Проекты гранты и конкурсы на год. Конкурсы и гранты. Требования к кандидатам

Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад №11 «Ручеек»
города Чебоксары Чувашской Республики

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ РЕБЕНКА

подготовила воспитатель
Васильева Ольга Алексеевна

г. Чебоксары 2017
Ребенок познаёт мир, исследуя его, экспериментируя, делая всё новые и новые открытия. Дети - это самые активные исследователи мира.
Федеральный государственный стандарт считает развитие познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из главных принципов дошкольного образования (ФГОС пункт 1.4.7.). Дошкольник в процессе целенаправленного педагогического воздействия получает эмоциональные и яркие впечатления о природе, формируются его мышления, сознания, закладываются основы, способствующие полноценному раскрытию познавательного потенциала и формированию исследовательской активности каждого ребёнка. Следует обратить внимание на понятие «активность».
Необходимость развития исследовательской активности детей дошкольного возраста подтверждается многими учеными, которые рассматривают ее с точки зрения способствования развитию мышления (Брушлинский А.В., Калмыкова З.И., Матюшкин А.М.), активизации познавательной и творческой деятельности (Всесвятский Б.В., Данилов М.А., Есипов Б.П.), развитию самостоятельности, инициативности, самоконтроля и активности личности в деятельности в целом (Кларин М.В., Маралов В.Г., Ситаров В.В.).
«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А.И.Савенков). Следовательно, необходимо увеличивать долю исследовательских методов обучения в образовательном процессе Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка-дошкольника. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточной ее разработанности в плане развития ребенка. Именно исследовательский метод может помочь дошкольнику решить сложные задачи: — уметь видеть проблему и ставить вопросы; — уметь доказывать; — делать выводы; — высказывать предположения и строить планы по их проверке.
В свое время И.М.Сеченов писал о прирожденном и драгоценном свойстве нервно-психической организации ребенка – безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. Это свойство И.П.Павлов назвал рефлексом «что такое?», под влиянием которого ребенок обнаруживает качества предметов, устанавливает новые для себя связи между ними.
Предметная исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру. С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитическо-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений.
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.
Поэтому необходимо ребенка «учить сомневаться», т. е. научить ребенка сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение.
(Например: металлические предметы тонут, но ребенок видит: корабль из металла не тонет. Почему? При организации соответствующих опытов дошкольники могут поразмышлять над этим вопросом).
Любой ребенок, как уже отмечалось, вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось; понаблюдать за рыбками в аквариуме; изучать поведение синички за окном; проводить опыты с разными предметами; разбирать игрушки, изучая их устройство.
В нашей группе создана развивающая предметно-пространственная среда. Имеется оборудование для познавательно- исследовательской деятельности, включающие объекты для исследования в реальном действии, образно- символический материал и нормативно-знаковый материал: оборудование, относящееся к объектам для исследования в реальном времени, включает различные материалы для сенсорного развития (вкладыши-формы, объекты для сериации и т. п.). Данная группа материалов включает и природные объекты, в процессе действия с которыми дети знакомятся с их свойствами и учатся различным способам их упорядочения (коллекции минералов, плодов и семян растений и т. п.). группа образно-символического оборудования представлена специальными наглядными пособиями, репрезентирующими детям мир вещей и событий; нормативно-знаковый материал – материал языковых и числовых знаков, вводящий детей в новую форму репрезентации мира (разнообразные наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы и т. п.).
Познавательно-исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на интересующие вопросы. Созданный психологический климат, при путешествии по экологической тропе способствует обогащению и систематизации познавательной активности. На участке постоянно существует огород, где дети выращивают овощи, наблюдают за ростом рассады и появлением первых плодов урожая (от семечка до плода). Для формирования познавательно-исследовательской деятельности вовлекаются в образовательный процесс родители воспитанников. Помимо традиционных форм взаимодействия с родителями, проводятся круглые столы, познавательные встречи «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», деловая игра «Педагогическое сотрудничество ДО и семьи по воспитанию у детей исследовательских умений и навыков». В педагогическую деятельность удалось максимально вовлечь родителей в образовательный процесс преодолеть стандартный взгляд родителей на их роль к детскому саду. Вместе с детьми родители активно участвовали в сборе необходимой информации, оформления альбомов, выставок, презентаций, проектов. Совместно проводились экскурсии с родителями в лесопарк «Каменные палатки» и организован «День выходного дня» с посещением Музея природы, зоопарка, музея изобразительных искусств. Все это помогло детям и родителям погрузиться в окружающую среду, совершить новые открытия.
Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребенка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры, становление у детей научно — познавательного, практически — деятельностного, эмоционально-нравственного отношения ко всему, что ребенка окружает. В исследовательской деятельности проявляются творческие способности ребенка. Последнее, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска. Природа творчества едина как для взрослого, так и для ребенка, поэтому познавательно — исследовательская деятельность детей организовывается практически по той же схеме, что и деятельность маститого ученого.

Список литературы
1. Глушкова, Г. Предметная среда действительно развивающая? / Г. Глушкова, С. Мусиенко // Дошкольное воспитание. – 2008. — №2. – С. 107-112.
2. Дусавицкий, А.К. Поисковая активность и адаптация / А.К. 14. Морозов, М.Г. Проблемы ситуации в мышлении / М.Г. Морозов. – М.: Гарант-Пресс, 2012. – 470 с.
3. Петровский, А.В. Избранные педагогические и психологические сочинения / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Спарк, 2008. – 238 с.
4. Савенков, А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания / А.И. Савенков. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 208 с.
5. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. – М.: Смысл, 2009. – 365 с.

