Твое отношения к произведению ступеньки написать. Выявление основной мысли рассказа. Тема: Н. Носов «Ступеньки»

Урок литературного чтения в 1 классе

(УМК «Начальная школа 21 века»)

Н. НОСОВ «СТУПЕНЬКИ»

Цели:

    ознакомить с содержанием произведения Н. Н. Носова «Ступеньки»;

    создать условия для развития умения давать оценку поступкам героев, навыков правильного чтения;

    упражнять в выборочном чтении;

    способствовать воспитанию интереса к детской литературе.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умеют отвечать на вопросы по содержанию текста; пересказывать небольшие по объёму тексты; оценивать литературного героя произведения по его поступкам; называть авторов и заглавия произведений, прочитанных в классе; выражать эмоции и настроение в процессе чтения.

Метапредметные:

Познавательные: общеучебные – овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – выделение существенной информации из текста; построение рассуждений.

Регулятивные: анализировать собственную работу: соотносить план и совершённые операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.

Коммуникативные: уметь описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.

Личностные: проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.; применяют правила делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением другого человека.

Оборудование: портрет Н. Н. Носова, выставка его книг; презентация.

Ход урока.

I . Организационный момент.

Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем-всем, каждому из вас. Доброе утро, ребята! И давайте поиграем в игру «Доброе утро».

Игра «Доброе утро».

Я скажу слова: «Доброе утро…»и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашет мне рукой, - значит, вы услышали и отвечаете на приветствие. Попробуем?

Доброе утро всем девочкам!

Доброе утро всем мальчикам!

Доброе утро всем, кто любит конфеты!

Доброе утро всем, кто приехал в школу на автобусе!

Доброе утро всем, кто хочет знать тему нашего урока!

II . Определение темы и цели урока.

Посмотрите на выставку книг. Книги какого писателя перед вами? (Н.НОСОВА)

Как вы думаете, о чём он пишет? (О детях, их поступках)

Назовите жанр этих произведений. (рассказ)

Перед вами зашифрованное словом, разгадайте его. Какое слово получилось?

(пенькисту)

Как вы думаете, с каким рассказом Н.Носова мы сегодня познакомимся? («Ступеньки»)

Так называется рассказ Николая Николаевича Носова «Ступеньки», с которым мы сегодня с вами познакомимся.

А что вы знаете об том писателе?

Николай Николаевич Носов родился в 1908 г. в городе Киеве в семье актёра.

В школьные годы мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку.

Увлекался многим, но в итоге окончил институт кинематографии.
Почти 20 лет Николай Николаевич был связан с кино. Он работал режиссёром. Поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов.

В годы Великой отечественной войны Николай Носов поставил несколько учебных фильмов для Советской Армии. Был награжден орденом Красной звезды (1943 г.)

Как же он стал писателем? А случилось это неожиданно: подрастал сын, постоянно требовал всё новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы.

В 1938 году был напечатан первый рассказ «Затейники». Затем появились другие рассказы.
Вскоре рассказы Носова стали печататься в одном из самых известных в то время журналов для детей – «Мурзилке».
III . Открытие нового знания.
1. Первичное чтение рассказа Н. Носова «Ступеньки» учителем
.

Понравился вам рассказ? Какой он весёлый или грустный?
- О ком этот рассказ?
2. Повторное самостоятельное чтение текста.
- А теперь давайте прочитаем рассказ по цепочке и ответим на вопросы.

3. Беседа по вопросам.

Чем похвастался Петя? Какое слово близкое по значению, вы можете назвать или заменить?(хвалиться)
- До какого числа Петя научился хорошо считать?

Что произошло на лестнице?

На какой ступеньке застрял Петя?

А какое число он забыл? (6)
- Кто нашёл выход из трудной ситуации?

Кто был старше Петя или Валя?
- Как вы думаете, нужно ли доводить начатое дело до конца, или лучше бросить, если не получается?

С кем бы из двух героев рассказа вы хотели бы дружить? Почему?
- Сколько всего было ступенек?

IV . Чтение рассказа по ролям.

V . Работа с деформированным планом текста.
- Восстановите правильную последовательность событий в тексте.

