Анализ повести "Станционный смотритель" Пушкина А.С

Конспект урока литературы в 7в классе.

Тема урока: «А.С.Пушкин. «Станционный смотритель». Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Библейские мотивы в повести. Гуманистический пафос произведения».

Цели: продолжение знакомства школьников с понятием маленький человек; закрепление знаний и представлений учащихся о реалистических произведениях А.С. Пушкина; формирование умения анализировать прочитанное литературное произведение; формирование представления о дочернем и сыновнем долге перед родителями.

Планируемые результаты: знание содержания повести «Станционный смотритель»; понимание темы и идеи произведения; понятие об образе «маленького человека»; владение элементами анализа текста.

Вид: комбинированный урок.

Тип : формирование новых знаний.

План урока.

1. Организац. момент (1 мин.).

2. Проверка домашнего задания. (15 мин.).

3. Работа по теме урока (25 мин.).

4. Подведение итогов урока (2 мин.).

5. Дом. зад. с комментированием к нему (2 мин.).

Ход урока.

1.Организац. момент.

Запись темы урока в тетрадь.

2. Проверка домашнего задания .

Ответы учащихся на вопросы. Приводятся цитаты из текста. На протяжении повести образ смотрителя меняется.

-Каким мы увидели его впервые? («Вижу, как теперь, самого хозяина, человека летпятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах»).

- Найдите в повести другой портрет этот героя. Что изменилось в этом портрете ? («Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел. Покамест собирался он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика»).

- Чем вызваны были эти перемены? (Всё, что было хорошего у отца – это его дочь Дуня. А когда она уехала с гусаром, он не мог понять и принять, что самый родной человек, ради которого он жил всё это время, так мог с ним поступить. Ему было очень больно и обидно, жить стало неинтересно и незачем. Весь смысл жизни был в Дуне).

- Болезненность и дряхлость смотрителя подчеркиваются еще одной деталью .

Сравним, в первый раз: «Тут принялся он переписывать мою подорожную». То есть немедленно взялся исполнять свой служебный долг. Во второй же приезд: «Покамест собирался переписывать мою подорожную... продолжал пошептом читать...» На что обращает внимание эта деталь?

Смотритель по-стариковски медлит, с трудом разбирает написанное, произносит вслух слова -старческим «пошептом».

Записи в тетрадях, выход на понятие – антитеза.

Антитеза (от греч. «противоположение») противопоставление образов, картин, слов,понятий.

3. Работа по теме урока.

Мы всё время говорим о чувствах Самсона Вырина, но героиней повести является и Дуня. Когда она уезжала, то уже была влюблена в гусара Минского, ею тоже руководила любовьк молодому человеку. И она уехала по своему желанию.

- Составьте портрет Дуни . (Путешественника поразила красота этой четырнадцатилетней девочки, рассказчик замечает в поведении Дуни самолюбование, стремление понравиться гостю; он называет девочку «маленькой кокеткой». Дуня ведет себя с гостем «безо всякой робости» и даже позволила ему в сенях поцеловать себя на прощание. Рассказчик обращает внимание на ее большие голубые глаза).

- Как смотритель относится к дочке? Он относится к Дуне с огромной любовью, гордится своей дочерью.

- В каких словах выражается это отношение? «Это твоя дочка – спросил я. Дочка – с,отвечал он с видом довольного самолюбия , - да такая разумная, такая проворная, вся в покойницу -мать ».

- Почему гостю так понравились смотритель и его дочка ? Это были добрые, радушные люди, почувствовавшие интерес гостя к ним. Им есть о чем говорить, недаром они долго беседуют за чаем, «как будто век были знакомы».

- Несомненно, рассказчик - человек добрый, искренний, внимательный . Он обращает внимание на обстановку комнаты, где живут эти добрые люди.

Найдите это описание в тексте . Гостя умиляет обстановка этого небогатого, но очень милого, ухоженного жилища, горшки с бальзамином, кровать с пестрой занавеской и, конечно же, картинки на стенах, изображавшие историю блудного сына.

- В повести рассказчик трижды навещает почтовую станцию . Первый и второй приезды заключают в себе немало общего. Рассказчик видит все тот же почтовый домик. Смотритель переписывает подорожную приезжего в свою книгу. Потом следует чаепитие, рассказчик предлагает Самсону Вырину пуншу… Почти все, как в первый приезд? Как вы считаете?

- На чем рассказчик заострил свое внимание при описании комнаты? (На картинках, изображающих историю блудного сына).

- Обращают ли внимание на картинки Дуня и Самсон Вырин?

