Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся

1. Основным
признаком человека как представителя млекопитающих является:

A. Дифференцированные зубы

Б. Четырехкамерное сердце

B. Выкармливание детенышей молоком

2. Основной отличительной чертой
человека как биологического вида является:

A. Мышление, сознание и речь

Б. Точная координация движений

B. Цветовое зрение

3. Первым прямоходящим гоминидом,
умевшим изготавливать примитивные каменные орудия, является:

A. Человек умелый

Б. Человек прямоходящий

B. Человек разумный

4. Ископаемые люди современного типа,
обладающие развитой речью и мышлением, владеющие разными видами искусства,
называются:

A. Кроманьонцы

Б. Неандертальцы

B. Синантропы

5. Первый атлас анатомически точных
рисунков костей, мышц и внутренних органов был создан:

A. Леонардо да Винчи

Б. Андреасом Везалием

B. Клавдием Галеном

6. Яйцеклетка человека как основа
развития нового организма была открыта:

A. Карлом Бэром

Б. Петром Франциевичем Лесгафтом

B. Николаем Ивановичем Пироговым

7. В ядре соматических клеток
человека:

А. 46 хромосом

Б. 23 хромосомы

В. 44 хромосомы

8. Основная функция митохондрий:

А. Синтез ДНК

Б. Синтез АТФ

В. Синтез углеводов

9. Клеточная мембрана:

A. Обладает избирательной проницательностью
для различных веществ

Б. Непроницаема

B. Полностью проницаема для любых веществ

10. Железы внутренней секреции
выделяют в кровь:

А. Витамины

Б. Минеральные соли

В. Гормоны

11. Транспортную функцию в организме
выполняет:

Б. Жировая ткань

В. Хрящевая ткань

12. Стенки сосудов и внутренних
органов образованы клетками:

A. Гладкой мышечной ткани

Б. Поперечно-полосатой скелетной мышечной
ткани

B. Поперечно-полосатой сердечной мышечной
ткани

13. Гормон роста синтезируют клетки:

A. Надпочечников

Б. Гипофиза

B. Щитовидной железы

14. Примером железы смешанной секреции
является:

А. Гипофиз

Б. Поджелудочная железа

В. Надпочечники

15. Недостаток синтеза инсулина
вызывает:

А. Кретинизм

Б. Гипогликемию

В. Сахарный диабет

16. Импульсы от тела нейронов проходят
по:

A. Аксонам

Б. Дендритам

B. Рецепторным окончаниям

17. Отдел нервной системы,
иннервирующий внутренние органы, называется:

А. Вегетативная

Б. Соматическая

В. Центральная

18. Нейроны, которые расположены в
пределах ЦНС и участвуют в осуществлении рефлекса, называются:

А. Чувствительные

Б. Вставочные

В. Эффекторные

19. Центры управления
сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной системой расположены:

A. В среднем мозге

Б. В промежуточном мозге

B. В продолговатом мозге

20. Ориентировочные рефлексы на
зрительные и слуховые импульсы осуществляются:

A. Промежуточным мозгом

Б. Средним мозгом

B. Мозжечком

21. Зрительная зона коры расположена:

A. В лобной доле

Б. В височной доле

B. В затылочной доле

22. Количество света, поступающего в
глазное яблоко, рефлекторно регулируется с помощью:

А. Роговицы

Б. Зрачка

В. Сетчатки

23. Функцию вестибулярного аппарата
выполняют:

A. Улитка

Б. Барабанная перепонка

B. Полукружные каналы

24. В мышцах, надкостнице, внутренних
органах расположены:

A. Болевые рецепторы

Б. Механорецепторы

B. Терморецепторы

25. Барабанная перепонка преобразует
звуковые колебания в:

A. Механические

Б. Электрические

B. Электромагнитные

26. Плечевая кость относится:

А. К плоским костям

В. К трубчатым костям

Б. К смешанным костям

27. Рост костей в толщину
осуществляется за счет:

Б. Надкостницы

В. Костного мозга

28. Швы образуются между костями:

А. Грудной клетки

Б. Позвоночника

В. Черепа

29. Атлантом называют:

A. Шейный позвонок

Б. Грудной позвонок

B. Поясничный позвонок

30. Мышцы крепятся к костям при
помощи:

А. Надкостницы

Б. Сухожилий

Какие отличительные особенности есть у человека? Этот вопрос многих интересует. Ведь люди - это вовсе не животные. Они чем-то отличаются. У человека есть разнообразные навыки и умения, а также черты, которых нет и не будет у приматов. О них необходимо знать. На какие моменты стоит обратить внимание? Какие особенности есть у людей? Все это понять не так трудно, как кажется. Достаточно просто сравнить человека с обычными животными. Вы сразу сможете увидеть отличия.

Речь

Первая черта - разборчивая речь. То есть человек умеет разговаривать. Причем словами, а не просто звуками. Это обусловлено строением гортани. У приматов она находится выше в горле. Это не позволяет разговаривать.

Да, животные тоже между собой общаются. И даже с людьми пытаются. Например, посредством мяуканья - так делают кошки. Тем не менее это все же не речь, хотя подобные звуки и носят коммуникативную функцию. Только человек умеет говорить осмысленно, понятно, отдельными словами и предложениями. Какие есть еще отличительные особенности?

Прямохождение

Следующий отличительный фактор, который имеет место, - это прямохождение. Человек ходит вертикально и прямо. Приматы и животные так делать не могут. Обычно они все же опираются на передние конечности или не совсем прямо держат туловище.

Передвижение на двух ногах характерно преимущественно для людей. В животном мире тоже есть некоторые виды, которые ходят на двух лапах. Но, как уже было сказано, туловище при этом не полностью выпрямлено. Только человек способен ходить перпендикулярно земле.

Шерсть

Человек имеет отличительные особенности в плане волосяного покрова. Даже невооруженным взглядом можно увидеть, что многие представители животного мира покрыты шерстью или перьями/чешуей. Это было задумано природой для защиты от врагов, холода и для маскировки.

У людей все несколько иначе. Человеку не нужна шерсть, чтобы спасаться от холода, поэтому волосяной покров сохранился только в некоторых местах. Например, в подмышечных впадинах и на голове. У мужчин на лице и груди появляется растительность, но все тело полностью не покрывается сплошным слоем меха или пуха.

Человек имеет отличительные особенности. Но какие именно? Что еще способно выделить его на Земле?

Мозг

Мозг - следующий момент, который стоит учитывать при рассмотрении отличий между людьми и животными. И это вполне очевидно. Ни для кого не секрет, что типичный представитель хомо сапиенс имеет довольно крупный развитый мозг. Но это не единственная черта, которая свойственна людям.

Дело все в том, что у человека мозг устроен и развит так, чтобы можно было использовать его по максимуму. Это позволяет творить и рассуждать. Да, у животных и приматов мозг тоже устроен таким образом, чтобы обеспечивалась безопасность жизни. Только уровень развития у него намного ниже. Какие еще можно выделить отличительные особенности человека от обитателей животного мира? Существует довольно много пунктов, которые еще не были перечислены.

Вещи

Одежда и обувь - вот еще две особенности, выделяющие человека. Именно при помощи их люди обеспечивают себе тепло и комфорт. Это и есть замена шерстяному покрову. Никто больше в живом мире не носит ни одежду, ни обувь. Они отличительными особенностями стали лишь для человека.

Правда, на данный момент даже для животных создают специальную одежду. К счастью, подобные новшества имеют место только в отношении домашних питомцев - собак и кошек преимущественно. Но животные могут обходиться без одежки. А вот люди - нет. Поэтому не стоит пренебрегать данным пунктом. Человек самостоятельно изготавливает обувь и вещи, а затем носит их.

Румянец

Характерной отличительной особенностью человека от животных стало наличие румянца. Трудно поверить, но лишь у людей он имеет место. Животные, птицы и прочая живность не умеют краснеть. Это особенность, которая есть только у человека.

Тем не менее появление румянца до сих пор остается загадкой для мира. Непонятно, почему люди краснеют, когда смущаются, например. Ученые объясняют это явление резким приливом крови.