В целях поддержания и развития научно-исследовательской деятельности по приоритетным направлениям развития науки в установленной сфере деятельности Академией ежегодно проводится конкурс выпускных квалификационных работ среди выпускников программ высшего образования Академии и конкурс научно-исследовательских работ среди работников Академии.

Конкурс НИР работников Академии

В целях развития научно-исследовательского потенциала по приоритетным направлениям развития науки в установленной сфере деятельности Академией ежегодно проводится конкурс научно-исследовательских работ среди сотрудников Академии.

В 2017 году, в соответствии с Уставом Академии и , в рамках объявленного общеакадемического ежегодного конкурса научно-исследовательских работ среди работников Академии в 2017 году было подано 27 заявок.

В соответствии с Приказом № 02-231 от 14.04.2017г. по итогам конкурса научно-исследовательских работ признаны победившими следующие 9 работ:

  1. «Комплексная сравнительная оценка уровня инновационного развития страны по видам экономической деятельности» (Ларионова Е.И., Экономический факультет);
  2. «Технологии и инструменты для проведения социологических исследований в моногородах, в которых разрабатываются долгосрочные программы, стратегии социально-экономического развития территории органами местного самоуправления и исполнительной власти» (Павлова Н.Ф., Институт отраслевого менеджмента);
  3. «21 век: лидеры и лидерство в российских компаниях» (Яхонтова Е.С., Высшая школа корпоративного управления);
  4. «Правовая идеология в романо-германской юридической традиции: проблемы теории права и сравнительного правоведения» (Михайлов А.М., Институт права и национальной безопасности);
  5. «Отражение роли и места информатизации в системе устоявшихся показателей качества высшего образования в Российской Федерации» (Григорьев В.Ю., Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований);
  6. «Разработка технологии применения теории решения изобретательских задач в инновационной деятельности предприятий промышленности» (Панова Е.С., Институт менеджмента и маркетинга);
  7. «Формирование системы пруденциального надзора за профессиональными участниками рынка ценных бумаг» (Морозов С.В., Факультет финансов и банковского дела);
  8. «Связь воцерковленности и партийных предпочтений православных верующих» (Богачев М.И., Института общественных наук);
  9. «Разработка предложений по корректировке базовых нормативов затрат по государственным услугам для программ, реализуемых образовательными организациями» (Зулкашева Д.Н., Центр развития конкурентной политики и государственного заказа).

В 2016 году, в соответствии с Уставом Академии и , в рамках объявленного общеакадемического ежегодного конкурса выпускных квалификационных работ выпускников программ высшего образования Академии в 2016 году было подано 35 заявок.
В соответствии с Положением о конкурсе дипломных работ выпускников программ высшего образования Академии, по итогам подведения результатов конкурса на заседании комиссии Ученого Совета Академии от 5 октября 2016 года, были признаны победившими следующие 9 работ:

  • «Ловушка среднего дохода»: механизмы формирования и преодоления» (Кольцовой В.Д., Экономический факультет);
  • «Проблема развития краудфандинга в России» (Адамян Л.О., Институт бизнеса и делового администрирования);
  • «Терроризм как проблема категоризации» (Тришиной Д.Ю., Институт общественных наук);
  • «Доктрина «снятия корпоративной вуали»: теория и практика ее применения (сравнительный анализ)» (Махмудовой Ю.Р., Юридический факультет им. М. М. Сперанского);
  • «Сравнительный анализ столичных рынков спортивного питания на примере России и зарубежных стран» (Голубцову М.А., Высшая школа корпоративного управления);
  • «Влияние нефти на политическую судьбу Ирака (1932 – 2003 гг.)» (Богомоловой В.Д., Институт бизнеса и делового администрирования);
  • «Соотношение актанта и его фигурации в ANT» (Макаровой Е.А., Институт общественных наук);
  • «Анализ пространственного взаимодействия в потоках импорта через пограничные пропускные пункты» (Насибуллиной А.Р., Экономический факультет);
  • «Нейромаркетинг как способ повышения эффективности коммуникации с потребителем» (Труновой А.В., Факультет экономических и социальных наук).

В соответствии с Уставом Академии и , в рамках объявленного ежегодного конкурса научно-исследовательских работ среди работников Академии в 2016 году была подана 21 заявка по следующим научным направлениям:

  • Инновационная экономика: барьеры, стимулы, институты
  • Экономика развития и экономическая политика государства: новый вектор
  • Институциональные факторы экономического роста
  • Социальная экономика и социальные реформы
  • Перспективные направления налоговой, бюджетной, денежно-кредитной политики
  • Развитие конкуренции, проблемы дерегулирования и реформирования отраслей естественных монополий
  • Финансовая экономика и развитие финансовых рынков
  • Аграрная экономика и продовольственная безопасность
  • Внешнеэкономическая деятельность России: новые тенденции и проблемы
  • Региональная экономика: факторы экономического роста и управление территориальным развитием
  • Перспективные направления реформы государственного и муниципального управления в России
  • Актуальные проблемы модернизации законодательства Российской Федерации
  • Перспективы административной реформы
  • Актуальные проблемы социально-политических, исторических и философских наук
  • Перспективные направления реформирования государственной службы
  • Современные модели образования: зарубежный опыт и российские тенденции
  • Экономика знаний в современном мире.

