Что такое аристократия в древней греции. Что сказано в словаре? Что такое Аристократия? Значение и толкование слова aristokratija, определение термина

Курбатов А. А.

Текст приводится по изданию: «Античный мир и археология». Вып. 7. Саратов, 1990. С. 3-14.

С. 3 В отечественной историографии до сих пор сравнительно слабо разработана проблема роли правящих классов в истории. Это относится и к вопросу о месте и значении аристократии в процессах, происходивших в эллинских полисах архаической эпохи. Данная статья, не притязая на его общее решение, посвящена выяснению лишь одной из составляющих его частей, может быть, наиболее наглядной: роли аристократии в военной области. Значимость этой проблемы вытекает из факта принципиального совпадения гражданской, политической и военной организаций выросшего из родовой общины древнегреческого полиса1.

В первую очередь, не вызывает сомнения тесная связь аристократии с кавалерией. Аристотель в нескольких местах «Политики» говорит об этом весьма недвусмысленно. Он указывает, что в древности государства, военная мощь которых базировалась на коннице, имели олигархический строй, приводя в пример Эретрию и Халкиду на Эвбее и Магнесию на Меандре, а также несколько неопределенно упоминая «многие другие» (города) по всей Азии (Arist. Pol. IV. 3. 2. 1289b). Хронологически он относит появление таких режимов к эпохе крушения монархий, когда полноправными гражданами являлись всадники, поскольку в ранних войнах именно конница была решающей силой ввиду отсутствия опыта правильной с. 4 и эффективной организации гоплитов (Arist. Pol. IV. 10. 10. 1297b). Эти соображения Аристотеля разделяются современными авторами2. Экономическая причина аристократизма раннегреческой кавалерии - возможность содержания коней только крупными собственниками (Arist. Pol. VI. 4. 3. 1321a). Современные ученые и здесь согласны с великим философом3.

Вероятно, не случайно халкидские аристократы на Эвбее именовались гиппоботами («воспитывающими коней»), которых Геродот называет «жирными» (Hdt. V. 77). Их упоминает и Страбон, со ссылкой на Аристотеля отмечающий, что в древности во главе правительства «всадников» в Халкиде стояли выбранные на основе имущественного ценза лица, управляющие в аристократическом духе (Strab. X. 1. 8). В соседнем эвбейском полисе Эретрии государственная власть находилась, по Аристотелю (Ath. pol. XV. 2), также в руках всадников (по крайней мере, в период второго изгнания Писистрата из Афин). Плутарх, упоминающий об удалении гиппоботов из Халкиды Периклом, характеризует их как богачей, пользовавшихся особенной славой (Plut. Per. 23). Сходным образом именовались жившие в Магнесии и Колофоне гиппотрофы (ἱπποτρόφοι - «выращивающие коней» (Her. Pont. XXII), причем правящая группа в Колофоне составляла тысячу человек (Her. Pont. XI). По предположению М. Арнхейма, население Колофона составляло около 30000 человек (7500 домовладельцев), а 1000 составляла правящую аристократию4.

Коневодство с древнейших времен было развито в Фессалии, где господствовали аристократические роды Алевадов, Скопадов, Креондов и др., и кавалерия играла важную роль. Так, фессалийцы послали Писистратидам, ввиду вторжения спартанцев, 1000 всадников во главе с царем Кинеем из Кония (Hdt. V. 63). Фессалийская конница была существенной силой (Hdt. VII. 173, 196). Во времена Ксенофонта Фессалийский союз располагал силой в 6000 всадников и более 10000 гоплитов, не считая пельтастов (Xen. Hell. VI. 1. 8-9).

Кавалерия сохраняла известное значение и в Беотии. В битве при Платеях фиванские всадники сражались на стороне персов (Hdt. IX. 69). Известно, что во 2-й половине V в. с. 5 войско Беотийского союза составляли 11000 гоплитов и 1100 всадников (Hell. Oxyr. XI. 3). По тимократической конституции Солона, в Афинах «всадниками» назывались граждане с доходом не менее 300 медимнов5, причем Аристотель особо отмечает, что это название, вероятно, отражает их действительную службу (Ath. pol. I. 7). К сожалению, их количественный состав неизвестен. В период правления Перикла афинская конница (вместе с конными лучниками) насчитывала 1200 всадников (Thuc. II. 13. 7). Поэтому трудно полностью согласиться с мнением А. Берна, что к концу архаической эпохи с ростом военного значения гоплитской фаланги в Греции к югу от Фессалии падает значение кавалерии, которая к началу V в. до н. э. там даже временно исчезает6. Представляется также недостаточно обоснованным мнение Г. Шеманна о том, что в условиях разорения части аристократии и появления богачей из незнатных, только эвпатриды явно обозначают родовую аристократию; «всадники» же могут быть не только аристократами, но и людьми со всадническим цензом7. Совершенно очевидно, что этот термин в значении цензовой категории мог употребляться лишь с позднеархаического времени, с появлением тимократических конституций, в которых, вероятнее всего, зафиксированы реальные доходы аристократов, необходимые для службы в кавалерии.

К этому времени аристократия сложилась вполне, со всеми ее отличительными признаками и идеологией; с ростом же военного значения гоплитской фаланги, повлекшим за собой некоторую демократизацию общества (Arist. Pol. IV. 10. 10. 1297b), коневодство осталось обязанностью и привилегией знатных семейств, как отличительная черта аристократизма8, олицетворяя доблесть и богатство; а старинное богатство и доблесть, по определению Аристотеля (Pol. IV. 6. 5. 1294a), и есть благородство.

Действительно, в традиции разведение коней считалось благородным занятием, свидетельствовавшим о знатности рода9. Пиндар посвящает одну из своих од «конному роду могучих Алкмеонидов» (Pind. Pyth. 7). Коней, выступавших на Олимпиадах, выращивали не только тираны, богатейшие в Греции люди, но и другие представители аристократических с. 6 родов, например, Филаиды (Hdt. VI. 35-36) и Эвпатриды (Thuc. VIII. 73. 3; Plut. Alc. 11) в Аттике. Алкивиад, как и его предки, служил в коннице, о чем свидетельствует спасение Сократа в битве при Делии (Plut. Alc. 7). Нельзя сбрасывать со счета и такие отмеченные М. Финли факты: распространенность изображений всадников на расписной архаической керамике; появление кавалерии в Италии с греческими переселенцами, что придавало гоплитскому войску мобильность на поле боя10.

Несколько сложнее обстоит дело с лакедемонской конницей, о которой достоверно известно только с классического времени11. Правда, имеется туманное свидетельство о реформе спартанской конницы Ликургом (Plut. Lyc. 28). Однако и в классическое время, несмотря на то, что содержание лошадей поручалось богатейшим из граждан, боеспособность спартанской конницы была весьма низкой (Xen. Hell. VI. 4. 10-11). Тем не менее, судя по сообщениям античных авторов, и в Спарте существовали так называемые «всадники». Из сообщений о них ясно, что это было отборное подразделение спартиатов12, насчитывавшее 300 человек13, являвшихся царскими телохранителями14, которыми командовали трое начальников конницы (οἱ ἱππαγρέται)15. «Всадники» выполняли и тайные поручения геронтов и эфоров, что явствует из рассказа о подавлении заговора Кинадона (Xen. Hell. III. 3. 9), а Эфор причислял «всадников» вместе с геронтами к высшим спартанским государственным должностям, указывая при этом, что спартанские «всадники», в отличие от критских, не держат коней (Strab. X. 4. 18). Проблема происхождения и функций спартанских «всадников» стала предметом специального изучения16. Несомненна элитарность этого корпуса, являвшегося важным исполнительным органом17. Нас, однако, интересует лишь происхождение этого отряда. В весьма содержательной статье, исходя из определения некоторыми античными авторами «всадников» как эфебов, Ю. В. Андреев с. 7 присоединяется в этом вопросе к мнению Жанмэра, видевшего в них реликтовую форму юношеского союза гомеровского периода18.