Извлекла ли Дуня урок из этой притчи?

- С легкостью или с болью покидает Дуня родительский дом? (О том, что не с легким сердцем покидала Дуня родительский дом, говорит одна только скупая фраза: “Ямщик… сказывал, что всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте”).

- О чем, по-вашему, плакала Дуня?

Самсон Вырин - добрый и доверчивый человек. Он убежден в порядочности Минского, и невольно сам отпускает от себя свою дочь, «Чего же ты боишься?, ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест».

Отец, будучи уверенным в том, что дочь брошена, несчастна и боится возвращаться к отцу, сам отправляется на ее поиски.

В повести есть эпизод, в котором «маленький человек» Самсон Вырин в нравственном плане выше Минского? Какой это эпизод? (Анализ сцены “Вырин с Минским в гостиничном номере”). (Чтение сцены).

- Как ведет себя Минский? (Вспыхивает, извиняется, дает деньги, клянется в верности Дуне ).

- Какие аргументы приводит каждый, объясняя, почему Дуня должна принадлежать именно ему?

- Найдите отрывок, характеризующий состояние Вырина после встречи с Минским . Найдите ключевые слова в тексте, что они подчеркивают?

(«…Долго стоял он неподвижно, наконец у видел за обшлагом своего рукава свёрток бумаг; он вынул их и развернул несколько пяти и десятирублёвых смятых ассигнаций. Слёзы опять навернулись на глазах его, слёзы негодования ! Он сжал бумажки в комок , бросил их наземь,

притоптал каблуком и пошёл… Отошед несколько шагов, он остановился, подумал… и воротился … но ассигнаций уже не было»).

- Что мы видим из этого эпизода? (негодование мелкого чиновника («притоптал каблуком»), его моральное превосходство, но глаголы «подумал», «воротился» разочаровывают читателя, напоминают, что Самсон Вырин, так и остался «маленьким человеком», еще не созревшим для большого бунта).

Автор показывает не только бесправное положение «маленького человека», но и позволяет наблюдать за невидимой схваткой между Минским и станционным смотрителем. Обратите внимание: причастие «смятых» находится не перед числительными «пять», «десять», а перед существительным «ассигнаций», то есть унизительное положение чиновника 14 класса подчёркивается не столько суммой, какой оценил чувства несчастного отца дворянин, сколько небрежностью состояния денег, данных с такой же небрежностью Минским. В ответ на это Самсон Вырин «сжал» бумажки в комок.

Лингвистический анализ: смятых - сжал; ассигнации -бумажки.

- Как мог измениться финал повести, поступи Минский по-другому по отношению к отцу Дуни?

- Самсон Вырин решает во что бы то ни стало увидеться с дочерью. Случай представился быстро.

Какой увидел отец свою дочь? О чем это говорит? Задумался ли об этом Вырин?Почему именно в этот момент автор называет его “бедным”? «Дуня, одетая со всею роскошьюмоды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своем английском седле. Она с нежностьюсмотрела на Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы. Бедныйсмотритель! Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною; он поневоле ею любовался».

- Возможно, Самсон Вырин мог любоваться не только красотой Дунечки , но и её положением, её жизнью в роскоши. Вот тут-то и вступают в конфликт противоречивые чувства: любовь и ревность отца. Ведь «приятель его советовал ему жаловаться; но смотритель подумал, махнул рукой и решил отступиться ». Очень важен для понимания истинной причины трагедии героя фразеологизм «махнул рукой», невольно напоминающий усталость современных родителей, боровшихся против шалостей детей. В душе старик понимал, что Дунечка заслуживает другой жизни, но он вступил в общечеловеческий конфликт: почему счастье дочери даётся ценой отцовского счастья?

- Дуня стала богатой барыней, но от этого жизнь ее отца стала еще несчастнее .

Рассказчик вновь подтверждает живучесть «общеудобия» «чин чина почитай»: бедняк не просто остался бедняком - оскорбили и растоптали его человеческое достоинство. Он по-прежнему остался в стане бесправных бедняков, тягаться ему с сильными мира сего бесполезно. Любое, самое сказочное превращение Дуни в «прекрасную барыню» никак не изменит жизни Самсона Вырина.

- Но так ли бесчувственна Дуня? Обратите внимание, она упала в обморок при виде отца. Почему? Причина обморока и в затаенном чувстве собственной виновности перед покинутымею старым, одиноким отцом.

- Повесть завершается грустно. Прошли годы, и добрый наш рассказчик в третий раз посещает эти места, вспоминая бедного смотрителя.

