Типы представлений в психологии. Сущность и функции представлений. Виды представлений. Индивидуальные особенности представления и его развитие

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Краткое содержание

Общая характеристика, свойства и функции представлений. Психологическая сущность представ­лений. Свойства наглядности, фрагментарности, неус­тойчивости и обобщенности представлений. Сиг­нальная, регулирующая и настроечная функции пред­ставления.

Соотношение представлений, первичных образов памяти и персеверирующих образов.

Виды представлений и их характеристика. Ос­нования для классификации представлений. Харак­теристика зрительных, слуховых, двигательных и про­странственных представлений. Произвольные и не­произвольные представления. Представления памя­ти и воображения.

Индивидуальные особенности представлений. Понятие ведущего вида представления. Развитие пред­ставлений.

      Общая характеристика, свойства и функции представлений

3.1.1 Сущность представлений

Представление - это психический процесс отра­жения в сознании человека объектов (предметов или явлений) реальной окружающей среды, чувственно­наглядные образы которых сохранились благодаря егопредшествующему перцептивному опыту. Представ­ление вносит существенный вклад в общий познава­тельный процесс. Оно, в частности:

позволяет обходиться без многократного непосред­ственного контакта (встречи) с объектом, когда в оче­редной раз его образ будет востребован для актив­ных с ним действий;

обеспечивает накопление информации о реальном мире в сжатой, компактной перцептивной форме;

формирует априорное (доопытное) отношение инди­вида к воспринимаемому объекту (по словам Леонар­до да Винчи, «ничто нельзя ни любить, ни ненавидеть, прежде чем не получишь об этом ясного представле­ния»).

Представления есть продукт многофакторный, за­висящий от индивидуальных особенностей человека, предназначения формируемого образа и т.д.

Представлениям присущи следующие основные свойства.

Наглядность. Человек представляет образ когда- то воспринятого объекта исключительно в наглядной форме. Воспроизведение образов объектов, имеющее место при представлении, чаще всего связано с поте­рей ряда их опознавательных признаков, с «размыто­стью» очертаний. В этой связи наглядность представ­лений беднее наглядности восприятия, обеспечиваю­щего отражение объектов в данный момент.

Фрагментарность. Представление объекта всегда связано с неравномерностью воспроизведения различ­ных его частей. Более четко воспроизводятся те из них, которые в предыдущем перцептивном опыте ока­зывались под большим вниманием человека в связи с их значимостью или привлекательностью.

Неустойчивость. Воспроизведенный в данный момент времени образ объекта в целом (или его ча­стей) можно удерживать в сознании лишь в течениекороткого времени. Образ будет «уплывать», и при очередной попытке воспроизведения отчетливо бу­дут отражаться лишь детали.

Обобщенность. Какова бы ни была история пред­шествующего перцептивного опыта, воспроизведен­ный образ каждый раз включает в себя наиболее ин­формативные (по каким-то критериям) признаки, со­ставляющие сущность объекта. Именно поэтому воз­ник термин обобщенные представления.

Как познавательному процессу представлению присущи следующие функции.

Сигнальная функция состоит в выработке сигна­лов, касающихся тех свойств представляемого объек­та, которые могут быть использованы в реальной дея­тельности человека. Суть в том, что воспроизведение образа объекта не ограничено только наглядным его представлением. Оно сопровождается различными сведениями об этом объекте (например, его вкусовы­ми качествами, возможностью практического исполь­зования в конкретных ситуациях и т.д.). Эта допол­нительная информация играет роль сигналов, влияю­щих на деятельность человека или ее структурные элементы.

По мнению И. Павлова, представления возникают часто по схеме, аналогичной появлению условных реф­лексов. Другими словами, представления являются первыми сигналами, диктующими активность чело­века в целом. Одно лишь представление о кислом лимоне может вызвать у человека гримасу. Чинов­ник, опаздывающий на деловое совещание, почти ав­томатически ускорит шаг, если представит недоволь­ное лицо своего начальника.

Регулирующая функция направлена на отбор тех свойств представляемого объекта, которые требуются именно в данных условиях для эффективного вы­полнения каких-то действий. Так, если представле­ние «рисует» картину преодоления какого-то препят­ствия, которое может возникнуть на пути движения, то в представляемом образе препятствия человек бу­дет искать то, что поможет ему решить данную задачу (обходные пути, веревку, лестницу и т.п.). Примером прагматического использования этой функции может служить анонимное применение лечащими врачами плацебо (препарата, не имеющего лекарственной цен­ности) для целенаправленной подмены реального фармакологического действия препарата психологи­ческой реакцией пациента, у которого в представле­нии формируется образ исцеляющего употребления реального лекарственного средства.

В аутотренинге за счет формирования образов представления (самовнушение) удается снимать пси­хическую напряженность, болевые ощущения, управ­лять сердечным ритмом. Все это основано на влия­нии представления на органические процессы чело­века. Образы будущего желаемого состояния, возни­кающие в представлении, через подсознание управля­ют самочувствием.

