Анализ стихотворения А. Блока «Ты – как отзвук забытого гимна». (Из цикла «Кармен»). (Блок Александр). Стихотворение А.Блока «Ты – как отзвук забытого гимна


Цикл «Кармен» посвящён актрисе Любови Александровне Дельмас, исполнительнице партии Кармен в спектакле по опере Бизе. Стихотворение «Ты – как отзвук забытого мира» отсылает к сюжету не столько оперы, сколько новеллы П. Мериме «Кармен». Сюжет символически переосмыслен Блоком.

В стихотворении два основных образа: лирического героя и героини. Составим словесные ряды, характеризующие их образы, раскроем взаимоотношения между ними.

Начинается стихотворение с местоимения «ты». Лирический герой обращается к своей возлюбленной и передаёт своё отношение к ней. «Ты» - это «отзвук забытого гимна», «Кармен», «одичалая прелесть». Для характеристики героини автор использует много сравнений: «как гитара», «как бубен весны», «как царица блаженных времён». В облике героини подчёркивается её красота, необычность, страстность. Она изображена «с головой, утопающей в розах», кажется погружённой «в сказочный сон». У неё «дивный голос». «низкий и странный», рождающий «бурю цыганских страстей». Возлюбленная лирического героя – цыганка Кармен. Автор подчёркивает в ней страстность, своеволие, прихотливость, дикость, необузданность.

В образе героини воплощены и стихия сжигающей, безумной страсти, и стихия творчества, дающая надежду на просветление. О лирическом герое сообщается, что у него «чёрная и дикая судьба». Образ лирического героя трагичен, так как он не может противостоять своей судьбе, мечта о счастье для него недоступна.

Сквозным для этого стихотворения является мотив сна. Герой видит сон о возлюбленной. Героиня погружена в сон и видит во сне «даль морскую и берег счастливый». Здесь имеется в виду не только Андалусия Мериме или легендарная прародина цыган, сколько мир, позволяющий быть счастливым в реальности, мир, где можно отгородиться от мировых событий. Блок считал, что для настоящего художника это немыслимо. Он должен страдать. С темой судьбы художника как страдания связана поэма А. Блока «Соловьиный сад», которая также была навеяна Л. Дельмас. В этой поэме мотив «возможности счастья» вступает в противоречие с представлениями автора о «пути» и долге художника. Герой поэмы занят тяжёлой физической работой. Он «ломает слоистые скалы». Сад, в котором цветут розы и поют соловьи, - символ счастья. Герой уклоняется от своего пути и оказывается в саду «гостем желанным» у возлюбленной. Но личное счастье невозможно:

Заглушить рокотание моря

Соловьиная песнь не вольна!

Герой возвращается на свой каменистый путь, но его место уже занял «рабочий с киркою». В такой же ситуации оказался герой поэмы М. Лермонтова «Мцыри». Он хотел войти в саклю «грузинки молодой», но не посмел уклониться от своего пути, остался верен своей цели: «пройти в родимую сторону».

Соловьиному саду в стихотворении соответствует образ той страны, которую видит во сне героиня. Мы видим «даль морскую и берег счастливый». В этой стране «день беззакатный и жгучий». Здесь воссоздаётся картина первобытного рая, где пребывали в безмятежном счастье Адам и Ева. Атрибуты этого рая – отсутствие времени, движения, тишина, покой. Как антитеза райской тишине, звучит голос героини, которая «славит бурю цыганских страстей». Истинный смысл жизни не в счастье, а в его достижении, то есть в вечном движении. Каждый должен нести свой крест, идти по тернистому, крестному пути. Нужно иметь мужество художника, чтобы страдать, оставаясь верным своему долгу. «Без страстей и противоречий» нет жизни и подлинного искусства. Рай на земле недостижим.

Мотив двойного сна вызывает реминисценцию, связанную со стихотворением Лермонтова «Сон». Герой этого стихотворения лежит «в долине Дагестана» «с свинцом в груди» и спит «мёртвым сном». Он видит во сне родину, «вечный пир» и возлюбленную, которой, в свою очередь, снится герой.

В стихотворении А. Блока раскрывается тема счастья, любви и судьбы.