Ну, чего ты остановился? (2)
А я уже считать умею! (1)
Ну-ка, лучше снова начнём сначала. (3)
Может быть двадцать пять? (4)
Хорошо, что лестница кончилась… (6)
А дальше шесть, - сказала мама. (5)

VI . Рефлексия деятельности.

1. Блицопрос.

Как звали сестрёнку Пети?

На какой ступеньке застрял Петя?

Кто был старше: Петя или Валя?

Сколько всего было ступенек?

Что вам понравилось в характере Пети?

Можно ли научиться новому делу без настойчивости?

2. Выбор заглавия рассказа.

Выберите пословицу, которую можно сделать названием рассказа Н. Носова «Ступеньки»:

«Терпенье и труд всё перетрут»;

«Глаза страшатся, а руки делают»;

«Умел начать, умей и окончить».

Внимание! Перед вами устаревшая версия сайта!
Чтобы перейти на новую версию - щелкните по любой ссылке слева.

Николай Носов

Ступеньки

днажды Петя возвращался из детского сада. В этот день он научился считать до десяти. Дошел он до своего дома, а его младшая сестра Валя уже дожидается у ворот.

Стали они подниматься по лестнице, а Петя громко ступеньки считает:

Ну, чего ж ты остановился? - спрашивает Валя.

Ну вспоминай, - говорит Валя. Стояли они на лестнице, стояли. Петя говорит:

Нет, я так не могу вспомнить. Ну-ка, лучше начнем сначала.

Сошли они с лестницы вниз. Стали снова вверх подниматься.

Одна, - говорит Петя, - две, три, четыре, пять...

И снова остановился.

Опять забыл? - спрашивает Валя.

Забыл! Как же это! Только что помнил я вдруг забыл! Ну-ка, еще попробуем.

Снова спустились с лестницы, и Петя начал сначала:

Одна, две, три, четыре, пять...

Может быть, двадцать пять? - спрашивает Валя.

Да нет! Только думать мешаешь! Вот видишь, из-за тебя забыл! Придется опять сначала.

Не хочу я сначала! - говорит Валя. - Что это такое? То вверх, то вниз, то вверх, то вниз! У меня уже ноги болят.

Не хочешь - не надо, - ответил Петя. - А я не пойду дальше, пока не вспомню.

Валя пошла домой и говорит маме:

Мама, там Петя на лестнице ступеньки считает: одна, две, три, четыре, пять, а дальше не помнит.

Валя побежала обратно к лестнице, а Петя все ступеньки считает:

Одна, две, три, четыре, пять...

Шесть! - шепчет Валя. - Шесть! Шесть!

Хорошо, что лестница кончилась, а то бы он так и не дошел до дому, потому что научился только до десяти считать.

Название произведения: Ступеньки
Николай Носов
Год написания: 1938
Жанр произведения: детский рассказ
Главные герои: Петя - мальчик, Валя - младшая сестра

Сюжет

Мальчик Петя ходит в детский сад. Сегодня он научился считать до десяти. У ворот дома брата ждет сестренка Валя. Петя хочет поделиться с ней своими умениями в подсчете. Поэтому предлагает сосчитать ступеньки лестницы, ведущей в дом. Но вместе поднимаясь Петя досчитал только до пяти и забыл что идет дальше. Чтобы вспомнить, было решено вернуться на исходную позицию. Но это не помогло. Как не старался мальчик вспомнить, это не удавалось. Он захотел еще раз спуститься, но Валя стала жаловаться, что у нее уже болят ножки. Девочка имела план. Зайдя в дом она спросила у мамы какая цифра идет дальше. Та ответила, что шесть. Валя пошла обратно к брату и шепотом сказала шесть. Услышав это, Петя вспомнил и остальные цифры и зашел в дом. Радость, что смог сосчитать ступеньки согревала детское сердце.

Вывод (мое мнение)

Из рассказа можно научиться целеустремленности. Хотя несколько раз Петя забывал цифру, он не бросил и это занятие. Легко было просто войти в дом, но мальчик прилагал усилия. И они были вознаграждены стараниями младшей сестренки, которая протянула руку помощи брату. Поддержка семьи имеет важную роль. Узнавая что-то новое можно получить удовлетворение.

Тема: «Николай Николаевич Носов «Ступеньки».

