Эффективная методика обучения чтению. Ознакомление детей с буквами и слогами. Обучение ребенка чтению на занятиях

Любая мама дошкольника, даже если ему еще нет и года, уже приглядывается к различным методикам обучения чтению. Действительно, некоторые из них позволяют добиться результата в совсем юном возрасте. Чем хороши ранние методики, а так же какие в них есть минусы, читайте в нашей статье.

Звуковой (фонетический) метод

Это система обучения чтению, по которой учили нас в школе. Она базируется на алфавитном принципе. В основе ее - обучение произношению букв и звуков (фонетике), и когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит сначала к слогам, образующихся от слияния звуков, а потом к целым словам.

Плюсы метода

  • Этот метод обычно используется для обучения чтению в школах, поэтому ребенку не придется "переучиваться".
  • Родители очень хорошо понимают этот принцип обучения, так как сами так учились.
  • Метод развивает фонематический слух ребенка, который позволяет слышать и выделять звуки в словах, что способствует их правильному произношению.
  • Логопеды рекомендуют именно этот метод обучения чтению, поскольку он еще и помогает деткам избавляться от дефектов речи.
  • Учить ребенка читать по звуковому методу можно в любом удобном месте, некоторые упражнения можно выполнять даже на улице. Малыш с удоволь­ствием поиграет в словесные игры и дома, и на даче, и в поезде, и в долгой очереди в поликли­нике.
Минусы метода
  • Это метод не подходит сторонникам раннего развития ребенка, которые хотят, чтобы малыш научился бегло читать раньше пяти - шести лет. Поскольку обучение чтению таким способом - довольно длительный процесс, требующий определенного уровня развития ребенка, начинать заниматься по этому методу слишком рано - просто бессмысленно.
  • Обычно первое время ребенок не понимает прочитанного, поскольку все его усилия будут направлены на то, чтобы прочитать и разобрать отдельные слова. Пониманию прочитанного придется уделять отдельное внимание.

Метод обучения по кубикам Зайцева

Этот метод предполагает обучение чтению на основе складов. Склад - это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или одной буквы. Обучение чтению по кубикам Зайцева проходит в виде веселой, подвижной и увлекательной игры в кубики.

Плюсы метода

  • Ребенок в игровой форме сразу запоми­нает склад, сочетание букв. Он не запинается и быстро осваивает чте­ние и логику построения слов.
  • На кубиках Зайцева есть лишь те сочетания букв, которые принципиально возможны в русском языке. Так, например, в его системе нет сочетаний или ЖЫ. Поэтому ребенок будет сразу и на всю жизнь застрахован от глупейших ошибок (например, никогда не напи­шет неправильно «жыраф» или «шына»).
  • Кубики Зайцева позволяют обучать ребенка чте­нию хоть с годовалого возраста. Но даже пя­тилетним начинать не поздно. Система не привя­зана к определенному возрасту.
  • Если ребенок не успевает за темпом современ­ных школьных программ, система Зайцева может стать своеобразной «скорой помощью». Сам автор утвержда­ет, что, например, четырехлетка начнет читать уже через несколько занятий.
  • Занятия не занимают много времени, они проводятся как бы между делом.
  • Кубики Зайцева воздействуют на многие орга­ны чувств. Они развивают музы­кальный слух, чувство ритма, музыкальную память, мелкую моторику рук, что само по себе сильнейшим образом влияет на развитие интеллекта. Благодаря разноцветным кубикам у детей развивается пространственное и цветовое восприятие
Минусы метода
  • Дети, выучившиеся читать «по Зайцеву», часто «проглатывают» окончания, не могут разо­браться в составе слова (ведь они привыкли делить его исключительно на склады и никак иначе).
  • Детей приходится переучивать уже в первом классе, когда начинают проходить фонематический разбор слова. Ребенок может допускать ошибки при звуковом разборе.
  • На кубиках нет сочетания ЖЫ или ШЫ, но зато есть сочетания согласного с гласной Э (БЭ, ВЭ, ГЭ и т. д.). Значит, ребенок привыкает к этому соче­танию как к возможному в языке. Между тем, в русском языке почти нет слов, в которых буква Э пишется после согласного (кро­ме «сэр», «мэр», «пэр», «удэ», «пленэр»).
  • Пособия Зай­цева достаточно дорого стоят. Или же родители сами должны сделать кубики из кусочков дерева и картонных заготовок, а это целых 52 кубика. При этом они недолговечны, малыш легко может их помять или погрызть.

