Методики упражнения аутоагрессия. Признаки аутоагрессии у детей и взрослых. Работа с аутодеструкцией у подростков. От саморазрушения к саморазвитию: как справиться с саморазрушением

Мы попросили Елену Лаврову, психолога и старшего научного сотрудника ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования», рассказать, что такое аутоагрессия и почему так важно уметь правильно выражать свой гнев.

То, что мы в повседневной жизни называем саморазрушением, психологи и психиатры называют аутоагрессией. Стоит отметить, что само это понятие очень многозначно. Если говорить об общем определении, то под аутоагрессией понимается причинение субъектом вреда самому себе в физической, психологической или социальной сфере. Под это описание подходит как членовредительство (нанесение себе увечий, например неглубоких порезов на ногах или руках), так и социально одобряемые формы аутоагрессии, например трудоголизм и увлечение экстремальными видами спорта. С точки зрения психоанализа, неосознанное саморанение - поведение, при котором человек всегда на что-то натыкается и весь в синяках - тоже является примером аутоагрессивного поведения. Но здесь важно понимать причину такого поведения и различать поведенческий и психологический уровни, например, не всегда трудоголизм свидетельствует об аутоагрессии. Ведь если человек занимается каким-то важным проектом и сроки поджимают, то вполне естественно, что он засиживается допоздна и работает в выходные.

Чаще всего в основе аутоагрессии скрыты такие чувства, как гнев и нелюбовь к себе. По сути, аутоагрессия - это совпадение субъекта и объекта выражения гнева. Таким образом, ненависть к себе является триггером самодеструктивного поведения. Это может проявляться как в злоупотреблении алкоголем, так и в нарушении пищевого поведения и насильственном лишении себя сна. Совсем необязательно, что человек в такие моменты думает: «я плохой, и я должен себя наказать» - нет, это происходит на неосознаваемом уровне. Чаще всего с проблемами аутоагрессивных поступков к психологам обращаются родители подростков. Например, юноши могут специально провоцировать драки или увлекаться экстремальными видами досуга. У детей дошкольного возраста тоже можно заметить поведенческие симптомы аутоагрессии, но на психологическом уровне они не всегда будут продиктованы ненавистью к себе. Известны примеры, когда ребёнок ударяется специально, потому что знает - когда мне больно, меня жалеет мама.

В недовольстве собой нет ничего ужасного, напротив, оно абсолютно естественно - ведь если мы сделали что-то неправильно, мы можем себя поругать, можем чувствовать себя виноватым. Проблемы начинаются в тот момент, когда аутоагрессия становится привычным способом реагирования на весь спектр фрустрирующих ситуаций - ситуаций, в которых субъект не может достичь желаемой цели. Если это происходит, самое время бить тревогу.

Фото:tamlynamberryan.files.wordpress.co

Где заканчивается норма и начинается патология

Важно всегда отдавать себе отчёт в том, что норма сама по себе - вещь в принципе относительная и договорная. Например, сейчас идёт активная дискуссия о включении синдрома избыточных тренировок в Международную классификацию болезней, но, согласитесь, на сегодняшний день человек, который много тренируется, вызывает скорее одобрение общества, нежели порицание. Его хвалят за силу воли, ему говорят, какой он молодец. И только сам человек (или его близкие) в какой-то момент понимает, что спорт перекрыл все остальные сферы жизни - вы перестали встречаться с друзьями из-за нежелания пропускать тренировки или начали осуждать людей, которые не ходят в зал. Таким образом, чем больше ситуаций вовлекает тот или иной стиль поведения и чем больше помех он создаёт субъекту и окружающим, тем более ненормальным такое поведение становится. Но, с другой стороны, мы же не можем обвинить профессионального спортсмена в злоупотреблении физическими нагрузками, так как это его работа, и она требует, чтобы он всегда был в идеальной форме. Или, например, бывают ситуации, когда человек усердно занимается спортом, потому что это единственная сфера, в которой он может всё контролировать - в других сферах жизни происходит что-то неладное, а здесь у него всё получается. Такое поведение также не является проявлением аутоагрессии.

В психоанализе аутоагрессия считается защитным механизмом психики - когда человек по каким-то причинам не может направить агрессивный импульс на внешний объект, из-за которого он возник, он перенаправляет его на себя. Для подобного «поворота против себя» есть три основные причины:

  • Объект личностно значим: страх потерять чью-то любовь останавливает от выражения гнева.
  • Подобное выражение гнева порицается обществом: чаще всего это характерно для подростков - я не могу выразить агрессию, так как все про это узнают и меня будут осуждать.
  • Объект недоступен: субъект испытывает гнев по отношению к человеку, которого нет рядом - например, отец ушёл из семьи, и ребёнок переживает из-за этого, но не может направить свой гнев на отца, так как его нет.

