Кузин в с программа общеобразовательных учреждений. Программы по изо

Анализ программы «Изобразительное искусство» под ред. В.С.Кузина (1-7 класс)

Шпаргалка

Педагогика и дидактика

3 В основе программы лежат принципы:1 тематический принцип планирования учебного материала; 2принцип воспитывающего обучения; 3научность обучения; 4доступность обучения; 5систематичность и последовательность бучения; 6сознательность и активность в обучении; 7принцип межпредметных связей; 8преемственности; 9прочности усвоения матла; 10проблемности. Сущность процесса обучения. Процесс обучения это целенапр. науки и процесс обучения дидактич.

Экзаменационный билет № 4.
1. Анализ программы «Изобразительное искусство» под ред. В.С.Кузина (1-7 класс).

План: 1) Концепция, Программа и ее особенности 2) задачи 3) основа программы-принципа 4) основные виды деятти 5) учебно-методич.обеспечение.

1) Концепция "Школа рисунка - графическая грамота" (Авторы концепции Ростовцев Н.Н. и Кузин В.С.) продолжает традиции зародившиеся в дореволюционной методике рисования. В основе концепции лежит подход к обучению разработанный для Академии Художеств. Одной из главных задач этого подхода является обучение рисованию с натуры и реалистической передаче объектов. Программа «Изобразительное искусство» в рамках данной концепции сильно изменилась за время своего существования. Авторами действующей в настоящее время программы «изобразительное искусство» являются: Кузин В.С., Шорохов Е.В и др. Программа рассчитана на 1 ч. В неделю.

2)Основные задачи д ействующей программы: 1.овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации; 2.развитие у детей изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

3) В основе программы лежат принципы: 1) тематический принцип планирования учебного материала; 2)принцип воспитывающего обучения; 3)научность обучения; 4)доступность обучения; 5)систематичность и последовательность бучения; 6)сознательность и активность в обучении; 7)принцип межпредметных связей; 8)преемственности; 9)прочности усвоения мат-ла; 10)проблемности.

4) К имевшимся в ранее существующей программе четырем типам учебных занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об искусстве, сейчас добавились также - иллюстрирование (композиция), лепка, аппликация с элементами дизайна. "Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя также рисование по памяти и по представлению объектов действительности карандашом, а также акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью. ... "Рисование на темы - это рисование композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, "Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ Лепка. "Основным содержанием этого раздела является лепка из пластилина (а где возможно, и из глины) листьев, деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и животных с натуры, по памяти и по представлению. Лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека".Аппликация. " В содержание этого раздела входит составление цветных наклеенных рисунков (аппликаций) с натуры овощей, фруктов, цветов, животных, фигуры человека, составление сюжетных композиций и декоративных работ. Беседы об изобразительном искусстве.

5) Авторы составляют учебно-методические комплекты по программе, включающие учебники, рабочие тетради для школьников и методические пособия для учителей.
Вывод: целостная концепция преподавания в отличии от разрозненного учебно-тематического плана обеспечивает системность освоения содержания по предмету.

2. Сущность процесса обучения. Его структура, движущие силы.

Процесс обучения – это целенапр. активное взаимодействие преподавателя и учащихся, часть целостного пед.процесса, в результате которого у обучающегося формир. определенные ЗУН, опыт деят-ти и поведения, личностные кач-ва. Обучение - социально обусловленный процесс, вызванный необходимостью формирования человека как субъекта общественных отношений. Обучение есть целенаправленный пед. процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

Процесс формирования у школьника ЗУН, процесс его личностного развития происходит только в результате его собственной деятельности.

Обучение, как категория пед. науки, и процесс обучения (дидактич. процесс) понятия не тождественные, не синонимы. Процесс – это смена состояния системы обучения как целостного педагогического явления, как фрагмента, как акта педагогической деятельности. Осуществляясь на разных уровнях, процесс обучения носит циклический характер, и важнейшим, главным показателем развития циклов учебного процесса являются ближайшие дидактические цели: образовательная; воспитательная и развивающая.

Обучение, как целостная система содержит в себе множество взаимосвязанных элементов : цель, учебную информацию, средства, формы их деятельности и способы осуществления пед. руководства учебной и другими видами деят. и повед. учащихся.

Системообразующими понятиями пр. обучения как системы выступают цель обучения, деят.учителя (преподавание), деят. учащихся (учение) и результат. Переменными составляющими выступают средства управления (содержание уч. материала, методы обучения, организационные формы обучения). Связь переменных компонентов с постоянными смыслообразующими компонентами, зависит от цели обучения и его конечного результата.

Овладение знаниями, способами деятельности (умениями) может происходить в двух основных вариантах построения учебного процесса: репродуктивном и продуктивном (Загвязинский).

В обучении выделяют следующие структурные компоненты:

Целевой;

Потребностно-мотивационный;

Операционно-деятельностный;

Эмоционально-волевой;

Контрольно-регулировочный;

Оценочно-результативный.

Движущие силы и стимулы внутренне присущи процессу обучения как общему явлению, удовлетворяющему потребности детей, имеющему для них глубокий личностный смысл.

личность учителя, его эрудиция и мастерство преподавания.

