Владимир даль - датчанин в россии. Владимир даль - датчанин в россии Датчанин иоганн даль преуспел в изучении языков

Вариант № 1.

Определить вид сказуемого .

  1. Дом строят каменщики. 2. Дом будут строить каменщики. 3. Дом

продолжают строить каменщики. 4. Умолкли птиц живые голоса, безмолвен лес, беззвучны небеса. 5. Кончался август, но солнце продолжало безраздельно царить над заливом. 6. Болота лежали перед нами пустынные и зловещие. 7. Датчанин Иоганн Даль преуспел в изучении языков. 8. Вначале он начал изучать немецкий, французский, затем английский, русский и блестяще овладел ими. 9. Даль решил посвятить себя медицине.

Самостоятельная работа по теме «Виды сказуемых»

Вариант № 2.

Списать предложения, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Определить вид сказуемого .

1. Проза должна быть крылатой. 2. Куда-то попрятались все птицы. 3. Суда торопились уйти на север. 4. Всякая басня – иносказание. 5. Он будет у нас завтра. 6. Он будет первым. 7. Чашка оказалась разбитой. 8. Отец всё время оставался спокойным: он был уверен в искусстве лодочника. 9. Шёлк не рвётся, булат не гнётся. 10. Книга оказалась в портфеле. 11. Чашка оказалась разбитой.

__________________________________________________________________

Самостоятельная работа по теме «Виды сказуемых»

Вариант № 3.

Списать предложения, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Определить вид сказуемого .

1. Отец мой был крестьянин. 2. Он был в летах и очень тучен. 3. Где ты был? 4. Грузинские деревни издали кажутся сплошными садами. 5. Весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера. 6. Мы должны понимать друг друга. 7. Ветер встречный. 8. Точность и краткость – вот достоинства прозы. 9. Тут силой всей народ тушить пожар принялся. 10. Он был бы рад поступить в институт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

При изучении темы "Собственность.Виды собственности" проводится самостоятельная работа по определению вида собственности. Учебник Липсиц И.В.«Экономика: история и современная организация хозяйственной...

Разделы: Русский язык

Цель урока – подготовка к сочинению – рассказу биографического характера. Задачи урока:

  1. Ознакомить студентов с требованиями, предъявляемыми к сочинению-рассказу биографического характера: тип повествования, требования к структуре работы, к отбору лексики.
  2. Провести подготовительную работу со студентами на основе биографических сведений о В.И.Дале.
  3. Расширение кругозора студентов, обогащение сведений о создателе первого толкового словаря.

Вступительное слово учителя. Цель нашего урока – подготовка к сочинению, в котором вы обратитесь к собственной биографии, но изложите её не в сухих строчках документа, а в художественном стиле.

Если вдуматься, то жизнь каждого человека умещается в тире между датами рождения и смерти. Но в этом тире – самое важное для каждого из нас, в нём – вся человеческая жизнь с её взлётами и падениями, радостями и печалями, смехом и болью. В нём, в этом тире, – очень разные судьбы, потому что каждый из нас проживает жизнь по-своему.

Говорят, что человек живёт до тех пор, пока жива память о нём. А память дана каждому из нас. Что же мы храним в ней, в её самых потаённых уголках? Какие там спрятаны чувства?

Именно об этом нам предстоит подумать и написать. Но прежде чем браться за такую серьёзную работу, важно понять, что необходимо отразить в сочинениях подобного вида.

Знакомство с требованиями, предъявляемыми к сочинению-рассказу биографического характера.

Рассказ о биографии того или иного лица – это повествование монологического типа. В нём необходимо указать:

  • где и когда родился герой повествования, кто его родители;
  • когда и где начал учиться, какое получил образование;
  • когда и где начал работать, где работал, какие должности занимал;
  • каковы главные события жизни;
  • что следует считать главным делом жизни повествователя.

Следует использовать:

  • ряды глаголов-сказуемых со значением последовательности действий (родился, получил образование, служил, участвовал, ездил, объехал, вёл наблюдения...), перемежая глаголы совершенного и несовершенного вида;
  • формы слов и словосочетаний, выражающие обстоятельственные значения места и времени: родился... года, получил образование в...;
  • прямой порядок слов.

В расширенном повествовании биографического типа уместно дать:

в экспозиции краткую характеристику эпохи, перечислить основные исторические события, назвать знаменитых современников героя повествования (по возможности раскрыть отношения между ними);

в средней части повествования, где это уместно, привести необходимые оценки, суждения;

в заключении привести один – два ярких эпизода из жизни героя повествования.

Работа в группах. Класс делится на 4 группы, каждая из которых получает текст и задания к нему.

Цель работы – подготовка устного рассказа биографического характера.

1 группа. Вопросы и задания

  1. Какие сведения о семье В.И.Даля, на ваш взгляд, особенно интересны для подробного рассказа биографического характера?
  2. Расскажите о родителях Даля. Начните, например, с фразы “Несколько слов о родителях Владимира Ивановича...”

Слова для справок. Преуспевать - иметь успех в чем-нибудь; двор - в монархических странах: лица, составляющие окружение монарха (монарх - общее название царей, королей, императоров); определить - назначить; отставка-окончательное увольнение со службы; полиглот - человек, знающий много языков; ровный (в обращении) - спокойный, без резких переходов в настроении; хлопотунья (разг.) - человек, постоянно чем-то с усердием занимающийся; шумливая - разговорчивая, общительная.

Отец В.И.Даля

Иоганн Даль преуспел в науках. Сын офицера датской королевской армии Матвея Даля, он рано кончил школу у себя на родине и отправился учиться в Германию, в Йенский университет. Здесь он изучил языки: немецкий, английский, французский, русский, еврейский, латынь и греческий, причем овладел ими блестяще.

Слава о талантливом лингвисте дошла до русского двора, и Екатерина II решила пригласить Иоганна Даля в Санкт-Петербург на должность библиотекаря. Это происходило в середине 80-х годов XVIII века. Молодой ученый прибыл в русскую столицу и решил остаться в России, хотя занятиями своими был крайне недоволен...

Даль хотел выбрать самую полезную специальность. По его мнению, в те годы в России не хватало врачей. И он решил посвятить себя медицине.

Даль снова отправился в Иену, получил диплом доктора медицины и, вернувшись в Россию, больше никогда ее не покидал. С тех пор он и имя свое стал писать на русский лад: Иван Матвеев сын Даль.

Вскоре Иван Матвеевич женился на Марии Фрайтах. Молодая семья поселилась в Гатчине. Иван Матвеевич был определен лекарем в полк, которым командовал сам Павел I.

Уволившись в отставку, Даль служил затем до конца своей жизни лекарем сначала в Луганске, а затем в Николаеве и, по свидетельству современников, был замечательным и всеми уважаемым врачом.

Мать В.И.Даля

Мария Ивановна Фрайтах, мать В. И. Даля, хоть и не была полиглотом, как ее муж, но все-таки в совершенстве владела, кроме немецкого, русским, английским и французским языками. Увлечение языками было общей семейной страстью.

Основная забота о детях лежала на матери, и начальное образование они получили дома. В. И. Даль писал позже: “Мать наша была добра и разумна и лично занималась обучением нашим”.

Ласковая и мягкая по натуре, всегда ровная в обращении, Мария Ивановне любила детей, но никогда не баловала их. Это была сама доброта, и дети больше всего на свете боялись огорчить ее.

Мария Ивановна была веселая, добрая и шумливая хлопотунья. Все ладилось у нее в руках, и всему она могла научить легко и без принужденья.

