Уваров сергей семенович краткая биография. Уваров, граф сергей семенович

Родился в дворянской семье. Получил прекрасное домашнее образование, став знатоком древних и новых языков, европейской культуры; обладал литературным талантом.

В 1801 поступил на службу в Министерство иностранных дел.

В 1806 стал дипломатом при Венском дворе, затем секретарем рус. посольства в Париже. Дружил с Гете, Гумбольдтом и др. известными писателями и учеными. Сам писал ученые труды по филологии и античности на французском и немецком языках. Разорение семьи Уварова сделало невозможным продолжение успешно начатой карьеры. В 1810 браком по расчету с дочерью министра просвещения А.К. Разумовского Уваров не только поправил свои финансовые дела, но и получил пост попечителя Петербургского учебного округа, чин действительного статского советника.

В 1811 Уваров стал почетным членом Петербургской академии наук.

Уваров был инициатором создания литературного общества "Арзамас" (1815 год), в которое входили В.А. Жуковский, Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин, А.И. Тургенев и др. Он держался в ту пору либеральных воззрений и в кругу "Арзамаса" был своим человеком. Высоко ценивший Уварова М. М. Сперанский называл его "первым русским образованным человеком".В 1816 году Уваров был назначен попечителем Санкт-Петербургского учебного округа, а через два года - президентом Академии наук; его ученые сочинения, писанные по-французски ("Об Элевзинских мистериях", "Император Александр и Бонапарт"), сочинения по античной культуре, снискали ему почетную известность.

Назначенный в 1818 году президентом Академии наук, Уваров выступил с либеральной речью, за которую, по ядовитому замечанию литератора Н.И. Греча, впоследствии он "сам себя посадил бы в крепость". На этом посту Уваров содействовал успешной деятельности академии.

В 1821, когда Александр I в своей политике стал опираться на А.А. Аракчеева, Уваров был уволен c поста попечителя столичного учебного округа. Мечтавший о продолжении карьеры, Уваров принял назначение директором департамента мануфактур и внутренней торговли, а также заемного и коммерческого банков, т.е. согласился заняться деятельностью, в которой ничего не понимал и поэтому готов был выполнять любые услуги, лишь бы вышестоящие оценили его преданность. Осторожный либерал в прошлом, Уваров превратился в охранителя существующего порядка. В 1826 был назначен сенатором и членом Государственного совета. В 1820-е годы Уваров занимал пост директора Департамента мануфактур и торговли.

В 1827 году, когда Пушкин вернулся в Петербург, Увароввозобновил знакомство с поэтом. Он выказывал Александру Сергеевичу расположение: поддержал перед Бенкендорфом проект издания газеты "Дневник" (лето 1831), в лестных выражениях представил Пушкина студентам Московского университета (сентябрь 1832), подал свой голос за избрание его в члены Российской академии (декабрь 1832).В 1831 подал Николаю I записку, в которой высказал близкую имп. мысль, обосновывавшую необходимость просвещения крепостных крестьян до их освобождения. "Восхищенный, прекрасными, истинно народными стихами" оды "Клеветникам России", Уваров перевел ее на французский язык. Пушкин благодарил его письмом от 21 октября 1831 года: "Стихи мои послужили Вам простою темою для развития гениальной фантазии. Мне остается от сердца Вас благодарить за внимание, мне оказанное, и за силу и полноту мыслей, великодушно мне присвоенных Вами".В 1832 был назначен товарищем министра просвещения; выступая против любого проявления свободомыслия, подал Николаю I записку с обоснованием образования юношества "с теплою верою в истинно русские хранительные начала Православия, Самодержавия и Народности, составляющие последний якорь нашего спасения".В 1833 был назначен министром народного просвещения, председателем Главного управления цензуры. Отстаивал принцип сословности образования, ужесточил цензуру. Был одним из гонителей А.С. Пушкина, выступая с нападками на поэта.

В 1846 удостоен графского титула. Занятая Уваровым во второй половине жизни позиция исключительного патриотизма и служения Отечеству дала повод для злословий разного рода деятелям либеральных воззрений, как современникам, так проявившим себя после смерти Уварова. Например, историк С.М. Соловьев давал Уварову исключительно критические оценки:"В этом человеке способности сердечные нисколько не соответствовали умственным... При разговоре с этим человеком, разговоре очень часто блестяще-умном, поражали, однако, крайнее самолюбие и тщеславие". Или еще хлеще: "Люди порядочные, к нему близкие, одолженные им и любившие его, с горем признавались, что не было никакой низости, которой он не был в состоянии сделать, что он кругом замаран нечистыми поступками". Очевидно, что личные качества Уварова описаны в столь резких тонах из-за его общественной позиции.

