Что люди не верят в. Майкл Шермер Тайны мозга. Почему мы во все верим. Почему люди не верят в Бога

Религии появились еще очень давно, но еще раньше люди начали верить в различные божества, в паранормальное. Вера в такие вещи и интерес к жизни после смерти появились тогда, когда люди стали людьми: со своими чувствами, мыслями, социальными институтами и горечью по утрате близких.

Раньше всего появились язычество и тотемизм, затем образовывались мировые религии, за почти каждой из которых стоит великий создатель - Бог в разных пониманиях и представлениях в зависимости от веры. Более того, каждый человек представляет себе его по-разному. Что есть Бог? Никто точно на это не ответит.

Рассмотрим ниже в статье вопрос того, почему люди верят в Бога.

Что дает религия?

В жизни человека бывают разные ситуации. Кто-то рождается в очень религиозной семье, поэтому тоже становится таким же. А некоторые испытывают одиночество или попадают в такие случайные опасные ситуации, после которых выживают и после этого начинают верить в Бога. Но на этом примеры не заканчиваются. Причин и объяснений того, почему люди верят в Бога, существует очень много.

Сила веры в Бога порою не знает границ и действительно может принести пользу. Человек получает заряд оптимизма и надежды, когда верит, молится и др., что сказывается благотворно на психике, настроении и организме.

Объяснение законов природы и всего неизведанного

Что есть Бог для людей прошлого? Вера тогда играла ключевую роль в жизни людей. Было крайне мало тех, кто был атеистом. Более того, отрицание Бога порицалось. Цивилизации не были настолько развиты, чтобы объяснять физические явления. И именно поэтому люди верили в божества, отвечающие за разные явления. Например, у древних египтян был Амон, отвечающий чуть позже за солнце; Анубис покровительствовал миру мертвых и так далее. Так было не только в Египте. Славить богов было принято и в Древней Греции, Риме, даже до цивилизаций как таковых люди верили в божеств.

Конечно, со временем происходили открытия. Открыли, что земля круглая, что есть необъятный космос и многое другое. Стоит учесть, что вера никак не связана с умом человека. Многие ученые, первооткрыватели, изобретатели были верующими.

Тем не менее даже до сих пор не найдены ответы на некоторые главные вопросы, такие как: и что было до образования Земли и космоса в целом? Существует теория Большого взрыва, но не доказано, было ли это на самом деле, что было до него, что послужило причиной взрыва и другое. Неизвестно, есть ли душа, реинкарнация и прочее. Ровно как и не доказано точно, что есть абсолютная и полная смерть. На этой почве в мире существует очень много споров, но эту неопределенность и неизвестность никуда не деть, а религии дают ответы на эти извечные вопросы.

Окружение, география

Как правило, человек, рожденный в религиозной семье, тоже становится верующим. А географическое место рождения влияет на то, какой веры он будет придерживаться. Так, например, ислам распространен на Ближнем Востоке (Афганистан, Киргизия и т. д.) и на севере Африки (Египет, Марокко, Ливия). А вот христианство со всеми своими ответвлениями распространено почти во всей Европе, Северной Америке (католицизм и протестантизм) и в России (православие). Именно поэтому в чисто мусульманской стране, к примеру, почти все из верующих являются мусульманами.

География и семья обычно влияют на то, станет ли вообще человек религиозным, но есть еще ряд причин, почему люди верят в Бога уже в более зрелом осознанном возрасте.

Одиночество

Вера в Бога зачастую дает людям некую моральную поддержку свыше. У одиноких потребность в этом немного выше, чем у людей, у которых есть близкие. Это та причина, которая может повлиять на приобретение веры, хотя до этого человек мог быть атеистом.

Любая религия обладает таким свойством, что приверженцы чувствуют себя причастными к чему-то мировому, великому, сакральному. Она также способна дать уверенность в завтрашнем дне. Стоит отметить, что уверенные люди менее зависимы от потребности верить, чем неуверенные.

Надежда

Люди могут надеяться на разные вещи: на спасение души, долгую жизнь или же на излечение от болезней и очищение, к примеру. В христианстве существуют посты и молитвы. С их помощью можно создать надежду на то, что все будет действительно хорошо. Это приносит оптимизм во многих ситуациях.

Некоторые случаи

Как уже упоминалось выше, человек может резко поверить в Бога. Зачастую это бывает после совсем неординарных жизненных событий. После потери близкого человека или болезни, к примеру.

Есть случаи, когда люди вдруг думают о Боге, когда встречаются лицом к лицу с опасностью, после которой повезло: с диким животным, преступником, с ранением. Вера как гарант того, что все будет хорошо.

Страх смерти

Люди боятся многих вещей. Смерть - это то, что ждет всех, но к ней обычно никто не готов. Она случается в непредугаданный момент и заставляет горевать всех близких. Кто-то воспринимает этот конец с оптимизмом, а кто-то нет, но тем не менее он всегда очень неопределенный. Кто знает, что там, по ту сторону жизни? Конечно, хочется надеяться на лучшее, а религии как раз и дают эту надежду.

В христианстве, например, после смерти наступает ад или рай, в буддизме - реинкарнация, что тоже не является абсолютным концом. Вера в душу подразумевает и бессмертие.

Выше мы рассмотрели некоторые из причин. Конечно, не стоит отбрасывать, что вера бывает беспричинной.

Мнение со стороны

Многие психологи и ученые предполагают: неважно, есть ли Бог на самом деле, но имеет значение лишь то, что дает религия каждому человеку. Так, например, американский профессор Стивен Райс провел интересное исследование, где опросил несколько тысяч верующих людей. В опросе выявили, какого верования они придерживаются, а также качества характера, самооценку и много другое. Выяснилось, что, к примеру, миролюбивые люди предпочитают доброго Бога (или стараются его таким видеть), а вот те, кому кажется, что они очень много грешат, каются и переживают по этому поводу, отдают предпочтение строгому Богу в религии, где присутствует страх наказания за грехи после смерти (христианство).

