Методы анализа. Методология исследования. Методология и методы педагогических исследований. Отличие метода от методики и методологии

Итак, организации относятся к числу сверхсложных систем: они состоят из элементов и подсистем разной природы (технические, правовые, психологические, социокультурные), они многофункциональны (производят продукцию, услуги, формируют человека и среду)... Для объекта такой сложности приходится строить и сложную методологию.

Именно системный подход позволит нам рассмотреть организацию как систему. Как целое - ведь основной его принцип - это принцип интеграции. От него происходит цепь производных принципов, главные из которых - целостность объекта и комплектность его анализа.

В то же время в практическом применении системного подхода заметен упор на равновесие системы, ее внутреннюю непротиворечивость. Явно или нет, но именно так нередко трактуется сущность целостности. В своих крайних выражениях такие установки доводят образ системы до замкнутости и неподвижности, лишая ее динамики, источников развития.

Но ведь организации это динамичные объекты, живущие своей жизнью, противоречивые, развивающиеся. Целостность их относительна, развитие их - неизбежно. Для анализа таких объектов давно и эффективно применяется диалектический метод.

Неоспоримым достоинством диалектического метода является ориентация на разложение объекта на противоположности, поиск источника его самодвижения во внутренних противоречиях. В диалектическом освещении объект выглядит напряженным, изменчивым. Основа его функционирования - взаимодействие противоречивых свойств, одновременно ему присущих. Сочетание обоих этих способов анализа действительности - сегодня очень актуальный и не вполне решенный вопрос. Но можно считать несомненным преимуществом использование их в единстве, во взаимодействии.

Тенденции развития науки подводят исследователей к необходимости разработки системного подхода на диалектической основе как единой общенаучной методологии, имеющей действительно новые возможности. Такой подход мы и изберем как наиболее оптимальным для нашего изучения организаций.

Исключительная сложность организации как системы заставляет нас поговорить еще об одной проблеме ее изучения. Мы неоправданно ограничили бы свои возможности, если бы пытались изучить организацию в рамках только одной науки. Дело в том, что разные аспекты жизнедеятельности организации, как уже отмечалось, "подведомственны" разным наукам. Это как человек, которого изучают и философия, и психология, и биология, и медицина и прочие науки. При изучении сложных систем всегда так: науки разные, а объект один. Но чтобы постичь его в целостности, науки тоже должны объединиться. И современное состояние науки дает такую возможность. Мы говорим о междисциплинарном подходе.



Не стоит повторять выводы о больших его преимуществах. Важнее увидеть известную ограниченность его, указывающую на принадлежность его к промежуточному, хотя и необходимому этапу объединения знаний. Для этого этапа характерно то, что интеграция наук здесь лишь частная и по частным поводам. На сегодняшний день междисциплинарное изучение объекта не дает целостного знания о нем. Можно предположить, что нарастание процесса интеграции наук приведет к формированию следующей стадии соединения знания, стадии общедисциплинарной, когда взаимопроникновение специальных областей науки создает новое качество - интегральное знание без профессиональных перегородок, так сказать, знание постдисциплинарного уровня.

Разобщенность современного знания об организациях ограничивает возможности сведения административно-правовой, экономической, социально-психологической, кибернетической моделей организации, понятия и ценности которых подчас оказываются несовместимыми, даже в случае употребления одинаковых слов. Так, "самоуправление" в кибернетике означает автономию организации, в социологии же под ним подразумевают проблему участия.

Постдисциплинарный подход означает раскрытие нового, углубленного содержания и смысла такого явления, представление его как целостности, "стереофонически", а значит, и новые оценки и управленческие выводы. Так, конфликт, взятый из одного измерения, выступает как форма дезорганизации в другом измерении, но может оказаться весьма функциональным, результативным в третьем. Интегративная методология основывается на объективном единстве всех проявлений реального объекта.

При постдисциплинарном подходе речь идет о разных свойствах одного и того же явления. Интеграция знания требует взаимной и совместной интерпретации объекта. Это значит, что каждый угол зрения на организацию также нуждается в своем самостоятельном развитии, но в рамках целостной науки.

Выход исследований на постдисциплинарный уровень задает им новую меру комплексности подхода за пределами специализации.

Тема 1. Экономический анализ как наука и функция

Хозяйственного управления

1. Анализ как метод познания

Выступая в качестве методологической основы всех отраслей науки, теория познания определяет сущность, необходимость и последовательность экономического анализа.

Прежде всего она определяет понятия объекта и субъекта познания. Под первым понимается объективная действительность, практика как чувственнопредметная, материальная деятельность человека, персонифицирующая силу познания, составляющая основу развития человеческого общества. Вторым является сам человек или сообщество людей, все человечество, т.е. живые личности, творчески относящиеся к объекту познания. Только необходимое соотносительно диалектическое единство субъекта и объекта познания обеспечивает его достоверность, его истинность.

Объектом познания является практика с ее чувственнопредметным, материальновещественным, жизненносоциальным и природоохранным содержанием.

Обобщая методы и приемы современной науки, процесс познания широко использует такие важнейшие инструменты, как анализ и синтез, эксперимент, моделирование.

Мышление в качестве творческого процесса охватывает понятия, суждения, умозаключения. Мышление, а в данном случае и анализ отражают общее, дифференцируют и группируют свойства вещей, явлений, показателей в соответствии с их понятиями, сущностью, реальностями, объективностью, в их развитии и противоречии. Через суждение, через понятия чтолибо утверждается или, наоборот, отрицается. Используя приемы индукции (суждение от частного к общему), а также дедукции (суждение от общего к частному), суждения приводят к тому или иному умозаключению. Здесь уместно подчеркнуть единство индукции и дедукции в процессе аналитических исследований.

Экономический анализ - наука прикладная. Если она, опираясь на теорию познания, обеспечивает практическую полезность, повышает экономическую эффективность практической деятельности человека, то только в этом случае ее можно считать наукой.

Эмпирический и теоретический анализ позволяет не только рациональнее обосновать текущее или ближайшую перспективу, но и заглянуть за горизонт средней и дальней перспективы. Рационально управлять - значит предвидеть.

2. Зарождение экономического анализа как науки. Исторические аспекты развития экономического анализа

История экономической науки начинается с древних времен: учение мыслителей Древней Греции и Древнего Рима (Ксенофонт, Платон, Аристотель, Варрон, Сенека). В средние века экономическая наука получила дальнейшее развитие в трудах У. Петти, Д. Рикардо, А. Смита, С. Сисмонди и др.

Самым древним способом анализа является метод сравнения. Действительно, потребность оценки явлений существовала всегда. Эта потребность обуславливается перманентным желанием человека оказывать влияние на процессы, протекающие во окружающем его мире. Оценка представляет собой процесс сравнения изучаемого объекта с базовыми аналогичными явлениями.

Однако, наблюдения, описания, оценки явлений, в частности, экономического характера недостаточно для управления ими. Для того чтобы экономические процессы стали управляемыми, необходима наука, способная выявить движущие силы этих процессов, закономерности их развития. Такой наукой и явилась политическая экономия.

Понятие «политэкономии» было введено французом Антуаном Монкретьеном де Ваттевилем в 1615 году. Именно в этом году увидел свет его «Трактат по политической экономии». Далее развитие этого учения получило в трудах У. Петти, Д. Рикардо, А. Смита, С. Сисмонди.

По мнению одних учёных, именно в недрах политической экономии зародился экономический анализ. По мнению других, возникновение экономического анализа обусловлено становлением бухгалтерского учёта. Третьи считают, что начало экономическому анализу положил аудит, как своеобразный контролёр правильности ведения бухгалтерского учёта.

Первыми официальными шагами экономического анализа в России можно считать действия Министерства финансов по разработке балансовых данных за 1902-1903/ 1906-1907 гг о доходности предприятий, подлежащих промысловому налогообложению. Таким образом, введение нового налога послужило импульсом к признанию необходимости методов экономического анализа. Собственно, на начальном этапе весь смысл последнего сводился к проведению анализа хозяйственной деятельности предприятий.

Первым отечественным трудом, посвящённым проблемам анализа деятельности предприятий, считается книга Аринушкина И. «Балансы акционерных предприятий».

