7 сентября 205 лет бородинскому сражению

ГКОУ ЛО «Школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы, «Красные Зори»

Литературно – историческое дефиле к 205-летию Бородинской битвы

«Три ключевые фигуры:

Кутузов, Лермонтов, Наполеон»

Разработчики:

Оспищева Н. Н.,

Герасименко Р. Р.,

Зараменских А. А.

Петергоф

2017

Цели и задачи: воспитание интереса к истории Отечества в юбилейный год празднования 205-летия Бородинского сражения, любви к Родине, гордости за героические страницы истории своего государства. Знакомство с художественным произведением, отображающим историческое событие. Анализ художественного текста, развитие речи.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Мультимедийное сопровождение: презентация, видеоролики, выставка книг по теме, плакаты, репродукции, военная музыка.

Ведущие: Оспищева Н. Н., Герасименко Р. Р., Зараменских А. А.

Участники: учащиеся 6б, 7а, 8б-1, 10а кл.

Ход урока:

Ребята при входе в библиотеку знакомятся с тематической выставкой книг, звучит романс на стихи Цветаевой М. «Генералам 1812 года». Ребята определяют тему урока.

(Учитель истории)

Из истории России мы знаем, что многократно приходили на нашу землю жестокие и коварные враги. Ледовое побоище, Куликовская битва, битва под Полтавой со шведами – перечень можно продолжать. Но сегодня мы вспомним Отечественную войну 1812 года и грандиозное Бородинское сражение.

Александр Невский, Дмитрий Донской, Петр Великий… В ряду прославленных защитников Отечества и Михаил Илларионович Кутузов, чье имя навсегда связано прежде всего с войной 1812 года, когда на русскую землю пришла французская армия во главе с Наполеоном.

Сообщение учащегося №1 (7А):

Кутузов

Главнокомандующим русской армии в этот грозный час был назначен талантливый полководец Михаил Илларионович Кутузов.

Происходил из старинного дворянского рода. Школой воинского мастерства стало для Кутузова участие во многих боевых сражениях, а особенно русско-турецкие войны. В одном из них под Очаковым Кутузов получил ранение в голову навылет "из виска в висок позади обоих глаз", оно было смертельным, но чудом судьба подарила Кутузову жизнь, верно, для чего-либо великого. Ученик самого Суворова, человек с широким кругозором, тонким умом, редким тактом, человек, умеющий находить общий язык с разными людьми и имеющий прирожденную хитрость, М. Кутузов был назначен главнокомандующим русской армией в войне с Наполеоном. Его очень любили солдаты и беззаветно ему верили.

Что же нам известно о Наполеоне?

Сообщение учащегося №2 (7А):

Наполеон

Сын небогатого дворянина, Наполеон Бонапарт за 10 лет прошёл всю карьерную лестницу в воинской службе. Начав молодым лейтенантом, при удобном случае, блеснул талантом полководца, что и принесло ему долгожданную известность. Воспользовался революционными настроениями, царившими во Франции, совершил государственный переворот, а в 1804 году объявил себя императором Франции Стремительно растущая популярность среди всех слоёв населения подтолкнула Наполеона к тому, чтобы попробовать завоевать весь мир… Отдадим должное сильному и коварному врагу. Наполеон имел исключительную память и работоспособность, тонкий ум, полководческий и дипломатический гений, артистизм и необыкновенное обаяние. Начиная с 1805 года, Наполеон во главе французской армии ведет завоевательные войны. Северная Африка и Европа пали перед Наполеоном. Впереди были поистине наполеоновские планы: завоевать Россию.

Сообщение учителя истории :

Осенними ночами 1811 г. над Европой ярко светила в небе великолепная комета. Многим в России она казалась предвестием близкой войны. И вот она грянула - "гроза двенадцатого года". В ночь 24 июня 1812 г. французские войска переправились через реку Неман и вторглись в пределы Российского государства. "Не пройдет и месяца, как мы будем в Москве", - любил повторять Наполеон.

"Гроза двенадцатого года"- это Отечественная война 1812 года – под таким названием вошло в историю государства Российского это событие. Время великих испытаний и великих потерь, время великих героев и великих побед. А Россия долго была вынуждена отступать, чтобы сохранить силы, сохранить армию, ведь армия французская превосходила русскую по численности в 3 раза. Затянувшееся отступление вызывало всеобщее недовольство. По настоянию императора Александра 1 главнокомандующий Кутузов остановился близ села Бородино в 108 верстах от Москвы. Здесь суждено было произойти решающему сражению. Было 26 августа (по старому стилю), 7 сентября (по новому) 1812 г. А это значит, что в 2017 году Россия отмечает 205-летие Бородинского сражения.

