Евангелие от Марка. «Евангельские образы» (Толкование на Евангелие от Марка) Толкование евангелия от марка глава 4

1 И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря.

2 И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им:

3 слушайте: вот, вышел сеятель сеять;

4 и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то.

5 Иное упало на каменистое [место], где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока;

6 когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло.

7 Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило [семя], и оно не дало плода.

8 И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто.

9 И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!

10 Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче.

11 И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах;

12 так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи.

13 И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?

14 Сеятель слово сеет.

15 [Посеянное] при дороге означает тех, в которых сеется слово, но [к которым], когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их.

16 Подобным образом и посеянное на каменистом [месте] означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его,

17 но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются.

18 Посеянное в тернии означает слышащих слово,

19 но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода.

20 А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат.

21 И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике?

22 Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу.

23 Если кто имеет уши слышать, да слышит!

24 И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим.

25 Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.

26 И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю,

27 и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он,

28 ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе.

29 Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.

30 И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его?

31 Оно—как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле;

32 а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные.

33 И таковыми многими притчами проповедывал им слово, сколько они могли слышать.

34 Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все.

35 Вечером того дня сказал им: переправимся на ту сторону.

36 И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки.

37 И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась [водою].

38 А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?

39 И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина.

40 И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры?

41 И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?

И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря. И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им:

Слушайте: вот, вышел сеятель сеять; и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на каменистое место , где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя , и оно не дало плода. И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто.

И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!

Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с Двенадцатью, спросили Его о притче. И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи.

И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи? Сеятель слово сеет. Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым , когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их. Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются. Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода. А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат.

И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике? Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу. Если кто имеет уши слышать, да слышит!

И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим. Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.

И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и ка́к семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.

И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? Оно - как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные.

И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать. Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял всё.

Вечером того дня сказал им: переправимся на ту сторону. И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки. И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою . А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?

И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры? И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?

4:1 И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря.
Дискомфорт не должен отвлекать от главного, от проповеди слова, внимание должно быть сконцентрировано на том, ЧТО говорит наставляющий словом Божиим.
Поэтому, по возможности, во время слушания проповеди имеет смысл устраиваться поудобнее как говорящему, так и слушающему.

4:2-8 Притча о сеятеле, разобрана подробно в Мтф.13:3-9 , остановимся на некоторых моментах
2 И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им:
3 слушайте: вот, вышел сеятель сеять;
Сеятелю, чтобы сеять - для начала надо иметь семена: слово истины Божьей. Затем - выйти с ними куда-нибудь, где логично хотя бы предвидеть всходы. Например, никто из хороших и добросовестных сеятелей не рассыпает семена по асфальту, лишь бы рассыпать их для галочки, для изображения посева.
Никто не сыплет их и в мусорное ведро, раз уж семена в руку попались и их надобно непременно куда-то деть.
Сеятель внимательно присматривается к местам и ищет, в каком же месте наиболее благоприятной может быть их посадка?

Так и духовным сеятелям следует сеять драгоценные семена - в местах, где уместно проповедническое служение (сердца людей христиане видеть не могут, но уместные места посева - возможно определять).

Где сегодня более всего вероятно посеять и ожидать всходов? На людных площадях - зачастую стесняются мнения окружающих, не настолько свободны от мнения человеческого, как раньше в Афинах, например.
Говорить с прохожими, встречая на улице - можно, но, как правило, люди торопятся, разве что на прогулках, в парках и т.д.
Проповедь по домам до сих пор - самая эффективная, как Иисус изначально советовал для проповеди по городам:
послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти…в какой дом войдёте сперва говорите «Мир дому сему!» (Лука10:1,5)

4 и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то.
5 Иное упало на каменистое [место], где немного было земли, и скоро взошло, пото9у что земля была неглубока;
6 когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло.
7 Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило [семя], и оно не дало плода.
8 И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто.

Если место сеяния присмотрено - можно сеять слово, но, какой будет реакция на посев - зависит от восприимчивости сердца слушающего. Даже если и место выбрано - всё равно часть семян может пропасть (не всеми слово Бога будет воспринято), что
показал Иисус - на наглядном примере. .

4:9 И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!
Перед тем, как начать говорить, Христос концентрировал внимание слушателей призывом: «Слушайте!», а в конце говорил: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» Выходит, он и не надеялся на то, что суть сказанного им - вместят одинаково и абсолютно все.
Замысловатые притчи Христа могли быть восприняты на слух только ушами тех, кто был настроен на духовную «волну»: примерно так, как приемник из множества радиоволн - улавливает только ту, на которую настроена его частота.

4:10 Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче.
Потому и вышло так, что из множества слышащих притчу Христа, только несколько человек, плюс 12 апостолов - услышали Христа и остались для того, чтобы спросить значение притчи. Много слушающих, да мало услышавших.

4:11 И сказал им: вам (внутренним, ученикам Христа) дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним (всем остальным) все бывает в притчах;
Означает ли это, что Иисус скрывает смысл притч от внешних – сознательно? Конечно нет.
Здесь речь идет о том, что смысл притчи Иисус открывал только интересующимся, не навязывая суть сказанного никому из тех, кого духовное совсем не интересует.
Для всех, кто не интересовался духовным, притчи продолжали оставаться всего лишь притчами -набором звуков без смысла и без руководства к действию. Послушали, не услышали и прошли мимо Христа.

4:12 так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи.
Вот и выходит, что можно, оказывается, слушать и не слышать, можно смотреть и не видеть, и прав был Исайя, предсказав такую «слепоглухоту» для народа, слушающего проповедь Христа или христиан о Царстве Бога.
На самом деле - мало у кого уши настроены на духовную волну, но эти мало "нищих духом"- блаженны, ибо уловят "волну" слова Божьего, сказанного через Христа, как написано: «знающий Бога слушает нас, кто не от Бога – тот не слушает нас » (1Иоан 4:6

4:13,14 И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?
14 Сеятель слово сеет.
Итак, все нищие духом (кого духовное интересует), этот свой интерес могут реализовать благодаря разъяснениям Иисуса Христа.
И если выше мы обратили внимание на то, КУДА выходить и ГДЕ сеять, то сейчас обращаем внимание на то, ЧТО следует сеять тому, кто от Бога сеет, а не сам по себе.
И это - не что иное, как слово Божье. А если сеем свои личные слова или слова какого-либо другого человека - окажемся не Божьими сеятелями, а праздно говорящими лжеучителями века сего.