Настроечная функция способствует формирова­нию программы действий, заданной параметрами те­кущей или предстоящей ситуации. Так, воспроизве­денный двигательный образ подготавливает (настра­ивает) на реализацию соответствующих движений. Человек, который намерен заготовить дрова, во-пер­вых, выберет для этого топор или колун, но не моло­ток или рубанок. Во-вторых, он уже мысленно «ожи­вил» те движения, которые ему придется выполнить, подготовив себя к этой процедуре.

Влиянию представления непосредственно подвер­жены двигательные акты. Например, стоит предста­вить себе, что груз, подвешенный на нитке и удержи­ваемый на вытянутой руке, вращается по часовой стрелке, как тот действительно через некоторое вре­мя начнет совершать такие движения. Подобные яв­ления носят название идеомоторных актов (греч. idea - идея, образ; лат. motor - движение, действие). Сущность идеомоторных актов заключается в транс­формации представления о движении мышц в ре­альное выполнение этого движения. Другими слова­ми, сама мысль о конкретном движении сопровожда­ется едва заметным реальным движением рук, глаз, головы или тела.

Ранее считалось, что идеомоторные акты являют­ся исключительно непроизвольными, скрытыми от сознания совершающего их индивида. Современные взгляды допускают существование осознаваемых дви­жений, сопровождающих процесс представления.

Физиологический механизм идеомоторики объяс­няют по-разному. Согласно И. Павлову, ведущая роль здесь принадлежит эффекторным импульсам, посту­пающим от определенных клеток коры головного мозга. Другое объяснение связано с положением о кольцевой регуляции движений, выдвинутым Н. Берн­штейном. В соответствии с этим положением веду­щую роль в идеомоторике играют сигналы обратной связи, поступающие от органов движения.

Феномен идеомоторных актов часто «эксплуати­руют» в своих выступлениях на сцене различного рода фокусники, экстрасенсы. Обладая повышенной чув­ствительностью к незаметным для внешнего наблю­дателя микродвижениям мышц при идеомоторных актах, они часто могут угадывать задуманное другим человеком, приводя в восторг зрителей. В процессах делового и межличностного общения идеомоторные реакции, вызванные представлением собеседника, ис­пользуются для оценки его эмоционального состоя­ния.

        Соотношение представлений, первичных образов памяти и персеверирующих образов

Образы представлений следует отличать от «род­ственных» первичных им образов памяти и персе­верирующих образов.

Первичные образы памяти - это образы объек­тов, возникающие сразу за процессом восприятия. Их характерные особенности заключаются в том, что они:

появляются по принципу «только сейчас и здесь»;

кратковременны (их «продолжительность жизни» со­ставляет секунды);

имеют большие наглядность, четкость и яркость, чем образы представления;

являются точными копиями воспринимаемого объек­та, не содержащими обобщений;

зависят от степени концентрации внимания на вос­принимаемый объект.

Таким образом, они отличаются от представлений динамикой появления и скоростью исчезновения.

Так, если выглянуть в окно, зафиксировать на одну-две секунды взглядом какой-нибудь объект, по­том закрыть глаза и представить его себе, то началь­ная четкость образа быстро угаснет.

Персеверируюгцие образы - это образы, возника­ющие в сознании после продолжительного и (или) сильного эмоционального восприятия объектов и со­храняющие яркость и четкость в течение многих ча­сов или даже суток. Например, после посещения кон­церта еще долго удерживается в памяти услышанная и очень понравившаяся мелодия или зачастую при отходе ко сну непроизвольно возникают зритель­ные образы эмоционально пережитых ситуаций или длительного восприятия однородных объектов (образпостроенного изящного крыльца, цветочный «ковер» на лугу, картины найденных грибов в лесу и др.).

Персеверирующие образы, в отличие от образов представления, являются как бы точной копией сво­их объектов без элементов обобщения. Это объясня­ется значительной интенсивностью эмоциональных переживаний, сопровождающих их отражение в со­знании. Кроме того, они появляются непроизвольно, сами по себе.

Характерным отличием образов представления от других образов, формируемых психикой человека, яв­ляется тот факт, что в них находятся в единстве чув­ственное восприятие объекта и его смысловое содер­жание.

      Виды представлений и их характеристика

В качестве оснований для классификации пред­ставлений выбирают: вид анализаторов, включенных в процесс формирования образа; степень обобщенно­сти образов; степень волевых усилий; степень зна­ний индивида воспроизводимого объекта (информи­рованность индивида); продолжительность сохране­ния образов и др. (рис. 3.1).

Зрительные представления воспроизводят пара­метры объекта (форму, габариты, цвет). Вместе с тем в зрительных представлениях образ воспроизводимого объекта обычно отражает какой-нибудь один параметр объекта. В большей мере это определяется тем, какое отношение имеют воспроизводимые образы к посто­янным занятиям индивида. Например, архитектора, идущего по городу, элементы архитектуры привлека­ют больше, чем его спутника, не имеющего непосред­ственного отношения к градостроению.

Рис. 3.1. Классификация представлений по различным основаниям

Слуховые представления воспроизводят тембр, фонетику и интонацию звуковых объектов. Качество этих образов также обусловлено характером профес­сиональной деятельности.