7 сентября 1812г. Битва под Бородино длилась целый день. Ядра сыпятся с обеих сторон градом, залпы пушек и мелкого орудия сливаются в один гул... Земля дрожит... От дыма не видно даже солнца... (Панорама Бородинской битвы)

Видео сюжет о Бородинском сражении (готовит библиотекарь)

Сообщение учителя истории :

Кто победил в этой битве? Никто. «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми…», - говорил Наполеон, часто до то повторявший, что за три месяца завоюет Россию. После длительной битвы к вечеру бой стих, русские собирались продолжать бой с наступлением утра, но в 12 ночи пришел приказ отступать. Конечно, многие роптали, ведь француза была сдана Москва. Но русская армия сохранилась и окрепла. А враг получил достойный отпор: всем миром навалился русский народ, защищая отчизну.

Сообщение педагога-библиотекаря:

В библиотечно-информационном центре школы есть много познавательных книг о войне 1812 года и её участниках. Отдельно хочу представить книгу «Военная галерея 1812 года Зимнего дворца» А. В. Помарнацкого. Это книга-экскурсия по самому мужественному залу Эрмитажа – залу с 332 портретами русских генералов войны 1812 г, написанных по указу императора. Эту Галерею любил посещать Пушкин А. С., вдохновляясь героическими образами. На видео Галерею показывает ведущий экскурсовод Эрмитажа:

«При чём тут литература?» – спросите вы. Сегодня на уроке мы начнем знакомство с произведением М. Ю. Лермонтова балладой «Бородино». А имя Лермонтова золотыми буквами вписано в историю русской литературы.

Как же Лермонтов был связан с Бородинской битвой, войной 1812 года?

Сообщение учащегося (10А):

Лермонтов

Лермонтов родился в 1814 году в уже перенесшей французское нашествие Москве. Ему было меньше года, когда родители увезли его в пензенскую деревню Тарханы, принадлежавшую его бабушке Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Там прошли детские годы будущего поэта. В Тарханах его окружали люди 12-го года. Крестьянин бородинский ветеран-инвалид Дмитрий Фёдоров с рассказами о боевой жизни. Дворяне Столыпины, братья бабушки поэта. Воспитателем и учителем французского языка Миши Лермонтова был мосье Капэ, бывший наполеоновский офицер, навсегда сохранивший в душе верность своему императору, он считал Наполеона великим полководцем и государственным деятелем. Шестилетним, бабушка привозила Мишеля в Москву, еще со следами разрушений: сожженные дворцы и дома, взорванные башни Кремля, сотни трофейных орудий у стены арсенала в Кремле. Это не могло не произвести глубокого впечатления на мальчика. Библиотека покойного генерала Столыпина, богатая литературой об Отечественной войне, была к услугам Лермонтова. Лермонтов зачитывался письмами, мемуарами, записками Дениса Давыдова и Н.А. Дуровой (женщины-партизанки); стихами о войне 1812 года, печатавшимся в журнале А.С. Пушкина "Современник".

Лермонтов, одаренный необыкновенной силой воображения, словно сам становится очевидцем событий. И в 1837 году поэт, сам уже участвовавший в боях на Кавказе, возвращается к юношескому наброску "Поле Бородина", а результатом работы над ним становится знаменитое, замечательное стихотворение "Бородино". Написано оно к 25-летию Бородинской битвы. Это, несомненно, лучшее во всей русской литературе произведение великом сражении.

Чтение наизусть «Бородино» (4 столбца - учащиеся 6б кл.)

1. Каковы ваши впечатления от произведения?

2. Как и почему описаны события Бородинского сражения? Лермонтов использует диалог в начале произведения, почему он переходит в монолог?

(в балладе диалог обязателен, но в монологе старый солдат повествует о героических событиях, участником и свидетелем которых он был)

3. О каких событиях рассказывает баллада?

(Отступление, недовольство в рядах русской армии, ожидание боя, утро первого дня сражения, гибель офицеров, ожидание самого грозного дня, атака врага, рукопашный бой, вечер после битвы, сдача Москвы)

4. Встретились ли слов, значение которых вам непонятно. Можно ли было без них обойтись? (Это слова, которые передают специфику того времени.)

