Евгений Степанов, советский лётчик-истребитель: биография. Он жизнь посвятил авиации. Биографическая справка: Степанов Евгений Николаевич
Родился 22 мая 1911 года в городе Москва (Россия) в семье рабочего-мраморщика. Русский. В 1928 году окончил 7 классов, а в 1930 году окончил школу ФЗУ им. Дзержинского при Московско-Курской железной дороге, учился в железнодорожном училище. Работал кузнецом.
В 1931 году поступил в Московскую школу лётчиков Осовиахима, которую окончил в следующем году.
В 1932 году стал служить в Красной Армии и, был направлен во 2-ю Борисоглебскую военную школу лётчиков, которую окончил в 1933 году. Служил в Ленинградском военном округе. Сначала был младшим лётчиком в авиабригаде особого назначения (воздушно-десантной бригаде). Летал сначала на бомбардировщиках, но после многочисленных рапортов его перевели в истребительную авиацию. В звании лейтенанта командовал звеном в 12-й истребительной авиационной эскадрилье 111-й истребительной авиационной бригады того же округа.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 20 августа 1937 года по 27 июля 1938 года, был пилотом, командиром эскадрильи, а затем командиром группы истребителей И-15.
Имел псевдоним «Эухенио» и «Слепнев».
В ночь с 24 на 25 октября 1937 года около 3 часов ночи в 40 км севернее Барселоны таранил итальянский бомбардировщик Савойя-Маркетти-81 лейтенанта Эцио Маккани* (Маккани, а также другие члены экипажа Берточини, Пулчини, Амичи, Содини и Соло погибли).
«…В ночь на 28 октября мы с Ильей Финном несли боевое дежурство. Около трех часов посты наблюдения передали, что в 40 километрах севернее Барселоны, вдоль побережья, слышен сильный звук моторов. Быстро поднимаемся в воздух. Через некоторое время на высоте около 2000 метров на фоне луны я заметил звено бомбардировщиков, летевших на растянутых дистанциях. Иду на сближение с ведущим самолетом. Меня обнаружили стрелки итальянского бомбардировщика «Савойя-Маркетти-81» и открыли огонь. Полоснув с дистанции 15-20 метров из своих пулеметов, я увидел, как вспыхнуло его левое крыло. Выпустил еще одну очередь. Вспыхнуло правое крыло, а самолет продолжает лететь - смертоносный груз может быть сброшен на город. На перезарядку пулеметов времени нет. Увеличив скорость с правым отворотом, наношу удар по хвостовому оперению бомбардировщика, не думая, чем это может кончиться для меня. От удара левым колесом бомбардировщик рухнул на землю.
Во время столкновения меня подбросило, и я стукнулся головой о приборную доску. Мотор немного трясло, но он продолжал довольно устойчиво работать. Когда я вывел свой истребитель в горизонтальный полет, в 50-100 метрах выше себя заметил еще одного бомбовоза, стремящегося уйти левее Барселоны в сторону моря. Его очертания хорошо вырисовывались на фоне луны. Преследуя, выпустил по нему несколько длинных пулеметных очередей с трассирующими пулями. Бомбардировщик ответил тем же. Мы продолжали сближаться. Я выпустил по нему продолжительную очередь. Сверкнула яркая ослепительная вспышка, затем все погрузилось во мрак.
Утром республиканские сторожевые катера обнаружили на воде масляные пятна. Моряки доставили в мэрию Барселоны плавающие обломки листов гофрированного металла. Позже их привезли к месту падения первого самолета, куда уже прибыли Е. С. Птухин, Ф. А. Агальцов, В. И. Андриашенко, А. К. Серов. Меня поздравили. На моем самолете «06» после не совсем «классической» посадки требовалось заменить винт и левое колесо шасси, поврежденные при таране.
Много позже, уже на родине, я узнал, что сбитый мною над Барселоной итальянский бомбардировщик «савойя» был первым в мире самолетом, протараненным в ночном бою…»
(Из книги «Мы - интернационалисты»)
Всего в Испании произвел около 80 боевых вылетов, участвовал в 16 воздушных боях, сбил 10 самолетов (6 лично и 4 в составе группы). По другим данным сбил 12 самолетов (8 лично и 4 в группе).