Профессор также считает, что религия дает поддержку, любовь, порядок, духовность, славу. Бог как некий невидимый друг, который вовремя поддержит или же, наоборот, поругает, если это нужно для человека, которому не хватает в жизни собранности и мотивации. Конечно, это все относится скорее к людям, которым необходимо чувствовать какую-то опору под собой. А религия может дать это, а также удовлетворение человеческих основных чувств и потребностей.

А вот ученые из Оксфорда и университета Ковентри пытались выявить связь между религиозностью и аналитическим/интуитивным мышлением. Казалось бы, чем больше в человеке аналитизма, то тем выше вероятность того, что он атеист. Однако результаты показали, что между типом мышления и религиозностью нет никакой связи. Таким образом, выяснили, что склонность к вере в человеке обусловливается скорее воспитанием, обществом, окружением, но никак не дается с рождения и не возникает просто так.

Вместо заключения

Подведем итоги, почему люди верят в Бога. Причин есть много: чтобы найти ответы на вопросы, на которые нельзя никак ответить, потому что "подхватывают" это от родителей и окружения, для борьбы с чувствами и страхом. Но это все лишь малая часть, так как религия действительно многое давала человечеству. Многие люди верили в прошлом, будут и в будущем. Многие религии подразумевают под собой также и творение добра, от которого можно получить удовольствие и спокойствие. Между атеистом и верующим разница лишь в наличии/отсутствии веры, но это никак не отражает личные качества человека. Это не показатель ума, доброты. И уж тем более не отражает социальный статус.

К сожалению, на склонности человека верить во что-либо зачастую наживаются мошенники, выдавая себя за великих пророков и не только. Нужно быть аккуратным и не верить сомнительным лицам и сектам, которых в последнее время становится очень много. Если соблюдать разумность и относиться к религии соответственно, то все будет в порядке.

Журналист, писатель

В Санкт-Петербурге открылся Международный экономический форум, который организаторы называют «русским Давосом», хотя никто из иностранных гостей этот смелый эпитет повторить не решается. Вселенский и нескромный замах — наша черта, вот и премию «Глобальная энергия» мы называем «русским нобелем», потому что до настоящего дотянуться не можем. Так или иначе, в преддверии русского Давоса социологи провели в России несколько масштабных опросов, которые дали очень любопытные результаты.

Федеральный научно-исследовательский социологический центр (бывший Институт социологии РАН) выяснил, что впервые число граждан, которые считают, что страна нуждается в переменах, существенно (56% против 44%) превзошло число тех, кто держится за стабильность. За шесть лет, которые пришлись на очередной срок президентства Путина, число сторонников перемен выросло в два раза.

Цифры и опросы всегда отдают лукавством. Никто не знает, насколько повлияли на эти результаты последние речи президента, который втолковывает гражданам, что страна нуждается в рывке. Президенту смотрят в рот, но ведь и он не глух к настроениям общества. Думаю, этот процесс можно сравнить с перекрестным опылением.

При этом большинство граждан считает, что в ближайшие годы ситуация не только не изменится к лучшему, но даже ухудшится. Полтора столетия назад поэт Некрасов писал: «Жаль только, жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе». Как будто сегодня сказано. И, кстати, по поводу железной дороги Москва — Санкт-Петербург, главной транспортной магистрали форума.

На этой неделе первое заседание в новом составе провело правительство России. Премьер напомнил, что президент поставил серьезные задачи и времени на раскачку нет. Любопытное заявление. Большинство вице-премьеров перекочевало из старого кабмина в новый, и можно сделать вывод, что предыдущие шесть лет они только и делали, что раскачивались. Это делает понятной реакцию Меркель, которая воскликнула, увидев премьера в резиденции Путина: «О, майн готт!»

После обнародования майских указов, которые переполошили чиновников (или они артистично делают вид, что пришли в смятение, ведь предыдущие майские указы они безнаказанно не выполнили), президент поручил правительству до 1 октября 2018 года утвердить основные направления деятельности на период до 2024 года. Необходимо обеспечить вхождение России в пятерку крупнейших экономик мира, обеспечить темпы экономического роста выше мировых при сохранении стабильности, то есть низкой инфляции, а также создание высокопроизводительного технологического экспортно-ориентированного сектора.

Но пока министр экономического развития в Петербурге говорит, что темпы роста в этом году будут еще ниже и без того скромных прогнозов. Что вдруг изменится в будущем, каковы механизмы прорыва, и кто в правительстве поднимет знамя перемен, не ведомо ни одной живой душе.

Какие, к слову, страны, надо обогнать России, чтобы войти в пятерку? Раньше мы соревновались с Португалией, но не догнали и теперь о прежних намерениях забыли. Теперь, если считать по ВВП, то Россия на 13 месте, а на пятом — Великобритания, которой мы уступаем более, чем в два раза. Вряд ли прыжок получится, даже если очень хочется насолить гордым бриттам. Зато можно считать ВВП по паритету покупательной способности. Тогда Россия сейчас на шестом месте и остается достать Германию. Правда, темпы экономического роста у немцев выше и устойчивее, чем в России.

Опросы показывают, что менее всего наши граждане верят в исполнение предначертаний об увеличении продолжительности жизни, наведении порядка в дорожном хозяйстве, строительстве инфраструктуры на селе. А больше всего верят, кто бы сомневался, — в усиление оборонной мощи и в скорый рывок в сфере науки и высоких технологий. Последнее можно объяснить лишь наивным невежеством граждан относительно положения дел в этой области, что усугубилось реформами на ниве просвещения.