Учитель литературы (Словарная работа с учениками):

- Какие слова вам были непонятны, давайте их разберем:

а. Редут - применяемое до Первой мировой войны полевое укрепление в виде многоугольника с наружным валом и рвом.

б. Лафет - станок, на котором устанавливается и закрепляется ствол артиллерийского орудия.

в. Бивак - стоянка войск для ночлега или отдыха вне населенного пункта.

г. Кивер - высокий головной убор цилиндрической или конусообразной формы с козырьком и подборочным ремнем (в некоторых европейских армиях XVIII–XIX вв., в том числе и в русской кавалерии до 1917 г.)

д. Уланы - вид легкой кавалерии, первоначально вооруженной пиками и саблями (в армии Российского государства до 1917 г. и некоторых других государств).

е. Картечь - разрывной артиллерийский снаряд, начиненный пулями, для массового поражения противника на близком расстоянии. // Огонь, стрельба такими снарядами. // Пули, которыми начинен такой снаряд.

ж. Драгун – солдат или офицер некоторых кавалерийских частей (первоначально предназначенных для действий как в конном, так и в пешем строю) в армии Российского государства до 1917 г. и в ряде иностранных армий XVII–XX вв.

5. Как вы считаете, почему рассказ о Бородине идет от лица старого солдата?

(он опытный боец, многое видел и знает, прошло много лет со времени войны, солдат мудрый, может оценить прошедшее, он сам был в центре событий)

6. Описания внешности старого солдата нет, как вы его себе представляете? (Старый, седой, в морщинах, мудрый, спокойный)

7. Где рассказчик находился во время боя?

(он артиллерист, на редуте, в центре событий)

8. В каких словах звучат гордость и торжество?

(Могучее, лихое племя)

9. Что мы узнаем об однополчанах старого артиллериста, как они проявляют себя во время боя?

(каждый бьется, не жалея жизни, в том числе и полковник, это настоящие герои Бородина, без которых было не победить врага).

10. О чем же рассказал старый воин, непосредственный участник событий?

(не о себе, не о своем подвиге, а о масштабе события, величии битвы)

11. Воспринимали ли участники Бородинского сражения свою битву с французами как подвиг? Почему?

(они сражались за Отечество не ради подвига и славы, а ради своего будущего, будущего народа России)

12. Как мы, читатели баллады, воспринимаем события?

(гордимся, славим героев войны, негодуем на врага, помним до сих пор и празднуем событие)

13. К какому поколению относится сам Лермонтов?

(молодой, знающий о войне по рассказам, книгам…)

14. Почему молодой солдат не выразил несогласия с репликой «Богатыри – не вы!»

(спорить не с чем, он это понимает и отдает должное героям войны)

Заключение.

Сообщение учителя литературы:

Сегодня мы не только познакомились с основными событиями, но и услышали, как это происходило. «Бородино» - это баллада какая? – героическая.

Это лиро-эпическое произведение, в нем обязательно есть событие и диалог, баллада, прославляющая подвиг и непримиримость к врагам, была распространена в России.

Одна из причин долговечности баллады заложена в правдивом изображении характеров: они обрисованы выпукло, рельефно. С особой выразительностью народных дух дает знать себя в диалоге. Диалог позволяет открыть черты, свойственные национальному характеру. Живой и естественный, диалог помогает движению стиха, сюжет развивается занимательно и динамично.

Сообщение учителя истории :

Бородинская битва сыграла важную роль в Отечественной войне 1812 года, это переломное событие, после которого стал очевиден исход войны. Такие события невозможно забыть. О мужестве, патриотизме русских солдат и офицеров слагались легенды, песни. Их героизм нашел отражение в художественных произведениях, среди которых не только «Бородино» Лермонтова, но и другие, «Война и мир» Л.Толстого, например.

«В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству…» был построен на пожертвования народа Храм Христа Спасителя в Москве. (Его строили 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён - 26 мая 1883 года. 5 декабря 1931 года здание храма было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте в1994-1997 годах).

Прошло ровно 205 лет с 1812 года, когда праздновали победу русского народа над Наполеоном Бонапартом, приведшим на русскую землю враждебную многотысячную армию.