Однако этому противоречит отмеченный Геродотом факт ежегодного перехода старейших (πρεσβύτατοι) из «всадников» в количестве пяти человек в состав ἀγαθοεργοί, выполнявших в течение года посольские функции, для которых юноши вряд ли были пригодны. Срок службы в отряде «всадников» нам неизвестен. Это заставляет с осторожностью относиться к гипотезе о «всадниках» как реликте эпохи военной демократии. Не менее вероятно, что спартанские «всадники» классической эпохи представляли рудимент более позднего периода недолгого господства в Спарте аристократии. Может быть, это были потомки некогда знатных родов или семейств Спарты, происходивших от Гераклидов и слившихся с другими спартиатами в ὅμοιοι.

Символична сама численность «всадников»: она указывает на трехчисленное деление, характерное для дорийцев. Может быть, до реформ Ликурга в Спарте существовал отряд настоящих всадников, составленный из представителей аристократических родов, по 100 от каждого племени? Нельзя исключить и сакрального значения цифры «300»: во время второй Мессенской войны Аристомен сформировал отборный отряд из трехсот человек (Paus. IV. 18. 1); Леонид, направляясь к Фермопилам, отобрал 300 спартиатов, имевших детей (Hdt. VII. 205); в битве при Платеях на призыв Павсания заменить мегарцев откликнулся афинский отряд в 300 отборных бойцов (Hdt. IX. 21); наконец, когда позднее Горгид организовал священный фиванский отряд, его численность также была установлена в 300 мужей (Plut. Pel. 18, 23).

Возвращаясь к архаике, следует согласиться с тем, что прогресс в экономической области (в частности, развитие металлургии и рост торговли) оказал глубокое воздействие и на военное дело: понижение стоимости вооружения и перманентная межполисная борьба способствовали развитию гоплитского строя19. Важно определить роль аристократии в этом процессе. Ч. Старр считает, что появление фаланги не является чисто аристократическим феноменом, поскольку новый с. 8 строй преимущественно комплектовался из свободных крестьян, и подчеркивает, что крупные и мелкие землевладельцы стояли вместе в рядах фаланги, как они стояли вместе против доминирования личного лидерства в политической сфере20. По мнению В. Эренберга, хронологически эти изменения в военной, экономической и политической жизни, будучи соединенными друг с другом частями единого процесса, относятся ко 2-й половине VIII и к VII вв. до н. э., когда на место индивидуального боя пришла тактика тесной фаланги гоплитов, что стало возможно, только когда «рыцари» исчезли, и военный строй стал базироваться на равенстве, находящем свое дополнение в политическом строе как общине свободных людей21. Р. Литтман полагает, что фаланга, подрывавшая власть аристократии, была введена в Греции около 700 г. до н. э. 22; аристократы полностью потеряли контроль над военными силами государства, а их собственная военная роль упала до незначительности23. В отличие от него, М. Финли считает, что преимущества гоплитской фаланги привели к ее доминированию в Греции лишь к концу VII века. Это вызвало глубокие социальные последствия, дав общинникам важную военную функцию, хотя не означало демократизацию армии, так как доспехи были достаточно дороги, и таковым процессом может считаться лишь использование бедняков на флоте, как в Афинах классической эпохи24.

По проблеме хронологии следует отметить асинхронность сходных и тождественных процессов в отдельных районах Греции, а иногда их качественные и количественные различия. Так, можно полагать, что в Спарте гоплитский строй победил в 1-й половине VIII в. до н. э., до первой Мессенской войны, в других полисах - несколько позднее. Но роль, место и значение аристократии в магистральном развитии общества, в том числе и в военной области, на наш взгляд, в большинстве случаев оцениваются необъективно: не следует забывать, что появление гоплитского строя синхронно эпохе господства знати в Греции. Аристотель подчеркивал, что архаические виды государственного строя относятся к числу олигархических и монархических (Pol. IV. 10. 11. 1297b), поскольку гоплитская служба, с. 9 как и кавалерийская, скорее соответствует возможностям состоятельных людей, чем неимущих, и только легковооруженные и матросы соответствуют демократии (Pol. VI. 4. 3. 1321a); стратегию же он считал одной из важнейших функций царской власти (Pol. III. 9. 2-3. 1285a-b).

Античная традиция донесла до нас множество свидетельств о представителях древних царских родов, сохранивших царское достоинство или перешедших в разряд аристократии, но первейшей обязанностью которых оставалось руководство военными действиями. Так, в дорийских общинах правители эпохи архаики возводили свои родословные к Гераклу. В Спарте это были не только царские роды Агиадов и Эврипонтидов25, но и представители других родов, явно потомки прежней аристократии (ср.: Plut. Lys. 24). К Гераклидам возводили свое происхождение царские династии Теменидов в Аргосе, к которым принадлежал знаменитый Фидон (Strab. VIII. 3. 33), в Сикионе (Paus. II. 6. 7) и даже в Македонии26; Эпитидов в Мессении до спартанского завоевания (Paus. IV. 3. 3-8. 15. 4); Бакхиадов в Коринфе (Paus. II. 4. 3-4) и в Верхней Македонии (Strab. VII. 7. 9). Родичами Гераклидов считались этолийские цари (Paus. V. 3. 7).

Царская власть сохранялась в Аркадии, по крайней мере, до 2-й Мессенской войны (Paus. VIII. 1. 4-5. 13), на Кипре, где было несколько мелких царств до греко-персидских войн (Hdt. V. 104-113), в Эпире, в конце концов объединенном царями молоссов, возводившими свой род к Зевсу через Эака, Ахилла и Неоптолема27. В Фессалии эпохи греко-персидских войн гражданская и военная власть находилась в руках династов из знатнейших родов Алевадов, Скопадов и других28, составлявших, по мнению Г. Шеманна, общефессалийское собрание, призывавшее воинов на службу29. Царское происхождение имел род Пенфилидов на Лесбосе (Strab. XIII. 1. 3; Paus. II. 18. 6). Знатнейшие роды Афин и ионийского двенадцатиградья (Медонтиды, Мелантиды, Басилиды, Нелеиды и др.) возводили свою родословную через афинского царя с. 10 Кодра к сыну Нестора Нелею30. Одним из знаменитейших афинских аристократических родов, давших славнейших мужей (Plut. De Herod. malign. 16, 27), в частности, таких известнейших магистратов, как Мегакл и Клисфен, был род Алкмеонидов, в традиции - также потомков пилосского царя Нестора (Paus. II. 18. 8-9). В эпоху Солона афинским главнокомандующим в войне дельфийской амфиктионии с Киррой был явно представитель этого рода по имени Алкмеон (Plut. Sol. 9).

