В гостях в украинской деревне. Архив журналиста. Фото и иллюстрации взяты из открытых источников

На выходных ездили по украинским сёлам. Не коттеджным посёлкам под Киевом, а настоящим сёлам в глуши: 100-120 км от Киева в сторону Харькова. Ниже - некоторые впечатления.

Почти все жители глухих украинских сел - крайне бедные люди. Бедность эта - не порок, а факт, в котором лучше всего проявляется реальная картина уровня жизни в стране. В городах, особенно в Киеве, - напрочь теряется связь с реальностью, а в селе она видна с первой же хаты.

Села сильно зависят от своих жителей: чем меньше уровень доверия между соседями - тем выше заборы и наоборот. В некоторых сёлах глухие заборы заменены на ограды. Соответственно, и хаты выглядят более аккуратно и празднично.

Уровень доверия в сёлах формируется исключительно живым примером и никак иначе. Чем больше для своего села делает Голова - тем быстрее люди начинают доверять друг другу и заботиться об общественных местах. Самостоятельно делать что-либо для всех, а не для себя, считается неправильно и будет воспринято с подозрением: будто вы хотите стать главным и, соответственно, воровать, как остальные.

Детям и жителям села нужно гораздо меньше для счастья, чем многим из нас

Почти везде дороги убиты настолько, что проехать по ним без последствий может только местный житель, который знает все ямы и выбоины. «Москвичи» и «Жигули», которые ползут по трассам 50 км/ч по правой, тут живо обгоняют и подрезают, лихо объезжая очередную лужу.

По дорогам можно судить о том, много ли ворует местный Голова. В некоторых сёлах, где дороги более-менее заштопаны, сразу же начинается развитие: ремонтируются клубы, открываются магазины и продуктовые лавки, растут цены на жильё. Чем больше ворует местный Голова - тем хуже дороги, хуже общественные пространства, выше заборы и быстрее село приходит в упадок.

В сёлах свой темп жизни. Люди встают рано и ложатся с закатом. Весь день пролетает в заботах о поле, домашней скотине, готовке и уборке в хате. Еду себе готовят неприхотливую, часто едят на скорую руку. Летом почти весь день проводят во дворе или на поле. Зимой сидят в хате - вяжут, вышивают, мастерят, читают, смотрят телевизор и пьют. Ходят друг к другу в гости и обсуждают местные сплетни - некий аналог социальной сети.

Пьют многие, начиная с 20 лет. Ассортимент водки в сельском магазине почти всегда превышает ассортимент хлеба или чая. Большинство по старинке пьёт самогон - водку открывают по праздникам. До сих пор принято судить о качестве алкоголя по наличию либо отсутствию головной боли на утро.

Человек с трактором - это местный Илон Маск. Считается, что трактор есть только у обеспеченных селян. Трактор приносит доход за счёт того, что его сдают в аренду - вспахивать поля. Владелец трактора всегда воспринимается чуть более продвинутым человеком, чем остальные. Если у вас есть трактор и активная жизненная позиция - вы можете стать Головой села.

В сёлах стало мало коров. Держать корову стало невыгодно и несоизмеримо тяжело в сравнении с деньгами, которые можно выручить за литр молока. Молоко сдают фермам, которые, демпингуя, опускают закупочную цену. Дошло до того, что корову многие держат только по привычке.

Шиком считается, когда приезжают дети из Киева. Это замечают соседи и видят проходящие мимо дома селяне - по припаркованному во дворе автомобилю. Марка автомобиля не играет никакой роли - для пожилых людей все иностранные автомобили восхитительны в своей недоступности.

Дети же, в свою очередь, неумело и смешно помогают родителям на полях. Вроде бы и труд копеечный в итоге, но и отказаться нельзя. Вот и стоят городские словно контуженные - с лопатами и граблями в поле. Но больше всего удовольствия такие поездки приносит внукам, которые с криками радости бегают между взрослыми. Детям и жителям села нужно гораздо меньше для счастья, чем многим из нас.