Размышляя о великих возможностях любви, открывающей в человеке неисчерпаемые источники сил и преображающей весь его внутренний «состав», Блок записывает в начале 1909 года: «… есть страсть – освободительная буря, когда видишь весь мир с высокой горы. И мир тогда – мой…» — и поэт, стремясь выразить и передать это чувство во всем его величии и широте, в его грозной и неодолимой силе, обращается к образу океана, над которым собирается и готовится разразиться гроза. Этим образом, словно ключом, открывается цикл стихов «Кармен» — один из самых важных и значительных в лирике Блока.
Стихотворение «Ты – как отзвук забытого гимна», входящее в цикл «Кармен», написано 28 марта 1914 года. Поэт вновь смотрит спектакли театра музыкальной драмы «Кармен» с участием Л.А. Дельмос. 14 февраля он пишет ей первое письмо, а 4 марта появляется первое стихотворение цикла «Кармен». 28 марта он закончен и посвящен Л.А. Дельмос.
«Ты – как отзвук забытого гимна» — воспоминание о сне, в котором автору пригрезилась любимая. Уже с первых строк мы попадаем в мир чарующий, наполненный истинной любовью. Поэт стремится вместе со своей возлюбленной Кармен унестись в край нескончаемых фантастических грез, мир музыки, наслаждений, сияния света, весны, в мир любви, который не знает предела. И душа погружается в атмосферу «дум и грез», и вновь появляется романтический образ Кармен. Эта Кармен – «царица», сказочное виденье, «утопающее в розах».
И чувствуешь, как личное, частное у Блока связывается с бессмертным, мировым, оказывается его неотъемлемой частью. Любовь в глазах поэта только тогда достойна этого имени, когда она пробуждает самые большие чувства, безгранично расширяет всю область переживаний, переливающихся через все края и пределы, вот почему Кармен Блока – не только женщина, чей навеки дорогой образ видится поэту «царицей блаженных времен», в ореоле роз, а и мировое явление, родственное стихиям земли и неба.
А это и «даль морская», «берег счастливый», «мечта», «родимый край…». Вот та любовь, дивная и прекрасная в каждом своем проявлении, облик которой виделся поэту, — и голос Кармен, «дикий и странный», славящий «бурю цыганских страстей», вызывает у него образы безмерные и прекрасные. Волна вдохновения так высоко возносит поэта, что весь мир для него – «день беззакатный и жгучий»; «певучий край», «неподвижно блаженный, как рай». Блок видит себя в мире восторга, в мире «тишины бездыханной», в «круге оплетенных ветвей…»
Поэта никогда не покидала вера в любовь как в силу, способную преобразить человеческую душу и целый мир, озарить их немеркнущим светом, — и герой его стихов снова и снова шел на поиски той женщины, которая не только разделит его понимание истинной женственности и красоты, но и превзойдет его мечты, ответит восторженным чувством.
И сколько бы разочарований он не испытал, все равно знал, что новые порывы и увлечения не минуют его, и снова он отдастся их неодолимо влекущей силе, знал, что вновь и вновь захочет оказаться в этом «блаженном раю».
Я перечитываю строки стихотворения «Ты – как отзвук забытого гимна…» и ловлю себя на мысли, насколько же оно «звучащее». Начало – «забытый гимн», второе четверостишие – «и лепет, и шелест…». Звуки торжественного гимна вдруг затихают, замирают и мы оказываемся в мире весны, ощущаем легкое, едва заметное ее дыхание, нежное прикосновение ветерка, еле уловимый лепет распустившейся листвы, таинственный шелест просыпающегося леса – да, мы все это слышим так явно, будто сразу перенеслись в чарующий мир пробуждающейся от зимнего сна природы. А весна-то – волшебница! В ее лице автор видит свою Кармен. Вот она, прелестная, загадочная, с гитарой и бубном. И мы слышим гимн любви и весне. А «звучание» стихотворения продолжается. Родимый край Кармен – «певучий», «тишина бездыханна», голос – «низкий и странный».
Теперь обратимся к другим художественным особенностям стихотворения. Во-первых, эпитеты автор подбирает самые необычные: судьба – «дикая, черная», прелесть – «одичалая», мечта – «неуступная», день – «беззакатный», «жгучий». Сравнения поражают своей образностью: любимая – «отзвук забытого гимна», ее прелесть – «как гитара, как бубен Весны…»
Есть одна интересная деталь, которую в произведении нельзя не заметить. Это «безглагольность». Да, действительно, действия здесь мало. Образности автор достигает при помощи существительных, и подбор их великолепен: «отзвук», «судьбе», «сон», «трепет», «лепет», «сны», «прелесть», «в душах», «змеею», «рай»…
К творческим удачам Блока можно отнести и повторы: «синий, синий», «певучий, певучий» и употребление старославянизмов: «дивно», «блаженных», «куща». Это придает особую торжественность стиху.
Синтаксическая сторона произведения не отличается особой сложностью, предложения в основном просты по конструкции, но насыщены различными речевыми оборотами, придающими предложениям особую выразительность:
И приходишь ты в думах и грезах,
Как царица блаженных времен,
С головой, утопающей в розах…
В любовной лирике Блока есть одна особенность. Любовь в его стихах всегда составляет нечто неизмеримо большее, чем «счастье или несчастье», «грех или добродетель», любовь обретает такое огромное значение именно потому, что она раздвигает пределы внутреннего мира и вместе с нею у человека возникает реальное чувство «единства с миром», то чувство, в котором тонет все остальное, как в том мощном и животворном потоке, где он находит обновление и бессмертие.
Вот почему с таким страстным нетерпением поэт ждал свой «дивный сон», свою «весну», воспетую в стихотворении «Ты – как отзвук забытого гимна…»

