Барто «Села птичка на окошко. Чтение стихотворения А. Барто «Кто как кричит». Чтение потешки «Киска, киска»

Форма: непрерывная образовательная деятельность

Тема: чтение стихотворения А. Барто «Села птичка на окошко»

Возрастная группа: 2 группа раннего возраста

Количество участников: подгруппа

Основная образовательная область: речевое развитие

Цель: учить детей слушать и понимать содержание стихотворения

Задачи:

1.Обучающие (закрепляющие):учить узнавать и называть части тела птицы.

2.Развивающие: развивать чувство ритма (своевременно повторять имеющееся в тексте восклицание «ай»).

3.Воспитательные:воспитывать бережное отношение к природе.

Индивидуализация: учить выслушивать ответы других

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая

Оборудование и материалы: игрушка - птичка

Ход мероприятия: (дети сидят на стульчиках полукругом)

1.Организационный момент: Ребята, слышите, кто-то чирикает. Посмотрите, кто к нам прилетел. Это птичка. Давайте с ней поздороваемся. Здравствуй, птичка. На улице еще холодно. Птичка залетела к нам погреться. Поможем птичке согреться?

2.Основная часть: Давайте погладим птичку (воспитатель показывает игрушку – птичку; рассматривают птичку с головы до хвоста) Что это у птички? Это голова (показ), глаза (показ), клюв (показ), крылья (показ), лапки (показ), хвост (показ).

Воспитатель показывает части тела птички и спрашивает: «Что это?» (Дети называют и показывают голова, глаза, клюв, крылья, лапки, хвост).

Воспитатель: «Как поет птичка?»

Дети: «Чик – чирик»

Воспитатель: Покажите, как птичка машет крылышками? (дети машут руками) Как она клюет зернышки? (дети стучат пальчиком по ладошке).

Давайте, ребята, послушаем стихотворение о птичке:

Села птичка на окошко

Посиди у нас немножко

Посиди, не улетай.

Улетела … Ай!

При слове "улетела" быстро убирается игрушка со стола и звонко произноситься «ай!». При повторном чтении дети повторяют за воспитателем восклицание «ай!»

3.Заключительная часть: Ребятки, птичка очень хочет с вами поиграть.

Проводится игра «Вот летели птички»:

1.Вот летели птички, - дети бегают,

Птички – невелички, машут руками

Все летели, все летели –

Крыльями махали.

2.На дорожку сели, - присаживаются,

Зернышек поели. стучат пальчиком по полу

Клю-клю, клю-клю –

Как я зернышки люблю!

Воспитатель: Птичке очень понравилось с вами играть. Вам понравилось играть с птичкой?

Ребята, кто прилетал к нам в гости? Как птичка поет? Как птичка крылышками машет? Как птичка зернышки клюет?

Птичка вам говорит спасибо за то, что вы помогли ей согреться. Ей пора лететь к своим деткам. Давайте скажем птичке: «До свидания!»

Клавдия Михайловна Щурова
Конспект открытого занятия по развитию речи: «Чтение стишка А. Барто «Села птичка на окошко» (возраст детей 12 месяцев)

Цель: учить слушать и понимать содержание задания.

Задачи: Закреплять умение выполнять одноступенчатые инструкции.

Развивать слуховое внимание (своевременно повторять имеющееся в тексте восклицание «ай», активную речь, мелкую моторику, чувство ритма, эмоциональное восприятие окружающего.

Воспитывать навык совместной работы, наладить положительный эмоциональный контакт.

Продолжать учить самостоятельно ходить (наклоняться, поворачиваться).

Предварительная работа: показ игрушечной птички.

Материал: украшенная ёлка, игрушечная кукла.

Воспитатель и ребёнок входят в зал. Воспитатель обращает внимание на ёлку: «Посмотри, Диана, какая красивая ёлка. Давай посмотрим, как она украшена (воспитатель называет игрушки, ребёнок дотрагиваются до них пальчиком, посмотри это птичка».

Читает текст выразительно, ласково обращаясь к птичке:

Села птичка на окошко,

Посиди у нас немножко!

Посиди, не улетай.

Улетела. Ай!

При слове «улетела» быстро убирает птичку-игрушку и звонко произносит: «Ай!»

Воспитатель: «Посмотри, а вот ещё птичка». При повторении чтения побуждает вместе с ней, а потом, самостоятельно произнести «ай».

Все птички улетели, давай их позовём: «Иди, иди». Воспитатель кладёт птичек на пол: «Давай опять повесим их на ёлку. Дай птичку, дай другую».

