Делить веселье готовы никто не хочет. Михаил Лермонтов — Одиночество: Стих. Анализ стихотворения «Одиночество» Лермонтова


Полонский Яков Петрович
Родился: 6 (18) декабря 1819 года.
Умер: 18 (30) октября 1898 года.

Биография

Яков Петрович Полонский (6 декабря 1819, Рязань - 18 октября 1898, Санкт-Петербург) - русский литератор, известный главным образом как поэт.

Родился в семье бедного чиновника в 1819 году. Окончив гимназию в Рязани (1838), поступил на юридический факультет Московского университета. Сблизился с А. А. Григорьевым и А. А. Фетом, познакомился также с П. Я. Чадаевым, А. С. Хомяковым, Т. Н. Грановским.

В журнале «Отечественные записки» в 1840 году опубликовал первое стихотворение. Участвовал в студенческом альманахе «Подземные ключи». В это время познакомился с И. С. Тургеневым, дружба с которым продолжалась до смерти последнего.

По окончании университета (1844) жил в Одессе, затем получил назначение в Тифлис (1846), где служил до 1851 года; кавказскими впечатлениями навеяны его лучшие стихи, принесшие молодому чиновнику всероссийскую известность.

С 1851 года жил в Санкт-Петербурге, редактировал в 1859-1860 журнал «Русское слово». Служил в Комитете иностранной цензуры, в Совете Главного управления по делам печати (1860-96). Адреса Полонского следующие:

Умер Полонский в Петербурге в 1898 году, похоронен в Ольговом монастыре под Рязанью; в 1958 году перезахоронен на территории Рязанского кремля (фото могилы).

Первый поэтический сборник - «Гаммы» (1844). Выпущенный в Одессе.Второй сборник «Стихотворения 1845 года» вызвал отрицательную оценку В. Г. Белинского. В сборнике «Сазандар» (1849) воссоздал дух и быт народов Кавказа. Небольшая часть стихов Полонского относится к так называемой гражданской лирике («Признаться сказать, я забыл, господа», «Миазм» и другие). Стихотворение «Узница» (1878) он посвятил Вере Засулич. На склоне жизни обращался к темам старости, смерти (сборник «Вечерний звон», 1890). Среди поэм Полонского наиболее значительна поэма-сказка «Кузнечик-музыкант» (1859).

Грузинские стихи Полонского выделяются редкой для своего времени музыкальностью. Д. Мирский называет его «самым романтичным из эклектиков середины века», хотя со своим романтизмом он не переставал бороться:

Поэтическое его мастерство было чисто романтическим, но он боялся отдаться ему целиком и считал своим долгом писать благонамеренные стихи о светоче прогресса, свободе слова и прочих современных предметах. Полонский писал также прозу. Первый сборник прозы «Рассказы» вышел отдельным изданием в 1859 году. В романах «Признания Сергея Чалыгина» (1867) и «Женитьба Атуева» (1869) следовал И. С. Тургеневу. В основу романа «Дешёвый город» (1879) легли впечатления одесской жизни. Автор опытов в жанре мемуаров («Мой дядя и кое что из его рассказов»).

Многие стихи Полонского положены на музыку А. С. Даргомыжским, П. И. Чайковским, С. В. Рахманиновым, С. И. Танеевым, А. Г. Рубинштейном, М. М. Ивановым и стали популярными романсами и песнями. «Песня цыганки» («Мой костёр в тумане светит»), написанная в 1853 году, стала народной песней.

Публицистика

С 1860 года и до конца жизни на квартире поэта по пятницам собирались учёные, деятели культуры и искусства на встречах, получивших название «Пятницы» Я. П. Полонского.

Полонский писал письма в защиту духоборов Победоносцеву, а также собирался писать воспоминания о них.

Консерватор и православный, в конце жизни Я. П. Полонский выступал против критики церкви и государства со стороны Льва Толстого. В 1895 по поводу вышедшего за границей сочинения Толстого «Царство Божие внутри вас» Полонский напечатал в «Русском обозрении» (№ 4-6) полемическую статью «Заметки по поводу одного заграничного издания и новых идей графа Л. Н. Толстого». После появления статьи Толстого «Что такое искусство?» Полонский также написал резкую статью. Это вызвало со стороны Л. Н. Толстого письмо с предложением о примирении: Толстому стало известно доброжелательное отношение Полонского к гонимым духоборам.

Семья

Первая жена с июля 1858 года - Елена Васильевна Устюжская (1840-1860), дочь старосты русской церкви в Париже, Василия Кузьмича Устюжского (Ухтюжского), и француженки. Брак был заключен по любви, хотя невеста почти не знала русского языка, а Полонский – французского. Умерла в Петербурге от последствий тифа, соединившегося с выкидышем. Их шестимесячный сын Андрей умер в январе 1860 года.