Природа летом прекрасна настолько, что сравнения трудно подобрать: здесь и Норвегия со своими мини-фьордами, и Флорида с тысячей оттенков зеленого, и Тоскана со своими желто-зелёными холмами и пасторальными домиками. Правда, виноградников нет и вряд ли когда-либо появятся. Ночь нежна и светла, над полями пшеницы - туман, вокруг абсолютная тишина - все мирно спят. Изредка деревья будит ветер и шелест листвы звучит как симфония. Звезды близки, небо ночное безгранично. В 4 кричат первые петухи и сразу начинает светать. Одну ночь мы спали в палатке - это было невероятно. Берите детей и езжайте в село. Это самый лучший подарок, который вы можете сделать своим близким и собственной нервной системе. Рекомендуем всем.

Революция на Майдане перевернула отношение людей к своей стране. Сейчас в Украине небывалый подъём патриотизма, на каждой улице флаги, в каждом городе мемориалы героям небесной сотни. Вся Украина стала жёлто-голубой.

Как это выглядит?

1 Этот сюжет я специально снимал в маленьких деревнях и городках западной Украины, подальше от Киева. Рядом границей населённых пунктов теперь часто можно встретить развевающийся флаг.

2 Флаги вообще повсюду. Не на гос учреждениях, а могут быть на любом магазине, офисном здании, кафе.

3 Делают это по разнарядке или люди самостоятельно вывешивают на своих бизнесах?

4 Скорее второе, поскольку украинские флажки часто можно встретить в салонах машин, а это сверху не навяжешь.

5 Не знаю зачем, но в стране покрашены практически все ограды мостов. Заборчики, ограждающие газоны, тоже часто покрашены в цвета государственного флага. Те, что в Москве жёлто-зелёные.

6 Появился целый жанр патриотической остановки.

7 Тут уж каждый сам, как умеет. Делают от руки. Иногда остановка диссонирует с окружающим пейзажем и является самым ярким пятном серой действительности.

8 В западных областях Украины живут очень религиозные люди, рождественские декорации на улицах и ёлки в домах стоят до праздника Срететия. Они тоже украшены флагами. Кстати, что в реальности обозначает красно-чёрное знамя?

9 В деревнях вдоль дорог можно встретить и целые “патриотические скверы”. Здесь и курган, и часовня, и памятник Шевченко, и фотографии погибших на Майдане.

10 Война на востоке Украины, АТО, тоже отражается в жизни всей страны. Солдаты - настоящие народные герои. Их приветствуют на улицах, за них молятся и иногда бесплатно кормят.

11 До фронта здесь очень далеко, но война уже отражается эхом во многих сёлах по всей стране, куда приходят гробы с молодыми ребятами.

12 Небесная сотня плотно вошла в идеологию современной Украины. Портреты и рассказы об убитых демонстрантах теперь занимают бывшие доски почёта.

13 И даже бывшие посты ГАИ.

14 Нужно рассказать про памятники Степану Бандере. Да, они есть на западе Украины. Но не везде. За всю поездку встречались раз пять.

15 Шуточки про Путина уже как-то надоели. Сувениры, высмеивающие российского президента куда-то пропали, многие самодельные граффити стёрлись от времени. Полтора года назад всё было надписях ПТН.

16 А вот флаги за это время не просто не исчезли. Кажется, их стало намного больше. Помню, когда присоединили Крым к России, по всей Москве висели флаги. Но потом как-то сошло на нет.

17 Встречаются и такие проявления любви к Родине.

Как вам вообще кажется, нужно демонстрировать такую любовь публично?




Если вбить в поисковике запрос на тему украинских сёл, поисковик выдаст противоречивый результат. С одной стороны предложит посмотреть репортажи и видеосюжеты, на которых будут красивые современные, или же старые но хорошо отреставрированные дома, ухоженные улицы, картина, в общем, радующая глаз любого городского обывателя мечтающего о своём персональном ранчо на 10 сотках, с другой – данные официальной статистики, согласно которой, с карты Украины за время её независимости исчезло более 600 населенных пунктов сельского типа с тенденцией ежегодного исчезновения в среднем еще 20 сёл и посёлков.

Данное противоречие легко объяснимо – сюжеты с красивыми домиками сняты преимущественно на Западной Украине, разруха и уныние – преимущественно восточная и центральная её части. К слову, факты регистрации новых населенных пунктов, посёлков, бывают, но опять таки – на Западной Украине.

