Белая ворона за и против. Не надо бояться быть белой вороной. способов найти взаимопонимание, оставаясь собой

Есть такое выражение - белая ворона. Кого так называют? Того, кто отличается от всех остальных.

Причем отличается в довольно невыгодном свете. Белая ворона - это какой-нибудь чудак, неудачник. Человек, как говорится, с приветом, странный. И к тому же, не имеющий защиты от большинства. Но а это большинство, разумеется - вороны черные и серые. Тот, кто является белой вороной, обычно порицаем. Над ним смеются и даже иногда издеваются.

Почему же так не повезло белой вороне? Это выражение ведь весьма парадоксально. Белый цвет мы относим к чистоте, святости, эталону красоты и света. Почему же тогда такие прекрасные качества вдруг становятся порицаемы, осмеиваются и считаются недостойными?

А все дело в том, что, наверное, люди подметили с помощью этого выражения, что белая ворона-то она одна. А остальные все, т.е., подавляющее большинство - серая и черная масса. Носителей белого цвета крайне мало. Так же, как и носителей таких качеств, как целомудрие, доброта, честность, скромность, щедрость и отзывчивость. Подобных людей - крупицы. Общество - это серая масса, которая забивает эти качества белого цвета.

Среди серых и черных доброта и целомудрие кажутся признаками идиота. В крайнем случае, блаженного чудака, который решил чайной ложкой вычерпать океан. Вот почему эта серая масса так смеется над одинокой белой вороной. Черных ворон тоже очень много. И можно сказать, что это они делают погоды в обществе. А ведь это именно их идеология заключается в том, что щедрые и добрые люди являются странными, неприспособленными к жизни. И что над ними можно поэтому куражиться по праву сильного.

Черные вороны в обществе на Земле - это в основном лидеры. Серая масса же - это как бы толпа, и что ей скажут черные, то они и слушает. Серые, в глубине своих сознаний, тоже мечтают стать лидерами. Хотят иметь какие-то привилегии и собственность, как у черных. А значит, они во всем подражают черным. Черные для них идеал, но так как они все же не могут дотянуться до их пьедестала и возможностей, то они радуются хотя бы тому, что не являются белыми. Они первые подставляют черным этих самых белых, чтобы выслужиться, чтобы показать, как они причернились. Они первые начинают высмеивать качества белых, чтобы на их фоне казаться более черными перед своими черными меди????. И поэтому они первыми и заклевывают белую ворону.

Черные вороны не берут на себя такую грязную работу. Они только за всем наблюдают и получают готовый результат. Они правят бал и считают ниже своего достоинства заниматься подобной работой. Ее для них с радостью исполнят те, кто хочет выслужиться. Зачем самому разделывать тушу, когда ее уже разделанную принесут тебе на блюде? При этом ты будешь казаться справедливым и ни в чем не запачканным и не замешанным. Все, мол, решило большинство. Эта система безотказно действует при любом политическом строе, и при тирании, и при демократии. Но почему же все-таки черных и серых большинство? Почему белых так ничтожно мало?

Да потому, что выживают в основном эти самые серые и черные. А белые привыкли подставлять другую щеку и попадать в ощип. По-видимому, это и является основным и самым главным их чудачеством, достойным порицания и осмеяния? Чтобы количество белых увеличилось, им необходимо прекратить отдавать себя на сьедение, прекратить метать бисер и говорить, какие хорошие серые и черные, что они когда-нибудь исправятся, что у них проснется совесть и что нужно всех любить, независимо от цвета.

Пока белые не уяснят себе, что подобными действиями и мыслями они лишь подогревают аппетит черных и серых к своим собственным персонам, их будет оставаться меньшинство. Ведь они будут постоянно поедаться, а черных и серых будет большинство, так как в их действиях им ничего не сможет дать достойный отпор. И это касается не только общества, но и более высоких энергетических уровней, где существуют белые и черные силы.

Белые силы, к сожалению, оказываются все теми же белыми воронами. Но перевес этих белых будет возможен только тогда, когда они научатся противостоять темным и серым не при помощи непротивления злу насилием, не при помощи любви и всепрощения, а при помощи справедливости и справедливого воздаяния за все совершенные злые поступки и мысли.

Уверены, что ты не раз слышала выражение: «белая ворона». И знаешь, что оно означает. Возможно, даже среди твоих знакомых или друзей есть представители этого «вида». А может быть, ты сама являешься таковой. Тогда тебе наверняка будет интересно почитать эту книгу, и особенно – эту главу. Из нее ты узнаешь, кто такая «белая ворона» с точки зрения психологов, и какое определение таким людям дает молодежная тусовка, то есть твои ровесники и сверстники.

Мнение психологов в этом вопросе разделяется. Так, с точки зрения одних, такого понятия, как «белая ворона», вообще не существует просто потому, что в этом явлении нет никаких отклонений, это вполне нормальный с психической точки зрения человек. Просто его взгляды на жизнь не всегда совпадают со взглядами окружающих. И поэтому многие считают, что «белая ворона» – это что-то ненормальное, непонятное, а потому неприемлемое.

Большинство людей, как среди молодежи, так и среди старшего поколения, считают непохожих на себя людей «белыми воронами». Но тем не менее в ответ «белая ворона» не считает других людей такими же. Хотя для «белой вороны» все остальные люди с непохожим образом мыслей и жизни тоже своеобразные «белые вороны». Просто ни одна из представительниц этого «семейства» не задумывается о том, что другие люди, хоть как-то отличающиеся от нее самой, являются какими-то не такими, странными и необычными.

«Белые вороны» рождаются порой в самых обычных, нормальных семьях, и становятся непонятыми и чужими даже для своих родителей и близких людей. Но это вовсе не означает, что они и в самом деле какие-то «не такие», «не от мира сего» как мы все привыкли считать. Просто их мировоззрение несколько отличается от общепринятого, но разве это отклонение? Почему все люди должны мыслить однообразно, и разве это интересно?

Ты не находишь, что если бы все люди были своеобразными «белыми воронами», жизнь была бы куда более интересной, разнообразной и насыщенной? Только представь, что каждый человек мыслит и живет не так, как все окружающие. Сколько интересного стало бы в нашей жизни! А когда все думают и выглядят одинаково, какой в этом интерес?

Но среди молодежи существует стойкое неприятие таких «белых ворон». С ними не общаются, хуже того, над ними посмеиваются, а иногда и грубо подшучивают. Их всячески игнорируют, издеваются над их внешним видом, образом мыслей.

Но никто не удосуживается понять их, поближе познакомиться, пообщаться с ними. Ведь по своей сути «белые вороны» не такие уж необычные и странные, каковыми делает их молва. Современным подросткам свойственно отталкивать все, что на их взгляд не соответствует их собственным представлениям о современной девушке или молодом человеке.

Они считают, что если ты не такой как все, значит, ты вообще неправильный и, как следствие, плохой.

Если «белая ворона» имеет более или менее раскрепощенный образ мышления, то как правило, не обращает внимания на подобные проявления нетерпимости со стороны сверстников. А если подросток закомплексован, если он и сам боится своих качеств, своих черт, которые отличают его от ровесников, то такое отношение может стать для него огромной проблемой, иногда даже перерастая в трагедию всей жизни.

Но никто из окружающих людей не замечает этого, не старается помочь. А насмешки становятся все более невыносимыми. В крайних случаях такие люди замыкаются в себе, и виновниками тому становятся ровесники, которые никак не хотят принять в свой круг общения такую «белую ворону».

Молодежь сейчас живет по принципу «кто не с нами, тот против нас». И какой бы яркой и индивидуальной ни была личность «белой вороны», она обречена в сплоченной группе «одинаковых» подростков на травлю, гонение.

Но случается, что «белой вороной» бывает человек, который по своей натуре является лидером. И тогда он подчиняет себе сверстников, заставляет следовать своим принципам, придерживаться своих взглядов и образа мыслей. И если общая масса ровесников оказывается не в состоянии противостоять такой яркой индивидуальности, то получается, что не «толпа» распоряжается судьбой «белой вороной», а сама «белая ворона» становится распорядителем судеб своих сверстников.

Психологическое задание «определение типа поведения»

Мы предлагаем тебе решить несложную психологическую задачку на определение своего типа поведения. С помощью нее ты сможешь определить, к какому типу себя отнести: обычный (массовый), незаурядный (индивидуальность), экстраординарный («белая ворона»).

1. Твоя подруга приглашает тебя на тусовку, в которой из всех присутствующих ты знакома только с ней, ты:

а) с радостью примешь приглашение;

б) будешь колебаться до последнего, не решаясь согласиться;

в) наотрез откажешься.

2. Ты попадаешь в незнакомую компанию. После окончания вечера ты уходишь:

а) перезнакомившись со всеми;

б) заведя новых друзей по интересам;

в) в подавленном настроении из-за неудачно проведенного вечера.