Обучение по карточкам Домана

Этот метод учит детей распознавать слова как целые единицы, не разбивая на составляющие. В этом методе не учат ни названий букв, ни звуков. Ребенку несколько раз в день показывается определенное количество карточек с четким проговариванием слов. В итоге ребенок воспринимает и прочитывает слово сразу, и учится читать очень быстро и рано.

Плюсы методики

  • Возможность обучать чтению почти с рождения. Все обучение будет для него игрой, возможностью пооб­щаться с мамой, узнать что-то новое и интересное.
  • У малыша будет развиваться феноменальная па­мять. Он без труда будет запоминать и анализиро­вать огромное количество информации.
Минусы методики
  • Трудо­емкость процесса. Родителям придется напечатать огромное количество карточек со словами, а потом найти время, чтобы еще показывать их ребенку.
  • Дети, обучавшиеся по этой методике, потом испытывают трудности со школьной программой. У них чаще возникают про­блемы с грамотностью и разбором слова.
  • Часто малыши, которые без проблем читали слова на домашних плакатах, не могли прочесть слово, если оно было написано по-другому.

Методика Марии Монтессори

По системе Монтессори малыши учатся сначала писать буквы с помощью вкладышей и контурных рамок и только затем изучают буквы. Дидактический материал состоит из букв, вырезанных из шероховатой бумаги и наклеенных на картонные таблички. Малыш называет звук (повторяет за взрослыми), а затем обводит контур буквы пальчиком. Далее дети учатся складывать слова, фразы, тексты.

Плюсы методики

  • В системе Монтессори нет скучных упражнений и утомительных уроков. Все обучение – это игра. Занимательная, с яркими интересными игрушками. И малыш всему – и чтению, и письму, и бытовым навыкам – учится играя.
  • Дети, учившиеся читать по методу Монтессори, очень быстро начинают читать гладко, без разделения слов на слоги.
  • Ребенок сразу приучается читать самостоятельно и про себя.
  • Упражнения и игры развивают аналитическое мышление, логику.
  • Многие монтессори-материалы не только учат читать, но развивают мелкую моторику – важный элемент общего развития интеллекта (например, этому способствуют игры с шершавым алфавитом).
Минусы методики
  • Занятия трудновыполнимы в домашних условиях, так как требует колоссальных затрат времени для подготовки занятий и дорогостоящих материалов.
  • Громоздкость материалов и пособий: вам придется купить или сделать самим массу рамочек, карточек, книжечек и прочих элементов обучающей среды.
  • Методика рассчитана на занятия в группе детского сада, а не дома.
  • Мама в этой системе играет роль наблюдателя, а не учителя.

Методика Ольги Соболевой

Этот метод построен на "двуполушарной" работе головного мозга. Изучая новую букву, ребенок познает ее через узнаваемый образ или персонажа. Главная цель метода – не столько научить читать, сколько научить любить читать. Все занятия построены в форме игры, поэтому обучение чтению проходит незаметно и увлекательно. В методике есть 3 потока информации: для визуалов, аудиалов и кинестетиков. Механическое запоминание сведено к минимуму, так как применяется ассоциативная методика запоминания.

Плюсы методики

  • В результате такого способа чтения у детей уменьшается количество ошибок, а речь становится более свободной и красочной, расширяется словарный запас, активизируется интерес к творчеству, исчезает страх перед необходимостью письменного изложения мысли.
  • Правила, законы, упражнения выполняются, словно шутя и непроизвольно. Ребёнок учится концентрироваться и расслабляться, так как это полезно для усвоения новой информации.
  • Методика очень хорошо развивает воображение, фантазию, учит логически мыслить, развивает память и внимание.
  • Можно начинать учить почти с рождения.
  • Подходит для детей с различными каналами восприятия информации.
Минусы
Нет привычной системы, для родителей, которым нужно, чтобы все было четко и последовательно. Больше подходит для “творческих” детей.