Двигательные представления всегда сопровожда­ются своеобразным «эхо»: представление индивида о движении какой-либо части его тела вызывает со­кращение соответствующей группы мышц. Экспери­ментально показано, что если каким-то образом ней­трализовать такие мышечные сокращения, то и пред­ставления становятся невозможными. Подобная кар­тина наблюдается и в отношении речи: стоит пред­ставить себе процесс произношения какого-нибудь слова, как это вызывает мышечные сокращения в по­лости рта. Все это подтверждает тесную взаимосвязь между различными видами представлений, ощуще­ний и восприятия.

Единичные и общие представления различаются объемом наблюдений, позволивших их сформировать. Можно иметь общее представление о парке автома­шин различных марок, имеющихся в стране, по мате­риалам прессы, а можно иметь представление лишь об автомашине одной (наиболее привлекательной для данного человека) марки по целенаправленным на­блюдениям.

Произвольные и непроизвольные представления различаются тем, возникают они сами по себе или по желанию индивида с участием воли. Направляясь на деловую встречу, человек осознанно старается пред­ставить будущую ситуацию на основе имеющейся ап­риорной информации о составе участников, их инте­ресах, помещении, где должна состояться эта встреча, и т.п. Эмоциональные переживания послужат непро­извольным стимулом для появления образа представ­лений состоявшейся встречи (например, при отходе к ночному сну помимо желания человека).

Представления памяти возникают на основе не­посредственного восприятия объекта в прошлом и извлечения его образа из оперативной, кратковремен­ной или долговременной памяти. Так, образ друга дет­ства, с которым человек не встречался два десятка лет, формируется на основе сохранившихся фрагмен­тов образа, извлекаемого из долговременной зритель­ной памяти.

Представления воображения формируют образ объекта, который не встречался в жизненном опыте индивида, но может быть сформирован на основе при­влечения косвенной информации и ее творческой переработки. Например, человек никогда не находил­ся в космосе, но фильмы о полетах космонавтов, ихрассказы могут оказать помощь в формировании у него представления о невесомости.

Иногда выделяют представления по тому, к како­му периоду времени представление относится - к прошлому, настоящему или будущему. Соответствен­но и представления делятся на ретроспективные, актуальные и направленные в будущее.

      Индивидуальные особенности представлений

Индивидуальные особенности представлений про­являются в преобладании какого-либо вида представ­ления, которым люди обычно пользуются при вос­произведении образов объектов. Как правило, чело­век не задумывается над тем, какой вид представле­ний является у него ведущим. Между тем информи­рованность об этом может оказать существенную по­мощь в овладении какими-то знаниями, в успешном исполнении профессиональной деятельности, для вза­имопонимания делового партнера и др. Так, если ве­дущим видом представлений у индивида являются:

слуховые, то воспроизводимый образ объекта всплы­вает в его сознании преимущественно в виде звуча­ния слов (при подготовке к экзамену по общей пси­хологии «студенту-аудиалисту» существенную помощь окажут возникающие звуковые образы представле­ний, фрагментов лекций, воспроизводимых на основе голоса лектора);

зрительные, то при воспроизведении образа объекта к нему на помощь приходят наглядные картины (го­товясь к ответу на зачете, студент представляет себе целые фрагменты страниц своего конспекта или учеб­ника с текстом прочитанного ранее материала);

двигательные, то, стараясь запомнить или воспроизве­сти объект, индивид подключает какие-либо двига­

тельные акты: мысленное проговаривание, кинестети­ческие действия и др.

У человека может быть и несколько ведущих видов представлений.

Динамика представлений в онтогенезе человека еще не изучена в достаточной степени, но к настоя­щему времени накоплен достаточно большой объем экспериментальных данных. Вот некоторые из них:

в полтора года появляются первые представления (именно этот возраст зафиксирован при поиске отве­та на вопрос, к какому возрасту относятся первые воспоминания из жизни);

к двум годам быстро развиваются слухо-двигатель- ные и речевые представления, обеспечивающие быст­рое освоение речи;

к 5-6 годам развитие получает свойство наглядности представлений (ребенок познает мир больше через наглядные образы).

Представления можно развивать. Однако в этом процессе приоритет не должен отдаваться «силовым» приемам, связанным исключительно с волевыми уси­лиями. Развитию представлений в какой-либо облас­ти должно предшествовать кропотливое накопление соответствующей перцептивной информации. Нельзя, например, вызвать представление о возможной при­чине неисправности мотора автомашины, если чело­век никогда не изучал устройство и принцип дей­ствия двигателя.

Проверьте свои знания

Определение представления как психического познаватель­ного процесса.

Основные свойства представлений, их сущность.

В чем сущность сигнальной функции представления?

Роль регулирующей и настроечной функций представле­ний в познавательных процессах.

Первичные образы памяти, чем они отличаются от пред­ставлений.

Персеверирующие образы, их соотношение с образами представлений.

Назовите основания для классификации представлений.

Дайте краткую характеристику зрительных, слуховых и двигательных представлений.

В чем отличия представлений памяти от представлений воображения?

Что означает понятие «ведущий» вид представления?

Можно ли развивать представления?