3. Когда ты составляешь свое мнение о человеке, оно чаще всего оказывается:

а) неверным, за исключением нескольких случаев;

б) на сто процентов верным;

в) всегда ошибочным.

4. Когда тебе представляется возможность быть в центре внимания, ты:

а) с радостью занимаешь это место;

б) после недолгих уговоров соглашаешься;

5. Если в компании заходит разговор о чем-то модном и современном, то ты:

а) всегда в курсе всех событий;

б) знаешь новости о том, что тебя интересует;

в) с удивлением обнаруживаешь, что понятия об этом не имела.

6. Тебе предложены на выбор три способа провести свободное время. Ты предпочтешь:

а) пойти на дискотеку;

б) посетить клуб (кружок) по интересам;

в) остаться дома.

7. Когда ты строишь какие-то планы, чаще всего:

а) они не осуществляются;

б) ты реализуешь их частично и поэтапно;

в) ты всегда выполняешь то, что намечаешь.

8. В музыкальных направлениях, в моде, в манере поведения ты:

а) придерживаешься того же мнения, что и большинство;

б) выбираешь для себя что-то, что тебе нравится, а не слепо следуешь течению;

в) совершенно не интересуешься этим.

9. Если тебе дарят ультрамодное платье, ты:

а) с радостью сразу же надеваешь его;

б) надеваешь его, если оно соответствует твоему стилю в одежде;

в) ни за что его не наденешь.

10. Все, что касается твоей внешности, для тебя:

а) наиболее важный вопрос в жизни;

б) ты следишь за собой по мере необходимости;

в) ты практически не уделяешь этому время.

Ключ к решению задачи

За ответ «а» поставь себе по одному очку, за ответ «б» – по два, за ответ «в» – по три.

Если ты набрала ОТ 10 ДО 20 ОЧКОВ, значит, всегда и во всем следуешь за большинством. Ты считаешь ненужной глупостью проявление собственного мнения, а возможно, просто боишься проявить его из опасения быть непонятой знакомыми и друзьями. В любом случае, тебе следует побольше проявлять индивидуальности. Это тебе не только не повредит, но и поднимет твой авторитет в глазах приятелей.

Если количество набранных тобой очков ОТ 20 ДО 30, то тебя можно поздравить. Ты имеешь собственное мнение, не боишься критиковать что-то, что считаешь достойным критики. Ты обладаешь достаточно яркой индивидуальностью, но иногда тебе не хватает решимости проявить характер. Не бойся вступать в споры, это только поднимет твой авторитет среди сверстников.

Если ты набрала 30 ОЧКОВ, то тебя по праву считают «белой вороной». Ты вряд ли пользуешься авторитетом у своих ровесников, но тем неменее, обладаешь незаурядными умственными способностями. Ты могла бы быть лидером, стоит лишь избавиться от некоторых комплексов и немного больше общаться со сверстниками. Будь посмелей.

«Белая ворона» – «хулиганка»

Такой тип «белой вороны» встречается достаточно часто. Основными характерными признаками его является то, что подросток старается своим вызывающим поведением привлечь к своей персоне внимание окружающих. Чаще всего это даже не типичная «белая ворона». Просто у таких подростков, как правило, существует стойкий комплекс неполноценности, который они прячут за своим нарочито грубым поведением, стараясь не выглядеть такими, какими они являются на самом деле.

Вполне возможно, что такой подросток, по своей сути является ранимым и чувствительным человеком, но считает недопустимым проявление слабости. Поэтому старается скрыть этот, по его мнению недостаток, за грубым и вызывающим поведением.

А может быть, что к такому стилю поведения его подтолкнули его же сверстники, постоянно посмеиваясь над чертами его характера или внешностью, и тогда он решил стать вот такой «белой вороной», которую никто не заподозрит в мягкотелости и бесхарактерности.

Мало кому удается выведать тайные мысли и скрытые желания таких людей. Но если все же удастся проникнуть в святая святых этой «белой вороны», то здесь неизбежны постоянные стычки и ссоры. «Белая ворона» начинает проявлять своеобразную защитную реакцию на попытки окружающих проникнуть в его мир и поднять на поверхность его истинную сущность.

К таким людям нужен тонкий и терпеливый подход. С ними надо общаться очень осторожно и проявлять максимум терпения. Они редко имеют друзей, тем более близких. Множество приятелей, с которыми они проводят время, это не друзья, а лишь компания таких же, как они сами, с помощью которой такие подростки пытаются самоутвердиться.

Такие «белые вороны» часто бывают лидерами в классе или во дворе. Но лидерами не в положительном смысле этого слова. Это отрицательные «герои». Но тем не менее все же находятся подростки, которые стремятся им подражать, находя вызывающее поведение стильным и взрослым. Да это и понятно, ведь не надо много ума, чтобы быть грубым и нетерпимым, это куда легче, чем быть добрым, отзывчивым и великодушным.

С годами такие «белые вороны» чаще всего меняются. Но случается, что изменения происходят не в лучшую сторону. Иногда вызывающее и грубое поведение лишь усугубляется и усиливается, перерастая в преступную страсть. А бывает и так, что «белая ворона» перерождается в другой тип, становясь действительно достаточно неординарной личностью.

Но чаще всего подросток, своим поведением протестующий против чего-нибудь в жизни, вырастает обыкновенным человеком, конечно же, не лишенным своих недостатков, но и обладающим определенными достоинствами.

«Белая ворона» – «не от мира сего»

Есть и такой тип «белых ворон». Их легко распознать среди молодежной среды. Они не чуждаются общества, но выглядят и ведут себя неординарно. Они являются достаточно яркими индивидуальностями и не боятся показывать этого. Они одеваются и выглядят не так, как большинство сверстников, их интересы и пристрастия тоже отличаются от интересов ровесников. Но тем не менее такие подростки пользуются определенным авторитетом в своей среде. Хотя за глаза их и называют «чокнутыми», все же с ними общаются, но случается, что и над такими «белыми воронами» подшучивают.

Люди этого типа не боятся высказывать своего мнения, хотя оно практически всегда не совпадает с мнением большинства. Но тем не менее эти люди не стесняются своей индивидуальности и непохожести. И именно этим они и вызывают интерес товарищей.

Некоторые из представителей этого типа специально ведут такой образ жизни. Причин этому может быть две. Первая заключается в том, что такие «белые вороны» вполне сознательно стремятся отличаться от сверстников, хотят таким образом показать свою индивидуальность. А вторая причина – это та среда, в которой они росли, которая просто не предусматривает иного стиля поведения и образа жизни. Они именно так, а не иначе воспринимают этот мир, и в свою очередь таким способом выражают себя в нем.

«Белая ворона» – «замкнутая»

Существует еще один тип «белой вороны». Это замкнутые в себе, нелюдимые личности. Они сторонятся общества, не бывают в компаниях, не посещают молодежных тусовок. В школе, как правило, над ними все подшучивают, а иногда даже издеваются, к ним прилипают обидные клички и прозвища. Порой таких подростков просто не замечают. Но от этого они ни мало не смущаются, их не привлекает общение со сверстниками, они спокойно относятся к тому, что их игнорируют.

Даже если им представился бы случай завести дружбу с кем-либо из сверстников, то вероятнее всего они бы отказались сделать это. Им чужд тот мир и те интересы, которыми живут их ровесники, они не понимают и не принимают их развлечения, их жизненные принципы и т. д. Чаще всего такие «вороны» – одиночки.

Если и случается, что они заводят себе друга, то он, как правило, такая же непонятая и отвергнутая всеми «белая ворона». И тогда эти две «вороны» встречаются, общаются, и не редко становятся близкими друзьями, создавая вокруг себя непроницаемую стену, через которую не могут проникнуть сверстники и порой даже родители. Хотя чаще всего мало кто стремится сделать это. Даже родственники, сделав одну – две попытки сломать стену недоверия и нелюдимости, потерпев неудачу, отступают.

Чаще всего синдром «белой вороны» возникает у таких людей из-за каких-то скрытых комплексов. Они могут быть самыми разными. Причиной может быть как внешность, так и какой-то физический или речевой недостаток. Комплексуя по этому поводу, подросток становится замкнутым и нелюдимым. Вдобавок, если еще и сверстники дразнят его, несчастному ничего не остается, как замкнуться в себе, стать необщительным, а иногда даже озлобленным.

Далеко не всем хватает смелости, чтобы заявить о себе, как об индивидуальности, и общество подавляет таких стеснительных и нерешительных людей, вместо того, чтобы подать руку помощи, постараться понять и принять в свой круг. А также помочь избавиться от комплексов.

Все взаимосвязано. Чем больше человека унижают, тем больше он замыкается в себе. И чем глубже он уходит в себя, тем большим гонениям подвергается со стороны ровесников.

С такими «белыми воронами» не только не общаются, но порой считают позорным и унизительным даже сидеть с ними за одной партой или находиться рядом. Не выражая никакого протеста по этому поводу, отвергнутый подросток продолжает вести уединенный и замкнутый образ жизни не только в школе, но и дома. И делает он это не столько в силу необходимости, сколько просто по привычке. А иногда даже боясь быть вновь отвергнутым и обиженным.