Характерным явлением архаики было возникновение старшей тирании, появившейся во всех наиболее развитых, в социально-экономическом отношении, полисах Греции, за исключением Халкиды на Эвбее, избежавшей ее, по мнению М. П. Нильссона, благодаря раннему расцвету и вовлечению в конце VIII в. до н. э. в длительную войну с Эретрией, и Эгины, отличавшейся большой дифференциацией населения, обычной для преимущественно коммерческого центра31. В определенной степени было бы правомерно рассмотреть военную политику раннегреческих тиранов, их роль в войнах и в организации военного дела, поскольку подавляющее большинство их вышло из аристократии32, и в своей политике выражало определенные тенденции эпохи. Еще Аристотель отмечал склонность тиранов вести войны с целью упрочения личной власти (Arist. Pol. V. 9. 5. 1313b). Помимо агрессивности, для тирана часто создавали отряды телохранителей из наемников (Arist. Pol. V. 9. 4. 1313b). Однако социальная политика тиранов, направленная отчасти в пользу демоса, и недостаток места препятствует включению этого вопроса в данную статью, хотя анализ и изучение общей тенденции внешней политики наиболее передовых полисов в эпоху старшей тирании представляют исключительный интерес. При этом еще раз подчеркиваем, что раннегреческие тираны принадлежали часто по происхождению и всегда по положению к верхушке знати. Ч. Старр правильно называет «высшие классы» Греции архаической эпохи наиболее могущественной и агрессивной частью греческого общества33.

С. 11 История греко-персидских войн особенно наглядно показывает командную роль аристократов в организации армии и флота, в выработке стратегии и тактики, в руководстве войсками на полях сражений, ибо это считалось не только правом, но и исключительной обязанностью аристократии. Так, походом на Сарды руководили брат зачинщика ионийского восстания Аристагора Харопин и другой милетянин - Гермофант, судя по имени - также аристократ (Hdt. V. 99). Персы, настигшие ионян в Эфесе, убили среди многих знатных лиц, участвовавших в набеге, эретрийского военачальника Эвалкида, победителя в состязаниях, воспетого Симонидом Кеосским (Hdt. V. 102). Если же знатные люди изменяли общему делу и переходили на сторону врага, оно оказывалось проигранным. Так, двое знатных изменников сдали Эретрию персам на седьмой день осады (Hdt. V. 101; Paus. VII. 10). На сторону Ксеркса перешли фессалийские Алевады34, безусловно, сыграв значительную роль в измене других фессалийцев, поначалу выступивших вместе с эллинами (Hdt. VII. 172-174). Фиванские аристократы поставили Фивы и почти всю Беотию в ряды союзников персов (Hdt. IX. 86-88; Paus. IX. 6. 1-2).

При изучении генеалогии крупнейших афинских полководцев той эпохи бросается в глаза, что все они - цвет аристократии. Марафонский победитель Мильтиад, сын Кимона, внук Стесагора, и его сын Кимон, не менее прославленный полководец, принадлежали к древнему роду Филаидов, возводившего свое происхождение через Теламона и Эака к Зевсу35. Другой знаменитый герой, командир афинских гоплитов при Платеях Аристид (Hdt. IX. 28), лидер аристократов, происходил из семьи, вероятно, принадлежавшей к знатному элевсинскому роду Кериков (Plut. Arist. 2, 5, 25). Его политический противник, знаменитый Фемистокл (Hdt. VII. 143), командир афинских гоплитов в Фессалии (Hdt. VII. 173) и афинского флота в сражении при Артемисии (Hdt. VIII. 4-5) и при Саламине (Hdt. VIII. 57-110), также из знатного жреческого рода Ликомидов (Plut. Them. 1; Paus. I. 37. 1). Вероятно, афинский триерарх Ликомед, первым захвативший персидский корабль в Саламинской битве (Plut. Them. 15), был его родичем. И позднее, в середине V в. до н. э., победившая афинская демократия выдвигала на должность стратегов наиболее родовитых людей: Перикла, сына Ксантиппа с. 12 (Plut. Per. 3, 16) из рода Бузигов36, знатного богача Никия (Plut. Nic. 2), Алкивиада, сына Клиния (Plut. Alc. 13-15) из рода Эвпатридов (Plut. Alc. 1)37, и многих других. Избрание стратегом Клеона, с нескрываемой иронией описанное Фукидидом (Thuc. IV. 27. 3-29. 1), являлось редким исключением из правил. Аналогичную картину мы наблюдаем и в демократических Фивах эпохи Пелопида и Эпаминонда, которые происходили из родов, знаменитых в городе (Plut. Pel. 3).

Обращаясь к вопросу о роли аристократии в развитии военного флота, организации морских походов и руководстве непосредственными действиями на море, следует обратить внимание на свидетельство Плутарха о «вечных мореплавателях» (ἀειναῦται) - влиятельных людях в Милете после изгнания Фоанта и Дамасенора (Plut. Quaest. Graec. 32), то есть во 2-й половине VI в. до н. э. По Гесихию (Hesych. s. v.), это были милетские власти. Эти сообщения стали предметом специального анализа38 и сопоставления с «вечными мореплавателями» из Эретрии с Эвбеи (древнейшая надпись, где они упоминаются, датируется V в. до н. э.)39. Автор пришла к выводу, что «вечные мореходы» VI в. до н. э. были крупными земельными собственниками, аристократами, строившими и содержавшими корабли, предназначавшиеся для военных действий, пиратства и торговли40.

По преданию, сохраненному Фукидидом, коринфяне первыми в Элладе стали строить корабли способом, похожим на современный Фукидиду, создали первые триеры (Thuc. I. 13. 2). Помощь в строительстве четырех кораблей (вероятно, триер) на Самосе была также получена из Коринфа, по вычислениям Фукидида, примерно за 300 лет до окончания Пелопоннесской войны (Thuc. I. 13. 3), то есть около 700 г. до н. э., во время правления в Коринфе аристократического рода Бакхиадов, выступающих, таким образом, в качестве организаторов строительства нового типа боевых кораблей. В конце их правления, около 660 г. до н. э. (за 260 лет до окончания Пелопоннесской войны), произошла первая в Греции морская битва между коринфянами и керкирянами (Thuc. I. 13. 3), с использованием с. 13 триер, сыгравших столь большую роль для Эллады.

В дальнейшем важнейшей морской державой стал Самос: во 2-й половине VI в. до н. э., когда на острове установилась тирания Поликрата, самосский флот господствовал в Ионии (Hdt. III. 39; Thuc. I. 13. 6). Поликрат располагал флотом в 100 пентеконтер (Hdt. III. 39) и минимум 40 триер, на которых он отправил опасных для него сограждан в Египет на помощь Камбису (Hdt. III. 44). Вероятно, более низкими боевыми качествами оставшихся у Поликрата судов и объясняется его поражение в морской битве с возвратившимися изгнанниками. Вряд ли можно сомневаться в аристократическом происхождении Поликрата: помимо его имени, об этом косвенно свидетельствует любопытный эпизод, передаваемый Геродотом (III. 142-143), когда один из уважаемых (δόκιμος) граждан Самоса, Телесарх, заявил наместнику Поликрата, Меандрию, что тот не достоин властвовать, так как он подлого рода (γεγονώς τε κακῶς…). Логично предположить, что ранее Поликрату подчинялись, поскольку он имел благородство. Весьма знатными людьми были и командиры кораблей ионийского флота на персидской службе: члены кипрского царского рода (Hdt. VII. 98; VIII. 11), многочисленные тираны (Hdt. IV. 97, 137-138; V. 11, 36-38) и аристократы (Hdt. V. 33; VI. 50; VII. 195; VIII. 82).