Детство

Отличительные разнообразны. Стоит обратить внимание на то, что период детства у человека длится дольше, чем у приматов или любых других животных. Человеческие детеныши долгое время зависят от родителей и не в состоянии сами себя обеспечивать.

А вот у животных все несколько иначе. Детство у большинства из них длится не больше года. При этом за данный период обычно родители успевают научить детенышей выживать и жить. Выучили основы - детство кончилось. Человек же считается ребенком до 18 лет. Именно столько длится этот период. Правда, обеспечивать себя можно уже приблизительно с 13-14 лет.

Если говорить о младенцах, то человеческие детеныши по сравнению с малышами-зверятами находятся в зависимости от родителей больший промежуток времени. Приблизительно 2 года нужно человеку, чтобы научиться ходить и общаться с себе подобными. У зверей на это уходит не более нескольких месяцев. Так что стоит обратить на это внимание.

Размножение

Состоят отличительные особенности человека от животного из целого списка факторов. На что можно обратить внимание после всего вышесказанного? У людей очень много моментов, которые способны отличить их от обитателей животного мира.

К примеру, можно взять во внимание размножение. Период вынашивания детенышей человека имеет значительные особенности, половое созревание - тоже. Но это не самое главное. Ни для кого не секрет, что животные размножаются до момента потери репродуктивной функции. Это помогает продолжать род. В природе никто просто так не перестает размножаться, это стремление к продолжению рода инстинктивно.

А вот у людей все несколько иначе. Дело все в том, что человек способен продолжать вести привычный образ жизни, даже если не испытывает желания размножаться. То есть у него этот процесс носит избирательный характер. Нет никакого инстинкта, который призывает к обязательному размножению. Люди вообще способны полностью отказаться от рождения детей, причем делается это осознанно, или отложить деторождение "до лучших времен". У животных, как уже было сказано, данная особенность определяется инстинктами, поэтому никаких "отсрочек" быть не может.

Труд

Является труд. Только люди способны осознанно творить. У общества формируется культура, включающая материальные ценности, создаваемые собственноручно. Ни одно животное в мире не способно трудиться и изобретать. У человека для этого есть все: и мозг, и особое мышление, и руки, которые идеально подходят для использования разнообразных инструментов. Вполне объяснимое явление. Животные попросту имеют непригодное для труда строение тела.

Также у людей мышление абстрактное. Иными словами, можно без особых проблем представить, как выглядит тот или иной объект, в природе не существующий. Животные не способны на такое. Плюс ко всему, человек стремится к культурному развитию. Он способен творить, создавать разнообразные культурные ценности. Как говорится, труд отличает человека от животного. И это действительно так.

Характер

У каждого человека есть отличительные особенности характера. Но этот пункт имеет отношение даже к животным. Характер есть у всех. Только проявляется он у людей и животных по-разному.

Люди более совершенны в этом плане. Они богаче демонстрируют свои эмоции и переживания, умеют скрывать те или иные качества. Их характеры можно назвать более детализированными, нежели у животных и приматов.

Каждое живое существо как-то реагирует на те или иные раздражители. Именно это и есть проявление характера. Он закладывается при рождении и никак не корректируется. Только люди умеют в некоторых случаях сдерживаться. А животные не привыкли к такому. Человек умеет контролировать себя и понимает, где можно проявить характер, а где стоит сдержаться. Как видите, люди и животные чем-то похожи. Но у них очень много отличий.

Урок № 2

Тема: ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Цели: определить характерные для человека особенности. Формировать умения: анализировать, сравнивать, обобщать; оформлять результаты логических операций в форме таблицы.

Оборудование : муляжи скелетов человека и млекопитающего животного; таблицы, демонстрирующие их внешнее и внутреннее строение; торс человека; рисунки в учебнике Н. И. Сонина и М. Р. Сапина «Биология, 8 кл.»; рабочая тетрадь к учебнику.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Дать определение понятиям «рудименты» и «атавизмы», записанным в словарике.

Рудименты - это органы, которые когда-то активно функционировали у наших предков, а сейчас утратили свое значение, хотя и сохранились - полностью или частично.