25 августа (5 сентября) 1786 г. в Москве родился Сергей Семёнович Уваров, русский антиковед и государственный деятель, министр народного просвещения Российской империи (1833-1849), граф (1846), почётный член (1811) и президент (1818-1855) Российской Академии наук.

Уваров являлся потомком старинного русского дворянского рода, известного в России с XV в. Его отец был адъютантом Г. А. Потёмкина . Сергей Уваров получил блестящее домашнее образование, серьёзно изучал историю античности и древние языки, слушал лекции в Гёттингенском университете в Германии.

В 1801 г. Уваров поступил на службу в Коллегию иностранных дел юнкером и вплоть до 1810 г. работал дипломатом: служил в русских посольствах в Вене и Париже. Во Франции ему довелось познакомиться со многими выдающимися людьми: немецким учёным А. Гумбольдтом, писателем и мыслителем И. Гёте, французской писательницей Ж. де Сталь.

В 1810 г. Сергей Семёнович оставил дипломатическую службу и был назначен попечителем Санкт-Петербургского учебного округа и членом Главного правления училищ. К этому времени относятся и его первые литературные опыты. Он издал несколько брошюр на французском языке, в которых пытался объяснить причины победы России над Наполеоном в войне 1812 года. Его учёные труды «Об Элевзинских мистериях», «Император Александр и Бонапарт», сочинения по античной культуре, снискали ему вскоре известность.

В 1818 г. Уваров был избран президентом Академии наук и занимал эту должность до конца своих дней.

В 1822 г. Уваров был назначен директором Департамента мануфактур и внутренней торговли Министерства финансов, а через год - управляющим Государственным заёмным и Коммерческим банками. С 1826 г. он участвовал в разработке Цензурного устава 1828 г. Кроме этого, Уваров основал знаменитое литературное общество «Арзамас» (1815-1818), которое объединяло в основном столичных литераторов (среди членов Общества были К. Н. Батюшков, Д. Н. Блудов , П. А. Вяземский , Д. В. Дашков, В. А. Жуковский, В. Л. Пушкин), последователей и защитников литературно-эстетических взглядов историка Н. М. Карамзина .

Будучи президентом Академии наук, Уваров содействовал успешной деятельности научного учреждения. В начале 1830 г. были утверждены «Дополнительные пункты к Академическому Регламенту 1803 г.», благодаря которым увеличилась численность академиков, а также проведено новое разделение по наукам в связи с развитием научных направлений. На базе огромного академического музея, размещённого в здании Кунсткамеры, было образовано восемь различных по своему профилю музеев. 8 (20) января 1836 г. Императорская Академия наук по распоряжению Николая I получила новый Устав и Штат. Формирование структуры Академии наук при С. С. Уварове завершилось её соединением с Российской академией и разделением ведущего научного учреждения на три отделения: физико-математическое отделение, отделение русского языка и словесности, историко-филологического отделения.

В 1833 г. Уваров был назначен товарищем министра народного просвещения. Выступая против любого проявления свободомыслия, он подал императору Николаю I записку с обоснованием образования юношества «с теплою верою в истинно русские хранительные началаПравославия, Самодержавия и Народности , составляющие последний якорь нашего спасения». Спустя год чиновник стал министром народного просвещения и председателем Главного управления цензуры; отстаивал принцип сословности образования, ужесточения цензуры.

На посту министра народного просвещения Уваров стремился усилить правительственный контроль над университетами и гимназиями. Вместе с тем при нём было положено начало реальному образованию в России, и восстановлена практика командирования учёных за границу. Однако во время революций 1849 г. министр инспирировал публикацию статьи в защиту университетов, которая крайне не понравилась русскому императору. После этого Уваров ушёл в отставку.

За преданную службу своему Отечеству Уваров имел многочисленные награды: ордена Святого Владимира , Св. Анны, Белого Орла, Св. Александра Невского , Св. Андрея Первозванного.

Сергей Семёнович Уваров скончался в Москве 16 (4) сентября 1855 г. и был погребён в родовой усыпальнице в селе Холм Гжатского уезда Смоленской губернии.

