Методы установления контакта с аудиторией. Приёмы установления контакта с аудиторией. Как воздействовать на аудиторию

Мини-лекция "Приемы установления контакта с аудиторией".

Выступление начинается не тогда, когда докладчик занимает место за трибуной и начинает говорить, а уже с момента предоставления ему слова. Докладчик только привстает с места или переступает порог зала, как его уже начинает оценивать аудитория. Чтобы стать интересным аудитории, нужно показать свой интерес к ней. У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление. Поэтому когда вы идете к трибуне, то двигайтесь уверенно. Покажите всем своим видом, что это важный для вас момент и вы хотите общаться с аудиторией.

Чтобы стать интересным аудитории, нужно показать свой интерес к ней . Одна из психотехник для этого - формирование зрительного контакта .

После того как вы заняли исходную позицию для выступления, не спешите сразу начинать свою речь. Для начала полезно

выдержать небольшую паузу 5-7 сек. и спокойно оглядеть аудиторию . Потратьте на это несколько секунд. Устанавливая зрительный контакт со слушателями, вы как бы показываете им, что вы здесь для них. А если вы во время выступления вообще не смотрите на слушателей, тем самым вы сообщаете им, что они вам не интересны. При этом важно, что формирование зрительного контакта - это не просто осматривание зала, а именно контакт «глаза в глаза» со слушателями. Человек подсознательно узнает встречу взгляда, даже если она длится доли секунды.

При формировании и поддержании зрительного контакта полезно понимать, что особое значение имеет его эмоциональная составляющая . Что вы передаете своим взглядом: доброжелательность, раздражение, безразличие или страх? Глаза - это зеркало души. И в вашем взгляде аудитория тоже может разглядеть то, что в душе у вас.

Установив зрительный контакт с присутствующими, можно начинать выступление.

Успех выступления во многом определяется его началом, то есть вступлением. В этот момент многие определяют, стоит ли им слушать этого человека или лучше заняться своими мыслями, беседой с соседом и т. п. В процессе выступления используются различные приемы привлечения и удержания внимания. Вот некоторые из них:

    Интересный факт . Прием заключается в формировании интереса аудитории к вашему выступлению через привлечение ее внимания к интересному факту, имеющему прямое отношение к теме: «Знаете ли вы что…» или «Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что…» и т. п. Знаете ли вы, что риторика зародилась в Древней Греции? В 5 веке до н.э.!!!

    Презентация выступления . В этом случае выступающий презентует структуру и регламент своего выступления. Это может быть обозначение основной темы выступления и формулирование «правил взаимодействия». Например: «У меня есть двадцать минут, чтобы рассказать вам о… В процессе выступления я обозначу проблему, а затем сформулирую предложения. Если у вас в ходе моего выступления появятся вопросы, то, пожалуйста, запишите их, чтобы задать по окончании выступления».

    Вопрос или цепочка вопросов . Любые вопросы (если они приняты) запускают активность мышления по формированию ответов. Однако не следует рассчитывать на активность аудитории в самом начале выступления и дожидаться ответов. Поэтому на этом этапе полезно задавать вопросы, не требующие вербального ответа.

    Комплимент аудитории . По определению комплимент - это выражение одобрения, уважения, признания или восхищения. Правильно высказанный комплимент вызывает у аудитории ответное чувство благодарности. Однако следует помнить, что при его конструировании не следует слишком преувеличивать достоинства объекта, иначе комплимент может быть воспринят как насмешка. Он должен быть кратким, искренним, недвусмысленным, отражающим реальность и не похожим на лесть. При этом не обязательно высказывать комплимент непосредственно присутствующим персонам. Он может быть высказан и в отношении значимых для них объектов, с которыми они отождествляют себя (их профессии, компании, в которой они работают, миссии, которую они выполняют, их детям и т. п.)

    Контрастные раздражители . Прием заключается в контрастном изменении сигналов доступа информации. При этом значение имеет не столько абсолютная, сколько ее относительная интенсивность. Изменению подвергаются как аудиальные, так и визуальные сигналы. Например, выступающий говорил громко, потом на несколько секунд замолчал и продолжил. Также возможно замедление и резкое увеличение ритма речи. Примеры контрастного изменения визуальных сигналов - стоял неподвижно, а потом стал перемещаться, или наоборот - ходил по сцене, а затем на время остановился.

    Обращение к авторитетным источникам . Способ заключается в обращении к авторитетным источникам, цитировании известных людей, глубоких мыслей. Успех приема зависит от новизны информации, глубины высказанной мысли и авторитетности для участников источника.

    Использование юмора . Удачная шутка, высказанная оратором, вызывает приятные эмоции, симпатию, заинтересованность в группе. Использование юмора помогает снять напряжение в группе и вызвать положительное восприятие последующей информации. Хотя юмор привлекает внимание не столько к содержанию работы, сколько к личности ведущего, это внимание в последующем можно использовать, направив в нужном направлении.

P . S . «Если выступающий не может уложиться в 20 минут, ему лучше сойти с трибуны и садиться писать книгу».

Завершение выступления и ответы на вопросы

По окончании выступления полезно кратко подвести итоги выступления и повторить ключевые мысли и фразы. Этим вы можете подвести аудиторию к соответствующим вопросам. Следует понимать, что ответы на вопросы могут существенно повлиять на общее впечатление слушателей от выступления. Поэтому к ним нужно отнестись особенно внимательно.

Если по окончании выступления вопросы сразу не появились, то лучше выдержать небольшую паузу и дать аудитории время на их формирование. При отсутствии вопросов можно использовать технику: «Мне часто задают следующий вопрос… После этого дается заранее заготовленный на него ответ.