Ваш малыш уже знает все буквы? Самое время познакомится с современными методиками по обучению его чтению.

Конечно, это сложный и кропотливый процесс, который требует максимальной отдачи не только от маленького непоседы, но и от его учителей. Ведь зачастую родители даже не догадываются, как научить ребенка чтению. На собственном энтузиазме покупают букварь и уже через несколько недель ждут от своего чада ошеломительных результатов. А как утверждают современные методисты этого времени совсем недостаточно для того, чтобы освоить звуки и буквы.

Интерес к покорению новых интеллектуальных горизонтов должен прийти к малышу самостоятельно, а не по настоятельному требованию родственников.

Топ-3 методик по обучению чтению детей младшего возраста

Советские методисты настаивали на том, что оптимальный возраст для начала знакомства ребенка с букварем 4–6 лет. Именно в этот период малыш полностью справляется со своим артикуляционным аппаратом, а в мозгу четко прослеживаются причинно-следственные связи. Сегодня же ситуация коренным образом изменилась. Общественности стали известны зарубежные методики, благодаря которым многим родителям сразу становится понятно, как легко научить чтению ребенка начиная с 6 месяцев. Главное условие – развитие слухового внимания.

  • Метод Глена Домана
  • Фонетическая (звуковая) методика
  • Методика Зайцева

Рассмотрим более детально каждую из них.

Глобальное чтение Глена Домана

Одной из самых известных и практикуемых стала методика Глена Домана. Начало обучения начинается с полугода и основано на подсознательном, зрительном и слуховом восприятии информации. По мнению ученого от 0 - 5 лет, мозг ребенка впитывает информацию, подобно губке. Именно поэтому чем раньше вы начнете обучение, тем быстрее ваш малыш освоит устную грамоту.


Кстати, воспринимать информацию профессор Доман предлагает по методу глобального чтения, концентрируясь исключительно на восприятии слов целиком. В течение 3 дней ребенок усваивает по 15 слов, и так до бесконечности. Следующий этап - словосочетания, затем - предложения, завершающий этап - рассказы. Дидактический материал родители готовят самостоятельно, записывая изучаемый материал на картонных табличках. После усвоения одного цикла слов, они поочередно вытесняются другими.

Фонетический или звуковой метод

Эта методика обучения была одной из самых популярных в советское время, да и сегодня многие современные школы предпочитают именно ее, как наиболее эффективную и понятную для детей 4–6 лет. В этом возрасте ребенок уже способен научиться анализировать слова благодаря развитию фонематического слуха.

«От малого - к целому», так еще можно в двух словах охарактеризовать этот способ. Посредством знакомства с отдельными звуками ребенок учится составлять слоги, они в свою очередь формируют слова, а слова - словосочетания и предложения.

Как правило, многие современные логопеды считают эту методику идеальной для исправления речевых погрешностей у детей. В качестве дидактического пособия используется обычная азбука. Одна из самых востребованных и почитаемых среди родителей и методистов – азбука Н.С. Жуковой, кстати логопеда по образованию. Так что если вы приверженец традиционных способов обучения, звуковая методика подскажет, как правильно научиться ребенка читать в более осознанном возрасте, начиная с 4 лет.


Методика Зайцева

«Кубики Зайцева» - одна из самых увлекательных обучающих игр для малышей. Благодаря этой незатейливой методике дети, начиная с двухлетнего возраста, осваивают азы чтения, вырабатывают усидчивость, а главное, занятие проходит в игровой форме и редко утомляет малышей. В течение 25 минут ребенок усваивает буквы, затем складывает из них слоги и слова, просто сопоставляя нужные кубики.