Баллада «Бородино» Лермонтова в годы самых тяжелых испытаний в России помогала укрепиться духом, стоять насмерть за Родину. «Ребята, не Москва ль за нами, умремте ж под Москвой, как наши братья умирали» - это слова сраженного в Бородинской битве полковника. А вот другие, преемственные слова: «Велика Россия, да отступать некуда: позади Москва». И сказаны они политруком Клочковым Василием Георгиевичем в 20 веке во время ВОВ, когда другой завоеватель мира, Гитлер пришел, чтобы поработить и уничтожить нашу страну.

В России прошло масштабное празднование победы в Отечественной войне 1812г. Среди многих мероприятий, которые проводились в нашей стране, - возложение венков к памятнику героям 1812 года в музее-заповеднике «Бородинское поле», реконструкция битвы под Бородино (посетили 165 зрителей), торжественные мероприятия с участием первых лиц государства и французских представителей. А кроме названных событий и наш урок, посвященный балладе Лермонтова «Бородино», когда, читая художественное произведение, мы непременно вспоминаем подвиг воинов и всего русского народа. Они сражались за свое будущее и наше настоящее.

Воспитательное мероприятие "Недаром помнит вся Россия…", посвященное 205-летию Бородинского сражения.

Цели и задачи:

Обучающие:

    углубить знания учащихся о народном освободительном характере войны с наполеоновской империей.

Развивающие:

    развитие познавательного интереса;

    развивать у учащихся мыслительные, коммуникативные способности;

    навыки и умения образного эмоционального пересказа содержания исторического материала;

    формирование потребности в приобретении новых знаний.

Воспитательные

    способствовать воспитанию у детей чувства гордости за нашу славную историю; чувства патриотизма.

Форма проведения: литературно-музыкальная композиция с использованием национального регионального компонента.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация, отрывки из фильмов.

Сегодня наше мероприятие посвящено знаменательной исторической дате – 205-летию Бородинской битвы. Прошло 205 лет со времени Отечественной войны 1812 года. Она названа Отечественной не случайно: русский народ защищал свою Родину, своё Отечество, свою родную Землю, на которой он вырос.

– Кто, служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдаёт
На борьбу за счастье человека
Только тот себя переживёт
Славна кончина за народ.

Эти слова пусть будут эпиграфом к нашему мероприятию.

1 Ведущий. 8 сентября в России отметили День воинской славы – День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И.Кутузова с французской армией.

Бородинское сражение – крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года.

А теперь давайте обратимся к словам очевидца, мнение которого отразил в своём легендарном стихотворении Лермонтов (инсценирование стихотворения).

И Кутузов, главнокомандующий русской армией утверждал: “Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю”.

Ведущий. А император Наполеон признавался позже: “Из всех моих сражений самое ужасное то, что я дал под Москвой. Французы показали себя в нём достойными одержать победу, а русские – называться непобедимыми”

Бородинское сражение вошло в историю освободительного движения как одна из наиболее ярких ее страниц. Легендарный подвиг героев Бородина является для последующих поколений русских людей вдохновляющим примером патриотического выполнения долга перед Родиной.

“Вам не видать таких сражений…” так великий русский поэт М.Ю.Лермонтов сказал об этой битве.

Обратимся к историческим фактам.

Исторические факты

Ученик. В течение всего 1812 года Франция готовилась к войне с Россией. 12 июня 1812 года армия Наполеона без объявления войны переправилась через Неман и вторглась в территорию нашей страны.

Фильм

Ведущий. Отечественная война 1812 года явилась величайшим испытанием для русского народа и в то же время поворотным пунктом в духовной жизни страны. Вторжение неприятеля в пределы России, Бородинское сражение, пожар Москвы, напряжённая борьба с армиями Наполеона вызвали могучий подъём русского народа.

Ведущий. Нашествие Наполеона на Россию закончилось полным крахом. В декабре 1812 года фельдмаршал Кутузов отдал приказ: “Война закончилась полным истреблением неприятеля, и каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем”.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя…

Так кто же они, герои Отечественной войны?

1 ученик. Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов прославленный русский полководец, генерал-фельдмаршал (с 1812),светлейший князь (с 1812). Герой Отечественной войны 1812 года, первый полный кавалер ордена Святого Георгия. Ещё до оставления русскими войсками Смоленска Александр 1 вынужден был назначить Кутузова главнокомандующим всеми русскими армиями и ополчениями. Назначение Кутузова вызвало патриотический подъём в армии и народе. Сам Кутузов, как и в 1805 году, не был настроен на решительное сражение против Наполеона. По одному из свидетельств он так выразился о методах, которыми будет действовать против французов: “Мы Наполеона не победим.