Резкие изменения в экономике, учёте и контроле после октября 1917 года. Перемены прежде всего касались таких аспектов хозяйственной деятельности, как введение рабочего контроля за производством и распределением, отмена коммерческой тайны и введение гласности учёта. В 1918 году Московским областным советом народного хозяйства была выпущена первая ведомственная публикация, посвящённая проблемам экономического анализа, под названием «Как следует подходить к разбору балансов торгово-промышленных предприятий».

Первые специальные книги по анализу хозяйственной деятельности появились в начале ХХ в., а в 30-е гг. курс экономического анализа был введен в программы вузов СССР. В 1926 г. была опубликована книга А.Я. Усачева "Экономический анализ баланса", где впервые встречается такое словосочетание, как "экономический анализ". Примерно в те же годы в журнале "Счетоводство" вышла серия статей С.К. Татура "О скорости обращения капитала". Первые счетно-аналитические обзоры Центросоюза писал в эти же годы Н.Р. Вейцман. Основные моменты его работы "Счетный анализ (методы исследования деятельности предприятия по данным его бухгалтерии)" нашли свое отражение в более поздних работах по экономическому анализу. Другими сотрудниками Центросоюза А.М. Яковлевым и А.Я. Михеевым были написаны работы анализам балансов кооперативов и потребительских обществ. На русский язык в 20-е гг. были переведены работы известного швейцарского кооперативного деятеля Иоганна Шера "Калькуляция и статистика в хозяйстве потребительских обществ" и "Бухгалтерия и баланс"; книги немецкого балансоведа Пауля Герстнера "Анализ баланса" и американского ученого Джеймса Блисса "Показатели хозяйственной деятельности предприятий". Авторами пособий по анализу хозяйственной деятельности в те годы были Н.Р. Вейцман, С.К. Татур, М.И. Баканов и др.

За предвоенные годы по вопросам экономического анализа было издано около трехсот книг, шестьсот научных статей. Во время Второй мировой войны и послевоенное время вопросы бухгалтерского учета, контроля и анализа хозяйственной деятельности получили развитие в трудах И. Ганнопольского, И.А. Шоломовича, А.И. Сумцова, Н.Р. Вейцмана, И.И. Поклада, А.И. Усатова, А.Ш. Маргулиса и др. Большой вклад в развитие методологии комплексного анализа хозяйственной деятельности внесли такие ученые-экономисты, как М.И. Баканов, А.Д. Шеремет, С.Б. Барнгольц, В.Ф. Палий, П.И. Савичев, И.И. Каракоз и др.

В эти годы по экономическому анализу было издано немало трудов. Среди них: "Проверка выполнения производственного плана промышленного предприятия" (И. Ганопольский, 1944), "Некоторые вопросы анализа оборотных средств промышленного предприятия" (И.А. Шоломович, 1942), "Хозяйственнику о бухгалтерском учете и анализе баланса промышленного предприятия" (А.И. Сумцов, 1941), "Что должен знать хозяйственник о бухгалтерии и анализе баланса" (Н.Р. Вейцман, 1943), "Экономический анализ производственно-финансовой деятельности промышленных предприятий" (И.И. Поклада, 1956) и др.

Большое влияние на развитие теории экономического анализа оказали монографические работы, учебники и учебные пособия, изданные за последние годы. К ним можно отнести следующие: С.Б. Барнгольц "Экономический анализ хозяйственной деятельности на современном этапе развития" (1984), "Теория экономического анализа хозяйственной деятельности" под ред. А.Д. Шеремета (1982), И.И. Каракоз, В.И. Самборский "Теория экономического анализа" (1989) и др.

Переход к рыночным отношениям потребовал от ученых-экономистов пересмотра традиционного понимания важных экономических категорий, расширения состава экономического анализа и развития целого ряда нетрадиционных для нашей экономики финансово-кредитных институтов (инжиниринговых, консалтинговых, лизинговых и факторинговых и др.).

3. Значение и роль экономического анализа в разработке и принятии управленческих решений

В современных условиях развития экономики, ее значительной информатизации, возникает необходимость трансформации подходов к управлению деятельностью предприятия. Задачи управления требуют умения использовать и обрабатывать большие объемы информации, проводить ее анализ в различных разрезах, моделировать процессы и ситуации, структурировать материал для принятия решений. Это определяет необходимость использования экономического анализа как инструмента принятия научно обоснованных управленческих решений.

Данный вопрос является достаточно актуальным, так как характерной особенностью внешней и внутренней среды функционирования современного предприятия является очень высокая скорость происходящих в ней непрерывных, а зачастую и непредсказуемых изменений. Это, в свою очередь, обуславливает необходимость постоянного осуществления анализа окружения предприятия.

Цель данной работы заключается в уточнении роли экономического анализа в разработке и реализации управленческих решений в рамках современного предприятия.

Теоретической и методологической основой исследования являются основные положения и выводы, сформулированные в научных трудах
ведущих ученых по проблемам управления, теории принятия
управленческих решений, бухгалтерского учета и экономического анализа,
таких как, М.И.Баканов, С.Е.Барнгольц, М.А.Вахрушина, О.С.Виханский,
Л.Т.Гиляровская, Л.Г.Евланов, Д.А.Ендовицкий, О.В.Ефимова, В.В.Ковалев,
Б.Г.Литвак, И.Я.Лукасевич, М.М.Максимцов, М.В.Мельник, материалы научно-практических конференций и периодической экономической печати.

Рыночные условия хозяйствования предоставили предприятиям свободу выбора направлений их развития, что обусловлено следствием мирового процесса глобализации и связанных с ним экономическими и социальными явлениями. При этом, перед предприятием открывается больше возможностей для процветания и поиска путей повышения результативности их деятельности с использованием современных инструментов управления, в частности таких, как оперативное и стратегическое планирование, научная организация деятельности, мотивация, учет, контроль, экономический анализ и другие .

Поэтому следует выделить ряд важных задач, которые возникают перед предприятием при существующих возможностях и потенциальных угрозах его деятельности и решение которых обеспечит эффективную и стабильную деятельность предприятия в дальнейшем:

Проведение систематического анализа изменений во внутренней и внешней среде предприятия;

Выявление факторов, оказывающих как положительное, так и отрицательное на достижения целей предприятия;

Выявление динамики и тенденций развития предприятия;

Поиска резерва средств для дальнейшего развития и т.п.

Экономический анализ участвует во всех этапах принятия управленческих решений, содействуя повышению качества и результативности управленческой деятельности. Современная теория принятия управленческих решений пока еще развивается в абстракно-теоретической форме, что существенно затрудняет внедрение разработанных методологических подходов к решению экономических задач в практику управленческой деятельности.

Проблему взаимодействия экономического анализа с теорией принятия
управленческих решений следует рассматривать с точки зрения
необходимости и возможности применения экономико-математических
методов в решении конкретных аналитических задач. Важная проблема управления - повышение эффективности управления производством состоит в отсутствии единства объективной (информационной) и субъективной (личностной) сторон решения управленческих задач. Так, в теории и практике экономического анализа рассматриваются проблемы объективного отражения, аналитического раскрытия хозяйственных процессов, в то же время теория принятия решений подчеркивает центральную роль человека как активного элемента процесса управления. Соединение двух этих подходов позволяет выявить актуальные проблемы совершенствования управления экономикой и возможности комплексных путей их решения.

Следовательно, применение комплексного использования результатов анализа позволит предприятиям:

Углублять и развивать процесс управления производством с использованием приемов и методов экономического анализа;

Повышать эффективность их деятельности, полагаясь на качественный уровень управленческих решений;

Повышать конкурентоспособность в условиях рыночной экономики

4. Перспективы развития экономического анализа в рыночной экономике.

С переходом нашей страны к рыночным отношениям у экономического анализа появляются новые задачи. Ведь, как и любая другая наука, он вынужден расширять свою методологическую базу при расширении базы информационной и при появлении новых способов работы с информацией. Прежде всего, возникновение перед экономическим анализом совершенно новых задач было обусловлено появлением конкурентной борьбы. Известно, что одним из способов ведения конкурентной борьбы является маркетинг. Синонимом в русском языке к этому слову могла бы стать «разведка». Основанный на сборе информации в состоянии внешней среды и на сопоставлении её с данными об имеющихся ресурсах, маркетинг имеет на вооружении ряд методологических инструментов обработки информации, которые и были «любезно» им предоставлены в пользование экономическому анализу (примером может послужить ситуационный анализ).

