Имеет ее самостоятельность. Самостоятельность самостоятельный. — Это касается самостоятельности мышления

Крутяк! 7

Каждому из нас с детства знакома такое понятие, как самостоятельность. Но не каждый человек действительно понимает полный смысл этого слова, не всякого мы можем назвать самостоятельным.

Что же такое самостоятельность?

Самостоятельность - одно из качеств личности, играющих большую роль в жизни любого взрослого человека. Это не просто способность принимать решения без помощи других людей, это в первую очередь умение отвечать за свои поступки, дела. Быть самостоятельным - значит суметь обеспечить себя всем необходимым в жизни, иметь свою точку зрения, отдельную от других, свое мировоззрение и взгляды.

Несмотря на то, что с юридической точки зрения взрослым считается человек, достигший восемнадцати лет, в реальности же и к тридцати годам мало кто становится взрослым. Люди до самой старости готовы сидеть на шее родителей, живя полностью за их счет. Они не хотят получать хорошее образование и отвергают любое предложение о работе, мечтая получать за свое незнание большие деньги. Жить ничего не делая и не принимая решений для них – вполне нормально. Обидно, что сейчас так думает практически каждый третий подросток. Они забывают о том, что родители не вечны, а значит, когда-нибудь им придется заботиться о себе самостоятельно. Но как это сделать, если ты ничего не умеешь?

В своей жизни мы часто видим тех, кто повзрослел слишком рано. Чаще всего это дети из неблагополучных или многодетных семей, где каждому приходится заботиться о себе самому при этом помогая родителям воспитывать своих младших братьев и сестер. Рано взрослеют дети, потерявшие родителей, те, кто живет с пожилыми бабушками и дедушками.

Чтобы ребенок взрослел вовремя, родители с детства должны приучать его быть самостоятельным. 5 класс – это время, когда ребенок вполне может помыть за собой посуду или помочь маме накрыть на стол, убраться в своей комнате.

Многие мамы чересчур заботятся о своих детях и даже в восемнадцать лет не пускают их на кухню, чтобы что-то приготовить или помочь с уборкой. Такое отношение только вредит. Именно они в первую очередь и становятся теми, кто готов сидеть на шее у родителей всю свою жизнь. Можно сказать, что они даже не виноваты в том, что не могут пожарить яичницу или сварить простой суп, помыть за собой посуду или постирать грязное белье - их этому не научили в детстве.

Именно в детстве в человеке закладываются качества, необходимые любой личности. Из маленького ребенка можно «слепитьСам» что угодно, ведь он прислушивается ко всему, что ему говорят, его характер только начинает формироваться, а потому он принимает все, что в него вкладывают. Вот почему процесс правильного воспитания и обучения самостоятельности так важен.

Ребенок смотрит на мир иначе, чем взрослый. Как правильно заметил Антуан де Сент-Экзюпери в своём самом известном произведении «Маленький принц», взрослые думают лишь о цифрах и собственной выгоде, они не способны видеть прекрасное во всем, даже в том, что кажется обычным или уродливым. Именно дети делают наш мир лучше, поэтому так важно, чтобы они повзрослели в положенное время.

Самостоятельный человек - тот, кто может позаботиться о других людях, и совсем не играет роли, родственник он ему или просто чужой человек. Самостоятельность тесно связана с человечностью, это одни из важнейших качеств, определяющих зрелую личность, каким и должен быть каждый человек. Она очень важна для любого человека, вот почему в школе часто пишут на тему самостоятельность сочинение. Сочинение позволяет задуматься: «А самостоятельный ли я?» и возможно, изменить свою точку зрения на этот счет.

Самостоятельность - важная часть взросления человека. Я считаю, что только самостоятельный человек может в полной мере назвать себя взрослым, и это очень важно.

Нужно дать определение понятию «самостоятельность».

Под самостоятельностью мы понимаем некоторое свойство характера, которое проявляется в том, что человек инициативен, имеет адекватную самооценку и чувствует личную ответственность за то, что он делает.

Поведение человека тесно связано с работой его мыслей, с чувствами и с его волей.

Связь эта имеет две стороны:

  • для формирования самостоятельных суждений и поступков необходимо, чтобы у человека были правильно сформированы эмоциональные и мыслительные процессы;
  • развитие самостоятельности постепенно делает более крепкими и развивает способности к принятию собственных высокомотивированных решений и к их выполнению невзирая на трудности.

Понятие самостоятельности в литературе

Разные литературные источники по разному интерпретируют самостоятельность. Этому уделялось внимание еще в конце 19 века.

В трудах К.Н. Вентцеля описывалось, насколько важно формирование самостоятельности для детей дошкольного возраста.

Отечественные педагоги на протяжении 20 века изучали самостоятельность ребенка в связи с тем, чтобы обучать детей жизни. Исследователи считали развитие самостоятельности одним из важнейших принципов развития личности.

Согласно С.Л. Рубинштейну самостоятельность – это неотъемлемое качество целостной личности, которое объединяет рациональность, эмоциональность и волю в человеке.

В.Д. Иванов отмечал в своих работах, что самостоятельности присуща абсолютность, ведь быть свободным и самостоятельным, живя среди людей, просто невозможно. Т.е. так или иначе человек всегда ведом кем-то или чем-то, а это значит, что самостоятельно находиться в социуме просто невозможно.