Где брать слово Божье для сеяния? Ясно, что из Писания. И если есть печатные публикации, в которых доступным языком разъясняются начатки Библейских учений о Боге, о Христе Его и намерениях для человечества - то это хорошее подспорье для сеятеля.
Задача сеятеля лишь сводится к тому, чтобы сразу ИЗНАЧАЛЬНО (с «младых ногтей») дать понять интересующемуся духовным, что публикации, ОСНОВАННЫЕ на Библии - это НЕ ТО ЖЕ САМОЕ, что сама Библия.
И разъяснить, что ТОЛЬКО слово Божье - ЖИВО И ДЕЙСТВЕННО, а не слово публикаций. Если не читаешь Писание - НЕчему на тебя и действовать, чтобы оживлять.
Помним, что ни одно печатное издание на земле, кроме Библии, не вдохновлено Богом, следовательно, является словом человеческим. А слово человеческое не оживляет к жизни Божией и к образу Божьему.
Если в разъяснении этого сеятель преуспеет, об остальном - и беспокоиться не о чем: Бог через слово Своё САМ для Себя дитя взрастит.

4:15-17 См. также Мтф.13:3-9
[Посеянное] при дороге означает тех, в которых сеется слово, но [к которым], когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их.
16 Подобным образом и посеянное на каменистом [месте] означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его,
17 но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются.
См. также Мтф.13:3-9
О корнях: бывают огромные пирамидальные тополя, а ветер подул - и с корнем такую махину выворотило. Если дерево растёт посреди леса, то оно со всех сторон защищено другими деревьями. Поэтому понятно, что до него ветрам не легко добраться и завалить.
Так и с христианами: если христианин не глубоко корнями своими врос в веру, то одного его «ветры» мира сего свалят легко. А если он в собрании, то и с неглубокими корнями продержаться до нового века сможет, увещевание, окружение и поддержка соверующих не даст ему упасть без подъёма и оставаться во грехах.

Хотя и понятно, что в ситуациях одиночного противостояния «ветрам» проверяется наличие и величина корешков христианина, служившего Богу с собранием
Всякие ситуации в жизни могут быть, ведь с собранием не во всех случаях жизни можно оказаться. Например, меня одного выбросило на чужой остров. Как жить буду? О чем говорить буду? А если без Писания туда попаду, много ли вспомню?
Этой экстремальной ситуации, конечно, может и никогда не случится, но суть в том, что к ней христианин должен быть готов всегда.

4:18,19 Посеянное в тернии означает слышащих слово,
19 но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода.
Заботы века сего, желание разбогатеть и другие желания в принципе - в разной степени, но ведут разрушительную борьбу в каждом из нас, в разное время с переменным успехом: то мы побеждаем их, то они нас, если мы расслабляемся.
Поэтому если тернии, вырастающие внутри христианина из-за соблазнов века сего нечестивого, не вырубать, то так буйно разрастутся, что и не заметим, как хорошая земля терновником покрылась. Так что, каждый день за полезный «урожай» в себе бороться надо, искореняя в себе всё, что превращает христианина в мирского человека.

4:20 А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат.
Не может Бог быть несправедливым и создать сердца с почвами, не воспринимающими слово Его, а потом за это – наказывать.
Такого просто не может быть от Бога справедливости. Это с одной стороны.

А с другой - и слушали все, кто был предуставлен (правильно расположен или предрасположен) к вечной жизни -Деян.13:48.

От чего зависит, расположен ли кто-то слушать и воспринимать слово Божье именно в тот момент, когда ему говорят, или нет? От многих факторов:
от воспитания, условий жизни, интеллекта, собственного характера, даже здоровья и состояния духа на момент слушания: раздражённый человек вряд ли способен УСЛЫШАТЬ что-либо.
Виноваты ли люди, что имеют разное здоровье, воспитание, условия жизни и прочее? Нет, конечно: на всё время и случай и кому как повезёт. В этой системе несправедливости глупо было бы рассчитывать на то, что праведникам перепадёт лучшая участь от жизни, а нечестивым - похуже. Как раз чаще наоборот выходит. Потому и удивляться не стОит, что не очень многие в веке этом на весть Бога с радостью или без неё откликаются.

Иисус не расстраивался сильно от того, что на момент его прихода из всей Иудеи нашлись только несколько восприимчивых сердец – остальным, значит, на тот момент ещё не время и не место было. Только и всего.
Но однажды – для ВСЕХ настанет благоприятное время: всё тысячелетие Христа предназначено для того, чтобы люди, возвращённые к жизни, смогли выбрать для себя - принять им Бога и Божий путь жизни или отвергнуть. Там уже сложнее будет на плохие условия жизни или отсутствие здоровья пенять: совершенные тела иметь будут все воскрешённые.
А вот насчёт восприимчивости ВСЕХ сердец – сомнения берут. Ибо смерть вторая будет шествовать ещё и в тысячелетии Христа (Откр. 20:6)
Значит, не все, к сожалению, из воскрешённых к жизни в Миллениуме - воспримут слово Божье и там. Значит, скверный характер - всё же лучше начинать менять ещё в этой системе вещей.

КТО будет виновен ТАМ? Только САМ человек: станет ли его сущностью миролюбие, справедливость, милосердие, долготерпение, кротость, доброжелательность и т.д. или нет, понравится ли ему жить в Божьих условиях – никто, кроме человека знать не может. А насильно этот путь любви не навяжет никто.

Поэтому не стоит расстраиваться чрезмерно от того, что немногие воспринимают благую весть. Дело «сеятеля» маленькое: сеять семена Божьего хлеба по всем доступным местам. Кто готов на сегодня – услышит сегодня. А у остальных, значит, просто вся подготовка - ещё впереди.

4:21 И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике?
Иисус показывает абсурдность зажигания света в случае, если им не пользоваться для освещения: не имеет смысла зажигать свечу, если её потом спрятать под колпак.
Если Бог даёт кому-то много увидеть и правильно понять, то даёт не для того, чтобы он сам много знал и много понимал. Бог даёт всё это человеку для того, чтобы он мог не только сам пользоваться этим светом, но и другим путь освещать. А если кто светом от Бога светить не хочет, то, значит, и сам - во тьме, ибо то, что тебе дал Бог для блага многих, помыслил себе лично оставить.