Увеличение проблемного поля обусловлено не только введением «новых правил», но и введением на рынок (в частности, рынок услуг) новых «игроков» - субъектов анализа (например, инжиниринговые, консалтинговые, лизинговые компании и т.д.).

Развитие методологической базы (за счёт пополнения её инструментарием смежных наук), больший акцент на использование внеучётных источников информации (в связи с реанимацией коммерческой тайны), разработка новых исследовательских направлений (изучение коммерческого риска) – вот некоторые из перспективных направлений развития экономического анализа.

Одной из основных задач экономического анализа называют исследование коммерческого риска. В данном случае весь арсенал средств экономического анализа должен быть направлен на минимизацию возможных потерь, на снижение уровня риска. Поведение экономических агентов, состояние и качество потребительского спроса, внешние факторы – слишком много непредсказуемых элементов для одного предприятия. Поэтому, осуществляя свою деятельность, предприятие порой походит на идущего по минному полю. Свести риск к минимуму. Это позволяют методы и специальные приёмы экономического анализа.

Например, математическая теория игр позволяет минимизировать потери и обрести стабильный источник дохода, моделируя возможные ситуации на рынке. Измеряя риск в каждой конкретной ситуации, она [теория игр] создаёт возможность оптимизировать поведение предприятия на рынке таким образом, что при возникновении любой (исследованной) ситуации предприятие будет иметь одинаковый уровень риска.

Тема 2. Предмет, содержание и задачи экономического анализа

1. Предмет и объекты экономического анализа

Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, объединений, ассоциаций, социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающие отражение через систему экономической информации.

Как видно из определения, экономический анализ имеет дело с хозяйственными процессами предприятий, объединений, других подразделений и конечными производственно-финансовыми результатами их деятельности. Экономика предприятий изучается при этом не только в динамике, но и в статике.

2. Цель и задачи экономического анализа

Основной целью экономического анализа является подготовка информации для принятия оптимальных управленче- ских решений и для обоснования текущих и перспективных планов, направленных на достижение краткосрочных и стра- тегических целей предприятия.

Значением, содержанием и предметом экономического анализа определяются и стоящие перед ним задачи. К числу важнейших из них следует отнести: 1) повышение научноэкономической обоснованности бизнеспланов и нормативов (в процессе их разработки); 2) объективное и всестороннее исследование выполнения бизнеспланов и соблюдения нормативов (по данным учета и отчетности); 3) определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов (отдельно и в совокупности); 4) контроль за осуществлением требований коммерческого расчета (в его полной и незавершенной форме); 5) выявление и измерение внутренних резервов (на всех стадиях производственного процесса); 6) испытание оптимальности управленческих решений (на всех ступенях иерархической лестницы).

3. Принципы экономического анализа

1. Анализ должен базироваться на государственном подходе при оценке экономических явлений и процессов результатов хозяйствования. Иначе говоря, оценивая определённые проявления экономической жизни, нужно учитывать их соответствие государственной экономической, социальной, экологической, международной политике и законодательству.

2. Анализ должен носить научный характер , т.е. базироваться на положениях диалектической теории познания, учитывать требования экономических законов развития производства, использовать достижения НТП и передового опыта, новейшие методы экономических исследований.

3. Анализ должен быть комплексным , т.е. охватывать все звенья и стороны деятельности и всесторонне изучать причинные взаимосвязи в экономике предприятия.

4. Одним из требований к анализу является обеспечение системного подхода, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, определённым способом связанных между собой и внешней средой. Изучение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и взаимоподчинённости его отдельных элементов.

5. Анализ хозяйственной деятельности должен быть объективным, конкретным, точным .Он должен базироваться на достоверной, проверенной информации, реально отражающей объективную действительность, а выводы его должны обосновываться точными аналитическими расчётами. Из этого требования вытекает необходимость постоянного совершенствования организации учёта, внутреннего и внешнего аудита, а также методики анализа с целью повышения точности и достоверности его расчетов.

6. Анализ должен быть действенным , активно воздействовать на ход производства и его результаты, своевременно выявляя недостатки, просчеты, упущения в работе и информируя об этом руководство предприятия. Из этого принципа вытекает необходимость практического использования материалов анализа для управления предприятием, для разработки конкретных мероприятий, для обоснования, корректировки и уточнения плановых данных. В противном случае цель анализа не достигается.

7. Анализ должен проводиться по плану , систематически, а не от случая к случаю, т.е. необходимо планирование аналитической работы на предприятиях, распределение обязанностей по её выполнению между исполнителями и контроль за её проведением.

8. Анализ должен быть оперативным. Оперативность означает умение быстро и четко проводить анализ, принимать управленческие решения и претворять их в жизнь.

9. Один из принципов анализа – его демократизм .Участие в проведении анализа широкого круга работников предприятия обеспечивает более полное выявление передового опыта и использование имеющихся внутрихозяйственных резервов.

10. Анализ должен быть эффективным ,т.е. затраты на его проведение должны давать многократный эффект.

4. Место экономического анализа в системе экономических наук

Экономический анализ - специальная отрасль знаний, становление которой как науки обусловливалось объективными требованиями и условиями, свойственными появлению любой новой отрасли научных знаний. Первое из них - практическая потребность. Профессиональная маркетинговая деятельность, рыночные отношения при их полной коммерциализации, изучение внутренних и внешних факторов, определяющих конечные финансовые результаты, - все это требования, обусловливающие необходимость последующих, текущих и перспективных аналитических разработок.

Второе условие связано с развитием самой науки в целом и ее отдельных отраслей. По мере развития науки происходила и дифференциация ее отраслей. Экономический анализ сформировался в результате дифференциации общественных наук. Прежде отдельные формы экономического анализа были присущи преимущественно учетным наукам: балансоведению, бухгалтерскому учету, статистике. Но по мере углубления экономической работы на предприятиях возникла необходимость в выделении анализа как обособленной системы знаний, поскольку учетные дисциплины уже не способны были ответить на все требования практики.

Дифференциация наук сопровождалась и определенными недостатками. Их суть сводилась к чрезмерной специализации наук, к излишнему дроблению, к утрате взаимосвязей. Положительным на этом фоне следует считать процесс интеграции наук, диалектически связанный с их дифференциацией. Сформировавшись в самостоятельную науку, экономический анализ комплексно, системно использует данные, а в ряде случаев способы и приемы исследования, присущие статистике, планированию, бухгалтерскому учету, математике и другим непосредственно связанным с ним наукам.

Диалектический процесс дифференциации и интеграции способствовал выделению таких специальных наук, как управление (маркетинг, менеджмент), планирование, бухгалтерский учет, статистика, экономическая кибернетика и др. Сюда же с полным основанием можно отнести и экономический анализ, который тесно связан с вышеперечисленными науками.

Однако до сих пор нет четко выраженных границ между экономическим анализом и этими специальными дисциплинами; здесь имеются скорее лишь демаркационные линии. Наиболее тесные связи существуют между бухгалтерским учетом и экономическим анализом. Бухгалтерский учет являлся и является основным «поставщиком» экономической информации о хозяйственной деятельности предприятий. Доля экономической информации, получаемой через систему бухгалтерского учета, достигает на предприятиях и в объединениях 70% и более. Бухгалтерский учет отражает хозяйственные операции в первичной документации, записи их в регистрах синтетического и аналитического учета и в бухгалтерской отчетности. То, что именно бухгалтеры первыми стали анализировать хозяйственнофинансовую деятельность предприятий, вполне естественно. Каждый бухгалтер, составив баланс, интересуется состоянием хозяйственных средств и источников их образования, выяснит, все ли резервы использованы предприятием для увеличения прибыли, какие недостатки тормозили хозяйственную деятельность в истекшем отчетном периоде. Анализировать баланс и отчетность бухгалтеров заставляла сама жизнь.

Внедрение коммерческого расчета и строгое соблюдение государственной дисциплины в части налогообложения заметно повышают значение «аналитической деятельности» главных бухгалтеров акционерных объединений, паевых обществ с ограниченной и неограниченной ответственностью, государственных и частных предприятий.

Теснота связи экономического анализа и статистики выражается, вопервых, в том, что статистический учет и отчетность служат для анализа, так же как и бухгалтерский учет, необходимой информационной базой (правда, ее доля применительно к предприятиям невелика); вовторых, в том, что статистическая наука, проблемно разрабатывающая методы группировок, индексов, корреляции, регрессии и другие, существенно пополняет арсенал аналитических способов и приемов.