Часто самодеструктивному поведению предшествует серьёзная травма в прошлом, например, согласно данным статистики, дети и подростки, перенёсшие сексуальное или физическое насилие, склонны к проявлению аутоагрессии. Отчасти это связано с тем, что насилие изменяет физический ответ на болевое восприятие и провоцирует различные смещения в психике. Если со мной это произошло, значит, я плохой, значит, я этого заслуживаю. Но насилие - это не единственная причина перенаправления гнева внутрь. Высказывания вроде «лучше бы тебя вообще не было» или «вот Саша из первого подъезда такой-растакой, а ты ни то ни сё» также порождают у ребёнка ненависть к себе, а родительский призыв «Ты поступил неправильно - придумай сам себе наказание» в принципе является прямой инструкцией к проявлению аутоагрессии. При этом родителям кажется, что они гуманны и дают ребёнку право выбора. Очень опасное право выбора.

По мнению Евгения Ильина, доктора психологических наук, профессора и специалиста в области общей и дифференциальной психофизиологии, для женщин больше характерна аутоагрессия, а для мужчин - гетероагрессия (агрессия, направленная вовне). Во многом это связано с тем, что девочки ещё в детстве получают запрет на выражение гнева и агрессии. Согласно проведённым тестам аутоагрессия положительно коррелирует с женственностью у женщин и отрицательно - с маскулинностью у мужчин. Мужчины более склонны к проявлениям гетероагрессии.

Если говорить про связь аутоагрессивного поведения с особенностями нервной системы, то у меланхоликов, как у людей чувствительных, в том числе, к чувствам окружающих, аутоагрессия будет проявляться чаще, чем у холериков, которые, наоборот, склонны выносить всё вовне. Естественно, подростки чаще подвержены самодеструктивному поведению - подростковый период в принципе сам по себе конфликтный этап в жизни человека. Это возраст, когда мы восстаём против родителей и в результате отделяемся от них. Излишняя авторитарность родителей на этом этапе - прямой путь к аутоагрессии.

Почему так важно выражать свой гнев

В самой аутоагрессии, как и во многих других симптомах, изначально заложена положительная функция. Например, ребёнок не хочет портить отношения с родителями, поэтому подсознательно направляет весь гнев на себя. А Карл Меннингер, известный американский психиатр, считал, что, например, саморанение - это концентрация убийственного импульса на одной части тела, чтобы избежать суицида. Порезана только рука, а весь человек при этом жив. Но, так или иначе, при выраженном самодеструктивном поведении нужно обращаться к специалисту. В зависимости от того, насколько далеко зашёл человек в проявлениях аутоагрессии, он далеко не всегда может самостоятельно отследить своё состояние и остановиться.

Правильно и проще всего пытаться выражать свой гнев вербально - признать тот факт, что вы злитесь на себя, и найти способы выплеснуть эту злобу. Согласно психоаналитическим концепциям, самым продуктивным механизмом считается сублимация - агрессивную энергию нужно перенаправлять в творчество. Можно попробовать нарисовать свой гнев на бумаге, а потом её разорвать. При этом битьё посуды и боксёрских груш не работает - Кэрол Таврис, социальный психолог, которая специализировалась на изучении гнева, проанализировав множество научных исследований, посвящённых этой проблеме, сделала вывод, что свободный выброс гнева не освобождает человека, а, наоборот, повышает злость и формирует вредную привычку.

Важно научиться воспринимать свой гнев - осознавать его, «вытаскивать» и направлять на него внутренний луч сознания. Я сейчас очень злюсь, и мне нужно посидеть одному и подышать. Найдите то, что работает именно для вас - танцы, песни, крики. Но, повторюсь, если дело дошло до саморанения, тут нужно скорее идти к психиатру (часто аутоагрессия сопровождает другие психические заболевания, такие как обсессивно-компульсивное расстройство и шизофрению). Плюс если есть какая-то серьёзная причина для самодеструктивного поведения, например «закопанная» в глубины подсознания не проработанная травма, человек вряд ли сможет самостоятельно её «вытащить» и безопасно с ней поработать.

В зависимости от степени заболевания могут быть как медикаментозные, так и немедикаментозные пути лечения. В рамках стратегической психотерапии при работе с аутоагрессией часто используется техника навязанного симптома.