При ответе на вопросы полезно соблюдать следующие правила:

    Получив вопрос, обязательно поблагодарите за него, но не отвечайте с ходу , даже если ответ у вас уже готов. Выдержав маленькую паузу (2-3 секунды), вы отметите значимость вопроса и позволите другим слушателям его лучше осознать.

    Если вопрос задан, но вы не уверены в том, что правильно его поняли, то не следует отвечать наугад, а лучше переспросить : «Правильно ли я понял, вы спрашиваете…».

    Если спрашивающий многословен и не столько задает вопрос, сколько комментирует или уже даже выступает сам, то можно: спросить (вежливо), в чем, собственно, вопрос ?

Если вам уже с первых слов стало понятно, в чем суть вопроса, не следует перебивать или останавливать спрашивающего и начинать отвечать, не дослушав то, что он хотел сказать. Этим вы проявите неуважение и продемонстрируете то, что вы якобы соображаете быстрее, чем спрашивающий способен сформулировать мысль. К тому же и аудитория может не понять, на какой вопрос вы отвечаете.

    Если у вас нет ответа, не бойтесь это признать.

    После ответа иногда полезно уточнить у спрашивающего : «Я ответил на ваш вопрос?». Только не нужно этим злоупотреблять.

Перед окончательным уходом с трибуны или со сцены не забудьте поблагодарить присутствующих.

А теперь я проведу с Вами веселое упражнение «Встречают по одежке»

Цель : развивать активное групповое общение. Время проведения:15 мин.

Описание упражнения:

Участники садятся в круг. Каждый получает карточку с надписью, например: «Я плохо слышу», «Я богатый», «Похвалите меня», «Решаю все проблемы», «Люблю подраться», «Дам денег», «Я все умею», «Пожалейте меня», «Я вас обманываю» и т.п. Карточки держат так, чтобы обладатель ее не видел надпись, в то время как все другим она видна. Участники активно общаются друг с другом в соответствии с тем, что написано на карточке. Общение с обладателем карточки строится в форме вопросов, просьб или утверждений завуалированно, косвенно, намеками, а не «в лоб» и при этом он должен догадаться, что именно (желательно дословно) написано на его карточке. На вопросы, просьбы, утверждения он, естественно, пока принимает информацию, не отвечает и никаких наводящих вопросов никому не задает.

Обсуждение: проводится методом поиска ответов на вопросы:

Что помогло догадаться о содержании надписи на карточке?

Какие самые тонкие и остроумные высказывания или вопросы звучали в адрес владельцев карточек?

Упражнение «Всеобщее внимание»

Цель: развитие умения соединить вербальные и невербальные средства общения, формирование навыков акцентирования внимания окружающих за счет различных средств общения.

Время проведения: 15 мин.

Описание упражнения:
Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простую задачу: Любыми средствами, не прибегая к физическим действиям, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники,

Обсуждение: кому удалось привлечь к себе внимание других и за счет каких средств.

Высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи – это контакт со слушателем . Психологи определяют контакт как общность психического состояния оратора и аудитории, взаимопонимание между выступающим и слушателем. Эта общность возникает прежде всего на основе совместной мыслительной деятельности. Ритор и слушатель должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одни вопросы. Если оратор говорит об одном, а слушатели думают о другом, контакт отсутствует Совместную мыслительную деятельность ученые называют интеллектуальным сопереживанием . Для возникновения контакта важно интеллектуальное сопереживание, т. е. оратор и слушатель должны испытывать аналогичные чувства во время выступления. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность передаются и слушателям, вызывая таким образом ответную реакцию. Внешне контакт проявляется в поведении аудитории. Некоторых ораторов слушают, затаив дыхание, боясь пропустить хоть одно слово. В этом случае показателем контакта является тишина. Шутки выступающего, его юмористические замечания вызывают в аудитории улыбки, смех, но все прекращается сразу же, как только оратор начинает излагать свои мысли. Тишина может иметь и иное значение. Так называемая вежливая тишина – показатель того, что тема неинтересна аудитории, что слушатели просто не хотят мешать выступающему, не нарушают порядка и вместес тем не работают с оратором, мысленно занимаются другими делами.

Главный показатель взаимопонимания между говорящим и слушающим – положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей, рабочая тишина в зале.

Контакт может быть полным или неполным, охватывать всю аудиторию или только ее часть, а также устойчивым от начала выступления до его окончания или неустойчивым, меняться в процессе выступления. Факторы, влияющие на установление контакта :

1) актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в его освещении, интересное содержание выступления;

2) личность оратора, его репутация, сложившееся общественное мнение о нем;

3) особенности аудитории: ее количественный и качественный состав, мотив действий слушателей, их настроение, установки, интересы и т. п.;

4) психология слушателей: аудитория предъявляет к оратору определенные требования и ждет, что он их оправдает. Слушатели должны чувствовать уверенность оратора, его спокойствие и достоинство, твердость и решительность в голосе;

5) внешность оратора. Слушатели являются одновременно и зрителями, поэтому важно уделить внимание и внешнему виду ритора, мимике, жестам, позе, движениям. Все это подвергнется критике со стороны слушателей.

Кроме того, перед оратором стоит важная задача – заинтересовать слушателей, настроить их на восприятие речи, удержать внимание до конца выступления.

Как ни интересна была бы речь, внимание слушателей со временем притупляется, и они перестают воспринимать ее. Поэтому ритору необходимо знать приемы управления аудиторией.

Одним из интересных ораторских приемов является так называемая тайна занимательности . П. Сергеич указывает, что «внимание слушателей получает толчок, когда оратор неожиданно для них прерывает начатую мысль, – и новый толчок, когда, поговорив о другом, возвращается к недоговоренному ранее».

К специальным ораторским приемам относят вопросно-ответный ход . Ритор вслух рассуждает над поставленной проблемой. Он ставит перед аудиторией вопросы и сам же на них отвечает, выдвигает возможные предположения и возражения, приходит к определенным выводам.