Тема 4. Методология экономического анализа

1. Метод экономического анализа и его характерные черты.

Под методом экономического анализа понимается диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии. Характерными особенностями метода экономического анализа являются: использование системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность, изучение причин изменения этих показателей, выявление и измерение взаимосвязи между ними в целях повышения социальноэкономической эффективности.

В первой части определения подчеркивается диалектичность подхода к изучению хозяйственных процессов. Хозяйственные процессы рассматриваются в становлении и развитии.

В определении отмечаются далее характерные особенности метода экономического анализа. Первой такой особенностью является использование системы показателей при изучении хозяйственных явлений и процессов. Эта система формируется обычно в ходе планирования, при разработке систем и подсистем экономической информации, что не исключает возможности исчисления в ходе самого анализа новых показателей.

Вторая характерная особенность метода экономического анализа - изучение причин, вызвавших изменение тех или иных хозяйственных показателей. Поскольку экономические явления обусловлены причинной связью и причинной зависимостью, то задача анализа - раскрытие и изучение этих причин (факторов).

К характерным особенностям метода экономического анализа относятся выявление и измерение взаимосвязи и взаимозависимости между показателями, которые определяются объективными условиями производства и обращения товаров.

2. Методика экономического анализа

Метод научной абстракции. Исследование начинается с изучения фактов реальной действительности. Они должны быть достоверными, типичными, массовыми и сопоставимыми. Затем происходит осмысление фактов, вырабатываются отвлеченные понятия, абстракции. Абстракции – это понятия, обобщения, отвлеченные от несущественных явлений, но отражающие их главное содержание. То есть выявляются типичные, постоянные, существенные черты того или иного явления. На основе абстракций формируются экономические категории. Например, средства производства, рынок, деньги, предприниматель и т.д. Метод единства исторического и логического. Экономика находится в состоянии постоянного развития. Поэтому необходим исторический подход при исследовании экономических процессов, т.е. изучение их в таком виде, в каком они существовали во всём многообразии, со всеми подробностями. Но в результате будут фиксироваться случайные и второстепенные события, зигзаги и отклонения экономики от основного направления развития. Поэтому, исторический анализ необходимо сочетать с логическим методом. Он позволяет выявлять главные тенденции исторического развития, отвлекаясь от описания случайных явлений, простого фотографирования исторического. Логическое есть историческое, очищенное от случайностей. Метод сочетания анализа и синтеза, индукции и дедукции. Анализ - это мысленное расчленение объекта на составные части и исследование каждой части как одной из сторон единого целого. Синтез - это процесс соединения результатов анализа в единое целое. Следовательно, анализ и синтез - это две стороны одного и того же процесса познания реальной действительности. Индукция - это движение мысли от изучения единичных фактов к общим умозаключениям и выводам. Дедукция - движение мысли от общих выводов к частным определениям. Метод сравнительного анализа. Сущность его состоит в сопоставлении достигнутых экономических результатов с затратами и выработке практических рекомендаций; или в сравнении экономических показателей разных предприятий, регионов, стран; или за разные периоды и т.д. Метод математико-статистического анализа. Каждое экономическое явление имеет качественную и количественную определенность. Определяющее значение имеет качественный анализ экономики. Наряду с качественным анализом экономическая наука широко применяет математические и статистические приемы, вычислительную технику для анализа количественных отношений, оценки количественных показателей, состояния равновесия рыночной экономики. Метод экономико-математического моделирования. Экономическая жизнь очень сложна и ее чрезвычайно трудно проанализировать во всех деталях. Поэтому, в практике разрабатывают простейшие математические модели, которые позволяют оценить состояние объекта, выявить возможные его изменения, тенденции развития. Моделирование позволяет быстрее и более достоверно решать назревшие задачи, проблемы развития экономики (например, состояние и перспективы спроса на определенный вид товаров и услуг и т.д.). Метод графических изображений. Благодаря наглядности графики позволяют лучше понять суть проблемы, выяснить взаимоотношения между различными экономическими величинами (спрос и цена), их изменение под влиянием различных факторов. Решающее значение для подтверждения или опровержения научных рекомендаций, истинности теоретических выводов имеет хозяйственная практика.

3. Факторы, определяющие результаты хозяйственной деятельности и их классификация.

Исследуемые в анализе факторы могут быть классифицированы по разным признакам (рис. 5.1).

По своей природе факторы подразделяются на природно-климатические, социально-экономические и производственно-экономические.Природно-климатические факторы оказывают большое влияние на результаты деятельности в сельском хозяйстве, в добывающей промышленности, лесном хозяйстве и других отраслях. Учет их влияния позволяет точнее оценить результаты работы субъектов хозяйствования.

К социально-экономическим факторам относятся жилищные условия работников, организация культурно-массовой, спортивной и оздоровительной работы на предприятии, общий уровень культуры и образования кадров и др. Они способствуют более полному использованию производственных ресурсов предприятия и повышению эффективности его работы.

Производственно-экономические факторы определяют полноту и эффективность использования производственных ресурсов предприятия и конечные результаты его деятельности.

По степени воздействия на результаты хозяйственной деятельности факторы делятся на основные и второстепенные. Косновным относятся факторы, которые оказывают решающее воздействие на результативный показатель.Второстепенными считаются те, которые не оказывают решающего воздействия на результаты хозяйственной деятельности в сложившихся условиях. Здесь необходимо заметить, что один и тот же фактор в зависимости от обстоятельств может быть и основным, и второстепенным. Умение выделить из разнообразия факторов главные, определяющие обеспечивает правильность выводов по результатам анализа.

Большое значение при исследовании экономических явлений и процессов и оценке результатов деятельности предприятий имеет классификация факторов навнутренние ивнешние, то есть на факторы, которые зависят и не зависят от деятельности данного предприятия. Основное внимание при анализе должно уделяться исследованию внутренних факторов, на которые предприятие может воздействовать.

Вместе с тем во многих случаях при развитых производственных связях и отношениях на результаты работы каждого предприятия в значительной степени оказывает влияние деятельность других предприятий, например, равномерность и своевременность поставок сырья, материалов, их качество, стоимость, конъюнктура рынка, инфляционные процессы и др. Нередко на результатах работы предприятий отражаются перемены в области специализации и производственной кооперации. Эти факторы являются внешними. Они не характеризуют усилия данного коллектива, но их исследование позволяет точнее определить степень воздействия внутренних причин и тем самым более полно выявить внутренние резервы производства.

Для правильной оценки деятельности предприятий факторы необходимо подразделять наобъективные и субъективные Объективные, например стихийное бедствие, не зависят от воли и желаний людей. В отличие от объективных субъективные причины зависят от деятельности юридических и физических лиц.

По степени распространенности факторы делятся наобщие испецифические.

4. Разработка системы взаимосвязанных аналитических показателей

Так как в анализе используется большое количество разно-качественных показателей, необходима их группировка и систематизация.

По своему содержанию показатели делятся на количественные и качественные. К количественным показателям относятся, например, объем изготовленной продукции, количество работников, площадь посевов, поголовье скота и т.д. Качественные показателипоказывают существенные особенности и свойства изучаемых объектов. Примером качественных показателей являются производительность труда, себестоимость, рентабельность, урожайность культур и др.

Изменение количественных показателей обязательно приводит к изменению качественных, и наоборот. Так, например, рост объема производства продукции ведет к снижению себестоимости. Рост производительности труда обеспечивает увеличение объема производства продукции.

Одни показатели используются при анализе деятельности всех отраслей национальной экономики, другие - только в отдельных отраслях. По этому признаку они делятся на общие и специфические. К общим относятся показатели валовой продукции, производительности труда, прибыли, себестоимости и др. Примером специфических показателей для отдельных отраслей и предприятий могут быть калорийность каменного угля, влажность торфа, жирность молока, урожайность культур и т.д.

Показатели, используемые в АХД, по степени синтеза делятся также на обобщающие, частные и вспомогательные (косвенные). Первые из них применяются для обобщенной характеристики сложных экономических явлений. Частные показатели отражают отдельные стороны, элементы изучаемых явлений и процессов. Например, обобщающими показателями производительности труда являются среднегодовая, среднедневная, часовая выработка продукции одним работником. К частным показателям производительности труда относятся затраты рабочего времени на производство единицы продукции определенного вида или количество произведенной продукции за единицу рабочего времени. Вспомогательные (косвенные) показатели используются для более полной характеристики того или иного объекта анализа. Например, количество рабочего времени, затраченного на единицу выполненных работ.