Как утверждает сам

Благодаря кубикам, карточкам и таблицам, которые попросту окружают малыша, родители понимают, как бегло научить ребенка читать, начиная с двух лет. Хотя чем старше ваше чадо, тем быстрее усваивается новый материал. По статистике дети 6 – 7 лет показывают колоссальные успехи уже через 10 – 12 занятий. Один из самых приятных моментов учебного процесса – это способность свободно передвигаться по комнате, сидеть или даже лежать.

Альтернативные методики обучения детей азбуке

Сегодня существует масса обучающих чтению методик, которые получили менее широкое распространение среди родителей. И, тем не менее, они заслуживают нашего внимания.

Методика Елены Бахтиной

Методика рассчитана на обучение детей от 2–5 лет. Соответственно, чем старше ребенок, тем быстрее происходит усваивание материала. Суть методики Елены, кстати, физика по образованию, заключается в «реальности» букв. Каждой буква – это красочная картинка, с которой можно даже поиграть. «Живая» азбука Бахтиной учит малыша сформировать и запомнить предложенную красочную альтернативу буквы. А, как известно, смысловой образ гораздо проще связать со знаком. Во время занятий у малыша формируется не только ассоциативный ряд, но и улучшается память, вырабатывается усидчивость.

Хотя, как и многие педагоги, Елена настаивает: «Детей необходимо заинтересовать обучением, только тогда любая методика, которая учит ребенка чтению, покажется весьма простой и занимательной».

Кстати, обязательно чередуйте умственный труд с подвижными играми.


Методика Сергея Полякова

Одна из применяемых в нашей стране, основана на изучение букв и складов. Система чтения по складам была разработана нашими предками в XVI веке. Она же лежит в основе «Кубиков Зайцева». Система Полякова основана на 70 обучающих играх, разработанных самостоятельно автором. «Домики для букв», значительно облегчают процесс запоминания материала. Особый упор педагог делает на видеоуроках. Автор уверен, чтобы научить ребенка выразительному чтению, как требует этого школьная программа, достаточно наглядного примера для подражания. Именно на этом этапе, как нельзя лучше видна польза видеоматериала. Также в этом случаи собственный пример - лучший учитель. Читать ребенку стихотворения и сказки, необходимо меняя интонации, четко проговаривая все слова.

Каждый педагог и методист настаивает на том, что поощрение и похвала - это самая лучшая мотивация, побуждающая ребенка к действию. Так что будьте терпеливы и щедры на похвалу для своего юного всезнайки.

В настоящее время существует множество методик, обучающих чтению. Какая из них станет наиболее интересной для вашего малыша решать только вам. В любом случае, во сколько начинать учить ребенка чтению, вы поймете, увидев своего маленького гения, вдумчиво рассматривающего любимую книгу.

Многим современным родителям приходиться заниматься обучением своих детей чтению еще в дошкольном возрасте. Ведь во многих лицеях и школах к первоклассникам предъявляются достаточно серьезные требования: ребенок уже должен уметь читать, писать и размышлять логически. Безусловно, эти навыки позволяют легче освоиться во время обучения и быстрей влиться в учебный процесс.

С чего начать?

На самом деле подготовка к чтению начинается еще в самом раннем возрасте. Прежде всего, стоит начать не с самого чтения, а общего познавательного развития ребенка. Такому развитию очень способствуют простые задачки на логику, мелкая моторика и совершенствование речи.

Несколько примеров игр для детей 4 лет

  • Продолжи слово. Учимся придумывать слова, развивать фантазию и речь.

Бросая ребенку в руки мяч, произнесите начало какого-нибудь слова. К примеру, слог «Ма». А ребенок, возвращая вам мячик должен его продолжить и сказать «Ша» или «Шина». Обязательно произносите потом слово целиком: Маша или машина. Затем немного усложните и задайте определенную тему для загаданных слов. К примеру, фрукты, транспорт или имена.

  • Звуковая загадка. Учимся развивать память и слуховое внимание.

Подготовьте несколько детских музыкальных инструментов или игрушек: дудочка, погремушка, колокольчик и т.д. Продемонстрируйте по очереди все звуки, чтобы ребенок их запомнил. Затем попросите его отвернуться и угадать, какой предмет сейчас издает звук. Постепенно усложняйте игру и чередуйте несколько звуков по очереди. Такая игра тренирует слуховое внимание, которое так необходимо при обучении чтению.