В Афинах флотоводцами также были виднейшие аристократы. Так, стратегом двадцати кораблей, направленных на помощь восставшей Ионии, афиняне назначили Меланфия, одного из самых уважаемых афинских граждан (Hdt. V. 97). В сражении при Артемисии отличился Клиний, сын Алкивиада (и отец Алкивиада) из рода Эвпатридов, участвовавший в войне на построенной за свой счет триере (Hdt. VIII. 17; Plut. Alc. 1). Известно, что в битве при Микале афинским флотом командовал Ксантипп, сын Арифрона и отец Перикла, из рода Бузигов (Paus. III. 7. 9). О происхождении Фемистокла достаточно сказано выше.

Примеры можно умножить, но и приведенных достаточно, чтобы сделать вывод, что и после определенной демократизации военной машины греческие аристократы архаической и даже классической эпох сохранили (в том числе и во флоте) руководящее положение. Следует упомянуть еще одну вескую причину, способствовавшую сохранению позиций знатных военачальников: необходимость жертвоприношений перед сражением или походом богам и героям от лица всей общины41 с. 14 (раньше это было обязанностью басилеев). Для этой цели более всего подходили люди, происходившие от героев, а значит - и от богов; кроме того, практически каждый аристократический род имел свои культы, а аристократы исполняли жреческие обязанности. Например, в Афинах элевсинский культ осуществляли шесть знатных родов42: Эвмолпиды, Керики, Филаиды, Крокониды, Койрониды и Эвдайнемы. Представитель рода Ликомидов Фемистокл перед Саламинской битвой принес в жертву Дионису Оместу трех знатных юношей-персов (Plut. Them. 13). Многочисленность и общеизвестность примеров этой важнейшей, по древним представлениям, функции военачальников очевидна и не нуждается в дальнейших доказательствах.

Подводя итоги, следует сказать, что греческая аристократия архаической эпохи играла в военной области руководящую роль, обусловленную целым рядом причин: ее социально-экономическим, политическим и религиозным лидерством, традициями и воспитанием. Военное дело было священным долгом всех граждан, но для аристократов оно являлось и основной профессией.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Маркс К. Формы, предшествующие капиталистическому производству // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46. Ч. 1. С. 465-466.

2 Arnheim M. T. W. Aristocracy in Greek society. L., 1977. P. 54; Jeffery L. H. Archaic Greece: The City States c. 700-500 B. C. L., 1978. P. 67.

3 Chamoux F. La civilisation Grecque a l’Epoque archaique et classique. P., 1963. P. 62, 154; Finley M. I. Early Greece: the Bronze and Archaic Ages. L., 1970. P. 100.

4 Arnheim M. T. W. Op. cit. P. 54.

5 Arist. Pol. II. 9. 4. 127a; Ath. pol. I. 7. 3; Plut. Sol. 18.

6 Burn A. The Lyric Age of Greece. L., 1978. P. 175 f.

7 Schoemann G. F. Griechische Alterthümer. B., 1897. Bd. 1. S. 130 f.

8 Arnheim M. T. W. Op. cit. P. 54; Chamoux F. Op. cit. P. 154.

9 Aristoph. Nub. 60 fr.; Diog. Laert. VIII. 2. 51.

10 Finley M. I. Op. cit. P. 100.

11 Thuc. V. 67. 1; Xen. Hell. IV. 3. 4-6; 5. 11-12; V. 4. 52.

12 Hdt. VIII. 124; Xen. Resp. Lac. IV. 2-5. Comp.: Plut. Lyc. 25.

13 Hdt. VIII. 124; Thuc. V. 72. 4; Dion. Hal. II. 13.

14 Hdt. VI. 58; Thuc. V. 72. 4; Xen. Hell. IV. 3. 6.

15 Xen. Hell. III. 3. 9; Resp. Lac. IV. 3.

16 Андреев Ю. В. Спартанские «всадники» // ВДИ. 1969. № 4. С. 24-36.

17 Там же. С. 35-36.

18 Там же. С. 31.

19 Littman R. J. The Greek experiment. Imperialism and social conflict 800-400 B. C. Honolulu, 1974. P. 114.

20 Starr Ch. G. The origins of Greek civilisation 1100-650 B. C. N. Y., 1961. P. 334 f.

21 Ehrenherg V. The Greek State. 2 ed. L., 1969. P. 20.

22 Littman R. J. Op. cit. P. 115.

23 Ibid. P. 104 f.

24 Finley M. I. Op. cit. P. 101 f.

25 Hdt. VII. 204; VIII. 131; Polyb. IV. 35. 10, 13; Strab. VIII. 5. 5; Apd. II. 8. 4; Paus. III. 1. 1-10. 6; Plut. Agis. 3; Lyc. 1.

26 Hdt. VIII. 137-139; Thuc. II. 99. 2; Diod. Sic. XVII. 1; Arr. Anab. Alex. III. 3. 2; Plut. Alex. 2; App. B. C. II. 151.

27 Strab. VII. 7. 5; XIII. 1. 27; Diod. Sic. XVII. 1; Paus. I. 9. 7-8; 11. 1-3; 13. 3, 9; 29. 4; Plut. Alex. 2; Pyrr. 1; App. B. C. II. 151.

28 Hdt. V. 63; VII. 6. 130; IX. 58; Pind. Pyth. X. 5; Xen. Hell. VI. 1. 19; Theocr. Idill. XVI. 34 fr.

29 Schoemann G. F. Griechische Alterthümer. 4 Aufl. B., 1902. Bd. 2. S. 83.

30 Hdt. I. 147; IX. 97; Strab. VIII. 4. 1-7. 1; XIV. 1. 3-4; Paus. VII. 2. 1-3; IV. 5. 10; Ael. Var. Hist. VIII. 5 etc.

31 Nilsson M. P. The age of the early Greek tyrants. Belfast, 1936. P. 9-11.

32 Соловьева С. С. Раннегреческая тирания (к проблеме возникновения государства в Греции). М., 1964. С. 35; Zörner G. Kypselos und Pheidon von Argos. Untersuchungen zur frühen griechischen Tyrannis. Marburg/Lann, 1971. S. 77-85, 211.

33 Starr Ch. G. Op. cit. P. 302.

34 Hdt. VII. 6, 130, 172; Paus. VII. 10. 2; IX. 6. 1-2.

35 Hdt. VI. 103-104; Paus. II. 29. 2-4; Plut. Sol. 10; Cim. 4; Toeffer I. Attische Genealogie. B., 1889. S. 320. Taf. 6.

36 Toeffer I. Op. cit. S. 317. Taf. 1.

37 Toeffer I. Op. cit. S. 317. Taf. 2.

38 Vélissaropoulos J. Les Naucleres grecs. Recherches sur les institutions maritimes en Grece et dans l’Orient hellenisé. Geneve; Paris, 1980. P. 21 suiv.