Аутоагрессия и гетероагрессия - не взаимоисключающие явления, которые противопоставлены друг другу. Гнев, вне зависимости от того, куда он направлен, имеет право на то, чтобы быть выраженным. Но вопрос в другом - насколько адекватен или неадекватен ситуации выбранный способ его выражения. Когда человек в порыве гнева избивает другого человека, громит всё вокруг - это неадекватное выражение гетероагрессии. Таким образом, не гетероагрессия противопоставляется аутоагрессии, а различные способы реагирования на поведенческом уровне. На психологическом уровне недовольству собой, гневу, направленному на себя (или на других), противопоставляется принятие и любовь. Нет плохих эмоций и чувств - гнев ребёнка имеет такое же право на существование, как и гнев взрослого. И подавление этого гнева запросто может привести к замыканию в себе или выплеску агрессии на более слабых людей.

Всем привет. Я не знаю что мне делать, только сегодня я узнала название того, что со мной происходит. ПОМОГИТЕ! ПРОШУ!
Это началось еще в детстве, дело в том, моя мама очень любит выпить, отца я не знаю. В общем все очень плохо, жила в бедности, в постоянных скандалах и пьяном угаре родителей. Ко всему в подарок у меня был отчим-наркоман, и остальные жильцы дома тоже подсели на иглу. Напивавшись, мама любила меня издевательски бить. Кричала что я не ее дочь, что я мразь и так далее.В школе меня не любили за мою семью, друзей не было, единственная подруга, и та предала. Я постоянно находилась одна, и это одиночество начало вызывать у меня мысли, направленные на смысл жизни, жизнь после смерти, ответственность, мир на Земле. Меня понесло на философские размышления, мне хотелось говорить об этом, но не кто меня всерьез не воспринимал, так как мне было лет 7-8. Я закрылась в себе окончательно. В пятнадцать лет я начала пить, забросила учебу, устроилась официанткой в кафе. На тот момент у меня уже были порезаны руки и ноги. Я ненавидела себя и свою жизнь, завидовала другим девочкам с хороших семей. В почти самостоятельной жизни я познакомилась с парнем, позже за этим последовало то, что что должно было случится. Я стала девушкой, только парню этому я оказалась ненужна и через неделю он меня бросил еще и опозорил. У меня была подруга, моя соседка, мы с ней вместе работали. Однажды, я выпившая пришла из клуба, где состоялся очередной не хороший разговор с бывшим парнем, я пришла домой. Мама была не одна, с ней был ее собутыльник. Он испугался меня и быстро ушел. Мама начала на меня кричать и говорить что я не даю ей личной жизни, орала чтоб я сдохла и т.д. Я не выдержала этого всего. Сработала бомба замедленного действия. У меня дядя болел туберкулезом, жил он с нами, и мне давали таблетки для профилактики. Я знала, что препараты эти разрушительны для организма. В общем я выпила 4 пластинки по 10 штук в каждой, запила обильно водой и легла спать. Было 5:30 (примерно) когда я проснулась от того, что меня сильно тошнило. я побежала на кухню, напилась воды и вырвала. Таблетки выходили растворенные на половину. В общем я промыла сама себя, как вдруг появились сильные галлюцинации. Я испугалась и начала кричать о помощи. В голове появился сильный звук, картинка была расплывчатой и очень яркой. Я выбежала на улицу и поползла к дороге, там я потеряла сознание. Очутилась я уже в больнице, где меня накачивали водой. Через пару минут я умерла. Как мне сказали позже, у меня произошла клиническая смерть на несколько секунд. Все было намного страшней, произошедшие со мной в больнице вещи, на духовном уровне, оставили сильный отпечаток на моей жизни. Я выписалась через пару недель, была полна надеждой, что мам больше не будет пить. Хер там! В этот же день она нажралась пуще прежнего! Тут мне бывший звонит, и приглашает меня к себе в гости с подругой. Я поехала к нему. Подруга моя напилась, он тоже,(я не пила) и в итоге они трахались на моих глазах! Это было ужасно! Два любимых мне человека совершили подлую подлость, Все внутри меня хотело вырваться наружу и бежать! Я ушла от них, просто молча ушла. Меня подобрал пьяный парень на машине, когда я решила бросится ему под колеса. Он купил мне выпивки, я рассказала ему что со мной случилось. И тут я в конце разочаровалась в людях, после моего рассказа этот ублюдок полез ко мне! Я выскочила из машины и побежала домой. Было раннее утро, когда я дошла. В этот день я добавила шрамов на теле. На левой груди я выцарапала сердце, руки порезала. Четыре дня я пила и не спала. На пятый день я пришла домой. Утром ко мне с проверкой после больницы пришел инспектор и увидев мое состояние, забрал меня в приют временной реабилитации несовершеннолетних. Так я попала в детский дом. Год я жила в колонии строго режима. Не скажу, что все было очень плохо, но не было свободы. Даже