Лит.: Акульшин П. В. Граф С. С. Уваров и его роль в жизни российского общества // Педагогика. 1993. № 4; Биографическое известие о графе С. С. Уварове // Русский архив. 1871. № 12; Велижев М. С. С. Уваров в начале николаевского царствования: заметки к теме [Электронный ресурс] // RUTHENIA. 1999-2009. URL: http:// www. ruthenia. ru/ Push_ Chten5/ Velizhev. pdf ; Виттекер Ц. Х. Граф Сергей Семёнович Уваров и его время. СПб., 1999; Драгомир В. В. К вопросу о полемике по проблеме роли С. С. Уварова в истории России: системный компаративный анализ. М., 1998; Дурдыева Л. М. С. С. Уваров и теория официальной народности: дис. … канд. ист. наук. М., 1996; Иванов О. А. Государственная деятельность С. С. Уварова // Воронежская беседа на 1999–2000 годы. Воронеж, 2000; Он же. Идеология «Православие, самодержавие, народность» С. С. Уварова // Консерватизм в России и мире: прошлое и настоящее: Сб. научных трудов. Вып. 1. Воронеж, 2001; Исабаева Л. М. Общественно-политические взгляды С. С. Уварова в 1810-е годы // Вестник Московского университета. Сер. 8: История. 1990. № 6; Парсамов В. С., Удалов С. В. Сергей Семёнович Уваров // Уваров С. С. Избранные труды. М., 2010; Петров Ф. А. Исторические взгляды С. С. Уварова // Исторический музей - энциклопедия отечественной истории и культуры. Труды Государственного Исторического музея. Вып. 106. М., 1998; Плетнёв П. А. Памяти графа С. С. Уварова, президента Императорской Академии Наук. СПб., 1855; Погодин М. П. Для биографии графа С. С. Уварова // Русский архив. 1871. № 12; Пугачёв В. В. К вопросу о политических взглядах С. С. Уварова в 1810-е // Учёные записки Горьковского государственного университета. 1964. Сер. ист.-филол. Вып. 72; Уваров С. С. О Гёте: В торжественном собрание Императорской С анкт-Петербургской Академии наук читано президентом Академии 22 марта 1833 г. М., 1833; Хартанович М. Ф. Николай I и граф С. С. Уваров - реформаторы АН // Вестник РАН. 1995. Т. 65. № 12; Хотеенков В., Чернета В. Граф С. С. Уваров - министр-просветитель // Высшее образование в России. 1996. № 1, 2; Шевченко М. М. Записка С. С. Уварова о крепостном праве в России (1830-1831 гг.) // Русский сборник. Т. II. М., 2006; Он же. С. С. Уваров // Российские консерваторы. М., 1997; Он же. С. С. Уваров в борьбе за новый курс внутренней политики России в 1826-1832 гг. // Пётр Андреевич Зайончковский. Сб. статей и воспоминаний к столетию историка. М., 2008.

См. также в Президентской библиотеке:

Архив князя Воронцова / ред. П. И. Бартенев. Кн. 38: Бумаги фельдмаршала князя Михаила Семёновича Воронцова: переписка князя М. С. Воронцова с графами П. Д. Киселёвым, С. С. Уваровым, с С. В. Сафоновым и другими лицами. М., 1892 ;

Плетнёв П. А. Памяти графа Сергия Семёновича Уварова, президента Академии наук: Читано в торжественном собрании императорской Академии наук 29 декабря 1855 г. СПб., 1855 ;

Уваров С. С. Записка, читанная г. президентом Академии наук в общем её собрании 21 марта 1832 года [по поводу открытой Строевым речи митрополита, произнесённой при короновании царя Василия Шуйского]. СПб., 1832 ;

Уваров С. С. О преподавании истории относительно к народному воспитанию. СПб., 1813 .

Биографический словарь, т. 1-4

граф (25.08.1786 Москва - 4.09.1855, там же), гос. деятель, президент АН, пом. дир. ПБ в 1812-33.


Из дворян. Получил домашнее образование, владел европ. яз., в т. ч. древ.: греч. и лат. Службу начал в 1801 в Коллегии иностр. дел, в 1806 определен в рус. посольство в Вене, в 1809 назначен секр. посольства в Париже. Живя за границей, У. познакомился с братьями А. и В. Гумбольдтами, И. В. Гете, А. Л. Ж. Сталь и др. За границей появились и первые лит. произв. Писал тр. на рус., фр. и нем. яз. По этому поводу Гете сказал о нем: "Подобно художнику в области гармонии, он играет на различных инструментах, смотря по тому, какой лучше выражает его мысли и чувствования".