Воспитатель: «А давай посмотрим, может под ёлкой есть ещё что-то». Находят коробочку, в ней музыкальные инструменты: бубен, колокольчик, треугольник. Воспитатель: «Давай в них поиграем. Постучи, позвони, ударь». Воспитатель: «Ты хорошо играешь. А посмотри, что ещё здесь есть (подходят к пианино, играют)»

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей раннего возраста «Села птичка на окошко» «Села птичка на окошко» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная,.

Конспект НОД по развитию речи «Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна». ДУ «Когда это бывает» Лохманова Алеся Арослановна Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема: «Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна».Дидактическое.

Конспект НОД по развитию речи для детей 1 младшей группы. Заучивание стихотворения А. Л. Барто «Мяч». Цель: развивать речь детей, познакомить.

Конспект ООД по речевому развитию в группе раннего возраста. Чтение стихотворения «Гав-гав» КОНСПЕКТ ООД ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА. Тема: Чтение стихотворения «Гав – гав». Программные задачи: учить произносить.

Конспект занятия по развитию речи. Чтение и заучивание стихотворений Агнии Львовны Барто, описание игрушек Конспект занятия по развитию речи. Чтение и заучивание стихотворений Агнии Львовны Барто, описание игрушек. Задачи: отвечать на вопросы.

Цель: Вызвать положительное эмоциональное отношение к окружающим. Задачи: Обучающие: Продолжать учить детей скатывать шар, сплющивать.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение стихотворения В. В. Маяковского «Кем быть?» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение стихотворения В. В. Маяковского «Кем быть?» Методы и приемы: мнемотаблицы,.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе. Чтение стихотворения И. Косякова «Все она» Тема: Чтение стихотворения И. Косякова «Все она». Дидактическое упражнение «Очень мамочку люблю, потому, что…» Цель: Совершенствовать диалогическую.

Детские стихи Агния Львовна Барто

СТРАШНАЯ ПТИЦА

На окошко села птаха,
Брат закрыл глаза от страха:
Это что за птица?
Он ее боится!

Клюв у этой птицы острый,
Встрепанные перья.
Где же мама? Где же сестры?
Ну, пропал теперь я.

Кто тебя, сынок, обидел? -
Засмеялась мама.-
Ты воробышка увидел
За оконной рамой.

Читает Клара Румянова и др.

На стихах советской поэтессы Агнии Львовны Барто выросло не одно поколение детей нашей страны. С годами популярность ее книг не ослабевает, тексты Барто никогда не теряют актуальности, и молодые родители, сами воспитанные на строчках Агнии Львовны, неизменно выбирают для своих малышей именно эти стихи.

В чем же секрет непреходящего успеха стихотворений Агнии Барто? На первый взгляд, они удивительно просты, подчас даже примитивны, а так как все мы знаем их почти наизусть, нам кажется, что ничего необыкновенного в них нет и быть не может. Но на самом деле каждое стихотворение Барто – это маленькое открытие. Для того, чтобы описать бычка, шагающего по качающейся доске, без которого мы и не представляем себе детства, его надо было сначала разглядеть. А для этого нужно уметь смотреть на мир под совершенно особым углом, уметь видеть самые обыкновенные с точки зрения взрослого человека вещи глазами ребенка. Именно этим даром Агния Львовна была наделена сполна.

Агния Барто умела говорить с детьми на их собственном языке, и дети горячо откликались на каждую ее строчку. Она никогда не сюсюкала, не поучала, не хвалила и не ругала. Она раскрывала знакомые каждому карапузу ситуации с совершенно новой стороны, давая ему возможность самостоятельно сделать правильные выводы. Ее намеки, добродушное подшучивание, а подчас и высмеивание распространенных детских «пороков» всегда оказывались понятными и близкими малышне всех стран мира. Не случайно именно Агния Львовна вывела теорию о том, что внутренний мир ребенка необычайно богат, разнообразен и ярок, вне зависимости от национальной принадлежности. Мысль о том, что все дети говорят на одном языке, породила замечательный сборник «Переводы с детского», в котором поэтесса опубликовала стихи, написанные ребятами разных стран.


Игры с использованием литературных текстов

Игра «Гуси, гуси» (для детей от 1 года до 1 года 3 месяцев)

Цель игры: развивать способность понимать несложный сюжет инсценировки, учить умению воспроизводить звукосочетания «га-га», «да-да».

