«Урок «Преобладание именных частей речи в тексте. Стилистика частей речи

Контрольная работа по теме: «Функциональные разновидности русского языка»

Задание 1 .Перечислите основные функции языка -

Задание 2 . Закончите предложения, указывая стиль (стили) речи

Неофициальная, непринуждённая обстановка характерна для...

Художественная образность, эмоциональность, экспрессивность - основные особенности...

Речевые штампы и клише используются в...

Широкое применение тропов, фигур речи характерно для...

Преобладание именных частей речи над глагольными (использование отглагольных существительных) - признак...

Использование восклицательных предложений, риторических вопросов, обращений, обратного порядка слов (инверсии), предложений с рядами однородных членов характерно...

Общественно-политическая, книжная лексика используется в...

Обобщённо-отвлечённый характер изложения, логичность, точность конкретность, отсутствие образности - основные особенности...

Сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать указания, инструкции – задача...

Эмоционально-оценочная и эмоционально-экспрессивная лексика используется в...

Употребление единственного числа в значении множественного является одним из признаков...

Воздействие на читателя, формирование определённого отношения к тем или иным проблемам жизни, побуждение к действию – задача

Задание 3. Распределите данные ниже слова в соответствии с их принадлежностью к той или иной разновидности языка: постановление, заметка, учебник, повесть, законы, расписка, справочное пособие, интервью, драма, роман, репортаж, научная монография, заявление, автобиография, энциклопедическая статья, отзыв, басня, пословица, характеристика, объявление загадка, публичное выступление, научный доклад.

Задание 4 . Произведите стилистический анализ текста.

Вариант 1

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в неё. С середины неба глядит месяц. Необъятный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. …Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь! И вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что и месяц заслушался его посреди неба… (Н.В. Гоголь.)

Вариант 2.

Память и знание прошлого наполняют мир, делают его инте­ресным, значительным, одухотворенным. Если вы не видите за окружающим вас миром его прошлого, он для вас пуст. Вам скучно, вам тоскливо, и вы в конечном счете одиноки…

Пусть дома, мимо которых мы ходим, пусть города и села, в которых мы живем, пусть даже завод, на котором мы работаем, или корабли, на которых мы плаваем, - будут для нас живыми, то есть имеющими прошлое! Жизнь - это не одномоментность существования.

Будем знать историю - историю всего, что нас окружает в большом и малом масштабах. Это ведь четвертое, очень важное измерение мира.

Но мы не только должны знать историю всего, что нас окружает, но и хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего.

…Дети и молодые люди особенно любят обычаи, традиционные празднества. Ибо они осваивают мир, осваивают его в традиции, в истории. Будем же активнее защищать всё то, что делает нашу жизнь осмысленной и одухотворённой. (Д.С.Лихачёв.)

Контрольная работа по теме: «Функциональные разновидности языка »

8 класс /по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова/

Задание 1.Перечислите основные функции языка- ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Закончите предложения, указывая стиль(стили) речи

Неофициальная, непринуждённая обстановка характерна для __________________________________

Художественная образность, эмоциональность, экспрессивность- основные особенности ______________________________________________________________________________________

Речевые штампы и клише используются в ______________________________________________________________________________________

Широкое применение тропов, фигур речи характерно для ____________________________________

Преобладание именных частей речи над глагольными(использование отглагольных существительных)- признак______________________________________________________________

Использование восклицательных предложений, риторических вопросов, обращений, обратного порядка слов(инверсии),предложений с рядами однородных членов характерно ______________________________________________________________________________________

Общественно-политическая,книжная лексика используется в ______________________________________________________________________________________

Обобщённо-отвлечённый характер изложения, логичность, точность конкретность, отсутствие образности- основные особенности _______________________________________________________

Сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать указания, инструкции – задача ______________________________________________________________________________________

Эмоционально-оценочная и эмоционально-экспрессивная лексика используется в ______________________________________________________________________________________

Употребление единственного числа в значении множественного является одним из признаков ______________________________________________________________________________________

Воздействие на читателя, формирование определённого отношения к тем или иным проблемам жизни, побуждение к действию – задача ___________________________________________________

Задание 2.

