Диагностика поведенческих особенностей в конфликтных ситуациях. Исследование конфликтного поведения у подростков. Краткая характеристика типов разрешения конфликта

Часто, размышляя о воспитании детей, мы оперируем понятиями системы «кнута и пряника»: как и за что правильно хвалить, а за что стоит отругать или наказать. Но воспитание детей - это не дрессировка собак. Просто ругать и поощрять их недостаточно.

Ребёнку любого возраста прежде всего нужно, чтобы родители его замечали. В норме ребёнок и родитель связаны отношениями привязанности, в идеале - это отношения надёжной привязанности. То есть ребёнок чётко знает не только то, что он ваш, но и то, что он вам нужен и вами любим, вы готовы его защищать и о нём заботиться. Похвала - это один из способов проявить внимание к ребёнку.

Этот список далеко не полный. Попробуйте продолжить его сами.

Ребёнку всегда необходимы поддержка и одобрение взрослых

Чем грозит «незамечание»?

Если родитель очень мало замечает ребёнка, то ребёнок старается сделать всё, чтобы это изменить. Тут возможны несколько вариантов развития событий.

1. Ребёнок будет всячески стараться быть хорошим и соответствовать вашим ожиданиям. На первый взгляд, всё отлично. Перестаю его замечать на какое-то время и, вуаля, ребёнок становится вундеркиндом, поступает в престижный вуз, записывается на кинопробы и превращается в восходящую звезду и так далее. Путь воспитания гениев и успешных людей найден. Увы, не так всё просто. Достижения, может, и будут (хотя многие дети «ломаются» на этом пути), но сама установка, что всё время нужно кому-то что-то доказывать, «если ты не гений, то - лузер», очень сильно отравляет жизнь ребёнку. А затем, и выросшему из этого ребёнка взрослому.

2. Ребёнок поймёт, что всё тщетно. Маму с папой вообще ничем особо не порадуешь. Или же то, что может их порадовать и что они одобряют, просто невозможно осуществить. В этом случае ребёнок может начать болеть, калечиться на ровном месте, впасть в депрессию или у него может появиться самоповреждающее поведение. Понятно, что, когда с ребёнком что-то не так, большинство родителей тут же включаются: они начинают жалеть, искать, чем помочь, то есть начинают замечать ребёнка, но только в ситуации, когда тому плохо. Раз так, логика одна - надо страдать.

3. Ребёнок начнёт себя плохо вести. Родитель замечает ребёнка, но делает это очень формально. А вот если ребёнок набедокурит, то тут ему внимание обеспечено. И ребёнок на подсознательном уровне усваивает: хочешь, чтобы мама оторвалась от готовки и разговоров с подругами, а папа - от телевизора, придётся что-нибудь натворить. Негативное внимание для ребёнка все же лучше, чем совсем никакого.

Не нужно постоянно пытаться дать ребёнку то, чего не было в вашем детстве

Когда замечать ребёнка трудно

Понятно, что родитель перестаёт обращать внимание на ребёнка обычно не от хорошей жизни. Родителей, одержимых идеей как-то целенаправленно навредить своим детям, всё-таки немного.

Нам трудно замечать или уж тем более позитивно замечать своих детей в следующих случаях.

У нас нет ресурса. Мы устали, горюем, длительно находимся в ситуации сильного напряжения, угрозы и так далее. Силы остаются только на выживание и минимальное обеспечение потребностей ребёнка: цел, сыт, обут, одет, вымыт и отправлен в школу. В такой ситуации важнее всего вернуть ресурс. В первую очередь себе, а не пытаться из последних сил додать что-то ребёнку. Когда родитель в порядке он сумеет позаботиться о детях.

Мы не очень в курсе психологических потребностей ребёнка. Сейчас, когда психологической литературы очень и очень много, психологическая грамотность родителей высока. Но возникает другая проблема: становится сложно применить изученное к реальной жизни. Никто лучше вас самих не знает вашего ребёнка и никто не может вам указать стопроцентно верный путь его воспитания. Поэтому очень важно пропускать любые, даже самые прекрасные психологические концепции и рекомендации через себя. Выбирая те или иные решения, ответьте себе на вопросы: почему я думаю, что моему ребёнку это полезно, как я узнаю (по каким признакам в поведении, самоотношении ребёнка и так далее), что это именно так?

Трудно сойти с привычных рельсов. Здорово, если вам повезло, и ваши собственные родители воспитывали вас так, как вам нравится. То есть, вы хотели бы воспитывать своих детей по таким же принципам. Но, бывает так, что мы совсем или частично не хотим повторять опыт наших родителей. И вот тут-то и возникают трудности.