17 января 1938 года в воздушном бою у Теруэля сбил один итальянский истребитель Фиат-32, но и сам был сбит. Во время спуска на парашюте его пытался расстрелять другой Фиат-32, но республиканский летчик Ромуло Негрин спас русского товарища, тараном уничтожив фашистский самолет**. Приземлившись с парашютом на вражеской территории, Степанов попал в плен. Был приговорен к расстрелу, но республиканское правительство сумело обменять его через Международный Красный Крест на немецкого летчика обер-фельдфебеля Отто Поленца, сбитого капитаном А. И. Гусевым. После обмена, который состоялся 15 (по другим данным 9) июля 1938 года, был отправлен в Советский Союз.
После возвращения из Испании получил звание капитана и был назначен инспектором по технике пилотирования 19-го истребительного авиационного полка Ленинградского военного округа.
Участвовал в боях на реке Халхин-Гол с 29 мая по 16 сентября 1939 года, командовал эскадрильей 22-го истребительного авиационного полка. Летал на истребителе И-15бис.
Всего над Халхин-Голом произвел более 100 боевых вылетов, участвовал в 5 (по другим данным в 40) воздушных боях, лично сбил 4 японских самолета.
После боев над Халхин-Голом был назначен заместителем командира эскадрильи в 7-м истребительный авиационный полк.
Участвовал в походе в Западную Белоруссию в сентябре 1939 года, был советником частей ВВС.
Затем вернулся в 19-й истребительный авиационный полк, на прежнюю должность инспектора по технике пилотирования.
Участвовал в советско-финляндской войне 1939-1940 годов.
С 1940 года по 1944 год был инспектором по технике пилотирования и начальником отдела военных учебных заведений ВВС Московского военного округа.
После окончания войны продолжал служить в авиации до апреля 1948 года, затем в звании полковника уволился в запас.
Работал инспектором, инструктором и начальником отдела в Центральном комитете ДОСААФ, затем работал заместителем начальника Центрального аэроклуба им. Чкалова.
В 1965-1977 годах работал начальником летно-испытательной станции Московского вертолетного завода.
Проживал в городе Москва (Россия).
Умер 4 сентября 1996 года, и был похоронен на Троекуровском кладбище.
Список известных воздушных побед Е. Н. Степанова:
00.08.1937 1 Фиат-32 Уэска лично
00.08.1937 1/2 До-17 Сарагосса в паре с Н. Т. Сюсюкаловым
24.08.1937 1 Ме-109 Бахаралос лично
01.09.1937 1 Фиат-32 Бельчите лично
12.10.1937 1/3 Ю-52 Сарагосса в звене с А. К. Серовым и И. А. Финном
25.10.1937 2 Савойя-81 Барселона лично (один из них тараном)
16.12.1937 1 Фиат-32 Каламоча лично
17.01.1938 1 Фиат-32 Теруэль лично
22.06.1939 2*** Ки-27 Буин-Нур лично
27.06.1939 1 Ки-21 Тамцак-Булак лично
00.08.1939 1 Ки-15 Хамар-Даба лично
29 августа 1939 года за мужество и героизм ему было присвоено звание Героя Советского Союза («Золотая Звезда» № 152).
Награжден орденом Ленина (29.8.1939), двумя орденами Красного Знамени (10.11.1937, 0000), орденом Отечественной войны 1-й степени, Отечественной войны 2-й степени (6.4.1985), двумя орденами Красной Звезды, несколькими медалями, а также монгольскими орденами Боевого Красного Знамени 1-й степени (18.8.1939) и «За боевые заслуги» (1939).
Примечания:
* Посмертно награжден высшей военной наградой Италии - Золотой медалью за военную доблесть.
** Оба погибших итальянских летчика, старший сержант Бруно Чезана и сержант Анджело Боетти, посмертно были награждены Золотой медалью за военную доблесть.
*** Одним из них, предположительно, был командир чутая 24-го сентая капитан Сигенобу Моримото, не вернувшийся из этого боя.
Библиотека администрации школы
Е.Н. Степанов
Классный руководитель:
Современная модель
воспитательной деятел ьности
Москва
ББК 74.200
С 79
В книге изложены представления о содержании и организации работы классного руководителя в современной школе, путях и способах повышения эффективности его воспитательной деятельности. Она может быть использована в качестве учебного пособия для проведения групповых занятий в рамках методических объединений классных руководителей и для самообразовательной деятельности педагогов-воспитателей.
Главный редактор В.М. Лизинский
Технический редактор В.А. Макаров
Корректор Е.В. Переславцева
ББК 74.200
ПД № 00842 от 10.11.2000 г. Формат 60X90/16.