39 Ibid. P. 22-26.

40 Ibid. P. 21-26, 336.

41 Starr Ch. G. Op. cit. P. 333.

42 Toeffer I. Op. cit. S. 24-112.

И вот здесь важно для гражданского коллектива и для полиса ещё одно понятие, о котором мы с вами не говорили. Граждане выступают не только как равные собственники, и никого нет выше их в отношении их собственности. Никто не имеет права вне закона посягнуть на их собственность. Если они не преступники, государство у них не имеет право отобрать их собственность. Они выступают как равные участники боевого ополчения, которые все вместе защищают родину, никто не может ткнуть и сказать: а ты там не был и ты не сражался при Марафоне. Они все участвуют в политической жизни.

А вот здесь, на рынке, они встречаются как равные товаропроизводители. Вот их здесь объединяют не какие-то установления, не какие-то законы, а рыночные законы. Никто не может заставить их продать или купить что-то такое. Никто не может подойти и отнять у них продукцию и сказать: я буду твоей “крышей”. Понимаете ли, это в нормальном государстве в принципе невозможно. В государстве, которое мы называем гражданское общество. И именно это общество у нас и возникает в этот период.

Единственное, я хотел бы, чтобы вы чётко представляли, что греки не такие уж мудрые, хорошие, проникнутые экономическими идеями. Да, они создали рыночную систему, повторяю, которая, с моей точки зрения, была гораздо лучше и эффективней ныне существующей вообще, не только у нас, а вообще на Западе. Она была попроще, поэтому она более функциональна была.

Почему это отличается от восточной модели? Почему там, на Востоке, рыночные отношения были более слабо развиты? Там что, не нужен был обмен? Нужен, только, понимаете ли, на Востоке решалось иначе: когда мне что-то надо, я возьму и отниму. Поэтому война на Востоке – это не форма того, что они такие дикие или кровожадные. Война – есть форма во многом решения не только политических, но и экономических потребностей. Если мне что-то надо, я совершил поход на соседа и отнял у него уже готовую продукцию, готовых людей и т.д.

А потом, на другом этапе, стали создаваться мировые державы: Новоегипетская держава, Ассирийская держава, Нововавилонская держава, Мидийская держава, Персидская держава. Что это такое, вот эти огромные конгломераты? Во многом и наше государство так же создавалось: нам нужны источники сырья, нам нужны источники поступления налогов – мы эту территорию просто “взяли” и присоединили. Греки не делали этого не потому, что они были добрыми и миролюбивыми, а потому что политическая раздробленность не позволяла им совершать экспансию. От необходимости они стали рыночниками и создавали такой тип экономики. Как только они объединились под руководством Александра Македонского, они сделали то же самое, что до них совершали великие восточные державы: пошли и всё взяли на Востоке.

Древнегреческая аристократия

Второй аспект архаического периода – это формирование гражданского общества в течение VIII - VI веков. И это формирование происходило за счёт устранения пережитков родоплеменных отношений.

В начале эпохи архаики в VIII веке, когда начинает формироваться греческий полис, фактически все население каждого греческого полиса делилось как бы на две части. Первая часть населения называлась аристократия, а вот вторая часть называлась демос. Демос – значит народ, то есть демос – это все, что не аристократия. И в начале, и позже архаики политическая власть в греческих полисах принадлежала аристократам. Аристократы были наиболее экономически мощным социальным слоем, и аристократы контролировали также сферу религиозную. Именно на базе крупной земельной собственности, на базе того, что аристократы имели в руках политическую власть, контролировали сакральную сферу, и базировалось их особое положение. Они, естественно, в каждом полисе были меньшинством, очень незначительным процентом населения, но, повторяю, их значение в каждом полисе было огромное.

Итак, что есть аристократия? Вот в принципе мы дважды в истории будем встречаться на европейской почве с понятием аристократии. Вот есть аристократия античная, греческая аристократия, римская аристократия, и в следующем году мы будем говорить об аристократии западноевропейских феодальных обществ.

Итак, здесь важно следующее для понятия аристократ. Во-первых, аристократ – есть понятие наследственное, с точки зрения исторического развития – это потомки родоплеменной знати. Когда же у греков сформировалось представление об аристократии, то представитель аристократического рода – это есть представитель рода, который ведет свое происхождение от какого-либо греческого героя, то есть каждый аристократической род имеет своего мифологического первопредка. Это может быть Геракл, Ясон, Тесей, Беллерофонт и масса других всяких героев. Причем важно отметить, что все греческие герои, которых вы знаете по греческой мифологии, в свою очередь являются сыновьями божества. Это либо чаще всего Зевс, либо Аполлон, либо там еще кто-то, в редких случаях, например, Афродита, как род Юлиев в Риме.

То есть, понимаете ли, для греков мифологическое время - это было реальное время, но которое безвозвратно ушло. И еще раз хочу подчеркнуть, что статус аристократа передается только по наследству, аристократом стать нельзя, аристократом можно только родиться, будучи потомком аристократического рода. Поэтому всякие вот эти бредни и игры в наши дни во всякие дворянские собрания и так далее… Они могут кого угодно назначить (Пугачеву, например) представителем русской аристократии – все это глупости. Аристократом либо ты родился, либо не родился, это уж так пришлось. Ну, а поскольку мифологические времена ушли, и боги у нас не спускаются теперь на землю, то пополнение аристократических родов в принципе невозможно.

Причем хочу подчеркнуть, что греки, несмотря на весь их рационализм мышления, свято верили в этот самый статус. Во времена перикловых Афин вы вполне могли увидеть потомка Геракла, который идёт по улице. Понимаете ли, ни у кого не вызывало сомнения, что это действительно потомок того легендарного героя. Это мало что уже в V веке давало, но это действительно потомок этого самого героя, о котором знают буквально все. Итак, первое – это происхождение.

Качества аристократа - этос и арете

Для аристократов характерно особое такое явление, по-гречески это называется этос. Этос – это представление о качествах аристократа, об образе жизни аристократа. Во-первых, именно в среде аристократов складывается очень важное понятие вообще для греческой культуры, для греческой цивилизации, это понятие калокагатия. Это от двух греческих слов: kalos kai hagatos - красивый и хороший. Kalos – это значит “прекрасный”, внешне прекрасный, прекрасный телесно, и для аристократа, именно в среде аристократов, возникает представление о совершенстве человеческого тела. Вот кто такие греческие боги у нас будут? Это совершенные люди, физически совершенные. Почему эти статуи богов столь прекрасны? Да потому что они воплощают принцип телесной красоты. Это то, что будет совершенно расходиться с более поздним христианством. Там это, так сказать, оболочка и не совсем лучшая оболочка, главное - это то, что внутри содержится. Для греков же характерно было именно это.

Правда, должен сразу же отметить (я, вероятно, разочарую большую часть аудитории), когда речь идет о физической красоте, имеется в виду красота мужская. Понимаете ли, вообще всё искусство греческое, те нормы, которые будут существовать, они основаны на принципе мужской красоты. Для женщины внешние данные не играли такой большой роли. В нормальном греческом обществе женщина должна быть прежде всего добропорядочной, хорошей матерью, хорошей супругой, она управляет домашним хозяйством, а красивым должен быть мужчина.