Вторая жена с 1866 года - Жозефина Антоновна Рюльман (1844-1920), скульптор-любитель, сестра известного врача А. А. Рюльмана. По словам современницы, «Полонский женился на ней потому, что влюбился в её красоту, она же вышла за него потому, что ей некуда было голову преклонить». В браке имели двух сыновей, Александра (1868-1934) и Бориса (1875-1923), и дочь Наталью (1870-1929), в замужестве за Н. А. Елачичем.

Литература

Я. П. Полонский. Его жизнь и сочинения. Сб. историко-литературных статей / Сост. В. Покровский. - М, 1906.
Соболев Л. И. Полонский Яков Петрович
Русские писатели. XIX век. : Биобиблиогр. слов. В 2 ч. / Редкол.ː Б. Ф. Егоров и др.; Под ред. П. А. Николаева. - 2-е изд. дораб.. - М.: Просвещение, 1996. - Т. 2. М-Я. - С. 165-168.

Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье — все готовы:
Никто не хочет грусть делить.

Один я здесь, как царь воздушный,
Страданья в сердце стеснены,
И вижу, как судьбе послушно,
Года уходят, будто сны;

И вновь приходят, с позлащенной,
Но той же старою мечтой,
И вижу гроб уединенный,
Он ждет; что ж медлить над землёй?

Никто о том не покрушится,
И будут (я уверен в том)
О смерти больше веселится,
Чем о рождении моём…

Анализ стихотворения «Одиночество» Лермонтова

Стихотворение «Одиночество» (1830 г.) относится к раннему периоду творчества Лермонтова. Молодой человек преклонялся перед поэтами-романтиками, особенно перед . Лермонтову еще предстояло ощутить настоящее одиночество, но он уже восхищался образом независимого гордого изгнанника.

Поэт еще находился во власти юношеского максимализма. Он часто представлял себя в роли независимого от людей героя, которому суждена бурная жизнь, наполненная опасностями и страданиями. Такой герой очень одинок. Автор утверждает, что «делить веселье – все готовы», но далеко не каждый способен разделить грусть и печаль. В этом можно заметить зародыш темы противостояния поэта и толпы, которую Лермонтов впоследствии будет очень детально разрабатывать.

Поэт сравнивает себя с «царем воздушным», грустно взирающим на проходящие годы. Этот образ пока еще очень расплывчат. Неясно, что подразумевает под ним Лермонтов. Это явно не Бог и не Дьявол, так как испытывает страдания и зависит от течения времени. В позднем творчестве поэта ближе всего к нему падший ангел (демон), обреченный на вечное одиночество.

Юного автора уже привлекает тема неизбежной смерти. Он видит «гроб уединенный». Жизнь трудна и приносит только огорчения. Из этого Лермонтов делает неутешительный вывод: лучше поскорее прекратить страдания и встретить смерть, чем пытаться что-то изменить. Поэт считает, что его гибель ни в ком не вызовет чувства сострадания. Он уверен, что она доставит людям больше радости, чем его появление на свет.

Такой крайний пессимизм молодого человека может удивить. Но не стоит считать его искренним проявлением мыслей и чувств Лермонтова. В то время многим романтически настроенным юношам было свойственно аналогичное мнение. Оно было своеобразной данью популярному направлению в литературе и искусстве. С другой стороны, с возрастом люди избавлялись от таких взглядов. Но для Лермонтова такой образ мыслей стал определяющим на всю жизнь. Судьба, как назло, была к нему крайне неблагосклонна, и это лишь укрепляло пессимизм поэта. В результате ощущение одиночества стало настолько сильным, что подтолкнуло его на осознанное стремление к смерти. Косвенным образом оно стало причиной его трагической гибели на дуэли.

Тема одиночества близка и понятна многим русским поэтам. В этом нет ничего удивительного, так как многие из них при жизни оказались непризнанными, их творчество значительно опережало время, и было оценено по достоинству гораздо позже. Жизнь таких людей оказалась лишенной простых человеческих радостей, самой ценой из которых является общение. Одиночество стало их вторым «я», образом жизни и мыслей. Но, в то же время, помогло создать множество прекрасных и глубоких произведений, заставило острее чувствовать окружающий мир и собственную неприкаянность.

