Художественные особенности оды. Жанр оды: особенности, история русской и зарубежной оды. Ода: история жанра
§ 1. Возникновение и развитие классицизма в Европе
В XVII в. в Западной Европе начинается эпоха абсолютной монархии. Правители, стремясь укрепить и упорядочить свою власть, вводили правила поведения сословий и отдельных граждан, ограничивали свободу личности. Возвышенное и разнообразное искусство эпохи Возрождения сменялось строгим классицизмом.
Классицизм (лат. classicus - "образцовый”) художественное направление, сложившееся в европейской литературе XVII в.
(П. Корнель, Ж. Б. Мольер, Ж. Расин). Поэтика классицизма начинала складываться в эпоху позднего Возрождения в Италии, но как целостная художественная система классицизм сформировался во Франции в XVII в. в период укрепления и расцвета абсолютизма. Это было время правления Людовика XIV, создавшего великолепный двор в Версале. Стройные аллеи, подстриженные деревья и симметричные лужайки Версальского парка, разбитые садовником Андре Ленотром, как бы "очищали” природу от всякой неправильности. Продуманный до мелочей церемониал двора делал его жизнь благообразной и упорядоченной с виду, какие бы страсти ни кипели за кулисами. Так и поэты классицизма изображали жизнь, которая даже в конфликтных ситуациях разворачивалась разумно и соразмерно. Классицисты были уверены, что их нормы красоты верны для всех времен, что сами они ничего не прибавляют к правилам древних - греческого философа Аристотеля и римского поэта Горация, создавших пособия по поэтическому искусству. Правила действительно были в основном те же, но применялись иначе.
Продолжая некоторые традиции Возрождения (преклонение перед древними, вера в разум, идеал гармонии и меры), классицизм являлся и своеобразной антитезой ему. Общественное и личное, родовое и индивидуальное, разум и чувство, цивилизация и природа, выступавшие в искусстве Ренессанса как единое гармоничное целое, в классицизме противопоставляются. В основе эстетики - принцип рационализма , культ разума, высшим образцом, идеалом признаются произведения античного искусства.
Выдвинув принцип подражание природе . классицисты считали непременным соблюдение незыблемых правил, согласно которым художественное пронзведениестроится как искусственное, логически построенное целое, имеющее строгую до схематизма сюжетно- композиционную организацию. Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно, положительные и отрицательные герои противопоставляются. Это отвечало общественно-воспитательной функции искусства, которой классицизм придавал огромное значение.
Классицизм установил строгую иерархию жанров, разделив их на высокие, средние и низкие, и довел ее до строгой последовательности. Высокие жанры изображали героев, на которых читатель должен смотреть снизу вверх. Выше всех высоких жанров - эпическая поэма, иначе называвшаяся эпопеей, обширное повествование о важном историческом событии. Следом за эпопеей шла трагедия. Именно в этом жанре созданы шедевры французского классицизма - произведения Пьера Корнеля и Жана Расина. В трагедии, как правило, действовали короли и изображались высокие чувства. Самый известный конфликт трагедии классицизма - столкновение любви и чувства долга. И поэмы, и трагедии писались только в стихах, которые почитались неизмеримо выше "презренной прозы”. К высоким поэтическим жанрам принадлежали также оды - лирические стихотворения на важные общественно-политические темы. Были духовные оды, посвященные Богу, и торжественные, в которых прославлялся монарх.
В средних жанрах изображались люди, по отношению к которым читатель считал себя равным, и обычные в обществе ситуации. К средним жанрам относилась прежде всего высокая комедия (в сравнении с низкой - простонародной). Она изображала и высмеивала пороки, которые можно встретить в повседневной жизни высшего общества. Ее обычные персонажи - дворяне или богатые горожане. Величайший мастер этого жанра - Жан Батист Мольер, пьесы которого ставятся во всем мире посей день. Высокая комедия писалась обычно стихами, но могла быть и прозаической. Сатира, обличавшая пороки, не обязательно была смешной, хотя отдельные остроумные строки считались ее большим достоинством. Особую обширную область среди средних жанров составляла дидактическая поэзия - стихотворные нравоучения в форме поэм или коротких эпистол (буквальный перевод этого слова с латинского - "письмо, послание”). К средним жанрам относились также любовные и философские стихи.