Распределите данные ниже слова в соответствии с их принадлежностью к той или иной разновидности языка: постановление, заметка, учебник, повесть, законы, расписка, справочное пособие, интервью, драма, роман, репортаж, научная монография, заявление, автобиография, энциклопедическая статья, отзыв, басня, пословица, характеристика, объявление загадка, публичное выступление, научный доклад.

Задание 3.Произведите стилистический анализ текста.(1 вариант)

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в неё. С середины неба глядит месяц. Необъятный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. …Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь! И вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что и месяц заслушался его посреди неба… Н.В. Гоголь.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.Произведите стилистический анализ текста.(2 вариант)

Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворенным. Если вы не видите за окружающим вас миром его прошлого, он для вас пуст. Вам скучно, вам тоскливо, и вы в конечном счете одиноки…

Пусть дома, мимо которых мы ходим, пусть города и села, в которых мы живем, пусть даже завод, на котором мы работаем, или корабли, на которых мы плаваем, - будут для нас живыми, то есть имеющими прошлое! Жизнь - это не одномоментность существования.

Будем знать историю - историю всего, что нас окружает в большом и малом масштабах. Это ведь четвертое, очень важное измерение мира.

Но мы не только должны знать историю всего, что нас окружает, но и хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего.

…Дети и молодые люди особенно любят обычаи, традиционные празднества. Ибо они осваивают мир, осваивают его в традиции, в истории. Будем же активнее защищать всё то, что делает нашу жизнь осмысленной и одухотворённой. / Д.С.Лихачёв/

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Напишите мини-сочинение по одному из высказываний,приведённых ниже. Объясните, как вы понимаете смысл данного высказывания. Свою точку зрения аргументируйте.

Язык не может быть плохим или хорошим... Ведь язык - это только зеркало. То самое зеркало, на которое глупо пенять. - С. Довлатов

Русский язык в умелых руках и в опытных устах- красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. А.И.Куприн

По сути, для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться также неприлично, как не уметь читать и писать. А.П.Чехов

Не всегда говори, что знаешь, но всегда знай что говоришь. Клавдий

Говорить не думая - все равно что стрелять не целясь. Сервантес.

План стилистического анализа текста

Экстралингвистический анализ текста.

Вид речи (монолог, диалог, полилог).

Форма речи (устная или письменная).

Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение).

Сфера применения функциональной разновидности языка.

Лингвистический анализ текста.

Стилистические функции и особенности лексико-фразеологических средств текста.

Особенности и стилистические функции словообразовательных средств текста.

Особенности синтаксических средств и их стилистическая роль.

Средства создания образности и экспрессивности текста.

Индивидуальность слога (приемы, отступления от норм и т.п.)

III. Вывод: функциональный стиль текста, подстиль, жанр.


17
Тема: Преобладание именных частей речи в тексте
Цели:
- продолжить знакомство учащихся с морфологическими средствами выразительности (изобразительно-выразительное использование имени существительного в художественной речи);
- формирование у учащихся умений видеть морфологические средства выразительности (экспрессивную функцию частей речи) в контексте и использовать их в собственной речи;
- знакомство учащихся с экспрессивной ролью категории падежа иментсуществительных;
- воспитание потребности в совершенствовании собственной речи.
Оборудование: текст для анализа (распечатан)

1.Оргмомент.Целеполагание.
- Сегодня мы продолжаем знакомство с морфологическими средствами выразительности,
вспомним, о чем шла речь на прошлом уроке?
(Об экспрессивной роли глагола в поэтических текстах, о приеме безглагольности)
2.Проверка домашнего задания.
Исследовательское задание: сравнить прозаический текст (описание бурана в степи и провинциальной жизни в Белогорской крепости из «Капитанской дочки» А.С. Пушкина) и выявить количество глаголов и глагольных форм в названных отрывках.
(В тексте, где описывается буран в степи, содержится большое количество глаголов. Частое употребление глаголов передает быструю смену действий, состояний. Придает повествованию динамичность. Глагольных форм мало в тексте, где описывается провинциальная жизнь в крепости, здесь изображена «статичная» картина.)