Для игры воспитательница берет двух игрушечных гусей небольшого размера из резины или пластмассы. Она держит их на коленях под столом (или на стульчике) вне поля зрения малышей. Перед столом усаживаются дети. Словами: «Дети, давайте позовем гусей» - воспитательница привлекает внимание всех участников занятия. Затем она громко, отчетливо зовет: «Гуси, гуси!» Повторяет еще раз: «Гуси, гуси!» Выставляет на стол спрятанные игрушки, двигает их по столу и внятно, раздельно произносит: «Га-га-га». Ставит их так, чтобы детям было хорошо видно, и спрашивает: «Есть хотите?» Медленно наклоняет головы гусей и ритмично, не спеша говорит: «Да, да, да». Затем воспитательница предлагает детям позвать: «Гуси, гуси» - и сама еще раз повторяет слова и действия. После этого она дает каждому ребенку по игрушке, изображающей гуся, и говорит весело: «Вот сколько гусей к нам пришло. И у Коли гусь, и у Тани гусь. Их надо покормить». Сама берет одного гуся и спрашивает, обращаясь к остальным: «Есть хотите?» Побуждает детей, державших гусей, сказать: «Да, да, да». Берет маленькую мисочку и кормит своего гуся (наклоняет его голову к миске). Раздает всем мисочки и предлагает покормить гусей. Игрушки некоторое время остаются в руках у детей. Воспитательница наблюдает за их игрой, время от времени повторяя текст и помогая детям делать соответствующие движения игрушкой.

Игра с солнечным зайчиком

(для детей от 1 года до 2 лет 6 месяцев)

Цель игры: формировать у детей эмоциональное отношение к явлениям природы.

Воспитательница, усадив детей на стульчики, обращает их внимание на солнышко, которое ярко светит в окно. Затем она говорит: «Давайте позовем солнышко». Читает ласково, напевно следующий текст:

Солнышко-ведрышко, выгляни в окошко,

Ждут тебя детки, ждут малолетки.

Предлагает детям поманить к себе солнышко. Повторяет текст еще раз. Затем она вынимает заранее подготовленное зеркальце, ловит этим зеркальцем солнечный луч, направляя его на свободную стену на высоте роста маленького ребенка. После того как дети на него посмотрят, она предлагает им побежать и поймать солнечного зайчика. Когда дети пытаются схватить его, она, поворачивая зеркало, заставляет солнечного зайчика двигаться по стене, подниматься выше, ниже. Время от времени она задерживает его движение, оставляя зеркало в неподвижности, чтобы дети имели возможность потрогать солнечного зайчика руками.

Чтение текста и последующая игра повторяются по желанию детей несколько раз. Для повторения воспитательница предлагает детям сесть на свои места и выжидает, когда они успокоятся. Затем читает текст и опять предлагает ловить солнышко, не сдерживая их радостных восклицаний и прыжков. Игра проводится в помещении или на веранде, где есть стена, на которую можно направить солнечного зайчика.

Игра «Мячики» (для детей от 2 лет и старше)

Цель игры: развивать у детей чувство ритма.

Игра проводится на веранде или на ровной площадке. Воспитательница усаживает детей, берет большой мяч и говорит: «Посмотрите, как высоко, красиво прыгает мячик». Она ритмично хлопает ладонью по мячу, заставляя его прыгать, и при этом произносит: «Я тебя ладонью хлопал, ты скакал и звонко топал» (из стихотворения С. Маршака «Мяч»). Для того чтобы выдержать ритм, хлопок руки по мячу должен совпадать с ударным слогом каждого слова текста. Все это повторяется два раза. Затем воспитательница предлагает желающим попрыгать так же, как мяч. Ребенок, которого она вызывает, подходит к ней и подпрыгивает на двух ногах одновременно (без движения вперед). При этом воспитательница ритмично произносит те же слова. Затем она говорит: «А теперь мячик покати-и-ился, покатился к стульчику» - и предлагает ребенку побежать на свое место. То же самое она проделывает с остальными детьми по очереди.

В заключение воспитательница собирает около себя всех участников игры. Под чтение того же текста они прыгают все вместе и потом бегут - «катятся» - на свои места.

На занятиях и во время игр с использованием потешек, стихотворений надо с большим вниманием относиться к выразительности чтения. Об этом уже говорилось в главе «Основные дидактические принципы проведения игр и занятий с детьми второго года жизни». Мы напоминаем об этом потому, что четкое и выразительное произнесение воспитателем художественного текста рассматривается как одно из существенных условий, обеспечивающих выполнение задач, стоящих перед занятием.

Чтение детям потешек, прибауток, стихотворений

«Программа воспитания в детском саду» среди других занятий для второй группы раннего возраста рекомендует чтение стихотворений, потешек, шуток. Когда дети достигнут 2 лет, им можно уже читать небольшие сказки, художественные рассказы. Таким образом детей начинают знакомить с произведениями народного творчества и советских писателей для самых маленьких.