Связь самостоятельности с социумом

Также по мнению Т.В.Марковой, самостоятельность связана с другими людьми, без которых человек не может проявлять самостоятельность. Ведь если изолировать личность, у нее просто не будет необходимости проявлять самостоятельность от кого-либо.

Некоторые словари описывают самостоятельность как независимость и свободу человека от внешних воздействий.

Самостоятельный человек способен действовать без внешней поддержки, он не поддается на принуждения и не нуждается в помощи. Самостоятельный человек действует независимо, имеет свои собственные суждения, проявляет инициативность и решителен в своих действиях.

Психологи описывают самостоятельность, как проявление волевой личности, которое проявляется в том, что человек действует согласно собственной инициативы, он ставит перед собой цель, без помощи окружающих находит способы ее достижения и достигает ее.

В педагогических словарях под самостоятельностью понимается некоторое свойство характера, которое проявляется в том, что человек инициативен, имеет адекватную самооценку и чувствует личную ответственность за то, что он делает.

Также самостоятельность – это этап, на котором происходит становление личности человека. На протяжении жизни иногда человек встречается с необходимостью преодолевать этот этап.

Интересно то, что уже в младшем возрасте дети начинают стремиться к самостоятельности. Эта потребность становится очевидной уже в раннем детском возрасте, и важно развивать ее и поддерживать.

Человек только в том случае сможет самостоятельно действовать, когда он в полном объеме усвоил данную деятельность и стал ее носителем.

Поэтому еще самостоятельность ребенка можно воспринимать, как период формирования целостной деятельности. Самостоятельность является критерием, овладел ли он этой деятельностью в полной мере.

Самостоятельность является одним из главных качеств личности человека. Она проявляется в том, что человек способен сам ставить перед собой конкретную цель, настойчиво своими силами добивается ее достижения, относится к этому очень ответственно, действует сознательно и проявляет инициативу не только в повседневной обстановке, но и в необычных условиях, которые требуют от него принятия нестандартных решений.

Самостоятельность как психическое состояние

Также есть точка зрения, что самостоятельность – это особое психическое состояние, при котором человек:

  • ставит перед собой цель;
  • держит в голове конечную цель своих действий и организует себя так, чтобы достичь этой цели;
  • способен действовать даже в сложных обстоятельствах без помощи других людей. Сверяет полученный результат с тем, что планировал достичь ранее.

Проанализировав все возможные определения для понятия «самостоятельность», мы сделали вывод, что под самостоятельностью нужно понимать такое качество личности, при котором человек проявляет инициативу, критически относится к себе, осознает собственную ответственность за осуществление деятельности, умеет эту деятельность планировать, ставит перед собой конкретные задачи, находит без помощи окружающих способы ее решения, и решает ее, опираясь на свои знания, навыки и опыт.

Еще интересное определение самостоятельности у А.А.Люблинской, которая утверждает, что самостоятельность ребенка не возникает сама по себе, и не рождается маленький человек самостоятельным. Это качество необходимо развивать. Развитие самостоятельности можно и нужно начинать уже в дошкольный период детства.

Признаки самостоятельности у детей

Изученная литература дала возможность уточнить, какими признаками обладают дети с сформированной самостоятельностью:

  1. Во-первых, дошкольники проявляют самостоятельность не так, как взрослые. Это не стихийное поведение, независимое от требований воспитателя. Это самостоятельность ребенка в решении тех задач и соблюдении тех условий, которые ставит перед ребенком взрослый.
  2. Степень самостоятельности у детей растет, если дети развиваются. Она становится более сформированной, когда ребенок усваивает все более трудные с умственной или физической точки зрения действия.
  3. Существует три этапа формирования самостоятельности у человека. Обсудим их чуть подробней.

Этапы развития самостоятельности у ребенка

Первый этап развития этого качества: дошкольник в привычных для себя условиях, когда у него уже сформированы многие привычки, действует самостоятельно и без напоминаний со стоны взрослого. Он сам прибирает после себя игрушки, сам решает помыть руки, когда наступает время покушать. Сам произносит слова вежливости, когда нужно кого-то о чем-то попросить или поблагодарить за что-либо.

Второй этап: дошкольник начинает использовать знакомые ему методы действия в необычных для него обстоятельствах, которые все же близки по своей сути с его повседневными обстоятельствами.

Третий этап: ребенок действует самостоятельно даже в тех ситуациях, в которых не сталкивался никогда ранее.

Усвоенное им действие начинает нести обобщенный характер и переносится на все обстоятельства, с которыми дошкольник сталкивается, даже если это происходит впервые.

Формирование детской самостоятельности в дошкольном возрасте

Формирование самостоятельности в возрасте дошкольного обучения связано с усвоением дошкольником различных видов деятельности. Постепенно через эту деятельность ребенок начинает проявлять свою собственную позицию. Если поначалу самостоятельность ребенка проявляется в действиях репродуктивного характера, то постепенно она перерастает в творческую инициативность.

Сознание ребенка начинает работать более ясно, он стремиться контролировать самого себя и оценивает свои действия. Причем разные виды деятельности оказывают влияние на разные аспекты этой стороны личности.