Среди низких жанров важнейшей была басня. В ней действовали либо животные, либо простые люди. Их неразумные поступки помогали читателю извлечь нравственный урок, что и оправдывало изображение "низкой” природы. Во французском классицизме высокого развития достигли такие жанры, как басня (Ж. Лафонтен), сатира (Н. Буало), комедия (Ж. Б. Мольер). Именно в низких жанрах, образцы которых строятся не в идеальной дали исторического или мифологического прошлого, а в зоне непосредственного контакта с современностью, получило развитие реалистическое начало. Это в первую очередь относится к Мольеру, творчество которого вобрало в себя различные идейнохудожественные течения и во многом определило дальнейшее развитие литературы. Собственно у Мольера комедия перестала быть низким жанром, его лучшие пьесы получили название "высокие комедии”, ибо в них, как и в трагедии, решались важнейшие общественные и нравственные проблемы века.
Правила композиции и стиля для каждого из жанров были различными, но существовало и общее для всех требование - ясность и логичность. Даже лирическое произведение стремилось не столько поразить или умилить читателя, сколько убедить. В трагедии классицизма герой не просто действует и выражает свои чувства, но в первую очередь анализирует мотивы действий и чувств. Произведение обращалось главным образом к разуму читателя, и поэзия классицизма была поэзией разумного слова.
§ 2. Классицизм в русской литературе
Под влиянием французской литературы классицизм развивался в других странах Европы - Англии, Италии, Германии, России. Классицизм в России зародился во второй четверти XVIII в. в творчестве зачинателей новой литературы: А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова. С классицизмом так или иначе связано творчество большинства крупных писателей XVIII в. "Мы стали вдруг народ уже новый”. Эти слова поэта Антиоха Кантемира выражают самоощущение русских людей петровского и послепетровского времени. В России все переменилось. Сам язык должен был вырабатываться заново. Вместо церковно-славянского литературным языком стал русский, но это произошло не сразу, и борьба за литературный язык завершилась только в творчестве А. С. Пушкина.
В этом изменившемся обществе именно литература взяла на себя задачу воспитания нового человека, в первую очередь дворянства. Для этой цели никакая поэтическая система не подходила
лучше, чем поэзия разумного слова - классицизм. В России он возник на совершенно особой исторической почве, поэтому и развивался по-своему.
В эпоху" классицизма русская литература освоила сложившиеся на Западе жанровые и стилевые формы, влилась в общеевропейский литературный процесс, сохранив при этом национальную самобытность. В частности, русский классицизм характеризуют: сатирическая направленность (важное место в ней занимают такие жанры, как сатира, басня, комедия, непосредственно обращенные к конкретным явлениям русской жизни); преобладание национальноисторической тематики над античной (в трагедиях А. П. Сумарокова, Я. Б. Княжнина и др.); высокий уровень развития жанра оды (у М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина), в которой получил прямое лирическое выражение патриотический пафос, характеризующий русский классицизм в целом. Существенное место в русском классицизме занимает и жанр поэмы : военно-патриотической у М. М. Хераскова, философско-дидактической у М. В. Ломоносова, В. К. Тредиа- ковского и др. В конце XVIII - начале XIX в. русский классицизм испытывает воздействие сентименталистских и предромантиче- ских идей, что сказывается в поэзии Г. Р. Державина, трагедиях В. А. Озерова и гражданской поэзии поэтов-декабристов.
Из всех поэтических жанров эпохи классицизма как в западноевропейской, так и в русской литературе наиболее популярными были драматические - трагедия и комедия. К ним же относятся самые твердые правила классицизма. Первое и главное в них - строгое единство тона : в трагедии не должно быть ничего смешного, в комедии - ничего печального. Необходимо было также соблюдать единство действия : сюжет должен развиваться строго последовательно, без отступлений и побочных линий. Считалось, что запутанность действия притупляет интерес к главным событиям. Во избежание этого предписывалось соблюдать единство места и единство времени : действие не должно выходить за пределы одного города, лучше - одного дома, а еще лучше - одной комнаты; время же следовало, насколько возможно, приблизить к реальному времени театрального представления. Максимально допустимым временем действия были одни сутки. Единство места и времени считалось необходимым для правдоподобия. Правила единства времени, места и действия (так называемые три единства) именно в эпоху классицизма были выражены наиболее четко.