Вот только в период кризиса, о котором будем говорить уже на следующей лекции, появятся первые обнажённые женские статуи, появятся всякие там любовь, эротика, вся эта ерунда, которая в гражданском обществе в принципе не должна иметь значение.

- (греч. aristokratia, от aristos благородный, лучший, и kratos сила). 1) высшее сословие в государстве. 2) правление, в котором вся верховная власть находится в руках высшего сословия. 3) совокупность лиц, приобретших в известной профессии важное… … Словарь иностранных слов русского языка

аристократия - и, ж. aristocratie f. <, лат. aristocratia <гр. 1. Аристократическая форма правления. Сл. 18. Одни желали учредить республику, другие аристократию, иные анархию, отметая одно Монархическое правление. Херасков Кадм 69. Аристократия или… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

аристократия - Знать, высшее общество, свет (большой), бомонд (beau monde), high life (чит. : хайлайф). Родовая аристократия, денежная аристократия; аристократия ума, таланта. . Прот. знать. См. знать денежная аристократия... Словарь русских синонимов и сходных … Словарь синонимов

АРИСТОКРАТИЯ - (аристократия устар.), аристократии, мн. нет, жен. (греч. aristokratia господство лучших). 1. Государственное устройство, при котором власть принадлежит богатым и знатным (ист. полит.). 2. собир. Высший слой дворянства, родовитая знать. ||… … Толковый словарь Ушакова

Аристократия - (гр. aristokratia: aristos – жақсы, kratos – билік) – құлдық және феодалдық қоғамдағы ең дәрежелі сословие (жік, топ) немесе ең жоғарғы рулық ақсүйектер, сол сияқты елде барлық билік аристократияға жататын мемлекеттік басқару формасы (түрі).… … Философиялық терминдердің сөздігі

Аристократия - (греч.) такая республиканская форма государственногоуправления, в которой верховная власть находится исключительно в рукахвысших привилегированных классов, которые правят или одни, или присодействии представителей остальных классов. Ей… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Аристократия - (aristocracy) Правление лучших. Критерии, по которым выявляются или избираются лучшие, могут быть самыми разными. Например, способность к управлению можно определить либо по техническим или оценочным показателям, либо по историческим или… … Политология. Словарь.

АРИСТОКРАТИЯ - (от греческого aristos лучший и...кратия), 1) форма государственного правления, при которой власть принадлежит представителям родовой знати. 2) В докапиталистическом обществе наследственная знать, обладающая властью и привилегиями; в ряде стран… … Современная энциклопедия

АРИСТОКРАТИЯ - жен., греч. правление, где верховная власть в руках вельмож, особого высшего сословия; вельможедержавие, боярщина; | само сословие это, вельможи, знать, высшие бояре, окольничьи, высшее сословие по праву рождения, родовая знать; | дворянство… … Толковый словарь Даля

АРИСТОКРАТИЯ - (от греч. , букв. власть лучших, знатнейших), 1) форма правления, при которой гос. власть принадлежит привилегированному знатному меньшинству. Как форма правления А. противостоит монархии и демократии. «Монархия как власть одного,… … Философская энциклопедия

аристократия - и устарелое аристократия … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Книги

  • Аристократия Берои в эпоху эллинизма , Ю. Н. Кузьмин. Монография посвящена изучению родственных связей между рядом жителей македонского города Бероя эпохи эллинизма, которые рассматриваются главным образом на примерах знатных семей… Купить за 498 руб
  • Аристократия и Демос. Политическая элита архаических и классических Афин , И. Е. Суриков. Огромную роль в общественной жизни древнегреческих государств играли политические элиты различного характера. Поэтому одной из наиболее серьезных проблем, встающих в связи с изучением…

И вот здесь важно для гражданского коллектива и для полиса ещё одно понятие, о котором мы с вами не говорили. Граждане выступают не только как равные собственники, и никого нет выше их в отношении их собственности. Никто не имеет права вне закона посягнуть на их собственность. Если они не преступники, государство у них не имеет право отобрать их собственность. Они выступают как равные участники боевого ополчения, которые все вместе защищают родину, никто не может ткнуть и сказать: а ты там не был и ты не сражался при Марафоне. Они все участвуют в политической жизни.

А вот здесь, на рынке, они встречаются как равные товаропроизводители. Вот их здесь объединяют не какие-то установления, не какие-то законы, а рыночные законы. Никто не может заставить их продать или купить что-то такое. Никто не может подойти и отнять у них продукцию и сказать: я буду твоей “крышей”. Понимаете ли, это в нормальном государстве в принципе невозможно. В государстве, которое мы называем гражданское общество. И именно это общество у нас и возникает в этот период.

Единственное, я хотел бы, чтобы вы чётко представляли, что греки не такие уж мудрые, хорошие, проникнутые экономическими идеями. Да, они создали рыночную систему, повторяю, которая, с моей точки зрения, была гораздо лучше и эффективней ныне существующей вообще, не только у нас, а вообще на Западе. Она была попроще, поэтому она более функциональна была.

Почему это отличается от восточной модели? Почему там, на Востоке, рыночные отношения были более слабо развиты? Там что, не нужен был обмен? Нужен, только, понимаете ли, на Востоке решалось иначе: когда мне что-то надо, я возьму и отниму. Поэтому война на Востоке – это не форма того, что они такие дикие или кровожадные. Война – есть форма во многом решения не только политических, но и экономических потребностей. Если мне что-то надо, я совершил поход на соседа и отнял у него уже готовую продукцию, готовых людей и т.д.

А потом, на другом этапе, стали создаваться мировые державы: Новоегипетская держава, Ассирийская держава, Нововавилонская держава, Мидийская держава, Персидская держава. Что это такое, вот эти огромные конгломераты? Во многом и наше государство так же создавалось: нам нужны источники сырья, нам нужны источники поступления налогов – мы эту территорию просто “взяли” и присоединили. Греки не делали этого не потому, что они были добрыми и миролюбивыми, а потому что политическая раздробленность не позволяла им совершать экспансию. От необходимости они стали рыночниками и создавали такой тип экономики. Как только они объединились под руководством Александра Македонского, они сделали то же самое, что до них совершали великие восточные державы: пошли и всё взяли на Востоке.

Древнегреческая аристократия

Второй аспект архаического периода – это формирование гражданского общества в течение VIII - VI веков. И это формирование происходило за счёт устранения пережитков родоплеменных отношений.

В начале эпохи архаики в VIII веке, когда начинает формироваться греческий полис, фактически все население каждого греческого полиса делилось как бы на две части. Первая часть населения называлась аристократия, а вот вторая часть называлась демос. Демос – значит народ, то есть демос – это все, что не аристократия. И в начале, и позже архаики политическая власть в греческих полисах принадлежала аристократам. Аристократы были наиболее экономически мощным социальным слоем, и аристократы контролировали также сферу религиозную. Именно на базе крупной земельной собственности, на базе того, что аристократы имели в руках политическую власть, контролировали сакральную сферу, и базировалось их особое положение. Они, естественно, в каждом полисе были меньшинством, очень незначительным процентом населения, но, повторяю, их значение в каждом полисе было огромное.

Итак, что есть аристократия? Вот в принципе мы дважды в истории будем встречаться на европейской почве с понятием аристократии. Вот есть аристократия античная, греческая аристократия, римская аристократия, и в следующем году мы будем говорить об аристократии западноевропейских феодальных обществ.