Аналитические показатели делятся на абсолютные и относительные. Абсолютные показатели выражаются в денежных, натуральных измерителях или через трудоемкость. Относительные показатели показывают соотношения каких-либо двух абсолютных показателей. Они определяются в процентах, коэффициентах или индексах.

Абсолютные показатели в свою очередь подразделяются на натуральные, условно-натуральные и стоимостные. Натуральные показатели выражают величину явления в физических единицах измерения (масса, длина, объем и т.д.). Условно-натуральные показатели,применяются для обобщенной характеристики объемов производства и реализации продукции разнообразного ассортимента (например, условные пары обуви в обувной промышленности, тысячи условных банок на консервных предприятиях, условные кормовые единицы в сельском хозяйстве). Стоимостные показатели показывают величину сложных по составу явлений в денежном измерении. В условиях товарного производства, действия закона стоимости они имеют большое значение.

При изучении причинно-следственных связей показатели делятся на факторные и результативные.

Если тот или другой показатель рассматривается как результат воздействия одной или нескольких причин и выступает в качестве объекта исследования, то при изучении взаимосвязей он называется результативным.

Показатели, которые определяют поведение результативного показателя и выступают в качестве причин изменения его величины, называются факторными.

По способу формирования различают показатели нормативные (нормы расхода сырья, материалов, топлива, энергии, нормы амортизации, цены и др.); плановые (данные планов экономического и социального развития предприятия, плановые задания внутрихозяйственным подразделениям); учетные (данные бухгалтерского, статистического, оперативного учета);

отчетные (данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности); аналитические (оценочные), которые исчисляются в ходе самого анализа для оценки результатов и эффективности работы предприятия.

Системный подход – это направление в методологии исследования. Он базируется на изучении объектов как сложных систем, которые состоят из отдельных элементов с многочисленными внутренними и внешними связями. Системный подход позволяет глубже изучить объект, получить более полное представление о нём, выявить причинно-следственные связи между отдельными частями этого объекта.

Главные особенности системного подхода – динамичность, взаимодействие, взаимозависимость и взаимосвязь элементов системы, комплексность, целостность, соподчинённость, выделение ведущего звена . Системный подход в экономическом анализе позволяет разработать научно обоснованные варианты решения хозяйственных задач, определить эффективность этих вариантов, что даёт основание для выбора наиболее целесообразных управленческих решений.

В самом процессе системного анализа можно выделить несколько последовательных этапов.

На первом этапе исследования объект анализа представляется как определённая система. Для этого сначала выделяют отдельные части объекта, которые могут рассматриваться как элементы системы. Причём в конкретных случаях система может иметь несколько уровней, то есть каждый из выделенных элементов первого уровня можно рассматривать как самостоятельную систему (подсистему) и т. д. Кроме того, на первом этапе анализа должна быть сформулирована цель развития системы, задачи, которые она решает, связь с другими системами, взаимосвязи между отдельными элементами, функционирование каждого элемента и системы в целом.

Основная цель второго этапа системного анализа – подбор показателей, которые способны дать наиболее полную и качественную оценку всем без исключения элементам, взаимосвязям (внутренним и внешним), а также условиям, в которых существует система.

На третьем этапе разрабатывается общая схема изучаемой системы. Графически она обычно представляется в виде блочного рисунка, где каждому элементу соответствует определённый блок. Отдельные блоки связаны между собой стрелками, которые показывают наличие и направление внутренних и внешних связей системы. Тут же подобранные на предыдущем этапе показатели распределяются по элементам и связям системы, уточняется их перечень (исключаются дублирующие друг друга, заменяются недостаточно информационные и т. д.).

Весь последующий, четвёртый этап анализа, посвящается построению в общем виде экономико-математической модели системы. При этом на основе качественного анализа определяются математические формы всех уравнений и неравенств системы. На этом этапе при помощи различных методов должны быть определены коэффициенты всех уравнений и неравенств, функций цели и параметры ограничений.

В результате по итогам выполненной работы будет получена экономико-математическая модель, которая может использоваться для экономического анализа выбранного объекта.

Последний, пятый этап анализа, называется «работа с моделью». Его лучше всего делать на ПЭВМ в форме диалога. Путём замены отдельных параметров экономико-математической модели (коэффициентов, ограничений), которые характеризуют те или иные факторы производства, определяют значение функции. Сравнение этих показателей с фактическими, плановыми и другими позволяет оценить итоги хозяйствования, влияния факторов на величину результативных показателей, определить источники и объём неиспользованных внутрихозяйственных резервов.

Описанный подход к анализу имеет существенные преимущества по сравнению с другими: он обеспечивает комплексность и целенаправленность исследования; методологически обоснованную схему поиска резервов повышения эффективности производства; объективную оценку результатов хозяйствования; оперативность, действенность, обоснованность, точность анализа и его выводов. Полученная экономико-математическая модель может многократно использоваться в анализе и служить хорошим средством обоснования управленческих решений.

Группа показателей Показатели Формула расчета
1. Эффективность использования основных фондов Фондоотдача (руб.) Розничный товарооборот / Среднегодовая стоимость основных фондов
Фондоемкость (руб.) Среднегодовая стоимость основных фондов / Розничный товарооборот
Фондорентабельность (руб.) Прибыль / Среднегодовая стоимость основных фондов
Фондовооруженность (тыс.руб.) Среднегодовая стоимость основных фондов / Среднесписочная численность работников
Товарооборот на 1 м 2 общей (торговой) площади (тыс.руб.) Розничный товарооборот / Площадь общая (торговая)
Прибыль на 1м 2 общей (торговой) площади (тыс.руб.) Прибыль / Площадь общая (торговая)
2. Эффективность использования оборотных средств Оборачиваемость оборотных средств (дни) Среднегодовая сумма оборотных средств / Однодневный товарооборот по покупным ценам
3. Эффективность использования трудовых ресурсов Производительность труда (тыс.руб.) Розничный товарооборот / Среднесписочная численность работников
Товарооборот на 1 руб. расходов на оплату труда (руб.) Розничный товарооборот / Расходы на оплату труда

Окончание табл.11.1

Прибыль на одного работника (тыс. руб.) Прибыль / Среднесписочная численность работников
Прибыль на 1 руб. расходов на оплату труда (руб.) Прибыль / Расходы на оплату труда
Коэффициент трудоемкости Среднесписочная численность работников / Розничный товарооборот
4. Эффективность текущих затрат Уровень издержек обращения (%) (Сумма издержек обращения / Розничный товарооборот) × 100%
Затратоотдача (товарооборот на 1 руб. текущих затрат) руб. Розничный товарооборот / Сумма издержек обращения
Рентабельность текущих затрат (%) (Прибыль / Сумма издержек обращения) × 100%
Коэффициент эффективности капитальных вложений Прибыль / Объем капитальных вложений
Срок окупаемости капитальных вложений (лет) Объем капитальных

3.Детерминированный и стохастический факторный анализ

Экономический анализ, изучающий влияние отдельных факторов на экономические показатели, называют факторным анализом . Основными разновидностями факторного анализа являются детерминированный анализ и стохастический анализ.

Детерминированный факторный анализ основывается на методике изучения влияния таких факторов, взаимосвязь которых с обобщающим экономическим показателем является функциональной. Последнее означает, что обобщающий показатель представляет собой либо произведение, либо частное от деления, либо алгебраическую сумму отдельных факторов.

Стохастический факторный анализ основывается на методике исследования влияния таких факторов, взаимосвязь которых с обобщающим экономическим показателем является вероятностной, иначе - корреляционной.

В условиях наличия функциональной взаимосвязи с изменением аргумента всегда имеет место и соответствующе изменение функции. При наличии же вероятностной взаимосвязи изменение аргумента может сочетаться с несколькими значениями изменения функции.

Факторный анализ подразделяется также на прямой , иначе дедуктивный анализ и обратный (индуктивный) анализ.

Первый вид анализа осуществляет изучение влияния факторов дедуктивным методом, то есть в направлении от общего к частному. При обратном факторном анализе влияние факторов исследуется индуктивным методом - в направлении от частных факторов к обобщающим экономическим показателям.

4.экономико-математические и эвристические методы Эа

9) эвристические методы – неформализованные методы решения экономических задач, связанных со сложившейся хозяйственной ситуацией, на основе интуиции, прошлого опыта, экспертных оценок специалистов.