3.Объяснение нового материала.
(О насыщение текста именами существительными – средство языковой выразительности.)
На прошлом уроке мы анализировали знаменитые стихотворения А.Фета и сделали вывод, что безглагольность текстов не мешает автору передать динамику жизни, ее пульсирующий ритм.
Итак, насыщение текста именами существительными может стать средством языковой изобразительности.
1) Анализ поэтического текста, где изображена динамика жизни
- Выразительно вслух прочитайте отрывок из романа А. Пушкина «Евгений Онегин».

вот уж по Тверской
Возок несется через ухабы.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки,фонари,
Дворцы,сады,монастыри,
Бухарцы, сани,огороды,
Купцы,лачужки, мужики,
Бульвары, башни,казаки,
Аптеки,магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.

Чем необычен этот текст?
(Насыщение именами существительными)
- Какова роль этого средства языковой изобразительности в данном тексте?
(Насыщение текста именами существительными помогает описанию деталей, которые зримо и образно рисуют путешествие героя по улицам Москвы)
- Какая картина возникает в вашем воображении?
(Создается ощущение динамизма, движения, быстрой смены картин, все мелькает перед глазами.)
2) Анализ поэтического текста, где изображается статическая картина.
На каждом столе стихотворение К.Д.Бальмонта «Родное»:
Аллеи рек. Зеркальности озер.Хрустальный ключ. Безгласные затоны.Живая сказка – страшный темный бор.Его вершин не молкнущие звоны
Воздушность ив. Цветы родных полейАпрельский сон с его улыбкой маю.Я целый мир прошел в мельканье дней,Но лучше вас я ничего не знаю.
Прочитайте стихотворение (читает стихотворение ученик, который умеет хорошо читать).
-Какое значение придают существительные стихотворению? (В стихотворении практически нет действия. Существительные передают недвижность, неизменность, постоянство, тишину, вечную красоту русского пейзажа. Его «безглагольность» противопоставлена в стихотворении «целому миру».)
3) Экспрессивное использование категории падежа имени существительного.
Языковой анализ басни И.А. Крылова
Так конструкция с творительным сравнения создает особую живописность, непринужденность описанию. Сравните, к примеру, стилистические и смысловые различия выражений петь щегленком и петь как щегленок. Не случайно именно конструкцию с творительным сравнения мы находим в басне И.А. Крылова «Скворец»: она лаконична и образна.
Какой-то смолоду Скворец
Так петь щегленком научился, как будто бы щегленком сам родился.
Игривым голоском весь лес он веселил.
И всякий Скворушку хвалил.
Иной бы был такой доволен частью;
Но Скворушка завистлив был, к несчастью,-
И думает: «Постойте же, друзья,
Спою не хуже я
И соловьиным ладом».
И подлинно запел,
Да только лишь совсем особым складом:
То он пищал, то он хрипел,
То верещал козленком,
То не путем
Мяукал он котенком;
И, словом, разогнал всех птиц своим он пеньем.
Мой милый Скворушка, ну, что за прибыль в том?
Пой лучше хорошо щегленком,
Чем дурно соловьем.
- Прочитайте текст, установите его основную мысль.
- Найдите в тексте фонетические, словообразовательные и лексические средства выразительности.
- Попробуйте проанализировать некоторые морфологические средства выразительности. Для этого выпишите из текста словосочетания, соответствующие схеме: глагол и сущ.. ТВ. П. Докажите, что выписанные вами словосочетания предают разные значения: 1) творительный сравнения (петь соловьем);2) творительный орудия или средства (взмахнуть крылом, рубить топором);3)творительный образ действия без сравнительного оттенка (ехать поездом).
- Покажите, что творительный сравнения можно заменить сравнительным оборотом. В каком из этих вариантов усиливается экспрессия и образность текста? Докажите. Сделайте вывод об изобразительных возможностях формы творительного падежа со значением сравнения.
4) Закрепление. Самостоятельная работа.
- Найдите примеры использования творительного сравнения в изобразительных целях.
1) У богатого мужика борода помелом, у бедного клином (поговорка) 2) Нос крючком, борода клочком (посл.); 3) И точно: конь передо мною; Скребет копытом, весь огонь, Дугою шея, хвост трубою (А. Пушкин); 4) В ожиданье конь убогий, Точно вкопанный стоит, Уши врозь, дугою ноги И как будто стоя спит (А. Майков); 5) Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом (К. Ушинский); 6) Вот повел Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой, бородатый, она махонькая и носишко пуговкой (П. Бажов); 7) А пригожая эта девчонка – и сказать нельзя. Глаза звездой, брови дугой, губы – малина. И руса коса трубчатая через плечо перекинута. А в косе лента синяя (П. Бажов); 8) Пошла бы, баба! – закричали ей тут же бороды заступом, лопатой и клином (Н. Гоголь); 9) В сапогах бутылками, квасом припомажен, С новою гармоникой Стоит под крылечком (А. Блок).
5) Исследование на основе предложенных художественных текстов.
(Об экспрессивной роли имен прилагательных их функции в создании поэтических тропов (прежде всего эпитетов)