Итак, здесь важно следующее для понятия аристократ. Во-первых, аристократ – есть понятие наследственное, с точки зрения исторического развития – это потомки родоплеменной знати. Когда же у греков сформировалось представление об аристократии, то представитель аристократического рода – это есть представитель рода, который ведет свое происхождение от какого-либо греческого героя, то есть каждый аристократической род имеет своего мифологического первопредка. Это может быть Геракл, Ясон, Тесей, Беллерофонт и масса других всяких героев. Причем важно отметить, что все греческие герои, которых вы знаете по греческой мифологии, в свою очередь являются сыновьями божества. Это либо чаще всего Зевс, либо Аполлон, либо там еще кто-то, в редких случаях, например, Афродита, как род Юлиев в Риме.

То есть, понимаете ли, для греков мифологическое время - это было реальное время, но которое безвозвратно ушло. И еще раз хочу подчеркнуть, что статус аристократа передается только по наследству, аристократом стать нельзя, аристократом можно только родиться, будучи потомком аристократического рода. Поэтому всякие вот эти бредни и игры в наши дни во всякие дворянские собрания и так далее… Они могут кого угодно назначить (Пугачеву, например) представителем русской аристократии – все это глупости. Аристократом либо ты родился, либо не родился, это уж так пришлось. Ну, а поскольку мифологические времена ушли, и боги у нас не спускаются теперь на землю, то пополнение аристократических родов в принципе невозможно.

Причем хочу подчеркнуть, что греки, несмотря на весь их рационализм мышления, свято верили в этот самый статус. Во времена перикловых Афин вы вполне могли увидеть потомка Геракла, который идёт по улице. Понимаете ли, ни у кого не вызывало сомнения, что это действительно потомок того легендарного героя. Это мало что уже в V веке давало, но это действительно потомок этого самого героя, о котором знают буквально все. Итак, первое – это происхождение.

Качества аристократа - этос и арете

Для аристократов характерно особое такое явление, по-гречески это называется этос. Этос – это представление о качествах аристократа, об образе жизни аристократа. Во-первых, именно в среде аристократов складывается очень важное понятие вообще для греческой культуры, для греческой цивилизации, это понятие калокагатия. Это от двух греческих слов: kalos kai hagatos - красивый и хороший. Kalos – это значит “прекрасный”, внешне прекрасный, прекрасный телесно, и для аристократа, именно в среде аристократов, возникает представление о совершенстве человеческого тела. Вот кто такие греческие боги у нас будут? Это совершенные люди, физически совершенные. Почему эти статуи богов столь прекрасны? Да потому что они воплощают принцип телесной красоты. Это то, что будет совершенно расходиться с более поздним христианством. Там это, так сказать, оболочка и не совсем лучшая оболочка, главное - это то, что внутри содержится. Для греков же характерно было именно это.

Правда, должен сразу же отметить (я, вероятно, разочарую большую часть аудитории), когда речь идет о физической красоте, имеется в виду красота мужская. Понимаете ли, вообще всё искусство греческое, те нормы, которые будут существовать, они основаны на принципе мужской красоты. Для женщины внешние данные не играли такой большой роли. В нормальном греческом обществе женщина должна быть прежде всего добропорядочной, хорошей матерью, хорошей супругой, она управляет домашним хозяйством, а красивым должен быть мужчина.

Вот только в период кризиса, о котором будем говорить уже на следующей лекции, появятся первые обнажённые женские статуи, появятся всякие там любовь, эротика, вся эта ерунда, которая в гражданском обществе в принципе не должна иметь значение.

Одинаковые условия, среди каких развивалась большая часть греческих государств, имели своим следствием то, что почти везде происходили более или менее одинаковые внутренние перемены. Сущность их состояла в следующем. Прежде всего землевладельческая знать повсеместно захватывала правление в свои руки, при чем царская власть ограничивалась и доже совсем отменялась. Тогда наступал период аристократического правления, которое, однако, вызывало своею несправедливостью большое неудовольствие в народе. Этим пользовались в своих личных видах некоторые знатные честолюбцы и, опираясь на народ, захватывали власть в свои руки, т.е. сами делались владыками государства или, как их называли, тиранами. Но и период тирании бывал, однако, непродолжителен, потому что народ снова возвращал себе свободу, но чтобы уже устраивать демократическое правление. Главными врагами старой знати, а потом и тирании были именно те средние классы, которые были обязаны своим происхождением развитию промышленности и торговли. Демократия главным образом и утверждалась там, где были развиты мореплавание, ремесла, торговые предприятия; области, в которых господствовали земледелие и скотоводство, напротив, и в большей степени, и гораздо дольше сохраняли старый государственный и общественный строй (напр., в Спарте, в Македонии и т. п.).

93. Отмена царской власти

Отмена царской власти, совершившаяся в VIII и VII вв. в большей части греческих городов, отнюдь не была следствием каких-либо внезапных переворотов. Дело происходило обыкновенно таким образом, что царскую власть все более и более ограничивали, из пожизненной делали срочною, а из наследственной в известном роде – вообще доступною всем знатным родам. Начиналось большею частью с того, что в помощь царям давали выборных сановников, которым поручалось, например, предводительство на войне и т. п. Дольше всего сохранялось значение и даже самое название царя в религиозной области, так как греки не хотели лишать себя привычных посредников с богами, цари же были именно верховными жрецами государства. Сначала новые выборные должности могли быть лишь пожизненными, но потом стали выбирать на срок. Наконец, случалось, что эти должности первоначально замещались только членами царского рода, но потом стали выбираться для их исполнения лица и из других знатных фамилий. Даже наследственный царь-жрец, – там, где он сохранялся, – превратился в выборного сановника.

94. Древнее правление знати

Когда совершалась такая перемена, землевладельческая власть, расчлененная на отдельные роды, делалась правящим сословием государства. Остальную массу населения составляли или крепостные крестьяне вроде фессалийских пенестов, или безземельные рабочие (феты), возделывавшие помещичью землю, или мелкие землевладельцы, где только таковые сохранились; у знатных были, кроме того, и рабы в качестве пастухов, домашней прислуги и т. п. Главным органом аристократического правления сделался бывший царский совет, которому точно так же принадлежало и право суда. Он постановлял свои приговоры на основании старых обычаев, а так как последние не были записаны, то решения судей отличались очень часто произволом и несправедливостью. Вот почему одним из первых требований низшего слоя свободных граждан были писанные законы. Демосу, т.е. народу, нередко удавалось добиваться назначения какого-либо гражданина с неограниченною властью, и ему поручалось составление законов. В VII и начале VI в. в разных местах греческого мира появились такие законодатели, установления которых заимствовались даже другими городами. (Таковы были Фидон в Коринфе [Аргосе], Диокл в Сиракузах, Питтак в Митилене на острове Лесбосе, Драконт и Солон в Афинах). Эти законы между прочим охватывали вопросы о наследовании имуществ, о наказаниях за преступления, о промышленных и торговых предприятиях и о добропорядочном поведении граждан.