Осенью 1913 года А.А. Блок впервые увидел на сцене в роли Кармен оперную певицу Любовь Александровну Дельмас - высокую красавицу с пышными рыжими волосами. Она так соответствовала своей героине, была так артистична и талантлива, что Блок не мог не увлечься ею. От всего ее облика веяло чем-то солнечным. праздничным и легким - всем тем, чего не хватало мрачному Блоку. Только в марте поэт знакомится с ней, а в августе 1914 года появляется в печати цикл стихов «Кармен», посвященный Л.А. Дельмас.

Все стихотворения этого цикла пронизаны глубоким чувством любви, нежности и благодарности к любимой.

Одним из лучших стихотворений этого цикла является стихотворение «Ты - как отзвук забытого гимна...». В нем мы ясно чувствуем противопоставление двух миров: мира реального, в котором может только присниться сон о счастье, и мира грез, в котором звучит неземная музыка рая. Неслучайно несколько раз поэт повторяет слова «сон», «спишь», «мечта», «греза»:

Ты - как отзвук забытого гимна
В моей черной и дикой судьбе.
О Кармен, мне печально и дивно,
Что приснился мне сон о тебе.

Образ прекрасной женщины может только присниться, наяву такого счастья быть не может, судьба лирического героя «черная и дикая», и поэтому ему «печально и дивно». Второе четверостишие рисует внутренний облик любимой женщины, полный музыки, стихии, страсти:

Вешний трепет, и лепет, и шелест,
Непробудные, дикие сны,
И твоя одичалая прелесть -
Как гитара, как бубен весны!

Она настолько прекрасна, что не может быть существом из реального мира, она пришла издалека, из сказочного сна, из мира неземных видений:

И проходишь ты в думах и грезах,
Как царица блаженных времен,
С головой, утопающей в розах,
Погруженная в сказочный сон.

Внутренний мир лирической героини непостижим, потому что она видит по-своему мир, которому принадлежит, свой сказочный рай, недоступный и закрытый для других:

Спишь, змеею склубясь прихотливой,
Спишь в дурмане и видишь во сне
Даль морскую и берег счастливый,
И мечту, недоступную мне.
Видишь день беззакатный и жгучий
И любимый, родимый свой край,
Синий, синий, певучий, певучий,
Неподвижно-блаженный, как рай.

Яркость эпитетов и сравнений подчеркивает необычность героини, ее таинственность, «странность», оторванность от реальности.

В конце стихотворения поэт вносит диссонанс в описание сказочного мира, мира грез и тишины:

В том раю тишина бездыханна,
Только в куще сплетенных ветвей
Дивный голос твой, низкий и странный,
Славит бурю цыганских страстей.

Героиня, при всей своей внешней загадочности и погруженности в сны и грезы, несет в себе накал страстей, прославляет их своим искусством, выражая стихийность, неукротимость и радость.

Стихотворение оставляет после прочтения ощущение праздника, какой-то радости, яркости, с одной стороны, а с другой - понимание невозможности испытать подобный накал страстей в реальной жизни, это был всего лишь сон, цветной сон с оборванным аккордом звучащей вдалеке мелодии...

Стихотворение А. Блока «Ты – как отзвук забытого гимна»
1914

Размышляя о великих возможностях любви, открывающей в человеке неисчерпаемые источники сил и преображающей весь его внутренний «состав», Блок записывает в начале 1909 года: «… есть страсть – освободительная буря, когда видишь весь мир с высокой горы. И мир тогда – мой…» и поэт, стремясь выразить и передать это чувство во всем его величии и широте, в его грозной и неодолимой силе, обращается к образу океана, над которым собирается и готовится разразиться гроза. Этим образом, словно ключом, открывается цикл стихов «Кармен» один из самых важных и значительных в лирике Блока.