5 марта 1812 дир. ПБ А. Н. Оленин возбудил ходатайство перед министром нар. просвещения о назначении У. на должность пом. дир., как "известного по своим знаниям в науках и художествах и по особенной склонности к библиографическим занятиям". 12 марта У. утвержден пом. дир. Б-ки. В его функции входило исп. обязанностей дир. во время отсутствия последнего. Борясь с нарушителями закона об ОЭ, Оленин неоднократно обращался к У. как попечителю учеб, округа с просьбой дать указание Ценз, к-ту, чтобы на кн. указывалось не только ценз, разрешение, но и обязанность издателей представлять в ПБ два экз. При этом напоминалось, что У. как пом. дир. должен разделить с Олениным "попечение о пользе сего книгохранилища, открытого для общественного употребления". С назначением в 1833 министром нар. просвещения У. сложил с себя обязанности пом. дир., пообещав "всеми мерами способствовать к дальнейшему усовершенствованию" Б-ки. Все "положения" для посетителей Б-ки утверждались министром У. Он поддерживал ходатайства Оленина о материальных поощрениях и наградах сотр. Б-ки. В период пребывания на должности пом. дир. ПБ У. занимал разл. посты в гос. структурах. До 1821 он оставался попечителем Петерб. учеб, округа, по его "предначертанию" был основан в 1817 Гл. пед. ин-т, позднее преобразов. в Петерб. ун-т. В 1818 назначен президентом АН, в 1822-24 был дир. Деп. мануфактур и внутр. торговли, в 1823-26 - управляющим гос. заемным и коммерч. банками, в 1826 определен сенатором. В 1832 У. был назначен пом. министра нар. просвещения, а с 1833 по 1849 был министром. При нем основан "ЖМНП", стали публиковаться отчеты по упр. м-вом, учрежден ун-т в Киеве, открыт ряд учеб, заведений, возобновлен обычай командировать молодых ученых за границу. Он авт. формулы "православие, самодержавие, народность", введенной в его гр. герб и полож. в основу его деятельности по нар. образованию, что сказалось в стремлении затруднить доступ к получению образования лицам недворянского происхождения, усилить контроль над ун-тами и гимназиями. Как министр нар. просвещения У. одновременно был и начальником Гл. упр. цензуры. При нем усилились ценз, строгости: запрещалось освещать в печати крест, вопрос, запрещался ввоз в Россию фр. романов. В апр. 1834 приказал цензуровать произв. А. С. Пушкина "на общем основании" и исключил несколько стихов из поэмы "Анджело". После гибели Пушкина потребовал от цензоров соблюдения в некр. "надлежащей умеренности и тона приличия" и был недоволен "пышной похвалою", напечат. в "Лит. прибавлениях к "Рус. инвалиду"".

У. принимал участие в лит. жизни и был не чужд науч. интересам. Как знаток греч. лит., У. советовал Н. И. Гнедичу переводить "Илиаду" Гомера гекзаметром. Был частым гостем олеиинского салона, участвовал в лит. группе "Арзамас", почет, чл. ОЛРС. В 1810 опубликовал "Проект Академии Азиатской"; в 1811 избран почет, чл. АН. Будучи ее президентом, он в 1841 реорганизовал АН, влив в нее Рос. акад. в форме II Отд-ния рус. яз. и словесности (ОРЯС). При нем был значительно расширен штат академиков по естеств. и точным наукам, появились "Тр. Акад.", ежегод. "Записки" (4 сер.), выпускались "Известия" (2 отд.), возобновлен "Технол. журн.". У. был избран чл. Королевского о-ва наук в Геттингене, Акад. надписей и словесности Франции, Королевского ист. о-ва в Мадриде и др. Для изучения и публ. памятников древ, письменности и культуры в 1837 при М-ве нар. просвещения создал Археогр. комис.

Награжден орденами Андрея Первозванного, Иоанна Иерусалимского, Владимира 2-й степени, Анны 1-й степени и др. Имел чин д. т. сов.

Похоронен в церкви с. Холм Гжатского у. Смоленской губ.