а) - Обратимся к стихотворению З. Гиппиус «Все кругом». Учитель читает текст.
Все кругом
Страшное, грубое, липкое, грязное,
Жеско-тупое, всегда безобразное,
Медленно-рвущее, мелко-нечестное,
Скользкое, стыдное, низкое, тесное,
Явно-довольное, тайно-блудливое,
Плоско-смешное и тошно-трусливое,
Вязко, болотно и тинно застойное,
Жизни и смерти равно недостойное,
Рабское, хамское

Но жалоб не надо; что радости в плаче?
Мы знаем, мы знаем: все будет иначе.

Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Неприятные чувства. Наверное, здесь говорится о не самых хороших отношениях между людьми, но есть надежда все будет иначе.)
-В чем необычность языка стихотворения?
(Оно не только состоит из одних прилагательных (существующих в языке и придуманных автором), но они и расположены особым образом: каждое новое, прибавляя штрих к предыдущему, становится характерной деталью изображаемого)
- Чему все-таки посвящено стихотворение?
(Поскольку «определяемое слово» не названо, а скрыто в подтексте, то создается впечатление некой тайны, многомерности содержания. Поэтесса здесь высказала (естественно, на материале русской жизни) мысль о несовершенстве человеческого «я» и его земного общества Замысел стихотворения проявляется в конце повествования, глее однотонное движение темы сменяется эмоционально-напряженным мотивом, раскрывающим неугасимую надежду человека на изменение сложившегося миросостояния.
- Какова же роль прилагательных в тексте этого стихотворения?
(Имена прилагательные выполняют ведущую сюжетную роль)
б) Стихотворение К. Бальмонта является блестящей иллюстрацией использования эпитетов из тройного сочетания слов:
Волны морей, беспредельно-пустынно-шумящие,
Бог-океан, многогласно-печально-взывающий,
Пенные ткани, бесцельно-воздушно-летящие,
Брызги с воздушностью, призрачно-сказочно-тающей.
Горькие воды, туманно-холодно-безбрежные,
Долгий напев, бесконечно-томительно-длительный,
Волны морей, без конца- без конца-безнадежные,
Бог-океан, неоглядно-темно-упоительный.
(В стихотворение велика роль сложных прилагательных в передаче сложных ощущений, настроений автора, тончайших оттенков изображаемого)
6. Подведение итого урока
7. Рефлексия

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ НАУЧНОГО СТИЛЯ

Цель урока:

Обобщить и углубить знания по теме «Основные признаки научного стиля»;

Задачи урока:

Закрепить знания о строении текста;

Проверка орфографических и пунктуационных навыков, подготовка к ГИА; - развитие речевых навыков учащихся.

Оборудование: тексты и ёва о русском языке;

видеосюжет «Наш любимый школьный двор»

I. Погружение в тему урока.

Учитель читает фрагментарно рассказ «Жалобная книга»

Что вызвало вашу улыбку?