Например, игровая деятельность дает возможность формировать у ребенка инициативу и активность. Многие научные исследования описывают разные подходы к игре с детьми.

Например, М.И. Лисина описывает сущность игры, как формы общения. Д.Б. Эльконин воспринимает игру, как способ овладения деятельностью взрослых людей. Ж.Пиаже пишет о том, что игра есть проявление развития умственных способностей ребенка.

Все эти подходы, сосредотачиваясь на одной из сторон игры, недостаточно полно описывают сущность детских игр в целом.

Игра как средство формирования детской самостоятельности

Игра – это главный вид деятельности ребенка в дошкольный период. Однако и в дальнейшем ее значимость не снижается.

Согласно Л.С. Выготскому в дошкольном возрасте существует два главных русла, по которым течет жизнь ребенка: это игры и труд. Он писал о том, что игра – это богатейший источник для формирования личности ребенка. Благодаря игре у ребенка рождаются положительные эмоции, что способствует более активному и благоприятному протеканию всех психических процессов.

Применение игровых методик оказывает огромное влияние на формирование самостоятельности и . Также она развивает качества его личности. Также игра является привлекательной для детей тем, что в ней возникает множество разнообразных ситуаций, которые заставляют его действовать творчески и самостоятельно, а также проявлять находчивость и сообразительность.

Развитие самостоятельности в трудовой деятельности

Старшие дошкольники начинают менять свое отношение к имеющимся у них обязанностям. Они начинают ответственно относится к своей работе. Ребенок учиться теперь делать что-либо не для себя, а для других. Он начинает проявлять инициативу, у него становится другое отношение к самому себе. Его самооценка становится более объективной.

Выполняя простейшие трудовые задачи, дошкольники начинают взаимодействовать друг с другом: они вместе распределяют свои обязанности, учатся договариваться, действовать так, чтобы у товарища была возможность продолжить это действие.

Дошкольники старшего возраста способны помогать друг друга, осуществлять контроль друг над другом и поправлять друг друга. Они любят проявлять инициативу и быть самостоятельными. Они не обижаются на оценку их труда, не склонны расхваливать самих себя, очень скромны при оценивании своей работы.

Очень важно приучать ребенка к элементарным бытовым работам, так как это позволяет привить самостоятельность ребенка, установить со взрослым особые отношения. Дети и взрослые оказывают друг другу настоящую взаимопомощь, координируют свои действия, распределяют роли. Если это отношения возникнуть до школы, то в дальнейшем они будут только развиваться.

Самостоятельность в продуктивной деятельности

Во время продуктивной деятельности ребенок формирует свою независимость от взрослых, он учится самостоятельно находить адекватные методы самовыражения.

Во время общения в дошкольный период начинает появляться развернутая форма общения с ровесниками. Основу общения составляет уважение друг к другу, которое может появиться только к равному человеку. В пять-семь лет ребенок начинает воспринимать своих товарищей, как индивидуальные личности. У него есть острая потребность в том, чтобы подражать своим ровесникам, либо соперничать с ними.

Старшие дошкольники имеют и другие особенности проявления своей индивидуальности. В шестилетнем возрасте ребенок начинает более тонко и разнообразно проявлять инициативу и самостоятельность ребенка.

Это проявляется в том, какой замысел строит ребенок, насколько широко разворачиваются сюжеты групповых игр.

Ребенок начинает стараться самостоятельно выполнять сложные и ответственные задачи. Дети гораздо лучше справляются с тем, чтобы давать оценку чужой работе и чужому поведению.

Самостоятельность ребенка старшего дошкольника

Самостоятельность старших дошкольников проявляется еще и в том, что они учатся организовывать свою деятельность.

Они проявляют инициативу уже не в том, чтобы действовать вопреки требованиям родителей. Старшие дошкольники используют собственную инициативу на то, чтобы лучше и качественнее выполнять то, что им поручено, выполнять работу так, чтобы она соответствовала требованиям взрослого.

Ребенок начинает проявлять умственную критичность, склонен высказывать свою собственную позицию, которая независима от точки зрения других людей.

Согласно работам Г.А. Урунтаевой, сначала ребенок проявляет самостоятельность в том, что подражает другим. В этом его собственная инициатива, его желания и стремления. Это обусловлено тем, что в мозгу у ребенка протекают естественные процессы. Он учится подражать, у него появляются чувства симпатии к другим людям, он учится им сопереживать, желает их эмоционально поддержать, заинтересован в других людях.

Таким образом, мы делаем вывод, что каждый ребенок испытывает естественную потребность быть самостоятельным.

Как определить уровень детской самостоятельности?

Также у старших дошкольников достаточный уровень самостоятельности проявляется в том, что он настойчиво стремиться решить поставленные задачи, действуя независимо от взрослых людей. Он старается мобилизовать для этого весь накопленный опыт и знания, находится в поиске эффективных решений. Все это свидетельствует о личностном созревании, которое должно произойти для подготовки к дальнейшему обучению в школе.

Самостоятельность ребенка – это результат того, что дошкольник подчиняется взрослым, а также проявляет и собственную инициативу. От того, насколько хорошо дошкольник усвоил правила поведения, зависит количество возможностей, которые появляется у него проявлять самостоятельность ребенка в самых разных жизненных условиях.