- Какое впечатление производит на него кладбище? Это было голое место, не было даже ограды, над могилами возвышались одни деревянные кресты - видно, что там покоились бедняки.

Рассказчик замечает, что на могилах не было ни кустика, ни деревца, не говоря уже о цветах. Все это произвело на него удручающее впечатление. Печальный вид кладбища навеян автору рассказом хозяйского мальчика о богатой «прекрасной барыне», приехавшей однажды в карете «в шесть лошадей», с тремя маленькими барчатами и с кормилицей, и с черной моською...

- Когда мы встречаемся с Дуней в последний раз? Какою мы видим Дуню на могиле отца? (Работа с текстом).

- Какие бы вы вопросы задали Авдотье Самсоновне, плачущей на могиле отца?

- Как вы думаете, что заставляет Дуню приехать к отцу? К Дуне пришло позднее раскаяние.

Вернемся к притче о блудном сыне. Обратим внимание на сходства и различия притчи и проанализированной нами повести:

История Дуни

1. Блудный сын добровольно уходит из родного дома с благословлением отца.

1. Дочь, возложив всю ответственность на друга, уезжает тайно, случайно, без согласия и благословления отца.

2. Никто не ищет его.

2. Не желает, чтобы ее нашли и не подает о себе никакой информации

3. Ведет разгульный образ жизни.

3. Дуня живет в Петербурге в роскоши и

богатстве, становится матерью…

4. Радостная встреча сына с отцом.

4. Боится встречи, но потом Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места, оплакивая могилу.

5. Сын вернулся домой нищий и голодный. Он раскаялся в содеянном.

5. Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла, проезжая мимо.

6. Произошло примирение с отцом

и покаяние блудного сына.

6. Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца.

- Над чем заставляет задуматься ее судьба? (Дуня нарушила одну из главных заповедей: “Почитай отца своего и мать”,- и очень страдает от этого. Судьба девушки заставляет задуматься об ответственности за свои поступки перед близкими людьми).

4. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Чему научились? Над чем задумались? Именно доброе, гуманное отношение к людям независимо от их положения проповедует А.С. Пушкин. Он не просто рассказывает о судьбе своих героев, а словно заглядывает им в душу и заставляет нас с вами прожить их жизнью и чувствами, предупреждает о возможных ошибках.

Каким из двух высказываний: “Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты”(Р. Роллан) и “Как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так поступайте и вы с ними” (из“Библии”) – вы бы закончили сегодняшний урок и почему?

На лист самооценки приклейте разного цвета смайлик: желтый – урок понравился, у меня все получилось; зеленый – урок прошел как обычно, некоторые вопросы вызывали затруднение; красный – покидаю урок с плохим настроением, так как вопросы показались сложными

5. Домашнее задание с комментированием к нему.

подготовить сообщение о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. прочитать статью на с.137-140; выразительно читать стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел»

План пересказа

1. Рассказчик размышляет о судьбе станционных смотрителей.
2. Первая встреча со смотрителем и его дочерью.
3. Рассказчик спустя годы встречает Самсона Вырина и узнает от него историю Дуни:
а) Дуня обманом уезжает с ротмистром Минским в Петербург;
б) смотритель едет в столицу, чтобы вернуть свою «заблудшую овечку»;
в) Минский выгоняет Самсона Вырина.
4. Рассказчик узнает о смерти смотрителя и раскаянии его дочери.

Пересказ

Много путешествовать по России довелось рассказчику: много видел станций и смотрителей станционных. Но лишь один смотритель запомнился ему навсегда.

Однажды рассказчик попал на одну из станций. Дом отличался чистотой и уютом. Смотритель велел тотчас ставить самовар, а в комнатке появилась девочка (Дуня) лет четырнадцати, необычайно красивая. Она скоро принесла самовар. За столом все втроем беседовали, «как будто век были знакомы». Собираясь уходить, рассказчик попросил разрешения поцеловать девочку, и она согласилась.

Спустя годы обстоятельства жизни вновь привели повествователя на эту станцию. Но его ждало разочарование — в доме было грязно и запущено. Смотрителем служил тот же Самсон Вырин — теперь седой и сердитый. Рассказчик поинтересовался насчет Дуни, ответом была вот какая история.