  • Подарок для игрушки . Учимся определять первую букву в слове и развивать воображение.

Устройте праздник любимой игрушке вашего ребенка. Пусть у нее сегодня будет День Рожденье. Предложите ребенку подобрать подарок для игрушки, и нарисовать его. Главное условие игры, чтобы первый звук в названии подарка был тот же, что и первый звук в названии игрушки. Например, подарки для куклы начинаются только на букву к: краски, ксилофон, кубики. А для мишки – мяч, мед, машина. Чем больше вариантов назовет ребенок, тем лучше.

Хорошим пособием в такой игре станут картинки или карточки с различными изображенными предметами. Предложите малышу подобрать подарок и выбрать один из изображенных на картинке.

Такая игра помогает развивать способность к звуковому анализу слов, необходимому при чтении.

  • Дорисуй-ка. Учимся дополнять фигуры, развивать внимание и мелкую моторику. Для рисования существует множество вариантов игр.

Рисование по образцу учит ребенка концентрироваться при работе со знаками, а так же способствует лучшему запоминанию букв и правильному воспроизведению слов при чтении.

Учим буквы

Неотъемлемой стадией на пути к чтению, является изучение букв. И чем интересней и увлекательней будет этот процесс, тем быстрей ребенок все выучит. Чтобы процесс запоминания букв шел легко и продуктивно, существует несколько простых правил педагогики.

  • Ребенку проще будет запомнить букву, если он ее сначала нарисует или сам слепит из пластилина. Так же отличным вариантом будет сложение букв из палочек, пуговок, камешков и т.д.
  • Важно при этом не перегружать детскую память и не стараться запомнить более двух букв в день.
  • Учить буквы, правильно произнося их звук. Например, букву М произносить не звуком «эм», а именно коротким «м». Иначе, ребенок будет путаться при чтении и неправильно произносить слоги.
  • Не стоит начинать обучение прописным буквам, пока ребенок еще освоил не все печатные.
  • Чтобы ребенку легче было запоминать буквы, пусть сам придумает, на что похожа каждая из них. Например, сравнить их с различными предметами.

Учимся читать по слогам

В настоящее время существует множество учебной литературы для обучения дошкольников. И каждый родитель подбирает наиболее подходящий и интересной вариант букваря или азбуки для детей, которые только учатся читать. В них используются различные методики для чтения по слогам. Где-то рассматривается вариант протягивания звуков, а где-то переходы от буквы к букве в виде красочных картинок.

На самом деле, при чтении мы уже не задумываемся и не отдаем себе отчет, что все слоги получаются у нас сами собой, потому что произносятся автоматически. Именно запоминание помогает нам читать быстро и без запинок. Поэтому к обучению детей нужно тоже подходить с такой же целью. Каждый слог нужно проговаривать по нескольку раз, искать в словах и картинках.

Читаем слова

Когда ребенок хорошо освоит и запомнит сочетание слогов, начинается чтение слов. В этот момент важно научить ребенка понимать смысл прочитанного. Этому так же способствуют различные задачки и игры с картинками.

Вставь букву

Эта игра очень эффективна при начальном обучении чтения слов. Для нее потребуются три картинки к словам из трех букв. К примеру: лук, дом и кот. Подпишите под картинками первую и последнюю букву, а на месте гласной оставьте пробел. Предложите ребенку отгадать пропущенную букву в слове. Выполняя это задание, он будет размышлять, и подбирать по очереди буквы. Таким образом, в этой игре ребенок учится осмысленному чтению, понимает смысло различительное значение букв, развивает фонематический слух.

Картинка со словом

Самая распространенная игра со словами. Часто продаются готовые варианты в виде лото. Ее легко сделать самостоятельно, подготовив заранее картинки и подписав на них печатными буквами слова. Нужно разрезать картинку со словом пополам, чтобы ребенок смог сам подобрать две половинки одной картинки.