доброжелательные отношения учителя к учащимся, основанные на уважении и требовательности к ним

подлинный глубокий интерес к учению (не внешний стимул разнообразной деят.). Проявляется как результат углубленной познав. работы и проявляется как направленность, влечение, мощная движущая сила.

внутренний и поверхностный интересы как движущие силы обучения находятся между собой в сложной взаимосвязи и взаимозависимости. На смену поверхностному интересу в обучении неизбежно приходят более сильные и устойчивые стимулы, образующие и углубляющие внутренний интерес. Интересы могут быть едины и противоположны, могут дополнять и противоречить друг другу. Источником одного из них является “познав рефлекс”, другого – педагогически организованный упорный труд.

противоречие между нуждой в ЗУН и их отсутствием рождает потребность в познав. деятельности; удовольствие от успеха; осознание общественной важности успешной учебы.

механизмом и одновременно движущей силой учебной деятельности детей является преодоление противоречий, в процессе которых образуются и постепенно осознаются детьми действительные мотивы – стимулы. Противоречия уч. деят-ти как движущие силы пр.обучения и источник образования внутренних стимулов подразделяются на две основные группы. 1противоречия самой жизни 2 внутренние противоречия развития формирующейся личности.
3. Выполнить изображение кошки (сидящей) мелом на доске с соответствующим словесным объяснением.
1. В начале обозначаем размеры и расположение кошки на листе.

2. Определить части тела кошки при помощи геометрических фигур: голова – круг, тело (грудка, спинка объеденены) – овал, задняя лапка – круг.

3. Проработать форму тела: соединяем намеченные фигуры плавными линиями, намечаем линии глаз и носика на голове.
4. Прорабатываем голову: прорисовываем черты мордочки (глаза, носик, ушки и тд.).

5. Дорабатываем тело, прорисовываем лапки, хвост.

6. Прорабатываем детали.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9793. Ввод-вывод данных 44 KB
Ввод-вывод данных Вывод данных: WRITE(x1,x2,x3) WRITELN(x1,x2,x3) Вывод завершается переводом курсора на новую строку. x1,x2,x3 - список выражений. Каждое выражение может иметь один из трех видов: e e:m e:m:n...
9794. Описание типов. Типизированные константы 117 KB
Описание типов В простейшем случае тип переменной указывается при ее описании явно. Однако Pascal допускает отдельное определение типа. Иными словами, можно сопоставить типу некоторое имя и в дальнейшем вместо явного указания типа использовать введе...
9795. Работа с массивами 70.5 KB
Работа с массивами Постановка задачи Задан массив M=(3,4,5,-6,3,8,1,-5,-4,9). Найти сумму, произведение всех элементов массива количество положительных, отрицательных элементов номер максимального и минимального элементов массива. Алгоритм решения...
9796. Задача поиска. Линейный поиск (последовательный поиск) 48.5 KB
Задача поиска Постановка задачи: Задан массив содержащий n фамилий. Необходимо определить существует ли в этом массиве заданная фамилия. Если существует, необходимо вывести её номер, иначе сообщить об её отсутствии. Линейный поиск (последовательный...
9797. Процедуры и функции. Блочная структура программы 112.5 KB
Процедуры и функции. Блочная структура программы Введение Систематический подход к программированию предполагает повышенное внимание к аспектам, связанным со структурой программы. Представление программы как совокупности (иерархии) относительно обос...
9798. Принятие решений в условиях риска, Эффективность выпуска новых видов продукции 66 KB
Принятие решений в условиях риска. Элементы неопределенности, присущие функционированию и развитию многих экономических процессов, обуславливают появление ситуаций, не имеющих однозначного исхода (решения). Это обстоятельство усложняет процесс...
9799. Принятие решений в условиях неопределенности 72 KB
Принятие решений в условиях неопределенности. При принятии решений в условиях неопределенности, когда вероятности возможных вариантов обстановки неизвестны, может быть использованы ряд критериев, выбор каждого из которых, наряду с характером решаем...
9800. Проблемы сравнительной оценки вариантов решений с учетом риска 273.5 KB
Проблемы сравнительной оценки вариантов решений с учетом риска. Как отмечалось ранее, на методы принятия решений в условиях риска существенное влияние оказывает многообразие критериев и показателей, посредством которых оценивается уровень риска. В р...
9801. Учет риска при инвестировании капитальных вложений 86 KB
Учет риска при инвестировании капитальных вложений. В условиях рыночной экономики, особенно в период ее становления, инвестирование развития сопряжено с риском неполучения ожидаемых результатов в установленные (желаемые) сроки. В связи с этим возник...

1.Пояснительная записка.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» вносит важные аспекты в развитие личности школьника и закладывает основы творчества и художественного мышления. Изобразительное искусство способствует духовно-нравственному развитию, патриотическому и эстетическому восприятию мира, воспитанию художественного вкуса, интереса и потребности в общении с искусством, с прекрасным в жизни и в творчестве.

Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы по изобразительному искусству федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.); авторской программы Кузина В.С. «Изобразительное искусство. 1-4 кл.: для общеобразовательных учреждений/ В.С.Кузина, Э.И.Кубышкина., С.П Ломов, Е.В. Шорохов и др. - 2-е изд. – М.: Дрофа, 2010», соответствующая федеральному компоненту государственного образовательного стандарта.