Для увековечения памяти У. его сын, археолог А. С. Уваров учредил в АН Уваровскую премию, внеся в ее фонд 75 тыс. р. серебром. Премию присуждали за соч. по истории России и др. славян, стран, словесности, искусств и художеств тех же стран, а также за драм, произв. Первая премия была присуждена в 1857 почет, чл. ПБ Д. А. Ровинскому за кн. "История русских школ иконописания до конца XVIII века". В послед, годы среди награжд. премией были сотр. Б-ки В. В. Стасов, Н. П. Собко, Д. Ф. Кобеко, Н. П. Лихачев, Н. Д. Чечулин.

Соч.: Essai sur les Mysteres d"Eleusis (Paris, 1812); О преподавании истории относительно к народному воспитанию (СПб., 1813); Eloge funebre de Moreau (SPb., 1813); Empereur Alexandre et Bonaparte (SPb., 1814); Nonnos von Panopolis der Dichter (SPb., 1817); Речь президента Императорской Академии наук, попечителя Санкт-петербургского учебного округа, в торжественном собрании Главного педагогического института 22 марта 1818 (СПб., 1818); Un exarnen critique de la fable d"HercuIe commenteer par Dupuis (SPb., 1820); Ueber das vorhomerische Zeitalter (SPb., 1821); Речь президента Академии наук в торжественном собрании оной по случаю столетия 29 декабря 1826 (СПб., 1826); A la memoire de 1"Empereur Alexandre (SPb., 1826); A la memoire de 1"Imperatrice Elisabeth (SPb., 1826); A la memoire de I"lmperatrice Marie (SPb., 1828); Записка, читанная президентом Академии наук в общем ее собрании 21 марта 1832 года (СПб., 1832); О Гете: В торжеств, собр. С.-Петерб. Акад. наук, читано президентом Акад. 22 марта 1833 г. (М., 1833); Рим и Венеция, в 1843-м году (Дерпт, 1846); Штейн и Поццо-де-Борго (Дерпт, 1847); Исследование об элевсинских таинствах (СПб., 1847; Общий взгляд на философию словесности (СПб., 1848); Проект цензурного Устава, внесенный в Государственный совет гр. Уваровым в 1849 году и недоработанный Советом (СПб., 1849?); Совершенствуется ли достоверность историческая? (Дерпт, 1852); Десятилетие Министерства народного просвещения, 1833-1843: (Зап., представл. гос. имп. Николаю Павловичу министром нар. просвещения гр. Уваровым в 1843 г. ...) (СПб., 1864).

Библиогр.: РА. 1871.

Справ.: БСЭ; СИЭ; Брокгауз; Геннади; Межов. История.

Лит.: 12-е января 1843 года: 25 лет. назначения президентом АН. СПб., 1843; Плетнев П. А. Памяти графа С. С. Уварова, президента имп. Академии наук //Учен. зап. 2-го Отд-ния АН. 1856. Кн. 2, вып. 1; Давыдов И. И. Воспоминание о графе Сергее Семеновиче Уварове //Там же; Маркевич Б. Князь Григорий Щербатов о графе Уварове. М., 1870; Погодин М. П. Для биографии Сергея Семеновича Уварова //РА. 1871; Вигель Ф. Ф. Записки. Ч. 2-3. М., 1892; Иконников; Грот Я. К. Переписка с П. А. Плетневым: В 3 т. СПб., 1896; Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности министерства народного просвещения, 1802-1902. СПб., 1902; Очерки истории исторической науки в СССР. М., 1955. Т. 1; Вацуро В. Э., Гиллельсон М. И. "Сквозь умственные пло-тины". М., 1986; Уваров и Дондуков //Иезуитова Р. В., Левкович Я. Л. Пушкин в Петербурге. Л,. 1991.

100-летие. С. 62, 74, 140, 149.

Арх.: Арх. РНБ. Ф. 1, оп. 1, 1812, № 4; ЦГАЛИ. Ф. 1179; СПбФ ИРИ РАН. Ф. 136; РИМ. Ф. 17.

Иконогр.: Русские портреты XVIII и XIX столетий. СПб., 1909. Т. 5; Морозов А. В. Каталог моего собрания русских гравированных и литографированных портретов. М., 1913.

Годы жизни: 1786-1855

Из биографии

  • Уваров Семён Семёнович министр народного просвещения России в период с 1833-1849 .
  • Его деятельность происходила в период правления Николая I.
  • Являлся автором идеи официальной народности.
  • Взгляды Уварова С.С. были близки к славянофилам

Основные направления деятельности Уварова С.С. и их результаты

Одним из направлений деятельности была государственная служба.