в туалет нужно было отпрашиваться. Мне было почти 17 лет, возраст и характер был сложным как и сама жизнь. Я надеялась на то, что мое прибывание в этом месте, хоть что-то решит. Опять надеялась на то, что мама бросит пить. Но надежда моя была не оправдана. Я ходила в 10 класс в местную сельскую школу. Было тяжело учится с обычными детьми, меня ненавидели одноклассники, и учителя относились ко мне предвзято. Как-то так получилось, что я простила своих обидчиков. С подругой я помирилась. Я закончила учебу и меня отпустили домой. За мной приехала мама, она была пьяная и в тот момент я поняла что все напрасно! Я не стала терпеть ее и уехала жить в Анапу. Там я жила одна, и все то время (8 месяцев) я была спокойной, уравновешенной девушкой. Ничего не резала даже мыслей не было. Затем я решила вернутся домой, и приехала обратно к маме. На тот момент у нас уже отключили газ, воду. Мама была в плохом состоянии, ее сильно избил ее сабутыльник. Она меня выгнала. Я взяла свою подругу и мы переехали жить в город Краснодар. Жили у моего, можно сказать, дяди (но не по крови). Он начал домогаться до меня и подруги, мы собрали вещи и уехали к моему давнему знакомому, которому я была не безразлична, но он мне был только друг. Пожили мы у него пару дней, и я в него влюбилась, Никогда бы не поверила в то, что это возможно. Он был полным противоречием моего вкуса. В общем он нам занял денег и мы с подругой съехали, сняли комнату в семейном общежитии, устроились на работу и все стало хорошо. До поры до времени! Анжела-та самая подруга, была дамой одинокой, и начала водить к нам парней. Меня это сильно раздражало, так как это все идет из детства, когда мама водила разных мужчин. Мы начали ругаться из-за этого. Она не убиралась, не готовила. В общем нам пришлось расстаться. Она уволилась и вернулась домой. А я переехала жить к своему парню. Вскоре я поступила учится. На данный момент мне 20 лет, уже как 2 года я живу с Петром (это мой парень), учусь на 2-ом курсе в техникуме. Год назад я сильно накасячила по отношению к своему возлюбленному, я ему изменила. Не хочу скрывать что-то, и выставлять себя за хорошую, а всех остальных за мудоков. Нет! Я изменила со своим бывшим первым парнем, с тем, кто трахал мою подругу на моих глазах и даже не остановился, не испугался. Вот какой нужно быть дурой, чтоб допустить такое? Я во всем созналась Петру и решила что мне нужно уехать, он меня никуда не отпустил, «простил» и мы зажили дальше. Но после этого, через какое-то время он начал меня подкалывать, унижать.Он приравнивал и приравнивает меня к моей маме, говорит мне что я шлюха и ничего не добьюсь! В общем жизнь пошла не сахар. Я понимаю что сама во всем виновата. То что я изменила ему, но мне не хватало внимания. Я не знаю как это передать, но мы с ним не общаемся, секса-его нет.Он начал поднимать на меня руку, когда я его ревную к кому-то. И на данный момент он крутит роман с той самой подругой Анжелой. Я вчера прочитала его с ней переписку, не смогла сдержаться и разбила себе лицо кулаками, изрезала плечи и ноги. Он вбежал в комнату, а я бьюсь в препадке. Я не могу так больше жить.Я не хочу жить вообще!!! Я некому не нужна! Моя мама так же бухает, и никого больше и нет. Я опустилась уже. Я бешенно его ревную, но ему похер, а я причиняю себе боль, потому что эта мразь далеко, а его я не смогу ударить. И вот сейчас, пока все это вспоминала, опять ногу изрезала. Я не знаю как быть! Все твердят, нужно прошлое забыть, опустить его, но как? Как это можно сделать, никто сказать не может. Я пытаюсь поймать себя на мысле о том, что я не люблю его, что он мне нужен и так далее, но мозг абсолютно меня не слушается. Я хочу убить эту суку. Она всю жизнь уводила у меня парней, и сейчас опять пытается это делать. Я не знаю что делать. Я боюсь что убью себя, я не хочу этого. Я не знаю… Помогите, Подскажите, Дайте какой-нибудь совет. Я бы давно пошла к психологу, но не могу, нет денег на это. Да и к тому же, вдруг попадется какой-нибудь дурак. Может есть какие-нибудь антидепрессанты хорошие? Знаю, возможно кто-то скажет, что у него было и похуже, но все зависит от восприятия ситуаций. Одно и тоже разными людьми воспринимается по разному. Мне очень плохо. Прошу, помогите мне. Не проходите мимо.

Саморазрушение личности – это идеи, эмоции и поведенческие паттерны разрушающего характера направленные на себя. Саморазрушительный паттерн может реализоваться в различных форматах, включая физическое самоповреждение, квалифицируемое как попытки самоубийства, химических зависимостей, расстройствах пищевого спектра; некоторых случаях выбора экстремального спорта, рискованном половом поведении, выборе работы повышенной опасности; поведении, провоцирующим опасность, активном самообвинении и самоунижении.