Русским народом создано много прекрасных колыбельных песенок, потешек, прибауток, предназначенных маленьким детям. Собрано и опубликовано также немало фольклорных произведений для детей. Следует широко пользоваться этим народным богатством, можно также отобрать лучшие в художественном отношении и наиболее доступные малышам произведения из местного фольклора (если они имеются в методическом кабинете). Приобщение к творчеству народа имеет большое значение для воспитания детей.

Многие произведения устного народного творчества создавались в очень отдаленные времена, и, естественно, они не могут отражать те впечатления, которые получает даже самый маленький советский ребенок от окружающей его жизни. Поэтому произведения советских писателей для маленьких детей должны быть также максимально использованы в целях воспитания .

Художественное слово сопутствует ребенку уже с первых месяцев его жизни. В семье, в детском учреждении ему напевают колыбельные песенки, что действует на малыша успокаивающе; во время игры взрослые разговаривают с ним, включая в свою речь образные выражения. Ребенок, удовлетворяя свою потребность в движении, подпрыгивает, сидя на коленях у взрослого, который при этом ритмично приговаривает строчки из народной потешки «Скок-поскок...». Внимательная мать, воспитательница никогда не занимаются с ребенком молча, а разговаривают с ним, часто используя при этом образы сказок, детские стихи, песенки.

Вначале дети не понимают, да и не могут понять произносимых взрослым слов. Однако это не исключает их воспитательной значимости. Не понимая еще значения того, что ему читают или говорят, ребенок различает интонации, сочетания звуков, чувствует ритм. Положительная эмоциональная отзывчивость детей на ритм, рифму, интонацию позволяет сделать вывод, что художественное слово воздействует на них уже в раннем возрасте.

Стихи, потешки, песенки, образные слова представляют собой ту ценную звуковую и речевую среду, которая благоприятствует освоению языка, а также развитию восприимчивости к звучанию художественного слова.

В течение второго года жизни у детей, как известно, интенсивно развивается понимание речи окружающих и собственная речь. Слушая стихотворение, потешку, сказку, ребенок становится способным не только почувствовать их ритм, уловить рифму, но и понять их несложное содержание, а. также повторять слова, звукосочетания, воспроизводить движения в соответствии с текстом. Все это отличает его от ребенка более младшего возраста. В помещенных ниже конспектах занятий использованы некоторые потешки, например «Ладушки», «Сорока, сорока», которые нередко даются детям значительно раньше - в возрасте 6 - 8 месяцев. Повторение их с детьми, возраст которых - начало второго года жизни, целесообразно потому, что постепенно они начинают воспринимать те же потешки иначе. Воспитатель использует потешки с целью дальнейшего развития возможностей детей.

В читаемых детям стихотворениях говорится обычно о том, с чем они встречаются в жизни, что видят в комнате, на прогулке, дома в семье: об игрушках, о солнышке, о собачке, машине и пр. Эти образы, переданные в живой, художественной форме, выразительно преподнесенные детям, вызывают у них чувства, переживания. Таким образом, чтение литературных произведений детям второго года жизни служит задачам развития их речи, способствует обогащению их представлений об окружающем мире, воспитывает эмоциональное отношение к нему.

Большое значение имеет выразительность чтения. Наблюдая детей, можно заметить, что один и тот же текст они слушают по-разному, в зависимости от того, как его читают. Если воспитательница читает живо, эмоционально, меняет интонации в соответствии с содержанием стихотворения или потешки, у детей проявляется интерес, внимание. Наоборот, при монотонном, однообразном чтении они нередко остаются равнодушными.

Систематически читая детям с малых лет потешки, стихи, сказки, рассказы, мы закладываем основу для воспитания у них любви к художественному слову.

Чтение произведений художественного слова достигнет своей воспитательной цели, если эти произведения будут доступны по содержанию детям 1 - 2 лет, будут соответствовать особенностям их развития.

Многие народные потешки и стихи, написанные советскими авторами, динамичны, носят игровой характер. В них слово органично связывается с игрой: «Ладушки» (народная), «Уронили мишку на пол» (А. Барто) и др., что учитывает потребность малышей двигаться, прыгать.

Признавая положительное воспитательное воздействие художественного слова на детей, постараемся уяснить его роль в выполнении задач и требований, изложенных в «Программе воспитания в детском саду».

