Афины и спарта. Греческий полис. Афины и Спарта

Тема 2. История развития педагогики.

План:

1. Донаучный этап.

2. Этап возникновения теоретических концепций воспитания, обучения.

3. Этап развитой педагогической науки.

Донаучный этап.

В истории развития педагогической науки можно выделить три основных этапа ее становления, исходя из степени научной разработанности педагогических знаний:

I этап, донаучных, продолжался до XVII века и характеризовался:

· накоплением значительного фонда эмпирического материала в виде отдельных разрозненных педагогических сведений, которые фиксировались в форме верований, правил, требований, традиций, обычаев, обрядов, составляющих ныне основу народной педагогики;

· теоретическим осмыслением эмпирического учебно-воспитательного опыта в философских трактатах;

· возникновением и закреплением в использовании ряда педагогических понятий.

Развитие общества, потребность в образовании и воспитании привели к тому, что создавались специальные воспитательные и учебные заведения, которые отвечали за осмысление теоретических знаний, опыта обучения и внедрение в процесс воспитания. Все это привело к тому, что педагогика как наука сформировалась и обособилась в отдельную отрасль.

Именно поэтому в определенный момент развития цивилизации, когда получили развитие производство и наука, это было в поздний период рабовладельческого строя, образование превратилось в определенный институт воспитания, появились воспитательные учреждения, специалисты, главной задачей которых стало воспитание и обучение детей. Такие школы появились в Древнем Египте, в странах Ближнего Востока, Древней Греции.

Уже в древнем мире некоторые ученые умы осознавали значение воспитания и передачи положительного опыта поколениям. Даже в Библии есть указания на педагогическую и образовательную деятельность. Так, царь Соломон в своих высказываниях делал акцент на воспитательной роли отцов, которые должны были позаботиться об обучении своих сыновей в том или ином труде. Постепенно, усложняясь и расширяясь, воспитание стало развиваться более интенсивно и эффективно. Сначала это происходило в сфере философии.

Уже в трудах древнегреческих философов – Гераклита (530–470 гг. до н. э.), Демокрита(460 – нач. IV в. до н. э.), Сократа(469–399 гг. до н. э.), Платона(427–347 гг. до н. э.), Аристотеля(384–322 гг. до н. э.) и др. – содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Итак, исторические этапы развития педагогики.

Первобытно-общинный строй

На заре цивилизации в первобытно-общинном строе цель воспитания состояла в приобретении жизненного опыта и трудовых умений и навыков.

Поскольку было развито животноводство и земледелие, то, соответственно, детей учили ухаживать за животными и выращивать растения. Девочки помогали женщинам готовить пищу, делать одежду, посуду. Вместе с отцами сыновья учились охоте и рыбной ловле, учились бороться. Образ жизни первобытного человека был тесно связан с природой, поэтому существовало много обрядов, традиций, языческих праздников, в которые посвящали и детей. Дети должны были знать историю рода, обычаи и т. д. Детей учили участвовать в праздниках, играх, обрядах, а также они изучали устное народное творчество: сказки, песни, предания и др. Воспитание в этот период было тесно связано с бытом, и человек еще не был способен выделить этот предмет в отдельную отрасль науки.

Античная Греция (Спарта и Афины)

Вследствие того что Спарта – это город, где главенствующую роль играл спорт, то и целью воспитательного и педагогического процесса считалось воспитание и подготовка мужественных и выносливых воинов, которые позже могли стать рабовладельцами.

В Спарте готовили воинов, поэтому занимались воспитанием мальчиков в специализированных учреждениях. Мальчики в 7 лет забирались из семьи, подготовка состояла из военно-физической тренировки: необходимо было научиться быстро бегать, прыгать, бороться, метать диск и копье, быть неприхотливыми в еде, не бояться темноты, легко переносить трудности, голод, жажду и другие неудобства. Самое главное, чему учили мальчиков, – беспрекословно подчиняться старшим, уметь четко и кратко отвечать на вопросы. С 18 до 20 лет юноши проходили специальную военную подготовку, а затем зачислялись в войско. Основная направленность воспитания в Спарте – презрение к рабам и физическому труду и восхваление спортивных достижений.