Через много лет, когда Владимир Иванович Даль стал одним из лучших хирургов Санкт-Петербурга, он часто повторял, что всем обязан своей матери, приучившей его с детства ко всякой работе.

2 группа. Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте эпоху, в которую жил В. И. Даль, опираясь на следующий справочный материал о важнейших исторических событиях того времени. Назовите события, в которых он принимал непосредственное участие.

1812 г.- нашествие войск Наполеона на Россию, Отечественная война.

1825 г.- восстание декабристов на Сенатской площади в Петербурге.

1828-1831 гг.- русско-турецкая война, освобождение Болгарии от турецкого владычества.

1853-1856 гг.- Крымская война.

1854--1855 гг.- героическая оборона Севастополя.

1861 г. - отмена крепостного права в России.

3 группа. Вопросы и задания

  1. Какие сведения из предложенного вам текста показались наиболее интересными?
  2. Начните рассказ о В. И. Дале, опираясь на следующие глаголы-сказуемые со значением последовательности действий, а также обстоятельственные слова со значением времени и места. Предварительно найдите эти слова в тексте.

а. Родился, получил образование, служил, участвовал, ездил, объехал, вел наблюдения.

в. В Лугани, в Москве, в Петербургском Морском кадетском корпусе, на медицинском факультете, на флотах Черноморском и Балтийском, при Оренбургском военном губернаторе, в русско-турецкой войне, по России, всюду.

3. Расскажите о жизни В. И. Даля. Рассказ начните с фразы: “Жизнь Даля была яркой и насыщенной”.

Владимир Иванович Даль родился 10 ноября 1801 года в Лугани (в местечке, из которого вырос со временем город Луганск), умер 22 сентября 1872 года в Москве.

Жизнь составителя знаменитого “Толкового словаря живого великорусского языка” была яркой и насыщенной.

Даль получил образование в Петербургском Морском кадетском корпусе, а затем - на медицинском, факультете Дерптского университета...

Служил офицером на флотах Черноморском и Балтийском, военным врачом в сухопутных частях русской армии, чиновником при Оренбургском военном губернаторе.

Участвовал в русско-турецкой войне 1828-1829 годов, не раз отличался в сражениях.

Даль много ездил по России, несколько раз пересекал ее с севера на юг и с запада на восток, объехал Прибалтику и Белоруссию, Молдавию и Украину, Приуралье и Поволжье, Башкирию и Казахстан. И всюду, где ему случалось жить и бывать, он неизменно вел наблюдения как этнограф, натуралист, статистик.

Даль понимал толк в земледелии и торговле; коневодстве и рыболовстве; возведении домов и судостроении; он знал многие ремесла, умел сколотить табурет и выточить на станке шахматы, соорудить модель корабля и изготовить тончайшие украшения из стекла.

Даль знал много языков. Кроме русского языка, он знал немецкий, французский, английский, а также украинский, белорусский, польский, читал и писал по латыни, изучал болгарский и сербский языки, владел татарским, башкирским и казахским.

В течение сорока лет Даль выступал в литературе под собственным именем и под псевдонимом Казак-Луганский. В собрании его сочинений напечатано 145 повестей и рассказов, 62 короткие истории из сборника “Морские досуги”, несколько статей и очерков. В собрание сочинений не вошли “Очерк русской жизни”, произведения для детей, стихи.

А есть еще труды Даля по наукам естественным, среди них известные в свое время учебники “Ботаника” и “Зоология”, есть проекты и докладные записки - об улучшении быта помещичьих крестьян, о преобразовании суда, монетной системы и много других.

Но главное дело всей жизни В. И. Даля - его знаменитый “Толковый словарь живого великорусского языка”. Кроме множества слов, Даль записал тысячу сказок. Он отдал их безвозмездно составителю знаменитого издания “Народные русские сказки” Афанасьеву. Свои записи народных песен (около трехсот) Даль подарил собирателю Петру Киреевскому.

Даль любил простой уклад жизни (“днем работать, а ночью спать”), простую одежду (“не на кафтане честь, а под кафтаном”), простую пищу (“наедаться досыта одним блюдом”).

В скупой автобиографической заметке, подводя итоги, Даль писал: “Во всю жизнь свою я искал случая поездить по России, знакомился с бытом народа, почитая народ за ядро и корень...” (М. Бессараб).

4 группа. Подготовка рассказа о человеке, который собирал слова

  1. О каком эпизоде в жизни В.И.Даля рассказывается в тексте?
  2. Как попал к Далю верблюд?
  3. Что произошло во время боя?
  4. Как отнёсся Даль к пропаже своих записей?
  5. Что понял Даль, потеряв материалы к будущему словарю?

Собирал человек слова

Когда началась война с Турцией, русское командование закупило несколько тысяч верблюдов для перевозки военных грузов. У Даля был свой верблюд. Обыкновенный живой верблюд, с горбами, мягкими лапами, с грустными глазами, теплой мордой и презрительно поджатыми губами.

Верблюд Даля был дороже золота. Мягко ступая, важно задирая голову, таскал он по военным дорогам не простую поклажу, а записки к будущему толковому словарю, которые собирал Владимир Иванович в течение десяти лет. Верблюд был “нагружен словами”.

Тетрадок и записных книжек во время кампании прибавилось столько, что тесен стал чемодан. Даль паковал слова в тюки, навьючивал верблюда. Товарищи шутили: “Ну, Владимир Иванович, теперь пиши, не стесняйся. Эта скотинка, говорят, и двадцать пудов выдержит”.

Денщик Алексей хоть и северный мужик, однако привязался к неведомому зверю, управлялся с ним не хуже, чем с лошадью. Приставший к участникам похода пес с верблюдом подружился. Так и двигались через Балканы: впереди, в повозке, Даль и доктор де Морни, за ними Степан в фуре с хозяйственной утварью, следом Алексей на верблюде; замыкал шествие пес, весело махая хвостом, как флагом.

Неожиданно верблюд пропал... Во время короткой стычки с турками Даль перевязал раненых и возвратился в обоз, где все смешалось в минуты внезапного боя. Он не нашел ни Алексея, ни верблюда. Алексей так и не вернулся. Не иначе голову сложил.

Даль признавался потом, что осиротел с утратою своих записок. “Осиротеть” - тяжелое слово. Так говорят, когда теряют близких.

Утрата подсказала Далю, что не увлечением были эти записки, а призванием. Понял, что без них ему в жизни не обойтись. К счастью, через неделю казаки привели в Адрианополь отбитого у врага верблюда. Туркам не понадобились десять лет жизни Даля, собиравшего слова. Упакованные в тюк, они мирно покоились возле мохнатых горбов. Даль вдруг изнемог: обнял верблюда за шею, прижался лбом к пыльной и жаркой шерсти да так и стоял, ослабев.

Говорят, мал сокол, да на руке носить - велик верблюд, да воду возить. Золотого царского сокола любимей был Далю этот рыжий двугорбый водовоз.

Теперь передвигались так: впереди де Морни с кларнетом, за ним Степан с провизией и котлом, позади Даль с верблюдом.

Цену узнаешь, когда потеряешь (По М. Булатову).

Общая работа. Рассказ о В.И.Дале (повествование биографического характера).

Выбираем наиболее удачное начало.

Например: 1. “Среди множества словарей есть такие, которые составляют гордость науки. К таким работам относится “Толковый словарь живого великорусского языка созданный Владимиром Ивановичем Далем. Кто он, создатель всемирно известного словаря? Ему было 11 лет, когда началась Отечественная война против французских завоевателей... Он был почти ровесником А.С.Пушкина. Он знал многих из декабристов. Он был свидетелем отмены крепостного права. Но главное дело его жизни – создание словаря, который стал гордостью русского народа...”