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на рисование с натуры, по памяти и представлению. Содержание рабочей программы полностью соответствует авторской программе Кузина В.С. «Изобразительное искусство» для 1 класса (тематическое планирование используется без изменений).

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цели начального общего образования по «Изобразительному искусству»:

  • Развитие личности учащихся средствами искусства;
  • Получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.

Задачи курса:

Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

Развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;

Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

Формирование навыков работы с различными художественными материалами.

2.Общая характеристика учебного предмета.

В основу программы положены:

  • Тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей. Их возрастные особенности;
  • Единство воспитания и образования, обучение и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
  • Познавательно-эстетическая сущность изобразительного искусства, выраженная в разделах «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас», которые содержат лучшие образцы живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства;
  • Яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается, прежде всего, введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;
  • Система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важным средством нравственного, трудового и эстетического воспитания;
  • Систем межпредметных связей (литературное чтений, русский язык, музыка, окружающий мир, технология), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
  • Соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
  • Развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т.д.

3.Место предмета « Изобразительное искусство» в учебном плане.

В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в первом классе начальной школы отводится 33 часа (по 1 часу в неделю), во 2-4 классах по 34 часа (по 1 часу в неделю), всего 135 ч.

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными Материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты:

  • в ценностно-эстетической сфере - эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
  • в познавательной (когнитивной) сфере - способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
  • в трудовой сфере - навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные результаты:

Умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

Активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);

Обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно - эстетическим содержанием;

Формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты:

В познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

В ценностно-эстетической сфере - умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;

В коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

В трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

Виды художественной деятельности

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различие. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители и изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГГГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материальною окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись . Живописные материалы. Красота и разнообразии природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет - основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина - раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём - основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин - раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон - сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве,

Планируемые результаты освоения курса «Изобразительное искусство»

В результате изучения изобразительного искусства в начальной школе у выпускников будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства. Начнут развиваться образное мышление и воображение, учебно-творческие способности, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру и художественный вкус. Учащиеся овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве. Выпускники смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности. Они научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач.

Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности»

Выпускник научится :

Различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;

Различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

Эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;

Узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

Называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.

Воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений

Видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;

Высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?»

Выпускник научится:

Создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

Использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

Различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

Создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

Наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

Использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

Пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

Моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

Выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?»

Выпускник научится:

Осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

Выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;

Передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.

Выпускник получит возможность научиться:

Видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

Понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

Изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;

Изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти те

7.Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся.

Тематическое планирование

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Виды художественной деятельности. Опыт художественно-творческой деятельности.

Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Человек, мир природы в реальной жизни – образ человека, природы в искусстве. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей: отношение к природе, человек и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Виды художественной деятельности: рисунок, живопись, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство.

Между художником и зрителем нет непереходимых границ. Художник, воспроизводя реальный мир таким, каким он его видит и чувствует, создаёт художественный образ. В художественном образе сосредоточены реальность и воображение, идеи и чувства, отношение художника к природе, человеку, обществу, событиям и явлениям. Зритель воспринимает произведения искусства, соотнося изображенное с собственным опытом, чувствами, отношением. Для того, чтобы правильно понять содержание произведения, надо знать язык, на котором «говорит» художник. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства (обзор)

Воспринимать и выражать своё отношение к шедеврам русского и мирового искусства.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств худ. произведений.

Понимать условность и субъективность художественного образа.

Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, и объяснять разницу.

Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии.

Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла.

Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство? Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

Композиция, форма, ритм, линия, цвет, объём, фактура – средства художественной выразительности изобразительных искусств. Композиция в рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании и дизайне, декоративно-прикладном искусстве. Элементарные приёмы композиции на плоскости в пространстве. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамическое и т.д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке (ритм: спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный). Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

Ритм линий, пятен, цвета. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов.

Цвет - основа языка живописи. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Выбор художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами.

Образ человека в живописи.

Линия - основа языка рисунка. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т.д. Приёмы работа различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве.

Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженных средствами рисунка.

Линия, штрих, пятно и художественный образ. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Использование простых форм для создания выразительных образов.

Объём - основа языка скульптуры.

Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическим скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина - раскатывание; набор объёма, вытягивание формы). Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования. Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство. Понимание истоков декоративно - прикладного искусства и его роль в жизни человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Пейзажи родной природы.

Синтетический характер народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки).

Разнообразие декоративных форм в природе.

Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве.

Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.

Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры.

Ведущие музеи России: ГТГ, Русский музей, Эрмитаж, музей изобразительного искусства им. А.С.Пушкина и региональные музеи.

Интернациональный язык искусства.

Композиция - это основа языка для всех искусств. Способы построения простой композиции при изображении природы, человека, предмета, тематического сюжета. Создание композиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование).

Жанр пейзажа. Композиция пейзажа в живописи и графике (понятия: перспектива, линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживания; контраст в композиции; низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамическое и т.д.). Основная идея тематики уроков, связанных с пейзажем «Земля – наш общий дом».

Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний.

Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы в рисунке, живописи, аппликации

(темы: «Осень в парке», «Осенний лес»).

Выполнение упражнений на ритм. Передача движения и эмоционального состояния в композиции на плоскости: изображение птичьей стаи, стайки рыб, падающей листы (рисунок, живопись, граттаж, аппликация). Передача движения в композиции с помощью ритма. Уравновешенные или динамические композиции на заданную тему. Украшение закладки или открытки простым орнаментом, использование чередование геометрических или растительных элементов.

Изучение свойств цвета в процессе создания композиций – основные и составные цвета (темы: «Цветы для мамы», «Цветущий луг», «Воздушные шары», «Разноцветные бабочки»), тёплые и холодные цвета (темы: «Дворец Снежной королевы», « Изумрудный город», «Город Солнца», «Цветочный город»). Передача с помощью цветов тёплой и холодной гаммы характера человеческих взаимоотношений, различных эмоциональных состояний: добра и зла, тревоги и нежности, сострадания и героики (создание живописными средствами образа постройки, сказочного персонажа).

Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа (Темы: «Гроза», «Ветер», «Снежная буря», «Весенний день», «Солнечный день в горах», «Закат»).

Знакомство с художественными произведениями, изображающими природу и человека в контрастных эмоциональных состояниях.

Жанр портрета. Основная идея тематики уроков, связанных с портретом,- «Человек и человеческие взаимоотношения». Образ человека в разных культурах мира. Представление народов о красоте человека, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях.

Композиция и порядок изображения (от пятна) портрета в живописи. Пропорции фигуры и лица человека. Изображение женского и мужского портретов персонажей русских народных сказок (Василиса Премудрая, Василиса Прекрасная, Ива-царевич, Илья Муромец). Создание женских и мужских образов античного мира, Средневековья, стран Востока.

Красота и гармония общения (со сверстниками, с людьми старшего поколения, природой) в искусстве как отражении внутреннего мира человека. Изображение портрета современника (друга, автопортрет, мамы, солдата Вов - темы: «Мать и дитя», « Я и моя семья», «Мои друзья»)

Приёмы работы с различными материалами. Рисунок как самостоятельное произведение искусства и как подготовительная работа.

Создание при помощи линии, штриха, пятна выразительных образов, передача эмоционального состояния природы, человека, животного. (Задания: образы деревьев – старое, крючковатое, молодое, нежное, стройное, величавое, мощное, раскидистое. Образы: «Дуб-богатырь», «Берёзка-девица - красавица»). Образы животных: разъярённых, ласковых, (кошки, собаки).

Композиции: «Зимний лес», «Лес Снегурочки», «Лес Деда Мороза», «Лес Кощея Бессмертного», «Кошка на окошке», «Кошка - охотница». Знакомство с рисунками русских и зарубежных художников, изображающих природу, человека и животных.

Изображение графическими средствами бабочек, сказочной птицы, зверя, сказочных замков, выражение их характера.

Анализ геометрической формы предмета. Изображение предметов различной формы (рисунок, живопись). Жанры натюрморта. Представление о роли изобразительных искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Изображение простого натюрморта с натуры или по представлению. Передача с помощью формы и цвета образа-характера предметов (олицетворение предметов быта с героями известной сказки или выполнение эскиза чайного сервиза для купчихи). Сходство и контраст форм. Геометрические и природные формы в орнаменте.

Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций. Разнообразие форм предметного мира и передача их в пространстве.

Лепка животных, человека, сказочных персонажей.

Приём трансформации объёмных форм для создания выразительных образов животных. Знакомство с выразительными произведениями скульптуры, изображающими человека, животных, мифологических персонажей.

Лепка фигуры спортсмена, выразительного сказочного или литературного персонажа.

Представление о разнообразии материалов для художественного конструирования и моделирования. Основная идея тематики уроков, связанных с организацией материальной среды – «Искусство дарит людям красоту». Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа.

Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки. Разнообразие форм предметного мира, сходство и контраст, передача их в объёме или выполнение эскизов на плоскости.

Искусство дизайна в современном мире. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. (Задания: изображение любимой игрушки, иллюстрация к любимой книжке, проектирование мебели для куклы или детской площадки, лепка и конструирование из бумаги, коробочек транспорта, посуды). Коллективная работа. Художественное конструирование сказочных зданий (зоопарка, в котором форма и декор домиков для животных передают черты его обитателей, улицы в Цветочном городе). Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере.

Коллективная работа. Конструирование детской площадки, парка, городской улицы (с транспортом) с использованием простых геометрических и растительных форм.

Изготовление маски или куклы для кукольного спектакля с использованием приёма трансформации формы для выразительности характеристики персонажа.

Выполнение макета оформления сцены для музыкальной сказки («Золушка», «Щелкунчик», «Снегурочка», «Садко») Конструирование макета костюма сказочного персонажа.

Образы архитектуры разных эпох и народов.

Композиция на темы городской жизни или иллюстрация к мифам Античности и сказкам Средневековья с изображением человека в городской среде.

Коллективная работа (создание макета мемориального памятника «Защитникам Отечества»)

Истоки декоративно0прикладного искусства и его роль в жизни человека. Определяющая роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Красота пейзажей родной природы. Создание композиции на тему «Гармония жилья с природой».

Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма.

Основная идея тематики уроков, связанных с русской культурой и искусством – «Родина моя - Россия». Конструкция и декор традиционного жилища, костюмов, предметов быта и орудий труда. Изображение крестьянской избы, использование элементов декора.

Древние образы и знаковый характер древних изображений, используемых в украшении жилья и предметов быта. Сказочные образы народов культуры в декоративно-прикладном искусстве.

Наблюдение и зарисовка разнообразных декоративных форм в природе: цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, узоры мороза на стекле и т.д. Стилизация природных форм. Роль силуэта в орнаменте.

Изображение в живописи, графике, рельефе, аппликации сказочных образов народной культуры (конь, петух, птица Сирин, птица Алконост, Древо жизни)

Изготовление эскизов и моделей игрушек, посуды по мотивам современных народных промыслов (Дымково, Филимоново, Хохлома, Гжель, местные кубанские промыслы)

Изготовление эскизов украшения прялки, эскизов вышивки на полотенце, скатерти с использованием древних образов-знаков. Эскизы народных костюмов.

Изображение народных праздников, сцен быта и труда народа. Знакомство с произведениями изобразительного искусства, изображающими сцены праздников и труда народа.

Проявление художественной культуры вокруг нас: музеи искусств, пластические искусства в доме, на улице, в театре (обобщение пройденного материала возможно в форме выставки работ учащихся, викторины, экскурсии по городу, в музей)

Знакомство с ведущими художественными музеями России: ГТГ, Русский музей, Эрмитаж, музей изобразительного искусства им. А.С.Пушкина - и региональный музеи. Их внешний вид, характер интерьеров и специфика коллекций.

Произведения разных видов и жанров изобразительных искусств в музеях: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство.

Жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт.

Овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.

Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование).

Наблюдать природу и природные явления, различать характер и эмоциональные состояния.

Понимать разницу в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду.

Использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы, городского пейзажа, сюжетных сцен.

Использовать контраст для усиления эмоционально-образного звучания работы. Использовать композиционный центр, отделять главное от второстепенного.

Изображать растения, животных, человека, природу, сказочные, фантастические существа, здания, предметы.

Передавать с помощью ритма движений и эмоциональное состояние в композиции на плоскости.

Использовать различные средства для создания выразительных образов природы разных географических широт.

Различать основные и составные, тёплые и холодные цвета.

Овладевать на практике основами цветоведения.

Создавать средствами живописи эмоционально выразительные образы природы, человека, сказочного героя.

Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы, персонажа.

Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного искусства, изображающие природу и человека в контрастных эмоциональных состояниях.

Передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений, отражающих отношение народов к человеку.

Использовать пропорциональные отношения лица, фигуры человека при создании портрета.

Изображать портреты персонажей народных сказок, мифов, литературных произведений, передавать своё отношение к персонажу.

Эмоционально откликаться на образы персонажей произведений искусства, пробуждающих чувства печали, сострадания, радости, героизма, бескорыстия, отвращения, ужаса.

Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром.

Овладевать приемами работы с различными графическим материалами.

Создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного.

Создавать средствами компьютерной графики выразительные образы природы, человека, животного.

Выбирать характер линий для создания ярких эмоциональных образов в рисунке.

Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать геометрические формы предметов.

Изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов в рисунке и живописи.

Использовать декоративные элементы, простые узоры (геометрические, растительные) для украшения реальных и фантастических образов.

Использовать простые формы для создания выразительных образов человека или животного в скульптуре.

Моделировать с помощью трансформации природных форм образы фантастических животных или человечков на плоскости и в объёме.

Использовать приёмы трансформации объёмных форм для создания выразительных образов животных.

Принимать роль изобразительных искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры, предметам быта, архитектурным постройкам, сопровождающим жизнь человека.

Наблюдать постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки.

Различать разнообразие форм предметного мира.

Видеть и понимать многообразие деятельности человека, связанной с моделированием и конструированием: здания, предметы быта, транспорт, одежда, театральные декорации, садово-парковое искусство.

Конструировать здания из картона, бумаги, пластилина.

Моделировать различные комплексы: детскую площадку, сказочный зоопарк, улицу.

Использовать для выразительности композиции сходство и контраст.

Понимать роль художника в театре.

Моделировать маску, костюм сказочного персонажа из подручных материалов.

Выполнять простые макеты.

Узнавать характерные черты нескольких ярких культур мира (Древняя Греция, Средневековая Европа, Япония, Индия).

Понимать и передавать в собственной художественной деятельности единые черты в архитектуре, одежде, предметах быта нескольких наиболее ярких культур.

Осознавать героизм и нравственную красоту подвига защитников Отечества.

Понимать собственную ответственность за свою Родину, принимать посильное участие в сохранение памяти о её героях.

Понимать важность гармонии постройки с окружающим ландшафтом.

Создавать графическими и живописными средствами композицию пейзажа с входящими постройками.

Понимать смысл знаков-образов народного искусства и знаково-символический язык декоративно-прикладного искусства.

Наблюдать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм и украшений в природе.

Обобщать в рисунке природные формы, выявлять существенные признаки для создания декоративного образа.