95. Начало упадка значения знати

Постановления таких законодателей состояли из записи старых обычаев и из совершенно новых законов, принимавших в расчет изменившиеся условия жизни. На свои прежние законы греки смотрели, как на установления, данные людям по откровению богов, и знатные роды, в руках которых было заведование государственным культом, сильно держались за сохранение старины. Новые законы, напротив, уже были делом самих людей, а потому и не могли претендовать на неизменность: сделанное людьми, людьми же могло быть и переделано. Изменений в действующем праве более всего желали новые общественные классы, обогащавшиеся промышленностью и торговлею. Правда, сначала они были слишком слабы, чтобы иметь успех, но зато почти все законодательства VII в. расчищали перед ними дорогу, ограничивая права знати. Везде, где были введены новые законы, привилегии по рождению были заменены привилегиями по имущественному положению: не происхождение из знатного рода, а обладание известным имущественным (первоначально лишь поземельным) цензом сообщало право на участие во власти. За знатью, как особое преимущество, осталось большею частью лишь отправление известных жреческих обязанностей.

96. Выступление демократии

Отдельные роды знати, представлявшие из себя замкнутые корпорации, очень часто находились между собою в соперничестве и даже вступали в открытую борьбу. Более слабые из таких политических соперников искали себе союзников в демосе, когда в нем уже образовался зажиточный промышленный и торговый класс. Теперь демократия прямо начинала требовать равноправности со знатью и улучшения своего материального положения. В разных греческих городах уже в середине VII в. начались революции. Где побеждал народ, там знатных предавали казни и изгоняли, конфисковали и разделяли их имения, отменяли долги и т. п., но обыкновенно демос оказывался не в силах создать себе свое собственное правление, и власть доставалась какому-либо честолюбцу, который как бы восстановлял в новой форме и под новым названием тирании старую царскую власть.

97. Тирания

Новые государи, обязанные своим возвышением демократическим переворотам, не были похожи на царей героической эпохи. Они выступали не в качестве представителей богов, а в качестве представителей народа·, поэтому они и те носили религиозного титула царя. Государство при тиране сохраняло свой прежний республиканский строй, и законною формою власти тиранов было лишь то, что им народ поручал на всю жизнь или на возобновляемые сроки высшую военную власть. (Тираны обыкновенно окружали себя отрядами наемных воинов). Обязанные своим возвышением демосу, они старались править так, чтобы воспользоваться и впредь его благорасположением и поддержкою. Они устраивали пышные праздники в честь богов, которых особенно чтило простонародье, и предпринимали разные сооружения вроде храмов и водопроводов, доставляя тем самым заработок тысячам рук. Промышленность, торговля и основание колонии тоже пользовались их покровительством, и потому они содействовали проведению дорог и каналов, устройству гаваней и т. п. При дворах тиранов находили приют и поощрение поэты и художники. Тирания устанавливала, кроме того, действительное равенств переда законом и знатных, и незнатных. Вообще она наносила сильный удар аристократическому строю общества, освященному религией старых родов, которая в сущности была и религией прежнего государства. Вот почему знать ненавидела тиранов и наиболее содействовала их свержение.

98. Главные представители тирании

Тирания была явлением сильно распространенным, но далеко не повсеместным. Там, где сохранялся старый быт с царской властью во главе, тирании не было и не могло быть. Преимущественно тирания была развита там, где сильнее всего давали себя чувствовать следствия промышленного и торгового развития. Именно тиранию мы находим в колониях западного берега Малой Азии и соседних островов, на острове Эвбее, в городах при Истме, в Сицилии и, Наконец, в Аттике. Особенно прославился Поликрат, тиран острова Самоса, который в середине VI в. сверг здесь господство землевладельческой знати, завел большой флот и стал заниматься морским разбоем на Эгейском море. Милет, остров Лесбос, Коринф и др. предпринимали против него войны, но безуспешно. Поликрату удалось даже подчинить своей власти некоторые соседние острова. На свои несметные богатства он строил в Самосе великолепные здания, и при дворе его жили некоторые поэты. Поликрат помогал Камбизу в завоевании Египта, но сам кончил жизнь в Персии, куда его заманил сардский сатрап, велев его затем умертвить из боязни измены с его стороны. Еще раньше в Корин фе правил Кипсел, низвергший знатный род Бакхиадов, которому принадлежали все важные должности в республике. Ему наследовал сын его Периандр (627 – 586), создавший коринфский флот, а вместе с тем и морское могущество этого города, которое он укреплял и основанием колонии. Периандр думал даже прорыть канал через Истм для соединения обоих морей. Ему же Коринф был обязан чеканкой первой монеты. Кроме того, были еще тирании в Сикионе и Мегаре. В Сицилии с Южной Италией большое развитие получила тирания во второй половине VI и в V в.: здесь она существовала в нескольких городах, но самые замечательные тираны были в Сиракузах. В этом городе в начале V в., после демократической революции утвердился во власти Гелон, который поставил себе прямую политическую задачу подчинить своему влиянию всю Сицилию. С этою целью он создал большую для того времени армию и военный флот и вступил в успешную борьбу с Карфагеном .

99. Судьбы тирании

Первые тираны были большею частью люди весьма одаренные и пользовались своею властью умеренно, но их преемники весьма нередко делались своенравными и жестокими деспотами, смотревшими на свою власть не как на исполнение данных народом поручений, а как на чисто личную собственность. Зная, что у них есть враги, тираны часто отличались подозрительностью, отдалялись от народа, окружали себя наемною стражею и доносчиками и преследовали всех сколько-нибудь выдающихся граждан. Всем этим, равно как установлением и усилением налогов, тираны вооружали против себя не только знать, но и демос. Греческая история знает целый ряд тираноктонов (тираноубийц), которые умерщвляли тиранов, думая этим спасти свободу отечества (явление, впрочем, более позднее). Во многих местах власть тиранов свергалась или аристократическим заговором, или народной революцией. Иногда после этого восстановлялось аристократическое правление в форме более или менее умеренной олигархии , т.е. правления немногих (как это случилось, например, в Коринфе вскоре после смерти Периандра), в других же случаях тирания была только прямым переходом к демократическому строю. В азиатской Греции, которая в VI в. подпала под власть персов, тирания даже удержалась, как господствующая правительственная форма, потому что персы находили для себя выгодным поддерживать тиранов, не без основания полагая, что эти подручные правители будут хлопотать не только о сохранении власти за собою, но и о верности подвластных городов персам. В Сиракузах тирания была низвергнута демократией в середине V в. после двух братьев Гелона, что было сигналом к целому ряду демократических переворотов и в других городах острова. Впрочем, в конце V в. в Сиракузах снова восстановлена была тирания (Дионисии Старший и Младший, потом Агафокл, впоследствии Гиерон, сделавшийся царем).

100. Спарта и Афины

В то время, как в Греции начиналось демократическое развитие, национальной независимости эллинов грозила опасность персидского завоевания. В эту эпоху наиболее важными государствами были Лакония (Спарта) и Аттика (Афины): В союзе между собою эти два государства отстояли свободу европейской Греции, но между ними самими впоследствии возникло соперничество из-за преобладания, или так называемой гегемонии. Это соперничество еще осложнялось тем, что Спарта сделалась главным оплотом всех аристократических и консервативных общественных сил Греции, тогда как демократическое и прогрессивное движение получило наибольшее развитие в Афинах и в союзных с ними городах. В виду этого история Спарты и Афин заслуживает особого рассмотрения.