Итак, мы под самостоятельностью понимаем такое качество личности, при котором человек проявляет инициативу, критически относится к себе, осознает собственную ответственность за выполнение своей деятельности, умеет эту деятельность планировать, ставит конкретные задачи, находит без помощи окружающих способы ее решения, и решает ее, опираясь на свои знания, навыки и опыт.

Особенности развития этого качества у старших дошкольников мы обсудим в одной из следующих статей.

Самостоятельный человек умеет выполнять необходимые навыки: при необходимости постирать одежду, купить продукты и приготовить себе обед. Также он прибирает в квартире, выносит мусор и старается содержать вещи на своих местах.

Найдите способ, как мотивировать ребенка поддерживать порядок в личном пространстве. Предложите подростку его круг обязанностей по дому. Он может ежедневно утром выносить мусор, после школы покупать в магазине хлеб и молоко, а вечером участвовать в процессе приготовления ужина или самостоятельно закладывать стирку.

Постепенно расширяйте сферу его обязанностей. Возложите на подростка участие в процессе уборки дома. Его обязанностью может стать вся уборка, если родители сильно заняты, или какой-то конкретный процесс: пропылесосить, протереть пыль, вымыть пол. Он должен самостоятельно следить за своим опрятным внешним видом. При этом желательно, чтобы он сам гладил свою одежду и чистил обувь по утрам.

Поведение в социуме

Самостоятельный человек знает, как оплатить коммунальные расходы, и сумеет вызвать мастера в экстренных случаях. В нестандартных ситуациях самостоятельный человек не растеряется, а будет активно искать способ решения.

Просите подростка иногда оплачивать коммунальные платежи. Заведите домашний справочник с телефонами экстренных служб и знакомых. Покажите ребенку все телефоны и объясните, кому он должен звонить в экстренных ситуациях, или кто из знакомых даст нужный совет, если до вас не получается дозвониться.

Свои цели

Самостоятельный человек обладает собственными взглядами на жизнь. Он не подвержен чужому влиянию и четко представляет свои ближайшие цели и план действий. Взрослый человек находит нужную информацию для реализации задуманного и привлекает к помощи окружающих, если того требует ситуация. Он мотивирован на достижение результата.

Поощряйте желание ребенка получать новые знания и навыки. Помогайте ему создавать краткосрочные планы и контролировать процесс их достижения. Приучайте подростка не сдаваться, если у него что-то не получается, а искать другие способы достичь цели.

Принятие решений

Самостоятельную личность характеризует способность брать ответственность за свои решения на себя. Такой человек в состоянии адекватно оценить ситуацию и выбрать наиболее оптимальное решение для данных обстоятельств.

Он ориентируется первоначально на собственную точку зрения и только в сложных ситуациях прибегает к посторонней помощи и советам. Он понимает как устроена социальная жизнь человека и осознает нравственные законы общества, имеет моральные ценности и умеет общаться.

Учите ребенка грамотному общению и этике поведения. Показывайте своим примером, как важно держать свое слово и самому принимать решения. Предоставьте подростку определенную свободу выбора, где решение должен принимать он сам. К примеру, он может покупать себе канцелярские принадлежности к школе, а позже одежду. Уважайте мнение ребенка и поощряйте его стремление к самостоятельности.

Видео по теме

В жизни мы общаемся с разными людьми, это добавляет разнообразие. Но когда дело доходит до совместных действий, проектов, выбора спутника жизни, отбора кандидата на ответственную должность, то все мы предпочитаем иметь дело с человеком самостоятельным, взрослым, способным принять решение и отвечать за поступки.
Как правило, никто не хочет столкнуться с инфантильностью. Как же определить самостоятельность человека?

Инструкция

В личных спросите, есть ли у человека домашнее животное? Забота о «братьях меньших» - проявление самостоятельности. Не научившись удовлетворять свои потребности, обустраивать жизнь, человек не сможет помочь в этом другому, пусть даже животному.
На домашнего любимца, особенно если это собака, уходит достаточное количество времени: прогулки, дрессировка, корм, уборка. Человек учится планировать не только свое время, но и жизнь животного.

Уточните, есть ли у человека младшие братья, или члены семьи, за которыми нужен уход. Как он взаимодействует с ними? Это тоже проявление заботы и самостоятельности, но уровнем на порядок выше, ведь мы имеем дело с человеком.

Узнайте, живет человек один или с родителями, родственниками. Был ли у него когда-нибудь опыт самостоятельного ведения хозяйства? Если да, то как долго этот период длился? Имеется в виду, выдержал он это испытание или нет.
Ведь, живя отдельно от , человек рассчитывает только на свои силы, ставит перед собой цели и достигает их, решает задачи. Самостоятельное хозяйства – это независимость от окружающих, а, следовательно, и самостоятельность.
Имеет также, снимает он квартиру или живет в своей. Для аренды обычно требуется на много больше усилий и затрат, а следовательно, количество решаемых задач и ответственность у человека возрастают.