4:22 Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу.
Если Иисус кому-то тайно (невидимо для всех остальных) даст свечу духовных знаний - её
свет рано или поздно выйдет наружу в виде духовного просвещения через проповедническое служение.

4:23,24 См. также разбор Мтф.25:29
Если кто имеет уши слышать, да слышит!
24 И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим.
Иными словами, если мы настроены слышать земное (всё, что полезно для плоти), то услышим для себя в словах Христа – земное и станем типичным земным обывателем.
Если мы настроены на небесное (всё, что развивает духовность), то услышим в словах Христа – духовное. Это поможет нам стать христианином и развивать свою личность в стремлении к совершенству.

4:25 Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.
Кто имеет духовный настрой – тому он будет расширен ещё и пониманием того, что говорит Христос. У кого его нет, тому и расширять нечего.

4:26 И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю,… Бросил в ямку, бережно укрыл землицей домик для семени и всё. И ждёт терпеливо всходов. Не день и не два. Долго ждёт. И голую землю неутомимо поливает, рыхлит
бережно, чтобы семени там, в глубине земли - уютно жилось.
И ворОн неустанно гоняет, чтобы не выклевали. Ибо сеятель верит, что семя там - живёт себе поживает, и росточек на радость хозяина наживает.
Очень надо хозяину, чтобы семя проклюнулось и к солнцу потянулось. Жизнь хозяина от этого зависит: не вырастит ничего, с голоду и умереть недолго. Потому и бережёт сеятель домик зёрнышка.

Ни одного не встретишь сеятеля, кто посеял бы и откапывал бы каждый день землю, проверяя, а не проклюнулось ли оно, чтобы зря не трудиться с вёдрами для полива. А коли было бы так - дождался бы всходов сеятель?

То же можно сказать и о тех, кто сеет семя Божье в сердца слушающих, но хочет быстро результат получить. Но не верит, что посеянное - САМО либо вырастет, либо нет, ибо Бог за этим процессом роста Сам следит (1Кор.3:6). И потому - «копается» постоянно в сердцах слушающих и душу из них вытряхивает, проверяя с напором, а изменяют ли носители семени Божьего жизнь свою – каждый день?
Одним словом, сеятелю слова Божьего надо пример с сеятеля пшеницы брать: бросили в ямку зёрно, бережно укрыли землицей и всё. И ждём терпеливо всходов. Только «поливать» не забываем. И не откапываем. А Бог САМ взрастит, если Ему угодно будет. И тогда, когда Ему угодно будет. Даже если «в сезон урожая», как нам кажется - мы лично всходов не видим – не время, значит, зерну этому пока прорастать. Главное для нас - верить и ждать.

4:27-29 и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он,
28 ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе.
29 Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.
Марк - единственный, кто записал эту притчу. Почему Иисус уподобил процесс сеяния и возрастания плода - Царству Божьему?
Похоже, что система вещей Бога (Царство Бога) наступит ПОЭТАПНО. Сначала совсем его не видно, сеятели лишь сеют. Потом рост плодов Царства должен быть заметен: появление принимающих слово Божье христиан. Затем должна наступить жатва: сбор и сортировка всего, что выросло на земле с момента сеяния (от времени Нового Завета). Первый урожай «пшеницы» (будущих соправителей Христа) будет перебран и собран в первом воскресении (Откр. 20:4Э6). Остальной будет созревать ещё тысячу лет Миллениума.
Думаем, что вся история развития человечества – это всего лишь этапы становления на земле системы вещей Бога (Царства Бога, седьмого вечного дня)

4:30-32 См. такжеМтф. 13:31-33. Притча о подобии Царства Бога горчичному зерну
И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его?
31 Оно - как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле;
32 а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные.
То, что от Бога, может казаться в мире ничтожным, но плоды его обильны. (Женевская)
На момент прихода Христа плод Царства Отца его от посеянного слова - был мал, как крошечное горчичное семечко, всего-то 12 учеников. Но когда деятельность сынов Царства расширится и оно «вырастет» - «горчичное семечко» слова Божьего превратится в огромное дерево миропорядка Бога, где все праведники найдут прибежище и покой. Дерево, на ветвях которого птицы вьют гнезда- напоминает Иез. 17:23 и 32:6, где птицы - это языческие народы, находящие прибежище у Мессии и наслаждающиеся благословением завета.

4:33 И таковыми многими притчами проповедывал им слово, сколько они могли слышать.
Иногда начинаем кому-то что-то разъяснять и так увлекаемся подробностями, что выдаём информации намного больше, чем человек может понять и осилить на данный момент. А всё почему? Потому что думаем, что если нам понятно, то так же понятно должно быть и другим.
Иисус так не думал: он сообщал ровно столько информации (находил оптимум), сколько могли с интересом выслушать и понять. Сказать меньше оптимума - не поймут, сказать больше - устанут воспринимать и внимание будет рассеиваться,
А потому сеятель слова Божьего должен научиться определять духовный возраст того, кто перед ним и сеять – соответственно возраста:
если грудничка хлебом накормить, то он и умереть от несварения может.
А кому-то и сухари по зубам.

4:34 Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все.
Для всех слушающих Иисус говорил иносказаниями, язык слова Божьего переводил на аналогии наглядных примеров.
Выражение «ученикам наедине изъяснял смысл » не означает, что ТОЛЬКО ученикам Иисус раскрывал смысл иносказания, а от остальных это скрывал. Но означает, что все, кто оставался узнать смысл сказанного Христом – воспринимались как желающие научиться от него, как ученики. Если бы для этого оставались все, то Иисус объяснял бы всем, ни от кого бы из желающих знать – ничего не утаил.

4:35-38 См. также Мтф.8:23-26 Случай на море с бурей.
Вечером того дня сказал им: переправимся на ту сторону.
36 И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки.
37 И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась [водою].
38 А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?
Вопрос требовательный и возмущённый: «Тебе и нужды нет что ли, что мы тут погибаем?!» А почему, собственно, у Христа должна была быть нужда в том, чтобы непременно оградить
своих учеников от трудностей? Разве он обязан был чем-то ученикам своим?
Все мы иногда считаем, что Бог обязан замечать нашу нужду и избавлять от трудностей, но забываем слова Павла:
«Кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать ?» Римл. 11:35
Не должны нам ни Бог, ни Христос Его - ничего, и если по милости Своей - не соблаговолят они что-то нам дать, то и вовек не выколотить ничего из них - бренному человеку.