Сюжет трагедии и высокой комедии должен был непременно включать все свои составные части: экспозицию, завязку, раз- витис действия, кульминацию и развязку. Каждой части соответствовало одно драматическое действие, вот почему трагедии классицизма писались в пяти действиях. Каждое появление нового персонажа (явления) было связано с новым событием. Хорошо построенная трагедия классицизма очень динамична. Но непосредственно перед зрителем предстают не столько сами события, сколько сообщения о них и рассуждения по их поводу. Дело в том, что по античной традиции на сцене нельзя было изображать смерть. Поэтому большая часть трагических событий (сражения, поединки) происходили за сценой. В виде исключения герой мог только заколоть себя кинжалом, и то в самом конце пьесы - под занавес.
Изображать подобным образом подлинную историческую действительность или повседневную жизнь было очень трудно, поэтому начиная с XIX в. правила классицизма в целом перестали соблюдаться. В 90-х годах XVIII в. классицизм как литературное направление в России уже не существовал. Но удивительно то, что главное в традициях классицизма восприняли именно литературные новаторы - Жуковский, Батюшков, Вяземский. Они пошли намного дальше своих предшественников в изображении сложных человеческих чувств. Но эти чувства новаторы, как и поэты классицизма, выражали при помощи "разумного слова”. Девиз "ясности и простоты” оставался и их девизом. Эту поэзию не случайно называли "поэзией прекрасных формул”. Связь поэтов школы Жуковского с русским классицизмом во многом определяет значение этого литературного направления для истории литературы.
1.Когда и где зародился классицизм?
2. Какое влияние оказала эпоха абсолютизма на развитие литературы?
3. Какие традиции искусства Возрождения нашли продолжение в классицизме?
4. Каковы основные принципы эстетики классицизма?
5. Что значит культ разума и принцип рационализма ?
6. Что значит принцип подражания природе ?
7. Что представляет собой художественный образ в классицизме?
8. Каким образцам стремились следовать писатели-классицисты?
9. Почему в искусстве классицизма появилась иерархия жанров?
10. Назовите высокие жанры и их отличительные признаки.
11. Назовите низкие жанры и их отличительные признаки.
12. Почему жанр трагедии стал ведущим в классицизме?
13. Какие жанры стали основными во французском классицизме?
14. Почему произведения Мольера получили название высокая комедия ?
15. Когда зародился классицизм в России?
16. Назовите русских писатслей-классицистов.
17.Назовите отличительные признаки русского классицизма.
18. Какие жанры стали ведущими в русском классицизме?
19. Почему жанр оды получил высокий уровень развития в русской литера-
20. Назовите правила драматургии классицизма. Что значит соблюдение единства места действия; единства времени действия?
21.Как строился сюжет произведений классицизма?
22. Каково значение классицизма для истории русской литературы?
Ключевые понятия: классицизм, исторические события, высокие жанры, трагедия, эпопея, ода. средние жанры, дидактическая поэзия, низкие жанры, комедия, сатира, басня, единство места, времени и действия, завязка, развитие действия, кульминация, развязка
1. Отражение исторических событий и портреты великих людей.
2. Роль мифологических героев.
3. Особенности языка и стиля.
4. Воспитание гармонической личности.
5. Рациональное постижение окружающего мира.
Учитесь у всех — не подражайте никому.
М. Горький
Эпоха классицизма имела весьма строгие каноны, которым должен был неукоснительно следовать автор при создании произведения. Он не мог смешивать жанры разных стилей: высокого и низкого. Автор должен был создавать идеальный образ правителя или монарха посредством не только похвальных слов, но и с помощью мифологических персонажей, ставя тем самым простых смертных людей на одну ступень с древними героями. В основу любого произведения должно было быть положено рациональное зерно, которое и позволяло запечатлевать отдельные образы в качестве своеобразных исторических картин той или иной эпохи.