Ключевые понятия темы

Представление, наглядность, фрагментарность, неустойчи­вость, обобщенность, сигнальная функция, регулирующая фун­кция, настроечная функция, первичный образ памяти, персеве- рирующий образ, виды представлений, слуховые, зрительные и двигательные представления, пространственные представле­ния, единичные и общие представления, произвольные и не­произвольные представления, представления памяти, представ­ления воображения, развитие представлений, ведущий вид пред­ставлений.

Литература

Блонский П. П. Избранные педагогические и психологи­ческие сочинения: В 2 т. / Под ред. А. В. Петровского. М.,

Бурлачук Л. Ф. Введение в проективную психологию. Киев, 1997.

Грановская Р. М. Элементы практической психологии. СПб., 1997.

Каравдашев Ю. Н. Развитие представлений у детей: Учеб. пособие. Мн., 1987.

Козубовский В. М. Общая психология: Конспект лекций. Мн., 2001.

Кремень М. А. Образ полета при обучении курсантов. М.,

Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведе­ния: В 2 т. / Под ред. В. В. Давыдова и др. М., 1983. Т. 1.

Линдсней П., Норман Д. Переработка информации у чело­века: Введение в психологию. М., 1974.

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб., 2001.

Психология: Курс лекций. В 2 ч. / Под общ. ред. И. А. Фур­манова, Л. Н. Дичковской, Л. А. Вайнштейна. Мн., 2002. Ч. 1.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.

В настоящее время существует несколько подходов к построению классификации представлений (рис. 9.1). Поскольку в основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится на основе классификации видов ощущения и восприятия. Поэтому принято выделять следующие виды представлений: зрительные, слуховые, двигательные (кинестетические), осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и органические.

Следует отметить, что данный подход к классификации представлений не может рассматриваться как единственный. Так, Б. М. Теплов говорил, что классификацию представлений можно осуществить по следующим признакам: 1) по их содержанию; с этой точки зрения можно говорить о представлениях математических, географических, технических, музыкальных и т. д.; 2) по степени обобщенности; с этой точки зрения можно говорить о частных и общих представлениях. Кроме этого, классификацию представлений можно осуществить по степени проявления волевых усилий.

В этой главе мы прежде всего рассмотрим классификацию представлений, в основу которой положены ощущения.

Зрительные представления. Большинство имеющихся у нас представлений связано со зрительным восприятием. Характерной особенностью зрительных представлений является то, что в отдельных случаях они бывают предельно конкретными и передают все видимые качества предметов: цвет, форму, объем. Однако чаще всего в зрительных представлениях преобладает какая-нибудь одна сторона, а другие или очень неясны или отсутствуют вовсе. Например, часто наши зрительные образы лишены объемности и воспроизводятся в виде картины, а не объемного предмета. Причем эти картины в одном случае могут быть красочными, а в других случаях - бесцветными.

От чего зависит характер, или «качество», наших представлений? Характер наших зрительных представлений главным образом зависит от содержания и той практической деятельности, в процессе которой они возникают. Так, зрительные представления играют центральную роль при занятиях изобразительными искусствами, потому что не только рисование по памяти, но и рисование с натуры невозможно без хорошо развитых зрительных представлений. Немаловажную роль играют зрительные представления и в педагогическом процессе. Даже изучение такого предмета, как литература, требует для успешного овладения материалом «включения» воображения, что, в свою очередь, в значительной мере опирается на зрительные представления.

В области (духовых представлений важнейшее значение имеют речевые и музыкальные представления. В свою очередь, речевые представления также могут подразделяться на несколько подтипов: фонетические представления и темброво-интонационные речевые представления. Фонетические представления имеют место тогда, когда мы представляем на слух какое-нибудь слово, не связывая его с определенным голосом. Такого рода представления имеют достаточно большое значение при изучении иностранных языков.

Темброво-интонационные речевые представления имеют место тогда, когда мы представляем себе тембр голоса и характерные особенности интонации какого-нибудь человека. Такого рода представления имеют большое значение в работе актера и в школьной практике при обучении ребенка выразительному чтению.

Суть музыкальных представлений главным образом заключается в представлении о соотношении звуков по высоте и длительности, так как музыкальная мелодия определяется именно звуковысотными и ритмическими соотношениями. У большинства людей тембровый момент в музыкальных представлениях отсутствует, потому что знакомый мотив, как правило, представляется не сыгранным на каком-либо инструменте или спетым каким-либо голосом, а как бы звучащим «вообще», в каких-то «абстрактных звуках». Однако у высококлассных музыкантов-профессионалов тембровая окраска может проявляться в музыкальных представлениях с полной ясностью.

Другой класс представлений - двигательные представления. По характеру возникновения они отличаются от зрительных и слуховых, так как никогда не являются простым воспроизведением прошлых ощущений, а всегда связаны с актуальными ощущениями. Каждый раз, когда мы представляем себе движение какой-нибудь части нашего тела, происходит слабое сокращение соответствующих мышц. Например, если вы представите себе, что сгибаете в локте правую руку, то в бицепсах правой руки у вас произойдут сокращения, которые можно регистрировать чувствительными электрофизиологическими приборами. Если исключить возможность этого сокращения, то и представления становятся невозможными. Экспериментально доказано, что всякий раз, когда мы двигательно представим себе произнесение какого-нибудь слова, приборы отмечают сокращение в мышцах языка, губ, гортани и т. д. Следовательно, без двигательных представлений мы вряд ли могли бы пользоваться речью и общение друг с другом было бы невозможным.

