дружбы.

Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
А. С. Пушкин

Дружба для великого русского поэта А. С. Пушкина — особенная тема. Она — святое чувство, прошедшее через года, закаленное в тревожных и печальных для него жизненных обстоятельствах. Такое же значение для Пушкина имеют только две темы: тема любви и творческой свободы. Через все творчество художника слова красной линией проходит тема дружбы.

Многие стихотворения имеют либо открытое посвящение друзьям, либо напрямую относятся к ним. Это П. Я. Чаадаев и В. К. Кюхельбекер, И. И. Пущин и В. А. Каверин. Многие из друзей стали близкими Пушкину людьми еще в лицейские годы, пронесли светлые дружеские чувства через всю жизнь. Первые стихотворения на эту тему относятся периоду обучения Пушкина в лицее. Тогда дружба — непокорная, веселая и игривая стихия для поэта — воспевалась в стиле «легкой поэзии» французско-х го мастера слова Э. Парни. Во многом произведения этого периода являются подражанием классицистическому стилю, при этом полностью от него отличны. В стихотворении «К студентам», посвященном друзьям молодости, дружба воспевается поэтом на фоне веселой пирушки. Стихотворение пронизано радостью общения, свободного и беззаботного:

Друзья, досужий час настал,
Все тихо, все в покое.
Скорее скатерть и бокал,
Сюда вино златое!

Однако не только тема застолья привлекает в этот период поэта. Немаловажен для Пушкина и другой «род» дружбы — дружба соавторства «с Кифарой, с портиком, и с книгой, и с бокалом» («К Каверину»), Здесь поэт призывает своих друзей оставить волнения и заботы и присоединиться к неделимому, единому кругу друзей:

Блажен, кто веселится
В покое, без забот...

Беззаботное веселье, пиры и покой, отрешенность от мелочных проблем света — вот оно, простое человеческое счастье юного певца слова. Оно превыше чинов, наград и государственных дел:

И станут самые цари
Завидовать студентам.

Ценность отношений для Пушкина — в сердечности и искренности отношений, свободе и открытости общения: «Он друг без этикета. / Не требует привета Лукавой суеты». Эта сердечная привязанность к друзьям юности пройдет через всю жизнь и через все творчество. Даже в гражданской лирике петербургского периода, казалось бы, сухой и сдержанной, постоянно находятся теплые слова, адресованные товарищам.

Для поэтов-декабристов дружба — союз объединенных общей идеей и целью людей. Однако для Пушкина высокая цель служения отечеству не исключает теплых душевных порывов. Для него товарищество и дружба становятся не просто равноправными, а главенствующими над гражданским долгом понятиями. В стихотворении «К Чаадаеву» смешение товарищеских чувств со стремлениями быть полезным Родине становится наиболее зримым и ярким: автор призывает друга к служению Отечеству, к выполнению своего долга, но при этом обращается к нему не как к идейному единомышленнику, а как к близкому, дорогому человеку. Это постоянно подчеркивается обращениями «мой друг», «друг милый», «товарищ».

Но пиры и дружеские гуляния происходят все реже и реже. Вскоре наступает разочарование и в идеалах выполнения гражданского долга перед Родиной. Во время южной ссылки поэт отдается новому, целиком очаровавшему его объекту — романтике кавказской природы. В этот творческий период претерпевает изменения и тема дружбы в стихотворениях Пушкина — она становится своеобразной, кардинально отличной оттого чувства, которое воспевалось молодым Пушкиным.

Романтик не ищет счастья в дружбе, но бережет воспоминания об этом светлом чувстве. Характерным произведением этого этапа становится стихотворение «Дружба», мотив которого станет близок Лермонтову. В ссылке друзьями поэта-романтика становятся море и горы, высокое небо и светлые облака. Но море не может стать единственным товарищем для мятежного сердца, хотя, прощаясь с ним, Пушкин пишет: «друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час».

Романтизм южного периода творчества постепенно сменяется периодом самосозерцания. В это время большую ценность для поэта приобретает жажда внутренней свободы. Меняется и само отношение к светлому чувству — дружба становится особенно важной из-за ощущения внутренней свободы, раскрепощенности. Именно поэтому ее нельзя смешивать с политическими или государственными делами.

В стихотворении «19 октября 1827», написанном в Болдино и относящемуся к годовщине открытия Царскосельского лицея, чувства поэта к старым друзьям приобретают новые оттенки. Для Пушкина тоску одиночества разгоняют только воспоминания о товарищах, где бы они ни были и какими бы делами не занимались. И те, кто на «царской службе», и те, кто в «мрачных пропастях земли» — все для него одинаково равны и близки. Несмотря на то что идеологических, взглядов декабристов поэт все-таки не разделяет, он не может не подбодрить близких ему людей, душой и помыслами он всегда рядом с ними:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа, неразделим и вечен.

Но в стихотворении, открывающем цикл произведений, посвященных годовщинам лицея, уже проскальзывает новая тема. В противовес светлому чувству дружбы появляется ощущение одиночества и отдаленности от близких. Нет рядом друга, способного развеять печаль, оттого грустью наполнены следующие строки:

Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку.

Подобные настроения все чаще и чаще вплетаются в тонкое кружево стихотворного текста; вскоре эта тема становится неотделимой от темы лицейского братства. Каждое последующее стихотворение, посвященное лицейским товарищам, становится все печальней и печальней: распался круг друзей, все меньше их остается. 1836 год — год последней для Пушкина лицейской годовщины — также проникнут печальными настроениями, и в описании лицея слышны речи «не мальчика, но мужа»:

Теперь не то: разгульный праздник наш
С приходом лет, как мы, перебесился,
Он присмирел, утих, остепенился,
Стал глуше звон его заздравных чаш...

В начале творческого пути тема дружбы была окрашена радужными красками. Однако постепенно поэт приходит к осознанию того, что дружба не только веселые пирушки и радость общения, но и боль от сопереживания, горечь потерь. В поздней лирике Пушкин вновь обращается к теме лицея. Но она уже несколько иначе звучит по сравнению с юношескими пробами пера. Пушкин анализирует для себя значение дружбы, старых товарищей и лицея в своей жизни и приходит к выводу, что лицей — идеальное царство дружбы, а друзья-лицеисты — хранители культа дружбы и идеальная аудитория для чтения его стихов.