Примеры: копчиковые позвонки и мышцы, ушные мышцы, грубый и густой волосяной покров на теле; шейные ребра и т. д.

Атавизмы - появление у отдельных организмов данного вида (в нашем случае - у человека) признаков, которые существовали у их отдаленных предков, но были утрачены в процессе эволюции.

Примеры: хвостатые люди; волосатые люди и т. д.

2. Проверка заданий, выполненных в рабочей тетради.

1) Дополните схему «Систематическое положение человека». Тип Хордовые

Подтип Позвоночные

Класс Млекопитающие

Отряд Приматы

Семейство Гоминиды, или Люди

Род Человек

Вид Человек разумный

Примечание. Подчеркнутые термины вписаны учащимися.

2) Пользуясь учебником, выпишите признаки, характеризующие человека как представителя типа хордовых: у человека на ранних стадиях развития формируется осевой скелет - хорда; подтипа позвоночных: опорой тела взрослого человека служит внутренний скелет; класса млекопитающих: живорождение; вскармливание потомства молоком; вынашивание самкой плода в своем теле; постоянная температура тела; наличие диафрагмы; семь шейных позвоноков; два поколения дифференцированных зубов; оформленные губы и мускулистые щеки; четырехкамерное сердце; наружное ухо наряду со средним и внутренним; волосяной покров кожи; молочные железы с сосками.

3) Приведите доказательства родства человека и человекообразных обезьян:

- пропорции тела - короткое туловище и длинные ноги;

Сходное строение верхней губы, наружного носа, ушной раковины и др., мимики;

Сходство во внутреннем строении органов, мимической мускулатуры, покровов тела;

Совпадение ряда физиологических особенностей (биохимический состав крови, белковый обмен, структура ДНК, белков и т. д.).

III. Вступительное слово учителя.

Все люди, населяющие Землю в настоящее время, принадлежат к виду Ното 5ар1еп5 (Ьото - человек, зар1еп8 - разумный). Наиболее важные признаки Ното зар1еп8 - вертикальное положение тела и хождение на двух ногах; очень хорошо развитый головной мозг, гибкие кисти рук и объемное цветовое зрение. Совокупность этих признаков дает человеку возможность использовать окружающую среду для того, чтобы кормить и одевать всю свою многочисленную популяцию и создавать поразительные цивилизации. Однако наряду с большими преимуществами человек приобрел предпосылки для различного рода нарушений и даже заболеваний. Сейчас вы выполните работу, которая поможет вам разобраться в сильных и слабых сторонах человека как биологического вида.

Для этого следует:

1) изучить текст учебника на с. 6-7;

2) заполнить таблицу «Особенности человека».

IV. Работа учащихся над текстом учебника и заполнение таблицы «Особенности человека».

Особенности

человека

Преимущества

Недостатки

1. Высокоразвитый головной мозг, его масса 1300-1500 г, что составляет 1/40 часть от массы тела

Благодаря такому мозгу человек обладает великолепными способностями к обучению, логическому мышлению, управлению речью и точной координации зрения и движения

2. Человек передвигается на двух ногах,

Человек может ходить, бегать, прыгать, плавать, нырять,

Поднятие чрезмерных тяжестей может привести к повреждению межпозвоночных

поочередно пе-

взбираться на скалы.

дисков или даже самих по-

ренося свой вес

Значительно возвы-

звонков.

с пятки на

шаясь над поверхно-

Большие перегрузки ведут

пальцы ног

стью земли, человек

к разрастанию костной тка-

ни, травмирующей отходя-

чем видят другие жи-

щие от спинного мозга ко-

вотные таких же раз-

решки спинномозговых

меров

нервов, а это приводит к сильным болям в спине, неправильной осанке, нарушению нервной регуляции работы внутренних органов, а значит - к разным заболеваниям. В стенках тела имеются участки, которые при плохом физическом развитии могут стать зонами образования грыж.