Майские указы — благие пожелания, но верит ли в них российский бизнес, которому предстоит под мудрым руководством чиновников реализовать эти заветы президента? Кстати, ПМЭФ проходит под знаком «Новый кабмин — бизнесу». Так вот, доля бизнес-руководителей, которые заявили о неэффективности всех предложений власти, за год выросла с 64% до 69%. Иными словами, больше двух третей лидеров российского бизнеса смотрят на управленческие потуги министров с пессимизмом. Надо подчеркнуть, что это данные ВЦИОМ, который лоялен власти и не позволяет себе заходить за красную черту.

41% бизнесменов заявили, что у правительства отсутствует стратегический план экономического роста. В наличие такого плана верят 16% бизнесменов, но 33% добавляет, что план есть, но он неэффективен. То есть в сумме 74% лидеров бизнеса считает, что правительство лишь реагирует на внешние обстоятельства, но не является субъектом экономики.

В этом принципиальное отличие российской политики от американской. При всей непредсказуемости и экзальтации президента Трампа сохраняется стабильность его курса, который был заявлен в ходе избирательной кампании. В России генерального курса нет ни в политике, ни в экономике — никаких глобальных задач наша президентская кампания не заявляла. Зато мы можем безошибочно предсказать, как поведет себя власть в данную минуту под давлением внешних обстоятельств, которыми могут быть санкции, вылазки внутренних крамольников или прочие удары судьбы. Кстати, на форуме глава Сбербанка Греф заявил, что задуманные властью контрсанкции могут отпугнуть от России последних инвесторов.

Конечно, экономика России не окрашена в одни лишь черные тона. Растут инвестиционные рейтинги. Всего за пять лет в рейтинге Всемирного банка Россия поднялась со 120 на 35 место. Но эти достижения касаются крупных проектов в сырьевом секторе. А малый и средний бизнес, который обеспечивает инновационный потенциал, все глубже погружается в пессимизм. Число бизнесменов, у которых дела пошли хуже, выросло за год с 59 до 63%. Каждый десятый бизнесмен считает состояние российской экономики катастрофичным, а 68% говорят о глубоком кризисе.

Каких перемен алчут наши граждане? К политическим реформам они глухи. Радикальные перемены их пугают. Разделение властей, свободные выборы, независимость СМИ — на обочине интересов. Главные помыслы — о социальных реформах, о восстановлении патерналистского попечения государства. Не надо строить иллюзии относительно готовности граждан к переменам. Граждане хотят не столько движения вперед, сколько реверсивного движения назад. Ностальгия по советскому прошлому становится главным импульсом ожиданий и предвкушений российского гражданина.

Более того, российские граждане сами не собираются проявлять инициативу и улучшать жизнь к лучшему. Они ждут блюдечка с голубой каемочкой. Лишь два процента трудоспособных граждан говорит о намерении построить собственный бизнес. Это катастрофично мало, и это одна из главных проблем для экономики, которая не может пойти в рост без инициативных и склонных к риску людей, одними стараниями чиновников. В Африке, для сравнения, этот показатель равен 47%, хотя условия для бизнеса там многократно тяжелее российских. Неужели русскому человеку так долго давали по рукам, что он разучился работать самостоятельно?

И все-таки имеются ли у власти новые предложения, которые приведут страну к росту? Пока свежая идея обнаружилась одна — обсуждается блокировка сайта Booking.com. Не вдаваясь в детали, надо признать, что она сводится к тому, чтобы получить деньги, ничего не создавая. Все те же тарифы, штрафы и акцизы. С такой скудной фантазией мы далеко не уедем.

Сергей Лесков

Тайны мозга. Почему мы во все верим Шермер Майкл

Почему люди верят

Почему люди верят

Системы убеждений могущественны, вездесущи и живучи. На протяжении всей своей карьеры я старался понять, как зарождаются убеждения, как они формируются, что их питает, подкрепляет, бросает им вызов, изменяет и уничтожает. Эта книга – результат тридцати лет поисков ответа на вопрос «Как и почему мы верим в то, во что верим во всех сферах нашей жизни». В данном случае меня интересует не столько то, почему люди верят в странное или в то или иное утверждение, сколько то, почему люди вообще верят. И правда, почему? Мой ответ незамысловат:

Наши убеждения формируются по всевозможным субъективным, личным, эмоциональным и психологическим причинам в условиях окружения, созданных родными, друзьями, коллегами, культурой и обществом в целом; после формирования мы отстаиваем свои убеждения, оправдываем и логически обосновываем их с помощью множества разумных доводов, неопровержимых аргументов и логичных объяснений. Сначала появляются убеждения, и только потом – объяснения этих убеждений. Я называю этот процесс «верообусловленным реализмом», где наши представления о реальности зависят от убеждений о них, которых мы придерживаемся. Реальность существует независимо от человеческого разума, но представления о ней обусловлены убеждениями, которых мы придерживаемся в данный конкретный период.

Мозг – двигатель убеждений. В сенсорной информации, поступающей через органы чувств, мозг естественным образом начинает искать и находить закономерности, паттерны, а затем наполняет их смыслом. Первый процесс я называю паттерничностью (англ . patternicity) – склонностью находить исполненные смысла закономерности, или паттерны, в данных, как имеющих, так и не имеющих значения . Второй процесс я называю агентичностью (англ . agenticity) – склонностью наполнять паттерны смыслом, целью и деятельностью (agency). Мы не можем не делать этого. Наш мозг эволюционировал таким образом, чтобы соединять точки нашего мира в осмысленные рисунки, объясняющие, почему происходит то или иное событие. Эти осмысленные паттерны становятся убеждениями, а убеждения формируют наши представления о реальности.