Бывает, что такая «белая ворона» решается предпринять попытку войти в круг общения сверстников, как-то сблизиться с ними, но чаще всего такие попытки оканчиваются неудачно. Со стороны одноклассников отшельник не только не встречает понимания и сочувствия, но и подвергается новым, более изощренным издевкам и оскорбительным унижениям. Естественно, что такой отпор выбивает почву из-под ног и у без того нерешительного и стеснительного подростка. Само собой разумеется, что он уже вряд ли предпримет повторную попытку стать таким, как все.

Чаще всего такие попытки подросток предпринимает, когда он входит в новый коллектив, где еще никто ничего не знает о нем – его бедах и проблемах, чертах характера и качествах. Он решает начать новую жизнь, предприняв попытку показать себя с хорошей стороны. Ведь здесь еще никто не знает, что он «белая ворона», и подросток надеется, что никто и не узнает об этом. Он изо всех сил старается произвести положительное впечатление на сверстников, показать, что он такой же, как все, что ничем не отличается от остальных.

Но сомневаясь в глубине души в удаче, делая все невпопад и не так, он тем самым уже настраивает себя на провал, а своим неуклюжим поведением и показной бравадой лишь показывает свою истинную сущность. Внимательные подростки, будто обладая каким-то внутренним чутьем, быстро распознают в нем «белую ворону» и тут же начинают к нему соответственно относиться.

«Белая ворона» – «заучка»

Этот тип наиболее распространен в наше время. Наверняка в каждой школе, а возможно и в каждом классе, есть такая «белая ворона». Это отличник или отличница, кроме того, увлекающийся компьютером или сочинением стихов или чем-то еще в этом роде.

Одноклассники не дружат с такими «воронами». Да и сами представители этого типа не стремятся сблизиться с кем-то из сверстников. Им хватает общения с книгами или Интернетом.

Над ними тоже часто подшучивают, не воспринимают всерьез, но тем не менее все признают их несомненный авторитет в области знаний. Их не зовут на вечеринки, с ними никто не заводит близких отношений. Считается, что с такими подростками просто не интересно общаться. А если и случится, что кто-то позовет такую «белую ворону» на тусовку, то только для того, чтобы появился лишний повод подшутить над ним и посмотреть на реакцию последнего.

Этот тип в свою очередь подразделяется на два подтипа. Один подтип нарочно выставляет напоказ свою непохожесть, стремясь тем самым самоутвердиться среди ровесников, показать, какой он умный и образованный. Часто случается, что такая «белая ворона» любит немного приврать относительно своих знаний и умений. И делает это вполне сознательно, так как совсем не желает походить на других, старается выделиться, чтобы казаться на голову выше сверстников в умственном развитии. А это в свою очередь является новым поводом для шуток одноклассников, которых ничуть не смущает то обстоятельство, что их сверстник знает и умеет намного больше них.

А другой тип «белой вороны»– «заучки» совершенно противоположен первому. Такие подростки не только не стремятся обнародовать свои глубокие знания по тем или иным предметам, более того, они стесняются этого, не желают, чтобы сверстники знали об их способностях. Но волей-неволей эти способности «белой вороны» просачиваются наружу, и в классе за ней закрепляется прозвище, что-то вроде «всезнайка», «умник» или «заучка».

Если все твои одноклассники считают тебя «белой вороной», а ты думаешь, что это несправедливо, то мы предлагаем тебе решить еще одну задачку, чтобы понять, к какому из вышеперечисленных типов «белой вороны» тебя можно отнести, и являешься ли ты таковой вообще.

Психологическая задача «определение типа „белой вороны“»

1. Если тебе представляется возможность пойти на молодежную вечеринку, ты:

а) обязательно пойдешь и будешь вести себя вызывающе. Ты им покажешь, какая ты есть на самом деле;

б) ты с радостью воспользуешься возможностью завести новых знакомых и обратить на себя внимание экстравагантным нарядом;

в) ты наверняка откажешься, зачем тебе идти туда, где ты никого не знаешь;

г) вряд ли пойдешь, тебе там просто будет неинтересно, это не для тебя;

д) если там будет много твоих друзей, то скорее всего ты пойдешь.

2. В одежде ты предпочитаешь:

а) вызывающий стиль, который шокирует окружающих;

б) экстравагантный стиль, свой собственный, который удивляет всех;

в) что-то попроще, ты не любишь обращать на себя внимание;

г) практичную одежду, которая не выглядит вызывающей;

д) то, что носит большинство, то, что модно на данный момент.

3. Свое свободное время ты проводишь:

а) в компании, где можно пошуметь, похулиганить;

б) на альтернативных дискотеках, где собирается много экстравагантной молодежи;

в) дома с книгой в руках или за рукоделием;

г) сидя за компьютером;

д) за любимым занятием или просто общаешься с друзьями.

4. В школе ты:

а) постоянно обращаешь на себя внимание своим вызывающим поведением;

б) часто удивляешь всех своим неординарным внешним видом;

в) практически не замечена никем, и стараешься ничем не привлекать к себе внимания;

г) всегда обращаешь на себя внимание учителей и одноклассников своими умственными способностями;

д) стараешься не выделяться, но иногда случается, что на тебя все же обращают внимание.

5. Ты выберешь профессию, которая связана:

а) с обладанием большой властью и деньгами;

б) с фантазией, с выдумкой;

в) с помощью людям, например, врачом или педагогом;

г) интеллектуальной работой;

д) ты еще не выбрала, у тебя множество идей на этот счет.

Ключ к решению задачи

За каждый ответ «а» поставь себе по 5 баллов, за ответ «б» – по 4, за ответ «в» – по 3, за ответ «г» – по 2, за ответ «д» – по 1.

Теперь подсчитай очки.

Если у тебя получилось ОТ 23 ДО 25 ОЧКОВ, значит, ты принадлежишь к типу «белой вороны – хулиганки».

Если ОТ 18 ДО 23 ОЧКОВ, значит, твой тип «белая ворона – не от мира сего».

Если очки составляют сумму ОТ 13 ДО 18, значит, ты «белая ворона – замкнутая в себе».

Если набрала ОТ 8 ДО 13 ОЧКОВ, значит, ты принадлежишь к типу «белая ворона – заучка».

Если количество набранных тобой очков колеблется ОТ 5 ДО 8, то вообще непонятно, почему ты решала предложенную нами задачу. Ты не относишься ни к одному из перечисленных типов «белых ворон», и если тебя считают таковой, то это несправедливо.

Вообще же тема «белой вороны» среди представителей современной молодежи весьма интересна, о ней можно долго и много говорить. Со временем у людей меняется представление о «белой вороне», меняется ее облик и манеры поведения, но в целом она остается такой же непохожей, такой же выделяющейся из общей массы, из большинства.

Несмотря на то, что «белые вороны» различаются по типам, все же они обладают одним общим качеством: непохожестью на других в той или иной сфере деятельности. Они могут нетрадиционно мыслить, неординарно выглядеть, как-то иначе воспринимать окружающий мир и людей, но тем не менее всегда остаются «белыми воронами», чаще всего непризнанными и непонятыми сверстниками.

Психологическая задача «определение индивидуальности»

На вопросы этого теста отвечай «да» или «нет».

1. Есть ли у тебя свой собственный стиль в одежде?

3. Выражаешь ли ты собственное мнение по поводу какого-либо поступка приятелей или одноклассников?

4. Прислушиваешься ли ты к советам друзей?

5. Обдумываешь ли ты свои действия, прежде чем что-то сказать или сделать?

6. Болезненно ли ты относишься к критическим замечаниям сверстников относительно твоей внешности или умственных способностей?

7. Есть ли у тебя кумир, которому ты стремишься во всем подражать?

8. Считаешь ли ты, что подражать кому-то глупо?

9. Часто ли ты делишься со своими друзьями планами и мечтами?

За каждый ответ «да» поставь себе по 1 очку, за ответ «нет» – по 2 очка. Теперь подсчитай получившиеся очки.

Если ты набрала ОТ 9 ДО 13 ОЧКОВ, значит, ты достаточно независима в суждениях и имеешь собственное мнение. Ты обладаешь ярко выраженной индивидуальностью, к твоему мнению прислушиваются. Некоторые считают тебя «белой вороной», но скорее всего в душе просто завидуют.

Если набрала ОТ 13 ДО 18 ОЧКОВ, то тебе стоит побольше проявлять индивидуальности. Ты слишком зависима от мнения окружающих, и боишься, что тебя сочтут «белой вороной». Но не нужно страшиться выражения собственных мыслей и суждений. Постарайся почаще говорить то, что ты думаешь на самом деле.

К какому бы типу «белой вороны» ты ни принадлежала, существует несколько степеней глубины и силы этого качества. Далее мы предлагаем тебе задачу на определения того, насколько сильно в тебе что-то неординарное, не такое, как у всех. На предлагаемые вопросы нужно отвечать «да» или «нет».