Таким образом, при всяком двигательном представлении совершаются зачаточные движения, которые дают нам соответствующие двигательные ощущения. Но ощущения, получаемые от этих зачаточных движений, всегда образуют неразрывное целое с теми или иными зрительными или слуховыми образами. При этом двигательные представления можно разделить на две группы: представления о движении всего тела или отдельных его частей речевые двигательные представления. Первые обычно являются результатом слияния двигательных ощущений со зрительными образами (например, представляя себе сгибание правой руки в локте, мы, как правило, имеем зрительный образ согнутой руки и двигательные ощущения, идущие от мышц этой руки). Речевые двигательные представления являются слиянием рече-двигательных ощущений со слуховыми образами слов. Следовательно, двигательные представления бывают или зрительно-двигательными (представления движения тела), или слухо-двигателъными (речевые представления).

Следует обратить внимание на то, что слуховые представления также очень редко бывают чисто слуховыми. В большинстве случаев они связаны с двигательными ощущениями зачаточных движений речевого аппарата. Следовательно, слуховые и двигательные речевые представления - качественно сходные процессы: и те и другие являются результатом слияния слуховых образов и двигательных ощущений. Однако в этом случае мы с полным основанием можем говорить о том, что двигательные представления в равной степени связаны как со слуховыми образами, так и с двигательными ощущениями. Так, представляя какой-либо предмет, мы сопровождаем зрительное воспроизведение мысленным произнесением слова, обозначающего этот предмет, поэтому мы вместе со зрительным образом воспроизводим слуховой образ, который, в свою очередь, связан с двигательными ощущениями. Вполне правомочен вопрос о том, можно ли воспроизвести зрительные представления, не сопровождая их слуховыми образами. Вероятно, можно, но в этом случае зрительный образ будет весьма смутным и неопределенным. Относительно ясное зрительное представление возможно только при совместном воспроизведении со слуховым образом.

Таким образом, все основные типы наших представлений в той или иной мере оказываются связанными друг с другом, а деление на классы или типы весьма условно. Мы говорим об определенном классе (типе) представлений в том случае, когда зрительные, слуховые или двигательные представления выступают на первый план.

Завершая рассмотрение классификации представлений, нам необходимо остановиться еще на одном, весьма важном, типе представлений - пространственных представлениях. Термин «пространственные представления» применяется к тем случаям, когда ясно представляются пространственная форма и размещение объектов, но сами объекты при этом могут представляться очень неопределенно. Как правило, эти представления настолько схематичны и бесцветны, что на первый взгляд термин «зрительный образ» к ним неприменим. Однако они все же остаются образами - образами пространства, так как одну сторону действительности - пространственное размещение вещей - они передают с полной наглядностью.

Пространственные представления в основном являются зрительно-двигательными представлениями, причем иногда на первый план выдвигается зрительный, иногда - двигательный компонент. Весьма активно представлениями данного типа оперируют шахматисты, играющие вслепую. В повседневной жизни мы тоже пользуемся данным типом представлений, например когда необходимо добраться из одной точки населенного пункта в другую. В этом случае мы представляем себе маршрут и движемся по нему. Причем образ маршрута постоянно находится в нашем сознании. Как только мы отвлекаемся, т. е. это представление уходит из нашего сознания, мы можем совершить ошибку в передвижении, например проехать свою остановку. Поэтому при передвижении по конкретному маршруту пространственные представления так же важны, как и информация, содержащаяся в нашей памяти.

Пространственные представления очень важны и в освоении ряда научных дисциплин. Так, для успешного овладения учебным материалом по физике, геометрии, географии ученик должен уметь оперировать пространственными представлениями. При этом надо различать плоские и трехмерные (стереометрические) пространственные представления. Многие люди достаточно хорошо оперируют плоскими пространственными представлениями, но не в состоянии так же легко оперировать трехмерными представлениями.

Кроме того, все представления различаются по степени обобщенности. Представления принято разделять на единичные и общие. Следует отметить, что одно из основных отличий представлений от образов восприятия заключается в том, что образы восприятия всегда бывают только единичными, т. е. содержат информацию только о конкретном предмете, а представления очень часто носят обобщенный характер. Единичные представления - это представления, основанные на наблюдении одного предмета. Общие представления - это представления, обобщенно отражающие свойства ряда сходных предметов.

Следует также отметить, что все представления различаются по степени проявления волевых усилий. При этом принято выделять произвольные и непроизвольные представления. Непроизвольные представления - это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека. Произвольные представления - это представления, возникающие у человека в результате волевого усилия, в интересах поставленной цели.

В настоящее время существует несколько подходов к построению классифика­ции представлений. Поскольку в основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится на ос­нове классификации видов ощущения и восприятия. Поэтому принято выделять следующие виды представлений : зрительные, слуховые, двигательные (кинесте­тические), осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и органические .