Бумага офсетная. Печать оф сетная. Печ. л. 10. Тираж 5 000 экз. Зак. 065
Центр «Педагогический поиск», 107045, Москва. Луков пер., д. 4
О тпечатано с готового оригинал-макета ООО «Август-Принт»,
107564, Москва, ул. Краснобогаты рская, д. 2, стр. 2. т, 231-48-16
ISBN 5-901030-88-5 Степанов Е.Н., 2007
Центр «Педагогический поиск», 2007
Предисл овие ……………………………………………………………………..... 5
Тема 1. Воспитание детей в начале третьего тысячелетия……………………... 6
Лекция. ……… …………………………………………………………………………..7
Понятийно-терминологическая игра.
Современные представления о процессе воспитания
…………………………………………………
……….......
1
2
Тема 2.
Планирование процесса воспитания
детей в классном коллективе….
1
5
Лекция. Планирование воспитательной работы в классе …………………..... 16
Практическое занятие.
Методика составления плана воспитательной работы…
………………………………………………………………………
..…
28
Тема 3.
Системный подход в воспитательной
деятельности классного руководителя……………………………………………………………………...
31
Лекция. Воспитательная система класса……………………………………….. 32
Проектная мастерская.
Моделирование воспитательной системы класса…47
Тема 4.
Классный час как основная форма
работы классного руководителя...
50
Л е кция. Личностно-ориентированный классный час: особенности содержания и организации…………………………………………………………………….. 51
Аналитическая лаборатория.
Особенности личностно-ориентированного классного часа……………………………………………………………………..
6
1
Тема
5.
Воспитание
индивидуальности ребёнка ………………………………
71
Лекция. Развитие индивидуальности учащихся в процессе воспитания ……. 71
Проектная мастерская.
Проектирование воспитательных дел, направленных на развитие индивидуальности учащихся………………………………………….
8
2
Тема
6.
Педагогическая поддержка ребё
нка как важнейшая функция классного руководителя…………………………………………………………
.89
Лекция.
Педагогическая поддержка ребенка в решении проблемы…………
.
90
Тренинг.
Приёмы педагогической поддержки ребенка в решении личностно значимой проблемы……………………………………………………………...
.98
Тема 7. Развитие инициативы и самодеятельности учащихся в классном коллективе………………………………………………………………………. 1 01
Лекция. Самоуправление в классном коллект иве…………….………………102
Конструкторское бюро.
Разработка модели
самоуправления в классном коллективе……………………………………………………………………..…108
Тема 8.
Работа классного руководителя
с родителями учащися………….....
1
13
Лекция. Родительское собрание: методика подготовки и проведения………113
Ассамблея ав торов творческих идей и приемов организации родительских собраний ………………………………..1 20
Тема 9. Диагностическое обеспечение воспитательного процесса…………. 1 22
Лекция . Педагогическая диагностика в работе классного руководителя…...123
Практикум.
Использование методик
психолого-педагогической диагностики в воспитательной деятельности классного руководителя……….……………130
Тема 10.
Деятельность классного руководителя
в современном образовательном учреждении…………………………………………………..
1
35
Лекция . Со временная модель воспитательной деятельности классного руководителя…………………………………………………………………......136
Презентация воспитательн ых систем классов………………………………..142
Предисл овие
Вряд ли кто-то станет возражать, если мы назовем классного руководителя ключевой фигурой в воспитательной деятельности образовательного учреждения. От успешности его работы во многом зависит эффективность воспитательного процесса в целом. Попытки повысить результативность воспитания детей без внесения существенных изменений в содержание и организацию деятельности классных наставников, как правило, оказываются неудачными. В этой связи хочется верить, что не случайно первым национальным проектом в области образования стал проект, который направлен на улучшение работы классных руководителей.
Его реализация не может быть сведена только к увеличению оплаты труда педагогов-воспитателей и должна способствовать росту качества их деятельности. А последнее не представляется возможным без повышения квалификации классных руководителей в вопросах теории и методики воспитания. С этой точки зрения мы и разработали цикл лекционных и практических занятий, которые рекомендуем провести в рамках методических объединений классных руководителей. Он должен помочь классным наставникам осознать необходимость обновления практики построения воспитательных отношений с детьми в изменившейся политической, экономической и социально-педагогической ситуации, познакомиться с опытом эффективной организации воспитательной деятельности, определить пути, формы и способы совершенствования воспитательного взаимодействия с учащимися своего класса.
Главный замысел подготовленных материалов заключается в стимулировании желания и потребности педагогов перейти от словесного к деятельностному, от социоцентрического к личностно-ориентированному, от аспектного к системному построению воспитательной практики. Поэтому центральное место в них занимает информация о деятельностном, личностно-ориентированном и системном подходах. Целенаправленное и конкретное их применение позволит классным руководителям моделировать и создавать в классах гуманистические, уникальные и эффективные системы воспитания учащихся.