Когда убеждения сформированы, мозг начинает искать и находить подтверждающие доказательства в поддержку этих убеждений, дополняющие их эмоциональным усилением уверенности, следовательно, ускоряющие процесс аргументации и укоренения, и этот процесс подтверждения убеждений положительной обратной связью повторяется цикл за циклом. Равным образом люди иногда формируют убеждения на основании единственного опыта, имеющего свойства откровения и в общем никак не связанного с их личной предысторией или культурой в целом. Гораздо реже встречаются те, кто после тщательного взвешивания свидетельств «за» и «против» позиции, которой они уже придерживаются, или той, для которой сформировать убеждение еще только предстоит, вычисляют вероятность, трезво принимают бесстрастное решение и больше никогда не возвращаются к этому вопросу. Столь кардинальная смена убеждений встречается в религии и политике настолько редко, что становится сенсацией, если речь идет о заметной фигуре, например, священнослужителе, который обращается в другую религию или отрекается от своей веры, или о политическом деятеле, который переходит в другую партию или обретает независимость. Такое случается, но в целом явление остается редким, как черный лебедь. Гораздо чаще кардинальная смена убеждений встречается в науке, но далеко не так часто, как можно ожидать, руководствуясь идеализированным образом возвышенного «научного метода», принимающего во внимание только факты. Причина заключается в том, что ученые – тоже люди, в неменьшей степени подверженные влиянию эмоций, формирующие и закрепляющие убеждения под воздействием когнитивной предубежденности.

Процесс «верообусловленного реализма» построен по образцу того, что называется в философии науки «модельно-зависимым реализмом», представленным космологом из Кембриджского университета Стивеном Хокингом и математиком и популяризатором науки Леонардом Млодиновым в их книге «Высший замысел» (The Grand Design ). В ней авторы объясняют: поскольку ни одна модель не в состоянии объяснить реальность, мы вправе пользоваться разными моделями для разных аспектов мира. В основе модельно-зависимого реализма «лежит идея, что наш мозг интерпретирует исходные данные, получаемые нашими органами чувств, посредством построения модели окружающего мира. Когда подобная модель позволяет успешно объяснить те или иные события, мы стремимся приписать ей, равно как и составляющим ее элементам и концепциям, качество реальности или абсолютной истины. Но возможно существование различных способов, которыми можно смоделировать такую же физическую ситуацию, но с использованием отличных фундаментальных составляющих и концепций. Если две такие физические теории или модели с достаточной степенью точности позволяют предсказать одни и те же события, одна из них не может считаться более реальной, нежели другая; более того, мы вольны использовать ту модель, которую сочтём наиболее подходящей».

Кардинальная смена убеждений встречается в религии и политике настолько редко, что становится сенсацией.

Я зайду еще дальше в своем утверждении, что даже эти разные модели в физике и космологии, применяемые учеными для объяснения, допустим, света как частицы и света как волны, – сами по себе убеждения. В сочетании с физическими, математическими и космологическими теориями высшего порядка они образуют целые мировоззрения, относящиеся к природе, следовательно, верообусловленный реализм – это модельно-зависимый реализм высшего порядка. Вдобавок наш мозг наделяет убеждения ценностью. Существуют веские эволюционные причины, по которым мы формируем убеждения и расцениваем их как хорошие или плохие. Я рассмотрю эти вопросы в главе о политических убеждениях, а пока скажу только, что развившиеся у нас племенные склонности побуждают нас объединяться с единомышленниками, теми членами нашей группы, которые мыслят, как мы, и противостоять тем, кто придерживается иных убеждений. Таким образом, когда мы слышим о чьих-то убеждениях, отличающихся от наших, мы по своей природе склонны отмахиваться от них и отвергать, как абсурд, зло или и то, и другое. Это стремление осложняет попытки изменить взгляды, несмотря на новые доказательства.

В сущности, не только научные модели, но и все модели мира служат основанием нашим убеждениям, и верообусловленный реализм означает, что мы не в состоянии избежать этой эпистемологической ловушки. Однако мы можем воспользоваться инструментами науки, предназначенными для того, чтобы проверять, соответствуют ли конкретная модель или убеждение, касающиеся реальности, наблюдениям, сделанным не только нами, но и другими людьми. Несмотря на то, что архимедовой точки опоры за пределами нас самих, точки, с которой мы могли бы увидеть Истину, относящуюся к Реальности, не существует, наука – лучший из когда-либо изобретенных инструментов для приспосабливания приблизительных истин, касающихся условных реальностей. Таким образом, верообусловленный реализм – это не эпистемологический релятивизм, где все истины равноправны и реальность каждой заслуживает уважения. Вселенная действительно началась с Большого взрыва, возраст Земли на самом деле исчисляется миллиардами лет, эволюция действительно происходила, и всякий, кто верит в обратное, на самом деле заблуждается. Несмотря на то, что птолемеева геоцентрическая система соответствует наблюдениям так же, как гелиоцентрическая система Коперника (по крайней мере, во времена Коперника), сегодня никому не придет в голову считать эти модели равными, так как благодаря дополнительным цепочкам свидетельств нам известно, что гелиоцентризм точнее соответствует действительности, нежели геоцентризм, хотя мы и не можем провозгласить, что это Абсолютная Истина, касающаяся Реальности.

С учетом вышеизложенного представленные мною в этой книге свидетельства показывают, насколько зависимы наши убеждения от множества субъективных, личных, эмоциональных и психологических факторов, которые превращают наше представление о реальности в «колдовское зеркало», «полное суеверий и обмана», по язвительному выражению Фрэнсиса Бэкона. Мы начинаем рассказ случаями из жизни, свидетельствами из историй веры трех человек. Первый из них – рассказ человека, о котором вы никогда не слышали, но который много десятилетий назад однажды ранним утром пережил события настолько глубокие и судьбоносные, что занялся поисками высшего смысла в космосе. Вторая история – о человеке, о котором вы скорее всего слышали, поскольку это один из величайших ученых нашей эпохи, однако и он однажды рано утром пережил судьбоносное событие, благодаря чему утвердился в решении совершить религиозный «рывок веры». Третий рассказ о том, как я сам превратился из верующего в скептика, и о том, что я узнал и что в итоге привело к профессиональному научному изучению систем убеждений.