Цели и задачи:

    познакомить с творчеством Н.Н. Носова;

    познакомить с произведением Н.Н. Носова «Ступеньки»;

    развивать умение давать оценку поступкам героев;

    упражнять в выборочном чтении;

    развивать навык правильного чтения;

    развивать устную монологическую речь;

    воспитывать интерес к детской литературе;

    использовать технологии здоровьесберегающей деятельности.

Оборудование: портрет Н. Н. Носова, выставка его книг; иллюстрации, предметные картинки; плакат «солнышки».

Формы организации учебной деятельности : фронтальные, индивидуально-обособленные, парные.

Средства обучения : учебник Букварь часть 2 А. Е. Журовой, А. О. Евдокимовой, портрет Н. Н. Носова, выставка его книг, карточки – слова для выразительного чтения, карточки с деформированным планом, солнышки.

Дидактическая цель : совершенствование навыков различных видов чтения (фронтального, выборочного чтения, чтения по ролям, выразительного чтения).

3адачи урока :

Предметные:

Познакомить с творчеством Н. Н. Носова;

Познакомить с произведением Носова «Ступеньки».

Метапредметные:

1) Личностные :

На примере главного героя показать важность доведения начатого дела до конца, добиваться успеха путем упорного труда.

2) Регулятивные :

Развивать умение давать оценку поступкам героев;

Учить анализировать и оценивать свое чтение;

Анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной деятельности;

Оценивать влияние настроения человека на его работу.

3) Познавательные :

Развивать интерес к детской литературе;

Развивать речь учащихся через словарь эмоций и чувств, словарь качеств литературного героя и нравственной оценки его поступка;

Учить анализировать и исправлять деформированный план.

4) Коммуникативные :

Создать условия для развития умения работать в паре;

Воспитывать уважительное отношение к собеседнику;

Научить приводить доказательства истинности своего мнения.

Ход урока:

I .Организационный момент.

Действительно, такое солнце приносит радость, хорошее настроение. А когда человек с хорошим настроением начинает работу, то и работа у него идет хорошо. Мне нравится ваш настрой на работу, и я оставлю это веселое солнце светить на нашем уроке.

II . Подготовительные упражнения.

1) Дыхательная гимнастика.

А сейчас, ребята, мы с вами сделаем гимнастику, которая поможет нам подготовиться к работе.

Вдох носом, выдох ртом.

Вдох носом, выдох носом.

Медленный глубокий вдох – краткий резкий выдох.

На одном вдохе произнесите несколько звуков [ф], делая короткие промежутки между звуками: ф! – ф! – ф!...

2) Игра «Составь слово».

На нашей доске вы увидели отдельные слоги. Составьте из них слова. (на доске вывешиваю слова)

СТУ – ПЕНЬ – КИ

    Как вы думаете, для чего мы составили это слово?

    Правильно, так называется произведение, которое мы будем читать на уроке.

Потрет Носова. (вывесить на доску)

III . Объявление темы урока.

Так называется рассказ Николая Николаевича Носова «Ступеньки» с которым мы сегодня с вами познакомимся.

Н а д о с к е: портрет Н.Н. Носова, выставка его книг.

Возможно, вам знакомы книги на этой выставке. Их автор Н. Н. Носов. О чём он пишет?

[О детях, их поступках. ]

    Какая же цель нашего урока?

    Познакомиться с произведением Н.Н. Носова.

Николай Николаевич Носов родился в 1908 г. в городе Киеве в семье актёра. В школьные годы мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку. Увлекался многим, но в итоге окончил институт кинематографии.

Почти 20 лет Николай Николаевич был связан с кино. Он работал режиссёром. Поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов.

Как же он стал писателем? А случилось это неожиданно: подрастал сын, постоянно требовал всё новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы. В 1938 году был напечатан первый рассказ «Затейники». Затем появились другие рассказы.

Проверим, внимательно ли вы слушали.

    Кем мечтал стать Носов в школьные годы?

    Кем он работал? (режиссером)

    Для кого он сначала писал свои рассказы? (для сына)

Мы прочитаем рассказ «Ступеньки».

IV . Работа по теме урока.

1) 1) Чтение рассказа «Ступеньки» учителем . Дети слушают чтение учителя, следят, воспринимают текст произведения. (буксир)

2) Беседа по содержания текста .

Понравился рассказ?

О ком это рассказ?

- Назовите главных героев рассказа?