4:39,40 И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина.
40 И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры?

Почему Христос так сказал, ведь для человека свойственно бояться стихии? Потому, что он был с ними, и в зависимости от того, насколько они верили в сердцах своих в то, что Христос - Сын Божий, от Бога посланный и власть имеющий - насколько и страшно им было. Ведь если, я к примеру, с директором завода заодно и он - мой друг, то никто мне на заводе не страшен, ибо я знаю, что директор всё решит потому, что власть имеет.
Такая же вера должна была бы быть и у учеников в отношении их «директора» - Иисуса Христа

О том, что Иисус Христос с нами - до скончания века, все читали и все верим теоретически. Но стоит случиться серьезным проблемам, то по нашим действиям сразу видно, видим ли мы с собою рядом Иисуса Христа, доверяем ли ему и его принципам? Или - своими человеческими методами действовать предпочитаем в решении возникающих проблем?

4:41 См. также разбор Мтф. 8:27
И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?
Казалось бы - ведь по чудесам очевидно, что перед ними не простой смертный. А удивление возникло.
Пример тому, что как ни подгоняй и не торопи веру взрослеть - она сама по себе, и только постепенно в человеке крепчает: не сразу ученики окрепли в уверенности во Христа Божия, хотя и видели множество оснований для своей веры.
Инертное состояние человеческого мышления, требующее времени на перестройку осмысления увиденного, не позволяет человеку быстро ориентироваться в новых незнакомых ситуациях, приходить к правильным выводам и поступать правильно.

Вот почему нельзя ожидать он христиан мгновенной духовной зрелости, мгновенного правильного понимания Божьих истин и правильных поступков - с первого и даже с десятого услышанного слова.

I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ ОБОБЩЕНИЕ (4:1-2) (МАТФ. 13:1-2)

Мар. 4:1-2 . И опять (2:13; 3:7) Иисус начал учить народ при море (Галилейском); и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку… а весь народ был на земле у моря. И учил их притчами…

2. ПРИТЧА О СЕЯТЕЛЕ (4:3-20)

а. Изложение самой притчи (4:3-9) (Матф. 13:3-9; Лук. 8:4-8)

Перед тем, как рассказать эту притчу, и, завершив рассказ ее, Иисус призвал людей слушать Его внимательно и вдуматься в Его слова (Мар. 4:3,9,23).

Мар. 4:3-9 . Вот вышел сеятель сеять; и когда сеял семя на своем вспаханном поле, иное упало при дороге; иное упало на каменистое место, где немного было земли, поскольку пласт твердой породы залегал близко к поверхности; иное упало в терние (в почву, засоренную корнями различных сорняков); и иное упало на добрую землю.

Не все посеянное принесло урожай. Птицы склевали зерно, упавшее при дороге (4:4). Солнце иссушило те нежные ростки, которые вскоре проявились на каменистой почве (4:6). Выросшие сорняки заглушили те растения, которые взошли на засоренной почве, и они тоже не принесли урожая (стих 7).

Посеянное же на доброй почве взошло, пустило корни, выросло и принесло обильный урожай. Иное тридцать, иное шестьдесят, иное сто крат (стих 8) больше посеянного - в зависимости от того, насколько плодородной была почва. А в те времена урожай в отношении 10 к 1 уже считался хорошим.

б. Иисус поясняет, почему учит притчами (4:10-12) (Мат; 13:10-17; Лук. 8:9-10)

Мар. 4:10 . Указание на изменение обстановки имеет тут важное значение. То, что описано в стихах 10-20, собственно, произошло позже (стихи 35-36; сравните Матф. 13:36), но Марк помещает это здесь ради раскрытия принципа, сформулированного в 4:11,33-34, и таким образом подчеркивает значение притчи как таковой.

Итак, когда Иисус остался без народа, окружающие Его (другие ученики - 3:34) вместе с двенадцатью спросили Его о значении или назначении притчи (предпочтительнее, по-видимому, читать здесь "о притчах", а не "о притче", как в русском тексте; в англ. тексте здесь множ. число. То есть ученики спрашивали о притчах вообще и о значении притчи о сеятеле, в частности - от ред.)

Мар. 4:11-12 . Эти стихи следует "воспринимать" в контексте неверия и враждебности, которыми был окружен Иисус (3:6,21-22,30). Он обращается к Своим ученикам (к тем, которые верили в Него; Его "вам" выразительно подчеркнуто средствами греческого языка). И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия (другими словами, о Божием плане человеческого спасения, сокрытом от людей, о домостроительстве на земле Царства Божия; 1:15), а тем внешним (т. е. не входящим в круг учеников, всей этой толпе неверующих все (касающееся благовестия Его и миссии) преподносится в притчах (здесь в смысле сказания, облеченного в загадочную форму).

С Иисусом и Его благовестием "встретились лицом к лицу" обе группы - и уверовавшие в Него и те, которые Его отвергли. Но "учеников" Бог наделил способностью увидеть "тайну Царствия" в Иисусе; Он дал им откровение о Своем плане построения Царства в нынешнее время, т. е. в Век "сеяния семени" (4:13-20; 13:10). План этот ранее был скрыт от пророков, однако теперь он открывался людям, избранным Богом (Рим. 16:25-26).

Тайна общая всем притчам о Царстве состоит в том, что в Иисусе Христе Божие управление земными делами становится частью человеческого опыта, постигается людьми в некоей новой духовной форме. Ученики поверили в Иисуса Христа. Следовательно, Бог уже открыл им вышеупомянутую "тайну", хотя на тот момент они еще мало разбирались во всем ее значении.

С другой стороны, те, кто были ослеплены неверием, не видели в Иисусе ничего, кроме угрозы самому существованию своему. Они отвергли Его, и им не дано было познать "тайны" Царства Божиего. Для таковых форма притч, в которые облекал Иисус Свои истины, оказывалась непроницаемой. Ибо они были подобны израильтянам, жившим в дни пророка Исаии (Ис. 6:9-10). Пророк этот говорил, что духовные слепота и глухота, поразившие их, есть Божие наказание. При этом он говорил об Израиле как о народе (6:9 - "этот народ"), обвиняя его в отвержении Божиего откровения (в дни Иисуса это проявилось с особой наглядностью).