1. У тебя есть кумир, кто-то, на кого ты хотела бы быть похожей?

2. Легко ли ты поддаешься чужому влиянию, независимо от того, отрицательное оно или положительное?

3. Способна ли ты убедить кого-то в чем-либо?

4. Есть ли у тебя твердое мнение по какому-либо вопросу, которое не меняется несмотря ни на что?

5. Ты упряма?

6. Умеешь ли ты отстаивать собственное мнение?

7. Ты считаешь, что у тебя есть свой, индивидуальный стиль?

8. Стесняешься ли ты выразить свое мнение, если оно не совпадает с мнением большинства?

9. Часто ли ты вступаешь в споры по тому или иному поводу?

10. Считаешь ли ты, что каждый человек имеет право на собственное мнение?

Ключ к решению задачи

1. ДА – 1, НЕТ – 2.

2. ДА – 1, НЕТ – 2.

3. ДА – 2, НЕТ – 1.

4. ДА – 2, НЕТ – 1.

5. ДА – 2, НЕТ – 1.

6. ДА – 2, НЕТ – 1.

7. ДА – 2, НЕТ – 1.

8. ДА – 1, НЕТ – 2.

9. ДА – 2, НЕТ – 1.

10. ДА – 2, НЕТ – 1.

Если ты набрала ОТ 10 ДО 15 ОЧКОВ, это означает, что ты считаешься «белой вороной» только потому, что тебе самой это нравится, но ты все-таки не достаточно индивидуальна и не обладаешь достаточно ярким внутренним миром для того, чтобы стать по-настоящему «белой вороной».

Если набрано 15 ОЧКОВ И БОЛЕЕ, значит, ты действительно являешься неординарной личностью, и по праву заслуживаешь звания «белой вороны». Твой внутренний мир сильно отличается от внутреннего мира окружающих тебя людей.

А теперь вернемся к мнению психологов относительно вопроса о «белой вороне». Мнение одной половины психологов мы уже рассмотрели, а вот вторая половина специалистов в вопросах психологии склоняется к тому, что существует две разновидности так называемых «белых ворон». Они не отрицают существование вида «белой вороны», как такового, и полагают, что сущность одной его разновидности заключается в том, что подросток пытается своим неадекватным поведением выразить протест против действующего режима, уклада жизни, условий существования, против чего угодно, с чем он не согласен.

Также психологи считают, что чаще всего этот синдром проходит с возрастом. Подростки, которые так себя выражают, даже и не являются истинными «белыми воронами». Просто они таким способом пытаются восстать против того, что им не нравится, с чем они не согласны. И это вовсе необязательно происходит из-за богатого внутреннего мира, из-за несоответствия чувств событиям, а просто потому, что подросток не знает, куда себя деть, как себя вести, чтобы его заметили, обратили на него внимание.

Порой это следствие комплексов, которые юные особы стараются подавить или исправить вот таким не совсем подходящим способом, не зная как правильно избавиться от этих самых комплексов. И вместо того, чтобы проконсультироваться со специалистом, они находят такой неординарный метод избавления от комплексов.

Каждому подростку свойственно желание как-то выделиться среди себе подобных, выразить свою индивидуальность. Психологи называют это «юношеским максимализмом». И если молодой человек или девушка не обладают достаточно богатым внутренним миром или высокими умственными способностями, то они избирают не совсем традиционный путь индивидуализации – становяся «белой вороной» первой разновидности.

То есть, своим вызывающим поведением подросток пытается самореализоваться, самовыразиться, потому что он не находит других, более достойных и доступных способов сделать это. А порой просто и не ищет этих путей.

Но существует и другая разновидность «белых ворон», когда молодые люди и девушки внутренне чувствуют свое несоответствие времени и условиям, в которых родились и живут. Некоторые из них опережают, а другие, наоборот, отстают от своего времени. О таких часто говорят: «родились не в свое время». Такие люди подсознательно чувствуют, что родились не в свою эпоху, что не соответствуют требованиям своих современников. Они не хотят и не могут жить так, как того требует время и среда обитания.

И, волей – неволей, такие подростки становятся «белыми воронами». Это не способ показать, что они лучше или хуже других, это не способ как-то выделиться, привлечь к себе внимание. Им этого не нужно, они не видят в этом необходимости, просто они действительно чувствуют и мыслят иначе.

Чаще всего духовный мир таких «белых ворон» богат, они развиты интеллектуально и возвышенны духовно. Но к сожалению, их сверстники считают такие качества неприемлемыми и всячески принижают достоинства таких «белых ворон» и избегают их общества.

Но стоит задуматься о том, почему таких «белых ворон» избегают ровесники. Общепринятым мнением считается, что молодежь просто не принимает подобных качеств, высмеивая их, и поэтому «белые вороны» становятся лишними людьми.

Но возможно, все дело не в этом. Мир таких «белых ворон» настолько другой, настолько отличается от общепринятого и традиционного, что для того, чтобы его понять, а потом и принять, необходимы некоторые усилия со стороны других людей. А этого-то как раз и не всегда хватает окружающим.

Такие «белые вороны» никому и ничего не стараются доказать, просто живут так, как считают нужным, как понимают и чувствуют жизнь. Они вполне осознают, что немного не такие, как все, что их считают «белыми воронами», но реагируют на это спокойно и даже равнодушно.

Нельзя сказать, что им это нравится или не нравится. Такие «белые вороны» мыслят иными категориями. Они не разделяют мир на то, что им нравится и на то, что не нравится. Они просто живут так, как позволяет им их восприятие, воспитание и мировоззрение.

И то, что они не придерживаются мнения большинства, не живут по общепринятым правилам, вовсе не говорит о том, что они какие-то не такие, какими нужно быть. Скорее это говорит о том, что окружающий их мир не такой как они сами, он не подходит им по тем или иным категориям. Такие «белые вороны» большей частью живут не внешним, а своим внутренним миром.

Каждый человек по-своему индивидуален, просто у большинства эта индивидуальность либо слабо проявлена, либо они не желают или боятся ее проявлять. А другие, не считаясь ни с чьим мнением, ярко демонстрируют всему миру свои отличительные качества, которыми они наделены от природы, которые присущи только им, и они ими гордятся.

Так трактуют понятие второго подвида «белых ворон» психологи, а вот подростки объясняют свое неприятие таких людей тем, что с ними попросту неинтересно.

И по-своему они правы. Ведь если разобраться, какими интересами живет большинство подростков, и какими – «белые вороны» второго подтипа? Первым интересно пойти на дискотеку, провести время в ночном клубе, на молодежной тусовке.

А вторым – «белым воронам» – непонятны такие развлечения. Они не желают тратить свое время на ненужные и никчемные, по их мнению, вещи. Ведь для таких подростков куда интереснее посидеть с книгой или пойти в театр, в музей. «Белые вороны» даже если и захотят, не смогут понять, какой «кайф» можно получить, визжа и тряся головой на концерте супермодной поп-группы. Им это неинтересно и чуждо. Нет, мы не говорим, что такие «белые вороны» не следят за современной молодежной модой, не слушают популярную музыку. Все это они делают и очень даже неплохо во всем разбираются. Вот только они никогда не становятся фанатами.

Вот и получается, что интересы и жизненные ценности у этих подростков не только не совпадают, но и иногда просто диаметрально противоположны взглядам и интересам своих сверстников. У них нет ничего общего, они не могут, даже если и захотят, интересно провести время совместно.

Глава 1. Белая ворона – кто она такая?

Уверены, что ты не раз слышала выражение: «белая ворона». И знаешь, что оно означает. Возможно, даже среди твоих знакомых или друзей есть представители этого «вида». А может быть, ты сама являешься таковой. Тогда тебе наверняка будет интересно почитать эту книгу, и особенно – эту главу. Из нее ты узнаешь, кто такая «белая ворона» с точки зрения психологов, и какое определение таким людям дает молодежная тусовка, то есть твои ровесники и сверстники.

Мнение психологов в этом вопросе разделяется. Так, с точки зрения одних, такого понятия, как «белая ворона», вообще не существует просто потому, что в этом явлении нет никаких отклонений, это вполне нормальный с психической точки зрения человек. Просто его взгляды на жизнь не всегда совпадают со взглядами окружающих. И поэтому многие считают, что «белая ворона» – это что-то ненормальное, непонятное, а потому неприемлемое.

Большинство людей, как среди молодежи, так и среди старшего поколения, считают непохожих на себя людей «белыми воронами». Но тем не менее в ответ «белая ворона» не считает других людей такими же. Хотя для «белой вороны» все остальные люди с непохожим образом мыслей и жизни тоже своеобразные «белые вороны». Просто ни одна из представительниц этого «семейства» не задумывается о том, что другие люди, хоть как-то отличающиеся от нее самой, являются какими-то не такими, странными и необычными.