Научный метод – лучший из когда-либо изобретенных инструментов для установления связи наших убеждений с реальностью.

От повествовательных свидетельств мы перейдем к структуре систем убеждений, к тому, как они образуются, развиваются, укрепляются, меняются и исчезают. Сначала рассмотрим этот процесс в общих чертах с помощью двух теоретических конструктов, паттерничности и агентичности , а затем углубимся в вопрос развития этих когнитивных процессов, а также посмотрим, какой цели они служили в жизни наших предков и служат в нынешней жизни. Затем займемся мозгом – вплоть до нейрофизиологии структуры системы убеждений на уровне единственного нейрона, а потом по восходящей восстановим процесс формирования мозгом убеждений. После этого мы изучим действие системы убеждений по отношению к вере в религию, загробную жизнь, Бога, инопланетян, заговоры, политику, экономику, идеологию, а затем узнаем, как сонмы когнитивных процессов уверяют нас, что наши убеждения истинны. В заключительных главах мы поговорим о том, каким образом мы узнаем, что какие-то из наших убеждений правдоподобны, определяем, какие закономерности истинны, а какие ложны, какие факторы реальны, какие нет, как наука выступает в роли устройства для окончательного выявления закономерностей, обеспечивая нам некоторую степень свободы в рамках верообусловленного реализма и некоторый измеримый прогресс, несмотря на психологические ловушки.

Из книги Искусство торговли по методу Сильва автора Бернд Эд

Из книги Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных автора Берн Эрик

Из книги Язык жестов - путь к успеху автора Вильсон Гленн

3. Почему люди видят сны? Теперь читателю нетрудно понять, что такое сновидение. Это попытка ослабить напряжение Ид галлюцинацией осуществления какого-нибудь желания. Ид непрерывно стремится к удовлетворению и наяву, и во сне. В часы бодрствования его прямому выражению

Из книги Психика в действии автора Берн Эрик

ГЛАВА 1 ПОЧЕМУ ЛЮДИ ВЕРЯТ СВОИМ ГЛАЗАМ Она казалась очень дружелюбной, но что-то в ней меня насторожило… У нас много общего, но я почему-то чувствую, что не могу на него положиться… У нее, конечно, отличная профессиональная подготовка, но я не думаю, что она годится для этой

Из книги Вредные люди вокруг нас [Как с ними бороться?] автора Гласс Лилиан

3. Почему люди видят сны? С учетом всего вышесказанного читателю теперь должно быть нетрудно понять, что такое сновидение. Это попытка ослабить напряжение Ид с помощью галлюцинации исполнения какого-нибудь желания. Ид стремится к удовлетворению непрерывно, как наяву, так

Из книги Радость, гадость и обед автора Херцог Хел

Почему эти люди вредны? По моему глубокому убеждению, настоящих злодеев на свете немного. Все мы родились невинными, прелестны­ми, счастливыми, открытыми, добродушными и милыми. Исследования показали, что младенцы не рождаются злы­ми и ненавидящими.Мы не знаем,

Из книги Гибкое сознание [Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей] автора Дуэк Кэрол

3 Любовь к домашним животным Почему люди (и только люди) любят своих питомцев Считайте животных-компаньонов почти людьми - и не слишком ошибетесь. М. Б. Холбрук Июль 2007 года. Антуан, молодой француз чуть за двадцать, подходит к девушке, прогуливающейся по большому

Из книги Опоздания и невыполненные обещания автора Красникова Ольга Михайловна

Почему люди разные? Испокон веков люди мыслят по-разному, действуют по-разному и преуспевают по-разному. А потому рано или поздно возникает вопрос: почему люди разные, почему некоторые из них более умны или порядочны и нет ли чего-то такого, что делает их такими раз и

Из книги Как развить интуицию и скрытые особенности автора Лысенко Оксана

Почему люди опаздывают? Любой, даже самый ответственный человек иногда опаздывает. Но одно дело, когда опоздание – исключение из правила или следствие объективных внешних причин, другое – когда человек опаздывает регулярно, независимо от обстоятельств. В первом случае

Из книги НАУКА О ЛЮБВИ автора Салас Соммэр Дарио

Люди верят, что транс существует Транс (от фр. transir - «оцепенеть») - целый ряд измененных состояний сознания (ИСС), а также функциональное состояние психики, связывающее и опосредующее сознательное и бессознательное психическое функционирование человека, в котором,

Из книги Необычная книга для обычных родителей. Простые ответы на самые част(н)ые вопросы автора Милованова Анна Викторовна

Из книги Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми автора Макграт Хелен

Из книги Не бери в голову автора Пэйли Крис

Люди не верят даже тому, что видят собственными глазами Бывает трудно убедить людей, что такая модель поведения реально существует. Многие представляют себе социопатов только в образе серийных убийц, а не обычных людей, которые во многом ведут себя вполне нормально.

Из книги Тайны мозга. Почему мы во все верим автора Шермер Майкл

Люди, которые не верят в свободу воли, выбирают дурной путь Свобода воли представляется достойной предпосылкой нравственности. Если я не контролирую свои хорошие и дурные поступки, то как же я могу отвечать за свои действия? Также кажется очевидным, что выбор, который

Из книги автора

Почему люди верят Системы убеждений могущественны, вездесущи и живучи. На протяжении всей своей карьеры я старался понять, как зарождаются убеждения, как они формируются, что их питает, подкрепляет, бросает им вызов, изменяет и уничтожает. Эта книга – результат тридцати

Из книги автора

Почему люди верят в заговоры Почему люди верят в весьма маловероятные заговоры? По-моему, по той причине, что их фильтры, выявляющие паттерны, широко открыты, следовательно, любые паттерны признаются истинными, а потенциально ложные паттерны никак не отсеиваются.