Нередко юмор становится очень действенным средством разрядки, оживления внимания аудитории. Чтобы достичь взаимопонимания со слушателем, в публичном выступлении используется прием сопереживания . Оратор выражает свое сочувствие слушателям по поводу каких-либо событий, переживает вместе с ними определенное душевное состояние. Благодаря приему соучастия оратор ссылается на совместное участие со слушателем в каких-либо мероприятиях, вспоминает о тех или иных эпизодах.

Выступающий может соглашаться или не соглашаться с мнением предыдущего оратора по обсуждаемому вопросу, цитировать его слова, обыгрывать их. Такой прием получил название апелляции к речи предыдущего оратора .

Ритор для пробуждения внимания аудитории может обратиться к известным или неизвестным событиям, имеющим определенную значимость для аудитории, помогающим осмыслить суть рассматриваемой проблемы, т. е. апеллировать к событиям .

Апелляция к погодным условиям – еще один прием управления аудиторией, когда оратор, говоря о каких-то событиях, ссылается на дождливый или солнечный день, ветреную или теплую погоду и прочее, усиливая тем самым эффект от своей речи.

Чтобы подкрепить свою позицию, сделать ее более убедительной, оратор приводит слова крупных ученых, видных государственных, политических или общественных деятелей, ссылается на известные научные труды, газеты, журналы, мнения авторитетных деятелей. Этот прием называется ссылкой на авторитеты или известные источники .



В некоторых случаях полезна апелляция к интересам аудитории . Оратор рассматривает тот или иной вопрос, подчеркивает актуальность, значимость данной проблемы для слушателей, говорит о практической направленности принимаемых решений и т. п.

Выделяют также такой прием, как апелляция к личности оратора . В данном случае выступающий обращается при обсуждении каких-либо вопросов к собственному опыту, приводит случаи из своей жизни, говорит о своем восприятии тех или иных событий.

Оживляют выступление и примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, крылатые слова и фразеологизмы. Кроме того, помогает и обращение к аудитории . В управлении могут быть полезны голосовые приемы , т. е. повышение или понижение голоса, изменение его громкости, темп речи. Пауза здесь придает значимость сказанному или тому, что будет сказано.

Каждый день, общаясь с людьми, мы не просто выдаем информацию, но и создаем контакт . Мы приветствуем друг друга, обращаемся по имени, говорим комплименты, прощаемся. Каждый это делает по-своему, уникально. По таким мелочам мы даже можем узнавать своих друзей и близких как по визитной карточке. Именно эти особенности делают общение живым. В публичном выступлении тоже должна быть жизнь! Необходимо все эти «дополняющие» речь детали, включать и в разговор с аудиторией. Пусть они станут Вашей особенностью, тем, почему вас будут узнавать.

Необходимо также помнить, что хотя Вам кристально ясна тема выступления и мысль, которую Вы хотите донести, слушающие люди, могут быть не столь осведомлены о предмете или понимать его по-своему. Если Вы хотите избежать непонимания со стороны слушателей и донести выступление до каждого слушателя, оно должно подаваться так, чтобы его удобно было воспринимать.

Для этого нужно выполнять несколько простых правил:

1. Давайте обзор темы в начале выступления.

2. В ходе изложения подводите итоги после каждого раздела выступления

3. В конце выступления напомните слушателям главную мысль каждого раздела вашей темы.

Особым способом взаимодействия с аудиторией, создания атмосферы доверия является «присоединение» к аудитории . Предложите слушателям «вместе поразмышлять» над поставленным Вами вопросом, проведите их по линии вашей логики и в результате они лучше воспримут Вашу позицию, проникнутся Вашей идеей. К тому же можно представлять свою позицию методом «от противного» , презентуя оппозиционную точку зрения и в ходе изложения опровергая ее. Важным умением хорошего оратора является диалог с аудиторией . Он обеспечивается риторическими вопросами и постановкой вопросительных предложений.

При подготовке выступления необходимо позаботиться также и о выразительности речи. Она достигается употреблением особых риторических фигур и тропов. Во многих пособиях по риторике приводятся целые перечни таких выражений. Однако, употребляя их, не стоит забывать о том, что выступление, построенное на одних только украшениях речи, останется пустым, и это будет заметно слушателям, особенно по прошествии какого-то времени после Вашего выступления. Сейчас витиеватые выражения уже не пользуются популярностью, а больше ценится простота и доступность слова в сочетании со значительным смыслом речи.

Важнейшим качеством оратора является чувство юмора. Без юмора выступление часто становится скучным и, особенно если оно занимает много времени, вызывает снижение внимания слушателей, а, значит, будет проведено впустую.

Есть несколько характеристик подходящего для выступления юмора:

· Юмор должен соответствовать аудитории

· Он не должен быть низкопробным.

· Юмор должен быть свежим. Старая шутка «сыграет с вами плохую шутку».

Шутка в адрес аудитории , даже если Вам она кажется доброй и необидной, вызовет противостояние слушателей, и дальнейшее убеждение станет невозможным. Помните, что юмор - как хирургический скальпель: не делайте опасных движений. Хотя и требуется виртуальное мастерство для включения юмора в свое выступление, заготавливать шутки заранее не рекомендуется. Они лишь испортят созданную Вами атмосферу, создав ощущение «сделанности» и неискренности. Проверить свое чувство юмора и мастерство шутки можно на знакомых до выступления. Еще один способ проверки шутки на качество предложил Л. Браун. Он советует представить свою шутку напечатанной слово в слово в газете, да еще и подписанной Вашим именем на следующее утро после выступления. Ну как, прошла шутка проверку?

Шутки шутками, но также как ваше выступление не может быть построено только на украшениях, оно не должно быть создано исключительно из шуток. Всегда помните, для чего Вы выступаете и что хотите рассказать людям, которые пришли послушать Вас.