Следует отметить, что данный подход к классификации представлений не мо­жет рассматриваться как единственный. Так, Б. М. Теплов говорил, что классификацию представлений можно осуществить по следующим признакам: 1) по их содержанию представлениях математических, географических, технических, музыкальных и т. д.; 2) по степени обобщенно­сти ; с этой точки зрения можно говорить о частных и общих представлениях . Кроме этого, классификацию представлений можно осуществить по степени проявления волевых усилий : на непроизвольные и произвольные представления.

Зрительные представления . Характерной особенностью зрительных представлений является то, что в отдельных случаях они бывают предельно кон­кретными и передают все видимые качества предметов: цвет, форму, объем. Одна­ко чаще всего в зрительных представлениях преобладает какая-нибудь одна сто­рона, а другие или очень неясны или отсутствуют вовсе.

Классификация основных видов представлений

Характер на­ших зрительных представлений главным образом зависит от содержания и той практической деятельности, в процессе которой они возникают.

В области слуховых представлений важнейшее значение имеют речевые и му­зыкальные представления. В свою очередь, речевые представления также могут подразделяться на несколько подтипов: фонетические представления и темброво-интонационные речевые представления. Фонетические представления имеют место тогда, когда мы представляем на слух какое-нибудь слово, не связывая его с определенным голосом.

Темброво-интонационные речевые представления имеют место тогда, когда мы представляем себе тембр голоса и характерные особенности интонации какого-нибудь человека. Суть музыкальных представлений главным образом заключается в представ­лении о соотношении звуков по высоте и длительности, так как музыкальная ме­лодия определяется именно звуковысотными и ритмическими соотношениями.

Другой класс представлений - двигательные представления . При всяком двигательном представлении совершаются зача­точные движения, которые дают нам соответствующие двигательные ощущения. Но ощущения, получаемые от этих зачаточных движений, всегда образуют не­разрывное целое с теми или иными зрительными или слуховыми образами.


При этом двигательные представления можно разделить на две группы: представле­ния о движении всего тела или отдельных его частей и речевые двигательные пред­ставления . Первые обычно являются результатом слияния двигательных ощуще­ний со зрительными образами (например, представляя себе сгибание правой руки в локте, мы, как правило, имеем зрительный образ согнутой руки и двигательные ощущения, идущие от мышц этой руки). Речевые двигательные представления являются слиянием рече-двигательных ощущений со слуховыми образами слов. Следовательно, двигательные представления бывают или зрительно-двигательными (представления движения тела), или слухо -двигательными (речевые пред­ставления).

Таким образом, все основные типы наших представлений в той или иной мере оказываются связанными друг с другом, а деление на классы или типы весьма условно.

Завершая рассмотрение классификации представлений, нам необходимо оста­новиться еще на одном, весьма важном, типе представлений - пространственных представлениях . Термин «пространственные представления» применяется к тем случаям, когда ясно представляются пространственная форма и размещение объектов, но сами объекты при этом могут представляться очень неопределенно. Как правило, эти представления настолько схематичны и бесцветны, что на пер­вый взгляд термин «зрительный образ» к ним неприменим.

Пространственные представления в основном являются зрительно-двигатель­ными представлениями, причем иногда на первый план выдвигается зрительный, иногда - двигательный компонент. При этом надо различать плоские и трехмерные (стереометриче­ские) пространственные представления.

Кроме того, все представления различаются по степени обобщенности. Представления принято разделять на единичные и общие . Единичные представления - это представления, основанные на наблюдении одного предмета. Общие представления - это представления, обоб­щенно отражающие свойства ряда сходных предметов.

Следует также отметить, что все представления различаются по степени проявления волевых усилий. При этом принято выделять произвольные и непроиз­вольные представления. Непроизвольные представления - это представления, воз­никающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека. Произвольные представления - это представления, возникающие у человека в результате волевого усилия, в интересах поставленной цели.

Представления в жизни каждого человека играют свою роль – у одних людей преобладают зрительные представления, у других – слуховые, у третьих – двигательные представления. По той роли, которую играют представления, люди, отличаются друг от друга. В зависимости от преобладающего типа представлений они разделены на 4 группы. Помимо названных выше трех групп, есть группа лиц с представлениями смешанного типа.

Если прошлый перцептивный опыт лежит в основе представлений, то основная классификация представлений строится на основе классификации видов ощущения и восприятия. Исходя из этого, выделяют такие виды представлений:

  • Зрительные представления;
  • Слуховые представления;
  • Двигательные представления;
  • Осязательные представления;
  • Обонятельные представления;
  • Вкусовые представления;
  • Температурные представления;
  • Органические представления.

Это не единичный подход к классификации представлений, так, например, Б.М. Теплов считает, что классификацию представлений можно представить по таким признакам:

  1. По содержанию. В этом плане можно выделить представления математические, географические, технические, музыкальные и др.
  2. По степени обобщенности. Здесь можно говорить о частных и общих представлениях;
  3. По степени проявления волевых усилий – непроизвольные и произвольные представления. Классификация представлений по Б.М. Теплову показана на схеме.