У Марка, как и у Матфея, перефразированы слова Исаии о том, что народ израильский будет видеть и слышать (в данном случае - применительно к образному строю притч), но не "уразумеет" духовного смысла того, что "видят" и "слышат". Да не обратятся (к Богу), чтобы прощены им были грехи их.

Это не значит, что у слушавших Иисуса отнималась самая возможность уверовать в Него. Ведь ожесточение народа происходило не от того, что Иисус учил притчами, а от его изначально враждебного отношения к Нему, возбуждаемого его вождями; потому и отказывались израильтяне войти в открывавшиеся перед ними "двери разумения". И поскольку они упорно не принимали благовестия Христова ("затворили от него разум свой"), им было отказано в возможности проникновения в него - посредством облечения откровения в форму притч. Тайна не давалась им во всем ее значении потому, что они не способны были ею воспользоваться.

И все-таки притчи, "скрывавшие" тайну, как бы приоткрывали завесу ее и тем будили (у желавших этого) мысль (12:12), а это в конце концов могло бы привести их к получению откровения. В конечном счете притчи "блюли" свободу народа верить или не верить, демонстрируя в то же время, что решение "в пользу веры" награждается от Бога способностью верить (4:11а).

в. Изъяснение притчи о сеятеле (4:13-20) (Матф. 13:18-23; Лук. 8:11-15)

Мар. 4:13 . Тем, что скрывается за двумя вопросами Христа, содержащимися в этом стихе, подчеркивается важность притчи о Сеятеле. Если ученики Иисуса не понимали (в греческом тексте употреблен глагол оидате, означающий интуитивное понимание) ее значения, то не смогут понять (а здесь глагол гносете - понимать или постигать на опыте) никаких других притч о Царстве Божием.

Мар. 4:14-20 . Кто такой сеятель, Иисус не объясняет, но из контекста следует, что это Он Сам и все те, которые станут сеять (провозглашать) слово Божие; оно и есть семя (1:15,45; 2:2; 6:12). В 4:15-20 речь пойдет о разных "видах почвы", т. е. о разных категориях слушателей, в разуме которых сеется "семя" благовестия.

Многие люди так или иначе отвергают благовестие Иисуса Христа. В притче они поделены на три категории. Одни слышат слово Божие, но остаются равнодушны к нему. Сатана (здесь уподоблен птицам) тут же приходит к ним и похищает слово, посеянное в них. Другие слушают слово с радостным энтузиазмом, однако на поверку энтузиазм их оказывается поверхностным, и хватает его на короткое время: глубокого корня слово в них не пускает.

А потому стоит прийти скорби или начаться гонениям за веру (уподобляются палящему солнечному зною), тотчас соблазняются (толкование на 14:27) и отпадают. Третьи тоже слушают слово, однако сердца их и мысли слишком заняты земным и временным. Посеянное в них слово очень скоро вытесняется из разума их и сердца заботами века сего, обольщением богатством и другими пожеланиями (уподобляются сорнякам, заглушающим культурные растения). И в этих слушающих слово тоже не приносит плода (сравните 10:22), а, значит, по-настоящему верующими они никогда не были.

В отличие от упомянутых трех групп, есть на земле и такие люди, которые слушают слово и принимают, и приносят плод (духовный) - в тридцать… а шестьдесят и во сто крат (сравните 4:24-25 с Матф. 25:14-30; Лук. 19:11-27). Они-то и являются истинными учениками Господа.

Итак, распространение Благой Вести о Царстве Божием подобно сеянию семени на разных видах почвы. В первое пришествие Иисуса Христа, как и в век Церкви, Царство Божие, хотя и существует на земле, но как бы скрыто или не вполне явно, будучи теснимо сатанинской оппозицией ему и людским неверием. И все-таки оно, т. е. "Божие правление", действует (существует) - в тех, кто принимают благовестие Иисуса Христа; Его власть над этими людьми и действие в них проявляются в том, что они - духовно плодоносны.

И все же вполне явно Царство Божие будет установлено лишь во второе пришествие Иисуса Христа во славе (Мар. 13:24-27). Тогда-то и будет собран на земле небывалый урожай. Таким образом в притче о сеятеле подразумевается постепенное утверждение на земле Царства Божиего, которое в настоящее время как бы скрыто и невидимо, а в будущем станет явным и откроется во славе своей - (сравните 1:14-15).

3. ПРИТЧА О СВЕЧЕ И "МЕРЕ" (4:21-25) (ЛУК. 8:16-18; МАТФ. 5:15 и ЛУК. 11:33; МАТФ. 7:2 и ЛУК. 6:38; МАТФ. 10:26 и ЛУК. 12:2; МАТФ. 13:12; 25:29 и ЛУК. 19:26)

К сказанному Им в этих стихах в форме притчи Иисус прибегал неоднократно и при разных обстоятельствах (вышеуказанные ссылки). Марк поместил эти стихи здесь потому, что ими подкрепляется учение Иисуса в притчах о Царстве Божием и указывается на необходимость надлежащего отклика на это учение. Мар. 4:23-24а перекликается со стихом 3 и 9, и, значит, в представлении Марка слова эти (стихи 23-24а) были частью обращения Иисуса в форме притч ко всему народу (сравните стих 26, 30), а не Его частных бесед с учениками.

Мар. 4:21-23 . В этой короткой притче Иисус указывает на очевидный факт, что зажженную свечу не ставят под сосуд или под кровать. Но ставят ее на подсвечнике, чтобы она лучше освещала дом. И далее Он поясняет, что все тайное становится со временем явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу. Господь подразумевал учение о "тайне Царства Божия", которое со временем должно быть предложено всему миру. Таким образом, и этот пример из повседневной жизни тоже содержал в себе "информацию о духовной истине" - для всякого кто имеет уши, если только он пожелает услышать.

Мар. 4:24-25 . Если человек принимает возвещенное Им (1:15), Бог удостоит его "соучастия" ("доли", "меры") в Царствии Своем уже теперь, а в будущем, когда Царствие Божие "откроется" (стихи 21-23), ему ("слушающему") прибавлено будет еще больше. Но если человек отвергает слово Его, то теряет все, включая то, что имеет теперь, а именно возможность стать причастником Царства Божиего; ибо она у него отнимется.