Здоровое недоверие — это тонкий голосок в голове, который в нужный момент шепнет: «Горит зеленый, но посмотри-ка налево, чтобы не получилось, что пешеход был скорее прав, чем жив». Нездоровое — это рев иерихонских труб, заглушающий здравый смысл. И ты часами стоишь на ночной проселочной дороге, ожидая шальную« Феррари», ведь никто ж не застрахован?

Подозрительность мешает человеческой близости, и ты остаешься в одиночестве. На доверие люди подсознательно реагируют с энтузиазмом. А если ты выбираешь тактику ежа и поворачиваешься к миру иголками, то и в ответ к тебе оборотятся… скажем так, не лицом.

Недоверие — это страх, и окружающие его чувствуют. Оно лишает многих возможностей: скажем, ты считаешь, что в компанию мечты можно попасть только по знакомс­тву, поэтому даже не пытаешься туда позвонить и превращаешься в пресловутый лежачий камень.

А еще и в книгах, и в фильмах, и в жизни недоверчивые, подозрительные, мнительные персонажи — это всегда грустные, несчастные люди, которых хочется приласкать и накормить оладушками. Хочешь примеры? Пожалуйста.

Голлум

Подозрительность как проекция

В книге

Ради симпатичного колечка Голлум готов на любую подлость: соврать, убить, пнуть беззащитного котенка, а потому думал, что и в других кольцо убило остатки человечности(или хоббитовости). Как говорил мудрый Гэндальф, предатели всегда недоверчивы.

В реальной жизни

Ты же знаешь, что ради симпатичного обручального колечка(чем не кольцо всевластия?) девушкам тоже случается совершать разные нехорошести: имитировать оргазм, например, любовь к кулинарии, интерес к классическому року, да и просто имитировать любовь. Неудивительно, что после свадьбы эти особы не слишком-то верят в любовь мужа и в его верность.

Что делать

Ты сама знаешь, как нужно исправлять такую ситуацию, правда? Почему ты уверена, что обман — самый короткий путь из точки, А в точку Б? Пора перестраиваться. Научишься быть честной в отношениях — научишься и доверять.

Ослик Иа-Иа

Подозрительность как неуверенность в себе самом

В книге

Меланхоличный ослик обладает заниженной самооценкой, а собственное отражение в воде для него — «душераздирающее зрелище». Он не думает, что может быть кому-то интересен, даже собственному хвосту.

В реальной жизни

Именно неуверенность в себе мешает поверить в то, что тебя, такую обыкновенную(толстую, глуповатую, странную), может кто-то любить. И ты остаешься с нелюбимым мужчиной, ходишь на нелюбимую работу, просто потому что не веришь, что сможешь найти что-то лучше.

Что делать

Работай над самооценкой, тяни ее за уши(а не себя, как, судя по ушам, делал Иа-Иа), пока не решишь, что хороша сама и заслуживаешь светлых событий и любящих людей вокруг.

Коробочка

Подозрительность как черта характера

В книге

Боязливая гоголевская героиня живет с постоянной мыслью« Бедную вдову всякий обмануть может». Конечно, сомневаться в проходимцах вроде Чичикова сам бог велел, и здесь она оказалась права, но есть же на свете приличные люди!

В реальной жизни

Подруга приветливо тебе улыбается? Наверное, хочет взять денег взаймы. Шеф приветливо улыбается? Явно попросит тебя поработать в выходные. Доктор приветливо улыбнулся? Он точно пропишет тебе какой-нибудь фуфломицетин за много-много денег. В общем, кругом враги, дайте мне парабеллум — отстреливаться и уходить огородами.

Что делать

Возможно, период, в который обычно у ребенка закладывается базовое доверие к миру, для тебя прошел неудачно. Вероятно, ты даже не помнишь, как и когда все случилось. Вот психолог Эрик Эриксон считал, что именно в первый год жизни малыша ему очень важно знать: какая бы беда ни приключилась, придет мама и все исправит. Но если мама не приходит на помощь раз, второй, третий, три тысячи третий(да-да, «Не нужно приучать к рукам» и «Пусть проплачется»), ребенок понимает: маме верить нельзя, а уж если ей нельзя, то весь остальной мир автоматически подпадает под презумпцию вины.

Решать проблему базового недоверия к миру самому очень трудно, правильнее делать это с помощью психотерапевта. Но в конкретной ситуации все же попробуй такой прием: сначала представь себе, что случится, если ты не поверишь кому-то(потеряешь интересную возможность, потеряешь самого человека и т. д.). Теперь представь, что произойдет, если ты поверишь и тебя обманут, — какие будут последствия, сможешь ли ты с ними справиться? И подумай, какая из двух проигрышных ситуаций пугает тебя меньше…

Атос

Подозрительность как следствие неудачного личного опыта

В книге

Мушкетеру не повезло с женой. Ему бы забыть и найти себе хорошую девушку, но не сложилось. И Атос превратился в человека, который при упоминании женского пола только и может что пить и петь: «Есть в графском парке черный пру-у-уд…»

В реальной жизни

Все люди так или иначе сталкивались с предательством. Ты по секрету рассказала лучшей подруге, что целовалась с Толиком из второго« б», а через день об этом было написано даже на заборе. Потом Толик вырос и обещал целовать только тебя, а сам, оказывается, сливался в экстазе с той самой бывшей подругой.

Что делать

Недоверие в подобном случае — это защитная реакция человека, которому однажды сделали очень больно. Но этот факт не должен омрачать отношения в настоящем. Сделай выводы, и не по принципу« Верить никому нельзя», а «Теперь я лучше понимаю, кому верить можно». Не молчи о своих проблемах. Расскажи мужу о подлеце Толике, о том, как сильно он подорвал твою веру в мужчин. А пока пусть не сердится на твои бесконечные« Во сколько будешь дома?» и «Кто это звонил?»