Использовать стилизацию форм для создания орнамента.

Различать произведения ведущих народных художественных промыслов России и называть известные центры художественных ремесёл России.

Изготавливать эскизы и модели игрушек, посуды по мотивам современных народных промыслов, передавать специфику стилистики произведений народных промыслов России.

Изображать многофигурные сцены.

Эмоционально откликаться на красоту народных праздников, сцен быта и труда народа, отраженных в произведениях изобразительного искусства, и выражать свое отношение к ним в собственной художественно-творческой деятельности.

Осознавать, что архитектура и декоративно-прикладное искусство во все времена украшали повседневную жизнь человека.

Выражать своё отношение к произведениям изобразительного искусства в высказываниях, рассказе, небольшом сочинении.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства.

Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.

Группировать произведения изобразительных искусств по характеру, эмоциональному состоянию.

Называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи родного края.


8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд

Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству

Программа Кузина В.С. «Изобразительное искусство. 1-4 кл.: для общеобразовательных учреждений/ В.С.Кузина, Э.И.Кубышкина., С.Пю Ломов, Е.В. Шорохов и др. - 2-е изд. – М.: Дрофа, 2010»,

Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 1 кл.: учебник. – М.: Дрофа, 2010.

Кузин В.С., Кубышкина Э.И. изобразительное искусство. ! кл.: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2011.

Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1 кл.: книга для учителя. – М.: Дрофа, 2009.

Учебно-наглядные пособия

Справочные пособия, энциклопедии по искусству

Альбомы по искусству

Книги о художниках

2.Печатные пособия.

3.Технические средства обучения

Мультимедийные обучающие художественные программы.

Технические средства обучения.

Компьютер с художественным программным обеспечением

Интерактивная доска

Мультимедиа-проектор

Магнитная доска

Аудио магнитофон

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи музыки к литературным произведениям.

Видеофильмы и презентации: по памятникам архитектуры, художественным музеям, видам и жанрам изобразительного искусства, творчеству отдельных художников, народным промыслам, декоративно-прикладному искусству, художественным стилям и технологиям.

4.Учебно-практическое оборудование

Краски акварельные, гуашевые

Бумага А3, А4

Бумага цветная

Кисти беличьи № 5,10,20

Кисти из щетины № 3,10,13

Ёмкости для воды

Пластилин

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Новоивановская основная общеобразовательная школа»
Суджанского района Курской области

Рассмотрено Утверждено Введено в действие
на заседании на заседении педсовета Приказом № _____
МО Протокол № от « »_______ 2011 г
учителей от « » _____________2011 г Директор школы:
начальных классов _______ /
Протокол №
от « »_______ 2011 г.
Руководитель МО
_______ /./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
ДЛЯ 4 КЛАССА
НА 2011 – 2012 учебный год

С.Новоивановка

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССВО

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МОУ « Новоивановская основная общеобразовательная школа»,Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2007 года, годовым календарным графиком и учебным планом школы, на основе программы под редакцией В.С.Кузина (Программа для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 1-4 классы. М.: Дрофа, 2010)

Структура документа
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, тематическое планирование с указанием количества контрольных работ,календарно-тематическое планирование,требования к уровню подготовки обучающихся, нормы и критерии оценивания,перечень учебно-методического обеспечения,материально–техническое обеспечение,список литературы,приложения к программе.

Общая характеристика учебного предмета

Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает, один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.
Главная цель художественного образования – формирование духовной культуры личности,приобщение к общечеловеческим ценностям,овладение культурным национальным наследием.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации, элементарного дизайна;
развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Основные виды занятий должны быть тесно связаны, дополнять друг друга и проводиться в течение всего учебного года с учетом особенностей времени года и интересов учащихся.В основу программы положены:
тематический принцип планирования учебного материала;
единство воспитания и образования, обучение и творческой деятельности учащихся;
познавательно-эстетическая сущность изобразительного искусства;
яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства;
система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством;
система межпредметных связей (литературное чтение, русский язык, музыка, окружающий мир,технология);
соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности,
Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.
С 4 класса начинается изучение детьми закономерности,перпективы, конструкции
светотени.Обучающиеся усваивают навыки изображения объемных предметов,находящихся во фронтальной и угловой перспективе.
В разделе «Живопись» содержание обучения направлено на развитие у детей восприятия цветовой гармонии и основано на рисовании с натуры, по памяти и по представлению акварельными, гуашевыми красками, цветными карандашами.
Содержание разделов « Рисунок» и « Живопись» знакомит школьников с правилами рисования,обогащает их знаниями конструктивного строения, композиции,светотени,гармонии цветовой окраски.
Рисование на темы это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры.Содержание раздела направлено на формирование навыков соблюдения пропорций,грамотного изображения конструктивного строения,объема,пространственного положения,освещенности,цвета предметов.
Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформи тельских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца).
В содержании раздела « Декоративная работа»раскрывается значение народного искусства как мощного средства эстетического,трудового и патриотического воспитания.
Понимание ритма,гармоничности цветовых отношений,зрительного равновесия форм и цвета,находит применение на уроках технологии при изготовлении аппликаций,игрушек,вышивки.
Раздел «Лепка» - вид художественного творчества,который развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности.
Основным содержанием этого раздела является лепка из пластилина листьев деревьев,фруктов,овощей,предметов быта и т.д.
Аппликация это составление изображения из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги (приклеивание, пришивание на основу).
В содержание этого раздела входит составление цветных наклеенных рисунков с натуры: овощей,фруктов,животных; составление сюжетных композиций и декоративных работ.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у школьников интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире.
Дети учатся пониманию содержания картин и некоторых средств художественной выразительности,у них воспитывается бережное отношение к памятникам старины и произведениям народного художественного творчества.