5 место. Для некоторых поэтов одиночество является синонимом отсутствия любви. Именно это чувство дает возможность человеку в полной мере ощущать себя счастливым. Когда любовь уходит, то в душе селится пустота. И даже если тот, кто еще недавно был самым близким и родным человеком, по-прежнему находится рядом, его уже не существует в твоем мире, наполненном печалью и тоской. Именно этим чувствам посвятил свое стихотворение «Одиночество в любви» поэт Дмитрий Мережковский . В его понимании любовь – это вечный поединок, в котором идет борьба за свободу. И тот, кто выходит из него победителем, получает в награду одиночество. «Я жил один, один умру», — пишет поэт, утверждая, что только смерть сможет научить людей любить без оглядки, открыто и по-настоящему.

«Одиночество в любви» Д.Мережковский

Темнеет. В городе чужом
Друг против друга мы сидим,
В холодном сумраке ночном,
Страдаем оба и молчим.

И оба поняли давно,
Как речь бессильна и мертва:
Чем сердце бедное полно,
Того не выразят слова.

Не виноват никто ни в чем:
Кто гордость победить не мог,
Тот будет вечно одинок,
Кто любит,- должен быть рабом.

Стремясь к блаженству и добру,
Влача томительные дни,
Мы все — одни, всегда — одни:
Я жил один, один умру.

На стеклах бледного окна
Потух вечерний полусвет.-
Любить научит смерть одна
Все то, к чему возврата нет.

4 место. В свою очередь, поэт Николай Рубцов олицетворяет одиночество со старостью и смертью. Для него эти понятия весьма близки, так как пожилой человек, друзья которого постепенно уходят из жизни, теряет людей, с которыми его объединяли общие интересы. В итоге в своем стихотворении «Замерзают мои георгины» поэт отмечает, что к концу жизни чувство одиночества и осознание того, что человек никому не нужен, становятся настолько сильными, что на их фоне смерть кажется единственным способом избавления от душевных страданий.

«Посвящение другу» Н.Рубцов

Замерзают мои георгины.
И последние ночи близки.
И на комья желтеющей глины
За ограду летят лепестки…
Нет, меня не порадует — что ты! —
Одинокая странствий звезда.
Пролетели мои самолеты,
Просвистели мои поезда.
Прогудели мои пароходы,
Проскрипели телеги мои, —
Я пришел к тебе в дни непогоды,
Так изволь, хоть водой напои!
Не порвать мне житейские цепи,
Не умчаться, глазами горя,
В пугачевские вольные степи,
Где гуляла душа бунтаря.
Не порвать мне мучительной связи
С долгой осенью нашей земли,
С деревцом у сырой коновязи,
С журавлями в холодной дали…
Но люблю тебя в дни непогоды
И желаю тебе навсегда,
Чтоб гудели твои пароходы,
Чтоб свистели твои поезда!

3 место. Подобные мысли, к слову, были свойственны и поэту Николаю Некрасову , который также считал старость синонимом одиночества. В своем стихотворении «Умру я скоро. Жалкое наследство…» автор пишет о том, что преклонный возраст – это не только мудрость, знания и опыт, но и потери друзей, семьи и всех тех, кто в молодости дарил радость общения. И сожалеет, что к концу жизни остался один, на чужбине, лишенный самого важного – заботы и участия со стороны тех, кого когда-то любил.

«Умру я скоро. Жалкое наследство…» Н.Некрасов

(Посвящается неизвестному другу,
приславшему мне стихотворение
«Не может быть»)

Умру я скоро. Жалкое наследство,
О родина! оставлю я тебе.
Под гнетом роковым провел я детство
И молодость — в мучительной борьбе.
Недолгая нас буря укрепляет,
Хоть ею мы мгновенно смущены,
Но долгая — навеки поселяет
В душе привычки робкой тишины.
На мне года гнетущих впечатлений
Оставили неизгладимый след.
Как мало знал свободных вдохновений,
О родина! печальный твой поэт!
Каких преград не встретил мимоходом
С своей угрюмой музой на пути?..

И малый труд в заслугу мне сочти!

Не торговал я лирой, но, бывало,
Когда грозил неумолимый рок,
У лиры звук неверный исторгала
Моя рука.. Давно я одинок;
Вначале шел я с дружною семьею,
Но где они, друзья мои, теперь?
Одни давно рассталися со мною,
Перед другими сам я запер дверь;
Те жребием постигнуты жестоким,
А те прешли уже земной предел…
За то, что я остался одиноким,
Что я ни в ком опоры не имел,
Что я, друзей теряя с каждым годом,
Встречал врагов всё больше на пути —
За каплю крови, общую с народом,
Прости меня, о родина! прости!