Статистические методы включают использование средних и относительных величин, индексный метод, корреляционный и регрессивный анализ, построение вариационных рядов, статистическую группировку и др.

Экономико-математические методы, используемые в экономическом анализе, классифицируются по группам:

· математическое программирование – это основное средство решения задач по оптимизации производственно-хозяйственной деятельности;

· матричные модели представляют собой схематическое отражение экономического явления или процесса с помощью научной абстракции;

· метод исследования операций направлен на изучение экономических систем с целью определения такого сочетания структурных взаимосвязанных элементов систем, которое в наибольшей степени позволит определить наилучший экономический показатель из ряда возможных;

· теория игр – это теория математических моделей принятия оптимальных решений в условиях неопределенности или конфликта нескольких сторон, имеющих различные интересы.

5.Понятие резервов повышения эффективности производства. Методика поиска и подсчета резервов.

С целью повышения эффективности производства предприятие должно осуществлять комплексный поиск внутрихоз. резервов. Это может быть достигнута за счет моделирования вариантов хоздеятельности.

Различают 2 вида резервов:

1) резервные запасы (сырье, материалы) которые необходимо в наличии для непрерывного и планомерного развития предприятия.

2) резервы как еще неиспользованные возможности роста, производства и улучшения качества продуции.

Для предприятия под резервами следует понимать – только не использованные возможности снижения текущих материальных, трудовых, финансовых и других видов ресурсов при заданном уровне развития производственных сил и производственных отношений.

Классификация производственных резервов производится по признаку источника повышения эффективности: трудовая деятельность работников, средства производства – средства и предмет труда.

Производственный потенциал – макс. Возможный выпуск продукции, по качеству и кол-ву в условиях наиболее эффективного использования всех средств производства и труда, имеющихся в распоряжении предприятия.

Под макс возможным уровнем выпуска продукции понимается тот уровень, которые может быть достигнут при существующем на данный момент уровне техники, технологий, при полном использовании передовых форм организаций.

1. Поиск резервов должен носитьнаучный характер: основываться на положениях диалектической теории познания, знаниях экономических законов, достижениях науки и передовой практики. Необходимо при этом хорошо знать экономическую сущность и природу хозяйственных резервов, источники и основные направления их поиска, а также методику и технику их подсчета и обобщения.

2. Поиск резервов должен бытькомплексным и системным. Комплексный подход требует всестороннего выявления резервов по всем направлениям хозяйственной деятельности с последующим их обобщением. Системный подход к поиску резервов означает умение выявлять и обобщать резервы с учетом взаимосвязи и соподчиненности изучаемых явлений. Это позволяет, с одной стороны, более полно выявлять резервы, а с другой - избежать их повторного счета.

3. Принциппредотвращения повторного счета резервов вытекает непосредственно из предыдущего. Повторный счет резервов возникает при их обобщении, когда не учитывается взаимодействие различных факторов, от которых зависят результаты хозяйственной деятельности. Так, при подсчете резервов снижения себестоимости продукции допускается их повторный счет, если отдельно определяют резервы за счет увеличения объемов производства продукции и за счет недопущения перерасхода средств по каждой статье затрат без учета воздействия первого фактора на второй. Известно, что с увеличением объема производства продукции пропорционально увеличиваются только суммы условно-переменных затрат, величина же условно-постоянных не меняется. В результате увеличения объема производства продукции перерасход средств на производство продукции уменьшится по многим статьям затрат, а по некоторым вместо перерасхода может быть экономия. Если это не учитывать, то величина резервов снижения себестоимости продукции будет завышена.

В некоторых случаях повторный счет резервов допускается, если они определены по смежным источникам. Например, нельзя суммировать резервы увеличения производства продукции за счет более полного использования трудовых ресурсов, средств труда и предметов труда, так как все эти факторы действуют одновременно и взаимосвязано. Значит, чтобы избежать повторного счета резервов, необходимо хорошо представить взаимосвязь, взаимодействие и соподчиненность всех исследуемых показателей, на которых основывается выявление резервов.

4. Одним из требований к поиску резервов является обеспечение ихкомплектности, т.е. сбалансированности по трем основным моментам процесса труда (средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов). Наибольший резерв, выявленный по одному из ресурсов, не может быть реализован, если недостает резервов по другим ресурсам. Поэтому возникает необходимость проверки комплектности резервов. Резерв будет комплектным тогда, когда он обеспечен всеми необходимыми ресурсами и не только в стоимостной оценке, но и по натурально-вещественному составу. Например, выявлены резервы станочного времени по токарным станкам, а не хватает мощностей по фрезерным. Только после достижения необходимых соотношений ресурсов по натурально-вещественной форме выявленные резервы можно считать комплектными и реальными.

5. Резервы должны бытьэкономически обоснованными, т.е. при их подсчете необходимо учитывать реальные возможности предприятия, а расчетная величина этих резервов должна быть подкреплена соответствующими мероприятиями.

6. Поиск резервов должен бытьоперативным. Чем оперативнее проводится поиск резервов, тем более эффективен этот процесс. Особенно важное значение имеет сокращение времени между выявлением и освоением резервов.

7. Поиск резервовне должен быть дискретным. Его необходимо делать планомерно, систематически, ежедневно.

8. Резервы выявляются тем полнее, чем большее количество работников разных профессий и специальностей участвует в их поиске. Отсюда возникаетпринцип массовости поиска резервов, т.е. привлечение к этому процессу всех работников, развитие и усовершенствование общественных форм экономического анализа.

9. При предварительном определении направлений поиска резервов надо выделять"ведущие звенья" или"узкие места" в повышении эффективности производства. По этому принципу выделяют участки производства, где систематически не выполняются планы, или имеются большие потери сырья, допускается производственный брак, простои техники и т.д. Таким образом определяются основные направления, по которым поиск резервов идет в первую очередь. Определение резервоемких направлений значительно повышает эффективность поиска резервов.

6.Экстенсивные и интенсивные факторы производства

Факторы могут подразделяться на экстенсивные (количественные) и интенсивные (качественные) по признаку сущности их влияния на экономические показатели. Так, например, если изучается влияние на объем выпуска продукции трудовых факторов, то изменение численности рабочих будет являться экстенсивным фактором, а изменение производительности труда одного рабочего - интенсивным факторов.

  • АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ НА ОБЩИЙ ПАССАЖИРООБОРОТ ТРАНСПОРТА
  • Анализ сильных и слабых сторон компании, построение модели SWOT-анализа

  • Методом финансового анализа является способ познания, путь исследования своего предмета, то есть финансовых процессов и явлений в их взаимо­связи и взаимозависимости.

    Характерными особенностями метода экономического ана­лиза являются:

    Использование системы аналитических показателей, все­сторонне характеризующих финансово-хозяйственную де­ятельность организации;

    Изучение причин изменения этих показателей;

    Выявление и измерение причинно-следственных связей между ними.

    Методика анализа - это система правил и требований, га­рантирующих эффективное применение метода.

    В совокупности метод и методика представляют собой мето­дологическую основу финансового анализа.

    Все аналитические методы можно разделить на две большие группы: качественные (логические) и количественные (форма­лизованные).

    К качественным методам относятся аналитические приемы и способы, основанные на логическом мышлении, на использовании профессионального опыта аналитика, на профессиональной интуиции. К ним отно­сятся: метод сравнения; метод построения систем аналитических таблиц; метод построения систем аналитических показателей; метод экспертных оценок; метод сценариев; психологические и морфологические методы и т.п.

    Количественные методы - это приемы, использующие математику. Вследствие их применения можно получить довольно точный результат или несколько результатов для дальнейшего выбора верного уже с помощью логических методов. Количественные методы можно разделить на бухгалтерские, статистические, классические, экономико-математические ме­тоды анализа и т.д.

    В процессе сбора данных получают информацию о значени­ях тех или иных признаков, характеризующих каждую единицу, каждый элемент исследуемого процесса или явления. Эта информация, как правило, представлена в виде показателей. Многообразная характеристика всех сторон исследуемых экономических процессов и явлений мо­жет быть дана лишь с помощью всех видов обобщающих пока­зателей. Вместе с тем, каждый вид показателей имеет опреде­ленное значение и занимает важное место в аналитическом про­цессе.