Уваров С.С. занимал высокие посты в государстве: был действительным тайным советником, 16 лет возглавлял министерство просвещения Российской империи, с 1818-1855 г. был президентом Императорской Академии наук.

В 1833 году, будучи министром народного просвещения , Уваров разослал попечителям учебных округов циркуляр, в котором были следующие слова: «Общая наша обязанность состоит в том, чтобы народное образование, согласно с Высочайшим намерением Августейшего Монарха, совершалось в соединённом духе Православия, Самодержавия и народности ».

Триада из этого циркуляра - «Православие, Самодержавие и народность» стала сутью официальной идеологии государства.

Основные направления развития народного образования при Уварове С.С.:

  • Проведение реформы народного просвещения на русских национальных началах. Вводя в образование дух «Православия, Самодержавия и Народности», необходимо воспитывать уважение к отечественной истории, языку, учреждениям. Из образования необходимо убрать частных преподавателей и иноземных воспитателей. Оно должно носить общественный характер.
  • Уваров С.С. был уверен в том, что прогрессивное развитие общества во многом зависти от уровня образования в нём. Одна из задач просвещения — укрепление чувства национальной гордости у русских людей.
  • Усиление правительственного контроля за деятельностью университетов и гимназий
  • Положено начало реальному образованию в России
  • Восстановление практики командирования учёных за границу с целью изучения и обобщения опыта
  • Уровень образования в гимназиях и университетах вышел на европейский уровень, а МГУ стал одним из ведущих вузов Европы.
  • Сохранение православия «

Суть официальной идеологии: «Православие, самодержавие и народность»

  • Сохранение православия - наиважнейшая задача России, так как оно составляет основу культуры и жизни народа. Русский человек не мыслит своей жизни без православия, оно охватывает всю деятельность и быт. Православие было той силой, которая помогла России « устоять средь бурь и явлений». «Без любви к вере предков народ, как и частный человек, должны погибнуть; ослабить в них веру - то же самое, что лишить их крови и вырвать сердце.»
  • Самодержавие — это основа государственности. Оно “представляет главное условие политического существования России”. Любое, даже незначительное его ограничение неминуемо приведёт к ослаблению страны, снижению её могущества, нарушению внутреннего мира и спокойствия. «Русский колосс упирается на самодержавии, как на краеугольном камне; рука, прикоснувшаяся к подножию, потрясает весь состав Государственный». Именно эта мысль должна, по мнению Уварова С.С., лежать в основе воспитания.Он большое внимание уделял преподаванию истории, считая, что именно она воспитывает гражданственность и патриотизм.
  • Народность . Суть понятия народности, по мнению Уварова С.С, сводится к двум составляющим: русской нации и русскому государству как единому организму. Единство народа и государства достигается путём совместного развития. «Дух русский, здравый, высокий в простоте своей, смирённый в доблести, непоколебимый в покорности закону, обожатель царей, готовый всё положить за любезное Отечество, искони возвышал нравственные силы его».

Результатом данной деятельности стало оформление официальной идеологии в стране, дальнейшее развитие просвещения.

Другим направлением была литературно-просветительская.

Уваров входил в известное русское литературное общество «Арзамас»., которое сам же и основал в 1815 году. Общество объединяло более 20 известных писателей, поэтов (Жуковский В.И., Батюшков К.Б., Вяземский П.Я, Пушкин А.С.и др.). Большое внимание уделялось сохранению и развитию русского языка. Уваров С.С.считал, что развитие национальной культуры во многом зависит от совершенства языка.

Уваров С.С.увлекался ботаникой. В своём имении он создал удивительный по количеству видов растений ботанический сад. Учёный Александр Бунге в честь Уварова назвал одно из растений семейства Вербеновых – уваровию . И даже один из минералов тоже носит название в его честь – уваровит.

Сын Уварова — Алексей Сергеевич, в 18657 году учредил в честь отца Уваровские премии при Академии наук.

Результат данной деятельности – дальнейшее развитие культуры, приобщение её к лучшим мировым образцам.

Таким образом , Уваров С.С.- один из известных и образованных людей своего времени, человек разносторонних знаний. Занимая влиятельные посты, и прежде всего пост министра народного просвещения, он внёс значительный вклад в развитие образования в стране, в формирование официальной идеологии. А его занятия литературой, археологией и ботаникой тоже не остались без внимания, были известны не только в России, но и в Европе.

Примечание.