Известно, что художественная литература отражает явления окружающей нас жизни и пользуется для этого средствами, которыми располагает искусство слова. Мы видим, что в содержании даже самой несложной потешки или стихотворения речь идет о каком-нибудь жизненном факте: ребенок держит красный флажок, на окошко села птичка и т.д. Для описания этих фактов подобраны наиболее яркие, выразительные слова, ритмично расположенные. Закономерно поэтому, что стихи, потешки и другие литературные произведения целесообразно использовать для выполнения задач того раздела программы, который называется «Развитие речи и ориентировки в окружающем». В нем конкретно указывается, чему должен научиться ребенок, какими умениями овладеть в первую и вторую половину второго года, а именно: знать названия, а потом и качества, назначение окружающих предметов и игрушек; понимать несложный сюжет инсценировки, рассказа взрослого о вещах и событиях, связанных с личным опытом ребенка; подражать слышимым словам, выражать свои желания и просьбы словами, а позже короткими фразами. Чтобы осуществить эти задачи, воспитателю следует наряду с другими средствами применять и художественное слово.

Читая стихи, потешки, сказки, воспитатель развивает у детей слуховое восприятие, совершенствует способность понимать то, что читается, побуждает их подражать звукосочетаниям и словам текста, содействуя таким путем развитию их собственной речи.

Чтение литературных произведений играет положительную роль также при осуществлении задач, выходящих за пределы раздела «Развитие речи и ориентировки в окружающем». Стихи, потешки, как мы говорили, напевны, музыкальны.

Дети от 1 года до 2 лет еще не в состоянии воспроизвести мелодию песни, а повторить нетрудное по звучанию слово, протягивая его, они способны. А это уже первый шаг к овладению умением петь.

Стихи, колыбельные песенки, которые обычно читаются плавно, напевно, разнообразные потешки оказывают на детей воздействие, близкое по характеру воздействию музыкальных произведений. Тем самым занятия с применением художественной литературы помогают осуществлению некоторых задач музыкального воспитания: развивают умение прислушиваться к словам песни, воспроизводить легкие по звуковому составу слова, выполнять игровые и плясовые движения, соответствующие словам песни.

Чтение литературных произведений будет полезно детям, доставит им радость, удовольствие, если они научились спокойно сидеть, слушать, если они умеют «подговаривать» звукосочетания и слова, воспроизводить игровые движения, соответствующие содержанию текста.

Предлагаемые ниже занятия направлены на решение указанных задач.

Задача развития у детей способности сосредоточиться на слушании художественного текста, понимать его содержание относится в той или иной степени ко всем занятиям по чтению художественной литературы. Только овладевая этими способностями, они в состоянии повторять слова текста, воспроизводить связанные с ним игровые движения.

Наряду с этой общей для всех занятий задачей содержание или особенности формы потешки, стихотворения позволяют наметить и выполнить и другие конкретные задачи, которые и указываются в конспектах.

Занятия с детьми от 1 года до 1 года 6 месяцев

Чтение потешки «Сорока, сорока»

Цель занятия: учить детей воспроизводить доступные им звукосочетания, слова текста.

Занятие проводится с небольшим количеством детей (3 - 4 человека) в возрасте от 1 года до 1 года 3 месяцев. Малыши сидят на стульчиках перед воспитательницей. Она легко водит своим пальцем по ладони каждого ребенка по очереди и ритмично, нараспев, с ласковой интонацией читает;

«Сорока, сорока,

Где была?» -

«Далёко.

Кашку варила,

Деток кормила...»

Дальше текст читается так: воспитательница берет пальчики ребенка по очереди и приговаривает: «Этому дала, этому дала...» и т.д. Взяв последний, пятый пальчик, она произносит: «А этому не дала. Ты каши не варил, воды не носил, дров не рубил - тебе нет ничего!» Таким образом она проигрывает потешку с каждым ребенком, участвующим в занятии. Другие в это время слушают, следят за действиями воспитательницы.

На последующем занятии при повторении потешки воспитательница побуждает детей повторять: «Этому дала, этому дала...»

В дальнейшем потешка повторяется с отдельными детьми (во время, отведенное для игры). Для этого выбирается подходящий момент, когда ребенок ничем другим не занят.

Основная задача данного занятия - вырабатывать у детей способность сосредоточиться на короткое время, чтобы прослушать несколько строчек текста. Воспитательница облегчает выполнение этой задачи тем, что, перебирая пальчики ребенка, включает его в игровое действие. Постепенно дети приучаются слушать, пытаются повторить отдельные сочетания звуков.

Чтение потешки «Пальчик-мальчик».

Цель занятия: учить детей воспроизводить игровые движения согласно тексту потешки.

Воспитательница предлагает детям показать свои ручки, рассмотреть пальчики, при этом она приговаривает: «Вот пальчик, вот еще пальчик».

Воспитательница показывает детям пальцы на своей руке - все вместе и по одному. Затем предлагает послушать стишок:

«Пальчик-мальчик, где ты был?» -

«С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел».