Давайте перечислим наиболее важные моменты:

· Добавьте жизнь в Ваше выступление , обращайтесь с аудиторией как с приятным собеседником: поприветствуйте, сделайте комплимент, обращайтесь к ней и не забудьте попрощаться. Делайте это именно Вашим, уникальным способом.

· Излагайте слушателям структуру Вашего выступления , резюмируйте важные разделы и подводите итоги.

· «Присоединяйтесь» к аудитории и выстраивайте диалог с ней.

· Уделите внимание выразительности речи , не забывая о смысле выступления.

· Научитесь использовать юмор для оживления вашей речи.

Выполняя эти простые советы, Вы сделаете выступление убедительным и запоминающимся, а слушателям доставите большое удовольствие.

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления - это контакт со слушателями, то есть общность психического состояния оратора и аудитории. Эта общность возникает на основе совместной мыслительной деятельности, сходных эмоциональных переживаний. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность вызывают у слушателей ответную реакцию. Как гласит пословица, слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает. Главные показатели взаимопонимания между коммуникантами - положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), «рабочая» тишина в зале. Контакт - величина переменная. Он может быть полным (со всей аудиторией) и неполным, устойчивым и неустойчивым в разные фрагменты произнесения речи.

Чтобы завоевать аудиторию, надо установить с ней и постоянно поддерживать, зрительный контакт. Выступающий обычно медленно обводит взглядом слушателей.

Перед началом речи выдерживают небольшую психологическую паузу - 5 - 7 секунд.

Как бы не интересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:

Вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам.

Переход от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес.

Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается

ситуация, вызывающая вопрос: «Почему?», что стимулирует их познавательную активность.

Прием новизны информации, гипотез заставляет аудиторию предполагать, размышлять.

Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.

Показ практической значимости информации.

Использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию.

Краткое отступление от темы дает возможность слушателям «отдохнуть».

Замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием «тихий голос»).

Действенным средством контакта являются специальные слова и выражения, которые обеспечивают обратную связь. Это личные местоимения 1 и 2 лица (я, вы, мы, мы с вами), глаголы в 1 и 2 лице (попробуем понять, оговоримся, отметим, прошу вас, отметьте себе, подумайте, конкретизируем и др.), обращения (уважаемые коллеги, дорогие мои), риторические вопросы (Вы ведь хотите услышать мое мнение?). Перечисленные языковые средства контакта помогают преодолеть «барьер», служат объединению говорящего со слушателями.


Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Деловая риторика
(речевая культура делового общения) Учебное пособие Ульяновск 1999 УДК 808.2 ББК 4р(075) М48

Риторика как наука и искусство
Термины «риторика» (греч. retorike), «ораторское искусство» (лат.orator

Предмет, объект, цель изучения деловой риторики
С давних времен, наряду с академическим, духовным, дипломатическим, военным, общественно - политическим, социально - бытовым, судебным, выделяют деловое красноречие. В России X1X - начала XX веков

Деловое общение и его виды
Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение

Вопросы
1.Каковы предпосылки зарождения риторики? 2.В чем состоит основная задача древнегреческого ораторского искусства? 3.Назовите известных вам теоретиков красноречия. 4.Чем о

Задания
1.Используя словари и энциклопедии, («Русский язык. Энциклопедия» (М. , 1998), «Языкознание. Большой энциклопедический словарь» (М. 1998), Ахманова О. С. «Словарь лингвистических терминов» (М. , 19

Понятие о языке и речи
Слова «язык» и «речь» многозначны, иногда они соотносятся как синонимы. По представлениям современной лингвистики, речь связана с языком, но не отождествляется с ним. Язык

Виды речи
Письменная Устная Монологическая Диалогическая Выделяют следующие виды речи: Внешняя Внутренняя Мысль

Речевая деятельность. Культура речевой деятельности
У человека наряду с трудовой, научной, государственной, политической и другими существует самая распространенная - речевая деятельность. Без нее невозможна никакая другая, она предшествует, сопрово

Виды речевой деятельности
Различают четыре вида речевой деятельности: два из них производят текст - говорение, письмо, а другие - слушание (аудирование) и чтение - осуществляют восприятие. Таковы составляющие системы нашего

Техника звучащей речи
Голос человека производит определенное впечатление на окружающих, служит инструментом воздействия. По характеру речевого звучания мы судим о темпераменте, мироощущении говорящего. Звуковое оформлен

Вопросы
1.Приведите примеры искусственных знаковых систем. 2.Что такое уровневое представление о системе языка? 3.Какая речь преобладает в современной жизни - письменная или устная?

Задания
1.Почему представление о языке как о системе закрепляется за словом «язык», а не «речь»? Объясните это, опираясь на этимологию (См. : Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. - М. , 1996;

Понятие о тексте
Текст (от лат. textus - «ткань, сплетение, соединение») возникает и существует только в процессе общения; это речевая единица, воплощение коммуникативного акта; это последовательность вербальных зн

Типы текста
Столетия развития языка, мышления выработали наиболее экспрессивные, экономные и точные способы, схемы, словесные структуры для решения задач, которые ставит перед собой говорящий. Поэтому издавна

Композиция текста
Композиция (лат. compositio - «составление, сочинение») - это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей текста. Наиболее распространенно

Стили текста
Любой текст можно отнести к тому или иному стилю. Под стилем (от греч. stulos - «палочка для письма») обычно понимают разновидность литературного языка, выполняющую определенную фу

Функциональные стили
«Лицо» каждого стиля определяют доминирующие стилевые черты, характерные языковые средства. Отличительные коммуникативные качества научного

Задания
1.Определите, в каком из писем (жанр разговорной речи) используются характерные признаки книжного стиля: а) «Дорогая Любаня! Вот уже и весна скоро, в скверике, где мы с тобой познакомились