Одним из ярких представителей эпохи классицизма является М. В. Ломоносов. Поэт в своих произведениях придерживается всех необходимых канонов данного направления. Центральное место в его творчестве занимает ода. И ему удалось в своих творениях поднять данный жанр на достаточно высокий уровень. Тем более что именно ода призвана освещать жизнь государства, исторические явления. Подобные события показываются через портреты монархов или великих людей (например, полководцев). Главным образом в наследии поэта является облик императрицы Елизаветы, на время царствования которой и прошлась его творческая деятельность. Но не меньшее место в его произведениях занимает образ другого великого государя Петра I. М. В. Ломоносов посвящает ему как отдельные тексты, так и вспоминает о нем в других одах. Так, Петр I становится образцом для подражания потомству. В «Похвальной надписи к статуе Петра» император предстает нам в облике «премудрого героя», который является образцовым государем. Он не жалеет себя для того, чтобы в его отечестве все процветало.
... Ради подданных лишив себя покоя,
Последний принял чин и царствуя служил,
Свои законы сам примером утвердил...
И каков этот пример? Петр I не гнушается никакой работы: обучает солдат, сам участвует в сражениях. Но при этом никогда не оставляет свое государство без присмотра. Поэтому способен побежать «домашних и внешних сопостатов». Подобные деяния позволяют дать ему высокое звание «отечества отец». И как отмечает автор люди, живущие в таком процветающем государстве, остаются ему благодарны.
И столько алтарей пред зраком сим пылает,
Коль много есть ему обязанных сердец.
К этой исторической личности автор возвращается и в «Оде на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Но центральным все равно остается облик Елисаветы Петровны. Ломоносов создает по канонам классицизма идеальный образ монахини. При этом используется прием «подражание природе», то есть автор олицетворяет заслуги человека с самой природой, показывая тем самым, что императрица делает все, согласовываясь со здравым разумом и рассудком. Вспомним, что самым главным принципом в эстетике классицизма был рационализм (от латинского гайо — разум).
Царей и царств земных ограда,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
В таком описании мы не находим индивидуальных черт показывающих, что это именно Елисавета. Определить, что это она, мы можем только по ее делам, которые императрица совершает в своем отечестве. Подобное описание исторического лица также становится элементом классицистического письма: портреты лишены индивидуальных черт.
Вокруг тебя цветы пестреют
И классы на полях желтеют
Сокровищ полны корабли
Дерзают в море за тобою;
Ты сыплешь щедрою рукою
Твое богатство по земли...
Среди персонажей, появляющихся в одах, могут быть и мифологические герои, которые позволяют в аллегорической форме описать достоинства того или иного человека. В его произведениях появляются такие действующие лица, как Марс (бог войны), Нептун (владыка морского царства).
В полях кровавых Марс страшился,
Свой меч в Петровых зря руках,
И с трепетом Нептун чудился,
Взирая на российский флаг.
В этом небольшом отрывке автор показывает нам, что даже боги боялись власти, которую имел русский император. Но когда ему приходилось вставать на защиту родины, то он способен был наводить страх даже на олимпийских богов. Образ же Елисаветы приобретает женственные черты. Она тоже показана сильной государыней. Но при использовании мифологических героев Ломоносов сравнивает ее дыхание с зефиром, легким теплым ветерком. Пусть такое толкование данного образа и появилось позже, но изначально оно соотносилось с образом бога западного ветра.
Но дух ее зефира тише,
И зрак прекраснее рая.
Ода относится к высоким жанрам, поэтому в ней используется патетические интонации и высокие слова, такие как «дерзают», «уста». Часть из них заимствована из старославянского языка: «зрак», «град», «класы», «хладный». В своих одах Ломоносов не допускает смешение стилей, как и должно было быть в эпоху классицизма. Поэтому в его произведениях нет простонародных выражений, даже когда повествование ведется от первого лица.
Я россов счастьем услаждаюсь,
Я их спокойством не меняюсь,
На целый запад и восток.