Еще задолго до войны, в 2008 году у меня был небольшой вояж по Сумской области. Даже в крупных, по тамошним меркам, сёлах меня мучил один- единственный вопрос – как вообще тут люди то живут, вернее выживают? Сейчас, по прошествии лет, вспоминаю и думаю – ведь я там был еще не в самые плохие времена, а как же там сейчас?

Выживаем как можем, кормят нас куры, огороды, своё хозяйство. Оставлены, брошены на произвол судьбы, просить о чём-то здесь можем только Бога. Пенсия маленькая, едва хватает на лекарства, а сейчас еще и медпункт закроют, и всё. В райцентр не наездишься, да и что там скажут – бабушка, чего вы к нам приехали, нам помочь нечем, идите домой умирать…

Официальная статистика вымирания сёл необъективна, считают социологи. На Украине полно сёл, существующих только на бумаге, в которых в реальности давно уже никто не живёт. И если государство отважится почистить реестры, то с карты Украины официально исчезнет еще несколько тысяч сёл и посёлков. Множество населенных пунктов существуют лишь формально, когда на всё село проживает 10-15 человек, оставшихся там стариков.

«Когда-то здесь было хорошее село – Александровка, - тычет водитель старого грузовика пальцем то ли в небо, то ли в сторону пустыря (в зависимости от положения грузовика, то проваливающегося в яму, то наклоняющегося на правый бок). – Но старики в большинстве своем умерли, а молодежь подалась в города – искать лучшей судьбы. Сейчас в этой Александровке живут две бабушки да двое их великовозрастных племянников, пьющих все спиртосодержащее», - из интервью владельца автолавки, развозившей продукты первой необходимости по нескольким сёлам Сумской области. Интервью то было еще в 2010 году.

Я неоднократно слышал мнение самих селян о том, что вымирание сёл выгодно государству и олигархам- агропромышленникам. Мол, вот мы умрём, села не будет, государство без проблем передаст сельские земли крупным фермерам. Только в большинстве случаев, никто никому ничего не передаёт, на месте вымерших сёл со временем просто образуются пустоши с покосившимися остатками цивилизации, напоминавшими о том, что здесь когда-то жили люди. Природа берет своё, деревья прорастают сквозь крыши домов.

Одно из древнейших сёл Черниговской области, Хаиха, заброшено с 2013 года. Во всяком случае об этом говорили в соседней Парафиновке, хотя по другим данным село было заброшено еще в 2007 году, но до сих пор оно в реестрах числится действующим населенным пунктом. И таких, существующих лишь в реестрах сёл на Украине – тысячи. Хаиха была основана в 1500 году. В селе Барановке, той же Черниговской области, был прописан всего один человек по состоянию на 2014 год, а от соседнего села Лозовое вообще остался один только колодец.

Самое целое здание в Барановке - здание магазина, в нем навсегда застыли 90-е. На полу лежат этикетки еще с названиями товаров советских времен, ранние украинские ценники в «карбованцах» с астрономическими суммами: сигареты без фильтра «Ватра» стоили 9000 карбованцев, конфеты - 158 000 за кг., хлеб – 18 000 карбованцев, коробка спичек – 3000 карбованцев.

В 1993 году рост цен на Украине достиг 10 000% в год.

До госпереворота 2014 года село на Украине вымирало, можно сказать – плавно, и даже были какие-то надежды, что ситуацию можно исправить, провести территориальную реформу, поддержать малый бизнес, работающий в сельской местности, поддержать социальный сектор. Но «реформы», проведенные по требованиям МВФ, не оставили украинским сёлам, отдалённым от более-менее крупных городов, ни единого шанса на выживание. Геноцид села, говорят люди, но о нем ни слова не скажет украинская пресса. Тихая, но очень масштабная зачистка территории.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников

Если уж вести рассказы о жизни на Волыни, то они не будут полными без повествований о жизни на селе. Ибо села и деревни там до сих пор играют очень важную роль, и там по-прежнему живет немало народа. В эту нашу поездку мы проехали немало украинских сел, но наиболее подробно с местной жизнью познакомились в Новоукраинке, где сами провели несколько дней.