Стихотворение «Ты – как отзвук забытого гимна», входящее в цикл «Кармен», написано 28 марта 1914 года. Поэт вновь смотрит спектакли театра музыкальной драмы «Кармен» с участием Л.А. Дельмос. 14 февраля он пишет ей первое письмо, а 4 марта появляется первое стихотворение цикла «Кармен». 28 марта он закончен и посвящен Л.А. Дельмос.

«Ты – как отзвук забытого гимна» воспоминание о сне, в котором автору пригрезилась любимая. Уже с первых строк мы попадаем в мир чарующий, наполненный истинной любовью. Поэт стремится вместе со своей возлюбленной Кармен унестись в край нескончаемых фантастических грез, мир музыки, наслаждений, сияния света, весны, в мир любви, который не знает предела. И душа погружается в атмосферу «дум и грез», и вновь появляется романтический образ Кармен. Эта Кармен – «царица», сказочное виденье, «утопающее в розах».

Блок Александр Александрович (1880–1921), русский поэт. Родился 16 (28) ноября 1880 в Петербурге. Сын профессора-юриста, с которым мать Блока разошлась вскоре после рождения поэта. Воспитывался в семье своего деда А.Н.Бекетова, ботаника, ректора Петербургского университета. Отношения с отцом, изредка приезжавшим в Петербург из Варшавы, отразились в неоконченной поэме Возмездие (1917–1921). Образ «демона», чуждого любых иллюзий, но вместе с тем наделенного неискоренимой мечтательностью, навеян размышлениями о судьбе отца, последнего русского романтика, который стал жертвой рока истории, вплотную приблизившей эпоху катастроф невиданного масштаба и трагизма. Таким романтиком, тоже испытавшим на себе возмездие истории, Блок ощущал и самого себя.

Высокие идеалы, которыми жила семья Бекетовых, особенно органично воплотились в матери поэта (по второму мужу – А.А.Кублицкой-Пиоттух), до конца дней оставшейся самым близким ему человеком. В подмосковном имении Шахматово, где семья проводила летние месяцы, Блоку впервые открылась красота русской природы. Пейзажи этих мест узнаются в многочисленных стихотворениях Блока. Самые ранние из них, включенные в посмертно вышедшую книгу Отроческие стихи (1922), написаны им в возрасте 17 лет.

Отход от символизма начался у Блока со времени революции 1905–1907 в России, воспринятой им как «веселое время» – знамение великих духовных перемен. В письме отцу (30 декабря 1905) Блок признается, что органически неспособен служить «общественности»: «Никогда я не стану ни революционером, ни «строителем жизни». Однако сборникНечаянная радость (1907) свидетельствует об усилившемся интересе к реальному миру, хотя и постигаемому под знаком «мистики в повседневности» и «демонической» притягательной силы, которую таит в себе эта обыденность, в особенности - мир города. Тот же «демонизм» присущ у Блока захватывающим его земным страстям; им наделен и его образ России, где «темные, дьявольские силы» водят на путях и распутьях свои «ночные хороводы», а «ведуны с ворожеями чаруют злаки на полях» (Русь, 1906).
Последним произведением Блока, в котором еще чувствуются идеи символизма, была драма Роза и Крест (1913), написанная на сюжет из истории трубадуров и предназначенная для Московского Художественного театра (постановка не состоялась). Столкновение действительности и мечты, которое в заметках об этой драме поэт называет ее главной темой, образует и основной сюжет цикла Кармен (1914), навеянного впечатлениями от певицы Л.А.Дельмас в опере Бизе, а также поэмы Соловьиный сад (1915), которой завершаются лирические циклы Блока.
Блок пытается сотрудничать в культурно-просветительских учреждениях, готовит издание Гейне, с лета 1919 руководит репертуарной политикой Большого драматического театра, время от времени выступает с чтением своих стихов в Петрограде и Москве. Последним заметным его выступлением стала речь О назначении поэта, произнесенная на вечере памяти Пушкина в феврале 1921. Блок говорил о «тайной свободе», которая необходима поэту больше, чем свобода личности или политическая вольность, и о том, что, лишившись этой свободы, поэт умирает, как Пушкин, которого «убило отсутствие воздуха».

После смерти Блока (по-видимому, от истощения и нервной депрессии) 7 августа 1921 эти слова стали относить и к нему самому.