В стрессовой ситуации (когда ребёнок утомил капризами, непослушанием, тем, что он «тупит» на ровном месте - у каждого из нас свои «болевые точки») у родителя автоматически могут включаться воспитательные стратегии, знакомые по собственному детству. И мы вдруг с изумлением и ужасом замечаем, что орём, хватаемся за ремень, обещаем лишить всего на веки вечные. При этом ещё совсем недавно давали себе слово, что никогда и ни за что не будем поступать так, как наши родители.

Чаще обсуждайте и анализируйте с ребёнком его успехи и неудачи

Другой вариант «привычных рельсов», это когда мы из принципа делаем всё наоборот, не так, как воспитывали нас. Без учёта реальной ситуации и конкретного ребёнка.

Нередко то, чего нам не хватало в детстве, становится для нас настолько огромной ценностью, что своему ребёнку мы стараемся этого дать как можно больше

Так, например, те, кого очень жёстко контролировали, дают ребёнку гораздо большую свободу, чем порой необходимо. Лишь некоторым счастливчикам при этом удаётся найти баланс между свободой и контролем. Это и естественно, потому что восполняем мы в этом случае не потребность своего сына или дочки, а потребность своего «внутреннего ребёнка».

Одним родителям достаточно осознать наличие сценария/антисценария, чтобы изменить свой подход к воспитанию. Другим помогает работа с психологом или психотерапевтом.

А как же всё-таки хвалить правильно?

С трудом представляю себе родителей, которые перед похвалой срочно сверялись бы с тем «А что там говорят психологи по этому поводу». Но всё-таки наметить вектор движения можно.

1. Хвалите ребёнка не только за достижения, но и за усилия. Результата может долго не быть, но ребёнок поймёт, что усилия сами по себе тоже достойны уважения и похвалы, а это очень ценный вклад в ваше настоящее и будущее. В жизни часто бывают ситуации, когда надо долго вкладываться без видимого результата.

2. Сравнивайте его только с самим собой. Если мы сравниваем ребёнка с другими детьми, мы обращаем его внимание не на то, к чему стоит стремиться, а на то, что он лично нас не устраивает. И что соседский Антон был бы для нас гораздо лучшим сыном.

3. Похвала должна быть искренней. Иногда родитель может быть таким уставшим или чем-то расстроенным, что ему трудно выразить свою радость. Здесь можно пояснить ребёнку свой потухший вид и не особо радостный тон: «Извини, я так сегодня устала, что мне сложно как-то ярко выражать свои эмоции, но я, правда, горжусь тобой».

4. Важно, чтобы похвала соответствовала возрасту и уровню развития ребёнка. То, что трёхлетка вытер со стола лужу по собственной инициативе, вызывает мамин бурный восторг: «Умница! Мамин помощник!». Подростку в этом случае достаточно вашей благодарности или улыбки.

5. Ищите хорошее. Даже в самой неудачной работе или поступке, можно отметить что-то хорошее. Хотя бы намерение.

6. Пусть ваша похвала будет содержательной. Расскажите подробнее, что именно вам нравится в работе ребёнка или его поступке.

7. Нет ничего ужасного в оценочных суждениях или ты-высказываниях: «Ты - молодец. Это хорошая работа». Главное, чтобы в вашем общении с ребёнком присутствовали и другие формы похвалы.

8. Периодически устраивайте ревизию достижений. Разговаривайте с ребёнком о том, что у него получилось, что вы заметили, чему порадовались. Показываете ему его собственный прогресс. Не важно, о чём идёт речь: об учёбе, ваших отношениях, успехах в игре на гитаре или программировании.

Фото: iStockphoto (djedzura, Kerkez, Choreograph)

Все о воспитании детей читайте по .

Post Views: 285

Всем добрый день, сегодняшняя тема интересна будет тем родителям, которые думают как хвалить ребенка и стоит ли это делать вообще. И как сделать чтобы похвала была уместной и не навредила чаду. Итак, как вы уже поняли тема поста актуальна всегда и звучит она так: как хвалить ребенка правильно?

Похвала является одобрением чьих – либо поступков. Она приятна, и в ней нуждаются все без исключения. Но особенно поощрение необходимо детям. Родители, одобряя хорошие поступки ребенка, оказывают ему поддержку и дают уверенность. Ведь похвала несет с собой прилив сил, вдохновляет и мотивирует на дальнейшие положительные действия. Более того, одобрение верно ориентирует ребенка, помогает понять, что он поступил правильно. Но похвала – вещь деликатная, поэтому следует знать, как ею пользоваться. Ибо вместо положительных результатов, она может принести явный вред.