Как-то зимним вечером в доме появился молодой мужчина. Был он в шинели и в черкесской шапке. Хотел он осерчать, что нет лошадей, но появление Дуни смягчило его намерение. За ужином хозяева разглядели постояльца получше: это был красавец-гусар. Тем временем на станцию вернулись лошади, но гусар не поехал, сославшись на головную боль. Утром другого дня молодому человеку сделалось еще хуже. Послали за лекарем. Дуня сидела у постели больного, который пил кофе чашками, да обед себе заказал приличный. Врач внимательно осмотрел больного, получил за визит деньги, прописал покой, пообещал выздоровление через пару дней и уехал.

Через день офицеру сделалось намного легче. Он веселился и шутил с Дуней, разговаривал со смотрителем. В воскресенье утром гусар стал со всеми прощаться. Дуне было разрешено доехать с ним до ближайшей церкви... Отец ждал возвращения дочери, но так и не дождался. Искал ее везде, расспрашивал дьячка о девушке, была ли она на обедне, но никто ничего не мог о ней сказать. Вечером смотритель узнал от ямщика, что Дуня сбежала с молодым гусаром. Старик-отец с тоски и горечи болел. Размышляя над случившимся, он понял, что никакой болезни у постояльца и не было. Из документов, которые были при «мнимом больном», смотритель узнал, что гусар Минский — ротмистр, держащий путь в Петербург. Старик решил искать свою дочь именно там.

Смотритель действительно нашел Минского и просил его возвратить ему дочь, на что Минский отвечал, что не может без Дуни жить. Гусар просил не беспокоиться за нее. Вырин получил деньги и был выставлен за дверь. Но смотритель не успокоился. Он стал следить за Минским и в итоге узнал, где его дочь. Служанка не хотела пускать смотрителя, но он ворвался в квартиру. Дуня, увидев отца, упала в обморок, а гусар выгнал старика. Смотрителю пришлось вернуться домой ни с чем, с тех пор он стал пить горькую.

Спустя еще какое-то время, проезжая по этой же дороге, рассказчик узнал, что Вырин спился и умер, а станцию разрушили. Теперь в домике смотрителя жила семья пивовара. Мальчик проводил рассказчика до кладбища, до могилы смотрителя. По дороге он рассказал, что сюда приезжала «прекрасная барыня» с детьми. Когда она узнала, что смотритель умер, она пошла на кладбище и горько плакала, лежа на могиле. Затем дала денег попу и уехала.

Тема: Изображение «маленького человека» в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».

Р.р . Особенности анализа эпизода «Самсон Вырин у Минского».

Цели:

образовательные: научить глубокому осмыслению повести, сформировать навыки работы над художественной деталью; учить анализу текста; помочь почувствовать трагизм положения в обществе «маленького человека»; проследить общечеловеческую тему «блудных» детей на примере образа Дуни ;

развивающие: анализ поведенческих ситуаций героев повести, развитие навыков критического мышления;

воспитательные: воспитание нравственных понятий, поднятие проблемы отцов и детей;

воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Ход модуля

УЭI. Орг. Момент

УЭII. Слово учителя

Во времена Пушкина движение осуществлялось на лошадях. Путешествия по почтовым трактам становились для современников Пушкина настоящим событием, тему дороги можно встретить у Н.М.Карамзина, А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. А.С. Пушкин много путешествовал. И вот мы сегодня тоже совершим путешествие. Существовали станции, на которых путешественникам меняли уставших лошадей

- Как назывались служащие, которые отвечали за эту работу? (станционными смотрителями).

- Речь пойдет о повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель», которая вошла в цикл «Повести Белкина».

- Как вы думаете к какому направлению в литературе относится данное произведение?

- Что называется реализмом?

Реализм в литературе - это направление, основной особенностью которого является правдивое изображение действительности и ее типичных черт без каких-либо искажений и преувеличений. Представителями реализма в отечественной литературе являются А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А. П. Чехов, Гончаров, в зарубежной литературе - Бальзак и Стендаль, Теккерей и Диккенс, Жорд Санд и Виктор Гюго.

Знакомились с такими произведениями и 5-6 классах: повесть Тургенева «Муму», рассказ Толстого «Кавказский пленник», стих-е Некрасова «Крестьянские дети». С момента возникновения и формирования реализма его основной проблемой была и остается проблема взаимоотношения человека и общества.

Тема нашего урока: «Александр Сергеевич Пушкин «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положение в обществе». (Учащиеся записывают в тетради тему урока).

УЭIII. Целеполагание.

Обратите внимание на тему урока и скажите, что мы должны выяснить в ходе рассмотрения повести, на какие вопросы ответить?

(Кто такой «маленький человек»? Кто из героев повести воплотил в себе образ маленького человека?)