Данный материал можно использовать при написании исторического сочинения (задание № 25) по эпохе Николая I .

Примерные тезисы (материал к ним — в историческом портрете).

Эпоха правления Николая I

(1825-1855)

События, явления. Личности, принимавшие участие в данном событии, явлении, процессе.
Укрепление самодержавия, власти императора. Николай I, придя к власти после подавления восстания декабристов, одной из главных задач считал укрепление самодержавия, установление жёсткой дисциплины в стране.Официальная идеология «Православие, самодержавие, народность», разработанная министром просвещения Уваровым С.С ., сыграла в этом значительную роль. (Далее необходимо описать суть теории).
Дальнейшее развитие культуры. Развитие культуры, прежде всего образования, просвещения, при Николае I получило своё дальнейшее развитие. В основе его лежали принципы официальной идеологии. Воспитание патриотизма, гражданственности, любви к национальной культуре, языку — все эти мысли лежали в трудах Уварова С.С , который и на государственной службе, и в литературно — просветительской деятельности отстаивал необходимость развития культуры на национальных основах, учитывая своеобразие национальной истории и культуры.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

(1786-1855) российский государственный деятель

В российской истории граф Сергей Семенович Уваров знаменит прежде всего как автор официальной идеологии, определившей развитие русской культуры середины XIX века. Впоследствии эту идеологию назвали охранительной, а определить ее можно тремя словами: православие, самодержавие, народность. С тех пор прошло более полутора веков, но ее влияние можно ощутить и сегодня.

Сергей Уваров родился в семье видного деятеля екатерининских времен, вице-полковника лейб-гренадерского полка Сергея Уварова. Крестной матерью младенца стала сама императрица, что в значительной мере определило его дальнейшую судьбу. Впрочем, все родственники Уварова по линии отца и по линии матери были видными придворными. Один из них, князь А. Куракин, устроил Сергея на службу при дворе, и в 1803 году ему уже пожаловали чин камер-юнкера.

Как и пристало отпрыску благородной семьи, Сергей Уваров получил блестящее домашнее образование. Он изучал европейскую культуру, историю античности, знал несколько иностранных языков.

В 1801 году его зачислили на службу в Коллегию иностранных дел. В течение трех лет он оставался в России, а затем был направлен в русское посольство в Вену. В Австрии молодой дипломат продолжил самообразование, много путешествовал. Он познакомился с немецким естествоиспытателем Александром Гумбольдтом и специально ездил в Веймар, чтобы встретиться со знаменитым немецким писателем и философом Иоганном Гёте .

Через год Сергея Семеновича Уварова переводят в Париж, где он становится секретарем русского посольства. Во Франции он продолжает завязывать связи, знакомится с известной французской писательницей Жерменой де Сталь и становится постоянным посетителем ее литературного салона.

Однако неожиданно его судьба меняется: он знакомится с приехавшей во Францию графиней Е. Разумовской, дочерью одного из первых сановников империи графа Алексея Разумовского, и вскоре женится на ней. Благодаря браку он стал состоятельным человеком и мог позволить себе уволиться со службы. К тому же этот брак оказался счастливым, жена родила ему трех дочерей и сына.

Вместе с женой Сергей Уваров возвращается в Россию и по протекции тестя, занимавшего пост министра народного просвещения, становится попечителем Санкт-Петербургского учебного округа. В новой должности ему пришлось разрабатывать университетский устав и концепцию высшего образования в России.

Много времени Сергей Уваров отдает и публицистике: он выпускает несколько книг, в которых разрабатывает идеи, впоследствии ставшие основой его теории официальной народности. Наибольшей популярностью пользуется книга Уварова, в которой он анализирует причины поражения Наполеона. Одним из первых он написал, что победа над французской армией стала возможна благодаря подъему национальных сил.

Идеалом для Сергея Уварова стало единение народа и царя. В то время он осуждал любое проявление деспотизма и произвола, считая, что России необходим просвещенный монарх. Можно сказать, что Уваров занимал либеральные позиции, даже был членом литературно-художественного кружка «Арзамас», где познакомился с Василием Жуковским , Александром Пушкиным и будущими декабристами. Но он никогда не поддерживал предложений о насильственном изменении существующего в России строя.