Каким лингвистическим явлением можно объяснить иронию автора?

Вы правы, смешение стилей, неоправданное употребление слов, оборотов речи одного стиля взамен другого вызывает не только улыбку, но и огорчение, досаду. Чтобы подобного не случилось с вами, продолжим изучение функциональных стилей. Запишите тему урока «Основные признаки научного стиля»

II. Сопоставительный анализ текстов:

А. Прочитайте. Какой из текстов написан в научном стиле?

1. … Что такое язык… для чего дано слово? Язык есть, бесспорно, форма, тело, оболочка, мысли… Отсюда ясно, что, чем богаче тот материал, те формы для мысли, которые я усваиваю себе для их выражения, тем я буду счастливее в жизни, отчётнее и для себя, и для других, понятнее себе и другим, владычнее и победительнее; тем скорее скажу себе то, что хочу сказать, тем глубже скажу это и тем глубже сам пойму то, что хотел сказать, тем буду крепче и спокойнее духом – и, уж конечно, тем буду умнее <…> Понятно, что, чем гибче, чем богаче, чем многоразличнее мы усвоим себе тот язык, на котором предпочли мыслить, тем легче, тем многоразличнее и тем богаче выразим нашу на нём мысль.

2. Язык представляет собой сложное устройство, которое может быть рассмотрено с разных точек зрения, в соответствии с чем и выделяются различные единицы языка. Звуки, слова и морфемы , сочетания слов и предложения выступают как разнородные элементы общей системы языка, которую часто называют «системой систем». Наука о языке расчленяется на ряд хотя и взаимосвязанных, но самостоятельных разделов, среди которых фонетика , грамматика (морфология и синтаксис), лексикология, словообразование , этимология, стилистика, диалектология и т. д. В рамках каждого из этих разделов возможно как описательное, так и историческое изучение языка.

В. - Подчеркните термины. Каким из них вы можете дать развёрнутые определения?

Проанализируйте состав предложений в этом тексте: простые или сложные преобладают?

Проанализируйте порядок слов в предложениях: как отражается в них движение мысли от известного к неизвестному, где в предложениях стоят наиболее важные по смыслу слова?

III . Изучение нового материала.

Прочитайте текст на страницах учебника 61-62 изучающим чтением. Воспроизведите прочитанное в формате таблицы

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ

Сфера применения

Лекции, доклады, научные труды, ответы учащихся на уроках

Особенности

Логичность, точность, однозначность, объективность

Сообщить и аргументировать научную информацию

Языковые средства

Абстрактные существительные, научные термины, речевые клише;

Преобладание именных частей речи над глагольными;

преобладание сложного синтаксиса.

Типы речи

Рассуждение, описание

Статьи, диссертация, аннотация, резюме, рецензия

IY. Закрепление полученных знаний с выходом на перспективу (задания по типу ЕГЭ)

А. Работа с учебником – упр. 137

Прочитайте предложения. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?

Ответ: 3 – 2 – 6 – 5 – 4 -1

Y. Домашнее задание

Рассуждение в соответствии научному стилю «Нуждается ли русский язык в защите?»

YI. Найдите в тексте упражнения обособленные члены предложения, выпишите причастия и запишите их, используя приём поморфемного письма:

Если когда-нибудь космический путешественник ступит на поверхность Плутона, то перед ним должен открыться пейзаж, напоминающий Антарктиду во время полярной ночи.

За-морож-енн-ым; на-помин-а-ющ-ий; им-е-ющ-ий

При необходимости воспользоваться таблицей «Обособление причастного оборота» ЦОРы-http://files. school-collection. *****/dlrstore/1ee2a-4d83-b717-10e2be9a4efe/_

Запишите следующие слова:

Гипотеза, тезис, монография, аллитерация, вердикт , коммюнике, конференция, резюме, форум, конгресс, ассонанс, транскрипция, ассимиляция , фонема , гипотенуза, параллельные прямые.

Сгруппируйте слова по признаку «Сфера применения»

Орфографический диктант проводится при условии высокой продуктивности деятельности обучающихся