Новоукраинка, хоть территориально и находится в Ровенской области, располагается ближе к столице Волыни городу Луцку, от которого отстоит всего на 13 километров. Село довольно-таки большое. Вдоль единственного проходящего здесь шоссе из Луцка в Дубно оно вытянуто не меньше, чем на пять километров. Но, как принято во многих здешних деревнях и селах, дома в Новоукраинке не стоят в несколько улиц, а образуют одну или максимум две улицы, которые как раз и идут вдоль шоссе, а сразу за ними начинаются бескрайние поля, засеянные пшеницей, сурепкой, кукурузой и сахарной свеклой.


Когда появилась на свет Новоукраинка, сказать сложно, да, собственно, об этом вам вряд ли расскажет кто-то из местных. За последние сто лет здесь столько всего произошло, что все эти события напрочь перекрыли предыдущие. До 1939 года Новоукраинка вместе со всеми окрестными городами и селами входила в состав Польши. Но жили в ней совсем не поляки, точнее, поляков было не большинство. В 1919 году в этом месте возникло чешское поселение, и если походить по селу, то до сих пор можно встретить несколько чешских домов. Их тут считают самыми крепкими и по сей день, и в них до сих пор живут потомки тех чехов, либо уже новые хозяева украинцы. Хотя... как новые? После того, как в начале 1940-х годов территория перешла к Украине, сюда с приграничных польских земель стали переселяться жившие там украинцы. Времена были страшные: поляки на тех землях вовсю истребляли украинцев, украинцы на своих землях - в отместку поляков. В итоге-то, конечно, все, кто хотел и мог, перебрались, куда надо - так сказать, поменялись деревнями, но убитых с обеих сторон было очень много.

Сейчас, как я уже говорил, Новоукраинка - крупное село. Здесь есть несколько магазинов типа сельпо, кафе, церковь, почта, школа.

В советские годы здесь вовсю процветал колхоз "Прогресс", в котором, кстати, и работали почти все селяне. Но сейчас, конечно, от колхоза уже ничего не осталось, кроме вывески и фанеры с социалистическими обязательствами комбайнеров по скосу и молотьбе зерна, которую мы нашли неподалеку от наполовину сгоревшего местного клуба и все еще стоявшего рядом с ним памятник Ленину, уже из-за старости лишившегося носа и пальцев на одной из рук.

Впрочем, не так всё плохо в Новоукраинке. Колхоза, конечно же, здесь нет, но зато все его земли уже пару десятков лет назад были отданы на паях местным жителям. Вместо колхоза же теперь тут процветает агрофирма, которая арендует у населения земли и, как я уже писала, выращивает на них злаковые, кукурузу, сахарную свеклу, тыкву и сурепку, которую потом сдают на выработку биологического топлива и отправляют в Польшу.


В один из дней мы отправились погулять по Новоукраинке. Надо сказать, что в последний раз я был здесь почти шесть лет назад. И когда я увидел ее в этот раз, мне, если честно, даже сложно было сказать, в хорошую или в плохую сторону изменилось село. Сразу скажу, что никакого умирания, как это часто бывает в наших деревнях и селах, мы здесь не заметили. Дома стояли такие же крепкие и кирпичные, с покрытыми шифером крышами, как и прежде.

В садах зрели яблоки и груши, открывали свои коробочки и сыпались с веток грецкие орехи, цвели цветы, на грядках в огромных количествах лежали тыквы, кабачки, краснели помидоры, на кустах висела малина, по дворам бегали куры, гуси, индейки, в полях паслись коровы и козы.


Кое-где появились даже новые дома, а средний возраст селян был вовсе не пенсионерским, а вполне себе таким же, как и в городе: то есть, тут встречались и бабушки-дедушки, и наши ровесники, и школьники, и совсем маленькие детишки.

Хотя если уж быть до конца откровенной, то детей с каждым годом в Новоукраинке все-таки становится меньше. Например, когда в первый класс местной школы пошел мой брат Саша, а тогда шел примерно 1996 год, в их классе было около 25-30 человек. Сейчас же перваков, по словам тети-учительницы, набрали только 13. Буквально в каждом дворе, который мы проходили мимо, мы видели легковые автомобили и тракторы, а иногда даже комбайны.