К своей повести А. С. Пушкин взял эпиграф из стихотворения П. А. Вяземского «Станция», но изменил цитату, назвав станционного смотрителя «коллежским регистратором», а это низший гражданский чин в дореволюционной России. Давайте посмотрим, какими предстают в повествовании образы станционных смотрителей?

Выразительное чтение текста.

Записи в тетрадях ключевых слов, характеризующих смотрителей : « сущий мученик», «дрожащий смотритель», «люди мирные, услужливые, склонные к общежитию», «скромные в притязаниях на почести», «не слишком сребролюбивые».

- Совпадает ли с этими представлениями образ Вырина?

- Каким мы увидели его впервые?

- Найдите в повести другой портрет этот героя.

-Что изменилось в этом портрете?

-Чем вызваны были эти перемены?

Записи в тетрадях, выход на понятие – антитеза.

- Какие качества в характере Вырина вам понравились? Какие чувства вызывает у вас этот человек?

(Самсон Вырин – человек, всеми унижаемый, но исполненный чувства достоинства. Это вызывает уважение к нему, сочувствие его горю).

Учитель: Писатель берет на себя тяжкий труд показать и объяснить жизнь обычного человека, который в литературе характеризуется понятием «маленький человек». Маленький человек- представитель всего народа, и каждый писатель представляет его по-своему. Писатель берет на себя труд показать жизнь простого человека со всеми ее переживаниями, проблемами, бедами и маленькими радостями . Образ “маленького человека” является типичным образам в русской литературе 19 века.

Учитель вводит понятие «маленького» человека в литературе. Учащиеся записывают определение в тетрадь.

Маленький человек - это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный. И Пушкин, и Гоголь, создавая образ маленького человека, хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки.

- Можно ли Вырина назвать «маленьким» человеком?

Роль художественной детали:

Повествователь, оказавшись в домике станционного смотрителя, останавливает взгляд на стенах. Зачитайте описание.

-На какую деталь в описании комнаты следует обратить внимание? (картинки) Запомните эту деталь.

-А не возник ли у вас вопрос: почему Пушкин дал своему герою именно такое имя и фамилию? Что они означают?

- А что же значит имя Самсон? Мужское имя Самсон имеет древнееврейские корни. Изначально оно звучало как Шимшон и переводилось “солнечный”, но в настоящее время можно найти ошибочное значение этого имени “сильный”, которое сформировалось вследствие библейской легенды о Самсоне и Далиле.

Чтение библейской притчи о Самсоне

Библейское повествование о Самсоне

Мальчик с детства владел необыкновенной силой. Когда он возмужал, то надумал жениться на филистимлянке. Сколько ему не напоминали его родители, что закон Моше(Моисея) запрещает жениться на идолопоклонницах, Самсон отвечал, что каждое правило имеет исключение, и женился на своей избраннице.

Однажды он пошел в город, где жила его жена. По дороге встретил молодого льва, который хотел броситься на него, но Самсон мгновенно схватил льва и разорвал его руками, как козленка.

Во время свадебного пира, который продолжался несколько дней, Самсон загадал свадебным гостям загадку. Ставка была 30 рубашек и 30 пар верхней одежды, которую должны были платить те, кто проиграет. Гости не смогли отгадать и угрозами вынудили жену Самсона выпытать у того правильный ответ. Ночью, в постели, она потребовала от мужа дать ответ загадке и утром сообщила его своим соплеменникам. Самсону ничего не оставалось, как уплатить проигрыш. Для этого он пошел в , устроил драку с 30-ю филистимлянами, убил их, снял одежду и рассчитался за проигрыш. Был седьмой день свадебного пира. Тесть, не предупреждая Самсона, отдал его жену молодому парню, который был другом Самсона. И ответил им Самсон:

Теперь я буду прав перед филистимлянами, если сделаю им зло

Он начал мстить всему филистимлянскому народу. Однажды он поймал 300 лисиц, привязал к их хвостам горящие факелы и пустил лисиц на филистимские поля во время жатвы. Весь хлеб на полях сгорел. Сам Самсон скрылся в горах. Позже филистимляне, узнав о причине мести, пошли к тестю Самсона и сожгли его вместе с дочерью. Они посчитали, что это смягчит гнев Самсона. Но он заявил, что его месть направлена против всех филистимлян и эта месть только начинается. Вскоре Самсон "открыл охоту" на жителей Ашкелона. Весь этот гордый город боялся одного Самсона, боялся так, что никто не решался выходить из города, жители были так напуганы, словно город осадило могучее войско. Позже филистимляне, с целью прекратить этот террор, напали на владения соседнего колена Иудина.