Девочки воспитывались дома, но, так же как и мальчики, должны были быть физически развитыми, подготовленными к управлению рабами. Образование ограничивалось обучением письму и счету. Так же как и мужчины, девушки участвовали в спортивных состязаниях и празднествах. В то время, когда мужчины-воины участвовали в военных действиях и отсутствовали дома, женщинам-хозяйкам приходилось самим охранять свое жилище и свой город, а также держать рабов в строгом подчинении.

Афины

В отличие от Спарты, целью воспитания в Афинах становится умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие человека, поскольку считался идеальным тот, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении. До 7 лет все дети воспитывались в семье. Огромное внимание уделялось физическому развитию детей. Чтобы дети развивались умственно, им читали сказки, литературные произведения, играли с ними, слушали музыку. Дети с малых лет участвовали в торжествах, праздниках, спортивных состязаниях, учились играть на музыкальных инструментах. Одним словом, развитие детей отличалось эмоциональной направленностью, а воспитание носило эстетический характер. Сначала в школе грамматиста дети обучались чтению, письму и счету, затем в школе кифариста учились литературе и здесь специально получали эстетическое воспитание – учились петь, декламировать, играть на музыкальных инструментах. Следующий этап обучения – палестра, где подростки овладевали пятиборьем (бег, борьба, метание копья и диска, плавание), занимались спортом, а также беседовали на нравственные и политические темы с наиболее уважаемыми гражданами.

Для богатых рабовладельцев Афин существовали гимназии – школы, где изучались такие науки, как философия, литература, управление государством. С 18 лет в течение двух лет юноши, так же как и в Спарте, проходили военно-физическую подготовку.

Ключевое слово, определяющее индивидуальную особенность Древнегреческой цивилизации - полис. Полис это греческая разновидность города-государства, в состав которого входили столица – собственно сам город и прилегающие к нему территории. По занимаемой территории типичный греческий полис был небольшим поселением (100-200 кв. км.), где может проживать от 5 до 10 тыс. человек. Самыми крупными полисами были Спарта и Афины, население которых составляло до 200 тыс. человек.

В греческом полисе как городе-государстве рано исчезла царская власть (за отсутствием реальной надобности), была существенно ущемлена роль аристократии и жречества, а мелкий и средний незнатный собственник (крестьянин, ремесленник, купец) вышли на первый план общественной жизни. Город-государство полис это сообщество свободных граждан-собственников, гражданская община, ядром которой был город с прилегающей деревенской округой хорой . Главным жизненным пространством полиса, его центром считалась агора рыночная площадь. Здесь проходили народные собрания, люди продавали свои товары, покупали, обменивались информацией, занимались политикой. В полисе имелась цитадель , которую греки называли акрополем , т.е. верхним городом. Это была, как правило, укрепленная часть города, находившаяся на холме. Здесь хранилась государственная казна полиса, храмы олимпийских богов и героев, гимнасий место для спортивных упражнений молодежи.

Греки не представляли себе нормальной человеческой жизни вне полиса. Лишь такой образ жизни они считали достойным свободного человека, настоящего эллина и в этом они видели свое отличие от всех варварских народов. Жители полиса составляли одну общину-полис. В отличие от Востока в общину-полис входило не только сельское, но и городское население. Членом общины мог стать каждый при условии, что он должен быть греком по национальности, свободным и владеющим частной собственностью. Все члены общины обладали политическими правами, могли заниматься государственной деятельностью. Поэтому греческий полис и называют гражданской общиной. Внутри полиса постепенно формировалось гражданское право, т.е. складывались своды законов, определяющие права и обязанности членов полиса, которые составляли основы полисной солидарности. Граждане на деле ставили интересы полиса выше личных. Так повинностью зажиточных людей (литургия) в пользу полиса выступала как почетная обязанность. Бедные в полисе могли жить за счет богатых. Полис занимался не только внутренними делами, но и мог вести внешнеполитическую деятельность, имел собственную армию. Все граждане полиса были потенциальными воинами, членами полисного ополчения, бравшимися за оружие в случае необходимости. Таким образом полноправный член полиса соединял в себе гражданина, собственника и воина. Для греческого полиса была свойственна автаркия (самодостаточность): экономическую основу жизни полиса обеспечивало сельское хозяйство, которым занимались его граждане, они же решали гражданские и военные вопросы, встающие перед городом-государством.