При вертикальном положении тела увеличивается давление крови на стенки кровеносных сосудов. Если ослабленные клапаны вен нижних конечностей не могут воспрепятствовать обратному току крови, развивается варикозное расширение вен. Появляются выпячивания в стенках подкожных вен, что ведет к нарушениям кровотока и различного рода недомоганиям

3. Чуткие и

Позволяют исследо-

гибкие пальцы

вать поверхность

рук

предметов; используя те или иные орудия труда, эффективнее, чем другие млекопитающие, воздействовать на окружающую среду

V. Проверка содержания таблицы.

VI. Дополнительная информация.

Ее может изложить учитель или заранее подготовленный учащийся, а также возможен вариант спонтанного диалога, изложения сообщений.

Примеры такого рода сведений:

1. С линией Ногтю явился в мир первый двуногий «хищник». Его передние конечности с «умелыми» кистями могли свободно манипулировать орудиями, начиная с дубинки.

2. Глаза примата обеспечивали большую стереоскопичность восприятия и различали цвета-дар, которого совсем лишены хищники. В отличие от человека и других приматов хищники не реагируют на неподвижный предмет.

3. Высокое расположение глаз обеспечивает чисто «психологический» перевес. Показательно поведение многих животных: когда им кто-то угрожает, они как можно выше поднимают голову - это означает превосходство, обратное движение выражает подчинение.

Задание на дом: изучить текст учебника на с. 6-7. Повторить из курса «Природоведение» (5 кл.) материал о происхождении человека, об этапах его эволюции.


У р о к 2
ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Ц е л и: определить характерные для человека особенности.
Формировать умения: анализировать, сравнивать, обобщать; оформлять
результаты логических операций в форме таблицы.
О б о р у д о в а н и е: муляжи скелетов человека и млекопитающего
животного; таблицы, демонстрирующие их внешнее и внутреннее
строение; торс человека; рисунки в учебнике Н. И. Сонина и М. Р.
Сапина «Биология, 8 кл.»; рабочая тетрадь к учебнику.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Дать о п р е д е л е н и е п о н я т и я м «рудименты» и «атавизмы»,
записанным в словарике.
Рудименты
которые когда­то активно
функционировали у наших предков, а сейчас утратили свое значение,
хотя и сохранились – полностью или частично.
– это органы,
П р и м е р ы: копчиковые позвонки и мышцы, ушные мышцы, грубый
и густой волосяной покров на теле; шейные ребра и т. д.
Атавизмы – появление у отдельных организмов данного вида (в
нашем случае – у человека) признаков, которые существовали у их
отдаленных предков, но были утрачены в процессе эволюции.
П р и м е р ы: хвостатые люди; волосатые люди и т. д.
2. П р о в е р к а з а д а н и я, выполненного в рабочей тетради.
1) Дополните схему «Систематическое положение человека».
Тип
Подтип
Класс
Отряд
Семейство
Род
Хордовые
Позвоночные
Млекопитающие
Приматы
Гоминиды, или Люди
Человек

Человек разумный
Вид
П р и м е ч а н и е. Подчеркнутые термины вписаны учащимися.
2) Пользуясь учебником, выпишите признаки, характеризующие
человека как представителя типа хордовых: у человека на ранних
стадиях развития формируется осевой скелет – хорда; подтипа
позвоночных: опорой тела взрослого человека служит внутренний
скелет;
класса млекопитающих: живорождение; вскармливание
потомства молоком; вынашивание самкой плода в своем теле;
постоянная температура тела; наличие диафрагмы; семь шейных
позвонков; два поколения дифференцированных зубов; оформленные
губы и мускулистые щеки; четырехкамерное сердце; наружное ухо
наряду со средним и внутренним; волосяной покров кожи; молочные
железы с сосками.
3) Приведите доказательства родства человека и человекообразных
обезьян:
– пропорции тела – короткое туловище и длинные ноги;
– сходное строение верхней губы, наружного носа, ушной раковины и
др., мимики;
– сходство во внутреннем строении органов, мимической
мускулатуры, покровов тела;
– совпадение ряда физиологических особенностей (биохимический
состав крови, белковый обмен, структура ДНК, белков и т. д.).
III. Вступительное слово учителя.
Все люди, населяющие Землю в настоящее время, принадлежат к
виду Homo sapiens (homo – человек, sapiens – разумный). Наиболее
важные признаки Homo sapiens – вертикальное положение тела и
хождение на двух ногах; очень хорошо развитый головной мозг, гибкие
кисти рук и объемное цветовое зрение. Совокупность этих признаков
дает человеку возможность использовать окружающую среду для того,
чтобы кормить и одевать всю свою многочисленную популяцию и
создавать поразительные цивилизации. Однако наряду с большими
преимуществами человек приобрел предпосылки для различного рода
нарушений и даже заболеваний. Сейчас вы выполните работу, которая
поможет вам разобраться в сильных и слабых сторонах человека как

