Значение слова фарисейство: что это такое. Фарисеи в библии — кто такие

Библия - книга уникальная. Ее не зря называют вечной. Не только для христиан всех конфессий содержит Библия ценнейшие руководства и наставления, уроки жизни и веры. Но и для любого атеистически настроенного человека она важна чрезвычайно, т. к., несмотря на давность написания, является морально-этическим кодексом нравственности, учебником правильного воспитания души и сердца.

Библейские притчи

10 заповедей - не единственный свод правил, прямо и конкретно объясняющий, каким образом должны строиться основы человеческого общежития. Огромный нравственный потенциал несут в себе притчи, изложенные в Библии. В этих небольших житейских историях в завуалированной, философской форме заключены важнейшие истины, в них говорится о вечных духовно-нравственных ценностях, характерных не для одного народа, но для человечества в целом. И если абстрагироваться от конкретно-религиозной трактовки притч, рассматривать их в контексте всей истории человеческой эволюции, то каждый из нас может почерпнуть для себя много полезного. К примеру, рассказ о фарисее и мытаре. Обычному среднестатистическому читателю, не обремененному багажом культурно-исторических знаний об евреях, сложно понять ее религиозно-культурологический аспект. Для этого следует ознакомиться с социально-политическими реалиями эпохи, которая отражена в притче. И в первую очередь возникает вопрос: "Фарисей - это кто такой?" Равно, как и мытарь. Давайте попробуем разобраться!

Справочный материал

Помните содержание притчи? Мытарь и фарисей молятся в храме Божьем. Первый смиренно просит прощения за свои грехи, признавая свое несовершенство. Второй благодарит Бога за то, что он не принадлежит к касте презренных нищих. Из контекста мы понимаем, что значит «фарисей». Это человек состоятельный, принадлежащий к обеспеченным слоям населения.

А чтобы более точно понимать значение слова, заглянем в толковые словари и справочники. В словаре Ушакова сказано, что в Древней Иудее фарисей - это представитель одной из крупнейших и влиятельных религиозно-политических партий. В нее имели право вступать только именитые, зажиточные граждане, в основном жители городов. Хорошее образование, знание религиозных догм и священных иудейских книг также было обязательным условием принятия в фарисеи. И, наконец, незапятнанная репутация ревностного служителя церкви! Без нее фарисей - это не фарисей! От членов партии требовалось строжайшее соблюдение и проявление всех правил и признаков благочестия, причем с усиленным рвением! Следовательно, фанатизм и лицемерие усердно практиковались в среде представителей партии. Они должны были служить примером простому люду, эталоном истинного служения Богу. Насколько же преуспели на самом деле, нам и покажет притча «О фарисее и мытаре».

Анализ образов

Она изложена в Евангелии от Луки. Автор пишет, что Иисус рассказал историю специально для тех слушателей, которые считают себя праведными и унижают на этом основании других. Притча о фарисее и мытаре прямо указывает: тот, кто считает себя выше других, лучше, чище, духовнее, и кичится этим, как особым преимуществом, особой личной заслугой перед Господом, уверен, что уже заслужил Царство Божие - глубоко заблуждается. Почему? Ведь мытарь и фарисей находятся как бы на противоположных полюсах. Один не грешит, строго соблюдает посты, добровольно жертвует церкви десятую часть своих доходов, в порочащих его занятиях не замечен. А второй, наоборот, по тогдашним законам считается человеком презренным. Мытарь - это сборщик налогов. Он служит римлянам, а значит, ненавидим и презираем коренными иудеями. Общение с мытарями считалось осквернением, грехом. Но как тогда понять заключительную строчку притчи?