2. “В 1863 году академик М.П.Погодин, выступая перед коллегами, сказал: “Словарь Даля кончен. Теперь" русская академия без Даля немыслима. Но свободных мест для избрания в академики нет. Предлагаю: всем нам, академикам, бросить жребий, кому выйти из академии, и освободившееся место предоставить Далю. Выбывший же займёт своё место, как только появится первая свободная должность, Нужно отдать должное академикам: Даль был избран единогласно.

Кем же был Даль, которому академики оказали уважение таким необычным способом?”

  • Какие сведения из тех, что нам уже известны, можно включить в рассказ?
  • В какой последовательности их можно изложить?
  • Подумайте, как перейти от одной части к другой?

Учитель. Конечно, не каждому из нас суждено стать великим человеком, прожить столь яркую жизнь, как у В.И.Даля.

Но жизнь любого из нас ценна сама по себе. Она десятками незримых нитей связана с жизнями других людей: нашими родными, знакомыми, друзьями, любимыми... В чьих-то душах оставляем глубокий след мы, кто-то из окружающих оказывает воздействие на нас, иногда очень серьёзное и значительное.

– О чём необходимо сказать, обращаясь к рассказу о своей жизни, о своей биографии?

Составление примерного плана домашнего сочинения.

Предлагается включить в работу:

  • сведения о родителях; то, что в их поступках, отношении к жизни, к людям произвело впечатление, оказало воздействие на формирование характера автора сочинения,
  • описание среды, в которой автор жил, воспитывался (семья, друзья, школа и одноклассники; что нравилось, что, возможно, вызывало недовольство, страх, протест);
  • эпизоды, которые запомнились, повлияли на изменение взглядов, заставили принять решение, больно ранили...

Сочинение студенты пишут дома.

Разноуровневые задания для учащихся 8 класса

Тема урока: «Строение и грамматическое значение словосочетаний»

1уровень

Спиши словосочетания, установи грамматическое значение, задав вопрос от главного к зависимому слову:

Хорошая погода, вязать кружево, рубит топором, симпатичный человек, рассказать зрителям, вязать крючком, третье место, рассказать о любви, писать товарищу, говорить громко, зарасти кустарником, пилить дерево, маленький щенок, люстра из хрусталя, смотрит робко.

2 уровень

Прочитай, определи основную мысль текста и озаглавь его. К какому типу речи относится текст?

Выпиши из текста словосочетания, установи грамматическое значение.

Наступило лето. Это-великолепная пора. Небо синее-синее, на нём ярко блестит солнце. Плывут лёгкие облачка, бросающие тень на землю. Речка манит своей прохладой. Ты раздевайся и бросайся в волны, набегающие на золотой песок. А до чего чудесно плыть на яхте, бороздящей речные воды!

3 уровень

Составь словосочетания по схемам:

Прил.+сущ. Нареч.+нареч.

Сущ.+сущ. Нареч+сущ.

Гл.+сущ. Нареч.+ прил.

Тема урока: «Связь слов в словосочетании»

1 уровень

Вставь пропущенные буквы. Укажи способ связи слов в следующих словосочетаниях.

Пр…интересный рассказ, пр…гласить на станцию, пр…зрительно посмотреть, очень хороший, слегка обгорелый, прит…жение земли, пр…остановить движение, смотрящий нежно, гостиница у вокзала, смотрел улыбаясь, пр…мчаться на автомобиле, слегка затупиться, первый урок, каждая встреча, устойчивый перед засухой.

2 уровень

Заменить словосочетания, построенные на основе согласования, синонимичными со связью управление:

Дедов любимец, тетрадный листок, звёздный океан, родительское собрание, асфальтовая дорожка, душевное состояние, по каменным лестницам, польский город, печным воздухом, яблочного пирога, мраморные колонны, бумажных голубей

3 уровень

Составь 15 словосочетаний с различными типами связи на тему «Осень в городе»

Тема урока: « Типы сказуемых»

1 уровень

Подчеркни сказуемые, укажи их тип, определи грамматические значения:

Датчанин Иоганн Даль преуспел в изучении языков. Вначале он начал изучать немецкий, французский, затем английский, русский и блестяще овладел ими. Всего он знал семь языков.

Слава о талантливом лингвисте до Санкт-Петербурга, и Екатерина Вторая решила пригласить его на должность библиотекаря. Молодой учёный прибыл в русскую столицу и решил остаться в России. Он готов был верно и преданно служить ей. Даль стремился всю жизнь заниматься не только интересным для него, но и полезным для общества делом. Эту черту впоследствии будет стараться унаследовать от отца и старший сын Владимир. В России не хватало врачей, и Иоганн решил посвятить себя медицине. Позднее он будет подписывать своё имя на русский лад: «Иван Матвеев сын Даль» (По М.Бессараб.)

2 уровень

Составьте предложения с данными словами и словосочетаниями. Подчеркните грамматическую основу. Какие из синонимических конструкций нейтральны, а какие стилистически окрашены? Какова эта окраска?

Помогать-оказывать помощь; влиять-оказывать влияние; наблюдать-производить наблюдения; вычислять-производить вычисления; благодарить-приносить благодарность, выносить благодарность; гулять –совершать прогулку; терпеть-проявлять терпение; молчать-хранить молчание.

3 уровень

Составьте предложения, используя глаголы как простые глагольные сказуемые и как часть составного именного сказуемого. Образец : В июне месяце я был на Кавказе.-Мать была встревожена долгим отсутствием дочери.

Быть, стать, казаться,назваться.

Тема урока «Тире между подлежащим и сказуемым»

1 уровень

Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы, поставьте,где необходимо тире, и обозначьте повышение и понижение голоса, а также длительную паузу между подлежащим и сказуемым.

1.Апрель месяц поразительных контрастов в жизни русской природы.2.Хороший вкус это прежде всего чу..ство меры (Пауст.). 3. Такие крыши, конечно, редкость на таежных заимках (П. Нил.). 4. Отдела..ые изморозью кочки как драгоце..ый мех, вроде горн..стая (В. Кож.). 5. Егоров не какая (то) особе..ая фигура (П. Нил.). 6. Дважды два четыре. 7 Робость моя явление соверше..о случайное (П. Нил.). 8. Дело художника рождать радость (Пауст.)..9. Вмеш..ват..ся в сугубо личные дела это значит (н..)уважать товарища (П. Нил.). 10. Простота есть необходимое условие пр..красного(Л. Т.). 11. Венька решит..льный и смелый, когда требуют обстоят..льства (П. Нил.). 12. Скромность одна из вел..чайших черт русского народа (Пауст.). 12. Врать это значит всегда чего(то) боят..ся.

2 уровень

Напишите предложения, раскрывающие значение данных ниже слов. В случае затруднения обращайтесь к толковому словарю. Образец: Космонавтика-наука о полётах в межпланетное пространство.

Экскаватор, эскалатор, ветеринар, ветеран, орден, ордер, штемпель, бетон, бидон, компания, кампания, квартал, окончание, недоумение, айсберг,жернов.

3 уровень

Составьте предложения, использовав данные слова в качестве главных членов. Запишите предложения и сделайте их синтаксический и пунктуационный разбор.

Заниматься спортом, укреплять; коллекционировать, занятие; долг, помогать; читать, полезно; заботиться, обязанность; спать, терять; путешествовать, интересно.

Тема урока: «Дополнение»

1уровень

Подчеркните дополнения, укажите, чем они выражены.