Таким образом в его одах запечатлеваются исторические лица не в их индивидуальной неповторимости. В них представлены устойчивые непреходящие со временем признаки того государя, который стоит у власти. То есть, взойдя на трон и получив от всевышнего царственный венец, он трудится на благо своего народа. Подобные достоинства Ломоносов находил в образе Петра I. Такие же он отмечает и в облике Елисаветы. Когда на трон она вступила,
Как вышний подал ей венец,
Тебя в Россию возрастила,
Войне поставила конец...
Создавая свои оды, он преследовал цель, которая была обязательна для классицистического произведения. Текст должен был воспитывать гармоничную личность. Поэтому автор с помощью исторических портретов показывает, какими должны быть молодые люди. При этом он и напрямую обращается к ним: им следует брать за образец дела Петра и его последователей. Следовательно, одно из главных мест в их жизни должны занимать науки. В качестве эталона в классицистической оде выступают античные образцы, такие как Платон, древнегреческий философ. Поэт подчеркивает, что науки помогают на всем жизненном пути, так как они остаются рядом с человеком в любой момент.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и труде.
Так и формируется гармоничная личность, которая берет от великих исторических личностей жизненный опыт, а новые знания из книг, помогающих найти общий язык с любым народом в различных условиях.
Мы уже говорили о том, что главное для классицизма — рациональное постижение действительности. То есть последователи этого направления не принимают мистическое объяснение различных природных явлений. Ведь каждому даже природному проявлению есть свое толкование, которое может быть описано рациональным путем. Ломоносов и к этому аспекту постижения действительности обращается в своих одах. Например, в «Вечернем размышлении о божием величестве при случае великого северного сияния». В оде представлен человек, который оказался пред лицом Вселенной один на одни. Он становится маленькой песчинкой в этом огромном, полном тайн мире.
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
Автор не показывает нам черты главного героя. Он просто говорит о том, что тот полон различных мыслей. То есть герой не умозрительно, а с помощью различных теорий пытается разгадать тайну мира. Он снова выбирает рационалистический вариант постижения действительности. И чтобы понять законы природы, сам себе начинает задавать множество вопросов.
С полночных стран встает заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты мещут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день ступил!
Человеку удается приблизиться к некоторым из тайн мира. Но не все свои карты раскрывает перед ним природа. Поэтому у него остается немало вопросов, на которые еще предстоит получить ответы.
Скажи ж, сколь пространен свет?
И что малейших дале звезд?
Несведом тварей вам конец?
Скажите ж, сколь велик творец?
В одах М. В. Ломоносова сохраняются все особенности классицистических произведений. Писатель не отступает от принятых правил, тем более что он сам работал над основами стихосложения. Поэт создает произведения разумно организованные и логически выстроенные, как и должно было быть в иерархии классических жанров. Но и в этом однообразии поэт находит свои слова и краски для описания тех личностей, которых восхваляет в своих одах. И, несомненно, его поэтические творения не только воспитывали молодое поколение того времени, но и являются своеобразным эталоном и для нас, учеников XXI века, показывая, как нужно формировать в себе гармоничную и полноценно развитую личность.
Среди художественных стилей немаловажное значение имеет классицизм, получивший распространение в передовых странах мира в период с 17 по начало 19 века. Он стал наследником идей Просвещения и проявился практически во всех видах европейского и русского искусства. Часто вступал в противоборство с барокко, особенно на этапе становления во Франции.
Век классицизма в каждой стране свой. Раньше всего он сложился во Франции - еще в 17 веке, чуть позже - в Англии и Голландии. В Германии и России направление утвердилось ближе к середине 18 столетия, когда в других государствах уже начиналось время неоклассицизма. Но это не столь значимо. Важнее другое: это направление стало первой серьезной системой в области культуры, заложившей основы дальнейшего ее развития.
Что такое классицизм как направление?
Название происходит от латинского слова classicus, что в переводе означает «образцовый». Главный принцип проявился в обращении к традициям античности. Они воспринимались как норма, к которой следует стремиться. Авторов произведений привлекали такие качества, как простота и четкость формы, лаконичность, строгость и гармония во всем. Это касалось любых произведений, создаваемых в период классицизма: литературных, музыкальных, живописных, архитектурных. Каждый творец стремился найти всему свое место, четкое и строго определенное.