То есть, народ явно не бедствовал. Но с другой стороны, от села явно не веяло аккуратностью и опрятностью. Дороги во многих местах были разбиты и на них лежали кучки навоза, заборы кое-где покосились, да и во многих дворах (их было отлично видно, ибо строить трехметровые заборы в Новоукраинке, как и в прочих волынских селах, никогда не было принято) порядком не блистали. Впрочем, надо отдать должное, в Новоукраинке мы встретили немало и красивых ухоженных домиков, за которыми их хозяева явно следили.
Чем же занимаются люди на селе? Как и прежде, несмотря на то, что жизнь за последние несколько десятков лет здесь изменилась в лучшую сторону и стала гораздо легче (к примеру, теперь во всех домах тут есть газ, вода и электричество), работа вовсю кипит. Стоило нам выйти в поле, как мы сразу увидели нескольких женщин, собиравших сахарную свеклу - буряки, как говорят, на Украине. Этой свеклы здесь было несколько гектаров, а женщины сидели и обрабатывали уже выкопанные клубни: обрезали с них ботву, очищали от земли и складывали в корзины.

Сахарную свеклу они сдают в специальные заготовительные пункты - такие мы видели и в Новоукраинке, и в Дубно, и в Млинове, и в других городках и селах, получают небольшую денежку и на нее живут. Те, у кого есть комбайны, нанимаются в бывшие колхозы и на частные поля собирать зерно. Говорят, что комбайн - это золотое дно и во время жатвы можно, если и не разбогатеть с его помощью, то, по крайней мере, немало заработать на весь будущей год. И комбайны, и комбайнеры на селе очень востребованы. У каждого тут есть свой сад, огород в несколько гектаров или даже десятков гектаров, свое хозяйство.

Люди , помимо кур, индеек, гусей и уток, как и раньше, держат коров, коз, свиней, кроликов. Что дает им такое хозяйство? Все-таки о выживании речь здесь уже не идет. Скорее, селяне продолжают вести его по привычке, так, как вели его их родители, бабушки и дедушки. Но и без напряга: да и плохо ли, на своем натуральном?..


И все же в завершении своего рассказа, я не могу не сказать и о том, что жизнь в селе на Волыни очень быстро меняется. Так, к примеру, еще несколько лет назад в соседних с Новоукраинкой Малых Дорогостаях буквально каждая семья держала по одной-две коровы. Без коровы там не мыслили своей жизни, корова была самым необходимым, что только может быть. Ведь от нее зависел достаток семьи, она была и мясом, и молоком, и сметаной, и маслом.


Теперь же коров в деревеньке не осталось ни одной. А всё почему? Да потому, что большинство ее жителей стало уезжать на заработки не только, как было раньше, в Москву, в Киев или в Польшу на несколько месяцев или на сезон, а в Евросоюз с тем, чтобы получить европейское гражданство и остаться там навсегда. Чаще всего едут в Италию и в Португалию, и обычно женщины. Занимаются там тем, что сидят со стариками и с маленькими детьми в европейских семьях, устраиваются домработницами, а затем потихонечку получают гражданство и перевозят туда же все свое семейство.

Редеют ли украинские деревни? Конечно же, не так, как наши, но все-таки такая тенденция есть. И, если так будет продолжаться дальше, то, наверное, пройдет еще пара десятков лет и жизнь, на Волыни полностью изменится. Но все-таки лично мне очень хочется надеяться, что самое лучшее, что там всегда было, что привлекало всегда в эти края - душевность и доброта местных жителей, размах украинской души, гостеприимство и человечность, - останутся. И никакие внешние факторы этого не изменят.

В этом селе живет всего 1600 человек. Радивиловский район Ровенской области. До ближайшего города (Дубно) 38 километров.

Село довольно обычное, хотя и с трагичной историей - в 1651 году поляки полностью вырезали местных жителей. Перед Берестецкой битвой отряд Вишневецкого зашел сюда, после чего в живых остались 4 человека, а все дома были разрушены. Впрочем, для этих мест вполне обычная история, именно здесь поляки особенно ожесточенно геноцидили мирное население, пытаясь подавить восстание.