    Анализируя финансовую отчетность, можно использовать различные методы (логические, формализованные). Но к наиболее часто используемым методам финансового анализа относятся:

    1. Метод абсолютных, относительных и средних величин.

    Абсолютные показатели характеризуют численность, объем, размер изучаемого процесса. Они всегда имеют какую-либо единицу измерения: натуральную, условно-натуральную, стоимостную (денежную).

    Относительные показатели представляют собой соотношение абсолютных (или других относительных) показателей, то есть количество единиц одного показателя, приходящееся на единицу другого показателя.

    Средняя величина – это показатель «середины» или «центра» исследуемых данных. Она является обобщающей характеристикой изучаемого признака в анализируемой совокупности данных.

    2. Метод сравнения.

    Метод сравнения - универсальный логический способ познания, посредством которого устанавливается по определенному характерному признаку равенство или различие исследуемых объектов, явлений путем их сопоставления.

    3. Вертикальный анализ.

    Вертикальный анализ- представление финансового отчета в виде относительных показателей. Такое представление позво­ляет увидеть удельный вес каждой статьи баланса в его общем итоге. Обязательным элементом анализа являются динамичес­кие ряды этих величин, посредством которых можно отслежи­вать и прогнозировать структурные изменения в составе акти­вов и источников их покрытия.

    4. Горизонтальный анализ.

    Горизонтальный анализфинансового отчета заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Степень агрегирования показателей определяет аналитик. Как правило, берут базисные темпы роста за ряд лет, что позволяет анализировать изменение отдельных балансовых статей, а также прогнозиро­вать их значения.

    Горизонтальный и вертикальный анализы взаимно до­полняют друг друга. Поэтому на практике используются аналитические таблицы, характеризующие как структуру от­четной финансовой формы, так и динамику отдельных ее показателей.

    5. Трендовый анализ.

    Трендовый анализ- часть перспективного анализа, используется для финансового прогнозирования. Тренд - это путь развития; он определяется на основе анализа времен­ных рядов следующим образом: строится график возможного развития основных показателей предприятия, определяется сред­негодовой темп прироста и рассчитывается прогнозное значе­ние показателя.

    6. Факторный анализ.

    Под факторным анализомпо­нимается методика комплексного и системного изучения и из­мерения воздействия факторов на величину результативных по­казателей.

    7. Анализ с помощью финансовых коэффициентов.

    Финансовые коэффициенты применяются для анализа фи­нансового состояния предприятия и представляют собой отно­сительные показатели, определяемые по данным финансовых отчетов, главным образом по данным отчетного баланса и отче­та о прибылях и убытках.

    Предпочтительные значения коэффициентов зависят от от­раслевых особенностей предприятий, от размеров предприятий, оцениваемых обычно годовым объемом продаж и среднегодо­вой стоимостью активов. На предпочтительные величины коэф­фициентов, кроме того, может влиять общее состояние эконо­мику, фаза экономического цикла.

    8. Метод экспертных оценок.

    Экспертные методыиспользуются в тех случаях, когда не подходят инструментальные и при измерениях нельзя опереться на физические явления или они пока еще очень сложны. Экс­пертные методы основываются на интуиции, в них преобладает субъективное начало.

    Методология экономического анализа как основа методики.

    Единственным средством, характеристики экономики коммерческого предприятия является бухгалтерский учет, а средством изучения жизнедеятельности предприятия – анализ, позволяющий правильно определять состояние предприятия и его развитие и принимать наиболее рациональные решения в условиях постоянно изменяющихся событий.

    При помощи экономического анализа изучают реальную действительность - факты и процессы, т.е. первичный материал, который подлежит исследованию. Однако факты сами по себе иногда мало что объясняют. Поэтому задача экономического исследования состоит не только в том, чтобы их регистрировать, но и в том, чтобы раскрыть сущность явлений, связь между ними, познать причины их возникновения, тенденции развития. Проникновение в сущность изучаемых экономических явлений возможно лишь с помощью применения научных методов исследования.

    Методология – важный элемент теории, совокупность методов исследования, применяемых в какой-либо науке.

    Теория – система обобщенного достоверного знания о том или ином «фрагменте» действительности, которых описывает, объясняет и предсказывает функционирование составляющих его объектов.

    Практика – критерий правильности, достоверности теории.

    Каждая наука, кроме специфических предмета и объекта изучения, имеет свой метод как общий подход к исследованию, путь исследования, способ достижения какой-либо цели, совокупность приемов исследования действительности. Термин «метод» получил в науке двоякое значение:

    ∙ метод как общий подход в исследовании и

    ∙ метод как прием решения какой-либо конкретной задачи.

    Метод как общий подход конкретизируется в методике как совокупности приемов (методов) решения задач.

    Методология (ее можно назвать – философией методики) экономического анализа состоит из метода как общего подхода к исследованиям и конкретной методики как совокупности специальных приемов (методов), применяемых для обработки и анализа экономической информации.

    Метод экономического анализа как общий подход к исследованиям базируется на диалектике. Основные принципы метода экономического анализа отражает, например, следующие основные черты диалектики:

    единство анализа и синтеза. Изучаемые экономические явления обладают совокупностью признаков, свойств. Чтобы правильно понять данное явление, необходимо разделить его на простейшие составные элементы, детально изучить каждый элемент, выявить его роль и значение внутри единого целого, т.е. провести анализ . После того как познана природа каждого из составных элементов, выяснены роль и значение внутри внутри данного целого явления, нужно снова соединять эти элементы в соответствии с их ролью и назначением в единое целое, т.е. выполнить синтез , который позволяет сформулировать диагностику и оценить явление в целом. Анализ и синтез представляют собой две стороны единого процесса познания явлений;

    изучение экономических явлений в их взаимосвязи. Все явления экономической жизни не только тесно связаны, но и определенным образом влияют друг на друга: между многими из них существует причинная зависимость – одно является причиной другого. Например, между наиболее важными показателями хозяйственной деятельности – объемом производства и себестоимостью продукции – существует непосредственное взаимодействие: рост объема производства ведет к снижению себестоимости за счет так называемых постоянных расходов, которые не увеличиваются с ростом выпуска продукции; снижение себестоимости, в свою стоимость, позволяет при наличных ресурсах выпустить больше продукции.

    Взаимосвязь и взаимообусловленность обусловливают необходимость комплексного подхода к изучению хозяйственной деятельности. Понятие комплексности охватывает комплексное изучение как всех показателей в их связи и взаимозависимости, так и всех сторон хозяйственной деятельности, т.е. экономики, организации, техники и технологии социальных наук и природопользования, ибо только комплексное изучение дает возможность правильно оценить результаты работы, вскрыть глубинные резервы в экономике предприятий;

    изучение экономических явлений в развитии. Цифра продаж продукции за год на каком-нибудь предприятии сама по себе мало что означает, тем более если объем продаж дается в отвлеченном стоимостном выражении. Если же рядом с этой цифрой поставить другие, показывающие продажу продукции за предыдущие годы, а также предусмотренные планом на будущие годы, то цифра «заговорит». Вот почему необходимо изучать показатели экономики не только в статике, но и в динамике, получая возможность судить о скорости экономического развития.

    Развитие предприятия – это не просто количественный рост продукции. производство растет и развивается по восходящей – от простого к сложному, от низшего уровня к высшему, от старого качественного состояния к новому. За рядом возрастающих цифр продажи продукции надо видеть коренное изменение в технике и технологии производства, организационное и экономическое совершенствование предприятия.

    Изучение экономических явлений в развитии обусловливает необходимость применения такого аналитического приема, как сравнение. Дать правильную оценку деятельности предприятия можно, только сравнивая его показатели во времени (месяцы, годы и т.д.) и пространстве (со среднеотраслевым уровнем, с показателями аналогичных предприятий).

    Итак, метод экономического анализа как общий подход к изучению хозяйственных процессов базируется на материалистической диалектике. Особенности метода экономического анализа являются использование системы показателей и факторов хозяйственной деятельности, выбор измерителей и оценки в зависимости от особенностей анализируемых явлений, изучение причин изменения показателей и выявление влияния факторов на результативный показатель с использованием приемов математики, статистики и хозяйственного учета.

    Научное исследование можно определить как целенаправленное познание. Проводить исследование – значит изучать, познавать закономерности, систематизируя факты.

    Научное исследование обладает рядом отличительных признаков: наличие четкой сформулированной цели; стремление к открытию неизвестного; систематичность процесса и результатов; обоснование и верификация полученных выводов и обобщений.