Проявление самостоятельности – важный этап в формировании личности ребенка. Не секрет, что в возрасте от 1,5 – 2 лет девизом многих малышей становится фраза «Я сам!». Это идеальный период для того, чтобы привить карапузу самостоятельность в выполнении каких-либо действий, и тем самым прекрасная возможность его чему-то научить.
На этапе формирования самостоятельности родителям нужно запастись терпением, ведь это процесс постепенный: вспомните себя, когда вам нужно сделать что-то, что вы никогда до этого не делали, с первого раза не все и сразу может блестяще получится даже у взрослого, не говоря уже о малыше, который только всему учится - все приходит с опытом. Поэтому так важно поддерживать ребенка в его самостоятельности. Большая ошибка многих родителей ставить все под запреты: «Не трогай это!», «Ты делаешь не правильно!», «Ты слишком долго одеваешься, я сама тебя одену!», «Зачем ты сюда лезешь!» и т.п. а спустя время ждать, когда же ребенок наконец станет делать все самостоятельно, не обращаясь к помощи посторонних.
Как правильно научить ребенка самостоятельности? С какого возраста следует прививать самостоятельность малышу? Что и в каком возрасте ребенок должен уметь делать сам?

Все родители желают вырастить своего ребенка самостоятельным, но задумываются о том, что это такое, только тогда, когда ребенок отправляется в школу. В его жизни в это время происходят большие перемены, и сразу выясняется, готов ли он к ним и насколько самостоятелен.
Самостоятельность в общем смысле – это способность человека принимать решения и совершать независимые поступки, а также нести за них ответственность, адекватно оценивать себя и управлять своей жизнью, распоряжаться ею. В детском возрасте на каждом этапе развития самостоятельность имеет особое значение. Например, для грудного ребенка проявлением самостоятельности будет засыпание в кроватке, а не только у мамы на руках, способность обойтись некоторое время без ее присутствия. Для детей до 3 лет признаком самостоятельности является умение поиграть наедине с собой, хотя бы короткое время обойтись без взрослых. Чем ребенок становится старше, тем более емким становится для него определение самостоятельности. В него входит:

1) способность проявлять инициативу и действовать, замечая необходимость личного участия в каком-либо деле;
2) навыки самообслуживания;
3)умение выполнять простую домашнюю работу без помощи и контроля со стороны взрослых;
4) умение действовать с учетом предлагаемых условий или сложившихся обстоятельств;
5) способность совершать обдуманные действия в незнакомой ситуации (для этого необходимо уметь ставить перед собой цель, учитывать имеющиеся условия, планировать и получать результат);
6) навыки самоконтроля и оценивания результатов своей деятельности;
7) умение использовать имеющийся опыт в новой ситуации (перенос освоенных действий).
Основа для превращения ребенка в самостоятельную личность закладывается в раннем детстве. До того как ребенок пойдет в школу, самостоятельность у него связывается обычно с хорошим поведением и только позднее становится одним из его личностных качеств.
Для развития самостоятельности взрослым (особенно родителям) необходимо:
1) знать потребности ребенка, на основе которых формируются детские интересы;
2) способствовать творческому развитию малыша, вовлекая его в игровую деятельность;
3) больше общаться с ребенком как на вербальном (словесном), так и на невербальном (мимика, жесты, позы, голосовые интонации) уровне;
4) предоставлять малышу возможность действовать самому в посильной деятельности и постепенно усложнять ее;
5) закреплять навыки самостоятельных действий.
Развитие самостоятельности у детей происходит в 3 этапа. Каждый из них завершается кризисом, а затем относительной стабилизацией личности. Затем ребенок развивается дальше, накапливает новый опыт, получает новые знания, и вновь возникает потребность изменить свое положение в обществе (в семье) и проявить себя. Максимального выражения потребность в самостоятельности достигает в подростковом возрасте. Подросток уже многое умеет делать без помощи других, он ответственен за свои поступки, может планировать свою деятельность, контролировать и оценивать свои действия и их последствия. Он понимает, что существуют определенные границы свободы (общепринятые нормы и законы).

Этапы развития самостоятельности
1. Формирование физической и бытовой самостоятельности. Этот этап продолжается до 3 лет. Ребенок в этот период ко всему проявляет любопытство, часто повторяет «Я сам!» и приобретает навыки самообслуживания. Он учится самостоятельно есть, пользоваться горшком, сам моет руки, одевается и обувается, пробует помогать родителям в домашних делах. Важно именно в этот период позволить ребенку проявить свою самостоятельность.
2. Формирование учебной самостоятельности. Этап начинается в 6-7 лет и продолжается до кризиса подросткового возраста (до 12 лет). С самообслуживанием и бытовыми делами ребенок уже хорошо справляется и начинает вырабатывать самостоятельность в учебе. Он привыкает ходить в школу, выполняет новые обязанности (собрать с вечера портфель и др.), в том числе домашнее задание. У него изменяется режим дня и повышается уровень ответственности.
Для выработки учебной самостоятельности приходится развивать силу воли, прилагать усилия, чтобы достигать цели (выучить правило или стихотворение, чтобы хорошо ответить на уроке) и придерживаться нового распорядка дня. В этом ему сначала помогают родители, а затем он и сам справляется с учебной деятельностью, без напоминаний выполняет домашнее задание, собирает учебные принадлежности в портфель, так как понимает, что уроки важнее мультфильмов. Если ребенок с трудом выполняет домашнее задание и без напоминаний и помощи взрослых не справляется, значит необходимо вызвать у него интерес к учебе.
3. Формирование личностной самостоятельности. Ребенок уже имеет бытовую и учебную самостоятельность и подходит к тому, чтобы самостоятельно принимать решения. Если ранее родители считались с его мнением, предлагали самому делать выбор, то у ребенка есть все предпосылки для успешного прохождения этого этапа. В 11-12 лет ребенок уже может иметь свое мнение и принимать решение в разных жизненных ситуациях. В этот период жизни необходимо предоставлять ему больше свободы. Если он обращается за помощью, так как не знает, как поступить в сложившихся обстоятельствах, то в первую очередь предлагайте ему самому подумать, только потом выражайте свое мнение или принимайте решение сообща. Если ребенок выскажет свой вариант разрешения проблемы, то отнесется затем к его выполнению более ответственно.
Если предыдущие этапы формирования самостоятельности пройдены у подростка не полностью, то преодолеть третий без помощи психологов и настойчивой работы над собой ему уже не удастся. Самостоятельную личность начинают воспитывать с самого рождения. Для этого необходимо вызвать к ней интерес, сформировать представление о ней. Можно побеседовать с ним на эту тему и спросить: «Что такое самостоятельность, как ты ее понимаешь? Кто, по-твоему, самостоятельный человек?». Ребенок может дать разные ответы, например, сказать, что самостоятельность – это способность самому делать уроки, помогать маме. В зависимости от полученного ответа развейте с ребенком эту тему, спросите, зачем нужно быть самостоятельным, самостоятелен ли он сам и др. Таким образом вы создадите условия для того, чтобы он нашел мотив для проявления самостоятельности. В каждом деле у него может быть несколько мотивов, например, он может мыть посуду в мыльной воде, чтобы поплескаться и поиграть с пеной или чтобы помочь маме. Важно предоставить ему возможность выбрать мотивацию самому. Родителям нужно понимать, какой мотив интересен ребенку, но ни в коем случае не следует пытаться его изменить, а только использовать для выработки интереса к самостоятельной деятельности.
Часто родители оказываются не готовы принять самостоятельность ребенка и стремятся его оградить от жизненных проблем и попыток их разрешить. В этом случае он может протестовать, бороться за свою независимость или примириться со сложившимся обстоятельствами и стать инфантильным.
Родителями, не желающими способствовать развитию самостоятельности у ребенка, обычно движут страхи. Они опасаются, что он сделает что-то неправильно и им это не понравится, они боятся, что самостоятельный ребенок станет непослушным, и очень сильно бояться, что станут ненужными ему. Стоит понять, что если помогать ребенку стать самостоятельным и воспринимать его как свободную личность, то как раз менее вероятным окажется, что такие страхи сбудутся, а вот все попытки удержать его рядом, под контролем, как раз к ним и приводят.
В воспитании самостоятельности родители обычно проявляют себя в одном из трех вариантов:
1) хотят, чтобы он подольше оставался малышом;
2) торопят ребенка быстрее повзрослеть;
3) адекватно воспринимают потребность ребенка в развитии самостоятельности и его возможности в этом.
Самостоятельность у ребенка в первые годы жизни проявляется в основном как подражание взрослым. Ребенок хочет, как мама, варить суп, месить тесто; как папа, стучать молотком, поднимать гантели. Очень важно с доброжелательностью приобщать его к совместной деятельности.

Для формирования самостоятельности у ребенка психологи рекомендуют предпринять следующие действия:
1) при обучении уходу за собой и самообслуживанию показывать ребенку все не торопясь, с объяснениями, медленно самому выполнять подобные действия, чтобы он увидел и попробовал сам;
2) проявлять терпение и позволять ему все доделывать до конца, только потом показывать еще раз, как правильно, и предоставлять шанс на вторую попытку;
3) поощрять к самостоятельным действиям и поступкам;
4) не осуждать ошибки ребенка, а подсказывать варианты действий и критерии для выбора;
5) понятно объяснять, что хорошо и что плохо, а также устанавливать правила;
6) научить самообслуживанию (чистить зубы, умываться, ходить в туалет, есть, одеваться, определять по часам время и др.) и самостоятельному засыпанию;
7) научить играть наедине с собой;
8) как можно чаще предоставлять возможность выбора и понемногу учить планировать свои занятия;
9) в меру опекать ребенка;
10) научить общаться и знакомиться с другими;
11) научить принимать решения в жизненных ситуациях с помощью ролевых игр;
12) приобщать к домашнему труду и принимать его помощь;
13) спокойно воспринимать ошибки и промахи, вместе их разбирать, рассказывать о своем опыте;
14) научить ребенка проявлять ответственность и объяснять ее меру, поощрять ее проявления;
15) способствовать выработке уверенности и чувства собственного достоинства;
16) общаться с ребенком как с равной личностью, в общении учитывать его эмоции, расспрашивать о событиях, интересоваться его мнением;
17) не использовать в качестве способа воздействия на ребенка давление;
18) научить справляться с конфликтами, возникающими при общении с другими детьми;
19) проводить сексуальное воспитание;
20) верить в возможности ребенка стать самостоятельным и вызвать у него ощущение защищенности;
21) не ограничивать самостоятельность в тех делах, с которыми он уже сталкивался.

Е.Ю. Ярославцева «Кризисы детского возраста: воспитываем самостоятельность»

— Отец Валериан, ответы на вопрос «что такое самостоятельность» лишь на первый взгляд лежат на поверхности, что это такое на Ваш взгляд?

— Само слово «cамо-стоятельность» подсказывает нам, что это умение человека стоять самому, без поддержки матери и отца, или учителей.

Но самостоятельности всегда предшествует школа — воспитание: она не появляется на пустом месте, а базируется на твердых основаниях, зиждется на опыте предшествующих поколений — никуда не денешься! Хотя конечно, ребенку помогают от самого рождения: сначала учат стоять без поддержки, а потом учат тому, чтобы он без подсказки знал, как поступать или как вести себя в жизни.

— Часто приходится слышать, что самостоятельность человека выражается прежде всего в «независимости его суждений от мнений окружающих».

— Это фантазии! Во-первых, мнение, которое человек имеет, взято из его окружения и строго говоря, «объективных» мнений практически не существует: жизнь свидетельствует, что все они в действительности субъективны. Даже в физике в какой-то мере преобладает субъективное мнение: ведь здесь мы имеем дело как правило лишь с моделями, которые удобны для понимания тех или иных явлений. Например, все новые рассуждения о строении атома, на первый взгляд кажущиеся самостоятельными и объективными, у человека базируются на принятой до него модели атома. Это касается рассуждений и о духовной жизни! Во всех отношениях везде существует фундамент, база, история вопроса.

Если попытаться коротко сформулировать, что значит ‘самостоятельность’, то я бы сказал, что это опыт предшествующих поколений в каких-то направлениях деятельности человека, которые он принял, пропустил через себя и сделал его своим достоянием.

— Это касается самостоятельности мышления?

— Да. Например, говорят: «Я сам изучаю», «Я сам размышляю»... — а если подумать, так ли уж сам ты это делаешь? Мысль приходит из духовного мира — от Бога, если к Богу обращаются. Почему Мария Египетская не читая ничего, Священное Писание цитировала? Потому что ей приходили мысли, она их говорила от Бога как есть, тем же Духом Святым, так и пророкам было дано.

Даже периодическая система химических элементов Дмитрию Ивановичу Менделееву приснилась. Правда, пришла эта мысль не поэту Пушкину, а химику Менделееву, который в этой области, безусловно, много трудился, много думал — тут очевидна связь с интересами человека.

Человеку может прийти мысль, как поступить, но это уже другая область — область путей промысла Божия, или любви Божией и воздействия мира невидимого на душу человеческую. Вспомним, пример из истории: к император Юлиан Отступник, желая осквернить христианский Великий пост, приказал константинопольскому градоначальнику каждый день в течение первой недели поста тайно кропить кровью идольских жертв все съестное, продаваемое на рынках. Святой Федор Тирон в ночном видении явился константинопольскому архиепископу и велел ему объявить христианам, чтобы они не покупали на рынках оскверненные припасы. Он велел употреблять в пищу коливо — вареную пшеницу с медом!

— С чего же начинается самостоятельность?

— Очень важно учить ребенка целеустремленности. Она проявляется в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. У православного человека умению собирать внимание, цельности учит молитва. И вообще церковное богослужение отделяет от мира, от развлечений. Кстати сказать, когда я был мальчиком, службы в храме шли в полумраке, — лампадки, свечки, это помогало сосредотачиваться.

— Почему-то у нынешнего поколения детей довольно часто проявляется противоположное качество — инфантилизм: ребенок “мается”, не знает, чем себя занять, ему ничего не нравится...

— Видите ли, стремление к чему-либо рождается при некотором дефиците — этот дефицит создает тонус! Известно же: «Трудно богатому войти в царствие небесное..." Тут очевидно дело в том, что когда у человека много возможностей, ему трудно взрастить в себе целеустремленность.

Однажды генеральный конструктор стрелкового авиационного оборудования после перенесенного инсульта высказал мне одну интересную мысль: «Для того, чтобы восстановить память и сосредоточенность, нужно на столе иметь только одну вещь». А у нас телевизор, музыка со всех сторон, компьютер, реклама — весь этот шум порождает рассеянность внимания — нет цельности, нет целеустремленности.

Думаю, что и маленьким детям не стоит предлагать много игрушек, много разных занятий — это тоже рассеивает внимание. Необходимо учиться сосредотачиваться. Это касается многих людей.

— Отец Валериан, какова же мера, соотношение послушания и свободы, самостоятельности ребенка? В чём смысл послушания, его цель, в какой области оно применимо?

— Этот вопрос касается не только детей, но и взрослых — скажу это как священник. Иногда люди уклоняются от самостоятельности, потому что самостоятельность влечет за собой ответственность! Чтобы не принимать самостоятельных решений, некоторые любят сваливать ответственность на батюшку. Советоваться можно, но надо понимать, что решение все-таки принимает человек сам. А иные самоуверенно берут на себя ответственность, не задумываясь, что за эти решения придется когда-то отвечать! В духовной области полной самостоятельности быть не может, потому что нас всех Господь держит. Если он оставит — мы пропадем! И в полноте самостоятельно принимать решения мы не можем: всегда просим помощи Божией — иначе напринимаешь решений, что не разберешься потом!