Отелло

Подозрительность, навязываемая извне

В книге

Ревнивый мавр доверчив, как пятилетнее дитя, у которого хулиганы ни разу не отнимали совочек в песочнице. Он слушает всех подряд, чем всякие яго и пользуются.

В реальной жизни

Ты можешь даже не заметить, как заботливый муж потихоньку отвадил от тебя всех подруг: «Не общайся с Катей — она сплетница, не дружи с Варей — она со мной заигрывала, не звони Маше — она за глаза тебя знаешь как называет…» Получается, что все вокруг плохи, и лишь муж весь в белом, на коне и с шашкой наголо. Ты думаешь, он этой шашкой тебя от врагов защищает? Вот только в брошюре« Практическое руководство для домашнего тирана» изоляция жертвы стоит первым пунктом.

Что делать

В тебе всеми силами пытаются воспитать подозрительность? Оцени, насколько обоснованны обвинения, а потом задай себе вопрос, каковы мотивы этих сторонников сепаратизма. Одно дело, когда мама предупреждает, что садиться в машину к незнакомым мужчинам — чревато, совсем другое, когда лицо в телевизоре убеждает: не ешь сосиски других фирм, они невкусные и генно-модифицированные, зато наши, производства« Рога и копыта», самые сочные и свежие. А ведь немного проницательности — и Дездемона осталась бы жива, и ты бы не отравилась рогами и копытами.

Мы в ответе

Для настройки личного трастомера(от англ. trust — «доверие») делай ставку на оперативную информацию. Например, чтобы определить, насколько ты можешь доверять конкретному человеку, последуй совету Марты Бек, социолога и лайф-коуча, и ответь на шесть простых вопросов.

  • М. обычно не опаздывает?
  • Если М. что-то пообещал, то он, как правило, сдерживает обещание?
  • Когда М. рассказывает о каком-то происшествии, его описание совпадает с рассказами других участников события?
  • Ты когда-нибудь слышала, как М. врет(пусть и не тебе)?
  • Бывает, что М. порой недоговаривает, чтобы избежать конфликта?
  • Тебе случалось видеть, чтобы М. сам делал что-то, что он осуждает в других людях?

Ты ответила« да» на первые три вопроса и «нет» — на последние три? В надежности М. можешь не сомневаться. И хотя большинство людей не идеальны, они заслуживают того, чтобы остаться в твоей жизни. Скажем, у меня есть подруга, которая может запросто бросить меня одну посреди пустыни, помани ее пальцем блондин спортивного вида. Зато если мне срочно понадобятся бумажные салфетки, тысяча евро и левая почка(и рядом не маячит ни один блондин), я знаю, что полностью могу на подругу рассчитывать. А еще я верю в свою способность избегать ситуаций, где ей пришлось бы делать выбор между мной и блондином.

На протяжении веков человечество верует в Бога. На каких бы континентах и в каких странах люди не проживали, все они посещают храмы, поклоняясь высшим силам. Почему люди это делают, почему верят в Бога? Ответ прост: население той или иной страны уже родилось с определенной верой, например, индусы, мусульмане, грекокатолики и т.д. Людям не позволяют усомниться в вере, убеждая в существовании Бога.

Вдобавок, возникают еще некоторые социальные ситуации, из-за которых верующие придерживаются строго, установленных религиозных правил. Каждая церковь создает сообщества и дает прихожанам чувство поддержки при необходимости. Многие области прагматической жизни свели к нулю свои ценности, а религиозные сообщества заполнили такие пустоты. Верование в Бога убеждает людей в том, что так можно обрести наставника в сложные времена.

Большинство людей, анализируя сложность создания вселенной или созерцая красоты природы, осознают, что в нашем мироздании есть нечто большее, что и могло сотворить такое великолепие, а также физический мир, окружающий нас.

В прошлом все религии выдвинули свои суждения об истории возникновения жизни. В каждой из них изложено, что все было сотворено высшей силой – Богом. Однако это один из большинства ответов, почему люди верят в Бога.

Возможно, основная причина верования в Бога исходит из личного опыта отдельно взятой личности. Пожалуй, что кто-то услышал ответ на молитвы, кто-то получил предупреждение в опасный момент, на кого-то сошла благодать, и он выздоровел, став при этом счастливым человеком; кто-то, получив благословение, с успехом окончил начатое дело. Так возникает чувство счастья и успокоения, это побуждает ходить в церковь, знакомиться со священными писаниями.

На сегодняшний момент колоссальное количество людей, вопреки бессчётным достижениям техники, пребывают в депрессивном несчастном состоянии. Это происходит из-за социальных проблем и каких-то жизненных лишений, а также из-за стремления большинства к сравнению личной жизни с жизнью успешных людей.

Также люди верят в Бога для того, чтобы стать счастливыми, понять . Некоторым индивидам необходимы строгие правила, позволяющие им контролировать их действия, другим, напротив, требуется больше самовыражения и свободы. Верование в Бога позволяет понять человеку его цели и ценности. Вера дает вероятность предопределить свои приоритеты, переосмыслить отношения с близкими, требования к себе и социуму.

Религия помогает найти ответ: в чем смысл жизни. Для каждой личности этот вопрос на протяжении жизни остается главным. Эта духовная проблема имеет отношение к определению окончательной цели существования. Не каждый способен ответить, в чем смысл бытия. И даже осознав смысл, не каждой личности удается аргументировано обосновать его. Но что интересно, так это то, что в каждом индивиде присутствует потребность отыскать смысл и разумно его оправдать. Решая вопрос смысла жизни, человеческое встает перед неизбежностью выбора одной из двух вероятных альтернатив, поскольку множество мировоззрений в результате ограничивается двумя направлениями: религия или атеизм. Человеку приходится выбирать между религией и атеизмом.