Зрительные представления

В ряде случаев зрительные представления могут быть очень конкретными и передающими все видимые качества того или иного предмета – его цвет, форму, объем. Во всех остальных случаях зрительных представлений преобладать будет какое-то одно качество, а другие могут отсутствовать. Как правило, зрительные представления не имеют объемности и воспроизводятся в виде двухмерной картины, которая может быть как красочной, так и бесцветной. Зависит характер зрительных представлений от содержания и практической деятельности, в ходе которой они возникают.

Например, в процессе рисования у художников возникают яркие, детальные и устойчивые зрительные образы. Для того чтобы перенести этот зрительный образ на бумагу, необходимо представление, поэтому они могут накладываться на ощущения и совмещаться с ними. Художник совмещает воображаемый образ с листом бумаги.

Представление относят к познавательным психическим процессам, поэтому в образовательном плане оно играет большую роль. Усвоение любого материала связано со зрительными представлениями, например, на уроках географии школьник представляет ту природную зону или акваторию моря, о которых идет речь, на уроках физкультуры, представляет то действие, которое надо осуществить и др.

Зрительные образы памяти у людей, потерявших зрение в раннем возрасте, будут немногочисленны. Они отражают только те предметы и явления, которые вызвали у них сильные эмоциональные переживания.

Слуховые представления

К слуховым представлениям относятся речевые представления и музыкальные. Речевые представления включают фонетические и темброво-интонационные. Представления какого-либо слова без привязки к интонации, к звуковой окраске являются фонетическими представлениями. Здесь речь идет о представлении «слова вообще».

Представления темброво-интонационные, связаны с тембром голоса, с особенностями интонации какого-то конкретного человека. Представления этого рода очень важны для целого ряда профессий – актеры, учителя и др.

Такие слуховые представления, как музыкальные – это представление последовательности звуков, их соотношение между собой по высоте и длительности, по ритму. Безусловно, что музыкальное представление очень хорошо будет развито у композиторов и музыкантов, которые способны представить звучание целого оркестра инструментов.

Двигательные представления

К двигательным представлениям относятся образы движений разной степени сложности. Они всегда связаны с реальными ощущениями, тонусом мышц. Любое двигательное представление, как показали эксперименты, сопровождается сокращением мышц. Если, например, представить, что сгибаешь в локте руку, то приборы регистрируют сокращение, происходящее в бицепсах. Более того, даже мысленно произнесенное слово, приводит к сокращению в мышцах языка, губ, гортани. Получается, таким образом, что все тело человека является моделью самого себя.

Материальной основой двигательных представлений выступают слабые двигательные ощущения.

Двигательные представления можно разделить на группы:

  • Представления о движении всего тела;
  • Представления о движении отдельных частей. Как правило, эти представления являются результатом слияния двигательных ощущений со зрительными образами;
  • Речевые двигательные представления. Эти представления есть результат слияния рече-двигательных ощущений со слуховыми образами слов.

Два первых вида по-другому называют зрительно-двигательными, третий вид – слухо-двигательным. Более сложными являются представления о движении всего тела, в сравнении с отдельными частями тела.

Все основные типы представлений в какой-то мере связаны друг с другом, поэтому деление их на классы и типы очень условно.

Пространственно-временные представления

В отдельную группу были выделены пространственно-временные представления. Это объясняется тем, что в них ясно представляются пространственная форма и размещение объектов, изменения формы и размещения во времени. При этом представлении объекты могут быть представлены схематично и бесцветно, поэтому понятие «зрительный образ» к ним неприменим. Назвать их можно «схематичные представления».

В основном эти представления являются зрительно-двигательными, в основе которых лежат зрительные и двигательные представления. Пространственно-временные представления характерны для шахматистов, которые просчитывают разные варианты развития партии. Характерны они также для тренеров футбольных команд, представляющих схемы атак и защиты при игре, водителей, оценивающих дорожную ситуацию.

При изучении физико-технических дисциплин пространственно-временные представления тоже очень важны. Физики-теоретики оперируют именно пространственно-временными представлениями. Различают плоские и трехмерные пространственные представления.

По степени обобщенности выделяют представления общие, отражающие свойства ряда сходных предметов и единичные, основанные на наблюдении одного предмета. По волевым усилиям они могут быть непроизвольные и произвольные. Классификация основных видов представлений показана на схеме.

Цель:- анализ чувственной ступени познания; изучение особенностей возникновения ощущений и формирования представлений;

Углубление и расширение знаний о динамике, развитии образов;

Формирование представлений о процессе мышления и способах решения мыслительных задач.

Вопросы:

1.Представление

1.1.Определение представления и его основные характеристики

1.2.Типы и виды представлений

1.3.Взаимосвязь представления с другими психическими процессами.

2. Ощущение

      Понятие об ощущении.

      Физиологическая основа ощущения.

      Классификация ощущений.

      Основные свойства и характеристики ощущений.

3. Воображение

3.1. Воображение как процесс преобразования представлений

3.2.Физиологическая основа воображения

3.3.Виды воображения

3.4. Возрастные особенности форм воображения.