Большое превосходство противника в силах и отсутствие резервов вынудили Кутузова отступить вглубь страны. Дальнейший отход подразумевал сдачу Москвы без боя, что было недопустимо как с политической, так и с моральной точки зрения. Получив незначительные подкрепления, Кутузов решился дать Наполеону генеральное сражение, первое и единственное в Отечественной войне 1812 года. Бородинское сражение, одна из крупнейших битв эпохи наполеоновских войн, произошло 26 августа (7 сентября). За день боя русская армия нанесла тяжёлые потери французским войскам, но и сама по предварительным подсчётам к ночи того же дня потеряла почти половину личного состава регулярных войск. Баланс сил, очевидно, не сместился в пользу Кутузова. Кутузов принял решение отойти с бородинской позиции, а затем, после совещания в Филях, оставил Москву. Тем не менее, русская армия показала себя достойно при Бородино, за что Кутузов 30 августа(11 сентября) произведён в генерал-фельдмаршалы.

2 ученик. Николай Николаевич Раевский – генерал от кавалерии, гордость русской армии и друг А.С.Пушкина.

Необыкновенный героизм проявил генерал Раевский в Бородинской битве. Батарея из 18 орудий стояла на Курганной высоте на правом фланге. Она была обнесена бруствером высотой более двух метров, окружена широким рвом глубиной в два метра. Оборонял высоту пехотный корпус генерала Раевского, и потому батарею назвали “батареей Раевского”.

После Отечественной войны Раевский числился командиром армейского корпуса.

3 ученик. Михаил Богданович Барклай де Толли – российский полководец, генерал-фельдмаршал (с 1814 года), военный министр, князь (с 1815 года), герой отечественной войны, полный кавалер ордена святого Георгия.

В Бородинском сражении он командовал правым крылом и центром русских войск, проявил большое мужество и искусство в управлении войсками. Передают, что в день битвы под ним было убито и ранено 5 лошадей. Тем не менее, он продолжал упрямо отстаивать необходимость стратегического отступления, на военном совете в Филях высказался за оставление Москвы.

4 ученик. Пётр Иванович Багратион, князь, российский полководец, герой Отечественной войны 1812 года. Родился в 1765 году в Кизляре (Тверская область) в грузинской аристократической семье, происходившей от царской династии Багратионов.

П.И.Багратион принадлежал к полководцам суворовской школы. Как военачальника его отличали умение быстро ориентироваться в сложной боевой обстановке, смелость и неожиданность решений, настойчивость в их осуществлении. Проявил особую заботу о солдатах, их здоровье и быте. Пользовался чрезвычайной популярностью в армии и в российском обществе.

В Бородинском сражении П.И.Багратион руководил левым флангом, на который пришёлся главный удар французов, и героически оборонял Семёновские флеши; возглавил контратаку 2-й гренадёрской дивизии на Северную флешь, занятую французами, и был смертельно ранен.

5 ученик.

Давыдов Денис Васильевич

Партизан Отечественной войны 1812 года, военный писатель, поэт, генерал-лейтенант. Командуя партизанским отрядом из гусар и казаков, успешно действовал в тылу французской армии. Был близок к декабристам и А.С.Пушкину.

Родился в Москве, дворянской семье. Одним из самых ярких впечатлений детства была встреча девятилетнего мальчика с легендарным Александром Суворовым, который напророчил Давыдову его судьбу: “Это будет военный человек…”

Большую часть жизни Давыдов провёл на службе в армии, выйдя в отставку в 1832 году в чине генерал-лейтенанта.

В народной памяти имя Дениса Давыдова неотделимо от отечественной войны 1812 года как имя одного из руководителей армейского партизанского движения, которое сыграло немаловажную роль в победе над наполеоном.

6 ученик. Дмитрий Петрович Неверовский.

Ведущий. Б ородинское сражение вдохновило и вдохновляет поэтов, писателей, художников. К 25-летней годовщине М.Ю.Лермонтов пишет стихотворение “Бородино”, прославляющее подвиг русского народа. Современные поэты тоже не обошли эту тему.

Ученик.