Однако после восшествия на престол Николая I и суда над декабристами, убеждения Сергея Уварова резко меняются. Теперь он выступает против любого проявления либерализма. С его точки зрения, залогом незыблемости самодержавия является контроль над обучением молодого поколения. Но в отличие от Бенкендорфа, Уваров понимал, что репрессии не помогут. Либеральным идеям необходимо противопоставить собственную концепцию. И он начинает вырабатывать соответствующее представление, в котором обосновывает место России в мире и излагает свой взгляд на внутреннее положение в стране.

Старания Уварова были замечены. В 1826 году Николай I включает его в состав Государственного совета в качестве сенатора, чуть позже назначает товарищем (заместителем) министра народного просвещения.

Сергей Семенович Уваров впервые написал о том, что Россия является страной совершенно особенной, она не нуждается ни в каком влиянии Запада. Уникальность страны, по Уварову, заключается в том, что здесь сохраняется вера в спасительные начала, без чего она не может благоденствовать. Этими началами он считал государственное устройство, православную веру и опору на народные корни.

Теорию Сергея Уварова поддержали многие представители русского общества, в том числе император. Ему поручают составить новый цензурный устав, с помощью которого предполагалось регулировать социальную жизнь. Позже этот документ был прозван «чугунным», так как в нем запрещались малейшие проявления инакомыслия, и прежде всего - религиозное вольномыслие.

Николай I принял концепцию Сергея Уварова. В 1834 году он назначает его министром народного просвещения. В Извещении попечителям учебных округов о своем назначении Уваров писал: «Наша общая обязанность состоит в том, чтобы народное образование совершалось в соединенном духе самодержавия, православия и народности». Такова была программа его деятельности.

Но далеко не все деятели русской культуры оказались на его стороне и поддержали его начинания. Через год в журнале «Телескоп» появляется «Философическое письмо» Петра Чаадаева , автор которого впервые показал опасность изоляции России от европейской культурной жизни. Реакция властей оказалась весьма резкой: журнал был закрыт, его издатель Н. Надеждин отправлен в ссылку, а Чаадаев был объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест.

Выдвинутая Сергеем Семеновичем Уваровым триада оказалась не обычным лозунгом: в каждое из трех понятий вкладывалось строго определенное содержание. В частности, православную веру он считал единственно возможной для всех народов России. Вслед за этим начались преследования людей других вероисповеданий, в частности старообрядцев.

Самым сложным понятием в концепции Уварова оказалась народность. Парадокс заключался в том, что он заимствовал его у немецких философов и не без успеха попытался приспособить к русской ментальности.

Под народностью Уваров подразумевал насаждение патриархального образа жизни, безропотное послушание властям и царю. Он считал, что эти черты характера исконно присущи русскому человеку.

Сергей Семенович Уваров полагал, что в самой России нет причин для каких-либо серьезных конфликтов, следовательно, родное отечество превосходит все остальные европейские страны. Показательна оценка высказываний министра, которую дал Петр Вяземский в своих записных книжках. Он назвал подобные восхваления патриархального образа жизни квасным патриотизмом.

Сергей Уваров очень активно занимался усовершенствованием системы образования: он хотел, чтобы оно стало классическим, но доступным прежде всего детям дворян и чиновников. Уваров решительно пресек инициативу графа Сергея Строганова , который предлагал сделать университеты общедоступными.

Уваров одновременно занимал пост министра народного просвещения и должность президента Академии наук. Это привело к тому, что вся научная деятельность стала бюрократической, а количество естественнонаучных журналов сократилось. Любое инакомыслие считалось крамолой и не допускалось, поэтому в Академии резко снизилось количество самостоятельных проектов.

Казалось, нововведения Сергея Уварова разрушают сложившиеся нормы поведения и приводят к монополизации сознания. Но на самом деле этого не произошло, и с конца тридцатых годов разгорается полемика между западниками и славянофилами. Она оживила общественную жизнь, расширила контакты. В это же время развивается литературная критика, которая стала формировать новое мышление.

Недостатки системы Сергея Уварова стали особенно заметны после европейских революций 1848 года. Авторитет министра в глазах императора поколебался, так как ему оказалось не под силу искоренить вольнодумство в учебных заведениях. Граф тяжело переживал происходящее. 6 января 1849 года у него произошел «нервический удар», и по состоянию здоровья его вскоре отправили в отставку. Правда, Николай I лично принял его и за безупречную службу пожаловал ему орден Андрея Первозванного.

После выхода в отставку, Сергей Семенович Уваров поселяется в своем имении Холм, расположенном неподалеку от Гжатска. Там он почти безвыездно прожил пять лет и умер в 1855 году.