3Физминутка для глаз.

4) Работа с текстом. Выборочное чтение (поиск предложений в тексте)

Что произошло на лестнице?

А какое число он забыл?

Кто нашел выход из трудной ситуации?

Как вы думаете, нужно ли доводить начатое дело до конца, или лучше бросить, если не получается?

С кем бы из двух героев рассказа вы хотели бы дружить? Почему?

6. Восстановление деформированной последовательности плана рассказа в работе в парах.

1) - Ребята, вам хорошо запомнился рассказ? Давайте проверим?

Восстановите правильную последовательность событий. Поставьте цифры в нужном порядке.

Ну, чего ты остановился? 2

Ну-ка, лучше снова начнем сначала. 3

Может быть, двадцать пять? 4

Хорошо, что лестница кончилась… 7

7) Моделирование обложки. (РАБОТА В ПАРАХ)

Что вы слушали? (рассказ)

Покажите это на модели обложки. (дети на листочках рисуют прямоугольник).

О ком этот рассказ? (о детях). Покажите это на модели. (дети раскрашивают прямоугольник жёлтым цветом).

Николай Николаевич Носов написал много интересных рассказов для детей о детях.

Как называется рассказ? Покажите заголовок на обложке.

Теперь давайте правильно назовем произведение, которое вы слушали.

(Н.Носов. Рассказ о детях. «Ступеньки».)

Ступеньки.

Вывешивается модель обложки, дети сверяют со своими листочками.

ФИЗМИНУТКА

9) Чтение рассказа по ролям.

    Кто герой рассказа? Назовите.

Как звали сестрёнку Пети?

На какой ступеньке застрял Петя?

Кто был старше Петя или Валя?

Сколько всего было ступенек?

Что вам понравилось в характере Пети?

Можно ли научиться новому делу без настойчивости?

2. Выбор заглавия рассказа?

Выберите половицу, которую можно сделать названием рассказа Н. Носова «Ступеньки»:

    Терпенье и труд всё перетрут.

    Глаза страшат, а руки делают.

Умел начать, умей и окончить.

V .Итог урока.

1. Рефлексия

    Какую цель мы ставили в начале урока? (познакомиться с рассказом)

    Достигли ли мы этой цели?

Весь урок нам светило «солнышко». Помогло ли оно вам на уроке, мы проверим. У вас два солнышка: одно – веселое, другое - грустное.

Поднимите то солнышко, что соответствует вашему настроению и проделанной работе на уроке.

У нас было одно солнышко, а теперь много веселых солнышек еще добавилось и от этого в нашем классе стало еще светлее и радостней.

Конспект урока чтения. Н. Н. Носов «Ступеньки»

Оборудование:

Портрет Н.Н.Носова,

Книги Н.Н.Носова,

Выставка детских рисунков по произведениям Н.Н.Носова,

Пазл с изображением Цветочного города,

Карточки со словами для «фотографирования»,

Карточки с условными обозначениями плана урока,

Карточки для работы в парах,

Диск с песней “В траве сидел кузнечик”,

Компьютер;

Карточки с пословицами.

Ход урока

1. Организационный момент

Задача: подготовить учащихся к работе на уроке.

2. Усвоение новых знаний

Задача: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала.

1. Определение темы:

Работа в парах. Задания на карточках разного цвета:

Красного: «Зачеркните одинаковые буквы»; (Николай)

Зелёного: «Найдите слово»; (Носов)

Жёлтого: «Зачеркните одинаковые буквы». (Ступеньки)

2. Сообщение темы.

Сегодня мы будем работать с произведением Носова «Ступеньки». (На доске портрет Н. Носова и тема урока)

А что мы знаем об этом удивительном человеке?(Ответы детей)

Учитель дополняет.