    Следует отличать научное и обыденное познание. Научное познание в отличие от обыденного предполагает использование особых методов исследования. В связи с этим возникает необходимость постоянного поиска новых методов для изучения неисследованных объектов.

    Что такое методы исследования

    Методы исследования – это способы достижения цели в научной работе. Наука, занимающаяся изучением данных методов называется “Методология”.

    Любая деятельность человека зависит не только от объекта (на что направлена) и действующего лица (субъекта), но и от того, каким образом она осуществляется, какие средства и способы применяются. В этом и заключается суть метода.

    В переводе с греческого языка «метод» означает «способ познания». Правильно выбранный метод способствует более быстрому и точному достижению цели, служит особым компасом, который помогает исследователю избежать большинства ошибок, прокладывая свой путь.

    Отличие метода от методики и методологии

    Очень часто происходит путаница в понятиях метода и методики. Методика представляет собой систему способов познания. Например, при проведении социологического исследования, могут сочетаться количественные и качественные методы. Вся совокупность этих методов будет представлять собой методику исследования.

    Понятие методики близко по значению к процедуре исследования, его последовательности, алгоритму. Без качественной методики даже верно подобранный метод не даст хорошего результата.

    Если методика – это способ воплощения метода, то методология – это учение о методах. В широком смысле методология представляет собой

    Классификация методов научного исследования

    Все методы научного исследования подразделяются на несколько уровней.

    Философские методы

    Наиболее известными среди них являются древнейшие методы: диалектический и метафизический. Кроме них к философским методам относятся феноменологический, герменевтический, интуитивный, аналитический, эклектический, догматический, софистический и другие.

    Общенаучные методы

    Анализ процесса познания позволяет выделить методы, на которых строится не только научное, но и любое повседневное человеческое познание. К ним относятся методы теоретического уровня:

    1. Анализ – расчленение единого целого на отдельные части, стороны и свойства для дальнейшего их детального изучения.
    2. Синтез – соединение отдельных частей в единое целое.
    3. Абстрагирование – мысленное выделение каких-либо существенных свойств рассматриваемого предмета при одновременном отвлечении от ряда других присущих ему признаков.
    4. Обобщение – установление объединяющего свойства предметов.
    5. Индукция – способ построения общего вывода на основе известных отдельных фактов.

    Примеры методов исследования

    Например, изучая свойства определенных жидкостей, выявляют, что им присуще свойство упругости. Опираясь на тот факт, что вода и спирт – это жидкости, делают заключение, что все жидкости обладают свойством упругости.

    Дедукция – способ построения частного вывода, опираясь на общее суждение.

    Например, известно два факта: 1) все металлы обладают свойством электропроводности; 2) медь – металл. Можно сделать вывод о том, что медь обладает свойством электропроводности.

    Аналогия – такой метод познания, при котором знание ряда общих признаков для объектов позволяет сделать вывод об их сходстве и по другим признакам.

    Например, науке известно, что свету присущи такие свойства как интерференция и дифракция. Кроме этого ранее были установлено, что звук обладает этими же свойствами и связано этого с его волновой природой. На основе этой аналогии был сделан вывод о волновой природе света (по аналогии со звуком).

    Моделирование – создание модели (копии) объекта изучения с целью его исследования.

    Помимо методов теоретического уровня, выделяют методы эмпирического уровня.

    Классификация общенаучных методов

    Методы эмпирического уровня

    Метод Определение Пример
    Наблюдение Исследование, опирающееся на органы чувств; восприятие явлений С целью изучения одной из стадий развития детей Ж.Пиаже наблюдал за манипулятивными играми детей с определенными игрушками. На основе наблюдения им был сделан вывод о том, что способность ребенка составлять предметы друг в друга возникает позже, чем необходимые для этого моторные навыки.
    Описание Фиксация сведений Антрополог записывает все факты з жизни племени, не оказывая никакого влияния на него
    Измерение Сравнение по общим признакам Определение температуры тела с помощью термометра; определение веса с помощью уравновешивания гирь на рычажных весах; определение расстояния с помощью радиолокатора
    Эксперимент Исследование, основанное на наблюдении в условиях, созданных специально для этого На оживленной городской улице останавливались группы людей в различных количествах (2,3,4,5,6 и т.д. человек) и смотрели вверх. Рядом останавливались прохожие и также начинали смотреть вверх. Выяснилось, что процент присоединившихся значительно возрастал при достижении экспериментальной группы 5 человек.
    Сравнение Исследование, основанное на изучении сходств и различий предметов; сопоставление одного предмета с другим Сопоставление экономических показателей базового года с прошедшим, на основе чего делается вывод об экономических тенденциях

    Методы теоретического уровня

    Метод Определение Пример
    Формализация Раскрытие сущности процессов за счет их отображения в знаково-символическом виде Моделирование полета на основе знаний основных характеристик летательного аппарата
    Аксиоматизация Применение аксиом для построения теорий Геометрия Эвклида
    Гипотетико-дедуктивный Создание системы гипотез и выведение из этого заключений Открытие планеты Нептун было основано на выдвижении нескольких гипотез. В результате их анализа было сделано заключение, что Уран не является последней планетой солнечной системы. Теоретическое обоснование нахождения новой планеты в определенном месте, подтвердилось затем эмпирическим путем

    Конкретно-научные (специальные) методы

    В любой научной дисциплине применяется совокупность определенных методов, относящихся к различным «уровням» методологии. Привязать какой-либо метод к определенной дисциплине довольно сложно. Тем не менее, каждая дисциплина опирается на ряд методов. Приведем некоторые из них.

    Биология:

    • генеалогический – изучение наследственности, составление родословных;
    • исторический – определение взаимосвязи между явлениями, которые имели место на протяжение долгого времени (миллиарды лет);
    • биохимический – изучение химических процессов организма и др.

    Юриспруденция:

    • историко-правовой – получение знаний о юридической практике, законодательстве в разные периоды времени;
    • сравнительно-правовой – поиск и изучение сходств и различий между государственно-правовыми институтами стран;
    • правосоциологический метод – исследование действительности в области государства и права с применением анкетирования, опросов и т.д.

    В медицине выделяют три основные группы методов исследования организма:

    • лабораторная диагностика – изучение свойств и состава биологических жидкостей;
    • функциональная диагностика – исследование органов по их проявлениям (механическим, электрическим, звуковым);
    • структурная диагностика – выявление изменений в строении организма.

    Экономика:

    • экономический анализ – изучение составных частей изучаемого целого;
    • статистико-экономический метод – анализ и обработка статистических показателей;
    • социологический метод – анкетирование, опрос, интервьюирование и т.д.
    • расчетно-конструктивный, экономическое моделирование и т.д.

    Психология:

    • метод эксперимента – создание таких обстоятельств, которые провоцируют проявление какого-либо психического явления;
    • метод наблюдения – путем организованного восприятия явления объясняют психическое явление;
    • биографический метод, сравнительно-генетический метод и т.д.

    Анализ данных эмпирического исследования

    Эмпирическое исследование направлено на получение эмпирических данных – данных, полученных путем опыта, практики.

    Анализ таких данных происходит в несколько этапов:

    1. Описание данных. На этом этапе описываются обобщенные результаты с помощью показателей и графиков.
    2. Сравнение. Происходит выявление сходств и различий двух выборок.
    3. Изучение зависимостей. Установление взаимозависимостей (корреляционный, регрессионный анализ).
    4. Уменьшение объема. Изучение всех переменных при наличии их в большом количестве, выявление наиболее информативных.
    5. Группировка.

    Итоги любого проведенного исследования – анализ и интерпретация данных – оформляются на бумаге. Спектр таких исследовательских работ достаточно широк: контрольные работы, рефераты, доклады, курсовые работы, тезисы, дипломные работы, диссертации, монографии, учебники и т.д. Лишь после всестороннего изучения и оценки полученных выводов, результаты исследований используются на практике.

    Вместо заключения

    А. М. Новиков и Д. А. Новикова в книге “ ” в методах теоретического и эмпирического исследования выделяет также методы-операции (способ достижения цели) и методы-действия (решение конкретное задачи). Такая конкретизация не случайна. Более жесткая систематизация научного познания увеличивает его эффективность.

    Методы исследования, как они есть обновлено: Февраль 15, 2019 автором: Научные Статьи.Ру