Интроверсию характеризуют. Интроверсия социальная. Поведение экстраверта в жизни

Экстраверсия/интроверсия. Введение.

Те, кто всерьёз решил разобраться в соционике, задают множество вопросов, связанных с определением базовых соционических понятий. Одним из таких базовых понятий, является признак "экстраверсия/интроверсия”. Это понятие впервые было введено К. Юнгом. По Юнгу интроверсия и экстраверсия являются двумя принципиально различными способами психологической адаптации. Кроме того, для определения природы "интроверсии-экстраверсии" Юнг использовал и другие понятия:

Либидо;
- личностная установка;
- направление движения энергии;
- ведущая мотивация;
- сознательная ориентация.

Однако, помимо Юнга, есть ещё трактовка "интроверсии-экстраверсии" по Леонгарду и Айзенку, не говоря о других, близких по содержанию понятий, таких как "Локус контроля"; "Внутренняя и внешняя референция".

Такая многозначность трактовок, приводит к возникновению множества вопросов. Например:

- Как отличить погруженного в себя интроверта от погруженного в себя экстраверта?

Чем они будут отличаться снаружи (каковы будут различия в реакциях на внешние раздражители, на попытки вытащить их из этого состояния, различия в действиях, поступках в этом состоянии)? И чем - внутри? Что ощущает и, возможно, как себе эти состояния объясняет интроверт, и как - экстраверт? Чем принципиально отличаются эти состояния, если у двоих имеют одинаковую длительность?

Чем отличаются состояния погруженности в себя у интуита-интроверта и интуита-экстраверта?

Как проявляется податливость интровертов внешнему воздействию? За счет чего и каким образом?

Чем ведомый и внушаемый экстраверт отличается от интроверта? В чем принципиальная разница между ведомостью и интровертным откликом на внешние обстоятельства?

Как «поддается»\реагирует интроверт, и как - экстраверт? Как они себя при этом проявляют и что ощущают внутри?

Если экстраверт находится в положении, где ничем не влияет на внешние обстоятельства, в чем проявляется его самоощущение, как влияющего?

Как проявляется соционическое «самосознание» у активно влияющего на физический мир интроверта? Как он себя ощущает и как объясняет себе формулу своего взаимодействия с миром?

Как не перепутать застенчивого, бездеятельного и замкнутого экстраверта с интровертом? И как - общительного и уверенного в себе интроверта с экстравертом?

Может ли, например, на какой-нибудь вечеринке \ каком-нибудь собрании интроверт подойти познакомиться первым? Чем его подход будет отличаться от экстравертного?

И если там же экстраверт жмется по углам, отводит глаза от встречных взглядов и старается быть как можно более не заметным, то как определить, что он все же экстраверт?

Как застенчивость проявляется у интроверта и как - у экстраверта?

Чем будут различаться вдумчивый экстраверт от вдумчивого интроверта?

Как интроверт и экстраверт различаются внешне (жесты, мимика, глаза, скорость речи)?

Есть ли разница в скорости интровертного усвоения новой информации и экстравертного?

Где граница между личным темпераментом \ характером и вертностью?

Поэтому, не смотря на множество литературных источников по вопросу о природе и способах определения интро и экстроверсии, он, на данный момент, остаётся достаточно актуальным. В нашей работе мы коснемся определения этого понятия в трактовке различных авторов, дадим ответы на поставленные вопросы, а также, расскажем о методиках, с помощью которых можно исследовать личность на интро или экстроверсию.

Итак, целью нашей работы является раскрытие понятий интро и экстроверсия, описание методик их исследования.

В соответствии с целью, необходимо решить следующие задачи:

Проанализировать литературу по исследуемым феноменам;

Описать определения исследуемых феноменов;

Раскрыть их специфику;

Описать методики исследования интро и эктроверсии.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТРО И ЭКСТРАВЕРСИИ

"Западный человек, похоже, в большей степени экстравертирован, восточный же, наоборот - скорее интроверт. Первый видит смысл вне себя, проецируя его на объекты, второй ощущает его в себе самом. Но смысл существует как извне, так и внутри нас" . К. Юнг

Экстравертированные - ориентированные в своих проявлениях главным образом вовне, на окружающий мир и людей в нем.
Интровертированные - ориентированные в своих проявлениях главным образом на внутренний мир.

Эти понятия еще в начале XX века были введены швейцарским психологом К. Юнгом для обозначения диаметрально противоположных типов личности. Термины эти образованы от латинских корней "экстра" - "вне", "интро" - "внутрь" и "верто" - "обращаю".

Слово «экстраверт» означает «развернутый наружу», а «интроверт» значит «развернутый внутрь». И именно эта «развернутость», или направленность, будет тем вектором, который определяет его отношение к жизни, проявления и поведение в общении с другими людьми.

Экстраверт предпочитает информацию от Мира. Он больше доверяет независимым источникам.
Интроверт предпочитает информацию от себя самого. Он больше доверяет своему мнению.

Экстраверт наполняет сознание внешней информацией, интроверт, напротив, старается защитить сознание от внешней информации.

Что значит защитить и что значит наполнить?

Для экстравертов главным фактором, определяющим направленность психики и ее реакций, является внешний мир, социальная жизнь. Для них характерно поведение, в котором проявляется стремление к взаимодействию с внешнем миром, обмену информацией, эмоциями и впечатлениями. Экстраверт стремится к вниманию со стороны окружающих. Он ожидает реакции от внешнего мира. Он воздействует на него, используя самые разные средства самовыражения.

Для интроверта же характерно поведение, связанное с погружением в свой внутренний мир, наблюдениями за своим внутренним миром и размышлениями. Для него характерно уединение, самоанализ и тщательное углубление в изучаемый предмет. Он не так жаден до внимания со стороны. Получив свою порцию впечатлений от внешнего мира, он уединяется, чтобы их переварить. Он ищет уединения для того, чтобы осмыслить происходящее. У него не так выражена необходимость во внешней оценке. Ему комфортнее самостоятельно прийти к своим выводам.

Теперь мы остановимся более подробно на разных трактовках данного признака и начнём мы с Юнга, который и ввел данный термин.

Согласно теории Юнга, интроверсия и экстраверсия являются двумя принципиально разными способами психологической адаптации.

Способ адаптации выбирается бессознательно еще в раннем детстве и имеет биологические предпосылки. Юнг по этому поводу писал следующее: "В природе существуют два фундаментально отличных способа адаптации, которые обеспечивают непрерывное существование живого организма. Один заключается в высокой скорости воспроизводства при относительной низкой защитной способности и короткой продолжительности жизни отдельного индивида; другой состоит в обеспечении самого индивида многообразными средствами самосохранения при низкой относительной плодовитости... Сходным образом специфическая природа экстраверта постоянно побуждает его растрачиваться, размножать себя любым способом и внедряться во все, в то время как тенденция интроверта - оборонять себя от любых внешних требований, воздержаться от всякой затраты энергии, направленной прямо на объект, но зато создавать для себя самого возможно более консолидированное и могущественное положение ".

Юнг указывает на две стратегии поведения: энергосберегающую-интровертную и энергоотдающую-экстравертную.

Экстраверт воспринимает себя через окружающий мир. Интроверт воспринимает окружающий мир через себя.

Движение энергии у интроверта осуществляется по направлению к внутреннему миру. У экстраверта, наоборот, движение энергии осуществляется по направлению к внешнему миру.

Для интроверта свои собственные субъективные мысли и переживания изначально более значимы, чем внешние оценки. Он склонен к самодостаточности в оценке своей жизнедеятельности.
Для экстраверта мнения других людей, общепринятые знания изначально более значимы, чем его собственное мнение. Он склонен оценивать свою жизнедеятельность глазами окружающих.

Согласно мнению Юнга, в каждом человеке существует одновременно и экстраверт, и интроверт. Однако степень их выраженности может быть совершено разной.
Юнг уточняет, что речь идёт не о типе вообще, а об экстраверсии или интроверсии доминантной (программной) функции. Подчиненная функция при этом обретает интровертную установку. Так человек с доминирующей экстравертной функций, ориентированный на объективную реальность, факты, получаемые из внешнего мира, в своем восприятии опирается на мир внешний, но взаимодействует с ним пользуясь своей вспомогательной, интровертной функцией.
При разных обстоятельствах индивид может менять свою установку, например, в экстравертном окружении он будет иметь интровертную установку, а в интровертном окружении он будет проявлять экстравертные качества. Тип установки складывается постепенно на протяжении жизнии. То есть в разные периоды жизни человек может себя ощущать более и менее экстра- или интровертированным. Тем не менее, одна из функций обязательно является преобладающей, а остальные - подчиненными, при этом дифференцированная функция есть форма, с помощью которой индивид постигает окружающий психический и физический мир. Подобно тому, как нельзя одновременно мыслить и чувствовать, так и нельзя быть одновеременно и энергосберегающим и энергоотдающим. Какая-то из установок обязательно будет доминировать в сознании.

Следующая известная трактовка этого признака принадлежит немецкому психиатру К. Леонгарду.

Леонгард даёт ему следующее определение: экстраверт - личность безвольная, подверженная влиянию со стороны, интроверт - личность волевая.

Леонгард делает такой вывод, опираясь на свою терапевтическую практику. Он отмечает, что проблемы экстраверта лежат в области внешнего мира. Экстраверт тут выступает как тот, кто не способен игнорировать мнение о нем других людей. Экстраверт становится буквально зависимым от внешней оценки. Он ждёт одобрения, признания. Проблемы интроверта, напротив, лежат в области его собственных ощущений и представлений. Его страхи не имеют прямого отношения к тому, в каком положении он находится. Он больше руководствуется своим собственным мнением, видением и позицией.

По Леонгарду, экстраверт остаётся человеком внешне ориентированным, а интроверт - внутренне ориентированным. Что же касается оценки волевых качеств, то тут, видимо, речь идёт о формах патологии, поскольку Леонгард, будучи психиатром, работал с очень проблемными пациентами.

Юнг, имеющий дело с душевнобольными, по этому вопросу говорил следующее: «Хорошо известно, что истерия и шизофрения представляют собой резкий контраст различного отношения больных к внешнему миру. Чувства, которые внешний мир вызывает в субъектах, страдающих истерией, превышают по своей интенсивности нормальный уровень, тогда как у больных, страдающих шизофренией, эти чувства не достигают его. Преувеличенная эмоциональность у одних и крайняя апатия у других - вот общая картина, которая рисуется нам при сравнении этих двух болезней. В личных отношениях это различие сказывается в том, что мы поддерживаем душевную связь с нашими истеричными больными, чего не бывает с больными шизофренией.
Я предлагаю обозначить эти два противоположных устремления терминами: экстраверсия и интроверсия. Итак, экстраверсия налицо всюду, где человек сосредоточивает свой основной интерес на мире внешнем, на объекте, которому и придается существенная важность и значимость. Напротив, интроверсия имеется там, где внешний мир подвергается своего рода обесцениванию и презрению, где важным и значимым становится самый субъект, как таковой жадно завладевает всеми интересами человека и становится в собственных своих глазах, так сказать, единственною строкою, которая вносится в счет

Финальную точку в вопросе природы экстравертной и интровертной установки, ставит австралийский психолог Айзенк.

Г. Айзенк делает прорыв в понимании природы экстравертной и интровертной установки. Он проводит серию электроэнцефалографических исследований, в которых доказывает, что интро/экстраверсия генетически детерминированы, тесно связанной с уровнями корковой активации. Айзенк использует термин "активация" для обозначения степени возбуждения, меняющей свою величину от нижнего предела (например, сон) до верхнего (например, состояние паники). Он полагает, что интроверты чрезвычайно возбудимы и, следовательно, в высшей степени чувствительны к поступающей стимуляции – по этой причине они избегают ситуаций, чрезмерно сильно действующих на них. И наоборот, экстраверты недостаточно возбудимы и поэтому нечувствительны к поступающей стимуляции; соответственно, они постоянно выискивают ситуации, которые могут их возбудить.

По Айзенку, экстраверты характеризуются медленно развивающимся и слабым возбуждением и быстро развивающимся, сильным и медленно затухающим реактивным торможением. Интроверты имеют противоположные характеристики. Высокий уровень активации интровертов считается причиной того, что они склонны избегать дополнительной внешней стимуляции, которая может вывести их активацию за оптимальные границы. Вследствие этого интроверты, по сравнению с экстравертами, предпочитают более низкую интенсивность стимуляции.

Если подытожить вышесказанное, то можно сделать следующий вывод: интоверт - тот, кто не нуждается в излишней сенсорной стимуляция, а экстраверт, тот, кто нуждается.

  • 6. Джерела формування поняття “психологічна норма”
  • 7. Специфіка психічних феноменів та методологічні труднощі повязані з їх вивченням.
  • 8. Трансформація загальнонаукових методів у фиференціальній психології.
  • 9. Недоліки та переваги методів диференціальної психології
  • 10. Аналіз ідеографічного та номотетичного підходів (їх відповідність предмету диференціальнії психології)
  • 11.Джерела індивідуальних відмінностей психіки
  • 12. Характеристика двох факторних теорій розвитку. Співвідношення факторів середовища та спадковості у концепції л.С. Виготського
  • 13. Співвідношення та відмінності між поняттями індивід, індивідуальність, особистість.
  • 14. Психологічний смисл спеціальної теорії інтегральної індивідуальності
  • 15. Розуміння біологічної обумовленості психіки людини у ракурсі останніх розробок диференціальної психології
  • 16. Співвідношення диференційної психофізіології та диференційної психології
  • 17. Типологічні властивості нервової системи, ії вплив на поведінку людини
  • 18. Характеристика формально- динамічних та структурно- змістових особливостей індивідуальної психіки
  • Загальні принципи диференціально-психологічного аналізу:
  • 19. Функціональна асиметрія півкуль головного мозку
  • 21. Роль темпераменту у поведінці та ждиттідіяльності людини. Адаптивна функція темпераменту
  • 22. Характер людини
  • 2.2. Вчення про характер
  • 23. Співвідношення характеру і темпераменту
  • 24. Поняття про ендопсихіку та екзопсихіку
  • 25. Акцентуації характеру: сутність, історія виникнення, короткий аналіз
  • 26. Основні психологічні класифікації характеру
  • 27. Основні відмінності міє нервозами та психозами
  • 28. Основні напрямки патохарактерологічного розвитку особистості
  • 29. Аналіз поняття нормальний характер
  • 30. Задатки, здібності, обдарованість, геніальність
  • 31. Здібності, поняття, структура, основні види
  • 13.2. Види здібностей
  • 32. Фактори теорії інтелекту
  • 33. Множинні теорії інтелекту
  • 35. Классификация теорий гениальности по Анне Анастази
  • 36.Поняття про наукову класифікацію
  • Экстраверты и интроверты
  • Иррационалы и рационалы
  • Этики и логики
  • Интуиты и сенсорики
  • Типы конфликтных личностей
  • Человек-демонстратор
  • Ригидная личность
  • Неуправляемая личность
  • Сверхточная личность
  • 38. Интроверсия - Экстраверсия по Юнгу
  • 39.Ядро личности (информ. Из психол. Сайта)
  • 40. Уровни развития организации личности
  • 13.2. Невротический уровень организации личности
  • 13.3. Пограничный уровень организации личности
  • 13.4. Психотический уровень организации личности
  • 41. Номотетичний та ідеографічний підходи до вивчення особистості
  • 42. Понятие личностных черт
  • 43. Интроверсия - экстраверсия
  • 44. Близнюковий метод
  • 45. Р.Кеттел
  • 46. Стать у структурі індивідуальності
  • 47. Теорії і концепції розвитку статевої ідентичності
  • 48. Програми поведінки, що дозволяють визначити динаміку та зміст життідіяльності людини –
  • 49.Статево-рольова поведінка
  • Гендерні стереотипи та їх вплив на міжособистісне спілкування
  • 50. Міжстатеві відмінності у психологічних якостях
  • 51. Личности типология, по Шпрангеру
  • 52. Евристичні можливості індивідуального стилю діяльності – когнітивні, професійні, життєві
  • 53. Основні засади для побудови пррофесійних типологій-
  • 54. Характеристика статевого дипсихізму в галузі проф. Діяльності-
  • 55. Стилі життя зА.Адлеру
  • 56.Стратегії Психологічне подолання,види Копінг-поведінка як предмет психологічних досліджень
  • 58.Когнітивний стиль
  • 60.Креативність і творчість
  • 61. Критерии креативности:
  • 62.Загальні уявлення про дивергентне й конвергентне мислення
  • 63. Творчество как показатель самоактуализации
  • 43. Интроверсия - экстраверсия

    Характеристика различий индивидуально-психологических человека, крайние полюсы коей соответствуют преимущественной направленности личности либо на мир внешних объектов, либо на явления собственного субъективного мира. Понятия экстраверсии и интроверсии введены К. Г. Юнгом для обозначения двух противоположных типов личности. Экстравертированный тип характерен обращенностью личности на внешний мир, объекты коего притягивают к себе интересы и «жизненную энергию» субъекта, что в известном смысле ведет к отчужденности субъекта от себя самого, к принижению личностной значимости явлений субъективного мира. Экстравертам свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, адаптированность социальная.Для интровертированного типа характерны фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, коим она придает высшую ценность; необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, затруднение адаптации социальной. Интенсивная разработка проблем экстраверсии - интроверсии велась в теориях личности факторных (Р. Кеттелл, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк и пр.), где она рассматривалась не в плане типов личности, а как непрерывная шкала, выражающая количественное соотношение свойств экстраверсии - интроверсии у конкретного субъекта.

    ИНТРОВЕРСИЯ - ЭКСТРАВЕРСИЯ - характеристика личности, определяющая направленность психической деятельности человека на объекты внешнего мира либо на самого себя, а также преобладающую обусловленность этой деятельности внешними или внутренними по отношению к личности обстоятельствами. Понятия интроверсии-экстраверсии как типических характеристик личности, существующих наряду с более частными индивидуальными особенностями, были эмпирически выделены К.Г.Юнгом в его известной работе «Психологические типы». Юнгом соответственно описаны два типа личности - интроверт и экстраверт. В основание деления положена установка человека вовне или внутрь, которая обнаруживается в его мироощущении и в реакциях на различные стимулы. Экстраверт - это человек, чьи мысли, чувства, интересы и действия направлены на окружающих, на предметы внешнего мира. Он легко вступает в контакт с другими людьми, хорошо приспосабливается к новым ситуациям. Экстраверт, как правило, человек импульсивный, находящийся в постоянном движении, шутливый, часто поверхностный. Он открыт по отношению к внешним объектам, стремится умножать свои связи с ними, в результате чего эти объекты также оказывают на него сильное влияние.

    Интроверт - человек, психическая энергия которого направлена внутрь, на самого себя; его мысли, интересы и даже действия обращены на собственное Я. В связи с этим у интроверта проявляется склонность к рефлексии, постоянному анализу своих психических состояний. Он с трудом контактирует с окружением и хуже, чем экстраверт, приспосабливается к нему; он замкнут ко всему, что вне его; он защищается, вместо того чтобы позволить себя формировать; он не может подчиниться внешнему объекту. Интроверты, как правило, серьезны, выдержанны, педантичны, нередко склонны к депрессии.

    Концепция интроверсии - экстраверсии была развита Г.Ю.Айзенком и именно в его трактовке получила широкую известность (на Западе понятия «интроверт» и «экстраверт» давно вошли в повседневную речь и часто употребляются в обыденной житейской обстановке для характеристики людей). Интроверсия - экстраверсия наряду с выделенным Айзенком фактором «нейротизма» (эмоциональной стабильности) рассматриваются им как основные характеристики личности. Для выявления черт личности Айзенком создана психодиагностическая методика «Описание личности» (MPI - Maudsley Personality Inventory). Личность, по Айзенку, представляет собой специфическое сочетание «черт», которое можно изобразить графически на осях интроверсии - экстраверсии и нейротизма. Заимствуя концепцию интроверсии - экстраверсии у Юнга, Айзенкдаетей определенную физиологическую интерпретацию. Он утверждает, что в основе наблюдаемых проявлений интроверсии - экстраверсии лежат врожденные особенности центральной нервной системы, от которых зависит баланс между процессами возбуждения и торможения. Преобладание возбуждения над торможением характерно для интроверсии, тогда как преобладание процесса торможения типично для поведения экстравертов. Исходя из этого, Айзенк построил разнообразные приемы диагноза, сводящиеся к измерению коркового возбуждения или торможения. К числу показателей интроверсии - экстраверсии он отнес скорость образования и угасания условной реакции, а также уровень сенсорной чувствительности. Учитывая эти данные, следует признать, что между типом нервной системы и интроверсией - экстраверсией имеется большое сходство: как в том, так и в другом случае имеется в виду сходный или даже одинаковый физиологический механизм, а именно определенные особенности коркового возбуждения и торможения; в обоих случаях используются одни и те же показатели их измерения. Сам Айзенк, сравнивая свою концепцию с типологией И.П.Павлова, приходит к выводу, что есть определенная аналогия между сильным типом нервной системы по И.П.Павлову и экстравертом, слабым типом и интровертом.   

    В настоящее время понятия интроверсии - экстраверсии получили широкое распространение в психологии, так как они соответствуют реальным наблюдениям за поведением людей (хотя, вероятно, неправомерно видеть в этих свойствах главные измерения личности). При этом, безусловно, учитывается, что «чистые» типы встречаются достаточно редко, речь идет о большей или меньшей выраженности данных характеристик.   

    Экстраверсия – это базовая черта личности, которая характеризуется направленностью сознания и внимания личности на то, что происходит вне его: других людей, отношения, социум. Дословно понятие можно перевести как «обращённый вовне», и введено оно было Карлом Гюставом Юнгом.

    Экстраверсия в психологии – это совокупность качеств личности, определяющие склонность индивида к активным социальным связям, контактам. Внешне это выражается в хорошей коммуникабельности и адаптивности. Так же можно сказать, что такие личности более ориентируются на социальное окружение и оценку, которое оно даёт, нежели на свой внутренний мир и свою личностную систему ценностей.

    Экстраверты направлены на общение и контакты с другими людьми. Они жаждут быть вовлеченными в процесс социального взаимодействия, быть на виду, строить и развивать отношения, знать про отношения других. Их основные качества – эмоциональность, вспыльчивость, оптимистическое отношение к жизни, непродуманность, непостоянство.

    Интроверсия и экстраверсия по Г.Айзенку — антагонистические определения личности, вернее – части определения его темперамента. Они подразумевают базовые принципы направленности индивида. Опросники, которые предлагают шкалу интроверсии – экстраверсии, предполагают, что наиболее ярко выраженные личности будут составлять полярные противоположности. А средние значения будут показывать большую или меньшую степень выраженности тех или иных черт. Поэтому, ярко выраженные экстраверты, равно как и интроверты встречаются не так уж и часто. Среди знаменитых таких личностей можно припомнить Наполеона, Жукова, Чапаева.

    Однако, при всех позитивных моментах, крайняя степень выраженности экстраверсии может иметь неприятные моменты как для окружающих, так и для самой такой личности. Стремление человека быть всегда в центре внимания, может несколько утомлять и при этом становиться просто навязчивой идеей. Кроме того, склонность заводить большее количество новых знакомств и взаимоотношений, может делать эти самые отношения более поверхностными, без глубокой эмоциональной вовлеченности. Потому что ярко выраженным экстравертам одних отношений всегда мало. Они слишком вовлечены в «игры субъектами», что могут полностью потерять своё личное Я. Опасность же такого отношения сводится к совершенному пренебрежению к личным установкам и внутренним мерам вещей. Утрированно может получиться, что экстраверт любит не то, что действительно нравится ему, а что нынче крайне популярно и востребовано в окружающей его действительности.

    Именно поэтому, яркого экстраверта можно выделить не только по манере преподать себя или по манере общения, но и по манере одеваться. Невозможно представить себе такого полярного индивида в классической одежде «вне времени». Экстраверт «дышит новыми веяниями». Поэтому его одежда может быть не всегда высокого качества, но всегда самых актуальных тенденций. В исключительных случаях, полярных экстравертов можно назвать «рабами модных новинок».

    «Степени выраженности»

    Движущей силой экстравертов, несомненно, являются внешние факторы. Поэтому, если вы узнаёте в вышеизложенных описаниях своего ребёнка, помните, что взывать к его разуму и говорить: «подумай сам» — абсолютная трата сил и времени. Экстраверт считывает настроение толпы. И то, чем живёт его ближайшее окружение, тем будет жить и такой человек. Поэтому, либо вы сами должны стать для него «внешним фактором», который детерминирует его активность. Либо приложите силы, чтобы это самое окружение было вам по душе.

    Есть ещё один интересной феномен, связанный с экстравертированными личностями. Направленность на взаимоотношение с другими объектами настолько ценно для них, что они сами для себя повышают ценность самих объектов и этих взаимоотношений. Это значит, что близкие люди и семья могут искренне недоумевать о необходимости знать все мелкие нюансы небольшого события. Для кого-то со стороны это может просто напоминать «мышиную возню». При этом событие и ситуации могут быть не связанны с реально близкими людьми. Тем не менее, ярко выраженный экстраверт будет всецело вовлечён в процесс.

    Дело в том, что сам процесс не только забирает энергию экстраверта, но и сам заряжает его энергией. Моменты вынужденного «простоя» и бездействия просто сводят человека с ума. Это всё равно, что посадить кого-то в тюрьму.

    Хотя в связи с высокими энергетическими затратами и постоянным «движением этой самой энергии», периодически отдыхать экстраверт любит в полном одиночестве, но не слишком долго. По большому счёту происходит его «перезарядка».

    Однако, по Юнгу, экстраверсия и интроверсия встречается не только как свойство личности, но и определённое проявление в природе. Экстраверсия в этом смысле заключается в высокой скорости воспроизводства, низкой степенью защитных механизмов и, как следствие – низкой продолжительностью существования. А интроверсия, наоборот, определяется высокими приспособительными способностями, длинной продолжительностью существования и низким воспроизводством.

    Кстати, Юнг впоследствии отказался от понятия «экстраверт» и говорил про экстраверсию — доминантную функцию чего-либо: мышления, ощущения, интуиции.

    Также экстраверсия, интроверсия и нейротизм являются шкалами теста Айзенка, определяющими темперамент. Помимо направленности личности на внутренний или внешний мир, определяется уровень эмоциональной напряженности и тревожности. На одном полюсе находятся эмоционально устойчивые личности. А на другом – ярко выраженные напряжённо-тревожные личности. Сочетание факторов направленности и выраженности тревожности создают неповторимую комбинацию, определяющую темперамент человека.

    Подводя итог что такое экстраверсия, можно сказать, что это безусловное превалирование концентрации внимания на объекте, обращённость вовне.

    Характеризуется экстраверсия открытостью, общительностью, и как следствие — высокой степенью адаптации. С этой стороны экстраверсия вполне может выступать как очень позитивная особенность личности. Ведь умение свободно общаться, быстро и безболезненно наладить контакт с кем угодно – являются очень важными и нужными качествами для многих профессий, да и просто – для выхода из многих скользких жизненных ситуаций.

    Однако крайние степени проявления экстраверсии могут приводить к потере значимости личного мнения и личной оценки человека, излишняя фиксация его на реально малоценных вещах и объектах, растворение его в процессе постоянного общения со всеми. Кроме того, это может привести к постоянной потребности быть в центре внимания «любой ценой» и неспособности выделить одни наиболее ценные отношения.

    Естественно, что такая позиция может существенно влиять на личностно-интимную сферу жизни человека. И получается, как в знаменитой фразе: «столько знакомых, а человек одинок». Естественно, подобная ситуация в первую очередь может тяготить саму личность. А во-вторых, невозможность сконцентрироваться на одних отношениях обижает наиболее близкого партнёра или члена семьи и часто приводит к размолвкам и разрывам. Ведь встречаться с «душой компании» и «всеобщей звездой» очень здорово, но строить семью получается не слишком.

    Психотерапия

    Стоит так же помнить, что экстраверсия не является приобретённой чертой. Психологи склоняются к базовости такой особенности, а, следовательно, предпосылки заложены. Но, при этом не стоит забывать, что существует понятие «степени выраженности». А вот её во многом можно корректировать.

    По крайней мере, осознавая те особенности, которые вам могут мешать и, понимая, с чем это может быть связано, вы можете постараться сами менять свои действия. А ещё лучше – обратиться к специалисту: психологу или психотерапевту, чтобы он помог вам выделить и проработать проблемные моменты.

    Любая особенность нашей личности может быть использовано во благо нам самим и наших близких. И, если есть хоть малейший дискомфорт, подобные вещи лучше обсудить со специалистом. Потому что накопившиеся проблемы требуют гораздо больше сил и времени для решения.

    Татьяна Николаевна Прокофьева.

    (Из книги "Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений")


    Установки психики

    К. Г. Юнг ввел две установки человеческой психики: экстраверсия (мотивирующая сила принадлежит, прежде всего, объекту, внимание преимущественно направлено во вне, на объекты внешнего мира) и интроверсия (человек, прежде всего, черпает мотивации изнутри, внимание преимущественно направлено внутрь, на субъект). Другими словами, установки психики показывают, как мы взаимодействуем с окружающим нас миром и куда направляем энергию.

    Вот как разбирает юнговские установки Аушра Аугустинавичюте : «Юнг разделял людей на экстравертированных и интровертированных. При психологически благоприятном климате индивиды по своей внешней активности почти не отличаются. С увеличением психологического дискомфорта одни «интровертируются», что называется «уходят в себя». Это – уход от непризнающих. Другие в тех же условиях «экстравертируются», становятся заметно и неуравновешенно активными в поиске признающих. Эта замеченная Юнгом тенденция стала причиной появления терминов экстраверсия и интроверсия».

    «В психологической литературе взамен громоздких экстравертированный – интровертированный прижились термины экстраверт – интроверт . К сожалению, например, индивиды с экстравертированной установкой у Юнга и экстраверты у других авторов часто являются различными понятиями» . Аушра отмечает, что по тесту Айзенка в категорию интровертов попадает большинство интуитивно-логических экстравертов лишь потому, что они сравнительно трудно устанавливают контакты с людьми. В то время как общительный сенсорно-этический интроверт чаще всего попадает в группу экстравертов. Карл Леонгард в книге «Акцентуированные личности» определяет Дон Кихота как интроверта-мечтателя, а Санчо Панса как практического экстраверта. По соционической типологии «первый полностью обращен к внешнему миру, экстравертированный интуитивный тип, второй – очень практичный сенсорный интровертированный» .

    А. Аугустинавичюте предложила называть такие типы ИМ экстратимами и интротимами. В последнее время в соционике наряду с этими терминами бытуют привычные термины экстраверт – интроверт, но с оговоркой, что они употребляются в соционическом и юнговском смысле, а не в распространенном айзенковском.

    Определения

    Экстравертная установка сознания предполагает видение объекта с «внешней» стороны. Учитываются свойства объектов, а мотивы, отношения отходят на задний план. Внимание уделяется возможности или целесообразности совместных действий, силе, энергичности объекта.

    Объект – объектные взаимодействия - это действия

    Экстраверту важнее получить обратную связь с объектом, чем ставить себя на его место. Поэтому для экстраверта характерен внешний диалог непосредственно с человеком, устная речь. Важно знать его мнение для последующих умозаключений и для оценки возможности совместных действий. Разные точки зрения имеют право на существование независимо друг от друга: чужая точка зрения воспринимается как самостоятельный объект, ее не обязательно принимать или отвергать, субъект не обязан с ней взаимодействовать.

    Мир воспринимается как сумма объектов. Расширение интереса легче, чем углубление, замечать новые объекты более естественно, чем вглядываться в отношения между ними. Экстраверт не только замечает объекты, но и считаются с их правом быть такими, как они есть.

    Для экстравертов первичен объект, вторичны отношения , поэтому экстраверт скорее будет изменять отношения, чем изменять объект. Экстраверты не склонны воспитывать, переделывать. Можно не воздействовать на человека, но поменять отношение к нему или отношения с ним. Если экстраверта не устраивает объект, то он не поддерживает отношения с ним. Объект принимают таким, каков он есть, он «может только то, что может», воздействовать на него нет смысла. Легче определить уровень взаимодействия с ним.

    «Для экстраверта объекты и субъекты пользуются определенным правом неприкосновенности: другой объект имеет право быть таким, как он хочет. Если он мне мешает, я меняю с ним отношения, но не сам объект. Это потому, что для экстраверта объекты и субъекты – точка опоры сознания. Самовольно изменять эти объекты – это терять точку опоры. При этом рушится мир, что грозит развалом сознанию. Это то же самое, что пилить сук, на котором сидишь. Из-за этого экстраверты болезненно реагируют на разные «перевоспитывания», изменения субъекта против его воли. Экстраверт и так уверен, что все стремятся к самоусовершенствованию» .

    Интровертная установка сознания предполагает субъектный подход к миру. Каждый объект в восприятии интроверта выступает как субъект. Поставить себя на его место – это и есть превращение объекта в субъект.

    Субъект – субъектные взаимодействия – это отношения

    Поэтому для интровертов характерен внутренний диалог, а вместе с ним и письменная речь, ведение дневников. Внесение точки внимания внутрь интересующего объекта. Восприятие мира со своей, в крайнем случае, с его точки зрения. Это способ познания мира для интроверта. В одной картине мира не совмещаются разные точки восприятия. Эти картины как бы мигают. Углубление интереса для интроверта легче, чем расширение, так как вглядываться с одной позиции легче, чем с разных одновременно. Мир воспринимается не как совокупность объектов, а как совокупность отношений, похожих на сеть, где объекты – только узелки.

    Для интровертов первичны отношения, а объект вторичен .

    Интроверты скорее станут изменять объект, воздействовать на него, воспитывать. Интровертные дела – переделывать одежду, копать землю, преобразовывать природу. Отношения объективны, они могут только уточняться, но не меняться кардинально. Если отношения не устраивают интроверта, то он вытесняет объект из поля зрения. «Объектом ориентации во внешнем мире для интроверта являются отношения и чувства других людей» . Поэтому он уверен, что все стремятся к улучшению взаимоотношений.

    «Очень важно понять, что сосредоточенность интроверта – это погруженность не в себя, а в отношения внешнего мира. То есть, наблюдение за отношениями между субъектами и объектами, которых он – в противоположность экстраверту – не хочет и не может нарушать» .

    Аушра Аугустинавичюте писала о том, что

    «у экстраверта отношения между людьми по отношению к самим людям – вторичное: отношения должны быть такими, какие нужны людям.

    У интроверта, наоборот, не отношения следует приспосабливать к людям, а людей к отношениям: если появились противоречия, должны меняться люди, их поведение, а не отношения» .

    Другими словами, экстраверту легче приспособиться к объекту, а интроверту – к отношениям. «Ошибочная идея интроверта, что нет незаменимых людей, что человека как винтик, можно менять, как только он нарушает гармонию отношений». Перегиб экстравертов в том, что «любые отношения, которые не подходят личности, индивидуальности, можно заменить». На самом деле «человеку как личности необходима и уверенность в том, что он пользуется уважением и правом быть собой, и уверенность в постоянстве благожелательных отношений с окружающей средой, постоянство в жизни» .

    Экстраверты и интроверты. Разница в поведении

    Экстраверты творят новые отношения, интроверты творят новые объекты. Поэтому, как пишет Аушра Аугустинавичюте «качественно новая конструкция появляется лишь в голове интроверта. Но быть творцами качественно новых социальных отношений могут быть только экстраверты, какими и были все классики марксизма» . Ее мысль развивает директор Новосибирского института соционики Н. Р. Якушина, «интроверты – изобретатели принципиально новых вещей, экстраверты – синтезируют новое из уже знакомых элементов, их творчество – работа на стыке наук». «Юнг (интроверт) изобрел новую типологию, Аушра Аугустинавичюте (экстраверт) ввела в нее кодирование и обозначила связи между типами. Это привело к созданию теории интертипных отношений». Справедливости ради отметим, что экстраверт может сотворить «новый порядок» (Гитлер), а интроверт – «изобрести велосипед», не интересуясь, что было изобретено до него. Экстраверты в своих работах чаще ссылаются на авторов идей, интроверты – не принимают новое мнение, пока не ассимилируют его, потом оно уже прочно сливается с их собственным, поэтому могут забыть, кто его автор.

    О разнице в поведении экстравертов и интровертов на работе можно прочитать у А. Аугустинавичюте , где, в частности, отмечено: «Многие экстраверты гордятся тем, что много работают. Интроверты с удовольствием рассказывают, как им удалось отвертеться от дополнительных нагрузок. Между прочим, для большинства интровертов слово «лентяй» – комплимент, а для экстравертов – оскорбление. … Интроверты лучше понимают долг, а экстраверты – ответственность».

    Экстраверты чаще выступают перед большим количеством народа, легче знакомятся с новыми людьми; интроверту удобнее беседовать с глазу на глаз или в тесном кругу знакомых людей. В общении экстраверт более открыт, чаще рассказывает о себе, так как недооценивает того отношения, которое при этом вызывает. «Широта души» – это чаще про экстравертов.

    Интроверт не стремится открыть свою душу каждому, он сначала убедится, что уже сложились достаточно благоприятные отношения для этого. «Гласность – вещь экстравертная, а в такой интровертной стране, как Россия, информация часто доступна лишь узкому кругу людей»,– пишет Н. Р. Якушина . Она же приводит интересный тест: если попросить человека нарисовать себя во вселенной, то интроверт начинает рисовать с себя, а экстраверт – с других.

    В. В. Гуленко описывает характерные черты экстравертов и интровертов. Он отмечает, что для экстравертов свойственны: активный затратный стиль, открытость.

    Экстраверт понимает себя через мнение окружающих, испытывает трудности самосовершенствования, т. к. не очень большое внимание уделяет собственному внутреннему миру. Он не боится противопоставить себя остальным, более заметен в социуме.

    Интроверт больше копит, бережет свои ресурсы. Он несколько отделен от мира, может обходиться без обратной связи, но более защищен, т.к. не торопится открыться. У интровертов чаще может быть замыкание на себе, но и самосовершенствование легче. Для них характерна детализация материала, их открытия очень сложны для неспециалистов.

    Важное отличие в характерах экстравертов и интровертов отметил А.В. Букалов. Он утверждает, что для экстраверта характерна «тенденция к сжатию, исчезновению под воздействием объекта», для интроверта – «тенденция к расширению, к ассимиляции, подчинению объекта» .

    Основные различия экстравертных и интровертных типов приведены в таблице, составленной на основе данных вышеуказанных авторов, а также Ф. Я. Шехтера и Д. Кейрси (табл. 3).


    Таблица 3 Различия экстравертов и интровертов


    Внешние различия экстравертов и интровертов

    Экстраверты отличаются широкой жестикуляцией. Даже при хорошем воспитании экстраверт с трудом сдерживает жесты. Жесты экстравертов широкие, от плеча. Интроверты обычно не жестикулируют, а если есть жестикуляция, то от локтя. То же с мимикой: лица экстравертов более подвижные, эмоции ярко выражены. Интроверты держатся более сдержанно, из-за этого они производят впечатление более скромных, но это не внутренняя скромность, а просто способ выражения активности. Проиллюстрируем эти различия с помощью портретов работы известных художников

    Рис.1. Д. Левицкий. Портрет Нелидовой Рис.2. Д. Веласкес. Дама с веером

    [Здесь важно понимать, что "внешность обманчива". 20-30% населения не вписывается в эти внешностные рамки]

    Взаимная дополняемость экстравертных и интровертных типов

    Экстраверсия и интроверсия – дополняющие параметры. Партнеры с разными установками могут помочь друг другу, расширить представления о мире и о себе, решить сложные для другого проблемы. «Экстраверт дает интроверту чувство уверенности в себе как в объекте с определенными качествами. Интроверт экстраверту – реальное знание того, какие чувства к нему питают окружающие, а если нужно, то и как эти чувства изменить» [ 3 ]. Вот чем могут помочь друг другу люди дополняющих типов (на основе данных Р. К. Седых [ 7 ]).

    Экстраверт учится у интроверта : замечать и ценить свой внутренний мир, наводить в нем порядок и гармонию, что дает новые успехи во внешнем мире, в развитии объективных качеств.

    Интроверт учится у экстраверта: замечать и ценить свои и чужие объективные качества, узнает им истинную цену, что дает возможность принять себя и других, такими как есть.

    Виды деятельности для экстравертов и интровертов

    Экстраверты и интроверты достигают максимального успеха в деятельности, соответствующей их собственным установкам. Работа, требующая «чужой» установки, приводит к усталости и не приносит удовлетворения. Приводим ориентировочные данные о предпочтительных видах деятельности на основе рекомендаций В. В. Гуленко [ 25 ].

    Экстраверты лучше справятся с задачами:

    Интроверты лучше справятся с задачами:

    крупномасштабными, предполагающими широкое поле деятельности;

    локальными, ограниченными по масштабу или разбитыми на этапы;

    требующими повышенной активности и интенсивных энергозатрат;

    допускающими постепенность и неспешность в своем решении;

    первоочередными, требующими оперативного решения.

    требующими углубления, глубокой проработки.


    Прокофьев В.Г.:

    Для экстраверта: целый мир - его дом.

    Для интроверта: его дом - целый мир.

    Каждый человек – со своими знаниями, умениями, привычками, положительными и отрицательными чертами. Но, независимо от этого, ученым удалось из ряда факторов, проявляющихся в поведении людей, выделить два психотипа, а именно: интровертов и экстравертов.

    История появления терминов “интроверт” и “экстраверт”

    С 1755 года в английских словарях присутствовали понятия «интроверт» и «экстраверт». Однако в научных кругах они появились в начале XX века благодаря швейцарскому психиатру Карлу Густаву Юнгу, ученику Зигмунда Фрейда.

    В своей книге «Психологические типы» он дал подробную характеристику каждому из них. Основополагающим было человеческое либидо. В отличие от Фрейда, Юнг включал в это понятие не только сексуальный аспект, но и поведение, потребности человека в различных жизненных ситуациях.

    Исходя из этого, интроверты (от латинского intro – внутрь) – это люди, жизненная энергия которых обращена вовнутрь. Для них большое значение имеет личный внутренний мир. Экстраверты (от латинского extra – наружу, вне), напротив, получают заряд энергии, направляя эмоции во внешний мир.

    Личные качества интроверта и экстраверта

    Окружающий мир интересен и многообразен. Часто географические места, события или предметы несут различную энергетику. Люди не исключение. Каждый человек хоть раз в жизни испытывал неосознанное чувство легкости и симпатии, или, наоборот, сдержанности и напряжения при общении с малознакомыми людьми. Общаясь, люди подсознательно ищут точки соприкосновения с собеседником, пытаясь найти свой тип, а найдя, тянутся к нему.

    Уже с первых лет жизни в ребенке проявляются выраженные черты характера. Со временем давление окружающей среды и воспитание вносят свои коррективы, сглаживая или обостряя изначально заложенные черты. Но, несмотря на это, в своей основе человек остается тем, кем он родился – экстравертом или интровертом.

    Если говорить о внутренней работе организма, то эти типы отличаются даже активностью кровообращения в головном мозге. После длительных исследований ученые установили, что у экстравертов кровообращение более активно в участках мозга, отвечающих за сенсорные и эмоциональные переживания. А у интровертов активность кровообращения приходится на участок, отвечающий за планирование.

    Качества, характеризующие интроверта:

    1. Скромность;
    2. Застенчивость;
    3. Любовь к уединению (у них мало друзей, однако, в дружбе они проявляют преданность);
    4. Контроль внутренних эмоций и нелюбовь к сильным впечатлениям;
    5. Отсутствие агрессии;
    6. Стремление к упорядоченной жизни;
    7. Пессимизм в некоторых случаях;
    8. Принципиальность. Не склонны идти вразрез со своими внутренними убеждениями, если обстоятельства принуждают – сильно переживают.

    В свою очередь, экстравертам соответствует:

    1. Открытость и приветливость;
    2. Общительность и обходительность;
    3. Активность и напористость;
    4. Коммуникабельность;
    5. Склонность к риску (действия осуществляют под впечатлением конкретного момента);
    6. Несдержанность и предрасположенность к агрессивному поведению.

    По мнению Юнга, экстраверты более импульсивны, чем интроверты. Свою энергию они тратят вовне. Даже в борьбе за отстаивание интересов решающую роль играют внешние условия. Склонны изменить свое решение, если это будет необходимо окружающей их среде. Если стоит выбор – пообщаться или побыть наедине с собой, они, скорее всего, выберут первое. Они не любят долго думать, а предпочитают действовать.

    Интроверты, наоборот, неимпульсивны. Они планируют свои действия и контролируют эмоции. Большое значение они придают этическим и моральным нормам, избегают веселых компаний, предпочитая уединение. Действия и поступки продиктованы личными суждениями, а не мнением окружающих. У интроверта мало близких людей, но с теми, что есть, их связывают прочные и долгие отношения.

    Простейшие тесты для тех, кто хочет быстро определить, к какому типу темперамента относится:

    1. Что вы будете делать в кризисной ситуации? Экстраверты реагируют мгновенно, быстро приводя себя в боевую готовность, а интроверты склонны к обдумыванию ситуации.
    2. Экстраверты предпочитают активный отдых среди людей, а интроверты чувствуют себя отдохнувшими после пассивного пребывания в одиночестве.

    Типы и подтипы интровертов

    Если бы люди делились всего на два психотипа, было бы не так интересно. Нельзя говорить однозначно о принадлежности человека к одному из типов. Основные черты соответствуют интроверсии или экстраверсии, но в разных жизненных ситуациях в человеке могут проявляться качества противоположного типа. Кроме того, не бывает ярко выраженных экстравертов или интровертов, каждый тип личности психологи делят на подтипы.

    Принято делить интровертов на два основных типа – сенсорный и интуитивный, но в каждом из них, для более точного описания, имеются свои уточняющие подгруппы.

    Характеристика интровертов сенсорного подтипа:

    • любят ясность во всем;
    • ставят точные вопросы и хотят получать краткие ответы;
    • в работе желают видеть реальный результат;
    • предпочитают работу с фактами, а не с теориями;
    • сосредотачиваются на одном деле;
    • не склонны предаваться воспоминаниям и мечтам о будущем;
    • легко вникают в детали, но плохо представляют картину в целом;
    • свои проблемы предпочитают решать самостоятельно.

    К логико-сенсорным интровертам относят людей, обладающих логическим мышлением и с пользой применяющим свои знания на практике. Они любят порядок во всем, с любовью создают уют и не терпят, когда его кто-то нарушает. Нетерпимы к критике, любят власть, умеют руководить и все держать под контролем.

    Этико-сенсорные интроверты – эмоциональные люди, хорошо понимающие и чувствующие окружающих. Такие типы личностей проявляют себя как творческие художники во всем. Иногда они бывают вспыльчивы, но стараются выходить из спорных ситуаций мирным путем. Не против повеселиться в шумной компании. В коллективе свое мнение не навязывают, но с близкими нередко бывают требовательными.

    Основные характеристики интроверта интуитивного подтипа:

    • не сосредотачиваясь на одном из дел, одновременно пробует себя в нескольких;
    • будущие события для него интереснее, чем настоящие;
    • плохо вникает в детали, для него детализация – скучное занятие;
    • с легкостью освещает общие вопросы, но с трудом – детальные;
    • легко и с удовольствием тратит деньги.

    Логико-интуитивные интроверты – это теоретики, тщательно анализирующие все явления, стремящиеся дать классификацию предметам, людям, событиям. Логически обосновав новые идеи, они не способны претворить их в жизнь. К окружающим относятся объективно и доброжелательно, иногда излишне доверчиво. В общении не слишком эмоциональны, поэтому могут показаться немного холодными. На самом деле, они не склонны растрачивать энергию и силы на эмоции.

    Логико-интуитивному интроверту трудно выполнять неинтересную работу, как и переключаться с начатого дела на другое. Ему тяжело находиться в коллективе, где жесткие правила и авторитарный руководитель. В работе и в жизненных ситуациях все рассчитывает холодным умом. Не начинает работу, если не видит перспектив. В кризисных ситуациях проявляет хладнокровие и решительность.

    Этико-интуитивный интроверт всегда подвержен эмоциям. Он легко увлекается, не закончив одного дела, берется за другое. Ему присуще тяготение к новым познаниям, больше в гуманитарных направлениях. Такие люди обаятельны и приятны для окружающих. Их поведение непредсказуемо, так как зависит от настроения. Активную деятельность они с удовольствием меняют на уединение, где предпочитают поразмышлять и накопить силы.

    Свой рабочий режим они не могут организовать самостоятельно, поэтому требуется руководство окружающих.

    Если корректно и доброжелательно указывать на ошибки, человек подобного типа легко поддается управлению. Неэтическое поведение знакомых он воспринимает болезненно и может прекратить с ними всякое общение.

    В мировой истории интроверты встречаются как среди политических лидеров (Авраам Линкольн, Елизавета II, Махатма Ганди, Уинстон Черчилль), так и среди ученых (Чарльз Дарвин, Альберт Эйнштейн) и людей искусства (Уолт Дисней, Харрисон Форд, Стивен Спилберг).

    Типы экстравертов

    Этико-сенсорные экстраверты общительны, эмоциональны, открыты в выражении чувств. С одной стороны, это хорошие черты характера, но с другой излишняя эмоциональность приводит к тому, что настроение может постоянно меняться. Таким людям тяжело скрывать свои эмоции, и они явно выражают свое отношение к окружающим.

    По натуре люди с таким типом личности оптимисты, но неудачи и несбывшиеся надежды переносят очень болезненно, иногда даже с нервными срывами. Своим временем они распоряжаются нерационально, планируют много, а делают мало, в спешке, когда поджимают сроки.

    Сложные черты характера:

    • слишком эмоциональны;
    • после накопления отрицательных эмоций легко взрываются;
    • пытаются делать одновременно несколько дел;
    • не могут распорядиться своим временем;
    • не любят ждать;
    • неэкономны, покупают ненужные вещи.

    Логико-сенсорные экстраверты отличаются целеустремленностью, высокой работоспособностью, стремлением к достижению целей. Люди такого типа обладают нестандартным мышлением, могут найти решение сложной задачи, доводят дело до конца. Для своей семьи являются опорой, для близких – верным другом. Любят юмор в общении, обожают застолья. В отношениях ценят выполнение обещаний.

    Сложные черты характера:

    • в споре бывают резкими и вспыльчивыми;
    • редко признаются в своей неправоте;
    • стараются высказать свое мнение по всем вопросам;
    • критика может вызвать у них вспышку ярости.

    Интуитивно-этические экстраверты наделены артистизмом, они импровизируют в любых ситуациях, не любят что-то планировать. В отношениях с противоположным полом склонны к флирту на словах, но не на деле. С окружающими отзывчивы, в беде стараются помочь и найти выход из трудного положения.

    Интуитивно-логические экстраверты любят активно отстаивать свое мнение. Не признают ограничений своей свободы, подчинения чьей-то воле. Отстаивают свои интересы громко, активно и эмоционально. В общении проявляют демократизм. Стараются чем-то помочь окружающим, иногда от неумения отказать оказываются связанными отношениями. Во вкусах постоянны, любят комфорт.

    Слабые стороны:

    • подвержены перепадам настроения;
    • если не получают положительных эмоций, впадают в апатию;
    • в возбужденном состоянии мысли у них обгоняют слова, поэтому говорят слишком быстро и сбивчиво;
    • часто рассеяны, могут терять мелкие вещи;
    • любят командовать другими, подгонять во время работы;
    • берутся за несколько дел одновременно;
    • любят вмешиваться в споры, ведя себя бесцеремонно.

    К экстравертам относится много исторических личностей, занимавшихся военной и политической деятельностью (Юлий Цезарь, Ленин, Сталин, Наполеон Бонапарт, Петр I, Хрущев), ученых-практиков (Николай Амосов, Иван Павлов, Сергей Королев, Святослав Федоров.