Без внимания разработчиков не остались и такие сложные моменты в работе классного руководителя, как взаимодействие с родителями учеников, обеспечение развития самоуправления в классном коллективе, педагогическая поддержка ребёнка, психолого-педагогическая диагностика формирования детского коллектива и развития учащихся.
По каждой теме подготовлены разработки как теоретического, так и практического занятия. Только на основе взаимосвязи и взаимодополнения лекционного и практического материала следует строить процесс повышения квалификации и профессионального повышения мастерства педагогов-воспитателей. Разработка любого занятия завершается списком литературы, изучение которой может обогатить по рассматриваемой проблеме научно-методические представления классных руководителей.
Принципиально важной является и тематическая последовательность учебных занятий. Она детерминирована логикой связей между компонентами изучаемого материала. Однако организаторы обучения классных руководителей в конкретном учреждении образования или центре повышения квалификации педагогов вправе избрать в соответствии с другими значимыми обстоятельствами иной вариант очередности проводимых занятий.
Данное учебно-методическое пособие может стать средством само образовательной деятельности учителя или решения им какой-то отдельной педагогической проблемы в своем классе. Допустимо различное применение публикуемого материала, ведь главное, чтобы оно реально способствовало росту профессиональной компетентности и эффективности работы классного руководителя как ключевой фигуры в воспитательной деятельности образовательного учреждения.
Тем
а 1. Воспитание детей в начале третьего тысячелетия
Лекция. Воспитательная деятельность классного руководителя в начале XXI века
Воспитание, как известно, относится к социально обусловленным процессам. На выбор целей, принципов, содержания и способов организации процесса воспитания существенное влияние оказывают политическая, экономическая, социокультурная ситуации в развитии государства и общества. Происходящие в России изменения в государственной и общественной жизнедеятельности детерминируют перемены в практике воспитания детей. Заметно обновляется в последние два десятилетия и воспитательная деятельность классных руководителей.
Однако не все перемены можно назвать прогрессивными, полезными. До сих пор значительная часть классных наставников испытывает серьезные затруднения в определении стратегии и тактики действий по проектированию и построению воспитательных отношений со своими воспитанниками. Ещё остается актуальной проблема поиска классными руководителями форм, приёмов и методов воспитательной деятельности, адекватных радикально изменившейся за короткий срок социальной ситуации.
Решению этой проблемы может помочь анализ эффективной практики работы педагогов-воспитателей в современных условиях. В данном случае объектом анализа стала воспитательная деятельность 67 классных руководителей – участников областного конкурса воспитательных систем классов. В таком конкурсном состязании могли принять участие только те педагоги, воспитательная работа которых, по мнению экспертов и результатам психолого-педагогической диагностики, была признана успешной. В процессе анализа нами была предпринята попытка найти ответы на следующие вопросы:
Что составляет теоретико-методологическую основу воспитательной деятельности в начале XXI века?
Какие целевые ориентиры избирают классные руководители в настоящее время?
Какие идеи и правила выполняют роль принципов в воспитательной деятельности?
Что представляет собой содержание процесса воспитания в современных условиях?
Как организуется в классном сообществе воспитательное взаимодействие?
I . Методологическое основание воспитательной деятельности
Сначала выясним, какие методологические подходы и теоретические положения являются наиболее важными и часто используемыми в деятельности эффективно работающих классных наставников.
При изучении конкурсных материалов и практики организации процесса воспитания стало очевидным, что теоретическую основу деятельности всех классных руководителей составляют идеи системного подхода и теории воспитательных си стем. Высокой результативностью своей работы педагоги-воспитатели подтвердили целесообразность использования системного подхода в воспитании учащихся не только в рамках всего образовательного учреждения, но и на уровне его структурных подразделений – классов, кружков, клубов, секций. Они убедительно доказали, что класс можно и нужно рассматривать и как компонент общешкольной воспитательной системы, и как отдельную целостную систему воспитания учащихся-одноклассников. Опираясь на идеи теории систем и применяя методы системного подхода, классные руководители проводили целенаправленную работу по моделированию и построению воспитательных систем классов. Для профессиональной деятельности большинства из них характерна такая черта, как системность мыслительных операций и практических действий. Поэтому им удалось создать эффективные системы воспитания в коллективах классов.