Для полиса были характерны 2 типа правления: олигархическое (власть меньшинства) и демократическое (власть большинства). Двумя основными факторами развития греческой демократии были: высокое значение народного собрания и выборность власти. По своей социальной структуре полис делился на три слоя: полноправные граждане члены общины-полиса; не члены полиса крестьяне, потерявшие землю и метеки (иностранцы); рабы (рабами становились только военнопленные). Рабство в Греции воспринималось как нечто естественное, а свобода считалась даром, доступным далеко не всем людям.

Полисы достигли своего расцвета на рубеже VI – V вв. до н. э. К этому времени Греция представляла собой множество отдельных небольших городов-государств. Относительно устойчивые и крупные объединения полисов возникли во время войн с Персией. Их возглавили два самых могущественных полиса – Афины и Спарта, причем каждый из них развивался особым путем.

История Афин это история становления демократического полиса. Поначалу монополия на власть принадлежала в Афинах родовой знати (евпатридам ), которые входили в ареопаг (совет) высший коллегиальный орган власти, политику которого осуществляли три высших должностных лица архонты , в своей деятельности совещавшиеся с собранием старейшин , представителей знатных аристократических родов. Народное собрание теряло свою силу, и свободные граждане полиса постепенно стали превращаться в зависимых от знати, что вело к обострению социальной напряженности в полисе. В начале VI в. Афины были на грани гражданской войны, избежать которой удалось благодаря реформам Солона , обедневшего евпатрида, избранного архонтом, в 594 г. Солон запретил долговое рабство, ранее попавшие в рабство за долги объявлялись свободными, задолженности за землю аннулировались, и была ограничена продажа земель в одни руки. Политические права свободных членов полиса определялись в зависимости от имущественного ценза. Так, бедные могли избирать, но не быть избранными на высшие должности. Возросла роль народного собрания, которое теперь собиралось 40 раз в год. В противовес аристократическому ареопагу был создан Совет из 400 граждан. При Солоне был также введен суд присяжных. Далее в ходе борьбы демократии и аристократии определился целый ряд важных демократических принципов, одним из которых было местное самоуправление, которое закрепила Конституция Клисфена . В 509-507 гг. до н.э. архонт Афин Клисфен своей административно-территориальной реформой упразднил старую родоплеменную организацию общества, введя разделение населения на 10 новых территориальных фил , от каждой из которых отбиралось по 50 человек в Совет, созданный еще Солоном. Клисфену удалось уравнять в правах коренных граждан и метеков. При нем в Афинах появился политический обычай - остракизм (суд черепков) когда сами граждане с помощью процедуры, схожей с прообразом тайного голосования, определяли угрожает ли кто-нибудь афинской демократии. В середине V в. вследствие реформы афинского стратега Перикла все граждане полиса обрели право избираться на любую должность, кроме должности военачальника.