Рассмотрим некоторые советы, которым нужно следовать в процессе воспитания детей.

Хвалите своего ребенка чаще! Выражайте ему свое уважение и восхищение!

Надеюсь мои советы помогут новоиспеченным мамочкам в их нелегком труде-быть мамой любящей и справедливой. Если у вас есть что добавить, не стесняйтесь и оставляйте комментарии, делитесь информацией с друзьями, используя кнопки соцсетей. Любите своих деток, и они обязательно будут добрыми и отзывчивыми людьми. До скорых встреч, с вами на связи была Наталья.

876

От того, за что мы хвалим своих детей, зависит их восприятие успеха. В этот момент родители совершают распространенную ошибку, которая приводит к печальному зрелищу для учителя: умный ребенок, который ненавидит учиться. Кстати, не задумывались о том, что главная задача школы и института научить ребенка учиться, добывать знания, справляться со сложностями и стараться, знания - это скорее бонус и награда.

Думаю, каждый вспомнит похожую ситуации. Родители Димы каждый раз говорили ему какой он умный и талантливый. «Ты можешь все, мы гордимся тобой» - повторяли они всякий раз в моменты его побед. Движимые самыми благими намерениями, они постоянно связывали достижения с некоторой его неотъемлемой личной характеристикой. Родителям и не приходило в голову, что такая похвала может иметь вредные последствия.

Малыш быстро понял, что любое достижение, которое не требует больших усилий с его стороны обусловлено его даром с рождения. Когда он стал взрослеть, столкнулся с трудностями, с которыми не мог справиться с легкостью. Однако Дима не воспринимал эти ошибки как возможность поработать над собой. И быстро пришел к выводу, что он больше не умный и не талантливый. Он совершенно не понимал как вести себя в случае неудачи.

Исследования показывают, что печальный опыт Димы типичен для детей, которых регулярно хвалят за какие-то их личные неизменные качества.

Вот что начинает происходить с ребенком:

    Малыш начинает воспринимать ошибки как провалы, поскольку родители говорят, что успех случается благодаря некоторой способности, над которой у ребенка нет контроля

    Начинает концентрироваться на том, чтобы выглядеть умным, нежели реально что-то сделать

    Не готов посмотреть в лицо причинам, стоящим за любой нехваткой способностей

Лучше похвалите ребенка: «Ты действительно хорошо поработал», «Я тобой горжусь, тебе пришлось много позаниматься».

Эта установка на рост дает возможность:

    Воспринимать неудачу как повод к обновлению

    Не муссировать свои ошибки

Похвала, кстати, не единственный фактор, гены тоже играют роль в склонности к старанию.

У Макса сейчас как раз такой возраст, когда что-то не получается он начинает психовать, кричать, бросать игрушку или падать лицом вниз. Успокоившись, мы стараемся пройти момент «от разочарования к успеху», пробуем еще и еще раз. Я каждый раз мысленно стараюсь «поднять его в бой»…на этот раз получится.

Не так давно я осознала насколько это важный навык не только для моего ребенка, но и для меня лично, не научилась я правильно справляться с неудачами за 28 лет. Сейчас я знаю, что если хочешь дойти до своей цели, нужно как минимум идти не останавливаясь.

Каждый человек, будь-то ребенок или взрослый, нуждается в поощрении. Похвала как-то особенно придает нам сил для новых дел. Доброе слово творит чудеса.

Прибегает ли малыш с собственноручно нарисованным маминым портретом, приносит ли школьник долгожданную пятерку по недававшемуся раньше предмету, а может, подросток решил навести порядок в квартире или без напоминаний вымыл посуду, каждый раз дети ожидают похвалы.

Психологами выработаны более чем подробные инструкции по поводу – как правильно хвалить ребенка, кратко их можно изложить так:

  • хвалить нужно только по делу, но при этом нельзя игнорировать достижения ребенка
  • похвала должна быть безусловной, т.е. не допустимы никакие сравнения с другими детьми или уточнения типа «но…»
  • хвалить (как и осуждать) можно только действия и поступки, не переходя, что называется, на личности

Каждый человек, будь-то ребенок или взрослый, нуждается в поощрении. В школьном возрасте и в студенческие годы наш труд отмечают положительными оценками и высокими балами. Затем мы выходим на работу, где нам платят зарплату, а за успехи начисляют премии, повышают в должности, дают дополнительный выходной. Но, не смотря на это, у нас все равно есть потребность слышать одобрительные слова от преподавателя, начальника, члена семьи, друга. Похвала как-то особенно придает нам сил для новых дел. Доброе слово творит чудеса.