Воспитательница читает ритмично, напевно, выделяя интонационно вопрос и ответы, прикасаясь большим пальцем к каждому пальцу своей руки.

Повторяет потешку, играя пальчиками самих детей. Первый раз занятие проводится индивидуально с каждым ребенком. При повторении занятия объединяют 3 - 4 детей.

В тексте потешки «Пальчик-мальчик» есть вопрос и ответы. Выделяя их голосом при чтении, воспитательница обогащает слуховые впечатления детей.

Игровые движения пальчиками после неоднократно-то повторения предшествующей потешки - «Сорока, сорока» уже знакомы детям, что вызывает у них попытки действовать самостоятельно, а не только по показу и предложению воспитателя.

Чтение потешки «Ладушки, ладушки»

Цель занятия: учить детей подражать игровым действиям, формировать ощущение ритма.

Занятие проводится с отдельными детьми в возрасте 1 года - 1 года 3 месяцев.

Воспитательница произносит потешку, делая соответствующие тексту движения руками.

Затем воспитательница повторяет потешку, играя руками ребенка, поощряет детей, когда они пытаются «подговаривать» текст и воспроизводить игровые движения. На повторном занятии потешка прочитывается одновременно 2 - 3 детям. Воспитательница предлагает им вслед за нею делать игровые движения.

В тексте потешки, как и в потешке «Пальчик-мальчик», повторяются интонации вопросов и ответов, что активизирует внимание детей. Вопросо-ответная форма, имеющаяся в начале текста, побуждает их к произнесению слов или звукосочетаний.

Ритмичность потешки подчеркивается сопровождающими чтение хлопками в ладоши. Когда дети вместе с воспитательницей начинают сами хлопать в ладоши, у них возникает двигательное ощущение ритма.

Чтение стихотворения А. Барто «Смотрит солнышко в окошко» *

Цель занятия: развивать у детей способность слушать чтение художественного текста и активно реагировать на его содержание.

Занятие проводится с детьми в возрасте от 1 года 4 месяцев до 1 года б месяцев.

До занятия - утром при встрече детей и во время завтрака - воспитательница неоднократно обращает их внимание на солнце, проникающее через окна в комнату. Если нет возможности показать солнце, можно сделать его изображение из цветной бумаги или использовать яркую картинку.

На занятии, усадив детей на стульчики, воспитательница показывает на яркое солнце и предлагает послушать стихотворение про солнышко. Читает текст выразительно, отчетливо, не спеша:

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладошки -

Очень рады солнышку.

При чтении стихотворения воспитательница развивает у детей способность тормозить, задерживать двигательную активность. Дети учатся сначала слушать текст, а потом в соответствии с содержанием двух последних строчек хлопать в ладоши.

Чтение стихотворения «Паровоз» Т. Волгиной

Цель занятия: развивать у детей умение воспроизводить звукоподражания, имеющиеся в тексте.

Дети сидят около стола. Воспитательница ставит на стол игрушечный паровоз с вагончиками, показывает их детям, называя «паровоз», «вагон», «еще вагон»; двигает по столу, произносит: «У-у-у», «Чох-чох, чу-чу!» Предлагает детям потрогать игрушки, подвигать. Потом ставит их около себя и читает:

Загудел паровоз

И вагончики повез.

Чох-чох, чу-чу!

Я далёко укачу!

В процессе чтения текста она медленно двигает поезд по столу, четко выделяя голосом звукоподражания. Повторив таким образом чтение 2 - 3 раза, воспитательница побуждает детей произносить «чох-чох» или «чу-чу» и поощряет тех, кто выполняет ее предложение. Так как при рассматривании игрушек до чтения стихотворения дети уже слышали эти звукоподражания, им легче уловить их, слушая текст, и потом повторить.

Чтение потешки «Баю-бай»

Цель занятия: закрепить у детей умение произносить слова «бай», «собачка», «лай»; учить улавливать ритмичность речи.

Занятие проводится с детьми 1 года 6 месяцев.

Все садятся около стола. Воспитательница показывает игрушечную собаку и куклу, предлагает детям подержать их в руках, погладить собачку, покачать куклу, рассмотреть лапки, хвостик, ушки собачки, показать, как она лает, затем кладет куклу спать. Собачка лает. Кукла просыпается. Воспитательница говорит, что ее зовут Даня. «Послушайте, я вам прочитаю стишок про собачку и про Таню». Собачку оставляет на столе, а куклу берет на руки, покачивает ее и ритмично, не спеша, читает:

Баю-бай, баю-бай, Белолапа, не скули,

Ты, собачка, не лай, Мою Таню не буди.