4. ПРИТЧА О ЗЕМЛЕ, КОТОРАЯ САМА ПРОИЗВОДИТ ПЛОД (4:26-29)

Эту притчу приводит только Марк. Подобно притче о Сеятеле, она представляет собою картину грядущего Царства Божиего на всех его стадиях: сеяние (стих 26), всход и возрастание посеянного (стихи 27-28) и, наконец, сбор урожая (стих 29); ударение, однако, поставлено на стадии роста. Лишь одна личность, неконкретизированный сеятель, присутствует при всех трех фазах.

Мар. 4:26. Итак, первая фаза: человек бросает семя в землю.

Мар. 4:27-28 . При второй фазе сеятель, хотя и присутствует, но как бы пассивно. Посеяв семя, он предается своим повседневным делам, не заботясь о семени. Оно, между тем, всходит и растет, но каким образом, он не знает. Почва (земля) сама собою последовательно производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе.

Это "сама собою" (буквально "автоматически") в греческом тексте звучит подчеркнуто; его можно было бы передать как "без всякой видимой причины" или "без всякого человеческого вмешательства", т. е. здесь намек на то, что вся необходимая "работа" осуществляется Богом (схожую ситуацию находим в Иов. 24:24; Деян. 12:10). Именно Он "действует" в зерне, наделенном жизнью, которое, будучи посажено в добрую почву, проходит в своем возрастании последовательные стадии, не зная вмешательства со стороны человека.

Мар. 4:29 . Для сеятеля же в конечном счете интерес представляет лишь третья фаза. Как только урожай поспел, он немедленно посылает серп (речевой прием, означающий "посылает жнецов" - сравните Иоил. 3:13), потому что настало время жатвы.

Некоторые толкователи видят в этой притче картину евангелизации мира. Другие понимают ее как образ духовного роста верующего. Третьи рассматривают эту притчу как описание становления Царства Божиего - посредством таинственной, свыше совершаемой работы Небесного Отца. Смысловое ударение в ней, как уже было сказано, ставится на фазе роста при невидимом действии Бога - в некий промежуточный период между возвещением Благой вести Иисусом (здесь "смиренным" сеятелем - и Его учениками) и провозглашением Царства тем же Иисусом, но уже - всесильным Жнецом. Третья точка зрения кажется наиболее предпочтительной как в свете сказанного в 4:26а, так и с учетом контекста всех притч о Царстве Божием в целом.

5. ПРИТЧА О ЗЕРНЕ ГОРЧИЧНОМ (4:30-32) (МАТФ. 13:31-32; ЛУК. 13:18-19)

Мар. 4:30-32 . Процесс становления Царства Божия уподобляется в этой притче процессу роста горчичного куста (имеется в виду обыкновенная так называемая черная горчица) из крохотного зерна. В представлении иудеев оно, должно быть, отлично "ложилось" в притчу, так как, будучи меньше всех семян на земле, возрастало в огромный куст В самом деле, семена черной горчицы настолько мелки, что числом от 725 до 760 весят всего один грамм. Горчица - растение однолетнее; оно растет очень быстро и становится больше всех злаков; в условиях Палестины всего за несколько недель роста куст достигает высоты 3-4 метров. Птиц небесных привлекают как плоды горчицы, так и тень, которую она дает.

В этой притче подчеркивается контраст между мельчайшим семенем и высочайшим кустом, произрастающим из него. Тут как бы символ контраста между незаметным и таинственным началом Царства Божиего, которое зримо было представлено Иисусом Христом во время Его пребывания на земле, и тем величественным конечным результатом, который обнаружится при Его втором пришествии, когда это Царство превзойдет в своем могуществе и славе все земные царства.

Упоминание о "птицах небесных" могло быть сделано лишь с целью подчеркнуть "огромность" конечного результата. Но они могли быть и прообразом злых сил (сравните стих 4), говоря в таком случае о "дефектах роста" Царства Божиего. Возможно и то, что "птицы" символизируют язычников как часть Божиего Царства (Иез. 17:22-24; 31:6). То, что Бог обещал сделать (Иез. 17 гл.), Он начал исполнять в Иисусе Христе, посредством Его миссии. (Царство это, однако, не следует отождествлять с Церковью; толкование на Мар. 1:15.)

6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ОБОБЩЕНИЕ (4:33-34)

Мар. 4:33-34 . В этих стихах резюмируются цель, которую преследовал Иисус, уча притчами, и Его подход к учению именно в такой форме (сравните стихи 11-12). Он проповедовал им слово (сравните 1:15): народу и ученикам излагая Свое учение притчами, которые приспосабливал к уровню их понимания. Он поступал так, т. е. говорил иносказательно (без притчи же не говорил им) по причине неверных представлений в народе о Царствии Божием. Своим же ученикам наедине изъяснял все; подразумевается - о Своей миссии в ее связи с Царствием Божиим. Такого двойственного подхода, который объяснен здесь, в 4 главе, Иисус держится до конца Евангелия.

Д. Чудеса, творимые Иисусом, свидетельствуют о Его Божественной силе (4:35 - 5:43)

За притчами, отобранными Марком, следует описание им чудес, сотворенных Иисусом, которые свидетельствуют, что дела Его удостоверяли Его слова (Его учение). И то и другое обусловливалось присутствием высшей Божией власти (Царства Его) в Самом Иисусе.

За тремя исключениями, Марк излагает все чудеса, включенные им в Евангелие, до 8:27. Этим подчеркивается то обстоятельство, что Иисус не хотел говорить Своим ученикам о предстоящих Ему смерти и воскресении до тех пор, пока они открыто не признают в Нем своего Мессию, посланного им Богом.

В этом разделе описано четыре чуда, которые не оставляют сомнения в том, что Иисус имел высшую власть над различными враждебными людям силами, как-то буря на море (4:35-41), демоны, вселяющиеся в людей (5:1-20), неизлечимые физические болезни (5:23-24) и сама смерть (5:21-24,35-43).

I. УСМИРЕНИЕ БУРИ НА МОРЕ (4:35-41) (МАТФ. 8:23-27; ЛУК. 8:22-25)

Мар. 4:35-37 . Живые подробности этого описания свидетельствуют, что Марк составил его со слов очевидца, скорее всего, апостола Петра. Вечером того дня (в который Он учил "при море" - стих 1) Иисус решил переправиться со Своими учениками на другую (восточную) сторону Галилейского моря. Можно предположить, что Он искал отдыха от толпы и хотел побыть наедине с учениками. Но возможно и то, что Он стремился расширить поле Своей деятельности (1:38).