Иной вариант развития полиса дает Спарта . В историографии Спарту называют военизированным государством. Основой, на которой зиждилась община равных (спартиатов) были рабы-илоты . Кроме них на спартанцев работали периэки (живущие вокруг), лично свободные, даже привлекаемые во вспомогательные отряды пехоты, но не имеющие политических прав жители Спарты. Положение жителей Спарты было строго определено. Сами спартиаты полноправные члены полиса, были только воинами и не занимались производительным трудом или торговлей. Ремесло и торговля считались уделом периэков, а сельскохозяйственный труд рабов-илотов. В Спарте не было частной собственности на землю. Вся земля была поделена на 9 тыс. участков (соответственно числу полноправных граждан полиса), каждый из которых вместе с проживающими на нем илотами передавался одному спартиату. Спартой правили два царя-военачальника. Царям принадлежали некоторые жреческие и судебные функции. Большой вес имел совет старейшин (герусия ) из 30 человек, куда входили оба царя и 28 выборных геронтов в возрасте не моложе 60 лет. По сути совет старейшин выполнял и законодательные и исполнительные функции. Народное собрание имело право лишь соглашаться или не соглашаться с предложениями совета старейшин. Контроль за деятельностью царей и герусий (и всех спартиатов) осуществляли эфоры , выбираемые ежегодно по одному из каждых пяти спартанских селений. Таким образом, Спарта дает нам пример олигархического правления .

В ходе Греко-персидских войн родилось соперничество между Афинами и Спартой. Весь греческий мир разделился на два непримиримых лагеря: сторонников Афин, возглавлявших Делосский морской союз (478 г. до н.э.), а затем Афинскую морскую державу (250 полисов), и сторонников Спарты, создавшей в противовес Афинам Пелопоннесский союз , в который кроме небольших полисов вошли богатые Коринф и Мегары. В 431 г. между этими союзами началось война, которая длилась 30 лет, и в которую были втянуты практически все греческие полисы. В конечном итоге победа досталась Спарте, но эта война ослабила не только Афины и Спарту, но и всю Грецию. Проиграла не только демократия, но и олигархия, не только побежденные, но и победители.

На рубеже VI-V вв. до н. э. греческие полисы достигли расцвета. Среди них постепенно выделились два наиболее могущественных полиса - Афины и Спарта, ставшие центрами греческой цивилизации. Оба центра развивались совершенно разными путями, их соперничество часто выливалось в гражданские войны, которые в конце концов разрушили древнегреческую цивилизацию.

Афины были главным городом Аттики - южной области Балканского полуострова. Сила и богатство Афин покоились на торговле и кораблестроении. Создав самый мощный в Греции флот, афиняне торговали с соседними землями и греческими колониями. В Афинах процветали науки и искусства, шло бурное градостроительство. Сюда стекались знаменитые скульпторы и писатели, философы Платон и Аристотель создали здесь свои школы. В Афинах расцвело своеобразное театральное искусство, традиции которого во многом живы и сегодня.

Развитие Афин пошло по демократическому пути, важным шагом стали реформы архонта (одного из девяти коллегиальных правителей Афин) Солона в начале VI в. до н. э. Стремясь ликвидировать вражду и противоречия в среде свободного населения, Солон запретил долговое рабство и объявил об отмене всех задолженностей. Он также разрешил покупать, продавать и дробить земельные участки, что укрепило частную собственность. Политические права афинян стали зависеть не от родовитости, а от имущественного положения. Членов народного собрания могли теперь избирать даже бедняки (правда, сами они не могли быть избраны).

Афинская демократия окончательно сложилась к середине V в. до н. э., когда Эфиальт и Перикл, развивая законы Солона, предоставили всем гражданам полиса право избираться на высшие должности (кроме начальника войска). Народное собрание стало верховным органом власти, оно принимало практически все основные государственные решения. На встречах собрания, проходивших примерно 40 раз в год, право высказаться имел каждый и все предложения тщательно обсуждались. Должностные лица избирались голосованием или по жребию, они были подотчетны и сменяемы. Другими словами, в Афинах сложились те принципы демократии, которые существуют и поныне (разумеется, в усовершенствованном виде).

По иному пути пошло развитие Спарты - полиса, расположенного на юге Пелопоннесского полуострова, в плодородной долине реки Эврот. Спартанское государство возникло примерно в IX в. до н. э., жизнь его протекала в непрерывных войнах. Захватывая земли и скот соседей, спартанцы превращали их в рабов (илотов). А лично свободные иноземцы, жившие в Спарте (периэки), платили спартанцам дань и работали на них. Сами же спартанцы были только воинами: им запрещалось даже торговать и заниматься ремеслами. В результате экономика Спарты была замкнутой и слаборазвитой.