Чтение повторяется 2 - 3 раза. Потом воспитательница дает куклу детям, снова повторяет текст, побуждает их покачивать куклу и повторять вместе с нею слова «бай», «собачка, не лай».

На данном занятии дети на основе предшествующего опыта слушания учатся понимать несложный сюжет потешки. В ее тексте имеются легко произносимые слова «бай», «лай». Воспитательница учит детей повторять их полностью. Если вначале некоторые не сразу выполняют ее требование, настаивать не следует.

Занятия с детьми от 1 года 6 месяцев до 2 лет 6 месяцев

Основная задача занятий - развитие тех же способностей и умений, что и в первую половину второго года жизни детей, с учетом их возрастающих возможностей. Дети учатся слушать текст внимательно, сосредоточенно, понимать сюжет более сложных произведений, чувствовать их ритмичность, улавливать рифму. Их начинают учить слушать текст без применения наглядных приемов.

Усложняются задачи по развитию подражательности: от детей уже требуют повторять слова, строчки текста, а ближе к 2 годам и старше - запоминать весь текст, выполнять движения без показа в соответствии со словами текста.

Характерные особенности некоторых стихотворений, потешек, использованных в прилагаемых ниже примерных занятиях, подсказывают воспитателю, в каком направлении организовать деятельность детей на занятиях для осуществления намеченных задач. Приведем несколько примеров.

В стихотворении А. Барто «Уронили мишку на пол» ясно выражена моральная идея. На основе понимания детьми содержания и возникающих у них переживаний следует напомнить малышам о бережном, любовном отношении к своим игрушкам. Потешку «Чики-чики-чика-лочки» можно сопровождать движениями, что помогает ощутить ритм.

В потешке «Киска, киска» дети, повторяя последние слова стиховой строки, учатся улавливать рифму. Эта задача облегчается тем, что рифмы в данной потешке парные, т.е. рифмуются последние слова рядом стоящих строк.

Чтение потешки «Катя, Катя»

Цель занятия: развивать слуховую сосредоточенность.

Воспитательница усаживает детей за стол, показывает куклу, говорит, что зовут ее Катя. Когда они хороню рассмотрят куклу, подержат в руках, воспитательница предлагает им послушать стишок про Катю. Не спеша читает текст потешки:

Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька,

Пройди по дороженьке,

Топни, Катя, ноженькой.

Повторное чтение этой потешки на следующем занятии можно провести иначе.

Цель занятия: формировать у детей умение, прослушав текст, выполнять указанные в нем движения: пройти по комнате, топнуть ножкой.

Воспитательница ритмично читает потешку и одновременно действует с куклой: кукла передвигается по столу и при чтении слов: «Топни, Катя, ноженькой» - топает ножкой.

При повторении текста детям (желающим) тоже предлагается пройти по комнате и топнуть ножкой.

На следующем занятии прочитывается только текст потешки без показа куклы. Затем воспитательница предлагает желающим встать, под чтение потешки пройтись по комнате и в нужный момент топнуть ножкой. При этом она держит ребенка за руку и проделывает вместе с ним все движения. В тексте вместо «Катя» она называет имена участвующих детей.

Чтение стихотворения А. Барто «Уронили мишку на пол»

Цель занятия: воспитывать у детей желание и уме-кие слушать чтение, повторять отдельные слова; через художественный образ вызвать стремление любовно, бережно относиться к игрушкам.

Воспитательница показывает детям плюшевого мишку, с которым они обычно играют. Когда дети рассматривают его, она приговаривает: «Это наш мишка, хороший, любимый, мы с ним играем». Потом воспитательница читает текст, интонационно выражая сочувственное, ласковое отношение к мишке.

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

Заканчивая чтение, она берет мишку, прижимает его к себе и нежно гладит, говоря словами текста: «Все равно его не брошу, потому что он хороший». Чтение повторяется таким образом 2 - 3 раза. По окончании занятия мишку не убирают: он остается у детей. Воспитательница предлагает им обращаться с мишкой ласково, бережно, напоминает, «что он хороший».

Чтение потешки «Чики-чики-чикалочки»

Цель занятия: формировать у детей способность улавливать ритм потешки. »

Дети сидят на стульчиках напротив воспитательницы. Она говорит текст потешки ясно, отчетливо, с веселой интонацией, подчеркивая ритмичность:

Чики-чики-чикалочки,

Едет Ваня на палочке,

А Дуня в тележке

Щелкает орешки.

Повторяет потешку несколько раз, причем вставляет в текст имена присутствующих детей (Вова, Таня и др.). Предварительно спрашивает: «Теперь про кого сказать?» Побуждает детей повторять «чики-чики-чикалочки».