В процессе исследования нетрудно было заметить, что наряду с ориентацией на системное построение воспитательной практики успешно работающие классные наставники заботятся о наполнении деятельностью жизненного пространства своих воспитанников. «Следы деятельностн ого подхода» видны повсюду. Активностью и творчеством наполнена жизнедеятельность классного коллектива. Дело за делом, событие за событием – привычный ритм индивидуальной и совместной жизни членов классного сообщества, когда одно дело ещё не завершилось, а другое уже задумывается или даже начинается. Классные руководители способствуют формированию в классе широкого спектра деятельности, чтобы каждый ребёнок нашел себе дело по душе и внёс свой собственный вклад в коллективное жизнетворчество.
Эта забота связана и с тем, что педагоги стремятся к созданию воспитательных систем гуманистического типа, в которых обеспечиваются и поддерживаются процессы самоопределения, самоутверждения и самореализации учащихся. В данном случае не обойтись без личностно ор иентированного подхода. Эта ориентация в воспитательной деятельности становится с каждым годом всё более и более востребованной.
Наряду с личностно-ориентированным, деятельностным и системным подходами применяются в практике воспитания учащихся и другие методологические ориентации, но несколько реже, так как их использование связано со специфическими особенностями создаваемой в том или ином классе воспитательной системы.
И ещё об одном важном моменте следует сказать. Фактически все классные руководители подчёркивают необходимость опоры на теоретические разработки А.С. Макаренко, Т.Е. Конниковой, И.П. Иванова, Л.И. Новиковой и накопленный в советских школах опыт воспитания учащихся в детском коллективе. Без целенаправленной и постоянной работы по педагогическому обеспечению процесса развития классного коллектива практически невозможно достичь высоких результатов в воспитательной деятельности. Коллектив для большинства классных наставников и их воспитанников является значимой ценностью.
II
. Целевые ориентиры воспитательной деятельности
В качестве цели почти все педагоги-воспитатели избирают предполагаемые результаты в интеллектуальном, нравственном и физическом развитии учащихся. Многие из них рассматривают цель как представление о необходимом (на основе понимания объективных закономерностей развития ребенка и формирования детского коллектива), возможном (исходя из реальных ресурсов и условий осуществления воспитательной деятельности) и желаемом (учитывая потребности, интересы и желания детей и их родителей) результате процесса воспитания учащихся . К сожалению, шесть классных руководителей в процессе целеполагания выдвинули целевые ориентиры, которые не соответствуют критерию реальности и вряд ли окажутся достижимыми; такая ошибка является типичной для массовой педагогической практики.
В изученных нами конкурсных материалах целевой блок состоит чаще всего из главной цели и нескольких подцелей – задач, решение которых позволяет достичь главный целевой ориентир. Например, в концепции воспитательной системы 7-го класса, составленной лауреатом конкурса С.В. Заваденко, содержится цель – обеспечение процесса становления и проявления творческой индивидуальности учащихся – и соответствующие ей задачи:
создать в классе благоприятную среду для самоосознания учеником своей индивидуальности, саморазвития и самореализации;
способствовать повышению ценности индивидуальности в ценностном мире учащихся, их родителей и других социальных партнеров;
обеспечить педагогическую поддержку развития инициативы и творческой активности учащихся;
помочь ученикам выработать у себя привычку фиксировать новые успехи в своей личной и школьной жизни;
содействовать развитию желания у учеников вносить свой вклад в общее дело;
помочь каждому ученику обрести свой образ посредством проявления творческой активности в разрабатываемых и реализуемых проектах классного сообщества.
Укрепить классное содружество, главными ценностями которого являются дружба и взаимопомощь;
Создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения учащихся;
Привести в действие, «заставить звучать» внутренний мир ребёнка, помочь раскрыться его индивидуальности;
Создать атмосферу доверия, помочь преодолеть страх неуверенности, собственной неспособности что-либо создать, сочинить, сыграть;
Через приобщение к искусству театра привести к пониманию реального мира, отношений в нем;
Способствовать развитию чувства прекрасного.
Классные руководители стремятся к тому, чтобы целевые ориентиры были направлены на развитие учащихся, обеспечены необходимыми ресурсами, сформулированы ясно и чётко, диагностичны, трудны, но реально достижимы.
III
. Принципы системы воспитания учащихся
При анализе конкурсных работ выяснилось, что в них представлены принципы, во-первых, как концептуальные идеи, главные требование к осуществлению педагогической деятельности, и, во-вторых, в качестве основных правил жизнедеятельности детей и взрослых в классном коллективе. К примеру, учитель начальных классов Е.М. Соловьева избрала принципами воспитательной деятельности идеи природосообразности поддержки, понимания. Её коллега Т.В. Павлова определила вместе с учащимися и их родителями принципы, играющие роль основных правил жизнедеятельности классного сообщества. В результате появилась в классном уголке следующая запись: «В нашем классе много знать – престижно, помогать товарищу – нормально, готовить дело по чужому сценарию – невозможно, жить без творчества и активности – скучно».