Закончи слово

Для этой игры потребуется несколько картинок от раскрасок или открыток. К картинкам на скрепку прикрепляются начальные слоги слов, обозначающих изображенные предметы. А окончания слов нужно положить перед ребенком, чтобы он сам выбрал из них подходящие.

Еще несколько секретов и полезных советов о том, как быстро и правильно научить ребенка читать, смотрите видео


При обучении ребенка чтению очень важно давать задания в легкой, игровой форме, чтобы поддерживать интерес. Главное при этом, не переусердствовать с нагрузкой и подбирать пособия по возрасту и по способностям малыша. Всегда проявляйте терпение и усердие, тогда ваш ребенок обязательно будет хорошо подготовлен к школе и быстро научится читать.

Специалисты детского центра «Малка» при Еврейском религиозно-культурном центре «Жуковка» - о том, что такое методика обучения чтению Натальи Пятибратовой и почему именно её стоит выбрать для своего малыша.

Кто такая Наталья Пятибратова

Наталья Пятибратова – прославленный логопед-дефектолог. Она разработала методику, которую уже больше 7 лет применяют в коррекционной педагогике для обучения речи, чтению, письму и математике. Эта методика используется в обычных и коррекционных детских садах и школах. Она эффективна даже в решении сложных проблем: задержка психического развития, синдром дефицита внимания и гиперактивности, аутизм, дисграфия, дислексия, нарушения зрения.

Обучение чтению по методике Натальи Пятибратовой

Занятия по методике Пятибратовой – это увлекательная подвижная игра, которая позволяет обучить ребенка чтению без вреда для здоровья и утомительного сидения за партой. Начинать можно уже с двух лет, когда малыш немного говорит и впервые проявляет интерес к буквам.

В основе методики - принцип чтения по складам. Склад - единица чтения, которая представляет комбинацию из согласной и гласной или же любая одиночная буква. Например, слово «прут» состоит из 3 складов («п», «ру», «т»), слово «крошка» - из 4 («к», «ро», «ш», «ка»).

Горячим сторонником чтения по складам в раннем возрасте был Лев Толстой, который с помощью них учил читать крестьянских детей и с гордостью демонстрировал впечатляющие результаты представителям Московского комитета грамотности. Его школьное пособие «Азбука» разошлось огромным тиражом и во многом поспособствовало искоренению безграмотности в первой половине XX века.

iconmonstr-quote-5 (1)

В качестве основного инструмента на занятиях используются кубики педагога Николая Зайцева.

Кубики служат прекрасным материалом для того, чтобы включить все каналы восприятия: через цвет, размер, форму, звук. Ведь они отличаются друг от друга объемом, цветом и наполнителями (металлические и деревянные) - в зависимости от характеристик тех или иных звуков (глухой/звонкий, твёрдый/ мягкий и т.д.).

В процессе обучения дети пропевают склады, делают ритмические движения, придумывают понятные ассоциации. Всё это способствует быстрому прогрессу в запоминании слов.

Этапы обучения чтению и примеры заданий

Весь период обучения по методике Пятибратовой можно условно разделить на три этапа.

Первый этап. Во время подготовительного этапа дети привыкают к кубикам, учатся выполнять самые простые задания.

Игра «Волшебный мешочек»

Педагог демонстрирует детям мешочек. Внутри - несколько кубиков с буквами наиболее простыми для пропевания (У-О-А-Э-Ы, МУ-МО-МА-МЭ-МЫ-М и т.д). Малыш достаёт из мешка кубик, поворачивает его в руке и вместе с педагогом пропевает те склады, которые написаны на нём. Затем ребёнок берёт указку и показывает те склады, которые пропел, в специальной таблице.

На последующих занятиях педагог добавляет в мешочек те кубики, которые, помимо закрепления навыка чтения, помогут: автоматизировать у детей некоторые звуки, отработать глухие или мягкие слияния и т.д.

Второй этап. На занятиях основного этапа дети уже могут самостоятельно выкладывать слова из кубиков, читать их, понимать, что такое «большая буква», ударение и длина слова.