Однажды к Самсону в его убежище в горах пришло три тысячи соплеменников. Евреи начали укорять Самсона, говоря, что из-за него их окружили филистимляне, с которыми у них нет сил воевать.

Ну что ж, - сказал Самсон,- свяжите мне руки сильно и отдайте меня нашим врагам. Таким образом они дадут вам покой. Только пообещайте, что не убьете меня.

Самсону связали руки крепкими веревками и вывели из ущелья, где он скрывался. Но когда подошли филистимляне, чтобы взять его, он напряг свои силы, разорвал веревки и убежал. Не имея при себе оружия, он по дороге поднял челюсть мертвого осла и убивал ею насмерть встречавшихся филистимлян:

Нашел он свежую ослиную челюсть и, протянув руку свою, взял ее, и убил ею тысячу человек.

Вскоре Самсон заночевал в филистимском городе Газа. Жители узнали об этом, заперли городские ворота и решили рано утром поймать богатыря. Но Самсон, встав в полночь и увидев, что ворота заперты, сорвал их вместе со столбами и запорами отнес их на вершину горы напротив Хеврона.

Самсон поддался страсти к коварной филистимлянке , обещавшей филистимским правителям за вознаграждение выведать, в чём сила Самсона. После трёх неудачных попыток ей удалось узнать секрет его силы.

И усыпила его [Далида] на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его

Смерть Самсона

Утративший свою силу Самсон был захвачен филистимлянами, ослеплён, закован в цепи и брошен в темницу.

Тяжкое испытание привело Самсона к искреннему раскаянию и сокрушению. Вскоре филистимляне устроили праздник, на котором благодарили своё божество - Дагона за то, что он передал в их руки Самсона, а затем доставили Самсона в храм, чтобы он забавлял их. Между тем, волосы Самсона успели отрасти, и сила стала возвращаться к нему. «И воззвал Самсон к Господу и сказал: Господи Боже! вспомни меня и укрепи меня только теперь, о Боже!» ( )

И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами! И уперся [всею] силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем. И было умерших, которых умертвил [Самсон] при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей

Библейское повествование о Самсоне завершается сообщением о похоронах Самсона в семейной усыпальнице между Цор‘ой и Эштаолом

Соответствует ли внешний облик имени Самсон?

Что же значит его фамилия?

Учитель: А.С. Пушкин много путешествовал, не менее 13-ти раз бывал поэт и на Вырской станции. Предполагают, что и имя главному герою повести "Станционный смотритель" Пушкин дал от названия этой станции – древнерусского села Выра.

Русские фамилия образуются и от названия животных. В словаре Влад. Иван. Даля

«выреха» - плохая лошадёнка, кляча (в Ряз. губернии). Пробуем совместить понятия. «Что такое станционный смотритель? Сущий мученик…огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда.

Может быть, его фамилия вообще не причём. Но, учитывая то что Пушкин был православный христианин, он писал о русском человеке, в русской литературе традицией становится троичность. Что же эта за троичность?

Картинки, украшавшие смиренную обитель – это первый библейский элемент. Имя Самсон – второй элемент, связанный с религией, а где же третий?

Обратимся к тексту:

«Ах, Дуня, Дуня! Бывало, кто ни проедет, всякий похвалит, никто не осудит. Бывало барин, какой бы сердитый ни был, при ней утихает и милостиво со мною разговаривает, Поверите ли сударь: курьеры, фельдьегеря с нею по получасу заговаривались. Ею дом держался….»

- Согласие в маленькой семье, благодать похожи на что..????? Рай, земной

- А Дуня на????? Ангела. Даже комната с виду напоминает смиренную обитель. Здесь живут христиане по религии и славяне по происхождению. У древних восточных славян вырий – рай, сказочный загадочный край, тёплая .

- А как повествователь изображает его дочь?

«Красота её поразила меня», а чуть дальше появляется деталь – «голубые глаза».

- Какие у вас вызывают ассоциации голубые глаза?

Чистота, доверчивость, наивность.

- Что можно сказать о взаимоотношениях отца с дочерью?

Цитаты???

Знакомство с понятием притча. Запись определения в тетради.

При́тча - длинный назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение. По содержанию притча близка к басне.

Выразительное чтение библейской «Притчи о блудном сыне».

Евангельская притча

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней: и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода: встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги: и приведите откормленного теленка и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование: и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое; а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

- В чем заключается ее смысл?