Так или иначе, но рядом с ними поплыли другие лодки. "Ответственными" за это путешествие были Его ученики - бывалые рыбаки (по крайней мере, некоторые из них). Слова взяли Его… как Он был в лодке соотносятся со сказанным в 4:1, образуя "связующее звено" между тем, что, сидя в лодке, Он учил (заметьте обращение к Нему учеников в стихе 38 - "Учитель!") и тем, что, не выходя из нее, Он совершил чудо.

Спокойное плавание было нарушено внезапно налетевшим шквалом (бурей), какие часто случаются на этом озере, окруженном высокими холмами и узкими долинами (такой рельеф способствует возникновению сильных ветров). В тот вечер буря была особенно неистовой: волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою.

Мар. 4:38-39 . Между тем, Иисус, Который учил на протяжении целого дня, сильно устал и заснул на корме на возглавии (особая кожаная подушка для гребца). Охваченные паникой ученики разбудили Его с упреком: неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? Они, назвавшие Его в тот момент "Учителем", все еще не понимали, о чем свидетельствовало Его учение.

И встав Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. В греческом тексте здесь сильно звучащее слово пефимозо - своего рода "технический термин", к которому прибегали, чтобы лишить силы демонов; это наводит на мысль, что Иисус "распознал" демонские силы, вызвавшие бешеный шторм, и, вот, приказал им "умолкнуть". И тотчас ветер утих, и сделалась великая тишина.

Мар. 4:40-41 . Теперь Иисус обратился к ученикам с упреком: что вы так боязливы? Несмотря на то, что Он и наедине учил их (стихи 11,34), до них все еще не доходило, что в Нем постоянно присутствовали Божия сила и власть. Это-то их недопонимание и имел Он в виду, когда спросил: Как это у вас до сих пор нет веры? (сравните с 7:18,8:17-21,33; 9:19). В усмирении бури Иисус и явил ту "власть", которую в Ветхом Завете являл только Бог (Пс. 88:9-10; 103:5-9; 105:8-9; 106:23-32).

Вот почему ученики убоялись страхом великим, когда увидели, что и силы природы повинуются Ему. Словом "убоялись" переведено греческое слово, образованное от фобеомаи, что значит "испытывать благоговейный ужас" - чувство, которое охватывает людей в присутствии сверхъестественной силы (сравните 16:8). И все-таки последовавший затем вопрос, с которым ученики обращались друг к другу - кто же это? - свидетельствовал, что они этого не понимали.

И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле у моря. И учил их притчами много.

Хотя, казалось, и отослал Мать Свою, однако, опять повинуется Ей, ибо ради Нее выходит к морю. Садится в лодку для того, чтобы, имея перед глазами всех, говорить в услышание всех и никого не иметь позади Себя.

И в учении Своем говорил им: слушайте: вот, вышел сеятель сеять; и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода. И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто. И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит! Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче. И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах, так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют; да не обратятся, и прощены будут им грехи.

Первую притчу предлагает о семени, дабы сделать слушателей более внимательными. Так как Он намерен сказать, что семя есть слово и что оно, упавши в невнимательных, пропадает, то говорит об этом прежде всего, дабы слушатели постарались быть внимательными и непохожими на ту землю, которая губит семя. Но кто такой Сеятель? Сам Христос, Который по человеколюбию и снисхождению неотлучно исшел из Отчих недр, исшел же не для того, чтобы сожечь проклятую землю и злые сердца, не для того, чтобы иссечь терния, но чтобы сеять семя. Какое семя? Не Моисеево ли? Не семя ли пророков? Нет, Свое, то есть, чтобы проповедовать Свое Евангелие. Он и сеял; но из семян одно пало на душу, подобно дороге, попираемой многими, и птицы небесные, то есть демоны, владеющие в воздухе, пожрали это семя. К таким людям относятся человекоугодники; они то же, что дорога, попираемая многими. Кто все делает только для угождения тому или другому, тот бывает попираем многими. Но заметь, Господь не сказал, что семя брошено при пути, но что оно пало при пути, потому что Сеятель бросает семя на землю, как на добрую, а она сама уже, оказавшись худой, губит семя, то есть слово. Впрочем, некоторые хорошо принимали упавшее при пути в том смысле, что оно пало на неверное сердце. Ибо Путь есть Христос, а находящиеся при пути суть неверные, которые вне пути, то есть Христа. Другое семя пало на душу каменистую, разумею тех, которые легко принимают слово, но потом отвергают. Они каменисты, как уподобившиеся несколько камню, то есть Христу, поскольку приняли слово; но как они принимают слово на время и потом отвергают, то через это теряют и подобие. Иное семя упало на душу, пекущуюся о многом, ибо «терние» суть житейские попечения. Но четвертое семя пало на добрую землю. Итак смотри, как редко добро и как мало спасающихся! Только четвертая часть семени оказалась уцелевшей! Ученикам спросившим Его наедине, говорит: «вам дано знать тайны». Но неужели по распределению и назначению от природы одним дано это, а другим, нет? Быть не может; но тем дано, как ищущим: «ищите, - сказано, - и дастся вам», а прочих Бог оставил в слепоте, дабы знание должного не послужило к большему их осуждению, когда они не исполняют сего должного. Впрочем, хочешь ли знать, что от Бога дано всем видеть должное? Слушай! «Своими глазами смотрят» - это от Бога «и не видят» - это от злобы их; ибо Бог создал их видящими, то есть понимающими доброе, но они не видят, смежая очи свои добровольно, чтобы не обратиться и не исправляться, как бы завидуя собственному спасению и исправлению. Можно и так понимать: прочим же говорю притчами, «так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют», чтобы хотя поэтому обратились и исправились.

И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи? Сеятель слово сеет. Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их. Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются. Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода. А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают; и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат.

Здесь указано три разряда людей, в которых слово пропадает: одни - невнимательны, эти означены словом «при дороге»; другие - малодушны, сии разумеются под словом «на каменистом месте»: третьи - сластолюбивы, означаемые словом «в тернии». Три же разряда и тех, которые приняли и сохранили семя: одни приносят плод во сто - это люди совершенной и высокой жизни; другие - в шестьдесят, это средние; иные - в тридцать, которые хотя немного, но все же приносят по силе своей. Так, одни суть девственники и пустынники, другие живут вместе в общежитии, иные в мире и в браке. Но Господь принимает всех их, как приносящих плод. И благодарение Его человеколюбию!