В соответствии с решением Конкурсной комиссии по проведению конкурсов научно-исследовательских работ Академии (Приказ №02-183 от 12.04.2016) были признаны победившими следующие 8 тем научно-исследовательских работ:

  • «Отражение целей и задач развития образования в стратегиях социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (на примере регионов Северо-Западного федерального округа)» (д.э.н. Беляков С.А.);
  • «Общественные инициативы и общественный контроль за деятельностью органов публичной власти» (к.ю.н. Петухов Р.В.);
  • «Совершенствование механизмов перераспределения полномочий по решению вопросов местного значения между органами местного самоуправления и иными уровнями публичной власти» (д.ю.н., профессор Шугрина Е.С.);
  • «Муниципальные модели регулирования миграционных процессов» (д.соц.н. Леденева В.Ю.);
  • «Особенности антимонопольного регулирования на рынках связанных по производству товаров» (научный сотрудник Шаститко А.А.);
  • «Экономические и правовые аспекты внешнеторговой деятельности России с начала ХХ века: прошлое, настоящее, перспективы» (к.ю.н. Мореева С.Н.);
  • «Проблемы законодательного обеспечения государственного суверенитета РФ в информационном пространстве» (к.ю.н., в.н.с. Ефремов А.А.).
  • «Системно-институциональный подход как общая методология социальных наук и построения практического знания для решения комплексных социокультурных проблем» (к.ф.н. Марача В.Г.).

В соответствии с Уставом Академии и Приказом №01-290 от 5 февраля 2015 года , в рамках объявленного ежегодного конкурса научно-исследовательских работ среди работников Академии в 2015 году было подано 55 заявок по следующим научным направлениям:

  1. Актуальные проблемы модернизации законодательства Российской Федерации;
  2. Аграрная экономика и продовольственная безопасность;
  3. Актуальные проблемы социально-политических, исторических и философских наук;
  4. Внешнеэкономическая деятельность России: новые тенденции и проблемы;
  5. Инновационная экономика: барьеры, стимулы, институты;
  6. Институциональные факторы экономического роста;
  7. Перспективные направления реформирования государственной службы;
  8. Перспективы административной реформы;
  9. Перспективные направления реформы государственного и муниципального управления в России;
  10. Перспективы направления налоговой, бюджетной, денежно-кредитной политики;
  11. Региональная экономика: факторы экономического роста и управление территориальным развитием;
  12. Развитие конкуренции, проблемы дерегулирования и реформирования отраслей естественных монополий;
  13. Современные модели образования: зарубежный опыт и российские тенденции;
  14. Социальная экономика и социальные реформы;
  15. Финансовая экономика и развитие финансовых рынков;
  16. Экономика знаний в современном мире;
  17. Экономика развития и экономическая политика государства: новый вектор;

В соответствии с Положением о конкурсе научно-исследовательских работ работников Академии, по итогам подведения результатов конкурса на заседании комиссии Ученого Совета Академии от 8 апреля 2015 года, были признаны победившими следующие 12 тем научно-исследовательских работ:

  1. «Система методов принятия решений и оценки их эффективности в области управления человеческими ресурсами и человеческим капиталом» (д.э.н., профессор ЭФ Кафидов В.В.);
  2. «Разработка комплекса мер по использованию новых моделей трансляции научного знания для предотвращения имитации публикационной активности научных организаций России» (д.б.н., главный научный сотрудник, руководитель Центра научно-технической экспертизы ИПЭИ Куракова Н.Г.);
  3. «Создание системы выявления, отбора, формирования и подготовки команд нового поколения профессиональных менеджеров развития территорий и регионов высшей квалификации» (д.э.н., профессор ИБДА Мельников С.Б.);
  4. «Использование методики внедрения старт-апа для развития профессиональных навыков магистрантов вузов» (научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ Полушкина А.О.);
  5. «Контекстная личностно-профессиональная диагностика руководителей как основа реформирования системы подбора управленческих кадров государственной гражданской службы» (к.психолог.н., доцент ИГСУ Переверзина О.Ю.);
  6. «Методология трансформации технико-экономических показателей предприятий при переходе на международные стандарты раскрытия информации» (к.т.н., доцент ВШФМ Бирюк В.Г.);
  7. «Применение вейвлет-преобразований для анализа финансовых временных рядов» (д.физ.-мат.н., профессор ИОН Фарков Ю.А.);
  8. «Влияние макроэкономических факторов на сводные фондовые индексы: модели, методы оценки и приложения к российским данным» (научный сотрудник Международной лаборатории эмпирических исследований финансовых рынков ИПЭИ Зямалов В.Е.);
  9. «Факторы и условия эффективного расходования бюджетных средств и экономической деятельности государства в системе государственных закупок» (к.э.н., директор Центра развития конкурентной политики и государственного заказа ВШГУ Агапова Е.В.);
  10. «Формирование социально-ориентированных сервисов в условиях реформирования ЖКХ» (к.т.н., доцент ИОМ Сафронова Н.Б.);
  11. «Выявление перспективных направлений реформирования процесса подготовки управленческих кадров в сфере образования во взаимосвязи с методологическими основами управления образовательными системами» (к.п.н. Центр развития образовательных систем ИОН Штурбина Н.А.);
  12. «Методологические аспекты оценки состояния и развития информационно-коммуникационной сферы в Российской Федерации» (к.э.н., старший научный сотрудник Центра технологий государственного управления ИПЭИ Клочкова Е.Н.).