- В какой момент смотритель понял, что не вернуть ему дочь?

Фраза «бедный смотритель».

- Почему Дуня упала в обморок при виде отца?

Причина в затаённом чувстве собственной виновности перед покинутым ею старым одиноким отцом..

- Почему Вырин, видя дочь, окружённую богатством и любовью, упорно пытается вернуть её домой?

Потому что понимает её положение в обществе.

- Каково её положение?

Содержанка у богатого барина.

Минский ездит к Дуне в гости. «нельзя, нельзя, у Авдотьи Самсоновны гости!»

Знаменательная деталь!!!

В тот момент, когда гусар вошёл в дом смотрителя, требуя лошадей, Дуня за перегородкой сама шила себе платье. Скорей всего это было скромное платье. Когда смотритель увидел Дуню у Минского, одета она была со всей роскошью моды. А что из этой роскоши принадлежит ей?

- Какой Минский?

Может накричать, оскорбить и даже избить плёткой человека, он грубо выталкивает Вырина. Дуня с криком падает на ковер, а Минский не бежит к ней справиться о её здоровье, а выталкивает Вырина..

- Как поступает Вырин, принимая Минского у себя в доме?

Уступает ему свою постель.

- Как заканчивает свою повесть Пушкин?

Первый приезд повествователя: «День был жарким. В трёх верстах от станции стало накрапывать, и через минуту проливной дождь…»

Последний приезд: «Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо; холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и жёлтые со встречных деревьев.».

Осень – это время?? Сбора урожая.

- Какова роль пейзажа в повести?

Стиль финала скуп и деловит:

«Она легла здесь и лежала долго» - и все.

На переднем плане здесь не Вырин, не Минский, а Дуня: «прекрасная барыня», такая «добрая барыня», «славная барыня». Но в устремлении к приобретению счастья она проявила эгоизм, стала счастливой, как иногда говорят за счет «третьего лица».

Учитель: Тема блудного сына актуальна не только в русской, но и мировой культуре.

Просмотр полотен живописи, изображающих историю блудного сына.

Найдите в повести «Станционный смотритель» цитату, в которой явно говорится о заблудшем человеке. («Авось, - думал смотритель, - приведу я домой заблудшую овечку мою»).

- Чем схожи и чем различны судьба Дуни и судьба героя библейской притчи? (Оба уходят из дома против воли отца, но обоих отец прощает, герои раскаялись. Дуня была счастлива, не вела распутную жизнь, но герой притчи прощен, а Дуня не получила прощения, и тем горше ее слезы).

«Прекрасная Барыня», лежавшая долго на груде песку, оплакивала, видимо, потерянный рай, «тёплый край» детства, любви. Теперь, когда вернулась блудная дочь, никто её уже не ждёт, никто не напоминает ей о том времени, когда ей было хорошо. Заменила ли ей «карета в шесть лошадей» и черная моська те картинки, которые украшали их с отцом покой, их рай, их «тёплую страну.»

-Итак, подведем итоги. Как история Самсона Вырина и его дочери связана с сюжетом евангельской притчи?

Финал «Станционного смотрителя». Совершенно гениальный, истинно пушкинский финал.

- Дуня вышла замуж или нет? Счастлива она или нет?

Как жила Дуня все эти годы, вспоминала ли отца? Почему не приехала раньше? Стыдилась? Чего боялась? Или Минский не пускал?

Если даже предположить, что Дуня теперь Минская, говори ли это о её счастье. Каким может быть замужество без родительского благословения.

С такой тяжелой ношей. Вырин последний раз видел Дуню, лежащую в обморочном состоянии. За время разлуки с отцом у неё родились дети, внуки Вырина., которых он не только не нянчил, но и не увидел, А ведь детей он любил. Он возился с деревенскими ребятишками, угощал их орешками, и вырезал им дудочки.

- Разве это нормально, разве это по-человечески, разве это замужество?

Возможно, материнство помогло Дуне испытать неведомые раньше чувства. Однако эти чувства не обогатили её жизнь, но наоборот усугубили её чувство вины перед отцом.

Слова смотрителя о том, что Дуня, возможно, где-то метёт кабак не сбылись, но и слова Минского о счастье Дуни не сбылись тоже, ибо какое может быть счастье у человека, живущего с такой тяжестью, как у неё.

РЕФЛЕКСИЯ

ОЦЕНИВАНИЕ

УЭ3Домашнее письменно ответить на вопрос: как вы думаете, о чем плакала Дуня.

Анализ эпизода, Самсон Вырин у Минского". Помогите пожалуйста.