В психологии, говоря о саморазрушении, используют термин «аутоагрессия» (аутодеструкция) – ауто- и агрессия означают поворот против себя, в английском – «turning against the self». В классификации психологической зашиты относится к вторичным защитам, когда происходит перенаправление отрицательного аффекта с внешнего объекта на себя, вследствие нежелательности проявления вовне.

При анализе соотношения шкал видов по валидным методикам, саморазрушение не коррелирует с другими шкалами, что выделяет феномен среди прочих особенностей агрессии в личностной психологии. Среди личностных типажей оно наиболее свойственно депрессивным и мазохистическим личностям согласно классификации Мак-Вильямс.

Стремление к саморазрушению выделяют в различные классификации:

– по области влияния – телесное, психическое, социальное;

– по характеристикам структуры – идеаторная (идея, мысли);

– аффективное (эмоциональные переживания), поведенческие;

– непосредственные, опосредованные, трансгрессивные (переходящее), расширенные;

– осознанные, неосознанные;

– по динамике – острые, хронические (вялотекущие);

– транзиторные, рецидив, персистирующие (упорные, постоянные), трансформирующиеся, стабильные, прогрессирующие, регрессирующие и прочее.

Разнообразие классификаций объясняется неоднозначностью и расширенностью проявления феномена.

Причины саморазрушения личности

Популярно мнение, что в нормальном психическом состоянии человеку несвойственна склонность к саморазрушению, поскольку она противоречит одному из базовых . Реализации служат чувства боль и , но единой концепции самосохранения в научном сообществе нет. И. Павлов считал, что все рефлексы несут функцию самосохранения. И. Мечников в рамках теории ортобиоза, предполагал, что инстинкт самосохранения с возрастом сменяется инстинктом смерти. К. Лоренц, этолог, исследовавший феномен агрессии так же скептически высказывался о самосохранении как обособленном биологическом концепте.

Несколько иной взгляд был у Фрейда, который считал, что человек достаточно высокоорганизованное существо, чтобы основа его поведения базировалась на одинаковом с прочими животными фундаменте. Он развил теорию Сабины Шпильрейн о стремлении живого организма к возвращению (восстановлению) первичного (неорганического, неживого) состояния – влечению к смерти. Оно определяет склонность к агрессии и саморазрушению, тогда как влечением к жизни определяется самосохранением.

Креативное (либидо) и деструктивное (мортидо) – фундаментальные побуждения, есть основополагающими психического мира. Энергии мортидо называлась деструдо, величиной и активностью которой аналитиками пояснялись практически все деструктивные в поведении человека, а также внешнее агрессивное поведение. Согласно более современной последовательнице Фрейда М. Кляйн, опасность для организма, провоцируемая инстинктом смерти обуславливает чувство тревоги, подкрепляя его объяснение снизить нервное напряжение саморазрушением. Идея была хорошо воспринята русскими психоаналитиками начала века, достаточно положительно воспринимались написавшими предисловие к русскому изданию «По ту сторону принципа удовольствия» Фрейда, А. Р. Лурией и Л. С. Выготским.

Теоретические модели акцентирующиеся на внешнюю обусловленность возникновения саморазрушения выделяют следующие необходимые компоненты: фрустрированная личность, отрицающая интроекты и подавляющая направленную агрессию, психотравмирующая ситуация и разрушение ожиданий, увеличивающие напряжение. Российский психолог А. Реан в исследовании агрессии подростков предложил понятие «аутоагрессивный личности». В структуре саморазрушающего паттерна личности выделяются субблоки:

– характерологический – саморазрушение положительно коррелирует с , демонстративностью, невротичностью, ;

– самооценочный – саморазрушение снижает и наоборот; интерактивный – связь саморазрушения с неспособностью к и межличностным взаимодействиям;

– социально-перцептивный – саморазрушение тем выше, чем положительнее воспринимаются другие относительно себя.

Как остановить программу саморазрушения человека?

Склонность к саморазрушению является довольно часто встречающимся паттерном поведения у личностей требующих психологической помощи. Поскольку подобное поведение имеет склонность к прогрессированию, а при наличии паттернов, связанных с телесным саморазрушением или включающим мысли об суицидальных или потенциально самоубийственных поступках, несет непосредственный риск для жизни. То, чем раньше человек обратится за помощью, тем больше шансов на восстановление баланса у него будет. Окружению так же следует помнить, что игнорирование саморазрушающего поведения у близкого человека или избегание специализированной помощи, уделяя внимание лишь самолечению, может, в ближайшей или отдалённой перспективе, стоить ему жизни. Распространённый стереотип, гласящий, что «настоящие самоубийцы не заявляют о намерении», берет корни именно в сокрытии или игнорировании эпизодического или систематического саморазрушающего поведения. Исследования суицидологов показывают, что при детальном анализе лишь в 10% завершенных самоубийств в поведении, словах, записях самоубийцы не было найдено ранних указаний на суицидальное намерение и стремление к саморазрушению.

