Краткая биография окуджавы для детей. Окуджава Булат: биография, личная жизнь, творчество, память. Работы в кадре

Булат Окуджава - повелитель чувств вот уже на протяжении нескольких поколений. Впечатление доверительности и непринужденности производят его неповторимые песни. Однако непосредственность Окуджавы вовсе не синоним простоты. Окуджава - виртуоз поэтического стиля.

Булат Шалвович Окуджава - поэт и прозаик - один из основоположников жанра бардовской песни, родился и вырос в Москве.

Мой город носит высший чин и звание Москва,

Но он навстречу всем гостям всегда выходит сам.

Его детство прошло в небольших уютных дворах тихих арбатских переулков. Это она, арбатская детвора, придумала себе игру в "Арбатство" и ритуал посвящения в свое "сословие".

Пускай моя любовь, как мир, стара,

Лишь ей одной служил и доверялся,

Я, дворянин с арбатского двора,

Своим двором введенный во дворянство.

В 1942 году девятиклассник Окуджава добровольцем уходит на фронт. Вместо учебников осваивает науку пехотного боя.

Ах, война - она не год еще протянет, -

На то она и война;

Еще много километров портянок

Выкроят из полотна.

Рядовой Булат Окуджава воевал до конца 1944го. Ранения, госпитали..., и больше воевать не пришлось. "Бери шинель - пошли домой"... И вот наступила долгожданная Победа в войне жестокой, стоящей жизни миллионам людей, в войне, отнявшей у поколения, только вступившего во взрослую жизнь, целых четыре года юности.

Со слов самого поэта достоверно известно, что его первая песня на собственную мелодию "Нам в холодных теплушках не спалось..." появилась на фронте в 1943 году. И если та первая, фронтовая, которую сам автор считает слабой, давно забыта, то вторая сохранилась, звучит и поныне, хотя год её рождения - 1946-й.

Неистов и упрям

Гори, огонь, гори!

На смену декабрям

Приходят январи.

После окончания университета Окуджава едет по распределению работать в одну из сельских школ в Калужскую область. Появляются новые стихи, которые время от времени публикуют калужские газеты. В 1956 году выходит первый сборник стихов "Лирика". Он возвращается в Москву, работает сначала редактором в издательстве "Молодая гвардия", впоследствии заведует отделом поэзии в "Литературной газете".

Как раз в эти годы одна за другой пошли песни: "О Леньке Королеве", "Девочка плачет - шарик улетел", "Последний троллейбус", "До свидания, мальчики". Всех не перечесть, но нельзя не задержаться на мелодиях арбатских.

Ты течешь, как река.

Странное название!

И прозрачен асфальт, как в реке вода.

Ах, Арбат, мой Арбат, ты - мое призвание.

Ты и радость моя, и моя беда.

Только ведая правду о тех годах разлук и смятений, "когда свинцовые дожди лупили так по нашим спинам, что снисхождения не жди", можно понять, почему у Окуджавы его возлюбленный Арбат - и радость, и беда. Годом же раньше написана иная "арбатская" песня, менее восторженная, но еще более биографичная.

О чем ты успел передумать, отец расстрелянный мой,

Когда я шагнул с гитарой, растерянный, но живой?

Как будто шагнул я со сцены в полночный московский уют,

Где старым арбатским ребятам бесплатно судьбу раздают.

Одно дело - песня, романс, совсем другое - поэт с гитарой на эстраде. Любопытно, что сам автор, по крайней мере раньше, не считал свои песни собственно песнями. Для него они были и оставались стихами, только не записанными на бумаге, а напетыми с голоса.

Негромкий, задушевный голос Окуджавы притягивал, заставлял вслушаться. Он никогда не писал звонких стихотворений, "на заказ". "Социальные заказы" были не для него. Его душа и сердце безошибочно определяли темы, важные для современников.

В нашей жизни, прекрасной и странной,

и короткой, как росчерк пера,

над дымящейся свежею раной

призадуматься, право, пора.

Призыв "Давайте говорить друг другу комплименты" - не просто красивая фраза, а жизненная необходимость для каждого из нас. В мире разрушающихся идеалов, как путеводная звезда - "надежды маленький оркестрик под управлением любви". Слово любовь употребляется поэтом очень часто. Ведь речь идет, в сущности, о жизни человека, основном принципе его бытия. Жизнь может состояться только при наличии любви: к окружающему миру, к людям, к жизни во всех ее проявлениях.

Неожиданная смерть Булата Шалвовича Окуджавы в 1997 году потрясла нас, его современников. Он пел о ценностях вечных, истинных, по-настоящему важных для человека: "Виноградную косточку в теплую землю зарою..." Кто из нас не грустил под эти пронзительные слова, кто не задавался вопросом. "А иначе, зачем на земле этой грешной живу?"

Профессия поэта "опасна и трудна". Роль поэта в обществе, его назначение и судьба - этой теме Булат Окуджава посвятил немало своих строк:

Поэтов травили, ловили на слове,

им сети плели; куражились,

корнали им крылья, бывало,

и к стенке вели...

Окуджава не изменился, став знаменитым: скромный облик, гитара, удивительная деликатность и уважение к слушателям. Один из его последних сборников называется "Посвящается вам", то есть нам, его почитателям, благодарным его современникам.

Узкожанровая специализированность создателей поэтического слова, как общеизвестно, бытует не изначально. Драматург А. Володин совсем недавно еще раз напоминал об этом: "В древности поэтов называли певцами: они сами сочиняли стихи и мелодию, сами пели их и сами себе аккомпанировали. Но постепенно отпала необходимость личного исполнения, затем отпала мелодия, стали необязательны рифма и размер, а иной раз даже мысль - сама поэзия стала служить недостойным целям... Тогда она спохватилась и потребовала: воссоединяйте меня! В нашей стране первым это сделал Окуджава".

Вероятно, в конце данного высказывания присутствует какаято доля гиперболизации. Вероятно, не самым первым. Были Визбор, Анчаров. Однако остается фактом, если первенство считать не единственно по хронологии событий, от самых первых его песен, а учитывая их количество, имеющих известность в самых разнообразных кругах, словно по основному пику широчайшей популярности, то звание Первого барда по праву относится к Окуджаве.

У Окуджавы написано всего приблизительно полторы сотни замечательных песен о любви и надежде, о бессмысленности войн, о вере в триумф здравого смысла и мудрости.

Окуджава Булат Шалвович - российский поэт, композитор, прозаик, литератор. Широко известен в качестве одного из самых ярких исполнителей авторской песни в СССР в 50-80-е годы прошлого века. Более двухсот различных композиций входили в репертуар, который исполнял Окуджава Булат. Биография этого человека, ставшего ярким символом так называемой эпохи шестидесятников, а также одним из самых ярких писателей и музыкантов своего поколения, предлагается вашему вниманию.

Довоенное время

Жизнь Булата Окуджавы была драматичной и необычной. Немногим известно, что ему дали имя Дориан при рождении, назвав в честь героя романа Оскара Уайльда. Окуджава Булат, биография которого предлагается в этой статье, родился в Москве 9 мая 1924 года. Родители его были убежденными коммунистами. Шалва Окуджава, отец, был грузином, приехал в Москву, чтобы учиться в Коммунистической академии. Ашхен Налбаднян, мать, армянка, была в близком родстве с Ваганом Терьяном, известным поэтом из Армении.

В 1926 году, по окончании учебы родителей, семья вернулась в Тбилиси. Отец Булата сделал партийную карьеру: он работал в горкоме партии в этом городе, был комиссаром дивизии. Но после конфликта с Берией Шалва Окуджава попросил работу в России и был отправлен на Урал. Здесь он трудился сначала парторгом в Нижнем Тагиле при строительстве завода, после чего был назначен первым секретарем местного горкома партии.