Игра «Смешные слова»

Каждому ребёнку педагог предлагает сложить из кубиков смешное слово. Малыши могут взять любое количество кубиков и поставить их в ряд. Педагог объясняет детям, что чем короче слово, тем оно смешнее. После «написания» слов дети их читают по складам, а затем пробуют выбрать среди всех самое смешное.

iconmonstr-quote-5 (1)

Эта игра - подготовительный этап к самостоятельному и осознанному написанию слов из кубиков.

Она поможет ребёнку в будущем составлять настоящие слова, обладающие смыслом.

Третий этап заключается в развитии навыков письма и составления простых фраз с такими знаками препинания, как запятая, точка.

Игра «Живое слово»

Перед детьми в произвольном порядке разложены несколько кубиков (по количеству ребят в подгруппе). Из кубиков нужно составить конкретное слово, которое задумал педагог. Каждый ребенок берет по одному из этих кубиков, и педагог предлагает составить настоящее слово.

Затем просит подойти того ребенка, у которого есть кубик с первым складом задуманного слова, например МО (для слова МОЛОКО). Задание звучит так: «МО, подойди сюда»: ребенок становится возле педагога. Затем педагог по очереди приглашает каждого ребёнка так, чтобы малыши выстроились в шеренгу в правильном порядке. Кубики малыши держат перед собой.

После того, как все склады слова названы, дети самостоятельно пробуют прочитать получившееся слово. Им легче составлять слово, соединяя по слуху в одно слово называемые склады. Если слово прочитать не получается, ребята по порядку ставят кубики на полку и читают слово обычным способом.

iconmonstr-quote-5 (1)

Благодаря методике Пятибратовой дети довольно скоро начинают читать.

1 правило эффективной методики обучения чтению ребёнка: Покупайте азбуку для ребёнка без картинок.

Всегда с большими буквами, желательно без картинок.
Так ребенку будет легче сосредоточить свое внимание на буквах, а не красочных рисунках. Учить ребёнка чтению можно уже с 2-3 лет, но при этом стоит помнить, что в столь раннем возрасте детям трудно концентрироваться - долго удерживать внимание на одном и том же предмете. А поэтому не стоит усложнять ребёнку задачу: лучше всего купите самую простую азбуку с буквами, прорисованными красивым, но понятным шрифтом без лишних завитушек, и желательно - без причудливых стихов и лишних картинок.

2 правило эффективной методики обучения чтению ребёнка: Сначала учите главные буквы.

Начинайте учить буквы с гласных: А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я. Гласные буквы легче даются детям. Их можно легко выучить, напевая. Чтобы ребёнок достаточно быстро и без особых усилий смог выучить гласные буквы, организуйте совместный урок семейного пения: вместе напевайте, как можете, А-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а..., И-и-и-и-и-и-и-и-и..., Ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-..., Я-я-я-я-я-я-я… Такой «урок чтения» будет очень смешным, а главное - запоминающимся и для вас, и для вашего малыша.

Как только вы выучите основные гласные буквы, можете переходить к согласным. Нескольких выученных гласных и пару согласных уже достаточно для составления слогов.

3 правило эффективной методики обучения чтению ребёнка: Быстро учите буквы, и ещё быстрее - переходите к слогам.

Не тяните со слогами! Легче всего научить ребенка читать по слогам, а не по буквам.

Начинайте учить слоги из уже известных вам букв как можно скорее: знания нескольких гласных и пары согласных букв уже годятся для составления самых простых слов, вроде «мама», «папа», а ведь в любом деле самое сложное - это начать. Поэтому начинать надо с простого, чтобы потом перейти к сложному. После обучения чтению слогов переходите к составлению полноценных слов.

4 правило эффективной методики обучения чтению ребёнка: Когда называете малышу букву, говорите её произношение («М»), а не её название («Эм»).

Называя букву, озвучивайте звук. При обучении малыша буквам следует произносить звуки, а не название букв. К примеру, говорите буква «С», а не «Эс» или «Се». Не усложняйте ребёнку задачу по обучению чтению, избавьте его от ненужных ему на данном этапе знаний: всё гениальное - просто! Меньше деталей, больше - по существу.