Я призван был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ!
И бросить хоть единый луч сознанья
На путь, которым бог тебя ведет,
Но, жизнь любя, к ее минутным благам
Прикованный привычкой и средой,
Я к цели шел колеблющимся шагом,
Я для нее не жертвовал собой,
И песнь моя бесследно пролетела,
И до народа не дошла она,
Одна любовь сказаться в ней успела
К тебе, моя родная сторона!
За то, что я, черствея с каждым годом,
Ее умел в душе моей спасти,
За каплю крови, общую с народом,
Мои вины, о родина! прости!..

2 место. Поэт Сергей Есенин также посвятил ряд стихов одиночеству, считая, что это состояние свойственно каждому человеку в той или иной мере. У кого-то оно вызывает печаль и разочарование, других же заставляет переосмыслить собственную жизнь и попытаться ее изменить. У Есенина одиночество ассоциируется с осенью – любимой порой года поэта. Однако в стихотворении «Отговорила роща золотая» он сравнивает свое одиночество с природой, которая готовится в зимней спячке. При этом Есенин отмечает, что каждый человек, став взрослым и покинув отчий дом, становится вечным странником и заложником этого чувства, которое заставляет его совершать пустые и необдуманные поступки. А после жалеть об этом и вновь пытаться найти забвение в обществе друзей, вина и женщин.

«Отговорила роща золотая» С.Есенин

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветром в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком…
Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком.

1 место. Пожалуй, наиболее часто в своем творчестве к теме одиночества обращался поэт Михаил Лермонтов, для которого подобное состояние души стало привычным и почти естественным. Поэтические образы, создаваемые им, нередко являются одинокими странниками, которые порой и сами не знаю, куда держат свой путь. Однако в стихотворении «Как страшно жизни сей оковы» Лермонтов открыто, без метафорических сравнений, рассуждает на тему одиночества, отмечая, что радость и веселье с человеком готовы разделить многие, а грусть и печаль – никто.

«Одиночество» М.Лермонтов

Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье — все готовы:
Никто не хочет грусть делить.

Один я здесь, как царь воздушный,
Страданья в сердце стеснены,
И вижу, как судьбе послушно,
Года уходят, будто сны;

И вновь приходят, с позлащенной,
Но той же старою мечтой,
И вижу гроб уединенный,
Он ждет; что ж медлить над землей?

Никто о том не покрушится,
И будут (я уверен в том)
О смерти больше веселится,
Чем о рождении моем…

Однажды Антуан де Сент-Экзюпери сказал, что каждый из нас родом из детства. Задолго до него Михаил Юрьевич Лермонтов всей своей жизнью и творчеством подтвердил несомненную очевидность данного выражения. Рано потеряв родителей, он воспитывался родной бабушкой, твердой и властной женщиной. Не удивительно, что пережитое в детстве чувство покинутости и ненужности поэт переносит во взрослую жизнь. Тема одиночества звучит почти в каждом его произведении, а особенно остро и трагично - в тексте стихотворения Лермонтова «Одиночество», которое было написано в 1830 году, когда поэту исполнилось 16 лет.

Читать стих «Одиночество» Лермонтова Михаила Юрьевича можно полностью онлайн на нашем сайте. Словами главного лирического героя говорит сам автор. Он говорит, словно на последней исповеди, и размышляет о самом себе, о своей роли в жизни и обществе. Он ставит себя в центр мира, в котором он родился и живет. С одной стороны, он - неотъемлемая часть его. А с другой - он сам чувствует свою чужеродность, да и общество его отвергает, относится к нему крайне враждебно. Нет ни одного человека, который бы сокрушался о нем. Что делать? Юный поэт видит один исход - скорая смерть, ведь нет никакого смысла «медлить над землей».

Учить стихотворение Лермонтова «Одиночество» и подготовиться к уроку литературы в классе теперь легко. На нашем сайте можно скачать данное произведение абсолютно бесплатно.

Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье – все готовы:
Никто не хочет грусть делить.

Один я здесь, как царь воздушный,
Страданья в сердце стеснены,
И вижу, как судьбе послушно,
Года уходят, будто сны;

И вновь приходят, с позлащенной,
Но той же старою мечтой,
И вижу гроб уединенный,
Он ждет; что ж медлить над землей?

Никто о том не покрушится,
И будут (я уверен в том)
О смерти больше веселится,
Чем о рождении моем…


Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье - все готовы:
Никто не хочет грусть делить.


Один я здесь, как царь воздушный,
Страданья в сердце стеснены,
И вижу, как судьбе послушно,
Года уходят, будто сны;


И вновь приходят, с позлащенной,
Но той же старою мечтой,
И вижу гроб уединенный,
Он ждет; что ж медлить над землей?