Ребенку дошкольного возраста оценок не ставят и зарплату не платят. Для него похвала родителей – основной способ понять, что он сделал что-то хорошо. Каждый любящий родитель знает – хвалить и поддерживать ребенка необходимо, малыш должен чувствовать себя любимым, значимым, уверенным в себе, успешным. Но далеко не каждый знает, как правильно хвалить ребенка . Как не переусердствовать и в то же время не поскупиться.

Как правильно хвалить ребенка:

  1. Хвалите ребенка за конкретные действия. Старайтесь хвалить так, чтобы он понимал, что именно сделал хорошо и почему вообще это хорошо. Например, если хвалите за то, что он нарисовал красивый рисунок, обратите внимание на детали: «Такое солнышко красивое у тебя получилось! И вон та птичка, как настоящая». Избегайте фраз вроде: «Ты такой молодец! Настоящий художник!». Даже обращенная к маленькому ребенку похвала, должна быть адекватна ситуации. Важно хвалить действие, а не личность. Можно также указать на то, какую трудную задачу выполнил малыш, например: «Это очень непросто – нарисовать птичку»
  2. Подкрепляйте похвалу невербальными компонентами: улыбкой, объятием, поцелуем. Малыш должен чувствовать, что вы искренне обрадованы его действием, а не похвалили его, только чтобы «отвязаться». К тому же психологи рекомендуют обнимать и целовать ребенка не менее четырех раз в день.
  3. Не сравнивайте ребенка с другими! Вы наверняка уже слышали, насколько нежелательно сравнивать свое дитя с другими детьми, когда указываете на его ошибки. С похвалой дела обстоят так же. Когда хвалите ребенка, не надо указывать, что он сделал что-то лучше Васи, Пети, Маши. Не воспитывайте в нем чувство превосходства.
  4. Не нужно хвалить за каждую мелочь, иначе смысл похвалы теряется. И этим вы рискуете, что через некоторое время ребенок будет ожидать поощрения, чуть ли не за каждое свое действие. А в случае, если не дождется, будет в недоумении и растерянности.
  5. Старайтесь различать в похвале, что ребенку удается с легкостью, а что с трудом . Сильно не акцентируйте внимание на природных данных (силе, гибкости и т.п.) Напротив, обращайте внимание на достижения ребенка, которые даются ему не без усилий. Хвалите его, если он старается и не сдается.
  6. Не надо обещать ребенку, что из него вырастит великий художник, танцор, певец, спортсмен. Подумайте, как в будущем он будет переживать, если ваши грандиозные ожидания не оправдаются. Но это не значит, что нужно говорить ему: «Тебе не добиться успехов в этом. У тебя нет способностей!».
  7. Если вы уже похвалили ребенка за какое-то достижение, не следует через некоторое время пояснять ему, что на самом деле его успех был не так и велик.

И последнее….. «Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!» – советует психиатр и психотерапевт В. Леви, в своей книге «Нестандартный ребенок».

Здравствуйте, дорогие родители!

Воспитание нельзя представить без похвалы, она выступает стимулом, ободряет и обращает внимание на хорошие правильные поступки. На вопрос нужно ли детей хвалить ответ будет положительным.

Да, нужно, но делать это стоит по нескольким простым правилам, чтобы не столкнуться с обратной стороной медали. Перехвалив, родители рискуют вырастить инфантильную, избалованную личность с завышенной самооценкой.

А если совсем не отмечать успехи ребёнка, то неуверенность, тревожность и скованность могут сопровождать его на протяжении всей жизни.

Для чего нужна похвала?

Согласитесь, что приятно, когда старания и хорошие результаты отмечаются окружающими, даже если человек не ищет похвалы, в любом случае она радует и оставляет тёплое воспоминание.

Придя с работы, и приготовив вкусный ужин, для всей семьи маме будет приятно услышать «Спасибо, мамочка, было очень вкусно, ты такая замечательная!» и усталость как рукой снимает. Ребёнку похвала необходима, особенно в дошкольном возрасте. Детям очень важно нравится родителям и окружающим.

Похвала подсказывает, что он на правильном пути, придаёт уверенность в своих силах, мотивирует, и что немало важно учит ответным чувствам.

Как воспитательный метод правильное доброе слово станет намного эффективнее, чем наказание или упрёк, так как вызывает .


На что стоит обратить внимание

1. Важно найти золотую середину . Не стоит хвалить по каждому пустяку. Убрать за собой тарелку или собрать игрушки – это хорошие поступки, отметить их с положительной стороны нужно, но постоянное и чрезмерное восхищение ни к чему, оно обесценит действие и, в конце концов, будет выглядеть как издёвка.