«Белые вороны» рождаются порой в самых обычных, нормальных семьях, и становятся непонятыми и чужими даже для своих родителей и близких людей. Но это вовсе не означает, что они и в самом деле какие-то «не такие», «не от мира сего» как мы все привыкли считать. Просто их мировоззрение несколько отличается от общепринятого, но разве это отклонение? Почему все люди должны мыслить однообразно, и разве это интересно?

Ты не находишь, что если бы все люди были своеобразными «белыми воронами», жизнь была бы куда более интересной, разнообразной и насыщенной? Только представь, что каждый человек мыслит и живет не так, как все окружающие. Сколько интересного стало бы в нашей жизни! А когда все думают и выглядят одинаково, какой в этом интерес?

Но среди молодежи существует стойкое неприятие таких «белых ворон». С ними не общаются, хуже того, над ними посмеиваются, а иногда и грубо подшучивают. Их всячески игнорируют, издеваются над их внешним видом, образом мыслей.

Но никто не удосуживается понять их, поближе познакомиться, пообщаться с ними. Ведь по своей сути «белые вороны» не такие уж необычные и странные, каковыми делает их молва. Современным подросткам свойственно отталкивать все, что на их взгляд не соответствует их собственным представлениям о современной девушке или молодом человеке.

Они считают, что если ты не такой как все, значит, ты вообще неправильный и, как следствие, плохой.

Если «белая ворона» имеет более или менее раскрепощенный образ мышления, то как правило, не обращает внимания на подобные проявления нетерпимости со стороны сверстников. А если подросток закомплексован, если он и сам боится своих качеств, своих черт, которые отличают его от ровесников, то такое отношение может стать для него огромной проблемой, иногда даже перерастая в трагедию всей жизни.

Но никто из окружающих людей не замечает этого, не старается помочь. А насмешки становятся все более невыносимыми. В крайних случаях такие люди замыкаются в себе, и виновниками тому становятся ровесники, которые никак не хотят принять в свой круг общения такую «белую ворону».

Молодежь сейчас живет по принципу «кто не с нами, тот против нас». И какой бы яркой и индивидуальной ни была личность «белой вороны», она обречена в сплоченной группе «одинаковых» подростков на травлю, гонение.

Но случается, что «белой вороной» бывает человек, который по своей натуре является лидером. И тогда он подчиняет себе сверстников, заставляет следовать своим принципам, придерживаться своих взглядов и образа мыслей. И если общая масса ровесников оказывается не в состоянии противостоять такой яркой индивидуальности, то получается, что не «толпа» распоряжается судьбой «белой вороной», а сама «белая ворона» становится распорядителем судеб своих сверстников.

Психологическое задание «определение типа поведения»

Мы предлагаем тебе решить несложную психологическую задачку на определение своего типа поведения. С помощью нее ты сможешь определить, к какому типу себя отнести: обычный (массовый), незаурядный (индивидуальность), экстраординарный («белая ворона»).

1. Твоя подруга приглашает тебя на тусовку, в которой из всех присутствующих ты знакома только с ней, ты:

а) с радостью примешь приглашение;

б) будешь колебаться до последнего, не решаясь согласиться;

в) наотрез откажешься.

2. Ты попадаешь в незнакомую компанию. После окончания вечера ты уходишь:

а) перезнакомившись со всеми;

б) заведя новых друзей по интересам;

в) в подавленном настроении из-за неудачно проведенного вечера.

3. Когда ты составляешь свое мнение о человеке, оно чаще всего оказывается:

а) неверным, за исключением нескольких случаев;

б) на сто процентов верным;

в) всегда ошибочным.

4. Когда тебе представляется возможность быть в центре внимания, ты:

а) с радостью занимаешь это место;

б) после недолгих уговоров соглашаешься;

5. Если в компании заходит разговор о чем-то модном и современном, то ты:

6. Тебе предложены на выбор три способа провести свободное время. Ты предпочтешь:

а) пойти на дискотеку;

б) посетить клуб (кружок) по интересам;

в) остаться дома.

7. Когда ты строишь какие-то планы, чаще всего:

а) они не осуществляются;

б) ты реализуешь их частично и поэтапно;

в) ты всегда выполняешь то, что намечаешь.

8. В музыкальных направлениях, в моде, в манере поведения ты:

а) придерживаешься того же мнения, что и большинство;

б) выбираешь для себя что-то, что тебе нравится, а не слепо следуешь течению;

в) совершенно не интересуешься этим.

9. Если тебе дарят ультрамодное платье, ты:

а) с радостью сразу же надеваешь его;

б) надеваешь его, если оно соответствует твоему стилю в одежде;

в) ни за что его не наденешь.

10. Все, что касается твоей внешности, для тебя:

а) наиболее важный вопрос в жизни;

б) ты следишь за собой по мере необходимости;

в) ты практически не уделяешь этому время.

Ключ к решению задачи

За ответ «а» поставь себе по одному очку, за ответ «б» – по два, за ответ «в» – по три.

Если ты набрала ОТ 10 ДО 20 ОЧКОВ, значит, всегда и во всем следуешь за большинством. Ты считаешь ненужной глупостью проявление собственного мнения, а возможно, просто боишься проявить его из опасения быть непонятой знакомыми и друзьями. В любом случае, тебе следует побольше проявлять индивидуальности. Это тебе не только не повредит, но и поднимет твой авторитет в глазах приятелей.

Если количество набранных тобой очков ОТ 20 ДО 30, то тебя можно поздравить. Ты имеешь собственное мнение, не боишься критиковать что-то, что считаешь достойным критики. Ты обладаешь достаточно яркой индивидуальностью, но иногда тебе не хватает решимости проявить характер. Не бойся вступать в споры, это только поднимет твой авторитет среди сверстников.

Если ты набрала 30 ОЧКОВ, то тебя по праву считают «белой вороной». Ты вряд ли пользуешься авторитетом у своих ровесников, но тем неменее, обладаешь незаурядными умственными способностями. Ты могла бы быть лидером, стоит лишь избавиться от некоторых комплексов и немного больше общаться со сверстниками. Будь посмелей.

«Белая ворона» – редкая птица, она не может остаться незамеченной, она всегда в центре внимания. Она привлекательна не только внешне, но и внутренне, как и все непонятное в этом мире.

Толкование закона

«Белая ворона». Само словосочетание наталкивает на мысль, что речь идет о чем-то необычном, что нарушает привычный порядок вещей. В мире существует определенный порядок, и все идет своим путем. Каждый человек считает, что размеренность и порядок в жизни – это правильно. Но и в природе случаются катаклизмы, когда нарушается привычный порядок вещей. Бури, наводнения, тайфуны, цунами, землетрясения – все это меняет внешний облик привычного.

Люди живут в обществе. И для каждого общества характерен свой порядок. Люди подчиняются определенным правилам и законам. Существует также понятие нормы. Большинству точно известно, что правильно, а что неправильно. Но в обществе иногда появляются люди, для которых норма неприемлема, которые не хотят подчиняться привычному для всех порядку. Такие люди могут вызывающе одеваться и вести себя так, что их поведение не соответствует общепринятым нормам. Эти люди – «белые вороны». На них все обращают внимание. Своим поведением они могут вызывать сочувствие, жалость или, напротив, негодование, раздражение, гнев. Такие люди никогда не остаются незамеченными.

Нужно помнить о том, что «белые вороны» – это прежде всего люди необыкновенные, они не похожи на других, не такие, как все. Они могут удивить окружающих своими творениями, своими открытиями. Так стоит ли бояться оказаться непохожим на других?! Ведь есть огромный мир, который будет покорен. А все те, кто не понимал, кто относился с негодованием или презрением, начнут восхищаться. Не стоит замыкаться в себе, напротив, нужно жить так, чтобы находиться с окружающим миром в гармонии. Чувствуя порядок вокруг себя, что легко сочетается с собственным внутренним порядком, можно очень многого достичь в жизни. И «белая ворона» – удивительная и редкая птица, которая не выносит толпы.

Образ

Человек, который произвел в моде ХХ века настоящий переворот, Ив Сен-Лоран. Он придумал самый необычный образ, который когда-либо представляли вниманию публики. Он разработал модели в стиле унисекс, продумал соответствующий макияж и прически. Когда его модели с потрясающими зелеными ресницами в длинных струящихся одеждах выходили на подиум, публика была в растерянности. Невозможно было понять, мужчины это или женщины. Больше всего его модели напоминали каких-то инопланетян. Его образы станут впоследствии использовать многие модельеры. Его одежду станут заказывать многие известные режиссеры для героев своих фильмов, а также звезды эстрады для концертных выступлений.

Доказательства закона

«Белые вороны» всегда привлекают к себе самое пристальное внимание окружающих. Интерес к жизни такого человека рождает и интерес к тому, чем он занимается. В качестве примера можно вспомнить жизнь многих выдающихся художников, музыкантов, поэтов. К таким относили и Оскара Уайльда. Общество шокировала его жизнь, его сексуальные пристрастия. Но Оскар Уайльд считал себя выше всех сплетен, что распускали про него досужие обыватели. Он продолжал жить так, как жил, продолжал писать. Его пьесы ставились лучшими театрами страны и пользовались огромным успехом не только в Англии, но и за рубежом.