И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике? Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным; и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу. Если кто имеет уши слышать, да слышит!

Здесь Господь научает апостолов быть светлыми по жизни и поведению. Как светильник поставляется для того, чтобы светить, так и ваша жизнь, - говорит, - будет видна всем, и все будут смотреть на нее. Поэтому старайтесь вести жизнь добрую; ибо вы поставлены не в углу, но служите светильником, а светильника не скрывают под кровать, но ставят на виду, на подсвечнике. И из нас каждый есть светильник, который должен быть поставлен на подсвечнике, то есть на высоте жизни по Богу, дабы мог светить и другим, а не под спудом чревоугодия и заботы о пище и не под кроватью бездействия. Ибо никто, занятый попечением о пище и преданный лености, не может быть светильником, светящим своей жизнью для всех. «И ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу». Что бы кто ни делал втайне: доброе или злое - все обнаружится и здесь, а особенно в будущем веке. Что было сокровеннее Бога? Однако и Он явился во плоти.

И сказал им; замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим. Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.

Господь побуждает учеников к бодрствованию. Замечайте, - говорит, - что слушаете; не опускайте ничего сказанного Мною. «Какою мерою мерите, такою отмерено будет вам», то есть, в какой мере вы внимательны, в такой мере получите и пользу. Тому слушателю, который внимателен всегда и притом в высшей степени, воздаст Бог и награду великую, а медлительному человеку соразмерная будет и прибыль вознаграждения. Кто будет иметь ревность и усердие, тому дастся и награда, а кто не имеет ревности и усердия, у того взято будет и то, что он думает иметь. Ибо по причине лености гаснет в нем и та малая искра, которую он прежде имел, подобно как от усердия она возжигается.

И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.

Под Царством Божиим разумеет Божие смотрение о нас. «Человек» есть Сам Бог, сделавшийся ради нас человеком. Он бросил «семя в землю», то есть евангельскую проповедь. Бросив его, Он «спит», то есть восшел на небеса; впрочем, Он и «встает ночью и днем». Ибо хотя Бог, по-видимому, и спит, то есть долготерпит, но Он восстает: восстает ночью, когда посредством искушений возбуждает нас к познанию Его; восстает днем, когда наполняет нашу жизнь радостями и утешениями. Семя растет как будто без ведома Его, потому что мы свободны, и от нашей воли зависит расти или не расти этому семени. Не по неволе приносим плод, но добровольно, то есть приносим плод от самих себя. Сначала, когда бываем младенцами, еще не достигшими в меру возраста Христова, мы произращаем «зелень», показываем начаток добра; потом - «колос», когда бываем уже в состоянии противостать и искушениям, ибо колос связывается уже коленцами, стоит прямо и достиг уже большего развития; затем образуется в колосе «полное зерно» - это тогда, когда кто приносит плод совершенства. Когда же настанет «жатва», тогда «серп» собирает плоды. «Серп» этот есть Слово Божие, а «жатва» - время кончины.

И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? Оно - как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные. И таковыми многими притчами проповедывал им слово, сколько они могли слышать. Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все.

Мало слово веры: потому что следует только уверовать во Христа, и ты спасешься. Видишь, что слово сие столь же мало, как и горчичное зерно. Но посеянная на землю проповедь слова расширилась и разрослась, так что на ней покоятся птицы небесные, то есть все люди с выспренним и горним умом и знанием. В самом деле, сколько мудрых успокоилось на этой проповеди, оставив эллинскую мудрость! Таким образом проповедь сделалась больше всего и пустила великие ветви. Ибо апостолы как ветви разошлись: один - в Рим, другой - в Индию, третий - в Ахаию, прочие же - в другие страны земли. Господь говорит народу многими притчами, предлагая притчи сообразно с состоянием слушателей. Поскольку народ был прост и неучен, то поэтому напоминает ему о горчичном зерне, о траве и семени, дабы известными ему и обыкновенными предметами научить его чему-либо полезному или заставить его подойти и спросить, и по вопросе разуметь непонятное. Так, ученикам объяснял Он все наедине, поскольку они прямо приступали к Нему и спрашивали. Объяснял же все только такое, о чем они спрашивали и чего не знали, а не вообще все, даже и ясное. Ибо когда уразумевали то, о чем спрашивали, то из этого становилось ясно для них и другое, и таким образом разрешалось для них все.

Вечером того дня сказал им: переправимся на ту сторону. И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки. И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою. А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры? И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер, и море повинуются Ему?

Матфей повествовал об этом иначе, чем Марк: о чем тот сказал пространнее, то этот сократил, и наоборот, что первый изложил кратко, о том последний сказал пространнее. Господь берет с Собою одних учеников, предоставляя им быть зрителями будущего чуда. Но чтобы они не превозносились тем, что других отослал, а их взял, и вместе, чтобы научить их переносить опасности, попускает им быть в опасности от бури. А спит Он при сем с той целью, чтобы чудо показалось им тем важнее, после того как они перепугались. Иначе, если бы буря случилась при бодрственном состоянии Христа, они не испугались бы или не обратились бы к Нему с прошением о спасении. И вот Он попускает им быть в страхе от опасности, дабы они пришли в сознание силы Его. Поскольку они только на других видели благодеяния Христовы, а сами не испытали ничего подобного, то была опасность, что они сделаются беспечными; поэтому Господь попускает быть буре. Он спит на корме корабля (она была, конечно, деревянная). Пробудившись, Христос запрещает сначала ветру, так как он бывает причиной морского волнения, а потом укрощает и море. Обличает и учеников за то, что они не имели веры. Ибо если бы они имели веру, то верили бы, что Он и спящий может сохранить их невредимыми. Ученики говорили между собою: «кто же Сей», потому что имели еще неопределенное понятие о Нем. Так как Христос укротил море одним повелением, а не жезлом, как Моисей, не молитвенным воззванием, как Елисей Иордан, не ковчегом, как Иисус Навин, то по этой причине Он показался им выше человека; а тем, что спал, Он являлся им опять человеком.

Толкование Блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского