Что такое общение в обществе. Общение и общество. · Уровень “рефлексивной игры ” означает, что собеседники, в общем, признают, что у каждого из них есть свои цели и планы взаимоотношений, но стремятся в общении “обыграть” партнера и показать несостоятельн

Роль общения в развитии всего человеческого общества и отдельного человека огромна.

Общение - безусловный спутник человеческой истории. В этом смысле можно говорить о значении общения в филогенезе человеческого общества. Именно общение в процессе совместного труда первобытных людей привело к возникновению у них сознания и речи.

Не будем забывать и о том, что именно в общении реализуются и воспроизводятся все общественные отношения. Иными словами, общество функционирует и прогрессирует благодаря общению между отдельными людьми и социальными группами.

Не переоценима роль общения и в онтогенезе, т.е. в процессе индивидуального развития человека в течение всей его жизни. Общение является безусловным спутником человека в повседневной деятельности, в повседневных контактах людей. Общение составляет необходимое условие формирования личности, её сознания и самосознания. Именно в ходе и благодаря различным видам и формам общения формируется внутренний мир личности.

Значение общения в развитии человека раскрыто в культурно-исторической теории Л.С. Выготского, который показал, что все высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, социальные, т.е. такие, в реализации которых участвуют не один, а минимум два субъекта. И лишь постепенно они становятся внутренними, психологическими, превращаются из интерпсихических в интрапсихические. Развитие ребёнка понимается как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями человечества. Общение со старшими для маленького ребёнка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и "присваивает" социальный опыт. Вот почему общение - главнейший фактор психического развития детей.

Выделяют 3 группы фактов, которые доказывают решающую роль общения в психическом развитии ребёнка.

1. Изучение детей - Маугли. Такие дети обнаруживают глубокое и необратимое недоразвитие: у них не развивается речь, интеллектуальные способности, человеческие чувства, самосознание. Так, в начале ХХ в. индийским психологом Ридом Сингхом были обнаружены рядом с волчьим логовом две девочки: примерно 8 и 1,5 лет. Сингх увёз их и пытался воспитать. Они бегали на четвереньках, пугались и убегали от людей, ночами выли по-волчьи. Младшая - Амала - умерла через год. Старшая - Камала - дожила до 17 лет (умерла от уремии). За 9 лет её удалось в основном отучить от волчьих повадок, но всё-таки, когда она торопилась, то опускалась на четвереньки. Речью Камала по существу так и не овладела - с большим трудом она обучалась правильно употреблять всего 40 слов.



2. Явление госпитализма. Оно обнаружилось при первых попытках (ещё в конце прошлого века) наладить внесемейное воспитание оставшихся без родителей маленьких детей. Это было характерно для детских приютов как царской России, так и западных стран. Явление госпитализма выражается в психической и физической отсталости: запоздалое развитие движений, ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обеднённость, бессмысленные движения навязчивого характера (раскачивание тела и др.). Сюда же добавляются низкие показатели роста, массы тела, рахит. Француские исследователи описали 33 ребёнка, воспитывавшихся в детском доме с 3-х месяцев. Уход за детьми был хороший, но отсутствовал необходимый контакт детей с ухаживающими за ними взрослыми. Одна треть детей погибла в первые 2 года жизни. В живых остался 21 ребёнок. 5 из них совсем не умели передвигаться и сидеть, 3 лишь сидели без поддержки, только 5 ходили самостоятельно, 12 не умели есть с ложки, 20 - сами одеваться. У детей были недоразвиты познавательные функции, 6 детей не говорили совсем. У детей наблюдались специфические невротические реакции: печаль, замыкание в себе, заторможенность, потеря аппетита, бессонница. Ещё в 20-е г.г. советские психологи, педиатры и физиологи начали искать пути преодоления госпитализма. Было выявлено, что разлука с матерью не влияет фатально на детское развитие. Решающим здесь является не связь с матерью, а характер общения. Явления госпитализма могут возникнуть и в условиях семьи у равнодушных к своим детям, мало эмоциональных "холодных" матерей, не уделяющих им необходимого внимания, т.е. в условиях дефицита общения. и в детском доме возможно эффективное воспитание детей, но при условии налаживания эмоционального контакта ребёнка с персоналом. Отставание удаётся выправить методами педагогического, воспитательного характера. Правда, искоренить госпитализм мало - нужно ещё постоянно следить за тем, чтобы он не появился снова.

3. Влияние общения на общее психическое развитие ребёнка:

а) общение способно ускорять ход развития детей. Под руководством М.И. Лисиной были организованы специальные сеансы общения для младенцев 2-4 месяцев. Оказалось, что у них, по сравнению с их сверстниками, не только интенсифицируется общение со взрослыми (оживление, радость, призывные вокализации), но и более быстро развивается внимание и интерес ко всему окружающему миру в периоды, когда взрослого возле ребёнка уже не было;

б) общение позволяет детям преодолеть неблагоприятную ситуацию. Установлено, что в детских домах отставание в развитие речи может быть преодолено, если они включаются в живое общение с окружающими людьми;

в) общение может исправлять дефекты неправильного воспитания, например, овладение способами общения с посторонними людьми в ходе занятий с 2-летними детьми позволяет им избавиться от робости, смущения, беспокойства, возникающего в присутствии новых взрослых.

Проблема общения является одной из центральных в психологии именно благодаря его важнейшей роли в жизни человека.

Общение является центральной базовой категорией и проблемой психологической науки и рассматривается ею всесторонне: как потребность и условие жизни человека, как взаимодействие и взаимовлияние, как своеобразный обмен отношениями и сопереживание, как взаимное познание и деятельность. Общение можно определить как наиболее широкую категорию для обозначения всех видов коммуникативных, информационных и прочих контактов людей, включая простые формы взаимодействия типа присутствия.

Морально-психологические свойства людей, характеризующие их как субъектов общения, отмечаются уже в изречениях древнего китайского мыслителя Конфуция и древнегреческих философов Сократа, Платона, Аристотеля и других, а также в высказываниях мыслителей последующих исторических эпох.

Так, Конфуций(551-479 до н.э.) обращал внимание на такие нравственные качества человека, делающие его приятным и полезным в общении, как чувство долга по отношению к другим людям, уважение их, особенно старших по возрасту, выполнение установленных в обществе норм и правил поведения , что позволяет поддерживать порядок и гармонию в обществе.

Древнегреческий философ Сократ (469-339 до н.э.) обосновал учение о нормах морали и моральном сознании людей как главном факторе их общения между собой.

Ученик Сократа Платон (427-347 до н.э.) считал, что общение между людьми должно строиться на основе таких добродетелей, как справедливость, рассудительность, благочестие, соблюдение нравственных норм. Он обращал внимание на способы ведения беседы, отразил многие тонкости диалогов разных собеседников, показал зависимость направленности мышления людей от характера и содержания общения.

Многие идеи мыслителей прошлых эпох имеют прямое отношение к проблеме межличностного общения людей, в том числе и делового общения. Так одно из фундаментальных положений теории межличностного общения указывает, что разного рода психические состояния людей во многом определяются содержанием нравственного сознания и как бы заключают его в себе. Поэтому изучение психологии делового общения предполагает осмысление с позиции сегодняшнего дня того теоретического наследия из области психологии, которое может способствовать более глубокому пониманию относящихся к ней проблем.

Немало для психологии межличностного общения дают исследования психологии масс Г.Лебона (1841-1931). Живя в обществе, человек сталкивается с влиянием «толпы» и оказывается участником массовых собраний. Все это оказывает психологическое воздействие на него, в том числе как на субъекта деятельности и общения с другими людьми.

Куртом Левиным (1890-1947) была создана «теория поля», которая, по его мнению, должна объяснить соответствующие моменты в отношениях человека и среды, в которой осуществляется его жизнедеятельность, а также в отношениях людей друг с другом. К заслугам К.Левина относят глубокое экспериментальное исследование мотивационной стороны поведения людей, изучение таких проблем, как стили руководства коллективом, типы конфликтов, способы их разрешения и т.п.


Существенное влияние на исследования в области психологии личности, ее поведения и межличностного общения оказал психоанализ З.Фрейда (1856-1939) и его последователей. Фрейд пришел к выводу, что на поведение человека оказывают влияние не только его рациональное мышление, но и иррациональные проявления психики. Речь идет о разного рода психологических импульсах и влечениях, направленных на удовлетворение инстинктов человека. Влечения человека под воздействием моральных, религиозных и других ограничений и запретов вытесняются в область бессознательного. Однако они «дают о себе знать», продолжают действовать без ведома человека. Отсюда проблема «неосознанных побуждений», которые определенным образом воздействуют на поведение людей. Анализ данных побуждений и в целом проблемы бессознательного открывает многое для понимания поведения людей, их межличностных отношений и общения между собой.

Последователи З.Фрейда, прежде всего А.Адлер, К.Юнг, К.Хорни, Э.Фромм, В.Райх, и некоторые другие обосновали влияние на формирование и поведение человека не только психофизиологических, но и социальных факторов. Так, А.Адлер (1870-1937) исследовал бессознательное стремление к власти как основное побуждение людей, проявляющееся в их межличностных отношениях, семье, социальных объединениях и т.д. К.Юнг (1875-1961) развил концепцию о «коллективном бессознательном», воздействующем на отношения социальных групп.

Символический интеракционизм (Т.Мид, А.Роуз, Т.Шибутани и др.), принимает за исходные акты общения между людьми соответствующие символы или «значимые действия», в качестве которых могут выступать вербальные и невербальные средства общения (коммуникации), в том числе мимика, визуальные контакты, интонация голоса, жесты, другие движения и действия. Т.Сорбин, Р.Линтон, Э.Гоффман и др. сводят межличностное общение людей к реализации их социальных ролей. Этим, по их мнению, определяется содержание и направленность общения социальных субъектов.

Отечественные психологи рассматривают категорию общения в рамках деятельностного подхода и культурно-исторической теории. С.Л. Рубинштейн (1889-1960) проанализировал роль деятельности и общения людей в функционировании их психики. Психика человека развивается только в процессе взаимодействия с обществом, в процессе его умственной деятельности по духовному освоению действительности, переводу внешней предметной деятельности во внутренний, идеальный план (интериоризация).

Большая роль в исследовании этих проблем принадлежит Л.С. Выготскому (1896-1934). Он разработал культурно-историческую теорию развития психики и считал, что в функционировании и развитии психики человека отражаются два основных плана его деятельности и поведения: натуральный, связанный с удовлетворением его биологических потребностей, и культурный, связанный с различными формами его социальной деятельности и поведения.

Идеи С.Л. Рубинштейна и Л.С.Выготского получили свое творческое развитие в трудах А.Н. Леонтьева, Г.М. Андреевой, А.Р. Лурии, Б.Г. Ананьева и др., где речь идет о понимании образов, возникающих в процессе восприятия людьми друг друга; их мыслительных действий, в процессе которых происходит превращение внешних действий во внутренние; мотивации, выражающейся в побуждениях людей, придающей их действиям «направленность, избирательность и стремительность» и т.п. все это имеет прямое отношение к психологии делового общения, как и концепция В.Н. Мясищева о «психических» или «психологических» отношениях между людьми.

Психологические отношения как система осознанных избирательных связей личности с предметами внешнего мира вытекают «из всей истории развития человека», выражают его личный опыт и внутренне определяют действия и переживания. Как элементы психологических отношений характеризуются мотивы деятельности людей, их воля, потребности, интересы, цели и т.д.

Коммуникация – процесс передачи информации, осуществляемый с помощью знаков, речи, символов, предполагающий понимание людьми друг друга.

Взаимодействие – специально организованный процесс, который протекает в соответствии с определенными правилами и нормами (простейшим примером является рукопожатие).

Анализ общения как взаимодействия представляет значительные сложности. Вообще разделение трех сторон общения – восприятия, коммуникации и взаимодействия возможно только как прием анализа: при всем старании нельзя выделить «чистую» коммуникацию, без восприятия и взаимодействия или « чистое» восприятие.

Общение – это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психологического контакта, проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимном переживании и взаимопонимании. Психологический контакт обеспечивает в общении сопереживание, взаимный обмен эмоциями.

Если бы не было общения, мы не стали бы теми, кто мы есть. Только в общении с другими людьми происходит развитие личности. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитой личностью, был бы до конца жизни обречен, оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе, «дети-маугли», выросшие среди животных, лишь внешне походили на человека, у них не развито было прямохождение, тонкие манипуляции кистью руки, отсутствовала человеческая мимика, наблюдалась общая неразвитость психических процессов и речи.

Общение служит установлению общности между людьми, регулирует их совместную деятельность, является инструментом познания и основой сознания для отдельного человека; наконец общение служит самоопределению личности. Перефразируя известное выражение, можно сказать: «Скажи, с кем ты общаешься, и я скажу, кто ты». Основные свои черты каждый из нас приобретает через личный опыт общения, через непосредственные контакты в семье, институте, на улице. Это так называемая микросреда . Благодаря общению в микросреде и происходящим здесь контактам каждый из нас познает более широко социальный мир и общается с ним, т.е. испытывает воздействие макросреды. Макросреда – это общество со своей наукой, культурой, идеологией, законами, общественными нормами и т.д. Местом встречи микро- и макросреды, гранью, на которой они взаимодействуют, является малая группа , где протекает жизнь каждого из нас.

Общение является основным составляющим любых отношений начиная от первых ступеней развития человек до современности . Самые близкие, любовные и романтичные отношения зарождаются благодаря обычной беседе. Да, без спорно, что всем чувствам в начале отношений предшествует первый взгляд, оценка внешности и бессознательное навешивание «ярлыков», но это ничто по сравнению с общением. Некоторые начинающие психологи, придавая большое значение статистическим данным, дают не уместные советы по нормам общения, по времени, которое следует уделять беседе, но как можно рассуждать и давать советы касательно неконтролируемых процессов неразрывно связанных с эмоциями.

Каждому человеку присущ контраст получаемой информации от действительности. Без зла не оценить добра. Исходя из этого не следует давать волю своей внутренней оценке собеседника. Если человек не общителен с вами, это ни в коем роде не свидетельствует о его постоянной замкнутости. Мы равноценно любим одиночество и шумные компании, но всему свое время.

В современном мире (веке информации) общение доступно в любом месте и в любое время. Мобильный телефон есть практически у каждого человека, а современная мобильная связь не имеет пределов, разве что в зоне солнечной системы. Невероятное количество сотовых операторов и еще большее количество тарифных планов позволяют поддерживать связь с близкими людьми. Международная сотовая связь открывает горизонты общения с родными людьми на разных континентах, за тысячи и десятки тысяч километров. Каждое ваше слово бесценно для ваших родителей, бабушек, дедушек и всех остальных людей связанных с вами родственными узами, ведь любовь многогранна и не знает границ.