Мораль

В конце своего повествования Лука от имени Христа утверждает: мытарь, искренне молившийся и горестно сожалеющий о своей греховности, гораздо более достоин прощения, нежели фарисей, смотрящий на всех и вся свысока. Фарисеи спорили с Иисусом, извращали сущность христианства, служили догме, а не живой вере. Потому издревле слово приобрело негативную оценочную окраску, стало ругательным. Мытарь же ведет себя в храме униженно, с самоуничижением, смирением. И этим заслуживает прощение. Одним из самых страшных грехов в Библии признается гордыня. Ею заражен фарисей. От нее свободен мытарь. Поэтому и делается вывод: каждый, кто возвысит себя сам, будет унижен перед лицом Бога. А унижающий себя - возвышен и введен в Царствие Небесное.

Уроки нравственности

Что можем взять из притчи для себя мы, обычные люди, не очень религиозные, не всегда соблюдающие посты и прочие ритуалы? В первую очередь, должны понимать, что ни в коем случае нельзя возноситься. Всегда следует помнить: чины, регалии, финансы не даются нам навсегда. И не освобождают от ответственности за свои душевные движения и поступки. И перед лицом вечности равны все - и первые лица государств, и последние нищие. Все люди рождаются одинаково, смертны тоже все. Потому не следует возноситься. Чем скромнее мы ведем себя, тем достойнее будет награда.

Фарисеи (по одно из этимологий: евр. перушим - отделившиеся) были представителями самого влиятельного религиозно-общественного течения в Иудеи. О них впервые говорит евангелист Матфей (3:7-9). Отсутствие упоминаний их в Ветхом Завете дает основание предполагать, что эта секта зародилась значительно позже заключения канона священных ветхозаветных книг (сер. 5 в. до Р.Х.). Убедительно предположение некоторых исследователей, рассматривающих фарисейскую секту как ответ на эллинизм - тенденцию к культурно-историческому синтезу среди народов Средиземноморья. Явление это было последствием успешных походов Александра Македонского (356 - 323 до Р.Х.). Эллинистическое влияние на израильское общество, по-видимому, вызвало к жизни эту партию ревностных защитников отечественных традиций. Иосиф Флавий впервые говорит о фарисеях как одной из трех сект (наряду с саддукеями и ессеями) в 13-й книге Иудейских древностей (13.5:9), рассказывая о деятельности одного из Маккавеев - первосвященнике Ионафане (сер. 2 в. до Р.Х.).

Фарисеи, в отличие от саддукеев, признавали будущее воскресение, существование ангелов и духов. Они проповедовали строгую жизнь, ритуальную чистоту и точнейшее исполнение закона. Представители этого течения боролись против языческого влияния на народ, отстаивали национальную самостоятельность. Все это привлекало к ним людей.

Но чем дальше время удаляло их от боготкровенного источника веры, тем сильнее проявлялось в их учении и действиях человеческое начало. Нарастали формализм и обрядовость. Господь через Моисея запретил вводить новые заповеди и отменять уже данные: «Не прибавляйте к тому, что Я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые Я вам сегодня заповедаю» (Вт. 4:2). Вопреки этому они ввели 613 новых установлений: 248 повелений (по количеству костей в человеческом теле) и 365 запрещений (по числу дней в году). Нововведениям своим они придавали большее значение, чем заповедям Божиим. За это Спаситель обличал их: «зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?» (Мф. 15:3); «вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого» (Мк.7:8). Им было свойственно презрительное отношение к грешникам, мытарям, людям некнижным: «этот народ невежда в законе, проклят он» (Ин. 7:49). Хотя в Израильском обществе во время Спасителя было много грешников, но ни о ком Господь не говорит так обличительно, как о фарисеях. «Горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять. Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагонах и приветствия в народных собраниях. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы — как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того» (Лк. 11:42-44). Иисус Христос обличал бездушный формализм фарисеев и книжников, обвинявших Спасителя в том, что Он нарушает субботу, исцеляя тяжко больных людей. Не отменяя закона, Господь ставил дела любви и милосердия к страждущим людям выше обряда: «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27).

Гордость и мнение о своей праведности вели фарисеев к духовной слепоте и делали их неспособными со смирением признать кого-либо выше, чище и праведнее себя. Чудеса Господа, учение Его, поражавшее народ нравственной высотой, кротость - все вызывало у представителей этой секты ярость. В этом была главная причина, почему они не увидели в Иисусе Христе обетованного через пророков Мессию и добились вместе с саддукеями Его распятия.