Контактное лицо:
Чумакова Анастасия Тарасовна, специалист Научно-координационного центра Института прикладных экономических Исследований (НКЦ ИПЭИ)
Тел./факс: +7 499 956-95-39,
оф.1805, корп.9
Email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Web:

Федеральная целевая программа «Исследования и разработки 2014-2020»

Завершился первый этап работ в рамках ФЦП «Исследования и разработки 2014-2020». По результатам конкурсного отбора организаций исполнителей научных исследований в рамках реализации федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» (Мероприятие 1.1., 21 очередь) Министерства образования и науки Российской Федерации, Центр научно-технической экспертизы ИПЭИ РАНХиГС признан победителем конкурсного отбора. (Соглашение о предоставлении субсидии № 14.601.21.0009, заключенному между Министерством образования и науки РФ и РАНХиГС на проведение НИР по теме «Создание системы измеряемых индикаторов и методики их использования для определения приоритетных направлений науки и технологий»)

Научным коллективом РАНХиГС под руководством Кураковой Наталии Глебовны завершен первый этап работы по теме «Проведение анализа существующих подходов и моделей выбора приоритетных направлений научно-технологического развития гражданского характера с использованием измеряемых индикаторов» по соглашению о предоставлении субсидии № 14.601.21.0009, заключенному между Министерством образования и науки РФ и РАНХиГС на проведение НИР по теме «Создание системы измеряемых индикаторов и методики их использования для определения приоритетных направлений науки и технологий».

Выполнен анализ причин трансформации научно-технологической и промышленной политики в индустриально развитых и развивающихся странах в посткризисный период 2011-2015 гг. Показано, что диффузия технологий, связанная с деятельностью ТНК и практикой расширением научно-технологического аутсорсинга, привела к угрозе перехода технологического лидерства от США и стран ЕС к Китаю и Республике Корее. Для предотвращения тенденций, ведущих к потере первенства, прежде всего, в развитии новых производственных технологий, в качестве главного вектора актуализации научно-технологической политики США и страны ЕС выбрали стратегию реиндустриализации собственных экономик. При этом все более явно обозначается тенденция к ограничению вывоза наиболее прорывных и передовых технологий за пределы стран-лидеров, т.е. тренд интернационализации научно-технологической деятельности все в большей степени замещается политикой «технологической колонизации».

При выборе приоритетов науки и технологий в индустриально развитых и развивающихся странах в 2011-2015 гг. особое значение приобрели такие измеряемые индикаторы технологических направлений, как «увеличение производительности труда с использованием новых технологий», «создание продуктов с высокой добавленной стоимостью», «создание новых рабочих мест», «объем глобального рынка, созданного продуктами и услугами новой технологической повестки», «возможность захвата значительных ниш глобального рынка». При использовании этой группы индикаторов большой интерес представляют модели выбора приоритетов в Республики Корея. Еще одна группа измеряемых индикаторов связана с выполнением сравнительной оценки конкурентоспособности национальных технологических заделов с заделами стран, претендующих на позиции лидеров. Такие индикаторы используются в прогнозах научно-технологического развития Японии.

В целом выполненное исследование дает основание заключить, что выбор приоритетов научно-технологического развития развитых и развивающихся стран в формате государственной научно-технологической и промышленной политики происходит на основе целеполагания, связанного с решением актуальных социально-экономических и политических задач, стоящих перед страной. Система измеряемых индикаторов приоритетных технологических направлений появляется при их формализации и операционализации на уровне ведомств, отвечающих за реализацию приоритетов.

Завершился второй этап работ в рамках ФЦП «Исследования и разработки 2014-2020». Научным коллективом РАНХиГС под руководством Кураковой Наталии Глебовны завершен второй этап работы по теме «Разработка системы измеряемых индикаторов с учетом ее апробации для определения приоритетных направлений науки и технологий» в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы».

Выполненное научное исследование имело целью создание системы измеряемых индикаторов и Методики их использования для сравнения, ранжирования и обоснования выбора приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации.

На основании анализа существующих подходов и моделей выбора приоритетов научно-технологического развития с использованием измеряемых индикаторов в ведущих зарубежных странах и международных организациях, а также с учетом особенностей национальной инновационной системы были выбраны 30 индикаторов, сгруппированных по пяти базовым факторам, характеризующим уровень развития и перспективности конкретного научно-технологического направления. Индикаторы отражают влияние нескольких тенденций одновременно (т.е. мультифакторны); содержат понятную и однозначную интерпретацию результатов для лиц, принимающих решения; количественно выражают состояние объекта анализа, дают возможность четко определить направленность происходящих изменений; формируются при сравнительно простой процедуре сбора информации и расчетов; дают возможность оценки объекта обследования в динамике.

Для целей практического использования Методики измеряемые индикаторы выражены в относительных и нормированных величинах. Предложенный в Методике алгоритм оценки позволяет реализовать любую степень детализации при выборе научно-технологического направления. Измеряемые индикаторы, отобранные для оценки, интегрируются по формулам простых или взвешенных средних показателей с учетом их значимости и роли для характеристики научно-технологического направления и имеют разный статистический вес. Интегральные оценки сводятся в итоговый показатель приоритетности анализируемого направления.

На примере четырех научно-технологических направлений была проведена апробация Методики, результаты которой были обсуждены на экспертных мероприятиях с участием представителей ФАНО России, Президиума РАН, РФФИ, ГБУ «Агентство инноваций Москвы». Высказанные экспертами замечания и предложения были учтены и отражены в окончательной редакции Методики.

Ожидается, что использование Методики поможет обосновать управленческие решения, направленные на концентрацию интеллектуальных, финансовых, организационных и инфраструктурных ресурсов по поддержке исследований и разработок, а также создании продуктов и услуг, необходимых для ответа на большие вызовы, стоящие перед Российской Федерацией.