Молчать и сдерживать гордость за чадо или обходиться сухими фразами в те моменты, когда ребёнок отлично выступил на школьном концерте, нарисовал хороший рисунок, помог другу, сделал что-то значимое и ценное для него, будет абсолютно неправильным и убьёт все будущие порывы к действию.

2. Хвалите не обобщающими фразами . Ты молодец, ты самый красивый, ты самый лучший в классе или в мире – подобные фразы не являются полноценной и эффективной похвалой. Они приводят к установке планки, которую ребёнку придётся тянуться всю жизнь, чтобы не разочаровать близких. Абстрактная похвала не даёт ребёнку понимания, за что его хвалят, что он делает хорошо и правильно.

3. Похвала должна быть направлена на что-то конкретное . «У тебя получился красивый рисунок, особенно мне нравится, как ты нарисовал дерево/собаку/домик/солнце, получилось отлично», «Мне нравится твой выбор цвета в этом рисунке», «Ты с выражением читал стихотворение, у тебя отлично получилось» и т.п.

4. Похвала, сравнение и «НО» не совместимы. «Ты приготовила пирог хорошо, но если бы добавила шоколад, было бы ещё лучше», «Здорово, что ты убрал комнату сам, но вот Петя делает это каждый день, может и тебе стоит».

Родителям важно вовремя останавливать подобные порывы «мотивировать» ребёнка, эти фразы с большой вероятностью вызовут совершенно противоположные эмоции — разочарование и чувство недооцененности.


5. Эмоциональная окраска слов очень важна. Улыбнитесь, обнимите, погладьте по голове. Представьте, что ваше чадо старательно собирает пазлы, приносит вам результат своего труда, а вы говорите «Молодец!», продолжая читать книгу или смотреть телевизор, вряд ли это можно назвать похвалой.

Но если вы отвлечётесь, рассмотрите картинку и скажите «Вот это да! Здесь столько деталей, а ты совсем разобрался, это кропотливая работа, требующая усидчивости и внимательности, ты такой молодец! Мне очень нравится!», искренне улыбнетесь ему в ответ – это похвала, которая действительно вдохновит к дальнейшим действиям.

6. Не за что хвалить . Довольно часто возникает ситуация, когда родители не знают за что и как похвалить, особенно если дело касается «проблемных» детей. От родителей можно услышать «За что его хвалить? Он ведь уроки не делает, учится плохо, ведёт себя хуже некуда!». В этом случае место для добрых слов должно находиться в обязательном порядке.

Дети воспринимают всё намного острее и зачастую именно «двоечникам» не хватает поддержки и участия, нельзя, чтобы ребёнок в семье чувствовал себя изгоем и постоянно подвергался упрёкам, нравоучениям. Совет может быть один — начать следует с мелочей. Отмечайте элементарные вещи.

Например, встал по звонку будильника без долгих уговоров, собрал школьный портфель с вечера или заинтересовался какой-либо темой по школьному предмету.

7. Родителям так же стоит помнить о важности хвалить не только за конкретный результат или школьную оценку, а за тот путь, который ребёнок проделал, чтобы добиться успеха.

Обязательно нужно отмечать старания и усилия. Можно сказать: «Коля, ты так увлечённо занимаешься, твоё усердие нас очень радует». Такой подход будет побуждать к изучению и познанию, а не только к оценке.

8. Одним из основных моментов является искренность произносимых слов . Дети чувствуют эмоции, поэтому если родители начинают говорить наигранно и через силу, это приводит к замкнутости.

9. Разделяйте похвалу и упрёк . Не нужно говорить «Какой ты порядок навел в комнате, всё убрал, здесь очень чисто, молодец! Обычно-то у тебя такой бардак». Будьте уверены, что запомнится только последняя фраза. Решив похвалить, только хвалите.

10. Что касается вознаграждений в знак похвалы и благодарности, то они возможны, но усердствовать не стоит, чтобы не превращать поступки в гонку за очередным подарком.

Подводим итоги


Благодарите, поощряйте, хвалите – это поможет создать тёплые доверительные отношения. Не стесняйтесь проявлять любовь и заботу – это очень важно.

Соблюдайте баланс, будьте искренни, не сравнивайте с другими детьми, не говорите «но ты мог бы и лучше», используйте развернутые фразы, указывающие на действия, которые вы хотите отметить.

Этим вы помогаете своему ребёнку. Развиваете уверенность, самодостаточность и обязательно услышите слова благодарности и одобрения в свой адрес от уже повзрослевшего человека.

Надеюсь, статья оказалась для вас полезной.

До новых встреч, пишите комментарии и заходите в соц. сети!