Место предмета в учебном плане

Авторская программа составлена без изменений, так как её содержание позволяет в полной мере реализовать требования Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом школы уроки изобразительного искусства в 4 классе рассчитаны на 1учебный час в неделю.Следовательно общее количество часов составило – 34 часа.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Важную роль в обучении литературного чтения играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним.
Результаты обучения
представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих 4 класс и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Основное содержание
4 класс

Рисование с натуры (рисунок, живопись) - (12ч)
Рисование отдельных предметов в форме призмы, шара, цилиндра, комбинированной формы, а также группы предметов (натюрморт) с попыткой передачи перспективного сокращения объема (предметы располагают сначала во фронтальной, затем в угловой перспективе). Проведение доступных учащимся объяснений к заданиям по изображению: 1) круга в перспективе (горизонтальное положение, выше, ниже линии горизонта), 2) фронтальной перспективы и 3) угловой перспективы.
Рисование с натуры, по памяти и по представлению фигуры человека, зверей, птиц, рыб. Прочувствование и передача в рисунках красоты линий, формы объектов действительности, цветовой окраски предметов, их цветовой гармонии.
Развитие зрительных представлений и впечатлений от натуры, восхищение красотой окружающего мира.

Рисование на темы (композиция) - (7ч)
Совершенствование умений отражать в тематических рисунках явления действительности. Изучение композиционных закономерностей.
Обобщение знаний, полученных в 13 классах, об иллюстрировании различных литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение, басня).
Особое внимание обращается на средства художественной выразительности: выделение композиционного центра, передача светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиски гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей линейной и воздушной перспективы и др.
Развитие воображения, творческой фантазии детей, умения образно представлять задуманную композицию.
Декоративная работа - (7ч)
Эстетическое воспитание и обучение учащихся средствами следующих видов народного и современного декоративно-прикладного искусства: народная художественная резьба по дереву (рельефная резьба в украшении предметов быта); русский пряник; произведения художественной лаковой миниатюры из Палеха на темы сказок; примеры росписи Русского Севера в оформлении предметов быта (шкафы, перегородки, прялки и т. д.).
Выполнение эскизов объектов на основе орнаментальной и сюжетно-декоративной композиции.

Лепка - (2ч)
Лепка домашних животных с натуры или по памяти (кошка, собака, курица, петух, утка, кролик и т. д.).
Лепка фигурок по мотивам народных игрушек.
Лепка тематических композиций на темы труда « Сталевар », « Кузнец », «Пожарный » и т. д. Лепка героев русских народных сказок.

Аппликация - (2ч)
Составление индивидуальных и коллективных мозаичных панно из кусочков цветной бумаги, засушенных листьев на темы «Солнце над морем», «Утро в горах», «Парусные лодки на реке», «Закат солнца над городом», «Осенняя симфония в лесу».
Составление сюжетных аппликаций по мотивам русской народной сказки «По щучьему веленью», сказок «Золушка» Ш. Перро, «Бременские музыканты» братьев Гримм, «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас - (4 ч)
Основные темы бесед:
жанры изобразительного искусства (пейзаж,натюрморт, портрет, бытовой жанр, исторический и батальный жанры);
великие полководцы России;
портреты знаменитых русских писателей;
литература, музыка, театр и изобразительное искусство;
русский портретист Валентин Серов;
тема крестьянского труда, жизнь деревни накартинах Аркадия Пластова;
красота родной природы в творчестве русскиххудожников («Художник Архип Куинджи мастеризображения света и цвета в живописи», «Русский маринист Иван Айвазовский»);
в мастерской художника;
прославленные центры народных художественных промыслов;
искусство родного края;
орнаменты народов России и народов мира (украинский, белорусский, казахский, армянский и т.

Календарно – тематическое планирование

№ урока
Содержание учебного материала
Кол-во часов
Дата

План.
факт.

1
Тематическое рисование «Летние впечатления»

2
Рисунок 2-3 листьев сложной формы на ветке. Рисование с натуры

3
Натюрморт из фруктов и овощей.Рисование с натуры

4-5
Натюрморт из яблок и кувшина. Рисование с натуры

6
Узор в круге из растительных, природных форм. Декоративное рисование

7
«Осень во дворе». Тематическое рисование

8
Дерево. Графика. Рисование с натуры

9
«Праздничный город». Аппликация.
Декоративное творчество

10-11
Рисование с натуры фигуры человека.

12
«Все работы хороши – выбирай на вкус».
Тематическое рисование

13
Профессия человека. Лепка фигуры человека в движении. Лепка по памяти

14
Иллюстрация к сказке с фигурой человека.
Тематическое рисование

15-16
Лепка фигурок по мотивам народных игрушек (дымковских): барыня, петух. Лепка. Декоративная роспись

17-18
Традиционный русский фигурный пряник. Лепка. Декоративно-прикладное творчество

19
Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина. Тематическое рисование.