Бородино…Здесь русские солдаты
Прославили Отчизну на века.
Здесь показал Кутузов Бонапарту
Всю мощь и силу русского штыка.
Здесь бой кипел. Такой жестокой сечи
Ещё в России не было у нас
Когда дышать вдруг становилось нечем
И ясный день в дыму сраженья гас.
И пусть давно растаял в поднебесье
Той битвы дым, той битвы пушек гром –
Мы до сих пор о ней слагаем песни
О наших предках память бережём.
Бородино…Родной земли частица
Село, каких немало под Москвой,
Но как же сердце начинает биться
При виде церкви с маковкой златой.
Здесь свято всё. Здесь нет героям счёта,
Что были клятве до конца верны, –
Защитники России, патриоты,
Отечества любимые сыны.
И вновь трубы победный клич несётся,
В парадном строе движутся полки;
Над Полем Славы флаг российский вьётся,
Блестят на солнце грозные штыки.

(В. Степанов)

Ученик.

Бородинское поле
Был бой суровый Бородинский
И друг, и недруг ждал его.
Здесь дважды силой исполинской
Рождалось наше торжество.
Бородино, Бородино!
В сердцах людей не умирает
Твой славный день, Бородино,
Тебя народ наш воспевает.
Здесь что ни памятник, то слава
Полков российских и знамён.
Здесь, что ни холм – своя Полтава,
Места, где бит Наполеон.
Бородино, Бородино!
В сердцах людей не умирает
Твой славный день, Бородино,
Тебя народ наш воспевает.
Здесь горсть земли берут руками
И вслух клянутся: “Сохраним!”
Горжусь я этими полями,
И славу меряю по ним.
Бородино, Бородино!
В сердцах людей не умирает
Твой славный день, Бородино,
Тебя народ наш воспевает.
Победу в сердце ты носила,
И ныне носишь не тая.
Здесь подвиг твой. Здесь ты, Россия,
Здесь слава гордая твоя.
Бородино, Бородино!
В сердцах людей не умирает
Твой славный день, Бородино,
Тебя народ наш воспевает.

(В.Артанов)

Ученик.

Бородино
Под селом Бородино
Бой гремел давным-давно
Генерал-герой Кутузов
Планы все сорвал французов.
Сломлен был Наполеон,
А потом и выгнан вон.
День 8 сентября –
Славный день календаря.
Бородинское сраженье –
Всем врагам на устрашенье,
Чтобы знали наперёд –
Враг в Россию не пройдёт

(И.Агеева)

Ученик.

Памятная дата
Великой битвы памятную дату
Потоком времени уносит в глубь веков,
Но подвигам российского солдата
Забвенья нет.
Не только строй венков,
Не только громы пушечных салютов, –
Сегодня память сердца говорит,
И среди множества иных маршрутов
Она в Бородино сегодня путь торит.
Два века минуло…
Но каждый сын России
Той тяжкой битвы след в душе хранит,
Там стойкость натиск сокрушила,
Сила – силу;
Глубок тот след…
Поныне он болит.
Болит… Десятки тысяч жизней –
В те годы беспримерная цена!
Их кровь святая отдана Отчизне,
Чтобы в веках жила она.
Не только кровью та оплачена победа,
Живых солдат окаменели лица,
Когда, скрипя сердцами, командиры
Им приказали покидать столицу.
Но нет, ключей столицы мы не сдали,
Хоть Бонапарт уже торжествовал,
Когда его войска в Москву вступали,
Но встретил огненный врага в столице вал.
Два века минуло… За эти времена
Россию вновь и вновь враги терзали,
Но им наперекор живёт она,
А чем и почему – поймут едва ли.
Секретов нет у нас,
Когда приходит час, –
Пред тяжким выбором нас недруг ставит
Солдат и командир, –
Не посрамит мундир, –
Он жизнь отдаст
Иль отступить врага заставит.
Мы жизней не щадим,
Не пощадим столиц,
Лишь только б пред врагом не пасть рабами ниц.

Ведущий. Великое для русского народа Бородинское сражение нашло отклик не только в сердцах поэтов, но и художников и русских, и зарубежных. Франц Алексеевич Рубо (1856-1928), Василий Васильевич Верещагин (1842-1904), Петер Гесс (1792-1855), Христиан Вильгельм Фабер дю Фор (1780-1857), Альберт (Альбрехт) Адам (1786-1862) и многие другие художники смогли запечатлеть на своих полотнах тяжёлые моменты сражения 1812 г.