1. Все молчат, и только Володька что-то бормочет.
2. Варька лежит на печи и прислушивается к отцовскому «бу-бу- бу».
3. К двум прибавить десять.
4. Ему приказали вернуться.
5. Он выпил несколько чашек кофе.
6. Они нашли его больное место

2 уровень

Сопоставьте предложения. Укажите, в роли каких членов предложения выступают выделенные слова? 1. Сказки Пушкина я люблю. - Сказки Пушкина любимы всеми. 2. Письмо мне вручил брат. - Письмо было вручено мне братом. 3. Лес окутал густой туман. - Густой туман окутал лес. 4. Доклад мы поручили Пете . - Петя должен был сделать доклад. 5. Дорожки усыпали листья . - Листья усыпали дорожки. 6. Деревья покрыл иней . - Иней покрыл деревья. 7. Баркас унес в море ураган. - Баркас был унесен в море ураганом. 8. Мне послышался шепот . - Я услышал шепот.

3 уровень

Составьте с данными словами и словосочетаниями предложения, в которых они выступают вначале как подлежащие, затем - как дополнения (формы слов можно менять).

Осень, двадцать, учиться, немало людей, филькина грамота

Тема урока «Дополнения прямые и косвенные»

1уровень

Подчеркните дополнения, укажите их вид (прямые или косвенные), вставьте пропущенные буквы

    Моя бабушка любит соб…_рать лекарстве.._ые р.._стения.

    Моя искре.._ость п.._разила Пугачева.

    Дай мне, пожалу.._ста, молока.

    Сказали, в течении.._ дня не будет воды.

    Я никому не позволю себя обман.._вать.

    Из г.._зет и старых журналов я узнавал о жизни других народов.

    Без музыки и пес_н не проходит ни один праз.._ник.

2 уровень

Найдите дополнения при переходных глаголах и определите их падеж. Выпишите словосочетания «перех. гл. с не + сущ. в Род.п.» и «перех. гл. + сущ. в Вин.п.». Сделайте вывод, какие дополнения вы выписали.
1) Под Новый год пахнет мандаринами и шоколадом.
2) Мы выйдем с тобой побродить на просторе.
3) Я не люблю иронии твоей.
4) В новогоднюю ночь все ждут волшебных мгновений.
5) О зимней сказке мечтают и взрослые, и дети.
6) К празднику мама сшила мне красивое платье.
7) Я хочу поговорить с тобой об этом.
8) Первый раз о парусах и колесах я услышал в этом кружке.
9) В своей оде Державин нарисовал условный портрет монарха.

3 уровень

Напишите мини- сочинение на тему «В школьной столовой», включив в предложения прямые дополнения.

Тема урока «Определение»

1уровень

Спишите предложения. Определяемые слова заключите в рамку, а определения подчеркните волнистой чертой. Стрелкой укажите связь определения и определяемого слова.

1.Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя. 2.Выткался на озере алый свет зари. 3.Сядем в копны свеж…е под соседн…й стог. 4.Еду грязн…й дорогой с вокзала (в)далеке от родимых полян.5.Над резным окошком занавес багря(н,нн)ый.6.Кудрявый сумрак за горой рукою маш…т бел…снежн…й. 7.Укропом вялым пахн…т огород. 8.По двору метелица ковром шелковым стел…тся.9.Хлёсткий ветер в равни(н,нн)ую синь катит яблоки с тощих осин.10.За калиткою смолкшего сада прозв…нит и замрёт бубенец.11.Трепл…т ветер под косынкой рыжеволосую косу.12.Задр…мали звёзды золотые, задр…жало зеркало затона, брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосклона.

2 уровень

К выделенным словам подберите из скобок подходящее по смыслу определение. Предложения запишите. Над согласованными определениями надпишите с. , над несогласованными – н.с.

1.Дорожки устилали осенние листья (золотые, из золота). 2. Тётя относилась к Наташе с любовью (материнской,матери).3.Мы ели свежий кисель (вишнёвый, из вишни) 4 .Инструменты положили кипятить(хирурга, хирургические) 5. Одежда вся промокла. Одежда продаётся в универмаге (детская, ребёнка).

3 уровень

Составьте и запишите предложения, употребив данные ниже существительные и образованные от них прилагательные в качестве согласованных и несогласованных определений .

Цинк, река, ковёр, книга, пароход, стол, чай, масло .

Тема урока «Приложение»

1 уровень

Расставьте дефисы там, где это требуется. Приложения подчеркните волнистой чертой .

1. С крыльца школы с веселым смехом спускалась группа девочек(-) подростков. 2. Над этим проектом инженер(-)конструктор работал очень долго. 3. Озеро Байкал - одно из уникальных явлений природы. 4. По Москве(-)реке плыл пароход. 5. Иван(-)царевич сел на Серого Волка. 6. Царевич Иван наугад пустил стрелу. 7. Хищница лиса пробралась в курятник. 8. Совершенно случайно я нашел очень крупный гриб подосиновик. 9.Волшебница(-)зима разрисовала окна ледяным узором. 10. Обезьяна горилла влезла на высокую пальму. 11. Археологи раскопали древний город(-)крепость.

2 уровень

Спиши предложения, заменяя несогласованные определения несогласованными приложениями и расставляя знаки препинания. Образец. Мы живём в деревне имени Первого мая.- Мы живём в деревне «Первое мая»

1.Фильм о Чапаеве, созданный по роману Д.А. Фурманова, вошёл в советскую киноклассику.

2.Друзья-одноклассники обсуждали повесть о Дубровском до поздней ночи.3.Автомашина с гостями из города направлялась в аул имени десятилетия Конституции.4.Рассказ А.П.Чехова о собаке Каштанке глубоко трогает сердца маленьких читателей.5.В своём произведении о Буревестнике Горький выразил настроения передовых людей начала века.

3 уровень

Напишите мини- сочинение на тему «Город моего детства», включив в него приложения.

Тема урока «Обстоятельство»

1 уровень

Спиши предложения. Подчеркни основу предложения и обстоятельства. Напиши вопросы, на которые отвечают обстоятельства, обозначьте, какой частью речи они выражены.

В октябре за туманами где-то затерялось недавнее лето. 2.На другой день, в воскресенье, ко мне пришли ребята и позвали играть в бабки.3.Всамый разгар игры меня зачем-то позвали домой. 4.Скамейка почернела от времени в саду. 5.Едет парень верхом. 6.Промелькнул, гремя, Чонгарский мост. 7.Струя воды сияет на стекле, как след звезды.8.Катает ядра гром с небесной светлой кручи. 8.Подуло холодком от подступившей тучи.9.Замерли в шеренге, как солдаты,восемь кипарисов у дворца.10.(Не)быстро сбежав со ступенек, шла женщина мимо беседок. (С. Щипчёв)

2 уровень

Спишите предложения, вставляя вместо точек обстоятельства цели, выраженные неопределённой формой глагола. Обозначьте главные члены предложения и обстоятельства.

Рыбаки расположились на берегу реки …. рыбу. 2.Подруги прибежали вечером к Вале …. К выступлению на концерте.3.Я наклонился над цветком … его нежными очертаниями. 4.мы зашли к Феде … подробности предстоящего путешествия.5.Инженер срочно выехал в Минск … работу новой машины. 6. Друзья быстро побежали на речку … . 7.Я вышел из дому … булку хлеба в магазине. 8.Вася зашёл ко мне … билет на стадион. 9.Мы поехали за город … чистым воздухом. 10.Врач немедленно вылетел … пострадавшего.