Никто о том не покрушится,
И будут (я уверен в том)
О смерти больше веселится,
Чем о рождении моем...
М.Лермонтов


В одиночестве каждый видит в себе то, что он есть на самом деле.
А. Шопенгауэр


Утонут мысли, потухнут фразы...
И белых окон пустых объятья
Утонут мысли, потухнут фразы...
И жизнь закончится, но не сразу...
И белых окон пустых объятья
Уже сказали: "Не устоять мне..."


В груди ни страха, ни слез, ни стона...
Лишь тихо в ночь улетят со склона
Моих секретов слова и счастье...
Не прожит день. И одно ненастье


Стучится в двери двумя руками,
И воет злобно семью ветрами...
Но еще бьется в пучине века
Пульс одиночества человека!..
Veruchi

Одиночество бывает разным:
Тёмной улицей, минутой сна.
Сумрачно. Вопрос совсем не праздный:
Почему сегодня ты одна?


Телефон молчит, звонков не слышно,
И почтовый ящик снова пуст.
Так неправильно, так странно вышло –
Ты одна, как одинокий куст.


Вся судьба – прочитанная книга.
Новые страницы не видны.
Обернулась жизнь единым мигом,
Календарь рассыпал листья-дни.


Только тишина тебе подруга,
Да часов старинных тихий бой.
Средь веселья радостного круга
Одиночество всегда с тобой.

Я в стремлении боль распаять,
снова робко роняю слезу...
И что сделать мне, чтобы понять
силу музык в ночную грозу?...
А ты рядом - я руки тяну,
натыкаясь на стены времён
Лабиринтов, что держат в плену
те мотивы, что не узнаём...
И внутри мой осколками крик...
Одиночество смелых шагов...
Рвёт на части краями ледник
этих сложных тяжёлых оков.
Как поведать - жива я ещё!...
Лишь стрелою коснись моих струн...
В унисон пропоют - ну еще...
За дарение мне твоих рун.
И что сделать мне, чтобы унять
всю ту боль одинокой любви?...
И как ближе стать, как мне
понять то звучание музык внутри?...
Основной симптом человека – это бред слияния, иллюзия того, что, вступив в союз с другим, мы навсегда избавимся от боли одиночества.


Н. Витакер


ОДИНОЧЕСТВО В ЛЮБВИ


Темнеет. В городе чужом
Друг против друга мы сидим,
В холодном сумраке ночном,
Страдаем оба и молчим.


И оба поняли давно,
Как речь бессильна и мертва:
Чем сердце бедное полно,
Того не выразят слова.


Не виноват никто ни в чем:
Кто гордость победить не мог,
Тот будет вечно одинок,
Кто любит,- должен быть рабом.


Стремясь к блаженству и добру,
Влача томительные дни,
Мы все - одни, всегда - одни:
Я жил один, один умру.


На стеклах бледного окна
Потух вечерний полусвет.-
Любить научит смерть одна
Все то, к чему возврата нет.
Дмитрий Мережковский


В самой крайней поре одиночества
Ты не так одинок еще днем,
Тяжелее всего эти "ночества",
Заключенные в слове самом.
Даже в мыслях затронуть не хочется,
А попробуй-ка переживи
В одиночку все длинные ночества,
Злые ночи тоски по любви.
Не поется душе, не хохочется,
Одиночество. Ночь. Не любим.
А вернее, вся жизнь - это НОЧЕСТВО,
Если ты беспросветно один.
Олег Поскребышев
http://nafretiri.ru/forum/29-597-2


Одиночество – известный рефрен жизни. Оно не хуже и не лучше, чем многое другое. О нем лишь чересчур много говорят. Человек одинок всегда и никогда. Вдруг где-то в мглистой дымке зазвучала скрипка. Загородный ресторан на зеленых холмах Будапешта. Удушливый аромат каштанов. Вечер. И, - как юные совы, примостившиеся на плечах, - мечты с глазами, светлеющими в сумерках. Ночь, которая никак не может стать ночью. Час, когда все женщины красивы. Вечер, как огромная бабочка, распластал широкие коричневые крылья.

Эрих Мария Ремарк «Триумфальная арка»

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 28.02.2011. ***
  • 26.02.2011. Женщина-тайна - Андрей Мартьянов
  • 25.02.2011.
  • 24.02.2011. ***
  • 23.02.2011. Мужчина - авторство устанавливается
  • 21.02.2011. ***
  • 20.02.2011. ***
  • 19.02.2011. Женщина и кошка - Поль Верлен
  • 17.02.2011. ***
  • 15.02.2011. Одиночество - классики и современники
  • 14.02.2011.