В воспитательной системе могут разрабатываться различные варианты принципов, но они должны быть взаимосвязаны с уровнем развития классного коллектива, жизненными ценностями его членов, другими индивидуальными и групповыми особенностями. Недопустимо их копирование из учебно-методических публикаций и документов, отражающих жизнедеятельность других классных сообществ.
IV. Содержание воспитательного процесса
Особый интерес представляло изучение содержания воспитательной деятельности классных руководителей, ведь его определение у многих педагогов-воспитателей вызывает до сих пор серьёзные затруднения. Исследование показало, что, несмотря на уникальность каждой воспитательной системы класса, существуют в содержании воспитания и стратегии его отбора не только единичные, особенные, но и общие черты.
Например, при определении содержания воспитательного процесса классные руководители (кстати, как и руководители лучших образовательных учреждений нашего региона) ориентируются, с одной стороны, на общечеловеческие ценности, а с другой – на национальные, региональ ные, местные традиции и ценности. Они стремятся воспитать у детей чуткость как к глобальным проблемам человечества, радостям, горестям и достижениям жителей других стран и континентов, так и участливое отношение к делам и заботам родных, близких и просто живущих рядом людей, не только дать ученикам хорошие знания об истории и культуре своего народа, края, но и пробудить у них гордость за традиции и успехи земляков и соотечественников и стремление их приумножать.
Для большинства исследованных воспитательных систем классов характерно выделение в содержании и организации процесса воспитания доминанты – приоритетного вида или направления деятельности детей и взрослых, на основе которой формируется индивидуальность (лицо) классного сообщества. Такой доминантой в коллективе 4-го класса школы-лаборатории № 18 г. Пскова (классный руководитель Л.В. Михайлова) является познавательно-игровая деятельность «Поход в мир своего Я»; у псковских семиклассников из лицея №21 (классный руководитель С.В. Заваденко) – коллективная творческая деятельность по разработке и реализации проектов классного сообщества; в 9-м классе школы № 1 г. Порхова (классный руководитель Л.А. Яковлева) – краеведческая деятельность; у девятиклассников из Переслегинской гимназии (классный руководитель Н.А. Маныгина) – работа клуба «Малая Третьяковка». Эффективно работающие классные руководители убеждены в том, что в создаваемой воспитательной системе обязательно должен быть стержень (в теории систем его называют системоинтегрирующим элементом), вокруг которого могут и должны интегрироваться все дела и помыслы членов классного коллектива. Благодаря этому и формируются такие важные качества системы воспитания, как целостность, упорядоченность, неповторимость, эффективность.
И ещё одна общая черта содержания воспитания – направленность на развитие ребёнка.
Ни одно организуемое дело не проводится только ради мероприятия или просто ради того, чтобы отметить «красный день» календаря. Вся совместная и индивидуальная деятельность детей и взрослых направлена на развитие познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов личности учащихся, развивающем влиянии заключается смысл и главное предназначение воспитательной работы классных руководителей.
V. Организация процесса воспитания учащихся
Пытаясь ответить на вопрос, как организуется в классном cooбществе воспитательное взаимодействие, мы старались выяснить, что является характерным в организации процесса воспитания для большинств классных руководителей, успешно реализующих воспитательные функции. Нам удалось выявить шесть характерных моментов в организации воспитательной деятельности.
Во-первых , в проектировании и организации процесса воспитания учащихся важную роль играет стратегическое планирование. Классные руководители при проектировании не ограничивают свои воззрения на воспитательный процесс рамками годового плана работы, а с помощью методов программирования, моделирования и проектирования создают программы и модели развития воспитательной деятельности на срок от двух до пяти лет. Чаще всего разрабатываются концептуальные модели систем воспитания учащихся 1-4-х, 5-9-х, 10-11-х классов, т.е. воспитательная деятельность планируется на весь период учебы детей на I, II или III ступени обучения.