Основные признаки классицизма
Для всех видов искусства были характерны следующие особенности, помогающие понять, что такое классицизм:
- рациональный подход к изображению и исключение всего, что связано с чувственностью;
- главное назначение человека - служение государству;
- строгие каноны во всем;
- установленная иерархия жанров, смешение которых недопустимо.
Конкретизация художественных особенностей
Анализ отдельных видов искусства помогает понять, как воплощался в каждом них стиль «классицизм».
Как реализовался классицизм в литературе
В этом виде искусства классицизм определился как особое направление, в котором было ярко выражено стремление перевоспитать словом. Авторы художественных произведений верили в счастливое будущее, где будут господствовать справедливость, свобода всех граждан, равенство. Оно подразумевало, в первую очередь, освобождение от всех видов гнета, включая религиозный и монархический. Классицизм в литературе непременно требовал соблюдения трех единств: действия (не более одной сюжетной линии), времени (все события укладывались в сутки), места (отсутствовало перемещение в пространстве). Большего признания в этом стиле получили Ж.Мольер, Вольтер (Франция), Л.Гиббон (Англия), М.Твен, Д.Фонвизин, М.Ломоносов (Россия).
Развитие классицизма в России
Новое художественное направление утвердилось в русском искусстве позже, чем в других странах - ближе к середине 18 века - и занимало лидирующие позиции вплоть до первой трети 19 века. Русский классицизм, в отличие от западноевропейского, в большей мере опирался на национальные традиции. Именно в этом проявилось его своеобразие.
Изначально оно пришло в архитектуру, где и достигло наибольших высот. Это было связано со строительством новой столицы и ростом российских городов. Достижением зодчих стало создание величественных дворцов, комфортабельных жилых домов, загородных дворянских усадеб. Отдельного внимания заслуживает создание архитектурных ансамблей в центре города, которые в полной мере дают понять, что такое классицизм. Это, к примеру, постройки Царского Села (А.Ринальди), Александро-Невская Лавра (И.Старов), стрелка Васильевского острова (Ж. де Томон) в Петербурге и многие другие.
Вершиной деятельности зодчих можно назвать строительство Мраморного дворца по проекту А.Ринальди, в отделке которого впервые был использован натуральный камень.
Не менее известен и Петродворец (А.Шлютер, В.Растрелли), представляющий собой образец садово-паркового искусства. Многочисленные здания, фонтаны, скульптуры, сама планировка - все поражает своей соразмерностью и чистотой выполнения.
Литературное направление в России
Отдельного внимания заслуживает развитие классицизма в русской литературе. Его основоположниками стали В.Тредиаковский, А.Кантемир, А.Сумароков.
Однако наибольший вклад в разработку понятия, что такое классицизм, внес поэт и ученый М.Ломоносов. Он разработал систему трех штилей, определившую требования к написанию художественных произведений, и создал образец торжественного послания - оды, пользовавшейся наибольшей популярностью в литературе второй половины 18 века.
В полной мере традиции классицизма проявились в пьесах Д.Фонвизина, в особенности в комедии «Недоросль». Помимо обязательного соблюдения трех единств и культа разума, к особенностям русской комедии относятся следующие моменты:
- четкое деление героев на отрицательных и положительных и наличие резонера, выражающего позицию автора;
- наличие любовного треугольника;
- наказание порока и торжество добра в финале.
Произведения эпохи классицизма в целом стали важнейшей составляющей в развитии мирового искусства.
Классицизм — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII-XIX вв.
В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же идеями в философии Декарта . Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель , Гораций).
Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.
Как определенное направление сформировался во Франции, в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния. Русский классицизм не просто воспринял теорию западноевропейскую, но и обогатил ее национальными особенностями.
Основателем поэтики классицизма считается француз Франсуа Малерб (1555-1628), проведший реформу французского языка и стиха и разработавший поэтические каноны. Ведущими представителями классицизма в драматургии стали трагики Корнель и Расин (1639-1699), основным предметом творчества которых был конфликт между общественным долгом и личными страстями. Высокого развития достигли также «низкие» жанры — басня (Ж. Лафонтен), сатира (Буало), комедия (Мольер 1622-1673).