Понятие о литературном языке
Русский национальный язык представляет собой совокупность разнообразных явлений, таких, как литературный язык, территориальные и социальные диалекты (жаргон), просторечие. Литературный язык

Культура речи и речевая культура
Известный лингвист Е. Н. Ширяев так определяет понятие «культура речи»: «Культура речи - это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в той или иной ситуации общен

Правильность речи
Правильность речи - это соблюдение действующих норм русского литературного языка. Говорящий должен владеть литературным произношением и ударением, то есть знать орфоэпические правила. Расс

Коммуникативная целесообразность речи
К качествам «хорошей» речи относятся те, которые определяют ее коммуникативную целесообразность. Это точность, выразительность и богатство (иногда к коммуникативным качествам относят также чистоту,

Фигуры переосмысления (тропы)
1.Метафораперенос значения по сходствуВсе новые волны молодежи приходят в университет...2.Метонимияперенос по смежностиИз министерства пришла бумага... (т. е. официальный документ)3.Синекдохапере

Поздравления
Поздравляю вас...Позвольте вас поздравитьС праздникомПримите мои поздравленияС праздником васРазрешите вас поздравить Ситуации речевого этикета незамкнуты, открыты, среди них выделяют так

Вопросы
1.Чем различаются и как между собой связаны понятия: культура речи, речевая культура, культура речевой деятельности, культура общения, общая культура? 2.Какие из слов выходят за рамки совр

Задания
1.Читайте тексты, соблюдая орфоэпические нормы. 1.Я товарищей встречал, Различал их за квартал (В. Берестов). К плетню растерянно приникший, Я услыхал в тени вет

Словари и справочники
1.Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка. - М., 19993. 2.Граудина Л. К. , Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Грамматическая правильность русской речи. - М. , 1976.

Этапы подготовки и проведения публичного выступления
Публичное выступление -это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. В сфере делового общения наиболее часто используются такие жанры, как докла

Поза, жесты, мимика оратора
Поза, жесты, мимика - принадлежность индивидуального стиля. Эти элементы кинетической системы общения действуют на зрительный канал восприятия, акцентируют внимание на содержании информации, поступ

Доклад и речь как жанры делового общения
Доклад - это развернутое сообщение на определенную тему с целью сформировать мнение слушателей по затронутым вопросам, определить характер дальнейших практических действий. В докла

Вопросы
1.Что надо учитывать при определении темы выступления? Каковы функции названия ораторской речи? Чем отличается выступление в однородной, немногочисленной аудитории от выступления

Задания
1.Составьте предполагаемый портрет аудитории, перед которой вы хотели бы выступить с темой: «Профессия - менеджер». 2.Какие жесты используют телеведущие? Составьте, по результатам наблюден

Типы речевых актов в деловом общении
В современной теории коммуникации принято выделять 3 класса речевых актов, в зависимости от ожидаемой реакции адресата: вопросы, побуждения и сообщения. Если со стороны собеседника не пред

Бизнес - аргументация. Методы убеждения собеседника
Очень крупные сделки чаще всего заключаются на таких условиях, которые были лучше поддержаны аргументацией. В качестве ее объектов в деловом мире выступают цена, условия поставки, качество, сроки,

Психологические типы собеседников
П. Мицич в книге «Как проводить деловые беседы» (М. , 1983) приводит классификацию возможных типов собеседников и соответствующие варианты поведения. «Вздорный человек («ни

Невербальные средства делового общения
В русской разговорной литературной речи, функционирующей во многих ситуациях служебного общения, словесные и несловесные средства выражения очень тесно связаны. Параллельно с языком используются ми

Пространственные нормы делового общения
Для установления контакта очень полезно учитывать расстояние между собеседниками и объем пространства коммуникации. Для ведения конструктивного диалога надо установить расстояние приблизительно в 1

Вопросы
1.К какому классу речевых актов относятся обещание, разрешение? 2.На какой стадии делового контакта вы будете использовать закрытые, открытые, переломные вопросы? 3.В чем преимуще

Задания
1.Проследите за изменениями в строении реплик - стимулов и установите, какой ответ прогнозирует говорящий в каждом случае: 1)Вы готовы организовать работу базы в выходные дни, если это буд

Деловой разговор и его виды
Любой коллективный труд, сотрудничество начинаются, осуществляются и завершаются посредством разговоров. Они возникают, если в диалоге доминирует согласованность, если участники речевой коммуникаци

Этапы подготовки и проведения деловой беседы
Выделим 3 этапа подготовки и проведения данного вида речевого общения ДокоммуникативныйКоммуникативныйПосткоммуникативный1.Планирование, оценка собеседников и обстановки1.У

Цель и задачи переговоров
Если в процессе общения возникают противоречия, то устранить их можно только 2 способами. Первый способ - негативный. Это конфликт. Второй - позитивный: переговоры. Без них было бы невозможно мирно

Этапы подготовки и проведения переговоров
Структурные элементы каждого этапа переговорного процесса можно представить в виде таблицы: ДокоммуникативныйКоммуникативныйПосткоммуникативный1.Сбор информации.1.Представл

Вопросы
1.В учебных пособиях зарубежных авторов часто приводится ситуация: «Две сестры спорят о том, как разделить апельсин. Каждая приводит аргументы, обосновывающие, что она должна получить если

Задания
1.Попробуйте взглянуть на проблему и предмет коммерческих переговоров глазами оппонента. Представьте, что вы ведете разговор о сдаче в аренду торговой площади. Восстановите рассуждения арендатора.