Послушание же есть великая вещь. Оно тренирует силу воли: ты делаешь то, что тебе говорят, преодолевая свое нежелание. Кроме того, множество дел, казалось бы, даже бессмысленных, делающихся из простого послушания часто отвлекают от дурного. Святые отцы говорили: «Когда котел кипит, на него мухи не садятся!»

— Стремление ребенка к самостоятельности довольно часто сопровождается упрямством, эти качества взаимосвязаны?

— Только c внешней стороны упрямство и проявление сильной воли похожи: вроде бы в обоих случаях у ребенка имеется цель, которую он старается достигнуть во что бы то ни стало. Но при волевом поведении ребенок считается с окружающими — он подчиняется установленным правилам и нравственным нормам. В упрямстве же, наоборот, выражается нежелание считаться с другими.

Повторюсь, это совершенно разные вещи, так же как и в случае упрямства и настойчивости. Настойчивость — когда человек, опираясь на какой-то опыт, добивается определенной цели, а упрямство означает сделать так, как он считает, не прислушиваясь к мнениям другого.

В шуточном рассказе Медведь пишет характеристику Ослу: «Упрям, тугодум». Лиса говорит ему: «Миша, что ты делаешь, ведь его же в министерство продвигают, у него же там своя лапа!» — «А что ж я — говорит, напишу, если упрям и тугодум?» Лиса отвечает: «Нужно было такую характеристику дать: настойчив в достижении цели, не принимает опрометчивых решений».

— Наверное, существуют еще какие-то правила воспитания самостоятельности?

— Есть три вещи, которые отнять у человека нельзя. Первая — душа, вторая — ум, и третья — его умение, мастерство. Вот чему надо ребенка учить. Часто желают того, что есть у других, а у него нет. А что можно приобрести, не отнимая у другого? И чего не отнимут у тебя? Мастерства у человека отнять нельзя.

Есть очень назидательная сказка, в которой речь идет о мальчике, который необыкновенно хорошо играл на скрипке, и весь город за ним шел, плача или радуясь. Но стали завидовать ему: он музыкой управляет людьми! И тогда злые силы в образе свиней украли у него волшебную скрипку и попытались на ней играть, а получалось: «хрю-хрю». Не играла скрипка у них, а хрюкала, потому что владельцем инструмента стала свинья. Скрипка заиграла вновь только попав в руки мальчика, то есть когда мастерство вновь соединилось с инструментом. У мальчика отняли инструмент, но не мастерство...

Мастерство можно только дарить, как бы отделяя от себя, давая другому, но ничего не теряя, и даже еще больше — получая у Бога. «Аще добр будешь себе и ближним твоим» — то есть, что доброго делаешь другому, то делаешь себе. При том человек возвышается: становится еще и учителем, возрастает сам. А взаимопонимание учителя и ученика увеличивает добро!

— Этого принципа, кажется, всегда держалась русская школа науки?

— Именно так: ученый на своих семинарах щедро делился своими идеями, по сути — мастерством своим. И чем больше делился с другими своими знаниями и идеями, тем больше Бог подавал ему блестящих идей.

— Может ли самостоятельность быть вредна?

— Пока ребенка не научили практически необходимым вещам, самостоятельности давать нельзя: прежде времени, например, нельзя давать спички — он может устроить пожар и сгореть сам, нельзя давать ему деньги, потому что он не знает им цену и не умеет с ними обращаться. Самостоятельность в выборе жизненного пути тоже опасна до поры!

Главное правило самостоятельности: научиться избирать добро. Самим Спасителем сказано: «Прежде даже разумейте отрочате благое и злое изберет благое». …Собственно в этом заключается первая задача образования и она нравственная: научить избирать благое, нравственное.

Самостоятелен тот, кто, имея понятия о том, что хорошо, что добро, что нужно делать, помнит при этом всегда, что ВСЕ знает только один Бог. Он понимает, что нельзя быть «вельми правым», и не спешит выдавать себя «законченным» специалистом, потому что в противном случае он «конченый» специалист! Словом, считая себя очень самостоятельным, человек сильно заблуждается: самостоятельность в том и заключается, что человек чувствует себя несамостоятельным, и прислушивается к опыту других. «Я сам, я сам» — наивное самоощущение...

— Где же мы, родители, делаем ошибки?

— Баловать детей опасно, а постоянно — просто нельзя!... Одному человеку говорят соседи: «Мы уезжаем, ты бы за нашей собакой походил, только будь осторожен, она лютая, злая!» Через какое-то время возвращаются и видят: собака хвостом виляет, голова опущена. «Как ты смог перевоспитать ее?» — спрашивают. «Так я ее почти не кормил, она стала ценить еду», — отвечает.

— Дорогой батюшка, за вами большой личный опыт воспитания детей. Что Вы можете посоветовать родителям в вопросе воспитания самостоятельности?

— Во-первых, нужно молиться — это главное условие всякого труда: «Без Меня не можеше ничесоже»!

И конечно, приучать ребенка трудиться: сначала убирать игрушки, собирать постельку, мыть посуду и так дальше — это путь к самостоятельности. А то мне иногда говорят: «Батюшка, у меня ребенок самостоятельный!» Ну, что ж, это нормально, а готовить он умеет, посуду моет? — тут обычно самостоятельность заканчивается.

Самостоятельность воспитывают, поручая дела, давая задания — и самое главное, постепенно приучая к ответственности...