Оскар Уайльд оставлял за собой право поступать так, как ему хочется. По словам писателя, его жизнь была наполнена страданием и любовью. Но он в равной степени принимал и страдание, и любовь.

Отец одного из молодых любовников Оскара Уайльда, знатный лорд, который считал себя поборником морали, добился суда над писателем. С каким восторгом толпа смотрела на писателя, который должен был сознаться во всех своих «смертных» грехах. С каким пылом обличали его эти люди в том, что он отступает от законов морали, в том, что он развращает молодежь. Какими только словами ни поносили его эти «добропорядочные» буржуа. Но Оскар Уайльд лишь открыто проповедовал свои сексуальные пристрастия, в то время как многие из обличавших его предавались пороку тайно. Но, зная, что это не станет достоянием общественности, они с еще большим рвением набрасывались на знаменитого писателя. Оскар Уайльд выдержал все: и суд, и надменность судей, и оскорбления публики. Он выдержал два года невыносимой каторги, к которой был приговорен.

Но он не стал отверженным. Его жена проявила максимум чуткости и благородства. Многие из лучших побуждений предлагали ей изменить фамилию и уехать из страны. Она отказалась это сделать. Она навещала мужа в тюрьме и рассказывала ему о детях. Ей пришлось вынести очень много, но она верила в талант Уайльда и не отказалась от него.

Писатель подвергся гонениям за то, что не признавал норм, хотел всегда оставаться свободным, жить так, как считает нужным он сам. Общество всегда мстит таким. Толпа старается уничтожить, растоптать подобных людей, но если это не удается, то они забывают о травле и начинают всячески превозносить таланты и гениальность этих людей.

Так было с Полем Верленом. Поль Верлен искренне любил поэта Артура Рэмбо. Но если первый был поэтом, признанным в обществе, и вел размеренную добропорядочную жизнь, то для Рэмбо важнее всего было то, что он пишет. Его ничего вокруг не интересовало, он жил среди людей, но был свободен от их морали. Артур всегда поступал так, как он хотел. Общество не прощает такого отношения к себе. Его гениальные стихи были отвергнуты сочинителями, его образ жизни вызывал возмущение.

Жена Поля Верлена не могла выносить тех разговоров, что велись в обществе о ее муже и молодом поэте. Она подала на развод. Поля Верлена арестовали и приговорили к тюрьме за развратные действия. Артур Рэмбо уехал в Африку и перестал писать. Он умер в возрасте 37 лет. Но его стихи стали основой для всего французского модернизма. И все те, кто клеймили Рэмбо, призывали избавить общество от «этого содомита», теперь стали повторять, что не было поэта, сделавшего больше для французской поэзии. Его приняли, ему стали поклоняться, его талант наконец-то оценили.

Поэты, художники, музыканты вызывают раздражение своим образом жизни. Вряд ли найдется среди них хотя бы один, кто вел такую добропорядочную жизнь, что не стала бы предметом пересудов в обществе. Не было ни одного гениального поэта, которого не стали бы порицать за его образ жизни, за его мысли, что находят выход в его произведениях. Можно также вспомнить, как английское общество относилось к лорду Байрону.

Напыщенная знать, подражающие ей буржуа с презрением отзывались о гениальном поэте. Но многие все же отдавали должное таланту поэта. В своем романе мадьярский писатель Мор Иокаи привел высказывание, которое является подлинным. Молодая знатная девушка возвращалась из Лондона со своей матерью. В дороге они встретили земляка и разговорились с ним. Молодой дворянин поинтересовался, что происходит в Лондоне. Девушка печально сказала, что умер самый выдающийся человек Англии. Молодой человек подумал, что это, наверное, какой-то политический деятель, или сановник, или престарелый лорд. Он скучающе спросил у девушки, кто этот человек. И она ответила, что это лорд Байрон.

И только со смертью поэта утихли кривотолки вокруг его жизни. Его произведения стали печатать, его стали превозносить как лучшего национального поэта. Но про Байрона также можно сказать, что он жил так, как считал нужным, не обращая внимания на общественное мнение. Главное для него было – творить, оставить после себя произведения, в которых он раскрывал перед читателем мир своей души, души тонкой и ранимой. Гениальные произведения Байрона восхищали многих выдающихся поэтов мира.

Эти примеры говорят о том, что важнее всего оставаться внутренне свободным человеком. Не стоит бояться того, что можно оказаться «белой вороной». Главное – это внутренняя свобода и раскрепощенность. Гораздо важнее суметь проявить свой талант, раскрыть свои способности. Не стоит бояться быть «белой вороной». Ведь многие также хотели бы быть непохожими на остальных, но не знают, как выйти за рамки привычного. Сделать это очень просто. Пусть будет какое-то необычное увлечение. Это может быть даже необыкновенная одежда. Но она не должна вызывать душевного дискомфорта. Если ее нравится носить, то мнение окружающих отходит на второй план.

Авторитетное мнение

Будь самим собой и не обращай внимания на остальных.

(Ив Сен-Лоран)

Когда кошка шагает по краю камышовой крыши, она свободна. Когда она ступает по нефритовым полам властелина Поднебесной, она так же свободна. Так могу ли я быть менее свободным, чем это ничтожное животное?

(Чжуан Цзы, китайский философ, IV век до н.э.)

Я всегда стремился только к собственной свободе, и эту свободу может обрести всякий, кто пойдет вслед за мной.

(Наполеон Бонапарт)

Обратная сторона закона

Но также следует помнить, что проявление оригинальности может быть различным. Когда не признаются рамки существующей морали, но у человека остаются собственные моральные принципы – это одно, но когда человек своими действиями вызывает у окружающих только удивление, жалость и смех – это другое. В качестве примера можно вспомнить мадам Помпадур.

Она поражала двор своими экстравагантными выходками. Ее наряды поражали придворных своей вычурностью. Ее прически были удивительными, ее одежда шокировала безвкусицей, а речь была насыщена пошлостями. При дворе на нее смотрели, как на белую ворону. Она поражала, удивляла и вызывала смех, и никто не мог предположить, что «эта вульгарная особа» сможет завоевать сердце короля и стать его фавориткой.

Если речь зашла о коронованных особах, то следует вспомнить и российского царя Петра III. Он настолько поражал всех своим поведением, своей одеждой, своими выходками, что при дворе царицы Елизаветы Петровны его по праву считали белой вороной. Его непонятные речи и дурные выходки, его отношение к придворным, его поведение на светских мероприятиях очень удивляли придворных. Его свита была немногочисленной. И к будущему российскому императору относились, не иначе как с презрением.

Каждую фразу наследника обсуждали. Его поднимали на смех будущие подданные. Пройдет несколько лет, и Петр III сядет на российский престол. Но его поведение, его выходки не позволят ему удержать трон, и он так и останется в истории как «чудной» царь. Ни в ком этот человек не вызовет ни жалости, ни сострадания.

Такие люди, как Петр III, не способны управлять государством, не способны даже существовать в обществе. И если даже судьба возносит таких людей на вершину власти, то очень скоро наступает развязка (и очень часто кровавая). Можно вспомнить судьбу римских императоров Нерона и Калигулы. Шокируя общество своими деяниями, они только настраивали людей против себя, и рано или поздно находились те, кто прерывал правление этой «белой вороны».

Притча

Иоанн Креститель поражал окружающих своей неистовой верой. Он жил отшельником в строгой аскезе. Он не боялся обличать грехи людей, указывать на все их дурные стороны. Иоанн Креститель не стриг волос и ногтей, он ходил в рубище и питался только саранчой и ягодами. Но в нем настолько силен был дух Божий, что послушать слова Иоанна приходили люди из разных концов Иудеи.

Иоанн Предтеча говорил людям о том, что грядет Царство Божие и всем надлежит покаяться. Фарисеи и книжники возмущались: как может этот не прошедший книжной премудрости человек поучать их. Как он может обличать их в чем-то, ведь сам он похож более на дикого зверя, чем на человека. Но Иоанн оставался тверд. Он не отрекался от своих слов. Он принимал поношения книжников и фарисеев как должное и продолжал свою миссию. Он говорил всем, что скоро грядет Избавитель, Спаситель человечества.

Многие судили только по облику Иоанна. Они слушали его речи и не видели истинности его речей, в которых он говорит о грядущем Царствии Божием. Они думали, не Иоанн ли грядущий Спаситель. Но бывший сильным в своей вере Предтеча продолжал наставлять неразумных. Он прошел предназначенный ему путь до конца и выполнил все, что было возложено на него Богом.

Взаимоотношения детей с окружающими, влияние современной масс-культуры на подростков, выбор будущей профессии, лидерство и успешность, контроль и попустительство – на эти и другие важные для детей и их родителей темы мы поговорили с известным в России православным психологом Татьяной ШИШОВОЙ. Фрагменты этой беседы представляем сегодня вашему вниманию.