На следующем занятии воспитательница, после того как прочтет потешку, повторяет ее еще раз, при этом она берет за обе руки детей по очереди и предлагает каждому ребенку ритмично под ее чтение попрыгать на двух ногах (молча).

Чтение потешки «Киска, киска»

Цель занятия; формировать у детей желание и умение повторять рифмующиеся слова и звукосочетания текста.

Дети сидят за столиком. Воспитательница предварительно показывает им игрушечную кошку, называет «киска». Все рассматривают ее, берут в руки, гладят, повторяют «киска». Воспитательница спрашивает: «Как мяукает киска?» Дети отвечают. Затем воспитательница показывает им куклу. Прочитывает потешку, сопровождая чтение игровыми действиями с киской и куклой в соответствии с текстом:

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет.

Вместо слова «деточка» называет имя одного из присутствующих. Побуждает детей повторять последние слова каждой строчки - «не садись», «брысь», «пойдет», «упадет». Чтение потешки и «подговаривание» детьми слов повторяется несколько раз, в зависимости от того, насколько удерживаются их внимание и интерес. После чтения им дают поиграть с этими же игрушками.

При последующем повторении занятия чтение потешки «Киска, киска» проводится с показом игрушек, но без игровых действий с ними. Затем можно прочитывать текст без всякого наглядного сопровождения, чтобы формировать у детей способность слушать и понимать только художественный текст без опоры на зрительные впечатления.

Чтение стихотворения А. Барто «Кто как кричит»

Цель занятия: развивать умение слушать чтение, формировать умение воспроизводить имеющиеся в тексте звукоподражания.

Приготовить, но не показывать сразу игрушки: курицу, цыпленка, петуха, собаку, кошку, корову. По мере чтения текста перед глазами детей постепенно появляются соответствующие животные одновременно с произнесением звукоподражаний. Стихотворение прочитывается таким образом 2 - 3 раза:

1. Кукареку! 2. Пить, пить, пить, 3. Ам, ам!

Кур стерегу! Воды попить. Кто там?

Кудах-тах-тах! Мур, мур, Му, му, мму-у-у,

Снеслась в кустах. Пугаю кур. Молока кому?

После этого детям разрешается поиграть показанными игрушками тут же за столом. Воспитательница повторяет при этом не весь текст, а только звукоподражания: «му-му-му-у-у», «кукареку» и т.д. Предлагает детям повторять их.

На следующем занятии чтение этого же стихотворения проводится без показа игрушек. Звукоподражания выделяются голосом. Каждому ребенку в отдельности задаются вопросы: Как кричит петушок? Как лает собака? Как мычит корова?

В промежуток между повторными занятиями игрушечные животные даются детям в отведенное для игры время, и воспитательница, подходя к ним, повторяет отдельные строчки текста.

Чтение стихотворения А. Барто «Села птичка на окошко»

Цель занятия: учить детей слушать и понимать содержание стихотворения, развивать чувство ритма (своевременно повторять имеющееся в тексте восклицание «ай»).

Предварительно воспитательница показывает детям игрушечную птичку, которую они рассматривали на одном из занятий по наблюдению. Напоминает им о живой птичке, которую они видели в клетке, Затем предлагает послушать стихотворение про птичку. Читает текст выразительно, ласково обращаясь к птичке:

Села птичка на окошко,

Посиди у нас немножко!

Посиди, не улетай.

Улетела... Ай!

При слове «улетела» быстро убирает птичку-игрушку со стола и звонко произносит: «Ай!» При повторении чтения побуждает детей вместе с ней, а потом, на последующих занятиях, самостоятельно произнести «ай» своевременно, не задерживаясь.

Чтение стихотворения М. Клоковой «Гоп! Гоп!»

Цель занятия: учить детей выполнять игровые действия согласно читаемому тексту.

Дети садятся на стульчики перед воспитательницей. На полу стоит игрушечный конь большого размера. Малыши рассматривают коня, гладят его. Воспитательница обращает их внимание на его пышный хвост и гриву, предлагает желающим подойти к коню и сесть на него верхом. Затем все опять садятся на свои стульчики. Конь стоит на видном месте. Когда наступает тишина, воспитательница говорит: «Послушайте стишок про этого коня». Выразительно читает текст, показывая интонацией и всем своим поведением, что конь ей очень нравится: она любуется им, гладит его гриву, показывает на хвост. Чтение повторяется 2 раза. Затем воспитательница предлагает всем желающим сесть на коня и при этом, обращаясь к остальным, повторяет вторую часть текста:

Я залез на коня

И держусь руками.

Посмотрите на меня,

Я поехал к маме.

Ребенка, сидящего на коне, она побуждает произносить «но-но» или «гоп-гоп».