Сложно дать определение, что такое религия. Однако можно определённо утверждать: религия – факт социальной жизни. Слово «религия» дословно означает запрягание, связывание. Вероятно, что исходно этот термин обозначал привязанность личности к чему-то неизменному, священному.

Понятие религия было впервые применено в речах римского политика и оратора I в. до н. э. Цицерона, который противопоставил религию другому слову, значащему суеверие (мифическое, темное верование).

Само понятие «религия» в обиход пришло впервые века христианства и обозначало философскую, нравственную и глубокую систему.

Первоначально элементом всякой религии есть вера. Вера была и будет важным свойством сознания индивида, главным мерилом духовности.

Любая религия существует благодаря религиозной деятельности. Теологи составляют труды, преподаватели обучают основам религии, миссионеры распространяют веру. Однако стержнем религиозной деятельности является культ (с латинского языка – почитание, возделывание, уход).

В культ включается понимание всей совокупности действий, совершающихся верующими с целью поклонения Богу или каким-то сверхъестественным силам. К ним относят молитвы, обряды, религиозные праздники, богослужения, проповеди.

Предметы культа, священство, храмы могут отсутствовать в некоторых религиях. Есть религии, где культу отводится несущественное значение или он может быть незаметен. Хотя в целом в религии сама роль культа весьма значима. Люди, осуществляя культ, коммуницируют, обмениваясь информацией и эмоциями, созерцают великолепные произведения живописи, архитектуры, слушают священные тексты, молитвенную музыку. Все это способствует увеличению религиозных чувств прихожан, объединяет их, помогая достичь духовности. Вместе с тем церковь навязывает свои суждения, правила, что отрицательно может сказаться на психике людей.

Минусы и плюсы религии

Религия веками успешно окутывала сознание человека «паутиной» неисполнимых , конструкциями мироздания, загробного существования и пр. Укрепляясь так в сознании людей и в памяти поколений, делаясь частью культурного потенциала, религия получила некоторые культурно-этические и социально-политические функции.

Под функциями религии понимают способы религиозного влияния на жизнь общества. Функции религии порождают, как плюсы, так и минусы.

Плюсом любой религии выступает то, что вера помогает верующим легче перенести негативные эмоции. Другими словами религия дает утешение, нивелируя отрицательные эмоции (отчаяние, горе, переживание печали, одиночества и пр.). Религиозное утешение это специфическая форма психотерапии, причем эффективная и дешевая. Благодаря такому утешению человечество смогло выстоять в историческом прошлом, выживает и сейчас.

Второй плюс функции религии выражается в том, что она способствует коммуникации людей с общим мировоззрением.

Коммуникация является значимой потребностью и ценностью в жизни. Ограниченность в общении или его отсутствие заставляют людей страдать.

Особенно переживают остро недостаток общения большинство пенсионеров, однако бывает, что и молодежь попадает в это число. Религия помогает всем преодолевать эту негативную сторону жизни.

Минусы религии отмечают только историки, поскольку богословы убеждены, что у религии минусов нет.

Историки причисляют к минусам отчуждение людей по мировоззренческому признаку. Имеется в виду, что прихожане разных конфессий относятся друг к другу или безразлично, или враждебно. Чем сильнее пропагандируется идея избранности в религии, тем более выражено происходит отчуждение между верующими различных конфессий. Однако есть религия (бахаизм), кодекс морали которой осуждает такое поведение и причисляет его к нравственному пороку.

Вторым минусом, по мнению историков, является снижение уровня социальной активности верующих.

Социальная активность – это нерелигиозная деятельность, целью которой выступает служение социуму, например, общественно-полезный труд, политическая деятельность, научно-культурная деятельность.

Религии из-за мировоззренческой функции мешают участию людей в общественно-политической деятельности (участие в митингах, выборах, демонстрациях и т.д.). Это происходит, как через прямые запреты, но зачастую из-за того, что для общественной деятельности совсем не остается времени, поскольку личное время посвящено молитвам, обрядам, изучению и распространению религиозной литературы.

Атеисты, пытаясь верующих понять, задаются вопросом, что побуждает людей верить в Бога.

Иногда и религиозные личности замысливаются над этим, наблюдая разнообразие религиозных течений.

Одни полагают, что верование в Бога это вопрос личного предпочтения, другие считают, что без веры человек становится неполноценной личностью, третьи предпочитают помалкивать ввиду убеждения, что люди сами придумали себе веру в Бога. Все мнения противоречивые, за каждым стоит убежденность, отражающая взгляд личности на веру в создателя.

Итак, люди начинают верить в Бога по следующим причинам:

  • рождение в верующей семье. Вероисповедание зависит от местности, в которой проживает семья (например, в Индии живут индусы, в Италии – католики, в Марокко – исламисты и т.д.);
  • некоторые личности приходят к вере, поскольку ощущают потребность в Боге. Они осознанно интересуются религией, творцом, восполняя, таким образом то, чего им не хватает. Они убеждены, что появление человечества неслучайно, у каждого есть предназначение. Такая вера не временный порыв, а глубокая убежденность;
  • даже отдаленный от религии индивид, пережив жизненные испытания, обращается к Богу, например, в период тяжелой болезни;
  • некоторые, поняв ответ на свои мольбы, начинают веровать в Бога по личному желанию, выражая ему свою благодарность;
  • толкает человека к вере. Он может не иметь веры в действительности, однако будет делать видимость верующей личности из-за опасения быть осужденным другими или веровать из-за страха, что с ним станет после смерти.

Причины, почему люди верят в Бога, можно перечислять бесконечно, однако все сводятся к тому, что индивид может иметь поверхностную или глубокую веру. Это будет отражаться или нет на его словах и решениях, а слова, произнесенные вслух «я верю в Бога» не всегда являются истинной.