Цели и задачи общения с представителями прессы
Как справедливо утверждает известный американский имиджмейкер Лиллиан Браун, бизнесмен и пресса нужны друг другу. Деловому человеку средства массовой информации необходимы, если надо быстро распрос

Этапы подготовки и проведения интервью
К этапам данного вида общения относим: ДокоммуникативныйКоммуникативныйПосткоммуникативный1.Определение (совместно с интервьюером, круга проблем разговора1.Приветствие. Уст

Этапы подготовки и проведения служебного телефонного разговора
По подсчетам исследователей, на телефонные разговоры тратится до 27% рабочего времени делового человека. Какие действия он совершает, осуществляя этот вид дистантного общения?

Техника речи разговора по телефону
Когда человек говорит с кем - то по телефону, единственным средством выразить себя является его голос. Поэтому необходимо, как и при публичном выступлении, следить за техникой речи: освобождать дых

Правила ведения делового телефонного разговора
1)Рационально снимать трубку при любом звонке. Лучше всего после первого звонка. Если у руководителя есть отдельный кабинет и параллельный телефон, то трубку первой снимает секретарь. Она может дат

Вопросы
1.Почему по телефону часто задают вопросы: «Ты плохо себя чувствуешь?», «Вы спешите?». 2.Л. К. Граудина приводит в своей статье «О современной концепции отечественной риторики и культуре р

Дискуссия как вид спора
Дискуссия (от лат. discussio - «исследование») - это публичный диалог, в процессе которого сталкиваются различные, противоположные точки зрения. Целью дискуссии является выяснение и сопоставление п

Этапы подготовки и проведения дискуссии
Дискуссия в служебном взаимодействии - это, как правило, организованный спор: он планируется, готовится, а затем анализируется. Охарактеризуем следующие основные структурные элементы дискуссии:

Правила ведения спора
1.Начинайте возражать только тогда, когда вы уверены, что мнение собеседника действительно противоречит вашему. 2.Вначале приводите только сильные доводы, а о слабых говорите после и как б

Анализ дискуссии
Последний, заключительный этап рассматриваемого речевого жанра предусматривает тщательное осмысление процесса общения. Для этого можно использовать такие вопросы: 1.Что обсуждалось и что д

Задания
1.Сделайте письменный анализ одной из телепередач, построенной в форме дискуссии. 2.Определите свое отношение (совершенно согласен, согласен, не могу определиться, не согласен, совершенно

Совещание как вид организации делового общения группы
Деловое совещание (собрание) - устное коммуникативное взаимодействие группы людей (коллектива). В этом виде общения сочетаются различные жанры: ораторский монолог (вступительное и

Этапы подготовки и проведения собрания
Собрание - это групповое общение, которое управляется, организуется. Его успех на 90% зависит от подготовки, обдумывания структурных элементов коммуникативного этапа и последующей оценки и самооцен

Протокол совещания
Протокол совещания - это первичный официальный документ, на основании которого руководство вправе требовать от работников выполнения порученных им заданий. Секретарь фиксирует в пр

Пресс - конференция
Пресс - конференция - это вид взаимодействия делового человека с представителями прессы, аккредитованными своими редакторами с целью получения нужной информации. Поводы устройства пресс -

Список цитируемой литературы
1.Лихачев Д. С. О речевой культуре // Слово лектора. - 1989. - № 4. 2.Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. В 13т. - М. , 1954, т.6. 3.Якокка Л. Карьера менеджера. - М. , 199

Само понятие «оратор» в русском языке появилось в начале 18 столетия, а стало распространяться более широко только через столетие. Слово это произошло от латинского «oro», в переводе оно значит «говорю».

В наше время в литературном русском языке слово оратор стало многогранным. В толковых словарях можно встретить такие значения:

1. Тот, кто произносит речь, выступает в собрании.

2. Человек, обладающий даром красноречия.

3. Тот, кто публично провозглашает какие-либо мысли, идеи; глашатай чего-либо.

4. Тот, кто обладает даром произносить речи.

Поэтому и в печати, и в художественной литературе, и в нашей с Вами речи слово оратор употребляется в разных значениях. А в ораторском искусстве это любой человек, который произносит речь на публике. И здесь уже у термина оратор нет качественных характеристик и ему необходимы дополнительные определения, такие как хороший или плохой оратор, скучный или блестящий, посредственный или выдающийся, вялый или вдохновляющий оратор. Список можно продолжать долго.

Конечно, каждый человек индивидуален и его особенности влияют на стиль речи и манеру выступления. Поэтому еще с античных времен теоретики выделяли разные типы ораторов. Цицерон, например, в своем труде «Об ораторе» разделял 3 типа:

1. «Велеречивые, с возвышенной силой мысли и торжественностью выражений». По его мнению, это «решительные, разнообразные, неистощимые, могучие, во всеоружии готовые трогать и обращать сердца» ораторы.

2. «Сдержанные и проницательные, всему поучающие, все разъясняющие, а не возвеличивающие, отточенные в своей прозрачной, так сказать, и сжатой речи».

3. «Средний и как бы умеренный род, не применяющий ни тонкой предусмотрительности последних, ни бурного натиска первых…«

Очень важной составляющей выступающего человека являются его нравственные качества. Он может оказывать влияние на множество других судеб и помогать принимать то или иное решение в своей жизни. Его речи должны подвигать на добрые дела и поступки. Вспомним Гитлера. Всем известно, что он был блестящим, даже завораживающим оратором. Но какая была у него конечная цель? Истребить всех, кто не его расы.

Но нравственность без знаний тоже много не стоит. Если оратор хорошо произносит свою речь, а на возникающие вопросы не может ответить, то возникают сомнения в его компетентности. И этот человек не будет вызывать большого доверия и уважения.

Несомненно, оратор должен хорошо пользоваться специальными навыками, то есть способен осуществлять различные операции самым лучшим образом. Вот некоторые из этих навыков:

§ навык отбора литературы;

§ навык изучения литературы;


§ навык составления плана;

§ навык написания текста речи;

§ навык самообладания перед аудиторией;

§ навык ориентации во времени.