На данном этапе наиболее популярными в терапии саморазрушения являются когнитивно-поведенческая терапия (КБТ) и рационально-эмоционально-поведенческая терапия (РЭПТ или рациональная терапия). Более глубокую, но подчас и более длительную, проработку обеспечивают психодинамические направления, включая психоанализ.

Как спасти себя от саморазрушения? От саморазрушения к личности приходится преодолеть сложный и, подчас, длительный этап. Хотя чаще всего на себя обращает внимание непосредственное телесные самоповреждения, любые формы могут быть фатальными, так как усугубление или банальная роковая случайность могут наступить в любой момент. Чтобы помочь человеку пройти путь от саморазрушения к саморазвитию психологи разрабатывают различные алгоритмы, позволяющие системно подходить к проблеме.

Саморазрушение – путь к свободе

После публикации, а позже экранизации, культового романа Чака Палланика «Бойцовский клуб» стала популярна цитата «Самосовершенствование – онанизм. Саморазрушение – вот что действительно важно» и концепция саморазвития через разрушение. И хотя в некоторых практиках некоторые элементы подобного поведения действительно используются, не стоит игнорировать, что деструктивное поведение происходит под контролем опытных гуру, включает глубокий философский концепт, да и сам автор наделил подобной философией героя с расстройством личности. В преобладающих случаях подобное поведение может отсрочено привести к фатальным последствиям, и требует терапевтического вмешательства.

Довольно популярной в терапии саморазрушающего поведения является модель ABC разработанная когнитивным терапевтом А. Эллисом.

«А» (англ. activating events) – активаторы, события и ситуации, актуализирующие паттерн поведения,

«В» (англ. beliefs) – верования, убеждения, установки, интерпретация события,

«С» (англ. consequences) – следствия, итог, реализованный паттерн, в данном случае, саморазрушающий.

В варианте поверхностного препятствования С нужно скорректировать непосредственно А. На более эффективном уровне осознать иррациональные В приводящие к С, и заменить на рациональные. В целом, речь о развитии гибкости. «А», «В» и «С» связаны и не могут существовать изолировано.

Арт-терапия включает в себя проективные методики выявления и изменения причины возникновения паттерна. Успешна интегративная терапия арт-методик и психодинамической проработки. Проработка - механизм, инструмент в психоаналитической терапии. Проработка актуализируется аналитиком и заключается в осознании анализантом вытесненной ведущей к саморазрушению и дальнейшей реконструкции выявленной цепочки последовательности психических процессов.

Проработка актуализируется на сеансе и продолжается после него на сознательном и бессознательном уровнях, как постепенная перестройка внутрипсихических звеньев. Здесь отличие от идеи отыгрывания симптома (), и от идеи (мгновенного озарения и решения через осознание). Допускается быстрое исчезновение паттерна саморазрушения, но остается тенденция к возврату саморазрушающего поведения, в модифицированном или прежнем виде, потому «понять проблему=решить» не эффективна в перспективе. Именно эта проблема технически и решается при помощи проработки. Для наиболее эффективной терапии следует обратиться к специалисту.

А утоагрессия - разновидность агрессивного поведения, при котором враждебные действия направляются человеком на самого себя. Аутоагрессия может проявляться в нанесении себе физических повреждений, в особо тяжелых случаях - в . А одним из самых распространенных видов аутоагрессии как формы агрессивного поведения школьников и молодых людей является нанесение себе порезов - чаще всего на запястьях.

Специалист по работе с Ван дер Колк (Van der Kolk Bessel A.) из Массачусетского центра психического здоровья провел исследование среди пациентов, которые наносили себе порезы. Оказалось, что детство большинства из них прошло в нездоровой : их родители пренебрегали своими обязанностями или даже применяли по отношению к детям физическое или сексуальное насилие, что по статистике становится распространенной причиной агрессивного поведения школьников. Также часто такие пациенты упоминали о ситуациях систематической травли со стороны учителей и одноклассников в период их обучения в школе.

По мнению американского психотерапевта Марши Линехан, аутоагрессивные люди имеют низкую самооценку и склонны обес ценивать себя и свои чувства. Такое поведение является следствием игнорирования или высмеивания потребности ребенка делиться своими переживаниями.

В целом можно сказать, что аутоагрессия, как форма проявления и молодых людей свойственна эмоционально неуравновешенным людям - например, страдающим невротическими или депрессивными расстройствами.