Представляем вашему вниманию Бородинское сражение в полотнах художников.

(Под “Гимн русскому воинству” стихи О.Алфёровой муз. Сергей Косточко), показывается слайд-шоу “Бородинское сражение в полотнах художников”.

Учитель. Великие люди говорили, что “Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего”. Бородинскому сражению 205 лет, но “ не пройдут и не умолкнут содеянные громкие дела и подвиги, потомство сохранит их в памяти”. (Параллельно идут аккорды песни.)

Спасибо за внимание, наше мероприятие, посвящённое 205-летию Бородинскому сражению, закончено.


В 2017 году в России отмечается славная дата – 205-летие победы в Отечественной войне 1812 года . В настоящее время обращение к страницам славного прошлого нашей страны особенно актуально. Общество и государство ведут поиск путей преодоления кризиса нравственных ценностей и укрепления национального самосознания. В связи с этим огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности имеют знаменательные даты Отечественной истории, и одна из важнейших в их ряду – Отечественная война 1812 года, ведь именно в этот период произошёл подлинный подъём национального самосознания.
Это важная страница в истории не только нашей страны, но и всей Европы. Вступив в череду « наполеоновских войн» Россия выступила заступницей монархической Европы. Благодаря русским победам над французами глобальную революцию в Европе удалось отсрочить на некоторое время. Война Франции с Россией была неизбежна, и 12 июня 1812 года собрав 600 тысячную армию, Наполеон форсировал Неман и вторгся в пределы Российской империи.
У русской армии был план противостояния Наполеону, разработанный прусским военным теоретиком Фулем, и одобренный императором Александром I. Фуль разделил русские армии на три группы: 1-ой командовал Барклай-де-Толли; 2-ой Багратион; 3-ей Тормасов. Фуль предполагал, что армии будут планомерно отступать, на укрепленные позиции, соединяться, и сдержат натиск Наполеона. На практике же вышла катастрофа. Русские войска отступали, и вскоре французы оказались недалеко от Москвы. План Фуля полностью провалился, несмотря на отчаянное сопротивление русского народа.
Сложившаяся ситуация требовала решительных действий. Так, 20 августа 1812 года пост главнокомандующего занял Михаил Кутузов. Русские войска дали генеральное сражение французам у деревни Бородино, была Великая сеча, получившая название Бородинской Битвы. Победителем из неё не вышел никто. Бой был жестоким, с обилием потерь с обеих сторон.
Через несколько дней, на военном совете в Филях, Кутузов принял решение отступить. « Чтобы спасти Россию, надо сжечь Москву». 2 сентября в Москву вошли французы. Наполеон рассчитывал, что москвичи принесут ему ключ от города, но опустевшая Москва встретила Наполеона совсем не торжественно. Город погорел, сгорели амбары с провиантом и амуницией.
Занятие Москвы стало роковым для Наполеона. Он толком не знал, что делать дальше. Французскую армию каждый день, каждую ночь, донимали партизаны. Война 1812 года поистине была Отечественной. В Армии Наполеона нарушилась дисциплина, солдаты пьянствовали, мародерствовали. Наполеон пробыл в Москве до 7 октября 1812 года.
Французская армия решила отступать на юг, в хлебные, не разоренные войной области. Русская армия дала бой французам у Малоярославца. Город погряз в ожесточенных боях, но французы дрогнули. Наполеон был вынужден отступать по Старой Смоленской дороге, той самой, по которой он пришел. Бои под Вязьмой, Красным и у переправы через Березину, положили конец Наполеоновской интервенции. Русская армия погнала неприятеля со своей земли. 23 декабря 1812 года Александром I был издан манифест об окончание Отечественной Войны.

Памятник героям отечественной войны 1812 года в городе Смоленске

Война 1812 года вызвала небывалый всплеск национального самосознания у русского народа. Защищали свое Отечество все: от мала до велика. Победой в этой войне, русский народ подтвердил своё мужество и свой героизм, показал пример самопожертвования во благо Родины. Война подарила нам много людей, имена которых будут навечно вписаны в русскую историю Михаил Кутузов, Милорадович, Дохтуров, Раевский, Тормасов, Багратион, Сеславин, Горчаков, Барклай-де-Толли, Ермолов. А сколько еще неизвестных героев, сколько забытых имен. Отечественная война 1812 года – это Великое событие, уроки которого стоит помнить.