Из всех приобретенных навыков складываются умения оратора. Он должен уметь:

§ самостоятельно подготовить выступление;

§ доходчиво и убедительно излагать материал;

§ отвечать на вопросы слушателей;

§ устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией;

§ применять технические средства, наглядные пособия и т. д.

Если у оратора какого-то навыка или умения будет не хватать, то его выступление окажется не эффективно. Например, он мастер писать тексты, но он не умеет красиво говорить, то есть невыразительно бубнит себе под нос тихим голосом. Тогда его хорошо если услышат в первых рядах. Или оратор хорошо поставленным голосом эмоционально говорит, но увлекся, и не успел уложиться в отведенное ему время. Тогда он сможет донести до слушателя не все свои мысли, и впечатление от него останется отрывочным.

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления важнейшее условие эффективности ораторской речи - это контакт со слушателями. Как говорят опытные ораторы, это заветная мечта каждого выступающего. Действительно, ведь речь произносится, чтобы ее слушали, правильно воспринимали, запоминали. Если оратора не слушают, если аудитория во время речи занимается «своими» дедами, то усилия и труды выступающего пропадают даром, действенность такого выступления сводится к нулю.

По определению психологов, контакт - это общность психического состояния оратора и аудитории, это взаимопонимание между выступающим и слушателями. В результате чего возникает эта общность? Прежде всего, на основе совместной мыслительной деятельности, т. е. оратор и слушатели должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одинаковые вопросы - оратор, излагая тему своего выступления, а слушатели, следя за развитием его мысли. Если оратор говорит об одном, а слушатели думают о другом, контакта нет. Совместную мыслительную деятельность оратора и аудитории ученые называют интеллектуальным сопереживанием. Не случайно в народе говорят: «Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает».

Для возникновения контакта важно также и эмоциональное сопереживание, т. е. оратор и слушатели во время выступления должны испытывать сходные чувства. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность передаются и слушателям, вызывают у них ответную реакцию.

Таким образом, контакт между оратором и аудиторией возникает, в том случае, когда обе стороны заняты одной и той же мыслительной деятельностью и испытывают сходные переживания. Психологи подчеркивают, что необходимым условием возникновения контакта между оратором и аудиторией является искреннее, настоящее уважение к слушателям, признание в них партнеров, товарищей по общению.
Внешне контакт проявляется в поведении аудитории, а также в поведении самого оратора.

Нередко во время выступления оратора в зале царит тишина. Но как различна бывает эта тишина! Одних ораторов слушают, затаив дыхание, боясь пропустить хоть одно слово. Эта тишина регулируется самим оратором. Шутки выступающего, его юмористические замечания вызывают движение в зале, улыбки, смех слушателей, но этот смех прекращается сразу же, как только оратор вновь начнет излагать свои мысли. Во время выступления других ораторов, тоже сидят молча, но не потому, что ловят каждое его слово, а потому, что не хотят мешать выступающему. Это так называемая «вежливая» тишина. Сидеть-то сидят, не нарушая порядка, не разговаривая, но не слушают, не работают вместе с оратором, а думают о своем, мысленно занимаются другими делами. Поэтому сама по себе тишина еще не говорит о контакте оратора с аудиторией. Главные показатели взаимопонимания между говорящими и слушающими - положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, согласные кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), «рабочая» тишина в зале. О наличии или отсутствии контакта свидетельствует и поведение оратора. Если оратор говорит уверенно, ведет себя естественно, часто обращается к слушателям, держит весь зал в поле зрения, значит, он нашел нужный подход к аудитории. Оратор, не умеющий установить контакт с аудиторией, как правило, говорит сбивчиво, невыразительно, он не видит своих слушателей, никак не реагирует на их поведение.

Следует иметь в виду, что оратору порой удается установить контакт только с частью слушателей, а не со всей аудиторией. Можно сказать, что контакт - это величина переменная. Он может быть полным и неполным, устойчивым и неустойчивым, изменяться в процессе выступления оратора. Конечно, каждый выступающий должен стремиться установить со своими слушателями полный контакт, устойчивый от начала до конца речи. А для этого необходимо учитывать целый ряд факторов.

Бесспорно, на установление контакта оратора со слушателями влияют прежде всего актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в освещении данной проблемы, интересное содержание выступления. Именно интересное содержание в значительной степени определяет успех ораторской речи, является залогом установления контакта между оратором и аудиторией.

Однако в ораторской практике следует учитывать еще целый ряд моментов, требований, несоблюдение которых может свести на нет интересное содержание, снизить эффективность ораторского воздействия.
Большое влияние на установление контакта с аудиторией оказывает личность оратора, его репутация, сложившееся общественное мнение о нем. Если оратор известен как человек эрудированный, принципиальный, как человек, у которого слово с делом не расходится, человек, не бросающий слов на ветер, выступающей «не ради красного словца», то аудитория будет испытывать доверие к такому оратору.

Единство слова и дела - это нравственно-этический критерий деятельности оратора, одно из главных требований, предъявляемых ему, важнейшее условие взаимопонимания. Несоблюдение этого требования остро и болезненно воспринимается слушателями, подрывает их доверие к словам говорящего.

Чтобы установить контакт со слушателями, важно учитывать особенности аудитории, в которой предстоит выступать, знать ее количественный и качественный состав, мотив действий слушателей, их настроение, установки, интересы и т. п. Рассмотрим основные особенности аудитории ораторской речи. Прежде всего, важно знать, однородна или неоднородна аудитория. По каким же признакам можно судить об однородности аудитории? К ним относятся такие характеристики слушателей, как: возраст, пол, национальность, уровень образования, профессиональные интересы, настроение и т. п. Понятно, чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слушателей на выступление, тем легче выступать. И наоборот, разнородная аудитория обычно неодинаково реагирует на слова оратора, и ему приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы управлять своими слушателями.