Буало прославился на всю Европу как «законодатель Парнаса», крупнейший теоретик классицизма, выразивший свои взгляды в стихотворном трактате «Поэтическое искусство». Под его влиянием в Великобритании находились поэты Джон Драйден и Александр Поуп, сделавшие основной формой английской поэзии александрины. Для английской прозы эпохи классицизма (Аддисон, Свифт) также характерен латинизированный синтаксис.
Классицизм XVIII века развивается под влиянием идей Просвещения . Творчество Вольтера (1694-1778) направлено против религиозного фанатизма, абсолютистского гнета, наполнено пафосом свободы. Целью творчества становится изменение мира в лучшую сторону, построение в соответствии с законами классицизма самого общества. С позиций классицизма обозревал современную ему литературу англичанин Сэмюэл Джонсон, вокруг которого сложился блестящий кружок единомышленников, включавший эссеиста Босуэлла, историка Гиббона и актёра Гаррика.
В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра I . Ломоносовым была проведена реформа русского стиха, разработана теория «трех штилей», которая явилась по сути адаптацией французских классических правил к русскому языку. Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые родовые, не переходящие со временем признаки, выступающие как воплощение каких-либо социальных или духовных сил.
Классицизм в России развивался под большим влиянием Просвещения — идеи равенства и справедливости всегда были в фокусе внимания русских писателей-классицистов. Поэтому в русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: комедия (Д. И. Фонвизин), сатира (А. Д. Кантемир), басня (А. П. Сумароков, И. И. Хемницер), ода (Ломоносов, Г. Р. Державин).
В связи с провозглашённым Руссо призывом к близости к природе и естественности в классицизме конца XVIII века нарастают кризисные явления; на смену абсолютизации разума приходит культ нежных чувств — сентиментализм. Переход от классицизма к предромантизму ярче всего отразился в немецкой литературе эпохи «Бури и натиска», представленной именами И. В. Гёте (1749-1832) и Ф. Шиллера (1759-1805), которые вслед за Руссо видели в искусстве главную силу воспитания человека.
Основные признаки русского классицизма:
1. Обращение к образам и формам античного искусства.
2. Герои четко делятся на положительных и отрицательных.
3. Сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике: героиня - герой-любовник, второй любовник.
4. В конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует.
5. Принцип трех единств: времени (действие длится не более суток), места, действия.
Романтизм как литературное направление.
Романтизм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII-XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.
Романтизм впервые возник в Германии, в кругу писателей и философов йенской школы (В. Г. Ваккенродер, Людвиг Тик, Новалис, братья Ф. и А. Шлегели). Философия романтизма была систематизирована в трудах Ф. Шлегеля и Ф.Шеллинга. В дальнейшем развитии немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма и Якоба Гримм, Гофмана. Гейне, начиная свое творчество в рамках романтизма, позднее подверг его критическому пересмотру.
В Англии во многом обусловлен германским влиянием. В Англии его первыми представителями являются поэты «Озёрной школы», Вордсворт и Кольридж. Они установили теоретические основы своего направления, ознакомившись во время путешествия по Германии с философией Шеллинга и взглядами первых немецких романтиков. Для английского романтизма характерен интерес к общественным проблемам: современному буржуазному обществу они противопоставляют старые, добуржуазные отношения, воспевание природы, простых, естественных чувств.
Ярким представителем английского романтизма является Байрон, который, по выражению Пушкина, «облек в унылый романтизм и безнадежный эгоизм». Его творчество проникнуто пафосом борьбы и протеста против современного мира, воспеванием свободы и индивидуализма.
Романтизм получил распространение и в других европейских странах, например, во Франции (Шатобриан, Ж.Сталь, Ламартин, Виктор Гюго, Альфред де Виньи, Проспер Мериме, Жорж Санд), Италии (Н. У. Фосколо, А. Мандзони, Леопарди), Польше (Адам Мицкевич, Юлиуш Словацкий, Зыгмунт Красиньский, Циприан Норвид) и в США (Вашингтон Ирвинг, Фенимор Купер, У. К. Брайант, Эдгар По, Натаниэль Готорн, Генри Лонгфелло, Герман Мелвилл).
Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского (хотя к предромантическому движению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже некоторые русские поэтические произведения 1790-1800-х годов). В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создаётся баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признаётся самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным.
Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию М. Ю. Лермонтова, «русского Байрона». Философская лирика Ф. И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России.
Герои - яркие, исключительные личности в необычных обстоятельствах. Для романтизма характерен порыв, необычайная сложность, внутренняя глубина человеческой индивидуальности. Отрицание художественных авторитетов. Не существует никаких жанровых перегородок, стилистических разграничений. Только стремление к полной свободе творческого воображения. К примеру можно привести величайшего французского поэта и писателя Виктора Гюго и его всемирно известный роман «Собор Парижской Богоматери».
Ответы к школьным учебникам
4. Кто автор приведенных текстов?
Случились вместе два астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару. <...>
Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
И философа брать вид. <...>
«Случились вместе два астронома в пиру...» - одноимённая басня М. В. Ломоносова.
«Не умел я притворяться...» - стихотворение «Признание» Г.Р. Державина.
5. Какое направление мы называем классицизмом? Когда и где он зародился? Каковы его особенности во Франции и в России?
Классицизм - художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве XVII - начала XVIII века. Важнейшей чертой его было обращение к образцам античной литературы и искусства как к идеальному эстетическому эталону. Писатели ориентировались на сочинения греческого философа Аристотеля и римского поэта Горация. Эстетика классицизма устанавливала строгую иерархию жанров и стилей.
Высокие жанры - трагедия, эпопея, ода.
Низкие жанры - комедия, сатира, басня.
Классицизм как культурное явление зародился в XVII веке в Северной Италии, в эпоху позднего Возрождения. Во Франции преимущественное распространение получили низкие жанры, которые достигли такого высокого уровня, что комедии Мольера даже получили название «высоких комедий». Классицизм пришёл в упадок после Великой французской революции 1789-1794 годов.
Русский классицизм характеризуется обращением к национальным истокам, а не к античности. Он тоже развивался преимущественно в рамках «низких жанров».
6. Приведите пример произведения, относящегося к классицизму, кратко охарактеризуйте это произведение.
Из произведений классицизма мы в седьмом классе изучали только короткий отрывок из «Оды на день восшествия на всероссийский престол Ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» М. В. Ломоносова. По приведённому в учебнике отрывку охарактеризовать полное произведение ни кратко, ни подробно нельзя.
К стр. 41
8. Сформулируйте ответ на вопрос, в чем заключаются достижения литературы XVII I века, опираясь на суждения В. И. Федорова и статью в учебнике.
До XVIII в России не существовало художественной литературы в современном понимании, то есть совокупности произведений, предназначенных для светского чтения. Главными были церковные книги, жития, писания отцов церкви; собственно художественная литература (например, сочинения Симеона Полоцкого) широкого распространения не имела.
На протяжении XVIII века русскими писателями был создан огромный пласт светской литературы для чтения и театральных постановок. Для этого потребовалось, во-первых, освоить литературные достижения других народов, осмыслить их и «пересадить» на русскую почву.
Во-вторых, чтобы литература стала органической частью общества, требовалось уловить важнейшие общественные тенденции и выразить их в художественных произведениях. Так, общественная жизнь настойчиво требовала улучшения нравов, и русская литература в духе эпохи Просвещения активно воспитывала своих современников.
Писателями поощряются такие качества, как непосредственное проявление симпатий и антипатий, верность слову, чувствительность и милосердие, а главное - верность своему государственному долгу в случае, если главный герой - боярин или дворянин. Осуждаются такие качества, как двуличие, бессердечие, неспособность действовать, исходя из своих чувств, корысть мотивов тех или иных действий.
В-третьих, русским авторам нужно было оторваться от более развитой на тот момент зарубежной литературы и найти собственный голос, обрести индивидуальность. Именно это обретение собственного голоса, создание национальных традиций и подготовило почву для расцвета русской классики следующего века.