Академия активно участвует в конкурсах на получение грантов. Регламент подачи заявок на участие в конкурсах на получение грантов утвержден Наиболее распространенные научные фонды, в которых Академия и ее филиалы принимают участие это:

Основной целью Фонда является обеспечение научно-технологического задела, формирование исследовательского потенциала, а также привлечение молодых ученых к активному участию в фундаментальных научных исследованиях и выработке у них навыков руководства научными коллективами.
Фонд поддерживает научные проекты фундаментальных исследований по следующим направлениям:

  1. Математика, механика;
  2. Физика и астрономия;
  3. Химия и науки о материалах;
  4. Биология;
  5. Науки о Земле;
  6. Инфокоммуникационные технологии и вычислительные системы;
  7. Фундаментальные основы инженерных наук;
  8. История, археология, этнология и антропология;
  9. Экономика;
  10. Философия, политология, социология, правоведение, социальная история науки и техники, науковедение;
  11. Филология и искусствоведение;
  12. Психология, фундаментальные проблемы образования, социальные проблемы здоровья и экологии человека;
  13. Глобальные проблемы и международные отношения;
  14. Фундаментальные основы медицинских наук;
  15. Фундаментальные основы сельскохозяйственных наук.

Целью деятельности РНФ является финансовая и организационная поддержка фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, подготовка научных кадров, развитие научных коллективов, занимающих лидирующие позиции в определенной области науки.
Гранты выделяются на проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований по следующим отраслям знаний:

  1. Математика, информатика и науки о системах;
  2. Физика и науки о космосе;
  3. Химия и науки о материалах;
  4. Биология и науки о жизни; Фундаментальные исследования для медицины;
  5. Сельскохозяйственные науки;
  6. Науки о Земле;
  7. Гуманитарные и социальные науки;
  8. Инженерные науки.

Завершился первый этап работ в рамках ФЦП «Исследования и разработки 2014-2020»

По результатам конкурсного отбора организаций исполнителей научных исследований в рамках реализации федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» (Мероприятие 1.1., 21 очередь) Министерства образования и науки Российской Федерации, Центр научно-технической экспертизы ИПЭИ РАНХиГС признан победителем конкурсного отбора.

Гранты Президента РФ

Гранты выделяются для финансирования расходов на проведение фундаментальных и прикладных научных исследований направленных на решение задач, которые позволят получить научные и научно-технические результаты и создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и услуг, а также устойчивого положения России на внешнем рынке.

На конкурс могут быть представлены Заявки по следующим областям знаний:

  1. Математика и механика
  2. Физика и астрономия
  3. Химия, новые материалы и химические технологии
  4. Биология и науки о жизни
  5. Науки о Земле, экологии и рациональном природопользовании
  6. Общественные и гуманитарные науки
  7. Медицина
  8. Технические и инженерные науки
  9. Информационно-телекоммуникационные системы и технологии
  10. Сельскохозяйственные науки

В целях поддержания и развития научно-исследовательской деятельности по приоритетным направлениям развития науки в установленной сфере деятельности Академией ежегодно проводится конкурс выпускных квалификационных работ среди выпускников программ высшего образования Академии и конкурс научно-исследовательских работ среди работников Академии.

Конкурс НИР работников Академии

В целях развития научно-исследовательского потенциала по приоритетным направлениям развития науки в установленной сфере деятельности Академией ежегодно проводится конкурс научно-исследовательских работ среди сотрудников Академии.

В 2017 году, в соответствии с Уставом Академии и , в рамках объявленного общеакадемического ежегодного конкурса научно-исследовательских работ среди работников Академии в 2017 году было подано 27 заявок.

В соответствии с Приказом № 02-231 от 14.04.2017г. по итогам конкурса научно-исследовательских работ признаны победившими следующие 9 работ:

  1. «Комплексная сравнительная оценка уровня инновационного развития страны по видам экономической деятельности» (Ларионова Е.И., Экономический факультет);
  2. «Технологии и инструменты для проведения социологических исследований в моногородах, в которых разрабатываются долгосрочные программы, стратегии социально-экономического развития территории органами местного самоуправления и исполнительной власти» (Павлова Н.Ф., Институт отраслевого менеджмента);
  3. «21 век: лидеры и лидерство в российских компаниях» (Яхонтова Е.С., Высшая школа корпоративного управления);
  4. «Правовая идеология в романо-германской юридической традиции: проблемы теории права и сравнительного правоведения» (Михайлов А.М., Институт права и национальной безопасности);
  5. «Отражение роли и места информатизации в системе устоявшихся показателей качества высшего образования в Российской Федерации» (Григорьев В.Ю., Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований);
  6. «Разработка технологии применения теории решения изобретательских задач в инновационной деятельности предприятий промышленности» (Панова Е.С., Институт менеджмента и маркетинга);
  7. «Формирование системы пруденциального надзора за профессиональными участниками рынка ценных бумаг» (Морозов С.В., Факультет финансов и банковского дела);
  8. «Связь воцерковленности и партийных предпочтений православных верующих» (Богачев М.И., Института общественных наук);
  9. «Разработка предложений по корректировке базовых нормативов затрат по государственным услугам для программ, реализуемых образовательными организациями» (Зулкашева Д.Н., Центр развития конкурентной политики и государственного заказа).