КАРМЕН ПОСЛЕДНЯЯ ЛЮБОВЬ АЛЕКСАНДРА БЛОКА

Актриса, муза, возлюбленная.
Так получилось, что Любовь Александровна Дельмас была последней возлюбленной А.А.Блока.
Она стала последней вспышкой молнии в его короткой и такой яркой, овеянной и окутанной легендами жизни. Мы можем смело говорить об этом, потому что все отражалась в стихах, и становилось достоянием гласности.
Он давно мечтал о непокорной, яркой и прекрасной испанке, и нашел ее на сцене оперного театра, где в очередной раз ставилась «Кармен».
В марте 1914 года появился цикл стихотворения, который так и назывался «Кармен» – это его последний лирический дневник о вспыхнувшей на миг и угасшей навсегда страсти, которая в очередной раз опалила душу великого поэта. Она тоже была актрисой и певицей, как и все, кем он увлекался до сих пор и кому посвящал свои великолепные стихи. И Петербургский музыкальный театра стал местом их первой встречи.
По записям в дневнике поэта, он увидел ее в спектакле в октябре 1913 года в первый раз и был покорен обаянием, артистизмом, талантом.
«Как редко бывает большая страсть»,- записал он там же, об этой встрече. Совпало все – мечты, литературное произведение, музыка, облик обольстительной испанской цыганки, отвергшей своего возлюбленного и готовой умереть, чтобы оставаться свободной.
18 марта 1914 года он начал писать знаменитый цикл. И писал его всего несколько дней:
Ты, как отзвук забытого гимна
В моей черной и дикой судьбе.
О, Кармен, мне печально и дивно,
Что приснился мне сон о тебе.

После «Страшного мира» и «Плясок смерти», это и на самом деле оказалась одна из самых светлых страниц в его творчестве, было похоже на настоящее чудо, на его новое возрождение, не могло не радовать и не восхищать всех, кто следил за его творчеством. И как в юности когда-то, он увидел странную женственность.
2 марта в театре они встретились лицом к лицу. Актриса в тот день не была занята в спектакле, на сцене была другая Кармен, а она сидела в зрительном зале. Он увидел не образ героини Бизе, а реальную женщину:
Сердитый взор бесцветных глаз,
Их гордый вызов, их презренье.
Всех линий таянье и пенье.
Так я вас встретил в первый раз.
« Я иду ближайшим проходом. Встречаю суровый взгляд недовольных, усталых, заплывших глаз. Прохожу на свое место. Она оглядывается все чаще. Я странно волнуюсь. Все чаще смотрит в мою сторону. Я вне себя. Почти ничего не слушаю».
В тот вечер они встретились и познакомились. Он был на всех спектаклях с ее участием. Но уже в те дни, когда роман только начинался, в стихах, где поэт был предельно правдив, он предрекает разрыв. И никогда еще он не ошибался в своих пророчествах.
Нет, никогда моей, и ты ничьей не будешь.
Так вот что так влекло сквозь бездну грустных лет
Сквозь бездну дней пустых, чье бремя не избудешь.
Вот почему я – твой поклонник и поэт!

Он любил Кармен, и ту, которая создавала на сцене ее образ за то, что она готова была умереть, но не покориться ему, всегда отвергала любовь. Актриса же была покорена и влюблена. И она очень быстро перестала для него существовать, как только был разрушен романтический образ. Но остался великолепный цикл стихов, и она оставалась рядом с ним, даже когда исчезла страсть.
Они встречались до самого трагического финала его жизни. Она была в его доме, когда он мучительно умирал, переписывала красивым и ясным почерком его последние стихи. Но в отношениях с беспощадностью, которая всегда его отличала, он поставил точку, и сообщил об этом всему миру, как недавно о нахлынувшей страсти.
Что ж, пора приниматься за дело,
За старинное дело мое.
Неужели и жизнь отшумела,
Отшумела, как платье твое.

В те дни ему не было еще и 40-ка. Но поэтическая его жизнь оборвалась именно после цикла «Кармен». Кроме поэмы «Двенадцать», которая окончательно погубила поэта, ничего больше не было написано, а сама поэма стала той последней каплей, которая и переполнила чашу терпения, и ускорила час его гибели.
Ни одна из пленительных женщин не заставила его больше писать о любви и страсти. Кармен была последней.
И сердцу суждено сберечь,
Как память об иной отчизне, -
Ваш образ, дорогой навек.
Произошло чудо, поэт навсегда оставил в наших сердцах и в нашей памяти ту, которую так любил. Театральный век очень короток, даже пленка не запечатлела ее, но она по-прежнему живет в его гениальных стихах, и имя ее навеки связанно с именем первого поэта серебряного века.