Как научиться ждать не беспокоясь. Как научиться терпению и сдержанности. Где брать терпение для отношений

В повседневной жизни мы иногда теряем терпение, и это нормально: может быть, ваш поезд опаздывает, или вам не терпится вернуться домой с работы и начать смотреть свое любимое шоу. Но есть одно место, где нетерпеливость вовсе не приветствуется - в отношениях. Когда вы решаете проблемы со своей второй половинкой, требовать быстрых решений и легких путей выхода - не лучший способ. Но вознаграждение за терпение в отношениях стоит серьезных усилий и времени. Если вы каждый день проявляете терпение и внимание друг к другу, вы можете вместе создавать счастливые и здоровые отношения.

Шаги

Будьте терпеливы со своим партнером

  1. Учитывайте чувства своего партнера. Если вы терпеливы и добры к своему партнеру, он будет чувствовать себя любимым и обожаемым. Если вы нетерпеливы и нетолерантны, ваш партнер, скорее всего, будет чувствовать себя отвергнутым. Ваши действия и реакция могут иметь прямое влияние на то, как чувствует себя партнер, поэтому подумайте об этом, когда вы проявляете нетерпение или разочарование. Помните, что партнер вам глубоко небезразличен, и вы не хотите причинять ему боль.

    • Например, если ваш партнер забывает остановиться и купить молоко, сказав: «Все в порядке, мы купим его позже», вы показываете, что понимаете, что это было простой ошибкой. Если вы скажете что-то вроде: «Я не могу поверить, что ты сделал это снова. Ты всегда все забываешь», вы подразумеваете, что ваш партнер полон недостатков, и что его ошибки недопустимы. Помните, что небольшая ошибка, подобная этой, - не конец света.
  2. Обдумывайте свои ответы. Сразу проявлять нетерпимость – норма в нынешние дни; многие люди предполагают, что ошибки или неудобства являются результатом несостоятельности и легкомыслия других людей. Однако это довольно суровый взгляд на тех, кто вас окружает, он может заставить вас сказать обидные вещи, прежде чем вы это осознаете. Отличный способ избавиться от этой привычки - использовать «глушитель», чтобы заставить себя думать, прежде чем отвечать.

    • Например, вы можете взять за правило делать три глубоких вдоха, прежде чем что-либо сказать, когда вас что-то расстраивает. Это даст вам время, чтобы обдумать ситуацию и отреагировать соответствующим образом. Вероятно, вы поймете, что то, что вы считали огромной ошибкой, на самом деле и не такая большая проблема, и реакцией может быть не гнев, а понимание.
    • В более серьезной ситуации вы можете покинуть комнату или выйти на прогулку. Это позволит вам остыть и подумать о вашей реакции.
  3. Ожидания должны быть реалистичными. Терпение придет вместе с пониманием, и один из самых важных моментов, которые стоит понять о вашем партнере, заключается в том, что он не идеален. И не может быть! Когда вы устанавливаете нереалистичные ожидания для своего партнера или решаете, что абсолютно все вещи должны идти определенным образом, вы неизбежно будете разочарованы. Это разочарование приведет к нетерпению и недовольству в отношениях. Вы можете избежать этого, просто придерживаясь разумных ожиданий по поводу своего партнера.

    • Примером необоснованного ожидания может быть мысль, что ваш партнер должен быть дома ровно в 5:30 каждый день, даже если его дорога с работы домой занимает 25 минут, а работает он до 5:00. Это не дает времени для учета таких вещей, как путь к машине или пробки, и в конечном итоге настраивает вашего партнера на неудачу. Попробуйте вместо этого установить более разумные рамки, например, ожидать, что ваш партнер сообщит вам, когда будет задерживаться или поздно возвращаться домой по какой-то причине.
    • Другой пример: ожидать, что ваша вторая половинка всегда будет хотеть смотреть те же шоу, что и вы. Вместо этого вы можете ожидать, что он иногда позволит выбирать вам, а в другой раз - вы позволите выбирать ему. Компромисс и понимание - ключевые составляющие в любых отношениях.
  4. Воспринимайте партнера как цельную личность. Помните, что идеальных отношений не бывает. Время от времени неизбежно будут моменты напряжения между вами и вашим партнером, и это нормально. Вместо того чтобы позволить этому напряжению определять ваши отношения в такие времена, всегда помните о том, что вы любите в своем партнере. Когда вы смотрите на него как на цельную личность, вам легче быть терпеливым и в напряженные времена.

    • Например, если ваш партнер делает что-то, что вас действительно раздражает, например, постукивает ногой, не позволяйте этому раздражителю взять приоритет над всеми хорошими качествами, которые вы любите в своем партнере.
    • Вы также можете заметить, что некоторые выражения, которые ваша вторая половинка часто использует, часто повторяются для вас. Имейте в виду, что вы, скорее всего, проводите в его компании больше времени, чем кто-либо другой, и, соответственно, больше слышите его рассказы и фразы. Помните, что эти вещи являются частью всего человека, в которого вы влюбились, и в долгосрочной перспективе они не так важны.
  5. Практикуйте позитивный внутренний диалог. Слушайте внутренний диалог, который разыгрывается в вашем сознании целый день. Это ваш разговор с самим собой. Ваш внутренний диалог может терзать вас так же легко, как фразы других людей, или же, наоборот, может повысить вашу уверенность. Когда вы анализируете себя и думаете (или говорите) себе о том, что нужно быть терпеливым, сосредоточьтесь на своем прогрессе положительным образом. Легко расстраиваться, когда вы злитесь, но позитивный настрой поможет вам успокоиться и посмотреть на вещи рационально.

    • Например, избегайте таких мыслей, как «Я просто недостаточно терпелив, чтобы справиться с этим». Измените подобные мысли на позитивные, подумав или произнеся что-то вроде: «Работа с этим потребует много терпения. Я могу это сделать, если буду уделять нужное количество времени и контролировать свои эмоции».

    Ежедневная практика терпения

    1. Осознавайте свой стресс. Поймите уровень своего стресса и узнайте факторы, которые влияют на вас больше всего. Попробуйте записывать в дневник эти главные стрессоры и то, какие чувства они у вас вызывают. Когда вы поймете свои раздражители, вы сможете лучше контролировать свой уровень стресса . Контроль над стрессом позволит вам сосредоточиться на том, чтобы быть более терпеливым человеком. Частыми стрессовыми факторами могут быть:

      • пробки;
      • длинные очереди;
      • слишком частые телефонные звонки;
      • крайние сроки.
    2. Оставайтесь позитивным. В большинстве ситуаций можно увидеть положительную и отрицательную стороны. Насколько терпеливыми вы будете, находясь в определенной ситуации, зависит от того, насколько положительным или отрицательным является ваше мировоззрение. Если вы сосредоточитесь на позитивных аспектах ситуации, вы будете гораздо более терпеливым.

      • Например, если вы считаете, что время, проведенное в пробке - это потерянное время, вы будете разочарованы и нетерпеливы. Вместо этого переформулируйте ситуацию. Конечно, вы потратили много времени в пробке, но это была отличная возможность поговорить с вашей второй половинкой. Благодаря этому тонкому повороту опыт становится положительным, и вы оба будете более терпеливы.

Терпение - это то, без чего любое усилие будет бесполезно" (с) Маркус Доневан

Приветствую тебя дорогой читатель! Сегодня я приведу некоторые цитаты о терпении , с помощью которых мы поймем силу терпения . Узнаем, что нам необходимо иметь побольше терпения , что бы придти к цели . Также мы узнаем, как научиться терпению .

Однажды великого шахматиста Гарри Каспарова спросили: в чем твой секрет? Он не стал рассказывать ни каких стратегий. Он сказал, что механизм выигрыша в том, что у меня есть . Бывают выигрышные партии с самого начала, но здесь нельзя расслабляться. Нужно быть терпеливым и эмоционально спокойным. Кажется, что уже все и партия готова. Но если не сохранять спокойствия, то начнешь торопиться и наделаешь ошибок, и в итоге проиграешь партию. А сохраняя спокойствие, медленно, но верно выиграешь. Также и в проигрышной ситуации нужно быть терпеливым. Когда ты спокоен, тебе открываются правильные ходы, и ты постепенно выигрываешь.
Недавно услышал цитату о терпении : слишком много людей ломается, даже не подозревая о том, насколько близко к успеху они были в тот момент, когда упали духом. Мне кажется эта цитата о терпении хорошей.

А ведь так оно и есть! Будь у них больше терпения, они бы достигли цели. Иногда нам кажется, что уже все, тупик. В этот-то момент и нужно проявлять терпение.

Как научиться терпению?

Мы не умеем ждать. Это искусство забыто! И нам нужно этому учиться. В жизни бывают черные и белые полосы. Иногда кажется, что все рушится и уже не достичь успеха, но ты продолжаешь, действуешь безупречно не смотря ни на что! Сохраняя внутреннее спокойствие, и в итоге достигаешь цели. А когда все идет гладко, мы порой торопимся, делаем ошибки, и как следствие упускаем шанс. Нам явно нехватает терпения и следует научиться терпению.

Почему то людям нужно все и сразу. Но если мы получим все и сразу, то нам будет скучно. Странно, не правда ли? А настоящее удовольствие мы получаем, когда мы трудились, не знали, что делать дальше, просто делали и в итоге достигали цели. Если тебе дать сразу в один миг все, что ты хочешь, примешь ли ты это? Или откажешься и начнешь добиваться всего сам, прилагая усилия? Я думаю, стоит научиться получать удовольствие от терпения. Удовольствие от того, что ты завис в неизвестности и не знаешь, что делать дальше, но продолжаешь делать так, как будто бы знаешь. И в итоге получать результат. Это и есть ответ на вопрос: как научиться терпению?

Даже от природы можно научится терпению.

Эту цитату о терпение я где то прочитал. Посмотрите на деревья! Они иногда стоят голые в мороз и ни чего, терпят. Как будто бы знают, что придет лето, они согреются солнечными лучами, распустят свою листву, и начнут расти. Но люди, почему-то в такой ситуации сразу же начинают ворчать, они не довольны! И какое же тут терпение, а тем более спокойствие?

Я думаю, что это нормально черные и белые полосы. Маятник постоянно качается - это значит, что мы живем. Ты разве не рад этому ? Я думаю, что если бы не было трудностей, то жизнь была бы скучна. Отсюда следует вывод, что трудности приносят радость и веселье, когда мы их преодолеваем. А мы их так ненавидим. Это является еще одним ответом на вопрос как научиться терпению ?

Понимая этот механизм можно легко научиться терпению , начать радоваться переменам в нашей жизни . Ведь постоянны только перемены. Жизнь тормошит нас, выкидывает из зоны комфорта, хочет нас многому научить, а мы не хотим принимать этот дар, постоянно сопротивляемся. И терпение - это то, что не хватает многим из нас . Но если мы будем сопротивляться урокам жизни, то так и останемся несчастны. Наши желания и мечты останутся мечтами. Хотя может кому-то и повезет, но он не испытает от этого той радости, какую только может испытать.
В соблазнении, как и в шахматах. Иногда все идет легко, а иногда процесс кажется невозможным. Но имейте терпение дорогие друзья и у вас все получится! Эта цитата о терпение вам подарок от меня).

Хочу закончить старой доброй цитатой: терпение и труд, все перетрут!

Сегодня мы узнали о том, как научиться терпению . Иметь побольше терпения - значит придти к цели . В этом заключается сила терпения . Также в статье были приведены цитаты терпения .

(7 голосов : 4.86 из 5 )

Что такое терпение

Как терпеть обиды, оскорбления, грубость, клевету. По советам отцов Церкви и великих старцев

Терпение - это добродетель, во всяком страдании полагающаяся на волю Божию и святой Его Промысел.

Терпение есть непрерывающееся благодушие.

Терпение в том состоит, чтобы во всех прискорбных и трудных обстоятельствах не унывать и не печалиться, как в телесных трудах, так и в душевных помыслах, но мужественно и благодушно претерпевать все злострадания даже до смерти, в надежде на милосердие Божие, по слову Господню: Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (). И еще: претерпевый же до конца, той спасен будет ().

Область терпения широка и протягивается в долготу всей жизни человека, равно как объемлет собою и все судьбы человечества в мире сем. С терпением человек приобретает и сохраняет все блага, успевает в предприятиях, достигает исполнения желаний, безвредно выдерживает приражения зол; вышед из терпения, он тотчас в опасности утратить благо и пострадать от зла или, что более бедственно, сделать зло. Без терпения нет подвига, а без подвига нет добродетели, или дарования духовного, ни спасения. Ибо Царствие Божие нудится ().

Преподобный старец Вонифатий

Терпение есть та плодородная земля, на которой произрастает всякая добродетель. Вспомните евангельскую притчу о сеявшем семя на поле своем: «…иное упало при дороге… иное упало на камень… иное упало между тернием… а иное упало на добрую землю» (). Те семена, которые упали при пути, на камнях и в тернии, погибли, и только одно из них, упавшее на хорошую землю, принесло обильный плод. Что же это за добрая, хорошая земля? Послушаем, как объясняет это Христос: семя, «упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (). Послушаем эти слова: «приносят плод в терпении». Терпение есть та добрая земля, та плодовитая нива, на которой упавшее семя Божие прорастает и приносит обильный плод добрых дел.

Почему надо быть терпеливым

Обладающие терпением избавляются от многих скорбей.

Терпеливый достигает всякой добродетели.

Все святые достигли обетований постоянным и долгим терпением.

Поэтому будем каждый день побуждать себя, чтобы и нам с ними наследовать Царство Небесное.

Кто нашел путь долготерпения и незлобия, тот нашел путь жизни.

Беден и окаянен тот, кто не приобрел терпения; он колеблется ветром, не переносит обиды, малодушествует в скорбях, ропщет при поучении, прекословит в послушании, ленив в молитвах, медлителен в ответах, склонен к спорам.

Какую великую пользу приносит терпение в обществе и всяком звании! Терпением сохраняется любовь и согласие между властями и подвластными, между родителями и детьми, между господами и рабами, между братьями, между друзьями, между соседями, между покупающими и продающими, так что без терпения никакого добра быть не может. От нетерпения муж с женой, брат с братом, друг с другом ссорятся и враждуют там, где должно быть миру и согласию. От нетерпения господин раба, отец сына, муж жену, властелин подвластного мучает и бьет. От нетерпения в пострадавших возникает злой умысел на бьющих; отсюда бывает, что раб господина, жена мужа, подвластный властелина, сын злого отца готов убить и убивает, и много такого зла случается. Терпение же все зло пресекает. Нетерпение разоряет дома, села, города и государства, ибо от нетерпения - несогласие, от несогласия - ссора и брань, от брани - кровопролитие и убийство в людях, составляющих общество. Терпение все это зло предотвращает. Ибо где терпение, там нет ссоры и брани.

Вся жизнь человеческая соединена с терпением, как каменоздание с растворенной известью. Что известь для кирпича при созидании стены, то при каждом шаге жизни терпение.

Еще не явился человек на свет, а уже терпит за него мать, а вероятно - и само дитя, и с первой пеленкой приучается ребенок к терпению - на пользу и спокойствие себе.

И отселе до последнего могильного покрова вся жизнь складывается в терпении: терпение в возрасте, терпение в науке, терпение в обращении с людьми, в трудах и болезнях. Наконец, терпением обретается спасение: претерпевый же до конца, той спасен будет (), говорит Господь.

Так не обегай же терпения, не ропщи, когда оно посетит тебя, но как старого знакомого встречай, и надеждой на Бога провожай его с миром, - и будешь не только смиренная, но и мудрая.

Преподобный Антоний Радонежский

Как учиться терпению

«Батюшка! научите меня терпению», - сказала одна сестра. «Учись, - ответил старец, - и начинай с терпения находящих и встречающихся неприятностей». Преподобный

Ты, матушка, просишь научить тебя терпению… Чудная ты какая! Ее учит Бог! Ее учат люди - сестры! Ее учат обстояния всей жизни! И все они учат тебя терпению, учат делом, самою вещию, самим естеством способности терпеть - ты просишь у меня урока теоретического терпения… Терпи все находящее - и спасешься!

Видно, что стараешься и желаешь спастись, - только не умеешь, не понимаешь духовной жизни. Тут весь секрет в том, чтоб терпеть, что Бог посылает. И не увидишь, как в рай войдешь.

Преподобный Анатолий Оптинский

Всякое доброе дело с терпением и скорбию исправляется: после те же, кои ныне по нерассуждению ропщут, будут благодарить. Апостолы во время проповеди, хотя и были соблазном для иудеев, а для еллинов безумием, но не преставали проповедать Христа распята; и терпением своим всю вселенную прошли и насадили веру Христову; а ежели бы они, смотря на соблазн и на ропот, оставили проповедь, какая бы была польза? Вам можно в малом образе взять сие для себя примером… Преподобный

…Надобно учиться терпению не тогда, когда мы бываем за вину порицаемы, но когда невинно поносимы и укоряемы.

Преподобный Макарий Оптинский

Надо терпеть умея, а то можно протерпеть и никакой пользы не получить. Во-первых, блюди святую веру и веди безукоризненную жизнь по вере, всякий же случающийся грех тотчас очищай покаянием. Во-вторых, все, что приходится терпеть, принимай как от руки Божией, помня твердо, что без воли Божией ничего не бывает. В-третьих, веруя, что все, исходящее от Господа, посылается Им во благо нашим душам, за все искренне благодари Бога, благодари и за скорби, и за утешения. В-четвертых, полюби прискорбность ради великой ее спасительности и возбуди в себе жажду ее как питья, хотя горького, но целительного. В-пятых, держи в мысли, что когда пришла беда, то ее не сбросишь, как тесную одежду, надо перенести. По-христиански ли ты претерпишь ее или не по-христиански - все же претерпеть неизбежно; так лучше же претерпеть по-христиански. Ропот не избавляет от беды, а только ее отяжеляет, а смиренная покорность определениям Промысла Божия и благодушие отнимают тяготу у бед. В-шестых, осознай себя стоящим еще и не такой беды, осознай, что если бы Господь хотел поступить с тобою по всей правде, то такую ли беду следовало послать тебе? В-седьмых, больше всего молись, и милостивый Господь подаст тебе крепость духа, при которой, тогда как другие дивиться будут твоим бедам, тебе будет казаться, что и терпеть-то нечего.

Не начинай ничего, не обдумав и не рассчитав, что на предпринятое хватит сил. Так Господь повелел в притче о начинающем войну и приступающем к построению дома. В чем же этот расчет? В том, по показанию тех же внушений Господа в притчах, чтобы вооружиться заранее самоотверженностью и терпением. Посмотри, есть ли у тебя эти опоры всех тружеников в добре, и если есть - начинай дело, а если нет, то заранее запасись ими. Если запасешься, то что бы ни встретилось на пути к исполнению намерения, все перетерпишь и преодолеешь и начатое доведешь до конца. Расчет не то значит, что если дело трудновато - брось его, а то, чтобы воодушевить себя на всякий труд. Отсюда будет исходить твердость воли и постоянство делания. И не будет с тобой никогда такого, чтобы ты сказал: «Иду», а потом не пошел.

Терпение укрепляется молитвой, которая испрашивает Божию помощь в несении наложенного креста. Как страждущие дети говорят о печали своей родителям и от них получают утешение или как друг своему верному другу сообщает о сердечной скорби и оттого чувствует на сердце некую отраду, так и мы чувствуем облегчение нашей печали, когда Богу, Который есть «Отец милосердия и Бог всякого утешения» (), сообщаем нашу печаль в молитве.

Святитель Тихон Задонский

Терпеть не умеешь - учись самим терпением. Возмалодушествуешь - опять берись за это спасительное оружие. А со временем и натореешь, ибо всякой добродетели, как и какому-нибудь искусству, выучиваются не сразу, а много пройдет времени и много положишь трудов, тогда уж и дастся наука.

Бог наш не именуется Богом праздного бездействия и утех, но Богом терпения и долготерпения. Он действительно производит терпение и благодушие в тех, кто предает Ему себя, чтобы они одерживали победу дивную и новую, подобную той, какую одержал Христос, распятый и вкусивший смерть. Он победил убийц Своих и мир, теперь же уделяет от подобной силы Своей и тем, которые страждут за Него, и через них снова побеждает тех же убийц и мир. Это надо знать всякому христианину, чтобы кто не оказался всуе верующим во Христа, как не знающий таинства христианства.

Как терпеть недостатки ближних

Помяни, сколько ты от юности согрешал перед Богом, но терпел тебя Господь. Что, если бы Бог поступил с тобою по правде Своей? Давно бы душа твоя сошла в ад. Как Бог долго терпел тебя и делал тебе по милости Своей, так и ты делай ближнему твоему.

Святитель Тихон Задонский

Если брат скажет тебе грубое слово по малодушию, перенеси это с радостью, ибо, рассмотрев помыслы свои перед Всеведущим Богом, найдешь, что ты сам согрешил.

Кто ради Бога, для сохранения мира переносит жестокие слова человека грубого и неразумного, тот назовется сыном мира и может стяжать мир в душе, теле и духе.

Преподобный авва Исаия

Когда вспомнишь об оскорбляющих и преследующих тебя, не жалуйся на них, но лучше помолись о них Богу, как о виновниках величайших благ для тебя.

Преподобный авва Исаия

Когда увидишь, что враг огорчает тебя, не говори ни одного оскорбительного слова и не желай ему зла за это, но войди (в ), преклони колени и, проливая слезы, моли Бога прекратить скорбь, потушить печаль.

Бог повелевает нам делать добро, и терпеть обиды, и не воздавать злом за зло; диавол советует противоположное. Когда делаем добро и терпим, повинуемся Богу, а противимся диаволу, который учит злу и отводит нас от терпения. И так, побежденный терпением, как побитый палкой пес, он убежит от нас. Тогда Бог будет стоять за нас и от нас его будет прогонять. Об этом и святой Златоуст говорит: «Диавола нужно побеждать терпением».

Хочешь ли не уступать и противиться диаволу? Уступай людям, и не противься им, и не воздавай злом за зло. «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» ().

Святитель Тихон Задонский

Ты не должен ожидать терпения от добродетели других, то есть не жди, что ты приобретешь его, если никто не будет огорчать тебя (что, впрочем, не в твоей власти). Лучше приобретай его своим смирением и великодушием, которые в твоей власти.

Авва Пинуфий

Терпение имейте ко всем, «никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками… Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь… Не будь побежден злом, но побеждай зло добром», - говорит апостол (). Если кто-либо один будет зол, всякий другой да будет благ; если один будет безумен, всякий другой да будет разумен; если же оба будут безумны, яры, оба будут злы, то зло пребудет неразрушимым, средостение вражды непоколебимым: «Терпение нужно вам, - говорит апостол, - чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» (). Ибо когда мы много раз омрачаемся самолюбием и самоугождением, то проясняемся скорбью и терпением. Когда честью и славой возносимся, то бесчестием и поруганием человеческим смиряемся. Когда прахом сладострастия и плотоугодия посыпаемся, то уничижением и поношением омываемся. Поэтому не раздражайся сильно на оскорбляющего тебя, но раздражайся больше на свой грех, возбуждающий сердце твое против него.

Не ропщи и не позволяй себе кого-нибудь оскорбить.

Христос подвергся за нас позорнейшей смерти, поэтому и мы, ради Его заповеди и за свои грехи, должны терпеливо и спокойно переносить… справедливые и несправедливые оскорбления и бесчестия.

Конечно, легче бы было с сытым чревом и с мягкого пуховика, перевернувшись, да прямо в пресветлый рай, но туда со креста дорожка проложена, ибо Царствие Божие не одною или двумя, но многими скорбьми достигается! Вам, как и мне, более нравится находиться всегда в спокойном положении, но иже Христовы суть, те распинают плоть свою со страстьми и похотьми. Мы же с вами весьма безсильны и многонемощны, и подумать страшно о распятии, о железных гвоздях и копии! По крайней мере, претерпим Бога ради хотя косой взгляд, холодный прием и отказ о просимом и хотя с сих ничтожных степеней начнем свое распятие, и, Бог милостив, проберемся и мы за великими страдальцами в Царство Небесное!

Как терпеть обиды, оскорбления, грубость, клевету

Желающим жить благочестиво нечего ожидать, кроме насилия, озлобления, гонения, ибо «по причине умножения беззакония» во многих уже охладела любовь ().

Святитель Тихон Задонский

Когда тебе досаждают, никогда не спрашивай - зачем и почему. В Писании этого нигде нет. Там, напротив, сказано: если кто ударит тебя в десную ланиту, обрати ему и другую (). - В десную ланиту на самом деле ударить неудобно, а это разуметь нужно так: если кто будет на тебя клеветать или безвинно чем-нибудь досаждать - это будет означать ударение в десную ланиту. Не ропщи, а перенеси удар этот терпеливо, подставив при сем левую ланиту, т. е. вспомнив свои неправые дела. И если, может быть, ты теперь невинен, то прежде много грешил, и тем убедишься, что достоин наказания.

Христос повелел не только благодушно и с кротостью перенести обиду, надо идти дальше в мудрости: быть готовым терпеть больше, чем хочется обидчику, силой терпения победить его дерзкую наглость, чтобы он удивился твоей необычайной кротости и с тем отошел прочь.

Когда терпим что-либо от злых людей, то, взирая на Начальника нашего и Совершителя веры, будем представлять себе, что… терпим за добродетель и за Него. Если станем помышлять об этом, то все будет легко и переносимо. В самом деле, если каждый даже хвалится тем, что страдает за возлюбленных, то будет ли чувствовать какую-либо скорбь тот, кто претерпит что-нибудь за Бога?

Святитель Иоанн Златоуст

Поношение и оклеветание бывают или правдивые, или ложные. Правдивое - если мы подлинно виноваты в том, за что нас поносят, и потому приемлем достойное; тогда нужно исправляться, чтобы поношение упразднилось и стало ложным. Ложное поношение - когда мы не виноваты в том, за что нас поносят; и это поношение нужно терпеть с радостью и утешаться надеждой на вечные Божии милости. К тому же, хотя в том не виноваты, за что поносят нас, но в другом согрешили, и потому нужно терпеть.

Святитель Тихон Задонский

Оклеветали вас… хотя вы невиновны? Надо благодушно терпеть. И это пойдет вместо епитимии за то, в чем сами себя считаете виновными. Поэтому клевета для вас - милость Божия. Надо непременно примириться с оклеветавшими, как это ни трудно.

Святитель Феофан Затворник

Если же подвергнешься клевете и после откроется чистота совести твоей, не гордись, но со смирением служи Господу, избавившему тебя от клеветы человеческой.

По мере того, как будешь молиться за оклеветавшего, Бог будет открывать соблазнившимся истину о тебе.

Человек оскорбил тебя? Неужели из-за этого ты станешь оскорблять Бога? Не примириться с оскорбившим - значит не столько мстить ему, сколько оскорблять Бога, заповедавшего примирение.

Преподобный Ефрем Сирин

Прошу вас, сколько можно, терпеть с молчанием всякие оскорбления и скрывать то в сердце своем, да видит Господь смирение ваше и покроет вас щедротами Своими. Хотя бы в самой горькой крайности находились вы, и тогда никому не жалуйтесь на участь вашу, но о всем благодарите Господа, и Господь силен удивить на вас милость Свою.

Старец Георгий Затворник

Вас оскорбляют? Оскорбляют и Бога. Вас поносят? Поносят и Бога. Вас подвергают оплеванию? То же терпел и Господь наш. В этом Он имеет общее с нами, а в противном - нет. Он никогда не оскорблял, да и не будет, не поносил, не обижал. Следовательно, мы (оскорбляемые) имеем общее с Ним, а не вы (оскорбляющие). Переносить оскорбления свойственно Богу, а оскорблять, напротив, - диаволу. Вот две противоположные стороны.

Святитель Иоанн Златоуст

Мудрый и кроткий, переносящий обиды и оскорбления от врагов, когда оскорбляют - не оскорбляется и когда обижают - не обижается. А если говорить правду, обиженными и оскорбленными бывают сами обидчики и оскорбители: их и люди осуждают, о них и отзываются худо. А кто выше оскорбления и обиды, тот и здесь бывает увенчан от всех похвалами, как победивший не только врага, но и раздражительность, и там приемлет от Бога великие награды. Если же скажешь, что много нужно пота и труда, чтобы все перенести, не буду отрицать этого, но скажу, что большими трудами мы заслуживаем венцы.

Если тебя оскорбит друг или огорчит кто-нибудь из ближних - помысли о своих согрешениях против Бога и о том, что своей кротостью в отношении к ним ты умилостивишь для себя будущий Суд.

Святитель Иоанн Златоуст

Подлинно великую награду назначил Господь за перенесение не только гонений, ран, уз, убийства и смерти, но и одного лишь оскорбления и слов поношения ().

Преподобный Ефрем Сирин

Когда потерпишь какое-либо бесчестие от людей, считай, что это послано от Бога к твоей славе; когда Он придет, ты окажешься верным и избежишь осуждения.

Что значит «терпеть о Господе»?

Терпеть о Господе - значит великодушно переносить бедствия и страдания за веру в Господа. Подлинно, этот род терпения заповедует Господь наш, когда говорит Своим последователям: «Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» (). Так терпели о Господе святые мученики!

Но Господь обещает спасение только претерпевшему до конца; мученичества же прекращаются - прекращается и терпение этого рода, и нужно далее изыскивать, что значит терпеть о Господе, хотя бы не было бедствий и страданий, испытывающих терпение. В слове Божием находим, что терпеть о Господе иногда значит прилежно и неослабно молиться, пока не умилостивим Бога и не будем услышаны: «Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой» (). Кроме того, и вообще люди мужественные и постоянные в подвигах благочестия называются терпящими о Господе, что можно видеть в следующем изречении: «Надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут - и не устанут» (). Все эти виды благочестивого терпения, или, одним словом, постоянство в вере, заповедовал святой Варнава антиохийским христианам, когда молил их - не только по необходимости, по требованию обстоятельств, но искренним сердцем терпеть о Господе.

Если и не воздвигаются ныне на последователей Христовых гонения, производящие мученичество, и ныне, однако, как и всегда, «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (). Итак, посылается ли на тебя бедствие и скорбь, и при тщательном испытании своей совести ты познаешь в этом наказание за грехи, терпи о Господе и говори с Псалмопевцем: «Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои… Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим» (). Если же и не замечаешь того, что по твоей вине навлечено на тебя бедствие, которое постигает тебя, и тогда терпи о Господе и говори с Иовом: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» ().

Учит тебя благодать Божия молиться Богу об избавлении от бед, просить Его помощи в нуждах, особенно духовных, относящихся ко спасению твоей души и к вечному блаженству, - берегись и в этом святом упражнении непостоянства и нетерпеливости. Господь заповедал нам «всегда молиться и не унывать» (), то есть не тяготиться молитвой, но пребывать в ней неослабно. Видишь ли плод твоей молитвы? Усугуби ее благодарением Богу, Который «насыщает благами желание твое» (). Не получаешь просимого? Признавай несовершенство молитвы твоей и продолжай ее с новым усердием, помышляя, что Всеблагой Отец Небесный если видимо не исполняет твоего желания, то, без сомнения, невидимо печется о благе твоем более, чем ты можешь познать и вообразить. Так и в молитве терпи о Господе.

Какой бы ты ни предпринял благочестивый подвиг, в какой бы ни начал упражняться добродетели, не изменяй принятому однажды благому намерению. И хотя бы предстояли тебе препятствия, хотя бы казалось тебе, что успех не соответствует твоему ожиданию, не отчаивайся, не малодушествуй. И напротив, хотя бы показалось тебе, что ты преуспел в добром деле и подвиге, не ленись, не будь беспечен, признавая себя неключимым рабом, даже если и все повеленное сотворил, ибо и в этом случае ты сделал только должное () и потому не имел бы еще права остаться без дела. Таким образом, в трудности подвига уповай на Господа и терпи о Господе; в успехе не полагайся на себя и тоже терпи о Господе.

Святитель Филарет, митрополит Московский

Какое бы ни постигло тебя огорчение, какая бы ни случилась тебе неприятность, ты скажи: стерплю это я для Иисуса Христа! Только скажи это, и тебе будет легче. Ибо имя Иисуса Христа сильно - при нем все неприятности утихают, бесы исчезают; утихнет и твоя досада, успокоится и твое малодушие, когда ты будешь повторять сладчайшее имя Его. Господи! даждь ми терпение, великодушие и кротость! Господи! даждь мне зрети моя согрешения и никого не осуждати!

«Претерпевший же до конца спасется» (). Но не всякий терпящий спасется, а только тот, кто терпит на пути Господнем. На то и жизнь эта, чтобы терпеть, и всякий что-нибудь терпит, и терпит до самого конца. Но терпение не идет впрок, если оно не бывает ради Господа и святого Евангелия Его. Вступи на путь веры и заповедей Евангельских - поводы к терпению умножатся, но терпение с этой минуты начнет плодоносить венцы, и то терпение, которое до сих пор было пусто, сделается плодоносным. Таким ослеплением помрачает нас враг, что только то терпение и представляет тяжелым и невыполнимым, какое встречает на пути добра, а то, которое сам он налагает на работающих страстям, представляет легким и ничего не стоящим, хотя оно тяжелее и безотраднее того, которое несут борющиеся со страстями и противящиеся врагу! А мы слепы и не видим этого… Трудимся, терпим и выбиваемся из сил ради врага, на свою же погибель.

Святитель Феофан Затворник

Терпение бывает разное. Иногда человек терпит лишения и скорби по их неизбежности с ропотом и озлоблением, не помышляя о воле Божией. За такое озлобленное терпение человек не получит в награду вечную, блаженную жизнь. Но бывает терпение по вере, когда человек встретившиеся трудности и скорби претерпевает как посланные или попущенные Богом для испытания его в вере и благочестии. Тогда человек терпит скорби, как очистительную жертву за грехи свои, с надеждой на то, что, претерпевая по воле Божией скорби в очищение грехов, он приобретает дерзновение на любовь к Богу, у Которого источник жизни вечной. Вот такое терпение, посвященное Богу, и является спасительным.

Определяемый Богом человеку путь жизни может иметь разные виды скорбей. Иногда человеку приходится иметь скорби от человеческой несправедливости, притеснений и клеветы. В таких обстоятельствах апостол Петр утешает так: «ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо» (). Если человек страдает от болезни, апостол утешает тем, что страдающий плотию перестает грешить (). И покаявшись в грехах прежних, человек становится очищенным и угодным Богу.

Но терпеть все-таки трудно. А может быть, можно без терпения? Без терпения можно существовать, но жить нельзя. Мы, грешники, существуем и действуем со грехом и во грехе. А совершающий грех подлежит ответственности и наказанию страданием. А чтобы перенести эти страдания с пользой для себя, и требуется терпение.

На всякие скорби Апостол Петр дает нам такое утешение: «Возлюбленные! Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного» (). А так как через терпение человеку бывают полезны всякие скорби, то само терпение является добродетелию, как необходимое свойство веры. Об этом Апостол говорит так: «покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности - воздержание, в воздержании - терпение, в терпении - благочестие, в благочестии - братолюбие, в братолюбии - любовь» (). А любовь есть союз всех добродетелей и исполнение воли Божией.

Сознавая, насколько спасительно терпение, многие святые принимали на себя разные добровольные подвиги терпения: усиленные посты, воздержание от сна, труды телесные, и прочие подвиги, что и называлось самоозлоблением и злостраданием. Терпение всегда и всюду необходимо: в страданиях - чтобы не ожесточаться и не отчаиваться, а в подвиге - чтобы не возгордиться. Итак, терпение всегда будет нам полезно, если оно будет посвящено Богу.

Старец иеромонах Петр (Серегин)

Преподобный «Слово о терпении»

Господь сказал: претерпевши же до конца, той спасен будет (). Терпение служит укреплением для всех добродетелей. И ни одна из добродетелей без него не может устоять, ибо всякий обратившийся вспять не управлен есть в Царствии Божии (). Если кто-либо думает, что он причастен и всем добродетелям, но не претерпит до конца, то не избежит сетей диавольских и не будет управлен к достижению Царства Небесного. Ибо и те, которые уже здесь получили обручение (жизни вечной), имеют нужду в терпении, чтобы воспринять в будущем совершенную награду за подвиг. Во всяком искусстве и при всяком знании необходимо терпение. И справедливо; потому что без него не совершаются и самые внешние дела; но если бы какое-нибудь из них и совершилось, то нужно бывает терпение для того, чтобы совершившееся сохранилось. И просто сказать: всякое дело прежде, нежели совершится, с терпением совершается, и совершенное терпением сохраняется, и без него не может устоять, да и не получает конца. Ибо если это дело хорошее - терпение податель и хранитель его; если же худое - терпение подает (в нем) покой и великодушие и не попускает искушаемому томиться малодушием, обручением геенны. Ему свойственно умерщвлять отчаяние, умерщвляющее душу. Оно научает душу утешать себя и не унывать от множества браней и скорбей. Уклонившийся от него Иуда, как неопытный в брани, нашел себе двоякую смерть. Усвоивший его себе апостол Петр, как опытный в брани, и в самом падении победил низложившего его диавола. Усвоив терпение, монах тот, некогда павший в блуд, победил победившего его, потому что не послушал помысла отчаяния, который понуждал его уйти из кельи и пустыни, но с терпением говорил своим помыслам: не согрешил я, и опять говорю вам: не согрешил. О божественное благоразумие и терпение доблестного мужа! Терпение усовершенствовало блаженного Иова и первые его добрые дела. Ибо если бы немного уклонился от него праведный, то потерял бы и все прежнее; но Знавший его терпение попустил бедствие, к усовершенствованию его и пользе многих. Познавший пользу терпения прежде всего старается приобрести его, по слову Великого Василия, который говорит: не на все страсти вооружайся вдруг; может быть, не получишь успеха и обратишься вспять и не управлен будешь в Царствии Божии (ср.: ); но борись с каждою из страстей порознь, начиная с терпения того, что тебя постигает. И поистине так. Ибо если кто-либо не имеет терпения, то никогда не может устоять на войне видимой, и не только себе, но и другим наносит своим уклонением бегство и погибель. По слову, которое Бог сказал Моисею: страшливый на брань да не исходит и проч. (ср.: ). Но при видимой войне иной может оставаться внутри дома и, может быть, не выходит на войну; хотя чрез это и лишится даров и венцов, и останется, может быть, в бедности и бесчестии. В мысленной же брани невозможно найти места, где бы ее не было; хотя бы и все творение прошел кто-либо, но куда ни пойдет, везде встретит брань. В пустыне - звери и демоны и прочие злополучия и страшилища. В безмолвии - демоны и искушения. Среди людей - демоны и люди искушающие. И нигде нет места без испытаний, потому без терпения и невозможно найти покой. Терпение же происходит от страха и веры и начинается с благоразумия. Благоразумный испытывает дела согласно уму, и. находя их тесными, как сказала Сусанна, избирает лучшее, как и она. Ибо эта блаженная воззвала к Богу: тесно ми отвсюду; если я исполню желание беззаконных старейшин, душа моя погибнет за прелюбодеяние, если же ослушаюсь их, оклевещут меня в прелюбодеянии и как судьи народа осудят меня на смерть; но лучше мне прибегнуть к Всесильному, хотя и смерть предстоит (). О, каково было благоразумие этой блаженной! Рассудив так, она не ошиблась в своей надежде. Но как только собрался народ, и беззаконные судьи воссели, чтобы оклеветать ее и осудить неповинную на смерть, как прелюбодейцу, тотчас двенадцатилетний Даниил явился от Бога пророком и избавил ее от смерти, обратив смерть на старейшин, хотевших осудить ее беззаконно. Примером Сусанны Бог показал, что Он близок к тем, которые желают ради Него терпеть искушение и не хотят оставить добродетель по нерадению из-за скорби, но предпочитают закон Божий, и в терпении того, что их постигает, увеселяются надеждою спасения. И справедливо. Если предстоят два бедствия: одно временное, а другое вечное, то не лучше ли избрать первое. Потому и говорит святой Исаак: лучше терпеть бедствия из любви к Богу и прибегать к Нему, в надежде вечной жизни, нежели, по страху искушений, отпасть кому-либо от Бога, впасть в руки диавола и с ним идти в муку (; ). Потому хорошо было бы, если бы кто, подобно святым, радовался в искушениях, как боголюбивый; если же мы не таковы, то изберем, по крайней мере, легкое, ради предлежащей необходимости. Ибо нам необходимо или здесь бедствовать телесно и царствовать мысленно со Христом, в нынешнем веке, ради бесстрастия, и потом в будущем; или отпасть по страху искушений, как было сказано, и пойти в вечную муку, от которой да избавит нас Бог, чрез терпение бедствий здесь. Терпение есть как бы камень, неподвижно стоящий против ветров и волн житейских, и достигший его не изнемогает при наводнении и не возвращается назад; но, и находя покои и радость, не увлекается самомнением, а всегда пребывает одинаковым, и в благоденствии и в злополучии; потому он и пребывает невредимым от сетей врага. Когда встретит бурю, терпит с радостию, ожидая конца; когда и тихая погода бывает, ожидает искушения до последнего издыхания, по слову Великого Антония. Такой познает, что в этой жизни отнюдь ничего нет неизменного, но все проходит, потому он и нимало не заботится о чем-либо земном, но предоставляет все Богу, ибо Он печется о нас. Ему подобает всякая слава, честь и держава во веки. Аминь.

Святитель Тихон Задонский «Причины, побуждающие к терпению, или утешение в терпении»

Первая. Всякое неблагополучие, бедствие и страдание по Божию Промыслу бывает. Так и написано: Добро и зло, жизнь и смерть, нищета и богатство - от Господа ().

Вторая. Особенно в нынешнее время хотящим благочестно жити нечего ожидать, кроме насилия, озлобления, гонения, ибо по причине умножения беззакония, уже во многих охладела любовь. Таким образом, всякому, хотящему благочестно жити, к терпению готовиться должно ().

Третья. Терпение, как выше учит святой Иоанн Златоуст, - грешников от казни освобождает, праведникам награду умножает (Послание 4 к Олимпиаде).

Четвертая. Высокая добродетель - терпение, с которой ничто не может сравниться. Терпение бед, - как говорит Златоуст святой, - милостыню и иные многие добродетели превосходит (Беседа 31 на евангелиста Матфея). И еще говорит: «Нет ничего равного терпению» (Послание 7 к Олимпиаде).

Пятая. Весьма знатная победа - врагов терпением побеждать, как тот же святой Иоанн Златоуст учит (Беседа 85 на евангелиста Матфея).

Шестая. Терпением дьявол побеждается и посрамляется, - как пишется о Иове праведном.

Седьмая. За терпение обещается вечная жизнь и слава, ибо говорит Христос: Претерпевший же до конца спасется (). Ожиданием славы всякий в терпении может утешаться.

Восьмая. Всякое страдание и бедствие, хотя бы и долгое было, смертью прекратится.

Девятая. Хотя велико страдание наше, но грехи наши, которыми мы величество Божие оскорбили, далеко большие, и большего наказания достойны.

Десятая. Бог наказывает нас здесь, чтобы мы спасение вечное получили. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, - говорит апостол, - чтобы не быть осужденными с миром ().

Одиннадцатая. Требует Божия правда, чтобы грешник за грехи наказан был. Если нужно грешнику быть наказанным, лучше здесь быть наказанным и с благодарением терпеть, чем в будущем веке без конца в мучении пребывать. Здесь наказывает Бог и утешает, а там нет утешения; здесь наказания легкие, отеческие, а там жестокие; здесь кратковременные, а там вечные. Ибо сто лет здесь всякое страдание терпеть - ничто в сравнении с вечностью. Слушай евангельского богача, который здесь каждый день пиршествовал блистательно, как он вопиет: Отче Аврааме! умилосердись надо мною, - вопиет (), но бесполезно, и вовеки будет вопить.

Двенадцатая. Бог, по богатству, благости, кротости и долготерпению Своему, терпит нас, ожидая от нас покаяния: и нам должно терпеть, когда наказывает нас за грехи, и благодарить Его, что Он за беззакония наши не поразил нас, а этим наказанием ищет спасения нашего.

Тринадцатая. В благоденствии человек возносится, в злострадании же смиряется; для того Бог посылает человеку крест, чтобы смирялся, и так не потерял бы вечного блаженства.

Четырнадцатая. Терпеть или не терпеть и роптать в страдании, однако же того не миновать, что суд Божий нам определил, а от нетерпения награда губится.

Пятнадцатая. Терпением облегчается страдание. Посмотри всякий на тех, которые находятся в долговременной болезни: так они терпением к той болезни привыкли, что как бы и не чувствуют ее; напротив, нетерпением умножается болезнь, как сама жизнь показывает.

Шестнадцатая. Всякое страдание может быть или жестоким, или легким: если жестокое, то скоро прекратится смертью; если легкое, то сносно и удобно можно терпеть.

Семнадцатая. Кто страждет, должен так в себе помышлять: ведь до сего времени терпел я, значит, и далее так же можно терпеть; вчера терпел, значит, и сегодня, и завтра можно терпеть.

Восемнадцатая. Христос Сын Божий неповинно и ради нас терпел, нам оставив пример, дабы мы шли по следам Его (). Нам тем в терпении должно утешаться, что Христос безгрешный терпел.

Девятнадцатая. Страждущий, смотри на тех, которые большую имеют скорбь и болезнь, но терпят. Если находишься в долговременной болезни и имеешь какое-нибудь утешение от служащих тебе, посмотри на тех, которые большую, чем ты, имеют болезнь, которые внутри огнем скорби и печали сжигаемы, извне все ранами осыпаны; к тому же не имеют того, кто бы им послужил, кто бы их накормил, напоил, поднял, омыл от ран, но терпят.

Если терпишь изгнание, приведи на ум каторжных, которые в кандалах, в рубищах, полунагие, от дома и отечества удаленные, каждый день биение и раны принимают. Днем на тяжкой работе, а ночью в темницах, наполненных нечистотами и смрадом, заключены, без всякого утешения пребывают, и смерть для них приятнее, чем жизнь.

Если терпишь нищету, помысли о тех, которые прежде были богатыми и славными, но до того дошли, что ни себя, ни жену, ни детей не имеют чем напитать, одеть, где головы преклонить; скитаются по чужим дворам, к тому же долгами обременены; отовсюду тесноту, печаль, скорбь несносную имеют, как будто в печи горят; ты, хотя своего самого необходимого и не имеешь, можешь испросить именем Христовым, а они и просить стыдятся, потому что прежде славными и богатыми были. Посмотри еще на бедных крестьян, нищих, полунагих, больных, лежащих без движения, с которых подати и оброки требуются, а они не только дать не могут, но и сами нуждаются, кто бы им дал, да еще и послужил бы по причине их крайней нищеты и болезни.

Если терпишь поношение и клевету, приведи на память сидящих на высоком месте, сколько они терпят от подчиненных роптаний, поношений, злословия, ругани, наветов, коварств, лукавства, проклятий, насмешек и язвительных укорений, по подобию дерева, на высоком месте стоящего, которое от всякого и малейшего ветра колеблемо бывает. - Так и от прочих прими себе подкрепление в терпении. Они большее и жесточайшее терпят: тебе ли малого не терпеть?

Двадцатая. Снизойди умом в ад и рассуди, как осужденные там мучаются, и во веки будут мучиться; если можно было бы, желали бы они здесь хоть до скончания мира в огне гореть, только бы от вечного освободиться мучения.

Двадцать первая. Возведи умные очи в небесные селения и осмотри всех там живущих: ни одного не найдешь, кто бы путем терпения не пришел туда.

Двадцать вторая. Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас, - говорит апостол Павел (). Ибо какое бы зло ты ни терпел здесь, однако терпение это недостойно будущей славы, которая уготована терпящим. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах ().

Двадцать третья. В страдании своем вспомни об ужасном страдании святых мучеников: одни из них палицами биты были, иным зубы и глаза исторгнуты; у иных язык, руки, ноги и сосцы отсечены; иные почти все раздроблены, ко крестам пригвождаемы были; иные на съедение зверям брошены; иные в воде потоплены; иные огнем сожжены; иные живыми в землю зарыты; иные в раскаленных медных печах затворены были; с иных кожа и плоть до костей сдираема была; иным смола, олово растопленное в уста вливаемо было, и прочие несказанные мучения они претерпели, но все так великодушно терпели, что даже смеялись над мучителями. Правда, они терпели все это с помощью Христовой, но та же помощь Христова и ныне готова всем терпящим. Иисус Христос вчера и сегодня, и вовеки Тот же ().

С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия ().

Епископ Петр (Екатериновский)

О терпении и кротости

Как от удовольствий и всех приманок их надобно воздерживаться, удаляться, чтобы не привязалось к ним сердце, так и при встрече неудовольствий надобно обуздывать раздражение чувств, чтобы сердце не отвращалось от них до ненависти, которая есть гибельная болезнь души. Так как неприятные предметы действуют на нас двояко: или, сильно раздражая чувства, производят в них противодействие (реакцию) болезненным впечатлениям - возбуждают гнев, или чрезмерно подавляют наши чувства - производят скорбь, то от обуздания беспорядочного возбуждения чувств происходят две добродетели: терпение и кротость; первое умеряет скорбь, а последняя - гнев. К терпению относятся: равнодушие, когда мы безбоязненно встречаем наступающие несчастья или скорби; великодушие, когда среди постигших нас несчастий не смущаемся, не упадаем духом, переносим их без уныния, ропота, с преданностью воле Божией.

Необходимость терпения и кротости>

Терпение и кротость совершенно необходимы для достижения нравственного совершенства и спасения. Это видно из многих мест Священного Писания, где предлагаются побуждения приобретать их (см.: ; ; ; ; ). Впрочем, для добродетели терпения не требуется, чтобы мы вовсе не чувствовали скорби в несчастии; это и невозможно; это значило бы истребить в душе самую способность чувствующую, что совершенно противно намерению Творца, а нужно только укрощать это чувство, умерять его едкость, чтобы оно не расстраивало деятельности прочих способностей душевных, чтобы не дойти до уныния и отчаяния. Потому слезы, стоны, жалобные восклицания и другие выражения скорби не только не ниспровергают терпения и не противны ему, но чаще еще уменьшают скорбь, облегчают стесненное ею сердце, и мы легче переносим тяготеющее над нами несчастие. Сам Спаситель плакал о несчастии других (см.: ; ) и при наступлении страданий в саду Гефсиманском скорбел и тужил (см.: ). И апостол говорит о Спасителе, что Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы… к Могущему спасти Его от смерти (). Также кротость не исключает вовсе возбуждения чувств; напротив, когда кроткие меры бывают недостаточны, то нужно употребить и строгие меры для защищения правды и прекращения пороков. Также ревность к славе Божией и добродетели бывает соединена с некоторым дерзновением, как это видно из поступков святого пророка Илии. Сам Спаситель с живым чувством негодования не только обличил фарисеев за лицемерие, гордость и развращение, но и выгнал торжников из храма (см.: ; ; ). Это особенно относится к имеющим власть над другими, например к родителям, начальникам. Впрочем, каково бы ни было побуждение к негодованию, раздражение чувств никогда не должно выходить из границ умеренности, пользы и подчинения разуму и надобно остерегаться, чтобы, преследуя пороки, не питать отвращения, ненависти к самим лицам. Но как это трудно соблюдать, то лучше скорее обуздывать, подавлять гнев, когда нельзя избежать вспышек его, особенно в неожиданных случаях. Апостол говорит: Гневаясь, не согрешайте, то есть если случится осердиться, то не допускайте гневу прорываться в бранных словах и доходить до обидного дела; солнце да не зайдет во гневе вашем (), то есть не продолжайте до другого дня, потому что продление гнева усиливает его, порождает ненависть и желание мщения, через что дается место диаволу, который входит в сердце и овладевает им.

Побуждения к терпению

К терпению побуждают нас следующие мысли. Все, что ни встречается с нами, происходит не по слепому случаю, а по премудрому распоряжению Промысла Божия (см.: ).

Скорби посылает нам любвеобильный Отец наш Небесный по любви к нам для нашего же блага (см.: ; ). Скорби очищают наши грехи (а кто из нас без греха?), пробуждают от душевной дремоты, нерадения, к которым склонна наша природа и от которых душа расслабевает, а страсти усиливаются; скорби врачуют застарелые душевные болезни, страсти, предостерегают от разных греховных искушений, новых грехопадений (см.: ), легче отрешают сердце от привязанности к чувственным удовольствиям, заставляют чаще прибегать к Богу, искать утешения в Боге, в Котором только и можно найти истинное утешение, блаженство, умягчают загрубелое от чувственности сердце, смиряют его, а потому делают его более способным к воспринятию впечатлений благодати, подают случаи и побуждения к упражнению в различных добродетелях. Особенно, по словам апостола (см.: и далее), скорбь приучает к терпеливости; терпеливость научает опытности, искусству в брани с собственными страстями и внешними искушениями для одержания победы над ними и в приобретении добродетелей; а опытность в этом утверждает надежду на спасение (; ; ). Святые отцы изображают многоразличную пользу скорбей. Святой говорит, что всякий грех бывает для наслаждения и потому истребляется страданием и скорбью - или вольной, происходящей от покаяния, или по Божию смотрению от обстоятельств, попускаемых самим Провидением. Чем ты злонравнее, тем менее отвращайся страданий, чтобы, смирясь оными, избавиться гордости. Искушения приходят к человекам иные со сладостями, иные с печалями, а иные с телесными страданиями. Ибо Врач душ по судьбам Своим прикладывает врачевство, смотря на причину страстей, находящуюся в душе. Искушения наводятся на одних для истребления грехов, уже сделанных, на других для прекращения соделываемых, а на иных для отвращения имеющих последовать, исключая искушения, посылаемые для испытания человека, как то было с Иовом.

Как стебель конопли, говорит святой Макарий Египетский, если не долго колотить его, не может быть годным к прядению самых тонких ниток (но чем долее его колотят и чем более вычесывают, тем чище делается он и пригоднее к делу), и как выделанный из глины сосуд, если не был в огне, негоден к употреблению людям, и как младенец, не искусный еще в делах мирских, не может ни строить, ни садить, ни сеять, ни выполнить какое-либо другое мирское дело, так нередко и души, как не искушенные и не испытанные различными скорбями от лукавых духов, остаются пока в младенчестве и, так сказать, неблагопотребны еще для Небесного Царства. Ибо апостол говорит: Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны (). Потому и искушения, и скорби посылаются на человека к пользе его, делают душу тем более благоискусной и твердой. Среди скорбей душа очищается, как золото в горниле (). Святой говорит, что скорби привлекают к душе милость Божию подобно тому, как ветры наносят дождь. И как продолжительный дождь, действуя на нежное растение, производит в нем гниение и портит плод его, а ветры постепенно осушают и укрепляют оное, так бывает и с душою; продолжительное счастье, покой приводят душу в нерадение, беспечность, которые расслабляют и рассеивают ее, искушения же, напротив, скрепляют и соединяют с Богом, как говорит пророк: К Господу воззвал я в скорби моей (, ибо не будь искушений, и никто не спасется. Как Самому Иисусу Христу надлежало пострадать и таким образом войти в славу Свою (см.: ), так и последователям Его не иначе, как тем же путем надобно идти за Иисусом Христом, чтобы достигнуть Царства славы (см.: ). Апостол говорит, что если мы с Иисусом Христом страдаем, то с Ним и прославимся, сделаемся сонаследниками Ему (см.: ; ). Этим же путем шли и все святые, как видно из Священного Писания и истории Церкви. За временные страдания Бог обещал воздать вечную радость и такую славу, в сравнении с которой ничего не стоят все настоящие скорби, говорит апостол (см.: ; ).

Средства для приобретения терпеливости

Терпению противополагается малодушная скорбь среди несчастий, которая обнаруживается различно, именно по отношению к Богу - в безнадежности, ропоте, хуле и прочем. По отношению к самому страдающему скорбь обнаруживается о том, что нетерпеливый безрассудно, жестоко мучит себя, предается унынию, которое расслабляет душевные и телесные силы, как говорит Псалмопевец, душа моя истаевает от скорби (), оставляет полезную деятельность, впадает в малодушие, даже отчаяние - душевную смерть, пренебрегает благопристойными средствами к утолению печали, расстраивает и внешнее свое благосостояние. А других людей часто оскорбляет то подозрением, то ропотом и другие неприятности делает. Кротости противополагается раздражительность, которая вообще означает беспорядочную досаду на других за оскорбление или обиду.

Когда досада бывает соединена с одним неудовольствием на виновника обиды, то называется негодованием. А если присоединяется к тому и желание мщения, то называется собственно гневом, или беспорядочным пожеланием мщения.

Нет сомнения, что всякий гнев неприличен христианину и часто доводит его до такого состояния, что он не владеет собой. Потому Спаситель и говорит: Терпением вашим спасайте души ваши ().

Особенно страшно и смотреть на человека, пришедшего в ярость, когда он кипит гневом, шумит и походит на беснующегося. Всякий гнев чем сильнее, тем вреднее и для нас самих, и для других: вредит телесному здоровью, иногда расстраивает и внешнее благосостояние. По отношению к другим от него происходят ненависть, вражда, зложелательство, ссоры, поношения, обиды, даже драки и убийства.

Раздраженный иногда и на Бога изрыгает ропот и хулу. А что всего хуже, почти всякий гневающийся считает свой гнев справедливым. Потому всякому особенно надобно бдеть над собою, чтобы под предлогом справедливости не потворствовать одной страсти необузданной природы, хотя бы иногда и по справедливым причинам возбуждался гнев. Все-таки весьма опасно на малой лодке пускаться в бурное море, управлять ею против разъяренных волн и не подвергнуться потоплению или не разбиться на камнях. Во всяком случае, кто в гневе дозволяет себе колкости, злословие, тот явно показывает, что он водится недобрым духом. Особенно людям с раздражительным темпераментом надобно стараться во всяком случае обуздывать гнев, который у них легко возбуждается и по малому поводу; и чем больше дров и чаще подкладывать этому огню, тем больше он будет разгораться, пока не превратится в пламень всепожирающий. А как не давать пищи огню, он мало-помалу погаснет сам собою.

Средства против гнева

Для обуздания гнева советуют заранее приготовляться к встрече тех случаев, при которых может возбуждаться гнев, и стараться сдерживать его. А если бы и случилась внезапная вспышка, то надобно стараться не произносить оскорбительных слов тому, кто подал повод к гневу; таким образом мало-помалу при помощи Божией можно привыкнуть хладнокровно встречать неприятности.

Об этом и говорил святой Псалмопевец (см.: ).

Гнев надобно подавлять размышлением о его вредных последствиях для нас и для других. Гнев человека не творит правды Божией (), то есть дела доброго, угодного Богу, а зла много причиняет. Для укрощения гнева не надобно дорожить никакими вещами, ничем земным, кроме добродетели.

На всякую неприятность, от которой может возбуждаться гнев, надобно смотреть как на искушение или наказание, посланное от Бога за наши грехи. В таком случае надобно смириться, обвинить себя, признать себя достойным огорчения, а других, причинивших огорчение, извинить, как орудие наказания Божия, приписывать не злонамеренности, а заблуждению, увлечению от страсти, обольщению диавола или слабости, общей всем нам, по которой все мы много согрешаем против других, как говорит апостол (), и надобно помолиться за оскорбившего. Это есть дело смирения и любви, а смирение и любовь - лучшее оружие против всякой страсти.

Если придет на тебя нечаянное искушение, говорит святой Максим Исповедник, не вини того, через кого оно приходит, а изыскивай, для чего оно приходит, и обретешь исправление. Ибо через того ли, другого ли, но тебе надлежало испить полынь из чаши судеб Божиих. Рассудительный, помышляя о врачевстве, подаваемом судьбами Божиими, с благодарением сносит приключающиеся по суду Божию бедствия, ни на кого не возлагая вины грехов своих, а несмысленный, не постигая премудрого Промысла, согрешив и наказуясь, виною зол своих поставляет или Бога, или людей. Святой авва Дорофей говорит, что оскорбления посылаются от Бога через людей, а мы оставляем Бога, попускающего напастям находить на нас для очищения грехов наших, и сердимся на людей. Святой говорит, что, о всяком деле сказав однажды, потом должно прощать тому, о ком думаем, что он обидел нас, хотя бы обида эта имела правильное основание, хотя бы и вовсе не имела его, зная, что воздаяние за прощение обид превосходит воздаяние всякой иной добродетели. Мы должны даже радоваться при различных обидах от людей, а не скорбеть; радоваться же не просто и не без рассуждения, а потому, что имеем случай простить согрешившему против нас и ради этого получить прощение собственных наших грехов. Наконец, понуждая себя к обузданию гнева, надобно при этом молиться Богу о ниспослании помощи для укрощения гнева, потому что без помощи Божией мы ни в чем добром не можем успеть. Если Господь не созиждет дома душевного, напрасно трудятся строящие его ().

Молитва Оптинских Старцев

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня и наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получил известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя.

Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой.

Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.

Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня каяться, молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать, благодарить и любить всех. Аминь.

Дата: 2014-04-27

Здравствуйте читатели сайта .

На этой странице я хочу поговорить с Вами о величайшем добродетели как терпение . Здесь я буду трындеть только о терпении. Я расскажу Вам, что такое терпение , почему оно очень важно в нашей жизни, и как научиться терпению . Поэтому, друзья, запаситесь терпением и начните читать эту статью. Начнем с простого.

Терпение это…

Что такое терпение? Уже вначале статьи я сказал, что терпение – это величайший добродетель, и ниже Вы поймете почему. Терпение это отрешенное состояние человека, когда он легко переносит боль, беды, скорби и несчастья в его жизни. Терпение входит в число «Семи добродетелей». Терпение это умение сохранять хладнокровие в неприятной или раздражающей ситуации. Терпеливый человек никого не обидит, не полезет в драку и не оскорбит.

В нашем современном мире, когда все стремительно движется вперед, терпение является главным качеством счастливого человека. Терпеливый человек это спокойный человек, а спокойствие это великая сила.

Нам людям приходится многое терпеть в этой жизни, и не только других людей и обстоятельства. Иногда нам приходится терпеть даже самих себя. Терпение это выдержка, а выдержка это терпение. Терпение нужно нам в любой сфере жизни. В качестве первого примера я могу взять личную жизнь.

Если у Вас есть вторая половинка, то Вы и сами знаете, сколько нужно терпения, чтобы в очередной раз не сорваться. Если оба партнера не имеют терпения, то пара расходится, и понятно почему. Кто-то из партнеров должен уступать, либо парень девушке, либо девушка парню. Лучше когда это дело чередуется. Терпение обязательно должно присутствовать в личной жизни, а иначе будет крах.

Второй пример это бизнес. Все мы слышали цитату: «Терпение и труд все перетрут» . И это действительно так. Вы, возможно, не представляете, сколько нужно затратить усилий, чтобы создать прибыльный бизнес. Терпения должно быть еще больше. В бизнесе есть такая штука, что сначала нужно много вкладывать, работать, и только потом посыпается золото. Многие люди этого не знают, поэтому их терпение лопается уже на старте. В бизнесе терпение должно быть немереным. Только тогда Вас ждет успех.

В работе тоже должно быть терпение. Когда я учился в университете, я удивлялся, как преподавателям хватает нервов всех нас терпеть. Столько студентов к ним идут, и все они отвлекают от работы. Многие преподаватели были нервными, и я их понимаю. Я бы тоже стал холериком с таким огромным потоком людей. Поэтому я очень уважал терпеливых преподавателей.

Терпение нужно чтобы не рассориться с близкими и другими людьми. Поверьте мне, лучше иногда уступить другому, чем с ним ссориться. Свою энергию нужно экономить для более важных вещей. Если Вы парень, то будет здорово, если Вы будете уступать своим девушкам. Они это любят и ценят, Вам же за это воздастся.

Вчера, сидя дома за компом, я сам не смог проявить терпение. Я сидел и верстал одну страницу, и тут вошла моя мама и начала просить меня включить ей shopping-life. Я один раз сказал нет, два, потом пятнадцать, после чего я стал орать. Ничего страшного не произошло, никто не обиделся, ведь она меня с пеленок знает. Но вот если бы я сдержался и выполнил, что она просила, тогда бы моя мышца терпения стала бы сильнее.

Именно на этом принципе можно развить свое терпение. Каждый раз, когда Вас кто-то отвлекает Вас от Ваших дел, Вы можете использовать такие ситуации, как тренажер для своего терпения. Чем больше Вы уступите, тем сильнее станет Ваше терпение. Я уже начал это применять. Например, сегодня, мой папа забыл свои ключи от квартиры в своей машине. Поэтому я выпустил его из дома, использовав свои ключи. Так вот, не успел я сесть за комп, как он звонит и говорит, что в своих брюках оставил ключи от машины. Обычно я сильно раздражаюсь в таких ситуациях, а тут я включил свою осознанность, вспомнил, что мне нужно проявить терпении. Я донес ему ключи, еле сдерживая себя. Так я тренирую свою выдержку, но это очень сложно и не под силу каждому.

Еще важно понять то, что я сказал Вам выше. Я уверен, что терпеливый человек получит все, что он хочет. Примеры я перечислил. Нетерпеливый человек бросает начатое дело практически сразу. Касаться бизнеса я не буду, я думаю Вы поняли. Вот представьте такую картину: парню нравится одна девушка, а она не отвечает ему взаимностью сразу. Обычно парни плюют в сторону и прекращают свои попытки. Терпеливый человек продолжал бы свои попытки, не ожидая положительного результата. Ему все равно, откажет она ему еще раз или нет. Он знает, что с каждой попыткой ей все легче будет сказать да.

Отсюда вывод следующий: чтобы научиться терпению, нужно не ожидать положительно результата. Тогда человек просто молча действует, и потом, сам того не замечая, он достигает цели. Например, девушка сама потом начинает за ним бегать. То же самое в бизнесе. Любое стремление сломается, если не будет результатов. Значит нужно что-либо делать ради удовольствия, не ожидая результатов. Вот тогда они и придут в самый неожиданный момент.

терпение, как научиться терпению

Нравится

Как быть терпеливым в отношениях с многими людьми, знакомыми и незнакомыми, как не злиться, когда тебя выводят из душевного равновесия? Как набраться терпения и преодолеть все трудности с трезвым умом и сдержанными эмоциями? На эти вопросы многие ищут ответы.

Терпение и труд – все перетрут

Во все века и времена терпение было знаком добродетельности, сегодня сложно найти ее среди нас. Быстрый темп жизни, различные неприятности, огромное количество обязанностей делают людей черствыми и все менее спокойными. Нам сложно постоять 5-10 минут в очереди, мы ругаемся и обрушиваем гнев на окружающих.

Мы перестали быть терпеливыми с детьми, ругаемся на них, делаем беспричинно больно. Отсутствие терпения разрушает семьи и общество, делает людей бессердечными и нервозными.

Этот термин свидетельствует о том, что нужно держать в узде свои нервы, контролировать негативные эмоции. Из-за отсутствия этой черты характера мы сетуем на капризных детей, тяжелый характер начальника, требовательного мужа, любопытных соседей, невозможность мириться с финансовыми трудностями. Многие факторы заставляют нас быть нетерпеливыми, просить то, чего еще не заслужили в этой жизни.

Именно этот дисбаланс и приводит к нервному истощению, апатии, депрессии, нам сложно осознать простую истину, что каждому человеку суждены определенные вещи в определенный период времени. И если у соседа уже есть шикарная машина, это не значит, что нужно пилить мужа и устраивать истерики на почве того, что он плохо зарабатывает, а потому вы не можете купить себе такую же.

Такой настрой совсем скоро приведет к тому, что семья попросту разрушится, Вы потеряете самое драгоценное, что у Вас есть. А что машина, возможно через год-два она и появиться в Вашей жизни, но принесет ли это ожидание радость?

Как стать терпеливыми?

Как видно, мотивационных источников достаточно для того, чтобы задуматься и стать более терпеливыми. Что же нужно сделать на пути исправления:

  • обуздать своего внутреннего врага, задуматься, какие поступки и действие вызывают приступ нервозности;
  • изменить отношение к окружающей среде, все люди индивидуальные, у каждого есть свои пороки и недочеты, не нужно всех ставить под одну гребенку, важно выработать в себе философский подход к жизни: что нельзя изменить, то нужно просто принять;
  • необходимо быть более внимательными к своим действиям, в порыве нетерпимости нужно посчитать слоников, цветочки на обоях, рассказать мысленно стихотворение, а только потом продолжать разговор;
  • не думайте «как должно быть», в следствии мы разочаруемся, нервничаем и срываемся на окружающих людях, жизнь настолько непредсказуемая, часто ставит нас в такие ситуации, в которых сложно влиять на события;
  • если в разговоре с супругом Вы теряете терпение, остановите себя мысленно и проговорите: «Я спокойная, у меня есть терпение выслушать его до конца!»;
  • больше размышляйте над жизнью, делайте после каждой негативной ситуации выводы, анализируйте, дабы в следующий раз поступить мудро и правильно;\
  • не переносите межличностные отношения на окружающих, научитесь справляться с эмоциями, которые бурлят и желают вырваться наружу, берегите себя и тот мир, в котором Вы живете, дарите людям тепло, доброту и спокойствие, а нетерпение уберите в далекий темный ящик!

Если Вам сложно держать себя в руках, тогда запишитесь на курсы йоги и медитации, обратитесь к специалистам, которые смогут найти причину Вашего «буйства» и направить негативные эмоции в правильное русло.

Чтобы быть более терпеливым, нужно использовать принципы дыхательной гимнастики, научите себя мысленно «останавливать на поворотах», когда ситуация выводит Вас из себя. Любите себя и балуйте, после каждого верного решения.

Вы сдержались и не нагрубили мужу – отлично, заслужили любимую шоколадку, не сорвались на пассажирах в транспорте – купите себе долгожданную помаду. Все эти действие в скором времени приведут к тому, что Вы и забудете о том, что Вы когда-то срывались и кричали на людей.

Найдите время для увлекательного и нового занятия, пусть оно требует от Вас усидчивости и терпения, проанализируйте ситуацию, почувствуйте, как хорошо и спокойно на душе, когда Вы никого не обидели и не оскорбили .

Для тех, кому сложно мысленно себя остановить, можно придумать какой-либо талисман, который будет оберегать от неудач. В порыве нетерпимости достаточно будет его потрогать и привести мысли в порядок.

Порой пассивное наблюдение со стороны позволит трезво оценить ситуацию, сдержать себя в руках, проанализировать случившееся. А что бы было, если бы я не сдержалась и тоже стала кричать или оскорблять окружающих. Что помогло мне сдержаться и избежать нервного перенапряжения?

Внимание: частым признаком нетерпимости является гнев, а потому важно научиться «не выпускать его на волю», дабы не разрушить все то, что строилось годами. Предел терпения у каждого человека разный, а потому не стоит его испытывать. Будьте добрее и милее к окружающим, и у Вас все будет хорошо.

Мотивируйте себя на пути к исправлению, не огорчайтесь, когда постигнут неудачи. Будьте уверенными и терпеливыми, за это Господь воздаст с лихвой. Берегите себя и свою жизнь!