Лучшие представители фарисеев, имевшие живую веру, не умерщвленную формализмом, стали христианами: апостол Павел, праведные Никодим, Гамалиил и другие.

Господь наш Иисус Христос предостерегал Своих учеников от закваски фарисейской (Мф.16:11). Фарисейство как духовное состояние представляет опасность для всякого верующего. Оно начинается тогда, когда человек, совершая молитву формально, устами, а не сердцем, по привычке, считает, что он угождает Богу. «У людей, старающихся провождать духовную жизнь, бывает самая тонкая и самая трудная война через помыслы каждое мгновение жизни - война духовная; надобно быть каждое мгновение всему оком светлым, чтобы замечать втекающие в душу помыслы от лукавого и отражать их; сердце свое такие люди должны иметь всегда горящим верою, смирением, любовью; в противном случае в нем легко поселится лукавство диавольское, за лукавством маловерие или неверие, а затем и всякое зло, от которого скоро не отмоешься и слезами. Потому не допусти, чтобы сердце твое было холодным, особенно во время молитвы, избегай всячески холодного равнодушия» (Св.Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе, М., 2002, с.15). Духовная гордыня, уверенность в своей праведности, показное благочестие и лицемерие - все это фарисейство. Святая Церковь в борьбе с опасностью впасть в это состояние предлагает пример кающегося мытаря. С его смиренной молитвы начинается наше ежедневное утреннее правило: «Боже, милостив буди мне грешному».

В Новом Завете, в частности, синоптических евангелиях, фарисеи представлены как одержимые правилами и законами, тогда как Иисус больше озабочен Божьей любовью. Фарисеи презирают грешников, тогда как Иисус хочет их спасти. Новый Завет изображает фарисеев, как самодовольных последователей теологии поэтому слово «фарисейство» стало синонимом лицемерного и высокомерного отношения к другим людям тех кто ставит букву закона выше святого духа. Сегодня значение слова фарисейство — это религиозное лицемерие, честолюбивое самолюбование.

Евреи, как правило, находят это оскорбительным и считают, что такую трактовку слову «фарисейство» могут давать только антисемиты.

Кто такие фарисеи

Фарисей - значение слова происходит от древнегреческого Pharisaios (Φαρισαῖος), что означает «отделяться, разделяться».

Первое историческое упоминание о них и их убеждениях содержится в четырёх евангелиях и в Книге Деяний, в которых описывается их тщательное соблюдение интерпретации Торы, а также эсхатологические взгляды. Более позднее историческое упоминание можно найти у еврейско-римского историка Иосифа Флавия в описании «четырёх школ мысли» или «четырёх сект», в которых он разделил евреев в I веке н. э.

История

Изгнание евреев из древнего царства Иудеи в Вавилон Навуходоносором II, начиная с первой депортации в 597 году до н. э. и продолжающейся после падения Иерусалима и разрушения Храма в 587 году до нашей эры, привели к резким изменениям в еврейской культуре и религии. Во время 70-летнего изгнания в Вавилон еврейские собрания (известные на иврите как бис-кессион или на греческом как синагога) и молитвенные дома были основными местами для молитв.

В 539 году до н. э. персы захватили Вавилон, а в 537 году до н. э. Кир II Великий разрешил евреям вернуться в Иудею и восстановить храм. Однако это не значит, что он позволил восстановить иудейскую монархию. Без монархии усилилась власть священников и Храма в гражданской жизни. И примерно в это же время партия Саддукеи стала партией священников и союзных элит.

Тем не менее Второй Храм, который был завершён в 515 году до нашей эры, поднял вопросы о его легитимности. Это обеспечило условия для развития различных сект или «школ мысли», каждая из которых требовала исключительного права представлять «иудаизм» и обычно избегала общения с членами других сект.