Во-вторых, применяется сист емный способ организации воспитательного процесса. Классные руководители направляют свои усилия моделирование и построение воспитательных систем классов. Для того чтобы осуществляемая деятельность и её влияние носили целенаправленный и системный характер, педагоги-воспитатели объединяют отдельные воспитательные дела и мероприятия в более «крупные дозы воспитания (термин В.А. Караковского) – так называемые системоинтегрирующие формы организации воспитательного процесса, к которым можно отнести ключевые дела, тематические программы, социально-педагогические проекты. В этом отношении показателен пример интеграции воспитательных дел, проводимых в 11-м классе школы № 3 г. Печоры (классный руководитель А.В. Столярова), в три целевые программы: «Я и собственное "Я"», «Я и творчество», «Я и общение».
В-третьих, «крупные дозы воспитания» сочетаются с малыми фор мами воспитательной работы, направленными на развитие и проявление индивидуальности каждого ребёнка. Многие успешно работающие классные руководители считают своим педагогическим кредо помощь учащимся в самопознании, самостроительстве и самоосуществлении. Он стремятся к тому, чтобы каждый их воспитанник имел реальные возможности и условия стать самим собой. Поэтому в планы воспитательной работы они включают циклы тематических классных часов «Познай себя», «Сотвори себя сам», тренинги саморазвития и личностного роста, мастерские самопроектирования, бенефисы и самопрезентации учащихся, персональные выставки и т.п.
В-четвертых, существенную роль в процессе воспитания играют традиции классного коллектива. Классные наставники убеждены в необходимости использования в воспитании детей традиционных форм и способов построения деятельности и отношений, которые влияют на личность, как правило, более эффективно, а затрат требуют меньше, потому что действовать традиционным способом легче, чем работать в новом режиме или непривычной обстановке.
В-пятых, наряду с деятельностью важным средством воспитания является общение. В объективе внимания педагогов-воспитателей находятся проблемы делового и неформального общения в детском коллективе, развития коммуникативной культуры школьников. В педагогическом арсенале появились тренинги общения, коммуникативные игры, часы общения и развития, кружки и клубы коммуникативной культуры. Это не только значительно обогатило воспитательный процесс, но и способствовало повышению его эффективности.
В-шестых, для анализа и оценки эффективности процесса воспитания учащихся специально разрабатывается и используется диагностический инструментарий, состоящий из совокупности критериев, показателей и методик для изучения результативности воспитательной деятельности. Популярный ранее способ измерения эффективности педагогического процесса на «глазок» – только с помощью педагогического наблюдения или экспертной оценки – постепенно заменяется приёмами и методами исихолого-педагогической диагностики.
Завершая описание основных компонентов процесса воспитания, необходимо констатировать, что и в новых политических и социально-экономических условиях можно эффективно вести воспитательную работу. Но для этого целесообразно перейти от словесного к деятельностному, от аспектного к системному, от социоцентрического к личностно-ориентированному построению воспитательной практики. Такой представляется нам воспитательная деятельность классных руководителей в начале XXI века.
Рекомендуемая литература
Барышникова С .В. Трудный выбор классного руководителя. – СПб., 2003. Воспитательная система класса: теория и практика / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2005.
Лизинский В.М. Классный руководитель: молитва на каждый день. – М., 2005.
Работа классного руководителя / Под ред. Е.А. Слепенковой. – М., 2005.
Сергеева В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы. – М., 2004.
Степанов, Евгений Николаевич
(22.05.1911-05.09.1996) - летчик-истребитель, Герой Советского Союза (1939), полковник. Участник гражданской войны в Испании, боев на реке Халхин-Гол и финской войны. Впервые в мире совершил ночной таран (25 октября 1937 г. над Барселоной). Сбил 12 самолетов в Испании и 2 на Халхин-Голе. Участник советско-финляндской войны. До 1948 г. служил инспектором по технике пилотирования ВВС Московского ВО. Работал в ЦК ДОСААФ, был начальником отдела, заместителем начальника Центрального аэроклуба имени В. П. Чкалова. В течение ряда лет занимал пост вице-президента FAI. 12 апреля 1961 г. подписал акт о первом в мире полете в космос Ю. А. Гагарина.