Булат Окуджава свое обучение начал на русском языке в Тбилиси, а затем в Нижнем Тагиле, куда вместе с матерью переехал вслед за своими отцом. Карьеру Шалвы прервал Как и у многих других членов партии, считавшихся "ненадежными", его дальнейшая судьба была следующей: сначала ссылка в лагерь, после чего - расстрел. Это было тяжелое время, которое пережил Булат Окуджава. Биография, семья, происхождение поэта отразились позже в его творчестве. Мать мальчика вернулась вместе с сыном в Москву, и они стали жить на Арбате. Ее арестовали в 1938 году, отправили в специальный лагерь для жен "изменников Родины". Она вернулась оттуда лишь спустя 17 лет, в 1955 году.

Окуджава Булат, биография которого началась драматично, в течение своей жизни старался не вспоминать об этом времени. Лишь в 1993 году, на склоне лет, он рассказал о трагических семейных событиях в своем романе "Упраздненный театр".

Булат Окуджава в 1940 году вернулся в Тбилиси, где жили его родственники. После окончания школы он поступил на завод и работал некоторое время учеником токаря.

После наступления Великой Отечественной, в 1942 году, 17-летний юноша отправился добровольцем на фронт. Он служил радистом артиллерии, минометчиком, участвовал во многих боях. Именно в то время создал одну из своих первых песен под названием "Нам в теплушках не спалось". В 1943 году после серьезного ранения, полученного под Моздоком, Булат Шалвович был отправлен за линию фронта, в тыл.

Начало литературной деятельности

Демобилизовавшись по окончании войны, Булат Окуджава, краткая биография которого сейчас освещается, сдал экстерном экзамены за среднюю школу. Затем, в 1950 году, он окончил филологический факультет Тбилисского университета и уехал в Калужскую область, в село Шамордино, где преподавал литературу и русский язык в школе. Через шесть лет в местном издательстве Калуги был опубликован его первый стихотворный сборник под названием "Лирика". А в 1954 году в газете "Молодой ленинец" были напечатаны стихи, которые написал Окуджава Булат Шалвович. Биография его далее связана с Москвой.

Возвращение в столицу

После знаменитого XX съезда компартии, в 1956 году, когда был осужден ее членами реабилитировали мать Окуджавы. Вместе с сыном она переехала в Москву по разрешению правительства. В этом же году Булат Шалвович стал членом КПСС.

Активная деятельность его на литературном поприще началась с 1957 года. Он работал в то время в "Комсомольской правде", "Литературной газете" и "Молодой гвардии" редактором. Повесть Булата Окуджавы "Будь здоров, школяр" в 1961 году была включена в литературный альманах "Тарусские страницы", составлял который известный писатель (именно по этой повести режиссер В. Мотыль снял в 1965 году фильм "Женя, Женечка и Катюша").

Возросшая популярность

В данный период известность Окуджавы стала все возрастать. Его начинали узнавать и как исполнителя, и как автора своих песен. В 1956-1966 годах он сочинил множество композиций, пользующихся любовью и популярностью по настоящее время "Голубой шарик", "Полночный троллейбус", "О Леньке Королеве", "Песня о муравье", "Сентиментальный марш", "Не бродяги, не пропойцы" и многие другие).

Булат Шалвович в Москве работал, как мы уже упоминали, редактором, после чего - заведующим отделом поэзии в "Литературной газете". Он входил в объединение "Магистраль", был одним из наиболее активных его членов. В 1962 году Булат Шалвович был принят также в Союз писателей.

Первые его сочинения, надо сказать, были весьма прохладно встречены официальной критикой. Например, в повести "Будь здоров, школяр" усмотрели пацифистские настроения, выражающиеся в восприятии молодым человеком войны, события которой отразила и биография Булата Окуджавы. Краткое содержание этого произведения следующее: в нем рассказывается о попавшем на фронт 17-летнем юноше, о том, как мальчишки, еще недавно бывшие школьниками, пропускали через себя и понимали войну, как она меняла людей и разбивала иллюзии. Познакомиться с этой повестью можно и по вышеупомянутому фильму "Женя, Женечка, Катюша". Булат Окуджава, биография и творчество которого очень интересны, выразил в этом произведении свои мысли и чувства, пережитые им самим. Резкому осуждению в начале 1960-х годов подверглись почти все песни, так как Союз писателей высказал мысль, что они не изображают подлинные чаяния и настроение советской героической молодежи.

Окуджава в конце 1960-х годов обратился к изучению и осмыслению исторических событий. В это время он написал роман "Бедный Авросимов", посвященный Павлу Пестелю, а также пьесу "Глоток свободы" о Михаиле Бестужеве. В тот же период он заинтересовался биографией Толстого, в частности тем, почему этого писателя постоянно преследовали жандармы. "Похождения Шипова", авантюристический роман, стал итогом этих изысканий. Данные произведения получили весьма неоднозначную оценку со стороны официальной критики, однако среди интеллигенции были восприняты положительно, стали очень популярны.

Песни, написанные для кинофильмов

В 1962 году Булат Шалвович впервые участвовал в создании кино: он исполнил песню "Полночный троллейбус" собственного сочинения в фильме под названием "Цепная реакция". Всенародная слава пришла к Окуджаве в 1970 году, после того как вышла кинолента "Белорусский вокзал", в которой звучала композиция "А нынче нам нужна одна победа" - одна из самых лучших в его творчестве. Окуджава позднее рассказывал, что когда режиссер предложил ему написать для этого фильма песню, сначала он отказался.

Предстояло не просто создать композицию, но именно со стилизацией текста под поэтическое творчество периода Великой Отечественной войны, так как, согласно сюжету, исполнять ее должен был обычный солдат, сидящий в окопе фронтовой поэт, сочиняющий о своих друзьях нехитрые строки, а не профессионал. Такая задача Булату Шалвовичу показалась очень непростой, поскольку о войне он всегда писал с позиции человека, который живет уже в мирное время, а ведь на фронте по-другому думали, говорили, пели. Однако память подсказала музыкальную интонацию и верные слова. После такого опыта Булат Шалвович стал автором множества популярных песен, созданных для более чем восьмидесяти кинофильмов.

Вольнодумство

Окуджава с 1961 года оставил работу по найму, решив посвятить себя исключительно творчеству. В то время он любил этой независимостью бравировать. Стихи его издавались за границей, он подписал письмо в защиту Синявского и Даниэля. Как ни странно, наказания за подобное "вольнодумство" так и не последовало.

Песенное творчество

Биография этого автора будет неполной, если не указать на такую важную ветвь его творчества, как авторская песня. Первый концерт состоялся в Харькове в 1961 году. Первые пластинки появились в Польше и Париже в 1968 году, а с середины 1970-х записи песен стали выходить и в нашей стране.

Последние годы

Подошел к концу наш рассказ о таком великом человеке, как Окуджава Булат Шалвович. Краткая биография в аспекте последних лет его жизни неразрывно связана с перестройкой. В этот период он принимал в жизни страны активное участие. В 1990 году Окуджава Булат, биография которого была представлена в этой статье, покинул КПСС. Последний концерт исполнителя состоялся в Париже в июне 1995 года, а через два года Окуджава скончался в Кламаре, парижском пригороде.

СОШ №2 г.Россоши

Реферат

на тему:

«Жизнь и творчество Булата Окуджавы»

Выполнил: Бастрыгин Александр,

ученик 6 «А» класса

г.Россошь

2016

Булат Шалвович Окуджава (1924 - 1997) - один из оригинальнейших русских поэтов XX века, признанный основоположник авторской песни.

До 1940 года жил на Арбате. И дата, и место рождения поэта со временем приобрели символический характер. 9 мая стало днем окончания самой страшной и бесчеловечной войны, о которой фронтовику Окуджаве удалось сказать в своих песнях новое слово. Арбат же в лирической системе поэта сделался символом мира, добра, человечности, благородства, культуры, исторической памяти - всего, что противостоит войне, жестокости и насилию. Значительная часть лирики Окуджавы написана под впечатлениями военных лет. Но эти песни и стихи не столько о войне, сколько против нее: «Война же, согласитесь, - вещь противоестественная, отнимающая у человека природой данное право на жизнь. Я ранен ею на всю жизнь, и до сих пор еще часто вижу во сне погибших товарищей, пепелища домов, развороченную воронками землю... Я ненавижу войну». До последнего дня, оглядываясь назад, восхищаясь победой, гордясь участниками Великой Отечественной, поэт не переставал надеяться, что мы, люди, научимся обходиться без крови, решая свои земные дела. В последних стихах Окуджавы есть строки:

Солдат идет с винтовкой, врага он не боится.