биологического вида.
Для этого следует:
1) изучить текст учебника на с. 8–11;
2) заполнить таблицу «Особенности человека».
IV. Работа учащихся над текстом учебника и заполнение
таблицы «Особенности человека».

Преимущества
1
1. Высокоразвитый
головной мозг, его
масса 1300–1500 г,
2
Благодаря такому мозгу
человек обладает
великолепными
способностями
Недостатки
3

1
что составляет 1/40
часть от массы тела
2. Человек
передвигается на
двух ногах,
поочередно
перенося свой вес с
пятки на пальцы ног
2
к обучению, логическому
мышлению, управлению
речью и точной координаций
зрения и движения
Человек может ходить,
бегать, прыгать, плавать,
нырять, взбираться на
скалы.
Значительно возвышаясь над
поверхностью земли,
человек видит гораздо
дальше, чем видят другие
животные таких же размеров
Продолжение табл.
3
Поднятие чрезмерных тяжестей
может привести к повреждению
межпозвоночных дисков или даже
самих позвонков.
Большие перегрузки ведут к
разрастанию костной ткани,
травмирующей отходящие от
спинного мозга корешки
спинномозговых нервов, а это
приводит к сильным болям в
спине, неправильной осанке,
нарушению нервной регуляции
работы внутренних органов, а
значит – к разным заболеваниям.
В стенках тела имеются участки,
которые при плохом физическом
развитии могут стать зонами
образования грыж.
При вертикальном положении тела
увеличивается давление крови на
стенки кровеносных сосудов. Если
ослабленные клапаны вен нижних
конечностей не могут
воспрепятствовать обратному току
крови, развивается варикозное
расширение вен. Появляются
выпячивания в стенках подкожных
вен, что ведет к нарушениям
кровотока и различного рода
недомоганиям

3. Чуткие и гибкие
пальцы рук
Позволяют исследовать
поверхность предметов;
используя те или иные
орудия труда, эффективнее,
чем другие млекопитающие,
воздействовать на
окружающую среду

Окончание табл.
3
1
4. Глаза человека
обеспечивают
объемное цветовое
зрение
2
Благодаря глазам человек
точно определяет
расстояние, различает цвет,
форму и яркость освещения
предметов.
Человек может следить за
быстрым перемещением
предметов, не поворачивая
при этом головы, при
помощи одного лишь
движения глаз
V. Проверка содержания таблицы.
VI. Дополнительная информация.
Ее может изложить учитель или заранее подготовленный учащийся, а
также возможен вариант спонтанного диалога, изложения сообщений.
Примеры такого рода сведений:
1. С линией Homo явился в мир первый двуногий «хищник». Его
передние конечности с «умелыми» кистями могли свободно
манипулировать орудиями, начиная с дубинки.
2. Глаза примата обеспечивали бóльшую стереоскопичность
восприятия и различали цвета – дар, которого совсем лишены хищники.
В отличие от человека и других приматов хищники не реагируют на
неподвижный предмет.
3.
глаз
Высокое расположение
обеспечивает чисто
«психологический» перевес. Показательно поведение многих животных:
когда им кто­то угрожает, они как можно выше поднимают голову – это
означает превосходство, обратное движение выражает подчинение.
Задание на дом: изучить текст учебника на с. 8–11. Повторить из
курса «Природоведение» (5 кл.) материал о происхождении человека,
об этапах его эволюции.