3 уровень

Выпишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, предложения в таком порядке: 1) сравнительный союз присоединяет сказуемое или его часть; 2) он присоединяет сравнительный оборот.

1.Сразу же за воротами Колька словно бы очутился в подводном царстве.(Г. Берёзко.) 2.Капли как слёзы ст…кали по в…тровому стеклу.(С. Бабаевский) 3.Корка наста в мартовском лесу как стекло. (М. Пришвин.) 4.Юэефа моет окна макая тряпку в ведро с водой и промытые стёкла кажутся весёлыми как деревья после дождя. (А.Бруштейн.) 5.Пеночки будто с..ребря(н,нн)ые маятники нежно позванивают: «пинь –тень-тинь». (Д.Зуев) 6.В лесу лежат богатства грудами! У корней тон..ньких осин трава св..ркает изумруд..ми и под..синовик как рубин.(В. Брюсов) 7.Здесь словно в сказке каждая тропа вас к р..днику выводит (не)преме(н,нн)о(А.Яшин)

Тема урока: « Типы односоставных предложений. Определённо- личные предложения.»

1 уровень

Спиши предложения, подчёркивая главный член и указывая часть речи, которой он выражен. Назовите вид предложения. Поставьте недостающие знаки препинания и дефисы.

1.Люблю дымок спалённой жнивы. 2.От марш..ровки меня избавь. 3.Молча сижу под окошком т..мницы. 4.Люблю тебя булатный мой кинжал товарищ светлый и холодный. 5. (Не)смейся над моей пророч..ской т..ской. 6.Гл..жу на будущность с б..язнью гл..жу на прошлое с тоской и, как пр..ступник перед казнью, ищу кругом души родной. 7.(Не)грусти дорогая соседка. 8.Возьму винтовку длинную. (М. Лермонтов.)

9.Брошу в море сети частые белый парус подыму. 10.Плывём пусты(н,нн)ой Ладогой под яркой аркой радугой. 11.О чудесном лесе буду песни складывать, расскажу про терем сказку правду мудрую. 12.Милый крот слепой рабочий! Выб..рай т..мнее ночи берегись св..рканий дня.

(В.Брюсов.)

2 уровень

Прочитайте предложения. Какие из них можно преобразовать в определённо- личные? Запишите предложения в преобразованном виде. Почему другие предложения не до пускают такого преобразования?

1.Мы любовались чудесной картиной природы.2.Мы идём по т..нистой лесной тропинк…3.Лодка чуть покачивалась у причала. 4.Ты (не)забудь положить в портфель завтрак.5.Ты выполнил работу отлично.6.Пианист исполняет этот этюд виртуозно. 7.Ты постарайся выполнить работу а(к,кк)уратно. 8.Я торопливо иду на пе(р,рр)он, радуясь близкой встрече с друзьями. Он учится в вечерней школе и работает на заводе токарем.10.Мы ощупь ю входим в ко(р,рр)идор, ст..раясь ничего не опрокинуть. 11Мы пришли домой поздним вечером. 12.Мы выполним задание с честью.13.Вы ра(с,сс)кажите о ваших впечатлениях от поездки.14.Ты пиш..шь (не)а(к,кк)уратно и делаешь много ошибок. 14.Ветер воет и свистит за окном.

3 уровень

Напиши мини-сочинение на тему «Как я готовлю себе завтрак», включив в него определённо-личные предложения.

Тема урока: «Неопределённо- личные предложения »

1 уровень

Прочитайте предложения и сначала выделите среди них двусоставные и односоставные, над односоставными укажите вид: определённо-личные, неопределённо- личные.

1.Поражаюсь листве. Как яростно ярко горит каждый листик берёз, осин, рябин! 2.Сижу за столом у открытого окна.3.Только что прошёл тропический короткий ливень с грозой.4.Прекрасно было узкое озеро, держащее в своих объятиях лес.5.В прохладе вечера разлился сухой ржаной аромат. 6.Сегодня с утра начали жать рожь.7.В лесу всю ночь напролёт свищут, щёлкают, звенят.8.Жаворонков здесь полон воздух.

2 уровень.

Переделайте двусоставные предложения в неопределённо-личные. Объясните различия в их строении и значении. Подчеркните сказуемые, укажите, какой формой глагола они выражены

1.Ученицу Иванову Ирину совет старшеклассников наградил Почётной грамотой.2.Журналисты пишут в газетах о встречах с зарубежными друзьями.3.Учитель нам сообщил о результатах контрольного диктанта.4.Товарищ задержал меня на полчаса. 5.Инструктор принял меня в секцию лёгкой атлетики.6.Учащиеся принесут Марии Петровне пригласительный билет на открытие школьного музея.

3 уровень

Продолжите предложения так, чтобы получились сложные предложения. Подчеркните главные члены предложения.

1.Нам сообщили, что … 2.Меня задержали после уроков, и … 3.У нас любят спорт, и … 4.Володе отказали в … 5.Сашу вызвали на уроке математике, и … 6. Заметно улучшаешь свои результаты в плавании… 7.Растёшь не по дням, а по часам, … 8.Лучшие русские песни поют на всех континентах…

Тема урока: «Безличные предложения»

1 уровень

Спиши безличные предложения, найди в них грамматическую основу и напиши, чем выражено сказуемое в этих предложениях.

1.Больше всего мне (не) хотелось сейчас расспросов.(Г.Бакланов.) 2.Двенадцать лет назад нам так нравилось здесь.(Г.Бакланов.) 3.Нам непросто смотреть друг другу в глаза.(Г.Бакланов.) 4.Нет дороги ни вперёд и ни назад. (А. Твардовский.) 5.Вальдшнепа н..где не видно.(Г.Скребицкий) 6.Сердца жаркого не залить вином, думу чёрную (не)запотчевать.(М.Лермонтов.) 6.Сердца жаркого (не)залить вином, думу ч..рную (не)запотчевать.(М.Лермонтов.) 7.Мне было весело вдохнуть в мою измуче(н,нн)ую грудь ночную свежесть тех лесов. (М.Лермонтов). 8.Савельича со мною (не)было.(А.Пушкин)

2 уровень

Распредели безличные предложения по их значениям: 1.душевное состояние человека, его настроение; 2.физическое состояние человека; 3.состояние природы и окружающей человека среды; 4.отрицание чего-либо; 5.возможность(необходимость)или невозможность чего-либо.

1.(Не)смотря на поздний час, в комнате было соверше(н,нн)о светло.2.Мне всегда жутко в холодном и сыром осеннем лесу. 3.После затянувш..йся лыжной прогулки при сильном ветре мне немного (не)здоровилось.4.В воздухе запахло свежей зеленью и прохладой.5.Пассажиру надо было сделать пересадку на узловой станции.6.Нет конца уходящим за горизонт сосновым лесам.7.Хорошо в жаркий летний день растянуться на зелёной травке у ручья.8.Наде было стыдно перед подругами за своё опоздание. 9.Нам надо было пересечь парк и выйти на центральную улицу.

3 уровень

Почитайте предложения, найдите и объясните ошибки. Предложения запишите в исправленном виде.

1.Мама понятия не имела о нашей проделке.2.Грызуны не имеют клыков.3.Лида не имеет денег на покупку коньков.4.Учитель не имел возможности выслушать всех спорщиков. 5.Я не имела сил продолжать лыжную гонку. 5.Часовой не имеет права покидать свой пост. 7.Я не имею слов для выражения своей благодарности.

Тема урока: « Назывные предложения»

Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Назывные предложения подчеркните.