Агрессивное поведение школьников: как проявляется аутоагрессия

К сожалению, в переходном возрасте проблема эмоционального неблагополучия становится актуальной для многих подростков. В этот период их психическая организация крайне нестабильна и может характеризоваться повышенной тревожностью, раздражительностью, снижением настроения и трудностями контроля над эмоциями.

Надо сказать, агрессивное поведение школьников, в частности, аутоагрессия, имеет открытый характер. Школьники, которые совершили некое аутоагрессивное действие, как правило, осознают (не скрывая этого), что они вовсе не планировали умирать. Они просто хотели вызвать чей-то интерес или даже кого-то наказать. Часто они просто используют такой способ с целью заглушить эмоциональные переживания посредством физической боли.

«Я хочу порезать себе вены, но не хочу умереть... Я хочу лишь, чтобы все поняли, что со мной нельзя так поступать! Скажите, как порезать вены, чтобы все-таки остаться в живых?!»

«Это случилось, когда мне было 15 лет... Я порезал руки из-за несчастной любви. Сейчас все уже прошло, но немного жутко об этом вспоминать. Больше я такого не сделаю».

«Я один раз порезала вены из-за конфликта с родителями. Они так ругались, что у меня просто закончились силы их слушать! Теперь у меня на руках уродливые шрамы и даже летом мне приходится ходить с длинными рукавами. Но я не уверена, что не сделаю это снова...»

Некоторые подростки бравируют своими порезами, но большинство из них не спешат признаваться в подобном поведении, опасаясь непонимания и отвержения со стороны сверстников и взрослых. Они так и остаются один на один со своими проблемами, рискуя попасть в замкнутый круг «стресс-ауто агрессия». Зачастую это один из признаков агрессивного поведения школьников.

В конце концов, у таких подростков может возникнуть стойкая привычка остро и саморазрушительно реагировать на любые жизненные неприятности.

«В какой-то момент я испугалась - потому что поняла, что не могу остановиться. Как только у меня случалось плохое настроение (а оно у меня случалось часто), меня начинали преследовать неотступные мысли о том, что надо порезать вены или еще как-то причинить себе вред. От этих мыслей было очень трудно избавиться».

«Я резал руки много раз. Лезвием, ножами, даже бутылочным стеклом. Это случалось каждый раз, когда я всерьез выходил из себя. Я не знал, куда мне девать свой гнев. Я не мог причинить зло окружающим, поэтому причинял его себе. Наверное, со стороны это выглядело ужасно».

Как помочь при аутоагрессии в соответствии с критериями работы с агрессивным поведением школьников

«Я молодой педагог. Однажды на уроке семиклассник, узнав о двойке за контрольную, начал вести себя неадекватно: громко ругать себя, бить кулаками, выдергивать волосы. Другие дети смеялись, а я сказала, что позову психиатра. Наверное, это было неправильно, но я растерялась. Директор сказала, что мальчик, по-видимому, психически болен, потому что здоровый человек не будет причинять себе боль. Я так и не поняла, как поступать в таких случаях…»

Надо сказать, госпитализация при аутоагрессии, как одной из форм проявления агрессивного поведения школьников, не является обязательным условием, за исключением ситуации серьезной депрессии с суицидальным риском. В этом случае можно посоветовать подростку пройти лечение в «кризисном» психотерапевтическом отделении (разумеется, с согласия его родителей или законных представителей). Сочетание назначенных врачом антидепрессантов и психотерапии (в том числе семейной) поможет ему восстановить контроль над своим состоянием.

Основная проблема людей, склонных к аутоагрессии, - низкая стрессоустойчивость и эмоциональная нестабильность. При агрессивном поведении школьников требуется не в осуждение и высмеивание, а понимание и помощь. Хорошо, если рядом с ним окажется друг - ровесник или взрослый, готовый помочь найти новые способы выхода из проблемных ситуаций.

«Меня очень поддержали мои друзья. Они не стали мне говорить, что я слабак, или как-то иначе стыдить меня. Наоборот, они сначала посочувствовали мне, но потом призвали найти в себе силы. Я стал думать о своей жизни, о том, каким я хочу быть. Теперь я стараюсь этого достичь. Надеюсь, что я не вернусь к старым привычкам».

«Сейчас мне шестнадцать лет, а первый раз я порезала руки лет в тринадцать. Я даже не могу сосчитать, сколько раз я это делала. Недавно я поругалась со своим парнем и в очередной раз порезалась канцелярским ножом! Меня привезли в больницу, чтобы наложить швы - и там я увидела женщину лет тридцати или даже сорока! Она сказала мне, что поругалась с любимым и порезала себе вены. Меня это удивило и напугало. Я подумала, что если сейчас не остановлюсь, то меня ждет такое же будущее. Мне это не понравилось. В общем, я хочу пересмотреть свое поведение».