В 2016 году, в соответствии с Уставом Академии и , в рамках объявленного общеакадемического ежегодного конкурса выпускных квалификационных работ выпускников программ высшего образования Академии в 2016 году было подано 35 заявок.
В соответствии с Положением о конкурсе дипломных работ выпускников программ высшего образования Академии, по итогам подведения результатов конкурса на заседании комиссии Ученого Совета Академии от 5 октября 2016 года, были признаны победившими следующие 9 работ:

  • «Ловушка среднего дохода»: механизмы формирования и преодоления» (Кольцовой В.Д., Экономический факультет);
  • «Проблема развития краудфандинга в России» (Адамян Л.О., Институт бизнеса и делового администрирования);
  • «Терроризм как проблема категоризации» (Тришиной Д.Ю., Институт общественных наук);
  • «Доктрина «снятия корпоративной вуали»: теория и практика ее применения (сравнительный анализ)» (Махмудовой Ю.Р., Юридический факультет им. М. М. Сперанского);
  • «Сравнительный анализ столичных рынков спортивного питания на примере России и зарубежных стран» (Голубцову М.А., Высшая школа корпоративного управления);
  • «Влияние нефти на политическую судьбу Ирака (1932 – 2003 гг.)» (Богомоловой В.Д., Институт бизнеса и делового администрирования);
  • «Соотношение актанта и его фигурации в ANT» (Макаровой Е.А., Институт общественных наук);
  • «Анализ пространственного взаимодействия в потоках импорта через пограничные пропускные пункты» (Насибуллиной А.Р., Экономический факультет);
  • «Нейромаркетинг как способ повышения эффективности коммуникации с потребителем» (Труновой А.В., Факультет экономических и социальных наук).

В соответствии с Уставом Академии и , в рамках объявленного ежегодного конкурса научно-исследовательских работ среди работников Академии в 2016 году была подана 21 заявка по следующим научным направлениям:

  • Инновационная экономика: барьеры, стимулы, институты
  • Экономика развития и экономическая политика государства: новый вектор
  • Институциональные факторы экономического роста
  • Социальная экономика и социальные реформы
  • Перспективные направления налоговой, бюджетной, денежно-кредитной политики
  • Развитие конкуренции, проблемы дерегулирования и реформирования отраслей естественных монополий
  • Финансовая экономика и развитие финансовых рынков
  • Аграрная экономика и продовольственная безопасность
  • Внешнеэкономическая деятельность России: новые тенденции и проблемы
  • Региональная экономика: факторы экономического роста и управление территориальным развитием
  • Перспективные направления реформы государственного и муниципального управления в России
  • Актуальные проблемы модернизации законодательства Российской Федерации
  • Перспективы административной реформы
  • Актуальные проблемы социально-политических, исторических и философских наук
  • Перспективные направления реформирования государственной службы
  • Современные модели образования: зарубежный опыт и российские тенденции
  • Экономика знаний в современном мире.

В соответствии с решением Конкурсной комиссии по проведению конкурсов научно-исследовательских работ Академии (Приказ №02-183 от 12.04.2016) были признаны победившими следующие 8 тем научно-исследовательских работ:

  • «Отражение целей и задач развития образования в стратегиях социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (на примере регионов Северо-Западного федерального округа)» (д.э.н. Беляков С.А.);
  • «Общественные инициативы и общественный контроль за деятельностью органов публичной власти» (к.ю.н. Петухов Р.В.);
  • «Совершенствование механизмов перераспределения полномочий по решению вопросов местного значения между органами местного самоуправления и иными уровнями публичной власти» (д.ю.н., профессор Шугрина Е.С.);
  • «Муниципальные модели регулирования миграционных процессов» (д.соц.н. Леденева В.Ю.);
  • «Особенности антимонопольного регулирования на рынках связанных по производству товаров» (научный сотрудник Шаститко А.А.);
  • «Экономические и правовые аспекты внешнеторговой деятельности России с начала ХХ века: прошлое, настоящее, перспективы» (к.ю.н. Мореева С.Н.);
  • «Проблемы законодательного обеспечения государственного суверенитета РФ в информационном пространстве» (к.ю.н., в.н.с. Ефремов А.А.).
  • «Системно-институциональный подход как общая методология социальных наук и построения практического знания для решения комплексных социокультурных проблем» (к.ф.н. Марача В.Г.).

В соответствии с Уставом Академии и Приказом №01-290 от 5 февраля 2015 года , в рамках объявленного ежегодного конкурса научно-исследовательских работ среди работников Академии в 2015 году было подано 55 заявок по следующим научным направлениям:

  1. Актуальные проблемы модернизации законодательства Российской Федерации;
  2. Аграрная экономика и продовольственная безопасность;
  3. Актуальные проблемы социально-политических, исторических и философских наук;
  4. Внешнеэкономическая деятельность России: новые тенденции и проблемы;
  5. Инновационная экономика: барьеры, стимулы, институты;
  6. Институциональные факторы экономического роста;
  7. Перспективные направления реформирования государственной службы;
  8. Перспективы административной реформы;
  9. Перспективные направления реформы государственного и муниципального управления в России;
  10. Перспективы направления налоговой, бюджетной, денежно-кредитной политики;
  11. Региональная экономика: факторы экономического роста и управление территориальным развитием;
  12. Развитие конкуренции, проблемы дерегулирования и реформирования отраслей естественных монополий;
  13. Современные модели образования: зарубежный опыт и российские тенденции;
  14. Социальная экономика и социальные реформы;
  15. Финансовая экономика и развитие финансовых рынков;
  16. Экономика знаний в современном мире;
  17. Экономика развития и экономическая политика государства: новый вектор;

В соответствии с Положением о конкурсе научно-исследовательских работ работников Академии, по итогам подведения результатов конкурса на заседании комиссии Ученого Совета Академии от 8 апреля 2015 года, были признаны победившими следующие 12 тем научно-исследовательских работ:

  1. «Система методов принятия решений и оценки их эффективности в области управления человеческими ресурсами и человеческим капиталом» (д.э.н., профессор ЭФ Кафидов В.В.);
  2. «Разработка комплекса мер по использованию новых моделей трансляции научного знания для предотвращения имитации публикационной активности научных организаций России» (д.б.н., главный научный сотрудник, руководитель Центра научно-технической экспертизы ИПЭИ Куракова Н.Г.);
  3. «Создание системы выявления, отбора, формирования и подготовки команд нового поколения профессиональных менеджеров развития территорий и регионов высшей квалификации» (д.э.н., профессор ИБДА Мельников С.Б.);
  4. «Использование методики внедрения старт-апа для развития профессиональных навыков магистрантов вузов» (научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ Полушкина А.О.);
  5. «Контекстная личностно-профессиональная диагностика руководителей как основа реформирования системы подбора управленческих кадров государственной гражданской службы» (к.психолог.н., доцент ИГСУ Переверзина О.Ю.);
  6. «Методология трансформации технико-экономических показателей предприятий при переходе на международные стандарты раскрытия информации» (к.т.н., доцент ВШФМ Бирюк В.Г.);
  7. «Применение вейвлет-преобразований для анализа финансовых временных рядов» (д.физ.-мат.н., профессор ИОН Фарков Ю.А.);
  8. «Влияние макроэкономических факторов на сводные фондовые индексы: модели, методы оценки и приложения к российским данным» (научный сотрудник Международной лаборатории эмпирических исследований финансовых рынков ИПЭИ Зямалов В.Е.);
  9. «Факторы и условия эффективного расходования бюджетных средств и экономической деятельности государства в системе государственных закупок» (к.э.н., директор Центра развития конкурентной политики и государственного заказа ВШГУ Агапова Е.В.);
  10. «Формирование социально-ориентированных сервисов в условиях реформирования ЖКХ» (к.т.н., доцент ИОМ Сафронова Н.Б.);
  11. «Выявление перспективных направлений реформирования процесса подготовки управленческих кадров в сфере образования во взаимосвязи с методологическими основами управления образовательными системами» (к.п.н. Центр развития образовательных систем ИОН Штурбина Н.А.);
  12. «Методологические аспекты оценки состояния и развития информационно-коммуникационной сферы в Российской Федерации» (к.э.н., старший научный сотрудник Центра технологий государственного управления ИПЭИ Клочкова Е.Н.).

Контактное лицо:
Чумакова Анастасия Тарасовна, специалист Научно-координационного центра Института прикладных экономических Исследований (НКЦ ИПЭИ)
Тел./факс: +7 499 956-95-39,
оф.1805, корп.9
Email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Web:

Федеральная целевая программа «Исследования и разработки 2014-2020»

Завершился первый этап работ в рамках ФЦП «Исследования и разработки 2014-2020». По результатам конкурсного отбора организаций исполнителей научных исследований в рамках реализации федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» (Мероприятие 1.1., 21 очередь) Министерства образования и науки Российской Федерации, Центр научно-технической экспертизы ИПЭИ РАНХиГС признан победителем конкурсного отбора. (Соглашение о предоставлении субсидии № 14.601.21.0009, заключенному между Министерством образования и науки РФ и РАНХиГС на проведение НИР по теме «Создание системы измеряемых индикаторов и методики их использования для определения приоритетных направлений науки и технологий»)

Научным коллективом РАНХиГС под руководством Кураковой Наталии Глебовны завершен первый этап работы по теме «Проведение анализа существующих подходов и моделей выбора приоритетных направлений научно-технологического развития гражданского характера с использованием измеряемых индикаторов» по соглашению о предоставлении субсидии № 14.601.21.0009, заключенному между Министерством образования и науки РФ и РАНХиГС на проведение НИР по теме «Создание системы измеряемых индикаторов и методики их использования для определения приоритетных направлений науки и технологий».

Выполнен анализ причин трансформации научно-технологической и промышленной политики в индустриально развитых и развивающихся странах в посткризисный период 2011-2015 гг. Показано, что диффузия технологий, связанная с деятельностью ТНК и практикой расширением научно-технологического аутсорсинга, привела к угрозе перехода технологического лидерства от США и стран ЕС к Китаю и Республике Корее. Для предотвращения тенденций, ведущих к потере первенства, прежде всего, в развитии новых производственных технологий, в качестве главного вектора актуализации научно-технологической политики США и страны ЕС выбрали стратегию реиндустриализации собственных экономик. При этом все более явно обозначается тенденция к ограничению вывоза наиболее прорывных и передовых технологий за пределы стран-лидеров, т.е. тренд интернационализации научно-технологической деятельности все в большей степени замещается политикой «технологической колонизации».

При выборе приоритетов науки и технологий в индустриально развитых и развивающихся странах в 2011-2015 гг. особое значение приобрели такие измеряемые индикаторы технологических направлений, как «увеличение производительности труда с использованием новых технологий», «создание продуктов с высокой добавленной стоимостью», «создание новых рабочих мест», «объем глобального рынка, созданного продуктами и услугами новой технологической повестки», «возможность захвата значительных ниш глобального рынка». При использовании этой группы индикаторов большой интерес представляют модели выбора приоритетов в Республики Корея. Еще одна группа измеряемых индикаторов связана с выполнением сравнительной оценки конкурентоспособности национальных технологических заделов с заделами стран, претендующих на позиции лидеров. Такие индикаторы используются в прогнозах научно-технологического развития Японии.