1 уровень

1.Вот серый старый дом. Теперь он пуст и глух. (Н.Некрасов). 2.Родные русские картины! Заснул и видел я во сне знакомый дом леса долины.(Н.Некрасов.) 3.Мох да вереск даграниты…Чуть шумит сосновый бор.(В. Брюсов). 4.Скорый поезд. Он гремит лесами стелет дым на жёлтое жнивьё.(С.Щипачёв.) 5.Сядем там на кочке…Зной и тишина…В голубом веночке высь отражена.(В.Брюсов).6.Звучный мерный звук копыт. Кони бьют о камень плит.(В. Брюсов.) 7.Безлюдье степь. Кругом всё бело и небеса над головой. (Н.Некрасов.) 8. Половина одиннадцатого. Я не сплю я притворяюсь что сплю.(В.Каверин.)

2 уровень

Вставьте вместо точек назывные предложения, которые являются частью сложных предложений. Запишите текст.

1…но я не могу уснуть. 2…слышен только стук падающих на подоко(н,нн)ик капель. 3.Давно уже улетели птицы… 4…темноту прорезают молнии. 5…солнце палит невыносимо. 6…первые лучи солнца освещают верхушки деревьев старого парка. 7…на песке лежит лодка без вёсел.

3 уровень

Составьте небольшой текст (5-6 предложений), используя в нём назывные предложения для того, чтобы кратко обрисовать время и место действия или назвать предмет мысли.

Тема урока «Однородные члены предложения, соединённые союзами»»

1 уровень

Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные знаки препинания.

1.Ему (не)ведомы были (н..)лень (н..)усталость.2.Его (н..)радовали (н..)нарядная зелень приморского городка (н..) синий простор моря (н..) ласковое южное солнце.(С.Бабаевский.) 4.Ему (н..) о чём (не) хотелось (н..) говорить (н..)думать. 5. (Н..)когда берёза (н..)тороп..т(?)ся распускат(?)ся. (Н..) верит она (н..) кукушкам (н..) соловьям (н..) ласточкам (н..) вальдшнепам.(Д.Зуев.) 6.По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвёл алым и влажным огнём. (К.Паустовский.) 7. Лена смотрела в окно на только что освободившуюся ото льдахолодную гладь залива на рыбачьи артели с сетями на гальке на весенние караваны гусей и уток.(А.Фадеев.) 8.Море лов..т стрелы молний и в своей пучине гас..т.(М.Горький.)

2 уровень

Устраните ошибки в употреблении однородных членов предложения.

1.Старший брат был высокий и красив. 2.На о(к,кк)упирова(н,нн)ой немцами те(р,рр)итории молодёжь взялась за создание партизанских отрядов, вести работу в тылу врага.3.Категорически запрещается прот..рать дв..гатель бензином и подача бензина самотёком. 4.Требуется соср..доточить все усилия на достижени.. цели и хорошая организация дела. 5.Образ Андрея Соколова зовёт нас к подвигу, храбро защищать свою Родину.6.Молодёжь Казахстана призывает народ на борьбу за новую жизнь, отстаивать идеалы молодой Республики.7.У Талгата Мусабаева характер твёрд и очень сильный. 8.Роман учит молодёжь любить родину, мужеству и силе воли.9.Он ненавидит и борется с лицемерами.10.Партия «Нур Отан» возглавила и руководила субботником.11.Сима встретила и сказала о репетиции.

3 уровень

Составь небольшой связанный текст на одну из тем «В выходной день», «Зима в городе», «Скоро весна», включив в него предложения с однородными членами.

Тема урока «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них».

1 уровень

Спишите, расставляя знаки препинания и пропущенные буквы. Подчеркните однородные члены и обобщающие слова в соответствии с тем, какими членами предложения они являются.

1.Девушка разложила цветы на столе, нач..ла медленно переб..рать их и называть имена медуница кипрей ромашка генциана плакун трава. (К.Паустовский.) 2. Обосновавшись в гнезде скв..рец начинает т..скать туда всякий строительный вздор мох.вату перья пух тряпочки солому сухие травинки. (А.Куприн.) 3.Всё в такую минуту казалось красивым (не)весомым удивительно пр..ятным и густые тени деревьев и лунные блики ра(с,сс)ыпанные по земле и тихий нежный ш..пот леса. 4.Мы сТурченко (ни)когда (не)скучали оставаясь вместе. Нас тесно связывали три вещи лес охота и любовь к литературе.(А.Куприн.) 5.Яркое солнце величальные песни птиц тихая арфа капели левитановские синие тени саврасовский нежно(?)голубой воздух всё это первые радости ясных улыбок марта. (Д.Зуев.) 6.Сквозь молочно(?)голубую дымку мутно голубело всё вокруг лес скалы острова. (В.Шишков.) 7.Ладьи ферзи слоны вдлуг все сразу подск..чили на доске и посыпались под стол. 8.Всюду на столе на тумбочке на ковре покрывавшем пол разложены были книги.

2 уровень

Вставьте вместо точек обобщающие слова. Там, где надо, измените окончания и место обобщающего слова в предложении. Запишите, расставляя знаки препинания.

1.Честный труд нужен … и на земле и в небе и в космосе. 2.Победу в Великой Отечественной войне готовили …не только мужчины но и женщины. 3.Не хотели оставаться в стороне… ни взрослые ни дети.4.Не могли сломить упорного сопротивления врагу … ни боль ни смерть ни голод. 5.И вой урагана и рёв моторов и грохот … сливалось в сплошной гул.6.Озёра и реки деревья и травы звери и птицы … просят твоей помощи человек разумный.7.Ни знатный род ни красота ни сила ни богатство … беды не может миновать. (А.С.Пушкин.) 8…. в клубе на улицах на скамейках у ворот в домах происходили шумные разговоры.(В.Гаршин.)

3 уровень

Запишите предложения, ставя имена существительные в скобках в том же падеже, что и обобщающие слова.

1. Общение с окружающим миром (природа, иску..тво, живые люди) обогащает и обл..гораживает человека. Общение необходимо всем (и молодые, и пожилые, и дети). Без контактов без встреч и впечатлений невозможно не только ощущать радость но и существовать вообще.(С.Бардин.) 2.Я люблю разные виды иску..тва (музыка театр живопись). 3.Мой брат играет на многих музыкальных инструментах (скрипка баян гитара). 4. Я восхищаюсь классическими танцами (вальс, танго, фокстрот) и пытаюсь разучить их. 5.О многих редких металлах (цирконий литий цезий) узнают дети на уроках физики.6.В Красной книге Казахстана рассказывается о рыбах (лосось нельма белорыбица) находящихся под угрозой исчезновения. 7.Редкие животные (косуля лось куница) находятся под защитой государства.

Тема урока «Обособленные определения»

1 уровень

Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Определяемое слово заключите в рамку, а распространённое определение подчеркните волнистой чертой. Стрелкой укажите связь определяемого слова с определением. Поставьте вопрос.

1.Он всё ещё стоял на месте а она уже уходила в заросш..й густой зел..нью переулок. (С.Голубов.) 2. Обвит..е виноградником место было похоже на крыт..ю уютн..ю беседку тёмную и прохладную. (Л.Толстой.) 3.Поросшие лесом берега томили своим однообразием. (В.Шишков.) 4.Ранний солнечный свет падавший на листву рядом с цветами шиповника казался холодным и бледным.(К.Паустовский.) 5.Море успокоившееся за ночь после мёртвой зыби ещё кипело мелкой частой рябью.(А.Куприн.) 6. Сбитые с боевого настроения люди и лошади с трудом выбирались из снежного месива.(И.Друце.) 7.Молчаливый он (не)запрещал мне говорить обо всём. (М.Горький.) 8.Обдуваемые позёмкой мы лежали на огневой позиции подмяв под голову тощие вещмешки.(Ю.Бондарев.)

2 уровень

Вставьте после выделенных слов причастные обороты и запишите полученные предложения. Образец. Володя выбрался на палубу.-Володя, уставший от духоты и качки, выбрался на палубу.

1. Теплоход отчалил и пошёл вверх по тёмной реке.2.Лодка застыла на тихой воде. 3. Дежурная разговаривала по телефону.4.Асфальтовое шоссе проходило (не)подалёку от дома.5. Мешок путник положил около костра.6. В ручье виднелись пёстрые камешки. 7.Мальчик взял палку и стал помешивать дрова в костре. 8.Слышен шум воды .9. Картины были выполнены талантливым художником.

3 уровень

На тему «Гроза в лесу» составьте отдельные предложения на все правила обособления определений.

Тема урока «Обособленные приложения»

Спишите предложения, расставьте знаки препинания, найдите обособленные приложения и подчеркните их.

1.Отец капитан первого ранга и старший брат мичман погибли в русско-японской войне.(А.Фадеев.) 2.Горный козёл горал легко ступая прыткими стройными ногами вышел из-за кустов.(А.фадеев.) 3. «Вставай Жулька»,- приказал я. И она подошла ко мне моя любимая собака белый сеттер в частых чёрных пятнышках. (М.Пришвин.) 4.Смиренная Прасковья Ильинична моя тётушка разливала чай. (Ф.Достоевский.) 5.Мой помощник молодой чахоточный человек ездил лечиться в город. (А.Чехов.) 6. За ними обоими кряхтя ковыляет по ступенькам старич..к военный доктор Иван Константинович Рогов.(А. Бруштейн.) 8.Товарищ его лейтенант покатывался со смеху.

2 уровень

Распространите одиночные приложения и запишите полученные предложения. Образец.1.Мальчик –ученик не спеша возвращается из школы.- Мальчик,ученик третьего класса, не спеша возвращается из школы.

1.Завод-заказчик требует (не)медленной отгрузки деталей. 2. Лётчик-испытатель пор..жал всех своим (не)превзойдённым искусством.3.Полярники-зимовщики ещё не скоро вернут(?)ся на родную землю. 4.Юноша-лыжник шёл по ещё (не)укатанной лыжне.5.Незнакомец пр..близился к дедушке-сторожу.6.(Не)понятую мной теорему мне объяснил товарищ-отличник.7.Девушка-почтальон (не)принесла нам сегодня газету «Звезда Прииртышья»в обычное время.8. Продавец-консультант помог выбрать подходящий ноутбук.

3 уровень

Представьте, что вы поступаете в колледж и вам нужно написать автобиографию. Пользуясь в качестве образца данным началом, напишите кратко автобиографию. Укажите приложения.

Я, Иванов Сергей Николаевич, родился в 1997 году в городе Кокшетау. Моя мать, Иванова Лидия Михайловна, работает врачом в поликлинике. Отец, Иванов Николай Петрович, сварщик. Моя сестра, Иванова Татьяна, учится в школе №26.

Тема урока «Обособленные обстоятельства»

1 уровень

Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу и члены предложения, выраженные деепричастными оборотами.

1.Столбовая дорога прямая на Москву по равнине бежит. В заповедных цветах утопая Бородинское поле лежит.(С.Васильев.) 2.Лена испуга(н,нн)о жалась к Серёже с любопытством маленького зверька оглядываясь (во)круг.(А.Фадеев.) 3.Солдаты шли чуть покачиваясь из стороны в сторону.(Ю.Яковлев.) 4.(Не)снимая сапог я перешёл речку и сел на камень.(А.Первенцев.) 5.Двое детей взявшись за руки всё ещё бежали по дороге к переезду.(А.Платонов.) 6.Несмотря на старание моряков казаться весёлыми и вести оживлённые разговоры чувствовалось грустное настроение.(К.Станюкович.) 7.Впереди ещё много работы, придётся трудиться засучив рукава.8.Вопреки предсказаниям бюро прогнозов погода стояла великолепная.

2 уровень

В данные предложения вставьте деепричастия или деепричастные обороты перед союзом и или после него. Предложения запишите.

1.Рыжий пёс подош..л к Петру Сергеевичу и лизнул ему руку. 2.Алексей открыл чемодан и стал укладыват(?)ся. 3.Через час я уже был дома и обн..мал родителей. 4.Мы вск..пали грядки и пос..дили перед школой много пр..красных цветов. 5.Мать строго поглядела на сына и вышла из комнаты.6.Река бурлила и неслась куда –то. 7.Я оставил вещи на лавочке у родительского дома дома и направился к озеру. 8. Я несмело вошёл в комнату и посмотрел на девушку.

3 уровень

Придумайте и запишите предложения с данными ниже сочетаниями слов, используя их как обстоятельства; слова в скобках поставьте в нужном падеже.Обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами, выделите запятыми.

Согласно (указание главного инженера); в случае (возможная неисправность),ввиду(сильный шторм); вследствие (полученная накануне травма); несмотря на (непредвиденные задержки в пути); при наличии(свободные места); благодаря (поддержка товарищей); вопреки (советы брата); в силу (сложившиеся накануне обстоятельства), в случае (неисправленность двигателя); ввиду (сложившиеся обстоятельства);вследствие (выпавшие осадки);вследствие (сильные дожди).

Тема урока «Уточняющие обособленные члены предложения»

1 уровень

Спиши, расставляя знаки препинания. Уточняющие второстепенные члены предложения подчеркните.

1.Первая линия метро или метрополитена была открыта в Москве в 1935 году. 2.Многие мальчики нашей школы например Теплов Ахметов и Каримов увлекаются шахматами. 3.Мы изучаем синтаксис то есть науку словосочетании и предложении. 4.Письмо доставит мой брат или его товарищ. 5. Все ребята особенно любители лыжного спорта радовались наступлению зимы. 6.Самые ранние цветы даже подснежники ещё не распустились.7.Собака по кличке Тарзан насторожила уши. 8. Там наверху жил маленький мальчик сын токаря из депо.(А.Платонов.) 9.Издали с востока шёл скорый поезд.

2 уровень

Составьте предложения с данными словами. Падеж можно изменять. Запишите предложения, ставя знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложений.

1.Студенты или школьники. Студенты или учащиеся высших учебных заведений. 2.Тенор или высокий мужской голос. Тенор или баритон. 3.Пинг-понг или настольный теннис. Пинг-понг или волейбол. 4.Бегемот или гиппопотам. Бегемот или слон.5.Бронза или золото. Бронза или сплав меди и олова.6.Поверхность корта или футбольное поле. Поверхность корта или площадка для игры в теннис.

3 уровень

Составьте небольшое описание (5-7 предложений) на одну из тем: «Вид из окна», «Моя комната», «Любимый уголок природы». Используйте в нём по своему усмотрению уточняющие обстоятельства места и времени.

23.12.2010 - 10:01

Этот человек известен в нашей стране каждому. Уже в младших классах школьники знакомятся с текстами из его книг, заучивают наизусть пословицы, опираясь на его словарь. Несмотря на то, что после его смерти прошло уже более ста лет, фамилия Даля на слуху у всех. О том, что этот человек не забыт в России, говорит даже такой забавный факт, что он иногда даже является героем анекдотов - а такой чести удостаиваются только самые популярные личности…

Мичман Даль

Мало кто знает, что человек, имя которого столь прочно связано с русским языком, на самом деле был сыном датчанина и немки. Владимир Иванович Даль родился 10 (22) ноября 1801 года в местечке Луганск. Отца его к тому времени называли на русский манер Иваном, но на самом деле Иоганн Христиан Даль родом из Дании.