20-21
Сюжетная аппликация по мотивам русской народной сказки «По щучьему велению».
Тематическое рисование. Аппликация

22
«В мирное время» - натюрморт из атрибутов, предметов армии. Рисование с натуры

23
Современные машины в изобразительном искусстве. Рисование с натуры или по памяти

Эскиз сюжетной росписи кухонной разделочной доски и роспись готового изделия. Декоративное рисование.

26
Рисунок птицы с живой натуры, чучела или таблицы. Рисование с натуры, по памяти

27
Рисование животного (волка или лисицы, собаки, кошки). Рисование с натуры, по памяти, по представлению

28
Иллюстрирование басен И.А.Крылова «Ворона и лисица», «Журавль и лисица», «Волк и журавль», «Чиж и голубь».
Рисование по теме

29
Рисование с натуры коробки призматической формы. Эскиз росписи шкатулки. Рисование с натуры, декоративное рисование

30
Круг в перспективе: рисование кружки, ведра, стакана с натуры (живопись или рисунок)

31
Рисование с натуры гипсового шара

32-33
Рисование натюрморта из двух гипсовых тел (куб, конус; призма и шар). Рисование с натуры

34
Антивоенный плакат.
Декоративно-прикладное творчество

35
Искусствоведческая викторина. Итоги года.

Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу 4 класса обучающиеся должны знать:

начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия,штрих, пятно, композиция, контраст света и тени,сочетание оттенков цвета, колорит и т. п.);
начальные сведения о народной художественнойрезьбе по дереву и украшении домов и предметов быта;
начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства;
основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра;
начальные сведения о наглядной перспективе,линии горизонта, точке схода;
начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);
изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов смягчение очертаний, ослабление яркости и светлотыцвета).
уметь:
рассматривать и проводить анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;
чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
выполнять изображения отдельных предметов (шар, куб и т. д.) с использованием фронтальной и угловой перспективы;
передавать в рисунках свет, тень, полутень,блик, рефлекс, падающую тень;
использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемых объектов;
анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределения светотени на поверхности предмета;
использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, применять простейшие приемы народной кистевой росписи;
применять знания о линейной и воздушной перспективе, светотени, цветоведении как выразительных средствах в аппликациях и коллективныхмозаичных панно;
передавать в лепных изделиях объемную форму,конструктивно-анатомическое строение животных,фигуры человека.

Перечень учебно- методического обеспечения

Для обучающихся:
1.Учебник: «Изобразительное искусство» 4 класс В.С.Кузин Москва,
«Дрофа», 2009 г
2.Рабочая тетрадь по изобразительному искусству 4 класс В.С.Кузин Москва,
«Дрофа», 2009 г

Для учителя:

1.»Изобразительное искусство» Программа для общеобразовательных учреждений 1- 4 классы
2. Учебник: «Изобразительное искусство» 4 класс В.С.Кузин Москва, «Дрофа», 2009 г
3. Рабочая тетрадь по изобразительному искусству 4 класс В.С.Кузин Москва,
«Дрофа», 2009 г
4. Методическое пособие « Изобразительное искусство» 4 класс составитель
С.Б.Дроздова

Материально-техническое обеспечение

Таблицы
Репродукции картин
Раздаточный материал
4.Аудиозапись классической музыки

Список литературы
1.

Нормы и критерии оценивания

Оценка "5"
- обучающийся полностью справляется с поставленной целью урока;
- правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
- верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
- обучающийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
- гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболеехарактерное.
Оценка "3"
- обучающийся слабо справляется с поставленной целью урока;
- допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
- обучающийся допускает грубые ошибки в ответе;
- не справляется с поставленной целью урока;

Тематическое планирование

№ п\п
Название темы
Кол-во часов
Из них:

контрольные

1.
Рисование с натуры (рисунок, живопись)
12час
-

2.
Рисование на темы (композиция)
7 час
1

4.
Лепка
2 час
-

5.
Аппликация
2 час
-

6.
Беседы об изобразительном искусстве
4 час
1

ИТОГО:
34часа
2

Приложение
Первое полугодие

1.Перечисли произведения известных художников – пейзажистов.

2. Что такое « натюрморт»?________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Какие бывают росписи?_________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Перечислить виды пейзажного жанра______________________________________

5.Определить виды и жанры графики ________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что такое « аппликация»?________________________________________________
________________________________________________________________________
7.Разновидности портрета это:______________________________________________
________________________________________________________________________
8.Декоративно- прикладное искусство это -___________________________________
________________________________________________________________________

Второе полугодие
1.Кто из художников иллюстрировал литературные произведения?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Перечислить народные художественные промыслы___________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Что объединяет « Батальный и исторический» жанры?________________________
________________________________________________________________________
4.Что такое « орнамент» ?__________________________________________________
_______________________________________________________________________
5.Перечислить способы объема тушью_______________________________________
________________________________________________________________________
6.Какие градации светотени знаете?__________________________________________
________________________________________________________________________