В целом выполненное исследование дает основание заключить, что выбор приоритетов научно-технологического развития развитых и развивающихся стран в формате государственной научно-технологической и промышленной политики происходит на основе целеполагания, связанного с решением актуальных социально-экономических и политических задач, стоящих перед страной. Система измеряемых индикаторов приоритетных технологических направлений появляется при их формализации и операционализации на уровне ведомств, отвечающих за реализацию приоритетов.

Завершился второй этап работ в рамках ФЦП «Исследования и разработки 2014-2020». Научным коллективом РАНХиГС под руководством Кураковой Наталии Глебовны завершен второй этап работы по теме «Разработка системы измеряемых индикаторов с учетом ее апробации для определения приоритетных направлений науки и технологий» в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы».

Выполненное научное исследование имело целью создание системы измеряемых индикаторов и Методики их использования для сравнения, ранжирования и обоснования выбора приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации.

На основании анализа существующих подходов и моделей выбора приоритетов научно-технологического развития с использованием измеряемых индикаторов в ведущих зарубежных странах и международных организациях, а также с учетом особенностей национальной инновационной системы были выбраны 30 индикаторов, сгруппированных по пяти базовым факторам, характеризующим уровень развития и перспективности конкретного научно-технологического направления. Индикаторы отражают влияние нескольких тенденций одновременно (т.е. мультифакторны); содержат понятную и однозначную интерпретацию результатов для лиц, принимающих решения; количественно выражают состояние объекта анализа, дают возможность четко определить направленность происходящих изменений; формируются при сравнительно простой процедуре сбора информации и расчетов; дают возможность оценки объекта обследования в динамике.

Для целей практического использования Методики измеряемые индикаторы выражены в относительных и нормированных величинах. Предложенный в Методике алгоритм оценки позволяет реализовать любую степень детализации при выборе научно-технологического направления. Измеряемые индикаторы, отобранные для оценки, интегрируются по формулам простых или взвешенных средних показателей с учетом их значимости и роли для характеристики научно-технологического направления и имеют разный статистический вес. Интегральные оценки сводятся в итоговый показатель приоритетности анализируемого направления.

На примере четырех научно-технологических направлений была проведена апробация Методики, результаты которой были обсуждены на экспертных мероприятиях с участием представителей ФАНО России, Президиума РАН, РФФИ, ГБУ «Агентство инноваций Москвы». Высказанные экспертами замечания и предложения были учтены и отражены в окончательной редакции Методики.

Ожидается, что использование Методики поможет обосновать управленческие решения, направленные на концентрацию интеллектуальных, финансовых, организационных и инфраструктурных ресурсов по поддержке исследований и разработок, а также создании продуктов и услуг, необходимых для ответа на большие вызовы, стоящие перед Российской Федерацией.

Академия активно участвует в конкурсах на получение грантов. Регламент подачи заявок на участие в конкурсах на получение грантов утвержден Наиболее распространенные научные фонды, в которых Академия и ее филиалы принимают участие это:

Основной целью Фонда является обеспечение научно-технологического задела, формирование исследовательского потенциала, а также привлечение молодых ученых к активному участию в фундаментальных научных исследованиях и выработке у них навыков руководства научными коллективами.
Фонд поддерживает научные проекты фундаментальных исследований по следующим направлениям:

  1. Математика, механика;
  2. Физика и астрономия;
  3. Химия и науки о материалах;
  4. Биология;
  5. Науки о Земле;
  6. Инфокоммуникационные технологии и вычислительные системы;
  7. Фундаментальные основы инженерных наук;
  8. История, археология, этнология и антропология;
  9. Экономика;
  10. Философия, политология, социология, правоведение, социальная история науки и техники, науковедение;
  11. Филология и искусствоведение;
  12. Психология, фундаментальные проблемы образования, социальные проблемы здоровья и экологии человека;
  13. Глобальные проблемы и международные отношения;
  14. Фундаментальные основы медицинских наук;
  15. Фундаментальные основы сельскохозяйственных наук.

Целью деятельности РНФ является финансовая и организационная поддержка фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, подготовка научных кадров, развитие научных коллективов, занимающих лидирующие позиции в определенной области науки.
Гранты выделяются на проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований по следующим отраслям знаний:

  1. Математика, информатика и науки о системах;
  2. Физика и науки о космосе;
  3. Химия и науки о материалах;
  4. Биология и науки о жизни; Фундаментальные исследования для медицины;
  5. Сельскохозяйственные науки;
  6. Науки о Земле;
  7. Гуманитарные и социальные науки;
  8. Инженерные науки.

Завершился первый этап работ в рамках ФЦП «Исследования и разработки 2014-2020»

По результатам конкурсного отбора организаций исполнителей научных исследований в рамках реализации федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» (Мероприятие 1.1., 21 очередь) Министерства образования и науки Российской Федерации, Центр научно-технической экспертизы ИПЭИ РАНХиГС признан победителем конкурсного отбора.

Гранты Президента РФ

Гранты выделяются для финансирования расходов на проведение фундаментальных и прикладных научных исследований направленных на решение задач, которые позволят получить научные и научно-технические результаты и создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и услуг, а также устойчивого положения России на внешнем рынке.

На конкурс могут быть представлены Заявки по следующим областям знаний:

  1. Математика и механика
  2. Физика и астрономия
  3. Химия, новые материалы и химические технологии
  4. Биология и науки о жизни
  5. Науки о Земле, экологии и рациональном природопользовании
  6. Общественные и гуманитарные науки
  7. Медицина
  8. Технические и инженерные науки
  9. Информационно-телекоммуникационные системы и технологии
  10. Сельскохозяйственные науки