За пределами Иудеи синагогу часто называли домом молитвы. Хотя большинство евреев не могли регулярно посещать службу Храма, они могли встретиться в синагоге на утренние, дневные и .

Сепаратистская партия возникла в основном из группы книжников и мудрецов. Фарисеи, среди других еврейских сект, были активны с середины II века до нашей эры до разрушения Храма в 70 году н. э. Одним из факторов, которые отличали их от других групп до разрушения Храма, была вера в то, что все евреи должны соблюдать законы чистоты веры. Однако главным отличием фарисейства было продолжение приверженности законам и традициям еврейского народа перед лицом ассимиляции. Как отметил Иосиф Флавий , они считались самыми точными экспертами еврейского права.

Фарисеи получили поддержку и добрую волю простых людей, в отличие от элитных саддукеев, связанных с господствующими классами. В то время как саддукеи были аристократическими монархистами, фарисеи были эклектичны, популярны и более демократичны. Фарисейская позиция иллюстрируется утверждением, что «кто, как не учёный имеет приоритет над невежественным Первосвященником».

Мудрецы талмуда видят прямую связь между собой и фарисеями , и историки обычно считают, что фарисейский иудаизм является прародителем раввинского иудаизма, являющимся нормативным, господствующим иудаизмом после разрушения Второго Храма, а все основные формы иудаизма сегодня считают себя наследниками раввинского иудаизма.

Фарисеи были в разное время политической партией, общественным движением и школой мысли на Святой Земле во времена Второго иерусалимского иудаизма. А это значит, что после разрушения Второго Храма фарисейские верования стали основополагающей, литургической и ритуальной основой для раввинского иудаизма.

По сути, фарисеи продолжали форму иудаизма, применяя еврейский закон к мирской деятельности, чтобы освятить мир. Это была более активная (или «демократическая») форма иудаизма, в которой ритуалы не были монополизированы унаследованным священством, а скорее могли быть выполнены всеми взрослыми евреями индивидуально или коллективно; те из них, кто стал лидером, не были определены по рождению, а благодаря научным достижениям.

Они считали, что в дополнение к Письменной Торе, признанной как саддукеями, так и фарисеями, и которая была написана Богом через Моисея, существует Устная Тора, состоящая из устных законов, интерпретаций и традиций, переданных Богом Моисею устно.

Фарисеи были также новаторами в том , что они приняли конкретные законы, которые были необходимы в соответствии с потребностями времени.

После иудейских войн, из всех сект остались только фарисеи. Рим стал управлять Иудеей через прокуратора. Иоханан Бен Заккай был назначен первым патриархом, и он восстановил Синедрион под контролем фарисеев.

С религиозной точки зрения , они приняли слово, написанное Богом. Фарисеи стремились строго соблюдать традиции:

  • Евангелие от Матфея 9:14, 15: 1–9; 23: 5; 23:16; 23.
  • От Марка 7: 1–23.
  • От Луки 11:42.

В отличие от саддукеев, они считали, что:

  1. Бог контролирует все.
  2. Мёртвые воскрешают.
  3. Есть жизнь после смерти, с наградой и наказанием для каждого человека.
  4. Существуют ангелы и демоны.

Хотя фарисеи были соперниками саддукеев, они были едины в конкретном случае - гонении Христа, и именно в этом обстоятельстве объединились, чтобы его убить.

Фарисеи и христианство

За пределами еврейской истории и литературы фарисеи были отмечены ссылками в Новом Завете о конфликтах с Иоанном Крестителем и с Иисусом Христом. В Новом Завете есть также несколько ссылок на , являющегося фарисеем. Связь между ранним христианством и фарисеями не всегда была враждебной: например, Гамалиил, часто упоминаемый, как фарисейский лидер, симпатизировал христианам. Фарисеи появляются в Новом Завете, вступая в спор с Иоанном Крестителем и Иисусом Христом, но есть несколько ссылок в Новом Завете на то, что апостол Павел был фарисеем до христианизации.

Согласно Новому Завету, фарисеи верили в воскресение мёртвых, но не указывали, включало ли это воскрешение плоти или нет. По словам Иосифа, они считали, что только душа бессмертна, а души добрых людей будут перевоплощаться и «переходить в другие тела», в то время как «души нечестивых будут страдать от вечного наказания».

Некоторые исследователи полагают , что споры Иисуса с фарисеями были диспутами, а не фундаментальным конфликтом (термин «диспут» используется в талмуде как поиск истины). Например, утверждение Иисуса о том, что нужно любить своего ближнего, повторяет учение школы Гилеля, а взгляды Иисуса на развод ближе к школе Шаммая.

Как не стать фарисеем в современной трактовке этого слова

В этом случае совет может быть только один , побольше самокритики и внимания к окружающим людям. Фарисейство - синонимы:

С т. зр. способа выполнения ею нравственных требований; одно из конкретных выражений формализма в морали, разновидность лицемерия. и ханжества. Состоит в неукоснительном, но чисто внешнем, формальном, или показном, исполнении нравственных правил, поскольку они получили официальную санкцию или закрепились в традиции. Фарисейское понимание нравственности сводит ее к следованию установленному ритуалу, утратившему свое действительное социальное и человеческое значение. Сам термин происходит от названия древнеиудейской религиозно-политической секты фарисеев, к-рая первоначально имела демократический и относительно прогрессивный характер по сравнению с др. формами иудаизма. Но в дальнейшем движение Ф. выродилось и приняло формы крайнего фанатизма, лицемерного благочестия и талмудистской казуистики. Идеология раннего христианства подвергла критике Ф. («Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете дома вдов и лицемерно долго молитесь» - Библия), противопоставив внешней моральности «внутреннюю » религиозного . Однако с превращением христианства в господствующую идеологию его сама приобрела фарисейский характер (Религиозная мораль). В социалистическом об-ве Ф. принято называть попытки отдельных лиц представить мораль как набор прописных истин, придать ей бюрократический характер официальной установки, стремление подменить личные убеждения внешним надзором, а также исполнение нравственных требований не из личных убеждений, а для показа, скрывая под маской нравственности , приспособленчество и безнравственность в личной жизни. Коммунистическая нравственность, требующая от людей сознательности, непримирима по отношению к пережиткам Ф.

Словарь по этике. - М.: Политиздат . Под ред. И.Кона . 1981 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ФАРИСЕЙСТВО" в других словарях:

    фарисейство - двойственность, двоемыслие, двоедушие, неискренность, лживость, двуличие, тартюфизм, фальшь, лицемерие, лицемерность, криводушие, двуличность, двурушничество, ханжество, ипокритство, фальшивость Словарь русских синонимов. фарисейство см.… … Словарь синонимов

    ФАРИСЕЙСТВО - (от слова фарисей). Лицемерие, ханжество. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФАРИСЕЙСТВО от слова фарисей. Ханжество, лицемерие. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский… … Словарь иностранных слов русского языка

    ФАРИСЕЙСТВО - ФАРИСЕЙСТВО, фарисейства, мн. нет, ср. 1. Учение фарисеев (см. фарисей в 1 знач.; ист., рел.). 2. Ханжество, лицемерие, поведение фарисея (см. фарисей во 2 знач.; ритор.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ФАРИСЕЙСТВО - ФАРИСЕЙСТВО, а, ср. Поведение фарисея, лицемерие, ханжество. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Фарисейство - (гр. – отщепенец) – отрицательное духовно нравственное качество личности, состоящее в совершении лицемерных поступков, проявлении ханжества и фальши. Когда то в древней Иудее (II в. до Р.Х.) существовала секта верующих, у которых требования к… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Фарисейство

    Фарисейство - I ср. Учение фарисеев. II ср. Поведение, поступки фарисея [фарисей I]; лицемерие, ханжество. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    фарисейство - фарисейство, фарисейства, фарисейства, фарисейств, фарисейству, фарисействам, фарисейство, фарисейства, фарисейством, фарисействами, фарисействе, фарисействах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

    фарисейство - фарис ейство, а … Русский орфографический словарь

    фарисейство - (2 с) … Орфографический словарь русского языка

    фарисейство - а, с. 1) іст. Учення фарисеїв. 2) перен. Поведінка фарисея (у 2 знач.); лицемірство, ханжество … Український тлумачний словник

Книги

  • Земное время , Иван Гайдаенко. Книга художественно-публицистических очерков известного писателя рассказывает о героизме советских людей, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной, о борьбеза мир, разоблачает фарисейство…

Книжник (буквально — пишущий, писец) — представитель, по-видимому, наиболее образованной прослойки иудейского народа (в Новом Завете упоминаются почти всегда вместе с фарисеями).

+ Книжник — перевод с греческого

«Книжники» это перевод греческого слова grammateis , представляющего собой форму множественного числа от grammateus , что означает «писец; переписчик»; «конторский служащий; секретарь».

Это слово в Книге Деяний 19:35 переведено «городской секретарь» (ВПНЗ) или «городской писарь» (СПБТ). Речь идет о чиновнике городского уровня.

В лексиконах греческого языка также можно найти информацию о том, что слово grammateus также означало человека, искушенного в иудейском законе, толкователя закона.

В таком значении слово употребляется в Евангелии от Матфея 2:4 и 5:20.

4 И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?
(Матф.2:4)

20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
(Матф.5:20)

В Евангелии от Матфея 13:52 это слово обозначает духовного учителя, учителя в религиозных вопросах.

52 Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.
(Матф.13:52)

Оно также употреблялось для обозначения человека, известного своей мудростью и образованностью.

20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
(1Кор.1:20)

Слово grammateus представляет собой форму от grapho , что означает «пишу». Очевидно, что от него произошло слово «графит», разновидность углерода, которую, в частности, используют при изготовлении карандашей. От него же происходит «грамматика », потому что грамматика это то, что пишут и используют при письме.

+ Книжники считались знатоками закона Моисеева

Иисус порицал их за грехи и непоследовательность. Это показывает, что духовные вожди могут заблуждаться.

Но именно религиозные деятели распяли Христа!

+ Величайший книжник

Первым и величайшим книжником был Ездра,

6 сей Ездра вышел из Вавилона. Он был книжник, сведущий в законе Моисеевом, который дал Господь Бог Израилев. И дал ему царь все по желанию его, так как рука Господа Бога его [была] над ним.
7 [С ним] пошли в Иерусалим и [некоторые] из сынов Израилевых, и из священников и левитов, и певцов и привратников и нефинеев в седьмой год царя Артаксеркса.
8 И пришел он в Иерусалим в пятый месяц, — в седьмой же год царя.
9 Ибо в первый день первого месяца [было] начало выхода из Вавилона, и в первый день пятого месяца он пришел в Иерусалим, так как благодеющая рука Бога его была над ним,
(Ездр.7:6-9)

1 Когда наступил седьмой месяц, и сыны Израилевы [жили] по городам своим, тогда собрался весь народ, как один человек, на площадь, которая пред Водяными воротами, и сказали книжнику Ездре, чтобы он принес книгу закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю.
(Неем.8:1)

собравший и упорядочивший все книги Ветхого Завета, но уже в его время были и другие книжники.

13 И приставил я к кладовым Шелемию священника и Садока книжника и Федаию из левитов, и при них Ханана, сына Закхура, сына Матфании, потому что они считались верными. И на них [возложено] раздавать части братьям своим.
(Неем.13:13)

После вавилонского плена, когда древнееврейский язык стал забываться, а в обиход вошел новый — арамейский, все священные книги нужно было переписывать, чтобы их сохранить.

Книжники становятся хранителями, толкователями и учителями закона. Хотя к закону запрещалось что-либо добавлять,

2 не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую.
(Втор.4:2)

очень скоро появилось множество новых правил, положений, установлений, которые в общем назывались преданиями старцев (Мф 15.2).

2 зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб.
(Матф.15:2)

+ Талмуд: Мишна, Гемара, Сура

Эти предания позже были собраны в одну книгу под названием Мишна (повторение) раввином Иудой Святым (200 г. по РХ). К ней затем добавилась Гемара (завершение), первое издание которой появилось в Тивериаде в 350 г. а второе в Суре (Вавилония) около 550 г.

Эти книги вместе взятые известны под названием Талмуд (учение), в котором содержится по подсчетам раввинов 613 заповедей (248 повелений и 365 запрещений).

+ Известные книжники времен Христа

Известными книжниками времен Христа были Гиллель и Шамаи, которые возглавляли две различные школы. Учеником (и внуком, как гласит предание) Гиллеля был Гамалиил, наставник Савла (ап. Павла).

Были среди книжников и стремившиеся последовать за Христом,

19 Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.
(Матф.8:19)

и беседовавшие с Ним,

32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.
(Матф.12:32)

одному из которых Он сказал, что тот близок к Царствию Божию.

34 Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста.
(Матф.12:34)

Фарисеи

Фарисеи, иудейская религиозная и политехническая партия, единственная из еврейских партий и групп, сохранившаяся и после падения Иерусалима; именно поэтому в основе современного иудаизма лежат преимущественно фарисейские традиции.

+ Фарисей — перевод с греческого

«Фарисеи» это русифицированная форма греческого слова pharisaios , которое, в свою очередь, пришло в греческий от арамейского perishin , что означало то же самое, что parash в древнееврейском («отделять(ся)»).

Таким образом, «фарисей» означает «отделенный», «отделившийся».

Мы не знаем, каким образом фарисеи обрели такое наименование. Некоторые исследователи полагают, что так их назвали их противники.

Слово «Фарисей», вероятно, означает «обособленные» и подразумевает группу людей, на которых, в отличие от саддукеев, не оказали заметного влияния чужеродные эллинистические и рационалистические идеи.

+ Роль фарисеев по времени Иисуса

Фарисеи были ведущей религиозной группой во времена Иисуса. Они появились задолго до Его рождения как оппозиционное движение, противившееся влиянию эллинской культуры на иудеев. Фарисеи были сепаратистами, потому что они с презрением относились к любому другому народу. Их презрение, по мнению некоторых исследователей, переносилось также на саддукеев и простых иудеев.

Савл Тарсянин был фарисеем в момент своего обращения во Христа. Он сказал царю Агриппе о самом себе:

«Я жил фарисеем по строжайшему в нашем вероисповедании учению» (Деян. 26:5).

Фарисеи строго следили за соблюдением Закона.

Партия фарисеев сформировалась, по-видимому, незадолго до эпохи Маккавеев. Вначале Маккавеи входили в партию фарисеев и опирались на нее, но позднее покинули эту партию и даже подвергали ее членов гонениям.

Во времена Иисуса политические вожди еврейского народа, большая часть высокопоставленного священства и синедриона принадлежали к проэллинистическим настроенным саддукеям, но духовными вождями народа оставались фарисеи. Не будучи в большинстве своем священниками, они были, тем не менее, благочестивыми и правоверными людьми, всей душой стре-мившимися исполнять Закон как Божью волю.

5 обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей,
(Фил.3:5 и след.)

Они признавали существование добрых и злых духов, жизнь после смерти и телесное воскресение.

8 Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое.
(Деян.23:8)

+ Иисус, закон и фарисеи

В этом отношении Иисус не находил в их учении ничего предосудительного (Мф 23:2 и след .), но в то же время Он предостерегал от слепого подражания им (Мф 16:11 и след. ), поскольку фарисеи полагались на собственную праведность, а не на Господа.

Иер 31:33 и след.; Иез 36:26 и след.; сравним Ин 3:8-10

Фарисеи ограничивали себя внешним исполнением Закона, стараясь в то же время укрепить Закон новыми правилами и предписаниями, регулирующими его исполнение.

На самом же деле они все более удалялись от истинной Божьей воли (Мф 15:1 и след.).

Следствием этого было неосознанное, а потому особенно опасное, лицемерие (стихи 7-9; 23:13-29 ) и самолюбование (Мф 6:5,16; 23:5-7; Лк 18:11 ).

Частично фарисейские предписания по исполнению Закона были открыто направлены на то, чтобы обойти Закон:

например, во время поездки в субботу на осле на седло клали мехи с водой, потому что Закон разрешал в субботу преодолевать по воде большее, чем по суше, расстояние.

Но главной заповеди, любви к Богу и ближним, фарисеи не уделяли достойного внимания

42 Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять.
(Лук.11:42)

или распространяли ее только на фарисеев (отсюда вопрос в Лк 10:29: «А кто мой ближний?»).

Фарисеи были убеждены в том, что они — единственно подлинные дети Авраама и сыны Божьи (Ин 8:33-47 ), истинные ученики Моисея (Ин 9:28 ), люди, духовно зрячие (стихи с 40 и след. ).

Это ложное убеждение делало их надменными,

48 Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?
(Иоан.7:48 и след.)

властолюбивыми и даже доводило до богохульства, когда они оказывались свидетелями очевидного, но невыгодного для них действия Святого Духа.

22 А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет [в] [Себе] веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя.
23 И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану?
24 Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то;
25 и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот;
26 и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его.
27 Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его.
28 Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили;
29 но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению.
30 [Сие сказал Он], потому что говорили: в Нем нечистый дух.
(Мар.3:22-30)

Они ревностно поддерживали свой престиж.

6 также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах
(Матф.23:6 и след)

43 Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях.
(Лук.11:43)

Своим чрезмерным миссионерским усердием фарисеи преграждали путь в Царство Небесное тем, кто действительно искал Бога,

13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.
(Матф.23:13)

52 Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали.
(Лук.11:52)

и вели обращенного ими язычника (Прозелиты) к верной духовной смерти.

15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.
(Матф.23:15)

Поэтому Иисус называет их сынами дьявола.

44 Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.
(Иоан.8:44) (Деян.23:6 и след.)

Во время правления Маккавеев саддкеи были мало заметны, но впоследствии, благодаря расположению к ним Иоанна Гиркана, Александра Янная и Аристобула II, активизировались.

Во времена Нового Завета их влияние на народ было незначительно, но саддукейские священники образовывали преданную первосвященнику фракцию в синедрионе

17 Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти,
(Деян.5:17)

и таким образом участвовали в политическом руководстве страной, выражая интересы аристократии. Ко времени общественного выступления Иисуса их политика по отношению к римлянам в целом была дружественна.

+ Борьба против Иисуса

В борьбе против Иисуса саддукеи и фарисеи выступали единым фронтом (Мф 16:1,6,11 и след.), но руководствовались различными мотивами: фарисеи ненавидели Иисуса за Его учение и Его дела, а саддукеи, вероятно, считали, что устранение Иисуса необходимо, скорее, по политическим соображениям.

Саддукеи и фарисеи единодушно признавали Пятикнижие Моисея, однако саддукеи отвергали устное «Предание отцов» (Галаху), то есть выработанные фарисеями предписания по соблюдению Закона, и не слишком высоко ценили книги пророков. Однако по отдельным вопросам Закона они высказывали еще более строгие суждения, чем их противники фарисеи.

Будучи рационалистами, они не признавали воскресения мертвых (Мф 22:23; Мк 12:18; Лк 20:27; Деян 4:1 и след.; 23:8) и жизнь после смерти (см. Лк 16:27 и след.).

+ Иосиф Флавий о саддукеях

Иосиф Флавий, бывший противником саддукеев, называл их фаталистами. Во многих источниках, сообщающих о саддукеях (труды Иосифа Флавия, раввинистическая литература, НЗ), отчетливо проявляются антисаддукейские тенденции.