Ответы:

Самсон Вырин несчастен. Во-первых, потому что он не верит в прочность ее случайного счастья, несмотря на заверения Минского в том, что он не покинет Дуню и выполнит свой долг перед ней. Заверяя Вырина: «: не думай, чтоб я Дуню мог покинуть: она будет счастлива, даю тебе честное слово», - Минский сдержал свое обещание. Заключительный эпизод повести - рассказ мальчика о посещении Дуней могилы отца - неоспоримое свидетельство об этом: » Во-вторых, Вырин несчастлив не только из-за боязни за судьбу дочери, перед нами трагедия обманутого доверия: «Вырин слишком много вложил в свою любовь к дочери. Теперь эта любовь предана. Дуня ушла от него, ушла по своей воле. Она не бросилась к нему, когда он разыскивал ее, но ужаснулась, дала его вытолкнуть, не вернула его. И теперь эти кинутые в оплату позора бумажки, и оскорбления Минского, и неприкаянность одинокой жизни - все это сплетается в одно с оскорбленной любовью, обмануто доверие, - и вот начинается своего рода «тихий бунт» смирного человека. Вырин уже не может зажить прежней жизни. Он должен спиться и погибнуть. Жизнь потеряла для него смысл и вкус».

Похожие вопросы

  • Найдите НОК и НОК чисел 24,36 .Заранее спасибо
  • Диалог на английском языке" как я ужасно провел день
  • Задание 171 . срочно помогите пожалуйста.
  • Решить неравенство! очень срочно! (x^2-x-2)√(x^2-x) больше либо равно 0
  • Помогите пожалуйста с 2. 2 денгей 1 денгей 4 тапсырма и 5 тапсырма
  • Как можно найти стороны параллелограма если известен только периметр и известно??то одна его сторона в 10раз больше
  • Значение фразиологизма ног под собой не чуя!
  • Тело движется без начальной скорости с ускорением 0,4м/c2. Какой путь оно прошло за 5??екунд? С РЕШЕНИЕМ
  • Реши задачи вывести и запеши ответ в каждой из них а)в каждой из двух домав по 9 кв??ртир во втором-8 сколько квартир двух домах
  • Просто исправьте мне тут ошибки, я устал: The Super Bowd is the highlight of the year tor American football fans. It is the fanal round in a compettion between the top teams in the National Foosball League. as well as a national celebration The 30 professional teams in the NFL play matches against each other all season to desermine whn will go througn to the playoffs. Then, the two winning teams face each other to compete for the super Bowl Trophy, which is modal of a football in kicking position made of siver. The trophy is presented by the NFL commissioner All players from both teams receive a special pommemorative silver ring. The first Super Bowl was played in 1967 Since then, the event has grayjali elaborete and more popular. These days, the competition is whatched by milions people of worldwide, and a more then just a fotball game In fact, it is an entertainment extravaganza, with a pro-game show and a hair-time show which both teature famous bands and singers. A big name star is always asked to sing the national anthem, which is considered to be a asked to great honout. The shows also have plenty of cheereaders and marching bands Everyone who takes part in the event from the spectators to the playens, has a fantastic time

29.06.2017 @ 10:16

Напишите, анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского, встреча с Дуней» («Станционный смотритель» А С Пушкин)

  • Самсон Вырин несчастен. Во-первых, потому что он не верит в прочность ее случайного счастья, несмотря на заверения Минского в том, что он не покинет Дуню и выполнит свой долг перед ней.
    Заверяя Вырина: : не думай, чтоб я Дуню мог покинуть: она будет счастлива, даю тебе честное слово, — Минский сдержал свое обещание. Заключительный эпизод повести — рассказ мальчика о посещении Дуней могилы отца — неоспоримое свидетельство об этом:

    Во-вторых, Вырин несчастлив не только из-за боязни за судьбу дочери, перед нами трагедия обманутого доверия: Вырин слишком много вложил в свою любовь к дочери. Теперь эта любовь предана. Дуня ушла от него, ушла по своей воле. Она не бросилась к нему, когда он разыскивал ее, но ужаснулась, дала его вытолкнуть, не вернула его. И теперь эти кинутые в оплату позора бумажки, и оскорбления Минского, и неприкаянность одинокой жизни — все это сплетается в одно с оскорбленной любовью, обмануто доверие, — и вот начинается своего рода тихий бунт смирного человека. Вырин уже не может зажить прежней жизни. Он должен спиться и погибнуть. Жизнь потеряла для него смысл и вкус.