Частная собственность на землю в Спарте отсутствовала. Земля, считавшаяся собственностью общины, была разделена на равные участки, не подлежавшие продаже. Илоты, судя по всему, также находились в собственности государства, а не отдельных граждан. Спартанцы гордо именовали себя "общиной равных", но уравнительность, господствовавшая в Спарте, лишала ее жителей стимула к совершенствованию своих талантов, навыков, быта и т. д. Жилища и одежда спартанцев были крайне скромны и практически одинаковы, младенцев с физическими недостатками в Спарте уничтожали при рождении: личность человека рассматривалась только с точки зрения ее полезности государству (прежде всего в военной области). Мальчики воспитывались в суровом, военизированном духе, а затем зачислялись в войско и оставались в нем до старости. Спарта была подобием огромной казармы со строго регламентированным уставом.

Во главе спартанского государства стояли два царя, являвшиеся также военачальниками, судьями и жрецами. Власть с ними делил совет старейшин (герусия), без одобрения которого решения царей не имели силы. В свою очередь, и совет старейшин должен был учитывать мнение народного собрания, которое в Спарте мало на поминало афинское. На собрании спартанцы не высказывали свою точку зрения, предлагаемые решения даже не обсуждались, и лишь крики одобрения или неодобрения выражали отношение участников к ним. Отдельные элементы жизни в Спарте предвосхищали черты тоталитарных обществ XX в. Так, древнегреческий историк Ксенофонт (430-353 гг. до н. э.) писал, что спартанцам запрещалось "ездить за границу, чтобы граждане не заражались от чужеземцев легкомыслием".



Силы Афин и Спарты особенно окрепли в эпоху греко-персидских войн. Именно эти два полиса возглавили борьбу с казавшейся непобедимой армией персидского царя Ксеркса, которой уже покорились многие греческие города-государства. В 478 г. до н. э. Афины возглавили Делосский морской союз полисов, вскоре ставший Афинской морской державой (в пору ее расцвета в нее входило до 250 полисов). В условиях войны афиняне отказались от демократических принципов и решительно вмешивались в дела своих союзников: распоряжались их финансами, вводили свои законы и т. д. Афины явно превращались в центр древнегреческой цивилизации, чего никак не могла допустить воинственная Спарта. Она создала Пелопоннесский союз, к которому помимо мелких и слабых полисов присоединились богатые Коринф и Мегары, также обеспокоенные растущей мощью Афин.

Дорийское завоевание.

В XII в. до н.э. жившие на севере Балканского полуострова племена греков-дорийцев устремились на юг и разрушили архейские государства. Большая часть дорийцев вернулась назад, некоторые осели в Пелопоннесе. Греция после этого вновь вернулась к временам зарождения цивилизации. Этот зигзаг в развитии имел серьезные последствия.

В большинстве греческих государств царская власть со временем исчезла, а там. где сохранилась, была сильно ограничена. Страна состояла из самоуправляющихся общин. Правители изби­рались полноправными членами общины. Особый тип города-государства, сложившийся в Греции, называют полисам . К полисах сохранились многие черты общинного самоуправления.

Самыми крупными городами-государствами Греции стали Афины и Спарта (от 200 до 350 тыс. жителей).

Социальная структура полиса:

Граждане (члены общины)

Знать демос (крестьяне, ремесленники)

метеки (переселенцы)

должники чужеземцы

В полисе жили его граждане - члены общины и переселенцы из других мест (метеки). Небольшую группу граждан составляли аристократы (знать) - владельцы больших участков земли, крупных мастерских, кораблей. У них было много рабов. Основным вселением полиса являлся демос (народ) - мелкие земледель­цы, ремесленники и торговцы.

Народное собрание полноправных граждан принимало законы обладало верховной властью в полисе. Должностные лица избирались народным собранием на определенный срок.

Внутри полиса формировалось гражданское право, т.е складывались своды законов, разделяющие права и обязанности членов общества, их социальный статус.