Обрусевший датчанин был выдающимся человеком - он всерьез занимался лингвистикой, учился в Германии. Екатерина II вызвала его в Петербург, предложив занять должность библиотекаря.

Но Иоганн понял, что много денег на этом скромном поприще не заработает и отправился в Вену получать выгодную профессию медика. Получим диплом врача, Даль вернулся в Россию и начал практиковать. В Петербурге он женился на немке Марии Христофоровне Фрейтаг. Молодая жена владела пятью языками, была умна и образованна. Вскоре семья перебралась на Луганский завод, где Иоганн Даль занимался врачебной практикой.

Мальчику родители старалась дать хорошее образование, передать тягу к знаниям, научить как можно большему. Интересно, что при этом ребенок воспитывался в духе патриотизма по отношению к новой родине родителей - России.

Вот как Владимир Даль написал о своем посещении Дании: «Когда я плыл к берегам Дании, меня сильно занимало то, что увижу я отечество моих предков, моё отечество. Ступив на берег Дании, я на первых же порах окончательно убедился, что отечество мое Россия, что нет у меня ничего общего с отчизною моих предков».

Кстати, увидеть родину отца Владимиру довелось во время плавания, которое он совершил будучи курсантом Петербургского морского кадетского корпуса, куда его отправили учиться в возрасте тринадцати с половиной лет.

За эпиграмму - под арест

В 1819 году В.И. Даль закончил обучение в корпусе и был выпущен мичманом в Черноморский флот. Именно тогда было положено начало его знаменитому словарю.

Даль позже написал: «3 марта 1819 года мы выпущены в мичмана, и я по желанию написан в Чёрное море в Николаев. На этой первой поездке моей по Руси я положил бессознательно основание к моему словарю, записывая каждое слово, которое дотоле не слышал».

В сентябре 1923 года молодой человек был арестован по подозрению в сочинении эпиграммы, задевающей личную жизнь главнокомандующего Черноморским флотом. В апреле следующего года состоялся суд, на котором Даль был оправдан. После этого события он перевелся в Кронштадт и начал службу на Балтийском флоте.

В 1826 году В.И. Даль оставил морскую службу и решил пойти по стопам отца - он поступил на медицинский факультет Дерптского университета. Годы учебы отличались нищетой - Даль жил в тесной чердачной каморке, а на жизнь зарабатывал уроками русского языка. Тогда же его начинают посещать музы, и молодой человек пишет стихотворения, которые появляются в российских журналах.

В 1828 году Даль с честью выдерживает экзамен на доктора медицины и хирургии, защитив диссертацию на тему «Об успешном методе трепанации черепа и о скрытом изъязвлении почек».
Тем временем бушевала русско-турецкая война, и Даль был зачислен в действующую армию в качестве ординатора при подвижном госпитале. За время военной службы Даль прославился как очень искусный хирург.

Пером и шпагой

А. С. Пушкин и В. И. Даль в виде святых Косьмы и Дамиана. Икона XIX века

Но тяга к сочинительству не оставляла Даля даже в театре военных действий. В 1830 году журнал «Московский телеграф» печатает его первую прозаическую вещь - повесть «Цыганка». Это произведение было написано на основе этнографических наблюдений во время странствий по городам и весям. (Позже Даль написал несколько подобных повестей-очерков «Подолянка», «Болгарка» и т. д.).

В 1831-1832 годах В.И. Даль участвовал в «польской кампании». В то время открылся еще один удивительный талант этого уникального человека - инженерный. Врач руководил сооружением временного моста через Вислу, а затем и его уничтожением, что спасло от гибели большой русский отряд. Впоследствии за этот подвиг император наградил его Владимирским крестом с бантом.

После возвращения с войны Даль служил ординатором в Петербургском военно-сухопутном госпитале, где снискал себе славу очень талантливого и смелого врача. Молодой доктор тем временем страстно предается не только медицине, но и литературе. В 1832 году появились на свет «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским». Под этим псевдонимом и был очень долгое время известен Даль.

Но книгу ждала несчастливая судьба - тираж был изъят, так как, по донесению полиции она: «напечатана самым простым слогом, вполне приспособленным для низших классов, для купцов, для солдат и прислуги. В ней содержатся насмешки над правительством, жалобы на горестное положение солдата и пр.». Даль снова попадает под арест, но вскоре его отпускают, учтя его воинские и врачебные заслуги. Один из уцелевших экземпляров сказок Даль подарил А.С. Пушкину, с которым его связывала тесная дружба.

В 1833 году Владимир Иванович женится на семнадцатилетней Юлии Андре. Молодожены отправляются в Оренбург, где Даля назначают чиновником особых поручений при военном губернаторе В.А. Перовском.

Даль продолжает заниматься литературой, выходят в свет «Были и небылицы Казака Луганского».

В январе 1837 года происходит трагическая дуэль Пушкина и Дантеса. Даль неотлучно дежурит у постели поэта и позже пишет записки о последних днях жизни Пушкина. После его смерти Владимир Иванович получил из рук Натальи Николаевны в память о друге простреленный сюртук и знаменитый перстень-талисман. Беда не приходит одна, и вскоре умерла жена Даля, оставив после себя двоих детей.

Неутомимый труженик

Даль в отчаянии уходит с головой в работу и находит все больше новых дел. В 1838 году В.И. Даль был избран членом-корреспондентом АН по отделению естественных наук за собрание коллекций по флоре и фауне Оренбургского края. Затем он опять оправляется на войну, участвует в Хивинском походе.

Вернувшись с войны, умудренный опытом и измученный жизнью Даль вновь находит свое счастье и женится Екатерине Львовне Соколовой, с которой он прожил до смерти.

В 1841 году Даль с семьей переехал в Петербург, где он получил должность секретаря и чиновника особых поручений при министре внутренних дел. Умный и проницательный Даль быстро становится правой рукой министра, удачно находя ответы на самые неразрешимые задачи и проблемы.

Государственная служба не мешает Далю заниматься другими делами, в том числе и любимой литературой. Чиновник печатает несколько статей под общим названием «Русский словарь». Кроме того, Даль стоял у истоков знаменитого Русского географического общества, находясь в числе его основателей.

В 1859 году Владимир Иванович Даль выходит в отставку и переезжает в Москву, где живет в собственном доме. Любимому делу наконец-то можно отдавать все время и силы, и результаты не замедлили сказаться. Вскоре выходит в свет собрание сочинений Даля в восьми томах. Затем увидели свет «Пословицы русского народа» и «Толковый словарь живого великорусского языка».

Сборник пословиц составлялся Далем более 40 лет и работа, проделанная им, поистине грандиозна. О своём «Толковом словаре» В. И. Даль говорил: «Писал его не учитель, не наставник, не тот, кто знает дело лучше других, а кто более многих над ним трудился; ученик, собиравший весь век свой по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка».

В 1868 году Даля избрали почётным членом академии наук. Владимир Иванович продолжает свою деятельность, пополняет запасы слов, готовит второе расширенное издание словаря, но здоровье становилось все хуже и хуже. За неделю до смерти, уже не вставая с кровати, Даль поручает дочери внести в рукопись словаря четыре новых слова, услышанных им от прислуги…

22 сентября (4 октября) 1872 года В.И. Даль скончался и был похоронен на Ваганьковском кладбище.

  • 3930 просмотров