4. Мышление

4.1. Природа и основные виды мышления

4.2 Основные формы мышления

4.3 Основные виды умственных операций

4.4.Решение сложных логических задач и творческое мышление

Основные понятия: представление,ощущение, дистанционные и контактные ощущения, экстероцептивные, интероцептивные, проприоцептивные ощущения, адаптация, контраст, пороги ощущений, сенсибилизация, галлюцинации, мышление, наглядно-образное, наглядно-действенное, словесно-логическое, интеллект, инсайт, абстрагирование, синтез, анализ, обобщение, классификация, суждение, умозаключение, дедукция, индукция, ассоциация, воображение, проекция, фантазия, мечта, агглютинация, гиперболизация, репродуктивное воображение, схематизация, типизация.

Литература: 6, 7, 18, 19, 20,26, 28

1.1 Определение представления и его основные характеристики

Представление относится к числу вторичных образов, которые, в отличие от первичных (ощущение и восприятие), возникают в сознании при отсутствии непосредственных раздражителей.

Таким образом, представление - это психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом.

1.2. Типы представлений. Можно выделить несколько типов представлений.

Во-первых, это представления памяти , т.е. представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления.

Во-вторых, это представления воображения . Представления воображения формируются на основе полученных в прошлых восприятиях информации и ее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.

Воображение не рождается на пустом месте, и если мы, например не были в тундре, то это не значит, что мы не имеем представлений о ней. Мы видели тундру на фотографиях, в фильмах.

Представления имеют свои характеристики.

1.Представления характеризуются наглядностью. Представления – это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия.

Но перцептивные образы являются отражением объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, а представления – это воспроизведение и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом.

Поэтому представления не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, – они, значительно бледнее.

2.Следующей характеристикой представлений является фрагментарность. Представления полны пробелов, отдельные части представлены ярко, другие – очень смутно, а третьи вообще отсутствуют.

Например, когда мы представляем себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспринимаем только отдельные черты, те, на которых мы фиксировали внимание.

3.Не менее значимой характеристикой представлений является их неустойчивость и непостоянство. Так, любой вызванный образ, или предмет исчезнет из поля нашего сознания, как бы мы ни старались его удержать.

Продуктом (конечным результатом) представления является образ-представление , или вторичный чувственно-наглядный образ предметов и явлений, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств.

От образа-представления как продукта следует отличать представление как процесс преднамеренного и произвольного создания образа и мысленного манипулирования (оперирования) им при решении различного рода задач.

Виды представлений.

Поскольку в основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится на основе классификации видов ощущения и восприятия. Поэтому принято выделять следующие виды представлений.

1.В зависимости от особенностей предмета выделяют два основных вида представлений:

- визуальные, за которыми стоит конкретный образ,

-абстрактно-логические , за которыми стоят абстрактные понятия (А. Ричардсон). Каждый из указанных видов может обладать различной степенью яркости, четкости и контролируемости.

2.Наиболее распространенной является классификация визуальных представлений по модальному признаку (Б.Г. Ананьев). Она включает зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые и органические представления.

Последние - суть представления о функциональных состояниях организма, отдельных органов и частей тела. Здесь в качестве основания классификации берется вид анализатора.

3.В соответствии с двумя основными формами существования материи выделяют такие два вида представлений, как представления о пространстве и представления о времени.

4.На основании временной отнесенности представлений была предложена классификация образов на репродуктивные и антиципирующие (предвосхищающие) (Ж. Пиаже).

В свою очередь» каждый из них может быть:

а) статическим (представление о неподвижном объекте);

б) кинетическим (представление о разных видах движения);

в) преобразующим (отражение известных человеку преобразований объектов - от отражения конечного результата до отражения всех этапов трансформации объекта из начального состояния в конечное).

1.3.Взаимосвязь представления с другими психическими процессами. Представления находятся в сложной взаимосвязи с другими психическими процессами.

ощущением и восприятием представление роднит образная, наглядная форма их существования. Но ощущение и восприятие всегда предшествуют представлению, которое не может возникнуть на пустом месте. Представление как раз и является результатом обобщения ряда существенных, а иногда и несущественных признаков объекта.

*Представления часто выступают в роли эталонов . Это обстоятельство сближает их с процессами опознания. Опознание предполагает наличие по крайней мере двух объектов - реального, воспринимаемого и эталонного. В представлениях такая раздвоенность отсутствует.

*Часто представления называют образами памяти , так как в обоих случаях идет воспроизведение прошлого опыта человека. Те и другие относятся к вторичным образам, возникающим без опоры на непосредственное восприятие.

Но в представлении отсутствуют процессы запоминания и сохранения. В процессе припоминания человек всегда осознает связь с прошлым, в представлении же помимо прошлого может отражаться настоящее и будущее.

*Очень близки к представлениям образы воображения . Воображение, как и представление, пользуется материалом, прежде полученным восприятием и сохраненным памятью.

* Образы-представления служат основой наглядно-образного мышления. В процессах мышления акцент делается на поиск и открытие нового, а в процессах представления подобная задача не ставится.

«Взаимопроникновение наглядного и обобщенного» в представлениях (Б.Г. Ананьев) составляет их отличительную особенность и позволяет говорить о представлении как о самостоятельном психическом процессе.