Это к вопросу о геноцидах на Волыни, которые так любят вспоминать в Польше.

Но вернемся к селу и к тому, как здесь и сейчас живут люди.

У них есть газ, интернет, банк, школа искусств, несколько магазинов, две аптеки, отделение "Новой почты" и другие приятные мелочи. И это не райцентр.

2. Сельрада.

3. Перед ней площадь со сценой.

4. Магазин и полноценное отделение банка.

5. Аптека и "Новая почта".

6. Еще одна аптека.

7. Один из нескольких продуктовых магазинов.

9. Более современный "мини-маркет":

10. Внутри.

11. Сельский торговый центр - строительные материалы, семена, рыболовные товары, секонд хэнд.

12. Напротив сквер и школа искусств.

13. Надпись слева гласит, что здание отреставрировано селянами при содействии райадминистрации. На практике это означает, что местные выполнили все работы, а затем им заплатили из местного бюджета. Это обычная практика, в соседнем селе местные на своей улице проложили дорогу, бросили бетонные плиты - а затем пришли в сельраду, где им компенсировали все расходы, включая горючее, и заплатили за труд. Как-то так это все работает, потому что люди друг друга знают и могут влиять на власть.

14. А это памятник советским солдатам. Я не раз уже писал, что самые жалкие памятники советским солдатам видел на Донбассе еще до войны - они разрушались от времени и зарастали травой. На Западной Украине картина совершенно другая, все памятники подкрашены и находятся в отличном состоянии (иногда звезды заменяют на кресты). К Ленину это не относится - его нигде не встречал. Порой рядом с памятником красноармейцам ставят памятник воинам УПА, как по ссылке - http://pauluskp.com/news/4adc89871 .

15.

16. Рядом лавочки и урны.

17. Видимо, бывшая доска почета.

Сельские храмы на Западной Украине - это отдельная песня. Но местный храм даже на их фоне выделяется.

18.

19. Ворота.

20. Построен в 1933 году.

21. В руках у ангелов колосья.

22. И какое-то растение, которое я идентифицировать не смог.

23.

24. Каменный крест в память о погибших от рук поляков.

25. Такие деревянные кресты стоят повсюду у храмов и на перекрестках. Обязательные копья, молоток, клещи и лестница, напоминающие о подробностях распятия.

26. Всё продумано. На Бога надейся, а сам не плошай.

27. Даже подсветка есть.

28. Религия здесь на одном из первых мест. Сам видел как в переполненном автобусе старухи бросились уступать место молодому попу, у которого сломалась машина. К чести попа, он отказался садиться, но сама ситуация показательна.

29. Идем дальше. На Волыни селяне активно используют лошадей, так как это очень удобный и универсальный транспорт. К примеру, когда зимой заносит дороги между селами, доехать можно только на лошади. Поэтому наличие во дворе машины не означает, что там же не будет лошади.

30. Естественно, популярны и велосипеды.

31. Дорога, отходящая от главной.

32. Парикмахерская и ритуальные услуги.

33. Еще один магазин и что-то вроде кафе.

34. Кафе-бар.

35. Небольшой продуктовый магазинчик, а рядом дом владельца.

36. Местные строят не такие большие дома как на Закарпатье, где хозяева соревнуются в размерах, но большая часть комнат при этом пустует. На Волыни более практичны.

37.

38.

39.

40. Старый заброшенный дом, ему точно более ста лет.

41.

42.

43.

44. Еще один старый дом, деревянный.

45. Гнезда аистов повсюду. Если и не на каждом шагу, но встречаются точно чаще, чем бродячие собаки в городах.

46.

47. Крест у дороги. С неизменными элементами дохристианских верований.

48. Еще один.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59. Еще один магазинчик и дом владельца.

60.

61. Рядом лес. В этих лесах местные прятались от коммунистов, выстраивая в чаще целые временные хутора. Не все они были повстанцами УПА, большинство просто спасалось от репрессий и ссылки в Сибирь. Сосланы были многие. Это я передаю то, что местные рассказывают о своих бабушках и дедушках.