Существенный признак аудитории – количественный состав слушателей. Если вам приходилось выступать на собрании или на конференции, то вы вспомните, что приемы, используемые в той и другой аудитории, манера поведения, форма преподнесения материала, обращение к малочисленной и многочисленной аудитории были различными. Иногда интересуются: в какой, аудитории легче выступать - в малочисленной или многочисленной. Каждая аудитория имеет своя особенности. Некоторые ораторы боятся большой аудитории, они начинают сильно волноваться, их охватывает, как говорят, «ораторская лихорадка», и они теряют дар речи. Малочисленной аудиторией легче управлять, но в данном случае оратор должен хорошо знать вопрос, о котором идет речь, так как вряд ли удобно читать с «листа» перед небольшим количеством слушателей.

Для аудитории характерно и чувство общности, которое проявляется в эмоциональном настрое слушателей. Во время выступления можно наблюдать различные «интересные явления». Вот, к примеру, в какой-то части зала возник легкий шум, и он очень быстро распространяется по всему помещению. Ваш сосед одобрительно кивнул выступающему головой. Это определенным образом повлияло на ваше поведение, на ваше отношение к словам говорящего. А вот прозвучала ироническая реплика, на нее живо реагируют остальные слушателя. Влияние слушателей друг на друга особенно ярко проявляется при одобрении или неодобрении речи выступающего. В чем же дело? Почему это происходит? Да потому, что слушатели испытывают действие различных психологических механизмов: одни слушатели бессознательно повторяют действия окружающих, другие осознанно воспроизводят образцы поведения рядом сидящих, на третьих оказывают влияние мнение и поведение большинства присутствующих. В результате действия этих механизмов в аудитории создается общий настрой, который существенно влияет на установление контакта между оратором и слушателями. Поэтому оратору нужно научиться управлять аудиторией, уметь, если надо, изменить его.

На установление контакта между оратором и аудиторией влияют и
некоторые особенности психологии слушателей. Слушатели предъявляют оратору особые требования: они предоставили ему в процессе общения главную роль и хотят, чтобы он оправдал ее. Поэтому важно, чтобы слушатели почувствовали уверенность в поведении оратора, увидели спокойствие и достоинство на его лице, услышали твердость и решительность в голосе. Однако оратор такой же человек, как и все остальные. Перед выступлением у него могут возникнуть неприятности, непредвиденные осложнения, наконец, он может вдруг почувствовать недомогание. Однако аудитории нет дела до личных переживаний оратора. Значит, ему надо уметь скрыть свое настроение, на время отключиться от всего, что не связано с выступлением в аудитории. А. С. Макаренко учил педагогов-воспитателей:
«Настроение у вас может быть каким угодно, а голос у вас должен быть настоящим, хорошим, твердым голосом. Никакого отношения к вашему голосу настроение не имеет... Нужно сделать так, чтобы ваша физиономия, ваши глаза, ваш голос были в некоторых случаях автономными».
Рекомендации А. С. Макаренко, несомненно, полезны и для ораторов.
Особенностью психологии аудитории является то, что слушатели - это одновременно и зрители. Оратор только появляется на трибуне, а слушатели уже оценивают его» обмениваются друг, с другом критическими замечаниями. Что же привлекает в ораторе зрительное внимание слушателей? Конечно, в первую очередь его внешний вид. Одежда выступающего должна соответствовать характеру обстановки, в которой произносятся речь, быть опрятной а аккуратной. А. Ф. Кони советовал лекторам:
«Следует одеться просто и прилично. В костюме не должно быть ничего вычурного и кричащего (резкий цвет, необыкновенный фасон); грязный, неряшливый костюм производит неприятное впечатление. Это важно помнить, так как психологическое действие на собравшихся начинается до речи, с момента появления лектора перед публикой».

Аудитория внимательно следит также за поведением оратора во время речи. Липшие, механические движения выступающего отвлекают внимание слушателей, становятся предметом обсуждения аудитории. Обращают внимание слушатели и на позу лектора. Иные ораторы, добравшись до трибуны, ложатся на нее, раскачиваются то вправо, то влево, переминаются с ноги на ногу, топчутся на месте. Все это отрицательно действует на слушателей, не способствует установлению контакта с оратором.

Слушателям далеко не безразлично, куда смотрит, оратор. Нередко можно наблюдать такую картину: делает начальник доклад, выступает на собрании и время от времени посматривает в окно, окидывает взглядом стены, опускает глаза на пол, поднимает их к потолку, рассматривает свои руки, т. е. смотрит куда угодно, только не на слушателей.

Бывает еще хуже: выступающий смотрит на аудиторию, как в пустое пространство, смотрит отсутствующим взглядом. Можно ли в таком случае говорить о подлинном взаимопонимании между оратором и аудиторией? Конечно, нет! Правда, зрительный контакт со слушателями вовсе не означает, что нужно все время стараться смотреть на всех и каждого. Но если во время речи медленно переводить взгляд с одной части аудитории на другую, то можно создать впечатление хорошего зрительного контакта со слушателями.

Таким образом, установление контакта, овладение вниманием аудитории обеспечивает успех публичного выступления, является необходимым условием для передачи информации, оказания желаемого воздействия на слушателей» закрепление у них определенных знаний и убеждений.

В заключение подчеркнем, что ораторская практика настолько, сложна, разнообразна, многогранна, что невозможно все предусмотреть заранее и дать советы и рекомендации на все случаи жизни. Очень важно, чтобы каждый человек творчески подходил к подготовке и произнесению ораторской речи, полнее и шире использовал свои природные данные, индивидуальные возможности, умело применял приобретенные риторические навыки и умения.

  1. Практическая часть