Степанов, Евгений Николаевич
(22.5.1911-5.9.1996). Летчик-истребитель. Родился 22 мая 1911 года в Москве в семье служащего. Русский. Член КПСС с 1939 года. Окончил школу ФЗУ имени Дзержинского Ф. Э. в 1930 году. Занимался планеризмом. В 1932 году окончил школу летчиков Осоавиахима. В РККА с 1932 года. В 1933 году окончил 2-ю Борисоглебскую Краснознаменную венную авиационную школу летчиков имени Чкалова В. П. Служил в Ленинградском военном округе младшим летчиком в бригаде особого назначения. Летал на бомбардировщике. Затем был переведен в истребительную авиацию. Был командиром звена. В июле 1937 года под псевдонимом Эву Хеньо добровольцем Сиепанов отправился в Испанию. Воевал в эскадрилье истребителей И-15 под командованием Серова А. К. Боевой счет открыл в начале августа 1937 года, сбив в районе Сарагосы бомбардировщик Do-17. В августе был назначен командиром звена. Затем воевал в Валенсии. К октябрю 1937 года имел 205 часов боевого налета, сбил 8 самолетов противника. 12 октября 1937 года в воздушном бою под Уэской пытался таранить CR-32, но в последний момент фашисту удалось увернуться. Самый большой успех имел 15 Октября 1937 года когда эскадрилья И-15 атаковала аэродром в Гараниллос, около Сарагоссы. Согласно последующим сообщениям разведки там было уничтожено 6 Fiat CR-32, 3 Ju-52/3m и 3 He-45, повреждено около 20 других итальянских и немецких самолетов. В ночь на 25 октября 1937 года лейтенант Степанов Е. Н. нес боевое дежурство в районе города Барселона на самолете И-15 (бортовой № 6) в паре с летчиком И. Финном. Около 3.00 в 40 км севернее города на высоте 2000 м Степанов обнаружил итальянский бомбардировщик SM-81 и пошел на сближение. Стрелки открыли по нему огонь. Пулеметными очередями Степанову удалось поджечь сначала левое, а затем - правое крыло. Но враг продолжал лететь. Перезарядить оружие не было времени и Степанов пошел на таран. Увеличив скорость, он решил с левым разворотом нанести удар колесами шасси по рулю поворота, но не рассчитал и ударил винтом и левым колесом. Удар оказался скользящим и потому не очень сильным, но его оказалось достаточно: неуправляемый бомбардировщик рухнул в море. Это был первый в мире ночной таран. Вскоре Степанов обнаружил второй фашистский бомбардировщик. Он атаковал его на поврежденном самолете и с первой атаки огнем из пулеметов поразил кабину. Фашист камнем рухнул на землю. Степанов благополучно совершил посадку на аэродроме Сабадель. После отъезда Серова на Родину стал командиром эскадрильи. Свой последний бой в небе Испании провел 17 января 1938 года в районе города Охос-Негрос, в котором сбил истребитель CR-32. Пытался таранить второй, но был сбит огнем зенитной артиллерии. Приземлился на территории противника. Полгода провел в фашистских тюрьмах. Был приговорен к расстрелу, но Республиканское правительство сумело обменять его через Международный Красный Крест на немецкого пилота (Капитана Мюллера, сбитого А. Гусевым). Уехал из Испании в Июле 1938 года на судне, шедшем через Францию и Бельгию в Ленинград. Всего в Испании сбил 12 вражеских самолетов, за что награжден орденом Красного Знамени. Участник боев на реке Халхин-Гол (Монголия) в августе 1939 года. Командир эскадрильи 22-го истребительного авиационного полка (23-я авиационная бригада, 1-я армейская группа). Капитан Степанов Е. Н. летал на И-16 и немного на И-153. Однажды, во главе группы из 12 самолетов Степанов вступил в схватку с 30 японскими истребителями и лично сбил 1 самолет. Всего в ходе боевых действий совершил более 100 боевых вылетов, в 40 воздушных боях сбил 2 самолета противника. Звание Героя Советского Союза Евгению Николаевичу Степанову присвоено Указом Президиум Верховного Совета СССР от 29 августа 1939 года за доблесть и мужество, проявленные в небе Испании и Монголии. После Монголии был назначен советником в части ВВС, которые участвовали в освобождении западной Белоруссии (и оккупации восточной Польши) в Сентябре 1939 года, и в "Зимней войне" с Финляндией 1939-1940 гг. В годы Великой Отечественной войны работал в Управлении ВВС Московского Военного Округа. С апреля 1948 года полковник Степанов - в запасе. Работал в ЦК ДОСААФ, был начальником отдела, заместителем начальника Центрального аэроклуба имени Чкалова В. П. В течение ряда лет занимал пост вице-президента Международной авиационной федерации (ФАИ). 12 апреля 1961 года подписал акт о первом в мире полете в космос Гагарина Ю. А. Затем, Полковник в отставке Степанов, работал в Центральном Доме Авиации и Космонавтики в Москве. Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й и 2-й степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями, монгольскими орденами Боевого Красного Знамени и "За боевые заслуги". Умер 5 сентября 1996 года. Похоронен на Троекуровском кладбище.
Большая биографическая энциклопедия . 2009 .