Однажды Николая Николаевича Носова спросили, почему он стал писателем: “Детским писателем я стал потому, что, когда я вырос, мне захотелось стать писателем. А стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная жизнь, и у меня было о чём рассказать людям”.В самом деле, Н.Носову “было о чём рассказать людям”. Он много знал, обладал от природы разнообразными талантами и многое в жизни ему пришлось испробовать. Родился он в Киеве в семье актёра. Окончил два института: художественный и институт кинематографии, стал работать в кино, снимать учебные, научные и мультипликационные фильмы. Во время Великой Отечественной войны Николай Носов занимался важным делом: снимал фильмы для наших солдат, за это его наградили боевым орденом Красной Звезды. Николай Носов начал сочинять сказки и рассказы просто так – для своего сынишки. А потом один свой рассказ, он назывался “Затейники”, отнёс в журнал “Мурзилка”. Рассказ напечатали. Это было в 1938 году, 73 года назад! За этим рассказом последовали другие: “Живая шляпа”, “Огурцы”, “Фантазёры”, “Заплатка”. Героями этих рассказов стали симпатичные мальчишки Мишка и Коля. Главным зачинщиком всех приключений и проказ выступает обычно Мишка, заядлый фантазёр и великий путаник. К своим затеям он подключает и друга Колю.

3 . Знакомство с планом урока.

На доске перевёрнутый пазл, на каждой его части – условное обозначение:

Работа в парах;

-«день-ночь»;

Работа над текстом;

Ответить на вопросы;

-«фотографирование»;

Чтение по ролям.

По мере выполнения работы, картинки переворачиваются. Собирается общая картина.

4. Первичное восприятие текста.

Игра «день-ночь».

5. Проверка осознанного чтения.

1.Как зовут главных героев произведения? (Петя, Валя)

2. До какого числа Петя научился хорошо считать? (До 10)

3. А какое число забыл? (6)

4. Кто помог вспомнить Пете это число? (Валя)

6. Фотографирование. (ступенька, научился, бабушка)

- Какое первое слово я показала?

Какое последнее?

Какого из данных слов не встретилось нам в произведении?

3 . Физкультминутка.

Звучит песня “В траве сидел кузнечик”.Учащиеся выполняют движения под музыку.

7. Работа над текстом

1. Чтение орфографическое и орфоэпическое.

2. Чтение предложений по его началу.

3. Нахождение в тексте слов, которые отвечают на вопросы: кто? что?

4. Чтение отрывка по ролям:

Найдите и прочитайте вопросительные предложения. Восклицательные.

А теперь прочитаем отрывок по ролям.

8. Работа над идеей произведения.

Как вы думаете, нужно ли доводить любое начатое дело до конца, или лучше бросить, если не получается?

Какая из данных пословиц подходит больше всего к данному рассказу? (Дети обосновывают свой выбор)

Трудом не наказывают, а исправляют.

Если воля тверда – цели достигнешь всегда.

9. Словарная работа.

Можно ли Петю назвать целеустремлённым? Как вы понимаете значение этого слова?

Целеустремлённый - человек, способный контролировать себя для достижения поставленных целей. Близкие по смыслу слова: увлечённый, цельный, характерный.

Картина полностью открыта.

Что здесь изображено? (Цветочный город).

Из какого произведения? (Незнайка и его друзья).

Почему на физкультминутке мы использовали песенку « В траве сидел кузнечик»? (слова написал тоже Носов).

10. Просмотр выставки книг .

Все его произведения юмористического характера. Автор обычно изображает людей, их недостатки, слабости, переживания в смешном, комическом виде. Он выражает насмешливое отношение к ним.

11. Проверка начитанности детей.

Викторина.

Из какого рассказа эти строчки:

1.) – Она жи-жи-живая! 2.) – А я раньше летать умел!

Кто живая? - А ну, полети!

Шля-шля-шляпа! - Сейчас не могу. Разучился.

Что ты! Разве шляпы бывают живые? (« Фантазёры»)

(«Живая шляпа»)

3.) Мама ушла в магазин, а Валя сказала:

Давай, Петя, сделаем себе домик как у тех поросят, что в сказке.

Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом. Мы залезли в него, а там темно-темно!

(«Затейники»)

4.) Картинная викторина.

IV. Подведение итогов урока

- Как вы думаете, почему дети любят читать книги Носова? (его рассказы весёлые и поучительные).

Попробуйте оценить свою работу: дорисуйте лицо солнышку - весёлое, если вы активно работали на уроке, часто знали ответы на вопросы, грустное, если ответы ваши чаще были неправильными.

V. Творческое задание для самостоятельного выполнения

По выбору: 1. Оформить обложку к произведению Н. Носова « Ступеньки»

Наш урок хочу закончить словами С. Михалкова:

“… Все герои Носова “как живые”, а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру и благородству”.