Дурное влияние,
или
Береги честь с детского садика

Почему, Татьяна Львовна, даже в одной семье случается, что один ребёнок, оказавшись не в самом благополучном окружении, остаётся «чистым», а другой не только впитывает всё, как губка, но и становится заводилой-плохишом? Когда и как нужно начинать учить детей стойкости, умению не поддаваться дурному влиянию и отстаивать правильную позицию?

– К сожалению, сегодня всё чаще родители предпочитают «плыть по течению» там, где надо проявлять принципиальность. Даже в мелочах. Возьмите тот же выбор игрушек, книг и фильмов, которые часто не только не полезны, но и способны развратить маленького ребёнка. Да, он не будет курить в пятилетнем возрасте, но уже с младенческих лет начнёт подражать героям, которые находятся в русле подобного поведения. Такие дети в будущем часто отличаются хулиганским, демонстративным поведением. А между тем они ведь не сами покупают такие вещи. Взрослые же приобретают их потому, что так делают все, как им кажется. Вот и прививается едва ли не с пелёнок конформизм, склонность к отрицательному поведению, но главное – слабоволие.

А если это уже тинейджер, который не видит ничего зазорного в том, чтобы, к примеру, покурить за компанию? Время безнадёжно упущено?

– Вовсе нет. Родителям нужно очень внимательно воспитывать подростков: стараться оберегать от дурного влияния, прививать необходимые моральные качества, серьёзно относиться к той масс-культуре, которой его «напитывают». Делать это нужно гораздо твёрже и принципиальнее, чем, скажем, полвека назад.

Почему?

– Раньше общество само способствовало воспитанию нормальных людей. Было время, когда культивировалась сильная воля, и люди её в себе выковывали. Мужчины и подростки стремились к героическому, благородному поведению. Порядочность, честь, достоинство – качества, требующие силы воли, – были в почёте. А что сегодня? Культ удовольствия, беззаботности, лёгкости и бездумного образа жизни. То, что современные подростки принимают за силу духа – умение добиться чего хочешь, на самом деле является своеволием. А если нет привычки к самоограничению, стремления к добру, то добиваются они, в лучшем случае, не особо хорошего, а учитывая пропаганду разнузданного образа жизни, порой и вовсе плохого. Общество сегодня способствует воспитанию моральных уродов.

Значит, не надо бояться воспитывать белых ворон?

– Лет двадцать назад так называли людей с психологическими, а то и с психическими отклонениями. Сегодня этот термин, к сожалению, употребляется совсем в другом смысле. Но бояться быть хорошим человеком не надо. Раз люди добродетельные чувствуют себя в обществе белыми воронами, значит, это общество глубоко больно и деградирует. А за деградацией наступает черёд распада и смерти. Если мы этого не хотим себе и своим детям, то должны принимать усилия к оздоровлению.

«Серьёзно относиться к масс-культуре подростков». Это как? Что Вы имеете в виду?

– Работая с маленькими детьми (Татьяна Шишова совместно с Ириной Медведевой являются авторами программы психологической коррекции через кукольный театр – прим. авт. ), я пришла к выводу, что, как бы ни был психически искалечен маленький ребёнок, какой-то глубокой порчи в нём нет. В любых детях всегда много наивности, чистоты и тяги к добру – им всем хочется быть хорошими, даже тем, которые ведут себя плохо.

Много лет я пыталась понять, как же из этих малышей так быстро (за каких-то пару лет) появляются искажённые и развращённые подростки? И обратила внимание, что книг для детей – старых, добрых, в том числе советского периода и известных писателей – огромный выбор. Большинство родителей воспитывает ребятишек всё-таки на них, а не на комиксах или иностранных примитивных рассказах-сказках. А вот на полках, предназначенных для подростков, книжек из прошлой жизни почти нет, зато от яркого и красочного фэнтэзи разбегаются глаза!

А оно к тому же большей частью, наверняка, по сюжетам компьютерных игр!

– Полученные в нежном возрасте впечатления от прочтения литературы, сюжеты и персонажи которой не находят прямого соответствия в действительности, не бывают бесследными. А если читать только это, происходит серьёзная и быстрая деформация личности.

– У ребёнка в подростковый период формируются собственные взгляды на мир, на себя, на окружающих, на взаимоотношения между людьми. Безусловно, он не сам их изобретает – мировоззрение складывается под влиянием того, что больше всего впечатляет. А если к литературе добавить подобного же плана современную взрослую кинопродукцию и компьютерные игры – вот вам и мощнейшая обработка сознания как раз в период, когда личность только формируется, выходит из-под влияния родителей, учится быть самостоятельной.

– И какие же тогда перспективы?

– Люди, погружённые в современную масс-культуру, застревают в ней, не взрослеют по-настоящему. Это одна из причин прогрессирующего инфантилизма. Такая личность очень неустойчива, слабовольна, подвержена влиянию – продукт для потребительского общества: человек без высоких идеалов, без самостоятельных суждений, считающий, что он сам лучше всех всё знает, а на самом деле подверженный внушениям, но только тем, которые исходят из авторитетной для него группы, и тяготеющий к смене впечатлений, «безбашенному» образу жизни, быстрой наживе, беспринципности, ставящий своё «я» превыше всего.

И если человек предназначен Богом быть прежде всего творцом в какой-то области, то что может создать индивид, не стремящийся к высоким идеалам и не имеющий нормальных, здоровых представлений о реальной жизни и обществе?

Получается, что родители упускают своих детей чаще всего именно в этот, отроческий, период?

– Даже те, кто раньше внимательно воспитывал своего ребёнка, на подростковом этапе просто выдыхаются, устают и, главное, недооценивают опасности, которые подстерегают детей в самый сложный период их развития. Многим кажется, что подростки уже взрослые и сами всё понимают, другие надеются на школу, хотя она давно не занимается воспитанием. А между тем, сдав позиции на этом этапе, родителям сложнее бывает потом что-то изменить.

Лидеры поневоле,
или
Контузия от взрыва родительского энтузиазма

Надо ли воспитывать в ребёнке лидера? Сейчас сплошь и рядом призывают: «будь первым», «стань успешным». Возможно ли этому научить, и как это сделать правильно?

– Для начала – две распространённые ошибки на сей счёт. Во-первых, родители часто хотят «выковать» лидера именно потому, что это сейчас пропагандируется. Но если «благие намерения» не сообразуются с характером ребёнка, подобные попытки могут серьёзно навредить.

Во-вторых, взрослые обычно неправильно трактуют само понятие лидерства. Быть лидером не значит быть во всём успешным. Лидировать – значит уметь организовать людей, встать во главе коллектива, но не для того, чтобы все смотрели и восхищались (наоборот, нужно быть готовым к тому, что некоторые сверстники станут завидовать и враждовать, чужие родители недолюбливать), а для того, чтобы взять на себя больше ответственности, заботы о других.

Таким образом, чтобы воспитать в ребёнке лидерские качества, не обязательно обучать его чтению с четырёх лет, зато важно учить помогать людям, развивать альтруизм, устойчивость к дурным влияниям, стремление тактично, никого не унижая, подавать хороший пример, заряжать окружающих добрыми импульсами, которые обязательно должны исходить от самого ребёнка, а не так, что он только поучает, а сам не делает.

Получается, лидер – вовсе не тот, кто хорошо учится, у кого всё везде лучше всех и очень много призов?

Это детское представление. Родители должны понимать, что на самом деле ребёнок-лидер всегда рискует больше других. Недетская ответственность предполагает и соответствующую нагрузку.

Как же тут не ошибиться?

– Ведомый или самостоятельный ребёнок, одиночка или компанейский – это очень рано в детях видно. Задача родителей – объективно, без амбиций оценить его и постараться увидеть плюсы, которые можно возвысить до уровня достоинств, и минусы, чтобы, по возможности, поменять вектор. Главное, понять ресурс ребёнка.

– А если в семье лидерским характером обладает, к примеру, не сын, а дочь? Не противоречит ли это православному взгляду на место женщины в семье, обществе?

– Лидерский характер, если он есть, никуда не денется – дело в базовых установках, которые девочка получает на протяжении периода своего формирования. И здесь очень важно, чтобы её родители мечтали о том, что у дочери будет семья, дети. Очень трудно бывает тем, кто с детства усваивает: главное – учиться, многого добиться, хорошо зарабатывать и сделать карьеру. Когда такая женщина выходит замуж – а как правило, представительницы прекрасного пола всё-таки хотят иметь семью – ей очень сложно перестроиться.

С другой стороны, это не значит, что девочка должна плохо учиться и ничем не интересоваться. Чтобы воспитывать детей, нужно немало знать. Воспитание – это же не только накормить и вытереть ротик. Если женщина действительно человек большой энергии (качество, необходимое для лидера), то она сможет осуществить и семейные свои обязанности и ещё что-то другое.