«Раньше я могла повредить себя из-за каких-то неприятностей - могла бить в стену кулаком, разбивая руки, головой тоже о стену билась. Это происходило, когда я сильно злилась и не могла никак иначе выразить свой гнев, гнев и бессилие! Бывало, что я не могла перенести душевную боль и отчаяние, например, когда рассталась с парнем, он меня бросил. Тогда я прижгла руку сигаретой и маленькими ножницами нацарапала на руке его имя. Я тогда ходила к школьному психологу, она заметила забинтованную руку, и я рассказала ей, что произошло. Тогда я чуть не разочаровалась в психологах! Она сказала, что нельзя так поступать “из-за какой-то ерунды”. Мои переживания из-за несчастной любви она назвала ерундой. Было очень обидно. Потом родители отвели меня к другому психологу, потому что я все время плакала. Другой психолог смогла меня понять. Она не осуждала меня, а говорила: “Тебе было так обидно и больно из-за этого парня, что ты не смогла с этим справиться”, “Это очень грустно, когда прерываются отношения с любимым человеком”, “Как жаль, что ты выбрала такой жесткий по отношению к себе способ”, “Давай подумаем, как можно было этого избежать, как еще можно было отреагировать”, “Я вижу перед собой хорошую, славную девушку, которая способна на сильные чувства и которой трудно бывает с ними справляться”, “Я хочу, чтобы ты увидела, сколько в тебе есть хорошего и сильного, чтобы ты научилась справляться с собой в такие моменты!”, “Я хочу тебе помочь и предлагаю свои консультации. Давай будем учиться переживать трудные чувства, будем искать путь”. Это было совсем другое дело. А не так: “Из-за какой-то ерунды”!

Я ходила на консультации к психологу, а потом еще на специальные групповые занятия (тренинги), где мы играли, делали упражнения и обсуждали разные эмоции. Я увидела, что не одинока, многому научилась, стала спокойнее. Я действительно больше не наносила себе повреждений и стала относиться к себе намного лучше».

Надо сказать, что некоторые подростки умеют справляться с проблемой аутоагрессии как формы агрессивного поведения школьников, самостоятельно, в результате чего постоянные порезы или иные травмы прекращаются. Однако на фоне каких-либо эмоциональных переживаний подросток в некоторых случаях продолжает процесс саморазрушения. К примеру, он совершает рискованные поступки, употребляет психотропные вещества, а в крайних случаях - совершает попытки суицида. В таком случае педагогам и родителям важно понимать, что при общении с такими подростками нужно пользоваться рекомендациями, сформулированными в памятке, которая следует далее.

Памятка для педагогов и родителей при агрессивном поведении школьников: как общаться с аутоагрессивным подростком

  • Если вы знаете подростка, который склонен к аутоагрессивному поведению, постарайтесь тактично поговорить с ним о его привычке.
  • Попытайтесь донести до подростка, что вы искренне беспокоитесь о нем, однако не делайте попыток усомниться в его психической полноценности.
  • Не стыдите школьника и не ругайте за его поведение, как правило, это вызывает реакцию протеста.
  • Выскажите желание помочь, выслушайте и поймите проблемы этого школьника.
  • Поинтересуйтесь, имеет ли он представление о том, как решить эти проблемы, а затем поделитесь своими мыслями по поводу решения и предложите помощь.
  • Поясните, что агрессивное поведение школьников - саморазрушающее, однако его возможно победить, преодолев свою печаль или гнев.
  • Акцентируйте внимание школьника на его достоинствах и сильные качествах.
  • Посоветуйте подростку воспользоваться анонимной психологической помощью (иногда можно самостоятельно организовать такую встречу в безопасной для школьника обстановке).
  • В случае, когда подросток совершает некие аутоагрессивные действия непосредственно в вашем присутствии, трезво оцените риск этих действий для его здоровья и жизни.
  • Помните, что не нужно поддаваться на шантаж, поскольку зачастую с помощью аутоагрессивных действий школьник может пытаться получить какую-то выгоду для себя. Мягко ответьте ему отказом и призывайте к прекращению такого поведения.
  • В случае, если ситуация складывается опасно, постарайтесь спокойно, но твердо убедить подростка прекратить аутоагрессивные действия (или обратитесь за помощью).
  • В случае, если действия носят явно демонстративный и неопасный характер, спокойно игнорируйте подростка. Однако помните, что характер поведения может меняться и повлечь риск.
  • Также помните, что школьники часто эмоционально реагируют на различные ситуации и могут нуждаться в чутком поддерживающем отношении.