5 правило эффективной методики обучения чтению ребёнка: Занимайтесь с ребёнком часто, но понемногу.

Занимайтесь с ребенком не более 15 минут за один раз.

Детям до шести лет сложно удерживать свое внимание на одном и том же занятии. Не перегружайте ребенка, занимаясь с ним подолгу. Лучше заниматься с ребенком дважды в день по 15 минут, нежели один раз, но полчаса.

Обучение чтению русских слов - это всё равно, что обучение чтению на иностранном языке: слишком много новой информации трудно воспринимается мозгом ребёнка. Поэтому целесообразно её разбить на много маленьких кусочков, каждый раз «проглатывая» по одному, чем пытаться за один раз втиснуть в головку малыша целый «пирог» непонятной информации.

15 минут позанимались в игровой форме, желательно - с мотивацией за призы или в смешной, непринуждённой форме, а потом - отдых, переключение ребёнка на другие виды деятельности.

6 правило эффективной методики обучения чтению ребёнка: Уроки чтения предполагают и уроки рисования!

Рисуйте буквы! Лучший способ запомнить букву – это нарисовать ее, а еще лучше - написать. Таким образом, вы сразу научите малыша читать, одновременно подготавливая руку к письму.

Вообще здорово, если мама и/или папа ребёнка хотя бы немного разбирается в психологии и, в частности, знает, к какому психотипу относится его ребёнок - визуальному, аудиальному или сенсетивному/тактильному.

Люди-визуалы лучше всего воспринимают и запоминают информацию, если максимально задействованы их глаза, органы зрения, т.е. для ребёнка-визуала самый лучший способ обучения чтению - это просмотр букв в детской азбуке и созерцание собственноручно написанных букв в тетрадке или на листе цветной бумаги.

Ребёнок-аудиал лучше всего обучается, воспринимая информацию на слух. Т.е. такой ребёнок лучше всего запомнит букву, если вы произнесёте её ему четко вслух, и если он сам несколько раз вслух повторит её произношение и, желательно, сумеет провести ассоциацию этого звука с его написанием, изображением - буквой на письме.

Ребёнок-тактильщик - ребёнок, который воспринимает жизнь через ощущения, через кожу, лучше всего сумеет научиться чтению, как это ни парадоксально звучит, научившись писать буквы. Или если у него есть фигурные буквы без лишних иероглифов по бокам, то ощупывая их.

7 правило эффективной методики обучения чтению ребёнка: Закрепляем теорию на практике, в обычной жизни.

Зачем нужны буквы? Ребёнку надо доходчиво, просто и понятно, объяснять, зачем же это мама с папой заставляют его учить все эти буквы. В чем смысл этой азбуки?

В автобусе или гуляя по городу, показывайте ребенку различные вывески и названия зданий. Ребенок должен осознать, что изучение букв открывает перед ним новые интересные возможности. Пусть дитё ищёт в надписях на товарах и на остановках, в номерах автомобилей знакомые буквы и сообщает вам о своих находках!

Обучение чтению тогда становится интересным для ребёнка, когда он осознает смысл сего процесса. Расскажите ребёнку, что овладев знанием мира букв, он сможет сам читать интересные детские сказки, а не ждать, когда мама освободится от готовки на кухне.

Читайте ребёнку детские , , анекдоты, надписи к приколами и время от времени не забывайте ему ненавязчиво напоминать, что, «выучив букву «А» или слог «Ма», он скоро сможет сам, без помощи мамы, читать все эти интересности и прикольности. А, возможно, когда-нибудь и сам прочитает маме сказку!

Чтение для ребенка может оказаться увлекательным занятием. Вот только показать любовь к чтению - это, прежде всего, задача родителей. И хвалите малыша, даже за маленькие победы, ведь каждая выученная буква для него настоящий триумф! Не забывайте замечать и отмечать даже маленькие достижения своего ребёнка в процессе его обучения чтению, выстройте свою собственную стратегию, эффективную методику научения своего чада чтению, не экономьте времени на общение со своим ребёнком, и тогда богатый урожай воспитания не заставит себя долго ждать.