Разве возможно быть во всём успешным?

– Вопрос в том, что ставить во главу угла. В современной жизни мы часто видим, что карьера, заработки, самореализация бывают в ущерб самым близким – детям. Зато, когда проходит период максимальных амбиций (если несостоявшийся человек пытается доказать себе и другим, на что он способен), женщина с болью обнаруживает, что её дети упущены. Многие жалеют, что в своё время неправильно расставили приоритеты, а вернуть что-либо трудно. Вот и получается, что достижения, которых они добились, уже не радуют, а боль за детей остаётся. Ведь любовь к ребёнку – самое глубокое, Богом заложенное чувство.

При правильной ориентации Господь придаёт силы и на всё остальное. Это хорошо видно в жизни: человек, казалось бы, больной и слабый, но идёт в верном направлении и совершенно удивительным образом черпает силы и делает столько, сколько не успевает здоровый и сильный.

Психологические курсы типа «Стань лидером!» могут быть полезными?

– Это калька, взятая с Запада. В лучшем случае она мало применима к нашей реальности и национальному характеру, а чаще, к сожалению, под этим скрываются и вовсе оккультные технологии. Сейчас немало сект маскируются под психологические сообщества или терапевтические школы. Поэтому к подобным тренингам нужно относиться очень осторожно. Направленные на личностный рост, достижение успеха, они на самом деле могут быть не только бессмысленными, но и вредными.

Например?

– Мне приходилось сталкиваться с такими случаями, когда люди кончали самоубийством или совершенно расшатывалась их и без того не самая крепкая психика. А не так давно я общалась с женщиной, муж которой страдал от… застенчивости! Сейчас же в ходу наглость, которую путают с раскованностью, вот и ему хотелось стать таким. Пошёл на тренинг, где использовались способы, ломающие человеческий стыд и принятые в культурном обществе нормы, под видом приобретения своего истинного я. Результат – застенчивость прошла, сменившись откровенным бесстыдством: внушили человеку, что стесняться подойти к другой женщине – ненормально. Изменять жене он начал направо и налево. Брак, естественно, распался.

Может, лучше такие курсы обходить стороной, не раздумывая?

– Надо понимать, что психология всегда работает с ценностями. А они, хотим мы этого или нет, имеют религиозную подоплёку. Поскольку мы все – и верующие, и неверующие – живём в ареале православной культуры, то такой у нас и национальный архетип. Даже в языке зашифрованы многие культурные смыслы, посылы: как жить, как относиться к тому или иному явлению. Поэтому важно понять (и это касается не только православных): если мы пытаемся надеть «платье» другой культурной традиции, то оно может оказаться «не по фигуре».

Сейчас коллеги уже по-другому ставят вопрос: что можно взять из западной психологии без ущерба для нашего восприятия. У нас есть святоотеческая традиция. В своё время, интересуясь различными психологическими методиками, я была поражена, насколько глубоко и систематизированно описывались люди в попавшейся мне тогда дореволюционной пастырской книге. Западные методики отдыхают перед этим кладезем жизненной мудрости. Сейчас многие даже заканчивают богословские курсы, чтобы понять, как работать с людьми, разговаривать с ними…

Клиническая жизнь,
или
О самостоятельности и вреде «купания в заражённом пруду»

– Как-то в родительском кругу мы спорили о том, надо ли отпускать подростков на ночные сеансы в кинотеатр или компьютерные клубы, если они очень настаивают. Одни утверждали, что если фильмы нормальные, то можно и уступить – им в этом мире жить. Другие считали подобное недопустимым. Какова Ваша точка зрения?

– Между контролем и попустительством люфт всё-таки есть. Но я вообще плохо понимаю, почему в православной среде обсуждается вопрос ночных клубов. Или не знают христиане, что там творится? Для ребёнка, который ещё находится под опекой родителей, это не место для развлечений.

– А кинотеатр?

– Если мы думаем о здоровье ребёнка, то ночью он должен спать, а не сидеть в кино. Мне кажется, это вопрос не дискуссионный в принципе.

Не получится ли так, что, запрещая и тотально контролируя, мы к совершеннолетию получим обратный результат? Вырвется на свободу и пустится на радостях во все тяжкие…

– Если так рассуждать, то у нас может возникнуть вопрос, надо ли пускать ребёнка в публичный дом? Конечно, если бездумно контролировать его каждые две минуты, ничего хорошего не будет. Контроль с годами должен ослабевать, и здесь всё зависит от особенностей ребёнка. Но даже понимая, что вожжи до какого-то возраста совсем отпускать нельзя, нужно стараться разными способами развивать у подростка ответственность, учить его распределять своё время, ставить перед собой взрослые и созидательные задачи, а не только делать то, что привлекает сию минуту.

С какого возраста детям уже можно куда-то ходить без родителей?

– Сейчас – лет с десяти-одиннадцати. Раньше отпускали с пяти. Ещё до школы ребёнок получал самостоятельность, и это было хорошо. Сегодняшняя ситуация больше напоминает купание в заражённом пруду, где много вредных бактерий, и мы обсуждаем, какой костюм надеть, чтобы не заразиться. А надо говорить о том, как оздоровить пруд. В сегодняшних условиях обезопасить себя до высокой степени нельзя. Возможно, у вас в Якутии эти процессы запаздывают.

Однако же как ни откроешь газету – то недетская агрессия, то издевательства одноклассников…

– В Москве сегодня многие не хотят отдавать своих детей в школу. Даже в платную. Причина – плохая моральная обстановка, школа стала опасным местом для ребёнка. Всё более популярным становится семейное домашнее обучение, хотя у нас оно пока находится в зачаточном состоянии. Такова тенденция культурных, не обязательно православных семей.

Не самых бедных, видимо…

– Безусловно. Но они быстрее других понимают какие-то вещи.

Возможно ли вообще «оздоровить пруд»?

– Сейчас в каких-то регионах стали вводить штрафы за мат. Мы представить не могли, что в школе ученик посмеет материть учителя, а тот в ответ будет улыбаться. Почему это произошло? Потому что взрослые попустили. Учителя согласились, что они не имеют никаких прав. Министерство стало внедрять в жизнь инструкции, согласно которым педагоги не могут воздействовать на детей. Как бы ученик себя ни вёл, его нельзя даже выгнать из класса, потому что он, видите ли, пойдёт и повесится. Может, в таком состоянии ему лучше не учиться, а лечиться в психиатрической больнице? Мы сами даём зелёный свет всяким безобразиям.

Выбор пути,
или
Светлое будущее не светит, если…

Выбор пути на пороге взрослой жизни. Ошибки неизбежны?

– Я бы посоветовала родителям (не тогда, когда нужно уже завтра решать, куда подавать документы) развивать в детях разные интересы. Современная масс-культура очень резко сужает, примитивизирует круг увлечений, и дети, погружённые в неё, часто перестают чем-либо интересоваться, кроме телевизора и компьютера.

Кругозор диаметром с кепку.

– Это очень большое упущение родителей. Много веков лучшие люди – самые умные и одарённые – создавали мировую культуру. Те же, кто считает это неважным, полагая, что главное – сделать ребёнка счастливым (а счастлив он, играя в компьютер), фактически лишают его развития, то есть самого важного для выбора жизненного пути. Многие, в лучшем случае, знают только школьную программу. Неудивительно, что к тому возрасту, когда уже пора выбрать профессию, вуз, детей ничего не интересует, они даже над этим не задумываются.

Тогда это «интересует» их родителей.

– Те, кто поступает по совету, а не потому, что им нужно и интересно, часто разочаровываются, и если не бросают, а всё-таки заканчивают учёбу, то маются с нелюбимым делом, пытаются как-то себя веселить. А как это сделать, если нет культурного вектора? Компьютер, водка, пиво, наркотики, блуд – есть разные способы, как правило, небезобидные.

– Значит, озадачиваться надо даже в средних классах?

– Уже начиная со второго-третьего класса у ребёнка должны появляться какие-то интересы. Если их нет, нужно приложить больше усилий, чтобы заинтересовать его.

Как? Отдали, к примеру, в музыкальную школу – ходить не хочет. Заставлять?

– Понимаете, если чадо вообще желает лишь сидеть перед телевизором, компьютером – это одно. Так дело оставлять нельзя. А если он не хочет заниматься только чем-то определённым – тогда, конечно, не нужно его насиловать. Не хочет ребёнок заканчивать музыкальную школу, а вы не планируете делать из него пианиста, не надо настаивать.

Но есть же много кружков, которые направлены на то, чтобы развить в ребёнке какие-то задатки, расширить кругозор. Нужно стараться подобрать что-то для него подходящее, дать ему попробовать одно-другое. Главное – пробудить интерес. Кому-то нравятся животные, кому-то – история или общение с людьми, потом это поможет в выборе профессии. А человеку важно, чтобы работа ему нравилась, потому что она занимает значительную часть его жизни.

Светлана ПАВЛОВА