Привилегированное положение занимали граждане. Только они принимали участие в политической жизни полиса.

Полисы достигли своего развития на рубеже 6-5 вв. до н.э.

Возглавляли греческие полисы Афины и Спарта. Централизованного государства в Греции не было. Все полисы были самостоятельными. Объединялись лишь во время войн с Персией.

Пункты сравнения Афины Спарта
Географическое положение Юг Балканского полуострова, область Аттика, много полезных ископаемых, мало плодородных земель, удобная гавань Юг Пелопоннесского полуострова, долина реки Эврот, область Лаконика, плодородные земли
Экономика Торговля и кораблестроение, гавань (порт Пирей, Длинные стены), активное градостроительство (Акрополь, Парфенон) Завоевание земель и сбор дани с населения, не было частной собственности на землю - принадлежала общине, земледелием, торговлей и ремеслом могли заниматься только периэки. «община равных»
Политическое устройство Демократия (власть народа) Реформы Солона (594 г. до н.э.): Народное собрание (все граждане, кроме женщин) решало все вопросы войны и мира, избирало

Ареопаг народный суд

(богатые афиняне)

Олигархия (власть немногих, аристократии) Два царя (военачальники) Герусия (совет старейшин – не моложе 60 лет) Народное собрание
Социальный строй Граждане (члены общины) Знать демос (крестьяне, ремесленники) метеки (переселенцы) рабы должники чужеземцы Спартиаты (полноправные) Периэки (свободные, жили в округе и платили дань) Илоты (рабы, возделывали земли спартиатов, принадлежали общине)
Культура и идеология Развитие наук, образования, искусства. Главное занятие война, ремесла, торговля, земледелие, искусства презирались, были недостойны спартиата.

Афины и Спарта противостояли друг другу. В войне с персами они объединились и отстояли независимость Греции. Афины возглавили Делосский морской союз и превратились в Афинскую морскую державу. Спарта в противовес создала Пелопоннесский союз. Началась Пелопоннесская война (431-404 гг. до н.э.). Победила Спарта (с помощью персов). Афины создали второй морской союз, их поддержали Фивы. Спарта была побеждена. Т. О. объединить Грецию не удалось. Демократия в полисах была восстановлена.

Слайд 1

Спарта и Афины

Слайд 2

Линии сравнения Афины Спарта
Положение и природные условия
Население
Занятия
Управление

Слайд 3

Линии сравнения Афины Спарта
Население
Занятия
Управление

Слайд 4

Линии сравнения Афины Спарта
Положение и природные условия В Средней Греции (область Аттика). Мало плодородных земель. Благоприятные условия для мореплавания (много удобных бухт). В Южной Греции (области Лаконика и Мессения). Много плодородных земель. Условия для мореплавания менее благоприятны (удобных бухт мало, берег заболоченный, мели).
Занятия
Управление

Слайд 5

Линии сравнения Афины Спарта
Положение и природные условия В Средней Греции (область Аттика). Мало плодородных земель. Благоприятные условия для мореплавания (много удобных бухт). В Южной Греции (области Лаконика и Мессения). Много плодородных земель. Условия для мореплавания менее благоприятны (удобных бухт мало, берег заболоченный, мели).
Население Рабы (чужеземцы) и свободные (аристократы и демос). Спартанцы и илоты.
Управление

Слайд 6

Линии сравнения Афины Спарта
Положение и природные условия В Средней Греции (область Аттика). Мало плодородных земель. Благоприятные условия для мореплавания (много удобных бухт). В Южной Греции (области Лаконика и Мессения). Много плодородных земель. Условия для мореплавания менее благоприятны (удобных бухт мало, берег заболоченный, мели).
Население Рабы (чужеземцы) и свободные (аристократы и демос). Спартанцы и илоты.
Занятия Основные занятия ремесло и торговля. Главные занятия земледелие (илоты) и война (спартанцы).
Управление Закладываются основы демократии. Власть немногих (спартанцев).