Но вот какая странность в душе его творится:

Он пушки ненавидит, и войнам он не рад...

Конечно, если это не лапоть, а солдат.

И все же: «Война так въелась в меня, мне трудно от нее избавиться. Все мы, наверное, рады были бы навсегда забыть о войне, но, к сожалению, она не затихает, она идет по пятам... Сколько же мы, люди, будем побеждать эту войну?»

Жизнь Булата была нелегка. В 1937 году отец поэта, крупный партийный работник, был арестован и затем расстрелян. Мать была сослана в лагерь. Самому Булату Окуджаве едва удалось избежать отправки в детский дом в качестве сына «врага народа». Из девятого класса московской школы он ушел на фронт, где был минометчиком, пулеметчиком, а после ранения - радистом тяжелой артиллерии. С 1945-го по 1950 год Окуджава учился на филологическом факультете Тбилисского университета. Тогда и родилась его первая песня «Неистов и упрям, гори, огонь, гори...».

В этом небольшом, но чрезвычайно динамичном и насыщенном тексте можно увидеть своеобразное зерно того жанра, который получит затем широкое развитие. Здесь поражает сочетание внешней простоты, кажущейся безыскусности с глубиной мысли и переживания. О чем песня? Да обо всем на свете: о неиссякаемой таинственности жизни, о той полноте бытия, которая постигается нами лишь на пути трагических испытаний. О самых серьезных вещах здесь говорится с артистичной легкостью, почти небрежностью. Песня создает атмосферу искренности, доверительности, внутренней свободы. Песня родилась в студенческой среде, но автором ее стал не вчерашний школьник, а человек, умудренный жизненным и военным опытом, не по книгам знавший, что такое «самый страшный суд». Не случайно, что сегодня, столько лет спустя, первая песня Окуджавы нисколько не устарела, ее романтико-философский настрой по-прежнему близок многим. И сам поэт, и последовавшие за ним рыцари авторской песни пронесли этот «неистовый» и «упрямый» огонь сквозь десятилетия.

По окончании университета Окуджава работал учителем русского языка и литературы в сельской школе под Калугой. В 1956 году в Калуге вышел его первый поэтический сборник «Лирика». Окуджава переезжает в Москву, куда вернулась после реабилитации его мать. Вскоре в кругу московских литераторов приобретают известность многие песни поэта, которые он сначала исполнял в дружеском кругу, а примерно с 1959 года - и публично. В 60-е годы потребность в жанре, который позже назовут «авторской песней», оказалась чрезвычайно велика. Закономерность его появления, естественное вхождение в культуру того времени точно выразил Давид Самойлов:

Былым защитникам державы,

Нам не хватало Окуджавы.

Булат Окуджава - признанный основоположник авторской песни. Успех пришел к Окуджаве потому, что он обращался не к массе, а к личности, не ко всем, а к каждому в отдельности. Предметом поэзии в его мире стала обыденная, повседневная жизнь.

Стихи начал писать в детстве. Впервые стихотворение Окуджавы было опубликовано в 1945 в газете Закавказского военного округа "Боец РККА" (позднее "Ленинское знамя"), где в течение 1946 печатались и другие его стихи. В 1953-1955 стихи Окуджава регулярно появлялись на страницах калужских газет. В Калуге же в 1956 был издан и первый сборник его стихов "Лирика". В 1959 в Москве вышел второй поэтический сборник Окуджавы - "Острова". В последующие годы стихи Окуджавы печатаются во многих периодических изданиях и сборниках, книги его стихов издаются в Москве и других городах.

Окуджаве принадлежит более 800 стихотворений. Многие стихи у него рождаются вместе с музыкой, песен уже насчитывается около 200.

Впервые пробует себя в жанре песни во время войны. В 1946 студентом Тбилисского университета создает "Студенческую песню" ("Неистов и упрям, гори, огонь, гори..."). С 1956 одним из первых начинает выступать как автор стихов и музыки песен и их исполнитель. Песни Окуджавы обратили на себя внимание. Появились магнитофонные записи его выступлений, принесшие ему широкую популярность. Записи его песен разошлись по стране в тысячах экземпляров. Его песни звучали в кинофильмах и спектаклях, в концертных программах, в теле- и радиопередачах. Первый диск вышел в Париже в 1968, несмотря на сопротивление советских властей. Заметно позже вышли диски в СССР.

В настоящее время в Государственном литературном музее в Москве создан фонд магнитофонных записей Окуджавы, насчитывающий свыше 280 единиц хранения.

На стихи Окуджавы пишут музыку профессиональные композиторы. Пример удачи - песня В.Левашова на стихи Окуджавы «Бери шинель, пошли домой». Но самым плодотворным оказалось содружество Окуджавы с Исааком Шварцем ("Капли Датского короля", "Ваше благородие", "Песня кавалергарда", "Дорожная песня", песни к телефильму "Соломенная шляпка" и другие).

Книги (сборники стихов и песен): "Лирика" (Калуга, 1956), "Острова" (М., 1959), "Веселый барабанщик" (М., 1964), "По дороге к Тинатин" (Тбилиси, 1964), "Март великодушный" (М., 1967), "Арбат, мой Арбат" (М., 1976), "Стихотворения" (М., 1984, 1985), "Посвящается вам" (М., 1988), "Избранное" (М., 1989), "Песни" (М., 1989), "Песни и стихи" (М., 1989), "Капли Датского короля" (М., 1991), "Милости судьбы" (М., 1993), "Песенка о моей жизни" (М., 1995), "Чаепитие на Арбате" (М., 1996), "Зал ожидания" (H.Новгород, 1996).

Начиная с 1960-х гг. Окуджава много работает в жанре прозы. В 1961 в альманахе "Тарусские страницы" опубликована его автобиографическая повесть "Будь здоров, школяр" (отдельным изданием вышла в 1987), посвященная вчерашним школьникам, которым пришлось защищать страну от фашизма. Повесть получила отрицательную оценку сторонников официозной критики, обвинившей Окуджаву в пацифизме.

В последующие годы Окуджава постоянно пишет автобиографическую прозу, составившую сборники "Девушка моей мечты" и "Заезжий музыкант" (14 рассказов и повестей), а также роман "Упраздненный театр"(1993), получивший в 1994 Международную премию Букера как лучший роман года на русском языке.

В конце 1960-х гг. Окуджава обращается к исторической прозе. В 1970-80 гг. отдельными изданиями вышли повести "Бедный Авросимов" ("Глоток свободы") (1969) о трагических страницах в истории декабристского движения, "Похождения Шипова, или Старинный водевиль" (1971) и написанные на историческом материале начала XIX века романы "Путешествие дилетантов" (Ч. 1. 1976; Ч. 2. 1978) и "Свидание с Бонапартом" (1983).

Книги (проза): "Фронт приходит к нам" (М.,1967), "Глоток свободы" (М., 1971), "Прелестные приключения" (Тбилиси, 1971; М., 1993), "Похождения Шипова, или Старинный водевиль" (М., 1975, 1992), "Избранная проза" (М., 1979), "Путешествие дилетантов" (М., 1979, 1980, 1986, 1990; Таллинн, 1987, 1988), "Свидание с Бонапартом" (М., 1985, 1988), "Будь здоров, школяр" (М., 1987), "Девушка моей мечты" (М., 1988), "Избранные произведения" в 2 тт. (М., 1989), "Приключения секретного баптиста" (М., 1991), "Повести и рассказы" (М., 1992), "Заезжий музыкант" (М., 1993), "Упраздненный театр" (М., 1995).

Выступления Окуджавы проходили в Австралии, Австрии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Израиле, Испании, Италии, Канаде, Польше, США, Финляндии, Франции, ФРГ, Швеции, Югославии, Японии.

Произведения Окуджавы переведены на множество языков и изданы во многих странах мира.

Книги поэзии и прозы, изданные за рубежом (на русском языке): "Песенка о дураках" (Лондон, 1964), "Будь здоров, школяр" (Франкфурт-на-Майне, 1964, 1966), "Веселый барабанщик" (Лондон, 1966), "Проза и поэзия" (Франкфурт-на-Майне, 1968, 1977, 1982, 1984), "Два романа" (Франкфурт-на-Майне, 1970), "Бедный Авросимов" (Чикаго, 1970; Париж, 1972), "Прелестные приключения" (Тель-Авив, 1975), "Песни" в 2 т. (ARDIS, т.1, 1980; т.2, 1986 (1988).

По пьесе Окуджавы "Глоток свободы" (1966), а также по его прозе, стихам и песням поставлены драматические спектакли.

Постановки :"Глоток свободы" (Л., ТЮЗ, 1967; Красноярск, ТЮЗ имени Ленинского комсомола, 1967; Чита, Театр драмы, 1971; М., МХАТ, 1980; Ташкент, русский драм. театр им. М.Горького, 1986); "Мерси, или старинный водевиль" (Л., театр муз.комедии, 1974); "Будь здоров, школяр" (Л., ТЮЗ, 1980); "Музыка арбатского двора" (М., Камерный муз. театр, 1988). Фильмы: кино и телевидение.

С середины 1960-х гг. Окуджава выступает как кинодраматург. Еще раньше в фильмах начинают звучать его песни: более чем в 50 фильмах звучит более 70 песен на стихи Окуджавы, из них более 40 песен на его музыку. Порой Окуджава снимается сам.

Киносценарии:

"Женя, Женечка и "катюша"" (1967; в соавторстве с В. Мотылем; Постановка: Ленфильм, 1967);

"Частная жизнь Александра Сергеича, или Пушкин в Одессе" (1966; в соавторстве с О. Арцимович; фильм не поставлен);

Песни в фильмах (наиболее известные работы):

на собственную музыку:

"Сентиментальный марш" ("Застава Ильича", 1963)

"Мы за ценой не постоим" ("Белорусский вокзал", 1971)

"Пожелание друзьям" ("Ключ без права передачи", 1977)

"Песня московских ополченцев" ("Великая Отечественная", 1979)

"Счастливый жребий" ("Законный брак", 1985) на музыку И.Шварца:

"Капли Датского короля" ("Женя, Женечка и "катюша"", 1967)

"Ваше благородие" ("Белое солнце пустыни", 1970)

"Песня кавалергарда" ("Звезда пленительного счастья", 1975) песни к фильму "Соломенная шляпка", 1975

"Дорожная песня" ("Нас венчали не в церкви", 1982) на музыку Л.Шварца

"Веселый барабанщик" ("Друг мой, Колька", 1961) на музыку В.Гевиксмана

"Старый причал" ("Цепная реакция", 1963) на музыку В.Левашова

"Бери шинель, пошли домой" ("От зари до зари", 1975; "Аты-баты, шли солдаты...", 1976).

Книги:

"Женя, Женечка и "катюша"..." (М., 1968)

"Капли Датского короля". Киносценарии и песни из кинофильмов (М.: Киноцентр, 1991).

Работы в кадре:

Худжественные (игровые) фильмы:

"Застава Ильича" ("Мне двадцать лет"), Киностудия им. М.Горького, 1963

"Ключ без права передачи", Ленфильм, 1977

"Законный брак", Мосфильм, 1985

"Храни меня, мой талисман", Киностудия им. А.П. Довженко, 1986

Документальные фильмы:

"Я помню чудное мгновенье" (Ленфильм)

"Мои современники", Ленфильм, 1984

"Два часа с бардами" ("Барды"), Мосфильм, 1988

"И не забудь про меня", Российское телевидение, 1992

Жизнь его стала легендой. Никакая магнитофонная запись не передаст всего богатства интонаций его чудесного голоса, хотя ничего выделанно-вычурного в его голосе, конечно же, нет. Стихотворения и песни Булата Окуджавы отражают большой мир существующих и во времени, и в пространстве человеческих ценностей, точнее было бы сказать - общечеловеческих ценностей.

12 июня 1997 года из Франции в Россию пришла трагическая новость - умер Булат Окуджава. Спустя десятилетие любая краткая интернет-энциклопедия выдаст каждому любопытному сухую информацию: "Поэт, прозаик, киносценарист. Автор и исполнитель песен, основоположник направления авторской песни". Но тогда сразу нескольким поколениям людей было понятно - еще одна великая эпоха стала лишь "достоянием".

Булат Окуджава в песнях жалел всех: и хороших, и плохих. Он жалел себя, усталых путников, девочек, девушек, замужних женщин и бабушек, жалел «шарик голубой», пехоту, мальчиков, снова себя, снова женщин, наконец, свою душу.

Булат Окуджава – это целая эпоха в советской авторской песне. Он такой разный и в то же время узнаваемый. Среди его стихов каждый человек найдет какой-то свой текст, который затронет до глубины души.

Не о каждом поэте можно это сказать. Тексты его и просты, и сложны одновременно. В произведениях Булата Шалвовича нашли отражение хорошие и плохие моменты жизни автора.

Перемена имени

Булат Окуджава появился на свет 9 мая 1924 года в Москве. Родители, восхищавшиеся писателем Оскаром Уайльдом, и, особенно, его произведением «Портрет Дориана Грея», назвали новорожденного сына Дорианом. К моменту необходимой регистрации сына Шалва решил, что имя «Дориан» слишком помпезное для юного советского гражданина. И его сменили на более скромное и привычное для грузинского уха имя «Булат». Впоследствии Окуджава также назовет сына Булатом, но дома ребенка будут звать «Антошка», в честь любимой игрушки.

Детское прозвище

Детским прозвищем Окуджавы было «Кукушка ». Основных версий происхождения две. Первая говорит о том, что младенческое агуканье поэта напоминало крик кукушки. Так показалось его бабушке по отцу. А по второй версии Булата так назвали потому, что он постоянно кочевал по родственникам отца и матери. Об этом бард написал в своем автобиографическом романе «Упраздненный театр». Упреки в том, что Ашхен подбрасывает сына разным родственникам и не воспитывает его сама, приписывались тете Сильвии.

Лаврентий Берия и семья Окуджава

Согласно легенде семьи Окуджава в мать Булата Шалвовича, Ашхен, был влюблен Лаврентий Берия. Якобы одной из причин ненависти к Шалве Окуджаве и была эта влюбленность в красивую армянку. Именно из-за разногласий с Берией Шалву перевели из Грузии в Россию. Впрочем, конфликт произошел скорее на политической почве, чем по личным мотивам.

Впоследствии, в 1939 году, пребывая в полной неизвестности после ареста Шалвы, Ашхен обратится к Берии за помощью. Тот обещает помочь и быстро выпроваживает ее. Но Шалико Окуджава к этому моменту уже мертв (процесс по его делу состоялся 4 августа 1937 года, в тот же день приговор привели в исполнение). На следующий день после визита к Берии мать Булата арестуют, приговорят к пяти годам лагерей и к последующей ссылке.

Выстрел

О данном факте биографии поэта известно только из его романа «Упраздненный театр ». Но вряд ли такое придумывают намеренно.

Когда Булату было одиннадцать лет, он дружил с тринадцатилетним Афанасием Дергачем, работавшим на стройке. Дружба была несколько неравной, сын парторга Окуджава и оборванец Дергач. Но Афонька и Булат находили друг в друге каждый свое. Булат пересказывал Афоньке школьные уроки. А самого Булата привлекала в Дергаче некоторая «взрослость». Еще бы, работает на стройке, живет самостоятельной жизнью.

И в один далеко не прекрасный день, видимо, желая мальчишески порисоваться, Окуджава утащил отцовский браунинг и вместе с Афонькой и его друзьями отправился в тайгу. В автобиографическом романе не объясняется, как произошел выстрел, но это случилось. На счастье сына парторга, пуля не задела жизненно важных органов Афоньки, прошла навылет. Но Дергач так и не простил Окуджаву. При встрече Афонька ударил Булата кулаком в нос. На этом их жизненные пути разошлись.

Школьный заводила

В двенадцать лет Окуджава был мальчиком далеко не тихим. Лидер класса, что называется, первый парень на деревне. То придумает занятия французской борьбой в прихожей своего дома, где и выступает азартным арбитром. То организует оркестр, и вот уже все ученики его школы изображают ксилофон, трубу или гавайскую гитару. Либо подговорит весь класс тихонько гудеть, раздражая учителя и срывая занятия.

Еще он организовал Союз Юных Писателей (СЮП), для вступления в который надо было написать рассказ. Все эти шалости закончились после ареста отца и объявления Булата «сыном врага народа». После этих событий что-то внутри поэта сломалось. И из лидера он превратился в незаметного и застенчивого мальчика.

Признание в «Огоньке»

Окуджава в интервью журналу «Огонек» вспоминает еще об одном своем неблаговидном поступке. В 1945 году он ушел из дома и поселился у одного из своих институтских приятелей. Друг был приезжим и снимал комнату. Жили однокурсники бедно, даже голодно. И когда приятель уехал ненадолго к родственникам, Булат украл у него спрятанный в чемодане отрез ткани.

Отрез он позже продал на рынке и очень быстро истратил деньги. Вернувшийся приятель пропажу обнаружил, но открыто Окуджаву в ней не обвинил. Но именно это обстоятельство впоследствии развело друзей.

Прощание с Анной Ахматовой

Мало кто знает об этом, но песня «Прощание с новогодней елкой» была написана памяти прекрасной поэтессы, Анны Ахматовой, которая умерла в марте 1966 года. Ее тонкий и яркий образ ясно читается в этих стихах.

«Нас ждет огонь смертельный…»

По признанию актера и режиссера Андрея Смирнова, соавтором музыки к песне «Мы за ценой не постоим…», прозвучавшей впервые в фильме «Белорусский вокзал», был композитор Альфред Шнитке, который практически полностью изменил музыкальный ряд произведения. При этом Шнитке настаивал, чтобы его имя не указывалось в титрах и авторство полностью принадлежало Булату Окуджаве.

Политическая деятельность Булата Окуджавы

По словам Александра Гинзбурга, поэт служил связным между фондом Солженицина в Париже и советскими политзаключенными. Он передавал им деньги из фонда.

Окуджава перевозил в брюках антисоветскую литературу и умело имитировал на таможне радикулит, если вдруг приходилось наклоняться. Пойман он никогда на этом не был.

В 1993 году, 4 октября, Булат Окуджава стал одним из тех, кто подписал «письмо сорока двух». То есть поддержал и, по-своему, одобрил действия правительства, ну или разделил с ним ответственность за эти деяния. После этого многие резко осудили барда, а Владимир Гостюхин публично растоптал пластинку с песнями Окуджавы. Эти события оставили существенный след не только в душе поэта, но и подорвали его здоровье. До самой смерти эти упреки преследовали сына Шалико.

Окуджава и Польша

Поэт всегда был любим в СССР, но далеко не так, как в Польше. Ведь самая первая пластинка Булата была издана как раз в Польше. Правда, исполнял песни не сам Булат Шалвович, а польские артисты. С 1995 года в Польше стали проводить ежегодные фестивали в честь барда.

Интересных событий в жизни поэта было много, их все не вместить в одну статью, да и в одну книгу тоже.

(1924 - 1997)

Вот что рассказал о своей жизни корреспонденту "Огонька" Олегу Терентьеву сам Булат Шалвович:
- Ну что я могу рассказать вам. Я родился в Москве, на Арбате в 24-м году. По происхождению я грузин. Но, как говорят мои московские друзья, грузин московского разлива. Родной язык мой - русский. Я - русский писатель. Жизнь моя была обычной, такая же, как жизнь моих сверстников. Ну, если не считать того, что в 37-м году мой отец - партийный работник - был уничтожен здесь, в вашем замечательном городе (Свердловске). Три года я прожил в Нижнем Тагиле. Затем вернулся в Москву. Учился в школе. После девятого класса в семнадцать лет ушел добровольно на фронт. Воевал. Был рядовым. Минометчиком. Был ранен. Остался жив. Учился в университете на филологическом факультете. Окончил. Уехал в деревенскую школу Калужской области. Работал учителем. Преподавал русский язык и литературу. Ну, как большинство, писал стихи. Относился к этому, конечно, несерьезно. Но постепенно, постепенно это все во мне усиливалось. Стал публиковаться в "Калужской газете" областной. Затем, когда умер Сталин, и начали налаживаться нормы демократические нормальной жизни в нашей стране, мне предложили работать в "Комсомольской газете" областной. Я заведовал отделом пропаганды. И там же, в Калуге, у меня вышла первая маленькая книжечка стихов. Но так как в Калуге других поэтов не было, я считался самым лучшим. У меня очень кружилась голова. Я был очень самонадеян. Мне казалось, что я достиг уже самых больших высот. Хотя стихи эти были очень слабые, подражательные. Посвящались в основном праздникам, временам года. Затем я переехал в Москву. Там попал в одно литературное объединение. Там были очень сильные молодые поэты, которые меня крепко побили. Сначала, в первые минуты, я подумал, что это они от зависти. Потом понял, что я сам в этом виноват. Год приблизительно ничего не писал в отчаянии. Но потом природа взяла свое. Стал писать. Хорошо или плохо - не мне судить. Но так, как я пишу до сегодняшнего дня. В конце 56-го года, то есть ровно тридцать лет тому назад, осенью 56-го года, я впервые взял в руки гитару и спел свое шуточное стихотворение под аккомпанемент. Так начались так называемые песни. Потом их становилось больше, и, наконец, когда их стало уже шесть или семь, начали раздаваться... А в то время появились первые магнитофоны. И вот на работе - я работал в издательстве "Молодая гвардия" - стали раздаваться звонки, и люди меня приглашали домой попеть свои песни. Я с радостью брал гитару и ехал по неизвестному адресу. Там собирались человек тридцать тихих интеллигентов. Я пел эти пять песен своих. Потом я их повторял снова. И уезжал. А на следующий вечер я ехал в другой дом. И так это тянулось полтора года. Ну и постепенно - магнитофоны работали - это все распространялось очень стремительно, быстро. Ну и появились люди, которые сочли необходимым со мной бороться. Теперь я понимаю, что эти песни были очень непривычные после того, что мы пели обычно. Кому-то показалось это опасным. Ну и, как всегда, комсомол был застрельщиком. Первый фельетон обо мне был опубликован в ленинградской газете "Смена" по заданию из Москвы. Но так как он был наспех сделан, в нем было много смешного. Ну, например, там была такая фраза: "На эстраду вышел подозрительный человек. Он запел под гитару пошлые песенки. Но за таким поэтом девушки не пойдут. Девушки пойдут за Твардовским и Исаковским". Такой способ определять качество литературы - за кем пойдут девушки. Сейчас это все смешно звучит, но мне тогда, поверьте, было очень не смешно. Было очень сложно. Значит, было много казусов, нелепостей. Я метался. Я чувствовал, что я делаю что-то интересное, но встречал противодействие. Однажды меня пригласили в очень высокую инстанцию. А у меня была такая одна из первых песен - "Песня про Леньку Королева". Может быть, приходилось слышать вам. Ну и мне сказали в высокой инстанции, человек, который был обременен большими знаниями о культуре, он сказал, что эту песню петь не надо, потому что она неправильно ориентирует молодежь. "Чем же она неправильно ориентирует?" - спросил я. - "А вот у вас там есть такие строчки: "он ушел воевать и погиб, и некому оплакать его жизнь". Как, то есть, некому? Остался ведь народ, всякие организации..."
Но я не поверил вкусу этого человека и продолжал петь эту песню. Года через три у меня появилась песня "О дураках". Меня снова пригласил этот человек и сказал мне: "Послушайте! У вас же была замечательная песня про Леньку Королева. Зачем вам петь про дураков?" Ну и я понял, что время делает свое дело. Это лучший судья. Слабые вещи оно убирает, удачные вещи оставляет. Поэтому нам не нужно суетиться, судить, решать. Все решится само собой. Искусство - такая вещь. Долготерпивое. Ну, затем, после того как стали появляться эти фельетоны и всякий шум, мои друзья в Союзе писателей решили меня обсудить. Очень было бурное обсуждение. И меня приняли в Союз писателей. Но после этого мне стало немножко легче, стали выходить книги стихов. Мои песни стали петь некоторые певцы. Хотя очень небольшое количество, потому что песни были непривычные, а им нужно было проходить через художественный совет. И художественные советы боялись этих песен и отвергали их. Но кое-кто пел. Потом эти песни зазвучали в фильмах, в некоторых, в спектаклях. Потом к ним стали больше привыкать. Я стал ездить по стране выступать. Потом меня послали за рубежи. Я выступал за границей. У меня стали выходить пластинки. Потом я стал писать прозу... И ко мне настолько привыкли, что даже однажды в один летний день, когда по традиции десятиклассники выходят ночью на набережные Москвы, чтобы проститься со школой, был такой случай. Телевизионная машина примчалась на набережную, чтобы записать песни вот этих молодых людей. Подъехали к одной группе. Там - рок-н-ролл. Подъехали к другой группе - там тоже что-то этого типа. Стали метаться. И наконец увидели - около собора Василия Блаженного стоит такая маленькая кучка с гитарой, и поют мою песню. Они так обрадовались, услышав свое, что записали и передали в эфир. И так я был узаконен. Ну вот. А потом наступила нормальная полоса литературной жизни. И теперь у меня уже за плечами пять романов и несколько книг стихов и пластинок. И вот сейчас должна выйти пластинка с новыми песнями. Так что я в своей литературной жизни человек счастливый, потому что я прошел через огонь, и воду, и медные трубы. И устоял. И остался самим собой, насколько это позволил мне характер. И продолжаю работать. Жив и здоров.
Краткая биография
Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая 1924 года в Москве в семье партийных работников (отец - грузин, мать - армянка). Жил на Арбате до 1940. В 1934 г. переехал вместе с родителями в Hижний Тагил. Там отец был избран первым секретарем городского комитета партии, а мать - секретарем райкома. В 1937 родители арестованы; отец расстрелян, мать сослана в карагандинский лагерь. О. возвратился в Москву, где вместе с братом воспитывался у бабушки. В 1940 переехал к родственникам в Тбилиси.
В школьные годы с 14-летнего возраста был статистом и рабочим сцены в театре, работал слесарем, в начале Великой Отечественной войны - токарем на оборонном заводе. В 1942 после окончания девятого класса средней школы добровольцем ушел на войну. Служил в запасном минометном дивизионе, затем после двух месяцев обучения был отправлен на Северо-Кавказский фронт. Был минометчиком, потом радистом тяжелой артиллерии. Был ранен под г. Моздок. В 1945 г. демобилизовался.
Окончил экстерном среднюю школу и поступил на филологический факультет Тбилисского университета, где учился с 1945 по 1950. После окончания университета, с 1950 по 1955 по распределению учительствовал в деревне Шамордино и районном центре Высокиничи Калужской области, затем - в одной из средних школ г. Калуги. Там же, в Калуге, был корреспондентом и литературным сотрудником областных газет "Знамя" и "Молодой ленинец".
В 1955 реабилитированы родители. В 1956 возвратился в Москву. Участвовал в работе литературного объединения "Магистраль". Работал редактором в издательстве "Молодая гвардия", затем - заведующим отделом поэзии в "Литературной газете". В 1961 уходит со службы и целиком посвящает себя свободному творческому труду.
Жил в Москве. Жена - Ольга Владимировна Арцимович, физик по образованию. Сын - Булат Булатович Окуджава, музыкант, композитор.
12 июня 1997 скончался после непродолжительной болезни в Париже. Последнее интервью
Последнее интервью, данное Окуджавой студенту факультета журналистики МГУ Денису Левшинову весной 1997 года и напечатанное в Известиях 14 июня того же года.
- Булат Шалвович, как вы относитесь к своей популярности?
- Вы знаете, я человек не тщеславный, а честолюбивый. Тщеславный человек старается слыть, а честолюбивый - быть. Меня никогда не интересовал шум вокруг моего имени. Но как автору мне, конечно, приятно знать, что ко мне хорошо относятся.
- Многие вас считают чуть ли не народным героем.
- Если бы я жил на необитаемом острове, я делал бы то же самое - это моя профессия, мое призвание. Я иначе жить не могу, и потом, настоящие почитатели моей работы, люди мыслящие и серьезные, они не всплескивают руками при виде меня. Некоторые, особенно раньше, когда я начинал выступать с гитарой, меня воспринимали как эстрадного исполнителя - шумели, верещали, но быстро успокоились и ушли в другие залы, а со мной осталось не очень много, но очень верных и мыслящих людей.
- Вы что-нибудь сейчас пишете, я смотрю, у вас всюду разбросаны черновики стихов?
- Я все время пишу и все время работаю.
- А музыку пишете?
- Музыку, в полном смысле слова, я никогда не писал: я не знаю нот. А сейчас я вообще потерял к этому интерес.
- Почему?
- Не знаю, может потому, что исполнение своих стихов было не главной профессией, а хобби - мне нравилось, друзьям моим нравилось, ну я и пел. Потом играть на гитаре я так и не научился, может с этим связано отсутствие профессионального интереса, а может быть, с возрастом. Во всяком случае, последнюю песню я придумал года два назад. Я не могу сказать, что и раньше в этой области я работал очень активно - из ста стихотворений, которые я писал, в песни превращались максимум пять.
- Значит, вы прежде всего поэт?
- Прежде всего я человек, который пишет стихи, а поэт я или нет - не знаю.
- У вас есть какое-нибудь специальное образование, музыкальное или литературное?
- Нет-нет, я филолог, русист, закончил филологический факультет. Когда-то ребенком меня отдали в музыкальную школу, но на этом все и закончилось.
- Каковы сейчас ваши отношения с кино?
- Так сложились обстоятельства, что я был вовлечен в кино, у меня были прекрасные друзья-режиссеры, меня подключали к написанию сценариев, я писал сценарии в основном неумеючи, мучаясь, прибегая к помощи друзей. Кое-что получалось удачно. Но потом я возвращался домой, оставался один и писал свои романы и стихи, и это было главное.
Сейчас я из этого круга выбыл. Было время - мне предлагали, я отказывался, кончилось это время. Я свое предназначение выполнил, то, что мог, сделал. Потом перестали в кино употреблять песни этого жанра, этого стиля. Вообще искусство стало меняться. Везде уровень ресторана, но ресторанная песня - это ресторанная песня, и дай ей Бог здоровья, в ресторане ты не будешь слушать арию Каварадосси. Но когда эта музыка становится ведущей, это ужасно. Последнее время появились какие-то бездарные, безголосые, кривляющиеся исполнители, их называют звездами, они это всерьез в отношении себя воспринимают, вот эта пошлятина ресторанная - это плохо. Но думаю, пройдет.
- Булат Шалвович, вам нравятся Юрий Шевчук или Борис Гребенщиков?
- В рок-музыке я ничего не смыслю. Я не хочу сказать, что это плохо, но я ничего в этом не понимаю, я человек старомодный. Что касается Гребенщикова, я его давно знаю, и он мне интересен прежде всего как поэт, у него есть несколько вещей, которые меня просто очаровали. То же самое и Юрий Шевчук. Человек одаренный, яркий, своеобразный, но я воспринимаю только его стихи.
- Вас не раздражает, когда актеры или музыканты вдруг становятся коммерсантами или политиками?
- Нет, мне это совершенно безразлично и никак меня это не трогает, просто иногда мне их бывает жалко. Актеру быть политиком не следует. Участвовать в общественной жизни можно, но только на уровне гражданина. А куда-то избираться, переизбираться, лезть в депутаты - это все смешно и многие это уже поняли.
- Что такое, на ваш взгляд, интеллигентный человек?
- Интеллигентный человек - это прежде всего тот, кто стремится к образованию. Это человек, который против насилия. Бывает, что академик - жлоб, а рабочий - интеллигент. Вот говорят, Ленин интеллигентный человек. Никогда он не был интеллигентом, потому что интеллигент - противник насилия.
- Какой смысл вы вкладываете в понятие "свобода"?
- Свобода это, прежде всего, то, что в России неизвестно. Когда в России говорят свобода, подразумевают воля. Что значит воля? Делай, что хочешь, а свобода - это воля в рамках закона. У нас или воля, или полное холопство, поэтому мы сейчас и мучаемся. Свобода это прежде всего уважение к личности. Я живу в рамках собственного предназначения, но я никогда не позволю себе нарушать покой соседа или образ жизни другого человека ради себя - вот это и есть свобода. У нас сейчас кричат - демократия, свобода, да никакой у нас демократии нет, демократия - это состояние крови, это вырабатывается даже не десятилетиями, а поколениями, это должно быть внутри у человека.
- Вы религиозный человек?
- Я православный по своим предкам. Но в душе я абсолютный атеист и сегодня лукавить не стану. И я должен сказать, что у меня не вызывает трепета наша православная церковь, потому что она находится на том же уровне, на котором находится и наше общество, она мне не симпатична. Хотя против церкви я ничего не имею, я знаю священников - блистательных людей. Вот моя жена истинно верующий человек, я искренне уважаю ее пристрастие к вере.
- Насколько я знаю, ваша жена - коллекционер кукол.
- Нет, она не коллекционер, она создала Московский музей кукол и ее окружают нищие талантливые кукольщики.
- Булат Шалвович, кто сейчас ваши друзья?
- Вы знаете, я никогда не был широкообщительным человеком. Те, кто были моими друзьями, те и остались. Правда, теперь видимся мы очень редко. Это возрастное.
- Скажите, Булат Шалвович, что такое любовь?
- Я не смогу объяснить, я могу любовь увидеть и сказать - о, это любовь, а классифицировать я не могу.
- Вы любите людей?
- Хороших - да, плохих - нет. Нельзя любить всех людей, бывают субъекты, которых не грех и ненавидеть. У меня есть такие строки в стихотворении: "Я люблю не народ, а отдельных его представителей".
Библиография
Поэзия и песни
Стихи начал писать в детстве. Впервые стихотворение Окуджавы было опубликовано в 1945 в газете Закавказского военного округа "Боец РККА" (позднее "Ленинское знамя"), где в течение 1946 печатались и другие его стихи. В 1953-1955 стихи Окуджава регулярно появлялись на страницах калужских газет. В Калуге же в 1956 был издан и первый сборник его стихов "Лирика". В 1959 в Москве вышел второй поэтический сборник Окуджавы - "Острова". В последующие годы стихи Окуджавы печатаются во многих периодических изданиях и сборниках, книги его стихов издаются в Москве и других городах.
Окуджаве принадлежит более 800 стихотворений. Многие стихи у него рождаются вместе с музыкой, песен уже насчитывается около 200.
Впервые пробует себя в жанре песни во время войны. В 1946 студентом Тбилисского университета создает "Студенческую песню" ("Неистов и упрям, гори, огонь, гори..."). С 1956 одним из первых начинает выступать как автор стихов и музыки песен и их исполнитель. Песни Окуджавы обратили на себя внимание. Появились магнитофонные записи его выступлений, принесшие ему широкую популярность. Записи его песен разошлись по стране в тысячах экземпляров. Его песни звучали в кинофильмах и спектаклях, в концертных программах, в теле- и радиопередачах. Первый диск вышел в Париже в 1968, несмотря на сопротивление советских властей. Заметно позже вышли диски в СССР.
В настоящее время в Государственном литературном музее в Москве создан фонд магнитофонных записей Окуджавы, насчитывающий свыше 280 единиц хранения.
На стихи Окуджавы пишут музыку профессиональные композиторы. Пример удачи - песня В.Левашова на стихи Окуджавы "Бери шинель, пошли домой". Но самым плодотворным оказалось содружество Окуджавы с Исааком Шварцем ("Капли Датского короля", "Ваше благородие", "Песня кавалергарда", "Дорожная песня", песни к телефильму "Соломенная шляпка" и другие).
Книги (сборники стихов и песен): "Лирика" (Калуга, 1956), "Острова" (М., 1959), "Веселый барабанщик" (М., 1964), "По дороге к Тинатин" (Тбилиси, 1964), "Март великодушный" (М., 1967), "Арбат, мой Арбат" (М., 1976), "Стихотворения" (М., 1984, 1985), "Посвящается вам" (М., 1988), "Избранное" (М., 1989), "Песни" (М., 1989), "Песни и стихи" (М., 1989), "Капли Датского короля" (М., 1991), "Милости судьбы" (М., 1993), "Песенка о моей жизни" (М., 1995), "Чаепитие на Арбате" (М., 1996), "Зал ожидания" (H.Новгород, 1996).
Проза
Начиная с 1960-х гг. Окуджава много работает в жанре прозы. В 1961 в альманахе "Тарусские страницы" опубликована его автобиографическая повесть "Будь здоров, школяр" (отдельным изданием вышла в 1987), посвященная вчерашним школьникам, которым пришлось защищать страну от фашизма. Повесть получила отрицательную оценку сторонников официозной критики, обвинившей Окуджаву в пацифизме.
В последующие годы Окуджава постоянно пишет автобиографическую прозу, составившую сборники "Девушка моей мечты" и "Заезжий музыкант" (14 рассказов и повестей), а также роман "Упраздненный театр"(1993), получивший в 1994 Международную премию Букера как лучший роман года на русском языке.
В конце 1960-х гг. Окуджава обращается к исторической прозе. В 1970-80 гг. отдельными изданиями вышли повести "Бедный Авросимов" ("Глоток свободы") (1969) о трагических страницах в истории декабристского движения, "Похождения Шипова, или Старинный водевиль" (1971) и написанные на историческом материале начала XIX века романы "Путешествие дилетантов" (Ч. 1. 1976; Ч. 2. 1978) и "Свидание с Бонапартом" (1983).
Книги (проза): "Фронт приходит к нам" (М.,1967), "Глоток свободы" (М., 1971), "Прелестные приключения" (Тбилиси, 1971; М., 1993), "Похождения Шипова, или Старинный водевиль" (М., 1975, 1992), "Избранная проза" (М., 1979), "Путешествие дилетантов" (М., 1979, 1980, 1986, 1990; Таллинн, 1987, 1988), "Свидание с Бонапартом" (М., 1985, 1988), "Будь здоров, школяр" (М., 1987), "Девушка моей мечты" (М., 1988), "Избранные произведения" в 2 тт. (М., 1989), "Приключения секретного баптиста" (М., 1991), "Повести и рассказы" (М., 1992),
"Заезжий музыкант" (М., 1993), "Упраздненный театр" (М., 1995).
За рубежом
Выступления Окуджавы проходили в Австралии, Австрии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Израиле, Испании, Италии, Канаде, Польше, США, Финляндии, Франции, ФРГ, Швеции, Югославии, Японии.
Произведения Окуджавы переведены на множество языков и изданы во многих странах мира.
Книги поэзии и прозы, изданные за рубежом (на русском языке): "Песенка о дураках" (Лондон, 1964), "Будь здоров, школяр" (Франкфурт-на-Майне, 1964, 1966), "Веселый барабанщик" (Лондон, 1966), "Проза и поэзия" (Франкфурт-на-Майне, 1968, 1977, 1982, 1984), "Два романа" (Франкфурт-на-Майне, 1970), "Бедный Авросимов" (Чикаго, 1970; Париж, 1972), "Прелестные приключения" (Тель-Авив, 1975), "Песни" в 2 т. (ARDIS, т.1, 1980; т.2, 1986 (1988). Окуджавой опубликовано более 100 статей и выступлений. Об Окуджаве опубликовано более 1000 статей и работ.
Звания и награды
Член КПСС (1955-1990).
Член Союза писателей СССР (1962).
Член учредительного совета газеты "Московские новости".
Член учредительного совета "Общей газеты".
Член редколлегии газеты "Вечерний клуб".
Член Совета общества "Мемориал".
Член-учредитель русского ПЕН - центра (1989).
Член комиссии по помилованиям при президенте РФ (1992).
Член комиссии по Государственным премиям РФ (1994).
Медаль "За оборону Кавказа". ...
Орден Дружбы народов (1984).
Почетная медаль Советского фонда мира.
Государственная премия СССР (1991).
Премия "За мужество в литературе" им. А.Д.Сахарова независимой писательской ассоциации "Апрель" (1991).
Первая премия и приз "Золотой венец" на поэтическом конкурсе "Стружские вечера" в Югославии (1967).
Приз "Золотая гитара" на фестивале в г.Сан-Ремо в Италии (1985).
Почетная степень Доктора гуманитарных наук Норвичского университета в США (1990).
Премия "Пеньо Пенев" в Болгарии (1990).
Букеровская премия (1994).
Имя Окуджавы присвоено малой планете (1988).
Имя Окуджавы присвоено Клубу болгарско-российской дружбы в г.Ямбол в Болгарии (1989-90).
Почетный гражданин г.Калуга (1996).
Театр
По пьесе Окуджавы "Глоток свободы" (1966), а также по его прозе, стихам и песням поставлены драматические спектакли.
Постановки:
"Глоток свободы" (Л., ТЮЗ, 1967; Красноярск, ТЮЗ имени Ленинского комсомола, 1967; Чита, Театр драмы, 1971; М., МХАТ, 1980; Ташкент, русский драм. театр им. М.Горького, 1986);
"Мерси, или старинный водевиль" (Л., театр муз.комедии, 1974);
"Будь здоров, школяр" (Л., ТЮЗ, 1980);
"Музыка арбатского двора" (М., Камерный муз. театр, 1988).
Фильмы: кино и телевидение
С середины 1960-х гг. Окуджава выступает как кинодраматург. Еще раньше в фильмах начинают звучать его песни: более чем в 50 фильмах звучит более 70 песен на стихи Окуджавы, из них более 40 песен на его музыку. Порой Окуджава снимается сам.
Киносценарии:
"Верность" (1965; в соавторстве с П. Тодоровским; Постановка: Одесская киностудия, 1965);
"Женя, Женечка и "катюша"" (1967; в соавторстве с В. Мотылем; Постановка: Ленфильм, 1967);
"Частная жизнь Александра Сергеича, или Пушкин в Одессе" (1966; в соавторстве с О. Арцимович; фильм не поставлен);
"Мы любили Мельпомену..." (1978; в соавторстве с О. Арцимович; фильм не поставлен).
Песни в фильмах (наиболее известные работы):
на собственную музыку:
"Сентиментальный марш" ("Застава Ильича", 1963)
"Мы за ценой не постоим" ("Белорусский вокзал", 1971)
"Пожелание друзьям" ("Ключ без права передачи", 1977)
"Песня московских ополченцев" ("Великая Отечественная", 1979)
"Счастливый жребий" ("Законный брак", 1985)
на музыку И.Шварца:
"Капли Датского короля" ("Женя, Женечка и "катюша"", 1967)
"Ваше благородие" ("Белое солнце пустыни", 1970)
"Песня кавалергарда" ("Звезда пленительного счастья", 1975)
песни к фильму "Соломенная шляпка", 1975
"Дорожная песня" ("Нас венчали не в церкви", 1982)
на музыку Л.Шварца:
"Веселый барабанщик" ("Друг мой, Колька", 1961)
на музыку В.Гевиксмана:
"Старый причал" ("Цепная реакция", 1963)
на музыку В.Левашова:
"Бери шинель, пошли домой" ("От зари до зари", 1975; "Аты-баты, шли солдаты...", 1976).
Книги:
"Женя, Женечка и "катюша"..." (М., 1968)
"Капли Датского короля". Киносценарии и песни из кинофильмов (М.: Киноцентр, 1991).
Работы в кадре:
Художественные (игровые) фильмы:
"Застава Ильича" ("Мне двадцать лет"), Киностудия им. М.Горького, 1963
"Ключ без права передачи", Ленфильм, 1977
"Законный брак", Мосфильм, 1985
"Храни меня, мой талисман", Киностудия им. А.П. Довженко, 1986
Документальные фильмы:
"Я помню чудное мгновенье" (Ленфильм)
"Мои современники", Ленфильм, 1984
"Два часа с бардами" ("Барды"), Мосфильм, 1988
"И не забудь про меня", Российское телевидение, 1992
Нотные издания песен
Первое нотное издание песен Б. Окуджавы вышло в Кракове в 1970 (повторные выпуски были и в более поздние годы). Музыковед В.Фрумкин не смог "пробить" выпуск сборника в СССР, и, уехав в США, выпустил ее там. В тот же год вышел большой сборник песен и у нас. Отдельные песни публиковались многократно в массовых сборниках песен.
Булат Окуджава. 20 песенок для голоса и гитары. - Краков: Польское муз. изд-во, 1970.- 64 с.
Булат Окуджава. Песни / Музыкальная запись, редакция, составление В.Фрумкин.- Ann Arbor, Michigan: Ardis, 1989.- 120 c.
Песни Булата Окуджавы. Мелодии и тексты / Составитель и автор вступительной статьи Л.Шилов.- М.: Музыка, 1989.- 224 с.; 100000 экз. (Музыкальный материал записан А.Колмановским с участием автора)
Грампластинки
В список не вошли зарубежные диски (самый известный из них выпустила в Париже фирма "Le Chant du Mond" в 1968). В 70-х годах очень понравившуюся Булату запись его песен сделали польские драматические актеры с очень бережной аранжировкой. Вместе с книгой о наших бардах "Поэты с гитарой" вышел диск песен в Болгарии ("Балкантон", Болгария, 1985. ВТК 3804).
Песни Булата Окуджавы. "Мелодия", 1966. Д 00016717-8
Булат Окуджава. "Песни". "Мелодия", 1973. 33Д-00034883-84
Булат Окуджава. Песни (стихи и музыка). Исполняет автор. "Мелодия", 1976. М40 38867
"Песни на стихи Булата Окуджавы". "Мелодия", 1978. М40 41235
Булат Окуджава. "Песни". "Мелодия", 1978. Г62 07097
Булат Окуджава. "Песни". Исполняет Булат Окуджава. "Мелодия", 1981. С60 13331
Булат Окуджава. Песни и стихи о войне. Исполняет автор. Запись всесоюзной студии грамзаписи и фонограммы кинофильмов 1969-1984 годов. "Мелодия", 1985. М40 46401 003
Булат Окуджава. "Новые песни". Запись 1986 г. "Мелодия", 1986. С60 25001 009
Булат Окуджава. "Песенка, короткая, как жизнь сама..." Исполняет автор. Запись 1986 г. "Мелодия", 1987. С62 25041 006
Компакт - диски
Булат Окуджава. "Пока земля еще вертится". Записи М.Крыжановского 1969-1970 гг. SoLyd Records, 1994. SLR 0008
Булат Окуджава. "А как первая любовь..." По лицензии Le Chant du Mond, запись 1968. SoLyd Records, 1997. SLR 0079
Компакт - кассеты
Булат Окуджава. "Пока земля еще вертится". Записи М.Крыжановского 1969-1970 гг. По лицензии SoLyd Records. ТОО "Московские окна", 1994.